THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Стол, тонарм, картридж с иглой - это части сложной механической системы со множеством колебательных контуров, которая является источником звука. Все (или почти все) любители винилового звука понимают, что достижение результата в этой области - не просто набор определенных технологических формальностей, но и некое интуитивное, сердечное дерзновение, которое сродни изготовлению и настройке музыкального инструмента. Сегодня мы в гостях у мастеров из Clearaudio

Основатель Clearaudio Питер Зухи (в русском языке аналогом этой западнославянской фамилии будет Сухой) в начале 70-х вместе с семьей переехал из Чехословакии в Германию, подальше от крепких коммунистических объятий. Не просто специалист-инженер, но и истовый мастер и ценитель аналогового звука, за 30 лет Питер Зухи сделал свою маленькую семейную фирму (чуть более 30 человек в штате) всемирно известным виниловым брендом, а кроме того, и одним из центров аудиофильских звукозаписей.

Сложно слыть специалистом в кулинарии, если ты куришь и вырос на фастфуде близ химического завода. Такую же, как мне видится, аналогию можно применить и в аудио. Штаб-квартира и сборочные мощности Clearaudio располагаются в небольшом здании в гуще классического баварского леса - в лице которого, таким образом, любой компонент Clearaudio всегда имеет мощный поверочный эталон звукового полотна, не отравленный индустриальными источниками.

Делегацию из России встречает сын Питера - Роберт Зухи, который работает здесь вместе с сестрой Вероникой и братом Патриком. Сам Питер официально находится на пенсии, но вообще-то он по-прежнему не расстается со своей компанией и часто бывает здесь в своем рабочем кабинете. Вот что рассказал нам Роберт Зухи.

БУДУЩИЕ ПРОДУКТЫ CLEARAUDIO

Производство гибридных солнечно-водородных источников питания замкнутого контура. Днем энергия солнечных батарей (площадь 2x1 м) питает аудиокомпоненты и разлагает воду на водород и кислород. Ночью водород окисляется обратно в воду; при этом выделяется ток для аудиосистемы. Проектируемые водородные блоки будут обладать мощностью 500 Вт, а стоить в пределах двух-трех тысяч евро - то есть сопоставимо хорошими кондиционерами электропитания.

5 ФАКТОВ О КАРТРИДЖАХ CLEARAUDIO

  1. При сборке топового картриджа Goldfinger предусмотрено проведение 20 различных измерений.
  2. В Clearaudio при отборе магнитов используют прибор для измерения магнитом поля собственною производства.
  3. Чем магнит меньше и мощнее, тем лучше будет музыкальный результат. В Clearaudio Goldfinger установлены самые сильные в мире микромагнитики с абсолютно одинаковыми характеристиками.
  4. Толщина провода в катушке для картриджа - 12 мкм.
  5. Картридж Talisman делается за один день, a Goldfinger за шесть.

Посмотрите на эту микрофотографию канавки винилового диска. При производстве лаковой матрицы, с которой потом печатается тираж, тангенциальный резак имеет угол захода 90 градусов. По идее, таким же. должен быть и профиль канавки пластинки. Мы протестировали с микроскопом около 5 тысяч пластинок, и ни разу в канавке угол не составил 90 градусов

Тонарм и остальные компоненты винилового проигрывателя сначала проектируются на компьютере в виде 3D-модели, которая затем служит основой для рабочих чертежей и спецификаций. Весь процесс, с начала проектирования до появления модели на рынке, занимает от одного до двух лет. Плюс каждая страна, где продается техника Clearaudio, - не только Россия, но и Южная Корея, и Канада, и Филиппины, - имеет свои требования по безопасности электроприборов, которым нужно соответствовать

Сборка тонармов - только ручная работа

Подшипник для тонарма Clearaudio Universal заказывается на предприятиях, специализирующихся на медицинском оборудовании. Воздушный зазор в таких подшипниках составляет 2 микрона, что в двадцать раз меньше толщины человеческого волоса. Все они проверяются на отсутствие акустических резонансов. Процесс трудоемкий и недешевый, пожму тонармы Universal дороже, чем, например, Satisfy. Процедура окончательной обработки подшипников включает и ручную полировку

Печатные платы проектируются в Clearaudio, заказываются у внешнего поставщика в десяти километрах отсюда, а затем тестируются перед сборкой - один только тестер для контроля сюит более двадцати тысяч евро

Когда-то Clearaudio выпускала и акустику, но сейчас, сосредоточившись на виниле, делает мойки для пластинок. Двигатель для них можно приобрести в Китае за 9 евро, говорит Роберт Зухи, но мы покупаем их в Германии - за 30 евро - такие же используются для привода дворников в грузовиках Mercedes. В первом случае вероятность отказа - 30 процентов, а во втором - ноль процентов, сломать невозможно. На сборку топовой модели Double Matrix с трансмиссионной линией воздухоотвода уходит два дня

Этот высокоточный станок для обработки тонарма также используется на заводе Porsche для тонких прецизионных деталей

Данные по скорости вращения диска, уровню детонации и прочим механическим параметрам каждого собранного проигрывателя Clearaudio заносятся в базу данных сервисной службы. Каждый собранный двигатель Clearaudio проходит обкатку в течение 48 часов. Если по тем или иным причинам аппарат возвращается с неисправностью, эта информация очень поможет при диагностике

Проигрыватель Innovation с тангенциальным тонармом ТТ1

Для изготовления стола используется композит из 12 слоев, проклеенных под гнетом 60 тонн, в результате чего его плотность становится как у нержавеющей стали. После этого материал никак не реагирует на влажность и температуру. 1 квадратный метр такого композита стоит 900 евро. Также он используется в качестве пола в машинах инкассаторов

В ближайшее время на рынке появится новый усилитель Concept с ДУ под одноименную вертушку. Ориентировочная цена - 1900 евро

Экология звука

Можно задать вам вопрос? Скажите, какая мелодия звучит сейчас у вас в голове? Может быть, «Серенада» Шуберта или «Времена года» Вивальди? Хотя, скорее, наверное, незамысловатая песенка, которую крутили около ближайшего магазина?..

А вы всегда замечаете, что звучит вокруг? Большинство людей, живущих в городах, постоянный звуковой фон воспринимают как что-то совершенно естественное. Количество поглощаемой нами звуковой информации огромно, но что из этого мы воспринимаем, слышим, а что «пропускаем мимо ушей»?

Но вот парадокс: обращаем мы внимание на то, что звучит вокруг нас, или не обращаем, звуки воздействуют на нас - на наше настроение, наше состояние. Музыка может «вознести до небес», наполнить жизнью, а может довести до глубокой депрессии и даже до самоубийства. Об этом знали в давние времена, потом забыли, но во второй половине XX века о связи музыки и психики вспомнили вновь.

Музыка используется в психологии и медицине, например, для реабилитации или анестезии, существует «музыка для расслабления», «музыка для производства» и так далее. Одно время появились простые рецепты: Чайковский - от язвы, Бетховен - от гастрита... Но если даже одно и то же лекарство на разных людей действует по-разному, может ли такая неуловимая субстанция, как музыка, влиять на всех одинаково? А способны ли мы сами определить, что слушать, а что нет, или мы лишь пассивные потребители того, что модно в наше время?

Человек начинает слышать звуки задолго до рождения и перестает слышать с последним вздохом. Клетки мозга, отвечающие за слух, реагируют на возбуждение в 10 миллионов раз более слабое, чем то, которое необходимо для передачи в мозг информации о прикосновении к коже. Слух действует на наше эмоциональное состояние гораздо сильнее, чем зрение.

Уши - это ворота мира

Наш слух - это наша связь с миром, которую мы всегда, даже неосознанно, стремимся восстановить. Способность слышать можно развивать, и дело не только в физическом слухе, но и в нашем внимании, а главное - в желании услышать что-то или кого-то.

К музыке тоже стоит отнестись внимательней. Как, с помощью чего она воздействует на нас? Ее основа, или средства выразительности, для любого времени и стиля одинакова:

1) ритм и темп;
2) мелодия и гармония;
3) форма;
4) динамика, или громкость звучания.

Ритм - основа всего

День - ночь, усилие - отдых, а прислушайтесь к биению собственного сердца... Природу не назовешь хаотичной, все подчинено порядку, основа которого - ритм, он задает движение, энергию жизни. Поставьте утром живую ритмичную музыку, например, Бранденбургские концерты Баха или любимый рок-н-ролл, и на работу вы соберетесь быстрее, чем обычно, а вот медленная музыка утром может сыграть с вами злую шутку. Вечером же отдохнуть поможет спокойная мелодия, например романтическое фортепиано или легкий джаз. Каждый, конечно, подберет музыку на свой вкус.

Ритм еще и мощное средство объединения, вспомним магию русского хоровода, где нет солистов, а ритм каждого вплетается в общий ритм. Быть может, это было отражением того, как жизнь каждого человека вплетается в единую жизнь природы. Сейчас мы реже задумываемся о законах природы (хотя их никто не отменял), но так здорово почувствовать себя «в едином ритме» с кем-то, мы стремимся к этому, не желая оставаться в одиночестве.

Правда, навязчивый жесткий ритм может стать опасным, и особенно опасным, если в ход идет бич нашего времени - излишняя громкость звука.

«Пифагор легко обращал и приводил душевные страсти в спокойное состояние... будь то печаль, гнев, жалость, глупая зависть, страх, различные стремления, ярость, желания, пустые фантазии, низкие чувства, горячность. Каждую из них он приводил к добродетели с помощью нужных мелодий, как будто с помощью правильно смешанных лекарственных средств...» (Ямвлих Халкидский, античный философ-неоплатоник)

Человечество глохнет!

Как хочется иногда посидеть в тишине! Но нам, похоже, это не грозит: городской звуковой фон (шум автомобилей, строительных машин, бытовых приборов) таков, что слух быстро притупляется. Добавьте к этому развитие воспроизводящей техники («чем громче, тем лучше»), привычные наушники, и станет понятно, почему медики бьют тревогу: «Человечество глохнет!»

При громкости в 65 Дб мы начинаем реагировать на музыку независимо от наших этических и эстетических установок: любая будет вызывать сильное напряжение, усталость, раздражительность.

Сейчас принято массовые, особенно молодежные мероприятия сопровождать громкой музыкой с навязчивым ритмом. А что, здорово - это сплачивает, добавляет драйва! Но психологи предупреждают: это демобилизует мыслительную активность, разрушает способность человека к личностному общению, то есть мы не объединяемся, а привязываемся к ритму музыки, уже не обращая внимания на тех, кто рядом. Возникает знаменитый эффект толпы, вспышки агрессии здесь не удивительны, да и внушить толпе можно что угодно.

Знаете, как не поддаться эффекту толпы? Не попадать в нее! А уж если попали - стараться не потерять себя, оставаться человеком в любых обстоятельствах, выбор остается всегда.

Психологи говорят, что путь человека зависит от того, как он сумеет гармонизировать свой индивидуальный ритм с ритмами других людей. Если группа людей, даже небольшая, достигает такой гармонии, она способна свернуть горы, потому что ее основа - уважение, поддержка, стремление услышать друг друга, а не подавлять, как в случае толпы.

Сама по себе музыка опасной не бывает, такой ее делают люди. Во время рок-концерта в лондонском аэропорту Хитроу в начале 80-х годов (квадро-фонические установки только-только вошли в моду) некоторые колонки были установлены на заборах, на которых «висели» сотни фанатов. В антракте к забору устремились машины «скорой помощи» и стали забирать первые «жертвы». Дело в том, что звук из колонок, достигавший 110 Дб, всей своей мощью обрушивался на расположившихся в опасной близости слушателей. (Для сравнения: шум стартующего сверхзвукового истребителя равен 145 Дб, при 165 Дб погибают домашние животные, при 185 Дб умирает человек.) Вместе с разрушительным воздействием ударных повышенное звуковое давление ввело «заборных» слушателей в состояние транса, которое притупляет боль. Некоторые из них в экстазе бились о ржавый забор, и только тогда, когда музыка затихла, вернулась способность чувствовать боль, и люди стали терять сознание.

Мелодия и мысль

Мы все очень разные, поэтому готовые рецепты из Интернета подойдут далеко не всем. И снова хочется сказать: выбор всегда за нами. Можно поглощать бесхитростные мелодии из телевизора, но психологов наша поп-культура и в этом отношении не устраивает (ну и привередливые же!). Простенькие мелодии хороши для дискотек, для «отрыва», который время от времени нам нужен, но, если их слушать часто, они делают более примитивным мышление. В них нет глубины, полутонов, времени на размышление. Что ж, можно и так, но тогда с развитием творческих способностей будет сложнее.

Мелодия, как объясняет музыкальный словарь, «одно из древнейших и универсальных проявлений творчества человека», не зря мы говорим: «найти свою мелодию, свою ноту». Чудес не бывает - чтобы развиваться, быть творческим человеком, нужно этому учиться: впитывать опыт других, впитывать красоту. Каждый жанр может подарить свои открытия, но в проверенной временем музыке великих композиторов: Баха, Моцарта, Вивальди, Бетховена, Вагнера, Чайковского, Рахманинова, Форе и других - так много состояний, образов, оттенков, что можно ее открывать всю жизнь. Вопрос не в самой музыке, но в том, что мы можем услышать и понять в ней, а что может пройти мимо нас.

«Моцарт. Принимать по два часа в день» - этот рецепт Альфред Томатис, известный парижский врач, прописал Жерару Депардье. В середине 60-х молодой артист приехал покорять Париж и имел к этому все шансы, если бы не проблемы с речью и памятью. «До Томатиса, - вспоминал позже Депардье, - я не мог довести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления». Ученые США и Болгарии независимо друг от друга обнаружили, что музыка Моцарта усиливает нашу мозговую активность и повышает интеллект. Этот феномен получил название «эффект Моцарта», а компакт-диски с произведениями композитора сразу же попали в разряд бестселлеров.

В поисках гармонии

Гармония - в переводе с греческого «созвучие», «соразмерность». Кто не мечтает о ней? В музыке это сочетание звуков, в общении - понимание друг друга. А что происходит в нашей душе, нашем внутреннем мире?

Кто-то вспомнит, что в ранней юности слушал одно, а сейчас ему нравится совсем другое. Мы меняемся, и наша любимая музыка меняется вместе с нами. Она может многое о нас рассказать - или о нашем стремлении упорядочить жизнь, придав ей устойчивый ритм, или о желании взлететь над обыденным, разбивая привычные рамки и овладев искусством импровизации. Может быть, именно сейчас пришла пора пересмотреть свою музыкальную коллекцию?

В то же время в нашей душе живут образы и воспоминания слишком дорогие, чтобы их забыть, также есть мелодии любимые, волнующие нас на протяжении всей жизни. Если у вас их нет, пожалуйста, поищите - и в глубине своей души, и в бескрайних музыкальных просторах. Такая музыка выведет из самой глубокой депрессии, вернет к самому себе, даст новые силы. Мы можем идти по разным тропам - музыкальным и жизненным, примерять на себя разные жанры и модные веяния, но, услышав первые же знакомые звуки, невольно обернемся и вспомним, восстановим связь с чем-то очень дорогим.

«Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие», - писал Томас Карлейль. Нет готовых рецептов, нет универсальных ответов, но всегда есть возможность прислушаться и сделать шаг туда, где уже нет места логике и психологическим выкладкам, а есть лишь вечная тайна по имени Музыка.

Упражнения для развития способности слышать и распознавать звуки

Слоистое слушание

Где-нибудь на природе, в лесу (городской парк тоже подойдет) остановитесь на минутку, замрите и прислушайтесь. Сначала вы услышите «первый слой» звуков - самые громкие или самые знакомые звуки. Небольшое усилие - и вы услышите более тихие, менее заметные звуки, потом еще более тихие. Самое сложное в этом упражнении - заставить замолчать свои мысли. Зато, если это удается, можно услышать гораздо больше, чем обычно.

Внимание

Выберите два ярких звука: например, музыкальная мелодия и шум моря. Сконцентрируйтесь сначала на одном (последите за ним), затем на другом. В нашей жизни бывает полезно, находясь в потоке информации, обратить свое внимание на что-то одно, особенно если речь идет об общении с другими людьми.

Можно задать вам вопрос? Скажите, какая мелодия звучит сейчас у вас в голове? Может быть, «Серенада» Шуберта или «Времена года» Вивальди? Хотя, скорее, наверное, незамысловатая песенка, которую крутили около ближайшего магазина?..

А вы всегда замечаете, что звучит вокруг? Большинство людей, живущих в городах, постоянный звуковой фон воспринимают как что-то совершенно естественное. Количество поглощаемой нами звуковой информации огромно, но что из этого мы воспринимаем, слышим, а что «пропускаем мимо ушей»?

Но вот парадокс: обращаем мы внимание на то, что звучит вокруг нас, или не обращаем, звуки воздействуют на нас - на наше настроение, наше состояние. Музыка может «вознести до небес», наполнить жизнью, а может довести до глубокой депрессии и даже до самоубийства. Об этом знали в давние времена, потом забыли, но во второй половине XX века о связи музыки и психики вспомнили вновь.

Музыка используется в психологии и медицине, например, для реабилитации или анестезии, существует «музыка для расслабления», «музыка для производства» и так далее. Одно время появились простые рецепты: Чайковский - от язвы, Бетховен - от гастрита… Но если даже одно и то же лекарство на разных людей действует по-разному, может ли такая неуловимая субстанция, как музыка, влиять на всех одинаково? А способны ли мы сами определить, что слушать, а что нет, или мы лишь пассивные потребители того, что модно в наше время?

«Уши - это ворота мира»

Наш слух - это наша связь с миром, которую мы всегда, даже неосознанно, стремимся восстановить. Способность слышать можно развивать, и дело не только в физическом слухе, но и в нашем внимании, а главное - в желании услышать что-то или кого-то.

К музыке тоже стоит отнестись внимательней. Как, с помощью чего она воздействует на нас? Ее основа, или средства выразительности, для любого времени и стиля одинакова:

1) ритм и темп;
2) мелодия и гармония;
3) форма;
4) динамика, или громкость звучания.

Ритм - основа всего

День - ночь, усилие - отдых, а прислушайтесь к биению собственного сердца… Природу не назовешь хаотичной, все подчинено порядку, основа которого - ритм, он задает движение, энергию жизни. Поставьте утром живую ритмичную музыку, например, Бранденбургские концерты Баха или любимый рок-н-ролл, и на работу вы соберетесь быстрее, чем обычно, а вот медленная музыка утром может сыграть с вами злую шутку. Вечером же отдохнуть поможет спокойная мелодия, например романтическое фортепиано или легкий джаз. Каждый, конечно, подберет музыку на свой вкус.

Ритм еще и мощное средство объединения, вспомним магию русского хоровода, где нет солистов, а ритм каждого вплетается в общий ритм. Быть может, это было отражением того, как жизнь каждого человека вплетается в единую жизнь природы. Сейчас мы реже задумываемся о законах природы (хотя их никто не отменял), но так здорово почувствовать себя «в едином ритме» с кем-то, мы стремимся к этому, не желая оставаться в одиночестве.

Правда, навязчивый жесткий ритм может стать опасным, и особенно опасным, если в ход идет бич нашего времени - излишняя громкость звука.

«Человечество глохнет!»

Как хочется иногда посидеть в тишине! Но нам, похоже, это не грозит: городской звуковой фон (шум автомобилей, строительных машин, бытовых приборов) таков, что слух быстро притупляется. Добавьте к этому развитие воспроизводящей техники («чем громче, тем лучше»), привычные наушники, и станет понятно, почему медики бьют тревогу: «Человечество глохнет!»

При громкости в 65 Дб мы начинаем реагировать на музыку независимо от наших этических и эстетических установок: любая будет вызывать сильное напряжение, усталость, раздражительность.

Сейчас принято массовые, особенно молодежные мероприятия сопровождать громкой музыкой с навязчивым ритмом. А что, здорово - это сплачивает, добавляет драйва! Но психологи предупреждают: это демобилизует мыслительную активность, разрушает способность человека к личностному общению, то есть мы не объединяемся, а привязываемся к ритму музыки, уже не обращая внимания на тех, кто рядом. Возникает знаменитый эффект толпы, вспышки агрессии здесь не удивительны, да и внушить толпе можно что угодно.

Знаете, как не поддаться эффекту толпы? Не попадать в нее! А уж если попали - стараться не потерять себя, оставаться человеком в любых обстоятельствах, выбор остается всегда.

Психологи говорят, что путь человека зависит от того, как он сумеет гармонизировать свой индивидуальный ритм с ритмами других людей. Если группа людей, даже небольшая, достигает такой гармонии, она способна свернуть горы, потому что ее основа - уважение, поддержка, стремление услышать друг друга, а не подавлять, как в случае толпы.

Сама по себе музыка опасной не бывает, такой ее делают люди. Во время рок-концерта в лондонском аэропорту Хитроу в начале 80-хгодов (квадрофонические установки только-только вошли в моду) некоторые колонки были установлены на заборах, на которых «висели» сотни фанатов. В антракте к забору устремились машины «скорой помощи» и стали забирать первые «жертвы». Дело в том, что звук из колонок, достигавший 110 Дб, всей своей мощью обрушивался на расположившихся в опасной близости слушателей. (Для сравнения: шум стартующего сверхзвукового истребителя равен 145 Дб, при 165 Дб погибают домашние животные, при 185 Дб умирает человек.) Вместе с разрушительным воздействием ударных повышенное звуковое давление ввело «заборных» слушателей в состояние транса, которое притупляет боль. Некоторые из них в экстазе бились о ржавый забор, и только тогда, когда музыка затихла, вернулась способность чувствовать боль, и люди стали терять сознание.

Мелодия и мысль

Мы все очень разные, поэтому готовые рецепты из Интернета подойдут далеко не всем. И снова хочется сказать: выбор всегда за нами. Можно поглощать бесхитростные мелодии из телевизора, но психологов наша поп-культура и в этом отношении не устраивает (ну и привередливые же!). Простенькие мелодии хороши для дискотек, для «отрыва», который время от времени нам нужен, но, если их слушать часто, они делают более примитивным мышление. В них нет глубины, полутонов, времени на размышление. Что ж, можно и так, но тогда с развитием творческих способностей будет сложнее.

Мелодия, как объясняет музыкальный словарь, «одно из древнейших и универсальных проявлений творчества человека», не зря мы говорим: «найти свою мелодию, свою ноту». Чудес не бывает - чтобы развиваться, быть творческим человеком, нужно этому учиться: впитывать опыт других, впитывать красоту. Каждый жанр может подарить свои открытия, но в проверенной временем музыке великих композиторов: Баха, Моцарта, Вивальди, Бетховена, Вагнера, Чайковского, Рахманинова, Форе и других - так много состояний, образов, оттенков, что можно ее открывать всю жизнь. Вопрос не в самой музыке, но в том, что мы можем услышать и понять в ней, а что может пройти мимо нас.

«Моцарт. Принимать по два часа в день» - этот рецепт Альфред Томатис, известный парижский врач, прописал Жерару Депардье. В середине 60-х молодой артист приехал покорять Париж и имел к этому все шансы, если бы не проблемы с речью и памятью. «До Томатиса, - вспоминал позже Депардье, - я не мог довести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления». Ученые США и Болгарии независимо друг от друга обнаружили, что музыка Моцарта усиливает нашу мозговую активность и повышает интеллект. Этот феномен получил название «эффект Моцарта», а компакт-диски с произведениями композитора сразу же попали в разряд бестселлеров

В поисках гармонии

Гармония - в переводе с греческого «созвучие», «соразмерность». Кто не мечтает о ней? В музыке это сочетание звуков, в общении - понимание друг друга. А что происходит в нашей душе, нашем внутреннем мире?

Кто-то вспомнит, что в ранней юности слушал одно, а сейчас ему нравится совсем другое. Мы меняемся, и наша любимая музыка меняется вместе с нами. Она может многое о нас рассказать - или о нашем стремлении упорядочить жизнь, придав ей устойчивый ритм, или о желании взлететь над обыденным, разбивая привычные рамки и овладев искусством импровизации. Может быть, именно сейчас пришла пора пересмотреть свою музыкальную коллекцию?

В то же время в нашей душе живут образы и воспоминания слишком дорогие, чтобы их забыть, также есть мелодии любимые, волнующие нас на протяжении всей жизни. Если у вас их нет, пожалуйста, поищите - и в глубине своей души, и в бескрайних музыкальных просторах. Такая музыка выведет из самой глубокой депрессии, вернет к самому себе, даст новые силы. Мы можем идти по разным тропам - музыкальным и жизненным, примерять на себя разные жанры и модные веяния, но, услышав первые же знакомые звуки, невольно обернемся и вспомним, восстановим связь с чем-то очень дорогим.

«Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие», - писал Томас Карлейль. Нет готовых рецептов, нет универсальных ответов, но всегда есть возможность прислушаться и сделать шаг туда, где уже нет места логике и психологическим выкладкам, а есть лишь вечная тайна по имени Музыка.

Упражнения для развития способности слышать и распознавать звуки
  1. «Слоистое слушание»
    Где-нибудь на природе, в лесу (городской парк тоже подойдет) остановитесь на минутку, замрите и прислушайтесь. Сначала вы услышите «первый слой» звуков - самые громкие или самые знакомые звуки. Небольшое усилие - и вы услышите более тихие, менее заметные звуки, потом еще более тихие. Самое сложное в этом упражнении - заставить замолчать свои мысли. Зато, если это удается, можно услышать гораздо больше, чем обычно.
  2. «Внимание»
    Выберите два ярких звука: например, музыкальная мелодия и шум моря. Сконцентрируйтесь сначала на одном (последите за ним), затем на другом. В нашей жизни бывает полезно, находясь в потоке информации, обратить свое внимание на что-то одно, особенно если речь идет об общении с другими людьми.

Очищающая вибрация древних песен. Молодые музыканты готовы вернуть фольклор в деревни. Кажется, безостановочное погружение музыки в стихию электронного саунда, сэмплов и компьютерных эффектов достигло критической точки и у части молодых людей породило обратную реакцию. С танцполов ночных клубов они ринулись в фольклорные студии, чтобы постичь мир «экологии звука», очистить песню до первозданного совершенства. Из таких искателей и собрался всероссийский фестиваль «Молодые голоса-2008. Музыка в стиле этно», который прошел в Ижевске на прошлой неделе.
Праздник преображения
Второй фестиваль собрал почти три десятка исполнителей из Карелии, Татарстана, Марий Эл, Пензенской области и Удмуртии. К удивлению организаторов, больше всего участников представляло родниковый край (в прошлом году музыканты из Удмуртии были в явном меньшинстве), что дало повод говорить о возрождении культурных традиций в республике. Кульминацией фестиваля-конкурса стал гала-концерт финалистов на Центральной площади Ижевска в День молодежи. Право участия в open-air получили двенадцать музыкантов, девять из которых стали лауреатами конкурса (по трое на каждое призовое место). Кстати, курирующее фест Министерство культуры РФ выделило победителям по программе поддержки талантливой молодежи премии в размере от 30 до 60 тысяч рублей.
В ожидании своего выхода на сцену по брусчатке прогуливались девушки в холщовых сарафанах и туниках, кое-кто щеголял лаптями и самовязаными гетрами. Из чехлов извлекались деревянные дудочки, удмуртские крези и ивановские гармони.
Вскоре на площади, которая по обыкновению в дни публичных праздников превращается в полупьяную ярмарку, возникла атмосфера совершенно особой энергетики. Самыми простыми словами, определяющими ее, были бы Добро и Радость – именно так, с большой буквы. Такой чистый внутренний свет на лицах горожан удается увидеть нечасто. С удивительной легкостью праздные гуляющие превращались во внимательных слушателей и аплодировали участникам конкурса так же неистово, как заезжим знаменитостям.
А уровень исполнительского мастерства на фестивале оказался и вправду высоким, даром что возрастной ценз ограничивал возраст конкурсантов двадцатью пятью годами. Что же, это очень хорошее начало. Председатель конкурсного жюри, исполнительница старинного русского фольклора, сказительница (она не поет – сказывает), «ангельский глас России», народная артистка России Елена Сапогова подтверждает:
- Судить было очень сложно, поскольку всегда страшно недооценить, недолюбить молодого музыканта. В первую очередь мы оценивали то, как исполнители трактуют песню, как владеют голосом, насколько они искренни. От них еще нельзя требовать такого же глубокого вложения души в песню, которое есть у опытных исполнителей, все-таки среди конкурсантов даже 14-летние дети. Но некоторые из участников уже сейчас умны и тонки в своем искусстве. Например, когда Катя Максимова пела старинную удмуртскую песню, я, не понимая ни слова, едва не плакала от восторга перед этой силой, глубиной. От того, что совсем юная девочка с такой любовью поет вековечные песни.
- Некоторые участники представили песни в жанре, который принято обозначать как этнофутуризм, то есть сплав традиции и новаторства…
- Понятно желание некоторых исполнителей соединить старую и современную традицию, сделать фольклорной песне новую аранжировку. Не всегда им хватает вкуса, чтобы этот синтез не казался нарочитым, искусственным. Но мы не вправе обвинять их: они с детства окружены грохочущими негармоничными ритмами. Нужно понимать, что нынешняя музыка – это качка, а старинная народная – это очищающая вибрация.
И совсем особый случай, когда молодой исполнитель умеет прочитать старинную песню так, будто она написана только что, не меняя в ней при этом ни ноты. За это мы сразу первое место давали.
Та самая Катя Максимова, шестнадцатилетняя первокурсница Республиканского музыкального колледжа, в итоге заняла второе место. Всем взяла – и голосом, и манерой. «Подлинным» оказался не только ее вокальный стиль, но и наряд: удмуртский костюм для Кати искали по всей Малой Монье, откуда она родом. Наконец, в сундуке одной деревенской бабушки отыскалось традиционное клетчатое домотканое платье из тонкой шерсти. Фартук тоже подобрали. А вот с монистами проблем не возникло: нагрудное украшение из крупных серебряных рублевиков переходит в катиной семье от матери к дочери уже больше двухсот лет, с восемнадцатого века. В него даже петровские копейки-»чешуйки» вшиты, не говоря уже о монетах с чеканным профилем Екатерины Великой. Парадокс же в том, что удмуртские песни и традиционные обряды Катя изучала уже в городе – в родной деревне настоящих народных гуляний с песнями и плясками уже давненько нет. «Надо это возвращать, чтобы молодежь понимала, как все происходило в старину», - уверена юная певица.
Расширяя границы мира
А вот восемнадцатилетняя студентка музыкального колледжа Анастасия Коновалова, ставшая лауреатом первой степени, свой костюм (пожалуй, самый живописный на конкурсной сцене) сшила сама – точно под разудалую шутейную песню, привезенную из полевой экспедиции в Кировскую область. Сарафан скопировала до последней детали с традиционного костюма вятской крестьянки. «Все складки сосчитала, чтобы точно силуэт воспроизвести. На фартуке – вышивка крестом, которую тоже использовали в Кировской области. А пояс – точная копия того, который носила моя прабабушка», - объясняет Настя. Но на создании собственных концертных костюмов останавливаться не собирается:
«Есть у меня задумка: создать в Удмуртии Дом фольклора, взять маленьких детей и с самого раннего возраста воспитывать их в традициях народной культуры. Через игру дать им представление о той духовной и материальной культуре, которая существовала веками. Они не только петь будут учиться, но и ткать, прясть, шить, с деревом работать. Конечно, они будут соприкасаться и с современной культурой в повседневной жизни (вечером на дискотеку могут пойти, почему бы и нет), но у них уже будет возможность сравнивать. Беда в том, что современные молодые люди эту возможность сравнивать потеряли. Подлинной народной культуры сейчас нет не только в городе, но и в деревне. Когда я приезжаю в свой родной поселок Чур и пою народные песни бывшим одноклассникам, для них это открытие, культурный шок».
У Насти и мама, и бабушка поющие. И можно было бы объяснить ее интерес к народной культуре голосом крови, генетической предрасположенностью. Но ее источник света – в ней самой. Нужно только было зачерпнуть поглубже.
- Я пою уже давно, но только в этом году поняла, насколько в действительности мне это нравится. Это такое ощущение кайфа! Раньше я могла разную музыку слушать – и хаус, и рок, и попсу. А недавно все эти записи просто выкинула – они начали резать мне уши! - и начала скупать диски аутентичных исполнителей. Как белгородские бабуськи поют, а казачьи хоры какие есть!.. Такие сокровища открываются! Я начала понимать, какой на самом деле может быть музыка, сколько в ней гармонии и красоты. Слушая эстраду сейчас, я чувствую, сколько в ней искусственности. И чувствую, насколько естественна и органична древняя музыка. Она живая, настоящая.
И чем глубже народной культурой занимаешься, тем бесповоротнее меняется восприятие всего окружающего. Если раньше, глядя на дерево, я видела только само дерево – ствол, ветви, то теперь перед глазами встает весь ряд смыслов, которые наши предки связывали с этими деревьями. Березу, например, на Руси практически обожествляли, не случайно так много обрядов с ней связано. И я, кажется, начинаю угадывать то, что видели в ней наши предки. Вообще на вещи начинаешь смотреть шире, они становятся многозначными, глубокими. Мир будто расширяется. Мифология становится второй реальностью.
В подтверждение своих слов Настя говорит, что в начале июля собирается в Первоуральск, где такие же хранители народной культуры устраивают ночь Ивана Купалы. «Это будет настоящая реконструкция – с играми вокруг костра, с купанием, с обрядовыми песнями».
Вот так происходит поиск молодыми людьми своего пути и своего места в меняющемся мире. И уж точно не случайно многие из них нашли опору не в зыбких придумках недавних лет, а в проверенных веками устоях. Борис Гребенщиков когда-то спел: «Чтобы стоять, я должен держаться корней». Нынешние ребята над корнями ясно видят крону богини-березы и черпают силы от ее рук-ветвей.
Алиса ЧУДОВА



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама