THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Считается, что именно труд предопределил развитие человеческой цивилизации и выделил её из животного мира. Именно склонность к осознанной деятельности помогает людям становиться творцами своей судьбы и серьёзно влиять на окружающий мир, изменяя его по своему усмотрению. В быту мы отождествляем понятия работа и труд, считая их синонимами. Действительно ли данные категории схожи друг с другом, либо между ними есть разница?

Определение

Труд – сознательная деятельность живых существ, направленная на преобразование материи, удовлетворение физических и духовных нужд. В процессе труда исходные материалы приобретают новые свойства, старые идеи – новое содержание. В экономике данный термин является составной частью факторов производства и состоит из предметов и средств труда.

Работа – это целенаправленная человеческая деятельность, естественное и неотъемлемое право, которое заключается в производстве материальных благ, оказании услуг, выполнении задач. Усилия прикладываются именно для того чтобы получить осязаемый результат, который можно либо посчитать (производство, строительство, сельское хозяйство), либо оценить умозрительно (юриспруденция, программирование, журналистика).

Сравнение

Как работа, так и труд могут вестись на общественных началах либо оплачиваться. Всё зависит от статуса субъекта правоотношений и условий, в которых он находится. При этом принудительный труд запрещен, равно как и подневольная работа, за эксплуатацию человека предусмотрена уголовная ответственность. Участники правоотношений наделены свободой самореализации, которая проявляется в сознательном выборе.

Тем не менее, отличия между данными категориями тоже есть. Во-первых, понятие «труд» значительно шире: в него, в числе прочего, входит и работа. Он может и оплачиваться, и осуществляться на добровольных (принудительных) началах. Во-вторых, слово «труд» чаще всего используется в позитивном смысле, противопоставляясь рутинным процессам. Работа же может выступать в негативном значении как монотонная, ежедневная задача, которая должна выполняться несмотря ни на что.

Труд далеко не всегда является оконченным: он может продолжаться бесконечно. Об этом красноречиво говорит миф о Сизифе, который был наказан богами на вечный подъём камня в гору. В то же время, работа направлена на результат, который должен быть либо измеряемым, либо умозрительным. Слово «работа» применяется исключительно по отношению к человеку. Понятие «труд» используется и при описании других представителей животного мира (пчёлы, обезьяны, растения).

Выводы сайт

  1. Объём понятий. Значение категории «труд» более широкое, нежели понятия «работа».
  2. Конечный результат. Работа всегда направлена на получение конкретного блага, в то время как труд может реализовываться именно через процесс («Сизифов труд»).
  3. Олицетворённость. Понятие «труд», как правило, может применяться по отношению к любым живым существам (пчелиный труд – сбор мёда), в то время как работа – только по отношению к человеку.
  4. Эмоциональная окраска. В массовом сознании работой принято называть рутинные действия, которые отнимают много времени, а труд выступает в качестве созидания, развития, реализации целей и устремлений.
  5. Наличие/отсутствие оплаты. Как правило, работа осуществляется на возмездной основе и синонимично занимаемой должности или вакансии. Труд может выполняться как подневольно (рабский, каторжный), так и безвозмездно (общественно-полезный, волонтёрский).

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Содержание труда отражает распределение функций (исполнительских, регистрации, контроля, наблюдения, наладки и др.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. В показатели Содержание Труда чаще всего включаются разнообразие, монотонность, самостоятельность, квалифицированность, физич. и нервно-психич. нагрузки, продолжительность рабочего цикла и т. д. Содержание Труда показывает уровень развития производительных сил, технич. способ соединения личного и вещественного элементов производства, поэтому Содержание Труда раскрывает труд прежде всего как взаимодействие человека с природой (орудиями и предметом труда). Х.т. выражает степень развитости производственных отношений, соц.-экономич. способ соединения работников со средствами труда. С.т. по отношению к Х.т. носит более частный характер. Х.т. представляет не организационно-технич., а соц. форму труда и определяется господствующими в данном об-ве производственными отношениями и поэтому отражает соц.-экономич. положение трудящихся в обществ. производстве. К показателям Х.т. относят форму собственности, отношение работников к средствам производства и своему труду, отношения распределения продуктов и степень соц. различий в процессе труда и др. Труд приобретает человеческую характеристику, становясь целесообразной деятельностью. В процессе взаимодействия с природой, вещественные компоненты к-рой человек преобразует по своему плану, он прежде всего осуществляет свою сознательную цель, к-рая определяет способ и характер его действия. Труд нельзя понимать только антропологически-натуралистически и отождествлять его с проявлением нервно-физиологич. структур мозга или деятельности мышц. Такая ошибка свойственна нек-рым социологам, в частности Ф. Тейлору. Он сводил труд лишь к физиологич. затратам, измерял напряжение, скорость реакций, рассчитывал законы нагрузки человеческого организма. С.т. (job content) трактуется узкоутилитарно как совокупность выполняемых операций и предписанных задач. На этом строится вся практика профессионального отбора, в основе к-рой лежит метод "анализа работы" (job analysis), включающий описание круга обязанностей, функциональные характеристики рабочего места, условия труда, форму заработка и требования, предъявляемые к работнику. A.M. Кравченко.

Содержание Труда - совокупность его элементов, которые определяются профессиональной принадлежностью работ, их последовательностью, составом, сложностью, структурой, целью.
Содержание Труда - выражает распределение функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения, наладки и др.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Оно отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, т.е. раскрывает труд прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами труда в процессе трудовой деятельности.
Содержание Труда - совокупность определенных трудовых функций, обусловленных предметом и средствами труда, технологией производства, его организацией и мастерством работника. Оно отражает особенности соединения работника со средствами производства, определенные уровнем развития производственных сил, главным звеном которых является человек, совершающий трудовую деятельность.

Понятие «труд» нельзя рассматривать упрощенно, поскольку оно включает не только экономический, но и физиологический, социальный и социологический компоненты.
С экономической точки зрения труд - это любая общественно полезная деятельность человека; с физиологической точки зрения трудовая деятельность есть нервно-мышечный процесс за счет накопления в организме потенциальной энергии.
Следовательно, труд можно рассматривать как процесс, совершающийся между человеко-м и природой, в котором человек, производя определенную деятельность, опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.
Из приведенных определений вытекает, что труд - это деятельность. Однако понятие «деятельность» значительно шире понятия «труд», поэтому его приходится ограничивать.
С равным правом можно говорить о деятельности и человека, и естественных сил природы (разрушительная деятельность морских прибоев, ветров), и техники (локомобиль, конвейер, выполняющий механическую работу), и животных (о деятельности лошади, например, которая тоже работает).
Но слово «труд» по отношению к деятелям такого рода совсем неприменимо: сказать, что они «трудятся», можно лишь не иначе как в поэтической метафоре, поскольку это противоречит и нашим представлениям, и правилам словоупотребления.
Только про человека одинаково правомерно говорить, что он трудится и что он работает. Отсюда следует первое ограничение: Трудом мы называем лишь деятельность человека.
Но и деятельность человека является еще слишком широким понятием: сюда войдет и творчество Рафаэля, Ньютона, Эдисона, и бесплодное черпание воды решетом сказочным Иванушкой-дурачком.
С физиологической точки зрения все проявления деятельности здорового и больного человека представляют собой вполне тождественные нервно-мышечные процессы, которые совершаются, конечно, за счет накопленной в организме потенциальной энергии. Но далеко не все из них относятся понятию «труд», ибо трудом мы называем лишь общественно полезную деятельность человека. Таково второе ограничение. Значение его весьма условно: один и тот же гравер может изготовлять, используя одни и те же приемы, и полноценные денежные знаки, и фальшивые кредитки. В первом случае это будет труд, ибо это полезная обществу работа, во втором - преступная деятельность, ибо она вредна для общества.
Следует отметить, что в разные эпохи общество различно расценивает те или иные виды человеческой деятельности.
Некогда различные гадания, снятие порчи и сглаза, проституция, спекуляция считались полезным для общества и даже богоугодным делом; в советскую же эпоху эти явления осуждались и даже карались по закону; в современных условиях в странах с рыночной экономикой в ряде случаев такие виды деятельности признаются трудовым промыслом, легализуются как своеобразный бизнес, хотя и презираются общественностью.
Эти примеры подчеркивают, что определение труда содержит социологический момент: признание обществом полезности той деятельности, которую мы именуем трудом.
Определяя цели, способы и результаты труда, товаропроизводитель решает три главных вопроса:
1) какие продукты, в каком количестве и когда должны быть произведены? (Труд как сознательная деятельность);
2) как эти продукты произвести, из каких ресурсов, с помощью какой технологии? (Труд как целесообразная, рациональная деятельность);
3) для кого эти продукты должны быть произведены? (Труд как общественно полезная деятельность).
Итак, в самом общем виде труд можно определить как объективно присущую человеку сферу целенаправленной полезной деятельности по превращению природных, материальных и интеллектуальных ресурсов, которыми он располагает, в продукт, необходимый для личного и общественного потребления.

Еще по теме Труд и трудовая деятельность:

  1. Глава 2 Труд как основа жизнедеятельности. Трудовой потенциал общества.
  2. Взаимосвязь трудовых показателей и их влияние на деятельность предприятия
  3. Участие членов современного общества в процессах создания благ или оказания услуг. Что изменилось в трудовой деятельности?
  4. Эволюция функциональной значимости отбора и найма с изменением общественного отношения к трудовой деятельности.Механизмы привлечения к труду в условиях «дорыночных формаций»
  5. Аудит соответствия трудовых договоров трудовому кодексу РФ
  6. штатных квалифицированных работников, прошедших предварительную профессиональную подготовку и обладающих спе­циальными знаниями, трудовыми навыками или опытом работы в избранной сфе­ре деятельности

Работать или трудиться? October 8th, 2010

“Старания и труд все перетрут”


Для чего люди работают? Чаще всего - чтобы получать деньги. Мне нужны деньги, и я иду продавать себя. (см. ) То есть человек выставляет себя как товар. Приценивается на рынке, чтобы не продешевить. Делает себе рекламу, чтобы продать подороже. Другими словами, занимается работорговлей . Корень слова “работа” очень однозначно на это указывает.

Да, наше рабовладельческое общество очень гуманное. За хороших рабов не только дают большие деньги. Их обеспечивают отдыхом, медицинской страховкой, развлекают, обучают, иногда даже дружат с ними.

Если первой приходит идея: “Это не про меня”, значит стоит сильно задуматься над тем, что мешает вам видеть свою самоработорговлю.

Чем же труд отличается от работы? Труд - это проявление естественного созидательного устремления человека. Основной мотив труда не связан с выгодами и вознаграждениями. выгоды и вознаграждения возникают как побочный эффект.

Разница между работой и трудом не в действиях, а в отношении человека к ним. Если вы делаете что-то потому что так надо, потому что нужны деньги, потому что вынуждены - значит вы решили продать себя в рабство. Работа чаще всего забирает энергию, со временем вызывает раздражение и даже апатию. Труд - это то, что делать хочется . Труд приносит радость, приятную усталость, удовольствие и от процесса, и от результата.

Используйте очень простой тест, чтобы определить, трудитесь вы или работаете . Спросите себя: “Буду ли я продолжать делать то же самое, если мне не будут за это платить?” Если ответ “да” - это труд, если “нет” - работа.

В позиции раба работника есть два больших плюса: ему всегда расскажут что делать и чего хотеть . Никакой лишней ответственности. Не надо думать даже о желаниях. Маркетологи говорят, что городской житель за 1 день получает больше 20 тысяч информационных сообщений (читай “20 тысяч желаний”). При таких объемах просто некогда думать о том, нужно ли мне это на самом деле. Тем более, все хотят похожее. В чужеродности многих желаний легко убедиться. Загляните в свои шкафы, на балкон, в кладовку, в гараж. Сколько там храниться очень важных и желанных вещей, которыми вы пользовались в лучшем случае пару раз в жизни?

Так устроен социум потребления (подчинения). Массам нужно рассказать, что они должны хотеть. Чтобы потом указать, что они должны делать (см. ). Самое интересное, что большинство из нас участвует в этом процессе прямо или косвенно. “Потому что нужно зарабатывать”.

Труд несет в себе два минуса: приходится самому решать чего хотеть, и что делать . И один большой минус: приходиться нести ответственность за результаты своего труда . Не только за качество, но и за то, как он влияет на людей, на природу, на общество. И это пугает. Многим гораздо проще двигаться по накатанному и обвинять других во всех своих бедах.

Труд формирует созидающее общество, работа - потребляющее. Хотя разница только в мотивах.

Наукой доказано, что сущность и эволюция человека связана с деятельностью. Деятельность – это универсальный способ удовлетворения потребностей путем активного, преобразующего отношения к миру. Деятельность, направленная на нормальное функционирование организма человека в окружающей природе называется жизнедеятельностью.

Жизнедеятельность человека изучается самыми различными науками. Однако основу жизни людей составляет хозяйственная деятельность, которая проходит четыре стадии: производство – распределение – обмен – потребление благ и услуг.

Производство – это процесс создания материальных и других благ, т.е. воздействие человека на предметы и силы природы с целью приспособления их к удовлетворению тех или иных потребностей.

Мы изучаем 4 фактора производства: труд, капитал, земля, предпринимательская способность, важнейшим из которых является труд. Труд – один из видов деятельности. По мнению К. Маркса, труд – это процесс создания потребительских стоимостей, т.е. благ, удовлетворяющих конкретную потребность человека.

Мудрецы всех времен и народов пели гимны труду и человеку труда.

Аристотель: «Назначение человека в разумной деятельности».

Эзоп: «Истинное сокровище для людей – умение трудиться».

Вольтер: «Работа избавляет нас от трех зол: скуки, порока и нужды».

Леонардо да Винчи: «Слава в руках труда».

Бальзак: «Постоянный труд – есть закон, как искусства, так и жизни».

К основным целям деятельности человека относятся:

Материальные блага;

Власть и слава;

Духовное совершенство.

Набор качественных свойств личности, влияющих на результат деятельности, отражает понятие «трудовой потенциал», его компоненты:

Умение создавать социальные контакты;

Способности и задачи;

Рациональность трудового поведения;

Наличие знаний, навыков;

Предложение на рынке труда.

К факторам трудового потенциала личности относят: здоровье, нравственность (трудовую этику), творческий потенциал, активность, образование, профессионализм, ресурсы рабочего времени и т. д.

Данные научных исследований свидетельствуют о том, что показатели, отражающие состояние основных компонентов трудовой активности российского общества, за годы рыночных реформ снизились. Наблюдается ухудшение здоровья нации, падение нравственного стержня общества, отсутствие трудовой этики. Существенно снизился творческий потенциал. По количеству изобретений, публикаций, ссылок в научной литературе и, наконец, по числу Нобелевских лауреатов ситуация не в пользу России. Из общего числа отечественных изобретений, патентуется за рубежом менее 1%, в США этот показатель достиг 30%, в Швейцарии – 40%. Доля разных стран в мировом фонде патентов составляет: США – 30%, ФРГ – 20%, Япония – 10%, Франция – 8%, Россия – 1,5%.


Уровень творческого потенциала России в значительной степени определяется низкой активностью рабочей силы. Интересно, что наиболее глубоко и последовательно природу активности исследовал Л. Н. Гумилев. Стремление человека к новому, к изменению привычного, традиционного, «нарушение инерции» ученый назвал пассионарностью (лат. passio – страсть). Л. Н. Гумилев подчеркивал, что пассионарность как особое энергетическое состояние человека относится не только к отдельно взятым личностям, но и к большим коллективам. По признакам пассионирности и направленности интересов автор данной концепции предложил классификацию людей. Он выделил такие типы, как «обыватели, бродяги, преступники, деловые люди, ученые, авантюристы, пророки…».

Сегодня падение активности населения страны объясняется многими причинами, в том числе – отсутствием национальной идей, смещением ценностных ориентиров, растерянностью людей в новых условиях, разочарование реформами и многое другое.

Отмечаются проблемы и противоречия в образовании. По этому показателю мы существенно отстаем от мирового уровня. Особенно впечатляют изменения в образовательном уровне американской рабочей силы. К началу 2000 г. около 83% всего взрослого населения США в возрасте 25 лет и старше имели законченное среднее образование, 24% – законченное высшее образование. В 1996 г. в США было присвоено 45 тыс. докторских степеней и 406 тыс. степеней магистра наук. Среднее число лет обучения трудоспособного населения достиг к 2000 г. 13 лет, что на год превосходит уровень средней школы. Таким образом, по агрегированным показателям образовательного уровня американская рабочая сила является одной из наиболее подготовленных в мире. Что касается профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, то к 2000 г. доля занятых преимущественно умственным трудом («белых воротничков») достигла в США почти 60% экономически активного населения. Доля же лиц преимущественно физического труда, к которым относят рабочих всех уровней квалификации и так называемых «работников обслуживания» (поваров, официантов, медицинский персонал и т.д.), медленно, но неуклонно, сокращается.

В специальной литературе чаще всего отражается количественный аспект нашего отставания. Но есть и другая сторона – различия в степени использования полученных знаний на производстве. До последнего времени лишь 10% выпускников технических вузов работают по инженерным специальностям, а остальные – где придется. Это снижает изначально эффективность образования.

Таким образом, факты свидетельствуют о том, что необходимо проводить целенаправленные реформы, усиливающие трудовой потенциал России. Это касается всех форм проявления трудового потенциала.

Достичь этого можно только путем усилия трудовой мотивации и стимулирования активного, творческого, высококвалифицированного труда.

Акт деятельности человека включает элементы:

Субъект (индивид либо группа);

Средства достижения цели (орудия труда, опыт и т.д.);

Предмет (на что направлена деятельность);

Результат

Таким образом, деятельность является формой проявления человеческого существа и активности личности. Деятельность имеет смысл, если она приносит результат или удовлетворяет ту или иную потребность людей.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама