THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В одной сфере психической деятельности так часто и так уместно не употребляется термин "состояние", как в эмоциональной жизни. В эмоциях ярко проявляется тенденция специфически окрашивать переживания и деятельность человека, предоставлять им временной направленности и создавать качественную специфику психического. К эмоциональным состояниям относятся настроения, аффекты, страсти, тревога, страх, стресс

Человек, анализируя свои поступки, употребляет понятия "состояние". Кому не знакомы выражения: "Я был в таком состоянии, что не мог работать..." или "Я сейчас в таком состоянии, что могу горы перевернуть"? Речь идет о психическом состоянии человека как одну из основных категорий психологии наряду с психическими процессами и свойствами личности.

Выделение сферы психических состояний заполняет пробел в системе психологи между психическими процессами (ощущение, восприятие, мышление, память, воображение) и психическими свойствами личности (направленность, способности, темперамент, характер). В отличие от психических процессов как динамического компонента проявлений психики и психических свойств как закріпленості, повторяемости проявлений психического психическое состояние - это статический компонент психики. Однако названные компоненты не надо рассматривать на уровне линейной связи:

Ведь психическое состояние влияет на течение психических процессов, он может превращаться в свойство личности, которая, в свою очередь, обусловливает возникновение состояния. Следовательно, связь компонентов психики выглядит следующим образом:

Существенной особенностью психического состояния является то, что он характеризует психическую деятельность, придавая ей специфичности. Характеристика всегда подчеркивает специфические черты. Специфичность состояния, прежде всего, означает специфичность протекания психических процессов. Так, состояние рассеянности часто характеризуется отклонениями в области ощущения и восприятия, памяти, мышления, ослаблением волевой активности, нередко специфическими эмоциональными переживаниями (печаль, раздражение). Без психических процессов не может быть психических состояний, но последние отличаются большей целостностью и тривкістю. Психические процессы могут перейти в психические состояния. Например, процесс восприятия произведения искусства от впечатление о нем может перейти в психическое состояние - тревоги или радостного возбуждения.

Психическое состояние тесно связано с индивидуальными свойствами личности, поскольку он характеризует психическую деятельность в целом, а индивидуально. Состояние страха у одного человека может проявляться в психическом возбуждении, а в другой - в психическом оцепенении, торможении психической деятельности. Так же, как психические свойства отражаются на психических состояниях, психические состояния могут переходить в психические свойства. Если человек очень часто переживает состояние тревоги, возможно формирование личностной свойства - тревожности Но соответствие между психическим состоянием и чертой личности не является правилом. Так, рядом с "стремительностью" как устойчивым свойством холерического типа существует "стремительность" как состояние, которое может возникать у каждого человека и не составлять характерное свойство поведения.

Психические состояния могут положительно влиять на выполняемую деятельность (трудовую, учебную, спортивную), на процесс общения, а могут и дезорганизовать их, то есть осуществлять регулирующее воздействие, поскольку возникновение того или иного состояния связано со сменой деятельности, что, собственно, и обусловило выделение такой категории психического, привлекло к ней внимание.

Состояние как философская категория охватывает противоречивость изменений и отражения этой противоречивости. В психологии это понятие связывается с противоречивостью психического отражения - его устойчивостью и изменяемостью. Психические явления реализуются через состояния, в которых проявляется отношение личности как субъекта. Определяющим для психического состояния е отношение личности, это стержневой момент формирования состояния, его системотворчий фактор. Через отношение к действительности и себя как субъекта этой деятельности реализуется определенное проявление психического мира личности

Психическое состояние - это "самый глубинный" момент психического. Это не просто связующее звено между психическим процессом и психическим свойством личности, это отражение отношения личности к собственных психических явлений, отношение как закрепления целостности, постоянства И одновременно изменений в психическом отражении связей личности с миром. Под психическим состоянием понимается не состояние организма, а "состояние души", разнообразные ее отзывы на свои собственные ощущения и представления. Психическое состояние - целостная характеристика психической деятельности, которое фиксирует момент устойчивости и специфичности в течении психических процессов, это форма реагирования, что отражает отношение личности к собственных психических явлений в определенный момент времени при определенных условиях (Т. С. Кириленко, 1989).

Рис. 50. в

Психическое состояние представляет собой словно покойный срез психического. Состояние будто растворяется в психических процессах и психических свойствах и одновременно в состояниях растворяются и снимаются психические процессы и психические свойства (рис. 50).

Каждый психическое состояние является переживанием субъекта и одновременно его деятельностью различных систем, он имеет внешнее выражение и проявляется в изменении эффекта выполняемой деятельности Изучение психического состояния всегда включает три уровня (рис. 51). Только по совокупности показателей, отражающих каждый из этих уровней, можно сделать вывод о наличии у человека того или иного состояния. Ни поведение, ни различные психофизиологические показатели, взятые в отдельности, не могут достоверно дифференцировать одно состояние от другого. Ведущее место в диагностике состояний отводится переживаниям, связанным с отношением личности. Выделение последнего как системообразующего фактора психического состояния личности дает возможность рассматривать психическое состояние именно как качественную характеристику психики личности, объединяющее в себе психические процессы и свойства личности и осуществляет влияние на них.

Рис. 51. в

Состояние фиксирует определенный статический момент в характеристике психического, это нечто целостное. Например, состояние борьбы мотивов хоть и относится к воле, но содержит в себе значительные познавательные и эмоциональные элементы, причем все они не суммируются, а создают целостную структуру. Во всяком психическом процессе когнитивные и аффективные компоненты, и в любом психическом состоянии они трансформируются в уровнях реагирования, глубина, сила и другие особенности проявления которых обуславливают возникновение целой гаммы состояний, которые требуют своей классификации.

Психические состояния могут быть классифицированы как проявления психических процессов:

эмоциональные состояния - настроения, аффекты, тревога и проч.;

состояния волевые - решительность" растерянность и тому подобное;

состояния познавательные - сосредоточенность, задумчивость и т. д.

Среди проявлений сознания выделяют состояния более (решительность) или менее (невнимательность) осознанные в континууме от сна к бодрствованию; патологические - связанные с расстройством аффективной, моторной или когнитивной сферы; измененные состояния - различные виды медитативных и гипнотических состояний, идеальное состояние для выступления в спорте; искусственно вызванные психические состояния, которые исследовались с лечебной целью Н. П. Бехтерєвою через воздействие на глубокие структуры мозга. Искусственно вызванные состояния сопровождаются переживаниями необычности, частичной неуправляемости психической деятельностью. Это могут быть беспредметные страхи или радость или "надоптимальний психическое состояние особой четкости восприятия, осознание смысла событий", или "бездеятельная вялость", или высвобождение состояний, которые ранее подавлялись в сознании.

Психические состояния различают и по глубине и продолжительности. Страсть как психическое состояние глубже, чем настроение. Каждое состояние временное, может заступиться другим. С практической целью выделяют состояния мгновенные (неустойчивые), долгосрочные и даже хронические, или оперативные, текущие и перманентные. Каждое состояние-например, тревога и задумчивость, при определенных условиях может быть и оперативным (неустойчивым), и текущим (продолжительным), и перманентным (хроническим). Переход состояний из текущих в перманентные может иметь как положительный (состояние тренированности в спорте, решительности), так и отрицательный (состояние усталости, растерянности) характер.

Сложность различения типов психических состояний заключается в том, что их почти невозможно разместить в пределах одной шкалы, классифицировать по одному признаку, каждый из этих состояний имеет свой континуум проявлений и набор признаков (уровень осознанности, доминирование психических процессов, длительность, адекватность или неадекватность ситуации и т. п.).

Настроения, аффекты, страсти рассматриваются как формы проявления аффективной сферы, аффективных процессов, различающихся по продолжительности: от кратковременного аффекта до настроения как текущего, длительного состояния и к страсти как перманентного, хронического состояния. По уровню осознанности порядок размещения меняется: от страсти как наиболее осознанного состояния к настроению и акцента как наименее понимаемого. Относительно доминирования психических процессов с их сложностью и довільністю эти состояния размещаются от аффекта, где доминируют эмоции, настроения и страсти как единства эмоции и воли.

Связь эмоциональных состояний и свойств наиболее отчетливо проявляется в состоянии тревоги. Термином "тревога" сказывается эмоциональный ответ на возможную психическую угрозу, в отличие от термина "страх", которым обозначается реакция на реальную угрозу, угрозу нарушения функций организма и выполняемой деятельности. Состояние тревоги возникает в связи с возможными неприятностями, непредвиденными ситуациями, изменениями в привычной обстановке и выражается специфическими переживаниями - волнения, опасения, нарушение покоя и тому подобное. Тревожность может проявляться в общении (уменьшается возможность прогнозирования успешности), в поведении (несоответствие субъективной модели реальной действительности) и сопровождается проявлением неадекватно завышенной тревоги, что приводит к нарушению регуляторных процессов. Тогда тревожность закрепляется как свойство личности и становится доминирующей чертой характера.

Тревожность как черта личности является наиболее значимым риск-фактором, что способствует нервно-психическим заболеванием. Высокая тревожность снижает эффективность интеллектуальной деятельности, тормозит ее в напряженных ситуациях, например во время экзаменов, зачетов; снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в своих способностях, является одной из причин отрицательного социального статуса личности, ибо ее поведение характеризуется эмоциональной неуравновешенностью, раздражением и может привести к эмоциональному стрессу.

Понятие стресса было введено в 50-е годы XX века. канадским ученым Г. Селье для определения генерализованной реакции организма - "общего адаптационного синдрома" - как ответы на любое неблагоприятное воздействие. Реагирования на экстремальное воздействие имеет определенные стадии:

1) "фаза шока" характеризуется резким падением сопротивления организма,

2) "фаза резистентности" мобилизует адаптационные возможности организма в соответствии с новыми условиями;

3) "фаза истощения", которой соответствует стойкое снижение резервов организма.

Причиной стресса может служить неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни. Г. Лазарус, развивая учение о стрессе (1950, 1970), выдвинул концепцию, согласно которой разграничиваются понятия физиологического стресса, связанного с реальным раздражителем, и психического, эмоционального стресса, при котором человек на основе индивидуальных знаний и опыта оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную. Если в случаях физиологического стресса адаптационный синдром возникает в момент соприкосновения с раздражителем, то в случае эмоционального стресса адаптация предшествует ситуации, наступает заблаговременно. Именно благодаря этому эмоциональный стресс может быть целесообразным. Но работа в стресогенній ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, не может иметь неблагоприятные последствия. Типичные болезни "стрессовой этиологии" - сердечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, депрессивные состояния - характерные для современных видов производственной и управленческой деятельности. Стресс существует всегда. Влияние его зависит от интенсивности стрессоров, то есть факторов, такое состояние вызывают, и от индивидуально-психологических особенностей личности В сложных жизненных ситуациях, критических моментах определенный уровень проявления эмоционального стресса может стать характерной чертой личности - склонностью к эмоциональному стрессу. Различают типы личностей, склонных к стрессу и устойчивых к действию стрессоров. Так, у предрасположенных к стрессу чаще прослеживаются способность к конкуренции, твердое стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, экспрессивное речи, ощущение постоянной нехватки времени. Исследователи стресса проявили также тенденцию отвечать на подобные стрессовые ситуации одинаковыми характерными реакциями, что объясняется наработанной в процессе индивидуального развития системой психологических механизмов (в частности мотивов).

Итак, в психических состояниях происходит соединение, слияние характеристик психических процессов и свойств личности. Анализ психического состояния позволяет прогнозировать поведение личности, ее развитие и самовозрастания.

Личность творит свое эмоциональное пространство. Она расширяет его границы, определяя важность для себя предметов, вещей, явлений, людей и включая их в содержание своей интимной жизни и раскрывая для них свое пространство или, наоборот, замыкая его, делает их объектом своих эмоциональных проявлений, чувств, волевых усилий или оставляет их без внимания. Личность углубляет интенсивность проявлений эмоциональной, аффективной сферы, отдаваясь их силе и глубине и переживая их неповторимость в определенных эмоциональных состояниях, или лишается этих переживаний, демонстрируя качества обладателя психического мира.

Через эти горизонтальные и вертикальные, двигательные, пространственные и временные измерения аффективной сферы личности проявляется, будто висвічуючись на экране окружающего предметного мира и претендуя на определенную репрезентацию в психике других людей через деятельность и взаимодействие.

Личность раскрывается через эмоциональную готовность к творческой деятельности Эмоциональная готовность - это результирующий проявление самосозидания аффективной сферы личности, интеграция определенных состояний, попытка решить противоречие между потребностью в творческой нестандартной деятельности и мотивом ЕЕ удовлетворения в определенный промежуток времени и при определенных условиях. Эмоциональная готовность составляет единство настроения, отношение личности к самой себе, самооценки и воли, влечения и долженствования. Эмоциональная готовность как психическое состояние имеет творческую направленность и связана с переживанием душевных затрат на выполнение той или иной деятельности Готовность к творческой деятельности - это готовность к переживанию новых эмоций как по знаку (положительный - отрицательный), так и за модальностью (радость, гнев и т. д.), связанная с выполнением выбранной деятельности, с постановкой цели.

Проявлением эмоциональной готовности к творческой деятельности выступает увлечение будущим результатом, которое испытывает личность, полет фантазии. Следствием эмоциональной готовности является вдохновение как психическое состояние эмоциональной и операционной напряженности, сосредоточенности на предмете творчества Итак, состояние эмоциональной готовности к творческой деятельности, проявляясь в восторге предметом творчества, порождает вдохновение как аффективное проявление личности, что характеризует творческую деятельность, в которой личность формируется и развивается.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое поезд?

2. Охарактеризуйте потребности и их виды.

3. Какую роль играют в эмоциях органические ощущения?

4. Что означают переживания? В чем проявляются субъективность и интимность переживаний?

5. В чем суть эмоций и чувств?

б Проанализируйте психологические и физиологические механизмы эмоций.

7. Объясните выразительные движения как внешнюю форму существования эмоций.

8. Назовите компоненты и условия возникновения эмоционального процесса.

9. Раскройте общие свойства эмоций и чувств.

10. Проанализируйте природу возникновения эмоций с точки зрения информационной теории эмоций.

11. В чем суть эстетических чувств?

12. Какие исходные признаки волевого поведения?

13. Раскройте структуру волевого акта.

14. Какие волевые свойства личности проявляются на стадии принятия решения в волевом акте?

15. В чем суть эмоционально-волевой регуляции?

16. Выделите уровни и формы проявления аффективной сферы психики.

17. С чем связано использование категории "состояние" в психологической науке?

18. Охарактеризуйте уровни изучения психического состояния.

19. Почему в состоянии тревоги наиболее отчетливо проявляется связь эмоциональных состояний и свойств личности?

1 Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явленный Москва, 1976

2 Дерябин В. С Чувства, влечения, эмоции Ленинград, 1974

3. Додонов Б. И, Эмоция как ценность. Москва, 1978.

4. Изард К. Эмоции человека. Москва, 1980.

5. Кириленко Т. С. Воспитание чувств. Киев, 1989.

6. Кондаш А. Волнение. Страх перед испытанием. Киев. 1981.

7. Обуховасий К. Психология влечений человека. Москва, 1972.

8. Основы психологии / ред. В В. Киричука, В. Л. Роменця Киев, 1996

9. Пиз А Язык жестов / Пер. с англ. Воронеж, 1992.

10. Психология эмоций: Тексты. Москва, 1984

11. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций Москва, 1979.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Москва, 1946.

13. Селье Г. Стресс без дистресса. Москва, 1982.

14. Симонов П. В. Потребностно-информациоішая теория эмоций // Вопр. психологин. 1982. № 6.

15. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Москва 1975. Вып. 5.


Человек способен осуществлять любую деятельность в различных режимах. И одним из них, как известно, являются психические состояния.

Какие бывают виды психических состояний?

Всевозможные психические состояния тесно взаимосвязаны между собой. И эта взаимосвязь является такой сильной, что разделить и вычленить отдельные психические состояния очень и очень сложно. Например, состояние расслабленности связано с состояниями удовольствия, сна, усталости и т.д.

Однако имеются определённые системы категоризации психических состояний. Чаще всего выделяются состояния интеллекта, состояния сознания и состояния личности. Конечно же, есть и другие классификации – они рассматривают гипнотические, кризисные и другие виды состояний. Одновременно с этим, используется и масса критериев для категоризации состояний.

Критерии категоризации психических состояний

В большинстве случаев, выделяют следующую группу критериев категоризации психических состояний:

  1. Источник формирования:
  • Состояния, которые обусловлены ситуацией (реакция на наказание и т.п.)
  • Лично-обусловленные состояния (резкая эмоция и т.п.)
  1. Степень внешней выраженности:
  • Слабо выраженные, поверхностные состояния (лёгкая грусть и т.п.)
  • Сильные, глубокие состояния (страстная любовь и т.п.)
  1. Эмоциональная окраска:
  • Отрицательные состояния (уныние и т.п.)
  • Положительные состояния (вдохновение и т.п.)
  • Нейтральные состояния (равнодушие и т.п.)
  1. Длительность:
  • Продолжительные состояния, которые могут длиться годами (депрессия и т.п.)
  • Кратковременные состояния, которые длятся несколько секунд (гнев и т.п.)
  • Состояния средней продолжительности (страх и т.п.)
  1. Степень осознанности:
  • Сознательные состояния (мобилизация сил и т.п.)
  • Неосознанные состояния (сон и т.п.)
  1. Уровень проявления:
  • Психологические состояния (энтузиазм и т.п.)
  • Физиологические состояния (голод и т.п.)
  • Психофизиологические состояния

Руководствуясь указанными критериями, можно представить всестороннюю характеристику практически любого психического состояния.

Также важно упомянуть о том, что одновременно с психическими состояниями бывают и, так называемые, «массовидные» состояния – психические состояния, характерные для конкретных общностей: обществ, народов, групп людей. В основном, такими состояниями являются общественные настроения и общественные мнения.

Теперь же стоит поговорить об основных психических состояниях человека и их свойствах.

Основные психические состояния. Свойства психических состояний

Наиболее распространёнными и типичными психическими состояниями, присущими большей части людей в их повседневной и профессиональной жизнедеятельности, являются следующие состояния:

Оптимальное рабочее состояние – обеспечивает максимальную результативность деятельности, проходящей в среднем темпе и интенсивности.

Состояние напряжённой трудовой деятельности – возникает при труде в экстремальных условиях.

Свойства состояния: психическое напряжение, обусловленной наличием цели повышенной важности или повышенными требованиями, сильная к достижению необходимого результата, повышенная активность всей нервной системы.

Состояние профессиональной заинтересованности – играет важнейшую роль в результативности труда.

Свойства состояния: осознанная значимость профессиональной деятельности, желание и стремление узнать как можно больше информации о выполняемой работе, концентрация внимания на объектах, которые связаны с деятельностью. В ряде случаев отмечается , обострение восприятия, повышенная способность к повторению уже узнанного, возросшая сила воображения.

Монотония – состояние, которое развивается при долговременных и регулярно повторяющихся нагрузках, имеющих среднюю или малую интенсивность, а также при повторяющейся однообразной информации.

Свойства состояния: равнодушие, пониженная концентрация внимания, скука, ухудшенное восприятие получаемой информации.

Утомление – состояние временного снижения работоспособности, возникающее при длительных и высоких нагрузках. Сопряжено с истощением организма.

Свойства состояния: пониженная мотивация к труду, и внимания, усиленные процессы торможения ЦНС.

Стресс – состояние продолжительного и повышенного напряжения, которое связано с невозможностью человека приспособиться к требованиям окружающей среды. Здесь большую роль играют факторы среды, превышающие возможности организма человека к адаптации.

Свойства состояния: психическое напряжение, чувство тревоги, неблагополучия, нередко – апатия и равнодушие. Кроме того, происходит истощение запасов адреналина, в которых нуждается организм.

Состояние релаксации – состояние восстановления сил, расслабления и успокоения, возникающее при или, например, молитвах или чтении мантр и т.п. Основной причиной данного состояния является прекращение человеком какой-либо напряжённой деятельности вообще.

Свойства состояния: ощущение тепла, распространяющегося по телу, чувство покоя и расслабление на физиологическом уровне.

Состояние сна – особое психическое состояние, характеризующееся отключением сознания человека от внешней реальности. Интересно то, что состояние сна имеет две ярко выраженные фазы, которые постоянно чередуются – это медленный сон и быстрый сон. Оба они могут нередко рассматриваются как самостоятельные психические состояния. А сам процесс сна связан с потребностью систематизации потоков информации, которые были получены в процессе бодрствования, а также необходимостью организма в восстановлении своих ресурсов.

Свойства состояния: отключение сознания, неподвижность, временная активность различных отделов нервной системы.

Состояние бодрствования – состояние, противопоставляющееся состоянию сна. В спокойной форме может проявляться в такой активности, как, к примеру, просмотр кинофильма, чтение книги, прослушивание музыки. В более активной форме проявляется в физических упражнениях, работе, прогулках и т.д.

Свойства состояния: средняя активность нервной системы, отсутствие ярко выраженных эмоций (в спокойном состоянии) или, наоборот, бурные эмоции (в активном состоянии).

Повторимся, что вышеприведённые психические состояния характерны для большинства людей. Какая-либо взаимосвязь между этими состояниями, а также динамика процесса их развития имеют важнейшее значение, как в обычной жизни человека, так и в его профессиональной деятельности.

Исходя из этого, психические состояния можно смело назвать одним из предметов изучения различными областями психологической науки, такими как , или психология труда.

На протяжении всех времён люди пытались понять суть психических состояний, и эти попытки не прекращаются даже в наше время. Причиной этому служит, пожалуй, то, что человек и особенности его личности являются великой загадкой и для обычных людей и для учёных умов. И нельзя не сказать, что на сегодняшний день в изучении личности человека достигнут огромнейший прогресс, который смело продолжает свой путь вперёд. Но вполне вероятно, загадка эта окончательно не будет разгадана никогда, ведь природа в любой её форме поистине непостижима.

Психические состояния - целостная характеристика психической деятельности на определенном отрезке времени, детерминированная:
1) предшествующей, наличной и ожидаемой ситуациями;
2) набором актуализированных свойств личности;
3) предшествующим психосоматическим состоянием;
4) потребностями, стремлениями и желаниями;
5) возможностями (проявившимися способностями и скрытым потенциалом);
6) объективным воздействием и субъективным восприятием ситуации.

Проблема психических состояний впервые поставлена в отечественной психологии Н.Д.Левитовым (О психических состояниях человека. М., 1964.)

Примеры психических состояний: агрессивность, апатия, азарт, волнение, бодрость, усталость, интерес, терпение, сонливость, леность, удовлетворенность, страдание, ответственность (долг), доверие, совестливость, сочувствие (сострадание), открытость, откровение.

Характеристики психических состояний:
1) Эмоциональные (модальные);
2) Активационные (отражают интенсивность психических процессов);
3) Тонические (ресурс сил);
4) Тензионные (степень напряжения);
5) Временные (продолжительность, устойчивость: от секунды до нескольких лет);
6) Полярность (благоприятные - неблагоприятные; положительные -отрицательные).

Классификация психических состояний:
1) Нейтральные (спокойствие, безразличие, уверенность);
2) Активационные (возбуждение - апатия);
3) Тонические: (а) эмоциональные (аффект, паника, настроение, стресс, депрессия, счастье и др.), (б) функциональные (оптимальные и неблагоприятные), (в) психофизиологические (сон, бодрствование, боль, гипноз);

Боль - психическое состояние, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его существованию или целостности. Бодрствование - поведенческое проявление активности нервной системы или функционального состояния человека в условиях реализации той или иной деятельности. Сон - периодическое функциональное состояние с угнетением осознаваемой психической деятельности. Гипноз - особое психофизиологическое состояние, возникающее под влиянием направленного психологического воздействия (гипнотического внушения). Значительное повышение восприимчивости к внушению сочетается в гипнозе с резким понижением чувствительности к действию других факторов.

4) тензионные (напряженность, расслабленность - зажатость). Возникают при повышенной нагрузке, при выходе за пределы комфортной зоны; при препятствии на пути удовлетворения потребностей, при физической и психической травме, тревоге, лишении условий.

Функции психических состояний:
1) Интегративная (интегрируют процессы и свойства личности для обеспечения протекания деятельности);
2) Адаптивная (установление соответствия между актуализированными потребностями человека и его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения.;
3) Информационная;
4) Энергетическая;
5) Оценочная;
6) Антиципирующая;
7) Настроечная;
8) Побуждающая;
9) Уравновешивающая.

Непрерывность состояний - отсутствие резко выраженных переходов из одного состояния в другое.

Функциональные состояния определяют эффективность деятельности человека.

Оптимальные функциональные состояния: оптимальная работоспособность, готовность к действию, операционная напряженность. Высокая и стабильная продуктивность, работа выполняется легко и быстро без напряжения, внимание сосредоточено, психические и моторные функции активизированы; заинтересованность делом и целеустремленность.

Неблагоприятные функциональные состояния: ухудшение показателей выполняемой деятельности или опасное перенапряжение сил человека. Виды:
Утомление естественное истощение сил в результате интенсивной продолжительной работы, сигнал о необходимости отдыха. Физическое, умственное, сенсорное, двигательное, позотоническое и др. Физиологический дискомфорт, раздражительность, апатичность, ухудшение внимания, желание отдохнуть. Циклы: компенсируемое - некомпенсируемое - состояние срыва; острое - хроническое переутомление.

Монотония - из-за однообразной работы, стереотипных действий, содержательной бедности заданий. Способствуют: отсутствие разнообразия в обстановке, однообразный шум, приглушенная освещенность. Снижается тонус и активация - сонливость, апатия, скука. Возникают автоматизмы. Итог: травмы, аварии, несчастные случаи. Или возникает состояние пресыщения - активное эмоциональное неприятие скучной работы, которое разряжается в аффективной форме.

Стресс - работа организма в режиме сверх затрат. Физиологический стресс вызывают физические воздействия: сильный шум, высокая температура воздуха, яркие вспышки света, вибрация и т. п.

Среди факторов, детерминирующих развитие и возникновение состояний, выделяют пять групп явлений, определяющих их возникновение и развитие:
мотивация - то, ради чего выполняется деятельность. Чем интенсивнее, значимее мотивы, тем выше уровень функционального состояния. От направленности и интенсивности мотивов зависит качественное своеобразие функционального состояния, на котором будет реализовываться конкретная деятельность;
содержание труда, характер задания, степень сложности предъявляют требования к формированию определенного функционального состояния, определяют уровень активации;
величина сенсорной нагрузки. К сенсорной нагрузке относят не только факторы, непосредственно связанные с деятельностью, но и окружающую обстановку. Она может изменяться от сенсорного пресыщения до сенсорной депривации;
исходный фоновый уровень, т. е. след от предшествующей деятельности;
индивидуальные особенности субъекта, такие как сила, уравновешенность, лабильность нервных процессов. Определяют специфику и развитие функциональных состояний. В частности, монотонная работа по-разному влияет на лиц с разной силой нервной системы.

Регуляция и саморегуляции психических и функциональных состояний. Диагностика психических и функциональных состояний. Обеспечение оптимальной работоспособности.

В основу разработанной нами программы (см. Зоткин Н.В. Обеспечение оптимальной работоспособности как способ повышения психического благополучия личности // Психология здоровья: психологическое благополучие личности: Материалы межвузовской научно-практической конференции. М.: Изд-во УРАО, 2005. С. 81-84.) легли выделенные С.А. Шапкиным и Л.Г. Дикой феномены деятельности, функционального состояния и личности субъекта, которые могут выступать как структурные компоненты адаптации и психического благополучия личности. Первый, активационный компонент, связан с органическими и функциональными затратами; основу второго, когнитивного компонента, составляют перестройки в когнитивных системах деятельности; третий, эмоциональный компонент, определяется динамикой эмоциональных переживаний; четвертый составляют мотивационно-волевые процессы, которые обеспечивают координацию всех остальных компонентов.

Подбор методик основывался на выводе о том, что оптимальная работоспособность зависит от высокой мотивации, способности к адаптации и способности выдерживать эмоциональные (психологические) и физические нагрузки. Методики отбирались из большого количества описанных в литературе по критериям эффективности, простоты выполнения и минимального времени выполнения. Оценка соответствия критериям также основывалась на данных из литературных источников (в основном, на утверждении авторов об экспериментальном или эмпирическом подтверждении их эффективности).

Программа обеспечения оптимальной работоспособности включает следующие методики.

Для активации интеллектуальной (когнитивной) сферы используется методика «Интеллектуальной саморегуляции» С.Е. Злочевского. Перед сном суммируются результаты дневной интеллектуальной и практической работы и производится планирование содержания, объема и порядка выполнения работы на следующий день (время выполнения 1-2 минуты).

Для активации на физическом и физиологическом уровне используются методики «Восстановления рабочего тонуса мышц» Ф. Перлза и дыхательные упражнения (время выполнения от 1 до 5 минут).

Инструкция дается в соответствии с оригинальным текстом Ф. Перлза: «Зевание и потягивание восстанавливают рабочий тонус мышц. Чтобы увидеть зевание и потягивание в наиболее благоприятной форме, понаблюдайте за кошкой, когда она просыпается после полуденной жары. Она вытягивает спину, насколько возможно растягивает лапы, освобождает нижнюю челюсть, и при этом все время наполняет себя воздухом. Наполнившись до максимального объема, она дает себе «сдуться», как воздушному шарику - и готова к новым делам. Выработайте привычку зевать и потягиваться при каждой возможности. Возьмите кошку за образец. Начинайте зевок, дайте нижней челюсти опуститься, как будто она совсем падает. Наберите воздуха, как будто нужно наполнить не только легкие, а все тело. Дайте свободу рукам, распустите локти, отведите назад плечи насколько возможно. На вершине напряжения и вдоха отпустите себя и дайте всем напряжениям, которые вы создали, расслабиться».

Дыхательное «бодрящее» упражнение - каждый час несколько раз повторить медленный вдох и резкий выдох - и «восстанавливающее» упражнение: на счет шесть - вдох, на шесть - задержка дыхания, на шесть - выдох (время счета постепенно удлиняется при последующих выполнениях).

Для активации эмоциональной сферы и общего физического тонуса устраиваются перерывы в работе с использованием бодрой, активной музыки с любимой мелодией, воспроизводимой аудиотехникой или мысленно, с обязательным отвлечением от работы (время выполнения от 2 до 5 минут).

Дополнением к данной методике было предварительное (3-5 минутное) расслабление с инструкцией: «Взгляд чуть выше горизонта, погружение в себя и расслабление; расслабить мышцы и дать свободу мыслям».

Для активации эмоционально-мотивационной сферы использовались упражнения из тренинга счастья Р. Дэвидсона и Р. Холдена. Первое - улыбаться себе в зеркало по 1-2 минуте перед работой (с бодростью) и после работы (с удовлетворением); улыбка должна быть неподдельной, когда загораются глаза и ощущается (желательно) прилив счастья. Второе - каждый день делиться хорошими новостями с коллегами и окружающими - не менее 10 минут в день в совокупности. Третье - планировать и устраивать себе каждый день маленький праздник или удовольствие, вне зависимости от того, заслужен он или нет. Предварительно пишется список удовольствий, состоящий из 25 пунктов, который становиться основой действий в третьем упражнении.

Программа применяется в комплексе всех названных методик и занимает около 30-40 минут в день потраченных на себя.

Для предотвращения появления мотивации нежелания выполнять программу (в силу ограниченности времени или из-за стремления невыполнять малозначимые для них требования) участникам предлагалось делать не упражнения, а вырабатывать привычки. В этом случае акцент смещался с обязательных сознательных усилий по выполнению заданий на обыденные автоматические (слабоосознаваемые) действия. Это позволяет участникам обойти собственное сопротивление, связанное с негативным отношением к долженствованию. Программа предназначена для самостоятельного освоения и проведения при ежедневном контроле (самоконтроле) в течение двух-трех недель. Необходимым средством контроля и самоконтроля является (рефлексивный) субъективный отчет испытуемых о результатах освоения программы. Такой отчет одновременно обладает для участников эффектом самовнушения, усиливая положительное отношения к освоенным заданиям программы.

На человеческое поведение влияют факторы, которые проявлялись в определенный период времени. Они связываются с особенностями психических процессов и таких же свойств личности, которые имели место в конкретный час. Несомненно, что человек, пребывающий в бодрствующем состоянии, существенно отличается от находящегося во сне. Аналогично следует отделять трезвых людей от пьяных, а счастливых от несчастных. Поэтому психологическое состояние человека носит весьма подвижный и динамичный характер.

Оно полностью зависит от психических процессов и психических свойств, так как такие параметры психики наделены тесной взаимосвязью. Психические состояния оказывают сильное влияние на выполнение психических процессов. Если им свойственна частая повторяемость, то они приобретают более устойчивые качества, становясь свойством личности.

Определение психического состояния

В современной психологии психическое состояние выступает относительно самостоятельным аспектом, характеризующим психологию личности. Под психическим состоянием следует понимать определение, которое используется психологией для определения психического состояния индивидуума как относительно устойчивого компонента. Понятие «психический процесс» создает своеобразную грань между динамическим моментом психики и «психическим свойством». Оно характеризуется устойчивым проявлением психики индивида и ее утверждением в структуре личности.

В связи с этим психологическое состояние человека выступает устойчивой на определенном этапе времени характеристикой его психической деятельности. Обычно под этим понятием подразумевается своеобразная энергетическая характеристика, показатели которой зависят от активности человека, которую он проявляет в процессе своей деятельности. К ним можно отнести бодрость, эйфорию, усталость, апатию и депрессию.

«Не будет лишним выделить состояние сознания, которым в основном определяется уровень бодрствования. Это может быть сон, гипноз, дремота и бодрствование».

Нынешняя психология внимательно подходит к психологическому состоянию человека, который пребывает в стрессовых условиях при экстремальных ситуациях, которые требуют необходимость быстрого принятия решений, например, в военной обстановке, на экзаменах. Также она проявляет повышенный интерес к ответственным ситуациям, которыми можно считать предстартовые состояния спортсменов.

Многокомпонентность структуры психологических состояний

Каждое психологическое состояние наделено своими физиологическими, психологическими и поведенческими аспектами. Поэтому структура психологических состояний состоит из многих разнокачественных компонентов:

  • физиологический уровень определяется частотой пульсации и артериальным давлением;
  • моторная сфера выражается усиленным ритмом дыхания, изменением мимики, повышением тона и темпа голоса при ведении разговора;
  • эмоциональная область наделена положительными или отрицательными переживаниями;
  • когнитивная сфера устанавливает определенную степень логичности мышления, точный прогноз предстоящих событий и возможность контролирования состояния организма;
  • поведенческий уровень влияет на точность и правильность осуществляемых действий, а также их соответствие существующим потребностям;
  • коммуникативный уровень определенного состояния психики зависит от характера общения, в котором участвуют другие люди, способность прислушиваться к своему собеседнику и влиять на него путем установления и достижения адекватных целей.

На основании результатов проведенных исследований можно утверждать, что те или иные психологические состояния возникают на основании актуальных потребностей, которые выступают как системообразующийся фактор.

Из этого следует, что благодаря оптимальным условиям внешней среды можно достичь быстрого и легкого удовлетворения потребностей. Оно спровоцирует возникновение позитивного состояния, такого как радость, воодушевление, восторг и восхищение. В свою очередь психологические болезни могут возникнуть по причине низкого удовлетворения (либо его отсутствия), определенного желания, что приведет к пребыванию психики человека в негативном состоянии.

В зависимости от характеристики возникшего состояния кардинально изменяются и основные показатели психологического настроя человека, куда входит его установка, ожидание, чувства. Так, любящий человек обожествляет и идеализирует свой объект привязанности, хотя на самом деле он не отвечает таким показателям. В другом случае человек, находящийся в гневном состоянии, видит другого человека исключительно в черных тонах, и даже определенные логические доводы не способны повлияет на его состояние.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Понятие психических состояний

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми и обществом. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения:

мотивационно-побудительное,

эмоционально-оценочное и

активационно - энергетическое (определяющим выступает первое измерение).

Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и “массовидные” состояния, то есть психические состояния определенных общностей людей (микро - и макрогрупп, народов, обществ). В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два таких вида состояний - общественное мнение и общественное настроение.

Психические состояния человеческих общностей характеризуются целым рядом признаков, не свойственных вообще или свойственных в меньшей степени состояниям индивида; массовидность; ярко выраженный социальный характер; большая политическая значимость в жизни общества; “заразительность”, то есть способность к быстрой иррадиации (распространению); “эффект группы”, то есть увеличение силы и значения состояний людской общности; информативность; тенденция к закреплению.

В дальнейшем будут рассматриваться только психические состояния конкретного человека.

Свойства психических состояний .

Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.

Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики.

Сложный, целостный характер психических состояний можно проиллюстрировать на примере состояния убеждения человека в чем-либо. Здесь налицо и познавательные, и эмоциональные, и волевые компоненты: знание и объективный взгляд на имеющиеся доказательства чего-либо, уверенность в правильности этого знания и, наконец, волевой стимул, побуждающий к практической деятельности и общению.

Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец).

Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве “строительного” материала” для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности - сосредоточенностью.

Под влиянием психических состояний, возникающих в ходе жизненных отношений, конфликтных ситуаций, трудовой деятельности возможна также перестройка или даже ломка относительно устойчивых качеств личности.

Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность, неуверенность, активность-пассивность, фрустрация-толерантность и т.д.).

Классификация психических состояний .

Для изучения и диагностики психических состояний большое значение имеет их классификация. Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям: в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний - личностные и ситуативные; в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) - интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.; в зависимости от степени глубины - состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные; в зависимости от времени протекания - кратковременные, затяжные, длительные и т.д.; в зависимости от влияния на личность - положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические; в зависимости от степени осознанности - состояния более или менее осознанные; в зависимости от причин, их вызывающих; в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

Типичные положительные психические состояния человека

Возникновение и протекание психических состояний человека зависит от его индивидуальных психических и нейрофизиологических качеств, предшествующих психических состояний, жизненного опыта (в том числе профессионального), возраста, физического состояния, конкретной ситуации и т. д.

Однако можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т. д.), так и в профессиональной деятельности, особенно в деятельности, связанной с экстремальными (крайними, необычными) условиями.

Сюда следует отнести психические состояния профессиональной пригодности, осознания значимости своей профессии, состояние радости от успехов в работе, состояние волевой активности и т. д.

Профессиональная заинтересованность

Огромное значение для эффективности трудовой деятельности имеет психическое состояние профессиональной заинтересованности. Глубокий, обоснованный, общественно и личностно мотивированный, сильный интерес к профессиональному труду является важнейшим фактором профессиональной пригодности. Именно профессиональный интерес в сочетании с волей человека к труду создает эмоционально-волевую готовность к профессиональной работе.

Но следует отметить, что во избежание узкого профессионализма, для предотвращения профессиональной деформации личности состояния профессиональной заинтересованности должно сочетаться и протекать на фоне любознательности как направленности человека на получение знаний в различных областях культуры жизни вообще, так и общей интеллектуальной отзывчивости. В свою очередь, любознательность здесь будет выступать и в качестве черты личности, и в качестве активного личностного психического состояния, выражающего потребность в ориентировке и связанного с избирательным отношением к действительности.

Творческое вдохновение.

Разнообразие и творческий характер профессиональной деятельности делают возможным возникновение у работника психических состояний, близких по своему содержанию и структуре к состоянию творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Состояние творческого вдохновения представляет собой сложный комплекс интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Оно выражается в творческом подъеме; обострении восприятия; повышении способности воспроизведения ранее запечатленного; возрастании мощи воображения; возникновения целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений; проявлении обилия мыслей и легкости нахождения существенного; полной сосредоточенности и росте физической энергии, которые приводят к очень большой работоспособности, к психическому состоянию радости творчества и нечувствительности к усталости. Это состояние подготавливается систематическим трудом профессионала, его обширными знаниями и длительными раздумьями над конкретным делом. Вдохновение профессионала - это всегда единство его таланта, знаний и кропотливого каждодневного труда.

Важное значение для эффективности профессиональной деятельности имеет психическое состояние готовности к ней в целом и к отдельным ее элементам - в частности.

Решительность

Во многих профессиях важную роль играет решительность как психическое состояние готовности быстро принять решение и привести его в исполнение. Однако решительность - это ни в коем случае не спешка, торопливость, необдуманность, излишняя самоуверенность. Необходимыми условиями решительности является широта мышления, проницательность, мужество, большой жизненный и профессиональный опыт, знания, планомерность работы. Поспешная же “решительность”, как и нерешительность, то есть психическое состояние, характеризуемое недостатком психологической готовности принять решение и ведущее к необоснованной отсрочке или невыполнению действий, чреваты неблагоприятными последствиями и не раз приводили к жизненным, в том числе и профессиональным, ошибкам.

Отрицательные психические состояния и их предупреждение

Психическая напряженность

Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности (деятельности, общения) могут возникать и отрицательные (астенические) психические состояния. Например, нерешительность как отсутствие у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят и к возникновению состояния психической напряженности.

Можно и нужно говорить о состоянии сугубо операционной (операторной, “деловой”) напряженности, то есть напряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности (трудности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зрительно - двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т. д.) и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экстремальными условиями интеллектуальной деятельности, т. к. сознательной оценке всегда предшествует эмоциональная, выполняющая функцию предварительного отбора гипотез.

Стресс.

Но воздействие экстремальных условий деятельности может привести к возникновению у человека специфического состояния нервно-психологической напряженности, называемого стрессом) от англ. “напряжение”).

Понятие стресса в современной психологии является многозначным. Им обозначается как ситуация этого состояния, так и оно само. Этим термином определяют как собственно стрессовые явления, выражающиеся в дезорганизации поведения вплоть до появления нервно-эмоционального срыва, так и некоторые промежуточные состояния, которые точнее было бы считать проявлением психической напряженности (а ее крайние формы – стрессом). Вот почему когда описываются случаи, иногда значительный стресс вызывал прилив сил, активизацию деятельности, мобилизацию всех сил человека. Родоначальник теории стресса Г.Селье в своих последних работах вообще подразделял стресс на «хороших» (евстресс) и “плохих” (дистресс)

При дальнейшем изложении под стрессом будет пониматься только отрицательное психологическое состояние, ухудшающее протекание деятельности, то есть то, что в литературе обозначается дистрессом или эмоциональным стрессом. Таким образом, стрессом нужно считать только такое эмоциональное напряжение, которое в той или иной степени ухудшает протекание жизнедеятельности, снижает работоспособность человека и его надежность в работе.

По отношению к стрессу у человека не возникает целенаправленных и адекватных реакций. В этом заключается основное отличие стресса от напряженной и трудной задачи, на которую (вне зависимости от ее тяжести) человек, выполняющий ее, реагирует адекватно.

Степень стрессовости реакций человека зависит не только от силы и длительности внешнего эмоциогенного воздействия (стрессора) но и от силы нервной системы, от многих качеств его личности, от прошлого опыта, тренированности и т.д. Стресс - это, прежде всего эмоциональное состояние. Но в виду тесной связи эмоций с интеллектуальной деятельностью можно говорить об “интеллектуальном стрессе”, “интеллектуальной фрустрации” и даже “интеллектуальной агрессии”. После стресса, как и после иных сильных эмоциональных переживаний, согласно психоаналитической концепции, у человека наступает катарсис (очищение) как душевное облегчение.

Беспокойство - тревога.

Состояние стресса у человека нередко может сопровождаться таким сложным психическим состоянием как «беспокойство», «тревога», «тревожность». Тревожность - это психологическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражающееся в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя и др.) и реакциях. По преобладающему компоненту тревожность может быть причислена к эмоциональным состояниям. На это состояние играет большую роль и в процессе мотивации человеческого поведения, в определенных случаях прямо выступая в качестве мотива. Условиями, вызывающими беспокойство - тревогу (нарушителями спокойствия) будут являться, к примеру, неожиданные изменения в обстановке деятельности; неудачи и ошибки; возможность различных неприятностей, обусловленных спецификой деятельности или общения; ожидание (иногда длительное) определенного результата и т.д.

Как показывают данные многих исследований, «тревожные» испытуемые превосходят «нетревожных» в решении простых задач, но отстают в решении сложных.

«Мягкие» формы тревожности служат человеку в качестве сигнала к устранению имеющихся в работе недостатков, к воспитанию решительности, смелости, уверенности в собственных силах.

Если же тревожность возникает по ничтожным причинам, неадекватна объектам и ситуации, ее вызвавшим, принимает формы, свидетельствующие о потере самоконтроля, является длительной “вязкой”, плохо изживается, то такое состояние, безусловно, отрицательно влияет на осуществление деятельности и общения.

Фрустрация

Трудности и возможные неудачи в жизнедеятельности при определенных условиях могут привести к возникновению у человека не только психических состояний стресса и тревожности, но и состояния фрустрации. Буквально этот термин означает переживание расстройства (планов), уничтожения (замыслов(, крушения (надежд(, напрасные ожидания, переживание провала, неудачи. Однако фрустрация должна рассматриваться в контексте выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности.

Можно выделить состояния, типичные реакции, появляющиеся у людей при воздействии фрустраторов, т.е. препятствий, раздражителей, ситуаций вызывающих фрустрацию. Типичными реакциями на воздействие фрустраторов являются агрессия, фиксация, отступление и замещение, аутизм, регрессия, депрессия и др.

Агрессию при фрустрации понимают в широком значении, относя сюда не только прямое нападение, но и угрозу, враждебность, задиристость, озлобление и т.д. Она может быть направлена не только на лиц, виновных в создании «барьера», но и на всех окружающих или даже на неодушевленных предметы, на которых в данных случаях «‘срывается зло». Наконец, возможен перенос агрессии на самого себя (“автоагрессия”), когда человек начинает “бичевать себя”, нередко при этом приписывая себе несуществующие недостатки или сильно их преувеличивая.

Необходимо отметить, что, с одной стороны, не всякая агрессия как психическое состояние провоцируется фрустраторами, а с другой - фрустрация часто не сопровождается агрессией, а выливается в другие состояния и реакции.

Если у человека часто повторяются фрустрации, то его личность может приобрести деформационные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность (при фрустрациях в форме агрессии) или утрату делового оптимизма и нерешительность (при “автоагрессии”), вялость безразличие, безынициативность (при депрессии); персеверативность, ригидность (при фиксации) и т.д. Частный же выход из состояния фрустрации путем перемены деятельности приводит к утрате настойчивости, трудолюбия, усидчивости, организованности, целенаправленности.

Персеверация и ригидность

Заканчивая разговор об отрицательных психических состояниях, которые могут возникать у человека в процессе его деятельности и общения, необходимо хотя бы кратко остановится на состояниях персеверации и ригидности. Некоторые авторы, особенно зарубежные (Г.Айзенк, Р.Кэттел) часто объединяют эти состояния, и в них действительно много общего. Однако персеверация - пассивное состояние, возникающее по инерции, навязчивое, стереотипное, вязкое; ригидность - более активное состояние, характеризующееся сопротивлением изменениям, близкое к упрямству. Ригидность - более личностное состояние, чем персервация, показывает отношение или установку человека к изменениям.

Важнейшими факторами, предотвращающими возникновение отрицательных психических состояний у человека, являются формирование и развитие у него чувства долга и ответственности, самоконтроля, мужества, настойчивости, самокритичности, интеллектуальной активности и других положительных нравственных, характерологических, интеллектуальных и психофизиологических качеств, а также овладение методами психической саморегуляции (аутогенная тренировка и др.).

Специфические состояния психики человека.

Бодрствование - сон.

Традиционно современные психологи выделяют два периодических состояния психики (прежде всего сознания), присущих всем людям: бодрствование - состояние, характеризующееся активным взаимодействием человека с внешним миром, и сон - состояние, рассматриваемое, прежде всего как период отдыха.

В зависимости от комплекса вегетативных, моторных и электроэнцефалографических показателей выделяют уровни бодрствования: крайний уровень напряжения, активное бодрствование, спокойное бодрствование.

Сон относится к так называемым измененным состояниям сознания, полностью отрезающим человека от физического и социального окружения. Различают две основные чередующиеся фазы сна: «медленный» («медленноволновый») сон и «быстрый» («парадоксальный») сон. В фазе «медленного» сна на последней его стадии (глубокого сна) возможно возникновение сомнамбулизма (снохождения, «лунатизма») - состояния, связанного с неосознаваемым поведением, осуществляемым при переходе от сна к гипнозоподобному состоянию, а также сноговорения и ночных кошмаров у детей, о которых они не помнят после пробуждения. После «быстрого» сна индивид, как правило, вспоминает о сновидениях (субъективно переживаемых представлениях, прежде всего зрительных, возникающих на данной фазе сна), содержащих компоненты фантастичности, нереальности. На «быстрый» сон приходится 20% всего периода сна.

Медитация и гипноз

Под медитацией в современной психологии понимаются два явления: во-первых, измененное, по желанию индивида, особое состояние сознания, связанное с замедлением деятельности мозга путем концентрации внимания на каком-либо объекте или мысли, а во-вторых, техника достижения такого состояния. В состоянии медитации субъект получает реальное удовлетворение, прежде всего из-за наступления релаксации (уменьшения напряжения, расслабления, снятия стресса). Возможно наступление и того, что у буддистов называется нирваной - состояния высшей безмятежности, спокойствия, слияния души с Вселенной,

Термин «гипноз», как и термин «медитация», имеет два значения:

а) временное состояние сознания, связанное с сужением его объема и резким сосредоточением на содержании внушения, с изменением индивидуального контроля и самосознания;

б) техника воздействия на индивидуума с целью сузить поле сознания и подчинить его контролю гипнотизера, внушения которого он будет выполнять. Возможен и аутогипноз как психическое состояние, вызванное самовнушением. Под гипнотизацией понимается возбуждение гипнотического состояния путем внушения или самовнушения. Внушение - процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением осознанности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием активного и целенаправленного его понимания развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Внушение может быть прямым (императивным) и косвенным, преднамеренным и непреднамеренным, полученным в бодрствующем состоянии, в гипнотическом состоянии, в естественном сне, в постгипнотическом состоянии.

В гипнотическом состоянии выявляется много общего со сном и медитацией, ибо и оно достигается путем уменьшения притока сигналов к мозгу. Внешне действия загипнотизированного могут создать впечатление его отказа от собственного здравого смысла. Однако, как отмечает ряд исследователей (К.И. Платонов, Д.Я. Узнадзе и др.), при отсутствии у испытуемого амбулии (патологического безволия) никогда нельзя добиться, чтобы он под гипнозом совершил действие или бездействие, которые он не одобрил бы в нормальном состоянии, которые противоречили бы общему течению его воли, направленности его личности. Гипнотическое состояние часто бывает связано с повышением творческого потенциала человека.

Боль и анальгезия.

Болью называют психическое состояние, которое возникает как результат сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его целостности или существованию вообще. Болевые ощущения носят гнетущий, тягостный характер, характер страдания. Но они являются стимулом для оборонительных реакций, направленных на устранение внешних или внутренних раздражителей, их обусловивших. Боль - симптом нарушения нормального течения физиологических процессов, и поэтому она имеет очень большое клиническое значение.

Болевые ощущения в значительной мере поддаются нейтрализации со стороны высших психических образований, зависящих от направленности личности, ее убеждений, ценностных ориентаций и т. д., о чем свидетельствуют многочисленные примеры мужества, умения, испытывая боль, не поддаваться ей, а действовать, руководствуясь глубоко нравственными мотивами. Снижение или полное устранение чувствительности к боли называется анальгезией. Она достигается с помощью анальгетиков (веществ, подавляющих болевые ощущения или снижающих чувствительность к боли), путем концентрации внимания на объектах, не связанных с источником болевого воздействия (музыка, белый шум и т.д.(,посредством внушения, самовнушения, гипноза, а также методами общего или точечного массажа, воздействием холода или тепла на определенные участки тела.

Вера.

В психологии вера имеет два значения:

1 - особое психическое состояние, проявляющееся в полном и безоговорочном принятии индивидом каких-либо сведений, явлений или представлений, могущих в дальнейшем выступить основой его “Я”, определять его поступки и отношения;

2 - признание чего-либо истинным с решительностью, превышающей силу внешних фактических и формально-логических доказательств)В.Л. Соловьев)

Вера всегда выступает как результат предварительной работы сознания, опирающегося на антиципацию (способность предвидеть результаты действий до того, как они осуществлены), каузальную атрибуцию, вытеснение, рационализацию, замещение и другие интеллектуальные механизмы. Чем эффективнее эти механизмы, чем более сложными являются умопостроения человека, тем меньше у него оснований для слепой веры. В случаях, когда вера утверждает более того, что содержится в данных чувственного опыта и выводах рационального мышления, она имеет свое основание вне теоретического познания и ясного сознания вообще. Если человек не в состоянии охватить разумом чрезмерно сложный и неподдающийся рациональному объяснению объект, тогда он либо отказывается от познания, либо упрощает объект, предпочитая иррациональную веру без всяких доказательств.

Религиозная вера, будучи связана с поисками человеческого духа, не зависит прямо от реальности физического бытия человека в физическом мире. Здесь человек включает в свой образ мира существование внематериального мира.

Эйфория и дисфория

Эйфория - психическое состояние, проявляющееся в повышенном радостном, веселом настроении, это состояние благодушия, беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам. При эйфории наблюдается мимическое и пантомимическое оживление, психомоторное возбуждение. дисфория - противоположное эйфории психическое состояние.проявляющееся в пониженном настроении с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к поведению окружающих, со склонностью к агрессии. Но в редких случаях дисфория может проявляться и в приподнятом и даже экзальтированном настроении с агрессивностью, раздражительностью, напряженностью.

Дисфория наиболее характерна при органических заболеваниям головного мозга, эпилепсии, при некоторых формах психопатий. Поэтому дисфория - это, как правило, патологическое состояние, и его анализ, как и анализ абсистенции, бреда галлюцинаций, ипохондрии, истерии, навязчивых и реактивных состояний, транса, выходит за рамки чистой общей психологии. Поэтому анализ названных состояний производиться не будет.

Дидактогения и ятрогения

Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога (учителя, тренера, воспитателя, руководителя и т.д.). К таким негативным состояниям следует отнести угнетенное настроение, страх, фрустрацию и др., отрицательно сказывающиеся на деятельности и межличностных отношениях ученика.

Дидактогения может явиться причиной неврозов - наиболее распространенных нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, в основе которых лежит непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно переживаемой неудачи, неудовлетворения потребностей, достижения жизненных целей, невосполнимости потери и т.д.

Ятрогения (внушенная болезнь) - отрицательное психическое состояние, возникающее в результате ненамеренного внушающего воздействия врача на пациента (например. при неосторожном комментировании особенностей его болезни), способствующее возникновению неврозов.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама