THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Теперь вернемся назад и попытаемся посмотреть, что дает нам знакомство со Спасо-Преображенским собором для суждения о начальной в истории нашего зодчества постройке - Десятинной церкви в Киеве (991 - 996). Строили ее, как мы знаем из летописного сообщения, греческие мастера. Церковь была раскопана Д. В. Милеевым (1908 г., северная галерея и апсиды) и М. К. Каргером (1938 - 1939, 1947 гг., вся остальная площадь), раскопки дали нам общее представление о плане здания. Чрезвычайно запутанный, он послужил поводом для нескольких реконструкций (Корзухина В. Ф. К реконструкции Десятинной церкви. - СА, 1957, № 2, с. 78-90; Каргер М. К. Древний Киев. М.; Л.. 1961, т. II, с. 36-59; Холостенко М. В. 3 iсторii зодчества Древньоi Pyci X ст. - Археологiя, 1965, XIX, с. 68-84 .). Убедительной кажется точка зрения М. К. Картера о том, что упомянутое под 1039 г. освящение церкви связано с ее обстройкой в это время с трех сторон галереями. При всей спорности реконструкций основного объема несомненны его трехнефность и наличие нартекса.

По свидетельству «Списка русских городов» весь объем был увенчан 25 главами (Тихомиров М. Н. Список русских городов дальних и ближних. - Исторические записки, 1952, 40, с. 218-219 .). Как бы ни относиться именно к этому числу, все же само обилие глав, очевидно, неоспоримо. Можно с уверенностью говорить о многоглавии храма, или, конкретно, о его пяти- или семиглавии. Выше уже было высказано предположение, что многоглавие связано с хорами. Конечно, наличие хор в Десятинной церкви можно предположить a priori, исходя из специфики княжеского заказа, но многоглавие дает дополнительный для этого аргумент. Если же хоры были, то в интерьер самой церкви они могли заходить так же, как в черниговском соборе, т. е. структуры обоих храмов оказывались принципиально одинаковыми, между центральными столбами в Десятинной церкви должны были быть тройные аркады. Есть тому и фактическое подтверждение - мраморная капитель, очень близкая по форме черниговским, и как и те, что очень важно, поддерживавшая: прямоугольный блок кладки (100x74 см (Ивакiн Г. Ю. До питания про кам"яну архiтектуру пipньосередньовiчного. Киева. - Археология Киева. Дослiдження i матерiали. Киiв, 1979, с. 121 - 123р. Ивакин Г. Ю., Пуцко В. Г. Импостная капитель из киевских находок. - СА, 1980, № 1, с. 293 - 299. ).

Пользуясь подобной аналогией, реконструировал Десятинную-церковь Н. В. Холостенко (Холостенко М. В. Указ. соч. ). Его попытка правильна, вероятно, в основной идее, но неточна фактически и не фиксирует отличия памятника от черниговского собора. Можно указать, что третья с севера лопатка западного фасада принадлежала крестчатому столбу, подробно описанному М. К. Каргером (Каргер М. К. Указ. соч., с. 30-31, 48 .).

В сложной картине пристроек не удается разобраться до сих: пор из-за недостаточности проведенного при раскопках анализа кладок и их недифференцированности при графической фиксации.. М. К. Каргеру, много сделавшему для изучения памятника, принадлежит и самое подробное его описание (Там же, с. 9-59 ), хотя собственные наблюдения изложены им несистематично. Важнейшее значение имеет утверждение о том, что южная и западная галереи храма, представляли собой открытые аркады и что все остатки древних кладок в линии фасадов принадлежат крестчатым столбам. Как мы отмечали, один такой столб описан детально. Но на чертежах ни общее утверждение, ни конкретный пример не нашли никакого отражения. А некоторые детали вроде бы говорят об иных формах: так, сам М. К. Каргер вскользь говорит о том, что северное прясло западной стены было глухим (Там же, с. 31 .).

Киев. Десятинная церковь, 989-996 гг. План (по М К. Каргеру) и реконструкция Н. В, Холостенко


При раскопках перед западным фасадом здания был найден: блок завершения закомары, представляющий шесть рядов лежащих по окружности закомары плинф с уцелевшим рядом зубчиков между ними (Там же, с. 49 - 51 .). Сохранность блока весьма фрагментарна, но» все же можно сделать несколько предположений. Во-первых, обрамление было настолько развитым, что включало в себя, вероятно, ряды зубчиков. Во-вторых, сама развитость форм, сохранность составляющих верхний ряд огромных черепиц свидетельствует о принадлежности фрагмента к обрамлению не утопленной в стене (как малые закомары черниговского собора), а выступающей и завершающей закомары. Если вспомнить, что> внешние галереи киевского Софийского собора имели горизонтальную линию покрытия, что они были одноэтажными, то обрамление закомары Десятинной церкви надо связать с завершением второго этажа ее западной галереи.

М. К. Каргер приводит один из рисунков Десятинной церкви начала XIX в. (Там же, с. 16 ). Рисунки этого памятника настолько противоречивы, что надо очень осторожно относиться к их данным. На рисунке Десятинная церковь показана с запада. На втором плане видна стена самого храма (западная) с арочным проходом внизу, что свидетельствует о первоначальном существовании с этой стороны пристроек; следы кладки над проемом и окно в верхней части стены показывают, что эти пристройки были одноэтажными. На первом плане возвышается наружная стена всего здания. Она убеждает нас в том, что в какой-то период (вероятно, к 1039 г.) западные пристройки были превращены в двухэтажные. По стене - оштукатуренной - идут орнаменты и крупные буквы (об открытиях которых есть упоминания в описаниях XVIII в. (Там же, с. 14.) ); вспомним буквы на барабане черниговского собора. Что не согласно с археологическими данными - это глухая поверхность в нижней части стены, где, как мы помним, должны быть крестчатые столбы. Еще раз заметим, что достоверность рисунка нельзя переоценивать. Например, членения видимой в глубине центральной апсиды показаны ошибочно. Но даже если свидетельство рисунка сомнительно, то все же можно думать, что западный фасад был двухэтажным.

С этим фрагментом можно связать еще два важных вопроса. И Спасо-Преображенский собор, и София Киевская (как мы увидим позже) убеждают нас в существовании горизонтального завершения стен храма, кроме выступающих центральных закомар. Фрагмент закомары Десятинной церкви, судя по размерам, относится к малому пряслу, т. е. галереи имели позакомарное покрытие. Возможный диаметр закомары колеблется от 4 до 5 м, фрагмент очень деформирован в сторону «распрямления», меньший размер кажется поэтому предпочтительнее. Ширина центрального прясла западного фасада - несколько более 7 м, у малых прясел - колеблется от 4 до 5 м.

Мы знаем, что закомарное завершение примыкающих с запада помещений может сочетаться с прямыми линиями стен самого наоса (Панагия Халкеон в Салониках, позже - церкви монастыря Пантократора в Константинополе). Сравнение с церковью Панагии Халкеон плодотворно еще для одного предположения - следует обратить внимание на зубчатый карниз ее закомар. Фрагмент Десятинной церкви очень близок им; можно представить, что такими были и карнизы центральных закомар Спасо-Преображенского собора; становится, во всяком случае, понятным, почему в Чернигове при отсутствии карнизов стали видны торцы сводов.

Рукава креста церкви Панагии Халкеон имеют щипцовое завершение на фасадах. В русских постройках обычно выявляются округлые линии сводов и соответствующих им закомар. Однако теперь можно выдвинуть предположение (хотя и не бесспорное) о применении щипцового завершения рукавов креста в Десятинной церкви.

Основания для этого дает уникальная находка - выложенный сырцом в земле около обжигательной печи рисунок западного фасада храма (Кiлiевич С. Р. До питання про будiвельну справу в Киевi в X ст.- Археологiя Киева. Дослiдження i матерiали. Киiв. 1979, с. 17; Она же. Раскопки у Десятинной церкви.- Новое в археологии Киева. Киев, 1981, с. 340 - 342. Кажется совершенно справедливым предположение С. Р. Килиевич и Г. Ю. Ивакина о том, что это именно фасад, а не план; во-первых, план - значительно более абстрактная, позже появляющаяся форма представления здания; во-вторых, план предполагает и поперечные членения; в-третьих, подобная форма апсиды невозможна и нигде не встречается. Поэтому вряд ли правильна новая интерпретация С. Р. Килиевич, рассматривающей рисунок как план храма; см.: Килиевич С. Р. На горе Старокиевской. Киев, 1982, с. 41-42.).

Интересные предположения об отдельных частях Десятинной церкви были сделаны Н. И. Бруновым. Близко расположенные стены у западных углов церкви он интерпретировал как своеобразные лестничные башни с пологими выходами, пандусами (Брунов Н. И. Рецензия на книгу: Каргер М. К. Археологические исследования древнего Киева. Отчеты и материалы (1938-1947 гг.). Киев. 1950.- ВВ, 1953, т. VII. с. 300.). Такие подъемы типичны и для римской, и для византийской архитектуры - достаточно вспомнить Софийский собор в Константинополе. Также характерно и расположение их по сторонам экзонартекса.

Развитость западных пристроек при их некоторой симметричности заставила Н. И. Брунова высказать мысль о существовании в западных углах здания одинаковых трехчастных дворцов (Там же.). Для этого вряд ли есть основания, но можно предложить иное объяснение. Здесь могли существовать симметричные приделы - и тогда общая композиция храма, приделов и галерей оказывается похожей на кафоликон Великой лавры на Афоне (последняя треть X в.).

М. К. Каргером выявлена система декоративной отделки наружных поверхностей стен. На фрагменте закомары, на многих найденных еще Д. В. Милеевым деталях, на упоминавшемся крестчатом столбе найдены следы наружной штукатурки и росписи; большое число обломков подобной штукатурки позволило говорить о сплошном покрытии ею фасадов. Штукатурка была двуслойной, белый нижний слой включал много рубленой соломы и был аналогичен грунту росписи интерьера, верхний слой образовывала цемянка, т. е. известь с большой примесью мелко толченого кирпича. Судя по многим одинаковым фрагментам, стена была окрашена в охристо-красный цвет, а места сочленения форм отмечались белыми линиями. На фрагменте закомары уцелела орнаментированная раскраска зубчиков. Найдены и части аналогичных черниговским полукруглых наружных тяг с живописным растительным орнаментом по штукатурке.

Но вот вопрос, который никогда не поднимался, но который, тем не менее, является существеннейшим: как же можно датировать эти фрагменты? Никто из исследователей не сомневается в том, что самые внешние контуры плана Десятинной церкви образованы более поздними пристройками, после работы М. К. Картера никто не оспаривал их датировку 1030-ми годами. Но ведь все известные нам участки кладки связаны именно с этими частями, и все фрагменты кладки найдены за пределами собора. т. е. их тоже логичнее связывать с внешними частями здания; следовательно, датироваться концом X в. они не могут.

Приведем еще несколько соображений. Первое касается техники кладки с утопленным рядом. Как мы помним, в постройках константинопольского круга она появляется в 1040-е годы. Если известная нам кладка Десятинной церкви относится к 1030-м годам, то исчезает неожиданность появления этой развитой константинопольской техники в Киеве на 50 лет раньше, нежели в византийской столице; ее рождение в Киеве и Константинополе становится практически одновременным.



Еще раскопками Д. И. Милеева были обнаружены два фрагмента квадратного в сечении столба с проходящими посередине граней полукруглыми тягами. Они очень близки столбам не черниговского Спаса, а Софии Киевской, что тоже говорит об их связи с новой традицией - после 1037 г. (разумеется, при датировке Софии этим временем, о чем будет речь далее). Фрагменты найдены вне собора, к северо-востоку от него, их возможно поэтому отождествить с частями галерей, а не самого храма, и опять-таки (судя по столбам и Спасского, и Софийского соборов) - со вторым этажом. Выявленные недавно остатки восьмигранного столба из Десятинной церкви размерами и очертаниями напоминают аналогичные опоры Софии, а не Спасо-Преображенского собора (Ивакiн Г. Ю. Указ. соч., с. 120-121 .).

Однако есть аргументы и в пользу более ранней датировки известной нам кладки Десятинной церкви. Самый существенный среди них состоит в особых размерах и качестве плинфы - светло-желтой и очень тонкой (2,5 - 3 см) (Каргер М. К. Указ. соч., с. 27; Ивакин Г. Ю. Указ. соч., с. 120-121; Асеев Ю. С. К вопросу о времени основания Киевского Софийского собора. - СА, 1980, №3, табл. на с. 140; см. также: Стрiленко Ю. М., Нестеренко Т. Е. Дослидження будiвельних розчинiв плинф нам"яток архiтектуры стародавнього Киева X-XII ст.- Археология Киева. Дослiдження и матерiэлы. Kиiв, 1979, с. 124-129.) . Такая плинфа иногда встречается и позже, но никогда - так однородно и систематично, как в кладках Десятинной церкви. Еще важнее, что именно она употреблена при сооружении трех окружающих церковь дворцов, которые гораздо логичнее связывать со строительной деятельностью Владимира Святославича в конце X в., с созданием им торжественной резиденции вокруг только что возведенного собора, нежели с Ярославом Мудрым, чей обширный город возник значительно позднее за пределами города Владимира Святославича.

В любом случае датировки дворцов и известной нам кладки Десятинной церкви нераздельны. Либо они принадлежат 1030 годам, и тогда действительны изложенные выше положения, дворцовый комплекс оказывается связанным с инициативой Ярослава Мудрого; либо датировка концом X в. должна быть принята для всех построек, т. е. и галереи, и основной объем церкви должны: быть одновременными; говорить о позднейших достройках не приходится. Оба положения имеют свои сильные и свои уязвимые стороны - требуются новые раскопки и тщательное изучение и фиксация остатков Десятинной церкви.

Осмыслению уже накопленного материала могут помочь некоторые общие соображения. Мы уже говорили о близости Десятинной церкви и Спасо-Преображенского собора и о том, что, пользуясь подобной аналогией, Н. В. Холостенко дал свою реконструкцию первого памятника. Реконструкция в основном кажется правильной, но все же она оставляет в стороне некоторые существенные различия двух храмов.

Речь идет о построении восточной части Десятинной церкви. Хотя апсиды не сохранились (Д. В. Милеевым были выявлены, лишь контуры фундаментальных рвов (Каргер М. К. Указ. соч., с. 20-25. ), все же членения галерей показывают, что апсиды примыкали непосредственно к основной девятидольной группе крестово-купольного храма. Следовательно, алтарная преграда проходила - иного варианта нет - перед восточной парой центральных столбов. Это могло привести к двум соотношениям. Первый вариант сводится к отсутствию хор в боковых рукавах креста, ибо аркады хор прерывали бы единство трехчастного алтаря. Хоры могли бы остаться лишь в западных угловых ячейках наоса, как это стало широко распространенным во второй половине XI в. В подобном случае сходство Десятинной церкви и Спасо-Преображенского собора ограничилось бы лишь некоторыми чертами плана, настолько общими, что какая-либо существенная связь памятников оказалась бы лишенной достаточных оснований.

Однако более близким к действительности кажется иной вариант реконструкции - типологически родственный черниговскому собору. Найденная капитель Десятинной церкви убедительно свидетельствует о существовании малых аркад, которые прежде всего должны были бы находиться в боковых рукавах креста для устройства здесь хор. При этом хоры были бы над всей площадью малых нефов, боковые апсиды церкви стали бы также двухэтажными. С точки зрения зодчих Византии, здесь нет ничего необычного, именно так устроен храм в Дере-Агзы.

Чтобы осознать всю вытекающую из признания близости двух русских княжеских церквей ситуацию, надо учесть еще несколько обстоятельств. А. Поппе пришел к нескольким чрезвычайно важным заключениям (Рорре A. The Political Background to the Baptism of Rus". Byzantine-russian relations between 988-989.-DOP, 1976, 30, p. 197-244 .). Он считает, что Десятинная являлась дворцовой церковью Владимира Святославовича. Двор Владимира действительно располагался рядом: три дворца окружали церковь и площадь перед ее западным фасадом. А. Поппе лолагает, что церковь была посвящена Богородице, а не какому-то отдельному ее празднику (Успению, например), и что летописи не случайно только так ее и называют. Наконец, устройство дворцового храма в честь Богородицы есть подражание византийскому императорскому дворцу X в., в котором роль такой домашней, расположенной рядом с покоями и Хрисотриклинием, церкви играла Фаросская, посвященная также Богородице. Она была выстроена Василием I, напомним, что К. Манго и Р. Дженкинс, пользуясь описанием Фотия, убедительно реконструируют ее как храм, подобный церкви Климента в Анкаре, т. е. с двухъярусными аркадами в рукавах креста - самой существенной деталью, которая отличает эту композицию от храмов вписанного креста X - XI вв. Повторение этой формы в Спасо-Преображенском соборе и, по всей вероятности, в Десятинной церкви получает важнейшее значение.

Можно думать, что когда Владимир Святославич для возведения придворного храма вызвал из Константинополя зодчих (что было облегчено родством, ибо его жена Анна была сестрой византийского императора Василия II), то под влиянием византийских обычаев и привыкшей к ним княгини были выбраны посвящение храма и основные черты его структуры. Последний, правда (по аналогии с черниговским собором), кажется больше похожим на храм в Дере-Агзы, чем на церковь Климента в Анкаре. Но оба эти типа близки друг к другу, к тому же если формами свободного западного рукава креста русские памятники сближаются с храмом в Дере-Агзы, то аркады во втором ярусе это как раз то, что свойственно церкви Климента. Здесь объединялись черты обоих типов, и, вероятно, также они могли объединяться и в Фаросской церкви (в описании Фотия ничто этому не противоречит).

Мы отмечали близость размеров соборов в Дере-Агзы и в Чернигове, к ним и в этом плане примыкает Десятинная церковь (длина с нартексом 27 м, ширина 18 м, диаметр купола 7,5- 8 м).

При сооружении Десятинной церкви за образец (посвящение, тип, функция) была принята Фаросская церковь Богородицы Большого дворца в Константинополе. Боковые нефы киевской церкви были двухэтажными на всю длину - приемы византийской архитектуры IX в. оказались актуальными и в X столетии. Дерковь стала на несколько десятилетий самой значительной и «самой почитаемой. Владимир дал на ее содержание десятую часть доходов и поручил службу в ней Анастасу Корсунянину.

Когда могущественный черниговский князь Мстислав, сын Владимира Святославича, задумал воздвигнуть каменный собор в своем стольном городе, рядом со своим двором, то он выбрал образцом Десятинную церковь. Показательно, что Мстислав уже однажды вдохновлялся этим памятником и его посвящением - когда в 1022 г. выстроил церковь Богородицы в Тмутаракани (Раппопорт П. А. Русская архитектура X - XIII вв.- САИ, вып. EI - 47. Л., 1982, с. 115-116. Церковь была раскопана экспедицией под руководством Б. Л. Рыбакова. Отчет о раскопках хранится в Архиве Института археологии АН СССР .). Хотя от нее уцелели лишь фундаментные рвы, все же они говорят нам о трехнефной постройке с нартексом, аналогичной этим Десятинной церкви. Единственно, от чего отказались зодчие Спасо-Преображенского собора в Чернигове - это от продолжения хор до восточной стены. Со времени строительства Десятинной прошло уже сорок лет, мастера XI в. уже воспринимали трехчастную алтарную композицию, противопоставляемую всему наосу, и свободное пространство наоса как обязательные черты храмового интерьера. Поэтому они сделали свободный поперечный неф перед алтарем, а сделав его, оказались перед необходимостью удлинить алтарную часть. Может быть, именно эта необходимость создать форму, которой не было в образце, и привела к некоторым странностям в композиции алтарной части черниговского собора.

Строительство конца X в. - 1030-х годов оказывается принадлежащим одному архитектурному направлению, одной традиции. Десятинная церковь стоит в начале периода, черниговский собор - в его конце. Киевские памятники со второй половины 1030-х годов начинают иную типологическую и стилистическую линию. Можно предположить, исходя из рассмотренного материала, следующее объяснение основных проблем возникновения каменного строительства на Руси.

Традицией, послужившей основой нового искусства, была традиция столичной школы византийской архитектуры. Своеобразие новых построек проистекало из особенностей княжеского заказа, в частности из желания иметь большие хоры, а также из-за специфических условий строительства, проявления элементов, известных византийскому искусству предшествующих столетий, внутри новых типологических структур. Нет никаких оснований говорить о каких-либо прямых малоазийских, болгарских, кавказских или романских влияниях. Возможности малоазийской, собственно греческой или болгарской архитектур на рубеже X - XI вв. были несравнимы с той интенсивностью распространения искусства, которую в эту эпоху демонстрирует Константинополь. Зодчество Армении и Грузии, переживавших новый подъем, выработало свои специфические типы зданий, их художественный язык весьма далек от выразительности Спасо-Преображенского собора в Чернигове. Оно оказало несомненное влияние на архитектуру византийской столицы - и через нее, как мы видели, даже на формы черниговского собора. Близость к романским памятникам, сказавшаяся в некоторой базиликальности интерьера и известной массивности опор, связана не с ориентацией на западноевропейское искусство, а свидетельствует об использовании ранних византийских традиций, с одной стороны, и, с другой - о некотором внутреннем родстве между культурами славянских княжеств и молодых государств Западной Европы.

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X - начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции

Когда идет речь о самом раннем этапе истории христианской Руси, приходится смириться с тем, что известно о нем из письменных источников очень и очень мало. Представьте себе, от времени Крещения до времени создания «Повести временных лет» прошло больше 120 лет. Недаром уже к тому времени спорили, где крестился сам князь Владимир Святославич: кто говорил - в Корсуни, кто - в Киеве, а кто - еще где.

Первый собор христианской Руси

То же самое относится и к главному собору Киевской Руси - Десятинной церкви. С момента гибели этого памятника прошло уже почти восемь веков, но и по сей день о нем идут споры.

Впрочем, справедливости ради следует отметить: Десятинная церковь не была ни первым храмом Киева, ни первым собором Киева, ни первой каменной церковью Киева, ни даже первой постройкой Владимира после крещения. Источники прямо называют церковь Илии на Подоле еще до Крещения Руси, и говорят, что храм тот был соборным, - а значит, были и другие. Михаил Каргер упоминал, что он нашел остатки этого храма при раскопках киевского Подола, и говорит, что он был каменным.

После крещения Владимир поставил несколько деревянных храмов, а потом затеял строительство главного храма своей страны.

Во всех древних источниках написано, что храм получил посвящение Богородице, но не говорится - какое. Успения? Рождества? Положения Риз?

Этого мы не знаем. Более того, нам точно неизвестен даже год закладки храма. Разные летописи называют 989, 990 и 991 годы. Так что же нам известно достоверно?

Немного истории

Храм был освящен в 996 году - на этой дате сходятся все источники. Точно знаем, что сразу же он получил название Десятинной церкви - на содержание ее Владимир выделил одну десятую от доходов княжеской казны.

Потом в храме были похоронены кости братьев Владимира - Ярополка и Олега, павших в борьбе за княжеский престол (и, надо сказать, не без участия будущего крестителя Руси). При этом с костями была проделана уникальная процедура: они были крещены.

Захоронили в Десятинной церкви и первого христианского правителя Руси - Ольгу. При раскопках был найден мраморный саркофаг - считается, что именно в нем упокоилась святая равноапостольная княгиня.

В 1039 году Десятинную церковь освятили заново. Почему? Неизвестно. Может, ее достраивали, может, случился пожар. В любом случае, дальше о ней сведений очень мало: около 1037 года в Киеве воздвигли новый «главный собор» - сохранившуюся до сих пор Софию Киевскую, и центр духовной жизни Руси при сыне Владимира Ярославе Мудром переместился сюда.

Десятинная церковь простояла до 1240 года, когда была разрушена при взятии Киева войсками Батыя: рухнула - то ли нападающие постарались, то ли спасающегося народу набилось столько, что его тяжести храм не выдержал.

В 1630−1640-х годах митрополит Петр Могила устроил в юго-западном углу руин древнего храма маленькую церковь. Храм простоял до 1828 года, когда вместо него на бо льшей территории древней церкви построили новую, по проекту архитектора В.П. Стасова, предварительно проведя раскопки. В 1824 году их вел археолог К.Н. Лохвицкий, но качество его работы признали ужасным даже в то время, поэтому в 1826 году Лохвицкого сменил архитектор Н.Е. Ефимов. В 1908-1911 годах те части Десятинной церкви, что не попали под застройку, раскопал Д. Милеев, его работу в 1912-1914 годах продолжил его ученик П. Вельмин. В 1938-1939 годах, после сноса церкви Стасова, нераскопанное Милеевым и Вельминым изучил М.К. Каргер, сводный план раскопок которого стал хрестоматийным.

Но даже эти раскопки оказались неполными, фиксация их результатов была не очень удовлетворительной, сами же они практически уничтожили значительную часть сохранившихся руин памятника. Поэтому большая часть того, что мы знаем о храме, относится к числу дискуссионной информации. Простой показатель: даже если говорить о плане церкви, в научный оборот введено более десятка ее реконструкций - а сколько было попыток реконструировать внешний облик Богородицы Десятинной!

Храм был довольно большим: 35 х 37 м (по фундаментам, без апсид). Он был выстроен из плинфы (древнего тонкого кирпича) - плиток размерами 31 х 31 х 2,5 см. Вот такой вот образец древнерусского зодчества.

Немного о самом слове «зодчество». В Древней Руси этим словом называли только каменное строительство. «Здати» - строить, создавать; «здо» - глина, из которой изготовляли плинфу. Кстати, таким образом, слово «Создатель» буквально означает «вылепивший из глины» - вспомним, как (согласно Ветхому Завету) творили человека. Да и летописи разделяли каменное и деревянное строительство: когда употреблялся термин «създа», то совершенно определенно имелась в виду каменная постройка, когда «поста ви» - деревянная. Так что с точки зрения древнерусского человека, «деревянное зодчество», музеи которого сейчас существуют и в России, и на Украине, - оксюморон.

Казалось бы, после раскопок Каргера и музеефикации «плана» церкви можно ставить точку - очень много неясного, но откуда взять новые данные?

Новые открытия

Тем не менее, оказалось, что есть откуда.

С 2005 года фундаменты храма снова полностью раскопали российские и украинские археологи (руководили раскопками выдающиеся археологи Глеб Ивакин (Киев) и Олег Иоаннисян (Санкт-Петербург). На этот раз раскопки провели максимально тщательно, не торопясь, фиксируя каждый камень.

Ученые пришли к выводу, что храм на самом деле был совсем не таким, каким его считали историки архитектуры. И все существующие реконструкции содержат как минимум одну очень серьезную ошибку.

Во-первых, можно считать доказанным, что храм этот построили сразу. До сих пор считалось, что ядро памятника построено в 989-996 годах, а в XI веке его дополнительно обстроили галереями (по крайней мере, частично). Оказалось, что все элементы плана храма, от закладки до освящения, сложились в один период, но в процессе строительства замысел и тип постройки изменились.

Сначала, как и считалось до сих пор, храм строили как крестово-купольный. Так возведены почти все древнерусские храмы до монгольского нашествия, за исключением нескольких построек-ротонд.

Но Десятинная церковь - главный храм нового христианского государства. Он должен был быть большим. Своих мастеров-архитекторов, разумеется, на Руси не было, а в Византии того времени просто не строили таких больших крестово-купольных зданий.

Уже начав строительство, зодчие поняли, что такого размера крестово-купольные своды им не дадутся, и выстроили более простую в работе и привычную им базилику. Археологи установили очень интересный факт: строителям даже пришлось разобрать часть уже построенного здания - в засыпанном в процессе строительства Десятинной церкви древнем рву обнаружены фрагменты кладки.

ЕГЭ. Культура. Архитектура.

Десятинная церковь. 10 вопросов – 10 ответов

Десятинная церковь - первая каменная церковь, построенная в правление князя Владимира после принятия христианства. К сожалению, она была разрушена Батыем в 1240 г. и так и не восстанавливалась.
10 вопросов и ответов по данному архитектурному памятнику, которые помогут при подготовке к урокам и ЕГЭ по истории.

Вопросы

Ответы

1.Где находится?

Десятинная церковь - церковь Успения Богородицы - находилась в Киеве.

Строители неизвестны, но по особенностям сооружения учёные предполагают, что это были мастера из Константинополя. Однако и славянские мастера тоже участвовали (кириллические граффити на стенах, особенности кладки полов свидетельствуют об этом)

3.Век и дата постройки?

10 век. 996 г. Начало строительства - 989 г.

4.При каком правителе?

Годы его правления.

Построена при Владимире Святом

(980-1015)

5.В честь (или память) о каком событии?

Церковь была первым культовым зданием, построенным Владимиром после принятия христианства в 988 г. Такое название получила потому, что князь 10-ую часть доходов (десятину) выделил на её строительство, был установлен специальный налог.

6.Особенности сооружения?

Первая каменная церковь Древнерусского государства. Построена на месте гибели первомучеников Фёдора и его сына Иоанна.

Это была крестово-купольная церковь на четырёх опорах – в византийском стиле.

7.Внутреннее оформление?

Об оформлении мы узнаём из летописи «Поветь временных лет». Украшение - иконы, кресты, драгоценные сосуды- были привезены из Корсуня. Интерьер был сделан из мрамора, поэту часто церковь называли «мраморной».

8.Судьба памятника?

Разрушена ханом Батыем в 1240 г.

Церковь не восстанавливали, а дважды пытались построить на её месте другую. Второй храм просуществовал в 1630-по 1828 г., третий на этом же месте – в 1842-1928. Архитектор Василий Стасов. В советское время церковь снесли.

9.Проводится ли сегодня богослужения?

Нет

10.Совремнное состояние?

Церковь не существует, её не восстанавливали.

С 2011 г. сохранившийся фундамент Десятинной церкви открыт для просмотра желающих.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна


Десятинная церковь


Врисованные очертания фундамента Десятинной церкви.

Руины Десятинной церкви. Картина 1826 г. Автор точно не установлен.


Десятинная церковь в 19 веке.

Серебряная монета, выпущенная в 1996 г., в честь 1000-летия возведения Детиннойцеркви.

В X веке главным сооружением стольного града и первым каменным храмом времен Киевскои? Руси была Десятинная церковь. Построена она в честь пресвятои? Богородицы в 986–996 годах, в эпоху княжения Владимира Великого, которыи? пожертвовал на возведение и содержание храма десятую часть своих доходов – десятину. В Десятиннои? церкви находилась великокняжеская усыпальница, где были погребены князь Владимир, его супруга – византии?ская царевна Анна, великая княгиня Ольга.

Десятинная церковь — второй храм (1842-1928)

Храм неоднократно разрушался. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, уничтожили Десятинную церковь – последнии? оплот киевлян. По преданию, церковь рухнула под тяжестью множества людеи?, наполнивших ее и пытавшихся спастись от монголов.

Долгое время на месте великолепного храма были только руины. В 1824 году по поручению Киевского митрополита Евгения (Болховитинова) начали расчищать фундаменты Десятиннои? церкви. Эту работу провели под руководством археологов Кондрата Лохвицкого и Николая Ефимова. А в 1828–1842 годах здесь возвели громадныи? каменныи? храм, вновь нареченныи? именем Богородицы. Автором проекта стал петербургскии? архитектор Василии? Стасов.

В 1935 году храм был варварски разрушен.

ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ - ДРЕВНЕЙШИЙ ХРАМ КИЕВА

Если вы, путешествуя по Киеву, собираетесь пройтись по Андреевскому спуску, увидеть Андреевскую церковь, прогуляться пешком по улице Владимирской, полюбоваться куполами Софии Киевской и Свято-Михайловского Златоглавого монастыря, не упустите шанс посетить Национальный музей истории Украины и осмотреть место, где находится фундамент самого древнего каменного храма Киевской Руси Десятинной церкви.

В этом году исполняется 1020 лет от основания первого каменного храма Киевской Руси - Десятиннои церкви, судьба которой оказалась наиболее драматичной среди всех известных храмов Украины. Возведенная в конце Х века еще во времена установления Древнерусского государства, она почти два с половиной века простояла на Старокиевской горе, будучи символом духовности и главной святыней древнего Киева. Но даже и после разрушения, Богородица Десятинная оставила о себе вечную память на все грядущие века...

За годы своего существования церковь неоднократно подвергалась разрушительному действию пожаров, разрушению и надругательству: впервые Десятинный храм горел еще 1017 году во время большого пожара в верхнем городе. Но после этого князь Ярослав Мудрый отстроил его, окружив с трех сторон галереями и еще больше украсив внутри.
В 1169 году церковь была разграблена войсками суздальского князя Андрея Боголюбского - "грабиша за два дня весь город: Подолье и Гору, и монастыри, и Софью, и Десятинную Богородицу", - так об этом записано в летописи.
А в1203 году церковь вновь пострадала во время разгрома Киева Рюриком Ростиславичем, что "не только единое Подолье взяша и пожгоша, другую Гору взяша и митрополью святую Софью разграбиша, и Десятинную святую Богородицу разграбиша, и монастыри все, и иконы одраша, а другие поймаша, и кресты честные и сосуды священния, и книги..."
Но все эти разрушения и грабежи обозначались преимущественно на внутреннем убранстве храма. А наиболее трагическим для Десятинной церкви стал 1240 год, когда Киев окружили полчища хана Батыя.
Несколько месяцев отважные защитники Киева во главе с воеводой Дмитрием сдерживали нападающих, не пуская их в город, но врагам удалось-таки проникнуть внутрь и превратить его в сплошные руины. "На другой день пришли (татары) на них, и была битва между ними великая. Люди тем временем выбежали и на церковь, и на свод церковный с пожитками своими, от бремени повалились с ними стены церковные и так укрепления было взято (татарскими) воинами. Дмитрия же вывели (к Батыю), раненого, но они не убили его через мужество его ». Так погибла эта древняя киевская святыня, в стенах которой нашли свой последний приют герои-защитники Киева: "единую чашу смертную пиша вси вкупе мертви лежаща".
Произошло это 6 декабря 1240 на Николин день. Но это еще не вся история этого известного храма...


Оборона Киевской Десятинной церкви от нашествия орды

Итак, вернемся к самому началу. История этой древней церкви началась с знаменитого события Крещения Руси-Украины, определившая судьбу всего нашего государства и народа на будущие века.
«Создал Владимир церковь святой Богородицы - Владычицу нашу Богородицу в Киеве», - писал Нестор о Десятинной церкви, которую еще во времена Владимира Великого стали называть "матерью церквам русским", в своем "Чтении о Борисе и Глебе".


Так могла выглядеть Десятинная церковь (иллюстративная реконструкция)

Летописные сообщения о Десятинном храме достаточно четко указывают время его основания. Известно, что в 988 году князь Владимир вместе со своей дружиной принял крещение в Херсонесе и обвенчался с византийской царевной Анной, а вернувшись домой, окрестил и всех киевлян. Этот летописный рассказ стал хрестоматийним.
Сразу после того, как христианство стало официальной государственной религией Киевской Руси, князь Владимир стал уничтожать старые языческие традиции, сбрасывать идолов и разрушать капища.


В. Васнецов.Крещение князя Владимира и Крещение Киевской Руси. Роспись во Владимирском соборе.

Как свидетельствует летописец Нестор в "Повести временных лет" князь Владимир "приказал строить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия (это имя Владимир получил при крещении) на холме, где стоял идол Перуна и другие. И по другим городам стали ставить церкви и назначать туда попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам ".
А уже в следующем (989) году в Киеве был заложен первый каменный храм в честь Пресвятой Богородицы: "потом же, когда Владимир жил в законе христианском, решил он построить каменную церковь святой Богородицы, и, послав (послов), привел мастеров из греков, и начал строить... А когда закончил сооружать, украсил он ее иконами, и поручил ее Анастасу-корсунянину, и попов корсунских приставил служить в ней. Он дал сюда все, что взял был в Корсуни, - иконы, и утварь церковная, и кресты " - так описал это событие летописец.
Согласно преданию, место для строительства будущей церкви было выбрано Владимиром не случайно. Когда-то здесь жили и приняли мученическую смерть от язычников христиане-варяги Иоанн и его сын Федор. Однажды, еще будучи язычником, князь Владимир пожелал принести Перуну человеческую жертву. Чтобы выбрать человека для этой жертвы, бросили жребий и он указал на Федора. Но когда обратились к Иоанну с требованием, чтобы тот отдал своего сына, Иоанн не только не отдал Федора, но и выступил с горячей проповедью об истинном Боге и с резким обличением против язычников. Разъяренная толпа бросилась на старика и разрушил дом Иоанна, под обломками которого погибли отец и сын.


Верещагин В. "Закладка Десятинной церкви в Киеве в 989 г.".

Итак, в 989 году в Киев приехали греческие мастера «каменосечци и зиздатели Полат каменных», и началось строительство первой русской каменной церкви, которое длилось 7 лет (по тем временам это было обычным сроком строительства больших каменных храмов) и завершилось в 996 году. Подтверждение этому содержится в той же летописи Нестора под 996 годом: "когда же Владимир увидел, что церковь завершена, он, войдя в нее, помолился Богу, говоря:" Господи Боже! Призри с небес и посмотри, и посети сад Свой, и сделай, что насадила десница Твоя, люди сии новии, сердце которых Ты обратил еси к истине, (могли) познать Тебя, истинного Бога. И посмотри Ты на церковь осю, которую создал я, недостойный раб Твой, в честь Матери, которая породила Тебя и Приснодевы Марии Богородицы. И если помолится кто в церкви сей, то услышь Ты молитву его и отпусти все грехи его мольбы совета Пречистой Богородицы ".
А уже 12 (25) мая 996 года новая церковь была освящена в честь Успения Богородицы и с тех пор этот день стал "днем ангела" храма.

Чтобы объяснить второе названия церкви - Десятинная, которое пристало к ней вскоре после освящения, снова обратимся к летописи Нестора, где собственно говорится, что, помолившись в новом храме, Владимир сказал: "Осе даю церкви сей, святой Богородице, от поместной своей и от моих огородов десятую часть ". И, написав, положил он присягу в церкви сей, сказал: "Если это отменит кто, - пусть будет проклят". И дал он десятину Анастасу - корсунянину и сделал тогда праздник большой в тот день боярам, и старцам городским, и убогим раздал много добра ". Именно под названием Десятинной церковь и вошла в историю.

Богородица Десятинная сразу же стала символом величия столицы древнерусского государства и главной святыней великокняжеского центра, потому что, прежде всего, строилась как кафедральный собор. К сожалению, мы не можем достоверно узнать, как же выглядел этот первый каменный храм, возведенный греческими мастерами. Но уверенно можно утверждать, что подобных сооружений в Киеве и по всей территории Киевской Руси еще не было. Превзойти это каменное строение смогла бы разве что лишь София Киевская, заложенная Ярославом Мудрым. Но это произошло почти на 40 лет позже.

По словам исследователей, даже в окружении роскошных княжеских дворцов, Десятинная церковь существенно выделялась своими размерами и была значительной постройкой на территории города Владимира. Современники сравнивали ее с небесами, вероятно из-за впечатляющих размеров: высотой она была больше 35 м, а ее внутреннее пространство равно было 32х42 метрам.
Современные исследования доказали, что Десятинная церковь была окружена крытыми галереями, по которым, вероятно, соединялась с юго-западным княжеским дворцом. В архитектурном плане она выглядела, как крестово-купольное шестистолпное сооружение, однако некоторые письменные источники ХІV века указывают, что храм был многокупольним. К примеру, в "Списке русских городов дальних и ближних" записано:"Киев древлян, на Днепре, а церкви: святаа Богородица десятинна, камена, была о полутретьятцати версях, а Святая София – о двенадцяти версях". Большинство ученых считают, что составитель Списка, вероятно, преувеличил количество бань на главной церкви Киева, однако вряд ли можно сомневаться в том, что Десятинная церковь действительно имела много бань. Во всяком случае, первая каменная церковь не могла не вызвать благоговейного удивления среди тогдашних киевлян и многочисленных посетителей "матери городов русских".


Город Владимира с княжескими дворцами и Десятинной церковью (макет)

Но этот храм поражал и удивлял не только своими размерами, но и внутренним убранством. Внутри церковь была расписана фресками, а в центральной части украшена настенными мозаиками. Пол украшали мозаичные плиты, выложенные из различных пород мрамора, шифера и других ценных пород камня (остатки этих материалов были найдены во время многочисленных раскопок, проводившихся в разное время). Именно поэтому за роскошное убранство Десятинную церковь называли еще и "мраморной".
Главной святыней церкви стал чудотворный образ Богородицы, о котором упоминается в "Чтении о Борисе и Глебе" Нестора-летописца. Эта икона, известная как древняя святыня Киева, была привезена из Корсуня женой князя Владимира Анной с приданым. Образ по повелению греческой царевны был поставлен в Десятинном храме. Дальнейшая судьба этой иконы точно не известна. Предполагают, что впоследствии икона Константинопольской Богоматери была отдана одним из киевских князей в приданое за дочерью или сестрой, которая отправлялась в Белзкое княжество. По другой версии она была вывезена из Киева в 1270 году князем Львом Даниловичем, который поместил ее в церкви города Бэлза, а в 1382 году эта киевская святыня попала в Ченстохов и стала главной святыней Польши под названием чудотворного образа Ченстоховской Божьей Матери.


Ченстоховская икона Божией Матери или "Черная мадонна", которой поклоняются и католики и православные.

В Богородице Десятинной хранились и другие священные реликвии. В частности, глава священномученика Климента, его ученика Фивы и мощи других святых, привезенные из Корсуня.
Церковь была трех престольной: центральный престол был посвящен Богородице, второй - святителю Николаю, а третий - св. Клименту.
Известно также о чудотворной иконе Святителя Николая, привезенной Владимиром из Корсуня (именно в память об этой иконе в начале XVII в. на развалинах храма киевляне возвели небольшую деревянную часовню, которую назвали "Николай Десятинный"). Правда, у исследователя киевской старины К. В. Шероцкого существовала своя версия относительно этой святыни: якобы этот образ был взят князем Владимиром из Николаевской церкви на Аскольдовой могиле, когда оттуда было перенесено тело святой Ольги (1007г). Так, со временем Десятинная церковь стала семейной усыпальницей первых киевских князей. Здесь нашли свое место упокоения его патроны: жена Владимира греческая царевна Анна, умершая в 1011, а в 1015 году сам князь Владимир Великий, тело которого было положено в мраморный саркофаг.
В 1044 году великий князь Ярослав Мудрый перенес в Десятинную церковь тела своих дядей Ярополка и Олега Святославовичей - братьев Владимира Великого. Также здесь находились захоронения князей Изяслава Ярославича и Ростислава Мстиславича, а еще первого Киевского митрополита Михаила.

Такова была история Богородицы Десятинной до нашествия Батыя 1240 года, которое стало катастрофическим для всего Киева. После этого печального события храм почти четыре века пролежал в руинах. Вплоть до 30-х гг.. XVII в., Когда киевский митрополит Петр Могила сказал: "Десятинную церковь Пресвятыя Девы, находящуюся у ворот киевских, выкопать из мрака и открыть дневному свету".
По тем временам от Десятинной церкви остались только руины и только часть одной стены чуть возвышалась над землей.
Сохранилось описание французского инженера Гийома де Боплана, который путешествовал по Украине в конце 20-х - начале 30-х годов XVII века, о руинах Десятинной церкви, где он отмечал, что стены ее были покрыты греческими надписями и достигали высоты уже только 5-6 футов.


Руины Десятинной церкви на рисунке А.Вестерфельда, XVII в

Петр Могила, потратив немалые средства, откопал развалины древней церкви, найдя среди них две древние гробницы, а через некоторое время построил на этом месте небольшую церквушку, которую освятил его сподвижник и преемник Сильвестр Косов в 1654 году. П. Могиле не удалось закончить восстановление этой святыни, поэтому в своем завещании он отметил: "На восстановление церкви, названной Десятинной, которую я начал реставрировать, чтобы восстановление закончено было, с моей шкатулы готовых тысячу золотых назначаю и записываю".
В том же году к церкви была пристроена трапезная и надстроен второй деревянный этаж с церковью святых апостолов Петра и Павла. В таком виде Десятинная церковь простояла до 1758 года, когда был совершен очередное ремонт, который профинансировала монахиня Флоровского монастыря Нектария (в миру княгиня Наталья Долгорукая).
Но, когда в 1810 и 1817 Киев посетил ее внук, князь М.Долгорукий, то в своих "записках" он жаловался на нехватку людей, которые могли бы ознакомить его с киевскими достопримечательностями, а о Десятинной церкви заметил: "Никогда бы я не подумал, что она так брошена и призрена как я ее нашел ».


Монахиня Нектария - старица Флоровского монастыря (в миру княгиня Наталья Долгорукая).

Очередные строительные работы вокруг Десятинной церкви начались уже в начале XIX века. В 1824 году тогдашний киевский митрополит Евгений Болховитинов поручил расчистить фундамент Десятинной церкви археологу - любителю Кондрату Лохвицкому, которого поддерживал "великодушный чтитель священной древности" заштатный гвардии поручик и богатый киевский помещик Александр Анненков. В частности, он выхлопотал разрешение отстроить храм на собственные средства и выделил деньги на раскопки, во время которых было выявлено немало интересных артефактов. В частности, были найдены остатки колонн, фресок, мозаик, много серебряных и золотых старинных греческих и других монет, два древнейших особой продолговатой формы колокола и две каменные гробницы.
Под крышкой одной из них был обнаружен женский скелет, вероятно царевны Анны, с крестиком на шее и цепочкой из червленого золота, а так же и другие золотые украшения. В другой каменной гробнице были мощи князя Владимира, которые были найдены еще при митрополите Петре Могиле (в саркофаге сохранились кости, кроме главы и правой руки и остатки истлевшей парчовой одежды, золотая пуговица и мужская обувь.) Тогда же было найдено и третью гробницу - севернее Могильной церкви у самой стены. Этот саркофаг представлял особую ценность: на нем был изображено резное плетения с розетками и ряд византийских четырехконечных крестов. Этой орнаментацией он был очень похож на саркофаг Ярослава Мудрого в святой Софии. В нем лежали останки с не истлевшей одеждой и бархатным покрывалом, через которое можно было четко видеть сохраненный внешний вид женщины, которой, вероятно, была княгиня Ольга. Эти щедрые находки и исследования вызвали большой интерес в местных и столичных правительственных кругах, где вдохновенно заговорили о восстановлении Десятинной церкви.

По повелению императора Николая I был создан комитет по сооружению храма и объявлен конкурс на лучший проект, в котором приняли участие известные зодчие Российской империи и, в частности, Киева. Известно, что свой проект Десятинной церкви представлял известный киевский архитектор Андрей Меленский, но победил проект петербургского архитектора Виктора Стасова, который представил Десятинную в имперском, византийско-московском стиле, который не имел ничего общего с первоначальной зданием.
2 августа 1828 было освящено начало строительства, в знак чего в основе престола положили камень из красного гранита с надписью о дне основания новой церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы. (Интересно, что несколько кирпичей из фундамента старой Десятинной церкви были заложены и в фундамент Красного корпуса Киевского университета 31 июля 1837). Строительство храма стоило более 100 000 рублей золотом и продолжалось в течение 13 лет, а 15 июля 1842 митрополит Киевский Филарет торжественно освятил новую Десятинную Успения Богородицы Николаевскую церковь.


Десятинная церковь. Архитектор В.Стасов.

Новая Десятинная церковь в народе получила название Анненковськой. Она была значительно меньше своей площади за старинную Владимирскую и занимала только юго-западную часть старых фундаментов алтарных апсид, а части прилегающих к ним фундаментов галерей остались незастроенными.
Внешне в южную стену новой церкви без определенного порядка были вделаны остатки древних рельефных букв бывшего греческой надписи из первоначального строения Десятинной церкви. Также в новом храме хранились отдельные фрагменты старой Владимировой церкви: мозаичный пол из разных сортов мрамора и малинового цвета волынского шифера, драгоценные остатки мозаик, керамических плиток, фрагменты фрескового рисования, кирпича с родовым знаменем киевских князей - трезубцем, другие детали древнего сооружения и старый колокол. Несмотря на это, в архитектурном плане церковь выглядела слишком помпезной: с присадистыми московскими куполами и цибулястымы главами, за что исследователи-любители старины Киева прозвали ее "ступой" и считали оскорблением памяти великого Владимирского храма.

Впрочем, и этой постройке также не повезло. Новая беда пришла вместе с новой властью большевиков, объявивших "религию - опиумом для народа" и упорно приступивших к уничтожению культовых объектов. Сначала Десятинный храм планировали включить в перечень достопримечательностей, разместить в ней экспозицию музея и объявить в числе объектов государственного историко-культурного заповедника под названием "Киевский Акрополь". Но уже в 1929 году появились другие планы относительно ее использования: в частности, предлагалось перестроить ее под клуб. Но общество охраны памятников опротестовало подобные планы и настояло на передаче церкви в ведение Киевской краевой инспектуры. Тогда же к спасению Десятинной присоединился и известный исследователь и памятковед Федор Эрнст, который обратился в Укрнауку с письмом о нецелесообразности срочного изъятия Десятинной церкви из пользования религиозной общины. Но было уже поздно...

2 октября 1929 Десятинную церковь закрыли, но музея из-за нехватки средств так и не создали. А в марте 1936 года президиум Киевского горсовета вынес решение о сносе Десятинной церкви как таковой, не имеющей исторической ценности. Единственное, что удалось сохранить - это архивные материалы, находившиеся в помещении Десятинной церкви - их передали в Софийский архитектурно-исторический музей. В том же году Десятинной церкви, как и большинства киевских храмов и святынь, не стало...

Еще одна важная страница в истории этого храма связана с археологическими раскопками. Первые научные исследования проводились вокруг церкви еще в 1908-1911 гг. по постановлению Петербургской археологической комиссии. Археолог Д. Миляев, который руководил работами, был первым, кто на основании научных обмеров составил близкий к действительному план первобытного строения церкви. Во время этих раскопок было найдено и ценный клад золотых и серебряных украшений, самые ценные вещи из которого (серьги, колты, браслеты, кольца, серебряные монеты, гривны и т.д.) оказались в Петербургских музеях, где и находятся там по сей день.

Следующая экспедиция появилась на Старокиевской горе после того, как был уничтожен "новый" Десятинный храм Стасова. В 1938-1939 гг. здесь работала экспедиция Института истории материальной культуры АН СССР под руководством М. Каргера, которая провела фундаментальное изучение остатков всех частей Десятинной церкви. Во время раскопок нашли фрагменты мозаикового пола, фрескового и мозаичного украшения храма, каменные гробницы, остатки фундаментов... А рядом с Десятинной церковью были найдены руины княжеских дворцов и жилищ бояр, а также ремесленные мастерские и многочисленные захоронения IX-X веков. Эти археологические находки сейчас хранятся в Национальном заповеднике "София Киевская" и Национальном музее истории Украины. Довоенные исследования дали археологам исчерпывающе полную картину о фундаментах старой Владимировой церкви, после чего исследователи взялись за реконструкцию внешнего вида старого храма, но теперь уже только на бумаге. Попытки реконструкции Десятинной церкви времен Киевской Руси были у М. Холостенко, американского исследователя К. Конанта, А. Реутова, Ю. Асеева....


Десятинная церковь (реконструкция Ю. Асеева)

После послевоенных археологических экспедиций фундаменты церкви законсервировали, возродив их контуры и устроив отдельные детали древнего фундамента под стеклом. А человеческие скелеты, которых археологами было найдено немало, похоронили в братской могиле, где установили памятный крест с надписью: "Братская могила защитников Киева, которые погибли в 1240 году во время нашествия Батыя".


Контуры фундамента Десятинной церкви в ХХ в.

Несколько лет назад интерес к восстановлению Десятинной церкви снова вернулся.
Первые археологические разведки в XXI в. были проведены еще в 2005 году, а в 2008 году археологи приступили к основным работам. За это время на территории раскопок ученые сделали детальное описание остатков фундамента церкви, а также нашли ряд артефактов: монеты времен ХV-ХVIII веков, каменные пряслица древнерусского времени, керамическую посуду Х века, перстни, изготовленные из цветного металла, костяные наконечники стрел. Уникальной находкой ученые называют наконечник с резьбой скандинавского типа, который нашли на территории языческого захоронения Х века. Это первая подобная находка на территории бывшей Руси. Но сколько бы находок не имели под руками археологи, воссоздать Десятинную церковь с точностью до миллиметра никогда не удастся. Прежде всего, от бывшего огромного сооружения сейчас сохранилась только пятая часть фундаментов, остальные были разобраны как строительный материал в конце ХVII - начале ХVIII века.


Павильон на месте раскопок фундаментов Десятинной церкви

Дальнейшая судьба Десятинной церкви остается неопределенной. Будут ли продолжаться раскопки, оставят ли оригинальный фундамент, возведут ли новый храм – дискуссия на эти темы не смолкает от момента начала раскопок... Но в каком бы виде не довелось киевлянам и гостям столицы созерцать древний храм, он во все времена будет оставаться нашей национальной святыней и гордостью.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама