THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Съемка любой группы людей представляет собой сложную задачу. А фотографирование семьи может оказаться испытанием даже для самых опытных специалистов. Вам нужно держать под контролем весь процесс, при этом четко донести до каждого участника чего вы хотите. Сделайте несколько снимков , чтобы у вас было из чего выбирать. Ведь всегда на фотографии будет кто-то с неудачной гримасой или с закрытыми глазами или с полуулыбкой.

Чтобы придать изображению больше живости и позитивности, можете призвать фотографируемых к некоторой подвижности и взаимодействию друг с другом. Вспышка заморозит их в динамике, так что вы все равно получите хорошую резкость в изображении. Кроме того, попробуйте разделить людей на семейные пары. Так в портрете может появиться трогательная близость.

Профессиональное брендовое студийное освещение может обойтись в тысячи долларов. Но, чтобы получить качественное освещение по более приемлемой цене, ознакомьтесь с предложением разных производителей. Качественный современный комплект освещения может обойтись вам и в несколько раз дешевле. Причем в набор могут входить и моноблоки, и держатели, и фотовспышки, и зонтики, и софтбоксы. Так что вы можете откорректировать и смягчить освещение для большей привлекательности портретов. Работа будет выглядеть профессионально. Следующий шаг заключается в инвестировании в фон. Вам нужно несколько рулонов бумаги различного цвета, а еще две стойки и роликовый держатель.

Бронирование студийного пространства это хорошая возможность сделать качественные портреты в оборудованном помещении. Но проявите бдительность. Вам надо многое уточнить. Спросите о высоте потолка. Это важно для создания желаемого освещения. Сможете ли вы использовать студийную вспышку и кабель? Какие фоны есть в наличии? Будет ли кто-то под рукой, чтобы помочь в случае необходимости? К тому же, если вам нужно всего лишь несколько часов студийного времени, поинтересуйтесь, возможна ли почасовая аренда студии, чтобы не оплачивать полный рабочий день.

Дети очень скоро теряют интерес к процессу, поэтому позаботьтесь о том, чтобы фотосессия прошла играючи. Принесите с собой любимые игрушки деток, чтобы их можно было подержать в руках и поиграть. Этот процесс увлечет их в течение не долгого времени, но вы успеете получить ряд кадров с интересными любознательными выражениями лиц малышей. Еще важно, чтобы мама или папа были под рукой. Так дети чувствуют себя комфортно. Поместите родителей у себя за спиной и попросите привлечь внимание ребенка. Они могут корчить рожицы, танцевать – в общем, делать все что угодно, главное, чтобы дети смотрели в вашу сторону.

Если вы не желаете обзаводиться полным комплектом студийного освещения, вы все равно можете достичь профессионально выглядящих портретов. Используйте пару современных вспышек и навесное оборудование. Портреты, представленные в качестве примеров были сделаны с помощью небольшого портативного фона и двух автономных вспышек. Для кадров использовали еще белые зонтики.

Фотографируя в домашней фотостудии при ручном режиме, хорошей отправной точкой для параметров экспозиции будут: скорость затвора 1/200 сек при диафрагме F / 9 и ISO200.

Освещение, которое есть у вас дома, определяет степень освещенности либо затененности объекта съемки. Увеличение или уменьшение мощности света затенит или осветлит объект.

Диафрагма контролирует глубину резкости, а также количество пропускаемого света. Более широкое отверстие осветит предмет. Если же вы выберете узкое отверстие, то это затемнит объект.

Скорость затвора в вашей камере управляет рассеянным светом. Установите его выше, чтобы затемнить фон и ниже, чтобы озарить его. Максимальная скорость синхронизации вспышки 1/200 или 1/250 сек, что зависит от вашей камеры.

Семейный портрет – тот тип фотографии, который с любовью трепетом хранится долгие годы. Не стоит его снимать нарочито пафосным, ведь вместо этого существует множество способов сделать семейный портрет ярким и креативным.

Будьте изобретательны с тем, как вы размещаете людей для семейного портрета. Это, конечно, будет зависеть от того, какое количество людей вы снимаете и сколько места в вашем распоряжении.

Например, типичную семью с двумя детьми, вы можете расположить в семейный круг (в буквальном смысле). Попросите всех лечь на землю и взяться за руки. Используйте стандартный или широкоугольный объектив с диафрагмой от 17 до 50 мм. Встаньте над получившимся «семейным кругом» — в идеале вы можете использовать небольшую стремянку. Сфокусируйтесь на центре кадра. Выберите среднюю глубину резкости: идеальными будут значения диафрагмы в пределах от f/9 до f/16.

Группируйте членов семьи

Если вы имеете дело с большой семьей, разместите членов семьи вместе, но по группам. Высоких, молодых людей разместите позади, пожилых членов семьи – в центре, а детей – на переднем плане. Также помните о том, что по краям фотографии должны находиться люди высокого роста.

Используйте внешнюю вспышку, чтобы избавиться от нежелательных теней, и большую глубину резкости, чтобы все люди на фотографии были в фокусе.

Подчеркивайте эмоции

Отличной идеей будет показать на семейном портрете эмоции и родственные чувства. Предложите вашим моделям держать друг друга за руки, или обнимать друг друга.

Либо вы можете подчеркнуть преемственность между представителями разных поколений семьи, например, засняв бабушку, дочь и внучку.

Попробуйте снять такой сюжет в естественном освещении и с короткой выдержкой, чтобы иметь возможность сфотографировать улыбку на лицах ваших моделей сразу же, как только она появится. Если вы попросите людей улыбаться специально, то на фотографии такая улыбка, вероятнее всего, выйдет неестественной.

Как снимать семейный портрет: Правильно подбирайте одежду

Съемка семейного портрета – прекрасный повод, чтобы выглядеть как можно лучше. Для усиления эффекта единения всех членов семьи, попросите их для фотографии подобать одежду одного цвета, или же единого стиля. Например, вы можете предложить всем выбрать деловой стиль одежды.

Главное, помните, что чересчур насыщенных красных оттенков лучше избегать.

Также попробуйте поэкспериментировать с различными сочетаниями цветов для достижения непринужденного внешнего вида.

Используйте крупные планы для съёмки семейных портретов

Крупные планы – это отличный способ передать эмоции. Разместите двух человек, например, мужа и жену, брата и сестру, или мать и дочь, как можно ближе друг к другу и предложите им побеседовать.

Используйте макро- или стандартный объектив и кадрируйте крупный план. Дождитесь подходящего момента: это может быть улыбка или выразительный взгляд, и сделайте снимок.

Используйте вспышку, чтобы «заморозить» движение, и малую глубину резкости, чтобы и акцентировать внимание на лицах моделей.

Используйте нестандартные позиции для съёмки

Экспериментируйте с углами съемки. Разнообразьте положения, из которых вы снимаете семейный портрет, и вы получите очень интересные результаты.

Например, лежа на спине попросите снимаемых вами членов семьи встать над вами. Используйте вспышку для того, чтобы осветить людей на фоне яркого неба. Не забудьте попросить ваших моделей немного наклонить головы вниз, чтобы носы на фото выглядели естественно.

При съёмке семейных портретов, настройки экспозиции могут варьироваться, при этом вы всегда будете стремиться получить четкое и сбалансированное изображение.

Для этого, при необходимости, используйте вспышку и разумную выдержку: не менее 1/125 с. Если вы снимаете группу людей, используйте большую глубину резкости: от f/11 до f/22, чтобы каждый член семьи был в фокусе.

Если же вы фотографируете не больше трех человек, используйте малую глубину резкости: от f/2.0 до f/5.6, чтобы размыть фон и акцентировать внимание на людях.

Занимает немало времени, однако, люди ради получения отличных результатов, как правило, готовы к этому.

При групповых съемках вам может потребоваться широкоугольный объектив, и внешняя вспышка. Кроме того, весьма полезными будут , но для их использования вам может потребоваться помощник или специальный штатив.

Заключение

Самый главный совет при съемке семейных портретов: будьте креативны. Выходите за рамки классических портретов. Сегодня актуальны портреты на открытом воздухе при естественном освещении и в естественных позах.

Амбассадор Nikon Ляля Гарбуз выбрала для профессиональной и творческой реализации тему семейной фотографии. И к этому вопросу она подходит очень основательно. Семейной фотографии посвящен и ее диплом, который Ляля защитила на журфаке МГУ. По мотивам этой работы представляем вашему вниманию познавательную экскурсию в историю появления и развития жанра.

Для дипломной работы мне пришлось докопаться до самого начала фотографии как таковой. Я нырнула в историю с головой, словно Алиса в кроличью нору. Сегодня семейная фотография – это не только домашний архив конкретной семьи, она активно используется в фотожурналистике в качестве инструмента для достижения сильнейшего воздействия на зрителя и отражает социальные проблемы общества. А когда-то желание запечатлеть портрет человека и его семьи было одной из первых функций фотографии.

Мне посчастливилось изучить массу бесценной для фотографа литературы: книги Джульет Хэкинг, Владимира Левашова, Александра Лапина, Сьюзен Сонтаг, Ролана Барта, Вальтера Беньямина. Наибольшую помощь оказали альбомы Анни Лейбовиц, Салли Манн, Стэнли Третика, Павла Кривцова, коллекция королевских и императорских фотографий на сайте Royal Collection Trust , фотографии World Press Photo и International Photography Awards.

Семейная фотография, в отличие от живописи, это наиболее простой и легкий способ удовлетворить естественное желание человека – увековечить память о себе и своих близких. Продолжая традиции живописных портретов и позаимствовав у художников основы композиции, изобразительный стиль и варианты позирования, фотография имела главную отличительную особенность, в которой выразились ее историческая и документальная функции – реалистичность. По сути она была документом, доказательством жизни того или иного человека, дающим самое точное представление о том, как он выглядел.

На стиль и развитие семейной фотографии долгие годы оказывали влияние живопись, у которой она многое позаимствовала, а также проблема длительной экспозиции. Все первые семейные портреты были постановочными. Причем портреты детей, особенно маленьких, вообще были редкостью. Чаще всего лица и фигуры детей получались смазанными, особенно на групповых портретах, как например, на фотографиях Вильяма Эдварда Килбурна, первого фотографа, которому была оказана честь называться Фотографом Ее Величества и Его Королевского Высочества Принца Альберта.

Королева Виктория со своими детьми. Фотограф Вильям Эдвард Килбурн, 1852 г.

Иногда детей фотографировали спящими, поскольку в этот момент они были неподвижны. Но с появлением посмертной фотографии, когда усопшим придавали естественные позы спящих, появилось негласное правило, переродившееся в примету - чтобы зрители не приняли случайно живого человека за мертвого, спящих людей фотографировать нельзя.

Фотографы Альберт С. Саутворт и Джосайя Джонсон Хоус. Мать и дитя, 1844-1850.

Фотографы Альберт С. Саутворт и Джосайя Джонсон Хоус. Посмертная фотография, 1850.


Посмертная фотография, 1895.


Посмертная фотография, 1900.

Другой уловкой при фотографировании маленьких детей был метод, получивший название «скрытая мать». Женщину прятали под тканями, так что она выполняла роль кресла или фона, на колени сажали ребенка, которого мать должна была успокаивать и удерживать в неподвижном положении.


Рассматривая семейные фотографии Королевы Виктории и российских императорских семей, можно выделить одну отличительную
деталь. Практически
на всех фотографиях, сделанных на
продажу, Королева Виктория
не смотрит прямо в камеру, а смотрит вдаль – в будущее своей страны. Это заметно на одном из первых семейных снимков королевы, дошедших до нас,
работы Генри Коллена, первого
профессионального калотиписта. Тем
интереснее кадры Роджера Фентона, известного военного фотографа, прославившегося благодаря серии снимков о Крымской войне – которые не предназначались для публичного показа и на которых Королева запечатлена в неформальном, домашнем стиле, в простой клетчатой шали и смотрит она прямо в камеру.


Королева Виктория и принцесса Виктория. Фотограф Генри Коллен, 1844 год.


Королева Виктория со своими детьми. Фотограф Роджер Фентон, 1854 год.

В 1854 году, во Франции, Андре Адольф-Эжен Диздери запатентовал первую фотокамеру с четырьмя объективами, позволяющую одновременно получать до 8 небольших фотографий (визитных карточек – carte de visite) на одной крупной пластине. Процесс съемки и печати стал гораздо быстрее, проще и дешевле. Широкое распространение этот метод получил в 1859 году, когда Диздери выставил на показ фотографию Наполеона III с императрицей Евгенией и их сыном Александром-Луи-Эженом, что в несколько раз повысило спрос на услуги фотографа.


Наполеон III с семьей. Фотограф Диздери, 1859 год.

Еще одна мастерская прославилась снимком The Prince Imperial on Pony Beneath a Window авторства Пьера-Луи Пирсона. Сегодня фрагменты, которые должны были быть обрезаны на снимке – слуга, держащий поводья, император с собакой, установленный фон - представляют не меньший интерес, чем сам маленький принц.

Принц Империи верхом на пони. Фотограф Пьер-Луи Пирсон, 1859 год.

Королева Виктория с внучкой Александрой Федоровной, Николаем II и правнучкой. Фотограф Роберт Милн, Белморал, 1896 год.

Королева Виктория была большой поклонницей нового искусства – фотографии. Благодаря ее финансовой поддержке и введению моды на коллекционирование carte de visite, фотография получила стремительное развитие и бешенную популярность среди знати, а впоследствии и среди обычных людей. Королевская традиция посещения фотосалонов очень скоро стала всеобщей семейной традицией. Для таких фотосессий наряжались, делали прически и макияж, а фотографиями дорожили и хранили в альбомах. Большинство таких кадров не несут художественной ценности. В настоящее время часть из них используется для антропологических, социальных и исторических исследований. Некоторые члены королевских семей любили не только фотографироваться, но и фотографировать. До нас дошли снимки авторства Принца Альфреда (сына Королевы Виктории и Принца Альберта), Императора Николая II, его супруги Императрицы Александры.

Актерская семья Терри. Фотограф Льюис Кэрролл, 1865 год.

Первым фотографом, привнесшим непринужденность и естественность в постановочную фотографию, был знаменитый писатель Льюис Кэрролл. По мере сокращения времени экспозиции появляются более разнообразные сюжеты, жанровые сценки, рассказывающие о повседневной жизни членов королевской семьи, как на фотографиях Мэри Стин.

Королева Виктория с внуками за обеденным столом. Фотограф Мэри Стин, 1895 год.

В России наиболее известными и уважаемыми были фотографы императорского величества: Сергей Львович Левицкий, Карл Иванович Бергамаско, Карл Карлович Булла, Фёдор Генрихович Боассон, Карл Андреевич Ягельский – владелец фотоателье CE von Hahn & Co. Их фотографии жизни российских императорских семей представляют историческую, культурную и художественную ценность. Эти снимки и фотографии зарубежных королевских семей являлись и являются эталонами копирования коммерческими фотографами, специализирующимися на семейной и портретной фотографии.


Фотограф Сергей Левицкий, 1873.


Фотограф Сергей Левицкий, 1878.


Фотограф Карл Бергамаско, 1876-1877.


Фотограф Карл Булла, 1908.


Фотограф Федор Боассон, 1913.


Фотограф Федор Боассон, 1910.


Фотограф Карл Ягельский, 1909.

В 1900 году Истмен Кодак выпускает дешевую и простую в использовании камеру Brownie, благодаря которой появилась любительская фотография. И самое широкое применение она нашла именно в семейной съемке. Любительские фотографии, в отличие от профессиональных студийных портретов, содержали больше исторической и социальной информации, являясь своеобразными зарисовками семейной жизни.

В начале XX века вводится понятие документальная фотография, под которой прежде всего понимается социальная фотография, посвященная проблемам и изменениям, происходящим в обществе. Эти проблемы и изменения показываются через человека и его окружение. В 1925 году в продажу поступает знаменитая камера Leica – маленькая и легкая, позволяющая делать снимки с короткой выдержкой при естественном освещении – она открыла новые возможности и оказала огромное влияние на развитие фотожурналистики.

В Советском Союзе фотографию использовали главным образом в системе пропаганды, целью которой было достижение социальной гармонии, воспитание людей в соответствии с новыми ценностями, стимулирование к труду. Поэтому в функции фотожурналистики 30-х годов не входило освещение социальных проблем общества. Наиболее ярким примером документально-пропагандистской фотографии того времени, главными героями которой являются члены большой советской семьи, служит серия «24 часа из жизни Филипповых», снятая за 5 дней репортерами Аркадием Шайхетом, Максом Альпертом и Соломоном Тулесом и опубликованная в 1931 году в зарубежной и советской прессе. Вот эти кадры:




Зарубежная документальная фотография в послевоенные годы тоже чаще была позитивна, чем негативна. Общество было измотано войной и ужасами, ее сопровождавшими. Фотография обращает внимание на общечеловеческие ценности, вводится понятие гуманистической фотографии, стремящейся к межчеловеческому пониманию. Эпическая фотовыставка гуманистической фотографии, организованная в 1955 году в Нью-Йорке Эдвардом Стайхеном - The Family of Man, также известна под названием «Род человеческий» -
представила на суд зрителя коллекцию из 503 фотографий, в том числе и семейных, в которую вошли работы Юджина Смита «Прогулка по райскому саду», на которой изображены его собственные дети, и Эллиотта Эрвитта «Мать и дитя», фотография его жены и ребенка, а также фотографии Льюиса Кэрролла, Джулии Маргарет Камерон и других фотографов того времени.


Прогулка по райскому саду. Фотограф Юджин Смит, 1946 год.


Мать и дитя. Фотограф Эллиотт Эрвитт, 1953 год.

Во все времена семейные фотографии политических деятелей, королевских и императорских семей и знаменитостей, показывающие образцовую личную жизнь, с одной стороны создавали положительный образ правителей и звезд, с другой – формировали в обществе систему традиционных семейных ценностей, с третьей – являлись образцами для подражания со стороны коммерческих фотографов.

Интересен архив фотографий американского фотожурналиста Стэнли Третика, несколько лет снимавшего семью президента США Джона Ф. Кеннеди. В альбоме «Capturing Camelot» официальные фотографии президента сменяются неформальными. И эти семейные снимки характеризуют и полнее раскрывают личность самого Кеннеди. Другим известным фотографом, снимавшим семью Кеннеди в 1960-м году, был Альфред Эйзенштадт.

Фотограф Альфред Эйзенштадт, 1960 год:

Фотографии из альбома «Capturing Camelot», фотограф Стэнли Третик, 1963 год:

Семейные фотографии известных актеров Сержа Генсбура и Джейн Биркин, снятые фотографом Клодом Азуле, выглядят очень естественно, словно приоткрывают дверь в их частную жизнь:

С изменениями, происходящими в обществе, меняется и фотография. Она становится более откровенной, интимной, как фотография с обложки журнала Vanity Fair 1991 года, на которой Анни Лейбовиц запечатлела обнаженную Деми Мур на девятом месяце беременности.

В настоящее время, когда техника практически не ограничивает фотографа в творчестве, мы наблюдаем огромное разнообразие проектов и альбомов, посвященных теме семьи. Одной из самых скандальных в истории семейной фотографии стало исследование периода взросления собственных детей, фиксируемое их матерями.



Фотограф Салли Манн, 1992 год.

Например, альбом американской фотохудожницы Салли Манн «Ближайшие родственники» («Immediate Family», 1992), снятый в стиле пиктореализма, героями которого стали ее сын и две дочери от 7 до 13 лет, наделал много шума. Главным образом, из-за откровенных фотографий обнаженных детей. Благодаря этому альбому и скандалу, сопровождавшему его выход, Салли получила фотографическое признание.

Стоит упомянуть альбом «A Photographer’s Life 1990-2005» известного американского фотографа Анни Лейбовиц, который собрал лучшие фотографии за 15 лет ее творческой жизни. Семейные снимки соседствуют в нем с фотожурналистикой: рекламными, репортажными, снимками знаменитостей и политиков. Этот альбом показывает, насколько разнообразной может быть семейная фотография. В работах Анни подробно отражена жизнь ее семьи: рождение детей, фрагменты их детства, празднование юбилея ее матери, поездки к морю, отношения ее родителей, их болезнь и смерть. В них просматривается бережное и уважительное отношение к жизни своей семьи.



Снимки из альбома «A Photographer’s Life, 1990-2005». Фотограф Анни Лейбовиц, 1992 год.

Возвращаясь к теме фотосессий знаменитостей и их семей для известных глянцевых журналов, таких как Vanity Fair и Vogue, невозможно не упомянуть фотографов Тима Уолкера, Анни Лейбовиц и Джейсона Белла. Их современные постановочные фотографии сильно отличаются от постановочных портретов Викторианской эпохи разнообразием сюжетов и поз, естественностью и эмоциональностью. Тщательно продумываются цветовая гамма, образы, наряды.


Певица Мадонна с детьми. Фотограф Тим Уолкер, 2005 год.



Актриса Анжелина Джоли с приемным сыном. Фотограф Анни Лейбовиц, 2013 год.



Принц Уильям и Кэтрин Миддлтон. Фотограф Джейсон Белл, 2013 год.

Интересен цикл «Сестры Браун» американского фотографа Николаса Никсона, состоящий из ежегодных семейных портретов, прослеживает внешние и внутренние изменения, происходящие с четырьмя сестрами в течение 36 лет.



«Сестры Браун». Фотограф Николас Никсон, 1975-2011 год.

В современной российской фотографии можно отметить Владимира Вяткина и Павла Кривцова. Их работы отличаются особой душевностью, теплотой и любовью.


Фотограф Павел Кривцов.


Фотограф Владимир Вяткин.

Сравнительная доступность современной профессиональной фототехники создала огромный пласт фотолюбителей, снимающих свои семьи. Казалось бы, тема раскрыта. Тем парадоксальнее непроходящий успех фотовыставки «Семья человеческая». С 1955 года она гостила более чем в 150 музеях мира, сейчас ее постоянная экспозиция «прописана» в замке Клерво в Люксембурге. С 2002 года внесена ЮНЕСКО в список мирового наследия. Экспонаты сгруппированы по темам: рождение, любовь, труд, радость, смерть. Снимки одинаково близки всем культурам, всем людям. Как написал Карл Зандбург: «В мире есть только один мужчина, и имя ему Все Мужчины. В мире есть только одна женщина, и имя ей Все Женщины. В мире есть только один ребенок, и имя ему Все Дети».

19.10.2016

Семейный фотопортрет - это классический портрет семьи, сделанный в студии или каком-то другом помещении, интерьере. Этот вид портрета призван запечатлеть значимое семейное событие.

Семейный фотопортрет - хорошая и интересная традиция, пользующаяся большой популярностью в обществе. Сама традиция уходит своими корнями в далекое прошлое, в те время, когда человек начал понимать свою значимость в обществе, ощущать себя неотъемлемой частью этого общества и видеть ценность семьи, рода, клана.

До наших дней дошло очень много различных предметов искусства, которые подчеркивают важную роль семьи для человека на всех этапах развития общества. Наиболее интересными тут можно считать картины великих художников, которые уделяли много времени и внимания семейным портретам.

Фотограф: Дашаева Екатерина

История появления семейного фотопортрета

Давайте перенесемся на несколько веков назад, во времена, когда появились первые фотоаппараты. Это изобретение совершило настоящую революцию в обществе. Любое изображение создавалось гораздо быстрее и менее трудозатратно, чем картина. Стало возможным запечатлеть не только пейзажи, но и любимых людей. Сначала фотокамеры могли себе позволить лишь единицы людей, но довольно быстро фотостудии стали появляться в различных городах.

В течение короткого периода времени стало популярным посещать фотосалоны и делать семейные портреты. Фотографии, большие и маленькие, заняли свое место в красивых рамках на комодах, письменных столах и на стенах гостиных и спален. В то же время начали появляться семейные фотоальбомы.

Семейный портрет стал доступным не только богатым и знатным, но и вполне обычным людям благодаря фотографии.

Особенности процесса фотосъемки семейного портрета

Интересно, почему же старые фотографии порой берут нас за живое, вызывают столько приятных эмоций? Люди, которые имели фотоаппараты, очень любили свое занятие и работу. Они готовились к фотосъемке с особой тщательностью: выставляли свет, изучали вспышки, подборку фона и объектива, а также удели время самим моделям для фотографии. Очень часто была одна единственная возможность сделать кадр. Люди, которые шли фотографироваться, тратили также много времени на подготовку к этому процессу, поэтому на многих фотографиях присутствует торжественность, ощущение праздника.

Помимо этого, мы видим красивую игру света и теней, постановку и тщательную работу фотографа: все выверено и продумано. Каждая фотография захватывает зрителей не только продуманностью, но и необычной атмосферой, которой наполнена каждая фотография.

Семейное фото удивительным образом передает гармонию и отношения: от отца семейства веет решительностью и уверенностью, от матери - нежностью, женственностью, заботой, а дети добавляют кадру беззаботности и радости, играя на коленях родителей в своих нарядных костюмах. Гармония и идиллия - именно это удивляет нас на многих старых фотографиях.

Когда фотоаппараты стали доступными и привычными в каждой семье - фотосессии на природе, днях рождениях, прогулках или совместных поездках стали нормальным и обыденным явлением.

Каждый человек может создать свою фотоисторию. Фотоальбомы и жесткие диски компьютеров полны самыми разными снимками - качественными и не очень, красивыми и обычными. Это создает впечатление, что люди уже утратили вкус и интерес к настоящей фотографии, трогательной, памятной, значимой. Но так только кажется, семейный портрет - всегда был и остается интересным людям разных поколений.

Семейный портрет имеет много вариаций, у него очень много разнообразных стилей, возможностей показать характер, передать задуманный образ. Качественную семейную фотографию захочется повесить на видном месте в своей квартире и это хорошая возможность гордиться собой и своей семьей.

Интересные публикации на сайте

Абрахам Ламберт Якобс ван ден Темпел.
Семейный портрет.
2-я половина 1660-х.

Адриан ван Остаде.
Крестьянская семья.
1647.

К родителям на Севере никогда не обращались на «вы», как это распространено на Украине. Неродные отец и мать, как известно, назывались отчимом и мачехой, а неродные дочь и сын - падчерицей и пасынком. Дети родных братьев и сестер назывались двоюродными. Маленькие часто называли деда «дедо», а бабку «баба», дядюшку и тетушку племянники звали иногда божатом, божатком, божаткой, божатушкой или крестным, крестной. Так же называли порой и других, более дальних родственников. Невестка, пришедшая в дом из другой семьи, свекра и свекровь обязана была называть батюшкой и матушкой, они были для нее «богоданными» родителями. По отношению к свекру она считалась снохой, а по отношению к свекрови и сестрам мужа - невесткой. Сестра называла брата брателько, братья двоюродные иногда называли друг друга побратимами, как и побратавшиеся неродные…
Деверьями женщины звали мужниных братьев, а сестер мужа - золовками. По этому поводу создана пословица: «Лучше семь топоров, чем семь копылов». То есть лучше семь братьев у мужа, чем семь сестер. Зять, как известно, муж дочери. Отец и мать жены или невесты-это тесть и теща, но в глаза их было положено называть батюшкой и матушкой. Родители невестки (снохи) и родители зятя называли друг друга сват и сватья. (Сват в свадебном обряде - совсем другое.) Женатые на родных сестрах считались свояками, а свояченицей называлась почему-то сестра жены. Звание «шурин» существует лишь в мужском роде и для мужского пола, оно обозначает брата жены, а муж сестры является зятем для обоего пола. По этому поводу в народе бытовала шутливая загадка: «Шурина племянник какая зятю родня?» Не сразу и догадаешься, что речь идет о родном сыне.

Бартоломеус ван дер Хелст.
Семейный портрет.
1642.

Василий Андреевич Тропинин.
Семейный портрет графов Морковых.
1813.

СЕМЬЯ. Бобыль, бродяга, шатун, вообще человек без семьи считался обиженным судьбою и богом. Иметь семью и детей было так же необходимо, так же естественно, как необходимо и естественно было трудиться.
Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи. Но сочетание традиционного главенства и нравственного авторитета вовсе не обязательно. Иногда таким авторитетом был наделен или дед, или один из сыновей, или большуха, тогда как формальное главенство всегда принадлежало мужчине, мужу, отцу, родителю.
Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность. Ругань, зависть, своекорыстие не только считались грехом. Они были просто лично невыгодны для любого члена семьи.
Любовь и согласие между родственниками давали начало любви и за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего собственных родных, трудно ждать уважения к другим людям, к соседям по деревне, по волости, по уезду. Даже межнациональная дружба имеет своим истоком любовь семейную, родственную. Ожидать от младенца готовой любви, например, к дяде или же тетушке нелепо, вначале его любовь не идет далее матери. Вместе с расширением физической сферы познания расширяется и нравственная. Ребенку постепенно становится жаль не только мать, но и отца, сестер и братьев, бабушку с дедом, наконец, родственные чувства настолько крепнут, что распространяются и на теток с дядюшками. Прямое кровное родство становится основанием родству косвенному, ведь сварливая, не уважающая собственных дочерей старуха не может стать доброй свекровью, как и из дочери-грубиянки никогда не получится хорошей невестки. Доброта и любовь к родственникам кровным становится обязательным условием если не любви, то хотя бы глубокого уважения к родственникам некровным. Как раз на этой меже и зарождаются роднички высокого альтруизма, распространяющегося за пределы родного дома. Сварливость и неуживчивость как свойства характера считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Активное противодействие таким проявлениям характера не приносило семье ничего хорошего. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать.
Веками складывалось в крестьянской семье и взаимоотношение полов. Например, жены с мужем, сестры и братьев. Особенно наглядно выглядят эти взаимоотношения в труде. Женщина, закатывающая на воз многосаженное бревно или махающая кувалдой в кузнице, была так же нелепа, как и прядущий кузнец или доящий корову мужчина. Только по великой нужде женщина, обычно вдова, бралась за топор, а мужчина (тоже чаще всего овдовевший) садился с подойником под корову.
Все руководство домашним хозяйством держала в руках большуха - женщина, жена и мать. Она ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учет сену, соломе, муке и заспе* (* Заспа - овсяная крупа (сев. ж.)). Весь скот и вся домашняя живность, кроме лошадей, находились под присмотром большухи. Под ее неусыпным надзором находилось все, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, тканье, баня и т.д. Само собой, все эти работы она делала не одна. Дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что-то полезное. Большуха отнюдь не стеснялась в способах поощрения и наказания, когда речь шла о домашнем хозяйстве.
Звание «большуха» с годами незаметно переходило к жене сына.
Хозяин, глава дома и семьи, был прежде всего посредником в отношениях подворья и земельного общества, в отношениях семьи и властями предержащими. Он же ведал главными сельхозработами, пахотой, севом, а также строительством, заготовкой леса и дров. Всю физическую тяжесть крестьянского труда он вместе со взрослыми сыновьями нес на своих плечах. Дед (отец хозяина) часто имел во всех этих делах не только совещательный, но и решающий голос. Кстати, в добропорядочной семье любые важные дела решались на семейных советах, причем открыто, при детях. Лишь дальние родственники (убогие или немощные, до самой смерти живущие в доме) благоразумно не участвовали в этих советах.
Семья крестьянина складывалась веками, народ отбирал ее наиболее необходимые «габариты» и свойства. Так, она разрушалась или оказывалась неполноценной, если была недостаточно полной. То же происходило при излишней многочисленности, когда, к примеру, женились два или три сына. В последнем случае семья становилась, если говорить по-современному, «неуправляемой», поэтому женатый сын, если у него имелись братья, стремился отделиться от хозяйства отца. Мир нарезал ему землю из общественного фонда, а дом строили всей семьей, помочами. Дочери, взрослея, тоже покидали отцовский дом. При этом каждая старалась не выходить замуж раньше старшей сестры. «Через сноп не молотят», - говорилось о неписаном законе этой очередности.
Дети в семье считались предметом общего поклонения. Нелюбимое дитя было редкостью в русском крестьянском быту. Люди, не испытавшие в детстве родительской и семейной любви, с возрастом становились несчастными. Не зря вдовство и сиротство издревле считались большим и непоправимым горем. Обидеть сироту или вдову означало совершить один из самых тяжких грехов. Вырастая и становясь на ноги, сироты делались обычными мирянами, но рана сиротства никогда не зарастала в сердце каждого из них.

Василий Белов. Лад. Москва, «Молодая гвардия». 1982.

Василий Григорьевич Перов.
Путешествие квартального с семейством на богомолье. Эскиз.
1868.

В нормальной крестьянской семье все дети рождались по преимуществу в первые десять-пятнадцать лет брачной жизни. Погодками назывались рождаемые через год. Таким образом, даже в многодетной семье, где было десять-двенадцать детей, при рождении последнего первый или самый старший еще не выходил из отрочества. Это было важно, так как беременность при взрослом, все понимающем сыне или дочери была не очень-то и уместна. И хотя напрямую никто не осуждал родителей за рождение неожиданного «заскребыша», супруги - с возмужанием своего первенца и взрослением старших - уже не стремились к брачному ложу... К ним как бы понемногу возвращалось юношеское целомудрие.

Василий Белов. Лад. Москва, «Молодая гвардия». 1982.

Василий Григорьевич Перов.
Трудовое семейство. Эскиз.

Г. Васько.
Портрет юноши из семьи Томары.
1847.


Григорий Семёнович Мусикийский.
Семья Петра I в 1717.

Елизавета Бём (Эндаурова).
Сердце на месте, когда вся семья вместе!


Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
В семье друг друга все дарят яичком ярко-красным.


Иван Васильевич Лучанинов.
Возвращение ратника в свое семейство.
1815.


Иван Глазунов.
Семья художника.


Илья Ефимович Репин.
Семейный портрет Деларовых.
1906.


Карл Павлович Брюллов.
Семья итальянца.
1831.


Константин Маковский.
Семейный портрет.
1882.


Леонид Осипович Пастернак.
Лев Николаевич Толстой с семьей в Ясной Поляне.
1902.


Ловис Коринф.
Семья художника Фрица Румпфа.


Моронобу Хисикава.
Сцены, связанные с семьей Сога.

Николай Иванович Аргунов.
Портрет мальчика из семьи Шереметевых.
1803.


О. Верейский.
Семейный портрет.


Ольга Каблукова.
Столетняя царскосельская крестьянка с семьей.
1815.


Пётр Петрович Кончаловский.
Семейный портрет («сиенский».).
1912.

Рембрандт Харменс ван Рейн.
Ангел Рафаил, покидающий семейство Товия.
1637.


Рембрандт Харменс ван Рейн.
Семейный портрет.
1668-1669.


Сандро Ботичелли.
Алтарь Заноби. Поклонение волхвов с изображением членов семьи Медичи.


Т. Шевченко.
Крестьянская семья.
1843.


Фёдор Петрович Толстой.
Семейный портрет.
1830.


Эдгар Дега. Семейство Беллелли.
1858-1859.


Эдуард Мане.
Семья Моне в саду.
1874.

Якоб Йорданс.
Семья художника в саду.
1621.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама