THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Татьяна Жилеева
План работы по преемственности между ДОУ и школы

Цель :

обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

Одной из приоритетных задач ФГОС дошкольного образования является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) .

Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы , где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка. Также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Организация работы по преемственности с начальной ступенью школы осуществляется по трем основным направлениям :

Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами структурного подразделения и школы );

- работа с детьми (знакомство детей со школой , учителями, организация совместных мероприятий);

- работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе , консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе ).

Задачи :

1. Осуществление педагогической пропаганды среди родителей, широкой общественности по разъяснению целей воспитания, обучения и подготовки к школе .

2. Усовершенствование форм организации и методов обучения, как в дошкольном учреждении , так и в начальной школе .

3. Развитие ведущей деятельности каждого периода детства :

Игровой – в дошкольном ;

Учебной – в младшем школьном возрасте .

Это важнейший фактор психического и личностного развития ребенка, безболезненной адаптации к последующей ступени образования.

Создание системы непрерывного обучения, обеспечивающее эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание на данных ступенях образования.

Преемственность между дошкольным учреждением и начальной школой осуществляется по следующим направлениям.

1. Согласованность целей на дошкольном и начальном школьном уровнях . Образовательный процесс подчинен становлению личности ребенка (развитию его компетентностей) . Способствует развитию у ребенка следующих качеств : креативности, интеллектуальности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки.

2. Координация программ дошкольного и начального общего образования для обеспечения высокого качества преемственности в соответствии с ФГОС;

3. Формирование социальной успешности у детей с недостатками в физическом и психическом развитии, а также у детей из неблагополучных семей;

4. Повышение родительской компетентности в развитии и воспитании ребенка «успешного первоклассника» в соответствии с ФГОС;

5. Повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках преемственности предшкольного и начального образования;

6. Усовершенствование формы организации и методов обучения, как в дошкольном учреждении , так и в начальной школе .

Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного (дошкольного начального общего ) образования, в обязательном порядке включающие в себя обозначенные основания преемственности . При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфичных для этого возраста видов деятельности (игра, лепка, конструирование, рисование и др., в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к 6-7г.

Полноценное развитие ребенка от данной ступени образования к последующей возможно только при соблюдении непрерывности всех ступеней образования.

Совместные задачи детского сада и школы по реализации плана :

1. Объединить усилия учителей начальной школы и воспитателей детского сада по созданию условий для успешного обучения в первом классе.

2. Совершенствовать работу воспитателей по развитию у дошкольников интеллектуальных умений, необходимых для успешного обучения в начальной школе :

3. Направить усилия воспитателей на выработку у дошкольников самостоятельности , ответственности и активности в выполнении заданий и поручений взрослых, навыков работы в парах , группах; умения следовать предложенному алгоритму действий.

4. Способствовать поддержке и развитию творческой инициативы и способностей дошкольников к творческой деятельности.

5. Учителю начальной школы изучить индивидуальные особенности дошкольников и систему проведения учебных занятий воспитателями подготовительной группы детского сада.

6. Проводить совместные внеклассные мероприятия учащихся начальной школы и воспитанников детского сада для более успешной их адаптации в первом классе.

Сентябрь

1. Составление совместного плана работы , и его согласование с администрацией школы Администрация школы , ст. воспитатель, воспитатели подготов. группы

Ст. воспитатель Сентябрь

2. Проведение праздника – Дня Знаний для детей старшей и подготовительной групп Муз. руководитель,

воспитатели групп Муз. руководитель,

воспитатели групп Сентябрь

3. Посещение торжественной линейки в школе 1 сентября воспитатели подготов. группы

Сентябрь

4. Беседа с детьми на тему :

«Школа – это интересно » Сентябрь

5. Информация на сайте школы «Приём в 1-ый класс» (о начале приёма в 1-ый класс, правила приема, образовательные программы Администрация школы Администрация школы сентябрь , далее в течение года

6. Оформление наглядных материалов для родителей :

«Возрастные особенности психического развития детей 6-7 лет» , учителя начальных классов, родители Воспитатели подготовительной группы, учителя начальных классов Сентябрь, далее в течение года

7. Организация предметно - пространственной среды для сюжетно-ролевой игры «Школа » .

Воспитатели подготовительной группы Воспитатели подготовительной группы Сентябрь, далее в течении года

Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения

1. Диагностика промежуточных результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы » Н. Е. Вераксы Воспитатели

Воспитатели

подготовительной группы

2. Экскурсия с детьми «Дорога в школу »

(к зданию школы ) Ст. воспитатель,

воспитатели, воспитанники подготовительной группы

Ст. воспитатель,

воспитатели подготовительной группы

3. Анкетирование родителей по вопросам подготовки ребёнка к обучению в школе «Готов ли ваш ребенок к школе

родители

воспитатели подготов. группы

4. Консультация для воспитателей «Воспитание у детей подготовительной группы положительного отношения к школе » Ст. воспитатель,

воспитатели подготовительной группы

Ст. воспитатель Октябрь

Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения

1. Изучение воспитателями программы 1 класса, изучение учителями начальной школы основной общеобразовательной программы ДОУ

Администрация школы ,

ст. воспитатель,

воспитатели подготовительной группы

Администрация школы ,

ст. воспитатель,

2. Чтение и рассказывание стихов о школе Воспитатели , воспитанники подготовительной группы

Воспитатели подготовительной группы

3. Экскурсии по школе . Знакомство со школой (классы, спортивный зал, библиотека) Администрация школы ,

ст. воспитатель,

воспитатели, воспитанники подготовительной группы

Администрация школы ,

ст. воспитатель,

воспитатели подготовительной группы

4. Консультация для родителей будущих первоклассников «Готовим руку к письму» Воспитатели, подготовительной группы,

родители

Учителя начальных классов, воспитатели подготовительной группы

Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения

1. Рассматривание картин, иллюстраций отражающих школьную жизнь Воспитатели , воспитанники подготовительной группы

Воспитатели подготовительной группы

2. Сюжетно- ролевая игра «Скоро в школу .

Анализ деятельности воспитателя в ходе сюжетно-ролевой игры «Скоро в школу »

Ст. воспитатель,

воспитатели, воспитанники подготовительной группы

Ст. воспитатель,

воспитатели подготовительной группы

3. Посещение уроков в 1 - м классе воспитателями ДОУ по темам :

Использование развивающих игр в обучении математике;

Использование элементов развивающего обучения на уроках. Администрация школы ,

ст. воспитатель,

воспитатели подготовительной группы

Администрация школы ,

родителей :

«Задачи семьи и детского сада по созданию условий для успешной подготовки детей к школьному обучению »

Воспитатели, подготовительной группы,

родители

Воспитатели подготовительной группы

Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения

1. Компьютерная презентация для детей подготовительной группы «Знакомство со школой » Воспитатели, воспитанники подготовительной группы

Воспитатели подготовительной группы

2. Рассматривание школьных принадлежностей и дидактическая игра «Собери портфель» Воспитатели, воспитанники подготовительной группы

Воспитатели подготовительной группы

3. Оказание школьной шефской помощи ДОУ :

Администрация, учащиеся школы ,

воспитатели, воспитанники подготовительной группы

Администрация школы ,

воспитатели подготовительной группы

4. Посещение занятий в подготовительной группе учителями школы по темам :

Организация и проведение НОД по обучению грамоте, по математике;

Учителя начальных классов,

воспитатели подготовительной группы

Администрация школы ,

ст. воспитатель Январь

5. Совместное заседание педагогов ДОУ и ОУ :

«Общие понимания и требования готовности ребенка к школе »

Учителя начальных классов,

ст. воспитатель,

воспитатели подготовительной группы

Администрация школы ,

ст. воспитатель Январь

Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения

1. Экскурсия в школьную библиотеку (знакомство с книгами, профессией библиотекаря) Воспитатели, воспитанники подготовительной группы

Администрация школы ,

ст. воспитатель, воспитатели подготовительной группы Февраль

2. Конкурс детских рисунков «Я – будущий ученик» Воспитатели, воспитанники подготовительной группы,

родители

Воспитатели подготовительной группы

3. Оказание школьной шефской помощи ДОУ :

Постройка снежных сооружений

Администрация, учащиеся школы ,

воспитатели, воспитанники подготовительной группы

Администрация школы ,

воспитатели подготовительной группы

4. Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ и ОУ » Учителя начальных классов,

ст. воспитатель,

воспитатели подготовительной группы

Администрация школы ,

ст. воспитатель Февраль

5. Консультация для родителей будущих первоклассников :

«Как правильно организовать свободное время ребёнка» Воспитатели подготовительной группы, родители

Воспитатели подготовительной группы

Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения

1. Приглашение первоклассников в ДОУ

Воспитатели, воспитанники подготовительной группы, первоклассники

Администрация школы ,

ст. воспитатель, воспитатели подготовительной группы Март

2. Оказание школьной шефской помощи ДОУ :

Весенний трудовой десант Администрация, учащиеся школы ,

воспитатели, воспитанники подготовительной группы

Администрация школы ,

ст. воспитатель Март

3. Консультация для родителей будущих первоклассников :

«Первые трудности или как проходит адаптация детей к школе » Воспитатели подготовительной группы, родители

Воспитатели подготовительной группы

Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения

1. Беседа с детьми о профессии учителя (с приглашением учителя нач. классов) Учитель начальных классов,

воспитатели, воспитанники подготовительной группы,

Администрация школы ,

ст. воспитатель, воспитатели подготовительной группы Апрель

2. Оказание школьной шефской помощи ДОУ :

По благоустройству территории ДОУ Администрация, учащиеся школы ,

воспитатели, воспитанники подготовительной группы

Администрация школы ,

ст. воспитатель Апрель

3. Диагностика итоговых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы »

Воспитатели подготовительной группы

4. Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

«Наша школа : традиции, перспективы»

Администрация школы ,

родители Администрация школы Апрель

Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения

1. Своевременный медицинский осмотр детей, сбор основных медицинских данных о состоянии здоровья и уровне физического развития воспитанников подготовительной группы. Мед. сестра,

родители Мед. сестра В течении года, май

2. Анкетирование родителей

«Насколько вы готовы быть родителем школьника ? Воспитатели подготовительной группы,

родители Воспитатели подготовительной группы

3. Организация тематической творческой выставки : “Вот что я умею!” Учителя начальных классов, первоклассники,

воспитатели, воспитанники

подготовительной группы,

родители

Учителя начальных классов,

воспитатели подготовительной группы

4. Оформление наглядных материалов для родителей :

«Какими умениями должен обладать первоклассник для успешного обучения в школе » Воспитатели подготовительной группы,

учителя начальных классов,

родители Воспитатели подготовительной группы,

учителя начальных классов

5. Итоговое совещание. Представление отчета по реализации плана по преемственности Администрация школы ,

заведующий,

ст. воспитатель,

воспитатели подготовительной группы Администрация школы ,

заведующий,

ст. воспитатель

6. Участие первоклассников в празднике «До свидания, детский сад!»

Первоклассники,

воспитатели, воспитанники подготовительной группы Администрация школы ,

В настоящее время с введением новых образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования уже на нормативном уровне закреплено, что реализация образовательных программ строится на основе общественного договора.

Таким образом, на формальном уровне стало обязательным взаимодействие всех заинтересованных участников образовательного процесса: педагогов и родителей, представителей общественности в широком понимании.

Привлекательными чертами взаимодействия детский сад - школа на основе социально-педагогического партнёрства как механизма реализации преемственности являются:

  • располагающая большими ресурсами разветвлённая сеть образовательных, культурных, спортивных и других видов учреждений, социально-психологических служб, имеющаяся в конкретном образовательном пространстве;
  • реальная возможность интеграции и педагогической целесообразности учебно-воспитательного процесса для ребёнка на всех этапах его возрастного развития и всех ступенях и программах образования;
  • организация совместной деятельности заинтересованных организаций.

Именно в таком варианте взаимодействия детского сада и школы наилучшим образом может быть реализована преемственность, как двусторонняя связь между смежными уровнями образования. Вместе с тем, варианты механизмов реализации преемственности дошкольного и начального уровней образования могут быть различными:

  • от плана совместной деятельности детского сада и начальной школы до масштабных проектов дошкольное образовательное учреждение-школа как единый образовательный комплекс;
  • от согласования позиций педагогов в рамках близких дидактических систем в процессе методической работы до внедрения концептуально единой образовательной системы.

План совместной деятельности детского сада и начальной школы - это координированная система решений, целенаправленная программа действий педагогических коллективов детского сада и школы, в которой с определённой степенью конкретизации прописаны: содержание, временные рамки, ответственные исполнители и адресаты, организационные формы и методы достижения целей преемственности.

При планировании совместной деятельности детского сада и начальной школы, как и в любом плане, учитываются следующие принципы:

  • научность, перспективность и ясность целей;
  • учёт специфических условий конкретных учебно-воспитательных процессов;
  • коллективность в разработке планов, ориентированность на современные достижения в области воспитания и обучения [Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ «Март»; Ростов-н/Д: издательский центр «Март», 2005. - С. 319.].

Примеров планирования совместной деятельности детского сада и школы в методической литературе и педагогической практике имеется большое количество. Необходимыми и достаточными элементами подобных планов являются:

  • проблемно-ориентированный анализ по проблеме преемственности, выполненный на разных уровнях (государственный и микросоциальный);
  • цели и задачи деятельности дошкольного образовательного учреждения и школы по обеспечению преемственности;
  • содержательно наполненные направления совместной деятельности детского сада и начальной школы, обеспечивающие их преемственные связи;
  • временные рамки исполнения планов;
  • ответственные исполнители от детского сада и школы;
  • конкретные дела (мероприятия) с участием детей, учителей и воспитателей, родителей, других заинтересованных субъектов системы образования.

Уточнение и расширение плана совместной работы детского сада и школы в рамках образовательного комплекса позволяет обеспечивать преемственность смежных ступеней образования с учётом конкретных образовательных условий. Построение преемственности дошкольное образовательное учреждение-школа в рамках единого образовательного комплекса сегодня достаточно проработано на практике и хорошо описано в работах С.Н. Дмитриевой, З.В. Дощицыной, Т.А. Матвеевой, М.М. Пашковой и др. Такие формы преемственности в практике образования встречаются нечасто в силу высоких ресурсных затрат. Представим вариант реализации преемственности дошкольное образовательное учреждение-школа в едином учебно-воспитательном комплексе, как это сделано С.Н. Дмитриевой [Дмитриева, С.Н. Реализация принципа преемственности в условиях учебно-воспитательного комплекса детский сад - школа: автореф. … канд. пед. наук. - Якутск, 2006. - С. 7.].

Основные задачи в работе педагогических коллективов дошкольного образовательного учреждения и школы следующие:

Согласование целей и задач воспитания, обучения и развития на всех уровнях образовательного комплекса;

Совершенствование форм, методов организации учебно-воспитательной деятельности в комплексе на основе совместной методической работы педагогов дошкольного и начального уровней образования;

Создание и рациональное использование образовательного пространства комплекса в целях интеллектуального, нравственного, эмоционального, физического и эстетического развития личности ребёнка;

Обеспечение возможности сотрудничества дошкольников и младших школьников в условиях разновозрастного детского коллектива.

Согласование позиций педагогов в рамках близких дидактических систем в процессе методической работы является необходимым компонентом обеспечения преемственности как по целям и содержанию, так и по методам и формам образования на смежных ступенях. Наиболее эффективно это может быть достигнуто путём реализации методической работы в детском саду и школе в едином целевом поле преемственности в образовании.

Сегодня методическая работа рассматривается как системная деятельность, что предполагает изучение целей, задач, основных направлений и содержания деятельности педагогов, методов и форм работы с детьми, прогнозируемых результатов и средств их достижения.

Данная работа, как правило, ведётся педагогами в отношении того уровня образования, на котором они трудятся. В случае построения преемственности между детским садом и школой, педагогам необходимо глубже осваивать содержание, методику, требования и стандарты образования на смежных ступенях: воспитателям - программы и стандарты начальной школы, учителям - программы и стандарты дошкольного образования. Это создаёт определённые трудности: у педагогов, как правило, велика направленность на «свой уровень» - на ту образовательную ступень, где воспитатель, учитель выполняют функциональные обязанности. А направленность на смежные (более низкого или высокого порядка) уровни образования ограничена.

Кроме того, сегодня в стадии разработки находится новая модель подготовки педагога как субъекта профессиональной деятельности, предполагающая повышение профессионального мастерства педагогов не посредством количественного накопления знаний, умений, навыков, а путём углубленного проникновения в новые образовательные технологии. В связи с этим, в методической работе по преемственности возникают следующие затруднения:

  • формирование мотивации педагогов на освоение психологии, педагогики и методики смежных уровней образования;
  • выбор форм методической работы, адекватных целям построения преемственности дошкольного образовательного учреждения - школы, с учётом общепедагогических подходов и специфики дошкольной педагогики и педагогики начальной школы.

Следует отметить, что методическая работа, направленная на обеспечение преемственности, не является изолированной - она соприкасается с другими направлениями, такими как: повышение квалификации педагогов, работа методического кабинета, работа с педагогическим опытом, взаимодействие с родителями, поэтому важно её рационально проектировать и осуществлять.

Модификация алгоритма по взаимодействию детского сада и школы

  • Первый шаг. Создание временного методического объединения воспитателей дошкольного образовательного учреждения и учителей начальной школы посредством договорённостей в рамках Координационного совета образовательных учреждений микрорайона. Объединение создаётся на один календарный год - с января (начало второго полугодия одного учебного года) по декабрь (окончание первого полугодия следующего учебного года). Оно должно объединять воспитателей, которые на момент образования методического объединения ведут выпускные группы детского сада и учителей, которые на следующий год будут принимать этих детей в 1-й класс.
  • Второй шаг. Договорённость всех участников методического объединения о едином понимании целей: уровне готовности к школе, которого необходимо достичь на выходе из детского сада, как предпосылках обучения в первом классе, о соблюдении единых технологий и принципов, заложенных в образовательной программе школы и детского сада. Реализация этого шага предполагает поиск компромисса между опытом и традициями педагогов дошкольного и начального образования: формирование единой совокупности качеств выпускника конкретного детского сада как конечной цели реализации образовательной программы и единых требований, предъявляемых к нему в начальной школе. При этом педагоги анализируют организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные умения, указанные для будущих первоклассников, детализируют и дополняют этот перечень, исходя из ситуации в школе и детском саду. Также данный шаг предполагает уточнение преемственности содержания, отражённого в образовательных программах дошкольного и начального образования. Всё это позволяет начать выстраивать линии преемственности (целевую, методическую и содержательную).
  • Третий шаг. Посещение учителями начальной школы занятий и режимных моментов в подготовительной группе детского сада и коллективное обсуждение с позиции соблюдения принципов и технологий личностно ориентированного образования и уровня развития качеств выпускника детского сада. Это позволяет учителям начальной школы заранее познакомиться со своими будущими учениками, увидеть их возможности в привычной и комфортной для них обстановке. Прорабатываются конкретные коррекционные мероприятия, обеспечивающие повышение уровня готовности детей к школе.
  • Четвёртый шаг. Разработка и проведение учителями начальной школы и воспитателями детского сада совместных мероприятий с детьми подготовительной группы. Воспитатели и учителя совместно проводят с детьми игры, праздники, досуги, привлекают для этой работы учеников школ, которые готовят спектакли, поделки, костюмы и т.п., помогают проводить игры, активно участвуют в мероприятиях. Одновременно будущие первоклассники знакомятся со своим учителем, включаются во взаимодействие со школьниками, что сделает их переход на новую ступень образования более подготовленным и психологически комфортным.
  • Пятый шаг. Диагностика готовности детей к школе на выходе из детского сада и при поступлении в начальную школу. Данная работа проводится с привлечением независимых специалистов - педагогов-психологов, учителей-логопедов, медицинских работников, что позволяет получить объективные данные о развитии детей, наметить персональные коррекционные меры. Проведение диагностики дважды (в конце посещения подготовительной группы и в начале первого класса) позволяет уточнить уровень актуального развития и зону ближайшего развития ребёнка через выявление их динамики. Вместе с тем, подобная работа позволяет сделать вывод о течении адаптации ребёнка без дополнительных диагностических процедур, с последующей оценкой эффективности педагогических мер в отношении группы детей и каждого ребёнка.
  • Шестой шаг . Посещение уроков в 1-м классе руководителем методического объединения и воспитателями дошкольного образовательного учреждения. Нужно помогать учителям начальной школы реализовывать на практике совместные договорённости о преемственных технологиях в организации деятельности детей, изучения нового материала, в работе с текстами.
  • Седьмой шаг. Регулярные консультации учителей 1-х классов - обсуждение уроков, координация работы и решение возникающих проблем. Принципиально важны регулярные встречи, на которых педагоги обсуждают, какими видятся дети-первоклассники в новых условиях, какие возникают трудности учебного или психологического плана. На этом этапе возможно привлечение специалистов психолого-педагогического консилиума, работающего на основе мультидисциплинарного подхода.
  • Восьмой шаг. Определение эффективности работы по преемственности - анализ результатов, корректировка деятельности педагогического коллектива. Таким образом, работа детского сада и школы по единому плану в целях реализации преемственности в работе - хорошо известный, применяемый с середины ХХ века механизм в отечественной системе образования. Современные механизмы построения преемственности детского сада и школы представляют собой определённую целенаправленную деятельность педагогических коллективов смежных ступеней образования на основе их взаимодействия.

План совместной деятельности

МОБУ СОШ №38и МБ ДОУ д/с №100

на 2014-2015 учебный год

п/п

Сроки реали-зации

Мероприятие

Участники

Ответственные

Организационные вопросы

август

Заключение договора о сотрудничестве между ДОУ и школой, утверждение плана работы на год.

МОБУСОШ №38 и МБДОУ д/с №100

Администрация ОУ

Взаимодействие педагогов ДОУ и учителей МОБУ СОШ №38

октябрь

Отслеживание адаптации первоклассников педагогом-психологом ДОУ.

Выпускники подготовительных групп ДОУ, педагог-психолог

октябрь

Посещение уроков в первых классах воспитателями подготовительных групп.

Воспитатели подготовительных групп

ноябрь

Совместный семинар воспитателей подготовительных групп, педагогов-психологов « Сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности ребенка при переходе из детского сада в начальную школу»

Воспитатели подготовительных групп ДОУ, педагог-психолог

Зам. директора по УВР Кравцова Н.П., старший воспитатель Белая С.Г., учителя первых классов, педагог-психолог

ноябрь

Родительское собрание в ДОУ для родителей подготовительных групп «Адаптация детей к школе».

Родители детей подготовительных групп ДОУ, психолог МОБУ СОШ №38

Зам. директора по УВР Кравцова Н.П., старший воспитатель Белая С.Г.

апрель

Посещение занятий в ДОУ учителями начальных классов. Обмен опытом работы.

Учителя начальных классов

Зам. директора по УВР Кравцова Н.П., старший воспитатель Белая С.Г.

май

Семинар «Реализация преемственности между ДОУ и УО». Анализ работы по преемственности за 2014-2015 учебный год.

Учителя начальных классов, воспитатели подготовительных групп

Зам. директора по УВР Кравцова Н.П., старший воспитатель Белая С.Г.

Планирование мероприятий с детьми

сентябрь

МОБУ СОШ №38 и МБДОУ д/с №100

Зам. директора по УВР Кравцова Н.П.,

сентябрь

10.

март

День открытых дверей «Организация образовательного процесса в начальной школе».

Родители воспитанников подготовительных групп

11.

апрель

Проведение совместного мероприятия с отрядом ЮИД «Азбука дорожной безопасности».

Учащиеся первых классов, воспитанники подготовительных групп

Зам.директора по УВР Кравцова Н.П., руководитель ЮИД Подпорина А.В., старший воспитатель Белая С.Г.

12.

1 раз в квартал

Показ в детском саду театрализованных представлений силами школьников.

Учащиеся МОБУ СОШ №38

Зам.директора по УВР Кравцова Н.П., руководители театральных кружков (ВД) Елова Е.В., Никоненко Л.Г., Чернобай О.Ю.

13.

декабрь

Фотовыставка «Мы – будущие первоклассники» («Мир детства»).

Учащиеся старших классов, воспитанники подготовительных групп

Зам.директора по УВР Кравцова Н.П., старший воспитатель Белая С.Г.

14.

январь

Организация в детском саду часа чтения и выставки детских книг учащимися МОБУ СОШ №38 в рамках мероприятия «Старшие – младшим» (читаем А.П.Чехова).

Учащиеся старших классов, воспитанники подготовительных групп ДОУ

Зам.директора по УВР Кравцова Н.П., старший воспитатель Белая С.Г.

15.

март ( 22, 23 )

Соревнование «Веселые старты» для первоклассников в МБДОУ д/с №100.

Учащиеся первых классов, воспитанники подготовительных групп ДОУ

Зам.директора по УВР Кравцова Н.П., старший воспитатель Белая С.Г., инструктор по ФК Ткаченко Ю.М.

16.

апрель

Экскурсия в МОБУ СОШ «Введение в школьную жизнь» (путешествие по школьным станциям). Знакомство со школьной библиотекой, спортивным залом, столовой.

Воспитанники подготовительных групп

Зам.директора по УВР Кравцова Н.П., старший воспитатель Белая С.Г.

17.

май

Выставка рисунков «Вспоминая детство»

Учащиеся МОБУ СОШ, бывшие выпускники ДОУ

Зам.директора по УВР Кравцова Н.П., старший воспитатель Белая С.Г.

Работа школы и дошкольного учреждения предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, взаимный обмен опытом, формирование у детей интереса к занятиям и учебной деятельности. На начальном этапе работы по преемственности методическая служба нашего округа организовывала семинары и «круглые столы» для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов, но они носили больше формальный характер. На мероприятия приходили единицы заинтересованных педагогов, и, как правило, конструктивного диалога не получалось.
Проанализировав всю предшествующую работу по преемственности, мы пришли к выводу, что прежде всего необходима выработка единой, системной и последовательной работы двух структур, дошкольного и начального образования. Сегодня можно с ответственностью сказать, что ситуация во многом изменилась.
Мы разработали план совместных мероприятий, реализация которого ставила задачу не увеличения количества методических мероприятий, а улучшения качества преемственных связей между дошкольным и начальным звеном. Нынче в 37 средних общеобразовательных школах открыто 67 дошкольных групп, что позволило педагогам создать единое образовательное пространство и реализовать непрерывность в развитии и образовании детей. Традиционными стали и дни открытых дверей в дошкольных образовательных учреждениях для учителей начальных классов, что очень помогает устанавливать доверительные и партнерские отношения между педагогами; созданы рабочие группы, цель которых - разработать подробные методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов и родителей.
Детские сады и школы сегодня пересматривают свою работу в направлении преемственности. Эффективными стали такие формы взаимодействия, как взаимное знакомство с образовательными программами детского сада и школы, организация совместных педагогических советов, «круглых столов», мастер-классов. Знакомство со спецификой планирования работы в детском саду и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность педагогам обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы, знакомит с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей и не ущемлять их право на образование, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику.
Еще одно важное, на наш взгляд, направление работы детского сада и школы - организация совместных праздников, выставок, фестивалей, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях. Например, в школах проводятся такие праздники, посвященные началу учебного года, как «Прощание с букварем», «Книжкина неделя». В свою очередь в детском саду много интересных мероприятий, в которых учителя школы принимают самое активное участие, - Прощание с детским садом, День дошкольного работника, День защиты детей.
Для воспитанников детских садов и учеников начальной школы организуются совместные акции «Школьные музеи - дошкольникам», «Новогоднее чудо»; совместные выставки детского творчества «На планете голубой завтра жить и нам с тобой», «Мир глазами ребенка». Активное участие наши воспитанники и ученики начальной школы приняли в фестивале «Научно-техническое творчество и молодежные инициативы». Такие встречи активизируют любознательность, творчество, развивают положительный интерес дошкольников к школьной жизни, знакомят с образовательным пространством школ.
Однако серьезной проблемой остается проблема завышенных требований к готовности ребенка к школьному обучению. При поступлении в некоторые школы требуется, чтобы ребенок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и знал многое другое. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребенка без учета его индивидуальных особенностей. Хорошим у родителей считается детский сад, из которого дети переходят в «элитную» школу, в связи с этим воспитатели выстраивают образовательный процесс в «школьной логике»: игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями. Эти проблемы будут серьезно рассматриваться в новом учебном году на заседании рабочей группы по осуществлению преемственности, которая была создана в прошлом учебном году по инициативе Департамента образования.
Руководитель Департамента образования Ольга Ларионова утвердила план работы по реализации преемственности дошкольного и начального общего образования на 2010-2011 учебный год, который поможет дошкольным учреждениям и начальной школе выстривать работу в этом направлении совместно и системно, а не от случая к случаю.
Для осуществления успешной преемственности между детским садом и школой необходимо планомерное и поэтапное выполнение некоторых шагов.
Окружные методические центры должны:
- разработать проект совместной деятельности между структурами дошкольного и начального образования в данном направлении;
- провести ряд интересных, ярких совместных тематических мероприятий разной направленности для педагогов и родителей учреждений дошкольного и начального звена;
- создать окружную рабочую группу из педагогов и специалистов дошкольных учреждений и начальной школы.
ДОУ и СОШ необходимо:
не формально, а вдумчиво заключить договор о сотрудничестве между детским садом и школой;
составить план совместной деятельности учреждений;
регулярно проводить совместные педагогические советы для более глубокого знакомства с программами воспитания и обучения детей в детском саду и начальной школе;
осуществлять взаимное посещение занятий в детском саду и уроков в начальной школе воспитателями и учителями;
проводить совместные заседания специалистов детского сада и школы;
планировать совместную деятельность для успешной адаптации детей к школьному обучению.
Уверена, что только заинтересованность школы, ДОУ и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Елена КИКТЕНКО, методист окружного методического центра ЦАО

План работы по реализации преемственности дошкольного и начального общего образования на 2010-2011 учебный год

Модернизация системы российского образования особо актуализировала проблемы, связанные с ее гуманизацией, одним из условий которой является пункт 1.6. в общем положении Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2014 года. Стандарт направлен на решение одной из следующих задач: обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

Дошкольное воспитание – первое звено единой системы народного образования. Поступление выпускников дошкольного образовательного учреждения в начальную школу происходит в процессе приспособления детей к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования готовности детей к обучению в школе. Процесс адаптации выпускников в школе многоаспектен и включает приспособление к режиму работы школы, школьному и ученическому коллективу, организационным формам обучения и воспитания, традициям и ценностям начальной школы.

Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезненен для участников, в первую очередь для самого ребенка. Об этом свидетельствует ежегодное ухудшение физического и психологического здоровья первоклассников: в школах до 70 % детей с симптомами дезадаптации.

Методические вопросы преемственности в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста отражены в исследованиях Р.А. Должикова, Е.А. Конобеева, Е.Э. Кочурова, И.А. Попова.

Большинство этих исследований выполнено во второй половине XX века. Изменения, происходящие в обществе и системе образования в настоящее время, требуют новых подходов к обсуждаемой проблеме: реализации преемственности с учетом современного состояния и перспектив развития дошкольного и начального образования. Изучение состояния вопроса в теории и практике показывает, что преемственность зачастую понимается узко и больше декларируется, чем осуществляется. Нередко преемственность характеризуется как информативная подготовка ребенка к новой ступени образования, как освоение содержания школьных курсов, что приводит к несформированности готовности к школе и отрицательно отражается на успешности обучения ребенка, комфортности его пребывания в классе. Обучение в школе, начиная с 6 лет, ещё более актуализирует проблему преемственности. Трудности обучения в школе связаны и с недостаточным вниманием.

Поэтому целью данной проблемы стала необходимость установить взаимосвязь между смежными звеньями преемственности в системе образования для успешной адаптации детей.

Следовательно, преемственность дошкольного учреждения и школы предусматривает задачи:

1. Подготовить детей в школу с высоким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения.

2. Развивать знания, умения, качества детей, которые уже приобретены дошкольниками.

3. Активно использовать полученные знания, умения и навыки для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.

С целью успешной адаптации детей работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в первом классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому обучению.

Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятие как форма обучения в детском саду предшествует уроку в школе.

Одним из интегральных показателей деятельности дошкольного образовательного учреждения является формирование готовности детей к обучению в школе. Этот показатель отражает качество работы педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников и различных педагогов-специалистов.

Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.

Необходимо различать специальную и общую готовность к учению ребенка в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.

Большое значение имеет развитие у них познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов.

Важным компонентом психологической готовности ребенка к учению в школе является нравственно-волевая готовность. Учебная деятельность требует произвольного внимания, целенаправленного запоминания, умения контролировать свое поведение, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и т.д. В понятие нравственно-волевой готовности включаются также те моральные качества, которые помогут ребенку войти в новый, школьный коллектив.

Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности.

При поступлении в начальную школу происходят кардинальные изменения в статусе, образе жизни и деятельности детей, посещавших дошкольные образовательные учреждения. Доброжелательно-демократичный стиль общения сменяется урочно-официальным и авторитарным. Начинается трудный, болезненный процесс приспособления ребенка к новым условиям обучения и воспитания в начальной школе – адаптация, которая продолжается в среднем 3–6 месяцев. В этот период и последующие 1–1,5 года особенно важно и необходимо осуществление преемственности в содержании образования, формах, методах, технологиях ДОУ и начальной школы.

В практике дошкольных учреждений сложился определенный опыт связи детского сада и школы. Выделяют две линии, по которым идет установление этой связи: тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы и непосредственное сближение дошкольников и первоклассников.

Воспитатели знакомятся с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду с тем, чтобы опираться на имеющиеся у детей знания и опыт.

Формы связи между этими педагогическими коллективами разнообразны:

1. Совместное обсуждение и изучение программы 1 класса и программы воспитания в детском саду, глубокое осмысление их преемственности.

2. Ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста; с этой целью целесообразно присутствие педагогов начальных классов на занятиях в детском саду, наблюдение за дошкольниками, индивидуальные беседы с отдельными из них, посещение педагогических советов, проводимых в детском саду по итогам работы в подготовительных группах.

3. Наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу, какие встречают трудности; посещение педагогических советов в школе по итогам успеваемости учащихся первых классов.

Проведение конференций и Педагогических чтений по проблемам всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе, совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и т.д.

4. Взаимосвязь психологических служб детского сада и школы позволяет вырабатывать согласованные взгляды на критерии готовности детей к школьному обучению, на проведение диагностических процедур в связи с записью детей в школу.

5. Использование в начальной школе здоровьесберегающих технологий ДОУ. Проведение совместных с ДОУ оздоровительно-воспитательных мероприятий: «Дней здоровья», «Спортивных праздников», «Открытых уроков и физкультурных занятий с приглашением родителей» и др. Применение технологий закаливания в ДОУ.

Наряду с традиционными формами осуществления преемственности в ходе инновационного движения в образовании появились новые, такие как уроки-практикумы, дни совместного обучения, психологические тренинги, онлайн-встречи, «создание единого портрета выпускника дошкольного образовательного учреждения» и другие.

В результате таких контактов педагогов дошкольных учреждений и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия.

Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течение всего учебного года. Ознакомление дошкольников со школой дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. Формы этой работы разнообразны: экскурсии в школу, посещение школьного музея, библиотеки, мастерской, проведение совместных занятий, утренников, музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок.

Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.

Из опыта работы:

В нашем дошкольном образовательном учреждении проводятся следующие формы осуществления преемственности:

1. Периодически дети совершают экскурсию в школу. Дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. В сентябре дети подготовительной группы присутствовали на школьной линейке. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей.

2. За год до поступления детей администрация школы определяет учителя, к которому они придут 1-го сентября. В течение учебного года учитель посещает режимные моменты образовательного процесса. Он наблюдает за детьми, общается с ними.

3. Посещение воспитателем и учителем начальных классов открытых уроков и занятий друг у друга.

4. Проводятся индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми.

5. Планируется проведение совместного спортивного развлечения с первоклассниками и детьми подготовительной группы.

Таким образом, преемственность заложена в самой природе обучения и воспитания детей, является их атрибутом. Исходя из особенностей и природы изучаемого явления, определена цель осуществления преемственности – создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из ДОУ в начальную школу.

План совместной работы ДОУ и начальной школы

Вид деятельности

Форма проведения

Сроки

Ответственные

Отметка о проведении

Совместные педагогические мероприятия

Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка»

ктябрь

завуч школы

Совместные культурные мероприятия

Концерт учеников школы и воспитанников детского сада (на базе детского сада)

«Академия художеств» (выставка рисунков и поделок ручного труда школьников-выпускников ДОУ и воспитанников детского сада)

Курирование выпускников ДОУ в школе (беседы с учителями о каждом выпускнике ДОУ, обсуждение творческого развития, о том, как найти «ключик к каждому»)

март

январь

ноябрь-январь

муз. руководитель ДОУ

ст. воспитатель ДОУ

ст. воспитатель

Взаимопосещения

Учителями занятий в подготовительной к школе группе, старшей группе по математике, подготовке к обучению грамоте

Воспитателями уроков в 1-х классах

Семинар-практикум (круглый стол) «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и занятий в детском саду»

октябрь, февраль

ноябрь, март

март

завуч школы,

ст. воспитатель

ст. воспитатель, завуч школы

ст. воспитатель, завуч школы

Забота о здоровье

«День здоровья»

Оформление карт здоровья на каждого ребёнка выпускника детского сада

март

к апрелю

воспитатели ДОУ

Работа с детьми

Сделать подборку книг о школе. Оформить уголки книг «Читаем сами»

Беседы с детьми: «Если ты останешься дома один» (основы безопасности), «Зачем учиться в школе»

Оформить уголки для игр в школу в группах

Провести диагностику психологической и социальной готовности к школе.

к апрелю

январь

ноябрь

март-апрель

воспитатели старших групп

воспитатели старших групп

воспитатели ДОУ

ст. воспитатель

Работа с родителями

Семинар-практикум «Самочувствие семьи в преддверии школьной жизни»

Консультации: «Критерии готовности ребёнка к школьному обучению»

- «Портрет будущего первоклассника»

Родительское собрание для детей старшей, средней группы «В школу с 6-ти лет. За и против»

- «Презентация школы»

январь

октябрь

ноябрь

март

апрель

ст. воспитатель

ст. воспитатель

ст. воспитатель

ст. воспитатель, школьный психолог

завуч школы





THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама