THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

«Интерактивная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста»

Юлия Юрьевна Тришина

воспитатель

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №49 «Веселые нотки», 4 корпус городского округа Тольятти

Тема: «Интерактивная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель : Создать условия для формирования знаний у педагогов об интерактивной педагогической технологии. Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом.

Задачи :

    Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике интерактивных педагогических технологий.

    Передача опыта путем прямого и комментированного показа интерактивных педагогических методов и приемов в воспитательно- образовательном процесс ДОУ

    Совместная отработка методических педагогических, психологических методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе с детьми.

    Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы

    Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса .

Форма проведения : мастер-класс

Участники: воспитатели ДОУ

Результат: Освоение слушателями интерактивных педагогических технологий и внедрение их в работу с дошкольниками

1. Часть (теоретическая)

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Интерактивная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста». ФГОС ДО реализует современные прогрессивные идеи развивающего обучения, которые направлены и познавательную активность дошкольника в целом и предъявляют высокие требования к выбору методов обучения. В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – Личность. Инновационный процесс развития общества касается и системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Происходит поиск более эффективных современных технологий и психолого-педагогических подходов к данному процессу. И только при правильной педагогической организации деятельности воспитанников развитие ребенка как Личности может и должна стать устойчивой чертой характера дошкольника и оказывать сильное влияние на его развитие. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. В своей практике я применяю разнообразные приёмы, позволяющие активизировать мыслительную деятельность детей на занятии, в том числе и основные методические инновации связаны с применением интерактивных педагогических технологий обучения, поэтому я выбрала тему мастер-класса «Интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Коллеги! Для начала давайте вспомним, что же такое “технология”, в чём её отличие от методики? (Ответы педагогов )

Верно. Технология – греч. слово – означает “мастерство, искусство” и “закон науки” - это наука о мастерстве, которая включает в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов.

Отличия от методики в том, что технология не носит предметный характер, может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания, быть реализована любым педагогом.

А что вы подразумеваете под педагогической технологие й? (Ответы педагогов)

Вы правы, педагогическая технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога и зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов. ЮНЕСКО выражает педагогическую технологию – как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности .

Кто может сказать какие есть модели обучения? (Ответы педагогов)

Молодцы! В педагогике различаются различают несколько моделей обучения:

1) пассивная – ребенок выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

2) активная – ребенок выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

3) интерактивная - взаимная работа ребенка и педагога.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д.

Одной из основных методических инноваций являются интерактивные методы обучения

Коллеги, давайте будем разобраться, что же это такое «интерактивное обучение, интерактивные технологии». Кто хочет высказаться? (Ответы педагогов)

Прекрасно! Интерактивность inter – между active от act – действовать, действие Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с предметно-развивающей средой, которая служит областью осваиваемого опыта, т.е «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой».

Основные задачи такого обучения и воспитания:

    Развитие детской инициативы, самостоятельности, познавательной мотивации;

    Формирование умения учиться и самостоятельно добывать информацию;

    Интегрированное содержание работы с детьми;

    Партнерские взаимоотношения детей и взрослых;

    Активное вовлечение ребенка в социум и др.

Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при которых ребенок чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам воспитательно-образовательный процесс

Суть интерактивного обучения – диалоговое обучение, процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех воспитанников, ребенок и педагог являются равноправными субъектами обучения ; исключается доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой; и спользование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности.

Интерактивное обучение - диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и ребенка.

    При пассивном методе обучения информация поступает от педагога к воспитаннику.

    При активном методе обучения – взаимодействия педагога и воспитанника.

    В основе интерактивного обучения лежит взаимодействие в структуре «педагог-ребенок-ребенок».

- А какие вы знаете интерактивные технологии? (Ответы педагогов)

Хорошо! Интерактивные технологии рассматриваются в двух значениях:

    технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера –это Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

    организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера. -это интерактивные педагогические технологии

Уважаемые коллеги! В последнее время с интерактивные педагогические технологии обретают большую значимость («интерактивные музеи мира») . Включать интерактивные технологии в дошкольное обучение можно практически во все образовательные области. В интерактивных моделях обучения меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: активность педагога уступает место активности воспитанника, задача взрослого - создать условия для инициативы детей. В интерактивной педагогической технологии воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт взрослого, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает обучающихся к самостоятельному поиску, исследованию. Применение педагогического интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации воспитательно- образовательной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать.

Коллеги, какие интерактивные педагогические технологии можете назвать вы? Назовите, пожалуйста! (Ответы педагогов)

Правильно! Все названные вами технологии относятся к той или иной форм организации воспитательно- образовательной деятельности, так:

При фронтальной форме работы следующие технологии: микрофон, «Мозговой штурм», «Незаконченное предложение»;

При кооперативной форме работы: работа в парах («Лицом к лицу», «Один - вдвоем - все вместе»), работа в малых группах, аквариум;

К интерактивные играм относятся: «Ролевая игра», «Драматизация», «Упрощенное судебное слушание»;

А к технологии обучения в дискуссии: «Выбери позицию».

Внедрение интерактивных педагогических технологий в работу с детьми дошкольного возраста осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

II младшая группа – работа в парах, хоровод;

Средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

Старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;

Подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.

Давайте рассмотрим каждую из них:

«Работа в парах»

Дети с помощью предмета выполнять задание по очереди взаимодействуют друг с другом, объединяясь в пары по желанию Воспитываются у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга, совершенствуются умение договариваться, последовательно, сообща выполнять р аботу. Выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения

«Хоровод»

Дети с помощью предмета выполняют задание по очереди, воспитываются у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга, формируются начальные навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста «Большой круг»

Позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

«Карусель»

Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Внедряется для организации работы в парах, стимулирует общение между детьми, формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

«Работа в малых группах (тройках)»

Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим

«Аквариум»

Форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности», заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Дает возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль

«Цепочка»

Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания, формирует у детей дошкольного возраста умения работать в команде.

«Дерево знаний»

Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.

«Интервью»

Используют на этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы. Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

В своей работе я также применяю и другие интерактивные педагогические технологии такие как:

«Незаконченное предложение»

Я проговариваю детям незаконченное предложение и предлагаю продолжить его. Формирует логическое мышление, воображение, устную речь.

«Мозговой штурм»

Я применяю для обобщения опыта детей с целью решения проблемы и разработки идей. .

«Театр»

Я называю сюжет, а 2-3 ребенка разыгрывают мини-спектакль передавая соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, другие дети наблюдают и анализируют, высказывают свое мнение. Развивает эмоциональный фон детского коллектива, формирует творческое воображение.

«Групповой рассказ»

Я сама начинаю рассказ, а дети по очереди его продолжают. Формирует устную разговорную речь, воображение, мышление.

- В заключение практической хочется отметить, что использование интерактивной педагогической технологии –это интересное, творческое, перспективное направление педагогики. А использование ее в моей практике позволяет мне успешно многие воспитательно- образовательные задачи, что я попробую показать вам сейчас на практике

2 часть (практическая)

Уважаемые коллеги ! Сегодня я вам предлагаю испробовать на себе некоторые интерактивные педагогические технологии, которые я применяю в воспитательно-образовательном процессе и поработать в интерактиве. Сначала давайте поприветствуем друг друга и пожелаем что-нибудь хорошего с помощью мяча, который мы будем передавать друг-другу. Данная технология называется «Цепочка» . Например: Я начинаю «Татьяна Петровна я вам желаю хорошего настроения ( Участники выполняют действия)

Для следующей игры я вам предлагаю разделиться по квадратам, лежащим у меня на подносе, возьмите по квадрату и у кого будут квадраты одного цвета, те будут работать вместе. (Участники делятся по квадратикам на группы ).

Как вы уже догадались, кто-то будет работать вдвоем, а кто-то втроем. Технологии «Работа в паре» и «Работа в малой группе(тройке)». Вы будете собирать картинку на тему «Продукты питания», согласно нашему тематическому планированию в Учреждение. Можете приступать. (Участники собирают картинки)

Закончили? А теперь я каждую группу прошу немного подумать и обобщить свои знания о том, что изображено на картинке. Хочу заметить, об этой технологии я вам в теоретической части не говорила, называется она «Мозговой штурм» , используют ее для решения проблемы и разработки единого мнения. (Участники решают, обсуждают, высказываются)

Спасибо! Вот как много мы все узнали интересного об овощах и фруктах! А теперь я попрошу вас встать в большой круг и продолжить наше знакомство с интерактивными педагогическими технологиями. Каждому из вас я по очереди передавать мяч и называть что-то из продуктов питания, а вы в свою очередь отвечать полезное оно или нет и можете обосновать свой ответ. Данная технология называется « Хоровод». Начинаем! (Участники выполняют действия )

Применяя данную технологию мы с вами вспомнили о полезных и вредных продуктах. А сейчас я раздам вам картинки- пазлы и познакомлю вас с технологией «Карусель», но для этого я прошу вас еще сделать внутренний круг. (Участники делятся на два круга, внешний и внутренний).

- Участники внутреннего круга стоят неподвижно, обращенные лицом к внешнему кругу, а участники внешнего круга перемещаются по кругу, а по сигналу останавливаются и если пазлы подходят друг-другу по смыслу (Например: Яблоко и яблока в разрезе), то данная пара объясняет почему они подходят и выбывают из игры, а затем со стороны наблюдают за игрой и анализируют. Затем Участники, которые вне кругов выскажутся о том, как общаются остальные участники игры, как реагируют на чужую мысль и аргументируют свою мысль. В этой игре я применила еще одну технологию «Аквариум». (Игра проводится 2-3 раза. Участники выполняют действия )

Спасибо! Проходите на свои места. И в заключении своего выступления я применю технологию «Незаконченное предложение» . Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас высказал свое мнение по теме моего мастер –класса, начиная со слов «Я бы использовала интерактивные педагогические технологии по тому, что….» (Участники высказываются)

И так, вывод нашей работы. Небольшой опыт нашей свами деятельности показал, что умелое использование интерактивной педагогической технологии придает большую эффективность, действенность и результативность в воспитательно- образовательном процессе , дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений. Современный педагог- это ИКТ педагог (интеллект, коммуникабельность и творчество). У нас есть цель - воспитание ребенка как Личности, но реализовать эту цель может только педагог, профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать. И поэтому сам педагог должен быть заинтересован в постоянном поиске новых образовательных технологий, концепций, стратегий, проектов. Творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом. Успехов вам в труде! Спасибо за внимание!

Литература:

    Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2311409-КХ

    Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. М.. 1992

    Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика. - 2007.-№6.

    Инновации и современные технологии в системе образования: материалы международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2011 года. – Пенза – Ереван – Шадринск: Научно-издательский центр Социосфера, 2011.

    Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, Библиотека журнала «Управление ДОУ» 2012.

    Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

    Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Педагогика. – 1997.

    Педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ/ Под ред. И.В. Руденко. – Тольятти, 2006.

    Полат Е.С. Новые педагогические технологии6- М., 2000г.

    Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

    Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / М.: Пед. об-во России, 2005.

Игровые технологии успешно применяются в сфере образования. Раньше они преимущественно использовались в младших классах, теперь педагоги настаивают на необходимости регулярного применения инновационных игровых технологий в детском саду.

Интерактивность предполагает способность взаимодействия с людьми и техникой в режиме диалога, беседы. Это форма познавательной деятельности, которая полностью основана на психологии человеческих взаимодействий и взаимоотношений. Технология игрового обучения в детском саду помогает привлечь внимание детей, вызвать у них интерес к познанию окружающего мира.

Зачем использовать в детсадах интерактивные технологии?

Интерактивные технологии образования в дошкольных детских учреждениях необходимы для развития коммуникативных навыков дошколят. Она помогает детям укрепить межличностные отношения, преодолеть скованность, неуверенность благодаря созданию ситуации успеха. В результате формируются условия, которые необходимы для развития потребности ребенка постоянно развиваться.

Основные интерактивные технологии для ДОУ

Поскольку в детских садах занимаются маленькие дети, необходимо использовать не особо сложные технологии. Современные игровые технологии в детском саду включают в себя:

  • «Работу в парах». Эта форма позволяет детям вырабатывать навыки общения, сообща работать над заданиями, договариваться.
  • «Хоровод». В рамках этого упражнения воспитатель при помощи предмета учит детей по очереди справляться заданием. Такая технология необходима, чтобы научить малышей не перебивать товаришей, внимательно выслушивать ответы.
  • «Цепочка» предполагает последовательное решение каждым из участников одной задачи. Для достижения общей цели ребятам приходится общаться друг с другом и предлагать разные варианты решения заданий.
  • «Карусель» используется для организации работы в парах. Она помогает формировать навыки сотрудничества, взаимопомощь.
  • «Дерево знаний». В рамках этого упражнения воспитатель вывешивает на дерево листы с картинками, заданиями и схемами. Дети делятся на группы и выполняют задания. После этого один ребенок демонстрирует результаты работы группы, а остальные анализируют их и дают оценку.
  • «Большой круг». Цель этой технологии игрового обучения в детском саду – научить каждого ребенка высказываться, развивать коммуникационные навыки, делать выводы.

Влияние компьютеризации на систему интерактивного обучения

Инновационные игровые технологии в детском саду зачастую организовываются с использованием компьютерной техники . Технические средства помогают ускорить передачу социального опыта ребенку, повысить качество обучения, развить мотивацию детей к познавательной деятельности.

Только занятия с компьютером должны проводиться не чаще, чем 3 раза в неделю. Их продолжительность должна составлять не более одного раза в день. Иначе можно добиться противоположного эффекта, оказав отрицательное воздействие на здоровье деток.

Есть ли альтернатива компьютерам в ДОУ?

Последнее время компьютеры уступают современным игровым технологиям в детском саду. Все чаще используются интерактивные панели. Они очень удобны в использовании во время образовательного процесса. Панели работают без проекторов. В их основе используются большие LCD-мониторы. В результате гарантировано хорошее качество оборудования. Транслируемое им изображение великолепно. Изготавливаются интерактивные панели в двух модификациях, имеющих разный способ крепления. Монитор может крепиться к стене, а может иметь перекатную подставку, благодаря которой его можно легко транспортировать из одной группы в другую.

Интерактивная панель оснащена встроенным ПК, который помогает демонстрировать иллюстрационный материал детям, делать цифровые заметки. Для этого достаточно лишь коснуться пальцем панели. Инновационные игровые технологии в детском саду с установленной интерактивной панелью становятся более интересными и доступными. Специально для этого есть целая копилка интерактивных игр, позволяющих смоделировать ту или иную ситуацию реальной жизни. Использование интерактивных технологий такого уровня дает возможность детям быстрее социализироваться.

Стоит ли пользоваться современными игровыми технологиями в детском саду?

Интерактивные технологии незаменимы в современном детском дошкольном учреждении. Нынешние дети с малого возраста активно пользуются компьютерной техникой, играют в развивающие игры. Поэтому для них абсолютно неактуален объяснительно-иллюстративный метод, которым ранее активно пользовались в образовательных учреждениях любого типа.

Заинтересовать ребенка, привлечь его к процессу активного познания окружающего мира можно только с помощью технологии игрового обучения в детском саду. Это необходимо, чтобы развить у ребенка качества, необходимые для познавательной деятельности: внимательность, активность, умение работать в коллективе. Без этих свойств малышу будет тяжело при дальнейшем обучении в средней школе. Помочь осваивать новые знания может современная компьютерная техника, которая предусматривает активное воздействие ребенка и виртуальной реальности.

Педагогам необходимо активно внедрять в процесс обучения современные интерактивные технологии образования, чтобы идти в ногу со временем.

Интерактивные методы обучения в ДОУ отличаются тем, что обучение происходит в процессе равноправного диалогического общения, а содержание учебного материала к совместному поиску, решению учебных проблем, . Такие интерактивные технологии в дошкольном образовании могут моделировать содержание профессиональной деятельности и эффективно способствовать овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями. Включать интерактивные образовательные технологии в дошкольное обучение, можно практически во все образовательные области, а также проектировать с учетом интерактивных методик.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Скачать книгу «Информатизация ОУ»
Скачать бесплатно в.pdf

Интерактивные технологии в дошкольном образовании: специфика применения

При организации проведения непосредственной образовательной деятельности, используя интерактивные технологии в дошкольном образовании для развития детей дошкольного возраста, существует несколько технологических и психологических особенностей. Естественно, нельзя взять тренинг или мозговой штурм и его методику не обрабатывая, не изменяя, и применить к работе с детьми дошкольного возраста. Конечно, нужно учитывать особенности мышления, особенности восприятия информации, активности детей дошкольного возраста. На первом этапе необходимо погружение ребенка в сюжет непосредственной образовательной деятельности. Например, создав игровую мотивацию через развивающие беседы, они помогут справиться с поставленной задачей. Далее, на основном этапе у ребенка включается в деятельность психический процесс, включается восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение, следовательно, работают интерактивные методы обучения в ДОУ.

Интерактивные методы обучения в ДОУ: метод проектов

Многими практиками используется такой метод, как метод проектов. В этом методе осуществляется тесное взаимодействие, и, можно сказать, что он, вероятно, наиболее доступный для детей дошкольного возраста, потому что создание чего-то совместно невозможно без интерактивного взаимодействия. Вообще, говорить о том, что в дошкольном детстве интерактив - это что-то новое, чисто инновационное, будет не совсем правдиво, ведь с детьми невозможно организовать по-другому образование, кроме как в активном взаимодействии с ними. Также остальные интерактивные методы обучения в ДОУ тоже доступны в той или иной мере для дошкольников, например, мозговой штурм.

Интерактивные технологии в дошкольном образовании: метод мозгового штурма

Элементы мозгового штурма можно использовать для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей. Здесь можно показать детям, что у одной задачи есть много разных решений, и каждое правильно, возможно, но только для конкретных своих условий. Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться. Можно научить слушать товарищей, а еще уважать свое и чужое мнение, можно посредством данных методов сдружить группу дошкольников. Также можно поднять статус робкого ребенка, можно сделать его более смелым, раскованным, если обращать внимание на его решения, даже если они недостаточно сильны. Можно научить детей позитивной критике, используя интерактивные методы обучения в ДОУ. Конечно, скорее, если говорить о применении данных методов, стоит говорить о старших дошкольниках.

Преимущества использования интерактивных технологий в дошкольном образовании:

Если начать внедрять такие интерактивные методы обучения в ДОУ с самого раннего возраста, тогда мы придем к тому, что человек, развиваясь, будет нести в себе зерно интерактивных методов. Все конструктивные особенности этих методов будут проявляться и в дальнейшей жизни. Это поможет ребенку эффективно налаживать взаимодействия в любой сфере своей деятельности, быть хорошим собеседником и уметь воспринимать информацию, а также научит его самостоятельно прорабатывать, обрабатывать и использовать информацию, использовать интерактивные технологии в дошкольном образовании.

Применение интерактивных методов к работе со взрослыми участниками дошкольного образовательного процесса. Вы можете использовать интерактивные и в работе с родителями, чтобы активизировать их, чтобы показать им особенности вашей работы. Вы можете, если вы руководитель образовательного учреждения, организовывать таким образом ваши педагогические советы, это будет возможно эффективней, нежели просто информацию передавать с помощью классических методов.

Светлана Могилевец
Интерактивная технология обучения дошкольников

Прежде чем мы начнем совместную работу, прошу посмотреть притчу.

СЛАЙД № 2

«Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил : «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках : мертвая или живая?» А сам думает : «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая – я её выпущу» Мудрец, подумав, ответил : «Все в твоих руках»

СЛАЙД № 3

Пройдет немного времени, и наши дошколята станут первоклашками. В наших руках есть возможность помочь ребятам подготовиться к школе так, чтобы они не испытывали трудности в усвоении школьной программы. Школьная программа будет лучше усваиваться, если будет сформирована школьная готовность.

Слайд № 4

Готовность к школьному обучению – показатель преемственной связи ДОУ и школы.

В свете введения ФГОС в образовании взгляды на образовательный процесс в школе и детском саду становятся одинаковы, и цель преследуется одна : развитие интегративных качеств дошкольника , которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе .

Если сказать другими славами, то мы сейчас стараемся реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования действуют не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи.

В Федеральных государственных требованиях определено, что психолого-педагогическая работа по освоению детьми всех образовательных областей ориентирована на развитие их физических, интеллектуальных и личностных качеств. Задачи образовательных областей должны решаться в процессе интегрированной деятельности детей и адекватной возрасту форме

Слайд № 5

Что касается готовности к школьному обучению , то она складывается из нескольких показателей.

Физическая,

Специальная (педагогическая,

И психологическая, к которой относятся мотивационная, интеллектуальная , эмоционально – волевая, коммуникационная готовность.

Хочется сказать, что они все должны формироваться в совокупности и ни один из ее видов не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект . А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не будет развивать навыки коммуникации.

СЛАЙД № 6 - 7

Поэтому мы решили, что для нас, актуальна , которая способствует всестороннему развитию дошкольников и направлена на формирование у них новых качеств и умений.

Что же такое интерактивная технология обучения ?

Само определение связано с понятием «интерактивный » . Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога.

Интерактивным , по мнению Б. Ц. Бадмаева, является такое обучение , которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.

Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности, где информация усваивается не в пассивном режиме, а в активном.

Суть интерактивного обучения состоит в том , что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.

Создаются комфортные условия обучения , при которых ребенок чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность , что делает продуктивным сам процесс обучения .

Технология интерактивного обучения предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми.

Технология интерактивного обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение воспитателем, готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение детьми знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

СЛАЙД № 8 - 9

Интерактивные технологии позволяют успешно решать задачи образовательной области «Коммуникация» , а именно :

Развивают свободное общение со взрослыми и детьми;

Развивают все компоненты устной речи детей;

Способствуют практическому овладению воспитанниками нормами речи.

Необходимо ребенка научить общаться : (Слушать собеседника, не перебивая, говорить самому после того, как собеседник закончил свою мысль; если не понял, то переспросить. От его внимательности во многом зависит результат работы.)

Слайд № 10

Приемов интерактивного обучения , которые могут быть использованы в ДОУ, существует большое количество.

При этом их внедрение в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников .

Младшая группа – хоровод;

Средняя группа – хоровод, цепочка; интервью

Старшая группа – хоровод, цепочка, интервью , работа в парах, работа в малых группах (тройках) ;

Подготовительная к школе группа – хоровод, цепочка, интервью , работа в парах, работа в малых группах (тройках, карусель, аквариум, большой круг, дерево знаний.

Дадим характеристику некоторым приемам.

«Хоровод»

прием «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста .

Воспитатель с помощью мяча или другого предмета учит детей выполнять задания по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

«Съедобное – не съедобное»

«Назови ласково» дети упражнялись в словообразовании.

Противоположности

«Цепочка»

прием «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде.

Основой этого приема составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

Рассказать сказку

Подобрать к существительному глаголы или прилагательные.

Называть слова на последний звук слова. «Города»

Назвать пословицы о дружбе.

Назвать сказки в которых есть сказочный герой волк

«Работа в парах»

На начальном этапе взрослый является ведущим, т. к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.

-«назови первый звук в слове»

Работа по мнематаблицам

«Работа в малых группах»

В режиме этого приема отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек . Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям.

Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим .

Надо разделиться на две группы. Решить какая группа будет выполнять задание, а какая группа будет в роли «наблюдателей» .

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ребенка в активную работу на занятии создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ребенок мыслит предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение . И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода.

Первое, чему нужно научить детей – это проверять друг друга.

Следующий этап : нужно научить детей обсуждать

Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их

Рассказывание сказки по сюжетным картинкам

«Карусель»

Такой прием внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и этостимулирует общение между детьми.

Он «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

Для того необходимо найти себе пару и договорится, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем. Дети, стоящие во внутреннем круга, называют твердый согласный, а дети стоящие во внешнем круге называют мягкий согласный. Дети активно взаимодействуют друг с другом, закрепляют твердые и мягкие согласные.

Или еще игра «Живое- неживое»

«Интервью »

На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью » .

Благодаря использованию этого приема у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок» , «ребёнок-ребёнок» .

На этапе закрепления, обобщения знаний, воспитатель использует прием «Интервью » . Благодаря её использованию у детей активно развивается диалогическая речь.

«Большой круг»

Прием «Большой круг» - который позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

Воспитатель задает детям вопрос, например «Откуда взялась лужа?» и дети

«Дерево знаний»

Для успешного овладением ребенком коммуникативной деятельностью внедряется прием «Дерево знаний» . Он развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево.

Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.

Для этого вам нужно договориться с кем вы будете работать в паре и вспомнить правила работы в парах.

Возьмите с «дерева знаний» большую карту, прочитайте слог и подберите к нему такие картинки в названии которых есть данный слог, после выполнения задания договоритесь кто будет отвечать.

Каждая пара выбирает карту и подбирает соответствующие картинки. Обсуждают выбор картинок. Договариваются, кто из пары будет отвечать.

Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников , дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.

Таким образом, интерактивное обучение – несомненно , интересное , творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

Интерактивность inter – между active от act – действовать, действие Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.


Основные задачи обучения и воспитания -Развитие детской инициативы, самостоятельности, познавательной мотивации; -Формирование умения учиться и самостоятельно добывать информацию; -Интегрированное содержание работы с детьми; -Партнерские взаимоотношения детей и взрослых; -Активное вовлечение ребенка в социум и др.


Преимущества интерактивного обучения - решает информационную задачу, поскольку обеспечивает детей необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; - развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр., то есть обеспечивает решение обучающих задач; - обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению; - релаксация, снятие нервной нагрузки, переключение внимания, смена форм деятельности и т. д.




Технологии развивающего обучения - технологии проблемного обучения, проектная деятельность - кейс-технологии - ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - технологии разноуровнего обучения - игровые технологии - интегрированное занятие - ИКТ-технологии - вариативность среды, наличие различных пространств, обеспечение свободного выбора детей и другие Интерактивные технологии - инструмент профессиональной деятельности педагога




Результаты интерактивного обучения активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника; повышается интерес и желание участвовать в работе; умение высказать свое мнение и отстоять его; развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность, создается ситуация успеха); формируются условия для самообразования, саморазвития личности каждого ребенка.


«Кластер» Кластер в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста. 1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа. 2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. 3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи. 4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время. Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.


«Кластер» На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними. ЗИМА елка каток Новый год лыжи праздник Дед Мороз снеговик санки подарки


Синквейн 1 строка: Тема одним словом (обычно существительное) 2 строка: Описание темы в двух словах (два прилагательных) 3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия) 4 строка: Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов) 5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы) МАМА Добрая, любимая Заботится, любит, кормит Я люблю свою маму! ДОБРОТА в переводе с французского языка – 5 строк. Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию.




Баскет-метод баскет- (корзина) метод обучения на основе имитации ситуаций.корзина Баскет-метод позволяет оценить способность ребёнка к работе с информацией и умению принимать решения на основании имеющейся информации. Баскет-метод оценивает и развивает способность к анализу, систематизации и отбору наиболее важных факторов и их классификации с учетом важности и срочности, к формулированию путей решения разных проблем.


Броуновское движение Цель: развитие умений перевоплощаться и входить в необычную роль. Цель: развитие умений перевоплощаться и входить в необычную роль. Все участники по команде ведущего, начинают передвигаться в хаотичном порядке, имитируя животных (слон, обезьяна, заяц и т.д.) Все участники по команде ведущего, начинают передвигаться в хаотичном порядке, имитируя животных (слон, обезьяна, заяц и т.д.)


Анализ практических ситуаций метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить детей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, создавать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.




Интерактивная доска Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Способы применения интерактивной доски в совместной деятельности педагога с детьми в детском саду могут ограничиваться только фантазией. С помощью интерактивной доски обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим.


Интерактивный стол Сенсорный интерактивный развивающий стол помогает привлечь внимание и интерес ребенка к процессу обучения, развивает моторику, знакомит ребенка с компьютерными технологиями. Использовать детский сенсорный стол можно как для группы детей, так и индивидуально. Технология стола позволяет нескольким пользователям одновременно взаимодействовать с сенсором, то есть создается атмосфера для работы в коллективе.


Проекторы Использование проектора позволяет более полно использовать возможности компьютера. Изображение на экране проектора выгодно отличается от традиционных форм наглядности: оно крупное, яркое и может восприниматься большим количеством людей одновременно. Интерактивная песочница это бокс с песком, оборудованный компьютером, особыми сенсорами, проектором, с разработанным программным обеспечением. Сенсор для определения глубины, подключенный к компьютеру, замеряет расстояние до песка, специальная программа обрабатывает полученные от сенсора данные и подает проектору команды, каким цветом подсвечивать конкретный участок песочницы. На песок проецируются настоящие текстуры водных объектов, гор и других поверхностей. Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Интерактивная песочница позволяет детям проявлять фантазию, творить, создавать собственный мир. Дети с удовольствием «рисуют» на песке в специальном режиме. Доказано, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное состояние детей, помогает избавиться от психологических травм, развивать фантазию, облегчить функционирование психики. Игры с песком дают возможность ребенку самовыражаться и при этом быть самим собой. Они могут использоваться как метод коррекционного воздействия при наличии эмоциональных нарушений невротического характера, так и в качестве вспомогательного метода, помогающего снижать напряжение и развивать сенсомоторные навыки.


Конструкторы LEGO. Робототехника. Освоение навыков работа–конструирования дошкольников происходит в несколько этапов: 1. знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей. 2. На втором этапе учимся собирать простые конструкции по образцу. 3. Сборка сложных моделей и подключение их к моторчикам.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама