THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

П оказателями состояния здоровья детских и подростковых коллективов являются:

  • общая заболеваемость,
  • инфекционная заболеваемость,
  • индекс здоровья,
  • процент длительно и часто болеющих,
  • распространенность и структура,
  • процент лиц с нормальным физическим развитием;
  • процент лиц, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии.

Контроль за состоянием здоровья учащихся класса осуществляет классный руководитель совместно с медицинским работником.

В классном журнале на последней странице обобщаются сведения о здоровье учащихся в течение учебного года в форме следующих показателей:

  • Индекс здоровья - процент не болевших детей в течение учебного года (в норме 70 - 80%, фактически - 17-30%).
  • Количество часто болеющих детей (более 3 - 4 раз \ в году).
  • Количество детей с хроническими заболеваниями и перечень этих заболеваний (особенность последних лет - увеличение числа «взрослых болезней»: хронический гастрит, язвенная болезнь желудка, гипертоническая болезнь и др.).

Сведения о состоянии здоровья учащихся класса и школы обсуждаются на педагогическом совете и, совместно с медицинским работником и Центром Госсанэпиднадзора, составляется комплексный план по охране здоровья школьников.

Ежегодно миллионы детей и подростков проходят медицинский осмотр. Цель этих осмотров - выявление лиц, нуждающихся в лечебных и оздоровительных мероприятиях. Кроме того, они дают возможность определить потребность в медицинских кадрах и сети лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). В совокупности их результаты дают характеристику состояния здоровья всего подрастающего поколения.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев. Эта группировка позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья различных контингентов, как на момент обследования, так и при динамическом контроле, для проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных мероприятий.

Основные 5 групп здоровья детей.

Выделяют пять групп здоровья детского населения. В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий.

Первая группа - здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций - дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений).

Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было ограничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плановые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из общеоздоровительных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на организм.

Вторая группа - здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям – дети, не страдающие хроническими заболеваниями; имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; часто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами:

  • 2) закаливание естественными факторами природы;
  • 4) дополнительная витаминизация продуктов питания и т. д.

Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются врачом индивидуально с учетом направленности отклонений в состоянии здоровья и степени резистентности организма.

Третья группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма – дети, имеющие хронические заболевания или с врожденной патологией в стадии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).

Четвертая группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями - лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).

Пятая группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма – дети, больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительным снижением функциональных возможностей (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.

Дети и подростки 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную имеющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необходимости они направляются в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.

Примеры:

Функциональный шум в сердце, тахикардия, брадикардия, синусовая аритмия, экстрасистолия, понижение АД (8-12 лет до 80 - 85 мм рт. ст., 13-16 лет - до 90 - 95 мм рт. ст.) - 2-я группа здоровья. Вегетососудистая дистония - 3-я группа здоровья. Гипертоническая болезнь - 4-я группа здоровья. Врожденный порок сердца - 3-я или 4-я группа здоровья. Кариес зубов, аномалия прикуса - 2-я или 3-я группа здоровья. Хронический гастрит, колит - 3-я или 4-ая группы здоровья. Дисменоррея - 3-я группа здоровья.

Аллергические реакции (повторяющиеся кожно-аллергические реакции на пищевые продукты, лекарства и др.) - 2-я группа здоровья. Экзема, дерматит - 3-я или 4-я группа здоровья. Логоневроз, энурез, тики - 3-я или 4-я группа здоровья. Миопия слабой степени, астигматизм - 2-я группа здоровья. Миопия средней и высокой степени - 3-я или 4-я группа здоровья. Нарушение осанки - 2-я группа, сколиоз - 3-я или 4-я группа.

Совместимы ли миопия и спорт? Раньше на этот вопрос существовал только один ответ — конечно, нет. Однако при грамотном подходе к этой проблеме определенные физические упражнения не только не запрещены, но даже показаны, поскольку помогут укрепить сосуды глаза и стабилизировать состояние. При полном отказе от любой физической активности происходит расслабление мышц, снижение тонуса во всем организме человека.

Группы здоровья при миопии

Первые ограничения физической активности накладываются в школе во время уроков физкультуры. Группа здоровья определяется в зависимости от и наличия дегенеративных изменений глазного дна. Существуют 3 группы здоровья для занятий физкультурой, которые предусматривают ограничение физических нагрузок и освобождение от них:

  1. Первая группа здоровья, основная. Включает детей с нормальным зрением и ухудшением остроты менее 0,5 при отсутствии коррекции. В группу не допускаются дети с установленной гиперметропией и миопией свыше 3 диоптрий.
  2. Вторая группа здоровья, подготовительная. В нее входят дети со зрением ниже 0,5 диоптрий при условии коррекции. Запрещено посещение второй группы здоровья детьми, у которых миопия и гиперметропия свыше 6 диоптрий. Ни в первую, ни во вторую группу здоровья не могут входить дети с воспалительными и дегенеративными заболеваниями глаз.
  3. Третья группа здоровья, специализированная. Предусматривает освобождение от физкультуры и проведение занятий по индивидуальной программе. Посещение этой группы здоровья рекомендуется детям, у которых миопия и гиперметропия свыше 6 диоптрий, присутствуют дегенеративные изменения глазного дна и хронические воспалительные процессы.

Какие упражнения полезны?

В зависимости от степени прогрессирования заболевания, в каждом конкретном случае можно подобрать специальные упражнения, с помощью которых можно укрепить глазные мышцы и нормализовать циркуляцию внутриглазной жидкости.

Ведь при отсутствии физических нагрузок, в т. ч. и на мышцы глаз, происходит их ослабление и даже атрофия. При нагрузках, которым подвергаются глаза во время учебного процесса, близорукость может значительно усилиться. Очень часто это происходит в высших учебных заведениях, где очень насыщенная учебная программа.

Близорукость не является диагнозом, при котором нельзя двигаться. Очень полезны для кровообращения и укрепления мышц циклические упражнения. Главное, не превышать рекомендованную интенсивность и длительность. При этом основным показателем является частота пульса.

При слабой и необходимо отдать предпочтение упражнениям, при выполнении которых пульс не превышает 100-140 удоаров в минуту. Это может быть бег трусцой и плавание средней интенсивности.

Хорошие результаты дают некоторые спортивные игры — пионербол, волейбол, баскетбол, настольный теннис и др. При этом человек должен внимательно следить за мячом, который находится то близко, то далеко, переключать зрение. Это способствует усилению аккомодации и является успешной профилактикой дальнейшего прогрессирования заболевания.

Какими видами спорта нельзя заниматься при близорукости?

Во время учебы в школе дети часто посещают разнообразные кружки и спортивные секции. Диагноз близорукость не должен стать препятствием на пути ребенка быть наравне со сверстниками. Однако, перед тем как окончательно остановиться на выборе того или иного вида спорта, следует учесть интенсивность нагрузки и существующие противопоказания.

При выборе вида спорта нужно обязательно учитывать степень миопии и наличие изменений на глазном дне. Самым главным является 2-й фактор, поскольку он свидетельствует о прогрессировании заболевания и появлении дегенеративно-дистрофических изменений.

  • бокс;
  • борьба;
  • большой теннис;
  • спортивная и художественная гимнастика;
  • прыжки на лыжах с трамплина;
  • горнолыжное двоеборье.

При средней степени миопии противопоказания не столь расширены, особенно при отсутствии каких-либо изменений на глазном дне. Однако все равно не рекомендуется заниматься видами спорта, при которых требуются большие и длительные физические нагрузки. Кроме того, нужно исключить упражнения, при которых нужно совершать прыжки с высоты более 1,5 м.

Близорукость легкой степени не предполагает особых ограничений, кроме тех, которые накладываются при любой степени заболевания. Рекомендуется выбирать цикличные виды спорта без больших и длительных нагрузок. Не допускается повышение ЧСС более 180 ударов в минуту при выполнении упражнений. Поэтому лучше отдать предпочтение более спокойным видам спорта:

  • бегу;
  • спортивной ходьбе;
  • плаванию;
  • гребле;
  • фехтованию;
  • стрельбе и т.п.

Однако, даже несмотря на то что циклические виды спорта полезны для укрепления мышц глаза, нужно быть осмотрительным. Следует избегать акробатики, гимнастических упражнений на снарядах, прыжков на любую высоту, поскольку это может привести к развитию ишемии.

Если человек носит линзы, это не является противопоказанием к занятиям спортом. Занимаясь некоторыми видами спорта, их можно даже не снимать.

Как не допустить прогрессирования миопии?

Стабилизировать близорукость, не допустить ее дальнейшего прогрессирования и ухудшения зрения можно с помощью регулярных упражнений. Главное правило для достижения успеха — утреннюю гимнастику следует проводить регулярно, обязательно включив комплекс упражнений для укрепления цилиарной мышцы глаза.

Не последнюю роль в достижении стабильной ремиссии играет закаливание. С его помощью можно добиться укрепления иммунитета, повышения сопротивляемости вирусным и бактериальным заболеваниям.

Разработать комплекс упражнений и определить необходимую нагрузку поможет специалист — врач спортивной медицины или офтальмолог. Спорт не только позволит укрепить организм, но принесет массу удовольствия.

Кроме того, следует регулярно проходить обследование у офтальмолога и при необходимости проходить профилактическое лечение. При ухудшении зрения нельзя игнорировать факт прогрессирования заболевания или заниматься самолечением, следует немедленно обратиться за консультацией к специалисту .

Это даст возможность не допустить дальнейшего развития заболевания, ухудшения зрения и развития необратимых процессов на глазном дне.

Видео

Дорогие ребята, вы прекрасно знаете, какое значение имеет движение в жизни человека. Современная наука неопровержимо доказала, что при малоподвижном образе жизни ухудшается способность мышц сокращаться, изменяется химический состав белков крови, костная ткань становится рыхлой из-за потери солей . Но особенно тяжело сказывается недостаточная двигательная активность на сердечно-сосудистой и нервной системах, а также на функциях органа зрения. Поэтому одним из самых эффективных средств предупреждения различных заболеваний, укрепления защитных сил организма, повышения работоспособности и выносливости человека является движение. Более того, ни одно лекарство по своему положительному воздействию не может заменить ежедневных занятий физкультурой и . Физические упражнения, подвижные и , утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки до и во время уроков, подвижные игры на переменах, а также внеклассные физкультурно-оздоровительные занятия (подготовка к сдаче и сдача норм ГТО, туристские походы, экскурсии и т. п.), закаливающие процедуры - главные факторы сохранения и улучшения вашего здоровья.

Наибольшее распространение получили обязательные занятия физкультурой в общеобразовательных или специальных . Они проводятся в трех группах: основной, подготовительной и специальной. В основную группу (I) направляются дети и подростки без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и зрения, имеющие достаточную физическую подготовленность. Они могут заниматься по полной программе, сдавать нормы ГТО, посещать спортивные секции, выступать на соревнованиях.

В подготовительную (II) группу включаются дети с незначительными отклонениями в состоянии здоровья и зрения, а также без достаточной физической подготовленности, в связи с чем основная программа занятий физкультурой увеличивается на 1 -1,5 года. В этой группе спортивные тренировки и соревнования исключены.

В специальную (III) группу отбираются дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья и зрения временного и постоянного характера. Они занимаются по индивидуальной программе.

Отбор и распределение учащихся по группам осуществляются в соответствии с рекомендациями по ограничению занятий детей и подростков с расстройствами зрения (таблица 5).

Включение детей в ту или иную группу, как правило, носит временный характер, поскольку в определенные сроки проводится медицинское переосвидетельствование.

Рано или поздно каждый человек сталкивается с тем, что острота зрения начинает падать, а очертания предметов становятся расплывчатыми. Невизуализированный мир не так информативен, да и качество жизни на порядок ниже.

Инвалидность по зрению: критерии и выплаты

Почему ухудшается зрение

Причины, приводящие к снижению функций зрительного нерва, можно условно разделить на несколько групп.

Биологические факторы , связанные с протекающими в организме процессами. К таким можно отнести:

  • наследственные мутации органов зрения, а также спонтанные мутации, вызванные внешними факторами окружающей среды;
  • хромосомные нарушения;
  • родовые травмы;
  • аномалии и патологии развития плода, повлекшие за собой нарушение работы и функций строения зрительного нерва;
  • врожденные дефекты мышц глаза;
  • искривление и мутность хрусталика;
  • нарушение однородности стекловидного тела;
  • изменение структуры роговицы;
  • аномалии сетчатки глаза;
  • возрастные изменения органов зрения;
  • изменения в строении опорно-двигательного аппарата, влияющие на процесс кровоснабжения, и как следствие – нарушение мозгового кровообращения;
  • скачки артериального давления;
  • стрессы и нервные потрясения, чрезмерные моральные и эмоциональные нагрузки;
  • умственное и физическое переутомление;
  • недостаток сна;
  • зашлакованность организма и последствия токсических отравлений;
  • черепно-мозговые травмы;
  • несбалансированное питание и увлеченность фаст-фудом, вызывающие дефицит витаминов и основных микроэлементов;
  • некоторые заболевания, например, сахарный диабет, острые вирусные или микробные инфекции, в т.ч. заболевания крови;
  • заболевания шейного и плечевого отделов позвоночника.

В зависимости от степени разрушения первоначальной структуры мышц и тканей, а также процента утраченных функций зрительных органов, последствия воздействия биологических факторов могут быть относительно допустимыми или требующими хирургического вмешательства.
Факторы окружающей среды. К этой обширной группе можно отнести следующие причины, вызывающие снижение зрительного восприятия:

  • недостаточная или плохая освещенность рабочего места;
  • несоблюдение положения тела и рекомендуемого расстояния между книгой/ при чтении;
  • продолжительные нагрузки на глаза без перерыва на отдых;
  • последствия трудовой деятельности и вредные производственные факторы;
  • некачественный или устаревший монитор без специального защитного экрана или с внутренними дефектами, влияющими на качество и четкость вывода информации на экран;
  • проживания в экологически нестабильной местности.

К этой же группе относятся вредные привычки.

Социальные причины обусловлены внутренним стеснением и неловкостью от ношения корректирующих зрение линз или очков. Обычно это относится к детям, которые видя насмешки сверстников над своими носящими очки одноклассниками, не говорят родителя о проблеме, углубляя потерю зрительных функций.

Нередко к ухудшению зрительного восприятия приводят сразу несколько причин, и чем они серьезнее, тем более значительно их воздействие на глаза.

В среднем каждый год около 55 тысяч россиян получают по зрению группу инвалидности. Это понятие заключает в себя весьма обширный диапазон показателей нарушения зрительного восприятия от небольших отклонений до существенной потери светочувствительности и полнейшей слепоты.

Для признания человека инвалидом учитывается показатель остроты зрения и способность его к самообслуживанию. К последнему критерию относятся:

Эти показатели могут иметь различную выраженность, в различной мере ограничивая возможности человека, снижая уровень и качество жизни.

При определении инвалидности нужна комплексная оценка всех показателей. Однако при изучении аномалий и патологий зрительных органов и способности человека к восприятию окружающего мира важная роль отводится состоянию наиболее здорового глаза. Исходя из этого, медицинская комиссия решает вопрос о присуждении одной из групп инвалидности, определяемой согласно степени выраженности дисфункций зрительного восприятия и наложенных ограничений условий жизнедеятельности. Критерии каждой степени утверждены Международной классификацией заболеваний и включают:

  • показатель остроты и диапазон поля зрения;
  • главные электрофизиологические коэффициенты;
  • степень работоспособности по зрению.

I группа инвалидности предоставляется людям с сильными, необратимыми повреждениями зрительных нервов и утратой более 85 % зрительного восприятия вплоть до самой слепоты на два глаза. Потеря зрительных функций ведущего глаза характеризуется как выраженная (III степень) или значительно выраженная (IV степень), при этом человек не может осуществлять свою жизнедеятельность без посторонней помощи и социальной защиты.

II группа обуславливается общей остротой зрения в промежутке от 0,1 до 0,05 и выраженной потерей функций зрительного аппарата (III степень). Обычно люди с такой группой инвалидности - слабовидящие, которым необходима значительная социальная поддержка.

III группа характеризуется общим показателем остроты зрения наиболее здорового глаза от 0,3 до 0,1. Медицинской комиссией утрата функций органов зрения признается умеренной (II или I степень), поскольку человек не может себя обслуживать частично, но так же нуждается в незначительной социальной защите.

При предоставлении инвалидности по причине потери зрения в расчет берется на только способность пациента к зрительному восприятию, но и все указанные в его медицинской карте заболевания (тяжелые, врожденные, хронические), общее состояние здоровья, место проживания и экологическое благополучие региона, а также возрастная группа. Немаловажными могут оказаться социальные показатели и материальная обеспеченность.

Важно! Детям до достижения совершеннолетия присваивается статус «ребенок-инвалид», а по достижении 18 лет он должен пройти процесс переосвидетельствования и подтверждение статуса и группы.

Процедура оформления

Процесс получения и оформления всех бумаг по предоставлению инвалидности довольно долгий. Первый этап – осмотр офтальмолога и подтверждение права человека на инвалидность. После чего пациент в установленные сроки проходит полную медицинскую комиссию в поликлинике по месту проживания, цель которой составить карту здоровья и выявить все заболевания и патологии всех жизненно важных систем. Нередко это приводит к назначению дополнительных анализов и процедур (УЗИ, рентген, ЭКГ, МРТ и т.д.)

Следующим этапом идет получение заверенных главврачом поликлиники, где производился полный медосмотр, справок и рекомендаций по оформлению инвалидности. Эти документы необходимы для прохождения другой медико-социальной экспертизы (МСЭ), которая выносит окончательное решение о категории присваиваемой группы инвалидности.

Перечень необходимых бумаг и документов:

  • направление за подписью заведующего поликлиникой на МСЭ;
  • письменное заявление пациента на освидетельствование права на инвалидность;
  • оригинал и копия документа, удостоверяющего личность (паспорта);
  • нотариально заверенная ксерокопия трудовой книжки;
  • амбулаторная медкарта и все необходимые выписки с печатями;
  • акт о травме, полученной в ходе осуществления трудовой деятельности, написанный по форме Н–1, или о приобретенном профессиональном заболевании.

Существует два вида инвалидности:

Постоянная инвалидность I категории присваивается гражданам со следующими показателями:

  • установленная полная слепота на оба глаза;
  • при условии, что ни при каких условиях, включающих применяемом хирургическое вмешательство или иную проводимую терапию, состояние больного не улучшится;
  • снижение зрительных функций обоих глаз и остроте зрения ведущего менее 0,03;
    концентрическое сужение зрительных полей на обоих глазах до 10 ° и менее, характеризующееся необратимыми патологическими изменениями.

Оспорить решение медико-социальной экспертизы можно в законном порядке на основании Постановления Правительства РФ №95 «Правила признания лица инвалидом» от 20 февраля 2006 г. В этом случае назначается повторная экспертиза на федеральном уровне и ее решение окончательное. Однако, существует возможность его оспаривания при обращении заинтересованного в получении группы инвалидности лица в суд.

Предоставление льгот

Человек с подтвержденной группой инвалидности имеет право на разработку индивидуальной реабилитационной программы (ИПР), которая дает возможность получения необходимых аппаратов и технических средств для трудовой и профессиональной деятельности, обеспечения достойного уровня жизни.

В программу курса реабилитации входит медицинская, педагогическая и психологическая помощь, а также социально-экономическая защита. Их смысл состоит в компенсации полученных инвалидом ограничений или улучшении условий его проживания. Кроме того, ИПР помогает восстановить статус человека на социальном уровне, признать его права обществом и достичь материальной независимости.

В зависимости от присвоенной группы инвалиду подбирается комплекс восстановительных процедур:

  • медикаментозное или санаторно-курортное лечение;
  • оперативное вмешательство.

Инвалиду по зрению положены ежемесячные денежные выплаты, пенсии или иная финансовая помощь, предусмотренная социальной защитой в рамках пенсионного законодательства РФ.

Размеры выплачиваемых социальных денежных пенсий различным группам людей-инвалидов с 31 марта 2015 года:

  • инвалиды первой группы, полученной с рождения, и дети инвалиды - 11645,69 руб/месяц;
  • инвалиды второй группы, присвоенной в детстве, а также инвалиды первой группы- 9838,21 руб/месяц;
  • инвалиды второй группы (исключая лица с присвоенной инвалидностью с детства) - 4325 руб/месяц;
  • инвалиды третьей группы- 4153,08 руб/месяц.

При расчете денежных выплат во внимание берутся условия проживания и экологическая обстановка в регионе, а также факторы, при которых человек лишился зрения (производственная или иная травма), поэтому окончательная сумма может быть больше.

Разрешенные виды трудовой деятельности

Степень работоспособности и пригодности человека к труду определяется на этапе освидетельствования медицинско-социальной комиссией. При оформлении на работу инвалиду предоставляются гарантии согласно ТК РФ и рабочее место, полностью соответствующее требованиям, санитарно-гигиеническим условиям и рекомендациям медико-социального бюро.

Инвалид по зрению не допускается работать при высоком уровне шума и влажности в рабочем помещении, на химическом производстве, а также под воздействием вредных производственных и биологических факторов. Под запрет попадает деятельность, подразумевающая тяжелые физические или динамические нагрузки, нервно-психическое напряжение, характеризующаяся ненормированным рабочим графиком или неудобным положением тела человека.

Инвалид по зрению имеет все те же права, что и любой другой член общества: право на жизнь, труд и защиту. Именно поэтому в рамках социальной программы адаптации людей с ограниченными возможностями разрабатываются методики улучшения их качества жизни, механизмы защиты и социализации, а на производствах вводятся специальные рабочие места.

Видео - Получение пенсии по инвалидности

С таким термином как «группа здоровья» встречаются папы и мамы детей, проходящих диспансеризацию при поступлении в общеобразовательное учреждение (садик или школу), при оформлении справок в спортивный летний лагерь или оздоровительный санаторий. Группу здоровья определяют по окончании медосмотра подросткам, поступающим в ССУЗы и ВУЗы на очное отделение.

Что это? Таблица группы здоровья детей и подростков поможет разобраться в этом подробнее.

Что это: группы детского здоровья?

Под группами здоровья понимается совокупность данных обследования физико-психологического состоянии детей. Это условная шкала учета здоровья и развития с факторами риска и прогнозированием на будущее. Установлено пять групп здоровья, для их обозначения используют римские цифры. Цифра от I до V указывается на медкарте ребенка, и медработник детского сада или школы по ней узнает информацию о здоровье ребенка без уточнения диагнозов.

Комплексную и объективную оценку состоянию здоровья ребенка делает педиатр, исходя из данных обследования узкими специалистами (окулист, хирург, лор и прочие). Группа здоровья присваивается благодаря данным непосредственно на момент обследования. У детей, которым при рождении или после были поставлены какие-то диагнозы, но к моменту обследования никаких патологий не обнаруживается, все прошлые болезни (кроме хронических и тяжелых гинетических) не учитываются. Таким образом, группа детского здоровья может изменяться к подростковому возрасту.

Критерии для определения группы здоровья

Определенная группа здоровья присваивается на основе оценки по таким критериям:

  • хронические заболевания (их наличие либо их отсутствие), генетические заболевания, врожденные патологии и прочее;
  • гармоничность развития (физического и психического) в соответствии возрасту;
  • частота возникновения заболеваний (от элементарных вроде ОРЗ до тяжелых) и уровень сопротивляемости им организма.

Группа здоровья у детей: таблица по заболеваниям

Группы
Хроническая патология
Функциональное состояние основных органов и систем
Резистентность и реактивность Физическое и нервно-психическое развитие
Группа 1
без отклонений
отсутствует
без отклонений
заболеваемость за период, предшествующий наблюдению, -редкие и легко протекающие острые заболевания
нормальное, соответствует возрасту
Группа 2.
С функциональными отклонениями (группа риска)
отсутствует
наличие функциональных отклонений
Продолжительные острые заболевания с последующим затяжным периодом выздоровления (вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна и аппетита, субфебрилитет и т. д.)
Нормальное физическое развитие или избыток массы тела 1й степени. Нормальное или не резко выраженное отставание нервно-психического развития
Группа 3
Состояние компенсации
Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем без изменения функций
Наличие функциональных отклонений без клинических проявлений
Редкие, нетяжелые по характеру течения обострения хронического заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствия
Группа 4
Состояние субкомпенсации
Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем
Изменение функций пораженных органов, клинические проявления заболевания
Частые обострения основного хронического заболевания. Частые простудные заболевания с затяжным периодом восстановления
Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост нервно-психическое развитие нормальное или отстает
Группа 5
Состояние декомпенсации
Наличие тяжелой хронической патологии или тяжелого врожденного порока, приводящих к инвалидности ребенка
Выраженные изменения функций пораженных органов и систем
Частые тяжелые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания
Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает

I группа включает в себя детей с нормальными для своего возраста физическими, физиологическими и психическими показателями.

Ко II группе относят детей, у которых диагностированы функциональные изменения, не опасные для здоровья. Чаще всего, это непропорциональное возрасту соотношение роста и массы тела. Таких детей распределяют по 2 подгруппам:

  • А – дети, имеющие фактор наследственности;
  • Б – дети с риском возникновения и развития хронических болезней.

В III группе находятся дети с диагностированными хроническими заболеваниями в ремиссионной стадии, с последствиями перенесенных сложных травм, операций с полным восстановлением функционирования органов.

К IV группе здоровья относят небольшой процент детей, у которых имеются весьма сложные хронические заболевания на стадии субконпенсации, требующие постоянного наблюдения у специалистов; сюда входят дети, перенесшие травмы и операции, с частичной утратой функционирования определенных систем организма.

В V группу включены дети с ограниченными возможностями (инвалиды). Таким детям противопоказаны физические нагрузки, и, как правило, для этих деток существуют коррекционные образовательные учреждения.

Поступившие в образовательное учреждение дети I и II групп здоровья, находятся на общих основаниях, испытывают интеллектуальные и физические нагрузки без ограничений в соответствии с образовательной программой. Ребятишкам из III группы, посещающим то же учреждение, требуется специальное питание, ограниченная физнагрузка, Дети с IV группой здоровья в большинстве случаев определяются в специализированные учреждения, а дети V группы зачастую не посещают их, для таких деток может быть предусмотрено домашнее либо дистанционное обучение.

Заключение

Главной целью деления на группы является подбор соответствующих методов воспитания в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка с выбором определенного режима, уровня физнагрузок, нормативов и т.д.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама