THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

К концу 2018 года Украинской православной церкви может быть предоставлен Томос об автокефалии, подразумевающий право церкви на независимое управление. Священный Синод Вселенского патриархата в Константинополе уже начал процедуру, необходимую для предоставления автокефалии , а 31 августа вселенский патриарх Варфоломей и патриарх Московский и всея Руси Кирилл обсудят этот вопрос в Стамбуле.

"Никакого насилия будет. По украинским законам, все храмы и имущество принадлежат общинам - на правах собственности, безвозмездного пользования или аренды. После предоставления Томоса ничего не изменится. В том случае, если община решит выйти из одного патриархата и перейти в другой, она сохранит за собой принадлежащее ей имущество и объекты недвижимости", - пояснил Филарет.

Из Московского патриархата - к автокефальной УПЦ

После предоставления украинской православной церкви Томоса в Украине продолжит действовать УПЦ Московского патриархата - параллельно с единственной поместной православной церковью. Подобная ситуация наблюдается и в других странах, в частности в Молдавии, где параллельно существуют румынская и российская православные церкви. Эксперты предполагают, что предоставление Томоса может повлечь за собой так называемый "парад переходов", когда церковные приходы будут выходить из управления МП и переходить в автокефальную УПЦ вместе с церквями и другим недвижимым имуществом.

"Это попросту выгодно. Не будет финансовых отчислений, которые сейчас отправляются в Москву. Все поборы отменят. Священников фактически освободят от крепостной зависимости. Когда будет создана единая поместная церковь, все эти схемы разрушатся", - говорит Ярослав Коцюба. По его словам, ожидается, что после предоставления Томоса в стране будет проведен Всеукраинский Поместный Собор, одним из решений которого, возможно, будет предоставление ​​широкой автономии для епископов.

В настоящее время в Украине насчитывается 95 епископов, подчиняющихся УПЦ МП. Около десяти из них уже подписали обращение к Константинопольскому патриарху Варфоломею с просьбой о предоставлении автокефалии украинской церкви. По разным оценкам, еще двадцать готовы перейти к единой Украинской православной церкви после предоставления Томоса.

Источники в религиозных кругах утверждают, что со временем переход к автокефальной УПЦ поддержит еще большее число епископов - поскольку многие из них сейчас или боятся открыто высказывать свое мнение, или ожидают решения Священного Синода Вселенского патриархата.

Смотрите также:

    Новая жизнь немецких церквей

    Океанографический музей

    Монастырь Святой Екатерины в Штральзунде, являющийся образцом северо-германской готики, - один из старейших на побережье Балтийского моря. Он был основан в XIII веке. Сегодня в его стенах на трех уровнях размещается экспозиция Океанографического музея. Это один из примеров того, как в Германии используют помещения бывших церквей, закрывшихся из-за сокращения числа прихожан.

    Новая жизнь немецких церквей

    Скалолазный центр

    Высокие потолки и наличие обширного свободного пространства, - что еще нужно для оборудования скалолазного центра! Бывшая церковь Святого Петра в западногерманском Мёнхенгладбахе подошла для этого идеально. Так что теперь преобразованный в скалодром храм божий никогда не пустует.

    Новая жизнь немецких церквей

    Старинную церковь Мартиникирхе в Билефельде сегодня не узнать. После ремонта ее преобразовали в ресторан и коктейль-бар класса "люкс". От посетителей тут просто нет отбоя. Столик необходимо бронировать за несколько дней до посещения.

    Новая жизнь немецких церквей

    Концертный зал

    Около 17 лет прошло с тех пор, как церковь Мариенкирхе в Нойбранденбурге (федеральная земля Мекленбург - Передняя Померания) превратилась в роскошный концертный зал. Он рассчитан на 850 человек. Без малого 16 миллионов евро инвестировано в переоборудование бывшего храма божьего.

    Новая жизнь немецких церквей

    Жилой дом

    А вот новоапостольская церковь в Офтердингине неподалеку от Тюбингена превратилась в жилой дом. Принадлежит он одной супружеской паре. В Германии такой случай - не редкость. Здания многих бывших храмов сегодня используют для жилья, тем более что цены на такую недвижимость не кусаются. Бывает, что опустевшие сакральные строения даже выставляются на аукционы.

    Новая жизнь немецких церквей

    Библиотека и музей музыкальных инструментов

    Хорошо сохранившийся монастырь Святого Магнуса, возведенный в баварском Фюссене в период с IX по XVIII века, является примером различных архитектурных стилей, в том числе и итальянского барокко. Это одна из главных местных достопримечательностей. Сегодня в нем располагаются библиотека и музей, где выставлена коллекция лютен и скрипок, изготовленных мастерами Фюссена.

    Новая жизнь немецких церквей

    Музей монастырской культуры

    Пять с половиной веков насчитывает история Дальхаймского монастыря под Падерборном (Северный Рейн - Вестфалия). За это время он претерпел немало бед и преобразований, но всегда влиял на жизнь города. В 2007 году здесь открылся уникальный Музей монастырской культуры. В числе прочего, посетители могут ознакомиться со старинными рецептами пива и осмотреть хорошо сохранившуюся монастырскую пивоварню.

    Новая жизнь немецких церквей

    Рафаэль Яблонка - один из самых влиятельных галеристов Германии, Австрии и Швейцарии. В его арт-галереях можно увидеть шедевры мирового изобразительного искусства. Несколько лет назад Яблонка открыл новый филиал, купив для этого "Часовню Бёма". Так называют бывшую церковь Святой Урсулы, возведенную в 1950-е годы по проекту выдающегося немецкого архитектора Готфрида Бёма в городке Хюрт под Кельном.

    Новая жизнь немецких церквей

    Музейная экспозиция

    У бывшей монастырской церкви в саксонском Циттау появилась новая перспектива. После реконструкции в здании расположилась экспозиция городского музея, где представлены произведения живописи и старинные надгробные памятники.


КИЕВ, 14 окт — РИА Новости. Обстановка возле Киево-Печерской Лавры в центре Киева днем в воскресенье спокойная, заявил представитель Украинской православной церкви Николай Данилевич.

Ранее наместник Киево-Печерской лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел говорил, что опасается попыток ее захвата радикалами на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечают 14 октября. Митрополит призывал верующих целый день находиться в главной украинской святыне. В воскресенье в Киеве проходит марш националистов.

"Вокруг Лавры есть полиция, достаточно много. Людей в Лавре тоже много. Много транспорта вокруг Лавры. Только что я закончил венчание в Академическом храме Лавры. После венчания благословил солдата, который уезжает на Восток. Доступ в храмы свободный. Все спокойно и празднично",- написал Данилевич на своей странице в соцсети Facebook.

Как передает корреспондент РИА Новости, охрана общественного порядка возле лавры усилена. Неподалеку от лавры стоят несколько полицейских автобусов, а также машин скорой помощи, около 10 автомобилей Национальной гвардии, среди которых бронеавтомобиль "Козак". Правоохранители выборочно проверяли припаркованные неподалеку автомобили на наличие опасных предметов. Также полиция взяла в окружение группу молодых людей, которые не называют себя и не говорят, для чего пришли к лавре. Вход на территорию монастыря открыт, все желающие могут попасть внутрь.

Константинопольский патриархат принял решение приступить к предоставлению автокефалии церкви на Украине, а также немедленно восстановить ставропигию (представительство, непосредственно подчиненное Константинопольскому патриарху) в Киеве. Константинополь также решил отменить анафему и все запреты, наложенные РПЦ на главу самопровозглашенного "Киевского патриархата" Филарета, и восстановить его, а также лидера еще одной неканонической структуры — Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) Макария и их последователей в церковных правах и сане. А их паству — "восстановить к общению с Церковью". Таким образом, Константинополь впервые признал легитимными раскольнические церковные структуры на Украине. Кроме того, Константинопольский патриархат фактически заявил о своих правах на Украину, отозвав правовые обязательства исторического письма 1686 года о передаче Московскому патриарху права назначать митрополита Киевского, избранного собором его епархии.

В РПЦ назвали решения Синода легализацией раскола и заявили, что они нанесут катастрофический вред, коснувшись судеб миллионов людей не только на Украине, но и во всем православном мире. Общение Константинополя с раскольниками разрушает каноническое православие, абсурдность снятия анафемы с Филарета совершенно очевидна, заявил пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

УПЦ в свою очередь не исключила разрыва общения с Константинополем и наложения анафемы на константинопольского патриарха Варфоломея, отметив, что считает решение Константинополя по украинской церкви неканоническим, глубоко враждебным актом и вмешательством в дела поместной церкви.

Что происходит в обители на фоне конфликта церквей

Конфликт поддержанных Константинопольским патриархатом украинских церквей и РПЦ входит в самую острую фазу. Радикалы грозят после получения автокефалии, а то и раньше, штурмовать храмы и обители, подчиняющиеся УПЦ Московского патриархата. Самая известная святыня из подобных - Киево-Печерская лавра. Наш корреспондент отправился туда, чтобы выяснить, как в Лавре готовятся к предстоящим событиям.

Решение Вселенского Патриархата о скором предоставлении автокефалии Украине не только обрадовало политиков «незалежной» и патриархов церквей-раскольников - УПЦ Киевского Патриархата и Украинской автокефальной православной церкви, но и внесло сомнения в ряды УПЦ МП. 16 октября викарный епископ митрополита Киевского и Всея Украины, наместник киевского Свято-Преображенского собора Александр (Драбинко) объявил себя клириком Константинопольского Патриархата.

41-летний митрополит, считавшийся «правой рукой» предыдущего главы УПЦ МП митрополита Владимира (Сабодана), слывет одним из лидеров проукраинского крыла в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Последует ли «цепная реакция» в среде духовенства Украины и насколько готова самая знаменитая обитель русского православия на Украине - Киево-Печерская лавра - к штурму украинскими националистами? Корреспондент «МК» разбирался во мнениях людей воцерковленных и простых обывателей непосредственно на территории мужского монастыря.

Территория Лавры в последние месяцы усиленно контролируется как внутри, так и снаружи. Автомобили после нахождения на территории монастыря подвергаются выборочному досмотру. В особенности грузовые, где имеется простор для всевозможных «ящиков для детского питания» и «стройматериалов».

Еще в начале сентября член парламентской фракции Радикальной партии Украины в Верховной Раде Юрий Шухевич зарегистрировал в Секретариате ВР депутатское обращение. Сын бывшего главнокомандующего Украинской повстанческой армии Романа Шухевича (УПА запрещена в России - «МК») потребовал немедленно провести инвентаризацию всех имеющихся историко-культурных ценностей, хранящихся в Почаевской и в Киево-Печерской Лаврах. Украинский националист высказал убежденность в намерении РПЦ тайно вывезти в Россию имущество из обоих мужских монастырей. Министр культуры Украины тут же приказал подчиненным «произвести учет и регистрацию» ценностей в храмах УПЦ Московского Патриархата.

МВД же Украины принялось круглосуточно контролировать чуть ли не каждую тропинку, по которой из монастырей можно вынести даже небольшую икону.

Клирики нескольких лаврских храмов, к которым «МК» обратился за комментарием, дружно отвергли наличие якобы полученного из Москвы приказа «эвакуировать из Киева» все самое дорогостоящее и исторически ценное.

И сами мы отсюда никуда не уйдем! Так и напишите: мы украинцы, мы на своей земле, которую любим и ради которой молим Господа о ниспослании благости для населяющих ее людей.

Все надписи и вывески на территории Лавры сделаны на украинском, однако в действительности – как бы по умолчанию – в этих намоленных местах «ходит» исключительно русский язык.

Разумеется, для туристических групп из других стран делаются исключения.

Корреспондент «МК» наблюдал за работой англоязычных и немецкоязычных гидов. А также их китайских коллег. Украинскую речь я услышал лишь однажды...

«Представь себе: в самом центре Киева – «осиное гнездо», москальская церковь, враждебная к украинской державе», - двое мужчин в стильной одежде, скорее всего, не рассчитывали на то, что корреспондент «МК» услышит вполголоса произнесенные оценочные суждения на буковинском диалекте.

Возможно, эти «туристы» каким-то образом включены в схему «перелицовки» высших чинов УПЦ МП в еще не созданную единую поместную украинскую церковь.

Как известно, митрополит Онуфрий (в миру Орест Березовский), стоящий во главе УПЦ Московского патриархата – уроженец Черновицкой области. В его теперешнем окружении – уроженцы не просто Буковины, а села Корытного, «малой родины» предстоятеля Украинской православной церкви. Как любит напоминать пресс-секретарь Онуфрия, игумен Пафнутий, из Корытного вышли более 40 священников и полтора десятка монахов, которые служат и несут монашеское послушание в различных епархиях страны. Поэтому «проводить работу в правильном направлении» с этой категорией духовных лиц неверняка будут их земляки...

Еще одним «рычагом давления» могут стать крупные региональные олигархи. В Винницкой области, к примеру, митрополит Винницкий и Барский Симеон (в миру Владимир Шостацкий) формально остается иерархом «московской церкви», при этом фактически активно проводит в регионе ползучую мягкую украинизацию. О бизнес-интересах в Виннице теперешнего главы государства Петра Порошенко и преданного ему премьер-министра Владимира Гройсмана (в прошлом мэра Винницы) знают все.

Как в этом отношении настроен митрополит Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний? – спрашиваю у слушателя одного из учебных заведений на территории Печерской Лавры. – Симеон-то родом из Хмельницкой области, наверняка поддерживает контакт с её иереями?

Мой собеседник после небольшой паузы пытается дать максимально дипломатичный ответ, поскольку по завершении учебы намерен вернуться в родной Хмельницкий и посвятить дальнейшую жизнь служению Господу.

Способы воздействия на наших архиереев – сугубо политического свойства, - говорит молодой человек. – Между тем алгоритм принятия судьбоносных решений внутри Церкви – совершенно иной, нежели его представляют себе политики. Разумеется, мы воздаем молитвы Господу, дабы вразумил сеятелей теперешней смуты.

14 октября, говорят, на территории Лавры поместили в полицейские автозаки почти три десятка неких «спортсменов». Знаете, кто это был?

Эти люди проникли в монастырь под видом туристов. Может, даже заплатили за билетики по 30 гривен (часть Лавры формально является территорией музея - «МК» ). Даже малейших шансов захватить Лавру у них не было. В нужный момент все мы способны мобилизоваться и надолго отвадить от нашей обители любого недруга.

- То есть, ни мешков с песком, ни гранатометов у окошек монастырских келий вы пока не расставляли?

Нет, конечно. Надеемся, Господь услышит наши молитвы.

На дороге, ведущей к дальним пещерам Лавры, замечаю коллег – корреспондента и оператора крупного телеканала из медиа-группы миллиардера Виктора Пинчука. Большинство гостей обители искусно избегают общения с журналистами.

Наконец девушке-журналистке повезло: после продолжительной «волны» китайских туристов перед съемочной группой остановилась чета молодых людей.

В обозримом будущем Лавра может перейти под юрисдикцию то ли Константинопольского патриархата, то ли Украинской поместной церкви. Если это произойдет, вы будете сюда приходить?

Да, - отвечает по-русски туристка. – Мы обязательно будем поклоняться чудотворным иконам и мощам здешних святых.

- То есть вам абсолютно все равно, на каком языке будут свершаться молитвы в храмах лавры?

Для нас никакого значения это не имеет и не будет иметь.

- Сможете все это повторить на камеру?

Нет, нет, не хотим.

Нежелание демонстрировать свои политические пристрастия выказывают и постоянные жители мужского монастыря.

А он живет привычной духовной жизнью. Из аудиоколонок, расставленных у входов в храмы и внутри трапезных (где можно откушать монастырских яств по цене вдвое дешевле, чем в киевских кафешках), звучат неповторимые печерско-лаврские напевы. Сосредоточенные монахи без устали вычищают до блеска чуть ли не каждый булыжник мостовых.

Мне кажется, что сегодня опять наступила весна, - слышу от дамы, спускающейся из иконописной мастерской.

С ней тут же соглашаются: на дворе в самом деле 25 градусов тепла.

Митрополит Павел: «Вокруг Церкви собираются люди, которые создают свои политические партии»

27 июля в Киеве будут праздновать 1025-летие Крещения Руси, ожидается приезд Патриарха РПЦ Кирилла, украинские власти рассчитывают и на визит президента России Владимира Путина. Наместник Киево-Печерской лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел рассказал Янине Соколовской о том, что происходит сейчас в Церкви и власти Украины.

— Ваше Высокопреосвященство, как Вы чувствуете себя после отравления, о котором в июле раньше писала наша газета?

Божиею милостью, — все, можно сказать, пришло в норму. И, несмотря на ситуацию с отравлением, за меня можно не опасаться, потому, что, как говорят в народе, — Бог не выдаст, свинья не съест. Все в руках Господних, а я уповаю на Господа. Бывают разные моменты, но в общем все хорошо: возраст уже 52года, но работы так много, что не успеваю об этом думать.

– В эти месяцы у нас много праздников: 25-летие возрождения Киево-Печерской Лавры, 1025-летие Крещения Киевской Руси. Готовитесь к ним?

– Действительно, 25 лет назад, после долгих лет атеистического запустения, Лавра была возвращена в исконное свое состояние – монастыря. В нее возвратилась духовная жизнь, молитва, служение Богу и людям. Когда Лавре возвратили ее статус, люди молились на улице, возле Дальних пещер – храмы не были приспособлены к ведению Богослужений, да и не везде даже нам, священнослужителям, дозволено было входить.

Из этих 25 лет 20 лет я в монастыре, отвечаю перед Богом и перед людьми за жизнь и служение этой славной обители. И вам лучше видно, какие есть изменения. Но могу сказать, что у нас есть все необходимое. Сначала мы довольствовались малым, делали все по минимуму – только чтобы можно было войти в храм, сделать его возможным для молитвы, вызволить из состояния музейного объекта, доказывавшего, что Бога нет. Теперь же подходим к вопросу течения монастырской жизни серьезно: реставрируем храмы, которые с годами удалось возвратить Лавре, делаем необходимые ремонты, накопившиеся за советское время, расписываем храмы. Смотрите, какими стали храм Рождества Богородицы, Аннозачатиевская церковь, Крестовоздвиженский храм, храм Всех Преподобных Печерских, Церковь преподобного Сергия Радонежского. Сейчас идет ремонт Трапезной палаты храма преподобных Антония и Феодосия Печерских, который в народе называется Трапезным храмом. Расписываем Успенский Собор, восстановленный из руин несколько лет назад. Ну, и конечно же, за эти годы привели в надлежащий порядок келейные корпуса, в которых прежде были жилые коммунальные квартиры, так называемые коммуналки. Можете представить себе, в каком они были состоянии – убито всё. Пришлось заново создавать сантехнические службы во всей Лавре. Можно рассказать и еще многое, но достаточно и этого.

Но самое главное – Божественные службы в наших храмах. Благолепие во всем. Когда я пришел, мы рады были иметь достаточное количество облачений для службы хотя бы из подкладочной ткани. Сегодня мы смогли прийти к такому благолепию, что, надеюсь, становятся всякому понятны слова посланцев князя Владимира – крестителя Киевской Руси, сказавших ему о православной Литургии: «не знаем, где мы были – на земле или же на небе». Хоры наши поют хвалу Господу прославленным Киево-Печерским распевом, и дальше развивается в недрах Лавры церковная духовная музыка.

Господь послал нам действительно чудную братию. Когда я пришел, было что-то около 30 человек, теперь нас уже около 180. Но все равно не хватает. Все заняты, все несут свои послушания, а их много и они разные.

За эти годы чудес в Лавре было много, они совершаются, можно сказать, каждый день, но мы не умеем видеть их, как бы привыкли к ним как к обыденной жизни. Люди теперь спешат в паломнические поездки по святым местам, и часто это превращается просто в паломнический туризм. Да, конечно и Иерусалим, и православные святыни всего мира – это святое. Но ведь и наша Лавра – место спасения. Здесь почивают мощи более 100 Преподобных Печерских – молитвенников о нас грешных. Недавно были обретены мощи святых угодников Божиих: святителя Павла Тобольского, святителя Филарета Амфитеатрова, прославлены и другие угодники. 25 лет назад когда открыли Лавру и начали проходить первые Богослужения, замироточили главы святых в Дальних пещерах, и мы обнаружили, что сосуды полны мира. Постоянно служатся молебны возле святых глав, читаются Акафисты – и люди получают исцеления. После помазания святым миром прозрела 17-летняя девушка, об этом писали в газетах. Люди приходят к нам и рассказывают, как по этим молитвам облегчаются их болезни, настают исцеления.

– В Лавре находятся духовные школы – Семинария и Академия, много молодых лиц. Пополняют ли они ряды монашества?

– К сожалению, сегодняшнее время со всеми его соблазнами не очень подвигает молодежь на приход в монастырь. Жизнь монастыря с его обетами безбрачия (что мы называем целомудрием), нестяжания, послушания и другими многими ограничениями не часто привлекает молодых людей. Монастырь – это труд и постоянная молитва. Они говорят, что в монастыре тяжело, за стенами обители легче. Но они забывают, что истинная монастырская, монашеская жизнь – это корабль спасения. Решение быть в монастыре – это, в основном, решение зрелых людей.

– В прессе писали о том, что внутри Украинской Православной Церкви происходят некие противоречивые течения.

– Церковь, согласно Деяниям Апостольским, по Заветам Христа, свята и непорочна. Но люди – всюду люди. И то, что происходит в кругу церковных людей – это другое дело. Этого не скроешь, да и скрывать не надо. Это присутствует не только в Православии, но и в католическом, мусульманском, иудейском мире, однако о ситуациях там никто не пишет.

Сейчас вокруг Церкви собираются люди, которые создают свои политические партии и борются за сферы влияния. А Церковь должна быть единая, соборная, святая. События, которые происходят сейчас, свидетельствуют об уровне людей, которые не смогли понести благодать и решили заработать на кресте церковном. Иуда ведь тоже 30 сребренников взял. Они – те же самые христопродавцы. Приходя к служению в Церкви, надо иметь душу в состоянии любви к Богу и глубокого раскаяния, а не чувствовать себя в Церкви хозяином.

Я читаю иногда «откровения» в интернете, где пишут: мол, попы такие, попы сякие. Какой только грязью не поливают там Церковь и священников! И в результате – священник сегодня – это настолько унизительно, что иногда опускаются руки, диву даешься, откуда берутся после всего силы для подвижнической жизни у наших священников? Служение священника – это не только служба в храме, но и разные требы: исповеди и причащения больных и умирающих, отпевание и погребение умерших, духовная опека прихожан, которые не могут прийти в церковь. И бывает, что это разные, далеко отстоящие расстояния в течение одного дня. А епископам, архиепископам, митрополитам, управляющим жизнью Церкви, приходится ехать за многие сотни километров. И для этого необходима машина, потому что часто на груди у священника находятся Святые Дары – великая Святыня, которую нельзя подвергать никакому риску в общественном транспорте. И вот здесь «ревнители из интернета» кричат в один голос: «у попа машина!». А почему он не может иметь машину? А когда говорят: «пусть священник продаст машину и поделится с нуждающимися», то я спрашиваю: а вы почему не делаете этого, почему не даете им? «Проповедник» Сандей имеет массу имущества, но никто не возмущается. А священников бьют, потому что надо посеять недоверие к Церкви. Поливают и филаретовских раскольников, потому что война идет против Православной Церкви.

Мы живем в последние времена, когда нас приносят в жертву, думая, что делают богоугодное. Люди, только что пришедшие в Церковь, не постигшие даже азов вероучения, не проникшись словом Божиим, начинают сомневаться, видеть врагов в священниках. Так бывало и прежде. Вспомните, что делали с пророками книжники и фарисеи. И сейчас я удивляюсь, а судьи кто? Откуда они знают, сколько я даю на больницы? А сколько они принесли на Церковь, чтобы она могла нуждающихся поддерживать? Вот я сам из Ровенской области. Там тоже такие умники есть. Когда собирают деньги на церковь, они кладут гривну, потому что мелочи, видно, нет. И при этом хотят, чтобы в храме было светло, тепло, чтобы купол не тек, чтоб было убрано, чтобы были регент, батюшка и староста. А как они, читают Священное Писание? Десятину он должен дать, чтобы и мы могли дальше дать людям.

Мы, Церковь, арендуем свои монастыри и храмы у государства, хотя мы их и строим, и реставрируем. Мы платим все налоги. Коммунальные платежи у нас по промышленным тарифам. Все хотят видеть все в благолепии и красоте. А откуда все это берется? Само собой не делается. И при этом еще и судят нас.

Я смотрю на этих писак и думаю: какая скудость ума. Ты сам бесчинствуешь, пьешь, ешь и не думаешь о последствиях. Господь стоит и смотрит на это. А ведь об этом сказано: в чем застану, в том и сужу. И суд будет нелицеприятным. Киев большой город, а храмы иногда стоят пустыми. А если объявляют, что приехал какой-то «целитель-проповедник», к нему толпы бегут. Вынужден напомнить вам, люди: надо подумать о своей жизни; если вы ходите во тьме, зачем вы вините свет?

– Вас не смущает, что вход в Лавру стоит сейчас больше 10 долларов и эти деньги взимает музей, а люди винят в этом монахов. Не добавляет и авторитета история с моделью Владой Прокаевой, назначенной руководить музеем, а потом заявившей, что получила эту должность за взятку.

– К великому сожалению, люди, так называемые обыватели, не умеют, а часто и не хотят, провести черту между заповедником «Киево-Печерская Лавра» и монастырем Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра. Поэтому события заповедника ложатся пятном и на монастырь. Вход к нам бесплатный с 5 часов утра до 22 часов. К кадровым вопросам заповедника мы не имеем никакого отношения. Прихожане жаловались, что в верхнюю Лавру плата за вход все растет и растет. Знаю, что последняя цена была 50 грн. Сейчас, после возмущения людей, плату, говорят, понизили. Да, Верхняя Лавра – это все-таки монастырь, там и Трапезный храм, и Успенский Собор, и еще четыре храма, которыми распоряжается музей.

Но убрать музей из Лавры нереально. Мы не в силах это сделать. Я сейчас в Успенском Соборе начну войну, потому что мы его сами реставрируем, а музей туда пускает экскурсантов за деньги. Все же расходы несем мы.

Если кому кажется, что монахи наживаются, пусть поживет с нами один день. Со мной побудет и увидит, сколько надо людей в день накормить, скольким помочь. Сколько людей обращаются ко мне с просьбой о помощи. Я никому не отказываю. Деньги, полученные при венчании или крестинах — отдаю потом нуждающимся и это не рекламирую. Помогать – миссия Церкви. Церковь выделяет пожертвования на больницы, детские дома, дома престарелых, но делает это, не афишируя. Я в 52 года хожу и прошу не для себя, а для того, чтобы отремонтировали дорогу и отреставрировали Успенский храм. Я и там не попал и здесь не угодил. Меня такая логика человеческого мышления поражает. Может, я родился не в то время.

Как-то включил украинское телевидение и увидел, как можно клеветать на истину. Выступает один профессор-теолог и рассказывает, что греко-католическая церковь было гонима, а Московский Патриархат был продажным и сдавал КГБ верующих людей. Но ни один православный священник после ареста не попал в Америку. В Сибирь попадали, в Лукьяновскую тюрьму, на тот свет попадали. А иерархи греко-католиков благополучно оказались за границей. Я сам священник советского времени, я все это знаю. Люди боялись обращаться за требами в церковь, и я их понимал, потому что приходили люди в погонах и снимали данные из церковных книг. Но я писал, когда и кто крещен и венчан, не указывая адреса. Говорил, что я не ЗАГС. Потому на меня и были гонения в то время. Но так поступали многие.

Мы хулим советскую власть, но и нынешняя не намного лучше. Нам не выделяют земли для строительства церквей, требуют взятки. Все дают и мы должны – за каждую справку, за введение каждого объекта в эксплуатацию.

– Но братия же радовалась, что в Украине избран православный Президент, который ходит в Лавру.

– Он очень хороший человек. Но служивые – это другое. Мы дожились до того, что охрана в храм заходит с собаками. Якобы так они обеспечивают безопасность. Сколько я наслушался от народа по этому поводу! Мы совершаем Таинство Причащения, а собака – возле Престола. Это ж осквернение, после такого надо читать чин освящения храма. А служивые этого не понимают. Президент стоит спокойно, молится, а вокруг него бесконечные разговоры по рациям, когда молчать должна «всякая плоть человеча».

– Патриарх Алексий II крайне редко посещал Киев, Патриарх Кирилл у нас частый гость. Это укрепляет позиции Украинской Православной Церкви?

– Трудно сказать, как нам это помогает. Просто Святейший должен навещать свою паству, должен приезжать и молиться вместе с народом. Ни Патриарх Алексий ІІ, ни Патриарх Кирилл ничего плохого не несли Украине и не несут. Не они закрывали наши церкви и разделяли православный люд. Патриарх Алексий II в свое время вручил нашей Церкви Томос об автономии. Не стоит кого-то обвинять в наших бедах. Патриарх наш имеет титул Московский и всея Руси. Да, мы – Украинская Православная Церковь. У Блаженнейшего митрополита Владимира всегда было особое положение. И у нашей Церкви особое положение. Сегодня мы действительно Автономная Церковь со всеми ее правами, только бы была она в мудрых управляющих руках.

Интервью газете «Известия»

Олег Гавриш, спецкорреспондент издания «Коммерсантъ-Украина»:

Ночь с субботы на воскресенье оказалось довольно неспокойной для Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) прихожане и духовенство которой всю ночь дежурили у входа в Киево-Печерскую Лавру, ожидая ее возможного штурма.

Все началось около шести вечера в субботу 22 февраля, когда на странице Автомайдана (объединяет протестующих на автомобилях) в Facebook написали, что с территории Лавры якобы вывозятся мощи святых и другие православные святыни, рассказал религиовед, доктор философских наук Юрий Черноморец. По его словам, представители Автомайдана говорили, что якобы их убедили в этом монахи Федосеевского монастыря УПЦ КП. «Послышались призывы приехать в Киево-Печерскую Лавру и остановить вывоз святынь, а также провести проверки на территории монастыря», - рассказал Юрий Черноморец.

Впрочем, как рассказал секретарь священного синода Украинской православной церкви Киевского патриархата архиепископ Евстратий (Зоря), УПЦ КП тут же дезавуировала слухи и заявила о том, что никакие мощи из Лавры не вывозятся, а их монахи ничего подобного не заявляли. В свою очередь советник народного депутата Арсения Яценюка Виктор Еленский заверил Автомайдан, что информация ложна, вывоз мощей невозможен по многим причинам. Когда об опровержениях узнали представители Автомайдана, большинство из них передумали ехать в Лавру, но все же к воротам монастыря ближе к 21:30 явилось 200–300 человек.

В свою очередь, ко входу в монастырь вышел управляющий делами УПЦ МП митрополит Антоний (Паканич), секретарь предстоятеля УПЦ МП Александр (Драбинко), викарий Киевской епархии, наместник влиятельного Ионинского монастыря епископ Иона (Черепанов), которые стали успокаивать людей. К духовенству присоединились депутаты Петр Порошенко и Андрей Деркач, священники УПЦ КП, убеждавшие людей разойтись, и бойцы самообороны Майдана в камуфляже, бронежилетах и балаклавах. Настоятель Киево-Печерской Лавры митрополит Павел (Лебедь) так и не вышел к протестующим, сославшись на плохое самочувствие.

Петр Порошенко стал убеждать сторонников Автомайдана разойтись:

Я уверяю вас, что никто и никогда не позволит вывезти из Лавры святыни. Монастырь находится в ведении Украинской Православной Церкви, многие верные которой были на Евромайдане с первого дня. Это наша Церковь, которая молится за благо нашей страны, Украины, и мы не позволим, чтобы мощи либо другие святыни покинули стены святой обители.

Сторонники УПЦ МП стали убеждать собравшихся в том, что Церковь сегодня молилась за убитых в ходе протестов в Киеве, некоторые погибшие были ее прихожанами. Из толпы послышались возражения, что-де люди не против УПЦ (МП) как таковой, но настоятель Лавры чересчур близко дружил с бывшим президентом Виктором Януковичем и премьер-министром Николаем Азаровым, ругал Майдан и вообще должен как можно скорее сложить с себя управление монастырем.

В результате протестующие все же были переубеждены господами Порошенко и Деркачем и стали расходиться. Особенно вескими оказались аргументы о том, что юго-восток Украины вряд ли сейчас поднимется против смены власти, но в случае религиозного обострения в стране серьезных проблем и столкновений уже не избежать. Петр Порошенко, убедив нескольких самых ярых протестующих, отдал распоряжение бойцам самообороны охранять вход в монастырь и никого не впускать, кроме братии и священноначалия. Для того чтобы успокоить автомайдановцев, было принято решение позволить им проводить досмотр всех автомобилей, въезжавших и выезжавших из Лавры, что они начали делать со всей тщательностью. Досматривали в том числе и чемоданы с личными вещами гостей лаврской гостиницы.

Тем временем среди пришедших защищать Лавру прихожан УПЦ МП пошел слух, что монастырь хочет захватить «Правый сектор». Однако пресс-служба организации тут же распространила заявление, в котором категорически опровергла возможный захват. «Это провокация, которая, вполне возможно, имеет под собой российские корни и появилась в аккурат к начавшимся переговорам между УПЦ МП и УПЦ КП», - сказал пресс-секретарь «Правого сектора» Артем Скоропадский. Он напомнил, что ранее постоянно ходили раскручиваемые слухи о том, что «бандеровцы» пытаются захватить Почаевскую Лавру.

Примечательно, что первыми на территории Лавры оказались представители российских телеканалов. «Удивительно, как российские коллеги узнали о том, что тут происходит, намного раньше нас», - недоумевал подъехавший в полночь корреспондент ICTV. Приехавший раньше всех корреспондент РТР объяснил, что его якобы вызвал настоятель Лавры митрополит Павел (Лебедь), заявивший о захвате монастыря.

После отъезда депутатов ситуация стала разряжаться, люди начали пить кофе, общаться. Представители УПЦ МП стали угощать протестующих ватрушками. Вышедшие к людям монахи и священники начали вместе молиться, вести беседы о вере и истории Киево-Печерской Лавры.

Однако в полночь на Майдане выступил священник Павел Добрянский, которого, по словам архиепископа Евстратия (Зори), месяц назад УПЦ КП запретило в служении за непослушание и постоянные провокации. Он повторил тезис о вывозе из Лавры святынь, якобы находящихся там «титушках» (протестующие, поддерживавшие Виктора Януковича и бывшую власть) и призвал с трибуны к ее захвату в пользу УПЦ КП «ради восстановления исторической справедливости». И хотя уже через 20 минут ведущий Майдана, получив оперативно точную информацию от религиозных экспертов и народных депутатов, дезавуировал это сообщение и призвал всех не поддаваться на провокации, к монастырю прибыло еще человек 200 новых протестующих, которые стали громко возмущаться.

В самый разгар ссоры к воротам подошел семинарский хор Киевской духовной академии и начал громко петь Пасхальный канон: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Протестующие притихли и стали слушать песнопения. Спустя пятнадцать минут самооборона Майдана, охранявшая ворота в Лавру, попросила всех отойти за шлагбаум, причем пришедшие люди требование выполнили. Да и количество прихожан УПЦ МП, которые подтянулись на место, почти сравнялось с протестующими.

Местами перепалки продолжались еще около часа. «Я считаю, что в Украине или должна быть одна поместная церковь, или УПЦ должна убираться из Лавры», - кричал один из протестующих. «А ты вообще православный? Если да, то покажи крест!», - потребовал от него кто-то из прихожан УПЦ МП. «У меня крест сорвала милиция во время протестов», - возражал тот. В результате церковный историк, прихожанин УПЦ МП Владислав Дятлов подарил стороннику поместной церкви свой крест, что понравилось собравшимся, и ссора стихла.

Ближе к утру представители Автомайдана и другие протестующие стали расходиться. К Лавре подтянулись прихожане УПЦ МП, и возле входа в монастырь начался непрекращающийся молебен. «Религия остается единственной серьезной силой, способной поднять людей с обеих сторон не на протесты, а на глобальное противостояние, как это было, например, в Югославии. Этой ночью, мы смогли избежать серьезных проблем, провокации не возымели успеха, и это очень важный опыт для всех. Сегодня все политики и другие церкви с уважением относятся к позиции УПЦ, какой она во время майдана выражалась в официальных документах УПЦ и в комментариях митрополита Антония», - заключил господин Черноморец.

Глава Синодального информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) протоиерей Георгий Коваленко заявил, что ситуация все еще остается неопределенной. «Есть и внешние, и внутренние силы, которые заинтересованы в том, чтобы дестабилизировать ситуацию, и от которых мы можем ожидать провокаций. Поэтому хорошо, если верующие будут молитвенно поддерживать нас, в том числе приходя на службы, которые все эти дни проходят в Киево-Печерской Лавре», - сказал протоиерей Георгий Коваленко.

Дмитрий Марченко, блогер:

Итак. Вернулся из Лавры. Подробности.

Не думаю, что напишу что-то новое.

На Литургии управделами Киевской Митрополии владыка Антоний зачитал обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с событиями в Украине. Затем подтвердил, что действительно ночью было две попытки проникнуть на территорию Лавры со стороны активистов Майдана. С помощью переговоров с лидерами других активистов в этот раз удалось избежать столкновений.

После в Лавре было тихо и пусто. Но к 15-ти часам к воротам стали стягиваться верующие, чтобы отслужить молебен преподобным Киево-Печерским. Одновременно поступила информация о возможном штурме обители. Эту возможность не отрицал и владыка Антоний, он просил верующих по возможности днем находиться в Лавре, не оставлять ее пустой.

В этот раз атаки не было. Предвижу иронию тех, кто не верит в саму возможность такого развития событий. Но факт есть факт - вряд ли даже самые оголтелые националисты рискнули бы средь бела дня напасть на сотни молящихся священников и мирян, среди которых были и женщины.

Вокруг были светлые, добрые лица. Люди не выглядели паникёрами. Просто стояли и молились. Среди знакомых лиц увидел и Василия Горбаля.

Отдельные «активисты» небольшими группами время от времени подтягивались на «посмотреть», но не более. Дай Бог, чтоб так было и этой ночью.

Да, нашему духовенству отдельные политики, ныне фактически находящиеся при власти, гарантировали спокойствие. Но цену их определенных гарантий мы уже знаем. Не факт, что какой-то отдельной группировке майдана, опьяневшей от эйфории и вседозволенности, не стукнет в голову «поставить на место московских попов». Ситуация всё так же тревожна.

Иеромонах Мелхиседек (Гордиенко), насельник киевского Десятинного монастыря:

– Как вы знаете, ветераны спецподразделения “Каскад” совместно с УПЦ создали отряды по охране духовного наследия церквей Украины. Этот отряд принимал участие в наведении порядка в ту ночь, когда разворачивались события возле Киево–Печерской Лавры.

Началось все с провокации. Кто-то распространил на майдане информацию, что из Лавры якобы вывозят мощи. Люди взбудоражились, устремились к монастырю, окружили и стали проверять все выезжающие машины. Досматривали, открывали багажники, внутри все проверяли. Люди боялись, что будут вывозиться святыни.

В это время на территории Лавры находилась машина с российскими дипломатическими номерами. За рулем был обычный паломник, сотрудник дипведомства, приезжавший в Лавру помолиться. Когда он после службы выезжал из монастыря, его, как и всех остановили, чтобы досмотреть. Он воспротивился, ссылаясь на международную Венскую конвенцию о дипломатических отношениях, предполагающую неприкосновенность дипломатов. Это еще больше подогрело конфликт.

Когда на горячую линию нашего штаба поступил звонок, я выехал на место, чтобы выяснить ситуацию. Разобравшись в ситуации, я вызвал руководителей нашего штаба – полковника Сергея Разумовского и лейтенанта Владимира Фатеева, которые оперативно прибыли к въезду в Лавру. Тут же подъехал народный депутат от партии “Удар”, предъявил удостоверение. Вместе с ним мы попросили водителя, чтобы тот разрешил нам досмотреть его машину. Уговорили, досмотрели и, конечно же, ничего не нашли, машина была чиста. Дипломат уехал.

Мы тоже уехали, когда позвонил владыка Ирпенский Климент и попросил проверить информацию о том, что к Лавре снова движется какой-то отряд, но уже радикально настроенный.

Я выехал обратно в сторону Лавры и по дороге действительно увидел движущийся отряд во главе с каким-то неизвестным священником или похожим на священника человеком. Пришлось действовать по ситуации. Мы обогнали их, подъехали ко входу в Лавру, возле которого уже стояли люди из нашего отряда самообороны. Я сообщил, что сюда движутся какие-то непонятные люди, возможно провокаторы, которых в Киеве сейчас много. И попросил выслать к этому отряду разведку. Выяснилось, что люди без приказа своих командиров, услышав клич этого священника о том, что «грабят Лавру», решили идти разбираться. Слава Богу, и в этот раз конфликт удалось уладить. Правда, отряды самообороны майдана попросили, чтобы в Лавру впустили двадцать человек, которые проверили, что там внутри никто не прячется из так называемых “титушек”. Проверили, никого не нашли и ушли.

Многие верующие утром приехали ко входу в Лавру, совершали молебны, пения. Все понимали, какую опасность удалось пережить. Священноначалие и братия монастыря были очень взволнованы, взбудоражены. Могла пролиться кровь. Это было дьявольское искушение – специально людей друг с другом лбом столкнуть, чтобы осквернить кровью священников Лавры, совершить необратимое. Ужас от осознания того, что могла пролиться кровь духовенства, ошарашил и вразумил всех. Люди сделали выводы.

Хочу поблагодарить всех, кто приезжал на помощь. Духовенству, депутатам, верующим, всем, кто принимал участие в наведении порядка. Все молодцы, всем большое спасибо! А особенно – Сергею Розумовскому и всем ребятам из «Каскада». Низкий поклон. Вы вошли в историю как всегда тихо. Вы настоящие профессионалы.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама