THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Защитные психологические резервы организма человека огромны.

Надо лишь знать, как извлечь их из глубин мозга и активировать на борьбу с болезнями.

Некогда люди умели справляться с недугами, используя различные виды энергий. Интуиция: включаем внутренние резервы организма

С развитием техногенной цивилизации высшие способности человека оказались не востребованы.

Не умом, а сердцем

Что делать, когда традиционная медицина не помогает? Такой вопрос задают себе миллионы людей, которые вынуждены бороться с тем или иным заболеванием. В поисках лечения многие обращаются к экстрасенсам, целителям, среди которых немало откровенных мошенников. По сути это игра в рулетку со своим здоровьем.

Однако можно пойти и другим путем, попробовать активировать собственные внутренние силы и тем самым помочь врачам в их усилиях по вашему выздоровлению. Первые шаги в области активизации внутренних резервов связаны с развитием интуитивного восприятия.

Развитие интуиции -внутренние резервы организма

Как же использовать этот мощный, мало востребованный в современной жизни фактор внутренней диагностики. Для начала стоит разобраться о чем идет речь.

Интуитивное восприятие — это непосредственное постижение истины без логического анализа, основанное на воображении, другими словами — чутье, проницательность. Причем это касается не только объектов, событий, но и собственного состояния и даже будущего.

Интуитивные способности заложены в любом человеке, но подавленные разумом, они не развивается и остаются в первозданном состоянии Мы развили в себе рассудочность, рациональное мышление, загнали себя в информационную пучину, где нет места развитию собственных интуитивных способностей.

Доверие к интуиция

Прежде чем приступить к развитию интуитивных способностей к непосредственному видению, следует выполнить несложные рекомендации.

Определитесь, хотите ли вы воспользоваться вашими скрытыми ресурсами или предпочитаете однобокое осознанное восприятие. Многое зависит от вашего настроя, от мыслей и предубеждений, часто неосознанных.

Рассмотрите свое отношение к интуиции. Возможно вы только сейчас увидите свой скептический настрой насчет своих возможностей.

Для того, чтобы пополнить свой интуитивный потенциал, необходимо определить причины предубеждений и изменить свою установку.

Любой из нас имеет собственное воспитание. Родители, родственники, окружение оказывали на нас влияние, формируя картину мира. Выясните, существуют ли в ней предубеждения относительно интуиции, связанные именно с воспитанием, и если ответ "да" , то в картине мира следует кое-что поменять.

Продумайте как вы настроены относительно интуиции:

  • ваше отношение, если кто-то рассказывает о своих интуитивных способностях;
  • верите ли вы вообще, что интуиция существует;
  • появляются ли у вас сомнения, когда есть возможность довериться свои чувствам;
  • с каким чувством реагируете размышляя об интуиции;
  • определите положительный образ интуиции;
  • доверяйте своей интуиции, научитесь понимать и принимать свою интуицию, не требуя доказательств.

Выработайте в себе приятие, возможность принимать как правильное то, что подходит, соответствует внутреннему чувству.

Найдите в себе сильные стороны развивайте их. Те, кто пользуется интуицией, чувствуют уверенность в себе и рассчитывают на собственные силы, внутренне они свободны и независимы, настроены положительно.

Поверьте в то, что ваша интуиция сама разберется и найдет самое оптимальное решение ваших проблем и ответы на ваши вопросы, что каждодневные тренировки дадут вам возможность овладеть своими интуитивными силами, и вы сможете почувствовать собственную интуицию.

Уважаемые читатели блога "Будьте здоровы" посмотрите видеоролик: "Что такое интуиция"

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Физиология человека является теоретической основой целого ряда практических дисциплин (медицины, психологии, педагогики, биомеханики, биохимии и др.). Без понимания нормального течения физиологических процессов и характеризующих их констант различные специалисты не могут правильно оценивать функциональное состояние организма человека и его работоспособность в различных условиях деятельности.

Знание физиологических механизмов регуляции различных функций организма имеет важное значение в понимании хода восстановительных процессов во время и после напряженного мышечного труда.

Раскрывая основные механизмы, обеспечивающие существование целостного организма и его взаимодействие с окружающей средой, физиология позволяет выяснить и исследовать условия и характер изменений деятельности различных органов и систем в процессе онтогенеза человека.

Человеческий организм представляет собою единое функциональное целое, несмотря на большое число органов. Эти органы обладают различным строением, образованы из тканей, которые в свою очередь состоят из бесчисленного количества клеток однородных по своей деятельности и форме, в которых происходят те или иные жизненные процессы.

Целью данной работы является рассмотрение следующих вопросов по заданной теме:

Понятие о физиологических резервах организма, их характеристика и классификация;

Утомление. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок;

Физическое развитие, телосложение.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. Понятие о физиологических резервах организма, их характеристика и классификация

Учение о физиологических резервах представляет одну из важнейших основ физиологии спорта, так как позволяет правильно оценивать и решать задачи по сохранению здоровья и повышению тренированности спортсменов.

В настоящее время под физиологическими резервам и организма понимается выработанная в процессе эволюции адаптационная и компенсаторная способность органа, системы и организма в целом усиливать во много раз интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием относительного покоя (Бресткин М.П).

Физиологические резервы обеспечиваются определенными анатомо-физиологическими и функциональными особенностями строения и деятельности организма, а именно:

Наличием парных органов, обеспечивающих замещение нарушенных функций (анализаторы, железы внутренней секреции, почки и др.);

Значительным усилением деятельности сердца, увеличением общей интенсивности кровотока, легочной вентиляции и усилением деятельности других органов и систем;

Высокой резистентностью клеток и тканей организма к различным внешним воздействиям и внутренним изменениям условий их функционирования.

В качестве примера проявления физиологических резервов можно указать на то, что во время тяжелой физической нагрузки минутный объем крови у хорошо тренированного человека может достигать 40 л, т.е. увеличиваться в 8 раз, легочная вентиляция при этом возрастает в 10 раз, обусловливая увеличение потребления кислорода и выделение углекислого газа в15 раз иболее. В этих условиях работа сердца человека, как показывают расчеты, возрастает в 10 раз.

Все резервные возможности организма можно разделить на две группы :

Социальные резервы (психологические и спортивно-технические) и

Биологические резервы (структурные, биохимические и физиологические).

Морфофункциональной основой физиологических резервов являются органы, системы организма и механизмы их регуляции, обеспечивающие переработку информации, поддержание гомеостаза и координацию двигательных и вегетативных актов.

Физиологические резервы включаются не все сразу, а поочередно.

Первая очередь резервов реализуется при работе до 30% от абсолютных возможностей организма и включает переход от состояния покоя к повседневной деятельности. Механизм этого процесса - условные и безусловные рефлексы.

Вторая очередь включения осуществляется при напряженной деятельности, нередко в экстремальных условиях при работе от 30% до 65% от максимальных возможностей (тренировки, соревнования). При этом включение резервов происходит благодаря нейрогуморальным влияниям, а также волевым усилиям и эмоциям.

Резервы третьей очереди включаются обычно в борьбе за жизнь, часто после потери сознания, в агонии. Включение резервов этой очереди обеспечивается, по-видимому, безусловно-рефлекторным путем и обратной гуморальной связью.

Во время соревнований или работы в экстремальных условиях диапазон физиологических резервов снижается, поэтому основная задача состоит в его повышении. Оно может достигаться закаливанием организма, общей и специально направленной физической тренировкой, использованием фармакологических средств и адаптогенов.

При этом тренировки восстанавливают и закрепляют физиологические резервы организма, ведут к их расширению. Еще в 1890 г. И.П.Павлов указывал, что израсходованные ресурсы организма восстанавливаются не только до исходного уровня, но ис некоторым избытком (феномен избыточной компенсации) . Биологический смысл этого феномена огромен. Повторные нагрузки, приводящие к суперкомпенсации, обеспечивают повышение рабочих возможностейорганизма. В этом и состоит главный эффект систематических тренировок . Под влиянием тренирующих воздействий спортсмен в процессе восстановления становится сильнее, быстрее и выносливее, т.е. в конечном итоге расширяются его физиологические резервы.

Включение фактора физиологических резервов в систему факторов, обеспечивающих надежность спортивной деятельности, обусловлено:

значительными корреляционными взаимосвязями показателей физиологических резервов организма и психологическими показателями;

наличием достоверных в физиологических и биохимических показателях различий между наиболее и менее надежными спортсменами в зависимости от степени экстремальности условий их деятельности;

выявившимся в процессе проведенного факторного анализа ортогональным фактором, интерпретированным нами как «фактор функциональных (физиологических) резервов».

Остановимся на теоретических положениях, касающихся резервных возможностей человека. Так, А.С. Мозжухин под резервными возможностями организма понимает его скрытые возможности (приобретенные в ходе эволюции и онтогенеза) усиливать функционирование своих органов и систем органов в целях приспособления к чрезвычайным сдвигам во внешней или внутренней среде организма. Резервные возможности организма спортсменов возможно выявить лишь в экстремальных условиях спортивной деятельности, и это подчеркивает тесную взаимосвязь проблемы выявления резервов и проблемы надежности в спорте.

Резервы разделяют на социальные и биологические. Социальные резервы при этом подразделяют на психические, связанные с социальной мотивацией деятельности, и резервы профессиональных (спортивно-технических) навыков.

Биологические резервы подразделяются на функциональные и структурные резервы. Под функциональными резервами организма подразумеваются его скрытые возможности, которые проявляются в период повышенной деятельности организма и связаны с изменениями в функции его органов и систем. Под структурными резервами понимаются изменения, возникающие в процессе тренировок (прочность костей и связочного аппарата, увеличение количества миофибрилл в клетках, изменение строения миофибрилл и мышечных волокон), которые, в свою очередь, оказывают существенное влияние на функциональные возможности организма спортсмена.

В функциональных резервах выделяются резервы биохимические и резервы физиологические. Под биохимическими резервами понимаются скорость протекания и объем биохимических процессов, определяющие экономичность и интенсивность энергетического и пластического обменов и их регуляцию. Категория индивидуального предполагает рассмотрение формирования активной личности советского спортсмена с позиций «индивидуального стиля деятельности» как гармонизирующего развитие индивидуальности спортсмена. Резервы физиологические связаны с интенсивностью и длительностью работы органов и систем организма и их нейрогуморальной регуляцией, что находит свое отражение в повышении работоспособности спортсмена.

С резервами биологическими тесно связаны психические резервы , которые, применительно к спортивной деятельности, могут быть охарактеризованы как способность идти на риск травмы, делать чрезвычайные волевые усилия, преодолевать неприятные и даже болевые ощущения ради достижения осознанной спортивной цели, констатировать внимание на своей деятельности, избегать помех, готовность бороться за победу и не падать духом при поражениях. То есть психические резервы - это потенциальные способности психики человека, находящие свою реализацию в экстремальных условиях деятельности.

Проблема функциональных резервов тесно взаимосвязана с надежностью физиологических функций. А.В. Коробков также отмечает, что надежность физиологических функций является качеством, гарантирующим сохранность физиологических процессов при различных нарушающих функцию воздействиях. Он же показывает, что надежность физиологических функции обеспечивается целым рядом анатомических, структурных и функциональных возможностей организма.

2. Утомление

Особенности утомления при различных видах физических нагрузок

Утомление - это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Проявляется утомление в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоение теоретического материала.

Утомление связано с ощущением усталости, и в тоже время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения.

Виды утомления: острое - проявляется в короткий промежуток времени;

хроническое - носит длительный характер; общее - изменение функций организма в целом; локальное - затрагивает какую-либо ограниченную группу мышц орган, анализатор.

Различают две фазы утомления:

- компенсированную - нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма);

- некомпенсированную - резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность снижается.

Возникновение утомления обусловлено многими причинами, которые могут быть неодинаковыми при различной мышечной деятельности. В одних случаях понижение работоспособности зависит от уменьшения энергетических запасов, в других этот фактор не играет почти никакой роли.

Снижение работоспособности при утомлении может быть обусловлено изменениями в проведении нервных импульсов через синапсы в центральной нервной системе и в мышце. Оно бывает связано также с изменениями соотношения между ионами калия и натрия, что отрицательно влияет на возникновение электрических потенциалов в мышце при ее возбуждении.

В центральной нервной системе при утомительной работе может нарушаться баланс между процессами возбуждения и торможения. Преобладающим становится тормозной процесс, что снижает работоспособность. Но с другой стороны, развитие торможения в нервных клетках необходимо, так как оно охраняет их от излишнего возбуждения и истощения. В работающих мышцах также могут снижаться запасы энергетических веществ. Кроме того, утомительная работа ведет к снижению активности ферментов, обеспечивающих протекание химических реакций. В результате обмен веществ в мышце становится недостаточным для обеспечения ее работоспособности. При длительной и утомительной работе может становиться недостаточной и деятельность желез внутренней секреции - гипофиза и надпочечника, гормоны которых играют большую роль в поддержании работоспособности.

Таким образом, причины утомления сложны и разнообразны, главным и объективным признаком утомления человека является снижение его работоспособности. Однако понижение работоспособности не всегда является симптомом утомления. Работоспособность может снизиться вследствие пребывания человека в неблагоприятных условиях (высокая температура и влажность воздуха, пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе и др.). С другой стороны, длительная работа с умеренным напряжением может протекать на фоне выраженного утомления, но без снижения производительности. Следовательно, снижение работоспособности является признаком утомления только тогда, когда известно, что оно наступило вследствие конкретно выполненной физической или умственной работы.

При утомлении работоспособность снижается временно, она быстро восстанавливается при ежедневном обычном отдыхе.

Состояние утомления имеет свою динамику - усиливается во время работы и уменьшается в процессе отдыха (активного, пассивного и сна).

Итак, утомление является нормальной физиологической реакцией организма на работу. С одной стороны, оно служит очень важным для работающего человека фактором, так как препятствует крайнему истощению организма, переходу его в патологическое состояние, являясь сигналом необходимости прекратить работу и перейти к отдыху. Наряду с этим, утомление играет существенную роль, способствуя тренировке функций организма, их совершенствованию и развитию. С другой стороны, утомление ведет к снижению работоспособности спортсменов, к неэкономичному расходованию энергии и уменьшению функциональных резервов организма. Эта сторона утомления является невыгодной, нарушающей длительное выполнение спортивных нагрузок.

Рассмотрим особенности утомления при различных видах физических нагрузок . Знание механизмов утомления и стадий его развития позволяет правильно оценить функциональное состояние и работоспособность спортсменов и должно учитываться при разработке мероприятий, направленных на сохранение здоровья и достижение высоких спортивных результатов.

Как мы уже отмечали, одним из основных признаков утомления является снижение работоспособности, которая в процессе выполнения различных физических упражнений изменяется по разным причинам; поэтому и физиологические механизмы развития утомления неодинаковы. Они обусловлены мощностью работы, ее длительностью, характером упражнений, сложностью их выполнения и пр.

При выполнении циклической работы максимальной мощности основной причиной снижения работоспособности и развития утомления является уменьшение подвижности основных нервных процессов в ЦНС с преобладанием торможения вследствие большого потока эфферентной импульсации от нервных центров к мышцам и афферентных импульсов от работающих мышц к центрам. Разрушается рабочая система взаимосвязанной активности корковых нейронов. Кроме того, в нейронах падает уровень содержания АТФ и креатин-фосфата,и в структурах мозга повышается содержание тормозного медиатора - гамма-аминомасляной кислоты. Существенное значение в развитии утомления при этом имеет изменение функционального состояния самих мышц, снижение их возбудимости, лабильности и скорости расслабления.

При циклической работе субмаксимальной мощности ведущими причинами утомления являются угнетение деятельности нервных центров и изменения внутренней среды организма. Причина этого - большой недостаток кислорода, вследствие которого развивается гипоксемия, снижается рН крови, в 20-25 раз увеличивается содержание молочной кислоты в крови. Кислородный долг достигает максимальных величин - 20-22 л. Недоокисленные продукты обмена веществ, всасываясь в кровь, ухудшают деятельность нервных клеток. Напряженная деятельность нервных центров осуществляется на фоне кислородной недостаточности, что и приводит к быстрому развитию утомления.

Циклическая работа большой мощности приводит к развитию утомления вследствие дискоординации моторных и вегетативных функций. На протяжении нескольких десятков минут должна поддерживаться весьма напряженная работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем для обеспечения интенсивно работающего организма необходимым количеством кислорода. При этой работе кислородный запрос несколько превышает потребление кислорода и кислородный долг достигает 12-15 л. Суммарный расход энергии при такой работе очень велик, при этом расходуется до 200 г глюкозы, что приводит к некоторому ее снижению в крови. Происходит также уменьшение в крови гормонов некоторых желез внутренней секреции (гипофиза, надпочечников).

Длительность выполнения циклической работы умеренной мощности приводит к развитию охранительного торможения в ЦНС, истощению энергоресурсов, напряжению функций кислородтранспортной системы, желез внутренней системы и изменению обмена веществ. В организме снижаются запасы гликогена, что ведет к уменьшению содержания глюкозы в крови.

Значительная потеря организмом воды и солей, изменение их количественного соотношения, нарушение терморегуляции также ведут к понижению работоспособности и возникновению утомления у спортсменов. В механизме развития утомления при длительной физической работе могут играть определенную роль изменения белкового обмена и снижение функций желез внутренней секреции. При этом в крови снижается концентрация глюко- и минералкортикоидов, катехоламинов и гормонов щитовидной железы. Вследствие этих изменений, а также в результате длительного влияния монотонных афферентных раздражений в нервных центрах возникает торможение. Угнетение деятельности этих центров приводит к снижению эффективности регуляции движений и нарушению их координации. При длительном выполнении работы в разных климатических условиях развитие утомления, кроме того, может быть ускорено нарушением терморегуляции.

При различных видах ациклических движений механизмы развития утомления также неодинаковы. В частности, при выполнении ситуационных упражнений, при разных формах работы переменной мощности большие нагрузки испытывают высшие отделы головного мозга и сенсорные системы, так как спортсменам необходимо постоянно анализировать изменяющуюся ситуацию, программировать свои действия и осуществлять переключение темпа и структуры движений, что и приводит к развитию утомления.

В некоторых видах спорта (например, футбол) существенная роль принадлежит недостаточности кислородного обеспечения и развитию кислородного долга.

При выполнении гимнастических упражнений и в единоборствах, утомление развивается вследствие ухудшения пропускной способности мозга и снижения функционального состояния мышц (уменьшается их сила и возбудимость, снижается скорость сокращения и расслабления).

При статической работе основными причинами утомления являются непрерывное напряжение нервных центров и мышц, выключение деятельности менее устойчивых мышечных волокон и большой поток афферентных и эфферентных импульсов между мышцами и моторными центрами.

физиологический резерв утомление телосложение

3. Физическое развитие, телосложение

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания.

В узком смысле слова под физическим развитием понимают антропометрические показатели: рост, вес, окружность-объем грудной клетки, размер стопы и т.п. Уровень физического развития определяется в сравнении с нормативными таблицами.

В учебном пособия Холодова Ж.К., Кузнецова B.C. «Теория и методика физического воспитания и спорта» определено, что ф изическое развитие - это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

На физическое развитие человека влияют наследственность, окружающая среда, социально-экономические факторы, условия труда и быта, питание, физическая активность, занятия спортом. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят и от его конституции.

На каждом возрастном этапе непрерывно происходящие биологические процессы, которые характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечнососудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Физическое развитие определяется законами: наследственности; возрастной ступенчатости; единства организма и среды (климатогеографических, социальных факторов); биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Показатели физического развития имеют большое значение для оценки качества жизни того или иного общества.

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45-50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности , которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости . Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности . Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае. Поэтому выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся.

При занятиях физическими упражнениями необходимо учитывать особенности телосложения занимающихся. Телосложение - размеры, формы, пропорции и особенности частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей. Имеются три основных типа телосложения . Для человека атлетического сложения (нормостеника ) характерна хорошо выраженная мускулатура, он крепок и широк в плечах. Астеник - это человек со слабой мускулатурой, ему трудно наращивать силу и объём мышц. Гиперстеник имеет мощный костяк и, как правило, рыхлую мускулатуру. Это люди, склонные к полноте. Однако, в чистом виде эти типы телосложения встречаются редко.

Размеры и формы тела каждого человека генетически запрограммированы. Эта наследственная программа реализуется в ходе последовательных морфологических, физиологических и биохимических трансформаций организма от его зарождения до конца жизни. Это - конституционный тип телосложения человека, но это не только собственно телосложение, но и программа его будущего физического развития.

Основными компонентами массы тела являются мышечная, костная и жировая ткань. Их соотношение в значительной мере зависит от условий двигательной деятельности и питания. Возрастные изменения, различные болезни, усиленная физическая нагрузка изменяют размеры, очертания тела.

Среди размеров тела выделяют тотальные (целый) и парциальные (часть).

Тотальные (общие) размеры тела - основные показатели физического развития человека. К ним относятся длина и масса тела, а также обхват груди.

Парциальные (частичные) размеры тела являются слагаемыми тотального размера и характеризуют величину отдельных частей тела.

Большинство антропометрических показателей имеет значительные индивидуальные колебания. Тотальные размеры тела зависят от его длины и массы, окружности грудной клетки. Пропорции тела определяются соотношением размеров туловища, конечностей и их сегментов. Например, для достижения высоких спортивных результатов в баскетболе большое значение имеет высокий рост и длинные конечности.

Размеры тела являются важными показателями (наряду с другими параметрами, характеризующими физическое развитие) являются важными параметрами спортивного отбора и спортивной ориентации. Как известно, задача спортивного отбора - отобрать детей, наиболее пригодных в связи с требованиями вида спорта. Проблема спортивной ориентации и спортивного отбора является комплексной, требующей использования педагогических, психологических и медико-биологических методов.

Заключение

Итак, итог данной работы. Мы рассмотрели несколько вопросов по анатомо-физиологическим основам физкультуры и спорта.

Известно, что тренированный человек может совершать большую работу, чем нетренированный, и что тот и другой под влиянием чрезвычайного усилия, эмоционального возбуждения, оказавшись в особых условиях, могут выполнить работу, недоступную в обычном состоянии. Это свидетельствует о том, что организм человека обладает некоторыми скрытыми возможностями - резервами. Резервы - выработанная в процессе эволюции адаптационная и компенсаторная способность организма нести в определенных условиях повышенную по сравнению с обычной деятельностью нагрузку. Адаптация человека к любому фактору среды, в том числе и к интенсивной мышечной деятельности, осуществляется путем мобилизации и использования его физиологических резервов. При этом пределы адаптивных возможностей организма определяются в первую очередь уровнем этих резервов.

Утомлением называется такое состояние, при котором вследствие длительной или напряженной работы ухудшается функция двигательной системы и вегетативных органов, их координация и снижается работоспособность. Физиологическое назначение утомления - оповещение организма о необходимости закончить работу, т.к. ее интенсивность и длительность могут привести к чрезмерному истощению организма. Основным признаком является снижение работоспособности. Конкретная реализация этого свойства, т.е. глубина развивающегося утомления при одной и той же нагрузке, зависит от степени адаптации человека к определенному виду деятельности и его тренированности, физического и психического состояния работающего, уровней мотивации и нервно-эмоционального напряжения, возраста, адекватности нагрузок и т.п.

Физическое развитие - комплекс морфофункциональных показателей, которые тесно связаны с физической работоспособностью и уровнем биологического состояния индивидуума в данный конкретный момент времени.

Телосложение - размеры, формы, пропорции и особенности частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей.

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах индивидуального развития, когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления.

Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят от его конституции.Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности.

Работоспособность человека - умение человека выполнять заданную функцию с той или иной эффективностью.

Список используемой литературы

1. Васильева В.В. Физиология человека: учеб. для сред. и высш. учеб. заведений / В.В. Васильева. - М.: ФиС, 1973. - 192 с.

2. Дубровский В.И. Спортивная физиология: учеб. для сред. и высш. учеб. заведений / В.И. Дубровский. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 462 с.

3. Рогова Р.В. Теория и методика физической культуры и спорта: учебно-метод. комплекс. Часть 1 / Р.В. Рогова - Г.-Алтайск: ГАГУ, 2010. - 151 с.

4. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Олимпия Пресс, 2005. - 528 с.

5. Спортивна медицина: учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.Л. Карпмана. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 304 с.

6. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - М.: Академия, 2004. - 480 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Биологические и физиологические изменения в организме человека под влиянием физических нагрузок. Значение двигательной активности для работоспособности органов и систем. Характеристика процессов утомления и восстановления в циклических видах спорта.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Физиологические особенности организма в период утомления. Наиболее эффективные средства, ускоряющие процессы восстановления. Апробация возможностей средств, ускоряющих процессы восстановления работоспособности спортсменов после тренировочных нагрузок.

    дипломная работа , добавлен 29.08.2014

    Определение и физиологические механизмы развития утомления. Научные основы "активного отдыха". Спортивная тренировка и отдых. Восстановление работоспособности в спорте. Роль центростремительных импульсов в снижении утомления нервно-мышечной системы.

    реферат , добавлен 09.06.2014

    Физиологическая сущность утомления и его особенности при различных видах мышечной деятельности. Определение, основные показатели и причины утомления при циклической работе субмаксимальной мощности. Физиологическая характеристика конькобежного спорта.

    контрольная работа , добавлен 08.09.2009

    Общая характеристика выносливости. Четыре основных типа утомления: умственное, эмоциональное, сенсорное, физическое. Три вида физического утомления: локальное, региональное, тотальное. Выносливость как двигательное качество. Скоростная выносливость.

    контрольная работа , добавлен 26.01.2009

    Физиологические особенности организма спортсмена в периоды утомления и восстановления. Методические приемы построения тренировки. Психологические, гигиенические и медико-биологические средства, способствующие улучшению восстановительных процессов.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2014

    Физиологические особенности организма в периоды утомления и восстановления. Активный отдых, аутогенная тренировка. Биологические факторы восстановления работоспособности. Эффективность применения массажа с целью восстановления после физической нагрузки.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2010

    Влияние двигательной активности на органы и системы организма. Интенсивность, длительность физических нагрузок, их влияние на организм. Физиологические и биологические изменения происходящие в организме под воздействием активной двигательной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2009

    Физический потенциал, особенности и составляющие. Понятие о физической подготовке человека, её роль. Показатели функциональной подготовленности. Роль и взаимосвязь процессов утомления, восстановления. Состояние функций организма, локализация утомления.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2014

    Понятие "здоровье", его содержание и критерии. Функциональные резервы организма. Составляющие здорового образа жизни. Режим отдыха и труда. Характеристика правильного питания. Физиологические потребности организма. Влияние алкоголизма на печень.

Негосударственное образовательное учреждение.

Красноярский кооперативный техникум экономики коммерции и права.

Дисциплина: Физическая культура.

Тема: Понятия: здоровье, резервы человеческого организма, здоровый образ жизни.

Выполнена преподавателями Ц.К.

Военно-спортивной подготовки

1. Понятия: здоровье, резервы человеческого организма, здоровый образ жизни.

2. Факторы ЗОЖ.

3. Питание.

4. Влияние избыточного веса на состояние здоровья.

5. Средства поддержания нормального веса.

6. Курения. его роль в развитии заболеваний.

7. Алкоголизм, наркомания,токсикомания. Их роль в деградации личности.

8. Физическая культура и ЗОЖ.

9. Закаливание. значение,средства,методика.

10. Роль ритмов в жизни человека.

1.Что же такое здоровье? Один человек не заболевает гриппом даже при его эпидемии, на другого достаточно чихнуть, и он уже болен. Один в полыныIo зимой попадёт и даже насморка не получит, другой-прогулял на свежем морозном воздухе, и у него уже ангина. О первом мы говорим, что у него крепкое здоровье, о втором, что у него слабое здоровье? Да, это важно, но не только. Другое определение здоровья-способность сохранять равновесие между организмом и постоянно меняющейся внешней и внутренней средой. Любой живой организм, и человеческий в том числе, обладает большими резервами в поддержании такого равновесия. Что такое резерв? Это разница в показателях работоспособности органа, системы при максимальной нагрузке и уровнем покоя.

Разъясним на примере. Сердце человека в состоянии покоя за минуту перекачивает около 4-5 л крови. При нагрузке (например, при беге на 3 км) потребность организма в кислороде, а следовательно, и в притоке крови, сильно возрастает. Объём крови, который сердце способно перекачать за минуту, может увеличиться до 20 л., Т.е. такое сердце располагает пятикратным резервом. А зачем нужен такой большой резерв в жизни? Пример. Человек заболел тифом. Температура тела поднялась до 40°С..Потребность в кислороде возросла в 2 раза. При пятикратном резерве сердце справится с такой нагрузкой без напряжения. У нетренированного сердца такого резерва нет. Уже через несколько минут ткани тела окажутся в тяжелом кислородном голодании.

Резервами обладают все системы организма и тем большими, чем больше подвергшегося тренировке. Теперь самое время привести определение здоровья наиболее авторитетного органа - Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Она работает в рамках Организации Объединенных наций (ООН).

«Здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней».Физическое благополучие- это когда все органы человеческого тела в порядке, функционируют в пределах нормы и даже могут при необходимости работать со значите6льным превышением нормы, т.е. обладают резервом.

Духовное (душевное или психическое) благополучие предполагает преобладание у человека хорошего настроения, его уверенности в своем будущем, положительный настрой на преодоление трудностей и неблагоприятных ситуаций, в отличие от упаднического настроения, вызывающего отрицательные эмоции и даже депрессию. Духовное благополучие предполагает также доброе отношение к ЛIОДЯМ, отсутствие в характере человеконенавистнических черт, что очень важно для создания вокруг себя благожелательного фона человеческих отношений. Социальное благополучие предполагает устойчивое положение человека в обществе, наличие хорошей оплачиваемой работы, семьи.

А как понимать «здоровый образ жизни?» Образ жизни- это система взаимоотношений человека с самим собой и с факторами внешней среды. Под здоровым образом жизни (ЗОЖ) понимается такой, при котором сохраняются или расширяются резервы организма.

2.0браз жизни зависит от многих условий (факторов). Для удобства запоминания их можно объединить в три группы.

l-я группа факторов. Все то, что окружает человека - среда. Это стены квартиры и дома, улицы транспорт на них. Это лес и горы, луг и река, солнце и воздух, одежда человека. Сюда отнесем и людей, окружающих человека- микросоциум, как говорят ученые. Семья и учебная группа, производственная бригада, соседи по квартире.

2-я группа факторов. Все то, что человек «вводит» в себя. Продукты питания, лекарства, никотин, алкоголь, наркотики.

3-я группа факторов. То, что человек дает с собой в результате волевых усилий и осознания необходимости своих действий. Сюда отнесем занятия физической культурой и спортом, закаливание, организацию своего рабочего дня - чередование труда и отдыха, ритмичность в работе.

Теперь коснемся кратко всех трех групп факторов.

Мы можем сказать, что человек не способен влиять на такие составляющие окружающей среды, как климат, радиация, чистота воздуха и воды. Но такая оценка была бы неполной. От каждого конкретного человека, от его гражданской позиции, от его добросовестного исполнения своей работы зависит даже решение глобальных проблем. Сумели ведь люди, объединившись, противостоять осуществлению проекта переброски стока рек, текущих на север, на юг. Тем более в силах каждого человека решить свои личные, конкретные проблемы, связанные с собственным здоровьем. Общеизвестно, например, что постоянный шум, превышающий пороговые величины также отрицательно сказывается на состоянии здоровья. Казалось бы, безобидное и приятное прослушивание музыки через плеер. А оказывается, оно существенно ухудшает слух. Исследования студентов штата Теннеси (США) показали, что 60% молодых людей имеIОТ слуховую способность такую же, как люди в возрасте 60-69 лет, Т.е. пониженную.

Сильный шум вызывает сужение кровеносных сосудов, расширение зрачков, повышение мышечного тонуса, увеличение частоты сердечных сокращений, повышение кровяного давления, задержку дыхания и желудочные спазмы. Стойкое сужение кровеносных сосудов может привести к гипертонии.

Чистота одежды, прилегающей к телу, имеет особое значение для людей, занимающихся физической культурой и спортом. Нередко студенты после интенсивных знаний, вызывающих обильное потение, не моются под теплым душем, не меняют одежду. В результате они, мало того, что распространяют неприятный для других людей запах пота, но и вредя собственному здоровью. Кожа человека обладает многосторонними функциями. Она регулирует теплоотдачу, пронизана густой сетью венозных кровеносных сосудов. На коже расположены нервные окончания, кожа непосредственно связана с эндокринной системой. Без кожи невозможны никакие жизненные процессы. Например, как и легкие, кожа вдыхает через микроскопические поры воздух, воду и когда мелкие поры, занимающие большую часть поверхности тела, по каким-либо причинам закупориваются, человек теряет сознание. Грязная кожа - это и причина кожных заболеваний (фурункулез и пр.) и затрудненный отдых после нагрузки.

Микросоциум. Семья, учебная группа, бригада взаимодействуют с личностью постоянно -весь рабочий день и всю рабочую неделю. Поэтому для здоровья человека очень важен характер этого взаимоотношения, психологический фон. Если отношения доброжелательные, внимательные, выдержанные, без грубостей и оскорблений- это способствует здоровью. Человек находится в хорошем настроении, добром расположении духа, сам изучает добро и светлое чувства. Это очень важно- самому быть добрым и приветливым. Ведь любая постоянная группа состоит из личностей, нескольких «Я», которые и создают благоприятный или наоборот, угнетающий психологический климат группы.

3.Прежде всего необходимо указать на доброкачественность продуктов питания. Они не должны содержать вредная для организма человека веществ (нитраты, соли тяжелых металлов и пр.), быть загрязненными радиацией. Покупая продукты на рынке, очень важно выяснить откуда они - не из районов ли, затронутых радиационным загрязнением после чернобыльской катастрофы; где росла картошка- не у автомобильной ли, дороги, собирая в себя все вредные вещества выхлопных газов автомобилей. Следующим требованиям к здоровому питанию является его сбалансированность.

Сбалансированность по набору продуктов и калорийности. Основными продуктами питания являются белки, жиры, углеводы. Соотношение в питание человека белков, жиров, углеводов должно выдерживаться в пропорции 1:0, 7:4.

Белки- основной строительный материал. Попадая в организм человека, белки распадаются до аминокислот, из которых формируются необходимые организму вещества. Часть из аминокислот могут синтезироваться в организме, они называются заменимыми. Аминокислоты, которые не синтезируются в организме, называются незаменимыми. Они должны поступать в организм с продуктами животного происхождения и злаками, Т.е. хлебопродуктами.

Углеводы- источник энергии. Они содержатся в овощах, фруктах, молоке. При избыточном поступлении углеводов в организм они способны превращаться в жиры. В жиры могут превращаться и излишки белка.

Жиры (они бывают животного и растительного происхождения)-источник энергии и жирорастворимых витаминов. Вuтамuны- ускорители (катализаторы) процессов обмена. Сбалансированность продуктов питания по калорийности предполагает умеренность в питании, следуя поговорке: «Есть нужно, чтобы жить, а не жить, чтобы есть». Чувства голода, жадность к еде не всегда говорят о голодании организма. Это чувство тренируемо. При постоянном удовлетворении этого чувства возникает адаптация (приспособление) и возрастают притязания. Если среда предоставляет изобилие пищи, то тренировка аппетита и превышение прихода над расходом неизбежно. Остановить этот процесс может только сильное конкурирующее чувство- считает профессор Амосов Н.М.,- например, любой или убеждение, что «толстеть некрасиво и вредно». Привычка к постоянному жеванию в детстве приводит к закладке в организме увеличенного числа жировых клеток. От них не удается избавиться даже при переходе на нормальное питание. Попутно имеет смысл сказать о распространившейся в последние годы привычке постоянно жевать жевательную резинку. Прежде всего это неэтично. Что за удовольствие разговаривать с жующем человеком! Но, оказывается, что это и не безвредно. Врачи обнаружили, что постоянное применение жевательной резинки приводит к повышению кислотности желудочного сока. А это- путь к гастриту и язвам.

4. Лишний жир под кожей изменяет очертания фигуры, отдаляя ее от идеала. Но если бы все неприятности только и ограничивались эстетическими издержками! Лишний вес ведет к ряду заболеваний. 11роведенные в Петербургском университете Швеции исследования показали, что даже небольшой избыток в 3-5 кг ведет к повышению кровяного давления, росту уровня холестерина в крови(сахарная болезнь). У толстых мужчин чаще, чем у худых, бывает рак толстой и прямой кишки, а у женщин -рак грудной железы, желудочного пузыря, матки, яичников. Исследования установили, что жировые клетки на животе более опасны по своей болезнетворности, чем такие же клетки других частей тела. Норвежский специалист в области диетологии Ганс Ваалер сравнил зависимость продолжительности жизни норвежцев от их веса и пришел к выводу, что организм стройных женщин (высота в см минус 100, минус 10%) отличаются меньшей устойчивостью к заболеваниям. Здоровее женщины, чей вес превышает средней на 10-12 кг. 1-10 если «женский идеал Рубенса» будет превышен, наступает обратный эффект. По мнению Валера, отклонение в обе стороны от рамок «рубенсовской» фигуры снижает надежду дожить до преклонного возраста.

Среди лиц, чей вес превышает норму в 2 раза, смертность больше в 12 раз. Поэтому поговорку «хорошего человека, чем больше, тем лучше» можно принять лишь как шутку. И еще: что идет на пользу женщинам, то мужчинам вред - для них любой избыточный вес представляет фактор риска.

Введение

Физиология человека является теоретической основой целого ряда практических дисциплин (медицины, психологии, педагогики, биомеханики, биохимии и др.). Без понимания нормального течения физиологических процессов и характеризующих их констант различные специалисты не могут правильно оценивать функциональное состояние организма человека и его работоспособность в различных условиях деятельности.

Знание физиологических механизмов регуляции различных функций организма имеет важное значение в понимании хода восстановительных процессов во время и после напряженного мышечного труда.

Раскрывая основные механизмы, обеспечивающие существование целостного организма и его взаимодействие с окружающей средой, физиология позволяет выяснить и исследовать условия и характер изменений деятельности различных органов и систем в процессе онтогенеза человека.

Человеческий организм представляет собою единое функциональное целое, несмотря на большое число органов. Эти органы обладают различным строением, образованы из тканей, которые в свою очередь состоят из бесчисленного количества клеток однородных по своей деятельности и форме, в которых происходят те или иные жизненные процессы.

Целью данной работы является рассмотрение следующих вопросов по заданной теме:

Понятие о физиологических резервах организма, их характеристика и классификация;

Утомление. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок;

Физическое развитие, телосложение.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

Понятие о физиологических резервах организма, их характеристика и классификация

Учение о физиологических резервах представляет одну из важнейших основ физиологии спорта, так как позволяет правильно оценивать и решать задачи по сохранению здоровья и повышению тренированности спортсменов.

В настоящее время под физиологическими резервам и организма понимается выработанная в процессе эволюции адаптационная и компенсаторная способность органа, системы и организма в целом усиливать во много раз интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием относительного покоя (Бресткин М.П).

Физиологические резервы обеспечиваются определенными анатомо-физиологическими и функциональными особенностями строения и деятельности организма, а именно:

Наличием парных органов, обеспечивающих замещение нарушенных функций (анализаторы, железы внутренней секреции, почки и др.);

Значительным усилением деятельности сердца, увеличением общей интенсивности кровотока, легочной вентиляции и усилением деятельности других органов и систем;

Высокой резистентностью клеток и тканей организма к различным внешним воздействиям и внутренним изменениям условий их функционирования.

В качестве примера проявления физиологических резервов можно указать на то, что во время тяжелой физической нагрузки минутный объем крови у хорошо тренированного человека может достигать 40 л, т.е. увеличиваться в 8 раз, легочная вентиляция при этом возрастает в 10 раз, обусловливая увеличение потребления кислорода и выделение углекислого газа в 15 раз и более. В этих условиях работа сердца человека, как показывают расчеты, возрастает в 10 раз.

Все резервные возможности организма можно разделить на две группы :

Социальные резервы (психологические и спортивно-технические) и

Биологические резервы (структурные, биохимические и физиологические).

Морфофункциональной основой физиологических резервов являются органы, системы организма и механизмы их регуляции, обеспечивающие переработку информации, поддержание гомеостаза и координацию двигательных и вегетативных актов.

Физиологические резервы включаются не все сразу, а поочередно.

Первая очередь резервов реализуется при работе до 30% от абсолютных возможностей организма и включает переход от состояния покоя к повседневной деятельности. Механизм этого процесса - условные и безусловные рефлексы.

Вторая очередь включения осуществляется при напряженной деятельности, нередко в экстремальных условиях при работе от 30% до 65% от максимальных возможностей (тренировки, соревнования). При этом включение резервов происходит благодаря нейрогуморальным влияниям, а также волевым усилиям и эмоциям.

Резервы третьей очереди включаются обычно в борьбе за жизнь, часто после потери сознания, в агонии. Включение резервов этой очереди обеспечивается, по-видимому, безусловно-рефлекторным путем и обратной гуморальной связью.

Во время соревнований или работы в экстремальных условиях диапазон физиологических резервов снижается, поэтому основная задача состоит в его повышении. Оно может достигаться закаливанием организма, общей и специально направленной физической тренировкой, использованием фармакологических средств и адаптогенов.

При этом тренировки восстанавливают и закрепляют физиологические резервы организма, ведут к их расширению. Еще в 1890 г. И.П.Павлов указывал, что израсходованные ресурсы организма восстанавливаются не только до исходного уровня, но и с некоторым избытком (феномен избыточной компенсации) . Биологический смысл этого феномена огромен. Повторные нагрузки, приводящие к суперкомпенсации, обеспечивают повышение рабочих возможностей организма. В этом и состоит главный эффект систематических тренировок . Под влиянием тренирующих воздействий спортсмен в процессе восстановления становится сильнее, быстрее и выносливее, т.е. в конечном итоге расширяются его физиологические резервы.

Включение фактора физиологических резервов в систему факторов, обеспечивающих надежность спортивной деятельности, обусловлено:

значительными корреляционными взаимосвязями показателей физиологических резервов организма и психологическими показателями;

наличием достоверных в физиологических и биохимических показателях различий между наиболее и менее надежными спортсменами в зависимости от степени экстремальности условий их деятельности;

выявившимся в процессе проведенного факторного анализа ортогональным фактором, интерпретированным нами как «фактор функциональных (физиологических) резервов».

Остановимся на теоретических положениях, касающихся резервных возможностей человека. Так, А.С. Мозжухин под резервными возможностями организма понимает его скрытые возможности (приобретенные в ходе эволюции и онтогенеза) усиливать функционирование своих органов и систем органов в целях приспособления к чрезвычайным сдвигам во внешней или внутренней среде организма. Резервные возможности организма спортсменов возможно выявить лишь в экстремальных условиях спортивной деятельности, и это подчеркивает тесную взаимосвязь проблемы выявления резервов и проблемы надежности в спорте.

Резервы разделяют на социальные и биологические. Социальные резервы при этом подразделяют на психические, связанные с социальной мотивацией деятельности, и резервы профессиональных (спортивно-технических) навыков.

Биологические резервы подразделяются на функциональные и структурные резервы. Под функциональными резервами организма подразумеваются его скрытые возможности, которые проявляются в период повышенной деятельности организма и связаны с изменениями в функции его органов и систем. Под структурными резервами понимаются изменения, возникающие в процессе тренировок (прочность костей и связочного аппарата, увеличение количества миофибрилл в клетках, изменение строения миофибрилл и мышечных волокон), которые, в свою очередь, оказывают существенное влияние на функциональные возможности организма спортсмена.

В функциональных резервах выделяются резервы биохимические и резервы физиологические. Под биохимическими резервами понимаются скорость протекания и объем биохимических процессов, определяющие экономичность и интенсивность энергетического и пластического обменов и их регуляцию. Категория индивидуального предполагает рассмотрение формирования активной личности советского спортсмена с позиций «индивидуального стиля деятельности» как гармонизирующего развитие индивидуальности спортсмена. Резервы физиологические связаны с интенсивностью и длительностью работы органов и систем организма и их нейрогуморальной регуляцией, что находит свое отражение в повышении работоспособности спортсмена.

С резервами биологическими тесно связаны психические резервы , которые, применительно к спортивной деятельности, могут быть охарактеризованы как способность идти на риск травмы, делать чрезвычайные волевые усилия, преодолевать неприятные и даже болевые ощущения ради достижения осознанной спортивной цели, констатировать внимание на своей деятельности, избегать помех, готовность бороться за победу и не падать духом при поражениях. То есть психические резервы - это потенциальные способности психики человека, находящие свою реализацию в экстремальных условиях деятельности.

Проблема функциональных резервов тесно взаимосвязана с надежностью физиологических функций. А.В. Коробков также отмечает, что надежность физиологических функций является качеством, гарантирующим сохранность физиологических процессов при различных нарушающих функцию воздействиях. Он же показывает, что надежность физиологических функции обеспечивается целым рядом анатомических, структурных и функциональных возможностей организма.

В наши дни ученые, медики все больше убеждаются, что влияние мысли, роль ментального настроя в сохранении здоровья человека – огромна. Существуют теории, объясняющие психофизиологический феномен влияния мысли на процессы организма. Но окончательно объяснить, как именно происходит чудо выздоровления, наука не в силах. Понятно одно – организм единая система, управляемая мозгом. И если подобрать особые ключи и подходы, научиться влиять на работу мозга, то для человека открываются поистине неисчерпаемые возможности. Известны практики, которые направлены на пробуждение скрытых резервов человека. Кому-то помогают одни, кому-то – другие. Наука сегодня не в состоянии дать универсальной практики, которая подходит всем. Наверное, это происходит потому, что каждый человек индивидуален и должен найти свой ключик, открывающий дверь в кладовую резервов организма. Но в основе «работающей» практики всегда лежат усилия духа (регулярность в упражнениях и практиках, особый настрой при выполнении упражнений) и усилия сознания – четкое представление цели, план лечения, понимание физиологии своей болезни).

Известны многочисленные случаи удивительных, почти чудесных выздоровлений. Как правило, они бывают связаны с колоссальным напряжением всех духовных сил, с огромным желанием превозмочь судьбу и стремлением к цели. Эмоциональный подъем или концентрация сил в связи с тяжелыми испытаниями мобилизуют человеческий организм, позволяют ему «забыть» о болезнях, быстрее и легче преодолевать их.

Вот простой пример, который показывает механизм взаимодействия мозга и нашего организма. Допустим, вы сегодня очень не хотите идти на работу (в институт, школу, на тренировку...). Вы можете не отдать себе отчета в этом, но нежелание работать уже сформировалось на уровне подсознания. Если желание сильно, мозг воспринимает его как команду – создать причину, по которой можно было бы пропустить денек. Принято решение – создать легкую разбалансировку в дыхательной системе, которая будет иметь вид недомогания и даст вам законное право остаться дома. Повинуясь команде мозга, организм послушно выдал нужные признаки нездоровья: симптомы насморка и кашля, повышение температуры. И вот тут уже сознание осмыслило эти симптомы как болезнь и приняло решение о том, что вам сегодня лучше не идти на работу. Вы идете в поликлинику, берете больничный. Все, цель достигнута, мозг создал условия для выполнения команды подсознания. А пока вы доходите до дома, вы «выздоравливаете», потому что теперь ваше подсознание требует отдыха и болезнь ему ни к чему. У взрослого человека этот механизм не всегда срабатывает, потому что «надо работать, чтобы получать зарплату» сидит в подсознании очень крепко и вытеснить его оттуда может только очень сильное нежелание работать. А вот с детьми все проще. «Надо» еще не сформировано, поэтому дети очень часто «заболевают» за пять минут до выхода в детский сад или школу и моментально выздоравливают, как только мама принимает решение оставить их дома.

Его путь вдохновил меня

Путь к здоровью не устелен лепестками роз. Откровенно говоря, тренировка очень тяжело дается! Даже после стольких лет занятий нельзя сказать, что мой организм на нее летит на крыльях. Нет, мне все равно приходится себе приказывать, заставлять, постоянно сознательно подхлестывать на тренировке. Что делать, если организм не хочет! Он может, но не хочет. Мое тело стало сильным, крепким, здоровым и неприхотливым. Но, не смотря на это, мой организм стремится пойти по самому легкому пути – быть инвалидом.

Поэтому, чтобы «убедить» организм, нужны «веские мотивы». Причем нужны сильнейшая мотивация и внутренние стимулы. Меня всегда поражал пример Валентина Дикуля. Вот как, откуда у пятнадцатилетнего парнишки нашлись недетские силы, чтобы не пасть духом и тащить себя из немощи в течение шести лет! Почти ребенок – а сколько воли и веры, ведь результата он не сразу достиг. Была сильная вера в победу над недугом!

Конечно, мне было не 15 лет, да и состояние не столь удручающее. Но у меня были маленькие дети. Для меня это была сильнейшая мотивация – вернуть здоровье, чтобы поднять маленьких детей. Вот мысль, которая днем и ночью терзает меня. Не могу сейчас судить, прошел бы я этот путь к здоровью, не имея перед собой примера Валентина Дикуля. Раз смог Дикуль, значит, смогу и я!

Но не нужно забывать, что человек не машина. Машины, и те ломаются, а человеку и подавно нужно расслабляться. Но я себе не позволял такой роскоши.

Как ни парадоксально, но самая тяжелая работа – это работа над собой. Но эта работа будет во много раз тяжелее, когда ты не видишь сразу результата, и становится все труднее, когда никаких эффектов не видно и через неделю, и через месяц. Но главное – верить в результат! И поверьте, он будет!

Я очень благодарен Валентину Ивановичу Дикулю за то, что он сам, не догадываясь о том, сыграл в моей жизни такую роль.

Я нашел свою мотивацию. Вы тоже найдите или придумайте себе сильнейшую мотивацию. Без нее никак.

Из высказываний тех, кто занимается по системе Дикуля

В нашем примере для решения задачи мозг дал установку на разбалансировку здоровья. Но ведь можно поставить перед ним цели, для выполнения которых необходимо, наоборот, включать механизмы оздоровления, задействовать ментальный резерв здоровья. И тогда, возможно, будет преодолеть даже порог своих биологических возможностей. Например, в обыденной жизни хрупкая женщина с трудом поднимала сумку с продуктами. Зато она смогла приподнять тяжеленную бетонную плиту, которая придавила ее ребенка. Потом эту плиту не смогли сдвинуть с места трое крепких мужиков. Точно так же люди, которым поставили смертельный диагноз, могут поправиться. Что сработало в этом случае? На подсознательном уровне в мозг поступила команда мобилизовать все имеющиеся возможности организма, мозг оперативно отреагировал. Это не чудо, это бесперебойно работающий механизм, к пониманию которого современная наука только подступается.

Механизмы взаимодействия сознания и подсознания еще недостаточно изучены. Не совсем понятно и то, каким образом мозг координирует взаимодействие этих систем. Но ясно одно – наладив тесный контакт со своим мозгом, можно будет ставить перед ним определенные цели. Например, решение проблем со здоровьем.

Только ваше активное и позитивное участие может значительно повлиять на ход болезни, результаты лечения и качество их дальнейшей жизни.

Можно выделить несколько этапов выздоровления:

1. Когда человек узнает, что болен, и возможно смертельно, многие из тех жизненных правил, которых он до сих пор придерживался, начинают казаться ему несущественными.

2. Болезнь словно дает ему разрешение измениться. Человек обретает большую свободу действий, использует новые жизненные ресурсы.

3. Желание жить дает толчок физиологическим процессам, которые приводят к улучшению здоровья.

4. У выздоровевшего человека появляются духовные силы, положительное представление о себе, уверенность в своей способности влиять на собственную жизнь – все, что, без всякого сомнения, свидетельствует о более высоком уровне психологического развития.

Это путь человека с сильной волей, такого как Валентин Дикуль. А что делать нам, простым людям? Не все обладают таким стремлением к жизни, стойкостью. Возможно, многие, дочитав до этого места, уже подумали: «Мне не это по плечу!» Не отчаивайтесь! Вам помогут. Существуют специальные техники, которые создадут в вашем подсознании нужный посыл. Сначала мы познакомимся с ними, научимся управлять подсознанием. Это и будет нашим первым шагом на пути к здоровью.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама