THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Функциональные нарушения высшей нервной деятельности психогенного происхождения. Клиника неврозов отличается большим многообразием и может включать соматические невротические расстройства, вегетативные нарушения, различные фобии, дистимию, обсессии, компульсии, эмоционально-мнестические проблемы. Установить диагноз «невроз» можно только после исключения сходных с ним по клинике психиатрических, неврологических и соматических болезней. Лечение имеет 2 основные составляющие: психотерапевтическую (психокоррекция, тренинги, арт-терапия) и медикаментозную (антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики, общеукрепляющие средства).

Общие сведения

Невроз как термин был введен в 1776 году в Шотландии врачом по фамилии Куплен. Сделано это было в противовес высказанному ранее утверждению Дж. Морганьи о том, что в основе каждого заболевания лежит морфологический субстрат. Автор термина «невроз» подразумевал под ним функциональные нарушения здоровья, не имеющие под собой органического поражения какого-либо органа. В последующем большую лепту в учение о неврозах внес известный российский физиолог И.П. Павлов.

В МКБ-10 вместо термина «невроз» использован термин «невротическое расстройство ». Однако на сегодняшний день понятие «невроз» широко употребляют в отношении психогенных расстройств высшей нервной деятельности, т. е. обусловленных действием хронического или острого стресса. Если те же нарушения связаны с влиянием других этиологических факторов (например, токсическим воздействием, травмой, перенесенным заболеванием), то их относят к так называемым неврозоподобным синдромам.

В современном мире невроз является довольно распространенным расстройством. В развитых странах различными формами невротических нарушений страдает от 10% до 20% населения, в т. ч. и дети. В структуре психических расстройств на долю неврозов приходится около 20-25%. Поскольку симптомы невроза зачастую носят не только психологический, но и соматический характер, эта проблематика является актуальной как для клинической психологии и неврологии , так и для ряда других дисциплин.

Причины невроза

Несмотря на многообразные исследования в этой области, истинная причина невроза и патогенез его развития доподлинно не известны. Долгое время невроз считали информационной болезнью, связанной с интеллектуальными перегрузками и большим темпом жизни. В связи с этим, более низкая частота заболевания неврозами у жителей сельской местности объяснялась более спокойным образом их жизни. Однако, исследования, проведенные среди авиадиспетчеров, опровергли эти предположения. Оказалось, что, несмотря на напряженную работу, требующую постоянного внимания, быстрого анализа и реагирования, диспетчеры болеют неврозами не чаще людей других специальностей. Среди причин их заболеваемости указывались преимущественно семейные неурядицы и конфликты с начальством, а не переутомление в процессе работы.

Другие исследования, а также результаты психологического тестирования пациентов с неврозами, показали, что определяющее значение имеют не количественные параметры психотравмирующего фактора (множественность, сила), а его субъективная значимость для конкретного индивидуума. Таким образом, внешние триггерные ситуации, провоцирующие невроз, очень индивидуальны и зависят от системы ценностей пациента. При определенных условиях любая, даже житейская, ситуация может лечь в основу развития невроза. В тоже время, многие специалисты приходят к выводу, что имеет значение не сама стрессовая ситуация, а именно неверное отношение к ней, как к разрушающей личное благополучное настоящее или угрожающей личному будущему.

Определенная роль в развитии невроза принадлежит психофизиологическим особенностям человека. Отмечено, что данным расстройством чаще заболевают люди с повышенной мнительностью, демонстративностью, эмоциональностью, ригидностью, субдепрессивностью. Возможно, большая эмоциональная лабильность женщин является одним из факторов, приводящих к тому, что развитие невроза у них наблюдается в 2 раза чаще, чем у мужчин. Наследственная предрасположенность к неврозу реализуется именно через наследование определенных личностных особенностей. Кроме того, повышенный риск развития невроза существует в периоды гормональных перестроек (пубертат, климакс) и у лиц, имевших в детстве невротические реакции (энурез , логоневроз и др.).

Патогенез

Современное представление о патогенезе невроза отводит основную роль в его развитии функциональным расстройствам лимбико-ретикулярного комплекса, в первую очередь гипоталамического отдела промежуточного мозга. Эти структуры головного мозга ответственны за обеспечение внутренних связей и взаимодействие между вегетативной, эмоциональной, эндокринной и висцеральной сферами. Под воздействием острой или хронической стрессовой ситуации происходит нарушение интегративных процессов в головном мозге с развитием дезадаптации. При этом никаких морфологических изменений в мозговых тканях не отмечается. Поскольку процессы дезинтеграции охватывают висцеральную сферу и вегетативную нервную систему, в клинике невроза наряду с психическими проявлениями наблюдаются соматические симптомы и признаки вегето-сосудистой дистонии .

Нарушения работы лимбико-ретикулярного комплекса при неврозах сочетается с нейротрансмиттерной дисфункцией. Так, исследование механизма тревоги, выявило недостаточность норадренергических систем головного мозга. Есть предположение, что патологическая тревожность связана с аномалией бензодиазепиновых и ГАМКергических рецепторов или уменьшением количества воздействующих на них нейромедиаторов. Эффективность терапии тревожности бензодиазепиновыми транквилизаторами является подтверждением этой гипотезы. Положительный эффект антидепрессантов, влияющих на функционирование серотонинергической системы мозга, указывает на патогенетическую связь невроза с нарушениями обмена серотонина в церебральных структурах.

Классификация

Личностные особенности, психофизиологическое состояние организма и специфика дисфункционирования различных нейротрансмиттерных систем определяют разнообразие клинических форм неврозов. В отечественной неврологии выделяются основные 3 вида невротических расстройств: неврастения , истерический невроз (конверсионное расстройство) и невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство). Все они подробно рассмотрены в соответствующих обзорах.

В качестве самостоятельных нозологических единиц также выделяют депрессивный невроз , ипохондрический невроз , фобический невроз. Последний частично входит в структуру обсессивно-компульсивного расстройства, поскольку навязчивости (обсессии) редко имеют изолированный характер и обычно сопровождаются навязчивыми фобиями. С другой стороны, в МКБ-10 тревожно-фобический невроз вынесен отдельной позицией с названием «тревожные расстройства ». По особенностям клинических проявлений его классифицируют как панические атаки (пароксизмальные вегетативные кризы), генерализованное тревожное расстройство , социальные фобии, агарофобию , нозофобию, клаустрофобию , логофобию, айхмофобию и т. п.

К неврозам также относят соматоформные (психосоматические) и послестрессовые расстройства. При соматоформном неврозе жалобы пациента полностью соответствуют клинике соматического заболевания (например стенокардии , панкреатита , язвенной болезни , гастрита , колита), однако при детальном обследовании с проведением лабораторных анализов, ЭКГ, гастроскопии , УЗИ, ирригоскопии , колоноскопии и пр. данная патология не выявляется. В анамнезе имеется наличие психотравмирующей ситуации. Послестрессовые неврозы наблюдаются у лиц, переживших природные катастрофы, техногенные аварии, боевые действия, террористические акты и др. массовые трагедии. Они подразделяются на острые и хронические. Первые преходящи и проявляются во время или непосредственно после трагических событий, как правило, в виде истерического припадка. Вторые постепенно приводят к изменению личности и социальной дезадаптации (например, невроз афганца).

Этапы развития невроза

В своем развитии невротические расстройства проходят 3 этапа. На первых двух этапах в силу внешних обстоятельств, внутренних причин или под воздействием проводимого лечения невроз может бесследно прекратить свое существование. В случаях затяжного воздействия психотравмирующего триггера (хронический стресс), при отсутствии профессиональной психотерапевтической и/или медикаментозной поддержки пациента, возникает 3-й этап - заболевание переходит в стадию хронического невроза. Происходят стойкие изменения в структуре личности, которые сохраняются в ней даже при условии эффективно осуществляемой терапии.

Первым этапом в динамике невроза считается невротическая реакция - кратковременное невротическое расстройство длительностью не более 1 мес, возникающее в результате острой психотравмы. Типична для детского возраста. В качестве единичного случая может отмечаться у совершенно здоровых в психическом плане людей.

Более длительное течение невротического расстройства, изменение поведенческих реакций и появление оценки своего заболевания говорят о развитии невротического состояния, т. е. собственно невроза. Не купируемое невротическое состояние в течение 6 мес - 2 лет приводит к формированию невротического развития личности. Близкие пациента и он сам говорят о существенном изменении его характера и поведения, зачастую отражая ситуацию фразой «его/ее как подменили».

Общие симптомы неврозов

Вегетативные нарушения носят полисистемный характер, могут быть как перманентными, так и пароксизмальными (панические атаки). Расстройства функции нервной системы проявляются головной болью напряжения , гиперестезией, головокружением и чувством неустойчивости при ходьбе, тремором, вздрагиваниями, парестезиями, мышечными подергиваниями. Нарушения сна наблюдаются у 40% пациентов с неврозами. Обычно они представлены инсомнией и дневной гиперсомнией .

Невротическая дисфункция сердечно-сосудистой системы включает: дискомфортные ощущения в сердечной области, артериальную гипертензию или гипотонию , нарушения ритма (экстрасистолию , тахикардию), кардиалгию, синдром псевдокоронарной недостаточности, синдром Рейно . Расстройства дыхания, отмечающиеся при неврозе, характеризуются чувством нехватки воздуха, комка в горле или удушья, невротической икотой и зевотой, боязнью задохнуться, мнимой потерей дыхательного автоматизма.

Со стороны органов пищеварения может иметь место сухость во рту, тошнота, снижение аппетита, рвота, изжога, метеоризм, неясные абдоминалгии, диарея, запор. Невротические нарушения работы мочеполовой системы вызывают цисталгию, поллакиурию, зуд или боли в области гениталий, энурез, фригидность , снижение либидо , преждевременное семяизвержение у мужчин. Расстройство терморегуляции приводит к периодическим ознобам, гипергидрозу , субфебрилитету. При неврозе могут возникать дерматологические проблемы - высыпания по типу крапивницы , псориаза , атопического дерматита .

Типичным симптомом многих неврозов является астения - повышенная утомляемость как в психической сфере, так и физического характера. Часто присутствует тревожный синдром - постоянное ожидание предстоящих неприятных событий или опасности. Возможны фобии - страхи навязчивого типа. При неврозе они обычно конкретные, имеющие отношение к определенному предмету или событию. В отдельных случаях невроз сопровождается компульсиями - стереотипными навязчивыми двигательными актами, которые могут быть ритуалами, соответствующими определенным обсессиям. Обсессии - тягостные навязчивые воспоминания, мысли, образы, влечения. Как правило, сочетаются с компульсиями и фобиями. У некоторых пациентов невроз сопровождается дистимией - пониженным настроением с чувством горя, тоски, утраты, уныния, печали.

К мнестическим расстройствам, зачастую сопровождающим невроз, относятся забывчивость, ухудшение запоминания, большая отвлекаемость, невнимательность, неспособность сконцентрироваться, аффективный тип мышления и некоторое сужение сознания.

Диагностика

Ведущую роль в диагностике невроза играет выявление в анамнезе психотравмирующего триггера, данные психологического тестирования пациента, исследования структуры личности и патопсихологического обследования .

В неврологическом статусе у пациентов с неврозом не выявляется никакой очаговой симптоматики. Возможно общее оживление рефлексов, гипергидроз ладоней , тремор кончиков пальцев при вытягивании рук вперед. Исключение церебральной патологии органического или сосудистого генеза проводится неврологом при помощи ЭЭГ , МРТ головного мозга , РЭГ , УЗДГ сосудов головы . При выраженных нарушениях сна возможна консультация сомнолога и проведение полисомнографии .

Необходима дифференциальная диагностика невроза с подобными по клинике психиатрическими (шизофрения , психопатия , биполярное расстройство) и соматическими (стенокардия,

Лечение невроза

Основу терапии невроза составляет устранение воздействия психотравмирующего триггера. Это возможно либо при разрешении психотравмирующей ситуации (что наблюдается крайне редко), либо при таком изменении отношения пациента к сложившейся ситуации, когда она перестает быть для него травмирующим фактором. В связи с этим, ведущей в лечении является психотерапия .

Традиционно в отношении неврозов применяется преимущественно комплексное лечение, сочетающее психотерапевтические методы и фармакотерапию. В легких случаях может быть достаточным только психотерапевтическое лечение. Оно направлено на пересмотр отношения к ситуации и разрешение внутреннего конфликта больного неврозом. Из методик психотерапии возможно применение психокоррекции, когнитивного тренинга , арт-терапии , психоаналитической и когнитивно-поведенческой психотерапии . Дополнительно проводится обучение методам релаксации ; в некоторых случаях - гипнотерапия . Терапию осуществляет психотерапевт или медицинский психолог .

Медикаментозное лечение невроза базируется на нейротрансмиттерных аспектах его патогенеза. Оно носит вспомогательную роль: облегчает работу над собой в ходе психотерапевтического лечения и закрепляет ее результаты. При астении, депрессии , фобиях , тревожности, панических атаках ведущими являются антидепрессанты: имипрамин, кломипрамин, амитриптилин, экстракт травы зверобоя; более современные - сертралин, флуоксетин, флувоксамин, циталопрам, пароксетин. В терапии тревожных расстройств и фобий дополнительно используют препараты анксиолитического действия. При неврозах с мягкими проявлениями показаны травяные успокаивающие сборы и короткие курсы мягких транквилизаторов (мебикар). При развернутых нарушениях предпочтение отдают транквилизаторам бензодиазепинового ряда (алпразоламу, клоназепаму). При истерических и ипохондрических проявлениях возможно назначение небольших доз нейролептиков (тиаприда, сульпирида, тиоридазина).

В качестве поддерживающей и общеукрепляющей терапии невроза применяются поливитамины, адаптогены, глицин, рефлексотерапия и физиотерапия (электросон , дарсонвализация , массаж, водолечение).

Прогноз и профилактика

Прогноз невроза зависит от его вида, этапа развития и длительности течения, своевременности и адекватности оказываемой психологической и медикаментозной помощи. В большинстве случаев вовремя начатая терапия приводит, если не к излечению, то к значительному улучшению состояния пациента. Длительное существование невроза опасно необратимыми изменениями личности и риском суицида .

Хорошей профилактикой неврозов является предупреждение возникновения психотравмирующих ситуаций, особенно в детском возрасте. Но лучшим способом может быть воспитание в себе правильного отношения к приходящим событиям и людям, выработка адекватной системы жизненных приоритетов, избавление от заблуждений. Укреплению психики также способствует достаточный сон, добротворчество и подвижный образ жизни, здоровое питание, закаливание.

Когда речь идет о неврозе, практически каждый из нас примерно представляет, что это такое и от чего он появляется. А вот диагноз «неврозоподобный синдром» может поставить в тупик не только пациента, но даже некоторых врачей. Что же это за состояние и как с ним можно бороться?

Как и в случае с неврозами, у неврозоподобного синдрома отсутствует код по МКБ-10. То есть, официальная медицина такого понятия не признает. Однако это не значит, что его не существует, просто симптомы, похожие на невротические, сопровождают течение многих заболеваний и органических патологий.

Особенностью неврозоподобного синдрома (НС) является то, что он возникает не после психологической травмы и не на фоне хронического стресса, как обычные синдромы невротического уровня. Наоборот – «нервные» симптомы происходят из-за какого-то реального, не психологического заболевания. Неврозоподобный синдром не имеет психологических причин возникновения, хотя у конкретного пациента может быть врожденная предрасположенность к возникновению подобного синдрома.

Считается, что НС может проявляться при любом тяжелом заболевании. Перечислим лишь некоторые из них:

  1. Бронхиальная астма, пищевая или кожная аллергия.
  2. Эндокринные и гормональные нарушения типа диабета или гипертиреоза.
  3. Некоторые пороки головного мозга.
  4. Заболевания печени, желчного пузыря и поджелудочной железы.
  5. Сердечно-сосудистые заболевания.
  6. Болезни желудочно-кишечного тракта (язва желудка, гастрит, дисбактериоз).
  7. Психические болезни типа шизофрении, параноидального синдрома и тд.

У детей есть свой «перечень» специфических возрастных (и не только) отклонений, которые также могут вызывать НС:

  • нарушения внутриутробного развития;
  • влияние на будущего ребенка негативных факторов (курение, алкоголь и тд);
  • наследственная неполноценность некоторых систем и отделов мозга;
  • родовые травмы;
  • перенесенные в раннем детстве нервные заболевания.

В общем же неврозоподобный синдром относится специалистами к промежуточному состоянию между собственно неврозом и органической патологией. И чаще всего он встречается у детей от 2 до 7 лет. В этом случае возникновение НС можно связать с патологиями развития головного мозга у ребенка. Впрочем, иногда данное нарушение может проходить само, как говорят в народе – ребенок «перерастает» его со временем, так как детский мозг имеет огромный потенциал для регенерации. Так что примерно после 12 лет, с началом полового созревания, симптомы расстройства могут сойти на нет, но уповать на это не стоит – лечение и профилактика необходимы в любом возрасте.

Симптоматика неврозоподобного синдрома

Как и при неврозах, она может быть очень обширной и разнообразной.

Неврозоподобное состояние у взрослых проявляется резкими перепадами настроения, при этом больной чаще бывает злым или раздражительным, чем спокойным и доброжелательным. Пациенту сложно контролировать свои эмоции и приступы агрессии. При этом может отмечаться быстрая утомляемость и снижение концентрации внимания. Все перечисленные признаки напоминают первую и вторую стадию неврастении, однако стоит напомнить, что психологических причин у неврозоподобного синдрома нет – они могут лишь незначительно усиливать симптомы.

К телесным проявлениям НС можно отнести:

  • нарушения сна;
  • запоры и жидкий стул;
  • рвоту в стрессовых ситуациях;
  • отсутствие аппетита, которое может даже привести к анорексии;
  • перепады давления и пульса;
  • слезливость, повышенное потоотделение.

Как правило, больному свойственны также: мнительность, постоянно тревожное состояние и большое количество страхов.

Важно! Для НС совершенно необязательно проявление сразу многих симптомов – это зависит от заболевания, которым вызван синдром, и в некоторой степени личностью самого пациента, его мировоззрением (хотя эту гипотезу некоторые специалисты активно отвергают, так как она противоречит основному признаку неврозоподобного синдрома: не «болезни от нервов», а «нервы от болезни»).

Неврозоподобное состояние у детей имеет свои особенности и свою симптоматику. В том числе:

  • Гиперкинетический синдром (синдром дефицита внимания и гиперактивности);
  • Плаксивость или агрессия;
  • Нарушения стула, такие как запор или наоборот – диарея, боли в животе;
  • Повышенная тревожность, ночные кошмары, страхи и фобии;
  • Проявления астении, сниженный тонус;
  • Тошнота и рвота, отказ от пищи;
  • Энурез, тики, заикание;
  • Чрезмерная потливость или же сухость кожи.

Диагностика и лечение

Первое, что необходимо сделать – выявить природу недомогания. Это значит, что специалист должен четко определить, с чем он имеет дело – с неврозом или все-таки неврозоподобным синдромом. Тактика лечения этих состояний достаточно сильно различается – например, основным методом терапии неврозов является работа с психологом, а при неврозоподобном синдроме она будет недостаточно эффективной.

Поэтому пациенту следует пройти полное обследование, которое назначается, исходя из имеющихся симптомов. На первом этапе этим занимается врач-невролог, который назначает в том числе МРТ мозга и ЭЭГ. Если по результатам исследований никакой органической патологии не обнаружено, то доктор имеет право предположить, что речь идет все-таки о неврозе – и направить больного к врачу-психотерапевту или психиатру.

При неврозоподобном состоянии во время исследований будут выявлены отклонения в работе мозга и других систем организма. Основное лечение пациенту назначит врач-невропатолог, но в некоторых случаях понадобится помощь и других узких специалистов – кардиолога, гастроэнтеролога, эндокринолога и тд. Это обусловлено тем, что в первую очередь нужно вылечить первопричину синдрома – то есть, имеющееся органическое заболевание, и лишь потом (или параллельно) восстанавливать нарушенные функции мозга и нервной системы в общем.

Главным направлением при лечении неврозоподобного синдрома является медикаментозная терапия, направленная на устранение причины заболевания и улучшение работы головного мозга.

Широко используются физиопроцедуры, особенно – для лечения детей. Также может понадобиться помощь психолога, так как сами проявления синдрома могут восприниматься пациентом достаточно тяжело.

В рамках терапии взрослым больным рекомендуется изменить образ жизни в сторону более здорового, отказаться от вредных привычек и уменьшить количество стрессов (например, на работе). Детям в той же ситуации необходима спокойная и доброжелательная атмосфера в семье, отсутствие серьезных потрясений (переездов, перелетов в отпуск, смены детского учреждения или школы). На период лечения пациент должен находиться в максимально спокойной обстановке – это будет способствовать скорейшему выздоровлению.

Профилактика неврозоподобных состояний

Специфической профилактики данного синдрома нет, но существуют общие рекомендации, которые будут полезны пациентам любого возраста.

Необходимо внимательно прислушиваться к «сигналам» организма, вовремя проходить обследования и лечиться, если было выявлено какое-либо заболевание. Именно затягивание с лечением может спровоцировать осложнения со стороны нервной системы.

Для детей профилактика неврозоподобного синдрома начинается еще в утробе матери. Беременной женщине стоит обращать пристальное внимание на рекомендации врачей, не отказываться от назначенных препаратов, анализов и вмешательств. Все это повышает шансы родить здорового ребенка. Если же патология была выявлена, то у матери будет время, чтобы найти необходимых специалистов, которые окажут помощь малышу сразу после рождения.

Если неврозоподобный синдром у ребенка выявлен после 2 лет, либо диагноз официально не поставлен, но ребенок беспокойный, имеется отставание в психомоторном развитии, плаксивость, истеричность и другие особенности поведения, свидетельствующие о возможном неблагополучии, не стоит затягивать с обращением к врачу. Мозг маленького ребенка обладает колоссальным ресурсом для восстановления и регенерации, но лечение народными средства, у бабок и знахарок в данном случае не принесет эффекта, но усугубит проблему. Поэтому единственное, что могут сделать любящие родители – найти для своего чада хорошего врача-невропатолога и строго соблюдать все его рекомендации, включая и прием назначенных медикаментов.

Неврозоподобный синдром — очень распространенное заболевание, которое обусловлено и стрессом, и соматическими нарушениями. Фактор стресса оказывает дополнительное провоцирующее воздействие, а основное ухудшение состояния человека происходит на органическом фоне. Заболевание встречается как у взрослых, так и у детей.

Как проявляется неврозоподобный синдром?

Деятельность психики тесно связана с работой нейронов головного мозга, поэтому любые отклонения от нормальной деятельности гипоталамуса и лимбических зон немедленно сказываются на эмоциональном фоне пострадавшего. Какие физические заболевания увеличивают вероятность неврозоподобного синдрома?

  • аллергические реакции: кожная аллергия, пищевая аллергия, бронхиальная астма;
  • сердечно-сосудистые заболевания: ишемия, вегетососудистая дистония и др.;
  • желудочно-кишечные заболевания: гастрит, язва, дисбактериоз кишечника;
  • заболевания печени, поджелудочной железы, желчного пузыря;
  • резидуально-органические пороки головного мозга;
  • психические заболевания: эпилепсия, параноидальный синдром, шизофрения и др.;
  • эндокринные нарушения: гипертиреоз, сахарный диабет и др.

Практически все тяжелые соматические заболевания могут сопровождаться неврозоподобным синдромом. У некоторых людей возможности психики позволяют избежать этого осложнения, но в основном не удается устранить все симптомы за счет собственных ресурсов. Какие симптомы позволяют предположить неврозоподобное состояние?

  • резкие перепады настроения, преобладают негативно-окрашенные эмоции: тревога, раздражительность, злость;
  • сложности с контролем над своим поведением, вспыльчивость, агрессивные поступки;
  • тошнота и рвота в стрессовых ситуациях;
  • жидкий стул, запоры;
  • быстрая утомляемость;
  • нарушения сна: бессонница, кошмарные сновидения, сонливость;
  • отсутствие аппетита, отказ от пищи;
  • скачки артериального давления и пульса;
  • большое количество необоснованных страхов, тревожность, мнительность;
  • повышенное потоотделение и слезливость;
  • недержание мочи, особенно в ночное время у детей.

Конкретные проявления могут различаться по степени интенсивности в каждом клиническом случае: некоторые пациенты страдают всем списком симптомов, а у кого-то проявляется 2-3 признака.

Так как характер заболевания в основном невротический, в первую очередь нужно обращаться к невропатологу. При необходимости могут быть подключены и другие специалисты:

  • психотерапевт или психиатр;
  • гастроэнтеролог;
  • кардиолог;
  • эндокринолог.

Для того чтобы ребенку была оказана комплексная и эффективная помощь, родителям не следует скрывать симптомы нарушения. Часто из-за ложных опасений родителей дети вынуждены страдать из-за своего плохого самочувствия. Без должных оснований никто не вправе ставить ребенка на учет в психдиспансер, госпитализировать или выписывать ему сильнодействующие и опасные медикаменты.

Если родители опасаются государственных медицинских учреждений, можно обратиться в частные, но никуда не обращаться нельзя. Категорически нельзя лечить неврозоподобный синдром методами народной медицины — это является потерей времени и продлевает страдания ребенка.

Лечение неврозоподобного состояния должен проводить квалифицированный невролог, а не бабки, колдуны и шаманы с бубном.

Вернуться к оглавлению

Что такое неврозоподобный синдром?

Невротические и неврозоподобные синдромы объединяют несколько разнообразных по своим проявлениям расстройств, для каждого из которых характерны специфические нарушения. Что входит в эту категорию? Астенический синдром. Пострадавший испытывает головные боли, мигрени неясного происхождения. Появляется быстрая утомляемость даже без адекватной нагрузки. Поведение становится неконтролируемым, человек эмоционально неуравновешен, ведет себя резко и несдержанно.

В течение дня имеется сонливость, в ночное время — бессонница, поверхностный сон, неприятные и кошмарные сновидения. Периоды раздражительности сменяются периодами апатии и безразличия к происходящему. Человек остро реагирует на внешние стимулы: на громкие звуки, яркий свет, контакты с другими людьми, запахи и прикосновения. Со стороны соматики наблюдается расстройство сердечного ритма, потливость, нарушения пищеварения, отсутствие аппетита и переедание. Астенический синдром без лечения прогрессирует и приводит к более тяжелым недомоганиям.

Обсессивно-компульсивный синдром. Появляется характерное поведение для пострадавшего: чтобы избавиться от тревоги, человек совершает действия, которые временно его успокаивают. Это может быть мытье рук, покупки ненужных вещей, употребление алкоголя, занятия сексом с посторонними людьми. Патологическое нарушение поведения проявляется в том, что пострадавший повторяет эти действия вновь и вновь, даже если они не дают устойчивого облегчения его состояния. У человека появляются навязчивые мысли, страхи приобретают нереальную форму. Пациент начинает верить в знаки, приметы, гороскопы и предзнаменования, обзаводится личными ритуалами на удачу.

У обсессивного синдрома возможны рецидивы в стрессовых ситуациях и ремиссии в относительно спокойное время.

Ипохондрический синдром. Человека чрезмерно тревожит состояние его здоровья, в любом незначительном недомогании он склонен видеть приближение смерти. На этой почве обостряются все хронические соматические заболевания, усиливаются мигрени, расстройство пищеварения и раздражительность. Страдающие ипохондрическим синдромом часто упрекают врачей в некомпетентности, поскольку обнаружить смертельный недуг медицина не в силах. Пациенты с ипохондрическим синдромом верят в то, что их прокляли, наложили на них порчу, испортили им карму какие-то посторонние колдуны или недоброжелатели, соответственно, они обращаются к другим адептам магии и шарлатанства для того, чтобы нейтрализовать этот магический урон. Лечить пострадавших методами официальной медицины очень сложно, поскольку они не выполняют рекомендаций врача, ведут себя агрессивно и самовольно.

Гиперкинетический синдром. Чаще появляется у детей, чем у взрослых. Сопровождается беспорядочной и деструктивной двигательной активностью. Ребенок постоянно испытывает желание рвать бумагу, поджигать вещи, убегать, ломать и портить игрушки, крутить в руках какие-то вещи. Со стороны соматических нарушений проявляются нервные тики, подергивания конечностей, тремор, повторяющиеся и избыточные движения, например, очень частое моргание. У взрослых обычно достигается некоторый контроль над поведением, но в стрессовых ситуациях пациентам сложно избавиться от лишней активности.

Истерический синдром. Отличительной чертой является эмоциональная несдержанность, гипертрофированные проявления эмоций. Часто пациенты изображают падения в обморок, вселенскую скорбь, плачут напоказ, симулируют судороги и припадки. На нервной почве возможно ухудшение зрения и слуха, появление параличей и парезов. Формы, в которых выражается неврозоподобный синдром, могут свободно перетекать друг в друга при определенных обстоятельствах, однако чаще всего больной останавливается на одной форме и придерживается ее в течение длительного времени.

Неврозы – наиболее распространенная группа нервно-психических заболеваний у детей. Проявления неврозов у них отличаются большим разнообразием.

Причина неврозов – межличностные конфликты (невротический конфликт). Невроз является формой психической адаптации (с проявлением признаков дезадаптации). Он всегда обусловлен конституционально, связан с особенностями психики, а не с характером психотравмирующей ситуации. Форма невроза у человека не меняется на протяжении всей жизни. Невротическая форма реагирования закладывается в детстве как проявление сверхкомпенсации какого-либо качества при нарушении значимых отношений с микроокружением и имеет детский оттенок. Оранические изменения головного мозга при невозах отсутствуют.

Важной особенностью невроза является то, что человек сознает свою болезнь и стремится ее преодолеь. Сохраняется способность адаптироваться к окружающей среде.

Выделяют три основные формы невроза:

1. Неврастения (астенический невроз) - наиболее распространенная форма невроза. В развитии невроза у детей и подростков основная роль принадлежит стрессу или хроническим психотравмам, чаще всего связанным с конфликтами в семье (ссоры между родителями, алкоголизм, их развод, конфликтная ситуация из-за отсутствие работу супругов, чувство социальной несраведливости – недоступность многого, что есть у других сверстников) или затяжными школьными конфликтами. Имеет значение и неправильный подход к воспитанию (чрезмерные требования, излишние ограничения), а также ослабление здоровья ребенка вследствие частых заболеваний, сособствует развитию невоза перегрузка ребенка различными занятиями, в первую очередь интеллектуальными (повышенная учебная нагрузка в специализированных школах, дополнительные занятия в кружках и т.п.). Однако сам по себе фактор интеллектуальной (а также физической) перегрузки в детском и подростковом возрасте, хотя и может вызвать переутомление и астенизацию нервной системы, при остутствии психотравмирующей ситуации обычно не ведет к развитию астенического невроза.

Астенический невроз в развернутой форме встречается только у детей школьного возраста и подростков (у детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются начальные и атипичные астенические реакции).

Основное проявление неврастении - состояние раздражительной слабости, характеризуется, с одной стороны, повышенной несдержанностью, склонностью к аффективным разрядам недовольства, раздражительности и даже гнева, нередко агрессии (чрезмерное реагирование по малозначительному поводу), а с другой - в психическом истощении, слезливости, непереносимости любого психического напряжения, быстрой утомляемости. Чрезмерно выражены реакции пассивной защиты. При этом волевая активность снижена, возникает чувство бесперспективности на фоне сверхответственности, настроение подавленное, отмечается недовольство собой и всеми вокруг, депрессия – сильная тоска, спровождающаяся чувством отчаяния и тревоги, могут быть попытки суицида (самоубийства).

При неврастении всегда присутствуют вегетативные нарушения: сердцебиение, чувство замирания сердца или перебои, боли в области сердца, склонность к сосудистым обморокам (при быстрой смене положения тела), понижение или повышение АД, одышка, повышенный рвотный рефлекс, сниженный аппетит, поверхностный сон, похолодание рук, ног, потливость (гипергидроз), что способствует простудным заболеваниям ребенка, которые в свою очередь отягощают течение астенического невроза.

2. Истерия (греч. hystera– матка) – по частоте занимает второе место после неврастении. Возникает у инфантильных, истероидных личностей со слабой психической адаптацией (часто с пикнотической соматической конституцией), часто в психотравмирующей ситуации, связанной с противоречием между желаемым и реально достижимым (низкая успеваемость, невнимание со стороны сверстников и т.п.), с ущемленным самолюбием, с недовольством своим положением в коллективе. Формы ее разнообразны и нередко маскируются под различные заболевания («большая обманщица», «большая обезьяна» - так образно именуют этот вид невроза).Формы ее отражают два известных животных (и детских) типа реагирования перед лицом опасности – «мнимая смерть» (замирание) и «двигательная буря» (пугание, избегание, нападение) – припадки (по типу эпилепсии). Истерический припадок обычно бывает в присутствии зрителей и направлен на привлечение их внимания. Частичная фиксация может проявляться функциональными параличами и парезами, расстройствами болевой чувствительности, координации движений, расстройствами речи (заикание, беззвучность вплоть до полной немоты), приступами удушья, напоминающими астматические и др. «Бегство в болезнь» играет роль своеобразной патологической защиты личности от трудных для нее ситуаций, оправдывают неуспеваемость ребенка или избавляют от необходимости ходить в школу.

3. Невроз навязчивых состояний. Встречается чаще у астеников, людей меланхолического склада. Считают, что очерченнй невроз навязчивых состояний не может возникнуть ранее 10-летнего возраста. Это связано с достижением определенной степени зрелости самосознания личности ребенка и формирования тревожно-мнительного фона психики, на основе которого и возникают навязчивые явления. У детей более раннего возраста целесообразно говорить не о неврозе, а о невротических реакциях в форме навязчивых состояний.

Выделены две разновидности невроза:

Невроз навязчивых страхов (фобии). Их содержание зависит от возраста ребенка. У детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи заражения и загрязнения, острых предметов, закрытых помещений. У детей старшего возраста и подростков доминируют страхи, связанные с сознанием своего физического «Я». Например, навязчивые страхи болезни и смерти, страх покраснеть (эрейтофобия), навязчивый страх речи у заикающихся (логофобия). Особую разновидность фобического невроза у подростков представляет невоз ожидания, который характеризуется тревожным ожиданием и страхом неудачи при выполнении какого-либо привычного действия (например, страх устных ответов перед классом, несмотря на то что хорошо поготовлен), а также нарушением его при попытке выполнения.

Невроз навязчивых действий. Однако часто встречаются навязчивые состояния смешанного характера. Настроение при этом имеет тенденцию к снижению, возникают вегетативные расстройства.

У детей нередко возникают системные неврозы:

Невротическое заикание - нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. У мальчиков оно возникает чаще, чем у девочек.

Мутизм (лат. mutus - молчание) – это расстройство преимущественно школьного возраста (у взрослых – редко), т.к. формирующаяся речь ребенка – самая молодая функция психики, поэтому чаще ломается подвлиянием самых разнообразных вредных факторов.

Дети с мутизмом нуждаются в бережном отношении- не наказывать, не высмеивать, не оскорблять, не выставлять к доске «пока заговорит».

Невротические тики – разнообразные автоматизированне привычные элементарные движения (мигание, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также покашливания, «хмыканье», «хрюкающие» звуки (так называемые респитаротные тики), которе возникают в результате фиксации того или иного защитного действия. Чаще всего наблюдаются в возрасте от 7 до 12 лет. Тики могут приобретать навязчивый характер, тогда они относятся к проявлению невроза навязчивых состояний;

Нервная анорексия – отказ от еды;

Невротическое расстройство сна – нарушение засыпания, глубины сна с ночными пробуждениями, ночнми страхами, а также снохождение (сомнамбулизм) и сноговорение.

Невротический энурез – неосознанное недержание мочи, преимущественно во время ночного сна;

Невротический энкопрез – непроизвольное выделение испражнений, возникающее при отсутствии нарушений и заболеваний нижнего отдела кишечника. Как правило, ребенок не испытывает позыва к дефекации, вначале не замечает наличия испражнений и лишь спустя некоторое время ощущает неприятный запах. Чаще всего встречается в возрасте 7–9 лет, у мальчиков чаще.

Методы лечения неврозов основаны на сочетании фармакологической терапии с различными видами психотерапии.

1. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М.: Просвещение, 1992

2. Буянов М.И. Основы психотерапии детей и подростков.- М.: Просвещение, 1998

3. Дорошкевич М.П. Неврозы и невротические состояния у детей и подростков: Учеб.пособие для студентов пед специальностей высш.учеб.заведений/ -Мн.:Беларусь, 2004

4. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний. Пособие для студ. Высш. Пед. Уч.заведений.-М.: 1998

5. Основы психологических знаний – Уч.пособие. Автор-составитель Г.В.Щекин – Киев, 1999

1. перечислить наиболее частые признаки нарушений познавательной деятельности, эмоциональной и волевой деятельности.

2. назвать пограничные психические состояния у детей.

3. объяснить необходимость знаний о таких состояниях для учителя.

4. охарактеризовать различные виды психопатий

5. проанализировав причины психопатий, дать рекомендации по их профилактике.

6. дать понятие невроза.

7. рассказать о видах неврозов и их профилактике.

Неврозоподобные состояния (неврозоподобные расстройства, псевдоневротические состояния) - группа нервно-психических нарушений, внешне напоминающих неврозы (расстройства невротического уровня реагирования), но не обусловленных психогенными воздействиями. Они занимают промежуточное положение между органическими заболеваниями и неврозами, приближаясь к первым. В прошлом такие состояния обозначались как "органоиды".

В основе Н. с. лежит легкая резидуальная церебральная патология (преимущественно компенсированная, реже - субкомпенсированная) вследствие дородового дизонтогенеза или перенесенных после рождения (чаще в раннем возрасте) заболеваний нервной системы травматической, инфекционной и другой этиологии, а также соматическая патология - очаги хронической фокальной инфекции, заболевания сердечно-сосудистой системы, легких, желудочно-кишечного тракта, аллергизация организма. При клинических исследованиях нередко обнаруживают у таких больных неврологические микроорганические нарушения и легкую дисфункцию глубинных структур мозга - гипоталамической области, ретикулярной формации, лимбической системы. Придается также значение врожденной, в том числе наследственной неполноценности определенных функциональных систем мозга, регулирующих психомоторную и вегетативную деятельность организма.

Н. с. подразделяются на две группы: 1) процессуальные неврозоподобные расстройства при текущих нервно-психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия, прогрессирующие органические заболевания головного мозга); 2) непроцессуальные Н. с. при резидуально-органической патологии головного мозга и при общесоматических заболеваниях. Детскому неврологу преимущественно приходится наблюдать вторую группу Н.с, которая может проявляться в виде следующих синдромов: астенического (псевдоневрастенического), истероформного, сенестопатически-ипохондрического, фобического, депрессивно-дистимического, моносимптоматического двигательного и сомато-вегетативного.

Клиническая картина. Астеническое (псевдоневрастеническое) состояние у детей нередко проявляется гиперактивностью (синдром двигательной расторможенности). Истероформные и сенестопатически-ипохондрические состояния встречаются относительно редко. Фобические расстройства протекают в виде неврозоподобных страхов конкретного (например, страх смерти) или неопределенного содержания, ночных страхов и ночных кошмаров; депрессивно-дистимических состояний (плохое настроение, плаксивость, недовольство собой и окружающим при выраженных вегетативных расстройствах). Периодически на этом фоне могут возникать аффекты агрессивности. У детей особенно часто встречаются моносимптоматические двигательные и соматовегетативные расстройства в виде неврозоподобных тиков, заикания, энуреза, энкопреза. В отличие от соответствующих форм системных неврозов указанные моносимптомные Н. с. характеризуются стереотипностью клинических проявлений, монотонностью течения, индифферентным отношением ребенка, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, к своему состоянию.

Н. с. необходимо дифференцировать от неврозов с аналогичными клиническими симптомами. При этом существенным и главным являются отсутствие связи Н. с. с психотравмирующими конфликтными ситуациями, длительность течения, меньшая эффективность психотерапевтических воздействий (хотя последние при любом заболевании благотворно влияют на больного). Моносимптомные Н. с, например тики, следует отличать от тиков органического происхождения. При последних отмечается четкая причинно-следственная временная связь между перенесенным органическим поражением мозга и возникновением данного гиперкинеза, что отсутствует при неврозоподобном тике. Однако во многих случаях для окончательного решения вопроса о природе заболевания (органическое, психогенное, неврозоподобное) требуются длительное наблюдение, подробное клиническое и параклиническое обследование.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама