THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Невролог – врач, который занимается выявлением и лечением заболеваний различных отделов нервной системы. В ведении врача невролога находятся следующие отделы нервной системы:

  • Головной мозг;
  • Спинной мозг;
  • Периферические нервы;
  • Вегетативные нервы.

Раньше врача этой специальности называли также невропатологом, но этот термин устарел и уже не используется. Пациент может получить рекомендации по обследованию и лечению на приеме у невролога в поликлинике (амбулаторно). В случае заболевания, требующего специальных обследований и процедур, можно пройти курс лечения в специализированном неврологическом стационаре.Консультация невролога бывает необходима и в экстренных ситуациях, например, в случае инсульта, приступа невралгии или судорог.Врач невролог помогает отличить болезни нервной системы от соматических, имеющих «маску» нервных болезней.

На сегодняшний день врач невролог нередко имеет смежную или более узкую специальность, например, по психиатрии, эпилептологии или остеопатии.

Обследование у невролога

На приеме невролог сначала расспрашивает пациента о жалобах. Чаще всего поводом для консультации невролога становятся головокружения, обмороки и головные боли, боли в спине, нарушения координации или чувствительности, расстройства памяти, зрения или слуха, повышенное потоотделение, нервозность и раздражительность, бессонница.

Важную роль в возникновении заболеваний нервной системы могут играть образ жизни человека, условия его труда, наследственная отягощенность по некоторым заболеваниям, полученные травмы, сопутствующие болезни и т.д. Обо всем этом врач невролог узнает при расспросе пациента.

При общем осмотре на приеме у невролога могут быть обнаружены повышенное или пониженное давление, которое может играть роль в возникновении инсульта, а также быть одним из признаков нейроциркуляторной дистонии.

Специальное неврологическое обследование дает неврологу представление о работе нервной системы. Такое обследование должно быть комплексным и оценивать работу всех отделов нервной системы – от головного мозга до мышц, которые иннервируются рецепторами. Кроме того, во время консультации невролог никогда не оставит без внимания и оценки высшую нервную деятельность.

Для проведения неврологического обследования невролог придерживается четкой его схемы, проводя по порядку оценку:

  • Психики;
  • Черепных нервов;
  • Движений;
  • Рефлексов;
  • Чувствительности;
  • Координации;
  • Походки.

В ходе обследования врач невролог сначала выявит место поражения (топический диагноз), а далее по отдельным симптомам установит клинический диагноз.

Полному неврологическому обследованию подвергаются пациенты с признаками поражения нервной системы. Если человек не предъявляет жалоб, то обычно бывает достаточно краткого неврологического обследования, которое по отзывам неврологов занимает не более 3 – 5 минут. Оно включает оценку сознания, исследование подвижности мимических мышц и глаз (в том числе глазного дна, зрачков), речи, силы мышц в руках и ногах, подошвенных и сухожильных рефлексов, походки и болевой чувствительности.

Иногда даже при тяжелых неврологических заболеваниях выявить нарушения в работе нервной системы не удается, например, вне приступа при эпилепсии. В этом случае для работы невролога важное значение имеет анамнез заболевания.

К дополнительным методам неврологического обследования можно отнести рентгенологические, электроэнцефалографию (ЭЭГ), эхоэнцефалографию (ЭхоЭГ), реоэнцефалографию (РЭГ), ультразвуковую допплерографию (УЗДГ), электромиографию (ЭМГ). По отзывам неврологов современные методы визуализации (КТ, МРТ, УЗДГ) позволяют более точно и быстро проводить топическую диагностику.

Только после полного и углубленного обследования невролог выставляет диагноз и назначает лечение. По мнению неврологов сложную и важную часть их работы составляет общение с родственниками больного, которым необходимо знать о прогнозе заболевания и способах реабилитации неврологических больных.

Патология нервной системы

Нервные болезни – довольно распространенная патология. Чаще всего неврологу приходится сталкиваться с такими заболеваниями, как:

  • Инсульт;
  • Вестибулярные нарушения;
  • Нейроциркуляторная дистония;
  • Эпилепсия;
  • Дегенеративные процессы в нервной системе (болезнь Альцгеймера и др.);
  • Воспалительные процессы в нервной системе (невриты, менингиты, энцефалиты);
  • Заболевания позвоночника (остеохондроз, грыжи);
  • Травмы нервной системы.

Кроме того, некоторые заболевания нервной системы имеют четкую причинно-следственную связь с соматическими заболеваниями тела.

Детский невролог

Осмотр детского невролога входит в программу обследования всех детей до 1 года. Это важно сделать в столь ранние сроки для того, чтобы не пропустить патологические изменения в нервной системе ребенка и не привести к задержке его развития. Кроме того, нервная система ребенка обладает хорошими восстановительными возможностями, и своевременное лечение по отзывам неврологов может привести к полному выздоровлению.Если вовремя не принять меры, то в дальнейшем это может неблагоприятно отразиться на учебе, способности концентрировать внимание и усидчивости.

Нервной системой детей должен заниматься только детский невролог, потому что даже многие педиатры с трудом проводят грань между нормой и патологией в нервной деятельности грудничков. Осмотр детского невролога иногда выявляет сбои в работе нервной системы даже при отсутствии жалоб у родителей ребенка.

Специфика работы детского невролога в том, что часть неврологических заболеваний возникает сразу после рождения, и поэтому возникают трудности в сборе анамнеза и жалоб, когда малыш еще не говорит. Для лечения невролог назначает препараты, безопасные для применения в педиатрической практике и рассчитывает их на вес и возраст ребенка.

Хорошие отзывы о неврологах, работающих с детьми – признак того, что врач нашел общий язык с малышом и его родителями.

Невролог – это специалист, занимающийся проблемами головного мозга. Устаревшее название – невропатолог. Специальность подразделяется на несколько профилей, например, на терапевта-невролога и невролога-эпилептолога.

Невролог занимается лечением заболеваний центральной и периферийной нервной системы

Что входит в компетенцию врача

Врач занимается обследованием головного мозга, спинномозговой жидкости, нервной и периферийной систем. В услуги невролога входит решение таких задач, как:

  • Восстановление больных после сердечных приступов, инсультов и инфарктов.
  • Диагностирование болезней нервной системы и назначение лечебной терапии.
  • Восстановление нормального функционирования головного мозга.
  • Восстановление питания и кровообращения головного мозга.
  • Назначение санитарно-курортного лечения.

Детский невролог проводит осмотр детей до года в 1, 3, 6, 9, 12 месяцев. Запись к неврологу в первые месяцы жизни не нужна.

Детский невролог проводит профилактический осмотр каждые 3 месяца

Услуги невролога включают в себя проведения массажа, рефлексотерапии и лечебной гимнастики.

Какие заболевания лечит невролог

Взрослый и детский невролог фиксирует такие диагнозы, как:

  • Головные боли.
  • Мигрени.
  • Лицевая боль, в том числе нервный тик, дрожь в мышцах.
  • Неврит нерва лица.
  • Невралгия тройничного нерва.
  • Боль в шейном отделе (например, грыжа межпозвоночного диска).

К неврологу следует обращаться при появлении боли в шейном отделе позвоночника

  • Боль в грудном отделе.
  • Инфаркт, инсульт и послеоперационное восстановление.
  • Спинная боль (остеохондроз, грыжи, радикулит).
  • Болезни позвоночника (люмбалгия, люмбаго, защемление седалищного нерва).
  • Мышечные судороги.
  • Эпилепсия.
  • Различные неврозы.
  • Травмы головы, черепно-мозговые травмы, сотрясение и ушибы мозга.
  • Вегето-сосудистая дистония (ВСД), дистонический синдром.

В компетенцию невролога входит лечение вегето-сосудистой дистонии

  • Болезнь Паркинсона.
  • Полинейропатия.
  • Депрессия.
  • Чувство тревоги, панические атаки.
  • Хроническая усталость.
  • Бессонница.
  • Сколиоз.

Невролог лечит защемление седалищного нерва

Детский невролог часто проводит лечение юношеского и детского сколиоза, детского церебрального паралича, эпилепсии, синдрома Туретта, подростковой депрессии, синдрома дефицита внимания, обостренного гиперактивностью, перинатальной постгипоксической энцефалопатии у новорожденных детей.

В каких случаях необходимо обращаться

Записаться на прием к неврологу взрослый пациент и дети после 14 лет могут, если обнаружены следующие симптомы:

  • Шум в ушах.
  • Ноющая тянущая боль в позвоночнике.
  • Бессонница, сопровождающаяся пробуждениями более трех раз за ночь.
  • Нарушается координация при движении.
  • Пальцы рук и/или ног немеют и покалывают.

Покалывание пальцев рук - симптом нарушения работы нервной системы

  • Частые тики и судороги конечностей.
  • Частые головные боли, головокружения, мигрени.
  • Слабость и вялость.
  • Расстройства памяти.
  • Ухудшение органов чувств, например, слуха и обоняния.

Неотложно записаться к врачу стоит, если произошел даже единичный обморок. Такие признаки могут свидетельствовать о многих заболеваниях.

Потеря сознания в анамнезе требует консультации невролога

Записаться к детскому специалисту необходимо при следующих признаках:

  • Нарушен сон.
  • Участились случаи подергивания конечностями (особенно при повышении температуры).
  • Чуткий сон, бессонница, частые пробуждения (особенно в ночное время).
  • Общая рассеянность.
  • Ребенок быстро утомляется.
  • Есть жалобы на головокружение.
  • Появилось раздражение.
  • Частое срыгивание у грудничка.
  • У грудничка трясется подбородок и конечности.
  • Поджимание пальцев.

Осмотр детского невролога требуется в случае, если ребенок плохо спит и быстро устает

Какие анализы и методы диагностики использует

После того, как получена консультация невролога, специалист для подтверждения диагноза дает направление на обследования. В зависимости от результатов приема это может быть:

  • УЗ допплерография артерий рук и ног.
  • УЗ допплерография вен рук и ног.
  • УЗ дуплексное сканирование шейных сосудов.
  • УЗ дуплексное транскраниальное сканирование шейных и головных сосудов.
  • УЗИ головного мозга (часто использует детский невролог пациентам до года).
  • Нейроортопедическое обследование.
  • Ортопедическая диагностика.
  • Электронейромиография верхних и нижних конечностей.

Для диагностики заболеваний невролог может назначить допплерографию вен ног

  • Электроэнцефалография головного мозга.
  • Магниторезонансная томография.
  • Компьютерная томография.
  • Рентгенография.
  • Нейросонография.
  • УЗИ шейного и поясничного отдела позвоночника.

Детский врач-невролог часто использует метод стволового слухового вызванного потенциала. Зачастую необходимо на обследования записаться за 1-2 недели.

В диагностических целях невролог назначает проведение УЗИ шейного отдела позвоночника

Как проходит прием

Записавшись на прием невролога, необходимо запросить свою медицинскую карту. Первым делом врач ознакомится с предыдущими диагнозами и жалобами.

Стандартная схема приема такова:


Прием детского невролога проходит следующим образом: малыша кладут на пеленальный столик. Специалист обращает внимание на состояние кожи, форму и размер головы, позу, в которой удобно грудничку. Врач фиксирует реакцию на звук и свет, активность ребенка.

Детский невролог на приеме выявляет степень активности ребенка

Где принимает специалист? Пройти невролога можно в поликлинике по месту жительства (необходимо обязательно записаться). Также услуги невролога оказываются в частных клиниках (принять врач может без записи).

Чтобы реже обращаться за консультацией специалиста, следует соблюдать следующие правила:

  • Отказаться от приема любых спиртных напитков и табакокурения. Такие вредные привычки пагубно влияют на состояние нервной системы.
  • Следует соблюдать режим сна и бодрствования. Оптимальный режим сна составляет 9 часов.
  • Ежедневно после пробуждения следует выполнять гимнастику.

Для профилактики развития заболеваний нервной системы следует ежедневно выполнять утреннюю зарядку

  • Необходимо ограничивать просмотр телевизора и работу за компьютером. Ежечасно должны делаться перерывы 10-15 минут.
  • В режим дня нужно включить пешие прогулки по 40-60 минут.
  • Нужно стараться уменьшить эмоциональную и умственную нагрузку, избегать стрессовых ситуаций.
  • Для укрепления нервной системы необходимо употреблять свежие овощи и фрукты, принимать витамины.

Какие заболевания входят в компетенцию невролога, вы узнаете из видео:


Неврологические заболевания представляют собой порой невероятно сложные сочетания действия различных патологических факторов, разные уровни поражения нервной системы, нарушения как органического, так и функционального плана.

При этом при разной патологии жалобы больного будут схожими. Чаще всего имеют место головные боли, головокружение, слабость, боли в спине, нарушения чувствительности, снижение памяти и т.д. Тогда как уровень поражения нервной системы, а также ведущий патологический фактор остается неизвестными.


Что же делать? Проводить дорогостоящие нейровизуализационные исследования (МРТ, МСКТ)? Использовать другие методики исследования? Но при некоторых заболеваниях никаких изменений можно и не найти, да и начальные стадии заболевания порой сложно обнаружить.

Именно поэтому начало обследования неврологического больного всегда начинают с древнейшего и, пожалуй, наиболее точного метода исследования – неврологического осмотра.

Неврологический осмотр представляет собой целую систему диагностического поиска. При проведении осмотра больного проверяется функция всех структур нервной системы. Исследуются черепно-мозговые нервы, головной и спинной мозг, периферическая и вегетативная нервная система. Также исследуется чувствительность, двигательные функции, функции высшей нервной деятельности. При неврологическом осмотре используется множество простых инструментов, в частности неврологический молоточек, иглы и щеточки для проверки чувствительности, динамометр, колесо Вартенберга и другие.

Подробный неврологический осмотр включает в себя проверку наличия или отсутствия десятков разных симптомов и рефлексов, большая часть которых названы в честь первооткрывателей или имеют запоминающиеся названия. Также больного просят выполнить те или иные действия, что позволяет оценить сохранность функций различных отделов нервной системы. При этом совокупность визуального обследования, анализ его с предъявляемыми жалобами дают возможность грамотному врачу в считанные минуты определиться с предполагаемым уровнем поражения нервной системы. Врач также может предположить наиболее вероятную причину, вызвавшую заболевание, а также составить план дальнейшего диагностического поиска.

Видео неврологического осмотра (Скоромец А.А.)


Часть симптомов заболеваний нервной системы можно объединить в группы, другие лучше рассматривать отдельно. В приведенном списке вы найдете описание того или иного признака, а также заболевания, при которых они могут встречаться.

Завершая книгу, авторы надеются, что изложенная в ней информация может служить основой при освоении знаний, необходимых врачу-неврологу. Однако предлагаемую вашему вниманию книгу по общей неврологии следует рассматривать лишь как введение в эту дисциплину.

Нервная система обеспечивает интеграцию различных органов и тканей в единый организм. Поэтому от врача-невролога требуется широкая эрудиция. Он должен быть в той или иной степени ориентирован практически во всех областях клинической медицины, так как ему нередко приходится участвовать в диагностике не только заболеваний неврологического профиля, но и в определении сущности патологических состояний, которые врачами других специальностей признаются выходящими за рамки их компетенции. Невролог

в повседневной работе должен проявлять себя и как психолог, умеющий понимать личностные особенности своих пациентов, характер воздействующих на них экзогенных влияний. От невролога в большей степени, чем от врачей других специальностей, ожидается понимание душевного состояния пациентов, особенностей влияющих на них социальных факторов. Общение невролога с больным должно по мере возможности сочетаться с элементами психотерапевтического воздействия.

Сфера интересов квалифицированного врача-невролога весьма широка. Нужно иметь в виду, что поражения нервной системы являются причиной многих патологических состояний, в частности нарушения функций внутренних органов. В то же время неврологические расстройства, проявляющиеся у больного, часто бывают следствием, осложнением имеющейся у него соматической патологии, общих инфекционных заболеваний, эндогенных и экзогенных интоксикаций, патологического воздействия на организм физических факторов и многих других причин. Так, острые нарушения мозгового кровообращения, в частности инсульты, как правило, обусловлены осложнением заболеваний сердечно-сосудистой системы, лечение которых до появления не- врологических расстройств проводилось кардиологами или врачами общего профиля; хроническая почечная недостаточность почти всегда сопровождается эндогенной интоксикацией, ведущей к развитию полиневропатии и энцефалопатии; многие болезни периферической нервной системы бывают сопряжены с ортопедической патологией и т.д.

Границы неврологии как клинической дисциплины размыты. Это обстоятельство требует от врача-невролога особой широты знаний. Со временем стремление к улучшению диагностики и лечения неврологических больных привело к узкой специализации части неврологов (сосудистая неврология, нейроинфекции, эпилептология, паркинсонология и пр.), а также к появлению и развитию специальностей, занимающих пограничное положение между неврологией и многими другими врачебными профессиями (соматоневрология, нейроэндокринология, нейрохирургия, нейроофтальмология, нейроотиатрия, нейрорентгенология, нейропсихология и др.). Это способствует развитию теоретической и клинической неврологии, расширяет возможности оказания наиболее квалифицированной помощи неврологическим больным. Однако суженная профилизация отдельных неврологов и тем более наличие специалистов по смежным с неврологией дисциплинам возможны лишь в крупных клинических и научно-исследовательских учреждениях. Как показывает практика, каждый квалифицированный невролог должен иметь широкую эрудицию, в частности быть ориентирован в проблемах, которые в таких учреждениях изучаются и разрабатываются специалистами более узкого профиля.

Неврология находится в состоянии развития, которому способствуют достижения в различных областях науки и техники, совершенствование сложнейших современных технологий, а также успехи специалистов многих теоретических и клинических медицинских профессий. Все это требует от врача-невролога постоянного повышения уровня знаний, углубленного понимания морфологического, биохимического, физиологического, генетического аспектов патогенеза различных заболеваний нервной системы, информированности о достижениях в смежных теоретических и клинических дисциплинах.

Одним из путей, способствующих повышению квалификации врача, является периодическое обучение на курсах усовершенствования, проводимое на базе соответствующих факультетов медицинских вузов. Вместе с тем первосте-

пенное значение имеет самостоятельная работа со специальной литературой, в которой можно найти ответы на многие вопросы, возникающие в практической деятельности.

Для облегчения подбора литературы, которая может быть полезна начинающему врачу-неврологу, нами приведен список некоторых книг, изданных за последние десятилетия на русском языке. Так как нельзя объять необъятное, в него вошли далеко не все литературные источники, отражающие проблемы, возникающие перед неврологом в практической работе. Список этот следует признать условным, ориентировочным, и по мере необходимости он может и должен пополняться. Особое внимание рекомендуется уделять новым отечественным и иностранным публикациям, при этом необходимо следить не только за выходящими в свет монографиями, но и за журналами, которые относи- тельно быстро доводят до сведения врачей новейшие достижения в различных областях медицины.

Желаем читателям дальнейших успехов в освоении и совершенствовании знаний, способствующих повышению профессиональной квалификации, что несомненно положительно скажется на эффективности работы, направленной на улучшение состояние здоровья пациентов.

Развивается череп от жизни
Во весь лоб — от виска до виска. . .
О. Мандельштам

Вашему малышу скоро исполнится или уже исполнился 1 месяц!

Позади остался один из самых сложных периодов жизни новорожденного. Ведь первый месяц жизни ребенка становится для него первым критическим периодом после рождения: он характеризуется напряженной работой всех органов и систем организма, "ответственных" за адаптацию (приспособление) новорожденного к принципиально новым для него условиям окружающей среды. К концу этого периода все переходные процессы должны завершиться, однако под воздействием неблагоприятных условий внешней среды, при отягощенном течении беременности и родов естественные для новорожденного адаптационные процессы могут принять патологическую направленность и привести к неврологическому заболеванию ребенка.

Именно в это время и необходимо в первый раз посетить невролога — обычно просто для того, чтобы убедиться: у малыша все в порядке; но если это не так — чтобы выявить, "захватить" патологию в самом начале, не дать развиться заболеванию. Для определения уровня развития ребенка и исключения неврологической патологии имеет значение не только оценка сформировавшихся реакций на свет, звук, двигательной и психоэмоциональной активности новорожденного, но и его внешний вид (собственно, именно этой последней теме и будет в основном посвящена моя статья).

Итак, на что прежде всего обратит внимание невролог при осмотре месячного ребенка? На форму и размер его черепа, выражение лица, позу, вид кожных покровов. Почему это так важно? Почему часто наши волнения и переживания связаны с наличием отклонений именно со стороны внешнего вида ребенка, особенно если это изменение формы и размера черепа? Связано это прежде всего с тем, что такие изменения могут оказаться диагностическим признаком серьезных заболеваний — и микроцефалии.

Форма и размер черепа

Отклонение от нормы — возможная патология. . .

Гидроцефалия — это чрезмерное увеличение размеров черепа, родничков, вызванное увеличением количества спинномозговой жидкости в полости черепа. При этом заболевании изменяется и форма черепа — его мозговой отдел значительно преобладает над лицевым, лобная часть резко выступает вперед, в области висков и лба наблюдается выраженная венозная сеть.

Микроцефалия — это уменьшение размеров черепа и раннее закрытие родничков. При врожденной микроцефалии размеры черепа малы с рождения, черепные швы сужены, или закрыты, или небольших размеров. В дальнейшем отмечается замедленный темп прироста окружности головы, так что иногда у ребенка 2-3 лет размеры черепа почти такие же, как и при рождении. При микроцефалии череп имеет специфическую форму: мозговой отдел черепа меньше лицевого, лоб маленький, покатый, линия лба и носа скошена.

Такие состояния, как гидро- и микроцефалия, в дальнейшем приводят к задержке умственного и физического развития и поэтому требуют коррекции с самого раннего возраста!

. . .или повод для дальнейших обследований?

Но всякое ли отклонение от нормы однозначно должно свидетельствовать о патологическом состоянии? Конечно, нет! Клинические наблюдения показывают, что есть множество факторов, которые влияют на форму и размер головы. Конечно, даже небольшое увеличение или уменьшение окружности черепа у новорожденного по сравнению с возрастной нормой можно рассматривать как фактор риска в отношении развития гидроцефалии или микроцефалии, однако не следует впадать в панику, едва обнаружив, что головка ребенка немного больше или меньше нормы: это обстоятельство должно прежде всего стать сигналом к необходимости проведения дополнительных обследований для исключения патологических состояний. Какие же это обследования?

  • Абсолютно безопасным и достоверным методом является нейросонография (ультразвуковое исследование головного мозга через большой родничок). Это исследование поможет не только увидеть изменения структуры головного мозга и признаки повышения внутричерепного давления, но и оценить кровоток по основным сосудам головного мозга.
  • Еще более достоверным методом является ядерно-магнитный резонанс головного мозга (ЯМР), однако данное исследование для малышей осуществляется под общим наркозом, поэтому проводят его только по достаточно веским показаниям.
  • В данном случае также необходимы консультации окулиста и нейрохирурга.

"Домашнее задание" для родителей

Кроме того, прямо с рождения вы можете самостоятельно контролировать прирост окружности головы ребенка, который является одним из основных показателей нормы и патологии. Как это сделать грамотно?

  • Еженедельно измеряйте окружность головы ребенка и фиксируйте полученные цифры в специально заведенной тетради.
  • Сантиметровую ленту при измерении располагайте по наиболее выступающим точкам черепа (лобные и затылочные бугры).
  • Во избежание недоразумений измерение должен проводить один и тот же человек.

Помимо прироста окружности головы, можно контролировать прирост окружности груди, являющийся одним из общих антропометрических показателей развития ребенка. Для этого:

  • еженедельно измеряйте окружность грудной клетки в тот же день, когда измеряете окружность головы;
  • сантиметровую ленту располагайте на уровне линии сосков ребенка.

Для чего нужна такая "самодеятельность"? Проводя эти несложные измерения, вы поможете врачу составить объективную картину развития ребенка, да и сами сможете быть спокойны, исключив возможность развития серьезных заболеваний (в норме ежемесячный прирост окружности головы первые три месяца у доношенного ребенка не должен превышать 2 см в месяц; до года окружность грудной клетки больше окружности головы ребенка приблизительно на 1 см).

Ну, а теперь несколько слов о том, что может и должно быть в норме, а что является патологией. Разговор на эту тему я попыталась облечь в форму ответов на вопросы, чаще всего волнующие молодых родителей.

От чего зависит форма черепа?

В норме при прохождении ребенка по родовым путям происходит наложение костей черепа друг на друга. Особенности течения родового процесса влияют на изменение формы черепа. При осложненном родовом акте может возникнуть резкое нахождение костей черепа друг на друга, и это приведет к его деформации, которая будет сохраняться достаточно длительное время.

Изменение формы черепа может выражаться в сохранении припухлости мягких тканей головы в том месте, которым ребенок продвигался вперед по родовым путям. Припухлость исчезает в течение первых 2-3 суток. (кровоизлияние под надкостницу) также изменяет форму черепа. Она рассасывается медленнее, чем припухлость, и этот процесс требует наблюдения специалистов (невролог, хирург).

Изменение формы черепа связано и с возрастными особенностями. У новорожденного череп вытянут в переднезаднем направлении, а через несколько месяцев увеличится поперечный размер черепа, и форма его изменится.

Некоторое изменение формы и размера черепа может быть и при нормальном развитии у недоношенных детей, или при частом укладывании ребенка на один и тот же бок, или при длительном лежании ребенка на спине.

Как растет голова?

У новорожденного в среднем окружность головы равна 35,5 см (нормальным считается диапазон 33,0-37,5 см). Наиболее интенсивный прирост окружности головы у доношенных детей отмечается в первые 3 месяца — в среднем это 1,5 см за каждый месяц. Затем прирост несколько снижается, и к году окружность головы ребенка в среднем равна 46,6 см (границы нормы 44,9-48,9см).

На сегодняшний день болезни нервной системы у детей относятся к самым распространенным. Часто приходится выявлять те или иные отклонения нервной системы даже среди новорожденных детей. В первую очередь, это связано с патологией в период беременности и родов: гипоксическими, инфекционными процессами, перенесенными плодом внутриутробно, фето-плацентарной недостаточностью (нарушения кровотока в системе «мать-дитя»), групповым и резус-конфликтами крови, стрессовыми факторами, вредными...

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - представляет собой широко распространенную форму нервно-психических нарушений детского возраста, это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Внешние проявления заболевания у детей с минимальными мозговыми дисфункциями, на которые обращают внимание педагоги и родители, нередко бывают сходными и обычно...

1 октября начался прием работ на всероссийский конкурс поэтической декламации «Дети читают стихи». Конкурс «Дети читают стихи» стал одним из самых масштабных проектов в рамках Года литературы. Свыше 20 000 детей из разных регионов России, из более чем 700 городов и населенных пунктов, приняли участие в мероприятиях предыдущих сезонов. На этот раз творческая тема – «Мой любимый поэт», дети могут прочитать наизусть стихотворение любимого автора и рассказать о причинах своего выбора. Для участия...

Получила вопросы, тема очень актуальна для моих близких, чтобы не повторяться буду писать здесь. Для начала следует попытаться решить эту проблему с помощью диеты. Больше всего холестерина содержится в субпродуктах (печень, мозги, почки), жирном мясе, яичных желтках, сливочном масле, жирных молочных продуктах. Следует ограничить употребление животных жиров. Узнаете про плохой и хороший холестерин, продукты-помощники. Клетчатка также способствует выведению холестерина. Как не крути, без...

Доктор, куда мы только не ходили, никакого результата. Помогите. Как видите – она легонько подтолкнула ребенка к доктору - он заикается, хотя это ему не мешает болтать без умолку. - Расскажите для начала, в чём дело, может что-то случилось? - Да ничего особенного не было. Вроде говорил всегда нормально, он вообще у нас разговорчивый, дальше некуда. А тут – вот уже месяц – ничего не понимаю. Это ладно сейчас, маленький пока, а в школу – ведь задразнят, да и дальше… Врач осмотрел ребенка...

Моей дочке 1,5 года. У нее происходят рвота на эмоциях. Раньше, в грудничковом возрасте, у нее были срыгивания, я все никак не могла понять в чем дело, долго ее держала в вертик положении.А теперь уже все поняла: сильно радуется она (папа пришел с работы, печеньку даю ей) или плачет, чаще второе, у нее может произойти рвотный рефлекс. Причем я заметила что она намеренно иногда сует ручки в рот.Если бы она умела говорить! Я не знаю что мне делать. Была у невролога, она сказала подождать более...

Обсуждение

У нас это уже 16 лет, Любые эмиоции - положительные или отрицательные, или ожидание чего-то, будь-то праздник, контрольные или похода к доктору, все вызывает рвотный рефлекс, "прорыгается" успокоится, и идем дальше. Случалось и в магазине, и в гостях, и в школе. Злилась, кричала, ругала - только хуже. Перестала обращать вниманение, она сама пытается справиться. Диагноз - синдром Мебиуса, лечить пробовали чем только можно - результата нет. Были на консультации и на Талдомского, и Одессе все что можно было обойти, все в один голос говорят, что с этим нужно научиться жить и с возрастом сама научится сдерживать эмоции. Сейчас ходит к психологу 1 раз в неделю. Но дороговато это у нас. Вам путь к неврологу, обследование, генетика если будет показано, больше общения с детками, что бы отвлекать от привыканий. Грудь - навязчивые движения, скорее всего, Удачи Вам и не паникуйте - это главное.

Почитайте про рефлюкс-эзофагит, по-хорошему стоило бы попасть к гастроэнтерологу. Отказаться от зонда - ваше право.

Процедура оформления инвалидности ребенку происходит в несколько этапов и, как правило, занимает минимум 3 месяца. Наберитесь терпения: для достижения цели вам надо будет сделать, как в той китайской поговорке, 1000 мелких шагов. Кто дает направление на МСЭ? В поликлинике (или психиатрическом диспансере), где наблюдается ребенок, врач соответствующего профиля выдает направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ). Ребенка с нарушением слуха направляет ЛОР (отоларинголог), с нарушением...

Поделитесь, пожалуйста, своим опытом, у кого детки возраста 2,8 лет (мы в янв 2011 рождены) уже хорошо разговаривают, т.е. строя предложения и выговаривая шипящие согласные, 2подряд согласные (СЛОН, например), букву Р? И как вам удалось прийти к таким результатам? Или просто хорошая генетика и далось без труда? Моя дочь повторяет простые слова типа ВАГОН, СОВА по просьбе, сама по инициативе - никак. И самое длинное наше предложение пока ДОМ БАБЫ АНИ ТУТ(идем на днях на консультацию к...

Обсуждение

У нас сын 2.4 родился в мае 2011. Начал хорошо говорить в 2 года. Говорит сложные предложения, называет все предметы. Не могу сказать однозначно генетика или занятия. Потому что первый сын тоже быстро заговорил в 1.8, но с обоими мы много играли. Например с младшим много пели и играли на синтезаторе. Вот здесь немного писала об этом - [ссылка-1]

Дочке 2,7. Разговаривает очень бегло и чисто. И начала говорить очень рано, еще до года. До этого старший сын заговорил предложениями в два года и имел неплохой запас словарный, но логопед умудрилась заподозрить у него зрр. Сейчас ему 6,9 и разговаривает отлично, нет никаких проблем. А вот средний сынуля (сейчас ему 4,6) до сих пор говорит не очень отчетливо и заговорил поздно, к трем годам, практически одновременно с младшей сестрой, а у них 2 года разницы! Ходили в периоде с 2 до 3 лет к логопеду, проводили всевозможные тесты и сказали нам, чтобы мы отстали от ребенка, интеллектом он не обделен, мелкая моторика на хорошем уровне, заговорит в свое время. Заговорил, конечно, но еще работать и работать над его речью. Это все я написала к тому, что и правда все детки разные, даже в одной семье. Так что не переживайте, разговориться обязательно! Заниматься при этом с ребенком точно лишним не будет. Пальчиковая гимнастика, различные логопедические упражнения (если получится ребенка заинтересовать). Вы хоть слова говорите, мы вообще молчали и ни на какие занятия не соглашались:)

Лидеры по продажам на нашем российском цветочном рынке сейчас - это, конечно, розы. Этот цветок является любимым нашими российскими мужчинами, статистический букет которого на сегодняшний день состоит из набора бордовых роз с как можно длинным стеблем. Их количество определяется размером возможной потраченной суммы денег. Еще около пяти-шести лет назад розы составляли 75% от всего, что было в ассортимента обычного цветочного магазина. Сегодня данный показатель значительно снизился. Примерно...

Я в шоке... Сходили сегодня к педиатру... Позорище... Сашка прибавил всего 128г от веса при рождении, или 438г от минимального веса. Аринка зе 1-й месяц набрала 1300г, а Костка 1100... Очень надеюсь, что причина тому мои маститы, я же его 2 недели кормила одной грудью, и до сих пор в больной груди молока очень мало. А у груди проводим очень много времени... часами... И писает-какает нормально, по крайней мере сейчас, раньше на самом деле заметно меньше писал. Рост вообще намеряли 54,5 см, а в...

Обсуждение

Они в этом возрасте рассматривают подолгу далекие большие неподвижные предметы. Мой в месяц очень любил шкаф. Уставится на него и лежит смотрит. Так что это нормально)) Если тонус снижен, то и голову и все остальное ребенок будет делать позже. Ничего страшного в этом нет. У. Меня старшая из-за этого все очень поздно делала и вообще физически очень долго была плохо развита -неуклюжая была, зато умственное и псхо-эмоциональное развитие всегда опережало сверстников, да и сейчас по сравнению со многими она очень этим отличается, а физически догнала. Так что не переживайте раньше времени. А насчет глазика я бы показала окулисту на всякий случай.

ну что сказать, я в больнице с Вовкй лежала- у них все весы по разному показывают) А учитывая, что еще и в росте "усох" за месяц, так это 100% чья-то ошибка))

ВСЕ ЕЩЕ 39 НЕДЕЛЬ Ага. Я вернулась обратно:) Не удалось им меня запереть:)Рассказываю: У меня плановое кесарево из-за рубца на матке и дородовая госпитализация по настоянию врача ЖК.Бесплатно. Ну я не стала сопротивляться и в назначенный день, попрощавшись тут с вами, пришла с пакетами в ЖК за нарядом. Предварительно, прошерстив все роддома в округе и выбрав себе 7ой для пребывания, так и заявила: Хочу в седьмой. Врач пошла за нарядом. на котором выяснилось, что в нашем ЮЗАО вообще нет мест в...

Не знаю как ваши дети, а моя дочь просто обожает всё, что можно склеить/заклеить/наклеить/прик-леить. Ей на радость и была куплена книга c наклейками из этого минишопа: [ссылка-1] Точнее, книг было две: для дочки и её друга. Ну что сказать...они отличные! Большой формат, красивые картинки,плотные листы, многоразовые наклейки, много страниц детской радости!:) Обе книги примерно одинаковы: первые страниц 20 -это масса картинок по разнообразным темам(в случае книги с принцессами-это День...

Конференция с Юлией Борисовной Жихаревой, психологом-дефектологом детского клинико-диагностического центра МЕДСИ II 1. Моей дочке 3 годика очень плохо разговаривает. Стоит ли начать водить уже ее к логопеду? Да! Надо прежде всего придти на консультацию к логопеду, который сделает заключение: что и почему? После этого Вы с логопедом обсудите вопрос о необходимости логопедических занятий. 2. Дочке 4,5 года. Постоянно говорит «я сделал»,»я погулял»,короче путает женский и мужской род. У Вашей...

В последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. К сожалению, к специалисту-логопеду такие дети попадают перед школой, в лучшем случае после пяти лет. Самый значимый для развития ребенка возраст (сензитивный период) упущен. Отсюда масса проблем не только с устной речью, но и с письменной. Эти проблемы особенно ярко проявляются у детей при обучении чтению и письму. А ведь внимательное отношение к ребенку с первых дней его жизни дает возможность мамам, врачам...



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама