THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Свя-той про-рок Иере-мия, один из че-ты-рех ве-ли-ких вет-хо-за-вет-ных про-ро-ков, сын свя-щен-ни-ка Хел-кии из го-ро-да Ана-фо-фа близ Иеру-са-ли-ма, жил за 600 лет до Рож-де-ства Хри-сто-ва при из-ра-иль-ском ца-ре Иосии и че-ты-рех его пре-ем-ни-ках. К про-ро-че-ско-му слу-же-нию был при-зван на 15 го-ду сво-ей жиз-ни, ко-гда Гос-подь от-крыл ему, что преж-де рож-де-ния Он опре-де-лил его быть про-ро-ком. Иере-мия от-ка-зы-вал-ся, ука-зы-вая на свою мо-ло-дость и неуме-ние го-во-рить, но Гос-подь обе-щал все-гда быть с ним и охра-нять его. Он кос-нул-ся уст из-бран-ни-ка и ска-зал: "Вот Я вла-гаю сло-ва Мои в уста твои, по-ру-чаю те-бе с се-го дня судь-бу на-ро-дов и царств. По тво-е-му про-ро-че-ско-му сло-ву они бу-дут па-дать и вос-ста-вать" (). С то-го вре-ме-ни два-дцать три го-да про-ро-че-ство-вал Иере-мия, об-ли-чая иуде-ев за от-ступ-ле-ние от Ис-тин-но-го Бо-га и по-кло-не-ние идо-лам, пред-ре-кая им бед-ствия и опу-сто-ши-тель-ную вой-ну. Он оста-нав-ли-вал-ся в во-ро-тах го-ро-да, у вхо-да в храм, всю-ду, где со-би-рал-ся на-род, и уве-ще-вал с угро-за-ми и неред-ко со сле-за-ми. Но лю-ди от-ве-ча-ли ему на-смеш-ка-ми, ру-га-тель-ства-ми и да-же по-ку-ша-лись его убить.

Изо-бра-жая пред-сто-я-щее иуде-ям раб-ство ца-рю ва-ви-лон-ско-му, Иере-мия по по-ве-ле-нию Бо-жию на-дел на свою шею сна-ча-ла де-ре-вян-ное, а по-том же-лез-ное яр-мо и так хо-дил сре-ди на-ро-да. Гне-ва-ясь на гроз-ные пред-ска-за-ния про-ро-ка, ста-рей-ши-ны иудей-ские бро-си-ли про-ро-ка Иере-мию в тем-нич-ный ров, на-пол-нен-ный зло-вон-ной ти-ной, где он ед-ва не умер. По пред-ста-тель-ству бо-го-бо-яз-нен-но-го ца-ре-двор-ца Ав-де-ме-ле-ха про-рок был из-вле-чен изо рва и не пе-ре-ста-вал про-ро-че-ство-вать, за что был по-са-жен в тем-ни-цу. При ца-ре иудей-ском Се-де-кии про-ро-че-ство его сбы-лось: при-шел На-ву-хо-до-но-сор, из-бил на-род, оста-ток увел в плен, а Иеру-са-лим раз-гра-бил и раз-ру-шил. На-ву-хо-до-но-сор осво-бо-дил про-ро-ка из тем-ни-цы и поз-во-лил ему жить, где по-же-ла-ет. Про-рок же остал-ся на раз-ва-ли-нах Иеру-са-ли-ма и опла-ки-вал бед-ствия сво-е-го оте-че-ства. По пре-да-нию, про-рок Иере-мия взял ков-чег За-ве-та со скри-жа-ля-ми и скрыл его в од-ной из пе-щер го-ры На-ваф, так что иудеи бо-лее не мог-ли его най-ти (). Впо-след-ствии был сде-лан но-вый Ков-чег За-ве-та, но он уже не имел сла-вы пер-во-го.

Сре-ди остав-ших-ся в сво-ем оте-че-стве иуде-ев вско-ре воз-ник-ли меж-до-усоб-ные столк-но-ве-ния: на-мест-ник На-ву-хо-до-но-со-ра Го-до-лия был убит, и иудеи, бо-ясь гне-ва ва-ви-лон-ско-го, ре-ши-ли бе-жать в Еги-пет. Про-рок Иере-мия от-кло-нял их от это-го на-ме-ре-ния, пред-ска-зы-вая, что ка-ра, ко-то-рой они бо-ят-ся, на-стигнет их и в Егип-те. Но иудеи не по-слу-ша-лись про-ро-ка и, взяв его на-силь-но с со-бой, ушли в Еги-пет и по-се-ли-лись в го-ро-де Таф-ни-се. Там про-рок жил че-ты-ре го-да и был по-чи-та-ем егип-тя-на-ми, так как умерт-вил сво-ею мо-лит-вою кро-ко-ди-лов и про-чих га-дов, на-пол-няв-ших те ме-ста. Ко-гда же он стал пред-ска-зы-вать, что царь ва-ви-лон-ский опу-сто-шит зем-лю еги-пет-скую и уни-что-жит по-се-лив-ших-ся в ней иуде-ев, то иудеи уби-ли про-ро-ка Иере-мию. В том же го-ду пред-ска-за-ние свя-то-го ис-пол-ни-лось. Су-ще-ству-ет пре-да-ние, что через 250 лет Алек-сандр Ма-ке-дон-ский пе-ре-нес мо-щи свя-то-го про-ро-ка Иере-мии в го-род Алек-сан-дрию.

Про-рок Иере-мия на-пи-сал кни-гу "Про-ро-честв", кни-гу "Плач" о раз-ру-ше-нии Иеру-са-ли-ма и По-сла-ние. О вре-ме-нах, ко-гда он жил и про-ро-че-ство-вал, го-во-рит-ся в 4-й Кни-ге Царств (23, 24, 25), во 2-й Кни-ге Па-ра-ли-по-ме-нон () и во 2-й Кни-ге Мак-ка-ве-ев (). В Еван-ге-лии от Мат-фея ука-за-но, что пре-да-тель-ство Иуды пред-ска-за-но про-ро-ком Иере-ми-ей: "И взя-ли трид-цать среб-рен-и-ков, це-ну Оце-нен-но-го, Ко-то-ро-го оце-ни-ли сы-ны Из-ра-и-ля, и да-ли их за зем-лю гор-шеч-ни-ка, как ска-зал мне Гос-подь" ().

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

И относится к 13-му году царствования Иосии . В это время Иеремии было 25 лет. Его учеником и писцом был пророк Варух . Благочестивый царь решил очистить свою землю от язычества в любом его проявлении, истреблял капища Ваала и Астарты и заботился о возвышении религиозно-нравственного смысла в народе. Иеремия в это время был ещё молодым человеком (Иер. ), но, призванный на высшее пророческое служение, он своим словом энергично поддерживал преобразовательное движение. После смерти Иосии опять начались религиозно-нравственные нестроения и политические смуты. Иудейские цари , вздумавшие заводить политические интриги с фараонами, чтобы найти у них защиту против месопотамских завоевателей, навлекли на себя гнев последних, и участь царства была решена. Народ не верил пророчествам Иеремии, и сам пророк, как нарушитель общественного порядка, подвергался даже насилиям и темничному заключению (598 г до н.э.). Нашествие вавилонян открыло народу глаза, но было уже поздно. При царе Седекии Иерусалим был разрушен и народ уведён в плен, а пророку осталось только оплакать пепелище священного города, что он и сделал в глубоко трогательных песнях. Сам пророк остался в родной земле под управлением вавилонского наместника Годолии; но после мятежа, во время которого убит был Годолия, Иеремия был уведён мятежниками в Египет , где и скончался. Об обстоятельствах его смерти нет достоверных данных. Память Иеремии чтилась высоко: он считался одним из предтечей Мессии (Мф. ). История его жизни и деятельности изложена в его книге, под заглавием «Книга пророка Иеремии» . Слог её несколько уступает классическому изяществу стиля Исайи ; местами встречаются резкие и колкие слова, но в его словах слышен сам вопль Всемогущего о грехе Его народа. Пророк обличал как царей, так и толпу; отсюда резкие переходы в его стиле. Книга Иеремии состоит из 52 глав; каноническая подлинность её никогда не подвергалась серьёзным сомнениям, хотя и были попытки набросить тень на некоторые главы, особенно ввиду несогласия греческого текста с еврейским.

Иеремия, скорбящий о гибели Иерусалима, Рембрандт Харменс ван Рейн

Иеремии принадлежит также книга под названием «Плач Иеремии» : это сборник плачевных песен пророка над развалинами Иерусалима. Хотя в подлиннике и не значится имени автора, но весь стиль и тон книги указывают на Иеремию, что подтверждает и предание. Книга состоит из пяти глав, соответствующих пяти песням. Стиль её носит на себе печать некоторой искусственности; первые четыре песни состоят каждая из 22 строф, причём каждая строфа начинается с новой буквы, в последовательном порядке еврейского алфавита. Пятая песнь также состоит из 22 строф, но не в алфавитном порядке. Книга эта читается евреями в синагогах, в 9-й день месяца ава - в воспоминание ужасов разрушения храма и Иерусалима. Й. также приписывается особое «Послание к вавилонским пленникам»; но этого послания нет в еврейской Библии, и в русском издании Библии оно переведено с греческого.

Иеремия и Второзаконие

Исследователь Библии Барух Халперн (en:Baruch Halpern) предположил, что Иеремия - это и есть автор Второзакония . Основным аргументом является сходство языка: Второзаконие и книга Иеремии близки по стилю, используют одни и те же устойчивые выражения. Например, во Второзаконии много раз встречаются инструкции о том, как надо и как не надо поступать с самыми обездоленными социальными группами: «Вдова, сирота, пришелец» (Втор 10:18, 14:29, 16:11, 16:14, 24:17, 24:19-21, 26:12-13, 27:19), такие же инструкции по отношению к тем же группам дает Иеремия (Иер 7:6, 22:3). Это тройное сочетание - вдова, сирота, пришелец - используется во Второзаконии и в книге Иеремии - и больше нигде в Библии. Есть и другие примеры одинаковых или очень близких выражений, которые встречаются только во Второзаконии и книге Иеремии: например выражение «Воинство небесное» (в значениие «звезды») (Втор 4:19, 17:3, Иер 17:2, 19:17), «обрежьте крайнюю плоть сердца вашего» (Втор 10:16, Иер 4:4), «Господь вывел вас из печи железной, из Египта» (Иер 11:4 Втор 4:20) «всем сердцем и всей душой». (Втор 4:29 10:12; 11:13; 13:4, Иер 32:41).

Есть и другие, косвенные признаки. Например, есть основания полагать, что и автор Второзакония, и Иеремия имеют отношения к жрецам Силома. Второзаконие выглядит написанным в интересах жрецов Силома. А Иеремия - единственный пророк Библии, который вообще упоминает Силом. Причем, он называет Силом «местом где Я [Бог] прежде назначил пребывать имени Моему», а во Второзаконии этими словами обозначается единственное законное место жертвоприношений. Причем, последний законный жрец Силома, Эвиатар был выслан Соломоном в Анатот, а Анатот - это родина Иеремии. Кроме того, Иеремия - единственный пророк, который упоминает о Самуиле, более того - он ставит его рядом с Моисеем, как равнозначные величины (Иер 15:1), а деятельность Самуила связана с Силомом.

Кроме того, в первом стихе книги Иеремии сказано, что Иеремия был сыном Хелкии, а Хелкия - это тот самый жрец, который «нашел» Второзаконие во время ремонта Храма. Случайное совпадение имен тут маловероятно, так как в исторических книгах Библии и в книгах ранних пророков другого человека по имени Хелкия не встречается (хотя встречается в некоторых позних книгах - Неемии, 2 Ездры, Даниила)

В новейшей литературе:

  • Keil, «Prophet J.»; Scholz, «Commentar zum Buche d. Proph. J.» (1880);
  • Schneedorfer, «Das Weissagungsbuch des J.» (1883).
  • И. С. Якимов, в «Христ. Чт.» (1879 и отд.)
  • А. Бухарев, «Прор. И.» (М., 1864).
  • А. Мень, История религии. т. 5. "Вестники Царства Божьего". (Изд. "Слово", 1992)

См. также

Ссылки

  • Иеремия - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • «Пророчества Иеремии в историческом контексте» - обзорно-аналитическая статья

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Иеремия (пророк)" в других словарях:

    ИЕРЕМИЯ, древнееврейский пророк 7 нач. 6 вв. до н. э., второй из четырех великих библейских пророков. Проповеди и изречения Иеремии, записанные им и его сподвижником Варухом, составляют Книгу пророка Иеремии и Плач Иеремии. К неканоническим… … Энциклопедический словарь

    - (Иер.1:1 , Мат.2:17 , Мат.16:14 и др.) второй из так называемых больших пророков, сын священника Хелкии из Анафофа. Пророческое служение Иеремии обнимало собою самый мрачный период Иудейской истории. Призвание его к пророческому служению… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Иеремия пророк - – имя это по еврейски, по мнению некоторых, обозначает Иегова отвергающий (Свой народ), родился в гор. Анафофе, находящемся на 6 7 вер. к северу от Иерусалима, в то время, когда царство Иудейское, расшатанное в глубине своих религиозно… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

И др. ) - второй из так называемых больших пророков, сын священника Хелкии из Анафофа. Пророческое служение Иеремии обнимало собою самый мрачный период Иудейской истории. Призвание его к пророческому служению произошло в ранней молодости, на 15 году жизни, в тринадцатый год царствования Иосии царя Иудейского, и затем продолжалось при царях Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, почти в продолжение сорока пяти лет. Вероятно, большею частью он жил в городе, в котором родился, именно в Анафофе так как в 11 гл. его книги (ст. 21) говорится о мужах Анафофа, как о мужах , ищущих души пророка . Но так как этот город, известный в настоящее время под названием Аната , находился только в трех милях расстояния от Иерусалима, то Иерусалимский храм несомненно был местом, где чаще всего раздавался голос пр. Божия. Впрочем, и помимо сего, он возвещал слово Божие и в храме, и во вратах города, и в доме царя, и на площадях народных, и в частных домах, всеми силами стараясь предотвратить бурю, готовую разразиться над упорным в своих грехах народом (2, 3, 4, 5, 6). С раннего утра (Иер.25:3) проповедовал он слово Божие, навлекая на себя через это поношение и повседневное посмеяние (Иер.20:8). Собственное его семейство отказалось от него (Иер.12:6), сограждане преследовали его ненавистью (Иер.11:21), смеялись над ним, задавая вопрос: где слово Господне? пусть оно придет ! (Иер.17:15). Не было недостатка и в глубоких душевных скорбях. Иеремию сильно сокрушало окружающее его беззаконие (Иер.12:1 -2); ему казалось, что все сторожат, за ним не споткнется ли он; он слышал угрозы: попадется он, и мы одолеем его и отмстим ему (Иер.20:10); его обуревало иногда сомнение, не есть ли его служение посмеяние и издевание ? (Иер.20:7). Смерть благочестивого царя Иосии несомненно была одним из величайших несчастий в жизни пророка. Оплакал Иосию и Иеремия в песни плачевной , говорит свящ. писатель кн. Паралипоменон (2Пар.35:25). О вступившем затем на престол Иохазе, правление которого длилось только три месяца и который засим отведен в плен, пр. Иеремия отзывается с особенною нежностью и участием. "Не плачьте обо умершем и не жалейте о нем , восклицает он, но горько плачьте об отходящем в плен (т.е. об Иохазе, иначе Саллуме ), ибо он уже не возвратится и не увидит родной страны своей " (Иер.22:10 , 11). С особенною живостью пр. Иеремия описывает некоторые события последовавшего затем царствования Иоакима (607 - 597 до Р.Х. ). Вскоре после его восшествия на престол, в один из торжественных праздников, когда дворы храма были переполнены молящимися из всех городов Иудеи, Иеремия по повелению Божию является в храме и громогласно возвещает народу, что Иерусалим будет поражен проклятием и что самый храм постигнет участь Силома (Иер.26:6). С этого времени, можно сказать, начинается у него борьба со священниками и лжепророками, особенно наполнявшими в означенное время Иерусалим н окрестности его. За грозное пророчество Иеремию схватили лжепророки и, представив на суд князей и народа, требовали немедленной его смерти (ст. 8). Только усилиями некоторых князей, благорасположенных к нему и в особенности усилиями друга его, Ахикама, восставших на защиту пророка, он был спасен от неминуемой смерти (гл. 26). В другое время, когда по поведению Божию пророчества Иеремии были собраны в одну книгу и переписаны Варухом, учеником его, и прочитаны во всеуслышание народа в притворе храма (Вар. 36:1,9). Иоаким пожелал познакомиться с содержанием их, и вот гнев царя обрушился как на самого Иеремию, так и на свиток его пророчеств. По мере прочтения свитка царь отрезал писцовым ножичком прочитанные столбцы и сожигал на огне жаровни, стоявшей перед ним, доколе свиток не был уничтожен совершенно. Сам же Иеремия с Варухом едва-едва спаслись от царского гнева, Господь сокрыл их (Вар. 36:26). После уже в тайном убежище Иеремия и Варух вторично переписали пророчества, с прибавлением к оным многих подобных тем слов (Вар. 36:32). Но вот, согласно с предсказанием Иеремии, Иоаким бедственно окончил жизнь свою: он был взят в плен Навуходоносором, заключен в оковы, и по смерти его (на пути ли в Вавилон, или в самом Вавилоне, неизвестно) на престол вступил сын его, Иехония, делавший впрочем неугодное пред Богом и царствовавший только три месяца. Если не при Иоакиме, то быть может при этом царе, Пасхор, священник и надзиратель в Дому Божием, слыша пророчества Иеремии о грядущих бедствиях на Иерусалим, ударил его и посадил в колоду при вратах Вениаминовых, при Доме Господнем, и хотя на следующий же день выпустил его, но пророк снова возвестил, что Господь предаст всего Иуду в руки царя Вавилонского, который отведет их в Вавилон, и поразит мечем, (20). Пророчество исполнилось с поразительною точностью. Навуходоносор осадил город, без сопротивления занял его и переселил Иехонию в Вавилон со всем домом, родом, вельможами, войском и всеми жителями, кроме бедного народа. В числе отведенных в плен находилось и несколько лжепророков, утешавших народ надеждою на скорое окончание его бедствий. Вследствие сего на престоле царства Иудейского остался третий сын Иосии, Матфания , иначе переименованный Седекиею (597 - 586); но при этом царе положение Иеремии нисколько не изменилось к лучшему. Борьба с лжепророками продолжалась. К несчастию своему, Седекия решил обезопасить себя на престоле изменою царю Вавилонскому, и присоединился к союзу царей Моавитского, Идумейского и др. Для нагляднейшего вразумления его, пророк Иеремия по повелению Божию явился на улицах Иерусалима с узами и ярмом на шее (Иер.27:2); таковые же ярма он послал и к пяти царям, вступившим с Седекиею в союз против Вавилона. Лжепророк Анания, сокрушивший ярмо на выи Иеремии (Иер.28:10) и предсказавший падение Халдеев в продолжение двух лет (Иер.28:3), был обличен Иеремиею во лжи и умер в том же году (16, 17). Между тем неприятель усиленно обложил Иерусалим и в нем открылся сильный голод. Положение пророка сделалось очень опасным. Он хотел было удалиться в землю Вениаминову (Иер.37:12), но начальник стражи задержал его, принявши за перебежчика, и привел к князьям, которые били его и заключили в темничный подвал, где и пробыл много дней. Приведенный оттуда к Седекии, на вопрос его: "нет ли слова от Господа?" ответил: "ты будешь предан в руки царя Вавилонского" (Иер.37:17), затем, по просьбе пророка, его заключили во дворе стражи, давая ему по куску хлеба на день из улицы хлебопеков, пока не истощился весь хлеб в городе (Иер.37:21). Но так как пророк, несмотря на заточение, продолжал советовать покорность Халдеям без сопротивления, то и был брошен князьями в грязную яму во дворе стражи, в которой он и умер бы от сырости и голода, если бы не спас его своим ходатайством пред царем один богобоязненный Ефиоплянин, служивший при дворце, именно Авдемелех . С большими усилиями его вытащили из рва и снова оставили во дворе стражи. Седекия тайно посылал за Иеремиею, чтобы услышать от него волю Божию. Пророк по прежнему советовал царю довериться великодушию победителя: тогда, говорил он, и город не будет сожжен и царь со всем семейством останется в безопасности. К несчастию, Седекия не последовал благоразумному, боговдохновенному совету пророка, он боялся, чтобы Халдеи не выдали его Иудейским изменникам, которые стали бы ругаться над ним (Иер.38:19). Печальные последствия оказались скоро. Неприятель ворвался в город и взял его. Седекия с оставшимися при нем воинами бежал было ночью из столицы, но его поймали и отвели в Сирийский город Ривлу и там, по приговору победителя, закололи сыновей его перед глазами отца, а самого ослепили, оковали медными оковами и отвели в Вавилон, где он и умер в темничном заточении. По взятии и разрушении Иерусалима и переселении Иудеев в Вавилон, в 586 году, Навузардан, начальник царских телохранителей, по повелению Навуходоносора, оказал пр. Иеремии некоторые знаки своего благорасположения и предоставил ему выбор местности для жительства. Иеремия пожелал остаться в своем отечестве, чтобы быть полезным соотечественникам своими советами и утешениями; впрочем он недолго оставался здесь. По убиении Годолии, областеначальника Иудеи, поставленного Навуходоносором, Иеремия вместе с Варухом и некоторыми из других Иудеев против воли был увлечен в Египет. О последующей судьбе пророка из свящ. Писания более ничего неизвестно. Древнее христианское предание свидетельствует, что кончина его была мученическая, именно, что он в г. Тафнисе был побит от Иудеев камнями за обличение их пороков и за пророчество об их погибели. Александрийское предание говорит, что Александр Македонский перенес тело его в Александрию. Могилу его, находящуюся недалеко от Каира, и доныне глубоко уважают Египтяне. По словам Александрийской летописи, над могилою его первоначально стоял величественный памятник, впоследствии возобновленный и украшенный царицею Еленою. В апокрифической 2Мак. книге мы видим пр. Иеремию окруженным ореолом славы. По словам оной, пр. Иеремия скрыл в одной из пещер горы Хорив Скинию, Ковчег Завета, жертвенник кадильный, и заградил вход в оную, чтобы они оставались там в неизвестности дотоле, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа (2Мак. 2:1,8). В ней говорится также, что при разрушении Иерусалима некоторые благочестивые священники скрыли в одном кладезе свящ. огонь, взятый с жертвенника, который при возобновлении храма был найден их потомками (2Мак. 1:19,36), и что Иеремия, во время переселения Иудеев, приказал и переселяемым взять с собою от огня храма (2Мак. 2:1). В видении Иуды Маккавея Иеремия является мужем, украшенным сединами и славою, окруженным дивным и необычайным величием, братолюбцем, который много молится о народе и святом городе , давшем Иуде золотой меч на сокрушение врагов (2Мак. 15:13,16). Даже во время земной жизни Господа преобладала уверенность, что дело Иеремии еще не кончилось. Господа Иисуса Христа некоторые считали за Иеремию , или одного из пророков (Мат.16:14). Память пр. Иеремии празднуется прав. Церковью 1-го мая.


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Смотреть что такое "Иеремия пророк" в других словарях:

    ИЕРЕМИЯ, древнееврейский пророк 7 нач. 6 вв. до н. э., второй из четырех великих библейских пророков. Проповеди и изречения Иеремии, записанные им и его сподвижником Варухом, составляют Книгу пророка Иеремии и Плач Иеремии. К неканоническим… … Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Иеремия (значения) … Википедия

    Иеремия пророк - – имя это по еврейски, по мнению некоторых, обозначает Иегова отвергающий (Свой народ), родился в гор. Анафофе, находящемся на 6 7 вер. к северу от Иерусалима, в то время, когда царство Иудейское, расшатанное в глубине своих религиозно… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Второй из четырех великих пророков Ветхого Завета. Родом он был из Анафофа, близ Иерусалима; начало его пророческой деятельности относится к 13 му году царствования Иосии. Благочестивый царь порешил очистить свою землю от всякого языческого… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Иеремия пророк - второй из больших пророков, автор Книги Иеремии и Плача Иеремии … Православная энциклопедия

Святого пророка Иеремию считают ветхозаветным предтечей Христа, обладающим даром свыше предвидеть и провозглашать грядущие события. И поведал ему Господь многое из будущего, в особенности святой описал разделение Библии (Священного писания) на две книги: Ветхий и Новый завет.

Входит в четверку главных пророков, которые почитаются православными и католическими канонами, пророк Иеремия. Что означает имя святого? В переводе с древнеиудейского имя Иеремия обозначает «Господь возвеличит». Его имя знаковое среди верующих, как величайшего святого, который проявил все мужество и усердие, чтобы отвратить свой народ от погибели и изгнания с родной земли.

Предзнаменования для Иерусалима

В суровое время жил пророк Иеремия. Биография его будет поведана читателю в статье.

Предзнаменования гласили, что пойдут на Иерусалим все племена северных царств, поставят свои троны на входе в город, а также вокруг его стен. Рухнул величественный град из-за неверия жителей, отвернувшихся от поклонения Богу. Иеремия пытался удержать надвигающуюся трагедию. Он безостановочно проводил время в молитвах Богу, взывал его о прощении любимого народа, орошал горькими слезами землю, которую ожидала кровавая участь.

Пророк бродил по улицам родного города, останавливал богатых и бедных, чтобы отвратить от греховных действий хотя бы одного человека. Иеремия одинаково бесстрашно мог войти в царские хоромы или в горшечную мастерскую, чтобы провозгласить волю Яхве. Его любовь к своему городу и народу не нашла отклика в сердцах сограждан, его считали изгоем и изменщиком, предателем и шпионом. Он решил разделить участь своего изгнанного народа, а не оставаться на попечении язычников. И в самом конце он упал поверженный под ударами своего народа, которому служил всю жизнь. Это был великий человек и пророк Божий - святой праведник Иеремия.

Биографические данные

Когда жил пророк Иеремия? Житие его относят к 650 году до Рождества Христова. Пророк Иеремия родился в семье священника Хелкии в городе Анафофе недалеко от Иерусалима на 13-м году правления иудейского царя Иосии. Символом вестей Иеремии служил образ его собственной жизни: безысходность, тоска, неотвратимость Божьей кары за содеянные грехи. Семь царей Иудеи пережил пророк, хотя служение больше всего пришлось на годы правления царей Иоаса, Иоакима, Иехонии и Седекии.

Пророческий дар открылся ему совершенно неожиданно в юном возрасте. И было Иеремии всего 15 лет, когда явился к нему Господь и прикоснулся к его губам, пообещал свое покровительство и помощь. Юноша испугался и отказывался от тяжелой миссии, но ему пришлось со смирением принять свою участь, предопределенную ему еще с рождения. Первое откровение от Господа звучало о том, что будут царства появляться одно за другим и так же вскорости погибать.

С этого пророчества и началась нелегкая судьба Иеремии, которого впоследствии назовут «плачущим пророком». Для изображения горестных стенаний и жалоб придумали термин «иеремиада». Он никак не мог добиться успеха на поприще проповедования, поэтому горько взывал к Яхве, что поставленная задача слишком тяжела для него, и все над ним смеются и издеваются над его речами.

В самом начале деятельности Иеремия стал на сторону царя Иосии, который желал восстановить культ поклонения Яхве. Он на некоторое время отказался от предзнаменований, ведь считал свою миссию бесполезной. Хотя со временем понял, что только он может спасти народ израильский от трагической судьбы, грозившей изгнанием и бесславием.

Как изображает святого икона?

Пророк Иеремия на иконах изображен не белобородым стариком, а мужчиной средних лет. У него могучее телосложение, темные волосы, округлая недлинная борода, которая подчеркивает правильные пропорции лица. Правая ладонь сложена в перстосложении, а в левой находится свиток. В свитках можно прочесть слова пророка Варуха, который был писцом и другом пророка. Именно Варух занимался записью предзнаменований пророка, когда тот находился в темнице. Если сравнивать с другими пророками (Исаей, Иезекилем и Малахием), он производит впечатление могучего воина с целеустремленным взглядом, которому пришлось пройти ряд испытаний и не сломаться под ударами судьбы.

Миссия: провозглашение бедствий

Иеремия всю жизнь нес нелегкую миссию, ведь ему следовало наследовать дело отца, служить при храме, жениться и заниматься воспитанием детей. Но Господь предопределил ему иное служение, обозначающее отречение от себя, от своих желаний, от жизни в комфортных условиях. Самой тяжелой жертвой для Иеремии стало предрекать бедствия родному народу. Вместо слов о радости и блаженстве он вынужден был пророчествовать о разрушении, рабстве и погибели. Господь призвал его проповедовать в Иерусалиме, чтобы люди обратили взоры к истинному богу.

Ветхозаветный пророк старался везде доносить вести до людей, поэтому проповедовал везде, где только имел малейшую возможность. И видели плачущего пророка у городских ворот, и в храме, и в долине сынов Енномовых, и в тюрьме. У него был секретарь Варух, записывающий проповеди и откровения, а после в письменном виде отсылающий их старейшинам Иудеи.

Проповеди Иеремии не находили отклика в сердцах людей, хотя они с пугающей быстротой сбывались. Народ не желал слушать трагические новости, святого даже называли изменником веры. Священник Пасхор решил разобраться с пророком: ударил его и заключил в колоду, чтобы прекратить разговоры о тяжкой судьбе народа израильского.

О чем предсказания Иеремии

Главной идеей предсказаний Иеремии было подчинение новому государству Вавилонии, которое быстро росло и набирало военную силу. Святой предлагал правителям и знатным гражданам отказаться от Египта, чтобы не навлечь страшные наказания на Иудею. Никто не желал внять его словам. Перешептывались, что он на самом деле является вавилонским шпионом, поэтому пытается внести смуту. В те времена Египет был сильнейшим государством, а Вавилония только начинала развитие, поэтому никто не видел от нее никакой опасности. Выступления Иеремии вызывали раздражения у соплеменников, настраивали их против его же самого.

Ужасное пророчество

Взывали к народу о подчинении Богу, чтобы не навлечь кару небесную, многие библейские пророки. Иеремия не был первым святым на этом поприще. На троне Иудеи после Иохала появляется Иоаким, который поклялся в вечном сотрудничестве Египту. Во времена правления этого царя для пророка наступили черные времена. Святой посещает Иерусалим, где вещает о том, что если люди немедленно не вернуться к Божьим заповедям и не смирятся, повернув взгляды к Вавилонии, то в городе появятся чужаки, а все население окажется в рабстве на 70 лет.

Ветхозаветный пророк гласит о неминуемом горе - уничтожении Иерусалимского храма, главной еврейской святыни. Среди священников такие слова произвели ропот недовольства. Его схватили и предоставили на судилище знати и народа, требовавших немедленной казни. Иеремии удалось спастись. Вот уже скоро его отведут на казнь, но в трудную минуту его выручили друг Ахикам и другие князья.

Пророчества сбываются

Несмотря на постоянные лишения и унижения, пророк чувствовал, что его слова нужны народу. Власть в Ассирии постепенно ослаблялась, но чувствовать спокойствие перед угрозой вторжения других государств было слишком рано. Политики считали Вавилон несерьезным противником, искали поддержки в Египте, а позже в Ассирии.

Египетские правители решили стравить два государства: они предложили Иудее выступить против Навуходоносора, перестать выплачивать ему дань. Это послужило началом карательной операции вавилонского царя, собравшего огромную армию, призванную стереть с лица земли непокорных иудеев. Все эти события предсказывал Иеремия: кровавая война и уничтожение родной страны. В то время считать это пророчеством было не совсем правильно, все предшествующие события не предсказывали хорошего исхода при правлении недальновидных царей. Для любого гражданина было очевидным - отказ платить дань Вавилону повлечет за собой кровавую расплату.

Пророк Иеремия критиковал заключение политических союзов, подверг осуждению решение отказаться от платы дани. Он говорил о неминуемом наказании, падении Иерусалима и разрушении храмов. За это его обвинили в богоотступничестве и предательстве. Ведь Яхве обещал защиту своего народа, а пророк сомневается в божьих словах. Иеремия не успокоился, решил написать послание царю Иоакиму. Правителю зачитали грозное послание, но он разорвал его и сжег. Иеремия пишет очередное послание вместе с помощником Варухом, наполнив свиток новыми пророчествами и угрозами.

Лишения Иеремии: наказание за пророчества

Даже самые близкие люди отказались от родства с ним, а соседи замыслили его убить. Народ два раза требовал у властей казнить его. Среди древних иудеев он произносил пророчества в течение 23 лет, за это время изобличал их грехи, отступничество от истинного Бога, предсказывал несчастья и горе. Все обходили его стороной, подвергали насмешкам и гонениям. Иеремия решил продемонстрировать слова буквально, он желал поведать о необратимости покорения Вавилонским царством. Его поступки были полны символизма, но они подчеркивали неправильное направление политики царей, наступление ужасной катастрофы.

Яхве повелел ему взять глиняный кувшин и разбить его. Разлетелись в стороны тысячи осколков, что свидетельствовало о разрозненности народа израильского по всему миру. В следующий раз пророк получил наставление от бога взять льняной пояс и отнести к речке Евфрат, чтобы спрятать в расщелины скалы. Со временем пояс полностью сгнил, это предрекало подобную участь иудеям. Иеремия надевает на шею деревянное ярмо и появляется перед царем Седекией, чтобы подчеркнуть рабское будущее соотечественников. Слуги снимают с шеи пророка ярмо, но тот не успокаивается - надевает железное ярмо и снова является к царю.

Тяжелая судьба пророка

Чтобы он перестал пророчествовать, его бросают в темницу, а позже пытаются утопить в тине крепостного рва. Сейчас нельзя судить: сбылось ли пророчество или правители вели неправильные переговоры, но для Иудеи настали тяжелые времена. Вавилоняне действительно отправились войной на родину Иеремии. Армия вавилонского царя Навуходоносора смела с лица земли иудейское царство, покорила местных жителей и угнала их в рабство. Сам Навуходоносор проявил жалость к Иеремии, освободил его из заключения и дал личное разрешение проповедовать, где только святой пожелает.

Во времена осады Иерусалима пророк с грустью говорил о наступлении суда Яхве. Также он сказал, что это не конец, наступят светлые времена, когда Бог подарит благословение народу израильскому. В то благодатное время все законы будут написаны не на скрижалях, а в сердцах верующих людей.

Иудейская администрация решила сбросить гнет вавилонян, последовал бунт и попытка скрыться у союзника, то есть у фараона Египта. К тому времени пророк успел написать знаменитый труд «Плач Иеремии» - произведение в стихах, где описывается судьба иудейского народа и разрушение величественного Иерусалима. Он успел спрятать в тайнике Ковчег Завета и Скрижали, чтобы они не достались на растерзание врагам. Иудеи бежали, но вместе с собой взяли и Иеремию, хотя он неустанно предрекал кары на головы египтян.

Вынужденное бегство

Пророк поселился в городе Тафнисе, где прожил около 4 лет. При нем в Ниле вымерли все крокодилы, чему население Египта очень обрадовалось. Тяжела судьба пророка - все его предсказания сбылись и на новом месте жительства. Это уже послужило последней каплей терпения для иудеев - они убивают Иеремию, чтобы предотвратить очередные несчастья. Другие народы относились с почитанием к своим пророкам, а тех, чьи предостережения имели свойство сбываться, возносили в ранг святых. После убийства иудеи опомнились, по египетским канонам мощи пророка решили сохранить. Прошло 250 лет после смерти Иеремии, и Египет был завоеван Александром Македонским, который перенес мощи пророка в свою столицу Александрию.

Послание потомкам

Очень почитается христианами пророк Иеремия. Библия содержит написанное им произведение. В священной книге описано пять песней. Название им "Плач Иеремии". Первая, вторая и четвертая песни включают в себя по 22 стиха, каждый начинается на букву еврейского алфавита в строгой последовательности. В третьей песне - 66 стиха, разделенных на три группы, в пятой песне тоже 22 стиха, но они не упорядочены по алфавиту.

Первая песнь плача рассказывает о горькой участи иудейского народа, о его пленении вавилонянами и погибели Сиона. Во второй песне Иеремия пытается анализировать случившуюся трагедию, он считает это карой Господа за грехи. В третей песне пророк скорбит о своем народе, который не внял его словам, за что и был наказан. Четвертая песня уже более спокойная: пророк осознает неисправимую вину перед лицом Бога. В пятой песне слова наполнены скорбью и успокоением, надеждой на светлое будущее.

Толкование на книгу пророка Иеремии - это тернистый путь смирения после разгрома Сиона. Главенствующей мыслью является наказание Господа, направленного на его народ. В жалобах книги этот гнев описывается как справедливое возмездие, ввиду того, что царство Иудейское погрязло в несмываемых грехах.

Книга пророка Иеремии не содержит недоумения или растерянности перед наказанием, как в Книге Иова. Здесь находится подтверждение слов других пророков, которые задолго предрекали наступление дня расплаты. Хотя параллельно с пониманием Божьего гнева идет эмоциональное неприятие такого наказания. Иеремия пытается понять, не слишком ли велика цена за грехи? Пройдя через все страдания и метания, автор находит в себе мужество согласиться с Божьей волей. Книга пророка Иеремии отображает абсолютную веру в Господа, надежду на искупление, скорое наступление радостной будущности для гонимого народа Иудеи.

Святой пророк Иеремия, один из четырех великих ветхозаветных пророков, сын священника Хелкии из города Анафофа, близ Иерусалима, жил за 600 лет до Рождества Христова при израильском царе Иосии и четырех его преемниках. К пророческому служению был призван на 15 году своей жизни, когда Господь открыл ему, что прежде рождения Он определит его быть пророком. Иеремия отказывался, указывая на свою молодость и неумение говорить, но Господь обещал всегда быть с ним и охранять его. Он коснулся уст избранника и сказал: "Вот Я влагаю слова Мои в уста твои, поручаю тебе с сего дня судьбу народов и царств. По твоему пророческому слову они будут падать и восставать" (Иер. 1, 9 - 10). С того времени двадцать три года пророчествовал Иеремия, обличая иудеев за отступление от Истинного Бога и поклонение идолам, предрекая им бедствия и опустошительную войну. Он останавливался в воротах города, у входа в храм, всюду, где собирался народ, и увещевал с угрозами и нередко со слезами. Но люди отвечали ему насмешками, ругательствами и даже покушались его убить.

Изображая предстоящее иудеям рабство царю вавилонскому, Иеремия по повелению Божию надел на свою шею сначала деревянное, а потом железное ярмо и так ходил среди народа. Гневаясь на грозные предсказания пророка, старейшины иудейские бросили пророка Иеремию в темничный ров, наполненный зловонной тиной, где он едва не умер. По предстательству богобоязненного царедворца Авдемелеха, пророк был извлечен изо рва и не переставал пророчествовать, за что был посажен в темницу. При царе иудейском Седекии пророчество его сбылось: пришел Навуходоносор, избил народ, остаток увел в плен, а Иерусалим разграбил и разрушил. Навуходоносор освободил пророка из темницы и позволил ему жить, где пожелает. Пророк же остался на развалинах Иерусалима и оплакивал бедствия своего отечества. По преданию, пророк Иеремия взял ковчег Завета со скрижалями и скрыл его в одной из пещер горы Наваф, так что иудеи более не могли его найти (2 Мак. 2). Впоследствии был сделан новый Ковчег Завета, но он уже не имел славы первого.

Среди оставшихся в своем отечестве иудеев вскоре возникли междоусобные столкновения: наместник Навуходоносора Годолия был убит, и иудеи, боясь гнева вавилонского, решили бежать в Египет. Пророк Иеремия отклонял их от этого намерения, предсказывая, что кара, которой они боятся, настигнет их и в Египте. Но иудеи не послушались пророка и, взяв его насильно с собой, ушли в Египет и поселились в городе Тафнисе. Там пророк жил четыре года и был почитаем египтянами, так как умертвил своею молитвою крокодилов и прочих гадов, наполнявших те места. Когда же он стал предсказывать, что царь вавилонский опустошит землю египетскую и уничтожит поселившихся в ней иудеев, то иудеи убили пророка Иеремию. В том же году предсказание святого исполнилось. Существует предание, что через 250 лет Александр Македонский перенес мощи святого пророка Иеремии в город Александрию.

Пророк Иеремия написал книгу "Пророчеств", книгу "Плач" о разрушении Иерусалима и Послание. О временах, когда он жил и пророчествовал, говорится в 4-й Книге Царств (23, 24, 25), во 2-й Книге Паралипоменон (36, 12) и во 2-й Книге Маккавеев (2). В Евангелии от Матфея указано, что предательство Иуды предсказано пророком Иеремией: "И взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь" (Мф. 27, 9 - 10).



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама