THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Итак, что такое субличности (subpersonalities)? В некотором упрощенном понимании — это «a person’s inner community of selves», что можно перевести так: «множество внутренних «Я» человека».
В себе мне пока их трудно обнаруживать, зато (как обычно) легко в других. Вообще, снаружи все видится явнее. Можно заметить резкие перемены, происходящие с человеком. Только что был Скромнягой, а вот уже и Эксгибиционист, субличности стремительно сменяют одна другую.
Понятие субличности введено в научный обиход в рамках психосинтеза (психотерапевтической системы), которую разработал психиатр Р. Ассаджиоли. В соответствии с его теорией, субличность представляет собой подструктуру личности, обладающую независимым существованием.
Вот пример, как проявляются разные субличности: когда я просыпаюсь, я думаю о том, как хорошо было бы вставать пораньше. Но на другой день звонит будильник, и я понимаю, что человек, который сейчас решает, вставать ему или не вставать, относится к этому иначе. У него другая жизнь.
Если пользоваться теорией субличностей, к окружающим можно найти свой подход. Грубо говоря, вместо «он хам» — «он в данный момент ведет себя со мной как хам».
Один психолог объясняет феномен субличностей так: «Согласен, что термин «субличности» звучит несколько смущающе. То есть выглядит это так, что внутри тебя живет какой-то странный муравейник из черт знает кого. На самом деле все эти субличности - нейрональные сети, которые работают в привычном режиме. Сколько внутри нас таких схем? Сказать невозможно. Предположительно, каждый наш навык и даже новый инсайт является новой схемой».
Вообще, у каждого человека свой набор субличностей, которые отличаются от субличностей других людей. Важно проименовать каждую субличность, например: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная девочка, Умник, Одинокий волк, «Что подумают люди», Критик, Саботажник, Бухгалтер и так далее.

Пример внутреннего разброда и несогласия субличностей во внутреннем диалоге:
ГОЛОС ПЕРВЫЙ: - Саша, ты должен сегодня поработать. Ты же хочешь получить премию?
ГОЛОС ВТОРОЙ: — Потратить весь вечер на работу?! Да я лучше позвоню Ленке, поболтаем или потусим! Я так давно не веселился.
ГОЛОС ТРЕТИЙ: — Не хочу видеть эту Ленку! Она все время меня подкалывает и «изящно» унижает. Я себя чувствую униженым рядом с ней.

Поскольку психика себе не враг (в большинстве случаев), то можно предположить, что у каждой субличности есть свои желания, свои цели, даже своя миссия. Например — оградить человека от чего-нибудь, что субличность считает опасным. Можно провести такой диалог с субличностями (предварительно найдя их и дав имена).

Родитель, Взрослый или Ребенок
Американский психолог и психиатр Эрик Берн выделял трех субличностей — три состояния «я», которые по очереди вступают во взаимодействие с теми же участниками триады других людей. Эти субличности — Родитель, Ребенок и Взрослый, по мнению Берна, есть в каждом, и у каждого ведут себя сходным образом.
Ребенок — это желания и эмоции, к его сфере относятся радость и искренность, спонтанное творчество и при этом же импульсивные преступления, ведь силе желаний Ребенка трудно противостоять. Родитель, напротив, это долг, мораль, нормы и правила. Он несет ответственность за себя и за других, знает, как надо, но не задумывается, зачем, оценивает и требует. Обоим противостоит Взрослый, разделяющий личное мнение и окружающую реальность. Взрослый работает с фактами, логично рассуждает, умеет сдерживать порывы Ребенка и подвергать сомнению предрассудки и заученные правила Родителя.

Естественно, каждая из субличностей может обладать специфическим характером (Ребенок может быть и веселым, и агрессивным, Родитель — и заботливыми, и карающим). Субличности могут быть разной силы и выраженности, и каждая из них может пытаться захватить полную власть над человеком.
В этой концепции субличности важны не сами по себе, а, прежде всего, своей коммуникативной функцией — поэтому и метод, который с ними работает, называется трансакционным анализом. При встрече двоих людей, на самом деле, разговаривают не две, а целых шесть личностей, то есть два набора Родителей, Детей и Взрослых, а успех или неудача в общении будут зависеть от того, кого они выберут своими представителями. Так, например, при серьезном разговоре Взрослому одного человека с его логическими раскладками будет трудно с Родителем другого, который умеет только укорять и наказывать, или с Ребенком, который капризничает или дурачится. В норме хозяин трех субличностей легко переключается между ними для эффективного делового или личного общения. А все сбои случаются либо при застревании только в одной роли, либо при неудачном сочетании выбранных для коммуникации «представителей».

Между Персоной и Тенью
Гораздо большее разнообразие внутренних жителей встречается в теории Карла Густава Юнга и его последователей. В этой концепции у каждого есть не только личное, но и коллективное бессознательное, которое составляют универсальные психические структуры — архетипы. Сам Юнг рассказал о том, что у каждого есть Персона, субличность, демонстрируемая миру; Тень, состоящая из стыдных и отвергаемых качеств; Божественный младенец, Мудрый старик, а также Анимус и Анима, внутренний мужчина у женщины и внутренняя женщина у мужчины.

Постъюнгианцы стали «населять» личность человека все большим количеством персонажей и рассказывать об их положительных и отрицательных качествах. Роберт Джонсон в работах «Он», «Она» и «Мы» описал опасность того, что люди в романтических отношениях на самом деле любят не реального человека, а своего внутреннего мужчину или женщину. Мария-Луиза фон Франц посвятила свое исследование «Вечный юноша. Puer Aeternus» современным молодым мужчинам, захваченным прекрасным и инфантильным архетипом Вечного мальчика. А Кларисса Пинкола Эстес в книге «Бегущая с волками» в большей степени поэтично, чем научно, обосновала острую необходимость актуализации архетипа Дикой женщины.

Побег от самого себя: что такое диссоциативная фуга?
В силу бесконечной растяжимости коллективного бессознательного некоторые авторы создали целые системы ролевых архетипов, составляющих личность человека. В отечественной школе сказкотерапии считается, что в каждом живут деперсонализированные персонажи сказок — Царь/Царица, Крестьянин/Крестьянка, Воин/Воительница и так далее, сильные стороны которых человеку необходимо научиться грамотно использовать. Так, крестьянина нужно «включать» для терпеливой работы, Воина — для здоровой агрессии, Царя — для управления и ответственности, Купца — для зарабатывания денег в удовольствие, а Монаха — для самопогружения и размышлений. Сходным образом устроен коллектив субличностей у Джин Шиноды Болен и Галины Бедненко, которые показали внутренний мир человека населенным образами богов и богинь древнегреческой мифологии. Аполлон и Афина, Посейдон или Гера во всем разнообразии своих качеств и функций могут с разной силой проявляться в человеке и в равной степени вести его к успеху или к неудачам.

Подобная визуализация человеческих качеств, стремлений и потребностей — это довольно удобный способ разобраться в своих чувствах и желаниях. Например, заметив у себя перфекционизм и снобизм — свойства Аполлона, можно сразу же вспомнить о его противоположности Дионисе и подумать о том, как внести в свою жизнь больше спонтанности и веселья. Болен сравнивает систему ролевых архетипов с комитетом, где в норме каждому дают высказаться и где процесс возглавляет здоровое эго. То есть в норме человек видит все богатство своих социальных ролей, мотиваций и особенностей, а также умеет с ними управляться: кого-то пропустить вперед, кого-то попридержать, кого-то помирить. Однако при слабом эго — председателе комитета (можно думать о нем как о воле или как об осознанности) могут начаться бесконечные конфликты или произойдет единоличный захват власти. Поэтому человек, во всех ситуациях ведущий себя, например, как Воин (если говорить в терминах сказкотерапии), большей частью будет действовать во вред себе и окружающим, несмотря на безусловно яркий образ.

Как договориться с внутренним критиком?
Наконец, субличностям человека самим по себе даже посвящено отдельное направление психотерапии. Ричард К. Шварц в работе «Системная семейная терапия субличностей» рассказывает о Центре личности, (несколько похожем на Самость у Юнга), который всегда здоров и должен управлять субличностями, и приводит свою классификацию субличностей, которые могут быть травмированы и с которыми можно работать в процессе терапии. Это Менеджер и Изгнанник, Защитник и Пессимист, Критик и опять же Ребенок. Эти субличности могут бороться за власть, мешать друг другу, а также заботиться или помогать. Шварц смотрит на субличностей как на семью, члены который связаны общей памятью и довольно непростыми отношениями. Каждый из семьи нужен и полезен, если не захватывает власть или просто не начинает вести себя неконструктивно. Например, за травмированного Ребенка, то есть за раненую творческую и искреннюю составляющую личности может вступиться Защитник, но защита эта может выражаться в возведении границ и запрете на дальнейшие активные действия и новые контакты. На уровне человека это будет выражаться в творческом застое и обеднении эмоций, поэтому при психотерапии или даже при простом самоанализе придется договариваться с Защитником, чтобы тот отпустил Ребенка на волю.

Двум другим неоднозначным субличностям, внутреннему Цензору и внутреннему Критику, особое внимание уделяют иконы творческого сэлф-хелпа Джулия Кэмерон («Путь художника»), Барбара Шер («Мечтать не вредно») и Энн Ламотт («Птица за птицей»). В норме они, как и остальные субличности, позволяют человеку быть более адаптивным и лучше справляться с жизненными задачами. Цензор позволяет контролировать то, что, где и кому можно говорить, а что нет; а Критик показывает, где можно улучшить свои результаты, и не дает останавливаться на достигнутом. Однако, получив слишком много власти (здесь привет берновскому Родителю всей нашей культуры, указывающему на проблемные, а не на удачные моменты), Критик и Цензор не дают творческому процессу даже начаться, все время осаживая и придираясь. А если хоть какое-то дело и будет доведено до конца, то оно мгновенно обесценится. Так полезные навыки самоконтроля и самокритики могут привести исключительно к неврозам и прокрастинации, ведь зачем начинать дело, если невозможно выполнить его идеально. Однако с субличностями, как и с живыми людьми, можно договариваться, а если не получается, то и обманывать их. Так, для взаимодействия с Критиком можно использовать специальные техники, например, поставить себе задачу написать или нарисовать как можно больше в ограниченный срок — за такое время Критик не успевает «проснуться». Кстати, болезненную тему работы в самый последний момент перед дедлайном можно обратить во благо и использовать для борьбы с этой субличностью.

Важно помнить, что «обман внутреннего критика», «возрождение внутреннего героя» или простое желание порассуждать вслух на разные голоса не стоит рассматривать как лайт-версию диссоциативного расстройства. При нем субличности часто не знают друг о друге, а, кроме того, для его развития необходима довольно серьезная травма, скорее всего, в детстве, и, возможно, изначальная предрасположенность. А письма себе-Ребенку или руководство коллективом внутренних сказочных персонажей — понятные способы самопомощи через работающие метафоры.

ЧЕЛОВЕК МНОГОЛИКИЙ

2003 г., 288 с., мягк.обл.

Глава 1 ВИДЫ СУБЛИЧНОСТЕЙ 6

Глава 2 ЭВОЛЮЦИЯ СУБЛИЧНОСТИ 34

Глава 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АРХЕТИП И СУБЛИЧНОСТИ 60

Глава 4 СУБЛИЧНОСТИ В ЖИЗНИ 103

Глава 5 СУБЛИЧНОСТЬ - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ 140

Глава 6 СУБЛИЧНОСТИ В КОММУНИКАЦИИ 171

Глава 7 СОБОРНОЕ «Я» 200

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 216

Книга написана по заказу Владимира Филиппова (Новосибирск)

и адресована всем, кто мыслит свое «я» шире, чем положено.

Эта книга представляет собой попытку осмысления жизненного потока - в первую очередь, ее автором, но также и его многочисленными читателями, которые вот уже двадцать лет как поддерживают его своим интересом и целенаправленным вниманием. Наряду с безусловно положительными откликами на свои книги, автор получил и некоторое количество критики, которая в своей конструктивной части звучала чаще всего так: «Все это очень интересно, что вы пишете о типах человеческого характера и судьбы, об архетипах и психике, но как нам жить-то надо? Об этом бы вам следовало написать, по возможности конкретно. Почему вы об этом не пишете?!»

Со своей стороны, автор все эти годы избегал конкретных рекомендаций такого рода, полагая, что адекватная и тщательно разработанная символическая система (попросту говоря, язык) - это сила, которая вполне достаточна для того, чтобы человек, ее освоивший, далее уже полностью самостоятельно регулировал свою жизнь. Однако постепенно автору стало ясно, что в последнем суждении он ошибался, и есть много людей, которые нуждаются не только в языке описания мира и человека, но и в конкретных рекомендациях по своему поведению как во внешнем, так и во внутреннем мире. Вопрос о том, когда и какие рекомендации уместны, остается открытым, и, конечно же, книга не может заменить практического обучения у живого учителя, но тем не менее автор решил в этой книге несколько сменить акценты своего повествования в сторону практики - в надежде, что читатель его правильно поймет и отнесется к авторским указаниям творчески, а не догматично. Поэтому в книге имеется множество упражнений, выполнив (или хотя бы попытавшись выполнить) которые, читатель составит себе гораздо более полное представление об обсуждаемых в книге вопросах, инструментах и методах, а также о своей личности и ее субличностях, и узнает, как можно подробно изучить личности своих знакомых и родственников - если таковые его интересуют.

Слабость обычной философии, как восточной, так и западной - в ее общезначимости: философ традиционного направления полагает, что он описывает мир «как он есть», но неизбежно представляет его таким, каким он сам его видит, и хотя его видение в целом может быть очень поучительно для других людей, но когда дело доходит до подробностей и тонкостей (а именно они в жизни в конечном счете оказываются наиболее важными), то здесь видение самого авторитетного авторитета не может заменить видения самого человека. Где же провести эту грань, отделяющую индивидуальное от общезначимого, в частности, личные особенности мировосприятия от откровенного заблуждения? По мнению автора, эта тема решается каждым человеком отдельно и по-своему, но она является очень важной, и мимо нее пройти не удается ни одному человеку, всерьез желающему найти свое место в мире и прожить свою жизнь осознанно и творчески, а не в тупом рабстве у жестких программ подсознания - личного и общественного.

Одна из особенностей науки человековедения заключается в том, что люди - очень разные, и чем глубже исследователь-человековед погружается в тему, тем шире раздвигаются его представления о том, что такое норма, так что понятие патологии становится зыбким, постепенно переходя в область социологии. Иными словами, человеческая патология - это всегда отклонение от нормы, определенной данным человеческим сообществом, а если выйти за пределы рассмотрения, которые можно было бы назвать социоцентрическими, то, постаравшись, можно обнаружить потенциально адекватное место для любой «патологии», и рассмотреть ее как индивидуальную неповторимость - пока что плохо адаптированную к обществу и миру. Однако еще более поразительным является открытие человеком внутреннего аналога того же обстоятельства: оказывается, что все его свойства и качества, все черты и черточки характера, будучи рассмотрены в надлежащем свете и расположенными в определенном порядке, оказываются составными кусочками единой, необыкновенно яркой и оригинальной картинки, имя которой - личность человека. Однако найти этот свет и порядок и увидеть это единство, а также принять участие в формировании своей личности - вовсе непростая задача, и автор предлагает читателю свои идеи и инструменты, которые, по его мнению, могут оказаться полезными для ее решения.

Автор нередко слышит от своих читателей такие вопросы: «В какой последовательности следует читать ваши книги? Какая из описанных вами символических систем является наиболее важной? И вообще, какова ваша жизненная философия?» Для самого автора самой важной книгой и символической системой является та, разработкой которой он в данный момент занят, а из уже описанных наиболее важной для мировоззрения автор считает свою книгу «Тонкие тела», и введенной там терминологией будет активно пользоваться далее. Представления о тонких телах - атманическом, буддхиальном, каузальном, ментальном, астральном, эфирном и физическом - должны, по мнению автора, войти в общую культуру XXI века и стать фундаментом человековедения будущего. Понятия программы подсознания и эгрегора, описанные соответственно в книгах «Психология подсознания» и «Общественное подсознание», также, по мнению автора, являются основополагающими для понимания индивидуальной и общественной психологии, а следом за ними идут понятия соборной личности и субличности, которые описываются в настоящей книге. Остальные книги автора читатель может читать (если его заинтересуют соответствующие идеи и понятия) в том порядке, в каком они появляются на страницах этой книги, оставив астрологические изыскания автора «на десерт».

Человек и мир многолики - но если грани мира различаются (на первый взгляд) отчетливо, то грани человека - его субличности - во многих случаях гораздо более зыбки и поддаются идентификации и различению порой с большим трудом. Однако, как говорит индийская философия, высшая мудрость (буддхи) есть в первую очередь искусство различения, и именно ему и посвящены многие книги автора. Способность разобраться в себе, различить, назвать и примирить порой противоположно направленные, но весьма могущественные силы, ведущие внутреннюю и внешнюю жизнь человека - тонкое умение, приходящее лишь в результате долгой и последовательной работы человека над собой, требующей, кроме всего прочего, способности выйти за пределы своей личности и круга лично знакомых людей и обстоятельств собственной жизни.

Эта книга посвящена человеческой личности и ее граням, которые автор, следуя западной традиции, называет субличностями. Как определить свои основные и вспомогательные субличности, как научиться с ними ладить и сокращать количество внутренних конфликтов, превращая антагонизм в сотрудничество, что такое самоидентификация, какой она бывает и зачем она нужна - таковы некоторые темы этой книги. Что же касается индивидуальной философии человека, то развивать ее как необходимый для жизни инструмент можно лишь при условии определенного согласия в компании субличностей, составляющих его личность (соборное «я»), а если такового согласия нет, то у каждой субличности будет своя собственная философия, и какая из них окажется правильной или действенной, выяснить невозможно, ибо истинный ответ прост: никакая. Цельная философия бывает только у цельной личности.

Глава 1 ВИДЫ СУБЛИЧНОСТЕЙ

- Кто там? - спросил Кролик.

- Это я, - ответил Пух.

- «Я» бывают разные, - заметил Кролик.

А. Милн

Такое понятное «я». Употребляя в своей речи местоимение «я», человек обычно не задумывается о том, в каком именно значении он его использует - вроде бы это должно быть очевидным. «Ну я - вот он, прямо перед вами и стою - чего же тут непонятного?» А непонятного немало, и не только профессиональные психотерапевты, но и обычные люди часто с этим сталкиваются. Вот несколько распространенных реплик, показывающих, что с понятием «я» дело обстоит не так просто, как это кажется на поверхностный взгляд.

Я не знаю, почему я так поступил - наверное, это был не я.

Я не нахожу себе оправданий.

Я себе это строго-настрого запрещу.

Я поймал себя с поличным.

Я еще должен на эту тему сам с собой договориться.

Я за собой, увы, не уследил.

Я плохо себя понимаю.

И тогда я сказал себе: больше мы так поступать не будем!

Я вчера взглянул на себя со стороны и многое понял.

Последняя реплика, глазами «простого» человека, вообще довольно странно звучит: для него совершенно непонятно, чего там можно не понимать. Однако внутренние драмы, осознанные или нет - основное содержание (а не чисто внешняя канва) не только внутренней, но и внешней жизни человека. Сложность заключается в том, что субъекты этой драмы часто не слишком определены, и прячутся в подсознание, причем иногда довольно глубоко, и настоящее исследование ставит целью помочь читателю вывести их на свет его сознания - хотя бы частично.

Субличность . Герой нашего повествования - это устойчиво существующая в психике человека ипостась (аспект) его личности, которая во многих случаях ассоциируется с той или иной ролью, программой действий или существенным качеством человека; для обозначения такой ипостаси мы используем термин субличность ; его значение будет постепенно уточняться и раскрываться далее.

Субличности соответствует определенное состояние сознания человека, или четко очерченная область таких состояний; у развитой субличности появляются свои этика и эстетика, а также свойственные лишь ей особенности физиологии, осанки, движений, интонаций и мимики человека. Субличности свойствен определенный способ видения мира и воздействия на него, а также рамки этого видения и инструменты воздействия на мир.

Осознание субличности . Субличности могут осознаваться человеком в разной степени. В зависимости от уровня их осознавания мы рассматриваем два вида субличностей: явные (осознанные) и теневые (неосознанные).

Явная (осознанная) субличность - это роль, программа или качество, с которым человек регулярно сознательно идентифицируется (отождествляется), что находит выражение в таких, например заявлениях:

Я теперь - отец!

Я в принципе эгоист.

Ну, я как человек терпимый и это от тебя снесу.

Ну что вы от меня хотите: я - человек маленький!

Я большая фантазерка, я это знаю.

Явная субличность отличается тем, что у нее есть имя, которое человек использует при ее предъявлении, и это имя в дальнейшем мы будем писать с большой буквы, например (см. самопредъявления выше): Отец, Эгоист, Терпимый Человек, Маленький Человек, Специалист-Медик, Фантазерка.

Однако прямое обозначение имени явной субличности необязательно: во многих случаях она включается ситуативно и обозначается интонацией или иными стилистическими средствами, которые показывают, что человек проявляется в рамках данной роли или проявляет соответствующее качество:

- (жалобно) Мама можно мне съесть еще один мандаринчик? (Ребенок)

Хорошо, разрешаю, ты же знаешь, как мне трудно отказать. (Добрая Женщина)

В таком случае мне придется проявить принципиальность и уволить вас - возможно, с месячным выходным пособием. (Справедливый Начальник)

Теневая субличность - это роль, программа или качество, которые существуют лишь в подсознании человека и регулярно ведут (незаметно для него самого) его по жизни, внешней и внутренней, но он пока об этом не подозревает, или догадывается о существовании данной теневой субличности лишь по сугубо косвенным признакам. Однако когда теневая субличность им осознается, он ретроспективно может довольно точно указать спектр ситуаций, когда она им управляла. Активность теневой субличности нередко описывается в таких высказываниях человека:

Ну не знаю я, почему так поступил - что-то на меня нашло.

Чувствую, поднимается во мне что-то, и как будто злюсь, а на что и почему - непонятно.

К числу теневых субличностей (у многих людей) можно отнести такие субличности, как Антиэтик, Возмутитель внутреннего спокойствия, Левая Нога, Розовые очки, Неудачник, Тупица и другие.

Теневая субличность гораздо хуже контролируется человеком, чем явная, хотя порой имеет над ним большую власть - и над его жизненными выборами, и над настроениями, и даже над его самочувствием. Однако ее осознание может быть затруднено, если этическое «я» человека эту субличность не одобряет или в принципе отрицает возможность ее существования. Тем не менее, регулярное повторение однотипных состояний сознания заставляет предположить наличие в психике субличности, их вызывающей и поддерживающей. Явные субличности обычно имеют у человека свое имя (например, связанное с ролью или качеством характера), теневые же имеют лишь набор проявлений в сходных состояниях сознания человека. Иногда, собрав мысленно вместе проявления своей теневой субличности, человек осознаёт ее, и тогда может дать ей имя и качественное описание как отдельно существующей программы подсознания, с ее специфическими установками, ценностями, предпочтениями и т. д. Однако этого может и не произойти, или соответствующее осознание может прийти к человеку много позже, когда данная субличность давно уже умерла.

Соборная личность человека, или его соборное «я» , представляет собой (довольно пестрое и эклектичное у среднего человека) собрание всех его субличностей: явных и теневых. Соборная личность обычно ассоциируется у человека с его именем (иногда в сочетании с местом рождения или проживания, если они как бы «приклеены» ко всем субличностям человека без исключения):

Здравствуйте, я - Варсонофий.

А я - Лева из Могилева.

Соборную личность можно представлять себе как сцену, на которой располагаются отдельные субличности, входящие друг с другом в очень непростые отношения: интригующие, любящие, презирающие, восхищающиеся друг другом, вступающие в разные временные и постоянные коалиции и т. д. Однако эти коллизии происходят по большей части без осознания их человеком, хотя по сути и представляют основу его психического бытия. На сцене имеется также Главный микрофон (и несколько вспомогательных ). Личность, выходящая в данный момент к Главному микрофону, актуализируется, то есть заявляет себя как выразительница «я» человека - но следует помнить, во-первых, что она может быть сменена любой другой субличностью, а во-вторых, что в то время, как она ведет свое выступление и осознается человеком, остальные в это время ее поддерживают или, наоборот, интригуют на сцене за ее спиной.

Общая картина психики . В психике обычно существует небольшое количество (три-четыре) хорошо развитых субличностей, которые принципиально важны для человека и делят между собой (чаще конфликтно, чем мирно) жизнь человека, проявляясь, как правило, в прямой связи с внешними и внутренними обстоятельствами. Это - отчетливо видимые фигуры психики, которые можно назвать основными субличностями; они обычно явные и им, как правило, соответствуют совершенно определенные роли или фундаментальные качества характера, на которые человек в своей жизни существенно опирается, например: Отец Семейства, Работник фирмы, Водитель личного автомобиля, Проверенный друг, Закоренелый Лентяй, Интересная Девушка, Профессиональный Военный, Руководитель, Номенклатурный Работник, Раб Обстоятельств и т. д.

Иногда одна из основных субличностей является для человека важнейшей и превосходит по своему значению для него любую другую его субличность - такая субличность называется доминирующей . Доминирующая субличность есть далеко не у каждого человека - она типична для людей фанатичных, всецело преданных какому-то одному делу или состоянию; в крайних случаях доминирующая субличность приводит к психической неадекватности или даже душевной болезни, например, одержимости. Доминирующая субличность рассматривает все остальные субличности человека как нижестоящие, подчиненные ей или вовсе несущественные.

Помимо основных субличностей, в психике каждого человека имеется еще некоторое (большее) количество вспомогательных субличностей, появляющихся в жизни человека от случая к случаю и представляющих как бы некрупные, но все же значимые для него объекты картины его существования, например: Посетительница Универмага; Пассажир Авиалайнера; Офицер Запаса; Бывший Муж Своей Первой Жены, Читатель авантюрных романов, Любитель Пикантных Ситуаций, Источник Недоразумений, Специалист По Мелким Провокациям и т. п. Вспомогательные субличности не служат опорой для психики и жизни человека, но они все же представляют собой значимые для него ее части: они ее украшают, иногда портят, но в любом случае придают ей своеобразие: без любой из них его жизнь потеряет часть своей самобытности, а соборная личность - часть своей неповторимости и полноты.

Наконец, субличность может (в настоящий момент) не иметь для человека никакого существенного значения - это случайная субличность. Однако в жизни ничего случайного не бывает, поэтому случайная субличность однажды может оказаться зачем-то нужной и превратиться во вспомогательную, а то и основную.

И, наконец, остается фон картины жизни - пространство существования человека, не занятое основными, вспомогательными и случайными субличностями - оно частично управляется теневыми субличностями, а частично подчинено силам, внешним по отношению к человеку - например, другим людям или коллективам.

Жизнь человека идет под управлением свойственных ему субличностей, причем они далеко не всегда находят между собой общий язык и согласуют свои типы видения мира и воздействия на него, создавая человеку массу сложностей, природа которых ему чаще всего непонятна. Кроме того, у разных субличностей часто разнятся цели и оценки реальности - как внешней, так и внутренней, и это ведет к большому хаосу в жизни человека и требует от него огромных энергетических затрат.

Основные субличности в совокупности образуют базис психики человека. По идее они должны уважать друг друга и действовать согласованно, но практически так бывает далеко не всегда, и взаимонепонимание и конфликты между ними являются крупным источником внешних и внутренних неприятностей человека. Каждая из них воспринимается человеком как незаменимая, но не главная - они подобны начальникам крупных подразделений большой фирмы.

Вспомогательные субличности могут украшать жизнь человека, могут ее осложнять, могут быть более или менее управляемы, но они не бывают незаменимыми, а главное - они не приковывают к себе постоянного внимания человека, появляясь как бы от случая к случаю - но достаточно регулярно. Он не опирается на них в своих основных жизненных программах всерьез - но они могут существенно помогать (или мешать) ему вести эти программы.

Случайные субличности не играют в жизни человека существенной роли - но эта ситуация может измениться. Это сырой материал, из которого можно пытаться что-то выращивать (или который следует выпалывать), но обычно неизвестно, что из этого в результате получится.

Упражнение 1 . Имеется ли у вас доминирующая субличность? Подумайте, какие ваши субличности являются для вас основными, вспомогательными, случайными. Составьте соответствующую таблицу (слева - имя субличности, справа - ее значимость для вас).

Упражнение 2 . Попытайтесь определить по следующим высказываниям, какую роль в сознании человека играет его актуальная субличность (то есть та, от имени которой он произносит реплику): является ли она для него доминирующей, основной, вспомогательной, случайной или теневой.

1. - Я - артист, и больше в моей жизни ничего стоящего нет.

2. - Я - твоя мать, Филидор, и мне некуда от этого деваться.

3. - Я - начальник, хоть и не очень большой и не знаю, надолго ли.

4. - Я иногда огорчаюсь - но ненадолго и не всерьез.

5. - Я человек в принципе с юмором, но не в ущерб делу.

6. - Не знаю, почему я так сказал - под настроение, видно.

7. - Ну что ж, что я твой сын - но ведь вырос уже под потолок!

8. - Тошненько мне - ну да не привыкать.

9. - Ой, что это со мной?

10. - Зачем я так унижался - самому непонятно.

Упражнение 3 . Модифицируйте следующие высказывания и пять высказываний по своему выбору так, чтобы было ясно, что они идут от лица: а) доминирующей субличности, б) основной субличности, в) вспомогательной субличности, г) случайной субличности и д) теневой субличности.

1. - Я - красивая женщина.

2. - Мне нужен новый автомобиль

3. - Ты меня обижаешь.

4. - У меня сегодня плохое настроение.

5. - Выслушай меня, мама.

Пример .

1а). - Я - красивая женщина, всегда и во всем.

1б). - Я с юности всегда была красивой в глазах окружающих.

1в). - Когда мне это нужно, я всегда с успехом вспоминаю, что я - красивая женщина.

1г). - Ну иногда бывает, конечно, что кто-то мной увлечется и ему ненадолго покажется, что я красива - я ему тогда не мешаю.

1д). - Ты представляешь, Никифор мне вчера сказал, что я - красивая женщина, и я - идиотка! - подумала, что, может быть, в этом что-то есть.

Субличность: программа и ее проявления . Субличность, с точки зрения психики, представляет собой программу подсознания, поддерживающую определенную самоидентификацию (в случае явной субличности) и состояние сознания, в частности, способы мировосприятия и воздействия на мир. Это описание соответствует представлению о субличности как таковой, которое выражается самим человеком, например, такими словами:

Я в принципе - красивая женщина.

Я - инженер-кораблестроитель с университетским образованием.

Однако кроме того, что человек (иногда) как-то определяет словами свою субличность, он еще склонен ее проявлять в различных обстоятельствах, то есть воспринимать некоторые свои поступки, слова и эмоции как относящиеся к ней и, более того, служащие ее манифестацией:

Я как отец тебе скажу: не торопись снимать штаны!

Ну, тут я его и прибил - исключительно из глубоко свойственного мне сострадания, уверяю вас!

Как человек с независимым складом ума, я не буду вас дальше даже слушать, Тихон!

Таким образом, в каждый момент времени активной в психике является одна субличность (реже - две, но в этом случае одна из них является главной), и ее мы будем называть актуальной субличностью.

К сожалению для исследователей, люди в речи далеко не всегда открыто и отчетливо называют актуальную субличность (иногда они осознают этот факт много позже). Однако с психологической точки зрения вопрос о том, какая субличность в данный момент актуальна, то есть стоит у Главного микрофона, имеет первостепенную важность, и смена актуальной субличности ведет иногда к драматическому преображению поведения и состояния человека. Поэтому оформление (своих и чужих) субличностей в сознании и быстрое и точное осознание актуальных субличностей - важное умение, отработка которого знаменует большой этап в эволюции человека, и труды, на это потраченные, вознаграждаются сторицей.

Упражнение 4 . Последите за собой - всегда ли вы можете легко определить, какая субличность у вас в данный момент является актуальной? Замечаете ли вы перемены в себе при смене актуальной субличности? В какой мере вы свободны в этой смене?

В частности, проследите насколько легко у вас происходят следующие смены актуальных субличностей:

Строгий Судья - Скромный Ученик Жизни;

Мальчик (Девочка) Для Битья - Ответственный Эволюционный Работник;

Насмешник - Любящий Друг;

Ответственный Родитель - Веселый Товарищ;

Утешающая Жилетка - Трезвый Наблюдатель Жизни.

Подумайте, какие смены актуальных субличностей для вас распространены и идут гладко, какие - с трудом, а какие являются стрессовыми. Тот же вопрос применительно к вашим знакомым.

Упражнение 5 . Подумайте, как следующие обращения к партнеру прозвучали бы из уст нижеперечисленных субличностей, а также пяти субличностей (необязательно ваших) по вашему выбору. Представьте себе не только тексты, но и интонации и жесты.

1. - Хочу прогуляться по свежему воздуху.

2. - Прошу, дай мне время!

3. - Этот вопрос требует серьезных размышлений.

4. - Я все сделаю, но не сразу.

5. - Неправда!

Субличности: а) Послушный Ребенок, б) Строптивая Жена, в) Строгий Начальник, г) Крупная Фигура, д) Хронический Бездельник.

Самопредъявление субличности. Актуализация субличности, то есть, говоря метафорически, выход ее к Главному микрофону сцены соборного «я»,- очень важное для психики событие. Однако, актуализируясь, субличность может назвать (предъявить) себя по-разному: прямо (именем), может обозначить себя контекстно или стилистически, а может и вовсе замаскироваться, то есть выйти как бы в непроницаемом плаще с капюшоном, закрывающим и лицо.

Таким образом, человек в большей или меньшей степени идентифицируется не только с субличностью как таковой - еще он идентифицируется с ней в момент ее проявления, то есть актуально, и при этом он может ее обозначить (маркировать) для себя и партнера, может ее подразумевать, опираясь на общий или конкретный контекст или употребляя стиль, свойственный данной его субличности, или же попытаться замаскировать ее управляющую роль в данный момент, вовсе уйдя от «авторства» данной субличности, а то и вовсе своей личности в целом в данном действии или событии. Таким образом мы различаем четыре стиля самопредъявления субличности: прямое , косвенное и скрытое .

Прямое самопредъявление актуальной субличности заметно в репликах, где эта субличность называется по имени или роли:

Я тебе это говорю как отец - нельзя тебе сейчас жениться!

Вы меня не уважаете, Никифор - а ведь я ваш директор !

Я вижу вас насквозь, Кондратий - ведь я психотерапевт со стажем !

Я как руководитель советую вам еще как следует подумать , Никодим.

Ну что же - я как мать тебя должна простить - я и прощаю, Филофей.

Хорошо, Тертий, но давайте будем исходить из того, что я - разумный руководитель.

- (задумчиво) И все-таки я, в основе своей - добрый, снисходительный, многое способный понять человек.

Косвенное обозначение актуальной субличности характерно для ситуаций, где роли уже распределены и хорошо известны партнерам:

- (начальник - подчиненному) Вы свободны, Тимолай. (Начальник)

- (поклонник - знаменитости) (вручая букет хризантем после концерта) Это - вам, несравненной! (Преданный Поклонник)

Другой пример косвенного обозначения актуальной субличности - это использование человеком стилистических приемов, ясно указывающих на эту субличность:

- (в гневе) Уходи прочь, мерзавец! (Недотрога)

- (снизу вверх, унижаясь) А можно мне попросить вас, Онуфрий Селиверстович, о небольшом одолжении? (Преданный Подчиненный)

Скрытое самопредъявление актуальной субличности бывает различным по форме, но в любом случае человек избегает обозначения своей роли или качества, от имени которых выступает - при том, что они неясны из контекста и, как говорится, возможны варианты, например:

- (в ответ на просьбу) Вероятно, я мог бы вам помочь на известных условиях.

Боюсь, вы плохо себе представляете, с кем разговариваете.

Вряд ли кто-то способен решиться на этот шаг.

На самом деле дело ты не прав, Акинфий - на мой нынешний взгляд, который сильно изменился за последние десять лет.

Богу не угодно такое твое поведение, Жорж - так говорит мне один из моих ангелов.

Распространенным приемом сокрытия актуальной субличности является ее маскировка другой субличностью, более уместной по ситуации, которая внешне выглядит управляющей поведением человека, но по сути является служебной:

- (подходя к молодой женщине на улице с целью познакомиться) Вас интересуют по-настоящему хорошие фотографии? Могу предложить свои услуги фотографа со стажем.

- (стараясь произвести на партнершу сильное впечатление как мужчина) (гордо) Я в таких случаях бываю силен до жестокости!

В двух последних репликах социально (формально) предъявляются, соответственно, субличности Фотографа и Жестокого Атлета, которые маскируют собой субличность Ловеласа.

Упражнение 6 . Подумайте, какие ваши субличности вы обычно склонны подчеркивать, предъявлять прямо или косвенно и скрывать. В каких случаях это ваше привычное поведение неправильно?

Упражнение 7 . Определите тип самопредъявления субличности, в следующих репликах и пяти репликах по своему выбору, то есть определите, является ли предъявление им актуальной субличности: прямым, косвенным или скрытым. Назовите соответствующую субличность.

1. - Я в вашем распоряжении, босс.

2. - Как руководитель, я считаю ваши претензии противоречащими интересам фирмы. Повторяю - как руководитель нашей корпорации.

3. - (кокетливо улыбаясь) Меня интересуют подшипники для грузовиков марки А-796.

4. - Ну, пусть идет восвояси, если на то воля Божья.

5. - Мама, тебе уже не надо таскать такие тяжести!

6. - Что ж, будем ждать у моря погоды.

7. - Я художник - вот и пишу пейзажи, ведь дарить людям прекрасное - это моя задача как художника!

8. - Да, я твоя мать - и уже двадцать лет как тебе всякие сопли вытираю!

9. - Мне не ясна моя роль в текущих обстоятельствах.

10. - (гневно) А что ты сейчас и вообще от меня хочешь и в какую позицию меня ставишь, Феофилакт?

Упражнение 8 . Предъявите в репликах следующие субличности и пять субличностей по своему выбору: подчеркнуто, прямо, косвенно и скрыто.

1. Влюбленный.

2. Требовательный Начальник.

3. Снисходительный Начальник.

4. Меланхолик.

5. Неврастеник.

6. Странник.

7. Любитель Посмеяться над Товарищем.

8. Смиренный Труженик.

9. Спортсмен-Любитель.

10. Проектировщик Светлого Будущего.

Если смена актуальной субличности происходит без прямого словесного самопредъявления выходящей к микрофону субличности, то ее появление может пройти малозаметно - как для самого человека, так и для его коммуникативных партнеров (если таковые в данный момент имеются), но стилистика человека - его осанка, жесты, телодвижения, интонации, темп речи т. д. - непременно отражает смену актуальной субличности, и опытный наблюдатель всегда может эту смену заметить. Нередко именно смена субличности стоит за «необъяснимой» сменой настроения, желаний, помыслов и стиля поведения человека, и умение увидеть это - важный момент понимания своего партнера (да и самого себя).

Упражнение 9 . Последите за собой: какие ваши субличности любят предъявлять себя прямо, а какие, актуализируясь, вовсе не стремятся оповестить об этом внешний мир (и, возможно, вас самих). Попытайтесь ответить на тот же вопрос применительно к вашим знакомым и постоянным коммуникативным партнерам.

Идентификация с субличностью . Знаменитый французский писатель Густав Флобер некогда заявил: «Госпожа Бовари - это я». Похожую мысль выразил и Оскар Уайльд в своем знаменитом романе «Портрет Дориана Грея». Идентификация писателя со своим героем - вероятно, нормальное явление, если оно не переходит известные границы. Аналогично, в совершенно определенных границах должна (по идее) находиться идентификация человека со своими субличностями: употребляя местоимение «я» в репликах, подобных нижеследующим, человек не должен быть ни лицемерен, ни слишком серьезен, полагая, что его «я» исчерпывается данным им определением:

Я - твоя мать !

Я - храбрец не чета многим!

Я как твой старый товарищ заслуживаю большего твоего участия в моей жизни.

Я в этой жизни чего-то сто ю!

Однако выдержать правильный акцент, соответствующий роли данной субличности в психике человека, мало кому удается. Здесь возможны две крайности. Иногда человек слишком переоценивает свое актуальное «я», то есть активную в данный момент субличность, так что создается впечатление, что именно она является у него самой главной, то есть полномочным представителем высшего «я» - такую субличность можно назвать важной . Для важной субличности характерно уверенное поведение у микрофона: находясь там, она очень низко ценит остальные субличности и оттеснить ее от микрофона (деактуализировать ) довольно сложно - исключая ситуации, когда она откровенно попадает впросак и быстро убегает от него сама.

Наоборот, субличность, которая неуверенно выходит к микрофону соборного «я» и находится там, остро осознавая временность своего пребывания там, естественно назвать скромной . Для актуализированной (вышедшей к микрофону) скромной субличности характерны постоянные оглядки на другие субличности и попытки заменить себя ими. Однако вовсе не факт, что скромная субличность безвредна - например, нередки случаи, когда скромной является субличность Провокатора, которая, осуществив свое черное дело, тут же скрывается со словами: «А я что - я ничего, случайно тут оказалась», - и ее действия приходится расхлебывать уже совсем другим субличностям, вполне вероятно, важным - например, Ответственному Сотруднику, Расхлебывателю Каш, Козе Отпущения и т. д.

Люди, относящиеся к категории «ярких личностей», имеют преимущественно важные субличности: они склонны всегда усиливать, подчеркивать свое актуальное «я», не слишком беспокоясь о том, что через день (или через секунду) будут говорить нечто противоположное или перпендикулярное, как герой следующего диалога:

- (гордо) Я - финансист!

Вы знаете, куда надо вкладывать деньги?

О, не только это! Экономика, практическая экономика - это моя любовь с юности, это мой хлеб, моя гордость, мой жизненный авторитет!

Должно быть, у вас нет семьи?

Что вы, у меня замечательная жена и трое детей. Это такие дети - вы не представляете, какие это дети!

И у вас остается время на их воспитание?

И вы об этом спрашиваете? Да я ничего другого в своей жизни не делаю, как их воспитываю - с утра до ночи, буквально!

Наоборот, люди «невыразительные», а точнее - со слабо выраженным или проявленным чувством своей личности, имеют в основном скромные субличности, с которыми не склонны сильно идентифицироваться, даже употребляя местоимение «я» или иным образом демонстрируя свою актуальную субличность, как Викентий в следующем диалоге:

Викентий, ты хочешь на мне жениться?

Да оно бы вроде и неплохо...

Нет, я не вообще, а тебя лично спрашиваю: ТЫ хочешь на мне жениться?

Я... наверное, да... наверное... Хорошо бы нам пожениться!

Слушай, Викентий, а ты на решительный поступок вообще способен? Или нет?!

- (после долгой паузы; задумчиво) Ну, как-то раз пришлось своему начальнику в зубы дать...

Для каждой ситуации мы, часто не осознавая того, вырабатываем соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств и поступков, слов, привычек и мнений. Эта совокупность элементов в каждой конкретной ситуации образует нечто вроде личности в миниатюре. Р. Ассаджиоли называл такие паттерны субличностями.

По определению П. Ферручи субличности - это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. В каждом из нас толпа. Здесь могут быть бунтарь и мыслитель, совратитель и домохозяйка, организатор и добряк и т.д. Причем нередко они относятся друг к другу не самым лучшим образом.

В контексте трансперсональной психологии "личное Я" и "Духовное Я" являются врожденной, неотъемлемой частью человеческой природы. Работа с субличностями - это процесс осознания, принятия и преобразования различных частей личности, посредством чего становится возможным реальное pacкрытие личностного потенциала. Любая проблема рассматривается как возможность внутреннего роста, а собственно работа с проблемой - как непосредственное участие в раскрытии нашего внутреннего потенциала. Такой подход существенно меняет восприятие собственного страдания и позволяет нам выработать к нему более позитивное отношение.

Субличности исполняют функцию инструментов самовыражения личности. Будучи энергетическими психодинамическими структурами, они ищут самовыражения во внешнем мире. Через самовыражение субличности выявляют наши внутренние роли, которые воздействуют друг на друга. Изменение трансформация хотя бы одной субличности влияет на всю психику индивида в целом.

Согласно Г. Спикер, формирование субличностей происходит уже в первые месяцы жизни ребенка. Более того, существует также мнение, основанное на эмпирическом опыте, что они вообще являются нашим психическим наследием, уходящим корнями к нашим родителям, их предкам и к более далеким поколениям. У годовалого ребенка эти психологические структуры уже существуют в оформленном состоянии. Они проявляются в виде типичного поведения и связаны с различными желаниями и потребностями. Со временем в зависимости от опыта и памяти субличности становятся более многомерными и сложными.

Субличности кристаллизуются путем повторения приобретенных реакций. Став сформировавшейся частью личности, субличности стремятся удовлетворить собственные потребности и реализовать желания, а т.к. разные субличности имеют разные желания часто они вступают в конфликт друг с другом. Тогда субличность старается силой реализовать свои конструктивные или деструктивные качества. Этот процесс обычно протекает бессознательно и coпровождается знакомым ощущением: "Я не хотел так делать и все-таки сделал снова!"

Для того, чтобы проявить себя субличности необходимы такие инструменты как тело, эмоции и мыслительные паттерны, причем каждая субличность, выходя на передний план в определенных обстоятельствах, имеет свойство выступать от имени всей личности. Человек слышит в себе мысли: "Я хочу...,. сделаю..., Я люблю..." и ошибочно думает, что он, как целостная личность действительно этого хочет, любит и т.д. В действительности им управляет лишь небольшая, получившая относительную автономию часть психики.

Почти каждый из нас может вспомнить жизненные ситуации, когда он поступал так, как не хотел бы поступать, но никак не мог изменить свое поведение. Это часто сопровождается внутренней борьбой между двумя конфликтующими голосами, где каждый старается убедить в собственной правоте. Для относительно уравновешенного человека этот процесс ощущается как внутреннее колебание, сомнение, взвешивание "за" и "против". Он не слышит отдельных от себя "голосов", т.к. отождествляет себя со своим мыслительным аппаратом. Поэтому он уверен, что сам принимает решения. Даже если это решение неудачное - он склонен обвинять в этом в лучшем случае себя, считая себя цельной личностью, а в худшем - он ищет виноватого на стороне.

Методика работы с субличностями на первом этапе психосинтеза предполагает исследование только тех из них, которые попадают в поле нашего сознания из среднего бессознательного, а это значит, что общаясь с ними мы можем держать ситуацию под контролем. Содержание этой области "втягивается" в поле сознания легче всего. Тем не менее, осваивать и проводить соответствующие упражнения желательно под руководством опытного тренера.

М.Браун и К.Басквин предлагают рассматривать каждую субличность, в свою очередь, состоящей из трех уровней. По примеру строения всей психики в целом, они выделяют у каждой субличности подсознание , сознание и сверхсознание. Каждая субличность имеет Высшее Я и животную энергию, энергию жизни, расположенную в нижней ее части.

Когда мы выявляем субличность, у нас появляется возможность отстраниться от нее и наблюдать со стороны. Нередко разотождествление с той или иной субличностью сопровождается чувством просветления и освобождения. В некоторых случаях выявление субличности вызывает тревогу или страх. Например, когда одна женщина внезапно обнаружила в себе субличность Жертвы, она воскликнула: "Если я перестану жаловаться, то что мне еще останется?"" Фактически, это сама Жертва говорила из нее.

Однако какой бы ни была первоначальная эмоциональная реакция, осознание действительного положения вещей повышается и, следовательно, увеличивается степень свободы.

Глядя на плоскую схему устройства психики, может возникнуть впечатление, что здесь что-то "выше", а что-то "ниже", что-то "лучше", а что-то "хуже" Но следует помнить, что в действительности просто существует своего рода среда, окружение, из которого мы черпаем любые содержания. Нет плохих или xороших субличностей, все они выражают какие-то жизненно важные составляющие нашего существа, хотя поначалу эти составляющие могут представляться нам отрицательными. Субличности становятся вредными только когда контролируют нас. Тогда они навязывают нам свойственные себе стереотипы.

Конечная цель в работе с субличностями заключается в том, чтобы сильнее почувствовать себя как "Я", как центр личности. Углубляя знакомство с субличностями, мы стремимся снова стать единым целым, а не распадаться на множество противоборствующих суб-"я". Центр личности можно сравнить с местом, где сохраняется полная тишина, в то время как вокруг может быть очень шумно. Из центра мы можем обращаться к той или иной субличности, управлять ею, поправлять ее, заботиться о ней. Нужно уметь сочувствовать субличностям, и, по возможности, не игнорировать их потребности.

Существует опасность, что человек может пуститься в бесконечный поиск субличностей. В результате этого, вместо того, чтобы почувствовать себя сильнее и богаче от приобретенного опыта, он получает ощущение утраты собственного единства. Наступает момент, когда человек начинает воздвигать для себя новые лабиринты вместо того, чтобы искать выход из уже существующих. Поэтому необходимо выработать фундаментальное чувство меры. Задача состоит не в том, чтобы отыскать как можно больше субличностей, но прежде всего в том, чтобы стать их хозяином, постепенно содействуя согласованию интересов в рамках живого целого.

До того как, мы приступили к работе с ними, субличности - это миры не связанные между собою, не знающие о существовании других. Но едва их соединяет осознание, как между ними начинают устанавливаться связи, они сливаются, объединяются, создавая новые образования. При этом освобождается большое количество энергии, которая может использоваться для дальнейшем работы.

П. Ферручи видит в субличностях "падшие проявления архетипов высших качеств" . Субличности - это падшие или извращенные проявления преходящих качеств, которые существуют на высших уровнях нашей психики. Так, гиперактивную субличность можно рассматривать - как извращение архетипа энергии, субличность упрямца - как извращенную форму воли и т.д. Но как далеко не отстояла бы субличность от своего источника, она может послужить средством для воссоединения с последним.

Осуждая субличность, мы препятствуем ее продвижению к истоку. Не принимая ее, мы способствуем ее вырождению. Субличности подобны людям. Чтобы они раскрылись и показали лучшие свои стороны, к ним нужно относиться с пониманием.

Следующее упражнение познакомит вас с концепцией субличностей на материале вашего личного опыта.

1. Рассмотрите одну из своих характерных черт, установок или мотивов.

2. Закрыв глаза, начните осознавать эту свою часть. Дайте возникнуть представляющему ее образу. Не следует пытаться сознательно подыскать какой-то образ. Пусть он появится сам собой, как если бы вы смотрели на экран и не знали, что на нем скоро возникнет. Это может быть совершенно любое живое существо, или фантастический образ, или неодушевленный предмет.

3. Как только образ появится, позвольте ему раскрыть себя вам, никак в это не вмешиваясь и не давая никаких оценок. Помните, что даже неодушевленный казалось бы предмет в этой ситуации может стать живым существом, способным к переменам. Позвольте ему измениться, если он сам этого хочет. Почувствуйте, какое он вызывает у вас общее ощущение.

4. Теперь пусть он говорит и как-то выражает себя. Поговорите с ним, спросите о его потребностях (в этом мире даже неодушевленные предметы способны разговаривать). Перед вами ваша субличность - разумное существо, живущее своей жизнью.

5 Теперь откройте глаза и запишите все, что только что произошло. Дайте этой субличности подходящее имя, которое поможет вам определять ее в дальнейшем: Нытик, Артист, Гад, Дед Мороз, Скептик, "Сама знаю", "Я тебе сказал"" и т.д. Опишите ее характерные черты, привычки, особенности.

6. После того, как вы назовете и исчерпывающе опишите одну субличность, можете переходить к другим.

Не всегда с первого раза получается предоставить субличности какую-либо самостоятельность. Часто ожидание какого-то конкретного образа тормозит настоящее проявление субличности и человек видит застывшую, созданную волевым усилием картину. Бывает, что образ не появляется вообще и мы заявляем, что не способны к такого рода упражнениям. В этих случаях можно предположить, что наше "Я" выставляет по каким-то причинам защиту от вторжения новой информации. Иногда полезно представить субличность, которая ассоциируемся с этой защитой, и попробовать сначала выяснить у нее причины такого поведения и, насколько возможно, с ней договориться.

В любом случае не следует отчаиваться. Если пытаться проделывать это упражнение снова и снова, день за днем - можно довольно быстро получить желаемый результат. Кроме этого, эффективным может оказаться прием "если бы я увидел:"". Он заключается в следующем: человек, утверждающий, что он не способен увидеть подвижный независимый образ субличности начинает описание со слов: "Если бы я увидел свою субличность, например, страха, то я увидел бы:; далее следует описание того, что представляется при этом человеку. По мере описания установка: "Я не могу увидеть..."" уходит на второй план, или совсем исчезает. Человек может сам не заметить, как его субличность "оживает".

В области работы с субличностями накопился обширный арсенал разнообразных упражнений. Но в каждом конкретном случае тренеру приходится подключать свои творческие способности , чтобы помочь при необходимости, т.к. трудно предсказать, как поведет себя та или иная субличность.

Тайлер Дерден и Джек из «Бойцовского клуба», - хорошая визуальная метафора того, что в каждом человеке сосуществует несколько личностей. Они могут договариваться друг с другом, помогать или вступать в конфликты, а в крайних случаях - по очереди захватывать власть над телом и сознанием. «Теории и практики» объясняют, откуда берутся субличности, из кого состоит наш «внутренний коллектив» и как примирить его участников друг с другом.

Тройственный союз

(или множественные личности) - это крайнее проявление внутренних противоречий, когда в одном теле, часто не зная друг о друге, по-настоящему живут несколько человек разного возраста, пола и характера. Такое явление встречается крайне редко, несмотря на то что этот эффектный сюжет регулярно появляется в кино и литературе. Так, в сериале «Обмани меня» одна из субличностей свидетельницы помогала другой расследовать преступление, а в основанной на реальных событиях книге Дэниэла Киза «Множественные умы Билли Миллигана» боролись между собой 24 полноценные субличности с разными IQ, талантами, религиями и сексуальными предпочтениями.

В норме же, судя по различным психологическим концепциям, у всех есть свой внутренний коллектив, однако в том, кто его участники, мнения расходятся.

Американский психолог и психиатр Эрик Берн выделял трех субличностей - три состояния «я», которые по очереди вступают во взаимодействие с теми же участниками триады других людей. Эти субличности - Родитель, Ребенок и Взрослый, по мнению Берна, есть в каждом, и у каждого ведут себя сходным образом.

Ребенок - это желания и эмоции, к его сфере относятся радость и искренность, спонтанное творчество и при этом же импульсивные преступления, ведь силе желаний Ребенка трудно противостоять. Родитель, напротив, это долг, мораль, нормы и правила. Он несет ответственность за себя и за других, знает, как надо, но не задумывается, зачем, оценивает и требует. Обоим противостоит Взрослый, разделяющий личное мнение и окружающую реальность. Взрослый работает с фактами, логично рассуждает, умеет сдерживать порывы Ребенка и подвергать сомнению предрассудки и заученные правила Родителя.

Естественно, каждая из субличностей может обладать специфическим характером (Ребенок может быть и веселым, и агрессивным, Родитель - и заботливыми, и карающим). Субличности могут быть разной силы и выраженности, и каждая из них может пытаться захватить полную власть над человеком.

В этой концепции субличности важны не сами по себе, а, прежде всего, своей коммуникативной функцией - поэтому и метод, который с ними работает, называется трансакционным анализом. При встрече двоих людей, на самом деле, разговаривают не две, а целых шесть личностей, то есть два набора Родителей, Детей и Взрослых, а успех или неудача в общении будут зависеть от того, кого они выберут своими представителями. Так, например, при серьезном разговоре Взрослому одного человека с его логическими раскладками будет трудно с Родителем другого, который умеет только укорять и наказывать, или с Ребенком, который капризничает или дурачится.

В норме хозяин трех субличностей легко переключается между ними для эффективного делового или личного общения. А все сбои случаются либо при застревании только в одной роли, либо при неудачном сочетании выбранных для коммуникации «представителей».

Между Персоной и Тенью

Гораздо большее разнообразие внутренних жителей встречается в теории Карла Густава Юнга и его последователей. В этой концепции у каждого есть не только личное, но и коллективное бессознательное, которое составляют универсальные психические структуры - архетипы.

Сам Юнг рассказал о том, что у каждого есть Персона, субличность, демонстрируемая миру; Тень, состоящая из стыдных и отвергаемых качеств; Божественный младенец, Мудрый старик, а также Анимус и Анима, внутренний мужчина у женщины и внутренняя женщина у мужчины.

Постъюнгианцы стали «населять» личность человека все большим количеством персонажей и рассказывать об их положительных и отрицательных качествах. Роберт Джонсон в работах «Он», «Она» и «Мы» описал опасность того, что люди в романтических отношениях на самом деле любят не реального человека, а своего внутреннего мужчину или женщину. Мария-Луиза фон Франц посвятила свое исследование «Вечный юноша. Puer Aeternus» современным молодым мужчинам, захваченным прекрасным и инфантильным архетипом Вечного мальчика. А Кларисса Пинкола Эстес в книге «Бегущая с волками» в большей степени поэтично, чем научно, обосновала острую необходимость актуализации архетипа Дикой женщины.

В силу бесконечной растяжимости коллективного бессознательного некоторые авторы создали целые системы ролевых архетипов, составляющих личность человека. В отечественной школе сказкотерапии считается, что в каждом живут деперсонализированные персонажи сказок - Царь/Царица, Крестьянин/Крестьянка, Воин/Воительница и так далее, сильные стороны которых человеку необходимо научиться грамотно использовать. Так, крестьянина нужно «включать» для терпеливой работы, Воина - для здоровой агрессии, Царя - для управления и ответственности, Купца - для зарабатывания денег в удовольствие, а Монаха - для самопогружения и размышлений.

Сходным образом устроен коллектив субличностей у Джин Шиноды Болен и Галины Бедненко, которые показали внутренний мир человека населенным образами богов и богинь древнегреческой мифологии. Аполлон и Афина, Посейдон или Гера во всем разнообразии своих качеств и функций могут с разной силой проявляться в человеке и в равной степени вести его к успеху или к неудачам.

Подобная визуализация человеческих качеств, стремлений и потребностей - это довольно удобный способ разобраться в своих чувствах и желаниях. Например, заметив у себя перфекционизм и снобизм - свойства Аполлона, можно сразу же вспомнить о его противоположности Дионисе и подумать о том, как внести в свою жизнь больше спонтанности и веселья.

Болен сравнивает систему ролевых архетипов с комитетом, где в норме каждому дают высказаться и где процесс возглавляет здоровое эго. То есть в норме человек видит все богатство своих социальных ролей, мотиваций и особенностей, а также умеет с ними управляться: кого-то пропустить вперед, кого-то попридержать, кого-то помирить. Однако при слабом эго - председателе комитета (можно думать о нем как о воле или как об осознанности) могут начаться бесконечные конфликты или произойдет единоличный захват власти. Поэтому человек, во всех ситуациях ведущий себя, например, как Воин (если говорить в терминах сказкотерапии), большей частью будет действовать во вред себе и окружающим, несмотря на безусловно яркий образ.

Как договориться с внутренним критиком

Наконец, субличностям человека самим по себе даже посвящено отдельное направление психотерапии. Ричард К. Шварц в работе «Системная семейная терапия субличностей» рассказывает о Центре личности, (несколько похожем на Самость у Юнга), который всегда здоров и должен управлять субличностями, и приводит свою классификацию субличностей, которые могут быть травмированы и с которыми можно работать в процессе терапии. Это Менеджер и Изгнанник, Защитник и Пессимист, Критик и опять же Ребенок. Эти субличности могут бороться за власть, мешать друг другу, а также заботиться или помогать.

Шварц смотрит на субличностей как на семью, члены который связаны общей памятью и довольно непростыми отношениями. Каждый из семьи нужен и полезен, если не захватывает власть или просто не начинает вести себя неконструктивно. Например, за травмированного Ребенка, то есть за раненую творческую и искреннюю составляющую личности может вступиться Защитник, но защита эта может выражаться в возведении границ и запрете на дальнейшие активные действия и новые контакты. На уровне человека это будет выражаться в творческом застое и обеднении эмоций, поэтому при психотерапии или даже при простом самоанализе придется договариваться с Защитником, чтобы тот отпустил Ребенка на волю.

Двум другим неоднозначным субличностям, внутреннему Цензору и внутреннему Критику, особое внимание уделяют иконы творческого сэлф-хелпа Джулия Кэмерон («Путь художника»), Барбара Шер («Мечтать не вредно») и Энн Ламотт («Птица за птицей»). В норме они, как и остальные субличности, позволяют человеку быть более адаптивным и лучше справляться с жизненными задачами. Цензор позволяет контролировать то, что, где и кому можно говорить, а что нет; а Критик показывает, где можно улучшить свои результаты, и не дает останавливаться на достигнутом. Однако, получив слишком много власти (здесь привет берновскому Родителю всей нашей культуры, указывающему на проблемные, а не на удачные моменты), Критик и Цензор не дают творческому процессу даже начаться, все время осаживая и придираясь. А если хоть какое-то дело и будет доведено до конца, то оно мгновенно обесценится. Так полезные навыки самоконтроля и самокритики могут привести исключительно к неврозам и прокрастинации, ведь зачем начинать дело, если невозможно выполнить его идеально.

Однако с субличностями, как и с живыми людьми, можно договариваться, а если не получается, то и обманывать их. Так, для взаимодействия с Критиком можно использовать специальные техники, например, поставить себе задачу написать или нарисовать как можно больше в ограниченный срок - за такое время Критик не успевает «проснуться». Кстати, болезненную тему работы в самый последний момент перед дедлайном можно обратить во благо и использовать для борьбы с этой субличностью.

Важно помнить, что «обман внутреннего критика», «возрождение внутренней богини» или простое желание порассуждать вслух на разные голоса не стоит рассматривать как лайт-версию диссоциативного расстройства. При нем субличности часто не знают друг о друге, а, кроме того, для его развития необходима довольно серьезная травма, скорее всего, в детстве, и, возможно, изначальная предрасположенность. А письма себе-Ребенку или руководство коллективом внутренних сказочных персонажей - понятные способы самопомощи через работающие метафоры.

Иконки: 1) Juan Pablo Bravo, 2) Björn Andersson, 3) Michael Stüker.

Как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ, привязанный к этим элементам. Субличности возникают на разных этапах развития человека и обеспечивают его защиту, реализацию его потребностей и позволяют ему жить так, как он живёт. Базовым представлением метода психологического исследования личности «Диалог с голосами» (англ. Voice Dialogue ) (авторы: Сидра и Хэл Стоуны) является положение, что личность человека не едина, а состоит из многих отдельных «я», которые и называются субличностями.

Понятие субличности введено в научный обиход в рамках психосинтеза (психотерапевтической системы), разработанной итальянским психиатром и психологом Р. Ассаджиоли . В соответствии с его представлениями субличность представляет собой динамическую подструктуру личности, обладающую относительно независимым существованием. Самые типичные субличности человека - те, что связаны с социальными (семейными или профессиональными) ролями, которые он принимает на себя в жизни, например, с ролями дочери, матери, сына, отца, бабушки, любимой, врача, учителя и т. д.

Субличности проявляются опосредованно, например, в том случае, когда человек разговаривает сам с собой, ведёт внутренний диалог. Голоса, которые при этом говорят, задают вопросы и отвечают во внутреннем мире человека, и есть проявление его субличностей. Качества, способности и навыки человека, которые он демонстрирует в своей жизни, также являются проявлениями его субличностей.

В структуре сознания создатели «Диалога с голосами» выделяют три уровня:

  • уровень наблюдения, или осознания;
  • уровень субличностей;
  • уровень Эго , - золотая середина, которая лежит между «первичными Я» и «отстранёнными Я» человека.

Наблюдение отличается от ума тем, что при восприятии окружающего мира на этом уровне человек не дает никаких оценок, не делает никаких выводов.

По теории Сидры и Хэла Стоун , «первичные Я», возникшие в процессе созревания психики человека, служат для защиты «внутреннего ребёнка» от уязвимости и беззащитности и позволяют достигать поставленных в жизни целей.

Напишите отзыв о статье "Субличность"

Литература

  • Стоун Х., Уинкельман С. Принимая собственные «Я»: Руководство по Диалогу голосов / Хэл Стоун, Сидра Уинкельман. - М. : Эксмо; СПб. : Домино, 2003. - 304 с. - ISBN 5-699-04499-X (Эксмо). - ISBN 5-8142-0113-4 (Домино).
  • Руффлер М. Игры внутри нас. Психодинамические структуры личности / Маргарет Руффлер; пер. с англ. Т. Чхеидзе. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 1998. - 208 с. - ISBN 5-89939-001-8 .

Отрывок, характеризующий Субличность

– Пожалуйте, приказано привесть.
– Курагин! назад, – кричал Долохов. – Измена! Назад!
Долохов у калитки, у которой он остановился, боролся с дворником, пытавшимся запереть за вошедшим Анатолем калитку. Долохов последним усилием оттолкнул дворника и схватив за руку выбежавшего Анатоля, выдернул его за калитку и побежал с ним назад к тройке.

Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре, заставила ее во всем признаться. Перехватив записку Наташи и прочтя ее, Марья Дмитриевна с запиской в руке взошла к Наташе.
– Мерзавка, бесстыдница, – сказала она ей. – Слышать ничего не хочу! – Оттолкнув удивленными, но сухими глазами глядящую на нее Наташу, она заперла ее на ключ и приказав дворнику пропустить в ворота тех людей, которые придут нынче вечером, но не выпускать их, а лакею приказав привести этих людей к себе, села в гостиной, ожидая похитителей.
Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне, что приходившие люди убежали, она нахмурившись встала и заложив назад руки, долго ходила по комнатам, обдумывая то, что ей делать. В 12 часу ночи она, ощупав ключ в кармане, пошла к комнате Наташи. Соня, рыдая, сидела в коридоре.
– Марья Дмитриевна, пустите меня к ней ради Бога! – сказала она. Марья Дмитриевна, не отвечая ей, отперла дверь и вошла. «Гадко, скверно… В моем доме… Мерзавка, девчонка… Только отца жалко!» думала Марья Дмитриевна, стараясь утолить свой гнев. «Как ни трудно, уж велю всем молчать и скрою от графа». Марья Дмитриевна решительными шагами вошла в комнату. Наташа лежала на диване, закрыв голову руками, и не шевелилась. Она лежала в том самом положении, в котором оставила ее Марья Дмитриевна.
– Хороша, очень хороша! – сказала Марья Дмитриевна. – В моем доме любовникам свидания назначать! Притворяться то нечего. Ты слушай, когда я с тобой говорю. – Марья Дмитриевна тронула ее за руку. – Ты слушай, когда я говорю. Ты себя осрамила, как девка самая последняя. Я бы с тобой то сделала, да мне отца твоего жалко. Я скрою. – Наташа не переменила положения, но только всё тело ее стало вскидываться от беззвучных, судорожных рыданий, которые душили ее. Марья Дмитриевна оглянулась на Соню и присела на диване подле Наташи.
– Счастье его, что он от меня ушел; да я найду его, – сказала она своим грубым голосом; – слышишь ты что ли, что я говорю? – Она поддела своей большой рукой под лицо Наташи и повернула ее к себе. И Марья Дмитриевна, и Соня удивились, увидав лицо Наташи. Глаза ее были блестящи и сухи, губы поджаты, щеки опустились.
– Оставь… те… что мне… я… умру… – проговорила она, злым усилием вырвалась от Марьи Дмитриевны и легла в свое прежнее положение.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама