THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Допустим, сидите вы себе дома или на службе, ни о чем таком страшном не думаете и вдруг чувствуете слабый толчок. Что это? Не иначе кто-то баловства ради толкнул ваш стул. Вы оглядываетесь - рядом никого нет. Новый толчок. Наверное, в соседней комнате уронили что-то очень тяжелое или на улице в стену врезался автомобиль - предполагаете вы. Толчки нарастают. Лопнуло оконное стекло, со звоном посыпались осколки. Полетели с полок книги. Самопроизвольно отъехал от стены тяжелый шкаф. И вот уже, раздирая штукатурку, поползли по стенам трещины, посыпалась известка. Зашатался, запрыгал под ногами пол.

Что это? Что случилось?..

Да не надо думать, что случилось! Уже давно пора действовать!

Любые внешние признаки землетрясения - колебания почвы, сотрясение здания, мебели, дребезжание стекол и посуды, раскачивающиеся люстры, трещины на штукатурке, падение предметов с полок - следует воспринимать как сигнал к действию! Тогда у вас появляются шансы на спасение.

При землетрясении, как нигде, промедление - смерти подобно!

К сожалению, мы трещины на стене предпочитаем объяснять дюбелем, вбиваемым в стену соседом.

И даже когда все становится очевидным, мы не в состоянии действовать рационально. - Нет! Это не случайное происшествие, - догадываетесь вы, - это... это... это же землетрясение! Землетрясение-е-е!!!

И вы цепенеете, не в силах сдвинуться с места, наблюдая, как все рушится и ломается вокруг. Или, наоборот, что ничуть не лучше, впадаете в панику: кричите, мечетесь, суетитесь. Увы, подобное поведение очень типично для людей, оказавшихся в зоне землетрясения или другой катастрофы.

Вначале человек долго не воспринимает катастрофу как катастрофу, находя любые, более привычные объяснения происходящему, затем, до конца осознав опасность, теряется. Он не знает, что предпринять, чтобы не стало хуже. И, как правило, делает именно то, что делать не следовало. Инстинкт самосохранения диктует прямолинейные решения - либо замри, чтобы тебя не тронули, либо беги сломя голову, чтобы тебя не догнали.

А как должен действовать в подобных экстремальных условиях человек?

Итак, первый толчок. Вполне может быть, что это случайность, например, падение шкафа, но лучше все-таки предположить, что это землетрясение. И если это землетрясение, что же угрожает в первую очередь? Сзади, в полуметре, стоит тяжелый сейф, или холодильник, или стеллаж. Любой следующий толчок может сдвинуть их с места, отбросить на несколько метров, опрокинуть на вас. Дальше, как можно дальше от опасных, тяжелых и неустойчивых предметов!

Особенно опасно, как это нередко делают люди, чаще всего дети, забиваться в ниши и щели между стенами и мебелью, надеясь на защиту от падающих обломков потолка. Любая такая щель - капкан, который может мгновенно захлопнуться.

Что еще может представлять угрозу? Стекла. Большой кусок оконного, и особенно более толстого витринного, витражного стекла, упавший сверху или сбоку, может причинить тяжелые телесные повреждения. Не менее опасны массивные люстры под потолком.

Перегруженные книгами и сувенирами стенные навесные полки. Различные предметы, хранящиеся на шкафах и антресолях. Кипящие чайники, горячие сковородки на кухне. Включенные в сеть электроприборы и пр.

Если вы находитесь на первом этаже здания, лучше всего быстро выбежать или выпрыгнуть через открытое окно на улицу, но делать это надо со всей возможной осторожностью!

КОГДА ВО ВРЕМЯ ПРАВОСЛАВНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЙ МОЖНО СИДЕТЬ?

Молитва – это труд. И труд тяжелый, напоминает иерей Андрей Чиженко.

Вспомним молитву Господа и Спаса нашего Иисуса Христа в Гефсиманском саду, вошедшую в Священную историю под названием «Моление о Чаше»: «И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44). Спаситель преподал нам урок искренней пламенной молитвы, в которую включены все пласты человеческого существа: тело, психика, эмоции, воля, нервы, ум, душа.

Исходя из этого, конечно же, довольно тяжело представить духовное молитвенное верное настроение всего человеческого существа, если ты сидишь. К тому же, когда мы заходим, к примеру, к начальнику в кабинет, то сразу же усаживаемся на стул и закидываем ногу за ногу? Нет. Тихонечко стоим и просим либо ждем указаний.

В сколько же неизмеримо Бог больше начальника или земного царя? В сколько раз мы должны больше перед ним трепетать и благоговеть, испытывая страх Божий святой, любовь и благодарность?

Потому, конечно же, в физическом отношении на православном богослужении принято молиться стоя, в борьбе с самим собой, так сказать.

Но есть моменты, когда, в принципе, на службе можно и посидеть. Особенно это касается длинного всенощного бдения, которое длится от трех до четырех часов.

Греки в этом смысле придумали очень хорошую вещь. Называется стасидии. Это такое специальное деревянное кресло, но без седушки. На нем невозможно посидеть, но можно опереться руками о подлокотники и на какое-то время расслабить тело.

У нас же в храмах вдоль стеночек стоят скамейки. Нужно помнить, что молящийся в храме может посидеть на часах (при чтении молитвословий третьего, шестого, девятого и первого часа). Третий и шестой час начинают Литургию до священнического возгласа «Благословенно царство…», девятый – вечерню, а первый оканчивает утреню.

Практически всю вечерню (если это обычное воскресное всенощное бдение или бдение на двунадесятый праздник) посидеть не удастся. Она служится очень торжественно, часто совершается каждение, есть вход с кадилом, читаются паремии. Ни в коем случае нельзя сидеть на утрене во время чтения шестопсалмия. Это очень важные псалмы и очень важная часть богослужения, в которой мы благодарим Бога за то, что Он создал для нас новый день. Нельзя сидеть во время полиелея: вынос иконы праздника, величание, прокимен, чтение Евангелия, помазание святым елеем. Но перед полиелеем во время чтения кафизм Псалтири можно посидеть. Слово «кафизма» с греческого языка так и переводится – «сидение». После же полиелея во время чтения рядовых канонов до Великого славословия вы также можете посидеть.

На Божественной литургии (кроме третьего и шестого часа) лучше не садиться. Единственное время, когда можно посидеть, это после возгласа «Вонмем. Святая святым», когда читается Последование ко Святому Причащению и батюшка выходит на исповедь. Тогда вы можете немножко посидеть и отдохнуть. Но главное – не разговаривать в этот момент. Потому что очень часто в данное время люди чрезмерно расслабляются, они будто бы выключаются из службы и начинают разговаривать с друг другом о житейском. В условиях хорошей акустики православных храмов это напоминает гудящий улей. Будем помнить, дорогие братья и сестры, что преподобный Амфилохий Почаевский сказал: «Говорящему в храме посылаются скорби». Если вы не исповедуетесь и не причащаетесь на этой Литургии, то все равно сядьте на скамеечку и вслушайтесь-вдуматесь в святые стихи молитв ко Святому Причастию, проживите их. И не воруйте житейскими разговорами друг у друга богослужение. Ведь почему еще разговор в храме большой грех? Потому что в нем есть нечто святотатственное, неуважение к святыне Тела и Крови Христовых, к тому же человек, который ведет праздные разговоры в храме, обкрадывает не только себя, но и других молящихся, воруя у них службу своими разговорами. Если вы давно не виделись с кем-то и хотите с ним поговорить, пожалуйста, сделайте это после отпуста, когда поцелуете крест и закроются Царские врата после богослужения. Тогда говорить никто не препятствует.

Особенно нельзя сидеть при открытых Царских вратах. Потому что это кульминационные моменты службы. Считается, что Господь находится среди верных Своих.

Но, конечно же, случаи в жизни бывают разные. Если человек не может долго стоять по тяжелой болезни или из-за старческой немощи, тогда ему позволительно сидеть всю службу, лишь бы он радовался тому, что находится на богослужении.

Будем помнить, дорогие братья и сестры, что православное богослужение – это земной образ рая. Оно приближает нас к Царствию Небесному и учит Его законам жизни. Возлюбим же храм, возлюбим службу: часы, вечерню, утреню, Литургию. Тогда небо открывается. Церковь земная соединяется с Церковью небесной благой волей Бога-Отца во Христе-Искупителе посредством Духа Святого. И мы становимся плечом к плечу со святыми и Ангелами небесными. И мы становимся гражданами Царствия Небесного: земными ангелами и небесными человеками.

Иерей Андрей Чиженко. Православная Жизнь

09.05.2013

Распространенным заблуждением является то, что во время православного богослужения можно только стоять, в отличие от католического или протестантского. Действительно, Богослужебным уставом предполагается, что стоящий человек более сосредоточен, собран, внимателен. Тем не менее существуют определенные моменты службы, когда можно сидеть.

Другое дело, что эти самые моменты в приходской практике, не следующей всей полноте Устава, обычно сокращаются: это чтения из Псалтири и некоторых других библейских книг, чтения житий святых и различных «Слов» и поучений, относящихся к празднуемому событию.

Поэтому в приходских храмах, как правило, все время службы стоят, тем более что служба не так продолжительна, как предписано Уставом, а «перенаселенность» храмов во время праздничного богослужения не позволяет оборудовать достаточное количество мест для сидения. В монастырских храмах и храмах подворий, где Устав обычно исполняется более точно, можно, даже не зная тонкостей Устава, ориентироваться на поведение окружающих. Главное при этом помнить слова известного русского святого XIX века Феофана Затворника: «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя — о ногах».

Псалтирь, библейская Книга Псалмов, для богослужебного употребления разделена на 20 разделов — «кафисм», каждая из которых содержит несколько псалмов. Слово «кафйсма» происходит от греческого «сидение», потому что именно во время чтения псалмов в большинстве случаев Богослужебный устав предписывает молиться сидя. Песнопения, читаемые на утренней службе после кафисм, в церковнославянских богослужебных книгах называются по той же причине «седальнами» (седален). И, наоборот, один из богослужебных жанров, «акафист», получил свое название от того, что во время его пения сидеть не полагалось. В практике Греческой Церкви, а также и в некоторых российских монастырях, используются «стасйдии» — своего рода складные сиденья, стоящие вдоль стен храма. В них стоят, опираясь на ручки, а в те моменты богослужения, когда можно сидеть, откидывают небольшое сиденье. Стасйдии можно увидеть, например, в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, в надвратной церкви Киево-Печерской лавры, в соборе Валаамского монастыря.

Стоит отметить о качественности китайской мебели. Предлагаем мебель из Китая оптом, элитную мебель из Китая совсем недорого.


Важный вопрос — «мера» несовпадения богослужебного языка и разговорного, возможность и необходимость сделать язык богослужения более понятным. Это вопрос серьезной и весьма продолжительной церковной дискуссии, ...



Рассмотрим чаще всего совершаемое Всенощное бдение — воскресное. Оно служится накануне воскресенья, в субботу вечером. Всенощная большинства праздников структурно очень похожа на воскресную, за редкими исключениями...



После описания структуры служб стоит задаться одним исключительно важным вопросом — пожалуй, центральным для этой книги. Вопрос был сформулирован одной из читательниц первой версии этой книги до ее выхода...


Вопросы священнику Можно ли сидеть во время службы?

Можно ли сидеть во время службы?

Дата: 11.02.2010 в 23:58

Здравствуйте, отец Андрей,
во-первых, разрешите от всего сердца выразить Вам благодарность и восхищение за Вашу безграничную мудрость и терпение, с которыми Вы отвечаете на бесчисленные вопросы. Низкий Вам поклон!
Разрешите задать Вам вопрос, который меня очень беспокоит. Дело в том, что у меня врожденный порок сердца. На качество моей жизни это никак не влияет, кроме одного - я совсем не могу стоять. В остальном я активна, много работаю, занималась раньше спортом, могу много двигаться... А вот стоять совсем не могу (даже 10 минут) - сразу начинает темнеть в глазах и падаю в обморок. В мирской жизни мне это проблем не доставляет (в метро в час ездить избегаю, благо вожу машину, а если кого-то жду там, где не сядешь, то просто прохаживаюсь...).
А вот посещение церковных служб для меня кошмар. Если пробую стоять, то все мысли как хоть чуть-чуть продержаться и не грохнуться. Становится совсем плохо - выбегаю на улицу посидеть на корточках... Дома краткие молитвы читаю стоя, Псалтырь - сидя, а акафисты - на коленях. В церкви стала садиться на скамью (сразу чувствую себя хорошо, вникаю в смысл службы, не отвлекаюсь ни на что). Но мне жутко стыдно - ведь немощные бабульки рядом стоят! А мне всего 32 и немощной я не выгляжу. Даже беременные женщины в церкви стоят, а я не могу. Может быть молясь в храме сидя я только грешу? Может быть мне лучше службы не посещать, а молиться дома? Вразумите, как мне быть?



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама