THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву - важный шаг в становлении русского государства и в возвышении Москвы. Уникальное географическое положение, рост влияния в северо-восточных землях и присоединительная очень быстро сделали Москву новым центром русской державы.

Предпосылки возвышения

Хроники, написанные уже после смерти Андрея Боголюбского, упоминают о Москве, как о городе, в котором живут московиты - жители Москвы. Имя города встречается в летописях многих военных событий того времени. Москва стала точкой на карте, в которой встречают друзей и отражают натиск врагов. Небольшой недавний городок быстро становится особым городом личного княжения. Перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву не состоялся бы, если бы к середине четырнадцатого века последняя не обладала нужным размером и влиянием.

Формирование нового православного центра

Знаменитый Иван Калита сделал Москву центром не только политической, но и религиозной жизни. До этого центром богослужения и постоянным местом жительства митрополита был Владимир на Клязьме. Течение времени и постоянное лавирование между строптивыми князьями, татарскими ставленниками и собственным мятежным людом снизили значение Владимира. Битва за статус центра русского православия разгорелась между Москвой и ее вечной соперницей - Тверью.

Борьба за митрополита

Перенос митрополичьей кафедры из Владимира сопровождался ожесточенной борьбой между Москвой и Тверью. Князья этих земель наперебой стремились угодить татарскому хану, стараясь склонить всесильных монголов на свою сторону. Между тем монах одного из тверских монастырей написал в Константинополь жалобу на Были высказаны факты симонии (раздачи церковных должностей) и пренебрежения церковными обязанностями.

Для владыки всея Руси возникла реальная угроза низложения. Но такое мероприятие не было бы возможным без одобрения многочисленного русского духовенства, а в дела церковные татарские ханы и их посредники предпочитали не вмешиваться. Для них важнее были подати и дани, регулярно приносимые русскими князьями. А духовную сторону жизни ханы предпочитали не обсуждать и на политику церкви влияния не оказывали.

Восхождение Петра на престол митрополита не обошлось без влияния московских князей. Обретя духовную власть над православными, Петр не забыл оказанных услуг и всецело поддерживал московских правителей. Он подолгу жил в Москве, там же и умер, и был похоронен. Многочисленные подношения и ходатайства московских князей сделали свое дело - покойный митрополит Петр был канонизирован под именем первого московского и всея Руси чудотворца. Перенос митрополичьей кафедры из Владимира на Клязьме в Москву стал уже наполовину решенным вопросом.

Преемник чудотворца

Преемником Петра стал новопризванный грек Фиогност. В конце 1327 года константинопольский патриарх Исайя назначил его Киевским митрополитом с постоянным местом служения в Москве.

В 1328 году Фиогност посетил северо-восточные русские земли, которым, по просьбам Галицких и литовских князей, была выделена отдельная митрополия. Но Фиогноста не устраивала скромная должность патриарха уездного городка. Он задался целью объединить северную и восточную Русь под одним православным крестом. Именно при нем стал окончательно возможным перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Дата предстоящего события была согласована с Константинополем. Фиогност задался целью превзойти все известные русские города и сделать Москву единым центром православного мира.

Благоустройство столицы

Возможно, перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву при князе Калите и не состоялся бы, если бы не было такой активной поддержки нового митрополита. При нем было закончено строительство Успенского храма, а в 1328 году были выстроены две каменные церкви - неслыханное новшество для столицы. Церковь святого апостола Петра и преподобного Ивана Лествичника стали еще одним этапом укрепления значимости Москвы.

Торжественный перенос

В середине 30-х годов 14 века активная работа Феогноста на посту митрополита принесла первые значимые результаты. Канонизация чудотворца Петра привлекла в Москву массу паломников и священнослужителей. Постоянная бурная религиозная деятельность не прошла незамеченной в константинопольском патриархате - влияние нового митрополита распространялось на все русские земли.

На самых высоких уровнях стал обсуждаться перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. 1326 год стал периодом принятия окончательного решения. Полное одобрение московских князей, к тому времени уже носивших титул «всея Руси», поддержка константинопольского патриарха и политика невмешательства Золотой Орды завершили дело. Перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву был закончен.

Последствия переноса

Данное событие было знаковым для Московского князя. Оно многократно усиливало позиции светской власти, уравнивая ее с духовной. Фиогност был целиком на стороне Ивана Калиты, помогая последнему в деле присоединения соседних земель к Московскому княжеству. Например, Фиогност широко пользовался привилегией римских пап накладывать и снимать проклятия не только на отдельных людей, но даже на города и земли. Так он наложил проклятие на жителей Пскова и его окрестностей за то, что те отказались выдать тверского князя хану Улугбеку, тем самым провоцируя хозяина Золотой Орды на новые набеги и разрушения. Анафема дала ощутимый результат - князь тверской Александр Михайлович покинул Псков и выехал в Литовское княжество. После этого проклятие было снято.

Становление Москвы как центра православного мира

Трудно дать полную оценку всех благ, которые принес новой столице перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Дата этого события (1326 год) отражена во многих летописях и хрониках как переломный момент в жизни московского княжества.

Согласно старинному представлению об устройстве вселенной, и мирская, и духовная власть равнозначны и едины. Поэтому то, что в царствующем городе одновременно жили и государь, и митрополит, было естественным и желаемым.

Политика и церковь

Исходя из этих принципов, и светской, и духовной власти был одинаково выгоден перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Год 1328-й запомнился летописцами церковными празднествами, которые в этот период отмечались особенно широко.

Это было время сравнительно мирного сосуществования Московского княжество и Золотой орды - Москва богатела и процветала. Княжеский двор и двор митрополита располагались рядом, и по пышности и богатству не уступали друг другу. Пышные крестные ходы и богослужения по случаю представления в епископы собрали в столице весь цвет с высокими гостями из восточных русских земель и из самого Константинополя. Все пышные празднества устраивались в Москве при большом скоплении народа. Можно было оспаривать претензии Москвы на близлежащие земли, но религиозная власть была неоспорима: игнорирование московского митрополита грозило отлучением от церкви.

Почему так произошло

Одним из самых важных фактов, из-за которых перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву все-таки состоялся, было предоставление различных значимых льгот и денежных довольствий. По сравнению с тем, что получили представители церковной власти в соседних княжествах, льготы были неслыханными, а денежные пожертвования - огромными. Московские князья ничем не рисковали - их положение было настолько прочным, что они могли с уверенности выбирать среди епископов наиболее лояльных.

Немалую роль сыграло и уникальное и близость отношений с Константинополем. Немаловажным аргументом послужило и то, что митрополит всея Руси не ущемлял ничьих интересов среди церковных властей, поэтому был одинаково лоялен ко всем епископам. Митрополит Петр начал становление превосходства Московского патриархата, а его преемник достойно закончил превращение Москвы в столицу православной веры.

Церковь Петра митрополита (шатровая) 1584 года. Церковь Петра митрополита находится в историческом центре Переславля в 250 метрах к юго-востоку от древнего Спасо-Преображенского собора. Этот храм — красивейшее архитектурное сооружение города. В плане крестообразная, церковь имеет подклетный этаж; ее отличительная особенность — отсутствие выступающих апсид. Стройный граненый шатер храма с трех сторон окружает открытая двухэтажная галерея-гульбище.

Другие мои публикации про шатровые храмы:

02 По преданию, одноименная деревянная церковь здесь была построена в конце XIV в. - начале XV в. на месте, где в 1310 году состоялся суд над митрополитом Петром, обвиненном тверскими князьями в торговле священническими должностями. На Переславском соборе благодаря великим Московским князьям митрополит был оправдан. Полагают, что деревянную церковь построили после вскрытия святых мощей митрополита (1360 год). Церковь была отстроена в камне (из кирпича с дубовыми связями) в 1584 году на средства И. Грозного. Столь недешевое строение в период экономического кризиса, видимо. Было связано с искуплением царского греха после трагической гибели царевича Ивана.

03 В XIX веке вместо старой звонницы к церкви пристроили колокольню. Приход этой церкви в это время составлял более трехсот человек. В конце XIX столетия церковь реставрировали под руководством известного исследователя древнерусской архитектуры академика В. Суслова. В 1940 году церковь Петра митрополита еще находилась в ведении общества верующих. Через несколько лет ее закрыли и использовали как склад. В 1950–1960-х гг. Ярославская научно-реставрационная мастерская восстановила древнюю форму кровли и первоначальные формы оконных проемов, частично укрепила кладку стен и вскрыла под толстым слоем штукатурки древние арки. Церковь митрополита Петра сохранилась до настоящего времени как памятник государственного значения.

04 Храм посвящен митрополиту Киевскому и всея Руси Петру Ратенскому – первому митрополиту, избравшему местом своего постоянного пребывания Москву. Митрополит Киевский и всея Руси Петр, которому посвящена церковьПетр был возведен в сан в 1308 году; этому предшествовала почти детективная история. Предыдущий митрополит Киевский и всея Руси Максим в 1299 году избрал местом своей резиденции город Владимир и, тем самым, оставил недовольным Галицкого князя Юрия Львовича. Тот обратился к Константинопольскому патриарху Афанасию I с просьбой о выделении собственной Галицкой митрополии. По замыслу Юрия возглавить ее должен был игумен Петр; с тем последний и был отправлен в Константинополь.

05 Но во время путешествия Петра митрополит Максим скончался, открыв вакансию на Киевскую митрополию. Тверь в это время соперничала с Москвой за первенство среди русских земель; свой человек в сане митрополита Киевского и всея Руси мог стать важным козырем в этой борьбе. И Тверской князь Михаил Ярославич отправил в Константинополь своего избранника – игумена Геронтия. Но дело уже было решено в пользу Петра; отправившись за получением сана Галицкого митрополита, он получил нечто большее, чем то, за чем ехал – Петр возглавил русскую церковь.

06 Противоречия между Тверским и Московским княжествами были весьма остры; иерарх православной церкви по определению не мог оставаться в стороне от этой борьбы – ему надо было делать выбор, и Петр его сделал. Он поддержал Московского князя Юрия Даниловича.

07 Ответом на этот выбор стал донос Константинопольскому Патриарху от Тверского епископа Андрея, в котором тот обвинял Петра в торговле церковными должностями. Для того, чтобы разобраться в справедливости предъявленных обвинений, в 1310 году в Переславле-Залесском был созван специальный собор Епископов Русской церкви. О том, почему для суда был избран именно Переславль, известно мало; возможно, какое-то влияние на выбор места оказал тот факт, что Юрий Данилович княжил здесь до 1303 года – т.е. до своего переезда в Москву. Так или иначе, результатом церковного суда стало полное оправдание Петра.

08 Разные источники дают разные сведения относительно непосредственного места проведения собора. По одним данным, это мог быть Спасо-Преображенский собор; по другим – находившиеся недалеко от него княжеские палаты. Предположительно, на месте последних на рубеже XIV – XV веков и была возведена деревянная церковь во имя канонизированного к тому времени в лике святителей митрополита Петра.

09 Деревянная церковь простояла до конца XVI века, а в 1584 она была перестроена в камне. Как и со многими другими достопримечательностями Переславля, строительство было профинансировано из казны царя Ивана Грозного. С архитектурной точки зрения церковь интересна тем, что это один из последних русских храмов, имеющих шатровый верх.

10 Последним обновлением церкви Петра Митрополита в Переславле стала каменная колокольня, которую выстроили в 1821 году на месте прежней, деревянной. После этого достопримечательность приобрела свои окончательные формы, сохранившиеся по сегодняшний день.

11 В советское время церковь Петра Митрополита, конечно же, была закрыта; тем не менее, она неоднократно реставрировалась – в 1950-х и 1970-х годах. Впрочем, следы тех реставраций сегодня на фоне общего обветшания практически не заметны.

В отношении внутреннего управления Русской митрополией митрополиты были вполне независимы, их решения не требовали патриаршего утверждения - в первую очередь ввиду отдаленности и политической независимости Руси от Восточной Римской империи . При этом как правило избирались митрополиты из уроженцев Империи и поставлялись там же. Споры вокруг престолонаследия на Всероссийскую кафедру нередко возникали из-за того что русские князья стремились поставлять на Руси русских по рождению митрополитов, а Царьградские патриархи крепко держались за прежний порядок. Так, по случаю войны великого князя Ярослава с Империей, Киевская кафедра долго пуствала, а в году он велел Собору русских епископов и поставить первого митрополита из русских, святителя Илариона , благословленного патриархом лишь задним числом. Выбор в году митрополитом Климента Смолятича на Соборе русских архиереев привел к расколу между ними, - те кто настаивал на невозможности поставления митрополита без патриаршего участия были вначале преследуемы, но затем получили поддержку нового великого князя Юрия Долгорукого . Великий князь Ростислав насилу был убежден принять поставленного в году без его согласия митрополита Иоанна IV и заявил, что если еще раз повторится назначение митрополита без его согласия, то он не только не будет принят, но будет издан закон "избирать и ставить митрополитов из русских с повеления великого князя ." Однако мнение , что в это время, под угрозой церковного раскола, удалось добиться согласия Империи на то поставление на Киевскую митрополию только утвержденных князем кандидатов остается необоснованным. Великий князь Андрей Боголюбский сделал попытку разделить русскую митрополию на две, обратившись с просьбой к патриарху поставить представленного князем Феодора в митрополиты Владимирские, но патриарх поставил Феодора только в епископы . Таким образом, порядок присылки Киевских митрополитов из Империи сохранялся в течении домонгольского периода без изменений.

Монгольско-татарское иго и Западные смуты

Избранный на Руси и поставленный в Константинополе митрополит Кирилл III возглавлял Всероссийскую митрополию около 40 лет до года и устроил новый порядок ее существования при монголах , твердо отвергнув возможность унии с римо-католицизмом . Митрополит Кирилл называл себя "архиепископом всея Руси," придерживаясь понятия о своем верховном надзоре над всеми владыками Руси, которые действовали в силу врученных митрополитом полномочий. Митрополит уже не мог управлять русскими цеквами из разоренного Киева и провел жизнь в разъездах, дольше всего оставаясь во Владимире-на-Клязьме , а его наследник, святитель Максим , уже окончательно поселился во Владимире.

Перенесение митрополичьей кафедры на север подвигло великого князя Галицкого Юрия Львовича просить об основании самостоятельной митрополии для его Западно-Русских земель. Галицкий кандидат, святитель Петр , был поставлен не в Галицкого, но Киевского и всея Руси митрополита и в году переехал в Москву , куда была окончательно перенесена Всероссийская кафедра из Владимира его приемником, святителем Феогностом . При этом последующие Всероссийские митрополиты в Москве продолжали именоваться Киевскими. Одновременно, с начала XIV века западно-русские и литовские князья пытаются разделить в церковном отношении русскую паству на восточную и западную. Константинополь порой назначал Галицких и Литовских митрополитов, а затем вновь упразднял эти западно-русские митрополии. Стабильного существования многочисленных русских митрополий в монголо-татарский период не закрепилось, но этот период стал временем межъюрисдикционных церковных смут в русской пастве, отражавших нарастающее политико-культурное разобщение русских земель. Обособленная Литовская митрополия известна с конца XIII века, Галицкая была трёхкратно учреждаема в XIV веке. Святителю Феогносту удалось добиться их закрытия. В году в Киеве появился митрополит Феодорит поставленный Тырновским патриархом, но Константинопольский Собор - года низложил его. Хотя русские митрополиты иногда поставлялись и ранее, поставление в Империи святителя Алексия в году вызвало специальное соборное постановление о том, что посвящение русского является исключением и на будущее время Всероссийские митрополиты должны поставляться из греков. Тогда же было постановлено не разделять русской митрополии, что было вскорости нарушено по воле враждовавшего с Московой Литовского великого князя Ольгерда . Пределы Киево-Московской и Киево-Литовской митрополий не были разграничены и соперники вмешивались в дела друг друга вплоть до смерти Литовского митрополита Романа в году. Несмотря на постановление Константинопольского Собора, Константинопольский патриарх Филофей уступил Казимиру Польскому и Ольгерду Литовскому, вновь разделив русскую митрополию теперь уже натрое - в года он поставил в Галич митрополитом Антония , а в году в Киев святителя Киприана . Однако последний, после кончины святителя Алексия Московского и безуспшного противостояния Московских великих князей в течении более чем десяти лет, смог объединить к концу жизни русскую православную паству. Вновь вопрос о разделении русской митрополии поставил в 1410-х годах великий князь Витовт Литовский , который, получив отказ в Константинополе, сам собрал Собор литовских епископов в году который избрал Киево-Литовским митрополитом Григория (Цамблака) . К 1430-м годам создалась ситуация в которой были избраны Киевскими митрополитами сразу трое - епископ Рязанский святитель Иона в Московском государстве, епископ Смоленский Герасим в Литве и Исидор в Константинополе. Последний и получил поставление, будучи орудием императора Иоанна Палеолога для утверждения унии с римо-католицизмом. Исидор принял Флорентийскую унию в году, но в году, по возвращении в Россию, был осужден собором русских епископов и бежал из-под стражи в Рим . После многолетней задержки, святитель Иона был поставлен в России уже без ведома патриарха-униата Григория Маммы . С того времени Киевская и всея Руси митрополия с центром в Москве уже не возобновила зависимости от Константинопольской Церкви и с года стала именоватся Московской и всея Руси. Ее признание на вселенском уровне, уже как автокефального Патриархата, совершилось в году на Соборе восточных иерархов. О ее истории см. Русская Православная Церковь .

Митрополия Юго-Западной Руси

Падение Восточной Римской империи, массовый отход её элит от Православия, усиление римо-католической экспансии через униатство, консолидация Московского государства и Речи Посполитой - все это обусловило распад единства русской митрополии. В году бывший Константинопольский патриарх-униат Григорий уехал в Рим и поставил там ученика Исидора, униата Григория , в Киевские митрополиты. Римский папа Пий II , отправляя Григория к королю Польскому Казимиру IV , причислил к митрополии 9 епархий: Брянскую , Смоленскую , Перемышльскую , Туровскую , Луцкую , Владимиро-Волынскую , Полоцкую , Холмскую и Галицкую . С отказом Московских владык от титула Киевских, только митрополиты Юго-Западной Руси сохранили его за собой. Митрополит Григорий не был широко признан среди верующих и вскоре вернулся в лоно Православной Церкви, войдя под Константинопольский омофор. Константинопольская Церковь мало могла сделать для защиты православных в Речи Посполитой, и последующая история Киевской митрополии является постоянной борьбой за сохранение Православия перед лицом римо-католического давления. Кафедра Киевских митрополитов Юго-Западной Руси нередко перемещалась, отпадения в унию среди иерархии были периодической проблемой, отношения с властями были часто враждебными. Митрополит Георгий жил в Литве , и его наследники как правило имели пребывание в Вильне , но митрополит Иосиф (Солтан) в начале XVI века жил большей частью в Смоленске .

Борьба за статус Православия в Речи Посполитой шла с переменным успехом. В году Виленский Собор старался добиться предоставления Православной Церкви в Литве большей самостоятельности; судебные привилегии русского духовенства были подтверждены грамотами князя Александра в году и короля Сигизмунда I в году. В году гродненский сейм запретил православным занимать высшие должности в государстве. Митрополит Онисифор (Петрович-Девочка) исходатайствовал у Стефана Батория грамоту, утверждавшую права и суды Православной Церкви, а у Сигизмунда III - грамоту на церковные имения. Вскоре затем, долго подготавливаемое дело упразднения Правславия в Речи Посполитой выразилось в году в Брестской унии , расколовшей ряды православной иерархии.

Положение митрополита в древней Руси было очень высокое. Будучи духовным главой всех русских земель, он стоял не только во главе церковной иерархии, но являлся часто и ближайшим советником великого князя, оказывали важное влияние и на ход государственной жизни. Так, для возвышения московского князя много сделали святители Петр , Алексий и Иона ; в малолетство благоверного Димитрия Донского святитель Алексий был на деле правителем государства. Митрополит часто являлся и третейским судьей между князьями. Княжеские грамоты часто начинались словами "по благословению отца нашего митрополита ," а также скреплялись митрополичьей подписью и печатью.

Устройство в Юго-Западной Руси

С разделением митрополий в ведении Юго-Западной с середины века были вначале 9 епархий перечисленных выше. С введением Брестской унии эти епархии заняли униаты, и хотя с года на некоторые поставлялись опять православные владыки, но они в большинстве случаев не управляли своими епархиями. Ко времени проведения Поместного Собора митрополии в году в её составе действовали семь епархий - собственно Киевская митрополичья , архиепископии Полоцкая и Смоленская , епископии Перемышльская , Луцкая , Львовская и Могилевская . С года в ведении митрополита Гедеона остались четыре епархии - Галицкая, Львовская, Луцкая и Перемышльская; но и они скоро были обращены в унию, после чего Гедеон остался с собственно митрополичьей епархией.

В политической жизни в первые времена образования Юго-Западной митрополии митрополит занял место в ряду высших чиновников государства, но с введением унии православный митрополит потерял значение. В XVII веке он стремился занять место в сенате наряду с римо-католическими митрополитами, это было не раз обещано, но не исполнялось. Митрополиты принимают участие в радах при выборе гетманов, участвуют и в политической борьбе, происходившей в Малороссии между русской и польской партиями.

Источники содержания киевских митрополитов складывались из владения недвижимыми имениями, из судных пошлин, пошлин за поставление, венечных памятей, а также различных сборов: столовых - с каждого двора по две коп., мировых - по деньге, солодовых - по полушке, канцелярских - по деньге. Недвижимые имения киевской кафедры образовались, главным образом, путем пожалования государственной властью, гетманами и киевскими полковниками; частные лица также жертвовали немало; немало земель приобретала и сама кафедра покупкой.

Архиереи

  • Свт. Михаил I (988 - 992)
  • Феофилакт (988 - до 1018)
  • Иоанн I (до 1018 - ок. 1030)
  • Феопемпт (1035 - 1040-е)
  • Кирилл I (упом. 1050)
  • Свт. Иларион Русин (1051 - до 1055)
  • Ефрем (ок. 1055 - ок. 1065)
  • Георгий (ок. 1065 - ок. 1076)
  • Свт. Иоанн II (1076/1077 - 1089)
  • Иоанн III (1090 - 1091)
  • Николай (упом. 1097 - 1101)
  • Никифор I (1104 - 1121)
  • Никита (1122 - 1126)
  • Михаил II (I) (1130 - 1145/1146)
    • Онуфрий Черниговский (1145 - 1147) в/у
  • Феодор (1160 - 1161/1162)
  • Иоанн IV (1163 - 1166)
  • Константин II (упом. 1167 - 1169)
  • Михаил III (II) (1170 - ?)
  • Никифор II (упом. 1183 - 1198)
  • Кирилл II (1224 - 1233)
  • Иосиф (1236 - 1240)

Киевские митрополиты Ордынско-Литовского периода

  • Кирилл III (поставлен до 1242/1243, рукоположен ок. 1246/1247, на Руси упом. 1250 - 1281)
  • Свт. Максим (1283 - 6 декабря 1305) в Киеве, в странствиях, с 1299/1303 во Владимире-на-Клязьме
  • Свт. Петр (июнь 1308 - 21 декабря 1326) в Киеве, с 1309 во Владимире-на-Клязьме, с 1325 в Москве
    • ? Свт. Прохор (декабрь 1326 - 1328) в/у, еп. Ростовский в Москве
  • Свт. Феогност (1328 - 11 марта 1353) в Москве
  • Свт. Алексий (Бяконт) (1354 - 12 февраля 1378) в Москве
  • Свт. Киприан (Цамблак) (1375 - 16 сентября 1406) в Киеве, с 1381 в Москве, с 1382 в Киеве, с 1390 в Москве
    • Михаил IV (Митяй) (1378 - 1379) наречён
  • Пимен Грек (рукоположен в 1380, принят в 1382, низложен 1384/1385) в Москве
  • Свт. Дионисий (1384 - 15 октября 1385) заточён в Литве
  • Свт.

Митрополит Петр

1299 году митрополит всея Руси Максим покинул Киев и со всем клиросом прибыл во Владимир, который до середины XIV столетия был административным, культурным и религиозным центром Северо-Восточной Руси. «Матерь городов русских», город Киев надолго потерял свое влияние даже в княжествах Поднепровья.

В 1305 году митрополит скончался. Похоронили его во Владимире, в Успенском соборе. Митрополит в те века был высшим саном в церковной иерархии и власть имел немалую, да и авторитет Православной церкви был уже очень высоким, поэтому на место митрополита было достаточно претендентов. Каждый из них имел свой взгляд на роль церкви в светской жизни и на политику князей, как, впрочем, имели свой взгляд на роль церкви в политике и князья, поддерживающие претендентов. Но вот чего князья не имели, так это стратегического политического мышления, а церковь имела его всегда. Высший сан на Руси назывался митрополит всея Руси. Это «всея» указывало на стратегическую задачу церкви - объединение всего русского мира.

Но среди претендентов встречались люди разные, попадались и подверженные чрезмерно светским суетным влияниям.

В 1305 году игумен Геронтий при поддержке тверского князя Михаила Ярославича завладел незаконно, по мнению некоторых ученых, митрополичьей кафедрой и отправился в Царьград (Константинополь), чтобы получить там официальное признание патриарха Православной церкви Афанасия. В столицу Византийской империи поехал и ратский игумен Петр, посланный галицким князем Юрием Львовичем, который мечтал создать в своих владениях Галицко-Волынскую митрополию и тем самым обособиться от Руси. Князь галицкий очень надеялся на игумена Петра, прославившегося своим ревностным отношением к пастырским обязанностям. Не знал Юрий Львович, что сама мысль дробить Русскую землю претила натуре ратского игумена, что мысли и идеи у него были совсем другие: Петр мечтал о единении страны.

На первом этапе пути - до Черного моря - Геронтий заметно опередил своего конкурента. Но вмешалась сама природа, море вдруг всколыхнуло крутую волну на маршруте следования корабля, на палубе которого находился посланник князя тверского. Судно же с игуменом Петром пролетело на быстрой волне в Константинополь без заминки.

Император Византии и патриарх Афанасий приняли гостя очень хорошо. После беседы с ним они поняли, что слухи об этом служителе церкви были верны - Петра не зря уважали и ценили церковнослужители. Патриарх Афанасий рукоположил Петра в сан митрополита Киевского и всея Руси, и тот в прекрасном расположении духа отбыл на родину.

В Киеве, однако, митрополит находился недолго. Он понимал, что важнейшие для страны события будут теперь проходить в другом месте, а значит, и он должен быть там.

Вскоре Петр приехал во Владимир. Но и здесь он не успокоился, будто чувствовала его душа, что и Владимир, в те времена уже большой стольный град, в скором времени уступит первенство другим городам.

Хотя духовенство северо-восточной Руси «единогласно благословило его высокую добродетель», некоторые игумены и епископы попытались очернить митрополита в глазах византийского начальства.

Они сочинили на Петра грязный донос и, видно, переусердствовали. Патриарх Афанасий прочитал донос тверского епископа, приходившегося сыном литовскому князю Герденю, и был потрясен злобным духом письма. Он тут же послал в Восточную Европу известного канониста с заданием самым тщательным образом разобраться во всех пунктах предъявленного обвинения.

В 1311 году в Переяславле-Залесском состоялся Собор князей. Сюда приехали священнослужители, князья и бояре из Твери, Ростова, Владимира и других городов, а также посол константинопольского патриарха. На Соборе присутствовал Иван Данилович Калита, который княжил в это время в Переяславле-Залесском. Он, единственный из собравшихся, безоговорочно поддержал Петра, и эта активная позиция напористого молодого князя сыграла не последнюю роль в судьбе незаслуженно обвиненного митрополита Киевского и всея Руси. Византийский канонист, хотя и испытывал на съезде мощное давление со стороны противников Петра, особенно со стороны тверских князей, но благодаря поддержке Петра Иваном Даниловичем сумел разобраться во всем.

Собор полностью оправдал митрополита всея Руси, снял с него все обвинения. А встреча в Переяславле-Залесском, родном городе Александра Невского, двух выдающихся людей - митрополита Петра и князя Ивана Даниловича - сыграла немалую роль в истории Москвы.

Новый высший сановник Русской православной церкви был человеколюбив и незлопамятен, а когда затрагивались его личные интересы, отличался поразительной беззащитностью, как то было в случае с оклеветавшим его тверским епископом. Он не обвинил ни в чем клеветника, а лишь сказал ему: «Мир тебе! Отныне остерегайся лжи…» Но когда дело касалось преступлений против церкви, Петр являл собой яркий пример непреклонности и строгости. Он мог снять епископский сан с преступившего законы и предать его анафеме. Но к мирянам был снисходителен, противостоял как мог неугасающей распре, тушил пожар вражды между московскими и тверскими князьями.

В 1313 году Петр ездил вместе с Михаилом - тверским князем - в Орду, привез оттуда для русской церкви очень важную льготную грамоту, которая подтверждала уже установленные ранее выгоды для церковнослужителей. В этой грамоте в частности говорилось: «Узбеково слово ко всем князьям великим, средним и нижним, воеводам, книжникам, баскакам, писцам… во всех улусах и странах, где Бога бессмертного силою наша власть держит и слово наше владеет. Да никто не обидит в Руси церковь соборную, Петра митрополита и людей его, архимандритов, игуменов, и проч. Их грады, волости, села, земли, ловли, борти, луга, леса, винограды, сады, мельницы, хутора свободны от всякой дани и пошлины: ибо все то есть Божие; ибо сии люди молитвою своею блюдут нас и наше воинство укрепляют. Да будут они подсудны единому митрополиту, согласно с древним законом их и грамотами прежних царей ордынских… Кто возьмет что-нибудь у духовных, заплатит втрое. Кто дерзнет порицать веру русскую, кто обидит церковь, монастырь, часовню, да умрет!..»

Из этой грамоты видно, как важно было для возвышения власти какого-то отдельного княжества и князя над другими единство и единомыслие светской и религиозной властей.

Роль Петра в развитии Русского государства на этом не ограничилась. Он жил во Владимире. Но по долгу службы и по неспокойному характеру в своей резиденции митрополит всея Руси долго не сидел, много путешествовал по стране. Поставленные им перед самим собой задачи вынуждали его вести неспокойную жизнь «бродячего митрополита». Часто ездил он по удельным княжествам, встречался со священнослужителями, подолгу разговаривал с ними, стараясь убедить всех в необходимости единения Руси.

Но с какого-то момента «Петр полюбил Москву, ее князей и их политику, направленную к единству Руси, подолгу оставался у них». Знал ли Петр наверняка, какое будущее ожидает городок, раскинувшийся вокруг Боровицкого холма, куда он стал заезжать все чаще? Трудно ответить на этот вопрос определенно.

Москва к началу XIV века представляла собой значительный по тем временам город, но предрекать ему, затерянному в огромной лесной чаше, изрезанной ветвистыми реками, оврагами, великое будущее мог в те десятилетия воистину великий человек. Это сейчас, на рубеже XX–XXI веков, любому школьнику, знакомому с картой Подмосковья и Москвы, ясно, что только Москва могла стать центром крупнейшего государства. От Боровицкого холма разбегаются во все стороны Восточной Европы автомобильные и железные дороги, скрепленные кольцами-орбитами: кольцо вокруг Кремля, Бульварное, Садовое, кольцевая линия метро, МКАД… Древнейшие русские города нанизаны на пояс вокруг Москвы, Золотое кольцо. Системой каналов столица соединена с крупнейшими реками Европы, доплыть по которым можно к пяти морям. Город-солнце. Город-сердце. Город-мозг. Уникальное месторасположение. Великое будущее.

Уже в первые годы своей деятельности первосвященник Петр старался поставить Москву даже выше Владимира. «Он лишил Владимир значения церковной столицы всея Руси. Формального и торжественного переноса Всероссийской кафедры в Москву не было; а просто во время частых своих объездов русских областей все реже приезжал во Владимир, все долее гостил в Москве».

Перенос в Москву митрополичьей кафедры чуть позже осуществит Иван Калита.

Из книги История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Второй отдел автора

Из книги От Киева до Москвы: история княжеской Руси автора

53. Иван Калита и св. митрополит Петр Византия скатывалась в самую неприглядную полосу своего существования. Слабый и непоследовательный император Андроник II метался туда-сюда. На пост патриарха сумел выдвинуться выдающийся церковный деятель Афанасий. К католицизму он

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

1. Пьерлеоне. - Их еврейское происхождение. - Еврейская община в Риме в XII веке. - Петр Лев и его сын, кардинал Петр. - Схизма между Иннокентием II и Анаклетом II. - Бегство Иннокентия во Францию. - Письмо римлян к Лотарю. - Анаклет II возводит Рожера I в сан сицилийского

Из книги Толпа героев XVIII века автора Анисимов Евгений Викторович

Петр Румянцев: Петр, сын Петра Рано утром 19 августа 1757 года русские войска впервые столкнулись на поле боя с прусской армией. Это произошло в начале Семилетней войны, в Восточной Пруссии, у деревни Гросс-Егерсдорф. Начало этой битвы было ошеломляюще неудачным для русской

Из книги 100 великих адмиралов автора Скрицкий Николай Владимирович

ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ РОМАНОВ (ПЕТР I) В конце XVII - первой четверти XVIII века Петр I, преобразовывая Россию, среди всех прочих забот первейшей считал заботу о создании могучего флота. А чтобы разбираться в морском деле, он изучил его, пройдя всю служебную иерархию от юнги до

Из книги Под шапкой Мономаха автора Платонов Сергей Федорович

Глава восьмая Петр Великий в последнем периоде жизни. – Петр в Западной Европе. – Поездка в Париж в 1717 году. – Жизнь в Невском «парадизе». – Личные свойства Петра как деятеля Полтавская битва, знаменовавшая собою для Швеции проигрыш войны, была поворотным пунктом и

Из книги Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда автора Федосеев Юрий Григорьевич

Глава 2 Раздробленне Северо-Восточной Руси. Великий князь Михаил Ярославич Тверской. Московский удел. Великий князь Юрий Данилович. Смерть трех русских князей в Орде. Иван Калита и митрополит Петр. Возвышение Москвы. Симеон Гордый. Иван Красный и митрополит Алексий. Литва,

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

Из книги Допетровская Русь. Исторические портреты. автора Федорова Ольга Петровна

Митрополит Иларион В истории русской культуры были явления столь яркие, значение которых не устаревает и сегодня. Таковым стало литературное наследие митрополита Киевского Илариона. К сожалению, мы знаем мало подробностей его биографии. Не сохранилось его изображения.

автора

2.5.2. Даст Бог, Орда переменится! Русские святители в годы тяжелых испытаний (митрополит Петр, Сергий Радонежский) Петр, будущий митрополит, родился на Волыни во второй половине XIII в. Двенадцати лет он поступил в монастырь, где научился писать иконы. Он стал известен своим

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

3.5.2. Митрополит Макарий и митрополит Колычев Митрополит Макарий умер своей смертью, а митрополита Филиппа задушил Малюта Скуратов. Должность занимали одну и ту же, а жизненный финал получился разным.Макарий родился в 1482 г., воспитывался в Пафнутьевском Боровском

Из книги История княжеской Руси. От Киева до Москвы автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

53. Иван Калита и св. митрополит Петр Византия скатывалась в самую неприглядную полосу своего существования. Слабый и непоследовательный император Андроник II метался туда-сюда. На пост патриарха сумел выдвинуться выдающийся церковный деятель Афанасий. К католицизму

Из книги Сумасшедшая хронология автора Муравьёв Максим

Петр I – это Петр III (1728–1762) Имена совпадают.У Петра I был крёстный отец Фёдор, а отчество Петра III – Фёдорович.Отчество царя Петра I – Алексеевич. А полное имя Петра III – Карл Пётр Ульрих. Карл – это король, царь. А Ульрих вполне может быть искажённым Алексеевичем.

Из книги Исторический очерк Церковной унии. Ее происхождение и характер автора Зноско Константин

Глава XV МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ ПЕТР МОГИЛА (1633-1646) И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ УНИИ Петр Могила был сыном молдавского господаря (правителя) Симеона Могилы, бежавшего после от­нятия у него господарства Кантемиром в Польшу, где у него были знатные и богатые родственники.

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Митрополит Филипп Когда все в трепете и ужасе притихло пред страшной царской грозой, когда бояре даже у себя дома не осмеливались выразить вслух свой страх и скорбь, опасаясь слуг, часто доносивших и клеветавших на своих господ, когда все трепетало перед опричниками,

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Второй отдел автора Костомаров Николай Иванович

Глава 2 Киевский митрополит Петр Могила Введение церковной унии было началом великого переворота в умственной и общественной жизни южной и западной Руси. Переворот этот имел важнейшее значение в нашей истории по силе того влияния, какое он последовательно оказал на

Тема программы – «Память святителя Петра, митрополита Московского». 6 сентября отмечается память святителя Петра, митрополита Московского, основателя Высоко-Петровского монастыря, где Вы являетесь наместником. Первый вопрос: какой вклад в историю Руси и Русской Православной Церкви внес святитель Петр?

– Имя митрополита Петра известно каждому русскому православному человеку, поскольку в прославлении русских святых именно святитель Петр явился первым московским святым и первым Московским митрополитом. Это уже вклад в историю Русской Православной Церкви.

Телезрителям можно пояснить, что это означало для той эпохи и какое значение имеет сейчас для нас. Митрополит Петр родился, как бы мы сказали сейчас, на Западной Украине – в современной Волынской области. После принятия монашеского пострига в пределах своего места рождения вскоре он уходит и по благословению игумена своего монастыря основывает небольшое место для подвига, позднее ставшее монастырем. Это Ратский Воздвиженский мужской монастырь (основан около 1302 г. (Волынская губерния, Житомирская епархия) на р. Рати, близ места Ратня. – Прим. ред.), существовавший на границе нынешней Волынской и Львовской областей; здесь он был посвящен в игумены. В целом надо признать, что митрополит Петр формировался как выразитель традиций западных территорий единого пространства Руси.

Когда он был призван на высокое служение Киевских митрополитов и получил благословение и посвящение от предстоятеля Вселенской Церкви, вернувшись на территорию Русской Земли, он принимает решение переехать из Западной Руси на восток. Митрополит Петр прибывает в город Владимир, где его предшественником был митрополит Максим, посещает различные города и веси и в завершение наиболее пространного путешествия по территориям Русской Православной Церкви на продолжительный срок останавливается в городе Москве.

В первое посещение Москвы во время отсутствия московского князя Юрия Даниловича, который был в ставке хана, он знакомится с его братом князем Иоанном. Это еще один сын благоверного князя Даниила Московского, впоследствии названный Калитой за попечение и благотворительность: он носил с собой кошель – «калиту» – и раздавал милостыню всем нуждающимся. Сегодня мы почитаем его как местночтимого благоверного князя московского. Видимо, прозрев в князе Данииле государственного деятеля, который может совместить служение народу с христианскими заповедями, святитель Петр принимает решение остаться в этом городе. Он советует князю разместить в Москве не просто резиденцию киевско-московских митрополитов, но и создать Успенский собор как центр духовной жизни города.

Именно митрополит Петр и князь Иоанн Калита закладывают Успенский собор, позднее перестроенный, но ставший с тех лет центром русской духовной жизни. Поэтому для москвичей имя митрополита Петра – не просто имя, записанное золотыми буквами в календаре, но это начало и источник московской и русской святости, это первый московский святой, первый московский чудотворец. Неслучайно по сей день его почитают наравне с Николаем Угодником, и сочетание «Петр Чудотворец» издревле освящает путь многих людей. Успенский собор стал местом главных событий государственной и народной жизни Московской Руси.

Именно в Успенском соборе у раки с мощами, вскоре после кончины прославленного митрополита Петра, приносят присягу удельные князья московскому князю. Происходит воссоединение разрозненного тела Руси при духовном попечении митрополита Петра. Именно здесь, у раки первого московского святого, первого московского митрополита, совершается присяга московского князя народу, коронуются русские цари и императоры, совершаются бракосочетания главы русского государства. Такое значение, если говорить коротко, имеет духовный путь митрополита Петра в жизни Русской Православной Церкви. Именно поэтому мы почитаем его как великого наставника нас, ныне живущих москвичей. Он является живым назидательным примером и государственным деятелям. В его личности – сочетание Евангельской заповеди попечения о людях и развитии государства, в делах духовной жизни он был подвижником и аскетом.

Приняв монашество в 20 лет, он до конца своих дней сохранял склонность к уединению и молитве, поэтому и основал недалеко от Кремля Петровский монастырь во имя святых покровителей своего служения – Святых Апостолов Петра и Павла. Здесь он и жил, проводя время в уединении от городской, пусть в то время и небольшой, но все-таки суеты.

Вы сказали, что святитель Петр – первый московский святой и чудотворец. Получается, до него не было московских святых?

– Совсем недавно был канонизирован первый московский князь Даниила Московский, но произошло это спустя столетия, поэтому в истории митрополит Петр – первый прославленный в городе Москве святой угодник. Он открывает святцы Московских святых.

Почему кафедра была перенесена из Киева в Москву?

– Это требует продолжительного экскурса в историю Древней Руси. Если говорить вкратце, в то время на территории всей Руси обстановка была сложная. Киев разрушался нашествием татаро-монгол, под их властью находились и другие княжества, но Киев страдал особенно. К сожалению, к моменту посвящения в сан митрополита Петра Киев был в полном запустении. Митрополит, конечно, не был чужд скромности, но дела управления всей большой Русской митрополией требовали ресурса. Необходимо было быть на связи с правящими архиереями, иметь попечение о духовенстве, князьях, многие из которых были в ссоре. Поэтому святитель Петр принимает решение найти место для кафедрального града там, где это было бы удобно с точки зрения попечения обо всей Русской Православной Церкви.

Почему святитель выбирает именно Москву? Выскажу предположение, что прежде всего потому, что он проникся уважением к духовному пути московского князя Ивана Калиты. Думаю, что в москвичах того периода он увидел паству, которая с благодарностью приняла бы его решение: Москва была тогда небольшим городом, но здесь пролегали пути между разными русскими княжествами и городами. Это было удобно с позиций связи. В итоге преемники митрополита Петра, оставшись в Москве, во всех смыслах согласились с его доводами.

Читая летописи и жизнеописания митрополита Петра, написанные вскоре после его преставления и прославления в лике святых, мы видим, что его современники уделяли большое внимание его духовному взору и на Ивана Калиту, и на московский народ той эпохи, и на сам град Москву: он очень возвышенно говорит о Москве, предрекает ей стать первым градом на Русской земле. Но не во имя возвышения Москвы, а во имя единства и мира в русских землях.

Промышление митрополита Петра о Русской Церкви, о будущем Русской земли воплотилось в решении разместить митрополичью кафедру в Москве. Конечно, это оказало влияние на развитие государства. Когда митрополит Московский и Всея Руси посылал благословение князьям, посвящал епископов в другие города, раздавал миро, необходимое для совершения Крещения из города Москвы, то, конечно, ориентир для светской власти был также сделан в пользу Москвы. Это имело влияние и на хана, выбравшего в дальнейшем именно московских князей в качестве Великих князей Руси. Как духовный взор и практическая польза имели значение в выборе местонахождения митрополита.

Митрополит Петр основал Высоко-Петровский мужской монастырь, где Вы – наместник. Расскажите об истории этой древней обители.

– Поскольку мы знаем, что монастырь основал митрополит Петр, можно предположить, что это относится к первым годам его пребывания в Москве. По заключению многих историков, основание монастыря связывается с первым приездом митрополита в Москву: предположительно, в 1315 году, когда в поисках места для основания митрополичьей кафедры он останавливается в Москве для более внимательного знакомства с Великим князем и москвичами. Тогда же закладывается храм в честь Апостолов Петра и Павла. Интересно, что после прославления митрополита Петра в лике святых по повелению Ивана Калиты духовенство переосвящает храм во имя его основателя митрополита Петра. Но еще 200–300 лет в летописях мы встречаем название монастыря – Петропавловский: так было укоренено в сознании москвичей и историков, что он основан митрополитом Петром в честь его Небесных покровителей. Впрочем, параллельно уже тогда монастырь именуют Петровским, в память об его основателе. Таким образом, первый деревянный храм, созданный митрополитом Петром в честь Апостолов Петра и Павла, становится источником духовной жизни на Петровском холме. С той поры мы ведем летописное исчисление жизни нашей обители.

В дальнейшем монастырь обустраивается и неизменно пользуется попечением московских князей и простых граждан, потому что он, как и Успенский собор, олицетворяет собой духовный подвиг митрополита, который, прибыв в Москву, там и остался и пребывает до сих пор.

Эта древнейшая обитель Москвы, наверное, имела покровителей и почитателей среди известных людей Москвы

– Как и любая московская обитель, наш монастырь славится вкладами различных князей, бояр, простых и служилых людей. Нельзя не сказать о Великом князе Димитрии Донском. Монастырь горел до него и при нем, и благоверный князь Димитрий прилагает усилия по возрождению монастыря. При нем монастырь обустраивается еще в дереве, благодаря его вкладу восстанавливается утраченный в пожаре храм митрополита Петра.

В советское время при перестройке храма митрополита Петра в его основании и вблизи, сколько было возможно раскопать, было обнаружено погребение начала и середины XIV века, то есть до Димитрия Донского. Вместе с исследователями мы предполагаем, что при строительстве и возрождении монастыря часто новые строения возводили поверх старых. Думаю, что мы открываем один из древнейших некрополей в городе Москве.

Впоследствии практически все князья принимают участие в созидании монастыря. Нельзя при этом не вспомнить Великого князя Василия III: именно им обустроен дошедший до нашего времени храм во имя Митрополита Петра, построенный на месте обветшавшего. Архитектором был итальянский зодчий Алевиз Фрязин (который построил и другие храмы города Москвы, в том числе один из соборов Кремля). Это одно из самых древних сохранившихся зданий монастыря, в этом году ему исполняется 500 лет.

После этого все обветшавшие постройки монастыря были также перестроены в камне Нарышкиными. Первый храм – Боголюбской Иконы Божией Матери был заложен матушкой царя Петра I Натальей Кирилловной Нарышкиной. Когда она занималась строительством, малолетний Петр был так увлечен помощью матери, что все дальнейшие постройки были обу-строены непосредственно им.

Наталья Нарышкина жила со своими родителями подле монастыря. Нынешний его двор, именуемый сейчас Царским или Нарышкинским, это территория боярской усадьбы Нарышкиных. При рождении Петра Алексеевича Кирилл Нарышкин завещает эту территорию Алексею Михайловичу, а тот в свою очередь отписывает ее в завещании Петровскому монастырю. Воцарившийся Петр I обустраивает, перестраивает этот двор и передает его монастырю после завершения трудного периода соперничества с Милославскими и царевной Софьей.

Нынешние строения – Боголюбский храм, Святые врата с колокольней и Покровским храмом, храм Преподобного Сергия Радонежского, палата Нарышкиных, ограждения – все это плод забот царя Петра в молодости. За десять лет он полностью обустраивает монастырь и приводит в теперешний вид. Петр объединяет два двора – собора митрополита Петра и Царский (который и был передан им монастырю) и созидает монастырь, занимающий почти целый квартал на Петровке.

После царя Петра попечение монастырю оказывают все его преемники – все они имеют в себе кровь Нарышкиных. По этой причине монастырь находится на попечении царствующего Дома – обустраиваются новые строения, в частности, при царице Елизавете Петровне строится храм в честь Толгской Иконы Богоматери: на день памяти этой иконы приходится спасение Петра от стрельцов в Троице-Сергиевой лавре. В память об этом спасении сам Петр почти одновременно строит два обетных храма – Трапезный храм во имя Преподобного Сергия в лавре и храм в его имя в нашем монастыре. Спустя неполных 100 лет наследница Петра по благословению Синода и согласию императрицы ставит храм в честь Толгской Иконы, обозначая благодарность рода Нарышкиных роду Романовых в спасении царя Петра от рук стрельцов.

Все, кто участвовали в создании монастыря, как духовном, так и архитектурном, поминаются сегодня нами в помянниках, где указаны все попечители, начиная от Иоанна Калиты. Это и есть благодарность нынешних насельников монастыря за благоустройство обители.

Откуда появилось название Высоко-Петровский монастырь?

– Два слова легли в основу имени обители: «Высоко» – от находившегося неподалеку села Высокое, принадлежавшее небезызвестному боярину Кучке, и «Высоко» – это ориентир на местности; «Петровский» же – по имени митрополита Петра. Именовали монастырь по-разному – Петропавловский и Петровский, последние три столетия, по документации Святейшего Синода и государства Российского, он именуется Высоко-Петровским мужским монастырем города Москвы.

Среди братии Высоко-Петровского монастыря есть канонизированные святые?

– Даже существует икона святых Высоко-Петровского монастыря. Сегодня мы особенно обращаем внимание на изучение истории монастыря в последние годы перед его закрытием большевиками, потому что большинство святых нашей обители – новомученики. Высоко-Петровский монастырь закрывался в Москве одним из последних, поэтому в него съезжались архиереи и монашествующие закрывшихся обителей.

Думаю, что самая интересная иллюстрация к жизни Церкви советского периода то, что, даже будучи закрыт, монастырь – благодаря чаянию Владыки Варфоломея (Ремова) и духовных наставников обители – переместился в приходской храм. Когда же все были арестованы, тайно постриженные монахи и монахини жили в миру и по благословению своих духовников воспринимали за монашеское послушание мирскую работу. Одни стали фрезеровщиками, другие – профессорами и докторами наук, но свою работу воспринимали во имя своего обета послушания.

Очень интересно исследование Алексея Беглова на тему о катакомбных церквях и жизни насельников Высоко-Петровского монастыря и их духовных чад на протяжении всего советского периода. Это тема для отдельной передачи. Когда читаешь эту работу, проникаешься житиями и образами святых, на протяжении десятилетий сохранявших единство Русской Церкви, проникаешься чувством глубокой признательности за дар, который они донесли до нас, сохранив и Церковь, и святое Православие. Монастырь и в недалеком прошлом явил собой виноградник духовный, принеся на свещницу Русской Церкви много святых новомучеников и подвижников благочестия.

Какие святыни есть в Высоко-Петровском монастыре?

– Каждое утро после братского молебна мы совершаем молельное пение (если это не праздничный день) у чтимой иконы митрополита Петра с частицей его мощей. Дело в том, что Успенский собор пока малодоступен для верующих людей, рака с мощами святого Петра находится в алтаре, есть небольшой проход, через который к ней можно подойти женщинам, но тоже весьма затруднительно. Поэтому с древности, по благословению Московского Предстоятеля, располагалась чтимая московская икона с частью животворящих мощей митрополита Петра. Перед этим святым образом мы и молимся, и многие приходящие люди получают утешение и помощь Московского чудотворца.

Конечно, прежде всего, митрополит Петр – наставник для монашествующих, в силу того, что, будучи митрополитом, он сохранил такую любовь к уединению и молитве, что даже основал Петровский монастырь вдали от оживленного города той эпохи, что показывает его любовь к духовной традиции иночества. Много наместников и насельников других московских обителей приезжают помолиться к иконе.

Кроме этого, митрополиту Петру молятся о единстве семьи, единстве в коллективе: он для нас – символ единства Русской Церкви. Как и святой Георгий Победоносец, митрополит Петр – покровитель Москвы. Когда я прихожу к московским чиновникам, всегда напоминаю, что московские князья носили на себе нательный крест митрополита Петра, напутствовали им своих детей на московский княжеский престол. Напоминаю, что именно у раки митрополита Петра удельные князья присягали на верность московскому князю. Именно у его раки подписывали грамоты о мире и братолюбии на Русской земле. Мы обязаны ему тем, что Москва сегодня – первый город на Руси, сохраняет это первенство в духе любви и взаимопонимания с другими городами. И многие приходят к митрополиту Петру за благословением на свои труды. Петровка – улица оживленная, мы открываем храм в 7 утра, и приезжающие тоже прикладываются для благословения на труды в федеральной и городской службах.

Кроме этого, в монастыре находится крест с частью Древа Креста Господня, который нам подарил Святейший Патриарх Кирилл, благословив Великим постом прошлого года братию и меня при вручении игуменского жезла. Мы износим этот крест на Праздник Древа Креста Господня и готовим большой киот для размещения его в середине Сергиевского храма для всеобщего поклонения.

Мы предлагаем нашим паломникам и другие удивительные святыни – ковчежец со святынями преподобного Серафима Саровского, которые были переданы последними дивеевскими монахинями Святейшему Патриарху Алексию I. В этом ковчежце находятся часть мантии преподобного Серафима, часть камня, на котором он совершал свои молитвы, и часть мощей. Ковчежец находится подле чтимой иконы митрополита Петра. Там же находится часть мощей цельбоносного отца нашего преподобного Сергия Радонежского, в честь которого и освящен Сергиевский храм.

Также есть чтимые иконы Толгской Богоматери. Толгский храм издавна был местом особого почитания этой иконы, почти все 300 лет в нем находился Толгский образ, который после революции был передан в Исторический музей. Сегодня эта икона находится в запасниках музея, и мы надеемся, что после восстановления Толгского храма, возрождения иконостаса он вернется к нам.

Святынь много, и люди открывают для себя все новые и новые горизонты духовной жизни, получают утешение. Конечно, святыни очень важны в этом деле, но немаловажна и сама духовная жизнь. Поэтому для нас значимо, что в монастыре ежедневно совершается Литургия. Мы с радостью встречаем паломников и создали для этого специальную Паломническую службу. Мы всегда рады показать монастырь во всей красе утром, вечером и даже ночью. Когда музеи Москвы устраивают ночные экскурсии, мы с радостью присоединяемся и проводим ночью экскурсии по обители. Это очень красиво, когда монастырь подсвечен ночью.

Большое спасибо за интересный рассказ. Хочу пожелать Вам помощи Божией в возрождении этой старинной обители, чтобы Вам помогал святитель Петр и доброхоты. В завершение программы благословите наших телезрителей.

– Всем, дорогие друзья, желаю Божиего благословения.

Расшифровка:
Юлия Подзолова



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама