THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Чья добыча?

  Отпросился солдат в отпуск на родину - с невестою повидаться, родителям поклониться. Идет мимо кладбища, а уже стемнело. Вдруг видит - над могилами упыри собрались и жрут чье-то мертвое тело. У солдата ноги к земле приросли, и в ту же минуту один упырь его увидал.

  - А вот и моя добыча! - кричит.

  Тут у солдата столбняк прошел - дал он такого деру, что аж ветер завился. А упырь сзади - уже нагоняет, зубами чуть не затылок клацает. Видит солдат - впереди часовенка. Вбежал туда, а там гроб с покойником стоит, вокруг свечи горят. Солдат забился в угол, сидит ни жив ни мертв, а упырь влетает в часовню, тянет к нему синюю костлявую руку...

  И вдруг покойник встал из гроба, глаза открыл.

  - Ты зачем сюда заявился? - грозно спрашивает упыря.

  - Солдата пригнал, съесть его хочу.

  - Как бы не так! Он ко мне прибежал - я его и съем.

  "Мать честная, - думает солдат, - вот попал, называется, из огня да в полымя. Неужто и этот - тоже упырь?!"

  А те в это время спорить взялись:

  - Нет, я его съем!

  - Нет, я!

  Слово за слово - дошло и до драки. Только прах от них полетел! Долго бы дрались, да петухи запели: оба упыря упали на пол замертво, а солдат на дрожащих ногах заковылял домой, приговаривая:

  - Слава те, Господи, что спас и оберёг!

А. Ремизов. Упырь

  Не ведьма Дундучиха застилает на ночь стол скатертью, не ступой закостила набожная - кроет землю белый снег, летят - падают хлопья надранными лохмотьями, воет, вьется вьюга, выбухает вихорь, метет метель-поземелица, закуделила.

  Третий день и грустна и печальна коротает дни в серебряном тереме царевна Чучелка.

  Третий день, как печален и грустен уехал царевич Коструб за Лукорье.

  За морем Лукорье, там реки текут сытовые, берега там кисельные, источники сахарные, а вырии-птицы не умолкают круглый год.

  Полпути не проехал царевич, занемог в дороге и помер. В чужом краю его схоронили.

  Вот среди ночи слышит царевна - под окном кто-то кличет:

  - Чучелка, Чучелка, отвори!

  Вся зарделась царевна - узнала Коструба.

  Думает царевна: "Это он, это жених, царевич вернулся с дороги!" Встала. Отворила.

  - Бери свои белые платья, жемчуг. Я в чужом краю завоевал себе землю, мой подземный дворец краше Лукорья.

  Надела Чучелка белые платья, жемчуг. Спешит на крыльцо.

  А он ее за руку и на коня.

  Взвился конь, и помчались.

  Мчатся. Мчатся царевич с царевной. Страх змеей наползает на сердце: видит царевна - под нею не конь, таких не бывает, а ветер.

  Ветер-вихорь несет их сквозь темные леса, сквозь мхи и болотца - ржавы болотца в шары-бары - пустое место.

  Поравнялись с церковью, повернули на кладбище.

  Тут конь исчез.

  И вдвоем остались они над могилой: царевич Коструб и царевна. А в могиле чернеет из-под снега дыра.

  - Вот мои земли, там мой дворец, там мы отпразднуем свадьбу: дни будут вечны и пир наш веселый без печали, без слез... полезай!

  - Нет, - отвечает царевна, - я дороги не знаю, ты наперед, я - за тобою.

  Послушался царевич царевну, пропал в могиле.

  И осталась царевна над черной дырой. Сняла с себя платья - да в могилу бросила.

  - На же, тяни за собою. Вот белые платья, вот жемчуга! - и, сбросив в могилу все до сафьянных сапожков, заткнула дыру, да бежать без дороги по снегу, сама не знала куда.

  Летела царевна, летела - вдалеке огонек мелькает - прытче бежит. Добежала, смотрит: изба - одна-одинокая изба стоит среди поля. Бросилась к двери, вломилась в сени, да в горницу...

  Мертвец на лавке лежит, больше нет никого, и светит свеча.

  Царевна со страха на печку, забилась в угол, сидит тихонько.

  А там на кладбище, а там на могиле обманутый вышел из гроба царевич. Созвал Коструб мертвецов и полетел с мертвецами вслед по царевну.

  Прилетел до избы, кричит через окно:

  - Мертвец, отвори мертвецу! Будем с живым пир пировать!

  Зашевелился мертвец: то ногой, то рукой поведет. А потом с лавки как встал и пошел, дверь отворил.

  И нашло мертвецов полным-полна изба. Окружили печь, кличут царевну:

  

  - У меня нет рубашки и сафьяновых сапожков, принесите мне: там они, на могиле! - говорит мертвецам царевна.

  Посылает царевич мертвеца на могилу.

  И вернулся мертвец, принес и рубашку, и сапожки.

  И опять кличут царевну.

  А она им: то, говорит, рукавичек нет, то платка у нее нет, то пояса...

  Но мертвецы ей все из могилы достали: все платья, весь жемчуг до последней крупинки.

  Кличут царевну:

  - Вылезай, вылезай - будем пир пировать!

  И надела царевна белые платья, жемчуг - вышла.

  Вышла царевна. И в кругу мертвецов замерла.

  А! Как обрадован мертвый живому!

  - Я тебе верен за гробом, - целовал царевну мертвый царевич, и с поцелуем живая кровь убывала - теплая кровка текла в его холодные синие жилы.

  Третьи петухи пропели - мертвецы разлетелись по темным могилам, там, в могилах, облизывали красные губы.

  Не вернулась царевна в свой серебряный терем. Нашли Чучелку утром - белая, как белый снег, без единой кровинки, далеко в чистом поле в мертвецкой избе.

  Вьется вьюга и воет, валит и, опрокидывая, руша, сбивает с ног. Разворотила, нелегкая, дубья-колодья, замела дверь, засыпала окна - хоронит серебряный Чучелкин терем.

  Холодна зима - белый снег.

А. Пушкин. Вурдалак

Трусоват был Ваня бедный:
Раз он позднею порой,
Весь в поту, от страха бледный,
Чрез кладбище шел домой.

Бедный Ваня еле дышит,
Спотыкаясь, чуть бредет
По могилам; вдруг он слышит, -
Кто-то кость, ворча, грызет.

Ваня стал; шагнуть не может.
"Боже! - думает бедняк. -
Это, верно, кости гложет
Красногубый вурдалак.

Горе! Малый я не сильный;
Съест упырь меня совсем,
Если сам земли могильной
Я с молитвою не съем".

Что же? Вместо вурдалака
(Вы представьте Вани злость!)
В темноте пред ним собака
На могиле гложет кость.

  Упыри (вурдалаки) сродни вампирам, злобным покойникам, в которых через сорок дней после смерти вселяется нечистый дух. Древние славяне "клали требы", то есть приносили жертвы упырям еще прежде, чем начали поклоняться громовнику Перуну .

Считается, что упырем становится после смерти человек, рожденный от нечистой силы или испорченный ею (будущего упыря можно узнать по двойным рядам зубов); умерший, через гроб которого перескочил черт в образе черной кошки; заложный покойник (самоубийца, убитый и непохороненный) или колдун .

Ночами упыри встают из могил, обуреваемые желанием сосать кровь спящих людей.

Когда народ подозревает какого-то покойника в таких страшных ночных прогулках, его выкапывают из могилы и, увидев, что он вовсе не похож на мертвеца, а наоборот, свеж и розовощек, будто живой, вбивают ему в сердце осиновый кол, а потом сжигают труп. При этом следует остеречься струи черной крови, которая хлынет из злобного сердца, не то, если хоть капля на кого-то попадет, останутся на теле неизлечимые язвы. Ну а когда разгорится костер, поползут в разные стороны черные жабы, гадюки и черви, и надобно следить, чтобы ни одна из этих нечистей не сбежала, ибо с нею упырь может ускользнуть, чтобы потом возродиться - и вновь вершить свои ужасные дела.

Луна - солнце мертвых. На этом древнейшем веровании основано одно из самых страшных действ, предпринимаемых деревенскими колдунами. Чтобы навести порчу, такой колдун, ближе к полуночи, обязательно при полной луне, отправляется на кладбище, где похоронены заложные покойники: самоубийцы-удавленники и утопленники. За пазухой у колдуна круглое зеркало - медное или серебряное. Оно завернуто в смертный платок (такими платками чародеи для своих злокозненных целей покрывают лица усопших). Сдернув плат, колдун наводит лунное отражение на могилу - и медленно восстает мертвец - упырь или упырица. Неотрывно глядя в зеркало, он следует за своим отражением до того дома, где намечена жертва. В то мгновение, когда колдун наведет зеркало на раскрытое окно или распахнутую дверь, мертвец проникает в жилище - на пагубу его спящим обитателям. Вот почему издревле запирали на ночь все окна и двери.

Но беда и самому колдуну, ежели на пути от кладбища до деревни он споткнется, уронит зеркало у или луну закроет облако, или промелькнет в зеркале хотя бы тень летучей мыши. Разъяренный упырь вернется в могилу, однако в дальнейшем, когда на небе сияет полная луна - солнце мертвых, - мертвец станет навещать оплошавшего чародея, высасывая из него жизненные силы. Оттого круглые зеркала в "смертных платах" решались иметь лишь отъявленные колдуны.

В глухую полночь выходя из могил, где лежат они нетленными трупами, упыри принимают различные образы, летают по воздуху, рыщут на конях по окрестностям, подымают шум и гам и пугают путников или проникают в избы и высасывают кровь сонных людей, которые вслед за тем непременно умирают. Если сложенные накрест руки упыря окоченели и он не в состоянии их развести, то прибегает к помощи зубов. Прогрызая двери, он прежде всего бросается к зыбке, высасывая кровь ребенка, и потом уже нападает на взрослых. Предрассветный крик петуха заставляет упыря мгновенно исчезать или повергает его, окровавленного, наземь - в совершенном бесчувствии.

Родствен упырям зловредный дух умран. По ночам он встает из могилы, проникает в спальню к беременным женщинам и пугает их. Существует поверье: дабы отпугнуть умрана, надо последние три недели перед родами спать при свече.

Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"

1

Персонаж мифологии и верований ряда народов Европы (славян, немцев, французов и др.): мертвец, встающий по ночам из могилы, высасывающий кровь у спящих людей, насылающий ночные кошмары. Упырь - разновидность оборотня.

Вурдалак - (Врыколак, Вурколак и Вукод лак) (Россия, Богемия, Сербия, Албания, Черногория) - умерший вампир, оборотень в славянской мифологии, человек - оборотень обладающий сверхъестественной способностью превращаться в диких животных, нередко промышляющий высасыванием крови из своих жертв как вампир.

Вурдалак - мифическое существо, живой мертвец, обычно возрождающийся из мёртвых людей или из тех, которые были укушены другим вурдалаком. Пьют кровь родных; обычно из-за появления вурдалаков вымирают целые деревни, так как они умерщвляют в первую очередь, обращая их тоже вурдалаками, самых близких людей (дочь, мать, отец и т. п.)

Есть также мнение что вампир, укусивший человека, тем самым передает жертве часть своего проклятия, и делает из человека вурдалака, который выполняет различные приказы для своего хозяина.

Иногда вурдалаков отождествляют с волкодлаками. Считается (см., например, «Этимологический словарь» М. Фасмера), что само слово «вурдалак» возникло случайно: А. С. Пушкин создал стихотворение «Вурдалак», неправильно передав слово «волкодлак» (возможно, повлияли формы вроде болг. върколак).

Вампир, упырь, в славянских народных верованиях - мертвец, выходящий из могилы, чтобы вредить людям, сосать их кровь. Известен в поверьях русских (упырь), украинцев (упир, Вампир), белорусов (вупар), поляков (upiór, upierzica), чехов (upír), сербов (в 15-16 вв.- упир, позже - Вампир), болгар (вапир, въпир). У древних славян существовал культ жертвоприношения упырям («оупирем»). В переносном смысле - кровопийца, жестокий человек, эксплуататор.

wampir“Вурдалак. Вудкоглак. Упырь (vampire)”. Иными словами, это мертвец, встающий из могилы и сосущий кровь живых людей. Укушенный упырём сам становится упырём. Считалось, что спасти от упыря может только съеденный с молитвой кусок земли, взятой с могилы. Однако все эти сведения относятся именно к упырю.

С вурдалаком дело обстоит сложнее. В мифологии наших далёких предков существовал персонаж с похожим именем - волколак. Подобно упырю, это был оборотень, выпивавший всю кровь человека. Загубленный им сам становился волколаком. Но превращался он не в мертвеца, а в волка. Имя его произносилось по-разному - вулколак, вурколак. Вурдалак-вудкоглак и упырь - вполне реальные герои народной демонологии. У обоих чудовищ есть общие черты: оба - оборотни-кровососы, пришельцы из враждебного мира, норовящие затянуть в этот мир своих жертв.

Что же касается вовкулака, то это знакомый нам волколак, но в полесском (смешанном украинско-белорусском) произношении: вовк - по-украински волк. Происхождение этого слова не вызывает особых затруднений. Родственные слова имеются в других славянских языках: болгарское върколак, сербохорватское вукодлак, чешское vlkodlak, польское wilkodlak. Вторая часть этого слова сравнивается с церковнославянским - “шкура, волосы”. Итак, волколак - это “волчья шкура”, подходящее название для того, кто её время от времени сбрасывает. Есть, правда, и другая версия происхождения этого слова, предложенная выдающимися лингвистами и культурологами В.В. Ивановым и В.Н. Топоровым. По их мнению, вторая часть этого слова связана не столько с длака (шкура), сколько с литовским lokis, древнепрусским clokis (медведь). Таким образом, волколак - это “волко-медведь”.

Описание Вурдалака:
Эти гниющие сгорбленные ходячие трупы кажутся нескладными, но передвигаются они с поразительной быстротой. Пасть вурдалака неестественно широкая, полная жёлтых, похожих на маленькие зубила или долота зубов, торчащих из челюсти под разными углами. Свисающий длинный язык извивается и дёргается из стороны в сторону. Вурдалаки обычно сохраняют гуманоидную внешность, но на поле боя их легко отличить по бледности, согбенной позе и дикому выражению лица.

Согласно некоторым слухам, вурдалаками становятся зомби - бессмертие, восходящие к «истинной нежизни» - при этом, возможно, восстанавливая крохи прежней разумности. Однако есть и причины сомневаться в этом. В этих порочных существах, хоть они когда-то и были в большинстве своём людьми, осталось мало человеческого. Даже те, кто был близок с ними при жизни, далеко не всегда способны распознать своих любимых в новом облике: трансформация стирает слишком уж многие человеческие черты, так же, как тембр голоса и особенности строения тела. А даже если такое опознание произойдёт, оно не сулит ничего хорошего. Чума вырвала из их голов большинство воспоминаний, оставив взамен лишь голод и основной инстинкт - инстинкт выживания. Поведение вурдалаков дикое, звероподобное, их часто считают низшей формой существования нежити.

Вурдалаки способны издавать звуки своим рычащим, безжизненным голосом, но их бормотание скорее предназначено для них самих; в общем случае они осмысленно не общаются. Обычный язык, который используют редкие более «сознательные» вурдалаки - ломаный Всеобщий.

Представления о мертвецах, сосущих по ночам кровь живых, были свойственны всем европейским народам. Эти оборотни назывались вампирами.

Что такое оборотень? Отождествление человека со зверем (или вообще духом) нам уже знакомо: можно вспомнить хотя бы «оседланность» у суринамцев, превращение в леопарда у ашанти или «омедвеживание» у берсеркеров. Однако такое превращение дает «оседланному» и некоторые преимущества – неуязвимость оккультную или физическую, способность проникновения в иные миры. Кельто-балканскому же оборотню это не дает ничего, кроме возврата к шаблону своего первопредка (не будите во мне зверя).

У вампира от упыря есть, пожалуй, только одно отличие. Он не столько живой покойник, сколько кровосос. И в переносном смысле вампиром называют жестокого, садистического человека, подпитывающего себя мучением других. В XV веке в Трансильвании (область на северо-западе Румынии со смешанным румыно-венгерским населением) правил угрюмый, нелюдимый князь Владос, за свою жестокость прозванный Дракула (“Дракончик”). И молва, видя, с какой готовностью он отправляет своих подданных на казнь и какой таинственностью окружена его жизнь, приписала ему контакты с тёмными потусторонними силами. Считали, что для этого князь Владос пьёт по ночам кровь приговорённых к смертной казни. Так родилась легенда о вампире Дракуле, которую и запечатлел в своём известном романе английский писатель Брэм Стокер. Его герой был перенесён в современную автору Англию (начало ХХ века) и уже не имел никакого отношения к загадочному трансильванскому владыке. Затем, после экранизации романа, граф Дракула стал одним из самых популярных персонажей современной массовой культуры.

Несмотря на окружающий нас прагматичный мир, в нём всё ещё остаётся место странным и мистическим событиям. Они отражаются в городских легендах, в литературе и кинематографе, ими полны компьютерные игры, и подчас сложно разобраться в названиях и определениях. Например, вурдалаки — это всё же вампиры или оборотни? Доступные нам источники противоречат друг другу, постоянно выясняются новые подробности, и вместо привычного мира вырисовывается более сложная и, пожалуй, мрачная картина.

Вурдалаки в легендах и преданиях

Во многих сказаниях практически всех народностей земли присутствуют таинственные существа, которые под покровом ночи стремятся причинить людям зло. Шире всего распространены мистические истории про поднимающихся из могилы мертвецов. Несмотря на страну, в которой происходят эти события, намерения у мертвецов удивительно схожи - выпить кровь живых, причём в рейтинге возможной добычи уверенно лидируют родственники и любимые покойного, а также случайные прохожие, особенно если они девственны.

Во всех приданиях вурдалаки - это злые существа, в которых нет ни капли добра. С ними невозможно договориться, привлечь на свою сторону, только обмануть, спастись бегством или убить. При этом обычным оружием от такого чудовища не избавиться, нужен особый клинок, осиновый кол, волшебные или освящённые предметы или снадобья.

Вампиры

В современном прочтении, вурдалаки - это именно вампиры, легендарные кровопийцы, наделённые вечной молодостью, красотой и темпераментом арктического ледника. Некоторые исследователи приписывают миграцию вурдалаков в клан вампиров Пушкину, именно он описал в одноимённом стихотворении вурдалака, наделив его типично вампирскими чертами. Однако в славянской другие существа, которые ближе к животному миру, чем к человеческому.

Оборотни

Есть мнение, что само по себе слово «вурдалак» это искажённая форма термина «волколак», то есть, волк-оборотень. Вурдалак, таким образом, это классический ликантроп, в полнолунье превращающийся в чудовищного хищного зверя. Разумеется, желания и устремления у зверя далеки от гуманизма.

Вервольф, как правило, рождается человеком, и лишь пару ночей в месяц становится чудовищем. Гораздо реже встречается обратная легенда о вулфверах — волков, которые в полнолунье или по собственному желанию становятся людьми. Пару они ищут себе среди людей, и избранник или избранница после брачной ночи тоже превращается в волка.

Совмещение мистических качеств в одном существе

Ещё одно направление легенд более демократично, ведь в этой версии вурдалаки - это непросто вампиры, они по собственному желанию могут оборачиваться дикими зверями, в том числе и волками. Страшной ночной нечисти приписывались удивительные свойства — умение летать, превращаться в туман, подолгу обходиться без человеческой крови, но всё равно при этом сохранять возможность перемещаться и вредить людям.

Можно сказать, что все эти мистические истории объединяют все или почти все пугающие явления, которые могут вселять страх или причинять вред. Даже обычная бледность от недоедания становилась признаком настойчивого преследования вампирами. Если же село терроризировал особо неуловимый волк, резавший скот, то неудачи охотников можно было списать на таинственного оборотня, которого пули не берут и простые капканы не ловят.

Разнообразие толкований и объяснений

Попытки привести всё это мистическое сообщество в некий порядок привели к тому, что среди кровопийц возникла некая иерархия. Отчасти мы обязаны этим бурной фантазии литераторов и прочих творческих людей. На верхушке социальной лестницы кровопийц стоят вампиры — элегантные, утончённые, хотя и демонические. Это истинные «дети ночи», ведущие свой род от самого Каина, первого убийцы рода человеческого. По другой версии вампиры ведут род от Лилит, первой жены Адама.

Ниже вампиров стоят упыри и вурдалаки, это укушенные вампирами люди, которые переродились и тоже стали испытывать непреодолимую тягу к человеческой крови. Иногда упырей называют низшими вампирами, которые воруют тела из могил.

С вурдалаками связывают всё неприятное и отталкивающее, тогда как вампиры последнее время излишне романтизированы. Вероятно, это можно было бы назвать дискриминацией, если бы вампиры на самом деле существовали.

Притягательная сила мистики

Потусторонние силы источник для вдохновения. О них пишут стихотворения и целые поэмы, снимают фильмы, пишут книги и посвящают песни. Например, группа Сектор Газа записала песню «Чёрный вурдалак», Наутилус — «Нежный вампир», сложно найти исполнителя, который не был замечен в творческих отношениях с Мистика страшит и одновременно притягивает, поэтому каждый день появляются новые теории, обосновывающие существование вурдалаков, оборотней и прочих нелюдей.

Вера людей в вампиров подтверждается историческими исследованиями. В Европе найдены захоронения, кости в которых находились в таком виде, что это явно выдаёт страх перед вампирами. Например, с вбитым в грудь отсечённой головой и даже с вбитым в рот кирпичом. По мнению людей прошлого, это должно было помешать кровопийце воспользоваться клыками.

По мнению медиков, обвинения в вампиризме получали люди, страдающие тяжёлым заболеваниями. Например, порфирия до такой степени меняет облик человека, что сложно не заподозрить в этом козни злых сил. Остаётся надеяться, что вурдалаков на самом деле не существует, иначе было бы слишком страшно прогуливаться по городу ночами.

Н евзирая на то, что на дворе уже двадцать первый век, люди по-прежнему продолжают рассказывать различные мифы и легенды, зародившиеся еще в глубокой древности. Так, практически у всех славянских народов сохранились леденящие кровь поверья об упырях – проснувшихся покойниках, блуждающих в ночи и сосущих кровь у людей и животных. Особенно распространены легенды о кровопийцах среди жителей Венгрии, Польши, Украины и Румынии.

В общепринятом понимании упырь (или вурдалак) – это умерший человек, душа которого по каким-то причинам не смогла найти покой после смерти. Покойник не поддается тлену и обретает бессмертие, по ночам он покидает свою могилу и блуждает по селам и деревням в поисках свежей крови, необходимой ему для существования. Образ славянского вурдалака значительно отличается от образа западноевропейского вампира, популярность которого возникла в 18-19 веках и была связана с развитием романтического жанра литературы. Европейский вампир – это утонченный, невероятно красивый и коварный аристократ, с безупречными манерами, невероятным умом и владеющий сверхспособностями. Высший свет Англии, Германии и Франции жаждал нового литературного героя, загадочного, порочного, опасного, но при этом чарующего и обольстительного. Именно так возник образ знаменитого графа Дракулы, созданный Брэмом Стокером.

В отличие от аристократов-вампиров, появившихся на свет благодаря новым веяниям в европейской культуре и литературе, образ славянского упыря берет свое начало в куда более глубокой древности. Его образ – это не дань моде, это глубинные страхи простых людей, наблюдавших в своей жизни странные и зловещие явления, которым невозможно было найти логическое объяснение.

Считалось, что вурдалаками становились умершие некрещеные дети, самоубийцы и богохульники, умершие без причастия крестьяне. Восстав из царства мертвых, они не становились умнее или привлекательнее, и у живых оставалась возможность их распознать, убить или обмануть. Так, например, одной из слабостей упыря является его одержимость считать; кровопийца не может пройти мимо рассыпанных зерен, не посчитав каждое из них. Именно поэтому, крестьяне часто рассыпали маковые зерна по дороге, ведущей от кладбища до деревни, с надеждой на то, что подсчет зернышек займет у кровопийцы всю ночь, и он не сможет добраться до живых до рассвета. Кроме того, остановить вурдалака может накинутая на него рыбацкая сеть, как и в случае с семенами, упырь не может остановиться, пока не развяжет все узелки до единого.

Интересно, что у жителей Украины, Венгрии, Румынии и Польши часто перед входом в хату весели связки чеснока, сок которого, по народным преданиям, является ядом для вампира. Уничтожить нежить также помогали серебряные предметы, а усмирить и запугать его можно было святым распятием. Так же, во многих сказаниях упоминается, что упырь не может войти в дом, пока его не пригласит хозяин. Связана такая особенность с тем, что дом – это чистое сакральное место, защищенное энергией рода, то есть каждый из членов семьи образует особый энергетический купол, в который не может проникнуть злая энергия. Вампир – это зло, нарушающее законы Божьи, соответственно не может проникнуть в жилище без спроса. Пригласив же его, хозяин хаты приоткрывает защитный энергетический занавес, поэтому вурдалак с легкостью переступает за порог.

В отличие от всемогущего западноевропейского собрата, славянские вурдалаки не обладали очень острым умом и ловкостью, наоборот, зачастую им приписывалась некоторая наивность и неуклюжесть, что, опять-таки, позволяло людям изловить кровопийцу и, вбив в сердце осиновый кол, навсегда подарить покой его душе и телу. Именно такими кровопийцами предстают перед зрителем персонажи польского режиссера Романа Полански в фильме «Бал Вампиров».

Мрачные истории об оживших мертвецах, наводившие страх на людей в течение многих столетий, современному человеку кажутся простоватыми и наивными, тем более что сейчас, открытия в области медицины позволили объяснить те явления, которые казались загадочными и сверхъестественными в Средневековье.

Так, например, многие особенности во внешности и поведении, приписываемые некогда людям, заподозренным в вампиризме, могут быть объяснены тяжелыми генетическими заболеваниями – порфирией и синдромом Вильсона. Обе эти болезни были особенно распространены в Закарпатье (откуда и вышли все многочисленные сказания об упырях).

При порфирии у человека изменяется состав крови, год за годом кожа больного усыхает, зубы и белки глаз приобретают красноватый оттенок, дистрофические изменения десен приводят к оголению корней зубов, зрительно удлиняя резцы и клыки, наблюдается светобоязнь и аллергия на солнечный свет. Больные предпочитают вести ночной образ жизни. Нередко болезнь сопровождается выворачиванием суставов и деформацией пальцев; на поздних стадиях заболевания у человека возникают психозы, наблюдается агрессивное поведение. Больной может набрасываться на окружающих, рыча и впиваясь в них зубами.

Синдром Вильсона возникает вследствие поломки определенных генов, из-за чего нарушаются обменные процессы в организме человека. Медь, накапливаясь в печени, приводит к ее циррозу. Кожа больного приобретает мертвенно-желтый вид, кроме того, медь откладываясь на роговице глаза, формирует вокруг радужной оболочки желтовато-зеленый диск, что придает взгляду неестественное свечение. Со временем у больного возникают неконтролируемые движения в туловище и конечностях, изменяется походка, тело становится скованным. Кроме того, этот синдром очень часто вызывает психические расстройства, при которых человек может вести себя агрессивно и неадекватно.

Как видно, симптомы описанных болезней, имеют ряд схожих с вампиризмом черт. Не имея ни малейшего представления о генетике и наследственных заболеваниях, на протяжении многих веков люди могли объявлять вурдалаками тех, кто на самом деле просто был серьезно болен. Неудивительно, что в наши дни уже невозможно найти зарегистрированные случаи нападения вампиров на человека. Как бы там ни было, жизнь по-прежнему остается наполненной тайнами и загадками, поэтому, прогуливаясь ночью по безлюдной дороге, не помешает прихватить с собой серебряный крестик и головку чеснока.

No related links found



Такие существа, как вурдалаки, вампиры и упыри относятся к «нежети» - это «ни живые, ни мертвые» обитатели ночи. Их образы часто упоминаются в мифологических легендах народов Европы. Они выходят на охоту после захода солнца. Люди могут видеть нежить в виде собак, волков или летучих мышей. Вурдалаки наводят страх и ужас одним своим видом. По преданиям они сосут кровь у человека, который спит.

Вурдалаки — персонажи европейских мифов

Особенности вурдалаков

В древних рукописях есть информация о том, что в нежить превращались покойники, которые были злыми и принесли много зла в мир. Это могут быть самоубийцы, а также люди, которые погибли от насилия. Превратиться в нежить живой человек может, если его искусают.

В кинематографическом искусстве образ этой сущности используется часто. Многие писатели издавали книги, где в главной или второстепенной роли присутствовал вурдалак. Этот образ отличается от мифического вампира. В фольклоре этот термин применяется для обозначения сущностей, которые пьют человеческую кровь. Эта информация есть в легендах и мифологических рассказах.

В разной исторической литературе говорится об отличительных чертах характера и внешнего облика. Нежить часто предстает перед людьми в образе домашнего питомца или дикого хищника. Они легко превращаются в таких животных, как:

  • собака;
  • кошка;
  • летучая мышь;
  • паук.

По своей природе вурдалаки - это хищники. Они питаются энергией и забирают жизненные силы людей.

Вурдалаки могут превращаться в летучих мышей

Вурдалаки в древних культурах

В книгах по мифологии можно встретить огромное количество рассказов о мертвецах, которые начинали охоту в ночное время суток и проливали кровь. Вампироподобными духами называют Лилу. Впервые об этих существах написали в ранних летописях вавилонской демонологии.

Лилу - это злобные демонессы, которые появлялись только после захода солнца. Они охотились на новорожденных детей или беременных женщин.

В дневреармянской мифологии упырей называют Даханаварами. Это опасные вампиры, которые обитали в горах Ултиш Алтьо-тэм. Демонологическое существо не охотилось на людей, которые проживали рядом с вампиром. Вся территория у них разделена на определенные участки, которые привязаны к конкретному Даханавару.

В Индийских книгах по мифологии упоминается о Веталах. Это вампироподобные создания, которые могут вселиться в тело умершего человека.

Славянские фольклорные книги помогают более детально понять образ. Авторы подробно описывают методы борьбы с живыми мертвецами. Они быстро передвигаются, поэтому отсечь голову бывает трудно. Можно взять кол из осинового дерева и вонзить его в сердце.

Образ в литературе

До 80-х гг. в европейских странах вампиров описывали, как ужасных монстров, которые восставали из могилы. Это были злые люди, которые за свою жизнь не совершали добрых поступков. Чаще это колдуны, которые наводили порчу и вредили другим.

Человек, который стал нежитью, имеет возможность передавать вампирические способности невинным жертвам через укус. Иногда монстрами становятся те, кто погибал от ранней, насильственной, жестокой смерти.

Во многих румынских верованиях и европейских исторических справках есть упоминание о том, что вурдалаки имеют славянское происхождение.

Есть указания, что вурдалаки имеют славянское происхождение

Описание в фольклорном искусстве

В разных культурах существуют свои описания живых мертвецов. Можно выделить следующие характерные особенности фольклорного существа:

  1. Это бессмертные твари. Их можно убить, но они никогда не стареют. В разных произведениях есть персонажи, возраст которых превышает 1500 лет. Это сверхъестественные сущности, которые имеют высокий уровень физической силы. Она многократно превосходит способности человека.
  2. Внешность. Вурдалак практически не отличается от трупа. После вскрытия могилы на лице нежети возникает румянец, а лицо становится здоровым. Кожные покровы приобретают нехарактерный оттенок. Живые мертвецы часто имеют пухлые черты лица, отросшие волосы. Эффективным средством, который защищает от таких «ни живых, ни мертвых», является чеснок. Об этом писали в европейских легендах. Они боятся солнечного света, боярышника и освященных вещей. Для защиты в доме можно было расставить кресты, нарисовать на полу звезду Давида, посадить алоэ. В восточных легендах писали о вещах типа печати Синто.
  3. Неживые могут принимать другое обличие. В мифологии есть информация о превращении нежити в облик собаки.

В христианских традициях к нежити негативное отношение. Они не могут приближаться к церкви, находиться рядом с источниками святых мест.

Исторические доказательства существования вурдалаков

По своей природе живые мертвецы отличаются невероятной силой. Они быстро перемещаются, поэтому людям тяжело их поймать в ловушку. Этим сущностям несвойственна боль и сожаление. Их цель - убийства и охота на людей.

Это оборотни, которые способны навести страх и ужас. Южные славяне уверены, что мертвецы, которые встают из могилы через 40 дней после смерти, превращаются в вурдалаков. Они могут приходить только в ночное время, высасывать кровь и питаться энергией спящего человека. Могут уничтожить целые семьи и поселения.

Можно выделить следующие интересные факты:

  1. После окончания Второй мировой войны на территории Рима арестовали человека, который дожидался полнолуния и нападал на людей. Жертвы были уверены, что он умеет принимать обличие волка. Психиатры провели диагностику и определили, что человек был здоров.
  2. В штате Орегон продают специальные аптечки, которые предназначены для борьбы с вурдалаками. Этот саквояж был изготовлен в 1880 г. В нем содержатся препараты и вещи, которые нужны для профилактики и лечения.
  3. Дома нужно использовать чесночный порошок. Есть специальная инструкция, в которой указано, как защитить себя во время сна от нежити. Чесночным порошком нужно посыпать вокруг кровати, чтобы отпугнуть этих оборотней.

Профессором Уэйн Тикканен из Университета штата Калифорния была разработана теория. По его словам, вурдалаки или вампиры - это обычные люди, у которых есть расстройства психики. Эта патология может возникать в результате нарушений в генах, поэтому передается от матери к ребенку. Его теорию пытались опровергнуть: ученого просили объяснить механизм превращения вурдалаков в собаку или волка.

Заключение

Вурдалаки - это оборотни, которых часто сравнивают с вампирами. Они быстро передвигаются, становятся агрессивными, когда видят людей. В мифологии можно прочесть огромное количество историй и легенд, которые связаны с вурдалаками. Они уничтожали целые поселения.

Ночью они могут проникать в дом, пить кровь спящего человека. Это мистическое существо, но многие люди уверены в том, что вурдалаки есть в реальной жизни. Его образ используется в разных жанрах, особенно в кинематографическом искусстве и литературе.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама