THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Правообладатель иллюстрации AFP Image caption 45 лет назад гомосексуальность перестала считаться психическим заболеванием в США

Ученые уже давно отказались от мысли о возможности изменить сексуальную ориентацию человека, поскольку существует консенсус, согласно которому нельзя лечить то, что не признано болезнью.

Гомофобия же, напротив, все чаще становится предметом внимания ученых, которые стремятся понять ей происхождение.

"Иррациональные страхи"

Американский психолог Джордж Вайнберг, который придумал этот термин в 60-е годы прошлого века, дал ему следующее определение - "гомофобия есть страх пребывания в тесном контакте с гомосексуалом".

В своей книге 1972 года "Общество и здоровый гомосексуал" доктор Вайнберг писал: "Я никогда не признал бы пациента здоровым, если тому не удается преодолеть свои предубеждения против гомосексуальности".

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Число исследований гомофобии с точки зрения психологии, культуры и религии неизменно растет

Эммануэль А. Джаннини, профессор эндокринологии и медицинской сексологии из Римского университета Тор Вергата, считает, что гомофобия - лишь верхушка айсберга. По его словам, это явление связано с определенными чертами личности и, если сопровождается насилием, может быть признана душевным заболеванием.

Джаннини вызвал в профессиональной среде споры своей публикацией в Journal of Sexual Medicine в 2015 году, в которой проводит связь между гомофобией и психотизмом (чертой характера, отмеченной склонностью к проявлениям гнева и враждебности).

Консервативно настроенные критики назвали эти предположения сексолога "чепухой в пользу ЛГБТ". Однако в беседе с корреспондентом Би-би-си Джаннини отстаивал свои исследования, указывая, что он считает личность с гомофобными склонностями изначально слабой.

"[Слабая] - это не научный термин, а мой собственный, которым я пользуюсь для того, чтобы меня лучше понимали", - говорит профессор.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption В 1990 году решение декриминализации гомосексуальности было принято Всемирной организацией здравоохранения

Шкала гомофобии

В своей статье Джаннини предлагает использовать разработанную им так называемую шкалу гомофобии, которой он пользовался для измерений ее уровня в группе, в которую вошел 551 итальянский студент. Он сравнивал полученные результаты с измерениями других психологических параметров.

В статье Джаннини высказывает предположение, что более выраженная склонность к гомофобии коррелирует с такими чертами характера как психотизм и незрелые механизмы защиты, а вот стойкая привязанность к родителям свидетельствует скорее о низкой склонности к гомофобии.

Речь здесь идет о проблемах психики, которые можно вылечить, утверждает Джаннини.

"Предположим, вам не по нраву поведение гомосексуалов. Но это вовсе не означает, что вы обязательно будете всем втолковывать, что вы сами не гомосексуал, что вы их терпеть не можете, что вы не согласны, чтобы учителя-гомосексуалы учили ваших детей", - говорит доктор Джаннини.

"Мы столетиями спорили о том, является ли гомосексуальность болезнью, и вот теперь впервые мы показали, что настоящей болезнью, которую надо лечить, является гомофобия", - продолжает он.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Бразильские психологи обратились в Верховный суд страны с просьбой восстановить запрет на так называемые терапии по изменению сексуальной ориентации, отмененный в 2017 году

Фактор культуры

Однако социальные и культурные факторы оказывают мощное воздействие на формирование личности, и в более свежей статье Джаннини и его соавторы изучили, как определенные типы культур, которым свойственны заметные компоненты гипермаскулинности, женоненавистничества и морализаторства, коррелируют с уровнем гомофобии.

В статье, опубликованной в 2017 году, они сравнили результаты обследования 1048 студентов из трех стран с тремя различными религиями - Италии (преимущественно католическая страна), Албании (преимущественно мусульманская страна) и Украины (преимущественно православная страна).

"Интересно, что сама по себе религия не коррелировала с уровнем гомофобии. Скорее фундаменталистские убеждения во всех трех религиях воздействовали на уровень гомофобии в той или иной культуре", - говорит доктор Джаннини.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Религиозная пропаганда способна влиять на отношение общества к сексуальным меньшинствам

Сила догмы

"Мы нетерпимы к греху, но не к тем, кто грешит", - говорит Вахтанг Кипшидзе, заместитель председателя Синодального отдела по отношениям РПЦ с обществом и СМИ.

По его словам, Русская Православная церковь не может изменить своего отрицательного отношения к гомосексуальности, потому что эта догма исходит не от церкви, а от Бога.

  • "Мне сказали прямо: мы тебя убьем". Истории чеченцев, бежавших из-за своей сексуальной ориентации
  • В Баку прошли массовые полицейские облавы на геев

"Мы считаем, что люди, которые поддерживают однополые связи, являются жертвами своей греховности и в качестве таковых заслуживают духовной поддержки", - заявил он в разговоре с корреспондентом Би-би-си.

Однако далеко не все деятели РПЦ придерживаются такой мягкой позиции.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Православие считает гомосексуальность грехом, но умеренные деятели церкви утверждают, что она не одобряет гомофобии

"Я понимаю возмущение русских людей. Священное писание повелевает побивать камнями всех этих ребят нетрадиционной ориентации", - заявил в 2012 году православный священник Сергий Рыбко, комментируя нападение вооруженных людей на гей-клуб в Москве.

Но Вахтанг Кипшидзе говорит в ответ: "В Новом Завете нет ничего, что может указывать на побивание камнями грешников любого вида".

По его словам, церковь не криминализирует грех прелюбодеяния, и равным образом она не поддерживает криминализацию однополых отношений. Однако он согласен с тем, что многие верующие не понимают писания и используют его для оправдания своей склонности к насилию.

Сила языка

"Не подлежит сомнению, что некоторые выражения, используемые многими деятелями церкви в проповедях, распространяют негативное отношение к членам ЛГБТ-сообщества", - говорит Тиернан Брейди, ирландский активист и политик, который часто выступает в поддержку сексуальных меньшинств среди католиков.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Папа Франциск мягче относится к ЛГБТ, чем его предшественники

Он является директором движения Equal Future, которое было основано во время визита Папы Римского Франциска в Дублин в августе этого года. "Гомофобия не является прирожденным свойством человека. Она усваивается нами извне", - утверждает Брейди.

Отношение к ЛГБТ в наше время меняется во многих странах мира, включая восточную и центральную Европу, Индию и Китай, но трудно рассчитывать, что эти перемены в одночасье отменят столетия враждебности и клеветы, продолжает он.

"Но церковь - лишь часть жизни людей, и гомофобия усваивается из таких сфер общественной жизни как спорт, политика, культура", - отмечает активист.

Культура в консервативных странах может усиливать строгость самых строгих религиозных запретов, говорит Брейди.

"Страны, в которых мы наблюдаем рост гомофобии - это страны, в которых члены ЛГБТ-сообщества незаметны, потому что в таких странах легче создавать атмосферу страха и недоверия", - заключает Брейди.

Сила стереотипов

Патрик Р. Гржанка является профессором психологии в университете Теннесси и редактором журнала Journal of Counseling Psycholog. Его исследования указывают на то, что гомофобия также связана со стереотипами.

Они вычленили четыре категории представлений:

  1. Люди, принадлежащие к сексуальному меньшинству, родились такими;
  2. Все члены одной сексуальной группы похожи друг на друга;
  3. Один человек может принадлежать только к одной сексуальной группе;
  4. Если вы знакомитесь с человеком из одной группы, вы узнаете о всей группе в целом.

Неудивительно, что среди американских студентов отмечается высокая степень согласия с первым утверждением, которое гласит, что принадлежность к сексуальному меньшинству возникает с рождением. С этим соглашались респонденты из всех сексуальных групп.

Однако согласие с тремя другими утверждениям выделяло респондентов с самым сильным негативным отношением к сексуальным меньшинствам.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Люди с негативным отношением к гомосексуалам отказываются видеть в них личность с особым складом

Гржанка называет это явление "имплицитным предпочтением" в сознании людей, которое облегчает им принятие определенных предрассудков.

Он считает, что просвещение является самым надежным способом преодоления этих предубеждений в отношениях между людьми, что может привести к уменьшению уровня гомофобии.

  • Премьер Сербии - открытая лесбиянка. Но активисты ЛГБТ против ее участия в гей-параде
  • Киев: стычки и задержания на "Марше равенства" в поддержку ЛГБТ-сообщества
  • Умер активист, придумавший радужный флаг ЛГБТ

"Нам следует проводить кампании по просвещению и информированию людей, и убеждать людей, что геи вовсе не все похожи друга на друга, а сексуальная ориентация - не что-то, что можно поменять", - говорит Гржанка.

"Нет ничего, что порождает иррациональные страхи перед сексуальными меньшинствами. В истории человечества случались времена, когда гомосексуальное поведение не преследовалось, а даже приветствовалось и было под защитой закона", - отмечает он.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Большая открытость в обсуждении темы ЛГБТ способствует большей терпимости в США

Имеются данные о том, что просвещение может оказывать заметное воздействие на представления общества о спорных предметах.

В 1999 году около двух третей американцев возражали против однополых браков и только треть была согласна с их легализацией. Об этом свидетельствуют опросы, проведенные агентством Гэллопа.

А спустя всего 20 лет все обстоит прямо наоборот - более двух третей американцев поддерживают однополые браки и менее трети возражает против них.

Исследователи указывают, что более 10% взрослых членов ЛГБТ-сообщества состоят в однополых браках, а открытость в обсуждении этой темы в обществе содействует преодолению гомофобных настроений.

Остается неизвестным, можно ли лечить гомофобию как психическое отклонение, но ученые считают, что приближаются к пониманию ее природы.

Фобия это сильный, неконтролируемый, иррациональный страх, возникающий при взаимодействии с объектом фобии или при возникновении определенных обстоятельств, которые человек не в состоянии контролировать и воспринимать объективно.

Состояние страха при наличии фобического расстройства носит патологический характер, не поддается контролю и логическому объяснению. Интенсивное чувство страха присутствует перманентно или проявляется в связи со множеством стрессоров, раздражителей или событий. При фобии чаще всего страхи являются мнимыми – то есть, зависят от индивидуального, необъективного восприятия человеком той или иной ситуации, объекта.

Что такое фобия?

Термин фобия пришел в психологию из греческого языка. «Рhobos» означает в переводе «ужас». В психологии и психиатрии данный термин имеет несколько официальных трактовок. Выделяя самые авторитетные из них, можно обозначить основные симптоматические проявления тревожно-фобического расстройства:

  • Страх носит необъективный и патологический характер.
  • Объект страха четко определен.
  • Тревожно-фобическое расстройство протекает интенсивно, прогрессируя с течением времени.
  • Индивид оценивает свою боязнь критически, отрицает ее, стыдится или не признает наличия патологии.

Все мы так или иначе испытываем страхи, тревогу и даже приступы панической атаки. Однако, далеко не всегда они трансформируются в заболевания. Ведь психика человека устроена таким образом, что на любой стресс реагируют механизмы психологической, эмоциональной защиты. Благодаря эффекту «забывания» мы довольно быстро избавляемся от последствий любых негативных эмоций и стрессов. В случае же с фобией защитный механизм мозга не срабатывает, или же срабатывает некорректно. Страх, который невозможно объяснить логически, неподдающийся сознательному управлению, и принято считать фобией.

Распространенные фобии: многие ли из нас ими страдают?

Согласно исследованиям американских специалистов, распространение фобий во всем мире колеблется от 2 до 9%. По данным российских ученых Карварского и Полякова, тревожными расстройствами страдают от 15 до 44% пациентов, обращающихся за психологической помощью. По статистике, большинство людей, страдающих различными фобиями и боязнями, входят в возрастную категорию от 25 до 45 лет.

Как страхи и фобии связаны с другими психическими заболеваниями?

Фобическое расстройство – типичный спутник множества других психических патологий. Зачастую фобия обязательно сопровождает какой-либо вид невроза. По результатам исследований Карандашевой, только такая патология, как истерия, может сопровождаться более чем 14-ю тревожными расстройствами. В свою очередь, неврозы и навязчивые состояния сопровождаются списком из 13ти фобий, неврастеники же одновременно могут быть подвержены 4-м видам фобий. В психологии фобии и боязни уже по традиции рассматриваются в контексте невротических и навязчивых состояний. В соответствии с результатами работ Ганнушкина, фобии характерны для пациентов с различными видами шизофрении и астенических расстройств.

Как проявляется фобия?

Индивид с патологической тревожностью оказывается под постоянным влиянием своей боязни. Почти никогда он не испытывает умиротворенности и душевной гармонии. У него возникает ощущение, что он перманентно пребывает на грани нервного срыва. Панические атаки , отчаяние, безысходность и растерянность – вот постоянные спутники человека, страдающего фобиями.

Описание человека, страдающего фобией

Индивид, страдающий фобическим расстройством, начинает избегать объекты своего страха, сознательно уклоняется от любых ситуаций, в которых возможно столкновение со стрессором. Также человек, подверженный тревожности, с трудом справляется с выполнением профессиональной деятельности. Ведь постоянная тревожность и ее симптомы, как психологические, так и соматические, значительно снижают эффективность мозговой деятельности. Становится затруднительной выполнение интеллектуальной работы, снижена внимательность и работоспособность. Личность, страдающая каким-либо видом социальной фобии, помимо всего вышеперечисленного, постоянно тревожится о том, как ее оценивают коллеги, что думают о ней окружающие, какое впечатление на них она производит.

Склонность индивида к избеганию стрессоров, к уходу от пугающих ситуаций значительно снижает качество его жизни во всех сферах. Он до минимума сокращает общение с окружающими, отказывается от новой, неизвестной деятельности, от знакомства с новыми людьми. Это, в свою очередь, затормаживает его развитие как личности, ставит крест на карьерном росте и реализации в профессиональной деятельности. Сокращая общение с другими, человек лишает себя и досуга, посещения интересных и многолюдных мероприятий. В зависимости от объекта фобии ухудшается качество тех или иных аспектов его жизни.

Как отличить фобию от обычного страха?

Согласно тезису, выдвинутому А. Свядощем, нормальное, естественное чувство страха в отличие от фобической тревожности, никак не связано с определенными стрессорами или обстоятельствами, с отношением человека к ним. Природный страх проявляется на короткое время и в ситуации или перед объектом, которые действительно угрожают жизни, здоровью, нормальному психологическому состоянию человека. Он прекращается практически сразу после устранения объективного стрессора, не оставляя после себя длительных переживаний и соматических нарушений.
Фобическая тревожность может быть однообъектной и многообъектной, но смысловая нагрузка эмоциональных переживаний, ситуационные обстоятельства и объект фобии – всегда одни и те же. Естественная же боязнь, в отличие от патологической тревожности, всегда изменчива, имеет под собой ряд веских причин, проявляется по отношению к реально существующим факторам (а не мнимым, как бывает в случае с фобиями).
Так, например, человек пугается змеи, которая хочет напасть на него, и отпрыгивает в сторону или замирает на месте. Когда опасность минует, он может переживать еще несколько дней. Но затем его страхи его больше не беспокоят, и в следующий раз при встрече со змеей он будет осторожен, но не будет испытывать тревожности и напряжения. Офидиофобия же (боязнь змей) проявляется на постоянной основе. Паника наступает при встрече с любой змеей (даже с беззащитной и неядовитой), при просмотре видеозаписей и фото с изображениями этих животных.

Теория изучения фобии

Фобические расстройства сравнительно недавно были отнесены к самостоятельному виду психических патологий. Ранее они рассматривались в контексте невроза навязчивых состояний. Уже в работах врача Ф.Платера в 1617 году встречаются первые научные описания тревожно-фобического расстройства. А в 1858 году русский медик И.Балинский дает новое, самостоятельное определение патологической тревожности, выделяя ее в самостоятельный класс психических отклонений. Он определяет фобию как психоэмоциональное состояние, для которого характерны боязнь, тревога, отрицательные эмоции навязчивого характера, которыми невозможно управлять, которые неподвластны контролю сознания и посещают индивида против его желания. Психиатры и психологи отмечают, что многие больные критически оценивают свои страхи, осознают их необъективность. Но избавиться от фобии своими силами не могут.

В современной же психологии и психиатрии принято классифицировать синдромы навязчивых состояний как фобические (основанные на тревожности), компульсивные (основанные на поведенческих проявлениях) и обсессивные (основанные на эмоциях и мыслях).

Более углубленные исследования фобий как отдельного класса заболеваний начинаются в 1871 году, после публикации трудов немецкого ученого Отто Вестфаля. При описании клинического случая тревожного расстройства он упоминает о том, что страх возникает у пациента против его желания, не поддается сознательному управлению. При этом, он не влияет на другие функции нервной системы, сохраняется ясность мышления, интеллект, ясное сознание вне сферы влияния стрессора.

На данный момент фобия это относительно несложное тревожное расстройство и успешно с помощью .

Ответить однозначно на вопрос: «Что такое фобии?» практически невозможно человеку, далекому от психологии и психиатрии. Термин «фобия» в переводе с греческого языка обозначает страх. В психиатрии фобия - это не что иное, как устойчивое непринятие чего-либо в окружающем мире, выражающееся в виде завуалированного страха. Фобии рождаются под воздействием определенных обстоятельств или в периоды их ожидания.

Фобия: что это такое?

В психологии такое понятие, как фобия подразумевает неконтролируемый иррациональный страх . Что такое фобии многие понимают по-своему, но, с точки зрения логики, проявление этого чувства не поддается объяснению. Это расстройство психики у человека может проявляться и вследствие неприязни или ненависти к чему-то в окружающем мире.

Проявление этого качества психики заложено у человека на генетическом уровне. Этот фактор помогает человеку сохранять жизнь в опасных ситуациях. Страх относится к эмоциональной сфере человека и является врожденным. Но фобии могут быть вызваны не только реальной опасностью для жизни или здоровья человека, но также могут быть спровоцированы воображаемыми ситуациями.

Фобии хорошо поддаются лечению на ранней стадии проявления болезни. Если упустить время, то справиться с этим недугом будет гораздо сложнее. Этот страх приживается в мозгу человека, и потребуются большие усилия, чтоб с ним справиться.

На ранних этапах проявления фобии можно воспользоваться помощью психолога . Грамотно составленное лечение поможет избавиться от навязчивых страхов. Но если не заниматься лечением, то ситуация может выйти из-под контроля и простые переживания перерастут в настоящую панику. Такое состояние нарушает нормальный уклад жизни человека.

Отличить фобию от простого страха можно по признакам постоянной навязчивости, остроты и мучительности проявления. Человеку не удается самостоятельно справиться с этим состоянием. Интеллект при таком заболевании не страдает.

Причины возникновения фобий

Фобия никогда не появляется из ниоткуда. Частыми предпосылками для появления этого недуга служат депрессии, стрессы, продолжительные переживания. Фобия - это не что иное, как скрытое и часто не осознаваемое человеком эмоциональное переживание . Этот вид страха больше всего атакует людей, которые выше чувств ставят рассудок.

Самой важной для таких людей в жизни является возможность контроля ситуации. К этой категории можно отнести мужчин, которые занимают высокие посты на службе или занимаются частной деятельностью и им приходится нести большую ответственность.

Такие люди часто находятся в стрессовых ситуациях, не имея возможности для расслабления, что приводит к сбою в работе головного мозга и нервной системы. Чаще всего это заболевание начинает проявляться с того момента, когда человек хочет жить без предмета своих переживаний .

И зачастую человеку это удается, если на образование страха влияет какой-то один предмет или объект, например, животное. Но когда фобия вызвана комплексными страхами, с ней бороться довольно сложно. К таким понятиям относится боязнь нахождения в общественных местах (социофобия).

Фобии: основные категории

По своему проявлению и механизму возникновения фобии подразделяются на категории:

Самые распространенные страхи

Среди самых распространенных фобий на сегодняшний день можно назвать эремофобию – страх одиночества . Такие люди боятся оставаться в полном одиночестве. Некоторые страхи разделены на подгруппы, среди которых можно выделить наиболее часто встречающиеся:

По каким симптомам можно увидеть фобии?

Среди самых заметных признаков , характеризующих проявления панической атаки, можно выделить:

Симптомы панической атаки обычно не проявляются все сразу, и каждый больной знает, какие симптомы ожидать при возникновении очередного приступа.

Таят ли фобии в себе опасность и кто от них страдает?

Такие психические расстройства в современной жизни давно не редкость. Не все расстройства психики носят ярко выраженный характер и поэтому жизнь такого больного, и его близких существенно не нарушается.

Квалифицированная помощь и лечение требуются лишь двум людям из тысячи, в силу нарушения их жизненных норм. Такой низкий показатель людей, кому требуется помощь специалистов, объясняется в первую очередь нечастой встречей больного и объекта его заболевания. Так, например, человек, боящийся публичных выступлений, но выбравший себе профессию с отсутствием этого рода деятельности, может никогда не узнать о своем недуге .

Предрасположены к проявлению такого заболевания, по данным исследований, чаще всего женщины. Прекрасная половина человечества страдает от разных страхов в три раза чаще, чем мужчины. Более частым проявлением психического расстройства считается агорафобия, которой присущи проявления слабой женщины, типичной домохозяйки.

Теория возникновения

По мнению различных специалистов, подобные симптомы могут возникать по ряду причин. Подобные симптомы могут возникать в организме человека в силу глубоко скрытых внутренних конфликтов. Причиной могут стать и отрицательные впечатления детства , которые находят выход в более зрелом возрасте.

По другой версии такие проявления организма могут происходить в результате ошибочно принятой и усвоенной организмом реакции на определенный вид раздражителя. Больной может справиться с ситуацией самостоятельно, если научиться расслабляться при возникновении страха. Также можно постепенно оставаться на непродолжительное время один на один с объектом, провоцирующим появление страха.

Может ли это состояние передаваться по наследству?

Взрослый человек может с детства заложить в ребенка панический страх перед определенными объектами или предметами. Если мать боится змей, то ребенок тоже в процессе взросления станет остерегаться их появления. Воспитать с детства страх перед животными можно неправильными аргументами, например, похвалой за отдаленность от нахождения рядом с кошками и упреками со стороны взрослого, если малыш погладил животное.

Поэтому некорректное общественное мнение с ранних лет, способно привести к формированию неправильной реакции на происходящее. Такое поведение взрослых способно привести к зарождению и развитию страхов в растущем организме.

„Гордость делает человека уязвимым
ровно в той степени, в какой он одержим ею.
Задеть ее одинаково легко у снаружи, и изнутри"
Карен Хорни

Подробно о ГОРДЫНЕ И ТЩЕСЛАВИИ мы говорим в разделе о самоценности человека. Там мы разбираем пути и механизмы развития гордыни, стараясь понять, почему она занимает такое важное место в жизни немалого числа (если не сказать - всех) людей. Здесь же мы остановимся на тревожных состояниях, связанных с опасением фрустрации гордости.

Одна из причин такой фрустрации – неудача, которая преследует человека в следовании требованиям его гордыни, которые могут охватывать все аспекты жизни человека, оказавшихся важными для торжества гордыни. Эти так называемые внутренние предписания „НАДО и НЕЛьЗЯ “) превращают человека в своего раба, заставляя из кожи вон лезть, чтобы соответствовать своему собственному ИДЕАЛУ . Точнее – торжеству своего ИДЕАЛЬНОГО Я .

Это торжество может касаться и аспекта, который гордец считаем своим особым нравственным совершенством, но которое является все же ни чем иным, как ИСКУССТВЕННОЙ МОРАЛЬЮ И ИЗВРАЩЕНИЕМ ЦЕННОСТЕЙ .

„Внутренние предписания („НАДО и НЕЛЬЗЯ“), в чем-то более радикальные, чем другие пути поддержания идеального образа самого себя, имеют целью не реальные перемены, а немедленное и абсолютное совершенство : их цель – заставить исчезнуть несовершенства или сделать так, чтобы совершенство показалось достигнутым, - пишет Карен Хорни, - поэтому многие реакции уныния, раздражения или страха наступают у пациента не в ответ на то, что он обнаружил у себя неприятную проблему, а в ответ на чувство, что он не в силах разделаться с ней немедленно “.

Реакции фрустрации гордыни очень мощные, поскольку гордец вкладывает массу энергии в то, чтобы удовлетворить требования своего ИДЕАЛЬНОГО Я , компульсивно ведущие человека к воображаемой и вожделенной СЛАВЕ . Карен Хорни подчеркивает, что в реакциях фрустрации гордыни "присутствует подспудный страх, но преобладает гнев и даже ярость“. Об этих чувствах мы поговорим в главе, посвященной ЧУВСТВАМ ПРИ ТРЕВОГЕ УЯЗВЛЕННОЙ ГОРДОСТИ .

Здесь же мы рассмотрим страхи, возникающие в результате тревожных ожиданий пугающих человека последствий фрустрации его гордыни. Каждый из этих страхов возникает в связи с „угрозой“ гордыне в той или иной сфере человеческой психики, где эта гордость имеет место и где человек опасается потерять ее воодушевляющее и маскирующее правду о нем самом влияние.

В первую очередь, человек опасается потерять то, что прикрывает и от его сознания, и от глаз других свое столь им ненавидимое ПОДЛИННОЕ Я . Он боится потерять выстроенные его гордыней маски и фасады, которые он в ослеплении принимает за свою подлинную сущность и стремится к тому, чтобы и другие в это верили. Рассмотрим ниже важнейшие иррациональные страхи, свойственные человеку с уязвленной гордыней.

Подчеркну еще раз, что это именно иррациональные страхи (точнее было бы назвать их опасениями) свойственные тревоге. У этих страхов нет реального объекта (что бывает у нормального СТРАХА), у них есть лишь гипертрофированное опасение потери того или иного аспекта гордыни или раскрытие того, что человек так тщательно скрывает от других и от себя.

СТРАХ КРАХА ИДЕИ ВСЕМОГУЩЕСТВА

Это страх, думаю, является основным, поскольку основу гордыни составляет именно ощущение того, что человек не имеет никаких препятствий для достижения целей, которые ставит перед человеком его ИДЕАЛЬНОЕ Я . Мало того, идея всемогущество может касаться и самих способов достижения этих целей. Все происходит как бы по мановению волшебной палочки, без риска и приложения особых усилий. Здесь сказывается влияние МАГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ . Человек принимает при этом желаемое за действительное, то, что нужно изменить – за уже измененное. В своем сознании человек уже как бы совершил то, что он увидел в своих фантазиях – ведь он уже увидел себя как героя некоего ОБРАЗА БУДУЩЕГО , в котором уже достигнуты его вожделенные цели.

Можно утверждать, что практически всегда в подсознании человека сидит опасение, что его всемогущество – не более, чем захватывающая ФАНТАЗИЯ . Такое СОМНЕНИЕ человека в основах своей ИДЕНТИЧНОСТИ , частью которых становится гордыня, может переживаться очень мучительно. Поэтому всякие подобные мысли человек гонит от себя – и его подсознание принимает все, что ВЫТЕСНЕНО из сознания.

Когда же реальность вносит свои коррективы в представление человека о своем всемогуществе, когда оказывается, что ему не удается быть таким, делать то и добиваться того, что и как он хочет, тогда врываются переживания, связанные с крахом иллюзий о себе, как о чем-то особенном, не таком как все. Оказывается на поверку, что человек-то самый обычный – и слетает с него шелуха напыщенности и самомнения, и становятся всем видно его истинное лицо.

Для многих гордецов такой „удар СУДЬБЫ “ оборачивается катастрофой, обидой на весь свет за его НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ . И лишь немногие способны использовать это отрезвление для того, чтобы стать САМИМ СОБОЙ , чтобы жить ПОДЛИННОЙ ЖИЗНЬЮ – жизнью своего ПОДЛИННОГО Я .

Гордец считает себя не только вправе, но и абсолютно уверен в своей неограниченной способности контролировать других людей и все, что с ним проис ходит. С другой стороны, он уверен в том, что и его ВНУТРЕННЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ находится под его полным КОНТРОЛЕМ . Здесь можно говорить о связе рассматриваемого вида вторичной тревоги с ТРЕВОГОЙ ПОТЕРИ КОНТРОЛЯ .

“Только с величайшей неохотой признает он в себе какие-то бессознательные силы, то есть силы, не подчиняющиеся контролю сознания, пишет Карен Хорни, - Это мука для него – признать, что в нем существуют конфликт или проблема, которые он не может разрешить (то есть справиться с ними) немедленно… Как только можно долго он держится за иллюзию, что может сам устанавливать для себя законы и выполнять их. Собственная беспомощность перед чем-то внутри себя ему ненавистна так же, если не больше, как беспомощность перед внешними обстоятельствами“.

Еще одной из причин такого страха Карен Хорни считает чувство общей неуверенности относительно своих прав, которое нередко испытывает гордец: „внутренний мир, где он чувствует право на что угодно, настолько нереалистичен, что в реальном мире он приходит в замешательство относительно своих прав“. Чувство, что у него нет никаких прав может быть внешним выражением его страданий и средоточием жалоб, поскольку он не уверен в иррациональных требованиях своей гордыни. А требования эти, как отмечает Хорни, „откровенно фантастичны, все они пропитаны ожиданием ЧУДА; требования являются необходимым и неизбежным средством воплощения ИДЕАЛЬНОГО Я в действительность“.

СТРАХ “РАЗОБЛАЧЕНИЯ” И САМООБВИНЕНИЯ

Гордыня, как мы знаем, есть самообман и обман окружающих. Конечно, это, в основном, не ЛОЖЬ намеренная. Человек попросту подменяет свое ПОДЛИННОЕ Я масками и фасадами ИДЕАЛЬНОГО Я. Все, что не соответствует требованиям гордыни, ВЫТЕСНЯЕТСЯ . Но содержания БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО прорываются в сознание, не оставляя человека в покое. Правда о нем самом, как ее ни скрывай, рано или поздно заставит его задуматься о несоответствии его ОЖИДАНИЙ от себя самого реальному положению дел, о расхождении его мнения о том, что он из себя представляет, и его подлинной сущности.

Правда о себе подлинном - это крах иллюзии о собственном всемогуществе. Поэтому г ордец всегда в глубине души опасается того, что его маски будут сорваны, что он не в состоянии будет поддерживать свои фасады в надлежащем качестве. И в результате всем (в том числе и ему самому) станет ясно, что весь его блеск был лишь пусканием пыли в глаза, и всем станет видна его подлинная сущность.

Страх разоблачения совершенно нормален при совершении каких-либо деяний, не принятых с точки зрения окружения или совести. Иррациональный же страх разоблачения возникает при несоответствии реальных (с точки зрения человека) его свойств тем свойствам, которые он старается развивать в себе в угоду своему ИДЕАЛЬНОМУ Я .

Некоторые гордецы, утверждает Карен Хорни, особенно подвержены страху разоблачения. В таком человеке „постоянно живет тайный страх, что он просто мошенник“:

„Даже если он добился успеха или почета честным трудом, он по-прежнему будет считать, что достиг их, введя других в заблуждение. Это делает его чрезвычайно чувствительным к критике и неудачам, даже к одной лишь возможности неудачи или того, что критика вскроет его "мошенничество"…“.

Нередко гордец будет стараться разглядеть в себе изъяны, движимый желанием вовремя их устранить. Однако, будучи склонным к чрезмерному самонаблюдению, такой человек, как отмечает Карен Хорни, „чувствует себя "виноватым" или неполноценным, и в результате его заниженная самооценка еще более занижается“. То есть страх разоблачения толкает человека, считает Хорни, на самокопания и самообвинения:

„Самообвинения в мошенничестве и обмане (страх, который возникает у него в ответ на самообвинения – страх быть уличенным: если бы люди знали его лучше, они бы увидели, какая он дрянь).

Другие самообвинения ударяют не столько по существующим затруднениям, сколько по мотивации что-либо сделать (например, за неискренность намерений, за скрытые намерения).

Самообвинения могут быть сосредоточены на внешних неблагоприятных условиях, неподконтрольных данной личности. Эти внешние факторы не должны быть неподконтрольными. Следовательно, все, что идет не так, бросает на него тень и разоблачает его позорные ограничения.

Человек может обвинять себя за действия или установки, которые при внимательном рассмотрении кажутся безвредными, законными и даже желательными (тот, кто гордится своим аскетизмом, обвинит себя в "обжорстве"; тот, кто гордится смирением, заклеймит уверенность в себе как эгоизм). Самое важное в этом виде самообвинений то, что они часто относятся к борьбе против проявлений ПОДЛИННОГО Я “.

Именно в силу такой склонности к самообвинениям гордецы (то есть люди, пренебрегающие интересами своего ПОДЛИННОГО Я , оказываются, нередко, жертвами МАНИПУЛЯТОРОВ , играющих на разжигании в них ЧУВСТВА ВИНЫ .

Хорни отмечает, что, благодаря механизму ПРОЕКЦИИ , склонность к самокопанию и самообвинения выносятся вовне. При этом человеку кажется, что именно другие люди постоянно пытаются уличить его в обмане. „В результате он уверен, что все окружающие приписывают всем его поступкам нехорошие мотивы, - пишет Хорни, - Это чувство может быть настолько реальным для него, что он негодует на окружающих за НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ “.

Хорни указывает на тщетность самообвинений, на их всего лишь обличающий характер. Гордец, обвиняющий себя в духе ненависти к себе, волей-неволей стремится „обороняться против любых самообвинений препятствует развитию способности к конструктивной самокритике и тем самым снижает вероятность, что мы научимся чему-нибудь на ошибках“.

СТРАХ НЕВОСТРЕБОВАННОСТИ

Гордыня человека нередко „питается“ убеждением в том, что окружающие не могут без него обойтись. Эта востребованность придает ему ощущение силы и влиятельности, поднимая его самооценку и душевное самочувствие. Человек впадает в зависимость от подпитывающего его гордыню ощущения своей востребованности.

Отсюда понятны опасения человека, что он (таким, как он сам себя представляет) окажется невостребованным другими людьми. И его гордыня, страшащаяся краха, подталкивает его на все новые и новые уловки, чтобы сохранить статус кво или даже завоевать еще более прочные позиции в его отношениях с другими людьми.

СТРАХ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ

Гордыня, как и здоровое самолюбие, требует высокой оценки человека как со стороны окружающих, так и его САМООЦЕНКИ . Ценимый другими и самим собой, гордец чувствует себя на коне. Он жаждет похвал и делает все для того, чтобы их получать (см. ТЩЕСЛАВИЕ КАК ЛОЖНАЯ САМООЦЕНКА).

Однако где-то в подсознании гордеца всегда сидит опасение, что он, такой замечательный, не будет оценен, как он считает, “по заслугам”, будет недооценен или даже даже обесценен. Это может случиться, если сияющие черты его гордыни окажутся на поверку блеклой подделкой, а через прорехи масок и фасадов станет видна его весьма неприглядная истинная сущность.

Речь может идти о любой черте характера, о любом свойстве, о любой внешней или внутренней „СУБСТАНЦИИ “, которую человек считает своей ЦЕННОСТЬЮ и хочет, чтобы она была высоко оценена и другими. В случае гордыни мы имеем дело с гипертрофированием тех или иных черт и свойств, которые ИДЕАЛЬНОЕ Я человека считает его важнейшим достоянием. По сути, речь идет о личине, которая прикрывает так ненавидимое им его ПОДЛИННОЕ Я . Человек опасается, что спадение с него этой личины и обнажение его подлинной сущости заставят не только окружающих изменить в негативную сторону мнение о нем, но и он сам, перестав себя ценить, станет себя презирать.

Процесс самообесценивания может достигать гигантских размеров, считает Карен Хорни: „Даже люди, имеющие подлинные интеллектуальные достижения, иногда чувствуют, что лучше настаивать на своей глупости, чем открыто признавать свои стремления, потому что им любой ценой надо избежать опасности быть осмеянными; с тихим отчаянием они принимают собственный приговор, отвергая свидетельства и уверения в противоположном“. Человек как бы думает, что лучше самому себя обесценить, упиться самоуничижением, посмеяться над собой – чем пережить то же самое со стороны других людей.

СТРАХ НЕНАВИСТИ СО СТОРОНЫ ДРУГИХ

Если человек ввергнут задетой гордыней в пропасть презрения к себе, то, чтобы оградить себя от мучительных и жестоких самобичеваний, его ненависть к себе выносится вовне: с помощью защитного механизма ПРОЕКЦИИ агрессивные тенденции приписываются другим людям. Таким образом, опасность как бы угрожает человеку со стороны. Это может вызвать подозрительность, приступы тревоги и страха перед окружающими.

СТРАХ ПЕРЕД УСИЛИЯМИ

Некоторым гордецам свойственна убежденность в том, что они могут превосходить всех, не прилагая к этому каких бы то ни было усилий. „Причина глубоко спрятанного страха перед постоянными усилиями состоит в том, что они угрожают разрушить иллюзию неограниченной силы и власти“, - отмечает Карен Хорни. То есть необходимость прилагать усилия является для таких людей чем-то „постыдным“, показывающим и им, и окружающим, что о всемогуществе, которое есть предмет его гордости, нет и речи.

Гордецу может быть свойственно, по словам Хорни; „глубочайшее отвращение к любым усилиям“:

„Бессознательное требование его гордыни таково, что одного только намерения должно быть достаточно для достижения, для устройства на работу, для того, чтобы стать счастливым или преодолеть трудности. Он имеет право получить все это без всяких затрат энергии. Иногда это означает, что реальную работу должны выполнить другие. Если этого не происходит, у него есть причина быть недовольным. Часто случается, что он устает от одной перспективы "лишней" работы“.

Человек снимает с себя тем самым ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за выход из неприятных ситуаций, за улучшение своего положения. "Это другие виноваты в моих бедах – они и должны все исправить. А то что же это будет за исправление, если я сам буду все делать?", - так, по мнению Хорни думает гордец.

СТРАХ ОТВЕРЖЕНИЯ

Одним из внутренних требований гордыни может быть требование быть обожаемым другими людьми. Гордец может считать, что другие обязаны быть ему рады и принимать его всегда с распростертыми объятиями, что ему “положено” расположение со стороны других. Однако сознание (пусть и подавляемое гордыней) говорит человеку, что такие требования и ожидания нереалистичны. В этом - причина тревожных ожиданий отказа.

Столкновение с реальной ситуацией отказа может обернуться вспышками ТРЕВОГИ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ с проявлением соответствующих эмоций и применением характерных для этой тревоги защит.

СТРАХ НЕОДОБРЕНИЯ

Если САМООЦЕНКА человека зависит от внешних оценок и обратной связи со значимыми (а то и даже незначимыми) другими, то следует ожидать значительных колебаний настроения в зависимости от этой внешней оценки – от ВООДУШЕВЛЕНИЯ похвалой (в какой бы форме она не осуществлялась) до ОТЧАЯНИЯ в случае даже справедливой и дружеской критики. Кроме того, на негативную обратную связь гордец склонен реагировать презрением в отношении того, кто его негативно оценивает.

Человек может опасаться неодобрения со стороны других как его самого, так и отдельных его свойств и черт, его поведения, его поступков, а также стиля и методов их осуществления. Этот страх проявляется непереносимостью упреков и критики.

СТРАХ НЕДОСТАТОЧНООЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МОЩИ

Гордецы ставят свои интеллектуальные способности вообще очень высоко. Они полагают себя умнее и хитрее других людей. При этом они могут считать свою хитрость, находчивость, способность к обману одними из своих самых важных качеств.

Однако на деле и в этой области часто не все так, как гордец себе представляет. Так он может считать себя способным без усилий И глубоких раздумий находить правильное решение. Такая “непреодолимая потребность казаться всемогущим может повредить способности к обучению“, утверждает Карен Хорни. Также вследствие такой веры в свое превосходство и в легкость осуществления интеллектуальных процессов нарушается и способность принимать правильные, взвешенные решения.

Гордецы, как мы знаем, склонны к тому, чтобы игнорировать реалии, неприятные им свойства их ПОДЛИННОГО Я . Это негативно влияет на интеллектуальную деятельность в целом „Общая тенденция затемнять личные вопросы может затемнить и ясность мышления: как люди, ослепившие себя по отношению к своим внутренним конфликтам, они могут не обращать внимания и на другие виды противоречий, - пишет Хорни. Работа интеллекта ставится на службу игнорирования ПРАВДЫ , а, по сути на службу ЛЖИ .

Далее, гордецы, по словам Хорни, "бывают слишком зачарованы славой, которой им надо добиться, чтобы в достаточной мере интересоваться работой, которую они выполняют“. Это касается и качества, и интенсивности интеллектуальной работы, и усилий, которых эта работа требует.

АГРЕССИВНОСТЬ (в отношение себя и других людей), свойственная людям с уязвленной гордостью , также может препятствовать критическому мышлению, затмевая ясность ума.

Одним словом, у гордеца имеется немало оснований быть недовольным своим умом, являющимся нередко предметом его гордости. Вследствие этого гордец может сильно страдать от самоукоров или от тяжких разочарований по поводу неэффективности (неважно, реальной или просто им предполагаемой) своего разума.

Однако вера в превосходство разума остается одной из важнейших внутренних защитников гордеца. Отсюда понятно его стремление постоянно укреплять всеми возможными и невозможными способами свою опору на интеллект, что является одной из важных ЗАЩИТ ОТ ТРЕВОГИ УЯЗВЛЕННОЙ ГОРДОСТИ.

СТРАХ НЕОБХОДИМОСТИ ОТКАЗА ОТ ЖЕЛАНИЙ И ТРЕБОВАНИЙ ГОРДЫНИ

По словам Карен Хорни, гордецу трудно дается „признание ограниченности времени, сил, денег, знание о своих реальных желаниях и умение отказаться от менее важных ради более важных“. Это происходит оттого, что, с одной стороны, такой человек уверен в неограниченности своих возможностей, вплоть до веры в свое всемогущество (МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ , в частности, как часть системы МАНИАКАЛьНОЙ ЗАЩИТЫ), с другой, его желания происходят не из его подлинных ПОТРЕБНОСТЕЙ, а являются результатом компульсивных требований его гордыни (НАДО).

Следствием этого является невозможность ранжировать желания по значимости: для него все они одинаково важны, поэтому ни от одного из них он не может ни отказаться, ни поверить в невозможность исполнения того или иного желания (или всех сразу). Это становится причиной глубокой фрустрации человека, которая усугубляется еще и тем, что он в глубине души своей осознает или чувствует, что его всемогущество – лишь фикция, самообман и обман других.

Одним важным следствием этого является, по словам Карен Хорни, „чувство общей неуверенности относительно своих прав“: внутренний мир, где гордец чувствует право на что угодно, настолько нереалистичен, „что в реальном мире он приходит в замешательство относительно своих прав; чувство, что у него нет никаких прав, может быть в таком случае внешним выражением его страданий и может стать сосредоточием его жалоб, в то время как он не уверен в своих иррациональных требованиях“.

Важно отметить, что гордец часто вообще не может различать свои желания И требования своей гордыни, которые толкают его на компульсивные действия, совершаемые им как бы помимо своей ВОЛИ. Человека это требования как бы тащат по жизни.

Всеобъемлющая функция требований гордыни, по мнению Карен Хорни, – „увековечить иллюзии гордеца о себе и переложить ответственность на внешние факторы: он возлагает ответственность за себя на других людей, на обстоятельства, на судьбу:

„Требования гордыни не доказывают его превосходство достижениями или успехом: они обеспечивают ему необходимые доказательства и алиби. И пусть даже он опять и опять видит, что другие не принимают его требований, что закон писан и для него, что он не стоит выше обычных неприятностей и неудач – все это не доказывает отсутствия у него неограниченных возможностей. Это доказывает лишь то, что с ним все еще творится НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ . Но если только он будет защищать свои требования, в один прекрасный день они будут выполнены.

Несправедливо, что у него вообще есть проблемы. Он имеет право хотя бы на жизнь устроенную так, чтобы эти проблемы его ни в коем случае не беспокоили. Он требует: мир должен быть устроен так, чтобы он не сталкивался со своими конфликтами и не был бы вынужден их осознавать“.

СТРАХ ДЕМОНСТРИРОВАТЬ „ПОСТЫДНЫЕ“ ЧУВСТВА

Гордец старается (точнее, ему НАДО) сохранять хорошую мину при любой игре. Поэтому он не должен и виду подавать, что у него случилась неудача или драма, или трагедия. Для этого он не должен дать другим людям увидеть его чувства, показывающие, что он переживает или стыдится. Ведь показать другим, что ему плохо – это значит собственноручно расписаться в несостоятельности потуг собственной гордыни. “Страдание он считает позором, который нужно скрывать“, пишет Карен Хорни.

Гордец, уверенный в своем идеальном совершенстве и абсолютной правоте, может даже при ударах по своей гордыне не выказывать чувства стыда, которого он ужасно стыдится. „Чувство собственной правоты перекрывает путь чувству СТЫДА“, пишет Хорни.

Если человек горд своей неуязвимостью, то эта гордость запрещает ему признавать у себя чувство обиды. Такой гордец, согласно Карен Хорни, находится перед дилеммой: „он до абсурда уязвим, но его гордость не позволяет ему быть уязвимым вообще. Божество может в принципе разгневаться на несовершенства смертных, но он должен быть достаточно велик, чтобы быть выше этого, и достаточно силен, чтобы перешагнуть через это. Это внутреннее состояние во многом отвечает за его раздражительность“.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама