THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

На первый взгляд, может ли являться точной наукой лицевая эстетика ? Либо человек нравится, либо нет. Но, оказывается, существует огромное множество параметров пропорций лица, размеров и форм частей лица, которые должны находиться во взаимной гармонии.

Нас, как стоматологов, интересуют, прежде всего, параметры улыбки и зубов, однако при проведении реставраций зубов мы всегда смотрим и учитываем такие параметры, как:

  • пол и возраст пациента,
  • расу и национальность,
  • размеры глаз, носа, щек, подбородка.

    Остановимся на некоторых осебенностях размера и формы зубов в зависимости от пола и возраста. Как вы наверное догадались, на левом фото – улыбка мужчины, в центре – молодой девушки и справа – женщины средних лет.

    Эти правила выполняются, разумеется, не всегда, но в среднем:

  • У мужчин передние зубы более широкие и имеют более плоский режущий край
  • У женщин передние зубы имеют более закругленные края
  • У женщин боковые резцы (вторые от центра) чаще всего значительно меньше по размеру, чем центральные; у мужчин разница не так выражена
  • Также вторые резцы у женщин чаще имеют выпуклую форму, у мужчин они более прямые
  • У молодых людей (и девушек и юношей) центральные резцы часто длиннее, чем остальные зубы; с возрастом линия зубов выравнивается за счет стираемости
  • При улыбке у молодых людей губы более изогнуты, уголки рта обращены вверх, с возрастом они опускаются (ослабление мышечного тонуса)

    "Золотое сечение" и числа Фибоначчи в стоматологии

    В 60-70-х годах в США было проведено много исследований для обнаружения "золотых пропорций" или "золотого сечения" в стоматологии, которые успешно систематизировал американский стоматолог-ортодонт Роберт Рикеттс (R.Ricketts).

    "Золотой пропорцией" называется соотношение 1 к 1,618 (приближенное значение). "Магия" заключается в том, что

    0,618: 1 = 1: (1 + 0,618)

    1,618 х 0,618 = 1
    1,618 - 0,618 = 1

    В математике понятие "золотого сечения" связано с числами Фибоначчи. В XIII веке итальянец Филиус Боначчио придумал ряды, названные впоследствие его именем, в самом простом из которых 0,1,1,2,3,5,8,13,21,34,55,89,144,... "каждое моследующее число равняется сумме двух предыдущих". Примечательно, что отношение a n+1 / a n с увеличением n стремится как раз к пропорции "золотого сечения".

    1: 1 = 1
    2: 1 = 2
    3: 2 = 1,5
    5: 3 = 1,67
    8: 5 = 1,6
    13: 8 = 1,625
    21: 13 = 1,615
    34: 21 = 1,6190
    55: 34 = 1,6176
    89: 55 = 1,61818
    144: 89 = 1,61797
    233: 144 = 1,61805
    377: 233 = 1,618026
    610: 377 = 1,618037
    987: 610 = 1,618033

    Применимо к эстетическим реставрациям передних зубов приблизительно в "золотой пропорции" относятся:

    1. Ширина верхнего центрального резца к ширине нижнего

    2. Последовательно (во фронтальной проекции): ширина двух нижних резцов, ширина двух верхних резцов, ширина четырех верхних резцов, расстояние между премолярами

    3. Расстояния между дистальными поверхностями нижних клыков и щечными фиссурами моляров

    В анатомическом строении тела человека можно обнаружить немало "золотых пропорций", например длины фаланг пальцев. Обратите внимание на соотношения стопы и голени, голени и бедра, кисти и предплечья, верхней части плеча и лопатки, расстояний от макушки до бедра и до пятки.

    Не меньше примеров "золотого сечения" встречается в лицевой эстетике. Идеальная пропорция наблюдается при сравнении ширины одной ноздри с суммарной шириной носовой перегородки и другой ноздри. Наиболее красивые лица также демонстрируют золотую прогрессию при сравнении ширины носа в области переносицы по внутренним краям орбит с шириной основания. Данная прогрессия продолжается далее к ширине ротовой щели, ширине между наружными углами глаз и, наконец, к ширине лба на уровне линии бровей.

    Вертикальные пропорции имеют еще большее значение для создания симметрии лица. Эти пропорции берут начало от соотношения верхней и нижней губ: если за единицу принять высоту верхней губы, то у наиболее красивых губ высота нижней губы будет больше именно в идеальной пропорции.

    Еще одна идеальная вертикальная пропорция наблюдается, если за 1 принять высоту фильтрума или губного желобка (от "лука Купидона" до основания носа): в этом случае суммарная высота губ будет составлять 1,618.

    У людей с красивыми лицами существует идеальная пропорция между расстояниями от медиального угла глаза до крыла носа и от крыла носа до подбородка. Это явление называется "динамической симметрией" или "динамическим равновесием". Расстояние от линии смыкания губ до крыльев носа пропорционально расстоянию от линии губ до низшей точки подбородка в соотношении 1: 1,618 (кончик носа при этом может быть приподнят или опущен, это не влияет на результат). Было также установлено, что расстояние от линии смыкания губ до крыльев носа идеально пропорционально расстоянию от зрачка глаза до крыла носа. Таким образом, на идеальном лице расстояние от глаз до крыльев носа равняется расстоянию от ротовой щели до подбородка (гармоническое уравнение).

    Идеальная пропорция существует между расстояниями от линии роста волос (расположенной в верхней части лба в области начала апоневроза черепа) до зрачковой линии и от нее до подбородка. Если затем перевернуть циркуль, не изменяя положения его ножек, станет видно, что между расстояниями от нижней точки подбородка до крыльев носа и от крыльев носа до линии роста волос тоже идеальная пропорция. Эти данные показывают, что на идеальном лице в целом равны три вертикальных расстояния, вновь образующие гармоническое уравнение: (1) расстояние от линии роста волос до зрачковой линии, (2) расстояние от зрачковой линии до линии смыкания губ и (3) расстояние от крыльев носа до подбородка. Интересно, что на красивой голове даже высота уха тесно связана с этим размером.

    Цвет в стоматологии

    Цвет – понятие субъективное. Цветовосприятие человека индивидуально, более того оно зависит от многих факторов. На тему оптического восприятия существует множество забавных опытов, к примеру, если в течение минуты смотреть на синий круг, переводя взор на другие предметы, вы будете видеть желтое пятно.

    Не вдаваясь в риторику и философию вопроса, поговорим о том, как определяется цвет зуба при эстетической реставрации.

    Если речь идет о постановке стандартной пломбы или лечении зубов по страховке, врач использует чаще всего материал одного цвета, наиболее близкого к оттенку восстанавливаемого зуба и/или соседних зубов. Многие знают, что к каждому набору композитного материала прилагается расцветка, врач прикладывает ее к зубам и выбирает наиболее похожий цвет.

    Если речь идет об эстетических реставрациях, одним цветом не обойтись. Наша задача сделать пломбу или реставрацию неотличимой от окружающих тканей. Зуб является очень сложным, с оптической точки зрения, объектом. Мы попытаемся понятным языком и вкратце рассказать теорию цвета в стоматологии.

    Возьмем на себя смелость утверждать, что восприятие объекта, в нашем случае зуба, определяется следующими факторами:

    Параметры цвета:

  • тон (оттенок, hue )
    Пример:
  • насыщенность (saturation )
    Пример:
  • яркость (lightness )
    Пример:

    Квадратик посередине – один и тот же, если кажется, что они разные, это очередной оптический эффект. Если Вы вообще не видите различия между квадратиками, расположенными в одном ряду, извините, у Вас плохой монитор. Параметры объемного объекта:

  • прозрачность

    Нетрудно заметить, что режущий край и боковые зоны зуба более прозрачны, чем его центральная часть.

  • блеск

    Этот параметр определяется степенью гладкости поверхности. Блеск определяет наличие и размеры блика. Человеческий глаз очень чувствительный орган, он легко определит различия в блеске поверхностей зубов.

    Феномены отражения падающего света:

  • флюоресценция

    Свойство преломления лучей ультрафиолетового спектра (короткие волны) в голубые оттенки видимого спектра.

  • опалесценция

    Свойство преломления лучей теплого спектра (длинные волны) в оттенки желтого, красного, серого тонов.

    Чтобы проиллюстрировать столь непростые понятия, как флюоресценция и опалесценция, сравните две фотографии: 1 – при освещении лампой накаливания (короткие волны) сбоку, 2 – при освещении дневным светом (больше ультрафиолета). Фотографии не корректировались на компьютере.

    Желтые тона – слева, голубые – справа.

    При оценке цветовосприятия эстетической реставрации следует использовать различные источники света, на разных уровнях яркости и под разным углом падения лучей.

    Подсказка для пациентов:

    Для эстетических реставраций зубов очень желательно наличие дневного света, поэтому лучше записываться к врачу на день или утро.

  • Источник материала: http://www.esthetics.ru/tree

    В специальной литературе и в обиходе среди врачей ортопедов-стоматологов встречаются термины «эстетика» и «косметика», обозначающие свойство искусственных протезов. Что правильно? Дословно косметика означает искусство украшать. Врачебная косметика (декоративная) скрывает или делает менее заметным дефекты внешности.

    Слово «эстетика» переводится с греческого как «чувствующий, чувственный». В широком смысле эстетика – это философская наука об общих принципах творчества по законам красоты, о генезе, закономерностях развития и функционирования эстетического осознания, в том числе и искусства как специфической формы отражения действительности. Предмет медицинской эстетики охватывает закономерности строения человеческого тела, пространственную организацию частей тела, их соразмерность в покое и динамике, цветовую гармонию, вопросы симметрии и асимметрии, речь, возрастные изменения и т.д.

    Разделом медицинской эстетики, особенно в ортопедической стоматологии, является теория художественного моделирования. Это относится ко всем видам протезов.

    Универсальными признаками красоты считаются мера, гармония, пропорция, симметрия.

    Количественными методами в медицинской эстетике являются антропометрический, биометрический, кинофотостатический и телерентгенографический.

    В ортопедической стоматологии предметом изучения является лицо человека. Архитектоника лица человека зависит от следующих моментов:

      высоты лица (удлиненный, средний, укороченный тип),

      ориентации челюстей в пространстве,

      угла нижней челюсти.

    Различают три типа лица в зависимости от строения зубочелюстной системы. Выделяют синдром удлиненного лица. У пациентов этой группы высота лица увеличена, развернут угол нижней челюсти, увеличен угол между основанием челюстей и основанием черепа.

    Взаимоотношение зубных рядов может быть различными. Свободное межокклюзионное пространство минимально или равно 0. Вторая группа больных представляет синдромом укороченного лица. Высота лица у них уменьшена, угол нижней челюсти приближается к 90 0 , основания челюстей и основание черепа параллельны. Свободное межокклюзионное расстояние равно 6 и более мм. Третью группу пациентов составляют люди с правильным лицом. Все антропометрические и телерентгенографические данные у них среднее. Пространственная организация лица или другими словами его форма также представляет интерес для исследователей. Вильямс (1913) установил 4 формы лица:

    1. Квадратное лицо.

    2. Треугольное лицо.

    3. Овальное лицо

    4. Овоидное лицо (более широкие размеры под глазами).

    Бауэр выделил церебральный, респираторный, дигестивный и мышечный тип лица. В профиль в зависимости от угла выпуклости лица В.Н. Трезубов выделяет выпуклое лицо, прямое и вогнутое. Форма лица человека имеет прямую связь с формой его зубов. Форма зубов может быть прямоугольной, квадратной, клиновидной, овальной.

    По Переверзеву прямоугольная форма характеризуется тем, что высота коронки превосходит ее ширину, контактные поверхности параллельны. Квадратная форма зубов – равные значения ширины и высоты, контактные поверхности параллельны. Треугольная форма узкая шейка зуба, конвергенция контактных поверхностей. Овальная форма встречается у 66,9% женщин.

    Зубы играют важную роль в красоте лица. Поскольку они являются опорой для губ, то даже в покое от положения зубов и их взаимоотношений зависит тонус, взаимоположение и профиль губ. Они могут выглядеть напряженными или свободнопокоящимися, выступать или западать, находиться на одном уровне. Все это отражается на выражении лица, его индивидуальной красоте.

    Еще больше возрастает их значимость при динамическом состоянии лица во время разговоров, улыбки, смеха. Обнажаясь зубные ряды и сами зубы своими признаками активно формируют облик лица, дополняя лицевую гармонию, либо ее разрушая. Их цвет, форма, размеры, положение, рельеф, целостность, взаимное расположение в зубном ряду относительно свободных краев губ и других частей лица, пропорциональность между собой, всем лицом и многое другое формируют красоту улыбки.

    Эстетика (от греч. aisthetikos -- чувствующий, чувственный) -- филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию.

    Эстетическая стоматология - это область медицины направленная на улучшение, восстановление и сохранение красивого (эстетичного) внешнего вида зубов. В эстетической стоматологии выделяется три понятия, которые тесно связаны с друг другом, но имеют значительное отличие по сути: реставрация, реконструкция, трансформация.

    Реставрация - это восстановление формы, функции и эстетических свойств зуба искусственными реставрационными материалами. То есть восстановление ранее утраченной формы в топографических границах зуба по причине кариозного процесса, травмы и т.д. Реконструкция - это изменение пространственной ориентации зуба в полости рта при различных аномалиях положения зубов, таких как тортоаномалии, протрузии, ретрузии, дистопия а также сочетание этих аномалий. Трансформация - это изменение присущей формы зуба на другую, и тем самым переведение его в другую группу. Например, клыка в резцы, премоляра в клык и др. Часто трансформация приобретает значение при одновременном ортодонтическом лечении.

    Этапы реставрации: Для того чтобы достигнуть высокого качества выполняемой работы необходимо строго соблюдать определённые этапы, такие как:

    • · Подготовка пациента и анализ уровня гигиены.
    • · Анестезия
    • · Очистка поверхности
    • · Определение цвета
    • · Препарирование
    • · Макро и микроизоляция от влаги
    • · Наложение лечебной прокладки(в случае необходимости)
    • · Кондиционирование
    • · Нанесение бондинговой системы
    • · Послойное внесение и фотополимеризация материала
    • · Удаление изолирующих материалов (валиков, матриц, клиньев)
    • · Шлифовка
    • · Полировка
    • · Финишная полимеризация

    Эстетическая реставрация - это восстановление пораженных кариесом и разрушенных зубов согласно их первозданного вида путем верного подбора восстановительного материала по таким параметрам, как цвет, прозрачность и форма. Отличие реставрации от пломбирования зубов: если при пломбировании в основном происходит восстановление функциональных характеристик зуба, то при реставрации утраченные ткани зуба восполняются материалом, имитирующим дентин и эмаль, их прозрачность и цветовую гамму.

    Реставрация зубов -- особая технология, при которой применяются специфические материалы искусственного происхождения: компомеры и композиты.

    Эстетическое восстановление подразделяется на прямое и непрямое:

    · При прямой арт-реставрации стоматолог воссоздает и реставрирует разрушенные части зубов из фотополимера или стеклоиономера (реставрационных материалов светового отверждения) прямо во рту пациента.

    Компомеры обладают хорошими эстетическими свойствами и используются при реставрации зубов довольно небольшой срок. Разнообразная цветовая палитра материалов для реставрации дает возможность максимально похоже выбрать цвет восстанавливаемого зуба. Фотополимеры. Плюсы: -проникает в дентин и эмаль, практически сливаясь с родными тканями; -подстраиваются под цвет эмали; - неограниченное время работы, так как затвердевают лишь после применения специальной лампы. Минусы: -высокая цена; -при попадании влаги на материал - фотополимер темнеет; -при плохой шлифовке образуется налет. Композиты довольно давно широко задействованы при реставрации зубов и имеют срок службы 10 -- 15 лет. Стеклоиономеры - целый класс современных стоматологических материалов, созданных путем объединения свойств силикатных и полиакриловых систем. (Классифицируются: порошок, порошок-жидкость, капсулы, паста).

    Плюсы: - хорошая химическая адгезия к тканям зуба; - хорошая химическая адгезия к другим пломбировочным материалам; - высокая биологическая совместимость с тканями зуба; - близкие к тканям зуба характеристики теплового расширения; - низкий модуль упругости; - обладают биоактивностью. Минусы: - длительность отвердевания цементной массы; - чувствительность к избытку или недостатку влаги в процессе отверждения; - чувствительность к внешним механическим воздействиям в процессе отвердевания; - опасность раздражающего действия на пульпу при глубоких полостях.

    · К непрямым методам относятся восстановления целостности зуба с помощью микропротезов, требующих снятия слепка и времени для их изготовления в лаборатории. К микропротезам можно отнести керамические виниры и накладки, с помощью которых возвращается целостность резцов или жевательных зубов без применения полноценного протезирования.

    Виниры - это микропротезы, которые восстанавливают форму и/или цвет отдельно взятого зуба или группы зубов, и в отличие от коронок, покрывают не весь зуб, а одну - две его поверхности. Виниры на зубы изготавливаются для облицовки их передней поверхности, которая видна при улыбке. Обычно в линию улыбки попадают 10 верхних и 8 нижних зубов.

    Виниры керамические по праву считаются лучшими. Изготавливаются такие виниры в зубо-технической лаборатории. Фарфоровые виниры. Фарфор - это основной материал для изготовления керамических виниров. Связано это с тем, что фарфор прочен, не меняет цвет со временем, имеет показатели прозрачности и строение, которое ближе всего похоже на эмаль зуба. Виниры из диоксида циркония. Циркониевые виниры состоят из высокопрочного каркаса из диоксида циркония и спеченной на нем фарфоровой массы. Несомненно есть преимущество винира из диоксида циркония перед виниром из непрессованного фарфора. Дело в том, что циркониевый каркас по прочности превосходит непрессованный фарфор. Однако сопоставим по прочности с прессованным фарфором.

    Достоинства керамических виниров:

    • § Высочайшая эстетика и полная цветовая стабильность, т.е. они не темнеют и не тускнеют со временем.
    • § Надежность и длительный срок службы, который ограничен только форс-мажерными обстоятельствами (например, спортивная травма и т.д.)

    Недостатки керамических виниров:

    · Высокая цена.

    Композитные виниры. Такие виниры изготавливаются из свето-полимерных композитных пломбировочных материалов. Существует два метода изготовления виниров из композитов:

    § В стоматологическом кресле во рту у пациента -в этом случае винир делают из композитных светоотверждаемых пломбировочных материалов. Поэтому такие виниры называют также - прямые виниры, виниры терапевтические. По сути это реставрация зуба из светополимерных пломбировочных материалов.

    Процесс изготовления такого винира заключается в том, что врач-терапевт сам сошлифовывает переднюю поверхность зуба, и путем послойного нанесения светополимерного пломбировочного материала восстанавливает переднюю поверхность зуба.

    § В зубо-технической лаборатории -в этом случае сначала нужно обточить зуб под винир и снять с зубов слепок. В лаборатории зубной-техник по слепку сделает гипсовый оттиск зубов, на котором будет смоделирован винир из все тех же светоотверждаемых пломбировочных материалов. Этот вариант изготовления более качественен и обладает большей надежностью по сравнению с первым.

    Достоинства композитных виниров:

    • § Удобны при малых дефектах зуба.
    • § Возможность обработки только поврежденного участка зуба.
    • § Доступная цена.

    Недостатки композитных виниров:

    • § Изменение цвета винира со временем.
    • § Низкий уровень эстетики.
    • § Хрупкие.
    • § Изготавливаются не в лаборатории, а стоматологом непосредственно во рут у пациента - человеческий фактор.

    Стоматологические зубные накладки или зубные вставки применяются в тех случаях, когда имеется значительное разрушение зуба и его восстановление при помощи композитных материалов не возможно. Зубные накладки и вставки прочны; они способствуют укреплению зубов до 75 процентов; вкладки и накладки продлевают жизнь зуба и предотвращают необходимость зубного лечения в будущем.

    Люминиры - одно из средств современной косметической стоматологии. По своей сути, это косметические накладки, которые устанавливают на видимую часть зуба с целью откорректировать его структуру, форму или цвет (устранить сколы, искривления или исправить цвет эмали), а в отдельных случаях люминиры можно использовать даже вместо брекетов. Согласно технологии люминиринга, перед установкой люминиров не требуется обточки зубов, в отличие от виниров. Так как винир достигает в ширину 0,7мм, а люминир 0,2мм.

    Достоинства люминиров:

    • § Не требует обточки зуба.
    • § Возможно снятие люминира.

    Недостатки люминиров:

    • § Ненатуральный цвет.
    • § Возможна коррекция лишь одного зуба.
    • § Высокая цена. Основными на сегодняшний день являются следующие методы художественного восстановления зубов:
    • · выравнивание и изменение формы зубов,
    • · устранение сколов зубов или их разворотов,
    • · удаление старых потемневших пломб,
    • · устранение слишком узких или больших межзубных промежутков,
    • · профессиональное отбеливание и восстановление эмали.

    Основными приемами, применяемыми в эстетической стоматологии, могут считаться следующие наиболее распространенные на сегодняшний день:

    • · реставрация эстетики и формы зуба;
    • · корректировка формы зубного ряда и отдельных зубов;
    • · изменение цвета зубов (отбеливание зубной эмали);
    • · изменение расположения отдельных зубов в зубном ряду;
    • · перекрытие промежутков между зубами (тремы, диастемы).

    Прямая реставрация зубов: Плюсы:

    · материалы, используемые при реставрации, требуют особого ухода, так как могут изменять свой цвет.

    Непрямая реставрация зубов: Плюсы:

    · установленные виниры и накладки наиболее точно соответствуют по форме и цвету натуральных зубов.

    · проходит в несколько этапов и суммарно занимает больше времени.

    эстетический реставрация зуб протез

    Список используемой литературы

    Боровский Е.В. с соавт.: Терапевтическая стоматология.

    Эстетика протезирования является одной из крупнейших проблем орто­педической стоматологии. Она включает в себя:

    1. Исследование типов лица, формы, размеров и цвета зубов, зубных рядов и их взаимоотношений с окружающими тканями, обеспечивающих эстетический оптимум (эстетика лица). Установление определенной зависи­мости между формой зубов и типом лица. Выделяют три типа лица: прямоу­гольное, коническое и овальное (рис. 1).

    Четвертый принцип свидетельствует, что протезирование является лечеб­ным и профилактическим мероприятием, базирующемся на прочном фунда­менте знании строения и функции нормальных органов, патологии органов и систем челюстно-лицевой области. Этот принцип называется нозологическим, поскольку предусматривает изучение этиологии, патогенеза, частоты пораже­ния, клинической картины заболевания, ортопедического лечения, ближайших и отдаленных результатов его при определенных нозологических формах пора­жения зубочелюстной системы.

    Пятый принцип гласит, что любой протез или ортопедический аппарат рассматривается как лечебное средство, обладающее, кроме тера­певтического, нежелательным (побочным) действием. Знание и того и дру­гого свойства протеза является одним из условий успешности орто­педического лечения.

    Шестой принцип получил название принципа стадийности. Он вытекает из предыдущего. Выбор лечебного средства (протез, ортопедический аппа­рат) определяется не только характером заболевания, но и стадией развития патологического процесса. Внедрение этого принципа предлагает подроб­ное изучение клинической картины заболевания и точную диагностику. С учетом стадии развития патологического процесса назначается и средство ортопедической терапии.

    Седьмой принцип - принцип ступенчатости. Использование различных средств диагностики и лечения, сначала наименее инвазивных и кончая ра­дикальными инвазивными. Этот принцип вытекает из предыдущего.

    Восьмой принцип - принцип законченности лечения. Он предписывает наблюдать больного до тех пор, пока не будут решены задачи, предусмот­ренные планом лечения. Выделяют следующие фазы:

    1. Операционная фаза.

    2. Послеоперационная фаза (наблюдение за больным).

    Пример: после наложения съемного протеза больной должен находиться под наблюдением врача, пока последний не убедится, что больной привык к протезу, принимает обычную пищу, восстановлены речь и внешний вид, а ткани протезного ложа (слизистая оболочка, опорные зубы и др.), височно-нижнечелюстной сустав и жевательные мышцы здоровы.

    Девятый принцип - принцип комплексной терапии различных заболева­ний. Имеется ряд заболеваний, которые не могут быть вылечены отдельно ни терапевтом, ни ортопедом, ни хирургом. Только совместные и строго планируемые консервативные, ортопедические и хирургические мероприя­тия могут сделать лечение эффективным.

    Десятый принцип - принцип профилактики. Проще предупредить, чем лечить заболевание.

    Одиннадцатый принцип - деонтологический.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Федеральное Государственное Автономное Образовательное Учреждение

    Высшего Профессионального Образования « Белгородский

    Государственный Медицинский Институт НИУ БелГУ»

    Медицинский институт

    Кафедра последипломного медицинского образования

    РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

    «АНАЛИЗ ЭСТЕТИКИ В СТОМАТОЛОГИИ»

    ВЫПОЛНИЛА:

    Шапошникова Е.А.

    БЕЛГОРОД 2014

    Введение

    Возросший культурный и материальный уровень современных людей требует полноценного восстановления функций и внешнего вида лица, нарушенного, потерей зубов у всех пациентов не зависимо от их общественного положения, профессии и возраста.

    Ортопедическая стоматология достигла значительных успехов в диагностике, профилактики и лечении заболеваний, требующих ортопедического вмешательства. Тем не менее, потребность в протезировании не сокращается, а к сожалению растет.

    В последнее время значительно возросли требования пациентов к эстетической стороне протезирования. Поэтому так важно сегодня врачу-ортопеду иметь необходимые знания по эстетике, художественный вкус и навыки скульптора и художника. Необходимо остановиться на вопросах эстетики в ортопедической стоматологии.

    Общепринято, что красота сопутствует здоровью человека. Поэтому трудно переоценить роль врача-ортопеда, который призван путем ортопедического лечения, с одной стороны, восстанавливать у больных нарушенную или полностью утраченную функцию зубочелюстной системы, а с другой - способствовать возвращению пациентам эстетически полноценной конфигурации лица.

    1. Основная часть

    Выявление пожеланий пациента и определение возможных способов их удовлетворения являются ключевыми факторами успеха терапии. Анализ особенностей лица и движения губ относительно зубов проводится с помощью оценки лицевых, зубных, губных и фонетических параметров. Несмотря на то, что для достижения оптимального результата может потребоваться изменение только одного из указанных параметров, тщательный анализ всех аспектов улыбки обязателен перед началом ортопедической реабилитации. Анализ эстетики включает в себя шесть обязательных аспектов:

    1. Установление контакта с пациентом

    2. Оценка параметров лица

    3. Анализ нижней трети лица

    4. Фонетический анализ

    5. Анализ зубов

    6. Анализ десневого края

    2. Установление контакта с пациентом

    Начиная с первого визита к своему лечащему врачу, пациент должен ощущать дружелюбное и предупредительное отношение персонала, чтобы чувствовать себя спокойно и доверять сотрудникам. Врач с пациентом заполняют медицинскую карту сведениями о медицинском и стоматологическом анамнезе, врач определяет план требуемых лечебных мероприятий и анализирует эстетические параметры, показатели заносит в специальный раздел медицинской карты.

    · Беседа с пациентом

    Этот исходный этап необходим для установления доверительных отношений с пациентом. Неформальный разговор должен состояться до того, как пациент сядет в кресло для проведения осмотра. Это позволяет эффективно оценить их внешний вид, характер и поведение, а также изучить непринужденный вид лица, улыбку и мимику. Менторский тон и определение жесткой субординации никак не способствует построению доверительных отношений.

    Выясняя пожелания пациента, стоматолог не должен навязывать собственное мнение, учитывая всю субъективность представлений о красоте, но если пожевания пациента выходят за границы возможного и он отказывается понимать нереальность своих требований, лучше вообще не начинать лечение, так как в этом случае неудача неизбежна.

    · Общение с пациентом

    Стоматолог должен подобрать индивидуальный подход, использовать доступный язык общения, рекомендуется использование наглядных пособий: фотографий, гипсовых моделей пациенто с похожими проблемами.

    · Информирование пациентов о проводимых манипуляциях

    Стоматолог обязан поставить пациента в известность о выполняемых процедурах. Необходимо объяснить причину выбора того или иного метода лечения с учетом преимуществ и недостатков.

    · Заполнение карты пациента

    Для этого проводят полное клиническое обследование, включающее в себя оценку состояния пародонта, имеющихся реставраций и эндодонтически леченных зубов, анализ состояния ВНЧС и окклюзии, изучение диагностических моделей в артикуляторе. Кроме того, проводят рентгенографическое исследование и фотографируют пациента.

    · Постановка диагноза и составление плана лечения

    · Прогноз лечения и информированное согласие пациента

    губа зуб лицо лечение

    3. Оценка параметров лица

    Черты лица в значительной степени определяют восприятие индивидуума окружающими. Анализ лица проводят использую горизонтальные и вертикальные ориентировочные линии, позволяющие сопоставить черты лица и положение зубов пациента.

    Межзрачковая линия

    Проходит через зрачки и при условии ее параллельности линии горизонта представляет собой наиболее удобный ориентир для эстетической оценки лица. Как правило, межзрачковой линии параллельны линии, соединяющие брови, углы рта и крылья носа. Параллельность линий определяет гармонию лица.

    Срединная линия

    Проходит вертикально через надпереносье, кончик носа, носогубную кожную складку и кончик подбородка. Как правило, перпендикулярна межзрачковой линии.

    У абсолютного большинства людей лицо ассиметрично, если разница размеров левой и правой сторон менее 3%, то она незаметна окружающим.

    Межзрачковую линию обычно используют в качестве горизонтального ориентира. Однако глаза или даже уголки рта не всегда располагаются на одинаковом уровне. В таких случаях в качестве ориентира используют линию горизонта вне зависимости от параллельности с ней межзрачковой или комиссуральной линий. Если все 3 линии не параллельны между собой, то врач должен обсудить с пациентом выбор линии, которая будет служить ориентиром.

    Точки для определения срединной линии также не всегда надежны, по этой причине для ее определения в качестве идеального ориентира можно использовать центр верхней губы.

    Пропорциональность лица

    Пропорциональное лицо можно разделить на 3 равные по высоте части:

    Верхняя: область между границей волосистой части головы и линией, соединяющей брови

    Средняя: область, между линией соединяющей брови и линией, соединяющей крылья носа

    Нижняя: область, между линией соединяющей крылья носа, и горизонтальной линией проходящей через кончик подбородка

    · Профиль

    Естественное положение головы проверяют с помощью франкфуртской горизонтали, которая проходит через нижний край глазницы и верхний край костного наружного слухового прохода. Франкфуртская горизонталь образует с произвольной горизонтальной плоскостью угол равный 8 градусам.

    Типы профиля:

    Нормальный: угол образованный надпереносьем, подносовой точкой и кончиком подбородка равен примерно 170 градусам

    Выпуклый: величина угла уменьшена, из-за относительной репозиции кончика подбородка

    Вогнутый: угол превышает 180 градусов, из-за относительно переднего положения кончика подбородка.

    Линия Е, соединяет кончики носа и подбородка. У человека с нормальным профилем, верхняя губа располагается примерно на 4 мм, а нижняя- на 2 мм кзади от линии Е.

    Носогубный угол образуется при пересечении в подносовой точке двух линий, одна из которых перпендикулярна основанию носа, а другая наружному краю верхней губы. При нормальном профиле носогубный угол равен 90-95 градусов у мужчин и 100-105 у женщин.

    4. Анализ нижней трети лица

    · Анализ положения губ и зубов

    Данный анализ необходим для оценки правильного соотношения между зубными рядами и губами при разговоре и улыбке.

    Для анализа естественных движений губ необходимо пообщаться с пациентом на начальном, доклиническом этапе в неофициальной и расслабленной обстановке, наблюдая за движениями губ во время дружеского, непринужденного разговора. Оценку губ необходимо проводить до введения местных анестетиков.

    Визуализация зубных рядов в состоянии покоя при сомкнутых в центральной окклюзии зубах, губы слегка соприкасаются между собой и режущая треть верхних резцов покрыта нижней губой. Если мышцы, удерживающие нижнюю челюсть, находятся в состоянии физиологического покоя, то зубные ряды не смыкаются, губы слегка разобщены, а режущая треть верхних резцов обнажена. Высота видимого участка составляет 1-5 мм в зависимости от высоты губ, пола и возраста пациента. С возрастом, видимая часть верхних резцов уменьшается за счет стираемости режущего края, так и вследствие снижения тонуса мышц, окружающих полость рта, что приводит к прогрессирующему обнажению резцов нижней челюсти, поэтому эти зубы играют решающую роль для эстетики у пожилых пациентов. Определение видимой в покое части резцов верхней челюсти является одним из ключевых аспектов, определения необходимости коррекции длины зубов.

    · Режущий край

    Определение высоты режущего края по вертикали (контур режущего края) и в переднезаднем направлении (профиль режущего края) имеет большое значение для эстетического анализа.

    Соотношение контура режущих краев верхних зубов с контуром нижней губы.

    Как правило, линия режущих краев выпуклая и параллельна естественному вогнутому верхнему краю нижней губы. Соотношение между двумя кривыми, поведенными по режущим краям передних зубов и контуру нижней губы, может отличаться у разных людей:

    Если между режущим краем и нижней губой имеется зазор, то такое соотношение называется неконтактирующим.

    Если отмечается касание режущих краев и нижней губы, то такое соотношение называется контактирующим

    Если нижняя губа перекрывает режущую треть верхних резцов, то такое соотношение называется перекрывающим

    Ровная режущая поверхность с зубами одинаковой длины и исчезновением межрезцовых уголков придает улыбке горизонтальную симметрию, что неминуемо создает ощущение «возрастной» улыбки.

    Профилем режущего края называют контур режущего края в саггитальной плоскости.

    · Линия улыбки

    При анализе линии улыбки в первую очередь необходимо оценить степень визуализации передних зубов при улыбке. Выделяют 3 типа линий улыбки:

    Низкая: при движениях верхней губы обнажается не более 75 % поверхности передних зубов

    Средняя: 75-100% поверхности передних зубов и межзубных сосочков

    Высокая: обнажаются не только передние зубы, но и участок десны различной ширины

    Красивой считают улыбку, при которой полностью обнажаются зубы верхней челюсти и полоска десны шириной около 1 мм, обнажение десны на 2-3 мм считается приемлемым.

    · Ширина улыбки

    · Щечный коридор

    Щечным коридором называют видимое при улыбке пространство с двух сторон между щечными поверхностями верхних зубов и углами рта. Этот промежуток всегда присутствует в гармоничной улыбке и придает ей естественность.

    · Межрезцовая и срединная линия

    Ориентиром определения срединной линии зубного ряда обычно служит межрезцовая линия, но лучше все таки использовать десневой сосочек между центральными резцами верхней челюсти.

    Часто отмечается расхождение между срединной линией лица и зубных рядов, отклонение в пределах 4 мм, обычно остается незаметным для пациента.

    5. Фонетический анализ зубов

    Фонетические пробы представляют собой надежное средство для оценки эстетических и функциональных показателей, а также помогают определить правильное положение, высоту коронок зубов и межальвеолярное расстояние.

    Произнесение звука «М»:

    Позволяет оценить длину резцов

    Произнесение звука «И»:

    Оценить длину резцов

    Произнесение звуков «Ф» и «В»:

    Оценить длину резцов

    Оценить профиль режущих краев

    Произнесение звука «С»:

    Оценить положение зубов

    Оценить высоту центральной окклюзии

    Анализ зубов

    · Межрезцовые линии верхней и нижней челюсти

    · Форма зубов:

    Треугольная

    Прямоугольная

    Овальная

    · Цвет зубов

    · Микро- и макрорельеф зубов

    · Пропорции зубов

    · Положение зубов и форма зубной дуги:

    Квардратная

    Овальная

    Треугольная

    6. Анализ десневого края

    Состояние здоровья мягких тканей определяет их внешний вид. Развитие патологии приводит к изменению цвета, формы и консистенции десны, что значительно ухудшает эстетику зубодесневого комплекса. Поэтому очень важно уделять особое внимание десневому краю.

    В идеале край десны должен гармонировать с линией режущего края и другими горизонтальными ориентировочными линиями. Кроме того, десневой край должен иметь соответствующую фестончатость, правильно расположенные точки зенита и здоровые межзубные сосочки.

    Анатомические характеристики

    В десне различают свободный десневой край, окружающий зуб на уровне шейки, кератинизированную прикрепленную десну, простирающуюся до слизисто-десневого соединения (СДС), альвеолярную слизистую, расположенную апикальнее СДС и покрывающую альвеолярный отросток.

    Свободная десна расположена апикально от края десны до цементно-эмалевого соединения (ЦЭС), следуя периметру шейки зуба. Высота десневого края по сути, соответствует глубине зубодесневой борозды (в норме 1-2 мм). Ширина свободного десневого края неравномерна, она меньше где десна контактирует с поверхностью зуба, и больше в межзубных областях.

    Простирается от апикальной границы свободной краевой десны до СДС. В норме КПД имеет розовый цвет, что отличает ее от ярко-красной альвеолярной слизистой. Наружный слой КПД представлен ороговевающим эпителием, способным противостоять механической нагрузке при жевании и чистке зубов. Высота прикрепленной части неодинакова и зависит от положения зубов и локализации точек вплетения мышечных волокон.

    Хорошее кровоснабжение и наличие неороговевающего эпителия придают альвеолярной слизистой ярко-красный цвет и гладкую поверхность.

    Отличительные анатомические характеристики

    Здоровая десна обычно имеет розовый цвет, который отличается значительным разнообразием оттенков у разных людей. После проведения эндодонтического лечения цвет окружающей причинный зуб десны может меняться из-за потемнения корня.

    Зернистость

    У многих людей поверхность десны имеет вид апельсиновой корки, что объясняется врастанием надгребневых соединительнотканных волокон в эпителий.

    Форма десны определяется постепенным уменьшением ее толщины от прикрепленной к свободной краевой десне.

    Архитектура

    В вестибулярных участках десна располагается апикальнее, чем в межзубных областях. Фестончатость более выражена в области передних зубов и становится практически незаметной вокруг моляров.

    Биотип пародонта

    Толстый биотип

    Характерны невыраженная фестончатость десневого края и нормальная или сниженная визуализация клинических коронок зубов, в основном квадратной формы.

    Тонкий биотип

    Характеризуется большим обнажением клинических коронок зубов и выраженностью фестончатостью десны.

    При анализе параметров десневого края необходимо учитывать несколько эстетических параметров, главным из которых является степень визуализации десны при улыбке.

    Параллельность

    В идеале контур десны, следующий клиническим шейкам центральных резцов и клыков, должен быть параллелен режущему краю и контуру нижней губы. Десневой край также должен быть достаточно параллелен окклюзионной плоскости и горизонтален ориентировочным линиям, в частности комиссуральной и межзрачковой.

    Симметрия

    Контур десны в области верхних центральных резцов и клыков должен быть симметричен и располагаться на более апикальном уровне по сравнению с десной в области боковых резцов.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Классификация разновидностей аномалии положения и прорезывания зубов: диастемы и тремы. Вестибулярное (экзопозиция) и оральное (эндопозиция) положение зубов. Основные подходы в лечении дистопии клыка. Методы лечения небного положения верхних резцов.

      презентация , добавлен 10.04.2013

      Зубные ряды челюстей. Режущие края фронтальных зубов и жевательные поверхности премоляров и моляров. Нумерация зубов. Сагиттальная окклюзионная кривая. Закономерность изменения величины и высоты коронок зубов на нижней челюсти. Смыкание зубных рядов.

      презентация , добавлен 17.12.2014

      Обзор разновидностей аномалий формы зубов (шиповидные, Гетчинсона-Фурнье) и величины зубов (макро- и микродентия), особенности их лечения. Понятие об индивидуальной макродентии. Аномалии структуры твердых тканей зубов. Методика проведения стриппинга.

      презентация , добавлен 10.04.2013

      Аномалии формы зубов. Смещение зубов кнаружи от зубного ряда. Поворот зуба вокруг продольной оси. Недостаток места в зубном ряду. Врожденное отсутствие зубов и их зачатков. Отклонения от нормального взаимоотношения зубных рядов верхней и нижней челюстей.

      реферат , добавлен 20.12.2012

      Классификация и клинические разновидности аномалий зубных рядов в трансверзальном направлении. Сужение и расширение зубных рядов в различные возрастные периоды. Особенности диагностики и лечения данных патологий, применяемые принципы и методики.

      презентация , добавлен 10.04.2013

      Рассмотрение разновидностей аномалий числа зубов: адентия, сверхкомплектные зубы. Гиподонтия функциональных групп зубов. Степень выраженности нарушений при врожденном отсутствии зубов. Клиническая картина и показания к сохранению сверхкомплектных зубов.

      презентация , добавлен 10.04.2013

      Клинические симптомы у пациентов с дефектами зубных рядов. Понятие о функционирующей и нефункционирующей группах зубов, перегрузке пародонта и деформации окклюзионной поверхности зубов. Классификация мостовидных протезов, принципы их конструирования.

      презентация , добавлен 18.12.2014

      Функциональные и эстетические нарушения при аномалиях положения отдельных зубов и зубных дуг, их разновидности и формы, основные причины возникновения. Негативное воздействие данных аномалий зубного ряда на различные функции организма и внешний вид.

      презентация , добавлен 10.04.2013

      Патологическая подвижность зубов в начальной стадии заболевания. Вторичные деформации зубных рядов. Современные принципы терапевтических, хирургических и ортопедических методов лечения пародонтитов. Применение постоянных шинирующих аппаратов и протезов.

      презентация , добавлен 07.02.2017

      Информационное согласие и общие права человека, степень самостоятельного участия пациента в принятии решения. Недостатки командного патерналистического отношения к пациенту. Проблемы толкования права пациента на неприкосновенность целостности личности.



    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама