THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В этой статье мы с вами разберем основные методы эффективной коммуникации. Какова же психология общения с людьми?

Владеть методами эффективной коммуникации необходимо, как в повседневной жизни, так и при ведении бизнеса. Человеку необходимо уметь правильно общаться, уметь слушать, предлагать, убеждать и излагать свои мысли. Владения методами эффективной коммуникации дает возможность человеку находить нужные связи, мотивировать к действию, иногда даже манипулировать и склонять на свою сторону.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

В основе эффективной коммуникации лежит уважение к собеседнику, умении слушать и пытаться понять его слова, чувства и эмоции. Это поможет определить, в чем человек нуждается и к чему стремится.

Методы эффективной коммуникации бывают вербальные и невербальные. К вербальным способам воздействия на человека относятся слова, смысл речи. А вот мимика, жесты, тон, интонация, громкость и тембр голоса – это невербальные способы коммуникации.

Коммуникабельность – необходимое качество людей устанавливать деловые и повседневные связи, отношения. Также это метод влияния на людей, но чтобы он работал, сначала нужно наладить контакт со слушателем. Контакт необходимо установить как на физическом, так и психологическом уровне, чтобы вызвать доверие к себе.

Методы, которые применяются для эффективной коммуникации

  1. Необходимо создать спокойную обстановку, перестать нервничать, так как ваше состояние моментально передается собеседнику или аудитории, перед которой вам нужно выступить. Также нужно создать условия, в которых бы вас ничего не отвлекало от беседы или привлечь к себе внимание аудитории.
  2. Для начала донесите собеседнику свою ситуацию и дайте возможность человеку высказать свое мнение по поводу его отношения к ней. Исходя из этой информации, теперь можно высказать свое мнение собеседнику или оппоненту. Заранее узнав отношение человека к той или иной теме, намного легче влиять на человека.
  3. Еще один из эффективных методов коммуникации является включение в ситуацию. Расскажите человеку историю из своей жизни с похожим финалом.
  4. Очень важно научиться не осуждать человека, не вешать на него ярлык. Постарайтесь понять то, что он говорит без искажения и интерпретации информации на свой лад. Для этого не стесняйтесь задавать вопросы: «Правильно ли я тебя понял? Что ты этим хотел сказать? и т.д»
  5. При необходимости переубедить человека, расскажите ему несколько историй из жизни с нужным вам финалом. В речи ссылайтесь на авторитетные источники информации.
  6. Помогите человеку сделать правильные выводы и расскажите все преимущества решения определенной проблемы новым методом. Прямо говорите о своих намерениях и озвучьте свое предложение.
  7. После окончания переговоров или выступления, скажите, что вам приятно было общаться, и вы намерены продолжать сотрудничество. Вне зависимости от исхода беседы, вы готовы в любой момент оказать помощь или услугу.

Влияние невербального общения на эффективную коммуникацию

Невербальные знаки подсознание человека воспринимает как более искреннее. Больше половины информации человек воспринимает из невербальных источников. Поэтому важно научиться владеть невербальными методами эффективной коммуникации.

  1. Повторение жестов собеседника помогает быстрее установить контакт и вызвать доверие.
  2. Держать дистанцию как минимум полметра, чтобы не нарушать личное пространство человека. Если вы видитесь не в первый раз и контакт уже налажен. То можно прикоснуться к человеку или похлопать по плечу.
  3. Во время разговора не трогайте свой нос и губы. Люди воспринимают эти жесты, как признаки лжи.
  4. Позы и жесты во время беседы должны быть открытыми. Это демонстрирует вашу доброжелательность и искренность.
  5. Постарайтесь говорить не быстро и не медленно, не говорить слишком громко и четко произносить слова.
  6. Не употребляйте частицу «не», это настраивает собеседника против вас. Скажите лучше: «Я с вами согласна, но…», чем «Я не согласна или вы не правы».
  7. Когда слушаете собеседника, наклонитесь немного вперед и периодически кивайте. Это знак, что вы согласны с собеседником и готовы к сотрудничеству.

Эффективное общение с точки зрения психологии

Человек учится общаться с раннего детства. Общение помогает человеку выжить. Есть люди, которые умеют налаживать контакты с детства. Но знание сути психологии общения помогает каждому человеку лучше понимать себя и окружающих, получать радость от общения, от получения новой информации и пользы от дружеского и делового общения.

Нужно уметь правильно общаться с любыми людьми, даже с наглыми и агрессивно настроенными. Давайте рассмотрим основные аспекты в психологии, которые помогают сделать общение эффективным.

  • Человек должен быть самодостаточным, понимать свою ценность и ценность своего личного мнения. В свою очередь, также понимать ценность мнения собеседника. Уважать его взгляд на жизнь.
  • Когда интересы и желания собеседников совпадают, то общение проходит гладко. Но как себя вести, когда назревает конфликт?
  • При общении человек должен чувствовать себя комфортно и расслабленно
  • Не бояться выражать свои чувства и эмоции. Стеснительность, скованность и неуверенность делает общение скучным и неинтересным.
  • В общении важно проявлять заботу и уважение как к себе, так и собеседнику
  • Интерес к разговору и ваше любопытство дает возможность собеседнику больше рассказать о себе. Всегда нужно стараться находить в людях положительные качества, тогда и интерес к человеку проявится сам собой.
  • Открытость и искренность в общении с близкими людьми просто необходимы. Иначе любой разговор теряет смысл.
  • Нужно научиться принимать себя и другого человека таким, какой он есть. В этом случае вы сможете не бояться оставаться самим собой и не подстраиваться под мнение другого человека. И вы, и он имеете право на свою точку зрения. Если вы слишком эмоциональны, то не поддерживайте разговоры о политике, религии или других идеологических темах.
  • Работайте с эмоциями . В этом вам помогут практики медитации. Это необходимо, что вы могли сохранять внутреннее спокойствие и личное пространство.
  • Держите дистанцию, в зависимости от того, насколько вы знакомы с человеком . Не нарушайте ни свое, ни чужое личное пространство.
  • Общение – не только приятные дружеские разговоры, но и возможность вести дела, решать вопросы . Поэтому, вы должны учитывать особенности характера и профессию собеседника. Учитель всегда будет поучать, человек при власти – командовать и управлять, доктор – искать болезни.

Дейл Карнеги известен на весь мир, как автор книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Рекомендованные психолог приемы эффективного общения пользуются огромной популярностью, так как актуальны и полезны для всех. Рассмотрим основные десять методов эффективного общения:

  1. Быть хорошим слушателем. Прежде, чем высказать или навязать свое мнение, лучше услышать мнение собеседника на определенную тему. Это поможет не только расположить человека к себе, но и заранее предвидеть его реакцию на ту или иную тему.
  2. Проявляйте искренний интерес к собеседнику, задавайте ему вопросы. В этом случае он выскажет максимум информации о себе. Так вы вызовете к себе доверие и сможете перенаправить разговор в нужное вам русло.
  3. Ведите себя дипломатично, не увлекайтесь критикой. Больше говорите о том, что согласны с собеседником, но в некоторых нюансах думаете немного иначе. Высказывайтесь мягко и не заостряйте внимание на недостатках человека. Задавайте вопросы так, чтобы собеседник отвечал на них утвердительно. Так вы добьетесь согласия в ходе дальнейшего разговора.
  4. Никогда не спорьте. Выслушайте чужое мнение и проявите уважение. Возможно, вы что-то действительно не учли или упустили из виду. В споре никогда нет победителей. Каждый остается при своем мнении, но услышать противоположное мнение стоит.
  5. Если вы хотите, чтобы человек что-то сделал, то нужно заставить его захотеть этого. Пробудите в человеке интерес и желание достичь того, что вам нужно.

    На рыбалке, не думая о своих собственных пристрастиях, я насаживаю на крючок не клубнику со сливками, а червяка

    Дейл Карнеги

  6. Не пытайтесь доносить свою идею до конца. Ненавязчиво скажите о своей идее, а человек пусть сам загорится ею и развивает эту идею. Пусть думает, что она принадлежит ему. Тогда он самоотверженно будет хотеть воплотить ее в жизнь.
  7. Слушая проблему человека, поставьте себя на его место. Это поможет быстрее понять и вникнуть в ее суть.
  8. Никогда не отдавайте приказы, это ущемляет самолюбие человека. Лучше задавайте ему вопросы, и пусть он сам принимает решение, как справиться с той или иной задачей. Это развивает творческое мышление, а вас избавляет от обиды со стороны подчиненных.
  9. Говорите человеку, как он ценен и важен. Самолюбие и чувство значимости – это отличные стимулы в работе.
  10. Чтобы привлечь внимание к своим идеям, подавайте их ярко и наглядно. К примеру, как в рекламе. Скучная подача с графиками и цифрами оставит всех равнодушными. Яркое представление привлечет внимание к вашей идее.

Методы эффективного общения от Дейла Карнеги помогают людям стать более успешными и влиятельными в сфере коммуникации, избегать конфликтов и споров, а также обрести уверенность в своих словах и действиях.

Психология общения с наглыми людьми

В жизни нам встречаются разные люди, и мы должны быть готовы к любому общению. Часто на нашем жизненном пути встречаются наглецы – это люди, которые бессовестно и нагло ведут себя ради достижения собственной цели и выгоды. Они не считаются ни с чьим мнением, не заботятся о чувствах других людей и считают, что они всегда правы.

С наглыми людьми можно вести себя по-разному. Например, отвечать хамством на хамство, игнорировать, вестись на манипуляцию, ставить на место. Все зависит от ситуации и того, кто перед вами. Нахамить начальнику будет чревато, к примеру.

  1. Первое, что вам нужно сделать, это не бояться говорить «нет». Нужно проявить жесткость и не вестись ни на какие уговоры и манипуляции. Если не понимает отказа, начинайте игнорировать.
  2. Постарайтесь не опускаться до уровня наглеца, как бы сильно вам не хотелось нагрубить. Так вы будете вовлечены в его грязную игру и вряд ли сможете словесно победить прирожденного хама.
  3. Основная цель наглеца – это вывести вас из равновесия, заставить поступить так, как нужно ему. Поэтому постарайтесь сохранять терпение и спокойствие. Доведите его до сумасшествия своим спокойствием и пусть идет ищет другую жертву.
  4. Никогда и никому не позволяйте нарушать ваши личные границы и лезть не в свое дело. Вы имеете полное право защищать свое личное пространство.

Вы должны понимать, что все методы эффективного общения строятся на понимании себя и собеседника. Вы должны научиться разбираться в людях, понимать, с кем имеете дело. В любом случае, уважение, принятие и осознание ценности каждого человека – основа успешного общения.

Несмотря на свой возраст, образование и жизненный опыт, каждый из нас может научиться мастерству эффективной коммуникации. вам потребуется лишь немного уверенности в себе и небольшой багаж определенных знаний. В таком случае вы сможете выразить свое мнение в любой ситуации. Вот как это сделать.

Шаги

Создание благоприятной атмосферы для общения

    Выберите подходящее время. Как утверждается в одной известной фразе, для всего можно найти место и время, и общение не исключение.

    • Не оставляйте обсуждение финансовых проблем или планирование на неделю на вечер. Немногим понравится обсуждать такие важные вопросы на пике усталости. Оставьте такие обсуждения на утро или день, когда большинство из нас бодрствует и находится в зоне действия. В таком случае вы получите ясный ответ на свой вопрос.
  1. Задушевные разговоры. Правильно выберите место для дружеского общения. Если вы вынуждены сообщить что-то, что нельзя легко усвоить (новости о смерти родственника или развод), не делайте этого на людях. Уважайте мнение своего собеседника и общайтесь с ним в приватной зоне. Это поможет вам обеспечить пространство для душевного диалога и удостовериться, что двусторонний процесс общения происходит надлежащим образом.

    Если вы выступаете перед аудиторией, проверьте акустику заранее и попрактикуйте голос. Используйте микрофон в случае необходимости.

    Не отвлекайтесь на посторонние предметы. Выключите все электронные средства. Если зазвонил телефон, отшутитесь, а потом немедленно выключите телефон и перестаньте разговаривать. Не позволяйте посторонним звукам отвлекать ваше внимание. Отвлечение сразу же сводит на нет процесс активной коммуникации.

    Организация общения

    Речь как основа общения

    Общение с помощью языка тела

    1. Узнавайте людей. Конечно, вы не можете знать всех слушателей в аудитории поименно, но если они кивают головой при встрече, делайте то же в ответ. Такой кивок означает, что люди с вами на одной волне. Поэтому, удостойте их приветствием.

      Можно четко выражать мысли с помощью невербального языка. Сознательно используйте выражение лица. Пытайтесь показать пристрастие и сочувствие, используя мягкие, спокойные выражения. Не надо отражать на лице негативные эмоции, хмуриться или недоуменно поднимать брови. Часто понятие положительного и отрицательного разнится в разных культурах и зависит напрямую от ситуации.

      • Будьте готовы к тому, что некоторые жесты ненамеренно провоцируют конфликт культур. Например, стиснутый кулак, сутулая осанка или молчание. Если вы не знаете всех тонкостей той или иной культуры, узнайте о них до того, как говорить с ее представителями.
    2. Смотрите собеседнику в глаза. Визуальный контакт является залогом взаимопонимания, уверенности в вашей правдивости и проявлением интереса к собеседнику. Во время разговора смотрите в глаза собеседнику и поддерживайте визуальный контакт на протяжении разумного количества времени (не перестарайтесь, достаточно 2-4 секунд).

      • Старайтесь охватить взглядом всех слушателей. Если вы выступаете на совете директоров, смотрите в глаза каждому. Пренебрежение визуальным контактом можно посчитать личным оскорблением, и вы можете потерять работу, сделку, уважение и т.д. - все, что вы пытаетесь достичь с помощью разговора.
      • Если вы выступаете перед аудиторией, делайте паузы и создавайте визуальный контакт с каждым слушателем на протяжении двух секунд. После этого обратите свой взгляд на другого. В таком случае каждый слушатель почувствует свою ценность для вас.
      • Помните, что визуальный контакт предписан культурой. В некоторых культурах он неприемлем. Осведомитесь об этом заранее.
    3. Используйте дыхательные возможности и паузы себе на пользу. На самом деле, паузы имеют большое значение. Саймон Рейнолдс уверен, что использование пауз заставляет аудиторию быть более внимательной к словам оратора. Паузы помогают подчеркнуть главное и дают время на переработку информации. Информация, озвученная вами, будет более убедительной, и вашим слушателям будет легче оставаться заинтересованными.

      • Для уверенности сделайте несколько глубоких вдохов перед началом выступления.
      • Во время выступления дышите глубоко и регулярно. Это поможет вашему голосу быть спокойным и уверенным одновременно. Вы также будете чувствовать себя более расслабленно.
      • Используйте паузы, чтобы проверить, следуете ли вы плану выступления.
    4. Что означает этот жест? Используйте жесты руками осторожно. Старайтесь следить за тем, какие жесты вы используете во время речи. Жесты руками обычно помогают подчеркнуть главные пункты (открытые жесты). Но некоторые жесты могут отвлекать или даже обижать некоторых слушателей. Иногда, в случае с закрытыми жестами, возможен конфликт и завершение дискуссии. Когда вы предоставляете определенную информацию, следует следить за движениями слушателей. Они часто помогают определить их отношение к вам.

      Следите за невербальным языком ваших слушателей. Обращайте внимание на блуждающий взгляд, верчение пуговицы и постоянные вздохи. Такие незначительные жесты значительно уменьшают эффективность вашего выступления.

Прежде чем перейти к основным компонентам эффективного общения, подумаем для чего же нам нужно общение? С помощью общения люди обмениваются информацией, эмоциями, составляют определенное мнение друг о друге, и регулируют поведение друг друга.

В психологии эти компоненты называются:

4. Взаимодействие.

Умные термины психологии общения не сделают меня "монстром общения", скажете вы, и будете правы. Итак, основы эффективного общения, разберем эти четыре основные компоненты более подробно?

1. Информация . Что необходимо сделать, чтобы информация дошла до вашего собеседника в полном объеме, и он понял бы ее так же, как и было вами запланировано?

А в чем проблема, подумаете вы. Мы говорим на одном языке, что тут не понятного. Совершим небольшой экскурс в жизнь человека с момента его рождения и до текущей ситуации вашего общения. Каждый из нас обладает , даже близнецы имеют разный опыт и в чем-то не похожи друг на друга. А представьте, какая огромная разница у людей воспитанных в разных семьях, в разных условиях, с разными ценностями, разным темпераментом, и т.д. Несмотря на то, что мы говорим на разном языке, одно и то же слово для каждого из нас несет разный смысл. Взять хотя бы такое простое и понятное слово “мама”. Чаще всего в него вкладывается самый положительный смысл, кажется уже добрее, светлее и прекраснее этого слова нет ничего на свете. А если человек вырос в детдоме, потому что его бросила мать? Это один из крайних случаев, конечно, но будет ли для него слово “мама” таким же прекрасным? Скорее всего, нет. Так с любыми словами и понятиями.

Поэтому так важно при общении стараться использовать слова которые несут одинаковый смысл как для вас так, и для вашего собеседника. Пусть вас не затрудняет задавать уточняющие вопросы, чтобы убедиться, что ваш собеседник правильно вас понял или вы его. Так вам будет проще понять мотивы тех или иных его поступков, а также позволит лучше понять себя , расширит ваш кругозор.

2 Эмпатия . Под обменом эмоциями подразумевается, что вы и ваш собеседник сознательно или бессознательно влияете на эмоциональное состояние друг друга. Для этого, конечно же, в первую очередь надо представлять какие чувства преобладают в вас сейчас. И во власти каких эмоций находится ваш собеседник. И то, и другое лучше всего получается у людей с высоким эмоциональным интеллектом , который в отличие от обычного интеллекта можно развивать и повышать, было бы желание. Итак, вы честны с самим собой и понимаете, какие эмоции в вас сейчас преобладают, почему именно эти эмоции, насколько они желательны, хотели бы вы “поменять” их на другие и т.д. А также в состоянии понять эмоции другого человека, еще лучше, если вы понимаете, почему они возникли, и что нужно сказать или сделать, чтобы изменить эмоциональное состояние собеседника. Чаще всего следует сообщить, что вы осознаете состояние собеседника, если только такое замечание не будет ему в тягость. Это замечание помогает человеку раскрыться и дает почувствовать, что его понимают. Главное для успешного взаимодействия с другими людьми – это умение взглянуть на мир их глазами. Вы должны быть готовы оставить в стороне свои оценки и суждения, а так же собственную картину мира. Только тогда вы сможете увидеть другого человека. В психологии это называется сопереживанием. Сопереживание не означает сочувствие, в первом случае вы понимаете чувства другого, а во втором, вы чувствуете то же самое, что и он. Также раскрытию эмоций другого человека способствует искреннее и открытое выражение вами ваших чувств. Но опять же, только в том случае, если это не заденет собеседника. Например, ваш друг предлагает вам пойти вместе с ним на чемпионат по футболу, потому что его подруга заболела и не сможет пойти. Ясное дело, радостно заявлять: “До чего же хорошо, что она заболела!!”, думаю, не стоит.


3. Рефлексия . Теперь мы плавно переходим к следующей составляющей эффективного общения: рефлексии. Рефлексия - это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению представлять вас в своих мыслях. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются черты характера и поведения обоих. Рефлексии способствует развитие безусловного самопринятия , основанного на осознании и понимании своих слабых и сильных сторон, принятия других, ценностного (уважительного) отношения к партнеру по общению.

4. Взаимодействие . Любое общение всегда предполагает некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей. При соблюдении трех вышеописанных компонентов общения между собеседниками возникает межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияния людей, которые в свою очередь приводят к их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность растянутых во времени реакций людей на действия друг друга. Например, ваш поступок, изменяющий поведение вашего собеседника, вызывает со стороны последнего ответную реакцию, которая, в свою очередь, будет воздействовать на ваше поведение. Поэтому так важно прогнозировать процесс взаимодействия и его результат. Если вы хорошо понимаете чувства вашего партнера по общению, представляете картину его мира, а также то, каким представляет он вас, вы можете заранее предположить, какие ваши действия

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей

Семинар-тренинг для педагогов

Подготовила: педагог-психолог

Бахтиярова Лилия Рустамовна

г. Губкинский, 2013г.

Семинар-тренинг

«Эффективное общение и конфликты»

Повестка:

Приветствие

I. Теоретическая часть

1.1. Общение. Эффективное общение. Техники эффективного общения. Педагогическое общение, его стили (результаты диагностики).

1.2. Конфликт (результаты диагностики). Пути разрешения конфликта.

II. Практическая часть

Тренинг эффективного общения.

III . Рефлексия. Подведение итогов. Прощание.

I. Теоретическая часть

1.1. Общение. Эффективное общение. Техники эффективного общения. Педагогическое общение, его стили и виды.

Уважаемые педагоги, что такое общение?

Общение - это неотъемлемая часть нашей жизни. Мы общаемся постоянно, даже когда молчим (через наши жесты, движения, мимику).

Психологический словарь трактует термин « общение » как «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии, восприятие и понимание другого человека». (Психологический словарь, 1985, с.213). Гуманистическая психология относит потребность в общении к основным, базовым потребностям человека. Только при помощи общения люди могут делиться друг с другом радостью, горем, передавать информацию. Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А. Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человечной.

Известно, что одними из первых специалистов, почувствовавших необходимость в обучении навыкам общения, стали бизнесмены. Так, например, Джон Рокфеллер , подчеркивая, что умение взаимодействовать с партнером – первое из важнейших условий эффективности продаж, говорил, что он готов платить за обучение искусству общения гораздо больше, чем за любой другой товар.

В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первым необходимым условием успешности взаимодействия педагога с родителями, детьми и друг с другом является знание структуры общения . В психологии выделяют три составляющие общения: коммуникативное, интерактивное, перцептивное.

Так, коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

Люди общаются посредством средств общения . Традиционно все средства общения делят на вербальные, невербальные и паралингвистические. К вербальным средствам относят слова, которые мы произносим в процессе общения; к невербальным – жесты, мимику, дистанцию, позиции общения, позы и др.; к паралингвистическим - тембр, темп голоса, интонацию, паузы и т. д.

Какое общение мы можем назвать эффективным?

Эффективное общение - это не просто передача информации. Для эффективного общения , важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник. Эти способности эффективного общения каждый развивает в себе самостоятельно, учась у людей, которые нас окружают.

Можно выделить самые основные правила, которые помогают сделать общение с совершенно разными людьми и в различных сферах жизни более эффективным:

  • Нужно помнить, что для эффективного общения , между собеседниками должен быть установлен контакт.
  • Для эффективного общения рекомендуется также говорить в том же темпе и в том же объеме, а также используя аналогичную позу (стоя либо сидя) что и собеседник. Известно, что люди любят, когда им подражают.
  • Не стоит использовать витиеватые длинные фразы в разговоре, используя лишь общие слова, ведь в этом случае есть риск остаться не понятыми. Важно все же говорить конкретно и по существу, чтобы собеседник мог без труда все понять и при чем понять именно так, как было задумано.
  • Невербальное общение - это очень важная составляющая эффективного общения . Лишь 7% общения составляют непосредственно слова. Это означает, что 93 % общения состоит из мимики и жестов. Невербальное общение используется и для того, чтобы показать ответную реакцию на то, что нам сообщают.
  • После того как разговор закончен, нужно сообщить определенную информацию, обязательно убедившись в том, что вас поняли правильно.
  • Не стоит пассивно воспринимать информацию собеседника. В ходе беседы рекомендуется давать понять жестами, мимикой словами то, что вы слушаете и слышите собеседника, вы понимаете то, о чем он сообщает.

Современный мир устроен так, что без эффективного общения с людьми, сложно добиться успехов в работе, построить личную жизнь. Эффективность общения, в первую очередь, зависит от того, насколько человек владеет речью и открыт общению.

Техники эффективного общения

Рефлексивное (активное) слушание .

Для того чтобы процесс общения оказался более эффективным, педагогу желательно овладеть некоторыми техниками слушания. К эффективным техникам слушания относят рефлексивное (активное) слушание , которое включает в себя следующие приемы: дословное повторение, перефразирование, резюмирование.

Дословное повторение подразумевает воспроизведение вслух части сказанного в неизменном виде. Это может быть целая фраза или несколько слов, которые дают собеседнику понять, что его внимательно слушают.

Перефразирование подразумевает повторение основного содержания, сказанного в более сжатой форме или своими словами. Этот прием позволяет проверить, насколько правильно мы поняли партнера по общению.

Резюмирование представляет собой подытоживание, выделение основных идей говорящего. Данный прием позволяет правильно расставить акценты, определить главное в речи собеседника, а при необходимости - подвести беседу к заключительному этапу.

Все эти техники являются действенными в процессе общения. Так, дословное повторение можно использовать в беседе с не слишком разговорчивыми родителями. Эта техника будет возвращать их к сказанному и побуждать к тому, чтобы добавить дополнительные детали. Перефразирование особенно полезно в тех случаях, когда мы не уверенны в том, что правильно понимаем говорящего. Резюмирование желательно использовать с многословными родителями, что позволит продвигаться в переговорах вперед более быстрыми темпами.
Таким образом, активное слушание, подразумевающее умение слышать информацию и воспринимать чувства говорящего, способствует улучшению общения.


Помимо эффективного стиля слушания существует и нейтральный стиль (нерефлексивный), который на опредленых стадиях беседы так же может помочь достичь желаемых результатов.

Нерефлексивное (пассивное) слушание – это внимательное слушание, при котором обратная связь с говорящим сводится лишь к коротким репликам: «Да, да …», «Угу…», «Понимаю…», «Приятно слышать…» и т.д.Этот стиль слушания можно использовать в тех случаях, когда родитель сообщает нам важную информацию и когда прерывать его рассказ более длинными репликами нецелесообразно.

Также можно выделить следующие техники:

Глухое молчание;

Эхо (повторение последних слов собеседника);

Зеркало (повторение последней фразы с изменением порядка слов);

Уточняющие и наводящие вопросы;

Показ своих эмоций и другие.


Для того чтобы процесс слушания был более действенным, можно воспользоваться следующими рекомендациями:
1. Не перебивать собеседника.

2. Не переводить обсуждение на другую тему (если для этого нет особой причины).
3. Не позволять себе отвлекаться.

4. Не задавать лишних вопросов («не допрашивать»).
5. Не пререкаться с собеседником (если вы мне согласны, выслушайте и убедитесь, что поняли верно, после чего используйте аргументы).
6. Не навязывать свои советы (давать лучше в тактичной форме, например: «Может быть лучше попробовать…», «Мама одного из моих учеников в подобной ситуации поступила так…»).

7. Отражать в поведении, жестикуляции, выражении лица и в словах свое отношение к чувствам говорящего.

Что такое педагогическое общение? Дайте определение.

Педагогическое общение - общение педагога с детьми в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с детьми и управление общением в детском коллективе.

Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и детьми, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Условия эффективности педагогического общения

Условия эффективности педагогического общения в общем виде сформулировал .

  • Общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника - в семье, в ОУ, в учреждениях ДО и др.
  • Если общение сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности.
  • Если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними.

Качества личности учителя, значимые для продуктивного (эффективного) общения

Барьеры восприятия в общении

  • Эффект ореола - распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его ещё неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по-настоящему понять человека.
  • Эффект первого впечатления - обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нём, которое может оказаться ошибочным.
  • Эффект первичности - придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нём, которая поступила раньше.
  • Эффект новизны - придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.
  • Эффект проекции - приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков - неприятным.
  • Эффект стереотипизации - использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения.

Стиль педагогического общения – это определенная система взаимодействия педагога с учащимися. Он определяет всю его педагогическую деятельность, его культуру как педагога. Это очень важная дефиниция в работе учителя, от стиля общения педагога зависит эффективность его работы.

Стиль педагогического общения включает в себя коммуникативную технику педагога (манеру общения), его творческие особенности, его отношение к воспитанникам, а также отношение детей к нему. Таким образом, стиль общения учителя – это очень обширное понятие. Они бывают разными у разных педагогов.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, А. П. Ершова, В. В. Шпалинский, М. Ю. Кондратьев и др.

В соответствии с этой классификацией была проведена диагностика стиля педагогического общения педагогов и узких специалистов (всего 22 педагога) МБДОУ д/с «Светлячок».

По результатам диагностики выявлено, что у педагогов преобладает демократический стиль педагогического общения (20 педагогов – 91% ) , который предполагает умению находить компромиссы в жизни, умению договариваться в любых ситуациях. При таком стиле общения формируется обратная рефлексия, т.е. педагог прислушивается к мнению детей, а они – к его мнению, происходит процесс постоянного взаимодействия. Во время такого стиля общения повышается роль ребенка, он становится самостоятельным, учится сам принимать решения, отвечать за свои поступки. Дети начинают трудиться над одним общим делом, беспокоясь о хорошем результате. Дети учатся трудиться в коллективе. На современном уровне это единственно правильный стиль общения педагога, который учит взаимоприятию, взаимоориентации. Дети без опаски могут с педагогом обсудить любым возникшие сложности, при этом они точно знают, что найдут поддержку в его лице, что он поможет им найти правильный выход из сложившейся ситуации. Основа взаимодействия при демократическом стиле общения – это открытый диалог.

У 2 педагогов (9 %) выявлена склонность к авторитарному стилю , который характеризуется тем, что все решения педагог принимает сам, мнение детей не учитывается. Педагог находится в центре всего процесса обучения и воспитания, он определяет все условия взаимодействия в коллективе. По сути, это диктаторский стиль педагогического общения. Любая инициатива ребенка обрывается на корню, он не имеет права высказать собственное мнение, он, как подчиненный. Если же все-таки случается так, что ребенок высказывает свое мнение, то порождается конфликтная ситуация, которая крайне нежелательна. Этот стиль общения педагога позволяет добиться хорошей дисциплины на уроке, успеваемость тоже на высоте, однако социальный и психологический климат в детском коллективе оставляют желать лучшего.

Дети остаются недопонятыми. Педагог акцентирует внимание только на отрицательных моментах ребенка. Этот стиль педагогического общения также приводит к формированию неустойчивости нервной системы ребенка. Он не может принимать самостоятельно решения, тяжело складываются отношения со сверстниками. Авторитарный стиль порождает формирование неправильного стереотипа, когда доминирует властность и сила над остальными качествами человека, что в нынешних условиях неприемлемо.

Другой крайностью является попустительский стиль. При нем педагог принимает позицию, когда его ничего не интересует, он пускает все на самотек. Решения принимаются только детьми, педагог не вмешивается в их жизнь. Таким образом, роль педагога в таком педагогическом процессе минимальна. Такие педагоги лишь формально выполняют свою роль, а фактически они не участвуют в социально-психологической жизни детского коллектива. Этот стиль общения педагога формирует неправильную жизненную позицию у ребенка, которую он перенесет на всю дальнейшую жизнь, если вовремя не принять соответствующие меры. Дети учатся позиции невмешательства, безразличия к окружающему, равнодушия. При таком подходе страдает и успеваемость, и дисциплина, и отношение к жизни. В целом стиль очень негативно характеризуется. Этот стиль у педагогов МБДОУ д/с «Светлячок» не диагностирован.

1.2. Конфликты (результаты диагностики конфликтности). Пути разрешения конфликтов

Как Вы определите понятие конфликт?

Конфликт (лат. conflictus) - столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

Конфликт – это отрицательное явление?

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

По У. Линкольну , положительное воздействие конфликта проявляется в следующем:

  • конфликт ускоряет процесс самосознания;
  • под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;
  • способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств - до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;
  • приводит к объединению единомышленников;
  • способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты;
  • способствует расстановке приоритетов;
  • играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;
  • благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;
  • приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами;
  • благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.

Отрицательное воздействие конфликта часто проявляется в следующем:

  • конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;
  • он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;
  • препятствует быстрому осуществлению перемен;
  • приводит к потере поддержки;
  • ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;
  • вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию;
  • вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;
  • вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;
  • в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций;
  • конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;
  • конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы.

Существуют многочисленные классификации конфликтов . Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д.

По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие.

По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые - вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно.

По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые - субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.

М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности :

  • «подлинный» конфликт - существующий объективно и воспринимаемый адекватно;
  • «случайный, или условный» - зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;
  • «смещенный» - явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;
  • «неверно приписанный» - конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;
  • «латентный» - конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;
  • «ложный» - конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.

По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:

  • развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;
  • способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.

По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.

Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и ИТР, линейный и офисный персонал, профсоюз и администрация и т. д.).

Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества, сильная преданность своей группе при большой непродуктивной конкуренции с другими группами. Довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных, уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.

Группа более устойчива к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана. Следствием этой кооперации являются свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие по отношению к другой стороне. Поэтому вероятность межгрупповых конфликтов выше в диффузных, незрелых, малосплоченных и ценностно разрозненных группах.

Внутриличностный конфликт - это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.

Межличностный конфликт - это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками. Для женщин более характерны конфликты, связанные с личными проблемами, для мужчин - с профессиональной деятельностью.

Психологически малоконструктивное поведение в конфликте часто объясняется индивидуально-личностными особенностями человека. К чертам «конфликтной» личности относят нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность, импульсивность, несдержанность в чувствах, укоренившиеся негативные предрассудки, предубежденное отношение к другим людям, агрессивность, тревожность, невысокий уровень общительности и др. Говоря о чертах, необходимо отметить такое понятие как конфликтность – это предрасположенность к конфликтам.

Для определения конфликтности была проведена диагностика педагогов и узких специалистов (всего 22 педагога) МБДОУ д/с «Светлячок». По результатам выявлено, что большинство педагогов не любят и избегают конфликтов.

В таблице ниже представлены диагностированные у педагогов комбинации. Подробнее о комбинациях см. в Приложении.

Комбинация

Количество педагогов

ПППП

ППЛП

ПЛПЛ

ПЛПП

ПЛЛЛ

ЛППП

ЛППЛ

ЛПЛЛ

ЛЛПП

ЛЛПЛ

ЛЛЛП

ЛЛЛЛ

ЛПЛП

Пути разрешения конфликтов

Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента во время решения конфликта.

Выделяют пять основных стратегий (К.Томас): соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление.

Какая из стратегий наиболее эффективная по Вашему мнению?

Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени и высокой вероятности опасных последствий.

Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник имеют равные возможности; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы потерять все.

Приспособление или уступка , рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают различные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него; несерьезность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, который нанесен в процессе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на иной результат, давление третьей стороны.

Уход от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерях. Отличается от аналогичной стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а о угасании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт. Избежание, применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время, наличия трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.

Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективным является в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; беспристрастности участников.

Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно они указывают на личные особенности оппонента, уровень нанесенного ему ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, возможные последствия, серьезность решаемой проблемы, продолжительность конфликта.

Наиболее вероятным является использование компромисса, потому что шаги навстречу, что делает хотя бы одна из сторон, позволяют достичь ассиметричного (одна сторона уступает больше, другая - меньше) или симметричного (стороны делают примерно равные взаимные уступки) согласия.

Еще в 1942 г. американский социальный психолог М. Фолет указывала на необходимость разрешения (урегулирования) конфликтов, а не их подавления. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не претерпит серьезных потерь. В дальнейшем данный способ разрешения конфликта получил название «сотрудничество».

II. Практическая часть

Тренинг эффективного общения «Азбука общения»

Цель:
1. Формирование навыков эффективного общения.

2. Отработка техники эффективного общения.


Оборудование:
- карточки с заданиями;

Магнитная доска, фломастеры;

Листы бумаги и карандаши;

В начале предлагаю Вам по итогам теоретической части провести самооценку коммуникативных навыков, в частности степень развития умения говорить, слышать и слушать. Умеете ли эффективно общаться с окружающими людьми?

На доске нарисована лестница. На листах бумаги Вы сможете нарисовать такую же лестницу и условно определить ступеньку и оценить свои умения.


Содержание тренинга

Упражнение «Что за окном»?


Цель: пробудить интерес участников к получению последующей информации о «визуалах», «аудиалах», «кинестетиках».

После этого тренер говорит о том, что у каждого участника было свое впечатление, и каждый высказал его в удобной для него форме. Кто- то начал высказывание со слов: «Я вижу», кто- то сказал «Я слышу», а кто-то: «Я чувствую».
Обсуждение:
Все особенности восприятия окружающего мира, люди часто применяют в повседневной практике, это относится и к педагогам. Каждому учителю важно учитывать канал восприятия собеседника в общении с ним.
Выделяют три типа людей с характерными для каждого из них особенностями взаимодействия с другими людьми: «визуалы», «аудиалы», «кинестетики». К «визуалам » относятся люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Люди, воспринимающие большую часть информации через слуховой анализатор, относятся к « аудиалам» . Те, чьим ведущим каналом восприятия информации являются чувства, ощущения, называются « кинестетиками» . Некоторые авторы выделяют еще и четвертый тип – «дискреты». « Дискреты» - это те, кто воспринимает информацию через логическое осмысление с помощью цифр, знаков, логических выводов.

Каждому типу людей присущи определенные черты, проявляющиеся в речи, позах, взглядах, поведении в конфликтных ситуациях и др. Как правило, в жизни редко встречаются представители «чистой» категории. Однако доминирование восприятия информации через один из каналов позволяет говорить о принадлежности человека к одной определенной категории. Умение определять ведущий тип восприятия мира у собеседника и знание особенностей его внешних проявлений необходимо педагогу для построения эффективного общения. Перечисленные в таблице 1 характерные черты «аудиалов», «визуалов», «кинестетиков» и «дискретов» могут помочь определить ведущий тип восприятия, лучше понять собеседника (родителей, коллег, учеников) и наладить конструктивное общение с ним.

Так, для « визуалов» чаще всего характерна прямая расправленная поза с чуть приподнятыми головой и плечами, высокий и чистый голос, быстрая громкая речь. Как, правило, родители - «визуалы» тщательно конспектируют сказанное учителем. В случае если им необходимо заполнить анкету или письменно ответить на вопросы, педагогу следует учесть, что инструкция по заполнению документа должна быть предоставлена таким родителям в письменном виде. В таком же отношении нуждаются и ученики - «визуалы».

Родители и дети, относящие к категории «аудиалов», встречаются довольно редко. Обычно они могут выполнять данную им устно инструкцию сразу же и правильно. В беседе с ними для педагога важно, чтобы родители сами проговорили свою проблему вслух, что, в свою очередь, может послужить удачным отправным моментом для ее разрешения. Включению таких родителей в диалог с учителем могут послужить такие фразы, как «Давайте поговорим…», «Выслушайте меня…».

Поскольку для « кинестетиков» характерны энергичность, неусидчивость, трудности при необходимости длительное время удерживать внимание на одном объекте, родителям, относящимся к данной категории, тяжело выдерживать продолжительные родительские собрания, длительные монологи.

Общаясь с родителями – «дискретами», педагогу желательно приводить факты, цифры и следить за логичностью своих выводов.

Умение распознавать различные типы людей, в зависимости от доминирующего канала восприятия, и говорить людьми на их языке, используя их активный словарь - важный фактор успешного общения педагога со всеми участниками образовательного процесса.
См. Приложение.

Упражнение «Дискуссия»

Цель: формирование паралингвистических и оптокинестических навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Группа разбивается на тройки. В каждой тройке распределяются обязанности:

Один из участников играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, жесты, пантомимика;

Второй участник играет роль «глухого и паралитика»: он не может говорить и не может пользоваться жестами, пантомимикой.

Третий «слепой и немой»: он способен только слышать и показывать.

Всей тройке предлагается задание «Договориться о месте, времени и цели встречи». На упражнение дается 15 минут.

Упражнение «Взгляд»

Цель: развитие невербальных средств общения; значение взгляда в общении.

Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка:

с укоризной,

с настойчивым запретом,

с безмерным удивлением,

с гневом,

с ожиданием дальнейших действий.

Обсуждается значение взгляда в технике общения.

Упражнение «Тренировка интонации»

Цель: развитие невербальных средств общения; значение голоса и управления им в общении.

Приветствуйте родителей словом «Здравствуйте!» с 10 оттенками:

страха,

удовольствия,

дисциплинированности,

удивления,

упрека,

радости,

неудовольствия,

достоинства,

иронии,

безразличия.

Упражнение «Решение проблемных ситуаций»

Цель: использование техник и средств общения в решении проблемных ситуаций, возникающих в процессе работы.

Группа делится на три подгруппы, каждой выдается карточка.

Задание: решить ситуацию, чтобы остались довольны все.

А) Мать, придя за ребенком вечером, не может найти его варежки, начинает ворчать, злиться на ребенка.

Б) Родители, придя на родительское собрание, на вашу просьбу снять верхнюю одежду отказались.

В) Отец, забирая своего ребенка, бурно отреагировал на ваше предложение помочь в ремонте.

Г) Воспитатель должен утром пойти в поликлинику на прием к специалисту. Его замещает новый педагог, который недавно пришел в коллектив, не знает родителей и детей, а также особенностей группы.

Д) Педагог зашел утром в группу решить какой-то вопрос и уже уходит, так как приближается время визита к врачу. На пути его останавливают родители, дети с различными вопросами и делами, которые надо решить на ходу.

Мама самого активного воспитанника: «Вы хотели побеседовать со мной о поведении сына. Сейчас у меня есть время. Вообще я считаю, что вы к нему несправедливы»

Воспитанник: «Вы обещали сегодня провести на прогулке опыты со снегом».

Задача воспитателя – решить все вопросы по существу за определенный, короткий срок, ИЗБЕГАЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА.

Заключение Игра «Желаю вам…»

Цель: умение доброжелательно общаться с родителями. Сидя в кругу сделать комплимент сидящему рядом участнику как одному из родителей своей группы.

Чтобы расположить к себе собеседника Применить «Правило трех плюсов» Самые универсальные – это:

Улыбка,

имя собеседника

комплимент.

  1. Рефлексия. Подведение итогов.

Понравился ли Вам семинар тренинг? Чем?

Где Вы сможете применить полученные знания?

Литература

  • Березовин Н. А. Проблемы педагогического общения. - Минск, 1989.
  • Добровин А. Б. Воспитателю о психогигиене общения. - М., 1987.
  • Ильин Е. Н. Искусство общения. - М., 1988.
  • Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону, 1997.
  • Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984.
  • Петровский А. В., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. - Ростов-на-Дону, 1993.

    Яркий, взгляд, перспектива, красочный, фокус, кажется, вижу

    Прочный, теплый, спокойный, чувствую, схватывание, прикосновение, мягкий.

    Тон, громкий, находит отзвук, звучит как, благозвучный, слышу, шумит, притих

    Говоря на языке цифр, разумный, логический, знаю, понимаю, ситуация, требует, аргументы.

    Поза

    Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты

    Искривленная, согнутая, голова и плечи опущены

    Голова наклонена
    вбок

    Скрещенные на груди руки, прямая осанка, поднятая голова

    Телодвижения

    Движения скованы, судорожны

    Движения свободные, плавные

    Движения то скованы, то свободны

    Движения не гибкие

    Дыхание

    Высокое, грудное

    Низкое, брюшное

    В полном объеме

    Ограниченное

    Высокий, чистый, быстрый, громкий

    Низкий, медленный, мягкий

    Мелодичный, ритмичный, меняющийся

    Монотонный, прерывистый, густой

    Направление взгляда

    Над окружающими

    Под окружающими (снизу вверх)

    Глаза опущены

    Смотрит над толпой

    Особенности взгляда

    Посмотрит, чтобы услышать

    Скорее прикоснется, нежели посмотрит

    Чтобы услышать не смотрит

    Никакого зрительного контакта

    Поведение в конфликте (категории В.Сатир)

    Обвинитель, принимает агрессивную позу, показывая пальцем. В случае неудачи может чувствовать себя неуспешным.

    Умиротворитель, во всем обвиняет себя. Может чувствовать себя беспомощным.

    Отвлекатель, переводит конфликт в другую плоскость. Может чувствовать, что никому нет до него дела.

    Компьютер, много и нудно говорит. Может чувствовать себя уязвимым.

    «Активный словарь «аудиала», «визуала», «кинестетика»

    Используемые слова, выражения

    «Визуалы»

    «Кинестетики»

    «Аудиалы»

    Существительные

    Видение, горизонт, перспектива, иллюзия, экран

    Тяжесть, дыхание, чувства, напряжение, вес, нагрузка, удар, давление, прикосновение, движение, температура

    Тон, слово, крик, интонация, симфония, речь, шепот, голос, болтовня, монолог, диалог, эхо, музыка, ритм, мелодия, песня

    Прилагательные и причастия

    Четкий, блестящий, яркий, ясный, цветной, пестрый, гигантский, большой, маленький, светящийся, отрытый, закрытый, изолированный, удаленный, узкий

    Чувствительный, сентиментальный, ощутимый, раздраженный, душевный, невыносимый, спокойный, парализованный, крепкий, прочный, твердый, вялый, мягкий, холодный, ледяной, горячий

    Говорящий, глухой, немой, болтливый, шумный, молчаливый, мелодичный, неслыханный, громкий, тихий, благозвучный

    Глаголы

    Видеть, представлять, появляться, замечать, освещать, затемнять, описывать, фокусировать, различать, казаться, иллюстрировать и т.д.

    Касаться, трогать, поражать, давить, ощупывать, стучать, мять, брать, смягчать, сжимать, держать, ощущать, шевелиться.

    Слушать, орать, молчать, рычать, чавкать, кричать, шуметь, усиливать, гармонировать, звонит, звать, объявлять, опрашивать, выражать, обсуждать, излагать

    Словосочетания

    Точка зрения, угол зрения, быть на виду и т.д.

Общение - это неотъемлемая часть нашей жизни. Мы общаемся постоянно, даже когда молчим (через наши жесты, движения, мимику).

Эффективное общение - это не просто передача информации. Для эффективного общения, важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник. Эти способности эффективного общения каждый развивает в себе самостоятельно, учась у людей, которые нас окружают (прежде всего родителей). Вполне возможно, что перенятая в детстве манера общения родителей, не будет эффективной.

Можно выделить самые основные правила, которые помогают сделать общение с совершенно разными людьми и в различных сферах жизни более эффективным:

Нужно помнить, что для эффективного общения, между собеседниками должен быть установлен контакт.

Не стоит использовать витиеватые длинные фразы в разговоре, используя лишь общие слова, ведь в этом случае есть риск остаться не понятыми. Важно все же говорить конкретно и по существу, чтобы собеседник мог без труда все понять и при чем понять именно так, как было задумано.

Невербальное общение - это очень важная составляющая эффективного общения. Лишь 7% общения составляют непосредственно слова. Это означает, что 93 % общения состоит из мимики и жестов. Невербальное общение используется и для того, чтобы показать ответную реакцию на то, что нам сообщают.

После того как разговор закончен, нужно сообщить определенную информацию, обязательно убедившись в том, что вас поняли правильно.

Не стоит пассивно воспринимать информацию собеседника. В ходе беседы рекомендуется давать понять жестами, мимикой словами то, что вы слушаете и слышите собеседника, вы понимаете то, о чем он сообщает.

Эмпатия - понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и проч.).

Эмпатия является базовой техникой в социальной рабо¬те. Но такое утверждение не означает, что это панацея от всех бед. Эмпатия играет важную роль в обеспечении эф¬фективности в социальной работе, но она не заменяет дру¬гих необходимых специалисту профессиональных навыков. Чаще всего специалист пользуется техникой эмпатии в дос¬тижении конкретных целей для того, чтобы:


Выстроить правильные отношения с клиентом. В меж¬личностной коммуникации эмпатия является признаком цивилизованного общения. Приложить усилия к тому, что¬бы быть в курсе событий вокруг своего собеседника, уви¬деть их его глазами, является данью уважения к нему. По¬этому в социальной работе эмпатия играет большую роль в установлении рабочих отношений с клиентом.

Побудить клиента к самоанализу. С помощью эмпа¬тии специалист помогает клиенту глубже вникнуть в свою проблему. Клиент начнет действовать только тогда, когда он осознает свою ситуацию, свои поступки и чувства.

Проверить правильность восприятия клиента. Специ¬алист может быть уверен в том, что он понял клиента толь¬ко тогда, когда поделился своими мыслями с клиентом и получил от него утвердительный ответ. Таким образом, эмпатия является инструментом контроля восприятия.

Оказать поддержку клиенту. Помимо того, что эмпа¬тия играет важную роль в обеспечении взаимопонимания, она может оказаться и действенным средством для поддер¬жания морального духа клиента. В процессе социальной работы никогда не будет лишним показать клиенту, что специалист пытается осознать ситуацию клиента, как бы встав на его место, увидеть окружающий мир глазами кли¬ента.

Облегчить общение. Эмпатия способствует диалого¬вому общению, духу сотрудничества в процессе оказанияпомощи.

Привлечь внимание. Эмпатия помогает клиенту и спе¬циалисту держать как бы в фокусе наиболее важные аспек¬ты процесса общения, включая основные события, поступ¬ки, чувства и эмоции.

Дисциплинировать специалиста. Эмпатия помогает специалисту избежать таких непродуманных действий, как лишние вопросы, несвоевременные и бесполезные советы. Эмпатия одновременно заставляет реагировать клиента и тем самым побуждает его к действию.

Укрепить позиции специалиста. Эмпатия помогает «вымостить дорогу» к более жестким формам технологичес¬кого процесса социальной работы, таким как критика вос¬приятия и позиция клиента, определение целей, формули¬рование стратегий и переход к решительным действиям.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама