THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

“Христос воскресе!” - слышишь это восклицание в первый день Пасхи, и душа наполняется такой невероятной радостью, что нет сил держать ее в себе. Хочется скорее бежать и делиться ею с живыми и мертвыми. Но можно ли посещать могилы родных и близких в светлый праздник, если для этого в религиозном календаре отведен отдельный день - Радоница?

У католиков нет запрета посещать кладбище на Пасху. Многие в этот день, побывав на службе в костеле, спешат на могилки. Не найдем запрета посещать кладбище в какой-либо день и в Уставе православной церкви. Но, учитывая человеческую психологию, православная церковь все же советует воздержаться от поминания усопших в этот день. Не зря Пасху зовут Светлым праздником, а неделя после нее носит название Светлой седмицы. Это время радости и ликования, даже за богослужением мы слышим преимущественно одни песни. И во всем этом нет места грусти и сожалению о произошедшем. А придя на кладбище, особенно на могилы тех, кто недавно покинул нас, мы наверняка пустим слезу, взгрустнем, что дорогого человека нет с нами в этот день.

По одной из версий, народная традиция ходить на могилки на Пасху появилась в советское время. Поскольку верующие не имели возможности посещать храмы, а желание разделить радость праздника было, стали собираться на кладбище, которое отчасти заменило верующим церковь. Однако времена изменились. Безусловно, никто не прогонит сегодня с могилок в день Пасхи. После пасхальной службы можно сходить на кладбище, чтобы поздравить ушедших в мир иной с праздником. Но следует помнить, что и в день Пасхи, и всю Светлую седмицу в церкви не поминают усопших и не служат панихиды, то есть привычным способом “пообщаться” с умершими не получится. Церковный устав разрешает совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмицы, начиная с Фомина понедельника.

Мы приходим на Радоницу на могилы своих близких не просто с целью очередного посещения, а с радостной вестью о Воскресении Христовом. Именно радость лежит в основе названия этого дня. Вполне естественно, воскрешая в памяти образ дорогого нам человека, немного всплакнуть, но безутешно рыдать над могилой не стоит. Своим Воскресением Господь показывает, что будущая жизнь есть, поэтому мы должны приходить на могилы близких с верой, что наша разлука относительна и временна. Однако поскольку все мы небезгрешны, то должны понимать, что нашим близким может понадобиться помощь, чтобы попасть в том, другом мире в лучшее место. И наша обязанность - молиться за них, совершать добрые дела в память о них и раздавать милостыню. Именно этого жаждут от нас усопшие святые. А не конфет, оставленных у памятника, или красного яичка, закопанного в землю могилки.

Церковь категорически против того, чтобы на кладбище приносили любые продукты питания. Косвенным образом это может служить осквернению могил. Птицы и животные, которых притягивает запах продуктов, начнут разрывать их на могилах, оставят свой след на местах захоронений. Еще хуже, когда могилы начинают поливать алкоголем. Это все пережитки язычества, - говорит протоиерей Евгений Свидерский. - Все понимают, что усопшие не нуждаются в материальной пище. Им намного нужнее пища духовная - молитва.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Пять правил для отмечающих Радоницу

Прежде чем посетить кладбище, придите в храм. Подайте записку с именами усопших близких, побудьте на службе, отслужите панихиду.

Можете поставить свечки за упокой - они ставятся около распятия, большего или маленького. Маленькое находится на специальном столике, который называют “канун”. На нем стоят маленькие подсвечники, где и следует затеплять приобретенные в церковной лавке свечи.

Свечу стоит зажечь и придя на кладбище. Совершите литию (буквально означает “усилинное моление”) - чин, которой можно найти в православном молитвослове.

Приберите могилку, просто помолчите и вспомните покойного.

Не устраивайте трапезу на кладбище, не оставляйте на могилках еду - лучше отдайте лишнее нищим или нуждающимся. Пожертвования в виде продуктов можно оставить и на панихидном столе в храме. Впоследствии они будут розданы служащим храма, неимущим или отправлены в детские дома и другие учреждения, о которых заботится тот или иной храм.

Известно, что у Бога все живы, однако многие считают, что посещение кладбища на Пасху приравнивается к греху. Мы расскажем, можно ли поминать усопших в этот день или стоит от этого воздержаться.

Уже давно люди разделились на два лагеря: одни считают Светлую Пасху поводом почтить усопших, другие утверждают, что это неприемлемо, даже грешно. Стоит разобраться в сути праздника.

Служители Бога объясняют, что Пасха — это «день мертвых», так как по преданию Иисус спустился в преисподнюю, дабы рассказать о вечной жизни и спасении рода человеческого. А уже после воскрес.

Так можно или нельзя ходить на кладбище в Пасху?

Традиция посещать кладбище появилась в советские времена, когда многие храмы были закрыты, а упоминание о вере наказывалось властями. Людям хотелось разделить святость этого праздника со своими близкими, но в церковь попасть было трудно. Поэтому найденная альтернатива встречаться у могил обратилась в некоторую традицию. Многие выпивали на кладбище и оставляли на надгробиях яства: крашеные яйца и куличи, дабы почтить память родных. Однако сейчас это приравнивается к язычеству, а любое чрезмерное употребление спиртных напитков вообще недопустимо в этот день, тем более на кладбище.

В наше время священнослужители призывают к восстановлению церковных устоев. Необходимо пребывать в храме в день Христовой Пасхи, воспевать и восхвалять Спасителя. Для посещения кладбища отведен специальный праздник — Радоница, в который можно сходить на кладбище, почтить память тех, кто ушел. Радоница бывает на девятый день после Пасхи, именно в это время стоит оплакать и помянуть усопших.


Что будет, если все же пойти на кладбище?

Церковь не возбраняет посещение кладбища в дни ликования, особенно если душа рвется почтить память любимых и родных. Однако, учитывая человеческую психологию, стоит воздержаться от таких визитов. Не каждый сможет вместить в себе радость и скорбь одновременно, а пасхальным днем нужно в первую очередь наслаждаться, отказавшись от всех забот.

Поэтому священники настоятельно просят отказаться от посещения могил и проведения на них панихид. Истинные православные люди не преступают этот канон и проводят Пасху в радости, а в родительский день уже делятся этим с усопшими.

Известно также, что если человек умирает на Пасху — это считается благоволением Божьим. Даже отпевание в этот день проходит по особому, пасхальному чину, что означает огромную милость на «том свете».

Посещение кладбища в Святой праздник не будет считаться грехом, но и дозволения со стороны церкви вы на это не получите. Особенно стоит отметить, что Пасха — это день радости, которой и так не много в нашем мире. Не омрачайте этот день скорбью: это может плохо сказаться на вашем состоянии в течение последующего года. Лучше посетить кладбище и помолиться за усопших в предназначенный для этого праздник — Радоницу. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

13.04.2017 07:25

Праздник Святой Пасхи пропитан обычаями, которые помогают сблизиться с Богом. Следование традициям поможет сделать вашу...

Многие люди считают, что в Пасху обязательно нужно сходить на кладбище. На самом деле священник на вопрос о том, можно ли делать это, отвечают отрицательно. Из-за долгого периода советской власти и запрета религии произошло кое-какое смещение традиций. День, когда нужно в честь Пасхи ходить на кладбище - это Радоница, второй вторник от Христова Воскресения.

Светлое Христово Воскресение - это праздник жизни, праздник победы над смертью. Ведь, согласно христианству, после смерти душа человека не умирает, а переходит в вечную жизнь в Царствие Небесное. Именно поэтому ответ на вопрос о том, можно ли на Пасху ходить на кладбище, отрицательный. Ведь в этот день нужно радоваться.

Помните, что воскресенье - это только первый день Пасхи, потом идет праздничная неделя, которая также подразумевает только радость и грустить в этот день - это большой грех. По этой причине посещение кладбищ перенесено и имеет специальную дату - Радуницу, второй вторник после воскресенья Пасхи. Во многих странах, например в Беларуси и Украине, это официальный выходной день, установленный специально для поминовения умерших.

Читайте интересные матриалы по теме:

Во многих городах в день Пасхи организуются даже специальные дополнительные автобусы, чтобы люди смогли добраться до кладбищ и разделить светлую весть со своими усопшими родственниками. Это похвально, что городские власти делают такое для удобства граждан, но вот с точки зрения православной веры посещение кладбищ непосредственно в первый день Пасхи - это не совсем верно.

Самый светлый праздник в течение года ни в коем случае нельзя омрачать оттенком скорби. В Светлую Седмицу - семь дней после Пасхи, даже в храмах не служат панихиды. В праздничную неделю людей, которые умерли, отпевают по особенному чину с пасхальными песнопениями. Вот священники и подчеркивают, что Христово Воскресенье представляет собой праздник непосредственного торжества жизнью над смертью. У Господа Бога все живы и день Пасхи должен быть ярким, радостным, а не скорбным.

Интересно! Ответ на вопрос о том, можно ли на Пасху отмечать день рождения, конечно, будет положительный. Оба радостных события требуют грамотного и чинного подхода. Наличие огромного количества яств на праздничном столе позволит позвать как можно больше гостей и разделить с людьми не только радость Воскресения Христова, но и такой скромный праздник как личный день рождения.

Почему люди стали ездить на кладбище в Пасху?

Тем не менее, во многих городах все еще происходит настоящее паломничество на кладбище в день Святого Воскресенья. Откуда пошла такая традиция? Историки говорят, что это было связано не с Октябрьской революцией, а со временами еще до нее. Деревенским людям, как правило, было далеко ехать до храма и это было настоящее событие. Они обязательно посещали храмы в Пасху Христову, а кладбища всегда находились рядом с этими храмами, вот было удобно заскочить и на кладбище, чтобы через неделю не проделывать трудный и дорогой путь снова.

Но другая версия указывает на то, что такая традиция как раз появилась во время советской власти. Религия считалась вне закона, не было распространено специальной литературы, да и со священником сложно было переговорить, чтобы не нарваться на неприятности, вот люди и толковали как могли сами пасхальные традиции.

Когда поминать усопших в честь Пасхи

Второй вторник после Пасхи называется Радоница, в 2018 году он приходится на 17 апреля и это специально установленный в церковном календаре день поминовения усопших, когда нужно отправлять на кладбища с благой вестью о том, что Христос Воскрес. В дни Светлой седмицы, неделя после наступления Пасхи, этого делать нельзя.

Интересно! Ответ священника на вопрос о том, можно ли красить яйца на Пасху при трауре до года положительный. Есть суеверия, что этого делать нельзя или для окраски использовать нужно только черный цвет. Но это всего лишь народные суеверия, которые церковь не поддерживает. Любой батюшка скажет, что, если вы хотите держать траур в течение года, то поститесь, откажитесь от алкоголя, но пасхальные яйца тут совершенно не при чем.

Также напоминаем, что в течение Великого поста установлено сразу три родительских субботы - специальных дня поминовения усопших, когда за них молятся в храмах, посещают кладбища и подготавливают могилки к Пасхе. Кстати, по христианской традиции на кладбище нельзя оставлять еду - душа христианина не нуждается в мирской пищи, это языческая традиция против которой активно выступают священники.

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день , а не на , когда поминовение усопших положено по церковному уставу.

Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий ». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы.

Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка — перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, — не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, — кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, — мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика ».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых ». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы:

«В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало».

Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых », он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи:

«О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день… праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху - это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить ». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Существует несколько противоположных мнений о том, можно ли ходить на кладбище в Пасху. Кто-то уверен, что можно. На самом деле это ошибка. Но мало кто знает, почему нельзя ходить на кладбище на Пасху.

Пасха - святой праздник. Это день радости - светлая дата. На Пасху не служат панихид. Для скорби эта дата не создана. Поминальный день - второй вторник после пасхального воскресенья. Что касается Пасхи и недели после неё, то нужно печь куличи, красить яйца, встречаться с близкими. Священники не одобряют походов на кладбище. Эта традиция ошибочно сложилась в советском союзе. Тогда пытались отлучить людей от веры, закрывая храмы. Только священнослужители схожи во мнении - поход в храм нельзя заменить походом на кладбище. Не нужно предаваться скорби и унынию. В светлую дату нужно помнить о живых.

Почему нельзя ходить на кладбище на Пасху?

Пасха - большой христианский праздник. У верующих эта каноническая дата считается одной из самых главных. Пасхальное воскресенье - день победы Жизни над Смертью - день, когда нужно радоваться, встречаться с друзьями и близкими, делать добрые дела живым. Для грусти день не создан. Тем не менее многие стремятся на кладбище выполнить свой долг перед родителями. Люди, которые так поступают, думают, что перед Богом все равны. Чтобы избежать кривотолков, стоит разобраться, что говорит о традиции посещения кладбища в Пасху церковь.

Адреса нашей компании по всей России

Церковные каноны

Священники все как один говорят о том, что посещать кладбище на Пасху - большая ошибка. Люди, которые не ходят в церковь, делают это по привычке. Между тем для соблюдения религиозных канонов стоит прислушиваться к мнению Церкви. А как она объясняет, почему нельзя ходить на кладбище на Пасху?

Церковь говорит о том, что человеческая природа хрупка. Мы не можем разделить в душе ликование и грусть. Именно поэтому посещать кладбище не стоит. Между тем есть небольшое различие во мнениях. Одни представители Церкви лишь накладывают предписание отложить посещение сакрального места до Радоницы. Другие говорят, что поход на кладбище сродни греху, ведь уныние, а тем более в столь светлый праздник - не иначе как грех.

Как бы нам не хотелось, но грусть и печаль всегда сопровождают нас в тишине среди надгробий. Жухлая трава, покосившийся от времени надгробный камень, пожелтевшее фото… что-то обязательно вызовет в душе скорбные чувства. Даже, если Вы пришли на кладбище с благой целью - привести могилы в порядок, установить новый памятник, постарайтесь в следующий раз найти для этого более подходящую дату. Помощь с изготовлением и нанесением фото на памятник Вам окажет наша компания.

Истоки традиции

Приподнимем завесу истории, чтобы понять, на сколько серьёзен запрет присутствия на кладбище в Пасху. Существуют упоминания о том, что посещение кладбище на Пасху стали практиковать в советское время. Это не совсем верно. Люди поступали так и раньше, поэтому религиозные предписания в этом вопросе можно считать относительно новыми.

Если совершить экскурс в прошлое, то что нам откроется? Деревни и маленькие города с плохими дорогами, где жизнь шла своим чередом. Здесь всё было рядом - и церковь, и местное кладбище. Всё потому, что по бездорожью усопшего после отпевания пришлось бы куда-то везти, а это было не удобно, особенно в осеннюю и весеннюю распутицу.

Так и сложилось, что после Церкви люди шли на кладбище. В Пасхальное воскресенье верующие собирались в храме. Сюда съезжались из разных сёл и городов все члены семьи ежегодно. Растягивать празднования больше чем на неделю возможности не было, вот и навещали могилы близких после богослужений, несли освященные дары.

Как поступить правильно?

На сегодняшний день ни в одной священной книге запрет на посещение кладбища не прописан. По сути уборка на месте захоронения, замена памятника и покраска ограды не будут считаться грехом, чтобы Вам ни говорили. Тем не менее будет большой ошибкой пойти на кладбище вместо молитвы. Нужно обязательно посетить церковную службы или, хотя бы, помолиться дома. Только после этого можно почтить память усопших родственников.

Мы ответили Вам, почему нельзя ходить на кладбище на Пасху. Если Вас интересует этот вопрос, не стоит искушать свою веру. Лучше отложить дела на другое время. Тем не менее подготовиться можно и заранее, например, заказать новый памятник или гранитный крест. Большой выбор надгробий из благородного карельского камня представлен в нашем каталоге.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама