THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Хрипунова Лариса Владимировна ,

учитель-логопед МДОУ № 85 «Малиновка»,

г. Северодвинск

Тема: Что мы знаем о гласных звуках.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Обобщить и систематизировать знания детей о гласных звуках: их акустических, артикуляционных признаках, слогообразующей роли гласного;

Совершенствовать навыки звукового анализа путем выделения звука из слов;

Закрепить навыки фонематического синтеза;

Упражнять в делении слов на слоги;

Совершенствовать координацию речевого выдоха и голоса;

Коррекционно-развивающие:

Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;

Развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность;

Развивать общую моторику, учить координировать речь с движением;

Развивать межполушарное взаимодействие головного мозга, бинокулярное зрение;

Формировать умение ориентироваться в пространстве (различать право и лево);

Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания со сверстниками

Оборудование:

Игровое поле, эмблемы и символы-указатели команд, мелкие предметы, названия которых начинаются на гласный звук, карточки-символы заданий, модели гласных звуков, аудиозапись с заданием (письмо почтальона Печкина), пиктограммы эмоций, дидактическая игра «Собери словечко по первым звукам», магнитофон.

Ход занятия:

До начала занятия детей делят на 2 группы: команда кота Матроскина и команда Шарика.

Педагог (П.): Сегодня у нас не обычное занятие, а игра-соревнование.

А сейчас мы отправимся в деревню Простоквашино.

«1, 2, 3 на месте повернись, в деревне Простоквашино окажись!»

Затем педагог предлагает командам занять свои места.

П.: Ребята, подумайте и ответьте на загадку, тогда вы узнаете, о чем будет сегодня наше занятие-соревнование:

Что за красные ребята?

Парами гуляют, танцуют и поют,

Согласных примиряют и слоги создают?

(Гласные звуки)

Раздается стук в дверь.

П.: Кто это? Кто-то пришел к нам в гости?

Входит дядя Федор.

П.: О, дядя Федор к нам пожаловал.

Д.Ф.: Привет, ребята! Я ищу улицу Гласных звуков. Вы не знаете, где она находится?

П.: Ты вовремя пришел. Мы уже на этой улице. И сейчас начинаем игру-соревнование. А тебя попросим быть в нашем жюри.

Д.Ф.: С удовольствием поиграю с вами и проверю, что вы знаете о гласных звуках.

П.: За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. За нарушение правил поведения очко снимается.

Педагог вращает стрелку на игровом поле.

З а д а н и я:

Расскажи, что ты знаешь о гласных звуках .

Педагог задает детям вопросы:

Какие звуки мы называем гласными?

В каком замке живут гласные звуки?

Сколько их всего?

Назовите гласные звуки.

«Рюкзачок».

Д.Ф.: В рюкзачке чудесном, что за чудеса,

В рюкзачке чудесном я принес их вам!

Детям предлагается вынимать по одному предмету из рюкзачка, необходимо сказать его название, выделить и назвать звук, с которого начинается данное слово. Затем подобрать символ-артикуляцию данного звука и пропеть гласный звук с тем настроением, которое изображено на предложенной картинке.

Динамическая пауза.

Сопровождается музыкальной аудизаписью.

Д.Ф.: Ребята, а теперь я предлагаю вам немного потанцевать! Вы любите танцевать? Вставайте парами, лицом друг к другу. Повторяйте за мной. Д.Ф. показывает движения, а дети повторяют.

Тук-тук-туки-ток, Руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки,

Бьет кулак как молоток! попеременно ставим кулачок на кулачок.

Тук-тук-тук-туки, Дети протягивают друг другу руки: один – правую, другой левую,

Застучали 2 руки! затем один хлопает ладонью о ладонь другого ребенка.

Тук-тук-туки-ток, Притопывают правой, затем левой ногой, руки – на поясе.

Застучал мой каблучок!

Тук-тук-тук-туки, Вытягивают вперед ногу, один – правую, другой – левую,

Застучали каблучки! притопывают слегка.

Тук-тук-тук-туки, Дети хлопают ладонью о ладонь друг друга, вытягивая

Две ноги и две руки! руку вперед, притопывают ногой таким образом, что бы

одновременно совершали движения левая рука и правая нога и наоборот.

Звуковое письмо от почтальона Печкина.

Д.Ф.: Я принес вам звуковое письмо от почтальона Печкина. В нем задание, когда вы будете его выполнять, то очень важно работать дружно, внимательно, быстро и правильно!

Вам необходимо будет выделить первый звук в слове, поднять флажок с символом этого звука.

«Собери словечко».

П.: Ребята, а теперь вам предстоит необычное задание. На картинках «зашифрованы» слова. Вам необходимо будет определить первый звук в названии картинок, затем из данных звуков составить слово.

П.: Молодцы, «расшифровали» слова! А теперь разделите слово на слоги и сосчитайте их. (Каждый из детей называет количество слогов, объясняет, почему их столько, припоминая правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).

Д.Ф.: Молодцы ребята, сложные вам предлагались задание, но вы справились! Понравилось вам участвовать в игре – соревновании? А еще я порадовался тому, что, если кто-то затруднялся ответить, то ему помогала вся команда!

Теперь подсчитаем очки, определим победителя. (Подводится итог). Каждый из участников соревнований постарался, а потому – получает заслуженную награду (Д.Ф. дарит детям сувениры-эмблемы).

А мне пора идти, я очень спешу встретиться с другими ребятами. До свидания!

П.: А нам пора возвращаться в нашу группу:

«1, 2, 3, повернись, в группе “Птичка” окажись!»

Фото-фрагменты игры-занятия «Что мы знаем о гласных звуках»



Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе
по теме: «Звук и буква У».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:
научиться четко артикулировать и произносить звук У; знать характеристику и артикуляционный уклад этого звука;
Выделять начальный ударный гласный звук У из слов;
Познакомиться с буквой У, печатать букву У в тетрадях;
Тренироваться в определении положения звука У в начале и середине слова;
Учиться выделять 4 лишний предмет, находить общее в оставшихся предметах.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Предметные картинки (утка, удав, утюг, ухо, утенок, умывальник, паук, улей, буквы, петух, кухня, ива, дуб, будильник, автомат, туфли).Зеркала.
Демонстрационная карточка с буквой У.
Тетради, карандаши.
Разрезная азбука.
Образователь-
ная область Вид деятельности Содержание деятельности
Коммуникация Коммуникативная деятельность 1. Отгадывание загадок.
Под дождем она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Все это шутка,
Ну конечно это - … (утка)
2. Беседа.
Одна – утка, а когда их много – то это …. (УТКИ)
А как зовут детеныша утки - … (УТЕНОК)
А когда их много, то это…. (УТЯТА)
УУУУТКА – какой первый звук в этом слове? - У.
Мы сегодня будем повторять звук У и выучим букву У.
Физическая культура Двигательная деятельность 3. Пальчиковая гимнастика.
А утка – это кто? – Домашнаяя птица.
Давайте вспомним пальчиковую игру про домашних птиц.
Гуси, куры и индюшки
Наклевалися петрушки,
Закусили лебедой
Побежали за водой.
(все пальчики попеременно «здороваются» с большим в такт стихотворения).
4. Артикуляционная гимнастика.
2 год обучения – гимнастика на верхний подъем языка.
- лопаточка
- чашечка
- грибок
- вкусное варенье
- лошадка
- качели и др.
Коммуникация, Социализация Игровая деятельность 5. Игра «Четвертый лишний».
На экране (на доске) : утка, корова, лошадь, свинья.
- Кто лишний? - Утка
Почему? Утка – домашняя птица, все остальные – домашние животные – млекопитающие. (не птицы).
Коммуникация Коммуникативная деятельность 6. Ситуативный разговор, беседа.
Выделение начального ударного гласного У из слова.
УУУУУтка. Какой первый звук в этом слове? - У.Длительное произнесение звука У логопедом, детьми, хором и индивидуально, тихо и громко. наблюдение за положением артикуляционных органов, за воздушной струей, голосом;
Характеристика звука У:
поется голосом, тянется,
губы трубочкой,
звук гласный,
обозначается маленьким красным кругом.Так как гласный - фишка красная. (этот материал – для детей не новый, поэтому дети могут отвечать сами).
Коммуникация,
Социализация Игровая деятельность 7. Игра «Поймай звук У» .
а) из ряда звуков: У, И, А, У, О, А, У, С, У, Ш, А, О, У и т.п.
б) из ряда слогов и звукосочетаний: УА, АМ, АУ, ОП, СУ, МУ, АС, УИ и т.п. в) из ряда слов: умница, аист, удочка, иволга, учит, август, паук, курица, кот, петух, гамак.8. Игра «Подари картинку со звуком У Ульяне»: (с куклой):
На экране (доске) картинки: утка, гусь, апельсин, иголка, улей, дуб, окна, облако, удав, умывальник, осы, ананас и др. (сколько есть)Найти: утка, гусь, улей, дуб, удав, умывальник.
Коммуникация Коммуникативная деятельность 9. Ситуативная беседа.
Где спрятался звук У в словах – утка, улей, удав, умывальник? - в начале слова.
А в словах – гусь, дуб? - в середине слова
(возможна работа с полосками для определения места звука в слове).
Прохлопать слова, поделить их на слоги.
Физическая культура Двигательная деятельность 10. Физкультминутка. «Утята»
Возле речки пять утят в ряд на камешке сидят,В воду пять утят глядят, а купаться не хотят.
Речетатив произносит учитель-логопед, дети только выполняют упражнения.
1. И. п. – стойка ноги вместе, руки, согнутые в локтях, перед грудью. Имитация плавания стилем брасс на груди, затем на спине – темп медленный.2. И. п. – Имитация ныряния солдатиком (приседание, руки через стороны вверх - темп средний.Коммуникация,
Социализация
Чтение художественной литературы
Социализация Игровая деятельность
Коммуникативная деятельность
Двигательная деятельность 11. Игры на развитие внимания и памяти «Что изменилось», «Чего не стало» с картинками на звук У (смотри оборудование)
12. Знакомство с буквой У:
Буква У напоминает ушкиУ зайчонка на макушке.У улитки рожки тожеТак на букву У похожи.
Рассматривание карточки с буквой У,
отыскивание ее в разрезной азбуке, обведение контура. Печатание буквы на доске и в тетрадях.
Коммуникация Коммуникативная деятельность 16. Итоговая беседа.
Труд Трудовая деятельность (до начала и в ходе образовательной деятельности) Выполнение трудовых поручений по подготовке к образовательному процессу.


Приложенные файлы

Конспект

непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

Тема: «Что? Где? Когда?»

Викторина «Что? Где? Когда?»

Задачи: Закрепить знания, полученные на занятиях. Закрепить умение детей строить предложения из 2-4 слов, графически его изображать, закрепить умение проводить звуковой анализ слов, придумывать слова с заданным звуком, умение изменять слова – заменив один звук; делить слова на слоги и называть их. Развивать речь, мышление. Воспитывать внимание, усидчивость, чувство коллективизма.

Оборудование: игровое поле, юла, конверты с изображением сказочных героев и заданиями, черный ящик, зайка, картинки – лиса, рак; призы, фишки; листы с изображением предметов со звуком «З» и «С», карандаши.

Музыкальное сопровождение: записи марша, звукового сигнала, музыки для сопровождения крутящейся стрелки рулетки, исполнение песни.

Ход

Под звуки марша дети входят и садятся за столы.

Внимание! Внимание! Сегодня в детском саду № 11 в группе «Одуванчик» состоится викторина «Что? Где? Когда?». Встречаются знатоки старшей группы, а вопросы для них прислали сказочные герои. Герои из сказок решили проверить ваши знания, полученные в кружке «Путь к школе».

Перед вами игровое поле, в центре юла, по краям разложены конверты с заданиями, вам их прислали сказочные герои.

Объясняю правила игры «Что? Где? Когда?»: раскрутить юлу, на какую цифру покажет стрелка, вопросы того конверта я зачитаю, но прежде вы должны узнать героя, который прислал его, отгадав загадку. А вы на них должны отвечать правильно и полным ответом. Если стрелка указывает на цифру, задание которой уже выполнено, то смотрим по часовой стрелке. Итак, знатоки готовы, игра начинается.

1 раунд (звучит музыка).

Выпал конверт № 1. Кого выгнали из лубяной избушки?

Итак, этот конверт нам прислал сказочный герой – Заяц. Внимание! Вопрос! Ребята, кто выгнал зайца из избушки?

Посмотрите, что это?(схема-картинка) Кто это? Сколько звуков в слове лиса? Какой первый звук в слове лиса?(в слове лиса первый звук [л] – согласный, обозначим синей фишкой)Какой второй звук?([и] - гласный, обозначим красной фишкой). Третий звук? ([с] – согласный, обозначим синей фишкой). Четвертый звук? ([а] -гласный, обозначим красной фишкой).

Итак, какие бывают звуки? (гласные и согласные). Каким цветом обозначим гласные и согласные звуки? (гласные– красным, согласные – синим). Ребята, у вас на столах схемы - картинки, посмотрите какие звуки спрятались и обозначьте их соответствующими фишками.

Я думаю, что заяц доволен вами!

2 раунд (звучит музыка).

Стрелка остановилась на конверте с № 2. Кого лиса похвалила, какая славная песенка? А этот конверт прислал нам сказочный герой – Колобок. Давайте посмотрим, какой вопрос задал нам Колобок! Внимание! Сколько слогов в слове

(дым, грибы, дыня, колобок, машина)? Назовите первый слог в слове машина?[ма]

Второй слог [ши], третий слог [на]. Молодцы!

3 раунд (звучит музыка).

Стрелка остановилась на конверте с № 3. Как звали девочку, которая не знала, что в лесу опасно разговаривать с волками? Конверт от Красной шапочки.

Придумайте слова со звуком [р]: рыба – [р] в начале слова, корзина – [р] в середине слова, трактор – [р] в конце слова.

Назовите одинаковый звук в словах:

а)ложка, лыжи, пила, ёлка.

б)сыр, лиса, миска, слон, автобус.

в) грабли, игрушка, гусь, книга.

Я считаю, что вы с заданием справились.

Физкультминутка «Мы руками хлоп-хлоп».

4 раунд (звучит музыка).

Стрелка остановилась на конверте с № 4. Как зовут самого умного поросёнка, который построил самый крепкий дом?

Наф-наф задаёт вам свой вопрос. Ребята, измените один звук в слове так, чтобы получилось другое слово.

Лак-рак; мак-бак; кора-гора; стол-стул; палка-галка; коза-кора; грач-врач; дом-дым; дом-лом, ком; кот-кит; рука-река; река-репа; лёд-мёд; дуб-зуб; лук-жук; корова-корона; малина-калина; калина-кабина; лев-лес; танки-санки; халат-салат; Маша-Паша, Саша, Даша; Коля-Толя.

Я думаю очень приятно Наф-нафу, что вы знаете очень много слов

5 раунд (звучит музыка).

Стрелка остановилась на конверте с № 5. Кто говорил такие слова: «Сяду, сяду на пенёк, съем, съем пирожок»? Сказочный герой Медведь.

Уважаемые знатоки! Внимание! Чёрный ящик! (музыка)

Отгадайте, что находится в чёрном ящике. Что за зверь лесной.

Встал как столбик под сосной,

И стоит среди травы –

Уши больше головы.

Кто это? В черном ящике заяц.

А теперь придумайте про зайца предложение: Заяц любит морковку.

Какое первое слово?(второе, третье). Нужно графически изобразить на доске.

Молодцы!

6 раунд (звучит музыка).

Стрелка остановилась на конверте с музыкальным инструментом. Музыкальная пауза (ребёнок из подготовительной группы исполняет песню).

7 раунд (звучит музыка).

Стрелка остановилась на конверте с № 6. Ребята, кого лиса уносит за тёмные леса, за высокие горы? Петушок посылает нам задания

Дорогие знатоки! Укажите стрелкой в каких словах живут эти буквы «з» и «с».

Ребята, на все конверты с вопросами и заданиями мы ответили.

Чем же мы сегодня занимались?

  1. Делили слова на слоги;
  2. Определяли количество звуков в слове;
  3. Составляли предложения;
  4. Придумывали слова со звуком [р];
  5. Заменяли одну букву в слове и получали новое слово;
  6. Называли одинаковый звук в словах.

Забегает помощник воспитателя и сообщает, что передали детям посылку. Открываем посылку и читаем: «Дорогие ребята, мы очень рады, что вы справились со всеми заданиями и угощаем вас сладким призом».

Игра-викторина в подготовительной группе по обучению грамоте «Клуб Весёлых и Находчивых дошколят»

Цель: обобщение и закрепление знаний по изученным темам с элементами праздника.

1. Развивитие фонематического слуха, творческой активности, воображения, быстроты реакции.

2. Закрепление умения детей в составлении и чтении слов по слогам;

3. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза, логического мышления;

4. Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, коллективизма, духа соревнований.

Оборудование: мультимедийная презентация, 2 мольберта, квадратики для звукобуквенного анализа, конверты со слогами.

Литература: Е. В. Колесникова «Методическое пособие для детей 5 - 7 лет «Звуки и буквы», Л. Ю. Бондарева «Обучение грамоте дошкольников и младших школьников»

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Дорогие ребята! Вот вы уже и выросли. Скоро настанет пора идти в школу. Очень долго вы трудились в стенах нашего детского сада: учились правильно произносить звуки, грамотно строить предложения, составлять интересные рассказы, и я знаю, что вы готовы пойти в школу и учиться на «4» и «5». Вы научились читать, думать, находить правильные ответы на трудные вопросы. Сегодня у нас интересная и необычная игра-викторина, на которой вам пригодятся ваши знания и умения.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в интересную игру «КВН»! Узнаем, какая команда самая дружная, самая находчивая, сообразительная.

(врываются кот Базилио и лиса Алиса)

Сказочные герои: Тааааак! А что это такое творится и без нас?

Воспитатель: А у нас игра-викторина - КВН!

Сказочные герои: КВН? Это как по телевизору что ли!

Воспитатель: Почти! Наши ребята будут показывать свои знания, свою сообразительность!

Сказочные герои: Ого! Ничего себе! Как интереееесно. А можно с вами?

Воспитатель: Ребята, возьмем с собой кота Базилио и лису Алису?

Воспитатель: Тогда вы будете помогать командам (каждый сказочный герой выбирает себе команду)

Сказочные герои: Согласны! Согласны! Я выберу себе эту команду …. и т. д.

Воспитатель: Всем! Всем! Всем! Начинаем наш КВН. Сегодня в нем участвуют две команды. Приветствуем участников игры. Команда «АБВГДейки», капитан команды Михалёва Настя! Команда «Грамотейки», капитан команды Мымрин Семён.

Воспитатель: Работу наших команд будут оценивать компетентное жюри: наши любимые родители!

Воспитатель: Итоги будем подводить в конце игры. Итак, начинаем нашу игру.

Первый конкурс «Приветствие»

Первыми приветствует соперников команда «АБВГДейки».

Наш девиз: АБВГДейки круче всех!

Их ждет большой успех!

С ответным словом выступает команда «Грамотейки».

Наш девиз: Грамотеи просто класс!

Победят сегодня вас!

Второй конкурс «Разминка»

Буквы- значки, как бойцы на парад

В чётком равнении построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется всё (алфавит) .

Сколько букв в русском алфавите?

(Тридцать три)

Сколько гласных? (Десять) .

Какие буквы не обозначают звуков? (Ъ, Ь) .

Айболиту все сперва

Говорили букву … (А)

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква … (О)

Давно известно детям всем:

Корова знает букву … (М)

Каждый барашек скажет тебе,

Очень уж любят они букву. (Б)

Для шипенья хороша

В алфавите буква. (Ш)

Узнаешь сразу ты её -

С двумя глазами буква. (Ё)

«Хи-хи-хи, ха-ха-ха! » -

Так хохочет буква … (Х)

Ходит с палочкой, увы,

По страницам буква … (Ы)

Не получится борща,

Всё смягчает … (мягкий знак)

Мы запомнили легко:

Номер первый - буква. (не О, а А)

Кусок от бублика я съел,

И получилась буква … (не Л, а С)

Круглой формы голова,

Той же формы буква … (не А, а О)

Скажешь ты наверняка,

На турник похожа. (не К, а П)

Слово вкусное УХА

Начинает буква … (не Х, а У)

Буква первая, друзья,

В алфавите - это … (не Я, а А)

Алфавитную семью

Возглавляет буква … (не Ю, а А)

Это вовсе не враньё:

Звука нет у буквы … (не у Ё, а у Ь или Ъ)

В алфавите буква … (не Ц, а Я)

Третий конкурс «Звуковой»

Придумать как можно больше слов к заданному звуку.

АБВГДейки: «т»

Грамотейки: «с»

Физкультминутка!

Мы ногами топ, топ

Мы руками хлоп, хлоп

Мы глазами миг, миг

Мы плечами чик, чик

Раз сюда, два сюда

(повороты туловища вправо и влево)

Повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Сели, встали, сели, встали

Словно ванькой-встанькой стали

А потом пустились вскачь

(бег по кругу)

Будто мой упругий мяч

Раз, два, раз, два

(упражнение на восстановление дыхания)

Вот и кончилась игра.

Четвёртый конкурс «Найди звук»

Я буду называть слова со звуком «И», а вам нужно определить, где этот звук спрятался в начале, в середине или в конце.

Ива, тучи, игра, листочки, дожди, подснежник, грачи, фиалка.

Воспитатель: Прежде чем начать следующий конкурс давайте вспомним:

Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

А согласные делятся? (на твердые и мягкие, ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ)

Квадратиками какого цвета обозначаются гласные звуки? Согласные твердые? Согласные мягкие?

Пятый конкурс «Разбор слова»

(конкурс капитанов)

Провести фонетический разбор слов: дом, жук, луна, мука, стол, двор.

Воспитатель: А пока наши капитаны заняты, мы с вами поиграем!

Сказочные герои: Можно У нас есть такая интереснаЯ игра! В неё всегда только мы выигрывали! Она называется «Нос, пол, потолок».

Воспитатель: Настроение у всех хорошее, лица весёлые, глаз радуется на вас глядя. А мы продолжаем.

Шестой конкурс «Собери слово»

Каждой команде даются слоги, из них нужно собрать слова!

Ва - за мы - ло

Ут - ка ут - ро

Ма - ши - на ма - га - зин

Воспитатель: Ребята! Вы сегодня очень хорошо играли, отвечали на все вопросы. Вы были дружные, сообразительные, находчивые!

Вам понравилась игра?

Задания были трудные?

Воспитатель: А пока жюри подсчитывает баллы, у нас музыкальная пауза!

(поют песню «Пять лет мы дружною семьей»)

Воспитатель: А сейчас наступает самый приятный и волнующий момент. Предоставляем слово жюри.

Жюри объявляет итоги, обосновывает их, побеждает дружба!

Сказочные герои: Однако, вы действительно, очень умные и сообразительные дети! Мы уже однажды видали такого, Буратино его зовут! Но что таких смышленых бывает много, мы даже и не знали!

Воспитатель: Спасибо вам за помощь! (пожимает руку каждому герою)

Сказочные герои: Обращайтесь!

Воспитатель: Ну что ж, ребята, спасибо вам за ваши улыбки, за то, что весь год не давали скучать! Но вам пора уже в школу!

Открывает двери школа,

Встали вы на трудный путь,

Сколько будет дней веселых,

Но трех правил не забудь!

На уроках будь внимателен,

На вопросы отвечай,

Дома делать обязательно

Все заданья успевай!

Пожелаем вам везенья,

Трудолюбия, терпенья,

Чтоб дневник ваш украшать

Могла только цифра «пять»!

Конспект викторины для дошкольников 6-7 лет по обучению грамоте. «В гостях у дедушки сома»

Масейкина Людмила Петровна, воспитатель, ГБОУ Школа №138.
Материал может быть полезен воспитателям подготовительных групп ДУ.
Интеграция образовательных областей: познание, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель . Познакомить с типом текста рассуждением.
Образовательные задачи :
Познакомить с новым типом текста - рассуждением.
Продолжать учить определять тип текста.
Упражнять в определении количества слов в предложении.
Упражнять в составлении звуковых схем коротких слов.
Закреплять и углублять знания детей о рыбах.
Развивающие задачи :
Развивать монологическую речь.
Развивать фонематический слух.
Воспитательные задачи :
Воспитывать целеустремлённость и сотрудничество.
Воспитывать любовь к живой природе.
Материалы .
Картинки: «Сом», «Щука», «Карп», «Налим», наборы фишек для составления звуковых схем, шапочка сома для ребёнка, фишки – рыбки для подсчёта баллов, принадлежности для игры "Сом и рыбёшки", мультимедийный проектор.
Предварительная работа : знакомство с пресноводными рыбами, составление звуковых схем небольших слов, характеристика звуков русского языка, определение количества слов в предложении, упражнение в составлении описательных и повествовательных текстов, заучивание с одним из детей текста, необходимого для проведения викторины, п.и. "Сом и рыбёшки".
Ход викторины
Дети сидят на ковре, включается музыка звуков природы -текущей воды.
Воспитатель: -Сегодня мы отправимся в гости, угадайте к кому?
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(сом)
Появляется мальчик в шапочке сома. (Звук воды выключается)
- Здравствуйте дети! Я предлагаю вам провести викторину, разделитесь на две команды, пусть одна команда называется «Щука», а другая – «Карп», выберите капитанов своих команд Садитесь за игровые столы. За каждый правильный ответ я буду давать команде игрушечную рыбку.
Задание№1
Составьте звуковые схемы названий своих команд.

(ребёнок - сом проверяет правильность выполнения заданий, . выдаёт фишки-рыбки)
Задание№2
Воспитатель:
-Определите тип текста.
Текст для команды «Щука»:
«Щука стояла в зарослях водорослей и поджидала добычу. Вдруг что-то блеснуло в воде. Щука бросилась на добычу и схватила блесну. Щука стала рваться и крутиться, стараясь оборвать леску. Вот, она рванулась изо всех сил и оборвала леску. Освободившись, щука спряталась под корягу. »
Что это: повествование или описание? (повествование)
Текст для команды «Карп»:
«Щука – хищная пресноводная рыба. У неё вытянутое тело, покрытое чешуёй. У щуки есть и спинной плавник, и брюшные плавники. у неё есть жабры. В пасти у щуки – острые зубы »
Что это: повествование или описание? (описание)
А теперь, послушайте ещё один текст. Текст называется «Налим -полярник» (выставляется картинка)
« Налима называют полярником, потому что он:
во- первых, активен зимой, а летом подолгу спит где -нибудь на
дне; во – вторых, у него двойная чешуя и толстый подкожный
жир, что позволяет ему не мёрзнуть в холодной воде;в – третьих, - у него зоркие глаза, налим может охотиться в темноте. Налим водится в северных холодных реках, а в южных почти не встречается, значит, полярником его называют правильно»
.
Можно ли назвать этот текст повествованием? А описанием?
Как же нам узнать, что это за тип текста?
- Спросить у воспитателя, посмотреть в интернете.
В тексте рассуждается о том, почему налима можно назвать полярником. Поэтому такой тип текста называется.............................рассуждение.
-Да такой тип текста называется рассуждением. В таких текстах о чем – то рассуждают, доказывают свою правоту, делают вывод. В текстах- рассуждениях часто встречаются слова: во -первых. во -вторых, следовательно, значит, таким образом.
А сейчас наш сом расскажет о себе, а вы постарайтесь определить тип текста.
Задание №3
Рассказ сома для команды "Щука"
Меня называют ночным хищником, потому что я: во- первых, не люблю яркое солнце, я люблю полежать в яме на дне или заплываю под корягу. во вторых, днём я сплю где-нибудь в укромном месте, в- третьих, на охоту выхожу ночью, хватаю сонных рыбёшек. Могу даже схватить спящую на воде утку. Следовательно, я действительно ночной хищник.
-Рассуждение
Воспитатель:
- Да, вы правильно сказали, это рассуждение.
А теперь команда "Карп" попробует определить тип текста.
Сома никогда не встретишь в море. Сом - житель рек. А в реках вода пресная. Если сома пустить плавать в солёную воду, то сом погибнет. Следовательно, сом - пресноводная рыба.
_ Рассуждение. (дети получают рыбку - фишку)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Игра имитация «Сом» - дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Широка и глубока
Под мостом текла река.
Под корягой, под мостом,
Жил в реке усатый сом.
Он лежал на дне часами,
Шевелил во сне усами.
На охоту выходил,
Плавниками шевелил.
«Если вверх я приплыву,
И утёнка проглочу.
А потом опять на дно,
Где спокойно и темно.
Воспитатель: Продолжаем нашу викторину. Мы с вами выяснили, что в текстах – рассуждениях, что – то доказывается, вот и вы сейчас попытаетесь составить такие тексты.
Задание№4
Команда «Щука» докажет утверждение – «Сом имеет защитную окраску» (Команде даются две картинки сома, вид сверху на фоне дна, вид снизу на фоне поверхности воды) , команда «Карп» докажет утверждение – «Сом - это рыба.» Каждая команда, посовещавшись, составляет рассказ и рассказывает его. получает фишку, если рассказ правильный.
Рассказ команды " Щука":
Сом сверху тёмный, дно тоже тёмное. Если смотреть на сома сверху, то на дне его не заметишь. Снизу сом светлый. Если смотреть на него со стороны дна, то его не увидишь на светлом фоне поверхности воды. Окраска тела сома позволяет ему быть незаметным. Значит у него защитная окраска .
Рассказ команды "Карп":
Во - первых у сома есть жабры, а жабры есть у рыб.
Во -вторых у сома тело покрыто чешуёй. как у рыб
В -третьих, у сома есть плавники, как у рыб. Рыбы живут только в воде.. Когда сома вытаскивают из воды, сом погибает. Значит. сом -это рыба.

Задание №5
Определите сколько слов в предложении.
Мы поймали карася . (3) - команда «Щука»
Налим ест много рыбы . (4) Команда «Карп»
Итог . Воспитатель:
-Дети, с каким типом текста мы сегодня познакомились?
-Рассуждение
- Давайте подведём итог нашей викторины. Команды, посчитайте заработанные очки, у кого рыбок больше? Команда-победитель совершает круг почёта под аплодисменты детей.
Воспитатель: -Вам понравилось в гостях у сома? Дети, давайте поблагодарим нашего сома- помощника. (Дети хлопают). Сейчас можете поиграть в игру "Сом и рыбёшки" (включается фонограмма звуков текущей воды) Рыбёшки двигаются по группе, по команде "Сом" рыбёшки подходят к укрытиям, на которых написаны числа. обозначающие максимальное количество спрятавшихся рыбёшек. Сом проверяет соответствие числа и количества укрывшихся рыбёшек. Лишних рыбёшек сом уводит к себе. Игра продолжается со сменой ведущего и сменой мест укрытий.
Литература
1. «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под. Ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез. 2015. – 368с.
2. Вахрушев А.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей. М.: Издательство: Балас, 2012-390с.
3. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская. \под ред. Н.д.Дуровой. - М.: Школьная Пресса, 2001. - 144 с.
4. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.--метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 288 с.
5. Физкультминутки: Материал для проведения физкультурных пауз / О.Узорова, Е. Нефёдова.- М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО АСТ»; ЗАО НПП «Ермак»,2004. -96с.


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама