THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Год выпуска: 2001

Жанр: Лечебная физкультура

Формат: PDF

Качество: OCR

Описание: Лечебную физкультуру (ЛФК) и массаж все шире применяют при лечении различных заболеваний и травм, а также в целях реабилитации. Особенно возросла роль этих методов при лечении больных, у которых ряд лекарственных веществ вызывает аллергию. ЛФК и массаж не оказывают побочных отрицательных явлений, аллергии.
Научно-технический прогресс изменил условия жизни людей, но наряду с благами он привнес и отрицательно влияющую на человека ограниченную двигательную активность - гипокинезию. Гипокинезии сопутствует гиподинамия - снижение силы мышц. Ограничение двигательной активности, возросшее нервно-психическое перенапряжение обусловили распространение вредных привычек- курение, злоупотребление алкоголем и даже наркотиками. Эти факторы увеличивают возможность заболевания, их называют факторами риска.
Применение ЛФК, массажа противодействует гипокинезии, уменьшает факторы риска, особенно при сердечно-сосудистых заболеваниях, нарушениях обмена веществ. ЛФК и массаж оказывают разностороннее благоприятное воздействие на организм. Однако при этом возможны плохая переносимость и даже обострение процесса при применении неправильных методик, при назначении их в такой фазе заболевания, когда они противопоказаны.
При каждой форме заболевания необходимо применять частные методики ЛФК, массажа и строить их в зависимости от особенностей этиологии, понимания сущности патогенеза заболевания, клинических форм течения его, функционального состояния организма, а также с учетом специфики физических упражнений и приемов массажа.
ЛФК и массаж проводят инструкторы ЛФК и массажисты. В лечебных учреждениях это специалисты со средним медицинским образованием или педагоги физвоспитания с высшим образованием.
К сожалению, при обучении в средних медицинских учебных заведениях будущие фельдшера, медицинские сестры получают крайне ограниченные знания по ЛФК и массажу. Последний учебник по этим предметам был издан в 1987 г. Будущие педагоги физвоспитания при изучении этих дисциплин в вузах также испытывают большие трудности из-за отсутствия необходимых знаний в области клинической медицины.

В настоящее время инструкторы ЛФК и массажисты лечебных учреждений должны иметь сертификат специалиста, который выдается после подготовки на курсах специализации, усовершенствования и сдачи квалификационного экзамена. Каждые пять лет сертификат следует подтверждать экзаменом.
Значительные трудности при этом возникают из-за отсутствия учебника, учебного пособия, позволяющего полноценно подготовиться к сдаче экзамена. Специалистам с высшим физкультурным образованием к тому же необходимо восполнить пробел знаний в вопросах обоснования методик ЛФК, массажа, построенных с учетом понимания клинических особенностей заболевания, травм.
Таким образом, для получения сертификата необходимы знания по специальности, а также о сущности заболеваний, травм для понимания клинико-физиологического построения методик с обязательным учетом анатомо-топографических показателей, особенностей воздействия физических упражнений и каждого из приемов массажа.
В соответствии с современными требованиями (приказ МЗ РФ №249 от 19.08.1997 г.) при сдаче квалификационного экзамена инструкторы ЛФК должны владеть массажем и применять его в сочетании с пассивными упражнениями, а массажисты должны уметь проводить занятия по лечебной гимнастике.
В учебниках, руководствах по ЛФК в крайне небольшом объеме, не полно представлен массаж, в литературе по массажу не освещены вопросы ЛФК.
Эти предпосылки побудили представить в учебном пособии «Лечебная физкультура и массаж» как общие основы ЛФК и массажа, так и частные методики их применения.
Это первый опыт издания подобного пособия, и мы будем весьма признательны читателям за замечания и пожелания.

«Лечебная физкультура и массаж»


  1. Понятие о предмете и краткая история развития лечебной физкультуры
  2. Влияние физических упражнений на организм
  3. Понятие о биомеханике движений
  4. Оценка физического развития человека и основные методы исследования
  5. Общие основы лечебной физкультуры
  6. Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
  7. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания
  8. Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения
  9. Лечебная физкультура при некоторых болезнях обмена веществ
  10. Лечебная физкультура при поражениях центральной нервной системы
  11. Лечебная физкультура при поражениях периферической нервной системы
  12. Лечебная физкультура при травмах и некоторых заболеваниях аппарата движения
  13. Лечебная физкультура при хирургическом лечении внутренних органов
  14. Лечебная физкультура в акушерстве и при гинекологических заболеваниях
  15. Основы врачебного контроля
  16. Основы лечебного массажа
  17. Влияние массажа на организм
  18. Техника массажа
  19. Массаж отдельных частей тела
  20. Частные методики массажа
  21. Физические упражнения и массаж в педиатрии
  22. Организация, труда инструктора лечебной физкультуры

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

«Чувашский государственный педагогический университет

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И МАССАЖ

/Учебно-методический комплекс дисциплины/

Специальность 033100 (050720)– «Физическая культура».

Чебоксары

ББК 75.092 53.541

Лечебная физическая культура и массаж: учебно-методический комплекс дисциплины: специальность 050720 «Физическая культура» / составитель – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. - 20 с.

Печатается по решению учёного совета университет им. »

Рецензенты:

Д-р. пед. наук, профессор, зав. кафедрой физического воспитания и спорта ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. ;

Д-р мед наук, профессор кафедры теоретических основ физического воспитания ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. »

ã , составление, 2007

ã ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. », 2007

Специальность 050720 Физическая культура

ТРЕБОВАНИЯ ГОС ВПО ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДПП. Ф.12 Лечебная физическая культура и массаж

Выпускник, получивший квалификацию педагога по физической культуре, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения. По завершении обучения студентов курса «Лечебная физическая культура и массаж» выпускник должен знать общие и частные методики ЛФК при различных заболеваниях и повреждениях. Владеть приемами классического, сегментарного, точечного и спортивного массажа и использовать их в практической деятельности.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс массажа на факультете физической культуры педуниверситета ставит своей целью обучить студентов применению этих средств для:

Коррекции нарушений в физическом развитии и состоянии здоровья у школьников, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и основной группам, но имеющих отдельные дефекты здоровья;

Физического воспитания школьников специальной группы и учащихся специальных школ-интернатов для детей с различными заболеваниями;

Лечения больных с различными заболеваниями;

Обучения школьников самостоятельным занятиям лечебной физкультурой и самомассажу.

Учебная работа проводится в форме лекций, практических и самостоятельных занятий, консультаций и экзаменов. На лекциях студентов знакомят:

С понятиями, задачами, средствами и организацией лечебной физкультуры (ЛФК) и лечебного массажа в лечебно-профилактических учреждениях России;

С общими правилами выполнения процедур ЛФК и массажа;

С механизмом действия ЛФК и массажа;

Со средствами ЛФК и массажа и их классификациями;

С частными методиками лечебной физкультуры и лечебного массажа;

С 2 методиками гигиенического, спортивного массажа.

На практических занятиях студенты овладевают знаниями и умениями:

Выполнять процедуры ЛФК и массажа соответственно общим и частным методическим правилам;

Контролировать и индивидуализировать программы ЛФК и массажа, ориентируясь на переносимость пациентом лечебных воздействий и консультируясь с врачом.

В лекционном курсе вопросы ЛФК и массаж преподносятся по тематическому принципу.

На практических занятиях студенты обучаются основным методам проведения занятий ЛФК и массажа.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

Аудиторные занятия

Практические занятия (семинары)

Лабораторные работы

Самостоятельная работа

Курсовые работы/рефераты

Вид итогового контроля: экзамен/зачет

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

Тематический план

Практические занятия,

семинары

Лабораторные работы

Введение. Общие основы лечебной физической культуры и массажа

Лечебная физкультура и массаж при травмах

Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях органов дыхания

Лечебная физкультура и массаж при ожирении, заболеваниях суставов и в клинике внутренних болезней

Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях нервной системы

1. Введение. Общие основы лечебной физической культуры и массажа

Общие основы лечебной физической культуры и массажа. Особенности ЛФК и массажа как лечебных методов. Значение ЛФК и массажа в комплексном лечении заболеваний и травм. Лечебная физкультура и массаж в детских лечебно-профилактических учреждениях. Краткий очерк развития ЛФК и массажа. Организация ЛФК и массажа в лечебно-профилактических учреждениях. Роль врача, методиста ЛФК и массажиста в оздоровлении детей. Помещение, инвентарь кабинета лечебной физкультуры, массажного кабинета, гигиенические требования к ним. Средства и формы лечебной физкультуры. Гигиенические упражнения, спортивно-прикладные упражнения, подвижные игры, упражнения в воде, упражнения на тренажерах, трудотерапия, естественные факторы природы. Утренняя гигиеническая гимнастика, процедуры ЛФК; групповые, самостоятельные занятия, консультативные формы занятий.

Классификация физических упражнений в лечебной физкультуре: общетонизирующие, специальные, упражнения на растяжения, на расслабления. Дозировка и критерии величины нагрузки (интенсивность, объем) в лечебной физкультуре: исходное положение, темп выполнения, амплитуда, величина отягощений, упражнения с предметами, величина сопротивления на тренажерах, количество повторений, серий, продолжительность пауз отдыха, продолжительность процедуры, длительность и сложность маршрута пешеходной прогулки, терренкура, количество шагов в минуту, самочувствие, визуальные признаки утомления; подсчет дыханий; пульсометрия, измерение артериального давления; двойное произведение, физиологическая кривая урока, плотность занятия, электрокардиография, мониторное наблюдение, уровень толерантности (переносимости) к нагрузке, кратность процедур в течение дня; продолжительность курса ЛФК.

Приемы и техника массажа. Средства, приемы и техника массажа. Приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, ударные приемы. Массаж отдельных частей тела. Инструментальный массаж: вибрационный, вакуумный и баночный, гидромассаж. Точечный массаж, способы воздействия: пальцем, специальным массажером, прижиганием, электротоком и др.; приемы пальцевого массажа: вибрация, вращение, давление. Методика пальцевого массажа. Сегментарный массаж. Гигиенический массаж.

Спортивный массаж; подготовительный (разминочный), восстановительный, стимулирующий (электростимуляция). Косметический массаж. Самомассаж: техника самомассажа, методика самомассажа отдельных частей тела.

Контроль за переносимостью процедур ЛФК и массажа: самочувствие; пульсометрия; измерение АД; визуальные признаки утомления; мониторное ЭКГ наблюдения, контроль за эффективностью ЛФК и массажа по кумулятивному эффекту; изменение клинических показателей и функционального состояния.

Документация в кабинете ЛФК и массажа.

2. Лечебная физкультура и массаж при травмах

ЛФК при травмах

Составить комплекс ФУ и провести занятия у больных с переломом конечностей

ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

Составить комплексы ФУ и провести занятия у больных с диагнозами: гипертоническая болезнь, гипотоническая болезнь, инфаркт Миокарда, стенокардия, атеросклероз, хроническая сердечная недостаточность, ишемическая болезнь сердца.

ЛФК при заболеваниях органов дыхания

Составить комплекс ФУ и провести занятия с больными: острым и хронически бронхитом, пневмонией, бронхиальной астмой, плевритом.

ЛФК внутренних болезней.

Составить комплекс ФУ и провести занятия у больных с диагнозом: сахарный диабет, ожирения, гастрит, язвенная болезнь желудка, желчекаменная болезнь, подагра, спланхноптоз заболеваниях суставов.

ЛФК при заболеваниях нервной системы

Составить комплекс ФУ и провести занятия у больных с диагнозом: ДЦ2, инсульт, неврит, радикулит, плегии и нарезы

Классический, спортивный и сегментраный массаж, самомассаж, массаж при различных заболеваниях

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВНАЯ:

1. Дубровский, физическая культура / . – М.: Владос, 2005.

2. Епифанов, физическая культура и массаж / . – М.:Д. Ботар, 2004.

3. Лечебная физическая культура /под ред – М.: Меди, 2004.

4. Спортивный массаж / Составитель,

/ Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2003. – 66 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Вайнер, массажа / .- Липецк: Орчус, 1985. - 98 с.

2. Васичкин, по массажу / . – СПБ: Гиппократ, 1993. - 174 с.

3. Давыдов, доступен каждому /. - М.: ФиС, 1991. - 320 с.

4. Дубровский, массаж /. - М.: Шаг, 1994. - 448 с.

5. Елифанов, физическая культура / - М.:Медгиз, 1987. - 528 с.

6. Попов, физическая культура / - М.: ФиС, 1988. - 270 с.

7. Бирюков, : учебник для институтов физической культуры / . - М.: ФиС, 1988. – 251 с.

8. Хрущев, физкультура при ревматизме у детей / . – М.: Медицина, 1986. – 112 с.

9. Белов, здоровье / . - М.: ТОО КСП; Екб.: ТОО Реслекс, 1994. - 271 с.

10. Бирюков, / . – М.: ФиС, 1985. - 64 с.

5.2. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

9. Организация службы ЛФК: роль врача, инструктора-методиста, оборудование кабинета и документация.

11. Типовые двигательные режимы в стационаре.

12. Массаж в гимнастике.

13. Типовые двигательные режимы на курортах.

15. Дозировка физических упражнений в ЛФК.

17. Классификация физических упражнений, применяемых в ЛФК.

18. Массаж в водных видах спорта.

19. Формы занятий ЛФК.

20. Массаж в спортивной борьбе.

21. Исходные положения, темп, плотность, эмоциональный уровень занятий в ЛФК, учет эффективности.

22. Массаж в игровых видах спорта.

23. Структура занятий ЛФК. Вводный (лечебный период ЛФК).

24. Восстановительный массаж в день отдыха.

25. Тонизирующий и тренирующий периоды ЛФК.

26. Восстановительный массаж при многодневном соревновательном цикле и однократном выступлении в день.

27. Сердечная недостаточность, ее характеристика.

28. Восстановительный массаж в перерывах от 20 минут до 6 часов.

29. Сосудистая недостаточность, ее характеристика.

30. Восстановительный массаж в перерывах 5-20 минут.

31. Факторы компенсации в деятельности сердечно-сосудистой системы.

32. Восстановительный массаж в кратковременных перерывах (1-5) минут.

33. Острое и хроническое перенапряжение миокарда, перетренированность.

34. Предварительный массаж, его подвиды.

35. ЛФК при инфаркте миокарда.

36. Тренировочный массаж, его подвиды.

37. ЛФК при гипер - и гипотонических болезнях.

38. Особенности массажа у детей и женщин. Самомассаж.

39. ЛФК при миокардитах, эндокардитах пороках сердца, стенокардии.

40. Мази, гели, растирки, применяемые при массаже.

41. Дыхательная недостаточность, ее степени.

42. Специальные приемы спортивного массажа. Противопоказания массажу.

43. Механизм лечебного действия физических упражнений при заболеваниях органов дыхания. Специальные дыхательные упражнения.

44. Разминание, вибрация.

45. ЛФК при пневмониях, бронхитах.

46. Поглаживание, растирание.

47. ЛФК при бронхиальной астме, плевритах.

48. Физиологическое действие массажа.

49. Негативные воздействия на организм при травмах, понятие о травматической болезни и сопровождающих ее синдромах, необходимость назначения ЛФК.

50. ЛФК при гастритах, колитах, спланхноптозе.

51. Оценка эффективности лечения в травматологии.

52. ЛФК при язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки.

53. Нарушения в двигательном аппарате, чувствительности, координации и трофики при заболеваниях и повреждениях нервной системы.

54. ЛФК при сахарном диабете.

55. ЛФК при спастических и вялых параличах и парезах.

56. ЛФК при ожирении, подагре.

57. Массаж в стрельбе.

58. Реабилитация больных ДЦП, задачи ЛФК.

59. ДЦП, факторы их вызывающие. Клиника, тяжесть течения.

60. ЛФК при невритах.

7.3. АПИМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА ФФК

1. Противопоказания к ЛФК.

2. Плотность занятий ЛФК

3. Физиологическая кривая урока в ЛФК.

4. Охарактеризуйте Ш (тренирующий) период ЛФК.

5. Исходные положения в ЛФК.

6. Специальные дыхательные упражнения.

1. Темп занятий ЛФК.

2. Упражнения противопоказанные больным с заболеваниями ССС.

3. Классификация физических упражнений, применяемых в ЛФК.

4. Плотность занятий ЛФК у детей с ожирением.

5. Тонус мышц при вялых порезах и параличах.

6. Контроль эфективности занятий ЛФК.

2. Тонус мышц при спастических парезах и параличах.

3. Охарактеризуйте строго постельный и постельный режимы в стационаре.

4. Способы дозировки нагрузки в ЛФК.

5. Исходные положения в ЛФК.

6. Охарактеризуйте I (лечебный) период ЛФК.

1. Охарактеризуйте П (тонизирующий) период ЛФК.

2. Формы ЛФК.

3. Физиологическая кривая урока в ЛФК

4. Задачи УГГ.

5. Противопоказания в ЛФК.

6. Классификация игр, применяемых в ЛФК.

1. Тонус мышц при вялых парезах.

2. Специальные дыхательные упражнения.

3. Осложнения в ОДА при переломах.

4. Способы дозировки физической нагрузки в ЛФК.

5. Плотность занятий в ЛФК.

6. Документация и оснащение кабинета ЛФК.

1. Классификация гимнастических упражнений, применяемых в ЛФК.

2. Терренкур.

3. Острая сосудистая недостаточность (обморок).

4. Исходные положения, применяемые в ЛФК.

5. Структура урока.

6. Противопоказания к ЛФК

Преподавание строится с учетом знаний студентов о морфофункциональных критериях нормального состояния организма, о структуре физических упражнений, полученных в курсах биологии, анатомии, физиологии, ОБЖ и ТМФВС.

9. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ не предусмотрена

Учебное издание

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И МАССАЖ

Учебно-методический комплекс дисциплины

Специальность 050720 «Физическая культура»

Составитель

Подписано в печать 27.04.07 Формат 60Х 84/16.

Бумага писчая. Печать оперативная.

Усл. печ. л. 1.1: Тираж 50 экз. Заказ № .

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический

университет им. »

Отпечатано на участке оперативной полиграфии

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический

университет им. »

428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Физическая реабилитация включает в себя назначение различных средств физической реабилитации (ЛФК, различные виды массажа, преформированные и природные факторы). Проводится врачами физиотерапии, ЛФК и массажа, а также средним медицинским персоналом (физиосестры, массажисты, инструктора ЛФК).

Лечебная физкультура (ЛФК) является одним из наиболее важных и действенных методов физической реабилитации, который находит самое широкое применение при заболеваниях нервной системы различной этиологии с многообразными клиническими синдромами как в неврологической, так и нейрохирургической. Это определяется, с одной стороны широтой воздействия лечебных физических упражнений на различные функциональные системы организма - сердечно-сосудистую, дыхательную, опорно-двигательную, нервную, эндокринную, а с другой стороны, тренирующим и восстановительным эффектом этих упражнений при дифицитарности или недостаточности различных функций организма.

Современные теоретические и практические аспекты лечебной физкультуры позволяют сформулировать наиболее общие принципы применения этого метода медицинской реабилитации.

1. Целенаправленность методик ЛФК, предопределяемая конкретным функциональным дефицитом в двигательной, чувствительной, вегетативно-трофической сфере, в сердечно-сосудистой, дыхательной деятельности.

2. Дифференцированность методик ЛФК в зависимости от типологии функционального дефицита, а также степени его выраженности.

3. Адекватность нагрузки лечебной физкультурой индивидуально-динамическим возможностям пациента, оцениваемым по общему состоянию, состоянию сердечно- сосудистой и дыхательной систем и по резервным возможностям дефицитарной функциональной системы при данном конкретном этапе заболевания (на данное занятие ЛФК), с целью достижения тренирующего эффекта при оптимуме нагрузки.

4. Своевременность применения методик ЛФК на ранних этапах заболевания с целью максимального возможного использования сохранных функций для восстановления нарушенных, а также наиболее эффективного и быстрого развития приспособления при невозможности полного восстановления функционального дефицита.

5. Последовательная активизация лечебно-физкультурных воздействий путём расширения методического арсенала и объёма ЛФК, возрастания тренировочных нагрузок и тренирующего воздействия на определённые функции и на весь организм пациента.

6. Функционально оправданная комбинированность применения различных средств ЛФК - лечебной гимнастики, массажа, постуральных упражнений - в зависимости от периода заболевания нервной системы, функционального дефицита, степени его выраженности, прогноза восстановления функций и присоединения осложнений, а также этапа реабилитации пациента.

7. Комплексность применения методик ЛФК в медицинской реабилитации с другими методами - медикаментозной терапией, физиобальнеотерапией, иглорефлексотерапией, гипербарической оксигенацией, аппаратным лечением, ортопедическими мероприятиями и др.

Использование перечисленных принципов применения ЛФК является обязательным как при построении лечебного комплекса на конкретный сеанс и курс, так и при выработке программы реабилитации для данного пациента или группы одноплановых пациентов.

Существует много методик и разновидностей двигательной активности, которые имеют место в проведении реабилитационных мероприятий.

Массаж является одним из древнейших способов физического воздействия на организм больного человека. Ему посвящены многие руководства и монографии, в которых описаны техника, тактика и особенности различных видов массажа.

Массаж - это совокупность приёмов механического воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами, через воздушную водную или другую среду. Массаж может быть общим и местным. В зависимости от задач различают следующие виды массажа: гигиенический, лечебный, спортивный, самомассаж.

Важными задачами, которые решаются с помощью массажа, являются:

1. Общетонизирующее воздействие - путём усиления крово- и лимфообращения, а также неспецифического стимулирования экстероцептивной и проприоцептивной чувствительности (классический, сегментарный, точечный массаж);

2. Регионарно-тоническое воздействие на вялопаретичные мышцы - достигается применением различных способов классического массажа в большом объёме, с достаточной силой, а также специального массажа, благодаря продольному растиранию и разминанию брюшка мышцы при различных её состояниях (расслаблении или разной степени напряжения) и последующему потряхиванию, мелкоточечной вибрации и кратковременному до болевого ощущения прижатию мышцы;

3. Расслабляющее воздействие на ригидные, спастичные и локально-спазмированные мышцы, осуществляемое с помощью общих расслабляющих приёмов классического массажа (поглаживания, потряхивания, мелкой вибрации), выполняемых в медленном темпе с обязательными паузами между приёмами, а также с помощью точечного и сегментарного массажа определённых точек и зон;

4. Противоболевое воздействие достигается рефлекторным влиянием точечного (акупрессура), сегментарного, восточного и классического (в расслабляющем варианте) массажа.

Все приёмы массажа должны сочетаться с различными методами лечебной гимнастики. Лишь в особых случаях, когда общее состояние больного не позволяет проводить занятия лечебной гимнастикой, проведение массажа становится самостоятельным, стратегически важным методом.

Физиотерапия. В комплексной реабилитации больных применяются различные виды физиотерапевтических процедур. Все они решают практически одни задачи: снижение активности воспалительного процесса, активизация репаративных процессов, уменьшение болевого синдрома, улучшение крово- и лимфообращения, а также трофики тканей, предупреждение и устранение контрактур, восстановление важнейших иммунно-адаптационных систем организма.

Принципами физиотерапии являются своевременное использование физических факторов, правильное их сочетание, преемственность в лечении. Существует несколько групп искусственно получаемых и естественных лечебных физических факторов.

Механотерапия представляет собой систему функционального лечения с помощью различных устройств и снарядов, применяемую в комплексе с другими средствами и методами современной медицинской реабилитации больных.

По своей эффективности аппараты механотерапии могут быть подразделены на следующие группы:

1. “Диагностические” аппараты, помогающие учитывать и точно оценивать эффект двигательного восстановления;

2. Поддерживающие, фиксирующие аппараты - помогающие выделять отдельные фазы произвольных движений;

3. Тренировочные аппараты, помогающие дозировать механическую нагрузку при движениях;

4. Комбинированные аппараты из первых трёх групп.

В настоящее время в практике восстановительного лечения широко используются следующие группы аппаратов механотерапии по принципу воздействия на организм человека:

1. Аппараты, основанные на принципе блока (функциональный механотерапевтический стол, блоковая установка стационарного типа, портативная блоковая установка), предназначенные для дозированного укрепления различных мышечных групп верхних и нижних конечностей;

2. Аппараты, основанные на принципе маятника, для восстановления подвижности и увеличения объёма движений в различных суставах верхних и нижних конечностей и аппараты для повышения общей работоспособности (тренажёры). Маятниковые аппараты надёжны в эксплуатации. Стойки допускают изменение высоты крепления аппарата. На стойке, состоящей из основания, жёстко связанного четырьмя направляющими колонками с верхней крышкой, можно одновременно укрепить два аппарата механотерапии. На колонках располагаются две плиты, на которые устанавливают аппараты. Наличие контргруза даёт возможность аппарату легко крепиться с помощью стопорного устройства на нужной высоте.

Предисловие

Лечебную физкультуру (ЛФК) и массаж все шире при­

меняют при лечении различных заболеваний и травм, а так­

же в целях реабилитации. Особенно возросла роль этих ме­

тодов при лечении больных, у которых ряд лекарственных

веществ вызывает аллергию. ЛФК и массаж не оказывают

побочных отрицательных явлений, аллергии.

Научно-технический прогресс изменил условия жизни

людей, но наряду с благами он привнес и отрицательно вли­

яющую на человека ограниченную двигательную актив­

ность - гипокинезию. Гипокинезии сопутствует гиподина­

мия - снижение силы мышц. Ограничение двигательной

активности, возросшее нервно-психическое перенапряжение

обусловили распространение вредных привычек- курение,

злоупотребление алкоголем и даже наркотиками. Эти фак­

торы увеличивают возможность заболевания, их называют

факторами риска.

Применение ЛФК, массажа противодействует гипокине­

зии, уменьшает факторы риска, особенно при сердечно-сосу­

дистых заболеваниях, нарушениях обмена веществ. ЛФК

и массаж оказывают разностороннее благоприятное воздей­

ствие на организм. Однако при этом возможны плохая пе­

реносимость и даже обострение процесса при применении

неправильных методик, при назначении их в такой фазе за­

болевания, когда они противопоказаны.

При каждой форме заболевания необходимо применять

частные методики ЛФК, массажа и строить их в зависимо­

сти от особенностей этиологии, понимания сущности патоге­

неза заболевания, клинических форм течения его, функцио­

нального состояния организма, а также с учетом специфики

физических упражнений и приемов массажа.

ЛФК и массаж проводят инструкторы ЛФК и массажи­

сты. В лечебных учреждениях это специалисты со средним

медицинским образованием или педагоги физвоспитания

с высшим образованием.

К сожалению, при обучении в средних медицинских учеб­

ных заведениях будущие фельдшера, медицинские сестры

получают крайне ограниченные знания по ЛФК и массажу.

Последний учебник по этим предметам был издан в 1987 г.

Будущие педагоги физвоспитания при изучении этих дисцип­

лин в вузах также испытывают большие трудности из-за

отсутствия необходимых знаний в области клинической ме­

6 llj)educJip

В настоящее время инструкторы ЛФК и массажисты

лечебных учреждений должны иметь сертификат специали­

ста, который выдается после подготовки на курсах специа­

лизации, усовершенствования и сдачи квалификационного

экзамена. Каждые пять лет сертификат следует подтверж­

дать экзаменом.

Значительные трудности при этом возникают из-за отсут­

ствия учебника, учебного пособия, позволяющего полноцен­

но подготовиться к сдаче экзамена. Специалистам с высшим

физкультурным образованием к тому же необходимо вос­

полнить пробел знаний в вопросах обоснования методик

ЛФК, массажа, построенных с учетом понимания клиниче­

ских особенностей заболевания, травм.

Таким образом, для получения сертификата необходимы

знания по специальности, а также о сущности заболеваний,

травм для понимания клинико-физиологического построе­

ния методик с обязательным учетом анатомо-топографиче-

ских показателей, особенностей воздействия физических

упражнений и каждого из приемов массажа.

В соответствии с современными требованиями (приказ МЗ

РФ №249 от 19.08.1997 г.) при сдаче квалификационного

экзамена инструкторы ЛФК должны владеть массажем и

применять его в сочетании с пассивными упражнениями,

а массажисты должны уметь проводить занятия по лечебной

гимнастике.

В учебниках, руководствах по ЛФК в крайне небольшом

объеме, не полно представлен массаж, в литературе по мас­

сажу не освещены вопросы ЛФК.

Эти предпосылки побудили представить в данном пособии

как общие основы ЛФК и массажа, так и частные методики

их применения.

Это первый опыт издания подобного пособия, и мы будем

весьма признательны читателям за замечания и пожелания.

Глава 1

Понятие о предмете и краткая история

развития лечебной физкультуры

Понятие о предмете

Л е ч е б н а я ф и з к у л ь т у р а - самостоятедьная на­

учная дисциплина. В медицине это метод лечения, исполь­

зующий средства физической культуры для профилактики,

лечения, реабилитации и поддерживающей терапии. ЛФК

формирует у человека сознательное отношение к занятиям

физическими упражнениями и в этом смысле имеет воспи­

тательное значение; развивает силу, выносливость, коорди­

нацию движений, прививает навыки гигиены, закаливания

организма естественными факторами природы. ЛФК осно­

вывается на современных научных данных в области меди­

цины, биологии, физической культуры.

Основным средством ЛФК являются физические упраж­

нения, применяемые в соответствии с задачами лечения,

с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей,

функционального состояния организма, степени общей фи­

зической работоспособности.

Лечебная физкультура:

*- естественный биологический метод, так как использует

присущую организму функцию движения;

Метод неспецифической терапии, но в то же время от­

дельные виды упражнений могут влиять на определен­

ные функции организма;

Метод патогенетической терапии, в связи с возможно­

стью физических упражнений влиять на реактивность

организма;

Метод активной функциональной терапии, так как при­

спосабливает организм больного к повышающимся фи­

Метод поддерживающей терапии на этапах медицинской

реабилитации у людей пожилого возраста;

Метод восстановительной терапии в комплексном лече­

нии больных.

Характерной особенностью ЛФК является процесс трени­

ровки больных физическими упражнениями.,

Глава 1

Различают общую и специальную тренировку:
- общая тренировка направлена на оздоровление, укреп­

ление организма больного с помощью общеукрепляю­
щих упражнений;

- специальная тренировка осуществляется упражнения­

ми, целенаправленно воздействующими на пораженный

орган, область травмы.

М а с с а ж - м е т о д лечения, профилактики, реабилитации

после заболеваний и оздоровления, представляющий собой

совокупность приемов механического, дозированного воз­

действия на различные участки поверхности тела человека,

производимого руками массажиста или специальными аппа­

ратами. Для достижения положительного результата при

применении массажа необходимо дифференцировать мето­

дику его в зависимости от этиологии, патогенеза, клиничес­

ких особенностей, функционального состояния центральной

нервной системы (ЦНС), характера влияния различных при­

емов на организм.

ЛФК и массаж широко применяются в комплексе с дру­

гими методами при заболеваниях и травмах, а также могут

являться самостоятельными методами лечения многих хро­

нических заболеваний и последствий травм: при параличах,

парезах, искривлениях позвоночника, эмфиземе, последст­

виях перелома костей и др.

ЛФК находит применение в до- и послеродовом периодах.

Массаж и физические упражнения способствуют более со­

вершенному психо-физическому развитию здоровых детей и

используются в яслях, детских садах, домашних условиях.

Краткая история развития ЛФК

Физические упражнения с целью лечения и профилак­

тики применялись в глубокой древности, за 2 тыс. лет до

нашей эры в Китае, Индии. В Древнем Риме и Древней Гре­

ции физические упражнения и массаж были неотъемлемы­

ми в быту, военном деле, при лечении. Гиппократ (460-

370 гг. до н. э.) описал применение физических упражнений

и массажа при болезнях сердца, легких, нарушениях обмена

веществ и др. Йбн-Сина (Авиценна, 980-1037) осветил в

своих трудах методику применения физических упражне­

ний для больных и здоровых, подразделяя нагрузки на ма­

лые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) физические упраж-

Понятие, о предмете и краткая история развития ЛФК 9

нения пропагандировались как средство для достижения

гармонического развития.

В России выдающиеся клиницисты, такие, как М. Я. Муд-

ров (1776-1831), Н.И.Пирогов (1810-1881), С.П.Боткин

(1831-1889), Г.А.Захарьин (1829-1897), А.А.Остроумов

(1844-1908), придавали важное значение применению физи­

ческих упражнений в практике лечения.

Труды П.Ф.Лесгафта (1837-1909), В. В. Гориневского

(1857-1937) способствовали пониманию единства умствен­

ного и физического воспитания для более совершенного раз­

вития человека.

Открытия великих физиологов - И. М. Сеченова (1829-

1922), лауреата Нобелевской премии И. П. Павлова (1849-

1936), Н. Е. Введенского (1852-1922), обосновавших значе­

ние ЦНС для жизнедеятельности организма, - повлияли на

развитие нового подхода к всесторонней оценке больного че­

ловека. Лечение болезней уступает место лечению больного.

В связи с этим в клинике начинают шире распространяться

идеи функциональной терапии и ЛФК, являясь таким мето­

дом, нашла признание и широкое применение.

Впервые в период 1923-1924 гг. ЛФК была введена в сана­

ториях и на курортах. В 1926 г. И. М. Саркизов-Серазини

(1887-1964) возглавил первую кафедру ЛФК в Московском

институте физической культуры, где получили подготовку

будущие первые доктора и кандидаты наук (В. Н. Мошков,

В. К. Добровольский, Д. А. Винокуров, К. Н. Прибылов и др.).

Учебники по лечебной-физкультуре И. М. Саркизова-Сера-

зини выдержали ряд изданий. Первый нарком здравоохра­

нения Н.А.Семашко (1874-1949) придавал важное значе­

ние лечебной физкультуре. По его инициативе в начале 30-х

годов в ряде научно-исследовательских институтов открыва­

ются отделения, создаются кафедры лечебной физкультуры

в институтах усовершенствования врачей и некоторых меди­

цинских вузах. Большая роль в организации врачебно-физ-

культурной службы принадлежит Б.А.Ивановскому (1890-

1941), с 1931 г. заведовавшему кафедрой врачебного контро­

ля и лечебной физкультуры Центрального института усовер­

шенствования.врачей.

В 30-е и 40-е годы изданы монографии, руководства, посо­

бия по лечебной физкультуре (В. В. Гориневская, Е.Ф.Дре-

винг, М.А. Минкевич и др.).

В годы Великой Отечественной войны лечебная физкуль­

тура широко использовалась в госпиталях.

В 50-е годы создаются врачебно-физкультурные диспансе­

ры для медицинского обеспечения занимающихся физкуль-

Глава 1

турой и спортом, организационно-методического руковод­

ства по лечебной физкультуре. Во всех медицинских вузах

организуются кафедры лечебной физкультуры и врачебного

контроля, в медицинских училищах проводятся занятия по

лечебной физкультуре и массажу.

В 1941 г. кафедру лечебной физкультуры и врачебного

контроля в Центральном институте усовершенствования

врачей и отделение лечебной физкультуры в Институте

физиотерапии -=-, в последующем в Центральном институте

курортологии и физиотерапии МЗ СССР - возглавил член-

корреспондент АМН СССР В.Н.Мошков. Плодотворная пе­

дагогическая и научная деятельность В. Н. Мошкова нашла

широкое признание" в стране и за рубежом, он является

основоположником современной школы лечебной физкуль­

туры, им написаны монографии по всем основным направ­

лениям лечебной физкультуры, подготовлено большое число

докторов и кандидатов наук, которые возглавили кафедры,

отделения в вузах и научно-исследовательских институтах

В 60-90-е годы значительно увеличилось число специали­

стов высокой квалификации, защитивших докторские и

кандидатские диссертации (Э.Ф.Андреев, Н.М.Бадридзе,

И. Б. Героева, Н. А. Гукасова, С. А. Гусарова, В. А. Епифанов,

О. Ф. Кузнецов, Б. А. Поляев, С. Д. Поляков, Н. Н. Прокопь-

ев, В. А. Силуянова, Э. В. Сокова, О. В. Токарева, Н. В. Фоке-

ева, С.В.Хрущев, А.В.Чоговадзе и многие другие).

В настоящее время в Москве успешно ведут подготовку

специалистов и научную работу кафедры в Российском госу­

дарственном медицинском университете (зав. кафедрой

Б. А. Поляев), Московском государственном медико-стомато­

логическом университете (зав. кафедрой В.А.Епифанов),

Российской медицинской академии последипломного обра­

зования (зав. кафедрой К. П. Левченко) и других медицин­

ских высших учебных заведениях России.

В ряде стран Европы принят термин кинезитерапия, а не

лечебная физкультура. В связи с проведением международ­

ных конференций, научных контактов с зарубежными спе­

циалистами, совместных исследований в России успешно

функционирует Ассоциация специалистов кинезитерапии и

спортивной медицины (президент, С. В.Хрущев). Ассоциа­

ция ежегодно проводит международные конференции по ак­

туальным проблемам специальности.

Глава 2

Влияние физических упражнений
на организм

Ф и з и ч е с к и е у п р а ж н е н и я - это естественные

и специально подобранные движения, применяемые в ЛФК

и физическом воспитании. Их отличие от обычных движе­

ний заключается в том, что они имеют целевую направлен­

ность и специально организованы для укрепления здоровья,

восстановления нарушенных функций.

Действие физических упражнений тесно связано с физио­

логическими свойствами мышц. Каждая поперечнополоса­

тая мышца состоит из множества волокон. Мышечное во­

локно обладает способностью отвечать на раздражения са­

мой мышцы или соответствующего двигательного нерва,

т. е. возбудимостью. По мышечному волокну проводится

возбуждение - это свойство обозначают как проводимость.

Мышца способна изменять свою длину при возбуждении)
что определяется как сократимость. Сокращение иди

ного мышечного волокна проходит дне фазы: COKpi «кия

с расходованием энергии и расслабления с восстанов 1енн

ем энергии.

В мышечных волокнах во время работы происходят слож­

ные биохимические процессы с участием кислорода (аэроб­

ный обмен) или без него (анаэробный обмен). Аэробный об­

мен доминирует при кратковременной интенсивной мышеч­

ной работе, а анаэробный - обеспечивает умеренную физи­

ческую нагрузку в течение длительного времени. Кислород

и вещества, обеспечивающие работу мышцы, поступают

с кровью, а обмен веществ регулируется нервной системой.

Мышечная деятельность связана со всеми органами и систе-.

мами по принципам моторно-висцеральных рефлексов; фи­

зические упражнения вызывают усиление их деятельности.

Сокращения мышц происходят под влиянием импульсов

Центральная нервная система регулирует движения, по­

лучая импульсы от проприорецепторов, которые находятся

в мышцах, сухожилиях, связках, капсулах суставов, надко­

стнице. Ответная двигательная реакция мышцы на раздра­

жение называется рефлексом. Путь передачи возбуждения

от проприорецептора в ЦНС и ответная реакция мышцы со­

ставляют рефлекторную дугу.

Физические упражнения стимулируют физиологические

процессы в организме через нервный и гуморальный меха-

Глава 2

низмы. Мышечная деятельность повышает тонус ЦНС, из­

меняет функцию внутренних органов и особенно системы

кровообращения и дыхания по механизму моторно-висце-

ральных рефлексов. Усиливаются воздействия на мышцу

сердца, сосудистую систему и экстракардиальные факторы

кровообращения; усиливается регулирующее влияние кор­

ковых и подкорковых центров на сосудистую систему. Фи­

зические упражнения обеспечивают более совершенную

легочную вентиляцию и постоянство напряжения углекис­

лоты в артериальной крови.

Физические упражнения осуществляются с одновремен­

ным участием и психической, и физической сферы человека.

Основой в методе лечебной физкультуры является процесс

дозированной тренировки, который развивает адаптацион­

ные способности организма.

Под воздействием физических упражнений нормализуется

состояние основных нервных процессов - повышается возбу­

димость при усилении процессов торможения, развиваются

тормозные реакции при патологически выраженной повы­

шенной возбудимости. Физические упражнения формируют

новый, динамический стереотип, что способствует уменьше­

нию или исчезновению патологических проявлений.

Поступающие в кровь продукты деятельности желез внут­

ренней секреции (гормоны), продукты мышечной деятель­

ности вызывают сдвиги в гуморальной среде организма. Гу­

моральный механизм во влиянии физических упражнений

является вторичным и осуществляется под контролем нерв­

ной системы.

Физические упражнения:
- стимулируют обмен веществ, тканевой обмен, эндокрин­

ную систему;

Повышая иммунобиологические свойства, ферментатив­

ную активность, способствуют устойчивости организма

к заболеваниям;

Положительно влияют на психоэмоциональную сферу,

улучшая настроение;

Оказывают на организм тонизирующее, трофическое,

нормализующее влияние и формируют компенсаторные

Для понимания благоприятного влияния ЛФК следует

оттенить роль теории моторно-висцеральных рефлексов

М. Р. Могендовича (1975), суть которой состоит в том, что

любое упражнение для мышц сопровождается изменениями

в состоянии внутренних органов.

Влияние физических упражнений на организм

Тонизирующее действие выражается в восстановлении на­

рушенных моторно-висцеральных рефлексов, что достига­

ется выбором физических упражнений, целенаправленно

повышающих тонус тех органов, где он более снижен.

Трофическое действие проявляется при повреждении тка­

ней или их гипотрофии. Трофика - это совокупность про­

цессов клеточного питания, обеспечивающих постоянство

структуры и функции ткани, органа. Под влиянием физи­

ческих упражнений ускоряется рассасывание погибших

элементов за счет улучшения местного кровообращения.

Для замещения дефекта повышается доставка строитель­

ных белков, которые образуют новые структуры взамен

погибших. При атрофиях уменьшается объем ткани, что

сопровождается дегенеративными изменениями в них.

Поэтому для восстановления с помощью физических уп­

ражнений необходимо длительное время.

Формирование компенсации происходит при нарушении ка­

кой-либо функции организма. В этих случаях специально

подобранные физические упражнения помогают использо­

вать непораженные системы. Например, при утрате функ­

ции сгибания руки в локтевом суставе используют движе­

ния мышц плечевого пояса.

Нормализацию функций физические упражнения обеспечи­

вают, способствуя торможению патологических условно-

рефлекторных связей и восстановлению нормальной регу­

ляции деятельности всего организма. Например, упраж­

нения на внимание усиливают процессы торможения, а

быстрый темп усиливает возбудительные процессы.

На основе данных многочисленных клинико-физиологиче-

ских исследований и наблюдений применения ЛФК у боль­

ных, проведенных отечественными учеными (1946-1992),

сформулированы""

следующие положения лечебно-профи­

лактического действия физических упражнений.

4- Это действие базируется на общепринятом принципе ней­

рофизиологии о нервно-рефлекторном механизме.

Физические упражнения вызывают в организме больного

неспецифические физиологические реакции, стимуляцию

деятельности всех систем и организма в целом.

Специфичность влияния ЛФК состоит в том, что при при­

менении физических упражнений осуществляется трени­

ровка, которая способствует повышению двигательной

активности и физической работоспособности.

Журавлева А. И. , 1993.

Глава 2

Патогенетическое действие ЛФК обусловлено тем, что

физические упражнения направлены на улучшение функ­

ций пораженных систем и органов, а также на патогене­

тические звенья заболеваний.

ЛФК является биологическим стимулятором, усиливая

защитно-приспособительные реакции организма. В их

развитии большая роль принадлежит адаптационно-тро­

фической функции симпатической, нервной системы.

Стимулирующее действие проявляется усилением про-

приоцептивной афферентации, повышением тонуса ЦНС,

активацией всех физиологических функций биоэнергети­

ки, метаболизма, повышением функциональных возмож­

ностей организма.

Компенсаторное действие обусловлено активной мобили­

зацией всех его механизмов, формированием устойчивой

компенсации пораженной системы, органа, компенсатор­

ным замещением утраченной функции.

Трофическое действие состоит в активации трофической

функции нервной системы, улучшении процессов фермен­

тативного окисления, стимуляции иммунных систем, мо­

билизации пластических процессов и регенерации тка­

ней, нормализации нарушенного обмена веществ.

В результате всех этих процессов происходит психоэмо­

циональная разгрузка и переключение, адаптация к бы­

устойчивости к неблагоприятным факторам внешней и

внутренней среды, вторичная профилактика хронических

болезней и инвалидизации, повышение физической рабо­

тоспособности.

Заболевания и повреждения сопровождаются ограничени­

ем двигательной активности и вынуждают больного к аб­

солютному или относительному покою. Эта гипокинезия

проводит к ухудшению функций всех систем организма, а

не только двигательного аппарата. ЛФК уменьшает вред­

ное влияние гипокинезии и является профилактикой и

устранением гипокинетических расстройств.

Влияние ЛФК на больного зависит от силы и характера

физического упражнения и ответной реакции -организма

на это упражнение. Ответная реакция зависит также от

тяжести заболевания, возраста больного, индивидуаль­

ных особенностей реагирования, физической подготовлен­

ности, психологического настроя. Поэтому дозировка фи­

зических упражнений должна назначаться с учетом этих

факторов.

Глава 3

Науку о законах движения человека и животных на­

зывают биомеханикой. Для правильного и обоснованного

применения лечебной физкультуры в лечении, больных не­

обходимо понимать закономерности движений человека.

Для регистрации состояния тела человека принято разли­

чать три основные (воображаемые) плоскости тела:

- сагиттальная, или переднезадняя, разделяет тело или

любую его часть на левую и правую половины (отделы),

причем сагиттальную плоскость, проходящую через сере­

дину тела, называют срединной плоскостью;

- горизонтальная плоскость пересекает тело поперечно,

разделяя его на головной (краниальный) и хвостовой (ка-

удальный) отделы. Горизонтальная плоскость, проведен­

ная на любой конечности, делит ее на проксимальный

- фронтальная плоскость (параллельная поверхности лба)

делит тело и его части на передний (вентральный) и за­

дний (дорзальный) отделы.
Все три плоскости располагаются перпендикулярно друг

В суставах различают следующие движения: сгибание,

разгибание, отведение (наружу), приведение (внутрь), вра­

щение или ротация (поворот внутрь и наружу). Поворот

внутрь называют еще пронацией, поворот наружу - супина­

цией. В некоторых суставах (например, в плечевом, тазобед­

ренном, лучезапястном) возможны еще круговые движения.

В соединении двух костных звеньев посредством сустава

(биокинетическая пара) возможности движения определя­

ются строением сустава, воздействием мышц, ограничиваю­

щим действием капсулы и связок сустава.

Подвижность сустава зависит от возраста, пола, индивиду­

альных особенностей, функционального состояния нервной

системы. У женщин, молодых людей подвижность больше.

Н. А. Гукасова (1997) для специалистов ЛФК систематизи­

ровала данные одного из основных направлений биомехани­

ки - динамической анатомии человека. Динамическая ана­

томия изучает функции мышц и влияние тяжести тела на

его положение как в покое, так и при движениях (в статике

и динамике).

Глава 3

Для специалистов ЛФК важны правильный выбор исход­

ных положений в процедурах лечебной гимнастики, подбор

специальных и общеразвивающих упражнений, их дозиров­

ка. Для этого необходимы знания из биомеханики законов

рычагов, «степеней свободы», состояния тонуса мышц -

синергистов и антагонистов.

Движения человека осуществляются по законам рычагов.

Рычаги - это отдельные костные звенья человеческого те­

ла, например кости плеча, предплечий, бедренные кости,

кости голеней, стоп, головы, позвоночника- На каждое кост­

ное звено обычно действуют две силы: мышечная и сила тя­

жести данного костного звена. В зависимости от места при­

ложения сил по отношению к точке опоры рычага или оси

вращения различают «рычаги равновесия», «рычаги скоро­

сти» и «рычаги силы».

Р ы ч а г I р о д а - «рычаг равновесия», у которого силы

располоисены по обе стороны от точки опоры (оси вращения)

и направлены в одну сторону. Плечом рычага считают пер­

пендикуляр, опущенный из точки опоры рычага (оси враще­

ния) на направление мышечной силы или тяжести; плечо

рычага соответствует расстоянию от точки опоры рычага до

точки приложения сил (рис. 1).

Рычаги I рода: а - с равными плечами; б - с неравными плечами.

О МА - мышечная сила; ТВ - сила
ОА - плечо рычага

мышечной силы; ОВ -

плечо рычага силы тяжести

По закону рычага I рода происходят движения головы,

позвоночника. При асимметричном изменении мышечной

силы, силы тяжести костного звена возникает нарушение

равновесия рычага, и это клинически проявляется наруше­

нием осанки в сагиттальной или фронтальной плоскости.

Понятие о биомеханике движений

Для правильного выбора физических упражнений необхо­

димо знать причины, вызвавшие нарушение функции равно­

весия. Так, при односторонних радикулитах необходимо

снизить* мышечный тонус на стороне поражения мышц, осу­

ществляющих движение головы, позвоночника, применяя

упражнения на расслабление, корригирующие исходные

положения, массаж. При нарушениях осанки у детей, ослаб­

ленных больных, наоборот, следует использовать упражне­

ния и приемы массажа, способствующие укреплению ослаб­

ленных мышечных групп, повышению их тонуса. У больных

после частичной или полной ампутации конечности проис­

ходит уменьшение тяжести костного звена, поэтому следует

применять упражнения, способствующие наращению мы­

шечной массы на стороне ампутации, и обучать больного

расслаблять мышцы противоположной конечности и пользо­

ваться протезом для восстановления равенства моментов

вращения сил.

Когда сгибают, наклоняют, поворачивают голову, тулови­

ще, происходит выведение рычага из состояния равновесия.

Момент вращения одной силы становится больше или мень­

ше момента вращения другой силы. Тело возвращается в со­

стояние исходного равновесия при восстановлении первона­

чального равенства моментов вращения сил.

Движения конечностей происходят преимущественно по за­

кону р ы ч а г о в II р о д а. Рычагом II рода называется

такой рычаг, у которого силы, приложенные к нему, распо­

ложены по одну сторону от точки опоры или оси вращения и

направлены в разные стороны. Этот рычаг имеет две разно­

видности в зависимости от того, какая сила (сила тяжести

или мышечная) будет расположена ближе к точке опоры

(оси вращения). Если сила тяжести находится ближе к точке

опоры и плечо ее рычага меньше плеча рычага мышечной

силы, то такой рычаг II рода называется «рычагом силы»

(рис. 2, а). Если мышечная сила расположена ближе к точке

опоры и плечо ее рычага меньше, чем плечо рычага силы тя­

жести, то такой рычаг II рода называется «рычагом скоро­

сти» (рис. 2, б). " " -

Движение- стопы во время подъема на носки - пример*

движения по закону «рычага силы». В этом движении точ­

кой опоры служат головки плюсневых костей, сила тяжести

тела проходит через тазобедренные суставы, кости бедра, го­

лени, таранные кости и давит вниз, а мышцы задней повер­

хности голени противодействуют силе тяжести и стремятся

удержать тело в состоянии равновесия при его положении

стоя на носках. При этом имеет место равенство моментов

Глава 3

Рычаги II рода: а - рычаг силы; б - рычаг скорости.

О - ось вращения, или точка опоры; МА - мышечная сила; ТВ - сила

тяжести данного костного звена; ОА - плечо рычага мышечной силы; ОВ -

плечо рычага силы тяжести

вращения силы тяжести и мышечной силы. Если мышцы,

расположенные по задней поверхности голени, слабые, па­

циент не сможет удержаться в равновесии, стоя на носках,

так как момент вращения мышечной силы будет меньше,

чем момент вращения силы тяжести. В этом случае равнове­

сие нарушится, и человек будет стремиться встать на пол­

ную ступню. Поэтому необходимы упражнения для укреп­

ления мышц, расположенных на задней поверхности го­

лени, т. е. мышц - сгибателей стопы (трехглавая мышца

голени, подошвенная мышца, задняя большеберцовая мыш­

ца, длинный сгибатель пальцев, длинная и короткая мало­

берцовые мышцы). Кроме того, следует посоветовать паци­

енту уменьшить массу тела (похудеть), если вес его превы­

шает нормальные показатели.

Примером движения по закону «рычага скорости» слу­

жит сгибание руки в локтевом суставе.

Знание законов рычагов I и II рода помогает правильно

выбирать наиболее оптимальные исходные положения (ИП)

для выполнения физических упражнений. Так, для укреп­

ления прямых мышц живота необходимо постепенно увели­

чивать момент вращения силы тяжести туловища за счет

изменения длины плеча рычага, или массы туловища, или

того и другого вместе. Изменение плеча рычага может быть

достигнуто за счет изменения положения туловища. Сгиба­

ние и разгибание туловища сначала выполняются в исход­

ном положении сидя на стуле, на полу. Так обеспечивают

щадящее воздействие на прямую мышцу живота. По мере

Понятие, о биомеханике движений

адаптации постепенно следует переходить к более нагрузоч­

ным ИП: лежа на спине, лежа на спине поперек гимна­

стической скамейки, касаясь головой и ногами пола. Такое

изменение ИП дает возможность постепенно увеличивать

плечо рычага силы тяжести туловища. Усилить воздействие

на прямую мышцу живота можно, увеличив массу тела за

счет выполнения упражнений с отягощением (гантели, ме-

дицинболы), с сопротивлением (резиновые бинты). Удлине­

ние плеча рычага силы тяжести с одновременным увеличе­

нием самой силы тяжести - еще один вариант для укреп­

ления силы этой мышцы.

Другой пример. У больного после перелома в верхней тре­

ти плечевой кости имеются последствия. Возникает необхо­

димость укрепить отводящие мышцы плеча (средние пучки

дельтовидной мышцы, надостную мышцу) для восстановле­

ния подвижности в плечевом суставе. В первой половине

курса лечения для этих ослабленных мышц следует создать

облегченные условия за счет уменьшения момента враще­

ния силы тяжести руки и плеча рычага силы тяжести. Пле­

чо рычага силы тяжести руки молено уменьшить за счет

выполнения отведения в плечевом суставе рукой, согнутой

в локтевом суставе. При этом плечо рычага силы тяжести

руки уменьшится почти в 2 раза.

Для уменьшения веса конечности следует отводить руку

больного с помощью руки методиста или подвесив ее на

лямках, используя блоки, выполняя упражнения в воде. Во

второй половине курса лечения необходимо укреплять и на­

ращивать силу отводящих мышц плеча. Для этого упражне­

ния следует выполнять с полным рычагом (отведение пря­

мой руки в сторону), с удлиненным рычагом силы тяжести

конечности (упражнения с булавами, гимнастическими цап­

ками), с отягощением, т.е. увеличением силы тяжести ко­

нечности (гантели, медицинболы), с сопротивлением (рези­

новые бинты, эспандеры).

Для восстановления подвижности в том или ином суставе

необходимо знать возможные" направления его движений.

У свободного, незакрепленного тела имеется шесть степеней

три поступательных движения в направлениях:

Переднезаднем (вперед, назад),
- поперечном (вправо, влево),
- вертикальном (вверх, вниз);

три вращательных движения вокруг указанных выше

Глава 3

В опорно-двигательном аппарате все костные звенья сое­

динены друг с другом.
Трехосные суставы имеют три степени свободы, это - са­

мые подвижные суставы. К ним относятся сочленение

головы с позвоночником, сочленение позвонков между со­

бой, плечевой, плечелучевой, грудино-ключичный, тазо­

бедренный суставы. Эти суставы по форме - шаровидные

или ореховидные. В них возможны движения вокруг трех

взаимно перпендикулярных осей (переднезадней, попе­

речной, вертикальной) и внутри трех взаимно перпен­

дикулярных плоскостей (фронтальной, сагиттальной и го­

ризонтальной). Плоскости движения располагаются пер­

пендикулярно осям вращения.

В трехосных суставах конечностей возможно отведение,

приведение, сгибание, разгибание, поворот внутрь, нару­

жу; для позвоночника - наклоны вправо, влево, сгиба­

ние, разгибание, повороты вправо, влево.

Двухосные суставы (лучезапястный, сустав I пальца кисти,

пястно-фаланговые сочленения, коленный) имеют мень­

шую подвижность и две степени свободы. По форме они -

яйцевидные, эллипсоидные, седловидные. В них возмож­

ны следующие движения:
- ось поперечная, плоскость сагиттальная (сгибание, раз­

гибание);

Ось переднезадняя, плоскость фронтальная (отведение,

приведение).

В запястно-пястном (седловидном) суставе I пальца кисти
возможны следующие движения: оппозиция (противопо­
ставление) и репозиция (обратное движение).
В двухосных и трехосных суставах возможны круговые
движения.

Одноосные суставы (плечелоктевой, лучелоктевой, межфа-

ланговые, голеностопный, шопаров) имеют одну степень
свободы. По форме они - блоковидные или цилиндриче­
ские. В них возможны следующие движения:
- ось поперечная, плоскость сагиттальная;
- если ось сустава идет наискось, например - в лучелок­

тевой, шопаровом суставах, возможны поворот наружу

(супинация), поворот внутрь (пронация).

Круговые движения в одноосных суставах невозможны.
Все крупные мышцы, осуществляющие движения в суста­

вах, едины с анатомической точки зрения. В то же время

в функциональном отношении они не едины. Различные от-



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама