THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

А потом сказал, что знает тайну писем и кладов своего брата.

Казнь Фрола Разина была отсрочена, но через два дня его жестоко пытали, а показания его были сообщены царю Алексею Михайловичу, который проявлял живейший интерес ко всяким слухам о кладах. Ведь "по отпискам" воевод, бояр и всякого другого богатого люда, "разбойник награбил зело много добра всякого", и среди прочего находился сделанный безымянным мастером из слоновой кости "Царьград", который очень нравился Степану Разину. При разгроме восстания, когда сам атаман бежал в Кагальник, он не пожелал расстаться с "Царьградом" даже в минуту смертельной опасности и послал за этим сокровищем своего брата.

Разинских кладов насчитывается бесчисленное множество. По берегам Волги, где некогда гулял атаман со своей лихой вольницей, некоторые холмы с тех пор носят названия: Стол, Шапка, Бугры Стеньки Разина... В разинских "Буграх", по народному поверью, знаменитый разбойник в глубоких погребах спрятал свое богатство, и теперь оно лежит там "заклятое". "Сам Стенька Разин жив до сих пор, сидит где-то в горе, стережет свои поклажи", - так обобщает легенды о них знаменитый русский собиратель сказок А.Н. Афанасьев.

По поводу того, что Стенька Разин сам себя определил в сторожа, Н. Аристов приводит такую версию: "Клал Стенька клады не с тем, чтобы взять обратно, а потому, что некому было передать на сбережение... Или по желанию, чтобы сокровища его не достались никому, особенно человеку недостойному.

Словно чуял Разин, что он - великий грешник, не будет знать смерти на земле, что будут его мучить силы преисподней неслыханной мукой. По некоторым преданиям, мучается он в жигулевских горах; будто у него две бабьи груди и обе сосут змеи".

По народным преданиям, удалой атаман был не вором и разбойником, а защитником простого народа. Нарушителями народных интересов и прав (имущественных и личных) являлись помещики и воеводы, потому и неудивительно, что во многих легендах и сказаниях говорится, что клад разинский зарыт на бедных и гонимых.

Но хотя рассказов о кладах Стеньки Разина много, ни один из них до сих пор не найден, хотя как будто известны точные места их захоронения и даже "зароки", на которые эти клады положены. А не найдут их потому, что С. Разин - колдун и чернокнижник. И Марина, главная жена его, тоже была колдуньей, чарами чаровала и свои собственные клады имела - золото и серебро в заговоренных бочках, и клады ее сам Степан Разин разгадать не мог.

"Когда изловили Марину и его сотоварищей, почти за каждым из них числился клад. Но Разин ушел и спрятался в берегу между Окой и Волгой, и до сих пор там живет: весь оброс мохом, не знать ни губ, ни зуб". А не умирает он оттого, что мать-земля не принимает его, столько он нагрешил, насвятотатствовал, что не может сойти в землю. Ушел Стенька Разин в сторожа своему кладу, и будет жить, пока жив клад, тем самым обрел он свое разбойничье бессмертие.

Легенда о том, что не только клады атамана "заговоренные", но и сам он человек "заговоренный" и неуязвимый, существовала еще при жизни Степана Разина. Царицынский воевода еще в 1610 году отписывал царю: "Того атамана и есаула Разина ни пищаль, ни сабля - ничего не берет". А в народе говорили так: "У Стеньки кроме людской и другая сила была - он себя с малых лет нечистому продал, не боялся ни пули, ни железа; на огне не горел и в воде не тонул. Бывало, сядет в кошму, по Волге плывет и вдруг на воздух над ней поднимался, потому как был чернокнижником".

Клады Стеньки Разина особые, они спрятаны в землю на голову человеческую, а то и на несколько голов. Чтобы добыть их, "кладоискатель" должен погубить известное "заговоренное" число людей, и тогда уж клад достанется без особых затруднений. Иногда клад зарыт на "счастливого", но это бывает очень редко. Тогда "знаком клада" являются черная кошка или собака . В этом случае надо идти за такой кошкой (или собакой), а когда она замяучит (или залает), надо ударить ее изо всех сил и крикнуть: "Рассыпься!". А потом в этом месте копать...

На Волге среди казаков, бурлаков и другого люда долго бытовало поверье, будто по ночам Степан Разин объезжает все места, где положил свои клады - по городищам и пещерам, по горам и курганам, а то и просто вдоль Волги-матушки, - и проверяет. Видел1 его будто в заломленной папахе на белом коне, промчится он только его и видели. А то в струге плывет под белыми шелковыми парусами...

Хитро и надежно спрятаны клады Степана Разина. Выше уже указывалось, что вроде бы известны места их нахождения (например, что "оставил разбойник клад под корнями шести берез"), не откопать их не помогает даже "Завещание" самого Степана Разина:

"Шел я, Степан Тимофеевич, сын Разин, из города Алатыря верх Суры-реки и дошел до речки Транслейки (в 30 верстах от Алатыря) и спрашивал Мордвина, где пройти за Суру-реку, - и перешел со всем моим войском. Дошел я оброда в горы и нашел в правой стороне ключ, и тут мы жили полтора года, но это место нам не показалось. И нашли мы бортника, и он сказал нам место угодное, и шли мы четыре дня и дошли до горы, - еще гора, и в горе ключ в полдень течет; в горе верхней две зимницы на полдень выходят... три яблони посажены в малой стрелке (мыс между двумя оврагами), в полугоре - ломы, шипы, заступки и доска медная, на верхней горе - шелом. Тут пенек - дуб сквозь сверлом просверлен и заколочен черным дубом, и тут положены стволы и бомбы, и тут вырыт выход, и сделан, покрыт, обложен пластинками дубовыми, и в нем положена братская казна, 40 медянок, а моей - купца Бабушкина, алатарскаво клюшника, сорок тысяч, и его Ивана два сундука платья, сундук третий - запонки драгоценного жемчугу и всякие вещи драгие. Еще четыре пуда особливого жемчугу и семь ружей, а мое ружье стоит в правом углу, заряжено и заткнуто, а именно - травой. В средине стоит образ Богоматери не оцененный, украшенный всякими бриллиантами.

Это место кто найдет, и будет трясение одна минута, а расстоянием от пенька полета жирелей (оглоблей); а оный сыскавши, раздать сию казну сорок тысяч на белом коне, а раздавши - из моего турецкого выстрелить и сказать: "Вот тебе, Степан Тимофеевич сын Разин, вечная память !" А коню голову отрубить... Прежде проговорить три молитвы - Богоматери, Архангелу Михаилу и Николаю Чудотворцу, а потом будет три трясения".

В "Завещании" не говорится, как надо выстрелить и куда девать икону, но в некоторых преданиях указано, что выстрелить следует в икону, а затем пешком отнести ее в Киев. И только тогда можно брать клад...

Легендарная личность, окруженная массой легенд, борец за справедливость, разбойник, атаман – сколько всего можно сказать про Степана Разина!

Не удивительно, что вокруг него сложился ореол славы и загадочности, поддерживаемой еще при жизни и самим атаманом. Наводя страх на богатых, и одаривая бедных, он снискал ненависть одних и буквально божественное почитание со стороны других жителей тогдашней России.

Легенды и сказания начали складываться уже при его жизни, а после казни обросли новыми подробностями и стали настолько витиеватыми и длинными, что уже трудно сейчас разобрать, где была правда, а где вымысел, добавленный древними мастерами красивого слова

Но сильна слухом земля, им она живет и полнится, да и нет сомнения в том, что правда, пусть и в сильно искаженном, и сильно преувеличенном виде, дошла до наших дней, рассказывая о чудесных и богатейших кладах, которые зарыл и спрятал великий атаман, о сокровищах, будоражащих слух и воображение все года и века с тех пор, как казнили их хозяина.

Удивительно многое в том, что известно об этих не найденных богатствах. Больше всего впечатляет масштаб, с которым атаман подходил к вопросам укрытия награбленного, его образ мысли и действий, в русле которых он прятал сокровища, добытые разбоем и грабежом. В недавнем прошлом Степана Разина выставляли чуть ли не революционером, а по сути, он был благородным, но разбойником.

Изначально Разин был атаманом донского казачества и участвовал в походах против Крымского ханства и Османской империи вместе с русскими войсками. Но в 1663 году царский воевода Долгоруков приказывает казнить старшего брата Степана Разина, Ивана, после чего Степан решает выбрать другой путь, и в стремлении отомстить Долгорукову и царской администрации, создает казачью вольницу, а затем в его планы начинает входить идея распространения духа свободы на всю территорию России… Таким образом Разин, из атамана-героя превращается для царя в атамана-разбойника и начинает свои походы не вместе, а против тех людей, кто служит самодержавию, поднимая крестьянские восстания по всей Волге…

В 1671 году, после казни Степана Разина, была организована поисковая экспедиция, целью которой было найти клады атамана и передать их в казну. Уже тогда, при царе Алексее Михайловиче, об этих гигантских кладах ходили легенды.

Показать места, где были сокрыты богатства, вызвался брат Степана, Фрол. Ведомый на казнь, он потребовал встречи с царем, чтобы сообщить ему о том, что владеет информацией о спрятанных кладах. Царь был крайне заинтересован в их нахождении, поэтому Фролу дали возможность реабилитироваться. Целых пять лет он водил «за нос» экспедицию, в то время как любовница Степана, Алена и его сподвижник, есаул Лука, перепрятали все сокровища в новые места.

Фрол был обезглавлен в Москве, на Болотной площади, в 1676 году, а есаул Лука погиб. Имея на руках карты с нанесенными на них метками, соответствующими местоположениям кладов, Алена перебралась под Лодейное Поле в вотчину бывшего друга и советчика Разина, шведа по происхождению, барона Аугусте фон Роде. В качестве свадебного подарка она передала ему эти карты и схемы. Но барон, испугавшись преследования властей, выдал неудавшуюся невесту, оставив себе все документы.

И вот тут-то в полной мере начали проявляться различные мистические события, которые люди связывали с самим Степаном Разиным, который, как известно, не просто прятал сокровища, но делал на них заговоры.

Вообще, заговоренные клады – не редкость. Так уж повелось, что пытаясь обезопасить свои сокровища, люди выдумывали различные ритуалы, помогающие отвести от кладов «плохих» людей, то есть тех, кому этот клад не предназначался. Такие заговоры ограничивали «доступ» к схронам, а легенды, которыми они окутывались, имели на простых людей того времени самое серьезное влияние. Степан Разин не скрывал того факта, что клады его заговорены, причем каждый по своему. Чтобы найти и забрать один из его кладов, необходимо, например, было, принести к этому месту 12 человеческих голов, 6 мужских и 6 женских. Так и говорили, что клад зарыт «на голову». При этом, кладоискатель должен не только знать точное число нужных для снятия заклятия, голов, он должен еще и самолично умертвить всех этих людей, только в этом случае ему удастся найти и спокойно воспользоваться сокровищами, не боясь преследования потусторонних сил…

Про клады Разина многое известно. До сих пор в местах, где орудовала его вольница, из уст в уста передаются эти легенды, указываются места, где, якобы, прятал Стенька Разин свои богатства. Но удивительно и то, что ни одного клада лихого атамана так и не было найдено с момента его смерти и до наших дней. Многие считали, после его казни, что он не умер, а переселился под землю, поближе к его сокровищам, что душа его грешная мается и не может найти покой. Несколько позже многие «очевидцы» встречались с самим атаманом, был он заросших мхом, не разобрать, где глаза, где зубы… Или видят лихого атамана на белом скакуне – разные описывают случаи, когда Разин лично охраняет свои владения… Про Степана говорят, как и про его главную жену, Марину, что оба они были чернокнижниками и колдунами, одним словом, знали, как надо надежно спрятать сокровища от чужаков.

Если верить в эти легенды и сопоставлять факты, которые говорят о том, что клады Разина, хоть и открывались людям, но также неожиданно и исчезали, то выходит и правда – не стоит их специально искать, добра точно не наживешь! Сказанное подтверждается и многими разновременными примерами того, как проходили поиски некоторых схронов Разина.

Так, дочь барона фон Роде, того самого, который завладел всеми схемами и картами, указывающими краткий путь к сокровищам, решила вместе с мужем добраться до них, но потерпела неудачу. Нужно сказать, что Разину, кроме искусства заговора, приписывается недюжинный инженерный талант, с которым он обустраивал каждое хранилище сокровищ, строя целые подземные галереи, обширные погреба и оборудуя пещеры.

Незадачливые кладоискатели не добрались до клада – свод и стены хранилища обрушились, а сами кладоискатели были взяты под стражу властями.

Правнук фон Роде, военный инженер Петр Метляев, также пытался штурмовать неприступные сокровищницы, но тоже безуспешно: он, пользуясь старинными схемами, обнаружил возле легендарного волжского утеса комплекс подземных галерей. Но раскопки закончить он не успел, его постигла смерть…

Об удивительном открытии Разинского клада повествует и случай, произошедший, якобы, во время Великой Отечественной войны, в дни боев за Сталинград: после налета немецких самолетов и жесточайшей бомбежки, осыпалась часть берега, обнажив на время несколько старинных чугунных пушек, лежавших рядком. Из-за скола в дульной части одной из пушек, из нее неожиданно хлынул вниз по откосу дождь из золотых украшений! Кольца, броши, серьги – все это оказалось в руках солдат, наблюдавших эту картину. Но не успели они попробовать извлечь из мерзлой земли остальные стволы, как бомбежка повторилась, и старинные пушки были засыпаны землей и утеряны навсегда!..

Еще один клад, приписываемый атаману, нашли сто лет назад в Царицыне, В одной из местных церквей провалилась земля, обнаружив гробы, заполненные персидским золотом. Позже там был обнаружен и подземный ход, ведущий к пристани, к которой приходили корабли великого атамана…

Легенд очень много, они одна красочнее другой. Например, есть сказание о целом корабле, наполненном золотом, который сокрыт в кургане возле села Песковатовка… А самый большой клад Степана Разина спрятан около села Шатрашаны, в подземной галерее: за железной дверью, в глубинах земли, хранятся до сих пор сундуки с жемчугом и слитки золота.

Много Разинских кладов, но только… где они? За столько времени и ничего не найдено, само не открылось так, чтобы можно было посмотреть, пощупать эти несметные сокровища! От Астрахани до Жигулей ходят легенды о затопленных кораблях и лодках с золотом, о хитроумных подземных сооружениях, хранящих заговоренные сундуки, но многие, кто пытался найти их, кто умер скоропостижно, а кто просто исчез… Видать и правда, заговор действует сильнее, чем желание людей стать владельцами награбленных сокровищ! Даже «завещание», составленное самим Степаном, не помогает открыть хоть одну из его богатейших сокровищниц. Вот отрывок из этого текста (речь идет об одном из очень ценных кладов, сокрытых в земле с применением различных инженерных хитростей): «…Это место кто найдет, и будет трясение одна минута, а расстоянием от пенька полета жирелей (оглоблей); а оный сыскавши, раздать сию казну сорок тысяч на белом коне, а раздавши - из моего турецкого выстрелить и сказать: "Вот тебе, Степан Тимофеевич сын Разин, вечная память!" А коню голову отрубить... Прежде проговорить три молитвы - Богоматери, Архангелу Михаилу и Николаю Чудотворцу, а потом будет три трясения…".

По словам тех, кто пытался приблизиться к тайникам атамана, перед ними возникали видения, настолько сильные, что у ищущего навсегда пропадала охота искать заговоренные сокровища.

Если говорить современными терминами и подчиняться современным представлениям, то, не смотря на обилие информации о похождениях атамана, на тех территориальных пространствах, где протекала жизнь воинства атамана Разина, где должны быть зарыты и спрятаны великие богатства, то на поверку окажется, что искать их специально, опираясь на имеющуюся информацию, невозможно. Так происходит со многими событиями, которые на первый взгляд, подробно описаны, но при ближайшем рассмотрении теряют весь авторитет собранных фактов.

Многие пытались их найти, и многие будут искать их в будущем. Наверное, не стоит опираться только на те сведения, которые дошли до наших дней и которые кажутся весьма точными. Возможно, что кому то все-таки удастся обнаружить сокровища атамана, которые тот прятал с таким тщанием и с таким остроумием. Поиски продолжаются. Их ведут не только исследователи-одиночки, но и профессиональные историки, археологи, краеведы. Золото и жемчуга, оружие, утварь и украшения, все, что было собрано Разиным, ждет своего часа и своего обладателя.


В июне 1671 г. в Гамбурге вышла газета "Северный Меркурий". В ней была помещена заметка английского купца Томаса Хебдона из Москвы. Как очевидец он подробно описал казнь Степана Разина и сделал это весьма оперативно, послав корреспонденцию в Европу через два часа после казни, известив тем самым негоциантов и дипломатов о том, что вновь возобновляется торговля с Россией. В заметке (кроме описания самой казни и вообще истории вопроса) есть такие строки: "...недавно казненный мятежник действительно был у них главным бунтовщиком Степаном Разиным. Его брату залечили раны после пыток, и вскоре его должны отправить в Астрахань, чтобы найти клады, закопанные там Степаном".

При чем здесь брат? Дело в том, что после того как палач разделался с Разиным и на плаху поволокли его брата Фрола, тот вдруг крикнул: "Слово и дело государево!" И сказал, что знает тайну писем (?) и кладов Разина. Казнь Фрола была отсрочена.

По свидетельству очевидца-иностранца Конрада Штуртцфлейша, уже превращенный в кровавый обрубок Разин вдруг прошипел: "Молчи, собака!" Это были последние его слова, и их Штуртцфлейш записал латинскими буквами.


Фрола Разина уже через два дня жестоко пытали, и его показания были сообщены царю Алексею Михайловичу: "...и про письма сказал, которые-де воровские письма брата его были к нему присланы откуда ни есть и всякие, что у него были, то все брат его, Стенька, ухоронил в землю... поклад в кувшин, и засмоля закопал в землю на острове по реке Дону, на урочище, на прорве, под вербою. А та-де верба крива посередке, а около нее густые вербы".

Царь проявил большой интерес к кладам Разина, ибо по "отпискам" воевод, у бояр и богатого люда "разбойник награбил зело много добра всякого". Под пыткой Фрол показал, что после разгрома восстания при бежавшем в Кагальник атамане был "сундук с рухлядью" и драгоценностями.

Показания эти были опубликованы известным историком Н.И.Костомаровым, и в них просматривается некая психологическая деталь: сделанный безымянным мастером из слоновой кости Константинополь, видимо, очень нравился Степану, и он не пожелал с ним расстаться даже в минуту смертельной опасности, послав за этим сокровищем своего брата.


Весть о том, что во время казни Фрол крикнул "Слово и дело" и что царь хочет выведать у него места кладов, быстро распространилась среди москвичей, а затем и по всей Руси. Скоро возникли легенды о кладах Стеньки Разина и жуткие истории о заговоренных сокровищах, зарытых в разных местах на берегах Волги.

Историки не отрицают фактов существования "кладов разбойника Разина", но всерьез никто этой темой не занимался. Хотя восставшие взяли несколько городов и при этом экспроприировали значительные материальные ценности, и вполне уместен вопрос: "Куда делось все то богатство, что попало в руки Разина?"

В народных преданиях тема о кладах Стеньки начинается со времени его Персидского похода. Много ходило разговоров о том, что Разин ушел из Персии с зело великой добычей. Из персидской земли Стенька вывез и красавицу - сестру иранского шаха.


Бытовала и легенда (причем еще при жизни атамана), что Степан - "заговоренный человек", т.е. неуязвимый: "У Стеньки кроме людской и другая сила была - он себя с малых лет нечистому продал: не боялся ни пули ни железа; на огне не горел и в воде не тонул. Бывало, по Волге плывет и вдруг на воздух на ней поднимался, потому как был он чернокнижник... Его в острог не раз садили. А он возьмет уголь, напишет на стене лодку, спросит воды испить, плеснет на стену этой водой - река станет! Сядет он в лодку, кликнет товарищей - глянь, уж на Волге Стенька!" Для историков и фольклористов эти полеты Разина по воздуху довольно загадочны. Старый бакенщик на Каме слышал от дедов, что-де разинцы подавали друг другу сигналы при помощи больших воздушных змеев, называемых "голубями", что непосвященным простым людом воспринималось как колдовство.

По народному поверью, разбогатеть от кладов человеку трудно, т.к. большинство из них заговорены и просто так в руки не даются. Клады Степана Разина - особые, они спрятаны в землю на человеческую голову или несколько голов. Чтобы их добыть, кладоискатель должен погубить известное "заговоренное" число людей, и тогда клад достанется без особых затруднений...

Иногда клад зарывают "на счастливого", но редко. Тогда "знак клада" является в виде черной кошки или собаки. В этом случае человек должен идти за такой кошкой, и когда она остановится и замяучит, то нужно ударить ее изо всех сил и сказать: "Рассыпься!" А потом в этом месте надо копать...


Еще рассказывают, что у кладов Степана Разина слишком трудны условия заговора. Но где они - вот вопрос!

Вообще с именем Степана Разина связано много мест, особенно на правом берегу Волги, и туристам часто показывают "Стенькины бугры". Стоя на палубе теплохода, можно слышать: "Тут Стенька станом стоял... Здесь, по преданию, шапку оставил. Так и зовут это место: "Стенькина шапка". На том бугре Стенька стольничал, говорят, там клад положен".

Например, близ деревни Банновки в Саратовской области есть обрыв, который называют "Бугром Стеньки Разина". Местные уверяют, что еще в начале XX в. при закате, когда тени длинные, на бугре можно было различить очертания ямы, где якобы была у Разина "канцелярия". Костей человеческих много в ней находили. По преданию, Разин долго жил на этом бугре в роскошном шатре с ватагою. Жил богато - все дорогим бархатом да шелком обито. А на самом "шихане" кресло стояло с насечкой из слоновой кости. С него, бывало, Разин высматривал купцов на Волге и расправу чинил... Большой, как уверяют, здесь клад зарыт.


В путеводителе 1900 г. есть такие строки: "Выше Камышина, верст за 40, показывают еще "Бугор Стеньки Разина". А верст на 8 выше Даниловки лежит ущелье "Стенькина тюрьма", называемая еще "Дурманом". В старые годы оно окружено было густым лесом, в котором легко было заблудиться. Здесь неподалеку имеется множество пещер и Уракова-разбойника гора. Это высокий, в 70 сажень, бугор, где, по преданию, Разин зарубил Уракова, после чего тот семь лет зычным голосом кричал проходившим по Волге судам: "Приворачивай!" - приводя людей в трепет"...

Теперь уместно задать вопрос: есть ли достоверные сведения о найденных кем-либо кладах Разина? В "Донской газете" за 1875 г. была заметка под названием "Старинные отыскиватели кладов". В ней сообщалось о попытке раздобыть клад Степана Разина: "...Из дознания обнаружилось, что действительно, рытье клада производилось в 1824 г. с июня по октябрь. Поводом к тому послужила жалоба двух лиц Иловайскому на одного казака, не дозволявшему рыть клад".


С конца XIX в. кладами Степана Разина интересовался И.Я.Стеллецкий, который сделал интересные записи: "Одного помещичьего добра схоронил Разин близ своего утеса на 10 млн. рублей. В 1914 г. в Царицыне близ церкви Троицы провалилась гора на 4 м в глубину. На дне провала оказались гробы и скелеты. Обнаружилось, что этот провал над тайником Разина, идущий от названной церкви до самой пристани на Волге, куда приплывали "расписные Стеньки Разина челны", груженные драгоценной добычей. Добычу свою зарывал он в том самом тайнике. О кладе Разина близ его знаменитого утеса широко разнеслась молва, но не по вине Степана - и на дыбе, и под клещами не признался он, куда схоронил сокровища. Один офицер в отставке, Я-в, в 1904 г. рылся в старинных бумагах своей покойной бабушки. И нашел в них замечательный документ - подлинную кладовую запись Разина на спрятанные близ утеса сокровища. Я-в произвел в указанном месте раскопки и действительно открыл целую сеть подземных галерей с мощными дубовыми распорками. Предстояли дальнейшие поиски и раскопки, но точку поставила Русско-японская война... Я-в был взят на войну, откуда не вернулся.


В 1910 г. объявился новый претендент, на этот раз старый есаул из области Войска Донского Ш-кой. По-видимому, к нему в руки попала кладовая запись убитого в Маньчжурии Я-ва. Ш-кой явился в Петербург и представил куда следует чрезвычайной убедительности документы. Весть о кладе облетела в 1910 г. девять газет".

В материалах архива Стеллецкого есть и другие записи о попытках раскопать клады Разина: "Существует также курган Стеньки Разина, огромный, в 100 м высоты, в кургане имеются подземные ходы. Известна в Саратовской губернии Стенькина пещера. В 60-е гг. ее осматривал историк В.Крестовский... Некто Ящеров в 1893 г. разыскивал клад Разина в Нижегородской губернии в четырех из двенадцати его становищ по реке Алатырь. В 1893 г. он добыл кладовую запись, проверенную на месте, и в 1894 г. начал хлопоты в Петербурге о разрешении ему кладоискательства. Императорская археологическая экспедиция разрешила ему поиски сперва на два дня, потом на десять. Но настала зима, и поиски отложили до лета. Тем временем через полицию и сельских старост были собраны сведения об обширном подземелье..."


А вот, можно сказать, недавний эпизод. Участник Великой Отечественной войны капитан 1-го ранга Г.И.Бессонов поведал, что во время жарких зимних боев в районе Сталинграда после налета бомбардировщиков Геринга осыпался берег Волги. Случайно кто-то из бойцов обратил внимание, что вверху обрыва оголилось несколько старинных чугунных пушек, сложенных плотно в ряд. Дульная часть одной из пушек, сильно проржавевшей, скололась, и из нее по откосу высыпались золотые браслеты, серьги, жемчуг, перстни, серебряные и золотые предметы, которые довольно быстро разошлись по рукам. Прошел слух, что это клад "волжских разбойников", а возможно, самого Разина. Кое-кто попытался извлечь пушки из мерзлого грунта, но это оказалось трудным делом. К тому же участок простреливался немцами. А скоро после очередной бомбежки берег осыпался, обильно пошел снег... Вскоре началось наступление на группировку Паулюса, и о кладе забыли...

Следует отметить, что в этом рассказе присутствует важная историческая деталь: достоверно известно, что часть добытых драгоценностей атаман прятал в старые "порченные" пушки, забивал ствол кляпом, закапывал на берегу Волги, ставил ориентир, и само место и описание его заносилось в "грамотку", дабы при необходимости это место можно было отыскать.


А теперь вернемся к событиям, которые произошли после того, как Разина выдали властям. В апреле атамана из Черкасска повезли в Москву, куда он прибыл 4 июня и сразу же подвергся страшным пыткам. Но, видимо, он давно подготовил себя к такому концу и поэтому выдерживал их с величайшим мужеством, без стона и без единого слова о жалости, между тем как брат его Фролка вопил от боли.

Фрола повезли на Дон, где никаких кладов не нашли. Видимо, там Фрол рассчитывал совершить побег из-под стражи при помощи знакомых казаков. Но это ему не удалось. Сопровождавшим его стрельцам он говорил, что запамятовал место клада, что не может найти то положенный большой камень, то пещеру, то дерево. Эта своеобразная игра длилась довольно долго, почти пять лет. Потом по царскому указу его доставили в телеге, закованного в кандалах, за Москву-реку, на Болотную площадь, где он и был обезглавлен палачом.

Так оборвалась последняя ниточка...

ЗАВЕТНЫЙ КЛАД СТЕПАНА РАЗИНА

Как только в российской истории возникает фигура предводителя крупного крестьянского и казачьего восстания, так непременно её свяжут с историей о несметных сокровищах и кладах. Так было с Емельяном Пугачёвым, клады которого на Южном Урале, если верить местным сказаниям и поверьям, находятся едва ли не в каждом селе. Так не могло не случиться и с предводителем первого по-настоящему крупного восстания, знаменитым казачьим атаманом Степаном Разиным…

Родной брат подвёл…

Многочисленные истории, зачастую превратившиеся в легенды, о кладе Степана Разина ведут свой отсчёт от 6 июня 1671 года. В этот день на Болотной площади Москвы состоялась казнь.

Должны были казнить самого Степана Разина и его брата Фрола, также сыгравшего важную роль в восстании, но умер в тот день только Степан Тимофеевич. Его казнили первым, причём через четвертование - то есть сначала отрубали поочерёдно конечности, а потом уже голову.

Иностранные очевидцы казни Разина (российские власти пригласили на зрелище много иностранцев - Европа должна была из первых уст узнать, что предводитель опаснейшей смуты мёртв) в своих письменных воспоминаниях рассказали: после того, как Степану отрубили руки и ноги напуганный кровавым зрелищем Фрол Разин произнёс «Слово и дело государево!».

В допетровской России это были поистине магические слова - произнесший их давал знать, что имеет информацию, имеющую первоочередное государственное значение, его необходимо доставить в «компетентные органы» и допросить. Свидетели также рассказывают, что Степан попробовал заставить брата замолчать, но грозному атаману тут же отрубили голову.

После этого Фрола Разина допросили и он сообщил, что ему известно, где находятся спрятанные сокровища его старшего брата. Согласно его версии, клад был зарыт в потаённом месте на берегу Волги.

Вскоре Фрол в составе специальной экспедиции был отправлен в Астрахань. Данная экспедиция обыскала несколько мест, подходящих под данное описание, но ничего не нашла. В итоге в 1776 году Фрол Разин всё-таки был казнён на той же Болотной площади.

Клад как часть фольклора

Легенды о кладе Степана Разина стали настолько широко популярны, что вошли в часть русского и особенно приволжского фольклора, по двум основным причинам. Во-первых, из-за магии имени самого Разина - в народном сознании он был не только лихой атаман и гроза бояр и царя, но и своего рода супергерой, наделённый мистическими способностями.

Не зря во многих легендах Разин представляется как обладатель волшебных способностей, а тот факт, что его клады до сих пор не найдены, объясняют просто - они «заговорённые», то есть заколдованные самим атаманом.

Во-вторых, у существования разинских кладов есть и рациональные основания. Прежде всего, не стоит забывать, что социальная составляющая возглавляемых Разиным выступлений появилась уже на позднем этапе. Первоначально Разин и его казаки были никем иным, как охотниками за богатой добычей.

Его восстание началось со знаменитого «похода за зипунами» 1667-1669 годов по Волге и в Каспийское море. Это был стандартный для казаков того времени грабительский поход, когда под горячую руку попадались и русские и иностранные купцы.

Поход Разина достиг выдающихся размеров, кроме того, после выхода в Каспийское море он сумел одержать победу над персидскими войсками и флотом и взять богатую добычу.

Вариантов на всех хватит

Наконец, уже после начала восстания грабительские действия разинцев не прекращались, но, напротив, становились всё более масштабными - так как теперь расхищались купеческие дворы, имущество Церкви, дворянские дворы, боярские усадьбы и государственная казна в захваченных городах. Так что у Разина скопилось немало ценностей.

Известно, что при пленении Разина его походной казны при нём не было, следовательно, велика вероятность того, что, попав в затруднительную ситуацию, атаман решил сохранить свои сокровища и спрятал их. Скорее всего, даже не в одном, а в нескольких тайниках, для надёжности. Вот только где эти клады, доподлинно неизвестно.

Сложно сказать, действительно ли Фрол Разин знал о местонахождении клада или просто выдумал эту историю, чтобы продлить себе жизнь (что ему удалось). Между тем до наших дней дошло огромное количество версий о местонахождении кладов Разина. Не будет преувеличением, что подобные гипотетические места расположены практически по всему течению Волги - потому как во время своих походов Разин останавливался лагерем в десятках мест.

Великий грешник

По преданию самый большой клад зарыт у села Шатрашаны в Сурском районе Ульяновской области (ранее Симбирская губерния). По легенде, ссаженный с судна больной бурлак повстречал в лесу старика, к которому попросился на ночлег. Тот сначала не пускал, а потому разрешил со словами: «Оставайся, коли не боишься…»

Чего бурлаку опасаться-то? Брать-то у него нечего, голь перекатная. А наутро старик решил представиться. Стенька, говорит, Разин. Великий грешник. «Смерти не знаю и здесь за грехи свои муки терплю».

По легенде дал старик-Стенька бурлаку грамотку с четкими инструкциями, сколько, чего и как взять из клада. Перво-наперво часть клада раздать нищим и в церкви. Затем взять заговоренное ружье, спрыг-травой заряженное, со Стенькиной смертью, пальнуть из него да трижды прокричать: «Степану Разину вечная память!»

В ту же минуту кончатся мучения атамана, и упокоиться его душа с миром. Да вот только беда - не тот человек встретился. Не дался клад неграмотному бурлаку. Отдал он грамотку другому человеку, клад от того в землю и ушел…

Под охраной нечисти

Добра у стенькиной вольницы было столько, что закапывали его по буграм да по холмам. В бывшем Царицынском узде (ныне Саратовская область) недалеко от села Песковатки есть курган, в котором, по легенде, Стенька спрятал целый корабль как есть, набитый золотом и серебром.

Атаман завел корабль по воде на мель, а когда вода ушла, «наметал курган». Для приметы вербу посадил. Народ знал, что в кургане клад спрятан, да вот только копать страшился - при каждой попытке нечисть всякая выскакивала, которая, видать, добро стенькино стерегла.

Бугор Стеньки Разина

Недалеко от деревни Банновка у обрыва на Волге, между селом Золотым и устьем реки Большой Еруслан есть так называемый «Бугор Стеньки Разина». Место это, по словам местных жителей, еще в начале века можно было легко углядеть на закате солнца. Говорят, там была атаманова «канцелярия». Якобы Разин со своей ватагою долгое время стоял на указанном бугре.

Роскошный шатер, обитый бархатом да шелком, на вершине бугра - кресло-трон с насечками из слоновой кости, с которого атаман высматривал на Волге новые жертвы. Клад тут, говорят, был зарыт сказочный, вот только кроме человеческих костей ничего найти пока не удалось.

Кладоискатель Ящеров

Свои поиски ротмистр Гатчинского полка Ящеров начал в 1893 году. Он выбил разрешение на проведение работ по поиску клада у Императорской археологической комиссии в Петербурге. С помощниками отправился на Волгу поздней осенью, но зима нарушила планы кладоискателей.

В это время появились данные о том, что в районе волжских сел Печи и Михайловка было найдено подземелье, вход в которое преграждали дубовые двери, запертые на засовы и замки. По предположениям подземелье было оборудовано вентиляционной трубой, в которую провалилась лошадь, пахавшая землю.

В отверстие размером в колесо спустились два смельчака. Первого вытащили с искаженным от ужаса лицом. Той же ночью он умер. Второй был местным псаломщиком, он продержался в подземелье несколько минут, и, невзирая на ужас, успел-таки разглядеть те самые двери.

Новую попытку найти разинские сокровища Ящеров предпринял в 1904 году. За свое упорство он был вознагражден. Им был найден камень с тайным знаком и остатки плотины, рядом с которой якобы находилась затопленная лодка с сокровищами. Вот только снова делам Ящурова помешали - на этот раз русско-японская война, с которой офицер не вернулся.

Не теряя надежды

Еще одна попытка найти клад Стеньки Разина относится к 1914 году. Близ царицынской церкви Святой Троицы в Волгограде земля ушла на 4 метра.

На дне провала нашли захоронения. Сторожилы припомнили, что, якобы, когда-то на этом месте был сооружен тайный подземный ход, который вел из города к самой Волге, куда приплывали груженые добром «расписные Стеньки Разина челны».

Поиски клада не увенчались успехом - при попытках пройтись по подземному ходу, земля начинала обваливаться. Желающих отдать свою жизнь за стенькины сокровища не нашлось!

Рассказ фронтовика

Сохранился рассказ участника боев под Сталинградом, капитана 1 ранга Бессонова. По его словам, в результате налета фашистских бомбардировщиков, осыпался волжский берег. Бойцы заметили оголившиеся стволы старинных пушек, которые были плотно сложены в ряд. Дуло одной из пушек откололось, и из него высыпались сокровища: серьги, браслеты, жемчуга, перстни, серебряные и золотые предметы, которые стремительно исчезли за пазухами солдат.

Предположили, что это могут быть сокровища самого Стеньки Разина. Непродолжительные попытки извлечь пушки из промерзшей земли под обстрелом противника не увенчались успехом. Вскоре началось наступление, и стало как-то совсем не до клада.

Кстати, Разин любил прятать драгоценности в «порченых» пушках, забивая их стволы кляпами и зарывая на волжских берегах. Место клада отмечалось ориентиром, а описание места заносилось в грамоту. Вот только даже под страшными пытками, которые претерпел Разин перед четвертованием, он не назвал ни одного такого места…

На славу погулял удалой атаман, много купцов и богатеев разорил, много их кораблей в синем море потопил. Во время «походов за зипунами» награбили разинцы несметное количество добра, большая часть которого была потом превращена ими в клады. Бесконечным кажется список мест, где Стенька якобы спрятал свои сказочные богатства. Мы решили «побывать» в самых популярных.

Великий грешник

По преданию, самый большой клад был зарыт у села Шатрашаны в Сурском районе Ульяновской области (ранее Симбирская губерния). По легенде, ссаженный с судна больной бурлак повстречал в лесу старика, к которому попросился на ночлег. Тот сначала отказал, но потом передумал и дал согласие: «Оставайся, коли не боишься?» Чего бурлаку опасаться-то? Брать-то у него нечего, голь перекатная. А наутро старик решил представиться. Стенька, говорит, я Разин. Великий грешник. «Смерти не знаю и здесь за грехи свои муки терплю». И решил старик-Стенька дать бурлаку грамотку с четкими инструкциями, как, что и сколько взять из клада. Перво-наперво он наказал часть клада раздать нищим и в церкви. А затем взять заговоренное ружье из клада, спрыг-травой заряженное, со Стенькиной смертью, пальнуть из него да трижды прокричать: «Степану Разину вечная память!» В ту же минуту кончатся мучения атамана и упокоится его душа с миром. Но не тому человеку доверился атаман. Не дался клад неграмотному бурлаку. Отдал он грамотку другому, а клад от того в землю и ушел.

Время в пути на автомобиле от Москвы до села Шатрашаны составит примерно 15 часов.

Под охраной нечисти

Добра у стенькиной вольницы было столько, что закапывали его по буграм да по холмам. В бывшем Царицынском уезде (ныне Саратовская область) недалеко от села Песковатки есть курган, в котором, по легенде, Стенька спрятал целый корабль, набитый золотом и серебром. Атаман завел корабль по воде на мель, а когда вода ушла, «наметал курган». Для приметы вербу посадил. Народ знал, что в кургане клад спрятан, да вот только копать страшился: при каждой попытке нечисть всякая выскакивала, которая, видать, добро Стенькино стерегла.

Время в пути на автомобиле от Москвы до села Песковатки составит около 13 с половиной часов.

Бугор Стеньки Разина

Недалеко от деревни Банновка у обрыва на Волге, между селом Золотым и устьем реки Большой Еруслан есть так называемый Бугор Стеньки Разина. Говорят, там была атаманова «канцелярия». Якобы Разин со своей ватагою долгое время стоял на указанном бугре. На его вершине был разбит роскошный шатер, обитый бархатом да шелком, стояло там и кресло-трон из слоновой кости, с которого атаман высматривал на Волге новые жертвы. Клад тут, рассказывают, был зарыт сказочный, вот только кроме человеческих костей пока ничего найти не удалось.

Время в пути на автомобиле от Москвы до деревни Банновка займет примерно 16 часов.

Дурманная гора

В 10-12 километрах от деревни Даниловки Саратовской области есть гора и ущелье, именуемые в народе Стенькина тюрьма или Дурман. Упоминание о них можно найти в путеводителе начала прошлого века. Клад, зарытый на Дурман-горе, пытались добыть даниловские крестьяне, к которым попала кладовая грамота одного из разинских есаулов. Искать решили на Пасху. Помолились и принялись рыть. И тут началось необъяснимое: сначала крестьян чуть не затоптало стадо бешеных коров, затем налетела буря, из которой выскочили три разбойника с дубинами. Испугавшиеся крестьяне, побросали лопаты и дали деру. Вернувшись на следующий день, они обнаружили только отпечаток от сундука да следы от повозки немецкого производства.

Время в пути на автомобиле от Москвы до деревни Даниловка - 14 часов 40 минут.

Кладоискатель Ящеров

Свои поиски ротмистр Гатчинского полка Ящеров начал в 1893 году. Он выбил разрешение на проведение работ по поиску клада у Императорской археологической комиссии в Петербурге. С помощниками он отправился на Волгу поздней осенью, но зима нарушила его планы. В это время появились сведения о том, что в районе волжских сел Печи и Михайловка было найдено подземелье, вход в которое преграждали дубовые двери, запертые на засовы и замки. По предположениям подземелье было оборудовано вентиляционной трубой, в которую и провалилась пахавшая землю лошадь. В отверстие размером с колесо спустились два смельчака. Первого вытащили с искаженным от ужаса лицом. Той же ночью он умер. Второй был местным псаломщиком, он продержался в подземелье несколько минут и, невзирая на ужас, успел-таки разглядеть те самые двери.

Новую попытку найти разинские сокровища Ящеров предпринял в 1904 году. За свое упорство он был вознагражден. Им был найден камень с тайным знаком и остатки плотины, рядом с которой якобы находилась затопленная лодка с сокровищами. Вот только снова делу Ящурова помешали – на этот раз Русско-японская война, с которой офицер не вернулся.

Время в пути на автомобиле от Москвы до деревни Печи составит примерно 11 часов.

Не теряя надежды

Сохранился рассказ участника боев под Сталинградом, капитана 1-го ранга Бессонова. По его словам, в результате одного из налетов фашистских бомбардировщиков осыпался волжский берег. Бойцы заметили оголившиеся стволы старинных пушек, которые были плотно сложены в ряд. Дуло одной из пушек откололось, и из него высыпались сокровища: серьги, браслеты, жемчуга, перстни, серебряные и золотые предметы, которые стремительно исчезли за пазухами солдат. Предположили, что это могут быть сокровища самого Стеньки Разина. Непродолжительные попытки извлечь пушки из промерзшей земли под обстрелом противника ни к чему не привели. Вскоре началось наступление и стало как-то совсем не до клада. Кстати, Разин любил прятать драгоценности в порченых пушках, забивая их стволы кляпами и зарывая на волжских берегах. Место клада отмечалось ориентиром, а описание места заносилось в грамоту. Вот только даже под страшными пытками, которые претерпел Разин перед четвертованием, он не назвал ни одного такого места.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама