THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоевленского собора в ЕлоховеПротоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове:

– Святые образы, песнопения и чтения – весь строй богослужения в храме невозможно воспроизвести, просто включив аудио или видеозапись литургии у себя дома. Особенно если мы так делаем не потому, что тяжко больны и не в силах дойти до храма, а только из-за собственного нерадения.

Если человек не участвует в храмовой молитве, избегает общества своих собратьев во Христе, он избегает общения и со Христом. Нам не дано постичь, как действует Божия благодать. Мы не должны сравнивать, что важнее, противопоставлять единение в Таинстве Евхаристии и благодать, которая посещает душу во время храмовой молитвы. Иначе мы начнем служить букве, а не духу.

Если говорить о подготовке к причастию, то на практике выходит обычно так: если человек живет в Церкви, молится, исполняет молитвенное правило, то этого уже достаточно для подготовки к причастию, и духовник, который наблюдает за духовной жизнью пасомого, благословляет его. В этом случае принятие Святых Христовых Тайн становится абсолютно естественным и закономерным: это уже неотъемлемая часть жизни. Образцом такой жизни в Церкви для своих прихожан должен быть сам священник.

Но часто мы молимся очень нерегулярно, да и учиться этому все никак не хотим. Тогда, конечно, необходимы правила трехдневного поста и сугубой молитвы перед принятием Святых Христовых Тайн.

Главное – чтобы не возникло обыденного отношения к Евхаристии, «привыкания», когда теряется благоговение, то есть память о Боге. Это опасное духовное состояние. Поэтому самое трудное – постоянно сохранять внимание к себе, к своему духовному миру, к каждому шагу своей жизни. Ведь все мы везде и всюду ходим перед Богом.

священник Александр Стародубцев, клирик храма на Краснопресненской набережной при ЭКСПО-центреСвященник Александр Стародубцев, клирик храма Серафима Саровского на Краснопресненской набережной:

– Быть на литургии, если по каким-то причинам в этот день не причащаешься не только не предосудительно, но важно и душеполезно. Четвертая заповедь говорит нам посвящать седьмой день Богу. Не в размышлениях о Боге, лежа на диване в ожидании или приготовлении обеда, мы должны проводить этот день. А уже с утра должны быть в храме Божием. Даже если не причащаемся. Молитва в церкви важна тем, что храмовая молитва – это молитва соборная: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Получается, что каждое настоящее собрание христиан сопровождается личным присутствием Иисуса Христа. Господь обещает подать нам или тем, кому мы что-то просим, если оно во благо.

Храм – место особенного пребывания благодати Божией. Молитва за богослужением, где приносится Бескровная Жертва, – чрезвычайно важное событие для человека. Конечно, похвально, если человек причащается регулярно, раз в две-три недели. Но снова и снова скажем, что даже если человек не причащается, молитва за литургией – молитва особая, и ее наличие в жизни очень важно. Не случайно из древних правил мы знаем, что тот, кто не посещал более трех воскресных литургий, получал отлучение. Фактически он свидетельствовал о себе, что христианин он лишь иногда.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: "Прослушав Божественную литургию, пади ниц и благодари Господа, сподобившего тебя такого великого счастья".

Вот как пишет о нашем вопросе митрополит Вениамин (Федченков): «Други мои, помните правило святых отцов: человек, три воскресенья подряд не побывавший у литургии; лишается христианского погребения. Не пропускайте этих трапез Господних, считайте потерянным тот праздничный день, в который вы не слышали Божественной литургии. Скажу притчу: один крестьянин имел сто пудов хлеба и променял его на лохмотья. Скажите, разумно ли он поступил? – Нет, не разумно. Как же еще более неразумно поступает тот, кто меняет Хлеб жизни Небесной на лохмотья жизни земной! Господь зовет на вечерю Тайную, а он отвечает: "На торг нужно идти, огород не убран, полоса не досеяна". Не знает он, несчастный, что зерно, которое он бросает в землю во время литургии, выйдет больным, чахлым, не принесет ему плода. Други мои, давайте помолимся со мной: "Господи, благодарим Тебя за дар Твой, благодарим Тебя за то, что сподобляешь нас слушать литургию Божественную и вкушать Пречистое Тело Твое и Животворящую Кровь Твою. Молим Тя и о тех, которые ушли от Святой Чаши Твоей, не хотят найти утешения в Тайнах Твоих спасительных. Ты вразуми и приведи их к Себе, чтобы и они были с нами в Церкви Твоей".

Песнопения-то можно дома послушать, но вот как услышать священника и диакона, взывающа и глаголюща, священника, объясняющего Священное Писание дня? Как предстать перед намоленными образами, как особенно ощутить себя частью земной Церкви, так, как мы ощущаем это в храме? Возвращаясь к Ветхому Завету и событиям появления первого храма – Скинии – вспомним, что ее создать сказал Бог. И посещать ее тоже сказал Бог. И нам остается либо слушать Бога, либо себя.

Для того же, чтобы причащаться часто, надо бы взять благословение знающего тебя священника, желательно духовника. Он, как правило, знает, насколько серьезно идет обычно подготовка, как жизнь человека подчинена духовному устремлению. Если же благословение дано, то ясно, что, подготовка должна быть максимально серьезна. Время между таинствами нужно проводить в трезвенности и сосредоточенности на том, а как я живу. Странно причащаться часто, а время между принятием таинств проводить за праздными и недушеполезными занятиями.

Те, кто часто причащаются, могут сказать о таком греховном явлении, как привыкание к святыне. Это один из опаснейших грехов. Отчасти и поэтому в среднем люди причащаются раз в две-три недели, кто-то и раз в месяц. Конечно, объем поста и молитвенного правила должны быть согласованы с духовником. Из служебника мы знаем, что для священника вне зависимости от частоты его служения, правило не предлагается сокращать, поэтому в плане молитвы каноны и Последование видятся обязательными к прочтению в любом случае для того, кто решил часто приступать к Чаше. Вопрос о частом причащении весьма и весьма индивидуален, часто время, когда Таинство Причащения становится чаще – это Великий пост. Так происходит для особой благодатной помощи человеку в несении поста. К примеру, человек начинает причащаться еженедельно, а в последнюю неделю Поста – также в Великий Четверг и на Пасху.

протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма в КрапивникахПротоиерей Александр Абрамов, настоятель храма Сергия Радонежского в Крапивниках

– Наше церковное сознание в своем регрессе зашло уже очень далеко. Ясно, что была прервана традиция церковной жизни, что сегодня приходиться создавать ее заново, люди десятилетиями были лишены полноценной духовной дисциплины, и знания об этой дисциплине у нас в основном из книг, а не из собственного живого опыта. Но иногда стоит вспоминать, что такая дисциплина существует. Каноны Церкви подвергали прещениям того, кто не был на литургии три воскресенья подряд.

Об этом говорит 80-ое правило Трулльского собора. Оно предписывает посещать богослужения в воскресные дни, оставляя вопрос участия в Таинстве Евхаристии на усмотрение каждого: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения».

В нашем приходе на практике так сложилось, что члены общины, то есть те, кто регулярно ходит в храм, молится и постится, стараются часто исповедоваться. По крайней мере, это происходит раз в неделю или раз в две недели. Многие из них и причащаться стараются чаще. Эти люди уже живут церковной жизнью, у них есть опыт молитвы, поэтому подготовка к принятию Причастия для них также является естественной частью их жизни. Духовник иногда в силу тех или иных важных причин может благословить их причащаться, даже если они по каким-либо причинам не вычитали полное молитвенное правило или в чем-то ослабили пост. Абсолютным минимумом в этом случае является последование ко Святому Причащению. Но это, все же, исключение – желательно молитвенное правило не сокращать никогда.

Есть распространенное заблуждение: некоторые люди, которые готовятся к Причастию, при строгом выполнении пищевой стороны поста, почему-то считают возможным пропускать вечернее богослужение и приходят только на литургию. Это как раз неприемлемо. Основное богословское содержание воспоминаемых за богослужением событий как раз изложено в изменяемых песнопениях всенощного бдения. Плохо, если человек стремится к Чаше, хочет причащаться, но при этом не желает участвовать в богослужениях более осмысленно и понимать их значение.

По опыту могу сказать, что в последнее время число тех, кто приступает к Таинству Причащения, растет. На нашем приходе обычно причащается не меньше половины тех, кто был за литургией, если речь идет о воскресном дне.

В любом случае, подобно тому, как если вы взяли на себя обязательство молиться утром и вечером, вы, даже если молитва «не идет», не бросаете все, а все равно читаете правило и, несмотря на принуждение себя, получаете духовную пользу. Так и молитва за литургией: даже если по каким-то причинам вы в этот день не причащаетесь, это не повод отлучить себя от общения с Богом. Своим приходом на литургию вы свидетельствуете о верности Христу, о том, что принадлежите его стаду, исповедуете Его. Спаситель сказал: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32-33).

протоиерей Глеб Грозовский, духовник ФК "Зенит"Священник Глеб Грозовский, заместитель руководителя отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской митрополии, духовник футбольного клуба «Зенит»:

– Ответ очень простой и однозначный, озвученный достаточно давно Самим Господом Иисусом Христом: "Примите, ядите..." (Мк. 14, 22). Не сказал Он, один раз в год или раз в неделю, а "Пийте от нея всии..." (Мк. 14, 24). И так было каждый раз, когда ученики Спасителя нашего собирались вместе для преломления хлеба (Деян. 2, 42). Каждый раз. А собирались они минимум раз в неделю, а порой и каждый день. В монастырях IV-V веков, монахи, даже спасаясь в пустыне, раз в неделю обязательно собирались для общей литургии, за которой все непременно соединялись с Богом в Таинстве Причастия.

Периоды евхаристического упадка и подъема наблюдались в разное время на протяжении всей истории. В XIX столетии порой доходило до абсурда, когда офицеры отправляли в Епархиальное управление списки причащавшихся один раз в год солдат.

Как часто надо причащаться? Этот вопрос обсуждают и в Оптиной Пустыни, и в Троице-Сергиевой Лавре, но однозначный ответ можно найти только в Новом Завете или Священном Предании.

Чтобы не было споров и разногласий, всем православным будет полезным прочитать труды преподобного Никодима Святогорца и преподобного Макария Коринфского "Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин". Кто не сможет найти для этого времени, пусть будет знаком с высказыванием святого апостола Павла: "...Каждый раз, когда вы едите этот хлеб и пьете из этой чаши, вы свидетельствуете о смерти Господа. Делайте так, пока Он не придет" (1 Кор. 11:26). Ну, и чтобы совсем не оставалось сомнений, напоминаю слова из 9 апостольского правила: "Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения Церковнаго". То есть все те верующие, которые приходят в церковь и слушают Писания, но не остаются на молитве и Святого Причастия не приобщаются, должны отлучаться от Церкви, потому что производят бесчинство в церкви.

Конечно, "человек должен проверять себя, прежде чем есть хлеб и пить из чаши," (1 Кор. 11:28), но искать причину в "благочестивых" отговорках вроде таких, как "я не достоин" или "я не готов", весьма не душеспасительно!

В нашем приходе такая практика. Я призываю и по-разному увещеваю: если пришел на литургию, то не будь подобен человеку, которого пригласили на день рождения, готовили, старались, накрывали на стол, а он отказывается от трапезы... Неужели нет желания разделить Трапезу Любви? Христос сделал для нас все, нам осталось только с благодарностью принять Его Дар, а мы вместо того, чтобы искать возможности, ищем причину нашей не причастности Спасителю. Для кого умер Христос и для кого Воскрес? Ради кого совершается служба? Ради праведников или грешников? Священник перед Причастием говорит: "Святая святым". Кому? Святым? Это кто такие? И хор отвечает: "Един Свят, Един Господь Иисус Христос...". Тогда к кому обращены слова: "Святая святым"? К нам, к каждому кто пришел на литургию! «Святой» в переводе с еврейского – «избранный», а вовсе не безгрешный. Да, к нам грешным, но избранным обращены эти слова! И далее называется необходимое условие для соединения с Господом: "Со страхом Божиим, верою и любовию приступите"! А на литургии Преждеосвященных Даров звучат слова: "Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем". Литургия служится для верных (крещенных), дабы в конце ее всем причаститься Тела и Крови нашего Господа.

протоиерей Андрей Соммер, Отдел по делам молодежи Русской Зарубежной ЦерквиПротоиерей Андрей Соммер, заместитель председателя отдела по работе с молодежью при Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви, ключарь собора иконы Божией Матери "Знамение" Курской Коренной в Нью-Йорке:

– К сожалению, практика приходской жизни в Зарубежной Церкви сложилась уже после первой волны эмиграции. И она была такой, что прихожане редко причащались. Сейчас это меняется, и нормальным у нас считается причащаться по всем двунадесятым праздникам или тогда, когда подсказывает совесть – может быть, даже почти каждое воскресение.

При этом все: и прихожане старой закалки, которые причащаются, как правило, только во время Великого поста, и молодежь, в дни Страстной Седмицы обязательно старается приступать к Таинствам Исповеди и Причащения.

Но даже у не очень воцерковленных наших православных за границей и мысли не возникает, что не нужно быть на литургии, если ты не причащаешься. Храм является сосудом благодати, каждый раз, если литургия совершается, то в этом сосуде прибавляется благодать. Сам храм при освящении помазывается миром. Это уже начало накопления благодати "в сосуде". Посещая литургию, мы прикасаемся к этой благодати. А вот дальше пастырю необходимо объяснить прихожанам, что не только нужно прикасаться к Божественной благодати, но нужно ее и принимать, и полностью переменить свой ум и свою жизнь. А это невозможно без Таинств Исповеди и Причащения.

Мы стараемся в проповедях подчеркнуть важность более частого Причастия. А подготовкой к принятию Святых Таин является исповедь. Для этого я составил маленькую брошюру об исповеди: ее мы даем всем, приходящим в наш храм, в том числе тем, кто ждет своей очереди исповедоваться. По крайней мере, пока они стоят в очереди, у них будет возможность задуматься, насколько серьезны Таинства, к которым они собираются приступить.

Морозов.jpgИгумен Нектарий (Морозов), настоятель храма "Утоли моя печали" города Саратова, главный редактор журнала"Православие и современность":

К сожалению, по вполне объективным причинам подавляющее большинство современных христиан не может причащаться столь же часто, как христиане первых веков бытия Церкви. Не потому, что "нельзя" или "запрещено". Нет, просто причащение частое, несколько раз в течение одной недели (а помнится, святитель Василий Великий писал о том, что в его времена в Каппадокии обычным для мирян было приобщаться Святых Христовых Таин четырежды в седмицу) требует и определенного строя всей жизни, и большей строгости к себе, и большей внимательности, серьезности. А к этому готовы оказываются далеко не все...

Что же до посещения Божественной литургии в те дни, когда человек не собирался причащаться, то, безусловно, ничего предосудительного в этом нет - достаточно обратиться к примеру монашеских обителей, в которых литургия служится ежедневно и братия ежедневно пребывают на всех службах. Хотя приобщаются не каждый день. Сам опыт свидетельствует, что чем чаще человек бывает в храме, когда совершается Евхаристия, тем лучше: действие благодати Божией подобно действию солнца, под лучами которого человек отогревается, оживает. А за литургией отогревается и оживает душа.

Нужно определиться: что означает "причащаться часто"? На этот счет существуют весьма различные точки зрения. Мне лично ближе всего мнение архимандрита Иоанна (Крестьянкина), который советовал причащаться в среднем раз в две недели. Поэтому "причащаться часто", как мне кажется, значит причащаться чаще, чем с такой периодичностью. Человек - существо, быстро привыкающее и к хорошему, и к плохому - ко всему, и даже к великому и страшному. А привыкание к святыне, как известна, вещь небезопасная. Поэтому если человек хочется причащаться чаще, то он нуждается в благословении духовника, который подтвердит, что лично ему это будет полезно, а не вредно. Человек такой нуждается в более напряженном молитвенном делании, большей трезвенности жизни.
Известный афонский подвижник иеросхимонах Ефрем Катунакский советовал, например, читать накануне причащения акафист Божией Матери и в течение всего дня обращаться к Ней, прося, чтобы Она сподобила нас причаститься неосужденно. Мне кажется, это замечательное наставление. А вот время поста перед причащением, наверное, можно сократить, если человек причащается, скажем, еженедельно и соблюдает пост в среду и пяток. Но это тоже - на усмотрение духовника.

Еремеев.jpgИгумен Петр (Еремеев), наместник ставропигиального мужского Высоко-Петровского монастыря Москвы, ректор Российского православного университета:

Вопрос причащения за каждой литургией нельзя рассматривать в плоскости церковной дисциплины. Это, скорее, вопрос внутренней готовности человека к приобщению Тела и Крови Господа. И решается он в сердце человека и на исповеди.

Когда я был мирянином, студентом духовных школ, я не задумывался об этом. Ведь в семинарии и академии мы причащались хоть и не на каждой литургии, но довольно часто. К этому располагал сам ритм жизни духовной школы, молитвенная атмосфера в Лавре.

Затем, когда я уже стал священником, то нередко случалось, что в череде ежедневных дел, особенно при поездках и путешествиях, приезжаешь на богослужение не к самому началу, молишься в алтаре, а по окончании вкушаешь антидор со святой водой – и это и есть твое участие в литургии. И, уже имея опыт причащения за каждой отслуженной литургией, я начал ощущать, что духовная жажда в таком своем молитвенном литургическом присутствии остается не до конца удовлетворенной. Ведь молитвенные обращения к Богу за литургией готовят нас именно к принятию Святых Христовых Таин. Поэтому причаститься за литургией также естественно, как приступить к трапезе, ради которой сел за обеденный стол.

Но, безусловно, нельзя сказать, что без обязательного причащения участие христианина в литургии является ненужным или нежелательным молитвенным опытом. Каждый из нас знает, что бывают такие моменты сокрушения сердца о грехах, когда мы не вполне ощущаем себя готовыми к принятию Тела и Крови. К этому, например, можно отнести случаи епитимии, когда душа нуждается в большем покаянии. Ведь по апостолу Павлу, «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11, 28–29).

подготовила Антонина Мага,

корреспондент Журнала Московской Патриархии

Православное богословие и традиция имеют много терминов, которые до сих пор произносят на древнем славянском языке. Один из таких - всенощная. Для каждого верующего важно знать своё вероисповедание, а не просто слепо слушаться священника. Вера, которая не имеет твёрдого основания не является истинной. Апостол Иаков писал: «даже бесы веруют», но их вера не приносит никакой пользы.

Каждый человек имеет возможность обратиться к священнослужителю для того, чтобы получить ответ на интересующие его вопросы. Бог создал Церковь для того, чтобы люди приходили и получали знание и наставления в истине.

Что это такое

Всенощное бдение или Всенощная является радостным праздником для всех православных Христиан. Длится это общение верующих обычно от заката и до рассвета. Поэтому и называется бдением, так как прихожане и служителя церкви будут бодрствовать всю ночь. Сколько будет длиться богослужение также зависит от временных сезонов. Например, зимой с 18:00 до 6:00, а летом с 21:00 до 5:00.

Славянская церковная традиция считает, что по отношению к этому случаю более духовно будет употреблять фразы как: я иду ко всенощной; я возвращаюсь от всенощной и т. д. Иногда люди, в ежедневной речи, могут употреблять термин «всенощная» в смысле пасхального богослужения, которое происходит ночью и состоит из полунощницы, утрени, пасхальных часов и литургии. Римско-католическая церковь празднует аналогичным образом Вигилию (от латинского vigilia ).

Всенощное бдение имеет обычай быть проведённой накануне следующих событий:

  1. Воскресных дней.
  2. Двунадесятых праздников.
  3. Праздников, отмеченных особым знаком в Типиконе.
  4. Дней храмовых праздников.
  5. Любого другого праздника в соответствии с настоятелем храма или с местной традицией.

В промежуток от вечерней до утреней, после ектеньи проводится - усиленное моление. Христиане призываются одним сердцем избавиться от всех лишних мыслей и полностью посвятить себя взыванию к Всевышнему.

История и значение

Толкование всенощного бдения очень простое - это ночная молитва, совершаемая христианами на коленях. Многие великие святые считали, и до сих пор считают, что молитва является высочайшей из добродетелей. Делами можно помочь человеку, но когда мы молимся, Сам Бог нисходит и помогает. О некоторых молитвенниках в истории говорилось что враги боялись их молитв больше чем десятитысячной армии.

Читая Писание, несложно заметить рассказы о такой практике уже в ветхозаветной церкви. Например, Иосиф, сын Израиля, имел обычай выходить в ночное время для молитвы и рассуждений. И также Царь Давид часто не давал себе уснуть для того, чтобы побыть наедине и молится. Наиважнейшим подтверждением является Сам Господь Иисус Христос и Его апостолы.

Но исторически, всенощное бдение было определено и официально признано Церковью во времена Иоанна Златоуста. Со временем порядок этого богослужение был улучшен и обогащён и другими святыми, как Иоанн Дамаскин и Федор Студит. Бдение часто связывают с призванием христиан к тому, чтобы быть всегда трезвыми, молится непрестанно и помнить о том, что Господь грядёт.

Особенно во времена гонений христиане собирались на всеобщую молитву именно в ночное время. Их часто обвиняли в том, что они развращают детей, в атеизме, людоедстве, и в других ужасных вещах. Так как приходилось прятаться от властей, они выбирали более тайные места, в катакомбах и на кладбищах.

Во II-III вв. еках очень распространилось движение отшельников и монахов. Помимо аскетизма, они часто проводили всю ночь в молитве, пении и в восхвалении. Для отцов Церкви бдение имело эсхатологические оттенки. Бдение считалось образом духовной жизнь. Христианин должен всегда помнить о кресте Христовом, о Святом Евангелии, о прощеных грехах и о награде на небесах за верность. Греческий термин «агрипния» встречается в записях Василия Великого. Он писал о том что такого рода собрания проводились во многих местах на Востоке и происходили накануне воскресных дней.

Как происходит

Молитвенные ночи имеют глубокий духовный смысл. Церковь провозглашает что красивый свет захода солнца изображает духовный образ света Христа. А также взгляд молящихся людей направляется на будущий свет Божьего Царства. Господь обещал, что придёт за теми , кто ждут Его. И Его пришествие будет в присутствии святых ангелов, которые будут нести радость тем, кто веруют, и разочарование и суд - отвергшим Божьего Сына.

Сравнить всенощное бдение можно с принципом, который присутствует в наше культуре на Новый год. Люди расстаются с плохим и приветствуют хорошее. Таким же образом христиане, при бдении, празднуют новое начало; тьма уходит, а свет торжествует. Невозможно уйти не изменённым с такого служения. Поэтому бдение служит как приготовление к Божественной литургии и к Евхаристии.

Сколько длится такое богослужение

Канон на всенощном бдении имеет свои особенности и должен соответствовать определённым критериям. Такое служение имеет довольно длинное последование, состоящий из более чем 20 действий.

На данный момент исходя из того, что среди верующих есть старые и немощные, традиция может быть более снисходительной к людям. Таким образом, возможно побыть на служении несколько часов, а потом возвратится домой.

Исповедь во время всенощного бдения

Одно из важнейших составляющих молитв прихожан является исповедь своих грехов перед Богом. Помимо исповеди перед священником, каждый христианин должен приходить к Богу с молитвами и с исповедью. Исповедь имеет в себе огромную силу. Апостол Иоан побуждает нас жить во свете, и не оставаться в темноте. Грех по своей природе любит темноту. Но мы можем его победить, только если выносим его на свет. Свет освящает людей и показывает им какими они являются. Бог хочет, чтобы христиане исповедовались . Церковь объясняет, что бдение может помочь человеку избавиться от плохих и греховных привычек.

Структура богослужения

Такой древний обряд имеет историческое значение и является символом Ветхого и Нового Заветов. Структура, которая применяется на таких богослужениях следующая:

Таким образом, объясняется весь Евангелия. Люди имеют возможность понять Кем является Бог, насколько Он свят и всемогущ; мы ослушались Его и согрешили; но Он, в Своей великой милости, послал нам Спасителя. В следствии, человек может уверовать в самые важные учения христианства и присоединится к Церкви.

Евангелия может утолить нужду наших сердец полностью и исключительно. Не стоит думать что если мы принадлежим христианскому вероисповеданию и церкви, то мы уже не нуждаемся не в чём. Бог - нужда сердца христианина. Он создал нас для Себя и наши души не будут иметь покоя, пока не найдут его в Нём. Помимо спасения , которое обретается через веру в Иисуса Христа, христианин имеет нужду в постоянном освящении. Поэтому следует продолжать молится и очищать свои души каждый день, пока Господь не придёт.

Для чего приходить на всенощное бдение? Можно ли пропускать эту службу? Что делать тем, у кого нет времени?

Обязательно ли присутствовать на вечерней службе? Исповедаться ведь можно прямо во время литургии. Или все-таки присутствие на всенощном бдении должно стать для верующих таким же обязательным, как и присутствие на литургии?

Наша жертва Богу

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого Александра Невского при МГИМО (Москва):

Литургический день – совокупность всех богослужений суточного круга, венцом которого становится литургия.

Почему так трудно молиться на всенощном бдении и так легко на литургии? Потому что всенощное бдение – это наша жертва Богу, когда мы жертвуем Ему своим временем, какими-то внешними обстоятельствами. А литургия – жертва Бога нам. И принимать ее часто бывает намного проще. Но как ни странно, степень принятия этой жертвы от Бога зависит от того, насколько мы готовы пожертвовать Ему.

Всенощное бдение в формальном плане – обязательное богослужение перед причастием.

Весь строй богослужения напоминает нам о событиях божественного мироустройства, он должен сделать нас лучше, настроить нас на жертву, которую Христос уготавливает нам при святом причащении.

Но бывают разные обстоятельства, при которых человек не может попасть на всенощную: сварливая жена, ревнивый муж, срочная работа и так далее. И это причины, которые могут оправдывать человека. Но если он не присутствует на всенощном бдении из-за того, что смотрит чемпионат по футболу или любимый сериал (обратите внимание, я не говорю здесь про гостей – все-таки это немного другое), тогда, наверное, человек внутренне грешит. Причем не перед церковным уставом, даже не перед Богом. Он просто обкрадывает сам себя.

Вообще обокрасть Церковь, храм – невозможно, даже если вынесешь оттуда все иконы и какие-то материальные ценности. Духовный мир – это не банк и не магазин. Ты не нанесешь Церкви ущерба своим недостойным поведением. А вот для тебя внутренние последствия этого – бедственны.

Каждый должен сам задумываться. Если у него есть возможность посетить всенощное бдение, то нужно это сделать. Если нет такой возможности, то стоит задуматься: а как я могу достойно провести этот вечер перед причастием, чтобы подготовиться к принятию святых Христовых Тайн. Может быть, не надо смотреть телевизор, а следует сосредоточиться на духовном размышлении?

Если человек хочет причащаться каждое воскресенье и переживает, если он еще и каждую субботу будет в храме и останется без выходных, без отдыха, возникает вопрос – а для чего ему причащаться каждое воскресенье?

Господь говорит: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:21). Если твое сокровище в кинотеатре, у телевизора, на стадионе – отложи причастие до лучших времен: на недельку, на месяц, на год.

Здесь очень важна мотивация, которая движет человеком. Если ты привык причащаться каждое воскресенье, и это тебя духовно никак не изменяет, не преображает, тогда зачем тебе это?

Может быть, тогда взять меру частоты, которая есть в церковном уставе: причастие – раз в три недели. Время подготовки к причастию в уставе определено так: неделю – готовишься, постишься сухоядением, читаешь молитвы. Потом – причащаешься, неделю внутренне хранишь полученное, неделю отдыхаешь и опять готовишься. Есть вариант, когда форму подготовки ко причастию каждый обговаривает со своим духовником.

Если человек устанавливает себе определенный график причастия, – это хорошо. Только тогда он должен к этому таинству относиться соответственно.

Не только долг…

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва):

Прежде всего нужно сказать о красоте всенощной, содержательности, духовной и фактической ее насыщенности: в богослужении раскрывается и история праздника, и его значение, и смысл.

Но поскольку, как правило, люди не понимают, что читается и поется в церкви, то они многого просто не воспринимают.

Удивительно, что Русская Православная Церковь сохранила в полноте очень сложное, продуманное богослужение. Например, в Греции на приходах подобного уже нет. Там подстроились под современную жизнь, и это по-своему оправданно. Там вечерней службы нет, вечерня не служится, утро начинается с утрени.

Мы служим и вечерню, и утреню вечером. Это некая условность, но она продумана, и те, кто принимали решение именно о таком ходе богослужения, лучше нас понимали устав и решили, что так будет правильнее для сохранения верности традиции.

В Греции приняли другое решение. Утреня там служится, как правило, по одному типу. У нас есть всенощное бдение – торжественное, яркое, красочное, во время него поется много песнопений. В Греции – более однообразно, зато быстро. Вся служба, вместе с литургией занимает часа два. Но это именно в приходских храмах.

В монастырях, а тем более на Афоне, устав сохраняется во всей строгости. Всенощное бдение у них идет действительно всю ночь.

У нас – нет, и в этом тоже некая условность, некое сокращение. Но те, кто разрабатывали это, принимали решение о сокращении исходя из тех или иных обстоятельств, все-таки хотели сохранить для мирян красоту православного богослужения.

Но тут возникает трудность – живем мы в XXI веке: заняты, расстояния большие, люди утомляются, экология ужасная, здоровье, а лучше сказать, нездоровье, ей соответствует. Хотя думаю, что крестьяне, которые работали летом с утра до вечера не покладая рук, физически утомлялись побольше нашего. Но все-таки у них хватало сил для того, чтобы в субботу рабочий день закончить раньше, помыться в бане и пойти в храм на всенощную, а утром на литургию.

Нам, может быть, в чем-то и труднее, чем нашим недавним предкам, физически мы гораздо слабее. Но, тем не менее, мы призываем не прятаться за свои слабости, а находить силы и ходить на всенощное бдение, особенно тех, кто хочет причаститься. Чтобы они могли накануне литургии поисповедоваться, не занимая время воскресной службы.

Но если у людей маленькие дети, которых не с кем оставить, или есть какие-то другие объективные причины, не скажешь им: «Если вы не были на всенощном бдении, то причащаться не будете». Хотя кому-то так сказать и можно: если человек проявил именно разгильдяйство, леность, расслабленность…

Важно стремиться к тому, чтобы наши прихожане полюбили богослужение нашей Церкви и считали не только долгом, но и радостью присутствовать в храме.

Без «социальной защиты»

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва):

Есть определенный круг богослужений, и всенощное бдение является необходимой частью воскресной службы. Но существуют жизненные обстоятельства определенного уровня, когда человек не в состоянии пойти на всенощную. Но он может пойти на литургию и причаститься святых Христовых Тайн.

Совершенно обычная практика богослужений в наших русских православных храмах за границей такова, что большинство прихожан, живущих в разных городах, приезжают только на воскресное богослужение. Поэтому в большинстве случаев в храмах существует только воскресная литургия.

Это связано и с тем, что если священник будет служить не только литургию, но и прибавлять к ней, скажем, утреню, то богослужение будет совершаться около четырех часов. Это не просто тяжело для восприятия, но и связано с расписанием транспорта, платой за парковку…

Но то обстоятельство, что служится только литургия, не является для прихожан, которые приезжают причащаться, преградой для принятия святых Христовых Тайн.

Но если у человека есть возможность посетить всенощное бдение, и он просто по лени, по нерадению идти не хочет, то тогда это может стать препятствием к причастию.

Да, получается, что храм «занимает» оба выходных обычного работающего пять дней в неделю человека. Но только живущие в XX, XXI веках привыкли к таким вещам, как два выходных. Раньше люди не имели такой «социальной защиты». Они шесть дней работали, а седьмой посвящали Господу Богу.

Вопрос не в том, можно ли вместо всенощной поваляться на диване. Тут ответ однозначный. Другое дело, что у людей могут быть вполне оправданные семейные заботы. В конце концов, именно на это время должны привезти заказанную мебель из магазина. Или – пригласили на юбилей дорогого для всей семьи человека. Если мы провели этот юбилей благочестиво, почему он может стать препятствием для причащения?

Но все это происходит не каждую субботу. А просто решить, что всенощное бдение – вещь необязательная, и я на нее ходить не буду, – неправильно.

Обычай каждое воскресенье быть в церкви на литургии — то, что в максимальной степени было утрачено народом в годы гонений на веру. А ведь этот тот случай, когда евангельские слова "ищите прежде Царствия Божия, и все остальное приложится вам" срабатывают буквально. Человек идет на богослужение, а находит новых друзей, дела и целый образ жизни.

Если вы примете решение посетить богослужение в ближайшее воскресенье и при этом являетесь жителем большого города, то главная проблема, с которой вы столкнетесь — это переполненность православных храмов, многолюдство и духота. В спальных районах Москвы те, кто желает во время Божественной литургии находиться внутри храма, приходят и занимают места где-то за полчаса, а кое-где и за час. Опоздавшим приходится стоять во дворе. В некоторых храмах богослужение для стоящих на улице транслируется через динамики, в других звукоусилительной аппаратуры нет и, если вы молитесь во дворе, о том, что происходит в данный момент в храме, остается только догадываться.

Поэтому, если у вас возникнет желание побывать в церкви в воскресенье или в великий праздник, проконсультируйтесь вначале у знакомых, которые являются постоянными прихожанами какого-то конкретного храма или монастыря. Узнайте у них, во сколько начинается богослужение, каким образом они добираются до храма, попросите их взять вас с собой.

Если таких людей в вашем ближайшем окружении нет, с ними можно познакомиться на форумах или в социальных сетях. У большинства православных храмов и монастырей сейчас есть сайты с расписаниями служб, свои сообщества в социальных сетях и блогах. Жители спальных районов Москвы часто становятся постоянными прихожанами храмов, которые расположены на тех же линиях метро, но в центре, где населения значительно меньше, а церквей сохранилось больше. Например, из Медведкова или Ясенева едут на "Китай-город", с "Южной" — на "Полянку".

Часов в восемь-девять утра в воскресенье в метро и на остановках наземного городского транспорта можно встретить много людей, которые явно едут в церковь: ну куда же еще утром выходного дня может спешить супружеская пара с пятью детьми, дружно загружающая в вагон коляску с младшим? Так и оказывается — на "Третьяковской" семейство собираются к выходу, мама с дочками повязывают платки, а потом обнаруживаются в храме "Всех скорбящих Радосте" на Большой Ордынке, где служит глава ОВЦС митрополит Иларион.

Зачем вообще люди стремятся воскресным утром "урвать" православную литургию как дефицит — другой вопрос. Во-первых, согласно 80 правилу VI Вселенского Собора: "Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжение трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения". То есть, переводя с языка канонов на современный русский, человек, пропустивший три воскресных литургии без уважительной причины, более не может считаться православным христианином и отлучает сам себя от Церкви.

В то же время, букву канонов ни в коем случае не следует воспринимать как обещание грозной "административной кары" за дисциплинарные нарушения. Это просто констатация факта, что невозможно быть православным христианином без участия в таинствах и соборной молитвы.

Воскресная или праздничная литургия — это такое сокровище, ценность которого можно осознать, только потеряв его. Люди, которые не пропускали ни одной воскресной службы на протяжении многих лет, а потом вынуждены были пропустить из-за болезни, путешествия или по какой-то еще причине, отмечают, что "сейчас плохо без благодати", "служба давала мне силу, только теперь я чувствую, как мне ее не хватает".

Есть мнение, что человек, посетивший подряд три воскресных богослужения, в корне меняется, у него в душе происходит переворот, переоценка ценностей. Те, кто прежде считал, что можно "верить и в душе", начинают понимать, насколько велика разница между одиночеством в сомнениях и единством с другими людьми в "столпе и утверждении истины", как названа Церковь в Священном Писании. Те, для кого препятствием, мешающим переступить церковный порог, служила неприязнь к духовенству, зачастую вызванная справедливыми причинами, осознают, как мало на самом деле значат личные качества священника для спасения души его прихожан.

Люди в наше время крайне разобщены. Многие как за спасительную соломинку хватаются за любую возможность оказаться в компании живых людей, поэтому такой популярностью пользуются "встречи в реале" и вечеринки участников разных форумов и групп в социальных сетях. Если посещать воскресные богослужения, эта проблема решается за две-три недели: сегодня после службы ты отправишься с другими прихожанами на чаепитие, завтра тебя попросят помочь погорельцам или детскому дому, что тоже чревато общением с группой добровольцев. Где-то в среднем через полгода в реальность одиночества просто перестанешь верить: сегодня — именины крестника, там соберется человек сорок гостей; завтра приедут паломники из Воронежа, троих я уложу спать в своей гостиной, послезавтра — навещу бабу Маню, она лежит в больнице, потом — венчание Коли и Наташи, юбилей духовника, поездка всем приходом в Бари или Иерусалим, которая гарантирует еще полгода чаепитий с просмотрами видеофильмов и фотографии из паломничества...

Остается только надеяться, что исполнение естественных потребностей христианина, таких, как участие в богослужении, исповедь и причастие рано или поздно перестанут быть в больших городах дефицитом и роскошью. Еженедельный подвиг христианина будет заключаться только в том, что он преодолел свою лень, встал в семь утра и пошел в храм, а не в том, что он пришел, поработал локтями, растолкал всех и занял удобное место. Церкви станут доступны не только для крепких и закаленных, но и для инвалидов, бабушек с валокордином в кармане, мам с грудными младенцами и просто людей застенчивых, не умеющих лезть по головам. Возможно, этому поспособствуют те 200 модульных храмов , которые в ближайшее время обещал построить в Москве мэр Лужков.

Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на важные для меня вопросы: 1. Обязан ли православный христианин посещать вечернее богослужение в субботу в той же степени, как обязан посещать воскресную литургию? Не будет ли пропуск субботнего Всенощного бдения грехом? 2. Обязан ли православный христианин посещать Вечерню, Утреню в воскресенье в той же степени, как обязан посещать воскресную литургию? Является ли грехом пропуск Вечерни в воскресенье? 3. Возможно ли, чтобы в храме в воскресенье вечером вместо Вечерни читали акафист? 4. Не является ли совершение в воскресный день двух Литургий (ранней и поздней) нарушением правила, согласно которому в храме на одном престоле можно совершать только одну Литургию в течение дня? Заранее спасибо! Наталья.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте, Наталья!

Для начала стоит определиться в понятии, что есть грех. Прежде всего грех – это нарушение Божьих заповедей. Это удаленность от Бога и Его царства (в этом плане мы все грешники без исключения, кто больше, кто меньше).
Кроме заповедей, все остальные случаи, касающиеся церковной дисциплины, не абсолютны, а относительны. И точки зрения на то, что есть грех и что нет, могут быть разными. Так что на ваши вопросы 1, 2 и 3 возможны самые разные ответы, и многое зависит еще от того, у кого какие возможности и кому что дано. На мой взгляд, здесь нужно ставить вопрос вообще не об обязанности и не о законе, нарушение которого непременно влечет какие-то санкции! Не нужно из христианства делать религию закона с жесткими правилами – мы законами и правилами не спасаемся! В некоторых приходах вообще не служат вечерние службы накануне, а только литургии. Но содержание праздника, как и воскресного дня, раскрывается именно на вечернем богослужении, так что периодически его желательно посещать. Чтение акафистов в воскресенье вечером – практика довольно распространенная (акафисты у нас многие любят потому, что они написаны более простым и понятным языком, чем другие церковные песнопения, которые на слух по-церковнославянски разобрать очень трудно). Но это служба вообще факультативная и, разумеется, гораздо важнее воскресная всенощная и литургия, чем вечерня на исходе воскресного дня, которая уже относится к наступающему понедельнику. На ваш последний вопрос есть только один ответ: две литургии в одном храме совершаются только на разных престолах, а если функционирует только один придел, то в любом случае там есть приставной престол, на котором служится, скажем, первая (ранняя) литургия.

С уважением, священник Филипп Парфенов.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама