THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Схиархимандрит Иоаким (Парр) "Беседы на Русской Земле"

Беседы на Русской земле. Схиархимандрит Иоаким (Парр).


В начале 2013г. в издательстве Санкт-Петербургского Воскресенского Новодевичьего монастыря совместно с издательством Московского Сретенского монастыря вышла книга схиархимандрита Иоакима (Парра) : Беседы на русской земле . Эта книга будет полезна всем, кто хочет научиться любить ближнего и жить по Евангелию. Книга построена в виде бесед с монахами и мирянами. Каждая беседа это урок любви.

Для ознакомления с книгой предлагаем Вам прочесть из нее один из рассказов:

ЛУЧШАЯ ПРОПОВЕДЬ

Я вам расскажу одну историю. Однажды, много лет назад, в одиннадцать часов вечера мне позвонил мой епархиальный архиерей. Он сказал: «Батюшка, надеюсь, я вас не разбудил?»

Конечно, он меня разбудил. Далее он продолжил: «Мне позвонили из больницы. Нужно, чтобы вы срочно поехали туда и причастили умирающего». Я собрался, сел в метро и поехал в Бронкс, который находится приблизительно в двадцати километрах от нашего монастыря. Я приехал в больницу, напутствовал умирающего Святыми Дарами, и, когда я снова спустился в метро, был уже час ночи. Я очень долго ждал поезда, а когда поезд пришел, то в вагоне никого не было. Бронкс — очень бедный и очень опасный район. И буквально через пару остановок в поезд зашел какой-то человек, встал в противоположном конце вагона и стал меня пристально рассматривать. Выглядел он очень опасно, и, когда двери закрылись и поезд тронулся, он стал продвигаться в мою сторону. Первой моей мыслью было: «Все, мой час пришел». Мужчина подошел, встал надо мной и говорит:

— Ну, и кто ты такой? Что это ты так вырядился?

Я ответил ему, что я священник.

— Какой еще священник? — говорит он.

— Православный, — ответил я.

У меня с собой была сумка, в которой лежали епитрахиль, требник и все, что было мне необходимо для службы, и, кивая на сумку, этот человек меня спрашивает:

— А в сумке что у тебя? Я говорю:

— То же, что у тебя в голове.

— То есть?

— Пусто.

Мужчина засмеялся и говорит:

— Так что, ты меня не боишься?

— Да нет, — отвечаю, — не боюсь. Он сел и говорит:

— Ты знаешь, я когда-то был католиком, но во все эти вещи больше не верю.

Я спрашиваю:

— В какие вещи? Он отвечает:

— Один священник рассказывал нам, что он может изменить хлеб и вино в Тело и Кровь. Неужели ты веришь в это?

— Конечно, верю, — отвечаю я.

— Тогда, — говорит он, — твои прихожане в это не верят.

— Конечно, верят!

Он посмотрел на меня и говорит:

— Что ж, они никогда не ходят домой? Я не понял его вопроса:

— О чем это ты? Конечно, они ходят домой!

Услышав это, он махнул рукой, бросил на меня насмешливый взгляд и сказал с уверенностью:

— Нет, они не верят. Если бы я верил, что Иисус Христос, Сам, был на этом алтаре, в этой церкви, я бы никогда бы не пошел домой. Зачем мне куда-то идти? И они не верят, и ты, отец, не веришь.

Это была одна из лучших проповедей, которую я когда бы то ни было слышал. И я сейчас говорю вам, сестры: вы не верите, что Христос здесь. Вы не верите, что Он в вас, и вы не верите, что Он в вашей сестре, — иначе бы вы никогда не вели себя так, как ведете сейчас. Так что это вы, а не какие-то люди с улицы, отрекаетесь от Христа. Самой своей жизнью вы говорите друг другу и всем людям: Он не существует. Он сказал: тот, кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф 10, 33). Не горит ли у нас земля под ногами? Когда же мы изменимся? Чего вы ждете, молнии с неба?.. Я однажды сказал эту фразу на проповеди, и внезапно молния действительно ударила в церковь — до сих пор никто из тех, кто тогда был в храме, не забыл о том, о чем я тогда говорил. Жалко, что я не могу хотя бы иногда это повторять…

книга Иоакима Парра Беседы на Русской Земле

Схиархимандрит Иоаким (Парр) — настоятель монастыря Всемилостивого Спаса в Тредвиле, на севере штата Нью-Йорк (США), и обители милосердия прп. Марии Египетской в Нью-Йорке. Приводим выдержки из его книги «Беседы на Русской Земле».

«…Любите ближнего. Не терпите, не избегайте, не будьте саркастичными, — но любите, заботьтесь о благе тех, кто рядом, ищите их спасения, молитесь о них. Делайте все для того, чтобы ближнему было хорошо, желайте спасения ближнего, молитесь за ближнего».

«Единственная реальная свобода для нас, как и для любого Божия творения, заключается в послушании. Это так, потому что Бог сотворил нас; он знает: это для нас самое лучшее. И если мы послушны Ему, то мы делаем то, для чего мы были сотворены».

«…Мы спрашиваем: «Что есть покаяние?» Как можно каяться, если я не знаю, что это такое? Покаяние — это не жизнь в нытье и несчастье, это не пытка, которой мы пытаем сами себя или других. Покаяние — это радикальное изменение направления жизни человека».

«Прежде всего надо понимать, что любовь к себе — это не любовь, это прельщение. Это страх, самомнение, которые съедят вас заживо и делают вас безобразной. Люди, которые любят себя, ни с кем жить не могут. Встречали ли вы человека, который, видя, что вы, зайдя в комнату, поставили что-нибудь на стол, говорил вам: «Нет, ты это не туда поставил, надо поставить только вот так»? Откуда мы такие взялись сумасшедшие?»

«Почему мы постимся? Потому что мы грешники. Мы постимся для того, чтобы победить грех и научиться любить Бога. Мы не постимся для того, чтобы поститься. Мы постимся, чтобы быть свободными от страстей».

«Никто не может начать постигать истину с отягощенным сердцем. Если в вашем сердце нет мира, если оно исполнено внутреннего смущения, тогда поиск Бога для вас становится невозможным. До тех пор, пока вы не успокоите бурю в своем сердце, вы не сможете пересечь море для того, чтобы найти Господа».

«Когда Господь жил на земле, люди видели, как Он ходил по воде, даровал зрение слепым, воскрешал мертвых — и все равно они терзались сомнениями. Причина же этого заключается в том, что они безумно любили себя».

«Мы должны любить Бога всем умом, всем сердцем, всем помышлением и в то же самое время должны любить ближнего. В этом и заключается сложность человеческого существования. Ничего этого не может быть достигнуто только нашей силой. Любить вообще становится возможным только в результате Божией благодати...»


Схиархимандрит Иоаким (Парр), настоятель монастыря преподобной Марии Египетской в Нью-Йорке, на протяжении многих лет занимается миссионерской деятельностью, организует помощь бездомным. Летом 2011 года отец Иоаким посетил несколько монастырей в России и разговаривал с монахами и монахинями, мирянами, детьми. Он говорил с ними о любви: бесконечной, бескорыстной любви Бога к человеку и любви ответной, которую ждет от нас Спаситель. Публикуемый ниже разговор отца Иоакима с сестрами одного российского монастыря вошёл в книгу «Беседы на Русской земле».

На последних наших встречах мы беседовали о любви друг к другу и о брани, которая с этим сопряжена. И мне кажется, что брань понять несложно - каждый из нас ее имеет. Но вот любить друг друга - это по-настоящему сложно.

Мы недавно вернулись с Валаама, где провели Богом благословенные несколько дней. И тема, к которой мы постоянно возвращались как в беседах с монахами, так и в беседах с мирянами, - очень сложно заниматься внутренней жизнью и в то же время любить ближнего и Бога. Складывается впечатление, что мы отводим часть времени для одного, часть - для другого, часть - для третьего, но сложить все это вместе… вот где мы сталкиваемся со сложностями.

Вот что, мне кажется, может помочь понять, как это сделать.

Когда-то я знал монахиню, которую звали мать Елизавета. Она была настоящим воином. Родилась Елизавета в Германии во время прихода к власти Гитлера. В Соединенные Штаты она приехала вместе со своей матерью незадолго перед тем, как началась Вторая мировая война. Здесь она вышла замуж за человека, который совсем не интересовался вопросами веры. Да и она знала о религии чрезвычайно мало. С мужем они вырастили трех детей, причем ее отношение к жизни было такое: если я буду хорошо заботиться о детях и муже, то и в жизни все будет хорошо.

В 1960–1970-е годы Елизавета работала медсестрой и в конечном итоге заняла очень высокий руководящий пост в крупной больнице. Муж ее был трудолюбив, но не обладал таким же сильным характером, как Елизавета, которая придерживалась такого взгляда на жизнь, который часто встречается сегодня: что мораль не существует и делать можно все, что хочется, если ты не вредишь другому.

Оба сына этой женщины несколько раз неудачно женились, а ее дочь Клавдия увлеклась «альтернативными» молодежными течениями, наркотиками, жила в калифорнийских коммунах хиппи, исповедовала «свободную любовь» и занималась медитациями. И там, в Калифорнии, она впервые услышала о Православии. Одна девушка, которая происходила из православной семьи, сказала ей, что на Пасху хочет поехать в Сан-Франциско.

Пасха? Что это? - переспросила тогда Клавдия.

Я не знаю, я еду не по религиозным причинам, просто мне нравится чудесная музыка и красивое богослужение, - ответила ее подруга.

Итак, они поехали в Сан-Франциско на праздник. И там Бог ее и настиг. Клавдия была настолько переполнена впечатлениями от пасхального богослужения, что почувствовала, что она просто обязана узнать больше о том, с чем она соприкоснулась.

Через какое-то время девушка приняла крещение и стала православной. Узнав об этом, Елизавета пожала плечами:

Что ж, я рада, если это делает тебя счастливой.

Однако обстоятельства сложились так, что Клавдия, которой тогда уже было около тридцати, не могла больше оставаться в Калифорнии и должна была вернуться в Нью-Йорк, в дом своих родителей. И хотя она хотела оставаться православной и жить по-христиански, с родителями это осуществить оказалось далеко не просто - отношения трех взрослых людей, живущих под одной крышей, не всегда складывались гладко. И вот эта молодая женщина однажды сказала Елизавете:

Ты должна принять Православие!

Но Елизавета ответила:

Тебе это интересно - вот и хорошо, но это не для меня.

Клавдия продолжала разговоры на эту тему. По праздникам Елизавета подвозила ее в церковь и, в конечном итоге, тоже приняла Православие - и полностью изменилась. Через некоторое время умер ее муж, который незадолго до смерти также принял крещение. Дочь Клавдия ушла в монастырь и стала монахиней, а Елизавета однажды приехала ко мне на приход, где я тогда служил, и сказала:

Я пожилая женщина, мне уже семьдесят восемь. Вряд ли я смогу стать монахиней - никто меня не примет. Но, может быть, вы знаете, где я могла бы просто жить, молиться и работать?

И я рассказал ей о том, что по благословению нашего епархиального архиерея мы создаем сестричество и с радостью примем ее к себе.

Итак, мы собрали шесть женщин, выразивших желание присоединиться к сестричеству, и поместили их в монастырь в городе Балтимор. Елизавета была самая старшая, самая трудолюбивая и самая смиренная. Молилась она тоже больше всех остальных сестер. Она была очень больна, но никогда ни на что не жаловалась. Вне зависимости от самочувствия, она всегда первой приходила в церковь и последней из нее выходила. В промежутках между богослужениями она постоянно работала, помогала окружающим и при этом всегда оставалась жизнерадостной.

В доме, где жили сестры, было четыре этажа и не было лифта. Для того чтобы попасть на службу или куда-то еще, Елизавета, которой к тому времени было уже почти восемь десят, каждый раз должна была спускаться на четыре этажа вниз, а затем столько же этажей подниматься вверх. В конце концов у нее случился сердечный приступ и врачи сказали, что она не выживет. Но она выжила и снова вернулась в монастырь. И когда я увидел, каким желтым стало ее лицо после операций, я воскликнул:

Но ты никогда ничего не говорила и не жаловалась!

Мне и не нужно, - засмеялась мать Елизавета, - сестры делают это за меня.

И она сказала, что проблема других сестер заключается в том, что они не умеют по-настоящему работать, а всегда ожидают, что кто-то сделает что-то за них.

Через два года у нее случился инсульт. Когда ее отвезли в больницу, выяснилось, что артерии с правой стороны совершенно закрылись и кровь к ее голове поступала только через кровеносные сосуды слева.

Сестра Елизавета полностью ослепла на правый глаз, левый на девяносто процентов утерял способность видеть, и правая сторона ее тела оказалась частично парализована. Естественно, она больше не могла оставаться в монастыре.

Так как ее дочь жила в монастыре в Калифорнии, я предложил Елизавете переехать к ней, но Елизавета отказалась, так как не хотела становиться обузой для своей дочери. Тем не менее я позвонил игуменье монастыря и спросил, не согласится ли она принять к себе на попечение Елизавету. Реакция игуменьи была однозначная: Елизавета слишком старая, слишком больная, и ее присутствие ляжет непосильным бременем на плечи сестер ее монастыря. Мне ничего не оставалось, как только попросить игуменью молиться о Елизавете и, может быть, еще подумать об этой ситуации.

Игуменья выполнила мою просьбу: после размышлений и молитв она позвонила местному архиерею спросить его мнение по данному вопросу, и архиерей ответил, что, по его мнению, Елизавету стоило бы принять. После этого игуменья обсудила этот же вопрос с сестрами обители, и все сестры ответили: «Да, мы ее готовы принять». Тогда игуменья позвонила мне и сказала:

Я по-прежнему считаю это неправильным, но так как все остальные согласны, я тоже согласна принять Елизавету.

Приехал сын Елизаветы и отвез ее в монастырь в Калифорнию. И оказалось, что с приходом Елизаветы в монастырь пришла радость. Она практически ничего не видела и была очень больна, но по-прежнему приходила в церковь самой первой и по-прежнему постоянно была занята на послушаниях. Для того чтобы Елизавета могла заниматься садовыми работами, сестры вбили в землю специальные столбики, между ними натянули веревку, держась за которую Елизавета могла передвигаться по саду. И по-прежнему с ее уст не сходило ни слова жалобы.

Прошло время, и игуменья позвонила мне с известием, что Елизавета, которая в то время все еще была послушницей, находилась при смерти - у нее случился еще один инсульт, и, вероятно, ей не удастся прожить и нескольких дней.

Вы должны ее постричь! - воскликнул я.

Но я не совершаю постриги так быстро, - возразила игуменья.

Но она умирает, ее нужно постричь!

А что случится, если я ее постригу, а она останется жить? - спросила игуменья, но пообещала спросить архиерея.

Епископ благословил постриг в мантию. Когда Елизавета услышала об этом, то очень обрадовалась. Так как она находилась в больнице, то для совершения пострига все сестры монастыря приехали к ней в палату.

Как и Елизавета, игуменья обладала сильным характером, так что в наших разговорах Елизавета не раз говорила, что сердце настоятельницы как будто бы сделано из камня. И вот представьте себе картину: мы находимся в ее палате, и почти слепая Елизавета говорит мне:

Батюшка, подойдите сюда, где я могу вас видеть.

И когда она смогла меня разглядеть, она сказала:

Батюшка, я так рада, что вы приехали! Хоть я и пробыла здесь несколько лет, я все равно считаю себя вашей монахиней. Вы же знаете, у нашей игуменьи каменное сердце!

А игуменья тем временем стояла рядом со мной, но там, где Елизавета не могла ее увидеть. И, не зная о ее присутствии, Елизавета продолжила:

Я никогда бы не хотела, чтобы наша игуменья меня постригала!

Что ж, - сказал я, - все сестры в сборе, они будут петь, а я совершу постриг.

Елизавета была счастлива. И когда служба закончилась, игуменья обошла больничную кровать с другой стороны, чтобы поздравить ее.

О, я очень рада, что и вы приехали! - сказала мать Елизавета.

Она не осуждала ее и не пыталась быть жестокой. Своим присутствием в этом монастыре мать Елизавета изменила жизнь всех сестер. Там были сестры, которые были даже старше ее и были больны, так что монастырь напоминал больницу. Кто-то лежал, обложенный подушками, кто-то подкладывал что-то под ноги, кто-то дремал под какой-то специальной лампой. А мать Елизавета была больна больше, чем кто-либо из них, но она постоянно работала или была в церкви.

Показывая на голову, она говорила мне:

Вот где их болезни. Как они могут что-то делать, если постоянно размышляют о своих болезнях!..

И представляете, она все еще жива! С тех пор в монастыре умерли уже две другие монахини, а мать Елизавета все еще там…

Причина же, по которой я рассказал вам эту длинную историю, заключается в следующем. Дело не в том, какой крест вам дает Господь. Дело в том, принимаете ли вы его с радостью и насколько вы любите Его. Если мы любим Его, мы сможем любить друг друга. И мне кажется, что мать Елизавета прекрасный тому пример.

У нее были деньги, часть которых она скопила за время работы, а часть унаследовала от мужа. Мать Елизавета попросила благословение игуменьи пристроить к зданию монастырского общежития отдельную келью. В просторной пристройке все было рассчитано на то, чтобы после кончины матери Елизаветы помещение могло быть приспособлено для относительно самостоятельного проживания престарелых и больных монахинь. Тем самым она позаботилась о том, чтобы облегчить жизнь остальным сестрам обители. И когда я спросил ее, нравится ли ей жить в ее новой келье, она воскликнула:

Что вы, я не настолько больная! Я все так же живу в своей старой келье. Я построила ее для других.

Такой духовный настрой заразителен - так же, как заразителен и дух уныния и бессилия. Что выбрать - зависит от вас. От вас зависит, хотите ли вы жить как будто окруженные грозовыми тучами или же вы хотите, чтобы солнце освещало вам путь к Богу. Наш выбор не изменит нашего физического состояния, но изменит наш духовный мир.

Когда я посещал святой Валаамский монастырь, я хотел было рассказать братии одну вещь, но мы так много общались на другие темы, что мне так и не представилась возможность это сделать. Я хотел поговорить с ними о том, что я бы назвал жизнью души. Святые отцы говорят нам, что жизнь души - внутри человека, в его сердце, и ничто стороннее не может прикоснуться к ней или причинить ей вред, если только мы сами не позволим этому случиться. Только то, чему вы позволяете проникнуть в ваше сердце, может либо разрушить вас, либо сделать вас лучше. Святой Исаак Сирин говорит, что если вы хотите подлинно жить, вы должны нудить себя и приносить себя в жертву. Саможаление и любовь к себе - вот ваш враг. Когда вы жалеете себя, когда вы любите себя, вы разрушаете свою душу.

Глубоко внутри вас, в вашем сердце, идет война. Нам постоянно кажется, что реальный мир - это мир вокруг нас, но подлинный мир внутри. Когда вы научитесь хранить сердечный мир, вы научитесь познавать Бога. Мы часто переживаем, нервничаем, беспокоимся, считая, что причина этих чувств - происходящие с нами события, но это не так, мы сами допускаем, чтобы эти переживания становились частью нас.

Когда вы пришли в монастырь, вы, наверное, думали, что вы уже что-то знаете. Но когда вы стали жить в этих стенах, вы начали понимать, что ничего из того, что вы знали, не сможет вам стать надежной помощью, - вся информация и все знание, приобретенные в миру, оказываются не способны успокоить сердечную боль и дать вам неотъемлемый мир. Дать это может только Бог. Мы должны расстаться со всем - мирское знание не есть знание Бога. И если мы обнаруживаем, что необходимость расставания приносит нам боль, это значит, что мы думаем не о том, как любить Бога, мы думаем о том, во сколько нам обойдется эта любовь. Вот откуда приходит печаль: «Я не могу, это слишком трудно…» И все вокруг нас медленно погружается во мрак. Радуйтесь! Любите! Отдавайте, не задумывайтесь о том, как взять. И вы увидите, как ваша жизнь начнет преисполняться светом.

Все, что необходимо для вашего спасения, находится прямо здесь. Вы просто должны научиться использовать это.

Казанская церковь в Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга. Фото: М. Бобров

Ответы на вопросы сестер

Воскресенского Новодевичьего монастыря г. Санкт-Петербурга

Батюшка, как правило, время для келейной молитвы остается только вечером. Но вечером ты приходишь уставшей и обессиленной после послушаний. Как преодолеть себя? И сколько молиться, чтобы это физически было осуществимо?

Вас интересует молитвенное правило?

Не столько правило, сколько то, как организовать молитву, чтобы она разогрела сердце и дошла до Бога.

Вы имеете конкретное правило, которое вы должны совершать, или вы сами вольны решать, из чего оно должно складываться?

Правило - молитвы на сон грядущий.

Сколько вам требуется времени для того, чтобы их прочесть?

Около получаса.

Если в течение дня вы заняты тем, чтобы показать Богу, что вы любите Его, и сердце ваше непрестанно беседует с Ним, молясь о том, чтобы остаться с Ним наедине, сделать это вечером вряд ли покажется вам сложным. Но если то, чем вы заняты в течение дня, вы рассматриваете как работу и груз, от которого вы торопитесь освободиться, вы весь день думали о себе - и вечером вы также будете продолжать думать о себе. В этом случае вас захватывает себялюбие, и когда вы вечером закроете дверь своей кельи, все, чего вам будет хотеться, это лечь спать. Разве не так?

Значит, если вы хотите изменить то, как вы ведете себя с Богом, когда остаетесь с Ним один на один, вам нужно изменять то, как вы живете в течение дня. И вероятно, вы не в силах изменить тот род работы, который вы должны выполнять, но вы можете изменить свое отношение к этой работе.

В нашем районе в Нью-Йорке жила женщина, которая жила в одной квартире со своей больной матерью. У нее было трое детей - подросток и два маленьких ребенка. Женщина работала в швейной мастерской с семи утра до семи вечера, а мать сидела дома с детьми. Возвращаясь вечером домой, она убирала квартиру, готовила, занималась с детьми и при этом непрестанно пела. И она говорила мне, что весь день на работе предвкушала, как вернется домой и будет заботиться о своей семье.

Фактически, - сказал я ей, - у тебя две работы. Как тебе удается все это делать?

У меня есть только одна работа, - ответила эта женщина, - это быть с моей семьей, и это - радость.

Возвращусь к матери Елизавете. Однажды игуменья сказала ей:

Ты можешь больше не работать, просто молись. Ты уже слишком старая, чтобы работать.

Мать Елизавета ответила:

Моя работа - это моя молитва. Когда я работаю, я молюсь, и, таким образом, я молюсь весь день.

Только представьте, что бы произошло, если кто-то объявил нам, что работать больше не нужно, а нужно только молиться?

Какое бы вы дали определение тому, что такое монашество? В беседах вы часто приводите примеры, которые имеют общехристианское значение. А что определяет именно монашеский образ жизни?

Монашество по сути - это делание, совершаемое мирянами. Это не организация клириков. Монашествующие - это часть верных Церкви. Монашество - это образ жизни, устраиваемый в стороне от мира, единственной целью которого является жить по Евангелию настолько совершенно, насколько это возможно, без препятствий в виде семьи, денег или других попечений. Это образ жизни, внутри которого эти вопросы решаются за вас для того, чтобы вы могли сосредоточиться в Боге.

Итак, монашеская жизнь - это стремление достичь совершенства. Мы следуем за Христом, Который сказал: если хочешь, приходи и следуй за Мной; продай все, что у тебя есть, и раздай вырученные деньги бедным (см.: Мф 19, 21), отрекись от себя, возьми крест свой и иди за Мной (см.: Мф 16, 24).

Но крест, который мы получили, нам не нравится. Мы не следуем за Христом - вместо этого мы говорим Ему о том, каким этот крест должен быть. Мы ропщем. Нам трудно отречься от всего. Мы сохраняем общение со всеми, кого когда-либо знали. Все это происходит тогда, когда вся наша жизнь должна строиться на послушании, и не потому, что мы должны делать только то, что кто-то нам говорит, но мы должны делать то, что нам говорит Бог.

Но человеческое своеволие чрезвычайно твердо. Именно через него мы совершили все те грехи, в которых мы каемся. Именно из-за него мы печемся о себе больше, чем печемся о Боге. Мудрость же Церкви состоит в том, что она говорит нам: если ты хочешь следовать за Христом, ты должен руководствоваться Его волей, а не своей. И мы используем послушание для того, чтобы убить наше своеволие.

Святые отцы говорят: послушание - это могила нашего своеволия, могила, из которой процветет смирение. Итак, монашеская жизнь - это подчинение своей воли воле Божией посредством святого послушания. Цель же этого - стяжать смирение, а через смирение стяжать святость.

Поэтому не важно, где вы находитесь и что вы делаете, если вы делаете это в духе послушания и любви. Тогда вы - монахи. Если же вы делаете то, что хотите вы, и не отрекаетесь от своей воли, любите себя и боретесь со всем, кроме себя самого, вы можете называть себя как угодно, но вы не монахи. Вы можете постричься хоть в великую схиму - вы по-прежнему не монахи.

Сейчас идет обсуждение типового устава русских монастырей. Изучая то, как строилась жизнь согласно древним уставам, мы видим, что в современных условиях ряд требований либо неосуществим, либо требует соответствующей адаптации. Часто в современных монашеских кельях можно найти холодильники, монастыри оснащены душевыми… Где та грань, за которой внесение корректив начинает разрушать самые основы монашества?

Эта грань проходит через наше сердце. Мы приходим в монастырь из-за понимания, что в одиночку жить по Евангелию очень трудно и даже, может быть, невозможно. Поэтому Церковь утверждает две основные формы жизни - брак и монашество, ибо оба этих состояния представляют собой разные формы общинной жизни и помогают человеку прийти к Богу. Основное положение монашеской жизни - равно как и жизни в браке! - это то, о чем говорится в Писании: если ты хочешь быть совершенным, отвергнись себя, возьми свой крест и следуй за Мной.

Я думаю, что мы, монашествующие, должны чаще собираться вместе ради того, чтобы поддерживать друг друга и подогревать стремление жить монашеской жизнью и вдохновлять друг друга на то, чтобы делать это ревностнее, с большей преданностью кресту Христову, с меньшим количеством послаблений.

Я бывал в монастырях, где все уставы соблюдаются с буквальной точностью, но где нет любви, а без любви нет никакого смысла в уставах. Я также бывал в монастырях, где была любовь и где братия стремилась к тому, чтобы достигнуть той меры, к которой призывают уставы. Но мерилом тому, как они пытались это осуществить, всегда была любовь - и в этом случае монастырь, ищущий любви, также становился способен к более совершенному исполнению устава.

Вопрос о том, иметь или не иметь холодильник, не должен решаться монахом самостоятельно. Вот поэтому у нас есть понятие послушания. Игумен или игуменья не должны злоупотреблять своей властью и с легкостью допускать послабления. Подобное поведение не поможет нам. Но в то же время, мы не должны быть строгими перед лицом немощи ближнего, но должны быть готовы оказать ему помощь таким образом, чтобы не причинить вред его душе.

Компьютеры, телефоны и прочее… Мир постоянно предлагает нам то или это, без конца. Мы покинули мир для того, чтобы быть свободными от мира, но мы делаем все, чтобы вернуть мир в свою жизнь. Плохо ли иметь телевизор в келье? Нет. Это глупо. Вы лишаете себя молитвы. Вы подменяете глупым телевизором Господа, Которого вы любите.

У нас нет телевизоров в кельях.

И у меня. И несмотря на это, мы по-прежнему поступаем глупо, потому что у нас есть другие вещи, которые мы ставим между собой и Богом.

На вопросы телезрителей отвечает почетный гость телекомпании схиархимандрит Иоаким (Парр), настоятель монастыря св. пр. Марии Египетской в США. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир от 31 января 2013 года.

Здравствуйте, дорогие телезрители. В эфире нашего телеканала программа «Беседы с батюшкой». Сегодня у нас очень необычный гость, связано это и с тем, что сегодня 9 лет нашему любимому телеканалу. Наш гость - это схиархимандрит Иоаким (Парр), настоятель монастыря св. пр. Марии Египетской в США. Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас, благословите наших телезрителей.

Я надеюсь, что в сегодняшней беседе мы сможем помочь людям узнать немного о вере. Мы сделаем это с любовью, без осуждения. И с пониманием того, что братья и сестры, которые живут в миру, они много страдают. И я прошу Бога благословить нас быть инструментом принесения Его мира и доброты в человеческие души.

Спаси Господи. Дорогие друзья, наша сегодняшняя тема: как быть христианином среди не христиан. Но вопросов от телезрителей и через Интернет уже поступило такое множество, что мы, к сожалению, не сможем принимать телефонные звонки. Надеемся на ваше понимание. О.Иоаким, начнем с вопроса, который совпадает с темой нашей программы. Как быть христианином среди нехристиан.

Духовная реальность, в которой мы живем в миру, очень сложна. Писание говорит нам, что духовный мир не принадлежит этому миру и церковь должна победить, иметь веру. Для того, чтобы иметь веру, ты должен жить в общине, которая разделяет твою веру. Сегодня мы видим многих людей, которые называют себя христианами, называют себя православными. Но это скорее интеллектуальное убеждение. Это не изменение жизни. Люди не борются за то, чтобы жить в общине верой, которая должна быть практикуема каждодневно. Люди живут в секулярном мире, и они начинают принимать ценности этого мира. Господь говорит нам быть в мире, но не от мира. Что означает, что у нас не одни и те же ценности с окружающим миром. Наша ценность - это Евангелие. Господь сказал: Я Путь. Не просто какой-либо путь. Я - единственный Путь. Он - Истина, и Он сказал: Я - Жизнь. А в миру все относительно. Итак, вот с чем мы боремся: очень сложно не адаптироваться и не принимать к стилю мышления особенности того мира, в котором ты живешь. Большинство людей живя в миру, теряют свою веру, потому что и культура и привычки, которые окружают нас, работают против нас. И так, я являюсь адвокатом той мысли, что мы должны создавать больше общин веры. Создавать общины, которые живут более интенсивной христианской жизнью, чем просто приходские общины. Посещение церкви один раз в неделю не поддержит вашу духовную жизнь. Мы должны иметь поддержку и иметь окружение, которое исполняет нас верой.

Батюшка, я задам первый вопрос, который прислали нам телезрители. «Как жить тогда, когда понимаешь, что нет любви к людям. Чем это вызвано? От моего жестокосердия страдают и мои родные, и я сама», - пишет телезрительница.

Любовь приходит от самого Бога. Господь Иисус Христос говорит, что мы способны любить потому что Он любит нас. И поэтому центр любви это не ты сам. Центр ее всегда другой. И потому, если ты говоришь: я не люблю некоторых людей, в действительности то, что ты говоришь, означает: я люблю себя. Мы должны любить так, как любит Господь, без различения. Бог любит каждого, поэтому и от нас требуется то же самое. И единственное что мешает тебе любить каждого, это ты сам. Мы думаем, что любить означает ситуацию, когда нам нравится кто-то, но любовь означает всегда жертвовать собой, всегда отдавать. Без любви нет взаимоотношений. Без любви нет ни семьи, ни церкви. Поэтому люди должны научиться любить. Любовь, это всегда способность отдавать. В каждом взаимоотношении присутствуют три элемента, три человека. Вся любовь проистекает от Бога, все взаимоотношения должны начинаться с Бога. Во-первых Бог, во-вторых другой человек, если ты любишь Бога, ты должен любить другого человека. И во взаимоотношениях любви третий элемент - это ты. И так, во взаимоотношениях ты представляешь лишь одну треть, ты не первый, ты - третий. Когда ты понимаешь это, твой эгоизм уходит. Если я женат, на первом месте должен быть Бог, а не моя жена. Она не первая и я не первый, Бог первый. Моя жена на втором месте и мои дети. И затем, на третьем месте я. То же самое, когда мы говорим о жене. Бог на первом месте, на втором месте муж, семья и она - на третьем месте. И тогда вопросы, подобные тем, что часто задают, о том, что мне сложно любить других людей, они никогда не возникнут. Потому что ты представляешь лишь третью часть этих взаимоотношений, ты не один. Поэтому тому человеку, который задает этот вопрос, я хочу ответить: начните с того, что вы будете, прежде всего, любить Бога. Никому не нужно искать любви, Бог любит нас. Больше чем мы можем любить сами себя. Бог любит нас больше, чем весь мир, взятый вместе, может любить нас. И, таким образом, если мы так исполнены любви, единственный ответ на эту любовь, это любить других. Если человек полон любви, он должен начать любить. Я уверен, что семья этого человека будет очень счастлива.

Спасибо. О.Иоаким, скажите, Вы говорите об общинном устроении жизни христианина. Значит ли это, что мы должны окружить себя христианами?

Мы естественным образом окружаем себя теми вещами, которые мы ценим. Если вы будете инженером, вы не окружаете себя каменщиками, вы не проводите целый день в библиотеке, вы не работаете в магазине. Все, что окружает тебя, это вещи, связанные с твоей профессией. В противном случае, ты теряешь все таланты и навыки, которые мог бы приобрести и увеличивать. Если же ты в браке, ты - семейный человек и у тебя есть дети, первичная община для тебя, это твоя семья. Твоя жена и дети. Не друзья, которых ты имел до того, как вступил в брак, не твои коллеги по работе. Если вы не сделаете эту общину, в которой живете, первичной в своей жизни, вы ее потеряете. Так что в ответ на Ваш вопрос: нужно ли окружать себя людьми, разделяющими твою веру, отвечу - да, конечно. В противном случае вы не будете любить своей веры и потеряете ее.

Спасибо. Второй вопрос из присланных нам: и Америку и Россию, и весь мир, потрясают страшные террористические акты. Возможно ли не желать мщения тем, кто убивает невинных? Как христиане должны вести себя в таких ситуациях?

Терроризм, в той форме, что мы видим его сегодня в мире, это знак того, насколько внутри себя человек разделен, разобщен. Ввиду секуляризации, материального отношения к вещам, виду того, что наше общество стало технологичным. Люди все меньше нуждаются в общении друг с другом, они осуществляют это общение посредством технологий. Люди становятся безразличными в отношении других людей. Они забывают что мы все одинаковы. Люди становятся жадными, они начинают думать что идеи и концепции более важны, чем другие люди. Они вступают в баталии, отстаивая свои идеи, собственность, имение. Они больше не видят своих братьев, а видят лишь тех, кто им противостоит и противостоит тому, чего они хотят. Все мы шокированы актами терроризма, когда становимся их свидетелями. Но в то же самое время, когда произошли террористические атаки в Америке, я помню, что первый ответ на них был - ужас. Вторым было понимание людей того, насколько они важны друг для друга. И в течение нескольких недель, а то и месяцев, люди беспрестанно помогали друг другу в самых разных вещах. Естественный ответ человека, это взаимоотношение. Эти события должны заставить нас переоценить то, что мы считаем важным. Мы должны постараться избавить свое общество от несправедливости. И мы должны так же слушать что говорят люди и что они думают говорим мы. И если бы мы вступали во взаимоотношения друг с другом, у нас бы не было подобных проблем. Месть никогда не является ответом христианина. Господь Иисус Христос сказал: любите своих врагов. Вы не можете мстить кому-то, кого вы любите. Любовь требует взаимоотношений, нахождение во вражде это не взаимоотношения, любовь - это подлинное взаимоотношение. Мы забываем зачем мы здесь, мы здесь для того, чтобы любить.

- О.Иоаким, а каким образом можно вместить заповедь о любви к врагам?

Прежде всего, если вы всерьез подумаете о самой терминологии: любить врагов, ведь в действительности, Господь говорит - у нас нет врагов. Возникающие вопросы и прочие проблемы, это не враги. Когда Господь дает эту заповедь, он говорит, что центр любви не проблемы, не вопросы какие-нибудь, а взаимоотношения. 30-40 лет назад, я работал с бездомными в Нью-Йорке. У нас была женщина, которая занималась организацией домом, в котором мы предоставляли жилье бездомным. И в двух кварталах от того здания, где мы этим занимались, город Нью-Йорк основал большую тюрьму. Нечто вытрезвителя, в течение ночи городские власти собирали по улицам алкоголиков и везли в эту тюрьму. А утром всех их выпускали обратно. Бездомные приходили к нам за кровом, за едой, за теплом, потому что им было нечего есть, негде спать. Они по-прежнему были пьяны, их рвало. Они дрались друг с другом. По утрам очередь из сотен этих людей выстраивалась на улице. И была одна женщина, которая была судьей в городе Нью-Йорке. Ее единственный сын умер от передозировки наркотиков. Она так была опечалена, что практически сошла с ума от горя. Ее священник посоветовал ей делать что-нибудь для людей и перестать жалеть саму себя. Она стала служить бездомным и бедным. Ей говорили, что в тех людях, которые приходят, она должна видеть своих братьев и сестер во Христе. Она находилась там приблизительно 6 месяцев, работала и однажды утром она сказала, что больше не может выполнять эту работу, она устала. Она сказала: все, кончено, я больше ничего не могу сделать. Я беспрестанно вижу этих людей, которые ругаются, дерутся, которых рвет. Они грязные, когда я вижу их, не могу думать о Христе. И человек, который возглавлял этот дом, сказал: если ты хочешь делать что-нибудь с этими людьми и для них, ты не можешь видеть пьяницу в образе Божьем, во-первых ты должна видеть в нем образ Христа, а затем уже проблему, которую нужно решить. Мы не видим людей как своих братьев. Мы рассматриваем их как людей, которые могут нам помочь, или не могут нам помочь. Друзья или враги. Сначала мы смотрим на них с точки зрения ситуации, имеющихся проблем. Единственное же человеческое действие в данной ситуации, это любить Бога и любить ближнего. Вот для чего мы здесь.

- Спасибо. О.Иоаким, возвращаясь к теме, хочется спросить: кто же такие христиане?

Господь сказал: «если вы любите Меня, соблюдите Мои Заповеди. Если вы хотите спастись, покайтесь. Измените свою жизнь, следуйте за Мной». Христианин это тот, кто любит Бога, кто следует за Иисусом Христом. Кто хочет быть послушным заповедям и следует той жизни, которую дал Иисус Христос как источник для жизни. Это есть любовь к ближнему, служение каждому. Любовь к Богу прежде всего. Как христиане, мы знаем, что Иисус Христос это и Путь и Истина и Жизнь, нет никакого другого. Как христианин ты знаешь и веришь., что тот, кто видит Иисуса Христа, видит отца. Поэтому, если мы хотим видеть Бога, мы должны следовать за Христом. Христианин, это, как сказал апостол Павел: не я теперь живу, но живет во мне Иисус Христос. Мы должны бороться за то, чтобы говорить как апостол Павел. Вот кто такой христианин.

О. Иоаким, у нас, в России, по опросам, от 60 до 80 % утверждают, что они - православные. Но в реальности только 2-3% ходят в храмы. Должны ли мы заявить, что они не христиане?

Если в действительности число посещающих церковь исчисляется 2-мя, 3-мя, 5-ю процентами, то мы вынуждены будем сказать, что большинство людей не понимают. Я не знаю, что подразумевается под этими 2-мя, 3-мя процентами, все ли эти люди считают, что нужно исполнять заповедь: люби Бога всем своим помышлением. Большинство из нас не следует этой заповеди, и мы понимаем это, каждый раз, начиная молитву. Мы видим, что наш интеллект, наш ум, принадлежит нам. Как только начинаем молиться, наш ум начинает блуждать.

Господь так же сказал: ты должен Меня любить не только всем помышлением, но всем сердцем. Сердца большинства из нас заполнены мусором, они нечистые. Мы осуждаем братьев, мы полны злобы, полны похоти и жадности. Наши сердца не чисты, они не принадлежат Богу. А нам сказано: только те узрят Бога, у кого чистое сердце. Мы не видим Бога, потому что наши сердца нечисты и души настолько пусты. Мы не следуем этой заповеди и тогда, в жизни начинается огромная брань. Итак, я бы сказал, что большинство людей, называющих себя христианами, они даже не думают о том, что главное взаимоотношение в их жизни, это взаимоотношение с Богом. Их главные взаимоотношения в реальности, это взаимоотношения с самими собой. И я, практически могу гарантировать, что у них плохие взаимоотношения, потому что без Бога в этом уравнении, любви не существует.

Итак, мы, которые в церкви, должны серьезно относиться к тому, что сказал Христос. Потому, я считаю, что это так важно - иметь веру в общине. Жить не осуждая, служить, не ожидая ничего в ответ. Жить просто. Если мы будем так поступать, тогда люди, окружающие нас подумают: может в этом есть правда, реальность. Нет необходимости модифицировать Евангелие. Евангелие совершенно и церковь совершенна. Потому что церковь - это Христос на земле. Но как христиане, как люди, живущие внутри церкви, священники, епископы, мы не можем забыть, что Христос пришел на эту землю показать нам путь к Отцу. И пример, который Он нам дал. Как осуществить это? Посредством того, что мы становимся последними и служим всем. Мы не генералы, не президенты больших кампаний, мы не цари, не князья. Мы должны быть простыми, босоногими слугами Бога. И тогда мы полномочны обращаться к человеческим сердцам.

Мир одинок. Недавно я ехал к дантисту, смотрел из окна машины на людей в других машинах, идущих по улице, едущих в автобусе, это было в Москве. Тысячи и тысячи людей. Все с ай-падами, мобильными телефонами. Никто друг с другом не говорит. Одиночество. Мы удивляемся, как может быть, что на Земле 7 миллиардов людей, а мы одиноки? Мы одиноки потому что мы не знаем Бога. Мы одиноки, потому что мы не знаем как хранить любовь друг к другу. Мы в церкви должны научиться любить, чтобы показать другим как любить. Я не говорю, что мы совсем не любим, я говорю, что мы должны научиться делать это лучше. Я не пытаюсь судить кого-то или осуждать кого-то, но каждый из нас в своем сердце знает, что мы можем жить лучше. Мы все знаем, что глядя на страдающего своего брата, многие из нас проходят мимо него.

В Судный день Господь скажет тебе: помнишь, когда Я был на улице, а ты прошел мимо Меня? Я был голоден, ты не дал Мне есть. Я был гол и избит, а ты не одел Меня. Я был в тюрьме, а ты не посетил Меня. Центр всего - это любовь. И церковь должна быть свидетельством любви. Верю в то, что если бы мы осуществляли эту любовь лучше, мы бы не могли построить церкви столь большие, чтобы могли прийти все, кто хотел. У нас есть подлинные Тело и Кровь Христа, которые мы можем принимать в себя. В стране, называющей себя православной, где все эти люди? Что может быть более важным, чем принятие Господа? Мы не идем туда потому что мы не знаем Его. Мы не идем туда потому что у нас нет взаимосвязи с Богом. Мы не идем туда, потому что мы не видим Бога. Он Личность, Он не идея. И если бы я хотел показать кому-то Бога, я должен был бы любить Его и своего брата. Если я говорю о любви, но не люблю всех, окружающих меня, я - лицемер. Наши церкви должны найти способ стать частью жизни тех людей, которые не приходят в церковь. И начинается это с того, что мы служим этим людям. Проповедуйте Евангелие через то, что Вы живете Евангелием. Каждый человек понимает любовь. Каждый изменяется любовью, начиная с нас самих.

Спасибо. О.Иоаким, следующий вопрос от наших телезрителей. В своих беседах Вы много говорили о создании общин из мирян. Что это такое и удалось ли Вам?

В течение длительного времени в своей стране, я видел много молодых людей, жизнь которых была пуста. Они преследуют иллюзии. Эти иллюзии обещают им то, что они не могут дать. Деньги, которые сделают их счастливыми? Нет, не сделают. Образование, работа, какая разница. Без истиной взаимосвязи с Богом, все приносит плохой плод. Я видел как молодые люди теряют свою жизнь, благодаря наркотикам, порнографии, насилию, сексуальной распущенности. Они теряются во взаимоотношениях, которые ни к чему не ведут, наркотики, алкоголь. Все это происходит, потому что у них отсутствует взаимосвязь с Богом, они одиноки. Поэтому я уверен, что если община, маленькая община - 10- 15 человек максимум, была бы готова жить как в первые века христианства, как то описывают деяния Апостолов. Они продавали все, что имели, собирались вместе и жили общинной жизнью. Поклонялись Богу, молились вместе, преломляя хлеба (т.е. Евхаристия). Заботясь о бедных, престарелых и больных. И ожидая Царствия Небесного. Я верю, что если бы мы могли основывать такие небольшие общины, где люди могли бы находить живой опыт общения в вере, жизнь, которая имеет своим центром Евхаристию. И если бы люди находили возможность отдавать год своей жизни этой общине, это давало бы понимание людям, и пожилым и молодым, понимание, как искать любовь, веру в Бога.

Я был очень тронут тем, что эти мои слова нашли понимание и много молодых сказали, что они хотят такого рода жизни. Но я верю, что такие общины должны быть частью церкви, а не чем-то самостоятельным. Необходимо благословение церкви. Я разговаривал с несколькими епископами, некоторые сказали: я не могу это сделать в своей епархии, другие предложили: попробуйте, если у вас будет получаться, я дам свое благословение. Но это не имеет смысла, так как мы хотим благословения Божьего с самого начала. Требуется, чтобы в каждой из этих общин, жил некто, кто бы руководил ими. Были люди, которые предлагали здания для общин. Я думаю, что требуется некоторое время, Богу нужно послать кого-то лучше меня, чтобы начать жизнь этих общин. Я верю, что такие люди придут, верю, что есть нужда в таких общинах. Знаю, что разного рода общины существовали и раньше. Если мы возьмем 10 человек молодых людей, живущих во грехе, на улице, тех, что запутались в иллюзиях, тогда у нас будет Христос. И они полюбят Бога. Они будут спасаться, будут становиться святыми. Разве это не стоит того, чтобы попробовать?

Спасибо. О.Иоаким, следующий вопрос в продолжение темы. Вы как-то сказали, цитирую: «если вы останетесь в миру, Вы погибнете». А как быть многодетной маме, которая хочет спастись, но вынуждена постоянно находиться в гуще житейских забот и событий?

Я говорил о том, что если вы останетесь внутри этноса мирского, в обмирщении духа… то мир вас убьет. И убьет он вас посредством того, что сделает вас безбожным. Этот мир делает веру религией, а не Путем. Если бы мы сегодня вышли на главный проспект Петербурга и провели час останавливая людей, спрашивая их: ты женат? у тебя есть дети? твои дети верующие? делают ли твои дети то, что ты хочешь чтобы они делали? увлечены ли они материализмом, различными техническими вещами и прочим? Большинство людей сказало бы: мы ничего не можем поделать. Сегодня люди живут так. Я хочу ответить женщине, которая растит детей, но это будет звучать странно. Я могу ей сказать: уходите из мира, спасайте детей. Если у какого-то человека есть дети и он обнаружит, что у ребенка очень редкая болезнь и жизнь ребенка под угрозой. Если обнаружится, что этот ребенок, оставаясь в городе, будет подвержен аллергии и через год умрет, но я скажу: если вы поедете в Монголию и будете жить в пустыне, то он будет жить. Я уверен, что этот человек продаст все и отвезет ребенка туда, где можно спасти его жизнь. Мир убивает детей, забирает у них Бога, забирает мораль. Делает из них секулярных атеистов, которые ни во что не верят. Создавайте общины. Нам нужны православные школы, которые спасут их от этих мерзких секулярных мест, разрушающих человеческую душу. У нас есть своеобразная мода в Америке, когда люди не отсылают детей в общеобразовательные школы, а учат их дома. Ко мне в монастырь пришел один молодой человек, который хотел быть монахом. Все школьные годы он обучался дома, потом пошел в университет и захотел стать монахом. Он сказал что все зло, все отвратительное, чему я научился, было в университете. Вы сами, если проследите за своим сердцем, поймете, что весь мусор, который там, вы усвоили не от своих родителей, а в секулярном мире, мире, который не имеет никаких высших ценностей. Итак, будучи родителями, хотите ли вы спасти своих детей? Большинство не задаются этим вопросом. Что вы скажете Господу в день суда? Он скажет: Я дал тебе этих детей, чтобы ты привел их ко Мне, а ты отдал их миру. Будет сложно.

Спасибо, о.Иоаким. Следующий вопрос такой: «многие задают сейчас вопросы о деятельности дьякона Андрея Кураева. Как Вы расцениваете его деятельность в блоге и ситуацию, которую он описывает?»

Я никогда не встречался с о.Андреем, но слышал очень много о нем. От многих я слышал, что он помог в их пути к православной вере. Много лет назад люди следовали за любым его словом. Он был готов представить Евангелие с такой перспективы, с которой люди никогда на него не смотрели. И когда кругом было темно, для многих он был светом. Пусть Господь вознаградит его за эту работу. Совсем недавно я был в России и кто-то мне сказал, что он вырос на его книгах, научился церковности от этого человека и это было начало духовной жизни. Я не хочу осуждать о.Андрея, как я не хочу осуждать людей, о которых он говорит в своем блоге. Все события вокруг о.Андрея, я нахожу очень сложными для того чтобы быть свидетелями происходящего. Мы не можем призывать христианскую справедливость, когда мы сами не являемся христианами. Я не могу обличить грех моего брата, когда я сам полон греха. Я не могу использовать грех, ради исправления другого греха. Не хочу комментировать то, о чем он говорит, я просто считаю что манера, в которой он выражает свои мысли - не правильная. Думаю для тех, кто знает Писание, понятно, что в таком случае, когда брат твой согрешил, нужно пойти и сказать ему, помочь увидеть свою ошибку. Молиться о них и молиться с ними. И если они не выправят пути, привести другого члена общины, затем идти к старейшинам церкви. Здесь не идет речь о том, чтобы открывать грехи всему миру. Для меня это большая скорбь. Я считаю, что много людей оказались в ситуации скандала, благодаря такого рода обличениям, а не исправились. Я не думаю, что кто-то из нас может показывать пальцем на другого и говорить, что твои грехи хуже, чем мои. Все грехи для нас являются скорбью. Надеюсь, что эта ситуация не придет к тому, что причинит еще большую боль людям. Я говорю не только о тех, кого выставили напоказ, я говорю о всех детях Божьих слабых в вере, юных в вере. Тех, кто только учится вере, но уже стали свидетелями этого скандала. Мы должны быть внимательными, чтобы не склонить людей ко греху. Пусть Господь поможет о.Андрею и тем людям, с которыми он говорит.

Спасибо большое, о.Иоаким. Время, к сожалению заканчивается. И я прошу Вас, по традиции, снова благословить телезрителей, на прощание.

Мы, верующие, должны понимать, что молитва, это наша взаимосвязь с Богом. Бог хочет, чтобы все мы были спасены. Мы должны любить. Мы можем изменить только самих себя. Но любовь приносит жизнь людям. И мы знаем, что наш Бог - это Бог любви. Призываю Божье благословение на всех людей, которые смотрят и слушают эту передачу. Сейчас вы празднуете 9 год вашего существования, ваши программы слушают множество людей в России и за рубежом. Я прошу Бога помочь всем людям, которые слушают и могут помочь, я призываю их помогать вашему телеканалу. Вещи такого рода очень важны, потому что вера от слышания. Учите Истине, приводите людей ко Христу.

Спасибо. Дорогие друзья, я напомню вам, что с нами сегодня был схиархимандрит Иоаким (Парр), настоятель монастыря св. пр. Марии Египетской в США. Ведущий Михаил Кудрявцев. Всего доброго, до новых встреч!

Католическим монахом Джон стал в восемнадцать лет. Приняв Православие, был пострижен в монашество в Свято-Ильинском скиту на Святой Горе Афон, где подвизался восемь лет.

Отец Иоаким обращается не только к монашествующим, живущим в Америке или в России, ибо не имеет значения, откуда вы: Господь везде.

«Если человек живет желанием иметь в себе Бога, то где бы он ни находился — в Москве, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке или в пустыне, — он уже тогда не будет одинок, — считает старец. — …И не имеет значения, чем человек занимается: шьет, пишет, поет или готовит пищу. Если все это будет делаться с любовью — это спасет вас и всех вокруг вас».

Книга схиархимандрита Иоакима — о пути ко спасению.

А единственный путь ко спасению — это крест и страдания, тот дар, который посылает нам Господь, чтобы мы могли освободиться от любви к себе.

Но как вместить и понести сей дар — крест и страдания?

«С верой, любовью и надеждой призывайте имя Божие, которое убивает все страсти, — отвечает старец. — И это изменит вас».

Изданная при поддержке добрых людей книга «Беседы на русской земле» — это духовный алфавит со множеством живых примеров из Священного Писания, житий святых подвижников древности, разных стран, благочестивых мирян — наших современников, которых лично знал автор книги. Каждая беседа — это урок любви, постигая который, нам становится легче подниматься по лестнице спасения.

Беседы отца Иоакима раскрывают перед нами простую истину: исполнять заветы Божии вовсе не обременительно. «Живите в радости!.. Не держите других на расстоянии, старайтесь узреть в ближнем Христа… Умейте согреть ближнего своего, даже просто своим взглядом… Служите всем, не ищите, чтобы кто-то служил вам… Разделяйте страдания друг друга. Это единственный данный нам шанс: любить друг друга в Боге, каждого, без исключения, непрестанно. Потому что Бог не приходит к нам посредством денег или красивых зданий и храмов. Он приходит посредством нашей любви».

Я желаю вам вслушаться и услышать слова отца Иоакима. И тогда мир узнает в вас христиан, ибо еще с апостольских времен христиане познаются по тому, как они любят друг друга. Это и есть мера всего.

+ ИЛАРИОН,

митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский,

Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама