THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Материал содержит таблицы значений суточной потребности детей в энергии, белках, минералах и витаминах.

(Circulation 2005: 112: 2064)

1 Добавить 200 ккал при умеренной и 200-400 - при высокой физической активности.

Животный белок до 6 месяцев составляет 100%, в 6-12 месяцев - 80%, после года - 70% от общего потребления белка. Жиров для детей 0-6 месяцев требуется 6,0-6,5 г/кг, 7-12 мес - 5,5 г/кг, 13 лет - 3 г/кг. Углеводы доставляют более 50% калорий, суточная потребность в них - 13 г/кг. Пищевые волокна - набухающие (пектины) и не набухающие, необходимы для работы кишечника, содержатся в крупах (особенно цельных и грубого помола), овощах, фруктах; их суточная норма: возраст в годах + 5 г, по ряду данных - 3-5 г/кг.

Суточная потребность детей в энергии и белках таблица

(ВОЗ.ФАО (1985), NRC. США 1989)

Суточная потребность детей в минералах

Возраст (лет)

Железо (мг)

Магний (мг)

Селен (мг)

Потребность детей в витаминах в для разного возраста

Суточные потребности - из Food and Nutrition Bard, US National Research Council, 1989

Возраст (лет)

_______________

Источник информации: Таточенко В.К. Педиатру на каждый день (Справочник по диагностике и лечению) М.:2012.

Одним из важных элементов, способствующих росту и развитию является правильное питание ребенка, в котором сбалансировано количество и качество пищи соответственно потребностям малыша.

Специалистами в области педиатрии и питания разработаны нормы питания детей первого года жизни, нарушение которых может существенно отразиться на здоровье малыша и его, физических и умственных способностях.

Так, недостаточное по количеству потребление пищи ребенком первого года жизни может способствовать развитию дистрофии, рахитизму, опущению почек, которые поддерживаются за счет жировой ткани. Питание детей, которое не соответствует возрастной категории по качеству и составу может привести к запоздалому развитию ребенка, отсутствию зубов или плохому их качеству, диатезам, аллергическим реакциям, нарушениям нервной системы, умственной отсталости, анемии.

Здоровое питание детей особенно важно в первый год жизни , когда закладываются основные функции организма и недобор в весе, или отсутствие каких либо витаминов или жизненно важных микроэлементов, могут повлиять на здоровье ребенка в целом.

Питание детей первого полугода жизни

Расчет питания детей первого года жизни можно осуществить по потребностям в количестве пищи зная ее калорийность и вес малыша. Кроме того, дети первого полугодия на грудном вскармливании могут питаться исключительно материнским молоком , которое удовлетворяет все их потребности в полезных веществах и способствует нормальному развитию всех органов, а так же поставляет в организм иммунные клетки защищающие кроху от воздействий инфекции.

Грудное вскармливание осуществляется по требованию ребенка, который сам определяет как часто и в каком количестве ему необходима пища. Как правило, к концу первого месяца жизни ритм выработки грудного молока, а так же его состав синхронизируются с потребностями малыша и проблем не возникает. На то, что ребенку не хватает грудного молока, указывают следующие факторы:

  • Количество мокрых пеленок за сутки меньше чем количество кормлений.
  • Малыш подолгу висит на груди и засыпает скорее от усталости, чем от насыщения.
  • Часто просыпается с голодным криком и замолкает только после того как ему дали грудь.
  • Набор веса не соответствует нормам ежемесячного прироста.

Если есть хотя бы один фактор из перечисленных, необходимо обратиться к педиатру, который поможет сделать контрольное взвешивание до и после кормления, а так же направит грудное молоко на исследования в плане его жирности и плотности. В том случае если окажется что действительно, молока не хватает, возможны варианты с докармливанием смесями после основного кормления или же полной заменой одного или двух кормлений питанием для детей.

Питание детей до года, которые изначально находятся на смесях должно находиться на контроле у родителей и соответствовать возрастным требованиям, очень важно соблюдать режим кормлений, давать малышу необходимое для его возраста количество и учитывать состав смесей.

Расчет количества пищи для ребенка на искусственном вскармливании

Для того чтобы не перекормить малыша или не оставить его голодным необходимо соблюдать нормы питания включающие в себя количество кормлений и объем потребляемой пищи которые индивидуальны для каждого ребенка и изменяются с каждым месяцем по мере роста.

Существует несколько формул позволяющих высчитать объем и калорийность питания ребенка по месяцам, они удобны в использовании и могут быть взяты за основу педиатром, который корректирует схему кормлений в зависимости от индивидуальных потребностей малыша.

Суточная потребность в молоке или смеси ребенка первых 10 дней жизни

Как известно в первые 2 – 3 дня ребенок нуждается в очень малом количестве питательного и легко усвояемого молозива, которое выделяется вместо молока. Примерно на 3 – 4 день появляется молоко, либо же новорожденного кормят адаптированной смесью, количество которой за сутки можно узнать по формуле:

2% массы тела, при рождении умноженные на количество дней от рождения.

Полученная цифра равняется суточному объему питания, далее ее необходимо разделить на количество приемов пищи. Например, вес при рождении равен 3,200кг, то на четвертый от рождения день он должен потреблять суточную норму пищи равную формуле:

(3,200/100*2)*4 = 64(2% от массы тела при рождении)*4(количество дней от рождения) = 256мл в сутки.

При этом суточная норма питания ребенка в первые 10 дней не должна превышать 1000мл за сутки.

Существует более простой способ узнать количество пищи на один прием, для этого необходимо умножить количество дней от рождения на 10. Например, на 5 дне жизни от рождения, разовая норма молока или смеси равна 50мл, соответственно каждый последующий день норма увеличивается на 10мл на каждый прием пищи.

Метод исчисления объема пищи по ее калорийности

В первом полугодии энергетические потребности детей в пище за сутки соответствуют 115ккл на каждый килограмм массы тела, после 6 месяцев эта цифра уменьшается до 110ккл на каждый килограмм. Но такой метод задействуется только тогда, когда известна калорийность пищи, например при использовании детского питания.

Приведем пример, масса тела малыша равняется 5кг, тогда суточная норма калорий равна 5*115=575ккл. Зная калорийность смеси на литр 680ккл/л можно узнать количество необходимое ребенку в сутки – (575*1000)/680=845, 5 мл в сутки.

При этом необходимо учитывать, что рацион питания ребенка в 10 месяцев включает в себя не только смеси, а и 3 полноценных приема пищи состоящих из овощей, мяса и молочных продуктов. Поэтому чтобы рассчитать рацион питания 10 месячного ребенка необходимо знать калорийность всех продуктов из расчета на 100г. и учитывать, что разовый прием пищи не должен превышать 120 – 140г на один прием.

Расчет суточной дозы молока по Рейхе

Довольно простой способ узнать количество пищи для того чтобы питание детей первого года жизни было сбалансированным и достаточным, это разделить вес малыша в граммах на его рост и полученное число умножить на 7.

Например, весит ребенок при росте 57см, 4,9кг. имеем расчет: (4900гр/57см)*7=601мл, что соответствует норме.

Калькулятор питания ребенка до года по месяцам

Ссылка для форума
Правильное питание ребенка до года − может ли оно повлиять на здоровье ребенка в целом?
Ссылка для сайта или блога
Правильное питание ребенка до года − может ли оно повлиять на здоровье ребенка в целом?

Введение первого прикорма

Состав материнского молока полностью удовлетворяет потребности растущего организма ребенка до 6 месяцев, тогда как адаптированные смеси, как бы ни обогащались различными микроэлементами, усваиваются не полностью, и ребенок уже в 4 – 5 месяцев нуждается в дополнительном источнике полезных веществ . Подробнее узнать о здоровом питании детям можно изучив таблицу введения прикормов по месяцам с учетом того, что для детей на искусственном вскармливании прикорм необходимо вводить на месяц раньше.

Рассмотрим дополнительное питание детей до года по месяцам, начиная с полугода как при грудном вскармливании.

Несмотря на рекомендации педиатров в прошлые годы, на сегодняшний день для первого прикорма не стоит использовать яблочное пюре или сок, поскольку его кислотность может нарушить баланс бактерий желудка малыша и привести к диатезу. Лучшим вариантом первого знакомства малыша с взрослой пищей станет введение овощного пюре из картофеля или более легкого кабачка в сезон. Вводить его стоит в первой половине дня, после основного приема молока или смеси, начиная с чайной ложки и постепенно заменяя второе кормление 80 – 90г. овощного пюре. Постепенно можно делать многокомпонентные пюре, фруктовые пюре и соки, разведенные водой.

Вводя новые продукты необходимо помнить, что питание детей до года не подразумевает использования искусственных красителей, транс жиров и консервантов, поэтому лучшая пища, это здоровое питание для детей в источнике происхождения, которого, мама уверена.

Начиная с момента, как малышу пойдет седьмой месяц можно вводить кисломолочные продукты, приготовленные с помощью специальных заквасок и молочных бактерий. Такая пища поможет ребенку быстрее адаптироваться к твердой пище и создаст необходимую микрофлору в кишечнике. В питание семимесячного ребенка должны входить два полноценных приема пищи состоящих из овощного супа или пюре, безмолочной каши или кефира. Количество продуктов из коровьего молока следует ограничивать, так как оно является сильным аллергеном в чистом виде. К концу седьмого месяца количество и состав прикорма ребенка на ГВ и малыша искусственника уравниваются.

Питание восьмимесячного ребенка становиться более разнообразным, так как постепенно в рацион питания вводят мясное пюре из курицы или кроля, четверть желтка и немного сливочного или растительного масла. Здоровое питание для детей должно быть разнообразным и содержать все необходимые вещества для роста и развития.

Диетическое питание для детей до года не должно содержать жареной или копченой пищи, так же под запрет попадают консервы, супы на мясных бульонах и разнообразные сладости. В период, когда у ребенка уже есть несколько зубов, а это случается, как правило, к 9 месяцам, не стоит давать малышу твердую пищу, от которой может отвалиться кусочек. Так морковь, яблоки и печенье, о которые дети снимали зуд десен, становятся патологически опасными.

Питание 10 месячного ребенка

К этому возрасту, дети могут полностью переходить на альтернативное меню, оставив за собой право, полакомиться маминым молоком перед сном и с первыми лучами солнца. Количество кормлений в сутки равняется 5 с учетом грудного вскармливания или смеси.
Режим питания ребенка в 10 месяцев, приблизительно такой:

  1. 6 – 00 грудное молоко или 200мл смеси.
  2. 10 – 00 молочная каша или творог с фруктовым пюре.
  3. 14 – 00 овощной суп или пюре с мясными тефтелями.
  4. 18 – 00 адаптированный кефир, детское печенье с молоком.
  5. 22 – 00 молочная смесь или грудное молоко.

Как кормить ребенка 10 месяцев? Конечно же, в этом возрасте необходимо постепенно приучать малыша питаться самостоятельно из ложки, для этого можно усадить ребенка в специальный стульчик и предоставить ему детскую посуду. При этом можно одновременно кормить малыша самостоятельно другой ложкой. Питание ребенка в 10 месяцев не должно состоять из совершенно гомогенизированных продуктов. Так можно делать супы не совсем однородными, включать в рацион более густые пудинги или фрикадели с рисом. К 10 месяцам рвотный рефлекс ребенка угасает и более твердая пища, с которой малыш уже в состоянии справиться должна присутствовать на столе. От блендера при приготовлении питания ребенка 10 месяцев лучше отказаться, разминая все вилкой. Питание 11 месячного ребенка практически не отличается от рациона 10 месячного ребенка.

Питание ребенка после года

Питание годовалого ребенка заметно отличается от рациона грудничка, так например, объем потребляемой за сутки пищи может равняться 1250мл. при этом приемы пищи сокращаются до 4. Рекомендуется, и увеличить промежуток между последним приемом и завтраком. Так, питание детей после года начинается с завтрака около 8 часов утра, ужин не должен быть позднее 21 – 00 часов.

Рацион питания ребенка в год состоит из 25% от суточной нормы на завтрак, 35% на обед, 15% полдник и 25% пищи на ужин.

Рецепты питания ребенка после года должны включать в себя молочные продукты, мясо птицы, говядину, овощи, фрукты, крупы, рыбу, яйца, растительные жиры. Как можно меньше нужно давать ребенку сладостей, мучных продуктов, животных жиров. Категорически питание ребенка от года не включает в себя газированных напитков, чипсов, сосисок и других блюд быстрого приготовления. Такая пища содержит много красителей и ароматизаторов, что способно за один прием сильно повлиять на поджелудочную или печень, вызвать гастрит, язву или стать причиной сильного отравления.

Питание ребенка в 1,5 года обычно не включает в себя грудного молока или смеси, которые конечно же можно потреблять ребенку в этом возрасте, если того хочет мама, но особой ценности они в себе не несут. Пища должна быть более твердой и не однородной. Понемногу в меню как при питании ребенка 2 лет можно вводить обжаренные продукты, например сырники, блины с творогом, котлеты. При этом следует не допускать сильно зажаренной корки влияющей на поджелудочную малыша. В этом возрасте дети очень капризны и избирательны в пище, поэтому при ее приготовлении важную роль играет оформление блюда, а так же посуда и сервировка. С этого возраста также можно начинать учить ребенка правильным манерам за столом.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

В нейродиетологии детского возраста необходимость регулярного потребления витаминов и минеральных веществ является аксиомой . Именно эти эссенциальные вещества, относящиеся к микронутриентам, позволяют обеспечить нормальное физическое развитие и адекватное функционирование всех органов и систем организма, включая центральную нервную систему .

По аналогии с витаминами, неадекватное потребление которых сопровождается витаминодефицитными состояниями или гиповитаминозами, недостаточное поступление в организм минеральных веществ может приводить у детей и взрослых к микроэлементозам (или дисэлементозам) . В частности, это касается таких минеральных веществ, как магний (Mg), цинк (Zn) и кальций (Ca), каждому из которых ранее были посвящены наши соответствующие публикации .

Дискутабельным продолжает оставаться вопрос о целесообразности одновременного или разделенного по времени приема витаминов и минеральных веществ, но, по-видимому, этот момент не может считаться принципиальным. Неоспоримо, что потребности детей в витаминах и минеральных веществах являются строго возраст-зависимыми.

Положительное влияние дотации витаминов и минеральных веществ на организм будущего ребенка можно констатировать при своевременном приеме специализированных комплексов женщинами на этапе беременности . Ранее нами неоднократно сообщалось о так называемых «витаминных линейках», ориентированных на контингенты детей различного возраста . Такой подход к обеспечению детей витаминными и витаминно-минеральными комплексами на различных этапах постнатального онтогенеза к началу 21-го века уже может считаться традиционным. Примером подобных «линеек» является линия Супрадин Кидс, эти витамины зарегистрированы в РФ в качестве биологически активных добавок . Представители линии Супрадин Кидс характеризуются наличием в их составе биологически активных веществ (лецитин, холин, омега-3 жирные кислоты, β-каротин), нацеленных на модуляцию когнитивных и неврологических функций у детей различного возраста.

В действующих с 2008 г. в Российской Федерации «Нормах физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» пересмотрена и уточнена потребность детей в витаминах и минеральных веществах в зависимости от возраста . Представленные ранее «Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР» датировались 1991 г.

При приведении данных о потребностях в витаминах А (ретинол) и Е (токоферол) используются аббревиатуры «рет. экв.» (ретинол эквивалент, 1 мкг рет. экв. соответствует 1 мкг ретинола) и «ток. экв.» (токоферол эквивалент, 1 мг ток. экв. соответствует 1 мг альфа-токоферола).

Для детей первого года остались прежними нормы потребления витамина С (0-3 мес — 30 мг/сутки, 4-6 мес — 35 мг/сутки, 7-12 мес — 40 мг/сутки), витамина А (0-12 мес — 400 мкг рет. экв./сутки), витамина Е (0-6 мес — 3,0 мг ток. экв./сутки), витамина D (0-12 мес — 10 мкг/сутки), витамина В 1 (0-3 мес — 0,3 мг/сутки, 4-6 мес — 0,4 мг/сутки, 7-12 мес — 0,5 мг/сутки), витамина В 2 (0-3 мес — 0,4 мг/сутки, 4-6 мес — 0,5 мг/сутки, 7-12 мес — 0,6 мг/сутки), витамина В 6 (0-3 мес — 0,4 мг/сутки, 4-6 мес — 0,5 мг/сутки, 0,6 мг/сутки) и витамина В 12 (0-3 мес — 0,3 мкг/сутки, 4-6 мес — 0,4 мкг/сутки, 7-12 мес — 0,5 мкг/сутки). В обновленных рекомендациях потребность в витамине РР (ниацин) у детей в возрасте 7-12 месяцев увеличилась до 7 мг/сутки (ранее составляла 4 мг/сутки), как и нормы алиментaрного потребления фолиевой кислоты (0-6 месяцев — 50 мкг/сутки вместо 40 мкг/сутки). Появилась отсутствующая ранее рекомендация по потреблению витамина В 5 (пантотеновая кислота): в возрасте 0-3 мес — 1,0 мг/сутки, 4-6 мес — 1,5 мг/сутки, 7-12 мес — 2,0 мг/сутки. К сожалению, потребность детей первого года жизни в витамине К и биотине не уточняется .

Для детей, возраст которых превысил 12 месяцев, в России в настоящее время рекомендуются следующие нормы потребления витаминов:

  • аскорбиновая кислота (1-3 года — 45 мг/сутки, 3-7 лет — 50 мг/сутки, 7-11 лет — 60 мг/сутки, 11-14 лет — 70 мг/сутки для мальчиков и 60 мг/сутки для девочек, 14-18 лет — 90 мг/сутки для подростков и 70 мг/сутки для девушек);
  • витамин А (1-3 года — 450 мкг рет. экв./сутки, 3-7 лет — 500 мкг рет. экв./сутки, 7-11 лет — 700 мкг рет. экв./сутки, 11-18 лет — 1000 мкг рет. экв./сутки для юношей и 800 мкг рет. экв./сутки для девушек);
  • витамин Е (1-3 года — 4,0 мг ток. экв./сутки, 3-7 лет — 7,0 мг ток. экв./сутки, 7-11 лет — 10,0 мг ток. экв./сутки, 11-14 лет — 12,0 мг ток. экв./сутки, 14-18 лет — 15 мг ток. экв./сутки);
  • витамин D (1-18 лет — 10 мкг/сутки);
  • витамин В 1 (1-3 года — 0,8 мг/сутки, 3-7 лет — 0,9 мг/сутки, 7-11 лет — 1,1 мг/сутки, 11-14 лет — 1,3 мг/сутки, 14-18 лет — 1,5 мг/сутки для юношей и 1,3 мг/сутки для девушек);
  • витамин В 2 (1-3 года — 0,9 мг/сутки, 3-7 лет — 1,0 мг/сутки, 7-11 лет — 1,2 мг/сутки, 11-14 лет — 1,5 мг/сутки, 14-18 лет — 1,8 мг/сутки для юношей и 1,5 мг/сутки для девушек);
  • витамин В 6 (1-3 года — 0,9 мг/сутки, 3-7 лет — 1,2 мг/сутки, 7-11 лет — 1,5 мг/сутки, 11-14 лет — 1,7 мг/сутки для мальчиков и 1,6 мг/сутки для девочек, 14-18 лет — 2,0 мг/сутки для юношей и 1,6 мг/сутки для девушек);
  • витамин В 12 (1-3 года — 0,7 мкг/сутки, 3-7 лет — 1,5 мкг/сутки, 7-11 лет — 2,0 мкг/сутки, 11-14 лет — 3,0 мкг/сутки);
  • ниацин (1-3 года — 8,0 мг/сутки, 3-7 лет — 11,0 мг/сутки, 7-11 лет — 15,0 мг/сутки, 11-14 лет — 18,0 мг/сутки, 14-18 лет — 20,0 мг/сутки для юношей и 18,0 мг/сутки для девушек);
  • биотин (1-3 года — 10,0 мкг/сутки, 3-7 лет — 15,0 мкг/сутки, 7-11 лет — 20,0 мкг/сутки, 11-14 лет — 25 мкг/сутки, 14-18 лет — 50 мкг/сутки);
  • фолиевая кислота (1-3 года — 100 мкг/сутки, 3-11 лет — 200 мкг/сутки, 11-14 лет — 300-400 мкг/сутки, 14-18 лет — 400 мкг/сутки);
  • витамин В 5 /пантотеновая кислота (1-3 года — 2,5 мг/сутки, 3-11 лет — 3,0 мг/сутки, 11-14 лет — 3,5 мг/сутки, 14-18 лет — 5,0 мг/сутки для юношей и 4,0 мг/сутки для девушек);
  • витамин К (1-3 года — 30 мкг/сутки, 3-7 лет — 55 мкг/сутки, 7-11 лет — 60 мкг/сутки, 11-14 лет — 80 мкг/сутки для мальчиков и 70 мкг/сутки для девочек, 14-18 лет — 120 мкг/сутки для юношей и 100 мкг/сутки для девушек) .

Если до 2008 г. регламентировалось потребление детьми лишь 6 минеральных веществ (Ca, P, Mg, Fe, Zn и I), то теперь имеются рекомендации по потреблению в детском возрасте 13 элементов. Среди них, помимо уже перечисленных, фигурируют калий (K), натрий (Na), хлор (Cl), медь (Cu), селен (Se), хром (Cr) и фтор (F) .

С 2008 г. предусмотрены следующие нормы потребления детьми различного возраста минеральных веществ:

  • кальций (0-3 мес — 400 мг/сутки, 4-6 мес — 500 мг/сутки, 7-12 мес — 600 мг/сутки, 1-3 года — 800 мг/сутки, 3-7 лет — 900 мг/сутки, 7-11 лет — 1100 мг/сутки, 11-18 лет — 1200 мг/сутки);
  • фосфор (0-3 мес — 300 мг/сутки, 4-6 мес — 400 мг/сутки, 7-12 мес — 500 мг/сутки, 1-3 года — 700 мг/сутки, 3-7 лет — 800 мг/сутки, 7-11 лет — 1100 мг/сутки, 11-18 лет — 1200 мг/сутки);
  • магний (0-3 мес — 55 мг/сутки, 4-6 мес — 60 мг/сутки, 7-12 мес — 70 мг/сутки, 1-3 года — 80 мг/сутки, 3-7 лет — 200 мг/сутки, 7-11 лет — 250 мг/сутки, 11-14 лет — 300 мг/сутки, 14-18 лет — 400 мг/сутки);
  • калий (1-3 года — 400 мг/сутки, 3-7 лет — 600 мг/сутки, 7-11 лет — 900 мг/сутки, 11-14 лет — 1500 мг/сутки, 14-18 лет — 2500 мг/сутки);
  • натрий (0-3 мес — 200 мг/сутки, 4-6 мес — 280 мг/сутки, 7-12 мес — 350 мг/сутки, 1-3 года — 500 мг/сутки, 3-7 лет — 700 мг/сутки, 7-11 лет — 1000 мг/сутки, 11-14 лет — 1100 мг/сутки, 14-18 лет — 1300 мг/сутки);
  • хлориды (0-3 мес — 300 мг/сутки, 4-6 мес — 450 мг/сутки, 7-12 мес — 550 мг/сутки, 1-3 года — 800 мг/сутки, 3-7 лет — 1100 мг/сутки, 7-11 лет — 1700 мг/сутки, 11-14 лет — 1900 мг/сутки, 14-18 лет — 2300 мг/сутки);
  • железо (0-3 мес — 4,0 мг/сутки, 7 мес — 7 лет — 10,0 мг/сутки, 7-11 лет — 12,0 мг/сутки, 11-14 лет — 12,0 мг/сутки для мальчиков и 15,0 мг/сутки для девочек, 14-18 лет — 15,0 мг/сутки для мальчиков и 18,0 мг/сутки для девочек);
  • цинк (0-6 мес — 3,0 мг/сутки, 7-12 мес — 4,0 мг/сутки, 1-3 года — 5,0 мг/сутки, 3-7 лет — 8,0 мг/сутки, 7-11 лет — 10 мг/сутки, 11-18 лет — 12,0 мг/сутки);
  • йод (0-12 мес — 0,06 мг/сутки, 1-3 года — 0,07 мг/сутки, 3-7 лет — 0,10 мг/сутки, 7-11 лет — 0,12 мг/сутки, 11-14 лет — 0,13 мг/сутки для мальчиков и 0,15 мг/сутки для девочек, 14-18 лет — 0,15 мг/сутки);
  • медь (0-6 мес — 0,5 мг/сутки, 7-12 мес — 0,3 мг/сутки, 1-3 года — 0,5 мг/сутки, 3-7 лет — 0,6 мг/сутки, 7-11 лет — 0,7 мг/сутки, 11-14 лет — 0,8 мг/сутки, 14-18-1,0 мг/сутки);
  • селен (0-3 мес — 0,01 мг/сутки, 4-12 мес — 0,012 мг/сутки, 1-3 года — 0,015 мг/сутки, 3-7 лет — 0,02 мг/сутки, 7-11 лет — 0,03 мг/сутки, 11-14 лет — 0,04 мг/сутки, 14-18 лет — 0,05 мг/сутки);
  • хром (1-3 года — 11 мкг/сутки, 3-11 лет — 15 мкг/сутки, 11-14 лет — 25 мкг/сутки, 14-18 лет — 35 мкг/сутки);
  • фтор (0-6 мес — 1,0 мг/cутки, 7-12 мес — 1,2 мг/сутки, 1-3 года — 1,4 мг/сутки, 3-7 лет — 2,0 мг/сутки, 7-11 лет — 3,0 мг/сутки, 11-18 лет — 4,0 мг/сутки) .

В линейке витаминно-минеральных комплексов для детей фигурируют Супрадин Кидс гель (с 3-летнего возраста), Супрадин Кидс Юниор (с 5-летнего возраста), мармеладные конфеты Супрадин Кидс c омега-3 и холином (с 3-летнего возраста), жевательные пастилки Супрадин Кидс мишки (с 11-летнего возраста).

Ниже рассматривается состав комплексов линии Супрадин Кидс применительно к детям различного возраста (дозирование и назначение в соответствии с возрастными показаниями — по аннотации производителя).

Одна чайная ложка Супрадин Кидс гель обеспечивает 3-летнему ребенку 7,4 мкг витамина D (74% от суточной потребности), 1,9 мг витамина Е (27,1%), 0,31 мг витамина В 1 (34,4%), 0,29 мг витамина В 2 (32,2%), 0,39 мг витамина В6 (32,5%), 3,5 мг ниацина (31,8%), 0,42 мг пантотеновой кислоты (12%), 13,5 мг витамина С (27%), а также 155 мкг рет. экв. β-каротина. Следует помнить, что 6 мкг последнего считаются эквивалентными 1 мкг витамина А, то есть β-каротин в данном случае по сути является заменителем ретинола. Таким образом, для детей, достигших 3-летнего возраста, в качестве важнейших рассматриваются 8 витаминов (2 жирорастворимых и 6 водорастворимых). Необходимо отметить, что включение в состав Супрадин Кидс гель лецитина (100 мг в 1 чайной ложке) не только оптимизирует утилизацию витаминных компонентов комплекса, но и способствует повышению концентрации внимания.

В одной жевательной таблетке Супрадин Кидс Юниор, предложенной 5-летнему ребенку, содержатся 2,5 мкг витамина D 3 (25% от суточной потребности), 300 мкг витамина А (60%), 5 мг витамина Е (71,4%), 22,5 мг аскорбиновой кислоты (45%), 6 мг никотинамида (54,5%), 0,45 мг витамина В 1 (50%), 0,45 мг витамина В 2 (45%), 0,45 мг витамина В 6 (37,5%), 0,5 мкг витамина В 12 (33,3%), 2 мг пантотеновой кислоты (66,6%), 75 мкг фолиевой кислоты (37,5%), 10 мкг биотина (66,6%), 120 мг кальция (13,3%), 25 мг магния (12,5%), 6 мг железа (60%), 4 мг цинка (50%), 0,4 мг меди (66,6%), 60 мкг йода (60%), 12,5 мкг селена (62,5%), 12,5 мкг хрома (83,3%). Кроме того, в каждой таблетке Супрадин Кидс Юниор представлены 1 мг марганца и 25 мг холина (около 25% от суточной потребности в этом витаминоподобном веществе). Дефицит Mn, нормы физиологического потребления которого в детском возрасте не установлены (для взрослых 2 мг/сутки), сопровождается замедлением роста и повышенной хрупкостью костной ткани, что определяет целесообразность дотации этого микроэлемента детям. Примечательно, что в этом витаминно-минеральном комплексе представлены 12 витаминов из 13 (за исключением витамина К), а также 9 важнейших минеральных веществ. Описываемый состав отражает современные представления о потребностях детей в возрасте > 5 лет в указанных микронутриентах.

Одна мармеладная конфета (пастилка) Супрадин Кидс с омега-3 и холином, принимаемая 4-летним ребенком, обеспечивает его 15 мг витамина С (30%), 4,5 мг ниацина (40,9%), 0,5 мг витамина В 6 (41,6%) и 0,25 мкг витамина В12 (8,3%). Кроме того, в составе присутствуют докозагексаеновая омега-3 жирная кислота (30 мг) и холин (30 мг); что способствует улучшению памяти и умственному развитию детей . Представленность Супрадин Кидс с омега-3 и холином лишь четырех перечисленных выше водорастворимых витаминов восполняется добавлением двух биологически активных веществ, что фактически превращает этот комплекс в продукт функционального питания.

Каждая жевательная пастилка Супрадин Кидс мишки, принимаемая 11-летним ребенком, содержит 2,5 мкг витамина D (25% от суточной потребности в этом возрасте), 400 мкг витамина А (40-50%%), 5 мг витамина Е (41,6%), 30 мкг витамина С (42,8%), 1 мг витамина В 6 (58,8%), 0,5 мкг витамина В 12 (16,6%), 9 мг ниацина (50%), 100 мкг фолиевой кислоты (33,3%), 75 мкг биотина (300%). Такая (повышенная) представленность биотина обусловлена важной ролью этого витамина в обмене веществ (участвует в синтезе жиров, глиогена, метаболизме аминокислот). Девять вышеперечисленных жиро- и водорастворимых витаминов относятся к важнейшим для детей, переходящих от обучения в начальной школе к более сложному и дифференцированному предметному образованию. Витаминный состав Супрадин Кидс Мишки не только обеспечивает ежедневную потребность ребенка, но и призван стимулировать умственное развитие и способность к обучению .

Не вызывает сомнений необходимость признать важность возрастных различий в плане потребности детей в важнейших микронутриентах — витаминах, минеральных веществах, микроэлементах. Не являясь источниками пищевой энергии, эти микронутриенты принимают участие в утилизации пищи (метаболизм), регуляции функций различных систем и органов, осуществлении процессов роста, адаптации и развития организма .

Современные подходы к разработке и составу витаминных и витаминно-минеральных комплексов учитывают возрастные особенности пациентов и базируются на осознании невозможности обеспечить детей и взрослых всеми необходимыми витаминами и минеральными веществами исключительно алиментарным путем. Еще одной особенностью многих поливитаминных и витаминно-минеральных комплексов является так называемая «болезнь-специфичность» и коррегирующая направленность, то есть лечебно-профилактическая направленность в отношении тех или иных видов патологии (соматической или психоневрологической) .

Фактически следует признать, что возрастзависимость и сбалансированность витаминно-минеральных комплексов, как и включение в их состав компонентов, обладающих доказанной эффективностью (лецитин, холин, омега-3-ненасыщенные жирные кислоты и др.), в полной мере соотносятся с концепцией нейродиетологии, направленной на оптимизацию терапии психоневрологических заболеваний посредством качественного/количественного манипулирования составом рационов питания, алиментарное предотвращение болезней нервной системы, а также на оптимизацию психомоторного развития, неврологических и интеллектуальных функций у детей . Роль витаминов и минеральных веществ в достижении указанной цели трудно переоценить.

Литература

  1. Студеникин В. М., Шелковский В. И., Балканская С. В . Возможности применения витаминно-минеральных комплексов с профилактической и лечебной целями в детской нейродиетологии / «Совершенствование педиатрической практики. От простого к сложному»: сборник статей. М., 2008. С. 81-84.
  2. Студеникин В. М., Шелковский В. И. Витаминно-минеральные комплексы для детей: инструмент нейродиетологии // Педиатрия. 2008. Т. 87. № 6. С. 105-109.
  3. Студеникин В. М. Гиповитаминозы и поливитамины // Вопросы современной педиатрии. 2002. Т. 1. № 1. С. 48-51.
  4. Студеникин В. М. Гиповитаминозы // Лечащий Врач. 2002. № 5. C. 52-55.
  5. Студеникин В. М., Курбайтаева Э. М., Балканская С. В., Высоцкая Л. М., Шелковский В. И. Витаминно-минеральные комплексы для детей: азбука эссенциальных веществ // Лечащий Врач. 2007. № 2. С. 91-93.
  6. Студеникин В. М., Балканская С. В., Шелковский В. И., Курбайтаева Э. М. Витаминно-минеральная недостаточность у детей: соматические и психоневрологические аспекты проблемы // Лечащий Врач. 2008. № 1. С. 19-22.
  7. Студеникин В. М., Турсунхужаева С. Ш., Звонкова Н. Г., Пак Л. А., Шелковский В. И. Магний и его препараты в психоневрологии // Эффективная фармакотерапия. Неврология и психиатрия. 2012. № 4, с. 8-12, 58-60.
  8. Студеникин В. М., Турсунхужаева С. Ш., Кузенкова Л. М., Пак Л. А., Шелковский В. И., Акоев Ю. С. Препараты магния в коррекции повышенной возбудимости у детей // Фарматека. 2013. № 7 (260). С. 23-26.
  9. Студеникин В. М., Турсунхужаева С. Ш., Шелковский В. И. Цинк в нейропедиатрии и нейродиетологии // Лечащий Врач. 2012. № 1. С. 44-47.
  10. Николаев А. С., Мазурина Е. М., Кузнецова Г. В., Студеникин В. М., Чумакова О. В., Шелковский В. И., Маслова О. И. Физиологическое и патофизиологическое значение метаболизма кальция в детском возрасте // Вопр. практ. педиатрии. 2006. Т. 1. № 2. С. 57-65.
  11. Студеникин В. М., Курбайтаева Э. М. Кальциопенические состояния и их коррекция // Лечащий Врач. 2010. № 10. С. 54-56.
  12. Студеникин В. М. Витаминные и витаминно-минеральные комплексы для беременных женщин России // Доктор.ру. 2005. № 4. С. 33-37.
  13. Студеникин В. М. Поливитаминные препараты и витаминно-минеральные комплексы для беременных // Лечащий Врач. 2007. № 4. С. 63-65.
  14. Студеникин В. М. Витаминно-минеральные комплексы для беременных: основа формирования неврологического здоровья матери и ребенка // Лечащий Врач. 2009. № 3. С. 53-55.
  15. Студеникин В. М . Витамины и поливитаминные препараты в России // Доктор.ру. 2004. № 3. С. 30-34.
  16. Студеникин В. М . Витамины для детей: мифы и реальность // Доктор.ру. 2004. № 6. С. 19-23.
  17. Cтуденикин В. М., Николаев А. С., Акоев Ю. С., Балканская С. В., Горелова Ж. Ю., Шелковский В. И. Витамины и применение поливитаминных препаратов в педиатрии // Справочник педиатра. 2006. № 6. С. 68-88.
  18. Студеникин В. М., Балканская С. В., Курбайтаева Э. М., Высоцкая Л. М., Шелковский В. И. Поливитаминные комплексы для здоровых и больных детей // Практика педиатра. 2007. № 5. С. 12-14.
  19. Студеникин В. М . Возможности применения поливитаминных комплексов в нейропедиатрии // Лечащий Врач. 2013. № 9. С. 60-64.
  20. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Метод. реком. МР 2.3.1.2432-08.3.2.1. Рациональное питание. М., 2008. 40 с.
  21. Студеникин В. М . Витаминно-минеральный комплекс для профилактики атеросклероза и инсульта // Лечащий Врач. 2014. № 2. С. 8-11.
  22. Нейродиетология детского возраста (коллективная монография) / Под ред Студеникина В. М. М.: Династия. 2012, 672 с.

В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАЕ

ФГБУ «НЦЗД» РАМН, Москва

Важно понимать, что естественное дыхание человека это спокойное, размеренное и глубокое дыхание животом. Однако под давлением современного скоростного ритма жизни человек ускоряется так, что становится в буквальном смысле «не продохнуть». Иными словами, человек начинает дышать часто и поверхностно, словно задыхаясь, и при этом задействовать грудную клетку. Такое грудное дыхание является признаком тревоги и часто приводит к синдрому гипервен гиляции, когда кровь перенасыщается кислородом, что выражается в противоположном ощущении: вам кажется, что не хватает кислорода, от чего вы начинаете дышать ещё более интенсивно, тем самым попадая в порочный круг тревожного дыхания.

Релаксация: теория и практика

Теория

Частые, длительные, интенсивные эмоциональные переживания не могут не сказываться на нашем физическом самочувствии. Та же тревога всегда проявляется в виде мышечного напряжения, которое, в свою очередь, подаёт мозгу сигнал о том, что пора тревожиться. Этот порочный круг возникает из-за того, что психика и тело неразрывно связаны. Будучи «воспитанными» и «культурными» людьми, мы подавляем, а не проявляем (не выражаем, не высказываем) эмоции, в силу чего возникающее мышечное напряжение не расходуется, а накапливается, что ведёт к мышечным зажимам, спазмам и симптомам вегетососудистой дистонии. Расслабить напряжённые мышцы, как ни парадоксально, можно посредством короткого, но достаточно интенсивного напряжения, способствующего более качественному расслаблению мышц, в чём и состоит суть нервно-мышечной релаксации.

Большая семья: живем дружно

Большая семья - настоящее маленькое государство. Под одной крышей ежедневно встречаются несколько поколений. Это место, где можно найти понимание и сочувствие. Но сохранить мир непросто.
Главные плюсы большой семьи: у ее членов формируется уверенность в себе, способность преодолевать трудности, эмоциональная стойкость. Такая семья питает положительной энергией, но взамен требует внимания и неукоснительного выполнения общих правил. Получается, родственные связи - это бесконечные взаимные обязательства, в море которых легко можно потерять часть своего «я», а также хороший кусок личного пространства. Может возникнуть ситуация, когда все в семье действуют вразнобой, отсюда возникают ссоры и конфликты. Чтобы исправить положение, можно собрать семейный совет и обсудить правила взаимодействия со всеми членами семьи. После откровенного разговора чаще всего исчезают поводы для ссор, спадает напряжение в отношениях.

Как наивны были древние греки, в частности философ Теофраст, который в своем трактате «Характеристики» сказал: «Бестактность -это неумение выбрать подходящий момент для общения, что причиняет собеседнику неприятность. Бестактный человек не имеет злого умысла, но действует невпопад и не вовремя».
Конечно, можно допустить мысль, что соседка тетя Рая, которая, поздравляя вас с днем рождения, не преминет упомянуть, что годы идут, а работа не волк, на самом деле бесхитростно желает вам скорее выйти замуж и забыть о карьере. Можно также оправдать малолетнего племянника, прямодушно сравнивающего ваши глаза под очками с фарами новенького фольксвагена - его бестактность зиждется на отсутствии жизненного опыта. Но в современном мире куда больше людей, которые специально бросают провокационную фразу, чтобы насладиться вашей острой реакцией - смущением, раздражением или агрессией. Например, «подруга», которая при мужчине, явно к вам неравнодушном, интересуется, как прошел ваш визит к проктологу. Или сотрудница, стремясь подставить вас перед начальством, задает «невинный» вопрос о том, удалось ли вам скачать очередную серию модного сериала - в разгар рабочего дня. Это не кто иные, как тролли. И если поведение тети Раи можно оправдать недостатком воспитания и простодушием, то у троллей, как правило, совсем другая мотивация.

Потребность в белке детей грудного возраста, находящихся на естественном вскармливании, после введения прикорма увеличивается и составляет у детей от 6 до 12 месяцев – 2,9 г/кг в сутки.

Потребность в жирах во втором полугодии жизни несколько уменьшается и составляет 5,5 г/кг в сутки.

Потребность в углеводах сохраняется на прежних цифрах – 13 г/кг в сутки .

Энергетическая потребность несколько меньше – 110 ккал/кг в сутки .

После введения прикорма, для детей, находящихся на естест­венном вскармливании, соотношение между белками, жирами и углеводами составляет 1:2:4, которое обеспечивает сбалансированное питание ребенка пер­вого года жизни.

Сроки введения прикормов.

Вопросы об обязательности, какой бы то ни было «коррекции» естественного вскармливания при физиологически протекавшей беременности, адекватном питании кормящей женщины, полноценной лактации остаются дискутабельными, и решать их нужно строго индивидуально в зависимости от состояния здоровья и нутритивного статуса младенца.

Коррекцию питания нужно проводить при дефицитных состояниях, наиболее часто встречающихся в раннем возрасте. В случае выявления признаков витаминной или микроэлементной недостаточности (клинические проявления моно- или полигиповитаминоза, анемии, рахита и др.), которые не связаны с нарушением их усвоения в желудочно-кишечном тракте ребенка или с другими причинами со стороны ребенка, а именно с недостаточным алиментарным поступлением. Необходимо, в первую очередь, обратить внимание на состояние здоровья и рациона питания матери. При необходимости - оказать ей помощь, и только в крайнем случае - рекомендовать ранее введение прикорма (но не ранее 3 месяцев), предварительно начиная с соков и фруктовых пюре.

Если в возрасте 3-4 месяца наблюдается недостаточное увеличение в массе тела и другие признаки недостаточного количества молока, нужно помочь матери увеличить его количество, по необходимости – докармливать ребенка высокоадаптированными молочными смесями, а не начинать с каш, овощного пюре и других блюд.

С другой стороны при острых заболеваниях, диспепсических расстройствах, пищевой аллергии введение прикорма несколько откладывается. Не начинают его вводить и в жаркое время года или при запланированных переменах в жизни ребенка (например, переезд семьи).

Коррекция потребности в витаминах и минеральных солях

Дефицит витамина К возникает в первые дни жизни вследствие низкого содержания витамина в женском молоке или в случае ранней гипогалактии. Рекомендуется однократное парентеральное введение витамина К новорожденным детям.

Дефицит витамина Д возникает вследствие его низкого содержания в женском молоке и отсутствии инсоляции в первые недели жизни. Именно поэтому рекомендовано назначение 200 –400 МЕ витамина Д в сутки на период, пока не будет обеспечена регулярная экспозиция солнечными лучами. Например, в холодное время года профилактически назначается водорастворимый витамин Д3 по 1 капле ежедневно.

При естественном вскармливании с 2 –3 месяцев жизни постепенно начинает развиваться дефицит некоторых минеральных веществ. Наиболее полно изучен дефицит по отношению к железу и меди – элементов, необходимых для поддержания нормального эритропоэза.

Депонированное во внутриутробном периоде железо утилизируется к 4-5 месяцам внеутробной жизни.

Недостаток витаминов в женском молоке, начиная со второго полугодия, восполняют соками, овощными и фруктовыми отварами.

С 6-ти месячного возраста можно давать фруктовые или овощные отвары из моркови, капусты, яблок и яблочной кожуры, на­чиная с 5-10 капель, постепенно увеличивая это количество до 50-80 мл в день.

Первым вводят яблочный сок. Малиновый, клубничный, апельсиновый, мандариновый и то­матный соки можно давать детям старше 10-месяцев, соблюдая при этом осторожность ввиду возможности проявления аллерги­ческой реакции. Соки готовят непосредственно перед употреблением. При отсутствии свежих фруктов и овощей можно давать ос­ветленные консервированные соки, а с 6,5 месяцев - соки с мя­котью. Не следует смешивать капустный, яблочный и морковный соки, содержащие аскорбиназу - фермент, разрушающий вита­мин С, с другими соками. Виноградный сок детям грудного возраста не рекомендуется, так как повышенное содержание в нем сахара усиливает процессы брожения в кишечнике.

Соки нужно начинать давать с 5 капель, постепенно доводя объем сока до необходимого ребенку по возрасту в течение нескольких дней, чтобы не вызвать острого расстройства пищеварения.

Количество сока необходимое ребенку в сутки рассчитывается по формуле:

n 10 (мл), где n - количество месяцев жизни ребенка, но не более 100 мл во втором полугодии. Соки лучше давать ребенку за 40 минут или за 1 час до корм­ления, фруктовые пюре через 40 минут - 1 час после кормления.

Предпочтительно вводить соки – «фреш», если же нет такой возможности, тогда применяют соки промышленного производства. Соки приготовлены методом пастеризации и герметически упакованы, что позволяет сохранить витамины. Например, фирма «Nestle» предлагает широкий выбор соков: яюлочный сок, фруктовый сок с железом, яблочно-грушевый, фруктовый сок АСЕ.

При хорошей переносимости соков с целью «обучения » ребенка к введению блюд прикорма с 6,5 меся­цев жизни наряду с соками в рацион можно добавлять пюре из яблок, абрикос, бананов и других фруктов. «Nestle» имеет богатый ассортимент фруктовых пюре: груши, яблока, манго, абрикосы, персик и маракуйя, банан и яблоко, абрикос и ананас с персиком, шиповник и малина и другие.

Количество фруктового пюре подсчитывается анало­гично объему сока. Так, ребенок 7 месяцев должен полу­чать за сутки 70 мл сока и 70 мл фруктового пюре.

Нужно помнить, что кроме витаминов, в соках содержится ряд других веществ, которые могут влиять на деятельность желудочно-кишечного тракта. Поэтому существует правило, что если у ре­бенка имеется склонность к поносам, целесообразно дать ему морковный, ли­монный сок, при склонности к запорам - яблочный, сливовый соки и другие соки с мякотью.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама