THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «БЕРЕЗКА»

Разработала воспитатель
Шибанова Э. А.

Городской округ г. Бор
2017 г.

Игры на развитие социально- коммуникативных умений и навыков детей среднего дошкольного возраста.
Дети живут и развиваются вместе с нами, окруженные разнообразными источниками воздействия как положительного, так и отрицательного характера. Они постоянно обрушиваются на ещё только формирующиеся чувства и эмоции.
Основными средствами организации нравственного развития дошкольников стали простые доступные игры, влияющие на положительное мироощущение и восприятие детей.
Средствами формирования нравственных представлений, чувств, привычек являются различные педагогические методы и приёмы. .
Проблемная ситуация «Лужа»- дошкольникам была предложена ситуация: «представьте себе, что вы идете из детского сада домой с мамой и видите, как большой мальчик толкает маленькую девочку, девочка упала в лужу – сандалии её промокли, панамка с головы упала и девочка плачет, что бы вы сказали своей маме? Как бы поступили? Чем расстроена девочка? Ребята в жизни иногда настроение человека зависит от поведения другого, подумайте, как бы вы поступили». Эта ситуация определяет насколько дошкольники отличают плохие поступки от хороших.
Средством воспитания является и сюжетно-ролевая игра «Больница»
Сюжетно-ролевая игра проводится детьми и направляется взрослым с целью формирования заботливого отношения друг к другу, проявления внимания и доброты. Средствами и способами этой игры являются кукла-врач которая приходит в детский сад и говорит, что она обследовала очень много больных детей, не хочет ли ей кто-нибудь помочь? Кукла пробуждает интерес детей к игре. Дети активно начинают играть: врач ведёт приём больных, медсестра выписывает рецепт, даёт советы, фармацевт выдаёт лекарства в аптеке, скорая помощь отвозит больных в больницу. И вот наконец все больные поправляются и все радуются тому, что они здоровы. Содержание этой игры позволяет выявить отношения детей друг к другу.
Были разработаны игры, которые направлены на общее взаимодействие детей и объединение их между собой.
Игра «Внимание-внимание».
Дети садятся в круг, а ведущий- взрослый садиться спиной к детям и объявляет: «Внимание, внимание у нас потерялся ребёнок (подробно даёт описание внешнего вида какого-нибудь ребёнка) -Пусть он подойдёт к директору». Дети должны внимательно осмотреть друг друга и определить, о ком же идёт речь, и по возможности назвать имя и фамилию этого ребёнка. В дальнейшем в роли диктора может выступать любой ребёнок. Эта игра направлена на сплачивание детей в коллективе.
В ходе эксперимента нами были проведены игры, направленные на создание положительного настроя и доброго отношения друг к другу.
«Волшебные колпачки»
Детям на голову надеваются разноцветные шапочки-колпачки из цветного картона. В руки дети берут палочки, они превращаются в волшебные. Палочками дети дотрагиваются друг до друга и при этом говорят волшебные добрые слова: «здравствуйте, простите, будьте добры, спасибо, мне очень приятно». Эта игра способствует формированию культурно- гигиенических навыков у детей.
Следующая игра направлена на развитие умения понимать друг друга без слов. Игра «Передай сигнал» проводится когда дети стоят в кругу и держаться за руки. Ведущий первый пожимает руку стоящему с ним рядом ребёнку, тот ребенок, в свою очередь посылает сигнал около него стоящему ребёнку. Сигналы можно передавать и влево и вправо, но произносить слова и разговаривать нельзя. Когда к ведущему, снова возвращается сигнал, он поднимает руку и говорит: «Сигнал дружбы получен». Когда дети научаться чувствовать своё пожатие и пожатие другого человека можно усложнить игру – закрыть глаза. Главное правило этой игры общение и понимание друг друга без слов. Эта игра направлена на развитие внимания, ощущений, переживаний.
«Общий рисунок»
Эта игра может научить детей прислушиваться друг к другу, договариваться, учитывать чужое мнение, делиться ограниченным пространством. Правила игры: детей необходимо разделить на группы по 3-5 чел. На каждую группу даётся один большой лист бумаги, потом взрослый говорит, что дети будут рисовать на одном большом листе все вместе. Но сначала нужно договориться между собой и распределить кто, где будет рисовать. При проведении этой игры дети сразу начали рисовать, не договорившись не о чём, они спорили и ссорились. И только после объяснений им с трудом удалось понять, что значит договариваться друг с другом и уступать. При Проведении этой игры детям помогает понять, что значит уступать и договариваться.
Игра «хорошее - плохое». Эта игра развивает умение различать нравственные нормы хорошо-плохо, добро-зло. Вначале игры педагог просит детей выстроиться в ряд, встаёт перед детьми с мячом в руках. Затем каждому из них педагог бросаёт мяч и называет любой добрый или плохой поступок. Дети по очереди ловят мяч и каждый говорит хороший это поступок или плохой. Если поступок назван верно ребенок делает шаг вперёд. Если кто то случайно называет хорошее плохим и называет неверно, он делает шаг назад.
Побеждает не тот, кто первым дойдёт до педагога, а тот кто больше помогал своим товарищам определять плохие и добрые поступки. Этот же ребёнок становиться ведущим в следующий раз. Эта игра формирует умение помогать, поддерживать, если кто-то ошибается.
Игра «Поделись своим богатством». Эта игра проводится только после того, как взрослый внимательно наблюдал и изучил детей, то с чем играют дети в группе. После того, как самостоятельные игровые интересы изучены, взрослый складывает в один мешочек все те игрушки с которыми любят играть дети (кубик, карандаши, пластилин, куколка). После этого детей сажают в круг, а дети, которые не любят делиться своими игрушками, становятся водящими. Если дети играют в игру первый раз, то педагог вынимает из мешочка игрушки рукой ребёнка- водящего. Так из мешочка ребёнок- тот, кто жадничает- раздаёт предметы и игрушки всем детям, говоря при этом: «Это я дам Сереже, а это я дам Кате». Эта игра способствует формированию умения не жадничать, делиться, совместно пользоваться общими предметами и игрушками.
Упражнение «Пирамида любви»
Перед игрой каждый должен вспомнить, что мы все что- то любим, и нам что- то нравится: кто -то любит семью, кому- то нравиться детский сад, кто -то любит рисовать, а кто- то гулять. Взрослый предлагает детям построить пирамиду из рук. Может начать строить пирамиду и ребёнок, при этом он кладёт руку в центр и называет то, что он любит. Затем каждый присоединяется к этой пирамиде и кладёт свою руку в центр, называя при этом то, что любит он. Так получается одна большая высокая пирамида из рук – из предпочтений детей. Это упражнение развивает единение всех детей в группе.
При индивидуализации окружающей среды нами в группе собрана копилка добрых дел. Наша игра, которая может длиться весь день, так и называется «Копим добрые дела и выбрасываем злые». Эта игра побуждает и стимулирует детей на свершение добрых хороших поступков и осуждение плохих. В течении дня дети, вырезанные заранее сердечки, кладут в копилку и вечером или на следующий день всем рассказывают, что доброго они совершили. При этом черные тучки, которые находятся в другой коробочке, складываются в чёрный мешок. При этом мы побуждаем ребёнка, рассказать какие плохие поступки он совершил. Заранее нужно договориться, что складывать черные тучки мы будем в этот черный мешок, затем их выбросим.
Навыки общения у детей могут формироваться и в совместной экспериментальной деятельности. Один из веселых экспериментов это «Веселые гонки». Это экспериментирование развивает навык сотрудничества в общей совместной деятельности. Мы, проводя этот эксперимент, показываем, как воздухом можно двигать предметы. Для игры каждому игроку понадобиться лист белой тонкой бумаги и плотная картонка. Одну сторону белого листа можно загнуть вверх. Если участников игры много, то листы белой бумаги удобнее положить на пол. При этом дети садятся на корточки и выстраивают свои белые лодки на одну линию. Теперь по команде каждый начинает махать картонками, так как ему удобнее позади листов белой бумаги, а воздух будет продвигать их вперёд. Сколько положительных эмоций и радости доставляет эта игра. В этой игре у детей проявляется их сформированное нравственное качество и привычки.
Не менее интересный эксперимент «Непослушный апельсин». Для этого эксперимента нам понадобится несколько апельсинов и тазик с водой. Апельсины нужно вымыть и положить в тазик. Они будут плавать на поверхности как надутые мячи, при этом нужно детям дать возможность, засучив рукава их утопить. Им это не удастся. Спросить детей, почему так происходит? Выслушав ответы предложить взять два-три апельсина из тазика и очистить их. Затем сравнить очищенный и не очищенный апельсин. Очищенные апельсины положить в таз с водой и посмотреть, что будет. Сколько радости доставит детям, когда они увидят, что они утонули. Мы объясним детям, что в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха, которые не дают ему утонуть. Это экспериментирование вызывает эмоциональное переживание, радость от совместной деятельности, развивает желание к познанию, учит любознательности.
Игра «Жадина» Эта игра развивает способность делиться общими игрушками, тренирует внимание, вызывает добрые чувства и переживания, учит не жадничать. Перед началом игры следует разбросать на освободившийся площадке много различных не очень больших предметов (маленьких мячиков, кубиков, небольшие игрушки). Водящего в игре нет. По команде под музыку или без неё все желающие, играющие должны собрать и удержать у себя в руках как можно больше предметов. Далее музыка останавливается и взрослый, подходя к детям, и сами дети считают и определяют, у кого в руках оказалось большее количество игрушек. У кого в руках большее количество предметов, тому ребёнку все дети отдают свои игрушки. Конечно, ребёнок не сможет удержать все предметы, и они снова падают на пол. Игра очень веселая и поэтому вызывает добрые чувства. И после этой игры не всем детям захочется жадничать.
Игра «Кто я» Эта игра помогает детям больше понять себя и другого ребёнка, развивает эмоции, чувства и ощущения детей. Перед началом игры дети на площадке располагается так около друг друга, что бы не мешать друг другу своими движениями, что бы было пространство около каждого. Затем по ходу игры придумывается сказка из эмоций и движений. Взрослый предлагает детям выполнить эмоциональные задания и войти в образ. Предлагаемое задание для детей – показать, как учиться ходить маленький ребёнок (он ползает, встаёт на четвереньки, встаёт на ножки, падает и опять встаёт). Показать, как идёт слепой человек, как кошка подстерегает мышку, как ходит слепая старушка, держась за палочку, как ведет себя цирковой клоун. Эта игра ещё хороша и тем, что она развивает толерантность детей, чуткость и заботу.
Следующее мероприятие это беседа на тему «Мы спешим делать добро». Беседа организована с целью формирования представления о доброте, воспитания чувства сопереживания, доброжелательности, потребности в дружеских взаимоотношениях. Вначале беседы дети садятся кружочком. У взрослого в руках зажженная свеча. Взрослый сообщает, что это тепло нашего сердца, и что мы его сейчас будем передавать друг другу. После этого детей спрашивают, как они понимают, что такое доброта, дети хором повторяют это слово и говорят, как они его понимают. Далее детей спрашивают, кто может быть добрым, какой добрый человек, как он выглядит, можно ли потрогать или почувствовать доброту. Потом детям предлагается вспомнить, когда они чувствовали, что они были добрыми и тоже рассказать об этом всем. Используя художественное слово-стих- «Добрым быть совсем непросто» спросить, все ли согласны с этим. Дети подводятся к выводу, что добрым быть просто и очень интересно. Потом взрослый предлагает детям подарить друг другу добро, что для этого нужно просто посмотреть друг на друга ласково. После этого взрослый показывает детям картинки с изображением сломанного цветка, порванной книжки, сломанной игрушки, плачущего ребенка и спрашивает, какой человек мог это сделать - добрый или злой. Что мы можем исправить, как мы можем подумать, какие добрые поступки мы сейчас можем совершить? Дети отвечают и взрослый показывает другие картинки -с подклеенной книгой, вымытой чашкой. они говорят, что это поступки доброго человека. Затем дети определяют и называют волшебные слова доброты – спасибо, пожалуйста. И встают в круг в игру «Мы одна семья».
Игра «Круги дружбы» Эта игра способствует развитию сплочённости всей группы, вызывает эмоциональные переживания за каждого участника игры, закрепляет умение играть в коллективе. Вначале игры все дети образуют два круга: внутренний - маленький, внешний – большой. Играющие которые стоят во внешнем кругу стоят на месте, дети которые находятся во внутреннем круге по сигналу идут по кругу и поют: «Мы по кругу идём и с собою мы берём всёкрасное». После этого игроки внешнего круга называют любой предмет красного цвета. Участник, который правильно назвал слово переходит из внешнего, во внутренний круг. Потом игра продолжается, но слово красное заменяется на любое другое слово, например квадратное. Игра закончена тогда, когда все стоят в одном круге. Эта игра способствует ещё и развитию восприятию сенсорных эталонов (форма, цвет, размер, вкус, запах).
Театрализованное представление. «Заюшкина избушка на новый лад».
Театрализованное представление организовано с целью развития умения понимать чувства «честность» и «хитрость», умение быть честным, обличать ложь, умение выражать чувства через вербальные и невербальные средства общения, с целью развития самостоятельности детей, через театрализованную деятельность. Средствами инсценирования являются сказочный домик-теремок, образные игрушки и письмо от лисы. Сказка представлена на новый лад. Зверюшки имеют другой характер, чем в настоящей сказке. Заяц представлен добрым, но не наивным, а честным, умеющим просить о помощи. Остальные звери, которые ему помогают справиться с лисой трусишками и хвастунишками. Петух в сказке не злой, а добрый, сильный, умеющий прийти на помощь, и который учит лису и зайца дружбе. В конце инсценирования лиса признаётся, что одной ей жить, не интересно и скучно, и что она согласна подружиться.
Нравственную сферу ребенка мы развивали и через чтение художественной литературы и обсуждение проблемных ситуаций по прочитанным произведениям. Одним из таких произведений был рассказ В. Сухомлинского «Почему плачет синичка». После чтения рассказа детям задаются вопросы: «Как вы думаете, за кого переживала синичка?», «Что она хотела сказать Оле и Мише?» «Как вы думаете, как дальше поступили бы дети?», «А вам за кого приходиться переживать?», «Как вы думаете, про какого человека можно сказать, что он храбрый, кто такой храбрый человек?», «Когда мы можем быть храбрыми в детском саду?». Далее детям предлагается представить себя в различных ситуациях, где бы они могли проявить храбрость.
Одной из форм развития нравственных качеств у детей, это экскурсии. Нами была организована экскурсия для детей по детскому саду, с целью развития представлений у детей о тех людях, кто заботится о детях в детском саду, о значении труда взрослых детского сада с использованием карточек профессий детского сада и бумажный макет дома. Перед началом экскурсии детям сообщается, что у них сегодня необычное занятие, они отправляются на экскурсию по детскому саду и узнают, как взрослые заботятся о детях. Взрослый просит детей быть внимательными и запоминать всё, что они увидят и услышат. А так же напоминает правила поведения во время экскурсии. Дети тихо идут по детскому саду и посещают кабинет заведующего, медицинский кабинет, физкультурный зал и кухню. Детям о своей профессии рассказывает заведующая, медсестра, инструктор по физической культуре и повар. Так же взрослые знакомят детей с помещениями детского сада, оборудованием, приборами и инструментами. Придя в группу, дети вспоминают то, что они увидели и услышали на экскурсии, рассказывают о тех людях, кто о них заботится. На магнитную доску помещается макет детского сада и картинки с изображением профессий. Дети по очереди рассказывают о каждой профессии, кто что делает и кто как заботится о детях.
Таким образом, детские впечатления, переживания часто становятся отправной установкой, в соответствии с которой формируется последующее отношение к своей жизни. Взрослым нужно постараться, чтобы детские ощущения, переживания, чувства были добрыми и позитивными. Организация совместной и самостоятельной деятельности всех участников нашей группы детского сада направлена на формирование дружеских доброжелательных отношений, предполагающие приветливое, вежливое обращение детей и взрослых друг к другу, умение проявить заботу, внимание и сочувствие не только к сверстникам, но и к взрослым, оказать необходимую помощь, вступить в сотрудничество для совместной деятельности. Такие отношения создают основу для воспитания в дальнейшем дружеских, простых, коллективных отношений между детьми и взрослыми. Каждый ребенок будет в дальнейшем осознавать себя как равноправный член детского коллектива. Это чувство окажет влияние на развитие социальных чувств детей симпатии друг к другу, чуткости, отзывчивости, на практическое освоение способов сотрудничества со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности, на освоение правил культуры поведения в коллективе и умения постоять не только за других, но и за себя.

Данные игры направлены на достижение главной цели - установить партнерские отношения между детьми - и сопутствующих целей - развивать навыки общения, социальную активность, умение определять свое эмоциональное состояние и свое отношение к событиям и людям, преодолевать замкнутость, стеснительность, агрессивность, формировать адекватное восприятие как действительности и других людей, так и себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра на знакомство и приветствие -“Колпачки”. Детям предлагают поздороваться и познакомиться друг с другом необычным способом. Для этого ведущий раздает участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Участники должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить: «Здравствуйте! Меня зовут… .», отвечать при приеме колпачка «Мне очень приятно! », руками колпачки трогать запрещается.

Игра «Дотронься до... » Воспитатель предлагает: «Дотронься до синего! ». Все дети должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел - ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Игра «Комплименты». Правило - не повторяться. Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают при этом фонарик из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».

Игра «Доброе животное». Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Игра "Волшебные конфеты". Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…

Примеры высказывания детей:

Пусть они избавятся от болезней

Пусть все долго живут

Пусть у всех будет дом

Пусть все дружно живут

Пусть все будут счастливы

«Головомяч». Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола. Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до трех, четырех, пяти человек.

Игра «Встаньте все те кто…» Ведущий дает задание:"Встаньте все те, кто...

Любит бегать,- радуется хорошей погоде,

Имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети.

После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.

«Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся». Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): - Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

«Художник слова». Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет - его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека. Остальные дети пытаются угадать, о ком идет речь.

«Я хороший - я плохой». Детям предлагается нарисовать рисунок, автопортрет, на котором должны быть нарисованы как их хорошие, так и плохие качества. Если дети затрудняются, то можно поговорить с ними о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета и какой формы?

«Найди друга». Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

«Рукавички». Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

«Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи». Ведущий говорит: «Все мы - львы; большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание.»

«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это - паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

«Прогулка по ручью». На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы страиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся - попадает ногой в ручей и встает в конец цепи.

«Поводырь». В комнате разложены и расставлены предметы-«препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.

«Мы хорошие». Д ети сидят на ковре. Воспитатель говорит им, какие они хорошие и предлагает погладить себя. Дети гладят себе ручки, ножки, носик, щечки, произнося при этом: «мы хорошие, мы хорошие…». Это упражнение можно использовать как релаксацию во время любых видов деятельности.


В младшем школьном возрасте наиболее значимыми и депривируемыми являются такие звенья самосознания, как осознание имени, притязание на признание и осознание прав и обязанностей.

Игры-упражнения, направленные на гармонизацию осознания имени

1. «Ласковое имя»

Дети сидят в кругу.

Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, назовет одно или несколько своих ласковых имен. Важно запоминать, кто вам бросил мячик. Когда все назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а кроме того, произнести его ласковое имя».

2. «Взрослое имя»

Дети сидят в кругу.

Инструкция: «Закройте глаза. Попробуйте увидеть себя взрослыми. Как вы будете сидеть? Во что будете одеты? Сядьте сейчас так, как будто вы уже стали взрослыми. Как вы будете разговаривать? Как к вам будут обращаться другие люди? Наверное, по имени и отчеству.

Откройте глаза. Давайте поиграем. Я буду по очереди называть вас по имени и отчеству. Тот, кого я назову, встанет со своего места, походит по комнате, как ходят взрослые. Затем каждому из детей он (она) подаст руку и представится по имени и отчеству, например: «Я - Мария Игоревна», «Я -Михаил Николаевич».

Комментарий. Когда все дети побывают в роли взрослых, можно предложить им обсудить, понравилось или нет им быть в роли взрослых и почему. Определить, кому из детей лучше всего удалось справиться с ролью взрослого.

Игры-упражнения, направленные на гармонизацию притязания на признание

1. «Конкурс хвастунов»

Дети сидят в кругу.

Инструкция: «Сегодня мы проведем с вами необычный конкурс - конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотрите внимательно на своего соседа. Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например, так: «Лена - очень, очень умная, красивая, быстро бегает, весело смеется».

Комментарий. После того как будет пройден круг, дети определяют победителя - лучшего «хвастуна». Можно обсудить, кому что понравилось больше: рассказывать о соседе или слушать, как говорят о нем самом?

2. «Смелый мальчик»

Дети сидят в кругу.

Инструкция: «У меня в руках карточки, на каждой из которых написано: «Смелый мальчик (девочка)», «Сильный мальчик (девочка)», «Веселый мальчик (девочка)», «Красивый мальчик (девочка)». Я раздам вам по карточке так, чтобы никто не увидел, что там написано. А вы попробуйте изобразить доставшегося вам мальчика или девочку без слов. Для этого можно вставать со своего места, ходить по комнате, подходить друг к другу, делать что-нибудь друг с другом, нельзя только произносить звуки».

Комментарий. Если дети не могут угадать, что показывает тот или иной ребенок, то можно помочь ему изобразить то, что написано на карточке..

3. «Я горжусь...»

Дети сидят в кругу.

Они закрывают глаза, а ведущий просит их представить себе лист бумаги, на котором красивыми большими буквами написано: «Я горжусь тем, что я...» После того как все внимательно «рассмотрят» красивые буквы, ведущий предлагает им мысленно дописать это предложение, а затем рассказать группе, что удалось дописать.

Игры-упражнения, направленные на гармонизацию осознания детьми прав и обязанностей

Важной особенностью этого структурного звена самосознания младших школьников является значительное преобладание осознаваемых обязанностей над правами. Кроме того, осознаваемые обязанности, как правило, односторонне ориентированы на обеспечение успешности деятельности в лагере. Исходя из этого основные цели упражнений, приведенных здесь, были определены как расширение перечня прав, осознаваемых детьми, и формирование у них представлений об относительности осознаваемых ими обязанностей.

1. «Фантазеры»

Дети сидят в кругу.

Инструкция: «Многие из вас, наверное, читали рассказ Н. Носова «Фантазеры». Давайте мы тоже поиграем в фантазеров. Каждый попробует придумать и рассказать какой-нибудь самый невероятный случай, который с ним произошел. А потом мы определим, кому же удалось лучше всех нафантазировать».

2. «Я имею право»

Дети сидят в кругу.

Инструкция: «Вы хорошо знаете, что каждый человек имеет не только обязанности, но и права. Подумайте, какими правами (и обязанностями) обладает ребенок в лагере. А потом возьмите лист бумаги и запишите все права, которые вам удалось вспомнить. Когда все закончат, кто-нибудь зачитает то, что он записал. Остальные будут вычеркивать в своих списках те права, которые говорящий уже назвал. Победит тот, у кого в списке останется больше всего невычеркнутых слов».

Ирина Красильщикова
Социально-личностное развитие детей через игры

Статья на педагогическую тематику.

Статья. "Социально – личностное развитие детей через игры "

Описание : Данная статья будет полезна воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям младших классов.

Цель : развитие навыков общения детей через игры .

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Государственного стандарта по дошкольному образованию. Проблема социализации занимает всю жизнь , но основа социального развития закладывается именно в период детства. Детский сад – начало социальной жизни ребёнка . Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально -экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу общество испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей , как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, неспособность сочувствовать и т. п. Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных , творческих, физических способностей. Главная задача педагога состоит в том, чтобы любой ребенок чувствовал себя счастливым, мог адаптироваться и преодолевать трудности, иметь представление о разных сторонах своего «Я» , уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности, наиболее эффективные методы и приёмы для получения детьми социальных навыков .

Основная цель педагогов – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет Игра. Игра является наиболее эффективным средством укрепления уверенности ребёнка в себе, понимании им своих личностных особенностей и возможностей в общении со сверстниками. Решение задач социального развития ребёнка в сюжетно- ролевой игре предполагает тесное взаимодействие дошкольного учреждения и семьи. Родители могут знакомить ребёнка с основными областями социальной жизни и интересными событиями, взаимоотношениями людей. Чтобы способствовать социальному развитию ребенка , взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры детей , так как до 7 лет игра остается ведущей деятельностью детей . Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами : социальное , психическое, эмоциональное. Присмотритесь, как играют дети : чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери» … При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни , «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать. Игра даёт возможность ребёнку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат. Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка педагогам необходимо использовать коммуникативные игры по типу «Утро добрых встреч» , когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, настраиваются на добрые события дня. Для развития положительного отношения ребенка к окружающим людям работа педагога с воспитанником реализуется через :

дидактические игры , направленные на ознакомление и воспитание толерантного отношения к разным людям (“Народы мира”, “У кого какой дом”, подбери картинку) . Развитию бережного отношения к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному) способствуют дидактические игры природоведческого содержания. Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют : специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций “Облако настроения”, “Зеркало” и т. п., а также игры – драматизации , театрализованные игры . Для развития социальных навыков у детей работа педагогов строится через : проведение дидактических игр (выбери что правильно, а что неправильно, игр - тренингов “Спасаем друзей”, специальных игр на общение “Связующая нить”, “Скульпторы”.

Важную роль в социально – личностном развитии воспитанников играют подвижные игры , которые являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей , укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц , костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются , как важнейшее средство всестороннего развития ребенка . Подвижную игру называют важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Целью всех данных игр является то, что дети должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим. Это поможет быть им понятными, принятыми и признанными, а значит, и успешными в обществе людей.

Людмила Межина
Картотека игр по социально-личностному развитию дошкольников

Картотека игр для социально-личностного развития дошкольников .

1 «Поймай мышку»

Цель : развивать слуховое восприятие .

Детям предлагается поймать в группе воображаемую мышь, взять ее в руки, погладить, понаблюдать за ней, попрощаться и отпустить мышку.

2 «Колокольчик»

Цель : развивать внимание детей .

На первоначальном этапе воспитатель показывает детям колокольчик, предлагает послушать как он звучит. Затем постепенно вводит правило : если колокольчик зазвенит, нужно отложить все свои дела и направить внимание на воспитателя.

3 «Руки – ноги»

Цель : развивать внимание , сообразительность и находчивость.

Детям предлагается выполнять простые движения по сигналу воспитателя : по хлопку поднимают руки вверх, по двум хлопкам- встают. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, их нужно опустить, а если дети уже стоят, по двум хлопкам они должны сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, воспитатель пытается сбить детей, тренируя их собранность.

4 «Разведчики »

Цель : развивать умение спокойно общаться друг с другом.

Каждый ребенок по сигналу, не сходя с места, находит глазами того, кто смотрит именно на него и останавливает на нем свой взгляд. Некоторое время «разведчики » остаются неподвижными, смотря друг другу в глаза. Так складываются пары, которые потом могут выполнять определенное задание.

5 «День наступает- все оживает, ночь наступает – все замирает»

Цель : развивать умение сотрудничать , достигать желаемого результата.

После слов «День наступает- все оживает! Участники игры движутся хаотично (бегают, прыгают и т. п.) . Когда воспитатель произносит : «Ночь наступает – все замирает!» дети застывают в причудливых позах. Постепенно игра усложняется, когда задается «условие дня» : каждый участник должен совершать определенные движения в общей для всех ситуации, например : сбор урожая, зоопарк, железнодорожный вокзал и т. д. При этом дети могут объединятся в пары или небольшие группы.

6. «Замри!»

Цель : развить умение слушать , организованность.

Смысл игры в простой команде воспитателя «Замри!» , которая может раздаться в разные моменты деятельности детей, в самых разных ситуациях.

7 «Слухачи»

Цель : развивать организованность , умение слушать и слышать.

Выбирается водящий (или команда из трех самых активных, разыгравшихся детей, он (они) выходят из помещения. Остальные дети загадывают слово, например «бумага» , делятся на три группы (по количеству слогов в слове, выбирают известный музыкальный мотив – один на всех. Когда водящий (ие) ходит (ят) между поющими и пытает (ют) ся догадаться, какое слово было задумано.

8 «Клеевой ручеёк»

Цель : развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят : на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

9 «Соберемся вместе»

Цель : координировать индивидуальные действия, развивать умение устанавливать партнерские отношения в коллективе.

Участники разбиваются на небольшие группы по шесть человек. Ведущий предлагает самые разнообразные задания :

Построится в ряд с определенной нумерацией цифр; в соответствии с предложенной цветовой гаммой или цветом на одежде;

Построится в соответствии с номером дома;

Найти свой способ построения группы.

10 «Волшебная палочка»

Цель

Обычный предмет (ручка, карандаш, линейка и тд.) по общему согласию превращаются в волшебную палочку. Дети садятся или встают в круг и передают палочку друг другу в произвольном порядке или по часовой стрелке, при этом произносят фразы согласно ранее установленному правилу, например : передающий называет предмет, а принимающий – действие, которое можно совершить с ним (ковер – лежит, можно называть сказку и ее персонажей.

11 «Кузовок»

Цель : формирование представлений ребенка о возможностях своих и сверстников.

Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзинка. Ведущий, обращается к конкретному участнику : «Вот тебе кузовок, клади в него все что на – ок. Обмолвишься – отдашь залог». Дети по очереди говорят слова, заканчивающиеся на – ок : «Я положу в кузовок клубок и тд.»

Далее разыгрывают залоги : ведущий не глядя, достает из корзинки предмет и спрашивает : «Чей залог вынется, что тому делать?» . Участники назначают каждому залогу выкуп, например : спеть песенку, попрыгать, изобразить кого- то и тд.

12 «Туристы и магазин»

Цель : формирование представлений ребенка о возможностях своих и сверстников.

Дети делятся на две команды : первая сооружает из стульев «автобус» , вторая делает «прилавок в магазине» . Воспитатель предлагает детям выбрать, какой это будет магазин – «Галантерея» , «Хозтовары» , «Бытовая техника» и тд., подсказывая, если нужно, что в них продается. Участники второй команды решают кто будет продавцом. Затем «продавец» выставляет свой товар – показывает каждому члену команды, какой предмет нужно изобразить и как расположиться (например, коробочка для ниток – ребенок складывает перед собой руки, показывая, что там много разноцветных ниток).

Когда каждый участник команды займет свое место «на прилавке» , воспитатель хлопает в ладоши и «товар» замирает, «магазину» подъезжает «автобус» - подходят дети первой команды. Чтобы «туристы» смогли купить «товар» , они должны разгадать его : назвать, что изображает участник второй команды. Перед покупкой «турист» может попросить «продавца» показать, как тем или иным «товаром» пользоваться. Игра заканчивается, когда все «товары» раскуплены, «магазин» закрывается, «туристы» уезжают.

Затем участники команд меняются ролями.

13 «Магазин вежливых слов»

Цель : развивать доброжелательность , умение налаживать контакт со сверстниками.

Предварительно с детьми проводится беседа о «волшебных словах» .

Воспитатель : У меня в магазине на «полке» лежат вежливые слова : благодарности (спасибо, благодарю, просьбы (прошу тебя, пожалуйста, приветствия (здравствуйте, добрый день, доброе утро, извинения (извините, простите, очень жаль) ласковые обращения (дорогая мамочка, папочка, милая мамочка, бабуля и тд.) . Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы, чтобы правильно повести себя в них, по очереди подходите к «полке» , покупайте у меня нужные слова.

Ситуация1. Мама принесла из магазина вкусные яблоки. Тебе очень хочется их попробовать, но мама сказала, что нужно подождать до обеда.

Как ты ее попросишь, чтобы она все – таки дала тебе кусочек вкусного яблока?

Ситуация 2. Бабушка устала и лежит на диване. Тебе очень хочется, чтобы она дочитала тебе интересную книжку. Как ты поступишь? Как ты ее попросишь?

Ситуация 3. Мама принесла из магазин твой любимый торт. Ты съел свою порцию, но тебе хочется еще. Что ты будешь делать?

Ситуация 4. Утром вся семья собралась за завтраком. Ты встал, умылся, причесался, оделся и пришел на кухню. Как ты себя поведешь? Что скажешь?

14 «Слепец и поводырь»

Цель : развить умение доверять , помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары : “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

15 «Волшебные водоросли»

Цель : снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

16 «Вежливые слова»

Цель : развитие уважения в общении , привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны) ; извинения (извините, простите, жаль, сожалею) ; прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи) .

17 «Цветик – семицветик» .

Цель : знакомить с различными эмоциональными состояниями; развить умение дружить , делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание : “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток, произнося заветные слова с разной эмоциональной окраской.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

18 «Волшебный букет цветов»

Цель : Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование : Зеленая ткань или картон , вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани) . Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Дети. Грустное, печальное, скучное.

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Дети. Цветов.

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми : жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты» .

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети. Веселое, счастливое.

Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

19 «Игры-ситуации»

Цель : развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.

20 «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель : развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

21 «Коврик примирения»

Цель : Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения» , чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку» .

22 «Изобрази пословицу»

Цель : развить умение использовать невербальные средства общения.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу :

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

“Как аукнется, так и откликнется”

23 «Разговор через стекло»

Цель : развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”, а другой группе отгадывать то, что они увидели.

24 «Закорючка»

Цель : Развивать уважение в общении . Учитывать интересы других детей.

Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т. д. В конце определяют победителя игры

25 «Пресс-конференция»

Цель : развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например : “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

26 «Пойми меня»

Цель : развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,1 – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор) .

27 «Без маски»

Цель : развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений :

“Чего мне по-настоящему хочется, так это…”;

“Особенно мне не нравится, когда…”;

“Однажды меня очень напугало то, что…”;

“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я.

28 «Имя»

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

29 «Проигрывание ситуаций»

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций :

Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.

Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату, как ты поделишь их? Почему?

Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя?

(Эта игра поможет ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

30 «Жмурки»

Эта старая, всем известная игра очень полезна : она поможет ребенку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические «Жмурки» (с завязанными глазами «жмурка» ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т. д.

31 «Зеркало»

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало» , которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

32 «Комплименты»

Материал : мяч.

Ход игры : Дети сидят в кругу. Ведущий бросает мячик одному из участников и говорит ему комплимент. Получивший мяч, бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее, пока каждый не получит свой комплимент. В игру включаются все члены семьи.

33 «Помоги мне» .

Материал : стулья, платок.

Ход игры : Дети и родители делятся на пары (или пару образует родитель с ребенком) . На полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки. Одному из пары завязываются глаза, а другой должен провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.

При организации сюжетно-ролевых игр приемным родителям важно знать, что своеобразие социального развития детей-сирот определяет бедность содержания игр, в которые они обычно играют. В воображаемой ситуации они могут хорошо замещать только предметы (предметное замещение) . До конца дошкольного возраста у них доминирует предметный план игры. Часто, взяв на себя роль, ребёнок быстро её теряет либо обнаруживает серьёзные трудности в построении ролевого поведения. Особое внимание следует уделить тому, как обыгрывать новые игрушки, показать разные способы действия с ними; овладеть планом воображаемых действий (пантомима, включить воображение в создание игровой ситуации (всевозможные превращения, придумывание хода игры и пр., постоянно разнообразить сюжет.

34 «Прогулка с компасом»

Материал : Повязки на глаза.

Дети делятся на пары- «турист» (ведомый) и «компас» (ведущий) . «Туристам» завязывают глаза, они становятся впереди, «компасы» - сзади, кладя «туристам» руки на плечи.

Задача игровой пары, пройти всё игровое поле вперёд и назад. При этом «турист» не может разговаривать с «компасом» . «Компасы» только движением рук помогают «туристам» держать направление и избегать препятствий.

35 «Гусеница»

Материалы : воздушные шары (большие) .

Участники выстраиваются цепочкой, кладя руки на плечи впередистоящего. Воздушные шары зажимаются между животом одного играющего и спиной другого. Первый участник в цепочке держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, не разрывая цепочку, не теряя шары, не придерживая их руками и никак не поправляя, все участники проходят препятствия : натянутые верёвки, перевёрнутые стулья, развороты в самых неожиданных местах. Задача игроков- пройти маршрут с минимальными потерями шаров и вернуться в исходную позицию.

36 «Вот какая мама!»

Детям предлагается сесть на ковёр в кружочек, затем принять «позу мечтателя» - лечь на живот опираясь на ковёр локтями и поговорить о мамах.

Каждый ребёнок по очереди рассказывает, как зовут его маму, как можно её ласково назвать. Затем с помощью вопросов воспитателя дети вспоминают как мама заботится о них, какие действия она совершает ежедневно что бы им было хорошо : играет, кормит, купает, укладывает спать, гуляет и т. д. Затем каждый ребёнок называет самые лучшие качества своей мамы : какая она добрая, ласковая, внимательная и т. д.

37 «Слушать за окном, за дверью»

По заданию воспитателя все дети сосредотачивают своё внимание на звуках и шорохах улицы, коридора, верхнего этажа и т. д. Затем по очереди перечисляют и объясняют, что они услышали. Из рассказов детей выясняется кто больше и подробнее услышал, что делается в помещении и на улице.

38 «Чудесный мешочек»

(Для детей от 3-х лет)

Цели : Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.

Оборудование : Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда» , «Овощи» или др.)

Содержание. Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе : рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет : «У меня чашка» . Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.

Усложненный вариант (для старших дошкольников ) : требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый, материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый, качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный) .

39 «Посылка»

(Для детей от четырех лет)

Цели : Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи .

Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков.

40 «Съедобное – несъедобное»

(Для детей от 4-х лет)

Цели : Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др., уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания , общей моторики.

Оборудование : мяч.

Содержание. Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча. Аналогично проводятся игры «Живое -неживое» , «овощи-фрукты» , «Дикие животные – домашние животные» , «Птицы – насекомые» , «Одежа – обувь» и др.

42 «Добрые слова» .

При первом проведении игры обсудить с детьми, что такое, по их мнению, добрые, хорошие слова, а что такое плохие, злые, ""колючие"" слова. Предложить привести примеры. Подвести к выводу о том, что добрые слова создают человеку хорошее настроение, помогают быть уверенными в себе, а злые, ""колючие"" слова провоцируют ссоры, обиды. С людьми, которые употребляют слова – ""колючки"", не хочется дружить, неприятно находиться рядом. Далее на каждом занятии вместе с детьми подбирать добрые, хорошие слова по алфавиту, например, на букву ""А"": аккуратный, ароматный, аппетитный, активный; на букву ""Б"": бережливый, благодарный, благородный, бойкий и т. д.

43 «Мяч» .

Дети встают в круг, лицом к центру круга. Берут мяч в руки. По кругу, начиная от того, у кого мяч, передают его, называя четко и громко своё имя – 1 круг. 2 круг – тот, у кого мяч, кидает его соседу справа и называет при этом его имя. Усложнение. Ведущий даёт мяч любому ребёнку, а тот, получив мяч, должен назвать три имени – имя соседа справа, своё имя, имя соседа слева. Затем передать мяч следующему игроку, который также называет три имени и т. д.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама