THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Прежде чем рассмотреть основные проблемы общества современной России, необходимо понять, что включает в себя понятие «социальная проблема».

Социальные проблемы, общественные проблемы - вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьезными проблемами, требующими коллективных усилий по их преодолению.

Словосочетание «социальная проблема» появилось в западноевропейском обществе в начале XIX века и первоначально использовалось для обозначения одной конкретной проблемы - неравномерного распределения богатства.

В настоящее время, к наиболее острым социальным проблемам принято относить следующие: алкоголизм, бандитизм, бедность, бездомные, безработица, детская беспризорность, высокая смертность, загрязнение окружающей среды, инвалидность, инфляция, коррупция, наркомания, нарушение прав ребенка, низкая рождаемость, положение беженцев и вынужденных переселенцев, положение заключенных и других депривированных категорий, положение людей с ограниченными возможностями, права и свободы человека и гражданина, преступность, преступность несовершеннолетних, проституция, проблема престарелых, распространение ВИЧ-инфекции и других заболеваний, ситуация в армии, самоубийство, социальное неравенство, терроризм, угроза техногенных катастроф, уровень жизни, эстремизм, фашизм .

Конкретный перечень социальных проблем отличается в разное время и в разных обществах, причем дискурс их восприятия и представления со временем меняется.

Называя их социальными проблемами, их рассматривали, во-первых, как некие нежелательные для общества ситуации или обстоятельства жизни людей, которые следовало устранить или изменить в соответствии с идеалами общества и представлениями о «должной» жизни». Во-вторых, присутствие в обществе этих нежелательных условий или обстоятельств, стали понимать как задачу для социальных деятелей, которую можно осознать, поставить и практически разрешить путем определения политики и проведения социальных реформ. Таким образом, социальные проблемы впервые выделились из области социальных явлений, как та их часть, которая подлежит и возможна для корректирования их общественными усилиями .

Окончательной институанализации понятия «социальная проблема» послужили «социальные обследования» или, как их еще называли, «социальные исследования», широко распространившиеся во второй половине XIX в. первоначально в Англии, а затем и в других европейских странах и Америке. Социальные исследования собирали огромное количество статистических данных об условиях жизни беднейших слоев общества. Кроме сбора данных, живописующих социальные проблемы бедняков, социальные исследования производились с целью подготовки и проектирования будущих социальных реформ. Их данные широко использовались в парламентской полемике между консерваторами-аристократами и либералами-реформаторами.

Термин “проблема” в переводе с греческого означает задача. В самом общем виде проблема - это научный или практический вопрос, требующий своего изучения и разрешения. Социальная проблема - это осознаваемое человеком как значимое для него несоответствие между целью и результатом. Это несоответствие возникает, как правило, из-за отсутствия или недостатка у человека средств, необходимых для достижения цели, что приводит к неудовлетворению социальных потребностей.

В процессе развития любого общества возникает множество проблем общесоциального, группового, индивидуального характера. Они пересекаются, взаимопроникают, вызывая к жизни другие, подчас более сложные, проблемы, что чаще всего нарушает привычные жизненные устои, сложившиеся жизненные стандарты и правила поведения, приводит к новым формам социального взаимодействия и порождает потребность в их целенаправленном разрешении .

К началу XX века социальная помощь в основном осуществлялась через церкви, общины, семьи. Однако в результате происходящих процессов индустриализации, урбанизации и индивидуализации общественной жизни эти каналы начинают разрушаться. В связи с этим в первой половине XX столетия происходит перераспределение ролей: одним из главных гарантов социальной защищенности человека становится государство.

Историческая справка

Социальная работа как профессиональная деятельность формируется в конце XIX - начале XX в. Само понятие «социальная работа» производно оттермина «социальный работник», который был предложен С. Паттеном в 1900 г.; в профессиональном значении оно впервые начало употребляться в Англии, США, а затем в разное время и в странах Западной Европы.

Интенсивное развитие капитализма, характеризующее этот период, сопровождалось включением женщин и детей в производство, усиленной эксплуатацией, массовым обнищанием работников наемного труда и, как следствие, ростом революционных выступлений трудящихся.

Нарастание социального неравенства и отсутствие государственных механизмов социальной зашиты способствовало социальным взрывам, потрясшим мир в первые десятилетия XX в. Революционные движения на Западе, три российские революции, мировая война, «великая депрессия» в Америке заставили власти западных государств искать адекватные меры по социальной защите населения, внедрять активную социальную политику. В XX веке развитие европейской и американской цивилизации характеризуется тем, что наряду с репрессиями появляется и механизм социального маневрирования через принятие социального законодательства и основание социальных учреждений, направленных на создание системы социальной поддержки наемных рабочих и членов их семей.

Поиск теоретических решений возрастающих социальных проблем начался еще в XIX в. Возникают первые социальные теории и доктрины, которые и поныне определяют социальную политику некоторых государств. Взгляды представителей позитивизма и либерализма в конце XIX - начале XX в. в США и Западной Европе способствовали формированию понятий об ответственности и моральном долге государства перед личностью, о том, что наиболее рациональным способом решения возникших социальных проблем являются социальные реформы в совокупности с индивидуальным подходом к каждому человеку, нуждающемуся в помощи. В результате этих теоретических изысканий сформировалось три подхода к решению социальных проблем.

Первый подход - революционно-преобразовательный (марксистское направление). Суть его: решить социальные проблемы можно лишь революционным путем, преобразовав само общество. На практике такой подход нашел свое воплощение в бывшем СССР, странах Восточной и Центральной Европы и некоторых странах Азии и Латинской Америки в XX в.

Второй подход - реформистский. Его представители также считали, что причины социальных невзгод заложены в обществе, но выход видели не в революционном преобразовании социума, а в его постепенном реформировании. Данный путь социальных преобразований и развития выбрало большинство стран с капиталистической системой хозяйствования. Особенно преуспели в этом процессе скандинавские страны.

Третий подход - антропологический , сторонники которого исходят из положения, что причины социальных бед человека кроются в нем самом. Основатель этого течения - Мэри Ричмонд, автор классической теории социальной работы, описанной в книге «Социальные диагнозы» (1917). Основываясь на американской идеологии индивидуализма, М. Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Человек выступал в роли своеобразного больного, и задача социального работника сводилась к «социальному врачеванию» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы.

Точка зрения

«В Великобритании дискуссия о том, что представляет собой социальная работа, ведется на протяжении многих лет и является предметом экзистенциальной важности. Ответы могут быть разными.., по сути - это финансируемая государством деятельность, связанная с рядом „тяжелых случаев", в отношении которых необходимо повседневно применять правила, законы, политику. Социальная работа усиливает права, которые не были замечены в другом месте, и обязанности, которые клиентура социальных работников отменила. Поэтому социальная работа является институтом, ориентированным на государство, а не на клиента» (Harris R. Beyond rhetoric: A challenge for international social work // International Social Work. 1990. 33 (3). P. 204-205).

В начале XX века благотворительные общественные организации стали пополняться уже профессиональными кадрами социальных работников, которых готовили многие высшие и средние учебные заведения. Так, постепенно оказание помощи незащищенным слоям населения теряет характер неорганизованной благотворительности и филантропии и приобретает профессиональное качество и соответствующее начинание под названием «социальная работа». Одновременно возникают новые формы деятельности: например, движение сеттльментов (The settlement house movement) - организация поселений для иммигрантов в США и Англии, эльберфельдская система оказания помощи бедным (Elberfeld system) в Германии, Финляндии, Швеции, с частичным участием государственных служащих и др.

Но главным игроком на социальном поле, безусловно, становится государство. Во все большей степени оно начинает осознавать необходимость вмешательства в социальную сферу, а значит, и иметь на государственной службе профессиональных социальных работников. В первые десятилетия XX в. практически все развитые государства проводят активную экспансию в социальную сферу: выстраивают социальную политику, создают правовую базу, разрабатывают модели и системы социальной поддержки населения. В это же время вырисовываются и различия в моделях социальной поддержки населения в разных странах Запада.

Точка зрения

Считается, что в США социальная работа излишне сосредоточена на сфере микропрактики с индивидами и семьями, опираясь в этой сфере в основном на клиническую модель. В 1990 году американский теоретик социальной работы Г. Шпехт предостерегал: «Исходя из существующего положения дел, можно ожидать, что профессия будет полностью поглощена психотерапией в ближайшие 20 лет и функции социальной работы в государственных социальных службах станут незначительными... Психотерапия отвлекла социальную работу от ее первоначальной мечты, мечты о совершенствовании общества, создании „города прекрасного", „нового общества" и „новых границ"» (Specht Н. Social work and the popular psychotherapies // Social Service Review. 1990. 64 (3). P. 345).

В процессе исторического становления социальной работы сформировались три основные сферы практики.

В первой сфере социальная работа предстает как инструмент механизма государственного благосостояния. Внутри нее государство эффективно диктует конкретные направления практики, на которых профессия сосредоточивает свои силы. Кроме того, кадровый состав в своем большинстве также напрямую нанимается государством или государственными службами, которые основаны им и поэтому подотчетны государству. Эта сфера практики включает следующие конкретные направления социальной работы: оказание необходимой поддержки и осуществление контроля за условно осужденными, работу с несовершеннолетними правонарушителями и взрослыми преступниками в коррекционных учреждениях, социальное обслуживание семьи, защита и опека детей, работа в системе социального обслуживания, семейной помоши по различным направлениям социальной поддержки. В этой сфере работают сложившиеся механизмы социального контроля и зашиты.

Вторая сфера практики связана с деятельностью по усилению социального функционирования индивидов и семей, которая напрямую выходит на работу с клиентами. Эта сфера практики имеет несколько ответвлений, включая клиническую социальную работу, семейную терапию, консультирование по вопросам брака, социальную работу в медицине, психиатрии и психотерапии. В данной области практики социальной работы специалисты работают с теми, кто становится их клиентами. Ома охватывает как частные службы, так и государственные.

Третья сфера практики представляет социальную работу, направленную на повышение благосостояния людей, заботу об укреплении здоровья, сплоченности и дееспособности общества. Диапазон деятельности в рамках данной сферы широк: от развития микросопиаль- ной среды до разработки макросоциальной политики. В целом ее можно определить как социальное развитие , поскольку основные цели деятельности здесь направлены на улучшение окружающей среды и общества, в которых развиваются и живут люди. Главной функцией социальной работы в этой сфере выступает служение обществу со всеми его контекстами, включая сообщества и социальные группы, этнические группы, регионы и нации. Кроме того, здесь отражается созидательная миссия профессии - внесение вклада в строительство лучшего мира на различных уровнях. Большинство социальных работников, занятых в этой сфере практики, работают в общественных организациях, остальные - в государственных учреждениях, в том числе в области социального управления, политики, планирования и программирования. И тех и других объединяют общие цели.

Реальный баланс между тремя сферами практики существенно различается в разных государствах.

Точка зрения

В странах Африки социальная работа подчинена государственной системе социального обеспечения и коррекционным подходам, а социальному развитию как направлению социальной работы уделяется лишь незначительное внимание: «Переход к социальному развитию как сфере практики социальной работы стал следствием низкой эффективности коррекционных подходов, которые в основном решают проблемы на микроуровне практики, а такие проблемы, как безработица, СПИД, беженцы, экология, укрепление порядка, остаются за пределами их воздействия» (Kaseke Е. A response to social problems in developing countries // Social Policy and Administration. 1990. 24 (1). P. 19).

В странах Европы существует множество структур, с помощью которых функционируют институты социальной помощи и поддержки. Они отличаются друг от друга, что отражает не только особенности функциональных позиций, которые они занимают в обществе, но и различные взгляды на роль государства в социальном обеспечении граждан, а также на ответственность семьи за выживание и благополучие зависимых ее членов.

В процессе институционализации социальной работы в современных обществах сложилось несколько ее типов:

  • ? государственный;
  • ? общественный;
  • ? смешанный.

Каждый из них имеет свои достоинства и проблемные стороны.

Государственный статус подразумевает возможность централизованного контроля над определением тех членов общества, которые нуждаются в помощи, и ресурсов, выделяемых на оказание поддержки. Минус такого типа социальной работы состоит в том, что помощь в данном случае перестает быть непосредственной этической обязанностью членов общества, а социальное положение нуждающихся неподконтрольно общественности.

Общественная организация , или самоорганизация, помощи нуждающимся представляется значительным явлением с точки зрения качества социокультурной жизни. В этом случае более сильная часть членов общества без побуждения со стороны государства берет на себя ответственность за поддержку более слабой. Реализуется не просто финансовая и материальная помощь, но осуществляется социализация нуждающихся в изменяющихся условиях, поиск путей адаптации, организация их социального участия.

Если ответственность за помощь нуждающимся в ней возлагать только на добровольные общественные организации, их работа не будет носить регулярного характера, поскольку первоочередными для людей являются те основные социальные функции, выполнением которых они заняты постоянно. В отношении же маргинальных групп общественность сама по себе не будет осуществлять ни систематической помощи, ни постоянного контроля.

Прямо или косвенно влияющих на состояние сообщества, а также требующие коллективных усилий для их решения, принято называть социальными. В любом государстве, вне зависимости от того, насколько развитым и прогрессивным оно является, такие проблемы существуют. Естественно, что в зависимости от населения или государственной политики перечень этих вопросов неодинаков для разных стран.

Многие считают, что социальная проблема - это один из вопросов, связанных с положением малоимущих граждан или отдельных категорий населения. Однако это слишком ограниченное понимание вопроса. имеют более широкий диапазон и могут касаться не только отдельно взятого государства, но и мирового сообщества в целом.

Виды социальных проблем

Классифицировать социальные проблемы можно по разным признакам. Можно выделять экономические, демографические, продовольственные и т.п. Одни из них имеют общемировое значение, другие возникают только в некоторых странах. Разделить проблемы можно на следующие группы:

  • Проблемы, возникающие в процессе воздействия человека на природу. К ним можно отнести загрязнение мирового океана, истощение экологические катастрофы и т.д.
  • Проблемы, появление которых связано с системой общественного устройства (иначе говоря - с взаимодействием человека с обществом). Это такие вопросы, как здравоохранение, экономика, классовое неравенство, безработица и множество других.
  • Интерсоциальные проблемы. Проблемы, возникающие между государствами или этносами, объединенными общими интересами или идеей. К этой категории можно отнести проблему локальных военных конфликтов и экономики малоразвитых стран.

Если говорить о то, естественно, в их число входят:

  • Демографическая. Связана со стремительным увеличением населения планеты.
  • Продовольственная. Проблема, связанная с необходимостью обеспечить продовольствием постоянно увеличивающееся население.
  • Энергетическая. Связана с решением вопроса об обеспечении людей энергией и топливом в текущий момент времени и обозримом будущем.
  • Экологическая. Совмещает в себе проблемы загрязнения Мирового океана и атмосферы, утилизации и переработки твердых отходов.

Решение вышеописанных вопросов требует совместных усилий всех государств и сообществ.

Государственные проблемы в социальной сфере

Помимо участия в решении проблем планетарного масштаба, правительство любого государства должно решать и внутренние социальные проблемы, которые у каждой страны свои. Основные социальные проблемы России:

  • Бедность основной массы населения и социальное неравенство.
  • Алкоголизация и распространение наркоманий различных типов.
  • Безработица.
  • Проблема увеличения численности населения.
  • Проблема коррумпированности властей и чиновников.

Конечно, полный список проблем, которые существуют в нашем государстве, гораздо шире. Их решение требует постоянной поддержки и финансирования как на федеральном, так и на региональном уровне.

Для осуществления населения страны сформированы различные социальные институты. Деятельность этих организаций направлена на предоставление населению различных услуг. В их числе:

  • Медицинское обслуживание граждан. Поликлинические услуги, лечение в стационаре, профилактика и оздоровление.
  • Обязательное бесплатное образование.
  • Социальная поддержка. Представляет собой комплекс мер, направленных на поддержание определенных категорий населения: предоставление различных льгот, субсидий, дотаций и пособий, физическая работников.

Ольга Нагорнюк

Проблемы современного общества: какими будут последствия?

Проблемы современного общества в большинстве своем вызваны потребительским отношением человека к окружающей среде и изменением жизненных приоритетов. Когда-то человек боролся за выживание, охотясь на диких зверей и выращивая хлеб, сегодня его целью стало получение богатства и власти.

Характеристика современного общества

Социологи, изучающие проблемы современного общества, назвали его постиндустриальным, не найдя более подходящего слова для описания существующей модели отношений. Постиндустриальной форме объединения людей предшествовали аграрная и индустриальная системы.

Первая существовала с момента, когда homo sapiens начал возделывать землю, пытаясь обеспечить себе пропитание и минимальные средства к существованию. Вторая появилась с развитием производства, когда сельское хозяйство отошло на второй план, а на первый выдвинулась промышленность.

Переход к обществу услуг ознаменовал возникновение постиндустриальной формации, в которой на первом месте стоит информатизация и технологические инновации.

Характерными чертами современного общества являются глобализация экономики и преобладание сферы услуг над промышленностью и сельским хозяйством. Когда мы говорим о сфере услуг, то имеем в виду, в первую очередь, информатизацию. Другими словами, в современном обществе главным источником доходов является не производство, а информационные ресурсы.

Глобальные проблемы современного общества

Казалось бы, прогресс и смещение акцентов в сторону информационных технологий должны были положительно сказаться на состоянии общества. Однако, результат оказался неоднозначным.

Информация не в состоянии прокормить и обеспечить насущные потребности человека — это прерогатива аграрного сектора и промышленности, и они никуда не делись, просто переместились из одних стран в другие.

Вы обращали внимание, что в продаже практически нет товаров, произведенных в США, зато масса продукции, завезенной из Китая? Развитые страны, преследуя цель удешевить свою продукцию за счет недорогой рабочей силы и снизить экологическую нагрузку на свои территории, перенесли большую часть производства в страны «второго» и «третьего» мира.

Угроза экологии

Однако это не решило экологическую проблему: государства не существуют изолированно друг от друга, и парниковый эффект оказывает одинаково негативное влияние на все страны.

Где выход? Пересесть на экологически чистые виды транспорта — электромобили и велосипеды, перейти на природные источники получения энергии, генерируя ее из силы ветра и солнечного тепла.

Наработки в этом направлении есть, но транснациональные корпорации тормозят внедрение экологических технологий, поскольку получают огромные доходы с продажи нефти, используемой при производстве бензина и дизельного топлива.

Перенаселение

Еще одной проблемой современного общества является перенаселение.

Ученые предупреждают: превышение численности населения в 12 миллиардов приведет к разрушению экосистемы планеты, в результате около 5 миллиардов человек из-за жары и голода окажутся на грани смерти.

Сегодня на планете проживает более 7 млрд. человек, согласно прогнозам ООН, при нынешних темпах прироста населения в 2100 году число жителей Земли достигнет 11 млрд.

В качестве способов решения данной проблемы называются и фантастические (переселение на другие планеты), и поражающие своей жестокостью (третья мировая война).

Однако самым оптимальным способом регулирования численности населения называют ограничение рождаемости. Этическая сторона данного вопроса у кого-то может вызвать негодование. Однако здесь человечеству придется выбирать меньшее из зол: не допустить рождения ребенка или дать ему родиться, чтобы в муках умереть.

Недостаток энергоресурсов

Дефицит энергоресурсов может стать причиной краха цивилизации. Запасов нефти, угля и газа в недрах планеты человечеству хватит примерно на 170 лет.

Без этих полезных ископаемых встанут электростанции, остановится производство, станет невозможным виртуальный обмен информацией; человечество, лишенное благ цивилизации, окажется на пороге вымирания и деградации.

Как этого избежать? Разрабатывать альтернативные источники энергии. Но исследования в этом направлении движутся медленно по причинам, о которых мы упоминали выше.

Социальные проблемы современного общества

Развитие общества привело к смещению приоритетов и подмене моральных ценностей материальными.

Стремление обеспечить себе и своим близким комфортные условия существования переросло в жажду наживы, статус и положение в обществе ценятся выше нравственных качеств, а развитые государства во многом выживают за счет стран третьего мира, используя их трудовые и природные ресурсы.

Изменение шкалы ценностей

Аргументируя свои действия правом человека на свободу выбора, некоторые государства легализовали проституцию и наркотики, формируя тем самым в сознании подрастающего поколения новую систему ценностей, где продажа собственного тела приравнивается к работе медика и преподавателя, а курение марихуаны становится нормой жизни.

Высокий уровень преступности

В мире по-прежнему сохраняется высокий уровень преступности. По этому показателю абсолютным лидером является Гондурас, где на 100 тысяч человек приходится 90 умышленных убийств. Прослеживается закономерность: чем ниже уровень духовности в обществе и степень развития этого социума, тем выше там преступность.

Функции формирования духовности в обществе всегда возлагались на семью, церковь и искусство. Если современные родители станут вкладывать своим детям в головы принципы честности и человечности, духовные отцы будут примером для своей паствы, а литераторы начнут ставить во главу угла не тиражи и доходы, а высокую художественность произведений, у нас появится шанс возродить духовность и побороть преступность.

Проституция и наркомания

Наркомания и алкоголизм — социальное зло, в основе которого лежит неудовлетворенность и стремление уйти от проблем. Фактически человек переживает духовное опустошение, и виновато в этом общество, создавшее условия, в которых личность теряет свое «я», начиная искать утешение или новые эмоции в дозе алкоголя или героина.

Кто-то, желая подзаработать, посадил наркомана на иглу, кому-то была безразлична его судьба и он отвернулся от товарища, не предприняв попытки спасти, — человеческое равнодушие убивает. Бездуховность ведет к потере сострадания и деградации общества. Отсюда и остальные беды человека: СПИД, рост проституции, киднепинг.

Решаемы ли проблемы современного общества? Да, решаемы. Мы видим это в масштабах отдельных, вполне благополучных стран: Швеции, Швейцарии, Норвегии.

Имеет ли человечество шанс выжить? Имеет. Но для этого нужно перестать бездумно гнаться за наживой, прикрываясь социальными лозунгами и показной благотворительностью, а бросить все имеющиеся ресурсы на борьбу за экологию, помощь отсталым странам и возрождение духовности.

Готово ли к этому человечество? Ответ на этот вопрос мы узнаем со временем.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Симонова Т.М.

Социальные проблемы всегда сохраняют свою актуальность для общества, но особенно актуальными они становятся в периоды социальных изменений и трансформаций, когда социальные отношения резко обостряются. <…>

Модель анализа социальной проблемы опирается на основные положения социологии социальных проблем, которая дает не только определение социальной проблемы, но и указывает методологию ее исследования. <…>

Самым популярным определением социальных проблем стало определение, данное Е. Рубинтгоном и М. Вайнбергом. Они считают, сто социальная проблема – это ситуация, несовместимая с ценностями значительного числа индивидов, утверждающих, что необходимо действовать с целью ее изменения

<…> Исходя из этого определения социальной проблемы, можно обратиться к ее структуре и анализировать ее «объективное основание и субъективное определение», опираясь на основные методологические положения «объективистской» и «субъективистской» традиций в исследовании социальных проблем.<…>

Объективная составляющая социальной проблемы , ее основание – это ситуация или объективные условия, имеющие набор внешних признаков, которые можно зафиксировать и количественно описать. Она имеет свою традицию исследования в объективистской социологии и предполагает рассмотрение ее в контексте двух достаточно противоположных с методологической точки зрения подходов. Один из них – это традиционный для объективизма системный подход или системная теория и ее хорошо разработанная методология. Другой подход основан на альтернативной по отношению к теории систем теории социокультурного поля. Каждая из теорий имеет свой дискурс, свои достоинства и недостатки, и обе они активно используются для анализа объективной составляющей социальной проблемы.

Классическая системная парадигма в социологии первоначально связана с именами Т. Парсонса и Р. Мертона, а затем с именем Н. Лумана. Согласно теории социальных систем, проблемы – это то, что нарушает работу системы, и это происходит либо внутри системы, либо с самой системой, либо в отношениях системы с другими системами. <…>

Применение теории систем к нашему анализу позволяет рассматривать в виде системы и общество, и группу и отдельного индивида, трактуя их проблемы как проблемы открытых социальных систем. <…>

Социальные проблемы как проблемы функционирования системы, или «системные проблемы», рассматриваются как дисфункции системы. Среди них выделяются три основных вида дисфункций функциональное выпадение, когда не выполняются системные цели (например, не усваиваются социальные роли); функциональные ошибки, когда разрушается смысл социальной системы (например, девиации разрушают интеграцию общества); функциональный конфликт, развивающийся, когда части системы действуют друг против друга, не кооперируются и блокируют систему. <…>

Для выяснения сложности социальной проблемы системная модель предлагает рассмотрение общества на трех уровнях: макро-, мезо- и микроуровне. Социальные проблемы возникают на любом из этих уровней, определяющем ее свойства: масштаб, место локализации, социальные последствия и т.д. <…>

Субъективное определение проблемы в соответствии с субъективистским подходом социологии социальных проблем дает возможность выделить разно мотивированных субъектов проблематизации, которые определяют анализируемую ситуацию как «проблему для себя». Здесь можно выделить две основные группы субъектов: причастные к проблеме и вовлеченные в проблему. Причастные к проблеме, в свою очередь, подразделяются на «жертв» проблемы, т.е. тех, кто страдает от сложившейся независимо от них ситуации и осознает это, и «носителей» проблемы, которые несут проблему в себе и сами являются проблемой для окружающих, хотя могут не осознавать и не признавать этого.

К вовлеченным в проблему относятся те, кто либо вынужден заниматься сложившейся социальной проблемой в силу профессиональных обязанностей, либо занимается ею добровольно, в силу своих интересов. К «профессионалам» относятся, во-первых, «администраторы», обязанные принимать решения относительно возникшей социальной проблемы (местная или центральная власть); во-вторых, представители «помогающих» профессий <…> Они, в свою очередь, могут выступать как в роли «независимых экспертов» по проблеме, так и в роли «заинтересованных агентов», старающихся повлиять на решение проблемы и соотнести его со сферой своих профессиональных интересов. <…>

И причастные к проблеме, и вовлеченные в нее участвуют в процессе проблематизации , т.е. в жизненном цикле проблемы. Проблематизация проходит несколько стадий, начиная со стадии ее осознания причастными к ней людьми, затем стадии общественного признания или легитимации и, наконец, стадии институцианализации, т.е. определения социальной политики. Все перечисленные группы используют различные стратегии в процессе проблематизации , которые можно выявлять и анализировать и без учета которых невозможна адекватная оценка проблемы. Также как невозможна она вне контекста социальной справедливости, к достижению которой и, тем самым, восстановлению ценностного консенсуса общества должно быть направлено решение социальной проблемы.

Таким образом, мы получаем теоретическую модель, которая позволяет анализировать возникающие социальные проблемы, оценивать их и искать способы решения, адекватные выявленным особенностям социальной проблемы. <…> Анализ проблемы позволяет выявить структуру проблемы и на ее основе определить адекватные способы решения проблемы, но само осуществление принятых решений опирается на свои теоретические подходы.

Модель решения социальной проблемы . В современной социологии считается общепринятым, что решение социальных проблем связано с вмешательством, или интервнцией, в социальную жизнь, результатом которой является исчезновение проблемы из контекста социальной жизни. Проблема вмешательства имеет две стороны: теоретическую и технологическую, которые тесно связаны между собой. Они опираются на социологические теории, которые, во-первых, рассматривают вмешательство как направленный социальный процесс; во-вторых, концептуально обосновывают возможности осуществления вмешательства и используют различные технологии вмешательства; в третьих, предлагают свои критерии для определения степени решения социальных проблем. <…>

Другой подход возник позже, он связан в большей степени с субъективистскими традициями и европейскими теориями о взаимосвязи между действиями социальных агентов и структурой. Хотя по отношению к первому подходу он носит скорее альтернативный характер, обе подхода успешно сосуществуют в социальной практике. В то же время каждый из них имеет свои особенности.

Первый традиционный подход опирается на социологическую версию теории рационального выбора Дж. Коулмена, который считал, что критерием оценки работ в области социальной теории должна выступать их потенциальная польза для социальной политики. <…> Согласно его концепции, структурно обусловленные социальные проблемы необходимо идентифицировать на индивидуальном уровне, на этом же уровне разрешать их и ожидать, что «комбинации микрособытий» вызовут изменение макросистемы, и соответственно, решение социальной проблемы, фиксируемой на макроуровне. <…>

Соответственно этому подходу, технология вмешательства базируется на основных идеях К. Поппера о допустимых в социальной практике только частичных или поэтапных технологиях вмешательства. Она представляет процесс, имеющий начало и конец, предполагающий выделение последовательных этапов и обязательное достижение поставленной цели, с которой соотносится достигаемый результат. Таким образом, критерий решения социальной проблемы находится вне процесса решения. И соотношение результата с заданным эталоном определяет степень решения социальной проблемы. Субъектом вмешательства является государство в лице таких социальных институтов, как социальная политика и социальная работа. Соответственно, решение социальных проблем – легитимная государственная деятельность. На макроуровне социальной жизни решением социальных проблем занимается социальная политика, обеспечивающая общий уровень социальной защиты и поддержки всем гражданам государства, а также структурная социальная работа, занимающаяся решением социальных проблем отдельных и достаточно больших групп населения. На микроуровне социальной жизни социально обусловленными проблемами отдельных индивидов или небольших групп занимается социальная работа. Таким образом, решением социальных проблем занимаются специально подготовленные профессионалы – социальные политики и социальные работники.

Второй подход к осуществлению вмешательства в социальную практику, в концептуальном отношении альтернативный первому, основан на акционистских идеях взаимодействия социальной структуры и агентов социального действия. <…> Суть его состоит в том, что социальные проблемы здесь решаются не «сверху» – через социальную политику, и не «снижу» - на уровне социальной работы через решение структурно обусловленных индивидуальных проблем. Они фиксируются и разрешаются на мезоуровне социальной жизни, в «процессе» социальной деятельности действующих субъектов, результатом которого является «изменяющееся общество».

В основании технологии осуществления вмешательства лежит детально разработанный А. Туренном метод «социологической интервенции» <…>, который, в отличие от традиционной для социолога позиции «наблюдателя» переводит его в позицию «деятеля». А Турен подробно разработал процедуры вмешательства в социальную практику, которые позволили в дальнейшем широко использовать метод интервенции не столько в социологии, сколько в прикладных социальных науках.

В частности, идеи А. Турена оказались востребованными социальной работой и заложили основы подхода, который в социальной работе был назван подходом «социального развития», использовался для работы с городскими общинами. <…> Место социолога в этом методе занял социальный работник, который опираясь на свою профессиональную подготовку и технологию «интервенции», помогал городским общинам в их самоорганизации и решении социальных проблем.

В заключение хочется отметить преимущества, которыми, как представляется, обладает предложенная модель анализа и решения социальных проблем. Во-первых, она имеет практическую направленность и ориентирована на использование ее в исследовании конкретных социальных проблем. Во-вторых, она помогает ясно видеть недочеты, существующие в отечественной социальной практике, и показывает пути их преодоления. В области анализа социальных проблем это относится, прежде всего, к необходимости подробного анализа субъективной составляющей социальной работы, который, как показывает практика, применяется лишь частично на уровне выявления, в лучшем случае, «жертв проблемы». А такого рода анализ совершенно необходим для выявления всех субъектов проблематизации и понимания соответствующих стратегий их поведения. Кроме того, этот анализ важен для адекватного представления о социальной проблеме у властей разного уровня, которые до сих пор склонны видеть в себе «субъектов управления», а в других участниках социальной проблемы только «объектов управления», что вызывает полную бюрократизацию отношений населения с властными структурами. В области решения социальных проблем такими же малоизвестными остаются акционистский подход и метод «интервенции», применение которого могло бы, наконец, помочь организовать участие граждан в местном самоуправлении, о котором столько говорится, но для которого мало делается в отечественной социальной работе.

Схема 1

Модель структуры социальной проблемы



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама