THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Тест по теме «Социальные отношения»

Часть А.

1. Молодежь, женщины, пенсионеры – это социальные общности…

А) территориальные

Б) демографические

В) этнонациональные

Г) профессиональные

2. Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением, - это…

А) социальная роль

Б) социальный статус

В) семейное положение

Г) социальная стратификация

3. Критерием выделения страт может быть:

А) уровень дохода

Б) отношение к религии

В) отношение к политической идеологии

Г) уровень развития личных способностей.

4. Социальная роль это –

А) степень признания достоинств личности

Б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности

В) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих

Г) социальное перемещение индивида

5. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?

А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные неформальные отношения.

Б. Размер группы не оказывает влияние на качество социального взаимодействия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

6. Глубинная причина социальных конфликтов:

А) несовпадение характера

Б) различные воззрения социальных групп

В) несовпадения экономических, политических, духовных интересов и возможностей.

7. С социальной сущностью человека связана потребность:

А) приспосабливаться к условиям природной среды

Б) заботиться о своем потомстве

В) обеспечивать безопасные условия жизни

Г) получить признание в обществе

8. Социальная стратификация – это …

А) взаимодействие людей в различных группах и групп между собой

Б) совместная деятельность людей в различных группах

В) специфическая форма объединения и взаимодействия различных групп людей

Г) система признаков социального расслоения, неравенства

9. Приобретенным является статус-

Б) русский

В) флегматик

Г) учитель

10. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними – это…

А) политика общества

Б) структура общества

В) характер общества

11. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А) Социальная мобильность – это совокупность социальных перемещений людей в обществе с изменением их статусов.

Б) Социальная мобильность – это предписания, требования и установленные образцы, которым должно соответствовать поведение людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

12. Совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей – это…

А) внутренний социальный контроль

Б) внешний социальный контроль

В) самоконтроль

Г) социальные санкции

13. Выберите форму социального контроля, к которой относятся жесткие меры со стороны правоохранительных органов, применяемые к нарушителю.

А) влияние общественного мнения

Б) принуждение

В) регламентация социальных институтов

Г) групповое давление

14. Группа людей, опустившихся на социальное дно, нищие, лица без определенного места жительства – это..

А) маргиналы

Б) люмпены

В) сословие

Г) социальный класс

15. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А) Социальный контроль – это совокупность всех норм, которые определяют поведение человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми.

Б) Социальный контроль – это особый механизм поддержания общественного порядка.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

16. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А) Отклоняющееся поведение – это отклонение от того образца, который предписывает норма.

Б) Отклоняющееся поведение имеет относительный характер, т.к. разнятся нормы обществ, социальных групп.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

17. Нации и народности – это…

А) исторические типы общества

Б) этнические общности

В) демографические группы

Г) поселенческие группы

18. В какой из приведенных ситуаций поведение человека в обществе можно оценить как конформное?

А) Человек последовательно отстаивает свои принципы и даже если это чревато конфликтом, старается не изменять себе.

Б) Человек остается привержен своим убеждениям, хотя предпочитает не идти на открытый конфликт, он скорее выйдет из ситуации, останется вне её, чем уступит себе.

В) Человек из чувства противоречия всегда стремится отличаться от окружающих людей, его позиция – быть не таким, как все.

Г) Человек умело приспосабливается к другим людям, у него нет своего мнения, для него всегда важно не выделяться из большинства, он беспринципен и безлик.

19. Верны ли следующие суждения о социализации?

А) Успешная социализация позволяет личности активно участвовать во многих процессах, происходящих в общественной жизни.

Б) Процесс социализации преимущественно направлен на формирование типично-групповых свойств и качеств человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

20. Верны ли суждения о девиантном поведении?

А) Новаторство является проявлением девиантного поведения.

Б) Девиантное поведение всегда дестабилизирует общество, способствует возникновению конфликтов, войн.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

Часть В.

В1 . Назовите науку:

А) о социальных отношениях

Б) изучает социальную структуру

В) рассматривает социальное неравенство

Г) анализирует социальную адаптацию индивида

Ответ: социология.

В2 . Общность людей, для которой характерны следующие признаки:

А) единство языка и культуры

Б) единый экономический механизм

В) хозяйственная сплоченность

Г) общность исторического пути

Ответ: нация.

В3 . Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ:

А - 3

Б - 1

В - 4

Г - 2

В4 . Задание с подстановкой слова.

Люди, которые утратили свое прежнее положение и не приобрели нового; они теряют привычные социальные связи, оказываются как бы различными культурами, социальными группами и системами; не освободившись от прежних социальных влияний, они начинают испытывать новые – порою прямо противоположные.

Ответ: маргиналы.

В5 . Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «отклоняющееся поведение».

Девиация, деликвентность, наркомания, гениальность, асоциальность, способность, аномия, преступность .

Найдите и укажите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другому понятию

Ответ: способность.

В6 . Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

4. Врач, проводивший на протяжении ряда лет исследования лечения болезни, собрал материал и защитил кандидатскую диссертацию.

Ответ: 1 – Б

2 – А

3 – В

В7. Ниже приведен перечень социальных групп. Все они, за исключением одной, образованы по конфесиальному признаку. Найдите и укажите социальную группу, выпадающую из ряда, образованную по другому признаку.

Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

Ответ: консерваторы.

В8. Прочитайте текст и вставьте недостающие слова, которые указаны ниже.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой статус___________(1). Это явление получило название социальной_______________(2). Социологи различают несколько её типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________________(3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т.е. _____________(4). ___________(5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.д.. Каналами мобильности выступают социальные _______________(6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т.д.»

Каждое слово может быть использовано только один раз.

А) миграция

Б) мобильность

В) горизонтальная

Г) институт

Д) статус

Е) вертикальная

Ж) группа

З) стратификация

И) маргинализация

Ответ:

В9 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Социологи определяют социальную роль, как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2) Принято считать, что социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.

Определите, какие положения носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Полученные данные внесите в таблицу.

Ответ:

С1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальных группах в обществе.

С2. По мнению ученых, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.

Социальные отношения

Ответы на тренировочные задания

Часть 1 (А)

Тип
задания


варианта
задания

Часть 2 (В)

№ варианта

сословия

этноса (народа)

горизонтальная

социальная общность

стратификация

реабилитация

Часть 3 (С)

Тип
задания


варианта
задания

В качестве основных источников формирования российской модели социального государства могут быть указаны: опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада; исторические традиции России; менталитет русского и других коренных народов нашей страны; геополитическое положение России; природно-климатические условия нашей страны

Автор предлагает использовать термин «социальный» в широком смысле слова, поскольку при такой трактовке понятие «социальное государство» будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами.

Социальное государство - государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности

Важнейшей составляющей в социальной сфере, по мнению автора, должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан.

В качестве примеров могут быть приведены: социальное страхование и обеспечение граждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, инвалидность, безработица, несчастный случай и т. п.); оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и т.д.; поощрительная и вспомогательная система, занимающаяся кредитованием лиц, стремящихся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства, приобретения жилья, отдыха, получения дополнительного образования и т. д.

В качестве примеров могут быть указаны: гарантии для каждого человека на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможность самообеспечения и повышения своего благосостояния; создание, в идеале, равных стартовых возможностей всем членам общества через систему образования, воспитания и социальной поддержки; обеспечение силами государственных и общественных институтов приемлемого уровня жизни для слабых слоёв и отдельных граждан, не имеющих возможности трудиться и самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень

Социальная группа - устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Примеры предложений: Возникновение социальных групп связано с общественным разделением труда и специали-зацией человеческой деятельности. Социальная группа является посредником между отдельным человеком и обществом в целом. Социальные группы могут быть различными по размеру - малыми и большими, а также формальными и неформальными. И др.

Квазигруппа - малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру, систему цен-ностей и норм.

Примеры предложений: К основным свойствам квазигрупп относятся анонимность, внушаемость, социальная заражаемость, бессознательность. Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. К квазигруппам относятсяаудитория, фан-группа, толпа и др.

В качестве факторов, влияющих на социальную мобильность, могут быть указаны: изменение условий жизни; получение человеком новой профессии; изменение вида деятельности; получение образования и др.

Могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии современных межнациональных отношений: интеграция; экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество); стремление ряда народов сохранить или обрести культурно-национальную самостоятельность, автономию (например, корейское меньшинство в Японии)

Связь социальных статуса и роли следующая: в соответствии с занимаемым статусом человеку предписываются (от него ожидаются) определённые модели (типы) поведения.

В качестве примеров, раскрывающих эту связь, могут быть приведены: от ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных учебной программой; деятельность руководителя предприятия связывается с ответственными решениями, заботой о членах коллектива и др.

В качестве примеров, раскрывающих многообразие критериев выделения социальных групп, могут быть приведены: демографический критерий: распределение населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодёжь, люди среднего и пожилого возраста,), пол (мужчины, жен-щины), состояние в браке (женатые/замужние, разведённые, вдовые), семейное положение (одинокие, семейные) и др.; этнический критерий: определение принадлежности че-ловека к этносу (племени, народности, нации); расовый критерий: определение единства происхождения и области расселения, общности наследственных физических особеннос-тей людей (три основные группы: не-гроидная, европеоидная и монголоидная расы); поселенческий критерий: выделение соци-альных групп в зависимости от места их жительства (горожане, сельские жители и т. п.); профессиональный критерий: в соответствии с родом трудовой деятельности людей (врачи, юристы, учителя, инженеры и т. п.)

Могут быть сделаны следующие выводы:

1) о социальных отношениях общества того времени: существовали разные социальные группы (тиуны, смерды, холопы); имело место неравенство (различалось положение разных социальных групп);

2) о способах регулирования социальных отношений: действовали правовые нормы (законы), которые отражали существующее в обществе неравенство, защищали власть

Могут быть указаны следующие функции семьи: социализация детей; хозяйственно-экономическая; досуговая; социально-статусная.

В качестве социальных институтов, выполняющих данные функции, могут быть названы: образовательные учреждения, осуществляющая функцию социализации; институт материального производства, обеспечивающий хозяйственно-экономическую функцию; учреждения культуры, реализующие досуговую функцию; предприятия, учреждения, организации (в которых работает индивид), обеспечивающие формирование социального статуса личности

Данная ситуация иллюстрирует вертикальную восходящую мобильность. Основными факторами, сыгравшими решающую роль в этом процессе, являются: получение образования, брак с лицом, имеющим более высокий статус. В социологии данные факторы называются каналами («лифтами») социальной мобильности

1) Молодёжь как социологическое понятие

2) Особенности социального положения молодёжи

а) переходность положения

б) высокий уровень мобильности

в) освоение новых социальных ролей

г) перспективы в профессиональном и карьерном плане

3) Социально-психологические качества молодёжи

а) неустойчивость психики

б) внутренняя противоречивость

в) низкий уровень толерантности

г) стремление отличаться от остальных

д) специфическая молодёжная субкультура

4) Типы самодеятельности молодёжи

5) Неформальные молодёжные группы

Один и вариантов плана раскрытия данной темы:

Понятие социального контроля

а) в широком смысле слова

б) в узком смысле слова

2) Элементы социального контроля

б) санкции

3) Формы социального контроля

а) внутренний

б) внешний

4) Методы социального контроля

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие свободы, её сущность

2) Социальные условия реализации свободы личностью

а) уровень развития общества

б) социальные нормы

в) место человека в обществе

г) формы общественной деятельности

д) социализация

3) Понятие ответственности

4) Виды ответственности

а) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.

б) индивидуальная, групповая, коллективная

5) Социальная ответственность

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана

Данное задание предполагает написание мини-сочинения - эссе по поводу поднятой в приведённом высказывании проблемы.

Эссе (фр. essai - опыт, проба, попытка, набросок, очерк) - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь .

Эссе по обществознанию должно:

Раскрывать смысл высказывания (афоризма);

Соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя);

Включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всём? Почему? В чём состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);

Содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры , связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой, (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить своё мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании;

Характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объёмом, продуманной структурой:

Начинать эссе следует с ясного и чёткого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться с этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что кажется мне спорным».

 Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определит её содержание и сущность.

Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы.

Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:

Тезис - то, что тре-буется доказать

Аргументы - факты, примеры, доводы, суждения

Выводы - в силу каких доказательств тезис верен

Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.

 В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.

К достоинствам эссе можно отнести:

Включение имён его предшественников, последователей или научных противников;

Описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к её решению;

социальных отношений ... успешно справлялись с 50% заданий на догадливость. Испытуемые, правильно ответившие на первый вопрос, производили впечатление...

  • Социальная компетентность учащихся и её диагностика психофизиологические методики (методики используемые в практике работы с младшими школьниками)

    Пояснительная записка

    ... социальных ... ответа можно приступить непосредствено к испытанию. Оно включает четыре задания . Первое задание ознакомительно-тренировочное ... отношение к природе Отношение ... ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием ...

  • Тест 1. Общество. Социальные отношения. Обществознание 10 класс.

    1. Работник заинтересован в том, чтобы больше заработать, и он готов трудиться более интенсивно, сократив время отдыха. Такие установки характерны для

    1) феодального общества

    2) индустриального общества

    3) информационного общества

    4) постиндустриального общества

    2. Природа, в отличие от общества

    1) испытывает влияние человеческой деятельности

    2) является средой обитания человека

    3) изменяется в направлении от низшего к высшему

    4) способна развиваться назависимо от человека

    3. Запишите пропущенное слово

    Уровни научного познания

    …………… теоретический

    4. Найдите в приведенном списке компоненты социальной структуры общества. Запишите цифры под которыми они указаны.

    1) фирмы 2) сословия 3) партии 4) касты 5) классы

    5. Верны ли суждения о проявлении природы человека

    А) Познание человеком мира – проявление исключительно социальной природы человека и никак не связано с проявлением природы биологической.

    Б) Биопсихологические предпосылки развития социального в человеке обусловливают возможности его интеграции в мир общества.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения не верны

    6. Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?

    А) Социальное неравенство возникло с переходом общества в индустриальную стадию развития.

    Б) Социальное неравенство выражается в одинаковом доступе социальных групп к общественным благам.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения не верны

    7. Средний возраст начала трудовой деятельности в европейских странах в конце 19 века составлял 11 лет. А в середине 20 века – 25 лет. Причина существенного изменения возраста вступления человека в трудовую жизнь связана, в первую очередь, с

    1) возникшим в 20 веке кризисом семьи и семейных ценностей

    2) замедлением темпов общественного развития

    3) удлинением сроков обучения и профессиональной подготовки

    4) ростом иждивенческих настроений в молодежной среде

    8. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий и запишите цифру, под которой оно указано

    1) рабочая сила 2) безработные 3) занятые 4) трудоспособное население 5) производители материальных благ

    9. Запишите слово, пропущенное в схеме

    Типы общества

    1) традиционное 2) информационное 3)………..

    10. Общество, в отличие от природы

    1) развивается закономерно

    2) подвержено изменениям

    3) творит культуру

    4) является динамической системой

    11. Верны ли следующие суждения о социализации

    А) В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.

    Б) В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения не верны

    12. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности». Запишите цифры двух терминов, выпадающих из общего ряда.

    1)субъект 2) цель 3) средства 4) индивид

    5) объект 6) результат 7) знание


    Вариант № 1 (простой)
    1. Молодежь, женщины, пенсионеры – это социальные общности…
    А) территориальные
    Б) демографические
    В) этнонациональные
    Г) профессиональные
    2. Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом,
    происхождением, семейным положением, ­ это…
    А) социальная роль
    Б) социальный статус
    В) семейное положение
    Г) социальная стратификация
    3. Критерием выделения страт может быть:
    А) уровень дохода
    Б) отношение к религии
    В) отношение к политической идеологии
    Г) уровень развития личных способностей.
    4. Социальная роль это –
    А) степень признания достоинств личности
    Б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности
    В) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям
    окружающих
    Г) социальное перемещение индивида
    5. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?
    А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные неформальные
    отношения.
    Б. Размер группы не оказывает влияние на качество социального взаимодействия.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны.
    6. Глубинная причина социальных конфликтов:
    А) несовпадение характера
    Б) различные воззрения социальных групп
    В) несовпадения экономических, политических, духовных интересов и
    возможностей.
    7. С социальной сущностью человека связана потребность:
    А) приспосабливаться к условиям природной среды
    Б) заботиться о своем потомстве

    В) обеспечивать безопасные условия жизни
    Г) получить признание в обществе
    8. Социальная стратификация – это …
    А) взаимодействие людей в различных группах и групп между собой
    Б) совместная деятельность людей в различных группах
    В) специфическая форма объединения и взаимодействия различных групп людей
    Г) система признаков социального расслоения, неравенства
    9. Приобретенным является статус­
    А) сын
    Б) русский
    В) флегматик
    Г) учитель
    10. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и
    индивидуальных отношений между ними – это…
    А) политика общества
    Б) структура общества
    В) характер общества

    Тест по теме «Социальные отношения»
    Вариант № 2 (сложный)
    1. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
    А) Социальная мобильность – это совокупность социальных перемещений людей в
    обществе с изменением их статусов.
    Б) Социальная мобильность – это предписания, требования и установленные образцы,
    которым должно соответствовать поведение людей.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны.
    2. Совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей –
    это…
    А) внутренний социальный контроль
    Б) внешний социальный контроль
    В) самоконтроль
    Г) социальные санкции
    3. Выберите форму социального контроля, к которой относятся жесткие меры со
    стороны правоохранительных органов, применяемые к нарушителю.
    А) влияние общественного мнения
    Б) принуждение
    В) регламентация социальных институтов
    Г) групповое давление
    4. Группа людей, опустившихся на социальное дно, нищие, лица без определенного
    места жительства – это..
    А) маргиналы
    Б) люмпены
    В) сословие
    Г) социальный класс
    5. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

    А) Социальный контроль – это совокупность всех норм, которые определяют поведение
    человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми.
    Б) Социальный контроль – это особый механизм поддержания общественного порядка.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны.
    6. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
    А) Отклоняющееся поведение – это отклонение от того образца, который предписывает
    норма.
    Б) Отклоняющееся поведение имеет относительный характер, т.к. разнятся нормы
    обществ, социальных групп.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны.
    7. Нации и народности – это…
    А) исторические типы общества
    Б) этнические общности
    В) демографические группы
    Г) поселенческие группы
    8. В какой из приведенных ситуаций поведение человека в обществе можно оценить
    как конформное?
    А) Человек последовательно отстаивает свои принципы и даже если это чревато
    конфликтом, старается не изменять себе.
    Б) Человек остается привержен своим убеждениям, хотя предпочитает не идти на
    открытый конфликт, он скорее выйдет из ситуации, останется вне её, чем уступит себе.
    В) Человек из чувства противоречия всегда стремится отличаться от окружающих людей,
    его позиция – быть не таким, как все.
    Г) Человек умело приспосабливается к другим людям, у него нет своего мнения,
    для него всегда важно не выделяться из большинства, он беспринципен и безлик.

    9. Верны ли следующие суждения о социализации?
    А) Успешная социализация позволяет личности активно участвовать во многих процессах,
    происходящих в общественной жизни.
    Б) Процесс социализации преимущественно направлен на формирование типично­
    групповых свойств и качеств человека.
    1) верно только А
    2) верно только Б

    Вариант 1

    Часть А

    А1. Элементом социальной структуры общества является

    1) сословие 2) партия 3) предприятие 4) армия

    А2. Почти треть президентов США — выходцы из бедных или средних семей. Этот пример - проявление

    А3. Верны ли следующие суждения о сущности социального контроля?

    А. Социальный контроль — это особый механизм пол держания общественного порядка.

    Б. Нормы и санкции — это элементы социального контроля

    А4. Цивилизованный подход к решению национальных проблем предусматривает

    А5. Экономическая дифференциация проявляется в

    1) сращивание политической власти и крупного капитала

    2) выделении богатых, бедных и средних слоев общества

    3) появлении у отдельных групп новых источников дохода.

    4) создании новых производств

    А6. Эстетические нормы

    1) закрепляются в государственном законодательстве

    2) обеспечиваются силой государственного принуждения

    3) основаны на вере в сверхъестественные силы

    4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном

    А7. Что характеризует традиционную (патриархальную) семью?

    1) главенствующее положение отца семейства 2) возрастание роли женщины в семье

    3) взаимное уважение между супругами 4) активное участие женщин в общественном производстве

    А 8. Социальная группа, члены которой обладают правами и обя-занностями, передающимися по наследству

    1) нация 2) сословие 3) класс 4) номенклатура

    А9. Чем отличаются нравственные нормы от правовых?

    1) нравственные нормы возникли позже правовых норм

    2) правовые нормы не существуют в писаной форме

    3) нравственные нормы отражают представления о добре и зле

    4) нравственные нормы устанавливаются и поддерживаются государством

    А10. Одним из условий возникновения нации является

    1) развитие экономических и культурных связей между близкими народами

    2) рост уровня образованности населения

    3) повышение рождаемости

    4) образование правового государства

    А11. Дети, молодежь, мужчины — это социальные общности, выделяемые по

    1) территориальному признаку 2) этническому признаку 3) демографическому признаку

    4) профессиональному признаку

    А12. Отклоняющееся поведение всегда

    1) наносит ущерб обществу 2) причиняет вред личности 3) нарушает нормы права

    4) не соответствует социальным нормам

    Часть В

    В1 Запишите слово, пропущенное в схеме:

    Ответ: ______________________________

    В2 . Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух относятся к понятию «социальный институт». Найдите и укажите термины, «выпадающие» из этого ряда и относящиеся к другому понятию.

    Религия, государство, образование, абитуриенты, семья, производство, друзья.

    Часть С

    Контрольная работа по теме «Социальная структура, социальные отношения»

    Вариант 2

    А1. Отношение к собственности, величина доходов, фактор поль-зования властью — это признаки

    1) этноса 2) нации 3) расы 4) класса

    А2. Установленные в обществе правила, образцы ожидаемого поведения людей называются

    1) социальным статусом 2) социальной мобильностью 3) социальной нормой 4) социальным порядком

    А3. Выберите правильное утверждение

    1) в истории общества существовали разные виды семьи

    2) семейные отношения нормами права не регулируются

    3) современная семья включает всех родственников

    4) семейные отношения нормами морали не регулируются

    А4. К малой социальной группе можно отнести

    1) верующих России 2) людей либеральных взглядов 3) женщин Москвы 4) бригаду рабочих

    А5. Восходящей вертикальной социальной мобильности относит-ся

    1) повышение по службе 2) занятие предпринимательской деятельностью 3) понижение по службе

    4) выход на пенсию

    А6. Отклоняющееся поведение всегда нарушает

    1) правовые нормы 2) моральные нормы 3) социальные нормы 4) обычаи и традиции

    А7. Один из признаков нации —

    1) наличие конституции 2) общность исторического пути 3) единое гражданство 4) общность идеологии

    А8. Среди богатых людей Древнего Рима (II—I вв. до н.э.) часто встречались бывшие рабы. Это пример проявления

    1) горизонтальной социальной мобильности 2) вертикальной социальной мобильности

    3) социальной стратификации 4) социальной адаптации

    А9. Силой государства обеспечиваются нормы

    1) моральные 2) правовые 3) эстетические 4) религиозные

    А10. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, чле-ны которой связаны общностью быта и взаимной ответствен-ностью, — это

    1) род 2) сословие 3) семья 4) элита

    А11. Цивилизованный подход к решению национальных проблем предусматривает

    1) отказ от национального насилия во всех его формах

    2) оказание военной помощи сепаратистам

    3) курс на ослабление многонациональных государств

    4) поддержку всех форм борьбы народов за самоопреде-ление

    А12. Сын оказывает материальную помощь проживающей вместе с ним матери, которая получает пенсию по инвалидности. В этом проявляется функция семьи

    1) экономическая 2) досуговая 3) эмоционально-психологическая 4) социально-статусная

    Часть В

    В1. Запишите слово, пропущенное в схеме

    Ответ: _________________________

    В2. Ниже приведён перечень социальных групп. Все они, за исключением двух, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите термины, «выпадающие» из этого ряда и относящиеся к другому понятию.

    Православные, ревизионисты, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

    В3. Найдите в приведенном ниже списке то, что относится к явлению «субкультура» и обведите цифры, под которыми они указаны и запишите в порядке возрастания.

    1) принадлежность к определенной социальной группе

    2) совокупность норм и ценностей преступного слоя общества

    3) неизменность ценностных ориентаций её носителя на протяжении всей жизни

    4) связь с традиционной национальной культурой

    5) адресованность самым различным слоям населения

    Ответ _____________

    В4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

    (1)В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

    Определите, какие положения текста носят

    А) фактический характер Б) характер оценочных суждений В) характер теоретических утверждений

    Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

    В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов,

    «В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной _______ (1) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ________ (2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и соци-альных ________ (3). В-третьих, способствуют _______ (4)

    за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают________ (5) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы - ожидания и нормы-________ (6) ...Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных _______ (7), например, уголовных или административных».

    Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставит на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помнив что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов Выбирайте последовательно одно слово, за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

    А) санкция Г) идеал Ж) правило К) развитие

    Б) группы Д) контроль З) управление

    В) интеграция Е) эталон И) стабильность

    Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В дан-ной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каж-дым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

    Часть С

    С1. Прочитайте текст и выполните задания:

    Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

    Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

    Социальные отношения не определяются экономикой - в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действитель-ностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

    2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

    3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, ука-жите три причины.

    С2 Выберите одно любое высказывание и напишите эссе.

    1 «Человек - это существо, которое устремляется навстречу будущему и сознает, что оно себя проектирует в будущее» (Ж.П. Сартр).

    2 «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно» (А. Шопенгауэр).

    3 «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность - национализм». (И.Н. Шевелев)

    4 « Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий)

    5 «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А.Г.Асмолов)

    6. «Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида». (М.Янг).

    7. « Маргинальность - это результат конфликта с общественными нормами» (А.Фаржо).

    8. «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения» (М.Форбс)

    9 «Масса - это множество людей без особых достоинств.» (Х.Ортега-и-Гасет).

    10. Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». (Р.Музиль)

    Контрольная работа по теме «Социальная структура, социальные отношения»

    Вариант 3

    А1 . Одно из проявлений социального неравенства — различие в

    1) доходах 2) способностях 3) темпераменте 4) духовных запросах

    А2. Верны ли следующие суждения?

    А. В социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения.

    Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, ме-ждународных договорах, политических принципах, мо-ральных нормах.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны

    А3. К функциям семьи относится

    1) социализация личности 2) определение минимального размера оплаты труда

    3) установление системы школьного образования 4) определение размеров коммунальных платежей

    А4. К социальным группам, выделяемым по поселенческому (тер-риториальному) признаку, относится

    1) народность 2) нация 3) горожане 4) класс

    А5. Социальные нормы, отражающие представления людей о добре и зле, называются -

    1) обычаями 2) моральными нормами 3) эстетическими нормами 4) традициями

    А6. Верны ли следующие суждения о самоконтроле?

    А. Методы внешнего контроля, используемые слишком часто, могут тормозить развитие самоконтроля.

    Б. Совесть является одним из механизмов самоконтроля.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны

    А7. Верны ли следующие суждения? Межнациональное сотрудничество способствует

    А. Развитию национальной культуры

    Б. Преодолению национальной ограниченности

    1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны

    А8. Тот факт, что представители разных социальных слоев полу-чают неодинаковые доходы, отражает дифференциацию

    1) экономическую 2) политическую 3) профессиональную 4) демографическую

    1) следование моде 2) конформизм 3) преступление 4) коллекционирование марок

    А10. Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется

    1) совместным проживанием как минимум трех поколений

    2) справедливым разделением домашних обязанностей

    3) экономической зависимостью женщины от мужчины

    4) главенствующей ролью мужчины в семье

    А12. Семья в отличие от других малых групп характеризуется

    1) высокой политической активностью 2) общностью быта 3) общими увлечениями

    4) профессиональным ростом

    Часть В

    В 1. Запишите слово пропущенное в схеме

    Ответ: ________________________

    В2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальная норма». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

    Социальный контроль, санкция, отклоняющееся поведение, социальная структура, самоконтроль.

    Ответ _____________________________

    В3. Найдите в приведенном ниже списке проявления экономической функции семьи и выпишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания.

    1) обучение детей трудовым навыкам 2) материальная поддержка близких

    3) распределение домашнего труда 4) наделение наследственным статусом

    5) организация досуга 6) семейное предпринимательство

    В4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

    (1)В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

    Определите, какие положения текста носят

    А) фактический характер Б) характер оценочных суждений В) характер теоретических утверждений

    Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

    В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

    «Наличие существенных психологических_______ (1) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызыва-ет сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмо-тря на огромное число _______ (2), недостаточны и часто про-тиворечивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные ________(3). Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им_______(4) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональ-ным трудом, который гарантирует им высокий социальный _________(5) и позволяет обеспечивать уровень и качество жиз-ни их семей. На деле же полоролевое разделение ________ (6) потеряло былую жесткость, взаимоотношения мужчин и жен-щин в семье и на производстве стали в принципе равными».

    Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые не-обходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в имени-тельном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

    А) исследование Б) различие В) труд Г) общение Д) учение Е) стереотип Ж) роль 3) статус И) группа

    Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

    Часть С

    С1. Прочитайте текст и выполните задания:

    Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

    Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

    Социальные отношения не определяются экономикой - в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действитель-ностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

    2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

    3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, ука-жите три причины.

    С2 Выберите одно любое высказывание и напишите эссе.

    1 «Человек - это существо, которое устремляется навстречу будущему и сознает, что оно себя проектирует в будущее» (Ж.П. Сартр).

    2 «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно» (А. Шопенгауэр).

    3 «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность - национализм». (И.Н. Шевелев)

    4 « Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий)

    5 «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А.Г.Асмолов)

    6. «Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида». (М.Янг).

    7. « Маргинальность - это результат конфликта с общественными нормами» (А.Фаржо).

    8. «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения» (М.Форбс)

    9 «Масса - это множество людей без особых достоинств.» (Х.Ортега-и-Гасет).

    10. Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». (Р.Музиль)



    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама