THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В результате 30% из них просыпаясь, сообщали о том, что во сне они почувствовали укол, и практически в каждом случае им заранее снилось, что по каким-то причинам он сейчас произойдет. К примеру, одному из пациентов снилось, что у него берут кровь из пальца, а другой мог уколоться о розу и так далее. Во многих подобных снах мозг как будто заранее знал, что случится и лишь придумал во сне объяснения физическим ощущениям – именно это подтолкнуло исследователей к мысли, что во время сна его отдельные функции продолжают работать.

В рамках недавно проведенного исследования также было установлено, что во время сна мозг вполне исправно продолжает запоминать информацию. Для подтверждения данной гипотезы ученые взяли двух студентов музыкального колледжа и предложили им выучить большое музыкальное произведение. Учащиеся были подобраны таким образом, чтобы ключевым фактором запоминания для них было именно запомнить пьесу на слух. После нескольких часов репетиций, когда оба из студентов знали произведение примерно одинаково, исследователи отправили их спать. Во время ночного сна один из учащихся непрерывно прослушивал аудиозапись с произведением, в то время как другой просто спал.

В результате первый учащийся наутро смог сыграть произведение от начала и до конца с минимальным количеством ошибок, в то время как второму потребовалось еще четыре часа, чтобы продемонстрировать аналогичный результат. Аналогичные исследования были проведены и на рядовых студентах обычных колледжей. В среднем согласно статистике подобная практика помогала студентам на 30% лучше сдавать экзамены. Правда, в некоторых случаях студенты полностью проваливались, а в рамках отдельных исследований также ученые установили, что попытка запомнить определенный материал ночью, когда мозг должен отдыхать, чревата психическими расстройствами.

Для успешного применения метода рядом со спящим человеком ставится магнитофон, который повторяет информацию, предназначенную для запоминания. Для усвоения информации требуется внимание, которое обычно отсутствует в большей части сна. То есть, в ходе этого упражнения, хотя человек может рудиментарным образом слышать запись магнитофона, он не обращает на получаемую информацию внимания, достаточного для ее удержания в памяти. Вполне возможно, что феномен привыкания способствует тому, что человек не обращает внимания на звучащий голос, делая выбор в пользу отдыха. Это тот же механизм, который позволяет не обращать внимания на сильный храп лежащего рядом человека. Однако очевидно, что существует единственная фаза сна, во время которой становится возможным запоминание информации. Это - так называемая фаза быстрого сна или быстрого движения глаз, во время которой имеются условия, необходимые для усвоения новой информации. Однако в настоящее время можно с полной уверенностью заявить, что гипнопедия не только не является рекомендуемым методом, но даже не считается дополнительной формой для улучшения обучения.

Гиппокампальное перемещение

Итак, установлено, что сон оказывает помощь в закреплении материала, изученного во время бодрствования. Во время сна определенные биохимические процессы завершают процесс консолидации изученного материала, способствуя закреплению и интегрированию материала в системы памяти. Посредством перепроекции гиппокамп посылает кодированную информацию в наиболее сложные зоны мозга.

Когда человек учится, его организму требуется больше времени дня сна. Многочисленные исследования, например осуществленные Вудвортом и Шиосбергом, продемонстрировали, что период обучения, следующий после периода сна, улучшает результаты памяти. Если человек спит мало и его сон тревожен, несмотря на то что он может читать больше, он запомнит меньше информации. Возможно, новая эффективная стратегия заключается в просмотре вечером, перед сном, новой информации, которую нужно закрепить в своей памяти. Сон является насущной необходимостью, предназначенной не только для отдыха. Систематический недостаток сна влечет За собой расстройства памяти и изменения в характере.

Поэтому, для обеспечения наиболее эффективного использования ресурсов памяти, человеку, находящемуся в процессе учебы, следует уделять сну необходимое время. При этом просмотр изученного материала непосредственно перед сном облегчает интегрирование и закрепление в памяти изученного материала.

Феномен обучения во время естественного сна получил название «гипнопедия», от греческих слов hypnos (сон) и paideia (обучение).

Историки утверждают, что этот метод практиковался еще в Древней Индии: тексты старинных манускриптов нашептывались ученикам буддийскими монахами во время сна.

Возрождение и дальнейшее развитие гипнопедия получила в XX веке. В клинике г. Ленинграда провели оригинальный эксперимент: сон трех маленьких девочек сопровождался чтением интересной истории. Сновидения каждой из них, рассказанные утром, оказались похожи. Такой результат заинтересовал науку, и исследования были продолжены.

Работы ученого А.М. Свядоша показали, что человеческий мозг во сне воспринимает и запоминает информацию, поступающую извне. При этом она не искажается и доступна после пробуждения для воспроизведения.

Параллельно с А.М. Свядошем проводились научные изыскания профессором Л.А. Близниченко, который считал сон непозволительной растратой времени и предлагал использовать его более рационально: изучать во сне то, что поддается запоминанию особенно трудно, к примеру, лексику, иностранные слова, термины.

По его теории, память человека наиболее восприимчива:

В последнюю четверть часа до ночного сна - это время построения планов на следующий день, принятия решений, оценки событий прошедшего дня.

В первые 60 минут после погружения в сон,

В последние 30 минут сна до пробуждения утром.

Профессор Близниченко предлагает следующую методику:

Необходимый материал прочитывается, затем прослушивается по радио, громко повторяется следом за диктором, все эти действия сопровождаются успокоительной музыкой. Через четверть часа следует, выключив свет, лечь спать. В это время диктор продолжает читать текст, трижды повторяя, голос становится все тише, переходя в едва слышимый.

Утром диктор вновь читает текст, с нарастающим звуком, музыка будит спящих, за этим следует контрольный тест по проверке усвоенного материала.

Проведенный по этой методике эксперимент в Дубне, показал хорошие результаты: 90% участников усвоили информацию.

Важный момент: этот метод не исключает работу над материалом в бодрствовании, а признает ее важнейшим элементом процесса запоминания.

Интересный факт: женщины лучше воспринимают мужской голос, а мужчины – женский.

Если отбросить опасения и рассмотреть гипнопедию, как дополнительный ресурс в усвоении новых знаний, то он, безусловно, эффективен. Это подтверждается экспериментальными исследованиями: скорость запоминания новой информации увеличивается на 30%. При этом подразумевается не простое прослушивание материала во время сна, а работа над ним в бодрствовании: многократное чтение и запоминание. Мудра народная пословица о рыбке, которую не выловить из пруда без труда.

Эффективность гипнопедии:

Организация ежедневной практики не может не дать положительных результатов:

По-мнению Эдгара По, абсолютно новая информация тягостна для восприятия и усвоения. Запоминание неизвестного раннее материала требует энергетических и умственных затрат. Когда многократно повторяется новый материал, он легче переходит в память, ведь мозг его начинает «угадывать».

Ежедневная практика подразумевает правильный режим сна и бодрствования: ложиться спать и просыпаться приходится в одно и то же время.

Позитивные эмоции: человек просыпается с сознанием того, что ночь прошла с пользой, с чувством удовлетворения от выполненной работы.

Какую роль играет в этом учебном процессе сон?

Чтобы понять это, следует вспомнить информационную теорию сна, согласно которой,

Любая информация, воспринимаемая человеком за день, поступает сначала в кратковременную или сознательную память (в гиппокамп), объем которой ограничен. Затем она передается на хранение в память долговременную или бессознательную (записывается на «жесткий диск» мозга), ее объем безграничен. Передача происходит во сне, когда мозг человека отключен от внешних раздражителей.

Современные исследования калифорнийских ученых Брайса Мэндера и Мэтью Уокера еще раз подтвердили справедливость информационной теории.

Они установили, что информация передается из гиппокампа в префронтальную зону коры головного мозга (так называемый «жесткий диск») во время сонных веретен, предшествующих дельта-сну, в котором происходит запись новых сведений в память навечно. Тем самым в гиппокампе освобождается место для новых впечатлений и знаний.

Сонные веретена представляют собой электрические импульсы (частота: от 11 Гц до 15, длительность: от 0,5 секунды до 1,5), повторяющиеся до 1000 раз за ночь. Наибольшее количество этих импульсов происходит во вторую половину ночи.

По утверждению ученых Брайса Мэндера и Мэтью Уокера, этим обстоятельством объясняется необходимость спать не менее 6 часов, чтобы дать сонным веретенам исполнить свою работу.

Нейрофизиологи с ними солидарны: информация при передаче на хранение в бессознательную память с языка электрических импульсов переводится на молекулярный уровень, записывается посредством кода, основанного на комбинации нуклеотидов. Для этого процесса необходимо определенное время: импульсы будут циркулировать по нейронным кругам до тех пор, пока информация не перейдет в белковые молекулы.

Если человек сокращает свой сон и встает раньше, чем того требует организм, этот важнейший процесс прерывается, отсюда и ощущение усталости после пробуждения: организм не получил должный отдых, мозг не освободился полностью от информационного перегруза предыдущего дня.

По мнению Уокера, сон в развитии человека занимает ключевые позиции, он помогает маленьким детям усвоить лавину знаний, навыков, впечатлений. Поэтому младенцы так много времени проводят во сне. Ученый предполагает взаимосвязь между нарушениями памяти и расстройством сна.

Мэтью Уокер является ярым противником «отсыпания» в выходные дни, и называет это явление «булимией сна». Нельзя успешно учиться, заниматься спортом, создавать художественные шедевры, обкрадывая свой мозг, лишая его сна, - считает Мэтью.

Так учимся ли мы во сне? Безусловно. Наш мозг во время сна производит обкатку тех знаний, которые мы хотим отложить в память на хранение.

Прежде чем перейти к сути статьи, нелишним будет вспомнить старый добрый фильм «Большая перемена», снятый на заре семидесятых годов прошлого столетия (в 1971-72-м). Одним из прелюбопытнейших и совершенно нехарактерных для советского реалистического кино был кадр, когда герой Е.Леонова, пытаясь выучить за 5 минут во снематериал по истории, засыпает под начитывание параграфа из учебника и трансляцию новостей.

Что он выдал на следующий день на уроке, знала вся страна. Метод был представлен режиссером в виде нелепой комической ситуации, но, тем не менее, такая форма обучения практикуется, а ее эффективность исследуют до сих пор ученые самых престижных и знаменитых на весь мир университетов.

Подсознание умеет запоминать

Да что там 1971 год! Тот факт, что спящий человек лучше усваивает и запоминает информацию, был подмечен еще в античные времена. Не очень способных учеников в древней Греции обучали специальным способом. Нет, не держали над пропастью, пока те назубок не выучат уроки, им просто предлагали прилечь отдохнуть, и за время пытались «вложить» в их головы максимум необходимого учебного материала, который древнегреческие двоечники не могли запомнить во время занятий.

Выучить за 5 минут во сне, конечно, удавалось немного, но за часок - другой полудремы невыученный материал можно было наверстать.

В разные времена в разных странах появлялись сенсационные сообщения о феноменальном запоминании во время сна. Факт активизации памяти связывали с тем, что человек в стадии глубокого успокоения работает не разумом, не сознанием, а подсознанием - глубинным инструментом, предоставленным каждому из нас природой.

Первая фаза: эффект налицо

Однако есть и недостаток в такой форме обучения: «запоминалка» остается активной исключительно во время первой фазы сна (мы называем ее дремой, дремотным состоянием), но подсознанию становится абсолютно безразлично все, что мы хотим ему нашептать, после перехода в глубокую фазу - восприятие новой информации в этот момент заканчивается.

Вот поэтому и есть надобность вложиться в короткий период времени и все необходимое выучить за 5 минут. Обучение во снеаприори не может быть длительным процессом.

Поверхностная (первая) стадия сна - это еще и пресловутый альфа-ритм (до 13 Гц), при котором «все невозможное становится возможным». Его часто используют во время медитаций для привлечения в жизнь нужного объекта или события. В случае обучения во сне это еще и улучшение процесса запоминания.

Что можно изучать во сне

Ограничений в выборе предметов, которые вы хотели бы выучить во сне,нет. Каждому что-то дается лучше, что-то - хуже. Если у вас полный порядок с математикой, то нет смысла дублировать изучение этого предмета еще и во сне.

Обычно «сонную педагогику» (научное название - гипнопедия) применяют не только для изучения тех предметов, которые тяжело даются, но и для курса быстрого обучения.

Овладение иностранными языками, приобретение полезных навыков (в их число входят и плавание, и изучение IT-технологий, и постижение азов игры на музыкальных инструментах) стоят в первом ряду среди предметов, поддающихся изучению во сне.

Использовать гипнопедию вполне реально для экстренного запоминания. Например, за день у вас совершенно вылетело из головы, что завтра с утра вам нужно декламировать стихи на дне рождения шефа. А время уже позднее, учить некогда, да и голова «не варит»… Что делать? Во сне!

Прилягте, расслабьтесь, попросите кого-нибудь из домашних, чтобы читал вам стихотворение несколько раз. Но при этом старайтесь не заснуть совсем - иначе результат окажется противоположным. Нескольких минут будет достаточно для изучения. Утром останется только повторить.

Исследователи и скептики

Верят в феномен и без устали его исследуют нейрофизиологи из Северо-западного США). Отчет о результатах каждого своего эксперимента они публикуют в авторитетных научных изданиях.

То, чтовыучить за 5 минут во сне возможно любой предмет любому человеку, они доказывали на примере проигрывания двух простейших фортепианных мелодий, двенадцать нот которых участники исследования выучили во сне даже не за пять, а за четыре минуты.

Но существует в ученых кругах и группа скептиков, доказывающих обратное. Эта группа утверждает, что никакого запоминания во сне не существует, есть лишь возможность закрепить ранее выученный материал.

Гипнопедия и состояние нервной системы

Представители ученого мира именно из второй группы предостерегают, что подобная методика обучения небезопасна: она негативно влияет на нервную систему, держит весь организм в напряжении, не позволяя ему полноценно отдыхать, и особенно нежелательна для растущего организма.

Этот вывод заставил задуматься родителей и школьных педагогов, поэтому экспериментальные уроки для шестилеток, когда им преподавали математику и родной язык во время дневного сна, пришлось в срочном порядке отменить.

Но вот чтение сказок детям перед сном - хорошая традиция. И вполне безопасная.

Что касается гипнопедии, отзывов о ее эффективности 50/50. Некоторые опасаются ее широкого применения, поскольку эффект может иметь и обратную сторону: вместо того чтобы выучить за 5 минут во сненечто полезное, можно заработать хроническую бессонницу и раздражительность.

Осипян Кристина, 9а класс

Данная работа посвящена исследованию состояния человека во сне, автор работы пытается дать ответ на проблемный вопрос - можно ли запоминать информацию во сне?

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение ………………………………………………… стр. 2

II. Теоретическая часть

Как человек запоминает………………………………. стр.4

Развитие памяти во сне……………………………….. стр. 6

Фазы сна……..………………………………………… стр. 7

III. Практическая часть

Результаты анкетирования…………………………………… стр. 9

Проведение эксперимента……………………………………. стр. 10

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. стр. 11

Литература … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 12

Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …стр. 13

I. ВВЕДЕНИЕ

Каждые сутки мы проводим около восьми часов, или треть всей вашей жизни, во сне. Это непреложный закон нашей жизни. Он относится и к животному, и к растительному миру. Сон - это божественный закон, и очень часто мы находим ответы на волнующие нас проблемы именно в то время, когда спим. Многие выступали в защиту теории, что в течение дня в нас накапливается усталость и нам надо лечь поспать для того, чтобы отдохнуло тело, и что во время сна происходит процесс восстановления сил. Это не так. Ничего не отдыхает во время сна. Пока мы спим, наше сердце, легкие и все жизненно важные органы тела продолжают функционировать. Если вы перед сном поели, значит, работает желудок, пища переваривается и усваивается. Кожные железы выделяют пот, а ваши ногти и волосы продолжают расти. Наше подсознание никогда не отдыхает и не спит. Оно всегда находится в активном состоянии и контролирует все жизненные силы. Процесс выздоровления, заживления ран происходит гораздо быстрее во время сна, так как нет вмешательства со стороны сознательного разума. Во сне вы получаете замечательные ответы на все волнующие вас вопросы.

Доктор Джон Байглоу, знаменитый авторитет по исследованию сна, доказал, что ночью во время сна вы получаете множество впечатлений, свидетельствующих об активной работе нервов глаз, ушей, носа и органов осязания, и весь ваш мозг продолжает свою активную деятельность. Ученый утверждал, что главной причиной сна является потребность «более благородной части души объединиться с абстрактностью нашей более высокой сущности и приобщиться к мудрости и предвидению богов».

Доктор Байглоу констатирует далее: «Результаты моих исследований не только укрепили убеждение, что предполагаемый отдых от дневного труда и забот не является главной целью сна, но также более четко прояснили и мое убеждение, что ни один аспект человеческой жизни не заслуживает такого внимания к ее симметричному и безукоризненному духовному развитию, чем тот промежуток времени, когда человек спит». И так, человеческий организм во время сна продолжает работать и обрабатывает информацию, накопленную за день.

Каждый день на человека обрушивается много важной информации, которую нужно запомнить. Как лучше её запомнить? Можно ли запомнить информацию во время сна? Этот вопрос заинтересовал меня, и я решила провести исследование: Можно ли запоминать во сне?

Цель моей работы :

Исследовать, способен ли человек запоминать информацию во время сна.

Я поставила перед собой следующие задачи :

Изучить научную литературу по данной теме;

Изучить различные способы запоминания информации

Провести эксперимент по запоминанию во сне

Исследовать может ли сон, быть способом запоминания информации.

Гипотеза : информацию можно запомнить во время сна путем неоднократного прослушивания информации во время стадий быстрого сна.

В своей работе я использовала методы : социологический опрос, эксперимент, анализ.

II. Теоретическая часть.

II.1. Как человек запоминает.

Если кто-то пожелает освежить в своей памяти воспоминания о местах, которые посетил, где побывал во время последней поездки, совершенной во время отпуска, он может собрать необходимую информацию, просмотрев фотографии, которые сделал сам. Каждая фотография содержит полную и конкретную информацию о том или ином моменте. Однако это - недостаточно хороший способ, чтобы понять принцип функционирования памяти. Процесс запоминания не сводится к рассматриванию альбома с объектами для запоминания, как если бы речь шла о фотографиях. Это - скорее активный и направляемый процесс, в ходе которого происходит отбор наиболее важных данных и их хранение в кодированной форме.

Во время запоминания осуществляются 3 различных операции: получение информации, ее складирование и восстановление. В действительности запоминание нуждается в осуществлении всех 3-х действий, которые обеспечивают деятельность различных зон головного мозга. Можно увидеть, что проблемы памяти в большинстве случаев обусловлены трудностями, которые возникают в фазе восстановления и являются результатом неисправной кодификации. В этих случаях причина расстройств памяти кроется в плохом восприятии или неправильном складировании информации.

Очевидным является тот факт, что восстановление информации - более сложный процесс, чем ее восприятие. В действительности каждый день человек получает большой объем разнообразной информации, и тем не менее в памяти задерживается достаточно ограниченный объем данных. Какой бы полезной ни казалась информация, действительно нужной будет только ее часть. В этом заключается принцип мотивации отбора данных, которые будут находиться в хранилище нашей памяти. Хорошо понимая механизм функционирования процессов, участвующих в деятельности памяти, человек может улучшить ее производительность и составить более полное представление о ее возможностях. Существует множество методов запоминания информации. Существует целое направление в науке, называемое мнемоникой.

Мнемоника - это совокупность методов и правил, служащих для улучшения производительности памяти, основными принципами которых являются упорядочение информации, применение ассоциативного подхода и создание мысленных образов.

Когда в информации есть смысл, она запоминается с легкостью. С другой стороны, иногда требуется запомнить такую информацию, как направление движения, дата или номер телефона. Мнемоника используется для запоминания именно этого вида данных, а также для усиления общей способности к удержанию информации.

Самыми элементарными формами мнемоники являются ритм и рифма . Ритм - это естественный принцип упорядочения информации, многие люди непроизвольно применяют его. Они раз за разом повторяют данные, придерживаясь одного и того же ритма или одновременно подбирая рифмы к ним. Несомненно, подобным образом заучивается таблица умножения или названия рек вашей страны. Самым удивительным образом ритм и рифма для запоминания были использованы в устных культурных традициях стран, на тот момент не обладавших письменностью, например в гомеровской эпопее. Однако нужно обратить внимание на то, что запоминание с использованием ритма и рифмы не гарантирует понимания информации, обеспечивается только ее запоминание.

Другой простой формой мнемоники является использование акронимов, принцип которых состоит в создании слова из начальных элементов, которые требуется запомнить. Например, чтобы лучше запомнить название 3-х греческих архитектурных стилей: ионического, дорического и коринфского, можно образовать акроним ИОДОКО. В конечном счете, техники запоминания придают смысл информации, которая ранее им не обладала, тем самым облегчая процесс запоминания.

II.2. Развитие памяти во сне.

До появления в свет книги Лурия А.Р. "Маленькая книжка о большой памяти" все приемы укрепления памяти назывались "мнемотехникой". Лурия впервые ввел разделение на мнемотехнику (методы, основанные на вербально-логическом мышлении) и эйдотехнику (от слова "эйдос", с греческого- образ; методы, основанные на конкретно-образном мышлении). В своей книге он приводит пример феноменальной эйдетической памяти.

Многочисленные эксперименты показали, что резервы памяти человека связаны с развитием эйдетической памяти. Во многих зарубежных школах учат, как правильно запоминать. Опыт многих наших отечественных ученых убеждает, что запоминать мы и так умеем, надо учиться не запоминать, а воспроизводить.

Развивая воображение, делая работу мозга более пластичным, учеников нужно учить легко припоминать и воспроизводить информацию. Акцент надо делать не на умении запоминать, а на умении воспроизводить. Во многих же книгах учат запоминать. А как научиться воспроизводить? Надо посмотреть, как делают это одаренные люди, как происходит сверхвоспоминание в гипнозе (гипермнезия), как проявляется этот феномен во время стресса (известны случаи сверхвоспоминания во время войны). И в гипнозе человек может вспомнить давно забытые имена, события, прочитанные книги. Точно так же во время гипноза находились пропавшие ключи, спрятанные драгоценности, вспоминались приметы преступников. А состояние гипноза можно сравнить с состоянием быстрого сна. Какие же существуют фазы сна и что такое быстрый сон?

II.3. Фазы сна.

Результаты исследований Н. Клейтмана и Ю. Азеринского показали, что во время сна мозг не бездействует, а демонстрирует различные виды активности. Причем, активность мозга во время сна не хаотична, а имеет ярко выраженный цикличный характер. За 8 часов сна (продолжительность, рекомендованная для полноценного отдыха организма взрослого человека), наблюдается в среднем 5 циклов длительностью 90-100 минут, при этом в рамках каждого из циклов отмечаются две фазы сна – фаза медленного и фаза быстрого сна.

Фаза медленного сна. На долю медленного сна приходится порядка 75% общей протяженности ночного отдыха человека. В фазе медленно сна наблюдается уменьшение частоты дыхания, снижение ритма сердцебиения, расслабление мышц и замедление движения глаз. Однако, фаза медленного сна не является неким однородным процессом. Внутри нее выделяют четыре стадии, каждой из которых свойственны различные биоэлектрические характеристики и показатели глубины сна или пороги пробуждения. По мере углубления медленного сна постепенно снижается активность человека, все сложнее становится его разбудить. При этом в глубоких стадиях фазы медленного сна возрастает сердечный ритм и частота дыхания, которые компенсируют уменьшение глубины дыхание и снижение артериального давления. С точки зрения физиологии именно в фазе медленного сна происходит реабилитация и оздоровление организма – восстанавливаются клетки, структура тканей, происходит мелкий ремонт внутренних органов человека, восстанавливается энергетический баланс. Первая стадия медленного сна называется дремотой. Во время дремоты человеку свойственно «домысливать» и «допереживать» те идеи, которые были особенно актуальными для него на протяжении дня. Мозг интуитивно продолжает искать ответы на вопросы, которые не были разрешены, появляются полусонные мечтания, иногда человек видит сноподобные образы, в которых реализуется успешное решение его проблемы. Электроэнцефалограмма на первой стадии медленного сна показывает существенное снижение, практически до минимальных показателей, альфа-ритма, который является основной характеристикой состояния бодрствования человека. На смену дремоте приходит сон медленной глубины. Эта стадия характеризуется учащенным альфа-ритмом или ритмом «сонных веретен». Отключение сознания начинает чередоваться с порогами высокой слуховой чувствительности. Примерно 2-5 раз в минуту человек находится в состоянии, когда его очень легко разбудить. На третьей стадии медленного сна «сонных веретен» становится значительно больше, затем к участившемуся сну медленной глубины добавляются дельта-колебания. По мере возрастания амплитуды ритм колебаний замедляется, и наступает четвертая стадия, которую принято называть глубоким сном (дельта-сном) фазы медленного сна. В стадии дельта-сна человек начинает видеть сновидения, сенсорная активность притупляется, и разбудить спящего становится довольно сложно. Чтобы восстановиться физически, человеку достаточно порядка 3-4 часов медленного сна. Примерно через час-полтора после засыпания, непосредственно за четвертой стадией фазы медленного сна наступает фаза быстрого сна.

Фаза быстрого сна (быстроволновой или парадоксальный сон). Быстрый сон, так же известный как быстроволновой или парадоксальный сон, характеризуется существенными изменениями в поведении спящего. Наблюдения позволяют сделать выводы, что для стадии быстрого сна характерно усиление деятельности дыхательной и сердечнососудистой систем. При этом частоте сердечных сокращений, равно как и дыханию, свойственна некоторая аритмичность. Мышечный тонус падает, диафрагма рта и шейные мышцы полностью обездвиживаются, но при этом активный и выраженный характер приобретают движения глазных яблок под сомкнутыми веками. Именно в этой фазе человек видит сны, более того, если разбудить спящего «быстрым сном», он, скорее всего, будет отчетливо помнить и сможет рассказать о том, что ему приснилось.

Фаза быстрого сна становится более продолжительной от цикла к циклу, но одновременно с этим уменьшается глубина сна. Несмотря на то, что быстрый сон в каждом последующем цикле все больше приближается к порогу бодрствования, разбудить человека, пребывающего в парадоксальном сне значительно сложнее.

Каким образом происходит чередование фаз сна? Если продолжительность ночного сна человека составляет 8 часов, длительность фаз от цикла к циклу меняется. При этом, в первом 90-100 минутном цикле, преобладает медленный сон, а фаза быстрого сна может отсутствовать. В следующем цикле, медленный сон становится чуть менее продолжительным, уступает свое место быстрому сну, который может длиться буквально несколько минут. При переходе к третьему циклу, доля быстрого сна увеличивается, а к моменту завершения сна, быстрый сон откровенно преобладает над медленным. Ученые утверждают, что именно поэтому, человек, проснувшийся не от воздействия раздражителя, например, будильника или телефонного звонка, всегда отчетливо помнит свои сновидения.

III. Экспериментальная часть.

III.1. Результаты анкетирования.

Перед тем как начать эксперимент, я провела анкетирование учащихся нашего класса. Вопросы анкеты были следующие:

Считаете ли вы, что сон нужен для отдыха? Что организм отдыхает во время сна?

Знаете ли вы, что такое быстрый и медленный сон?

Считаете ли вы, что во время сна можно запоминать?

Пробовали вы использовать эту методику?

Если пробовали, то когда информация запоминается лучше: во время сна или во время бодрствования?

По результатам опроса(см. приложения1-5) из 28 респондентов:

18 считают, что сон нужен для отдыха, и что организм отдыхает во время сна. 10 человек считают, что организм не отдыхает во время сна;

10 имеют понятие о быстром и медленном сне, 18 - не знают чем медленный сон отличается от быстрого;

26 респондентов считают, что во время сна можно запомнить информацию, двое считают, что во время сна запомнить невозможно;

5 респондентов в своей практике пытались использовать методику запоминания во сне, 23 не использовали её.

Из 5 респондентов, которые использовали методику запоминания во сне, двое считают, что информация запоминается во время сна, а остальные считают, что информация лучше запоминается во время бодрствования и во время сна запомнить невозможно.

По результатам анкетирования, можно сделать следующие выводы:

1.Большая часть опрошенных не имеют представления, чем медленный сон отличается от быстрого,

2.Большинство респондентов не использовали методику запоминания во сне,

3. Для более эффективного использования данной методики, нужно знать, когда человек способен лучше запоминать информацию - во время быстрого или медленного сна.

III.2. Проведение эксперимента

Исследование запоминания во сне я проводила как во время стадии медленного сна, так и во время быстрого сна. Во время медленного сна эксперимент я проводила с младшим братом, когда он крепко заснул. Стадия медленного сна наступает после того как человек заснул. Эксперимент заключался в следующем: я обычным голосом читала вслух художественное произведение «Утопленница», которое моему брату было задано по литературе. При этом брату я не сказала, что буду проводить эксперимент. Я прочла отрывок из произведения дважды. Наутро я спросила брата, запомнил ли он то, что я читала. Он информацию не запомнил, мало того, он даже её не слышал, и о чем я читала, не знает.

На стадии быстрого сна (утренние часы перед просыпанием) эксперимент был проведен со мной. В проведении эксперимента мне помогала мама. Она рано утром, пока я еще спала, включила магнитофонную запись с главой «Белла»-М.Ю. Лермонтова, (повесть «Герой нашего времени»). Затем, когда я проснулась, мама спросила меня содержание главы. Конечно, были небольшие погрешности, но результат всё таки был.

На мою удачу, на следующий день, когда мы пришли на урок, один мой одноклассник, нецеленаправленно погрузился в стадию быстрого сна(дремоту), в это время нам объясняли новый материал. После урока я подошла к однокласснику и спросила, запомнил ли он что-нибудь? Ответ был положительным. После этого, я задала ему несколько вопросов. Так же присутствовали погрешности, но материал был усвоен.

Можно сделать вывод, что для выполнения любой задачи наяву или во сне, необходимо настроить организм, как бы дав ему указание, что необходимо делать. Таким образом, информация запоминается лучше во время стадии быстрого сна.

IV. Заключение.

Перед проведением исследования, я выдвинула гипотезу: информацию можно запомнить во время сна путем неоднократного прослушивания информации во время стадий быстрого сна. В результате проведенного эксперимента эта гипотеза подтвердилась частично.

При проведении эксперимента выяснилось, что в этом, казалось бы, легком опыте, содержатся неожиданные трудности. И самая главная из них: как научиться просыпаться, продолжая спать и читать нужные нам страницы. Выяснилось, что как только начинаешь видеть сновидение, то тут же просыпаешься, потому что слишком пристально "всматриваешься" в сон. Ведь ты начинаешь анализировать текст, задавать себе вопросы. Или делаешь слишком настойчивые усилия, чтобы изменить или продолжить сон. В любом случае волевое усилие все портит. Итак, мы выяснили, что не надо делать. А что надо? Есть один небольшой секрет в управлении сновидениями. Этот секрет - дремота. Это состояние нашего мозга, которое бывает в момент засыпания или пробуждения. Ты вроде еще не спишь, но уже и не бодрствуешь. Мысли текут вяло, путаются. Ты постепенно погружаешься в сон. И в этом коридоре между реальностью и темнотой надо задержаться, побыть в нем подольше. Как это сделать? Как не оказаться сразу во власти сна? Первое, это сделать вид, что ты что-то забыл в этом коридоре и вот-вот найдешь. Эти что-то может быть твое желание увидеть любимый мультфильм или представить осуществленным желание, которое не удалось выполнить днем. Цепляясь мысленно за желаемое, ты незаметно входишь в царство сновидения и начинаешь видеть то, что заказывал перед засыпанием. Точно такая же тактика должна быть в момент пробуждения. Однако очевидно, что существует единственная фаза сна, во время которой становится возможным запоминание информации. Это - так называемая фаза быстрого сна или быстрого движения глаз, во время которой имеются условия, необходимые для усвоения новой информации. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Необходимо использовать различные методы запоминания, которые являются наиболее оптимальными в конкретных условиях;

С методикой запоминания во сне знакомы не все или не имеют представления об особенностях её использования;

Данную методику можно использовать с учетом фазы сна;

Запоминание информации происходит в период быстрого сна.

V. Литература

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%ED

«Сборник рефератов по биологии» 9 класс, издатель «ЭКСМО»2003

«Физиология человека» Учебная литература для студентов медицинских институтов Г.И.Косицкого 1985

VI. Приложение

Запоминать информацию во сне — мечта любого школьника или студента. Помните это распространенное предэкзаменационное поверье: положить перед сном книжку под подушку, и гарантированы. Утром будете знать все, что там написано.

Конечно, этот метод запоминания никогда не срабатывал. Но, оказывается, есть несколько вещей, которые можно запомнить во сне.
Сон состоит из двух фаз: медленной и быстрой. В медленную фазу сна наши воспоминания переносятся из краткосрочной памяти в долгосрочную, в которой они остаются еще какое-то время и не заменяются новыми.

Первые полтора часа самые важные: именно в это время происходит «расфасовка» событий дня. Во время описанных экспериментов ученые заметили, что люди, подвергавшиеся звуковому воздействию ночью, проводили больше времени в медленной фазе сна. Так что вы действительно можете улучшить кое-какие навыки во сне.

Запоминание информации во сне: учим иностранные слова

В недавнем эксперименте Томас Шрейнер и Бьорн Раш из Университета Цюриха предложили немецким студентам начать учить голландский язык с нуля. После повторения нескольких новых слов ученые разделили студентов на две группы и предложили им вздремнуть. Несколько часов первая группа прослушивала аудиозапись во сне, вторая же дремала в тишине.

Позже участников протестировали. Те, кто спал по аккомпанемент новых слов, переводили их лучше. Чтобы убедиться, что открытие было связано именно со сном, ученые собрали еще одну группу. Теперь, пока первая половина спала под колыбельную из новых слов, вторая гуляла по парку. И опять спящие гораздо лучше справились с финальным тестом.

Как вспоминать забытые вещи

В 2013 году исследователи попросили 60 здоровых взрослых людей поместить виртуальный объект на определенное место компьютерного экрана. Когда участники выбирали место и помещали туда объект, раздавался своеобразный звук. У каждого объекта была своя «стоимость» — баллы, которые участник мог бы получить за предмет на финальном тесте. Звуковой сигнал также различался, в зависимости от «стоимости».

Потом ученые провели два эксперимента, в каждом из которых некоторым волонтерам было предложено поспать полтора часа.

Во время первого перерыва участники спали без всякого звукового сопровождения, а во второй раз каждому из них был проигран звук, который раздавался при правильном размещении объекта на экране. При этом другая половина участников не спала, но мелодии звучали и для них тоже.

Неудивительно, что, поспав, люди забывали месторасположения объектов. Однако в их воспоминаниях что-то оставалось, если они прослушивали звуковое сопровождение, причем неважно, во сне ли или бодрствуя.

Интересно, что всем участникам проигрывался звук «дешевых» объектов, но участники, которые спали, смогли вспомнить местоположение большего числа предметов: один звук вызвал сразу несколько связанных воспоминаний.

Память и методы запоминания: подтягиваем музыкальные навыки

Если вы учите новую мелодию, прослушивание ее во сне может помочь вам лучше сыграть ее в следующий раз. Это выяснили ученые Северо-Западного Университета штата Иллинойс.

Они отобрали 16 волонтеров с совершенно различным музыкальным образованием и предложили им выучить две мелодии, нажимая на кнопки в нужный момент, — как это происходит в игре Guitar Hero.

Потом им предложили поспать полтора часа, на протяжении которых ученые включали одну из выученных ранее мелодий. Когда участники эксперимента проснулись, они могли лучше сыграть любую из двух композиций, но все допустили меньше ошибок при игре той мелодии, которую они слышали во сне, сами того не зная.

Особые воспоминания

Наш мозг использует целевой отбор, когда разбирает наши воспоминания за день и отделяет самые важные от тех, что менее важны. Те, которые мозг помечает как «важные», отправляются в долгосрочную память, остальные же быстро заменяются новыми. Но есть мнение, что эту систему можно «взломать».

Недавнее исследование Университета штата Иллинойс показало, что люди, которые слушали звук, связанный с их воспоминанием (даже не слишком важным), помогал запомнить его надолго. Сначала группу волонтеров попросили расположить иконки на компьютерном экране в определенные места. Машина была запрограммирована выдавать специальный звук каждый раз, когда объект помещался на свое место.

Иконка с кошкой мяукала, колокольчик издавал характерный звон и так далее. Потом участники отправлялись спать. Половине спящих проиграли звук некоторых иконок, другая половина спала в полной тишине.

Люди, которые прослушивали те или иные звуки во сне, лучше могли вспомнить расположение объектов. Звук одной иконки запускал сразу несколько связанных воспоминаний, как и в предыдущем опыте.

Результаты всех экспериментов сходятся в одном — память работает лучше не из-за посторонних звуков во сне, а просто из-за самого состояния сна. Этот вывод делает британский The Guardian.

Сон помогает уравновесить все, что было выучено до него, но запоминать во сне информацию, которой до засыпания в голове не было, невозможно. Так что накануне важных экзаменов не стоит мучить себя аудиоуроками, а лучше хорошенько выспаться.

Известно, что школьники и студенты накануне экзаменов кладут под подушку конспекты, чтобы лучше усвоить материал. И это вовсе не суеверие. Израильские нейрофизиологи выяснили, что наш мозг способен запоминать новую информацию, не только бодрствуя, но и во время сна — допустим, устанавливать ассоциации между определенными запахами и звуками.

Группа исследователей во главе с Анат Арзи из Института наук Вайцмана в городе Реховот провела серию опытов с командой из 28 добровольцев, отличавшихся крепким сном. Когда испытуемые засыпали, им проигрывали один из нескольких звуковых сигналов, после чего подносили к носу палочки с образцами тех или иных запахов. Среди запахов были как приятные — скажем, аромат шампуня или дезодоранта, так и неприятные — экстракт тухлой рыбы и гнилого мяса.

Ученые следили за работой мозга своих подопечных при помощи энцефалографа. В тех случаях, когда раздражители будили людей, их "дисквалифицировали" — выводили из команды, так как здесь уже не шла речь о чистоте эксперимента.

Оказалось, что при воздействии раздражителей на мониторах появлялись характерные линии, свидетельствующие о том, что мозг обрабатывает полученную информацию. Кроме того, если испытуемые ощущали неприятные запахи, у них снижалась глубина дыхания, а если приятные — они начинали "принюхиваться".

На следующий день исследователи только "проигрывали" добровольцам звуки, ранее предшествовавшие запахам. Реакция была такая же, как и в случае с запахами: мозг запомнил, чему предшествовал тот или иной звуковой сигнал, наподобие тому как пресловутые собаки Павлова связывали начало кормления с зажиганием лампочки.

По словам Арзи и ее коллег, подобное запоминание возможно лишь в фазе так называемого медленного сна. Если эксперименты проводились, когда люди пребывали в фазе быстрого сна, никаких ассоциаций между звуками и запахами у них не возникало. Как утверждают ученые, это связано с так называемой "сонной амнезией": мы теряем память о сновидениях, которые посещают нас в данный период. Запомнить то, что нам снилось во время быстрого сна, можно, если нас в этот момент резко разбудить.

"Теперь, понимая, что обучение и усвоение новой информации во время сна возможно, мы желаем понять, как далеко простираются пределы этой способности, а именно — что можно запомнить во время сна, а что нельзя", — говорит Арзи.

Кстати, в свое время практиковался метод обучению иностранным языкам во время сна — людям просто включали запись с голосом преподавателя. Считалось, что обучение эффективно благодаря работе нашего подсознания. Однако большинство специалистов отнеслись к ноу-хау весьма скептически.

Очевидно, что информацию во время сна можно запомнить, но для этого необходимо не просто класть учебник под подушку и засыпать на нем. Просто, если мы читаем какой-то материал перед экзаменом, то за ночь он лучше укладывается в голове…



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама