THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

ПСИХОГИГИЕНА

Область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья. Некоторые авторы, давая определение П., относят ее не только к гигиене, но и к психиатрии. Другие (например, Мягер В. К., 1976) включают в задачи П. предупреждение возникновения и развития психических заболеваний, сближая П. и первичную психопрофилактику. Н. Д. Лакосина и Г. К. Ушаков (1976) выделяют П. в самостоятельный раздел медицинской науки. П. является комплексной дисциплиной, тесно связанной не только с психиатрией, но и с медицинской психологией, медицинской социологией, валеологией (Петленко В. П., 1997) и др.
П. как направление возникла на рубеже XIX и XX вв. В России ее зарождение связывают с состоявшимся в 1887 г. I съездом отечественных психиатров, на котором И. П. Мержеевский, С. С. Корсаков, И. А. Сикорский обратились к психиатрам, врачебной общественности, а также ко всем передовым людям страны с идеями и программами предупреждения психических и нервных заболеваний.
В зарубежной литературе возникновение П. связывают с движением, основанным Биерсом (Beers M.). Этот страховой служащий, в течение двух лет находившийся в психиатрическом стационаре, опубликовал после госпитализации в 1908 г. книгу «Разум, нашедший себя», вызвавшую интерес во всем мире. Затем он создал психогигиеническое общество, много путешествовал, читая лекции и пропагандируя положения о необходимости совершенствования психиатрической помощи, пытаясь привлечь внимание общественности к проблемам, связанным с психическими болезнями. В Балтиморе был создан психиатрический госпиталь под руководством ведущего американского психиатра Майера (Meyer А.). В 1917 г. психогигиеническое общество возникло в Канаде, в 1918 г. - во Франции. Вопросами П. занимались такие видные психиатры, как Крепелин (Kraepelin Е.), Форель (Forel А.), Блейлер (Bleuler E.) и др.
Перед началом Второй мировой войны во многих странах Европы и Америки уже существовали психогигиенические организации и общества, издававшие журналы, координирующие деятельность по изучению причин возникновения психических нарушений, внедряющие П. в медицинское и общее образование, осуществляющие санитарное просвещение населения. В послевоенные годы были созданы отдел психического здоровья при ВОЗ и Всемирная федерация психического здоровья. Во многих странах ведется преподавание П.
Поскольку с начала психогигиенического движения отдельные его задачи (в частности, связанные с распространением психологических знаний) среди населения уже осуществлялись, в последние десятилетия П. в большей степени ориентирована на решение социальных и экологических проблем, имеющих отношение к психическому здоровью. Основной целью П. является сохранение психического здоровья, душевного равновесия. Поэтому среди ее направлений особое место занимает изучение факторов и условий среды, влияющих на психическое развитие и психическое состояние человека, и разработка мероприятии по их устранению или уменьшению в случае их патогенной роли. К таким факторам можно отнести все еще существующее неправильное отношение к лицам, страдающим психическими заболеваниями, злоупотребление лекарственными средствами, напряженные условия работы в некоторых видах деятельности, неблагоприятные экологические факторы и др. П. призвана помогать человеку избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психического здоровья, обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого естественные, природные ресурсы или изменяя свое отношение к ним.
В П. выделяют несколько разделов и подразделов: возрастная П. (П. детства, П. подросткового, пожилого и старческого возраста); П. труда и обучения (П. производственного и умственного труда); П. быта; П. семьи и половой жизни; П. больного человека. В зависимости от изучаемой области П. опирается на те или иные дисциплины: педагогику, педиатрию, детскую и педагогическую психологию - П. детства; геронтологию, возрастную психологию, медицинскую психологию - П. пожилого и старческого возраста и т. д.
Важное место в разработке психогигиенических мероприятий занимают эпидемиологические транскультурные исследования заболеваемости, микросоциологических, психологических и социально-психологических средовых факторов.
Психогигиеническое воздействие наряду с санитарным просвещением осуществляется с помощью диспансеризации больных и лиц с повышенным риском заболеваемости, находящихся в кризисных состояниях; обеспечения «гигиенической зрелости» коллективов; разработки оптимальных режимов труда и быта. Для решения психогигиенических задач все чаще привлекаются методы психотерапии, такие как аутогенная тренировка, биологическая обратная связь, позитивная, поведенческая, групповая психотерапия и социально-психологический тренинг.
Развитие теории и практики П. потребовало новых форм ее организации. Создаются специальные психогигиенические учреждения для лиц практически здоровых, но находящихся в кризисных ситуациях: медико-психологические семейные консультации, дневные и ночные санатории-профилактории при промышленных предприятиях, вузах и др. учреждениях, кабинеты психологической и психофизиологической разгрузки, кабинеты социально-психологической помощи, телефонное консультирование и др.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ПСИХОГИГИЕНА" в других словарях:

    Психогигиена … Орфографический словарь-справочник

    ПСИХОГИГИЕНА - ПСИХОГИГИЕНА. С одержание: I. Предмет и задачи П...............749 II. История психогигиенического движения. . . 751 III. Методы и содержание психогигиенической работы: П. промышленная................. 753 П. умственного труда............... 755 … Большая медицинская энциклопедия

    Психогигиена наука о сохранении и достижении психического здоровья. Содержание 1 История 2 Задачи психогигиены 3 Литература … Википедия

    психогигиена - 1. Раздел гигиены, изучающий влияние окружающих условий, обстановки на психическое здоровье людей. Также разрабатывает меры для сохранения и укрепления здоровья, для предупреждения расстройств психических. 2. Набор или комплекс мер, направленный… … Большая психологическая энциклопедия

    Отрасль гигиены и психиатрии, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья. Психогигиена тесно… … Словарь черезвычайных ситуаций

    - (от психо... и гигиена) раздел медицины, изучающий влияние внешней среды на психику человека, разрабатывающий меры по сохранению и укреплению психического здоровья, предупреждению психических заболеваний … Большой Энциклопедический словарь

    Раздел гигиены, касающийся обеспечения нервно психического здоровья человека. Занимается изучением влияния среды на психику человека, разработкой норм труда, отдыха и быта, психогигиенической пропагандой … Психологический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 2 гигиена (6) медицина (189) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (от греч. psyche душа и hygieinos целебный) англ. psychohygiene; нем. Psychohygiene. Область медицинской психологии, изучающая влияние окружающих условий на псих, здоровье человека и разрабатывающая меры по его сохранению, укреплений и… … Энциклопедия социологии

    Психогигиена - (от психо... и гигиена), раздел медицины, изучающий влияние внешней среды на психику человека, разрабатывающий меры по сохранению и укреплению психического здоровья, предупреждению психических заболеваний. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Семьи и половой жизни (псих + греч hygieinos приносящий здоровье целебный), раздел гигиены и психиатрии, разрабатывающий правила и принципы взаимоотношений мужчины и женщины в добрачных и брачно семейных отношениях. Неоценима ее роль в… … Сексологическая энциклопедия

Книги

  • Психогигиена , К. Гехт , Книга К. Гехта - серьезный научно-популярный труд, отвечающий современным задачам и общему направлению профилактической медицинской науки в области охраны здоровья человека и профилактики… Категория: Социология, политология Издатель: ЁЁ Медиа , Производитель:

Анна Сикорская

Психогигиена – это отрасль медицины, которая изучает факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по укреплению и поддержанию психического здоровья детей, подростков и взрослых.

Психопрофилактика предназначена для разработки мер, которые предупреждают психические заболевания и расстройства, а также препятствуют их переходам в хроническую форму.

Определение понятий

Психогигиена изучает состояние нервно-психического здоровья, его динамику в связи с разнообразными факторами внешней среды (природными, производственными, социально-бытовыми). Кроме того, эта отрасль гигиены разрабатывает на основе полученных данных специальные методы воздействия на человека, чтобы создать условия для укрепления и сохранения его психического здоровья.

В настоящее время психогигиена составляет анализ влияния окружающей среды на людей и в первую очередь на подростков. Различают следующие разделы науки:

  • Возрастная;
  • Бытовая;
  • Семейной жизни;
  • Обучения и труда.

В свою очередь, возрастная гигиена прежде всего включает рекомендации, направленные для детей и пожилых людей, потому что психика этих возрастных групп значительно отличается от обычных взрослых.

Психогигиена и хорошее здоровье детей и подростков прежде всего базируются на возрастных особенностях и должны обеспечивать правильное формирование психики. Нужно понимать, что дети чутко реагируют на самые незначительные физические и эмоциональные воздействия, поэтому большая роль отводится чуткому воспитанию ребенка.

Основы психогигиены детей:

  • Воспитание эмоций;
  • Развитие и тренировка процессов торможения;
  • Преодоление трудностей.

В старческом возрасте также возникают свои специфические манеры. Это объясняется тем, что обмен веществ значительно медленней, общая работоспособность снижена, память уже не такая, как раньше.

Поэтому у пожилых людей значительно слабее психика. Любую эмоциональную травму они переносят болезненно, в особенности если это касается ломки стереотипов. Поддержать психическое здоровье поможет установленный режим дня, неутомительный труд и регулярные прогулки.

Методы психогигиены включают в себя:

  • Психокоррекционные работы, которые проводятся в консультативных центрах, «телефонах доверия » и других организациях, деятельность которых ориентирована на психологическую помощь;
  • Массовые обследования, которые проводятся для выявления так называемых групп риска, и профилактическая работа с таковыми;
  • Информирование населения;
  • Среди основных задач – помощь в кризисных ситуация, которые связаны с учебой, работой или семьей;
  • Работа с молодыми и неблагополучными семьями.

Психогигиена быта

Большая часть жизни человека проходит в общении с другими людьми. Хорошему настроению способствуют приятные слова, поддержка и участие близких, а вот пренебрежительность, грубость могут травмировать психику, особенно у чувствительных людей. Можно сказать, что в дружеском коллективе психоклимат благоприятный.

Однако есть такой тип людей, которые все слишком серьезно воспринимают и не могут тормозить отрицательные эмоции. Они должны перевоспитать себя, ведь трудности в жизни встречаются повсеместно. Для этого рекомендуется научиться правильно оценивать ситуацию, управлять своими эмоциями.

Психогигиена семьи

На семью положена большая ответственность, ведь именно в этом коллективе формируется личность, закладываются основы поведения. Отношения в семье существенно влияют на человека и поэтому они значимы как для каждой конкретной личности, так и для общества в целом.

Хорошие семейные отношения основаны на взаимоуважении, любви и дружбе, общих взглядах. Огромную роль играет взаимопонимание, умение идти на уступки. Дружественная обстановка способствует формированию крепкой семьи и создает хорошие условия для воспитания детей.

Стоит отметить, что психогигиена заключается у детей и подростков не только во влиянии семьи, но и в организованном коллективе, то есть в саду и школе. Сейчас большая роль отводится психогигиене учебных занятий. На время учебы приходится два возрастных кризиса (7 лет и 15 лет). В это время дети очень эмоциональны и сильно подвержены влиянию.

Психогигиена учебных занятий направлена на способствование гармоничному и своевременному развитию детей, и предотвращение психотравмирующих ситуаций в школе. Учеба должна приносить радость, положительные эмоции и противостоять напряжению, которое приводит к утомлению.

Стоит отметить, что психогигиена стресса неразрывно связана с другими разделами, в особенности с психогигиеной ребенка.

Адаптироваться к новым условиям существования детям очень непросто, а многим и достаточно болезненно. Они могут отвлекаться во время занятий, заниматься посторонними делами, плохо вести себя на переменах, бегать и кричать или, наоборот, стать пассивными. Некоторые могут смущаться при разговоре с учителем и расплакаться из-за замечания.

Нередко возникают признаки неврозов, дети теряют аппетит, стают капризными, плохо спят ночью. Полностью адаптироваться в школе удается лишь к середине первого года обучения. Однако большую роль в формировании личности и маленького ребенка, и подростка играет само учебное заведение и поведение учителя.

На основе данных психогигиены психопрофилактика разрабатывает систему мер, которые ведут к снижению психической заболеваемости, внедряет их в жизнь.

Профилактика разделяется на виды, каждый из которых отвечает за те или иные факторы:

  • Первичная направлена на предупреждение возникновения болезни. В нее включены законодательные меры, которые отвечают за охрану здоровья населения;
  • Вторичная. Заключается в выявлении начальных стадий заболеваний и их активном лечении. Можно сказать, что этот вид профилактики направлен на создание благоприятных условий течения болезни, что приводит к быстрому излечению;
  • Третичная. Меры направлены на предупреждение рецидивов заболеваний. На практике для этого проводятся мероприятия, которые направлены на устранение неблагоприятных условий учебы и работы.

Психогигиена и психопрофилактика, а точнее – их методы работы, внедряются совместными усилиями врачей и педагогов в среду подрастающего поколения. Для этого также используются санатории, детские лагеря и площадки.

  • 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
  • Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
  • 4.1. Сознание и здоровье
  • 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
  • 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
  • Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
  • 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
  • 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
  • 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
  • 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
  • Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
  • Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
  • Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
  • Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
  • Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
  • Гипергликемическая и гипогликемическая кома
  • Первая доврачебная помощь
  • Понятие «острый живот» и тактика при нем
  • Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
  • 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
  • Классификация детского травматизма
  • 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
  • Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
  • 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
  • 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
  • 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
  • Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
  • Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
  • 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
  • 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
  • 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
  • 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
  • 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
  • 10.6. Бронхиальная астма
  • 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
  • Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
  • 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
  • 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
  • 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
  • 11.4. Понятие об олигофрении
  • 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
  • Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
  • 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
  • 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
  • 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
  • Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
  • Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
  • 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
  • Профилактика табакокурения
  • 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
  • Алкоголь и потомство
  • 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
  • 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
  • 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
  • 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
  • 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
  • Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
  • 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
  • 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
  • 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
  • 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
  • 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
  • Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
  • 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
  • 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
  • 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
  • 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
  • 15.5. Аборт и его последствия
  • Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
  • 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
  • 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
  • 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
  • 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
  • 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
  • Глава 17. Применение лекарственных средств
  • 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
  • 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
  • 17.3. Хранение лекарственных средств
  • 17.4. Пути введения лекарств в организм
  • Наружное применение лекарственных веществ
  • Энтеральные пути введения лекарственных веществ
  • Парентеральные пути введения лекарственных веществ
  • 17.5. Техника постановки инъекций
  • 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
  • 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
  • 17.8. Домашняя аптечка
  • 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
  • Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
  • 18.1. Значение общего ухода
  • 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
  • 18.3. Специальный уход в условиях больницы
  • Уход за полостью рта
  • Уход за кожей
  • Подмывание тяжелобольных
  • 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
  • 18.5. Транспортировка пораженных и больных
  • 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
  • Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
  • 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
  • 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
  • 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
  • 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
  • 19.5. Первая помощь при переломах костей
  • Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
  • 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
  • 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
  • 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
  • 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
  • 19.10. Первая помощь при острых отравлениях
  • 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»

    Психогигиена – отрасль медицинских знаний, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.

    Психогигиена как научная отрасль гигиены изучает состояние нервно-психического здоровья населения, его динамику в связи с влиянием на организм человека различных факторов внешней среды (природных, производственных, социально-бытовых) и разрабатывает на основании этих исследований научно-обоснованные меры активного воздействия на среду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья людей.

    Если еще до недавнего времени обязанностью гигиены как науки было в основном изучение воздействия внешних условий на соматическое здоровье человека, то в настоящее время предметом её главных забот становится анализ влияния среды на нервно-психический статус населения и в первую очередь подрастающего поколения.

    Наиболее обоснованными и передовыми являются принципы психогигиены, исходная позиция которых базируется на основе представлений о том, что мир по своей природе материален, что материя находится в постоянном движении, что психические процессы являются продуктом высшей нервной деятельности и осуществляются по тем же законам природы.

    В психогигиене выделяют следующие разделы:

      возрастная психогигиена;

      психогигиена быта;

      психогигиена семейной жизни;

      психогигиена трудовой деятельности и обучения.

      Возрастная психогигиена.

    Этот раздел включает психогигиенические исследования и рекомендации относящиеся, прежде всего, к детскому и пожилому возрасту, так как различия в психике ребёнка, подростка, взрослого и пожилого человека значительны.

    Психогигиена детского возраста должна базироваться на особенностях психики ребёнка и обеспечивать гармонию её формирования. Необходимо учитывать, что формирующаяся нервная система ребёнка чутко реагирует на малейшие физические и психические воздействия, поэтому велико значение правильного и чуткого воспитания ребёнка. Основными условиями воспитания являются:

      развитие и тренировка процессов торможения;

      воспитание эмоций;

      обучение преодолению трудностей.

    Психогигиенические проблемы имеют свою специфику в пожилом и старческом возрасте, когда на фоне падения интенсивности обмена веществ снижается общая работоспособность, функции памяти и внимания, заостряются характерологические черты личности. Психика пожилого человека становится более уязвимой для психических травм, особенно болезненно переносится ломка стереотипа.

    Поддержанию психического здоровья в пожилом возрасте способствуют, соблюдение общегигиенических правил - режима дня, отдыха и сна, прогулки на свежем воздухе, неутомительный труд.

      Психогигиена быта.

    Большую часть времени человек проводит в общении с другими людьми. Доброе слово, дружеская поддержка и участие способствуют бодрости, хорошему настроению. И, наоборот, грубость, резкий или пренебрежительный тон могут стать психотравмой, особенно для мнительных, чувствительных людей. Дружный и сплочённый коллектив может создать благоприятный психологический климат. Люди, которые «все принимают слишком близко к сердцу», придают незаслуженное внимание мелочам, не умеют тормозить отрицательные эмоции. Им следует воспитывать в себе правильное отношение к неизбежным в повседневной жизни трудностям. Для этого необходимо учиться правильно, оценить происходящее, управлять своими эмоциями, а когда нужно, и подавить их.

      Психогигиена семейной жизни.

    Семья представляет собой социальную группу, в которой закладываются основы личности, происходит её начальное развитие. Характер взаимоотношений между членами семьи существенно влияет на судьбу человека и поэтому обладает огромной жизненной значимостью для каждой личности и для общества в целом.

    Благоприятная атмосфера в семье создается при наличии взаимного уважения, любви, дружбы, общности взглядов. Большое влияние на формирование отношений в семье оказывают эмоциональное общение, взаимопонимание, уступчивость. Такая обстановка способствует созданию счастливой семьи – непременному условию правильного воспитания детей.

      Психогигиена трудовой деятельности и обучения.

    Значительную часть времени человек посвящает трудовой деятельности, поэтому важное значение имеет эмоциональное отношение к труду. Выбор профессии – ответственный шаг в жизни каждого человека, поэтому необходимо, чтобы выбранная профессия соответствовала интересам, способностям и подготовленности личности. Только при этом труд может приносить положительные эмоции: радость, моральное удовлетворение, а, в конечном счете, и психическое здоровье.

    В психогигиене труда немаловажную роль играет промышленная эстетика: современные формы машин, удобное рабочее место, хорошо оформленное помещение. Целесообразно оборудование на производстве комнат отдыха и кабинетов психологической разгрузки, уменьшающих утомление и улучшающих эмоциональное состояние работающих.

    Важное значение имеет психогигиена умственного труда. Умственная работа связана с высоким расходом нервной энергии. В процессе её происходит мобилизация внимания, памяти, мышления, творческого воображения. Люди школьного и студенческого возраста тесно связаны с обучением. Неправильная организация занятий может вызвать переутомление и даже нервный «срыв», особенно часто наступающие в период экзаменов.

    В силу Вашей профессиональной ориентации более подробно остановимся на этом вопросе.

    Психогигиена учебных занятий в школе.

    Этому вопросу отводится ведущая роль в охране здоровья подрастающего поколения, поскольку почти все дети учатся на протяжении 10 лет, и учение составляет основное содержание их жизни. На эти годы приходятся 2 опасных кризиса (7-8 лет и пубертатный период – 13-15 лет), когда растущий организм особенно реактивен и наиболее подвержен невротизирующим влияниям.

    Задачи психогигиены учебных занятий следующие:

    1\ способствовать своевременному и гармоничному психическому развитию детей;

    2\ стремиться к тому, чтобы учение приносило детям радость и протекало на фоне положительных эмоций, что в свою очередь, явится залогом психического здоровья;

    3\ избегать чрезмерного умственного напряжения, приводящего к значительному утомлению детей;

    4\ предотвращать психотравмирующие ситуации в школе.

    В проблеме сохранения психического здоровья детей очень часто существенен начальный период обучения. С поступлением в школу на ребёнка обрушивается масса новых впечатлений и требований:

      строгое соблюдение правил поведения;

      длительное пребывание в относительно неподвижной позе;

      интенсивная умственная деятельность;

      включение в многоликий коллектив сверстников;

    Так или иначе, процесс адаптации к новым условиям социального существования у многих детей протекает болезненно, ему сопутствует период неадекватных реакций. Такие дети часто отвлекаются на уроках, занимаются посторонними делами, на переменах нарушают нормы поведения, кричат, бегают или, наоборот, замкнуты, пассивны. При контакте с педагогом они смущаются, при малейшем замечании плачут. У некоторых детей появляются признаки невроза, они теряют аппетит, плохо спят, капризничают. У большинства детей адаптация к школе полностью наступает лишь к середине первого года обучения. У некоторых она значительно затягивается. Здесь велика роль школы. Правильное поведение педагога, его терпеливость и доброжелательность, постепенное включение детей в учебную нагрузку с соблюдением гигиенических норм облегчает период адаптации.

    Основной формой учебно-воспитательного процесса признан урок. Степень вызываемого утомления зависит от утомительности урока. Отождествлять трудность и утомительность нельзя, хотя они и тесно связаны. Трудность – это объективное свойство урока, утомительность же – это его «физиологическая стоимость», своеобразное отражение воздействия урока на организм ученика.

    Длительность и трудность урока – это объективные величины, не зависящие от учеников. Они действуют на всех, но не в равной степени вызывают, да и не у всех одинаковое утомление. Это происходит потому, что на утомляющее воздействие урока наслаивается множество субъективных факторов: тип высшей нервной деятельности ученика; степень утомления, с которой он приступил к учебной деятельности; психическое состояние от предшествующих обстоятельств (выспался ребенок или нет, сыт он или голоден, какого характера были контакты с родителями и сверстниками) и т.д.

    Снижение утомительности урока в первую очередь зависит от его длительности и трудности изучаемого материала. Так 45-минутная длительность урока для учащихся 1-х классов непосильна. Поэтому весьма желательно «ступенчатое» увеличение учебной нагрузки путём постепенного удлинения уроков: с 30 минут в сентябре-декабре до 35 минут в январе-мае. В конце недели (пятница и суббота) сказывается утомление за всю учебную неделю, поэтому целесообразно во всех классах без исключения сократить длительность последних уроков. Опыт показывает, что в последние 10 минут внимание и работоспособность учащихся падают, что этот период занятий неэффективен. Использование же освободившихся минут для отдыха повышает продуктивность урока, а заодно и уменьшает утомление учеников к концу учебного дня.

    Психогигиенической регламентации подлежит длительность отдельных учебных операций. Так установлено, что продолжительность непрерывного чтения в младших классах не должна превышать 15 минут, а в 1-м классе – 10 минут. Показ кинофильмов и телепередач не должно продолжаться более 15-20 минут в младших классах и 25-30 минут – в старших. Превышение этого времени ведет к утомлению учеников. Переключение внимания после этого на другие виды деятельности дает хороший психогигиенический эффект.

    Существуют и другие пути предотвращения излишнего утомления. Опытным путем установлено, что способность к усвоению и переработке новых сведений и знаний меньше во вторую половину дня, работоспособность учащихся в конце урока меньше, чем в его начале. Следовательно, это нужно учитывать при построении каждого урока и последние его минуты посвящать не объяснению нового материала, а повторению его и закреплению. Если этого не происходит, то ученики своеобразно «исправляют» ошибку педагога: они перестают слушать и занимаются посторонними делами. К такому способу «самозащиты» прибегают, однако, только младшие школьники. Старшие уже умеют преодолевать наступившее утомление и продолжают работать, что приводит к более значительному их утомлению.

    Одним из косвенных, но чрезвычайно эффективных средств защиты от утомительности урока служит его привлекательность для учащихся. Ей принадлежит ведущая роль в сохранении положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата в классе – чрезвычайно существенного элемента психогигиены. Положительное эмоциональное состояние учащихся важно в двух аспектах:

      оно активизирует высшие отделы мозга, способствует высокой их возбудимости, улучшает память и тем самым повышает работоспособность;

      способствует психическому здоровью.

    Обучение должно проходить на фоне хорошего настроения учащихся, давать ощущение радости. Источником положительных эмоций может быть и сама учебная деятельность детей, когда решение трудной задачи, радость от преодоления препятствий показывает ученику его возможности и способности.

    Главным генератором положительных эмоций учащихся служит интерес к уроку. А значит его надо каким-то образом пробудить. В формировании утомления интерес действует прямо противоположно трудности. Отсутствие интереса или, попросту говоря, скука – это мощный фактор утомительности даже тогда, когда истинные элементы трудности отсутствуют.

    Не следует, однако, это переоценивать. Интерес может иногда не уничтожать утомление, а лишь маскировать его. Некоторые педагоги считают, что эмоции могут отсрочить и замаскировать самое тяжелое и истощающее утомление, которое резко проявится на последующих уроках.

    Отрицательные эмоции в противоположность положительным снижают уровень функционирования нервных структур и психической деятельности. С этой точки зрения в несколько непривычном освещении выступают школьные отметки. Учащиеся, после получения отрицательных оценок хуже выполняют другие задания того же типа, у них снижается работоспособность. Поэтому педагогам нужно быть очень осторожными в оценке работ, не злоупотреблять и ставить плохие оценки только в тех случаях, когда ученик их действительно заслужил, и быть при этом предельно объективным. Плохой балл ранит гораздо сильнее, если ребёнок в глубине души считает, что он поставлен несправедливо.

    Для создания благоприятного эмоционального климата большое значение имеют сказанное учителем слово ободрения, заслуженная похвала, а излишние упрёки, особенно незаслуженные, приводят к угнетённому состоянию детей. Педагоги сами отмечают, что учащийся, при взаимодействии с которым учитель чаще всего бывает раздраженным и недовольным, испытывает определенный дискомфорт, подавленность и неуверенность в своих силах. В результате школьник хуже отвечает при опросе, чем вызывает еще большее недовольство педагога. Создается порочный круг, следствием которого нередко бывает невротизация ребёнка.

    Предложен даже специальный диагноз для обозначения неврозов, вызванных неправильным поведением педагога – дидактогении. Поэтому отношение учителя к ученику должно строиться на трёх столпах: справедливость, доброжелательность и уважение. Уважение ученика к учителю считается само собой разумеющимся, об уважении же учителя к ученику приходится напоминать.

    С подростками следует быть особенно осторожными. Для них характерна потребность в самоутверждении, в признании их прав и возможностей со стороны взрослых. Хорошо физически развитые, внешне почти взрослые, подростки склонны переоценивать своё социальное развитие и болезненно воспринимать его недооценку. В этом источник нередких конфликтов со старшими, в частности с педагогами. Школьник, даже самый младший, это уже личность и вправе ждать уважения к себе. Это не снизит авторитета учителя, не разрушит необходимой дистанции. Необходимо научиться сочетать требовательность к детям с любовью и уважением к ним.

    Психопрофилактика – отрасль медицины, занимающаяся разработкой мер, предупреждающих возникновение психических заболеваний или переход их в хроническое течение.

    Пользуясь данными психогигиены, психопрофилактика разрабатывает систему мероприятий, ведущих к снижению нервно-психической заболеваемости и способствующих внедрению их в жизнь и практику здравоохранения.

    Методы психопрофилактики включают изучение динамики нервно-психического состояния человека в процессе трудовой деятельности, а также в бытовых условиях.

    Психопрофилактику принято подразделять на индивидуальную и социальную, кроме того, на первичную, вторичную и третичную.

    Первичная профилактика включает сумму мероприятий, направленных на предупреждение самого факта возникновения болезни. Сюда входит широкая система законодательных мер, предусматривающих охрану здоровья населения.

    Вторичная профилактика – это максимальное выявление начальных проявлений психических заболеваний и их активное лечение, т.е. такой вид профилактики, который способствует более благоприятному течению болезни и приводит к более быстрому выздоровлению.

    Третичная профилактика заключается в предупреждении рецидивов, достигаемом проведением мероприятий, направленных на устранение факторов, препятствующих трудовой деятельности больного.

    Усилия врачей и педагогов объединяются с целью проведения соответствующей психогигиенической и психопрофилактической работы в отношении воспитания подрастающего поколения.

    Успешно служит делу психогигиены и психопрофилактики широкая сеть лесных школ, санаториев, пионерских лагерей, детских площадок.

    Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»

    Психогигиена - отрасль медицинских знаний, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья

    Психогигиена как научная отрасль гигиены изучает состояние нервно-психического здоровья населения, его динамику в связи с влиянием на организм человека различных факторов внешней среды (природных, производственных, социально-бытовых) и разрабатывает на основании этих исследований научно-обоснованные меры активного воздействия на среду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья людей. Если ещё до недавнего времени обязанностью гигиены как науки было в основном изучение воздействия внешних условий на соматическое здоровье человека, то в настоящее время предметом её главных забот становится анализ влияния среды на нервно-психический статус населения, и в первую очередь подрастающего поколения. Наиболее обоснованными и передовыми являются принципы психогигиены, исходная позиция которых базируется па основе представлений о том, что мир по своей природе материален, что материя находится в постоянном движении, что психические процессы являются продуктом высшей нервной деятельности и осуществляются по тем же законам природы. В психогигиене выделяют следующие разделы:

    1) возрастная психогигиена,

    2) психогигиена быта,

    3) психогигиена семейной жизни,

    4) психогигиена трудовой деятельности и обучения.

    Раздел возрастной психогигиены включает психогигиенические исследования и рекомендации, относящиеся прежде всего к детскому и пожилому возрасту, так как различия в психике ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека значительны. Психогигиена детского возраста должна базироваться на особенностях психики ребёнка и обеспечивать гармонию её формирования. Необходимо учитывать, что формирующаяся нервная система ребёнка чутко реагирует на малейшие физические и психические воздействия, поэтому велико значение правильного и чуткого воспитания ребёнка. Основными условиями воспитания являются:

    Развитие и тренировка процессов торможения,

    Воспитание эмоций,

    Обучение преодолению трудностей.

    Психогигиенические проблемы имеют свою специфику в пожилом и старческом возрасте, когда на фоне падения интенсивности обмена веществ снижается общая работоспособность, функции памяти и внимания, заостряются характерологические черты личности. Психика пожилого человека становится более уязвимой для психических травм, особенно болезненно переносится ломка стереотипа.

    Поддержанию психического здоровья в пожилом возрасте способствует соблюдение общегигиенических правил и режима дня, прогулки на свежем воздухе, неутомительный труд.

    Психогигиена быта. Большую часть времени человек проводит в общении с другими людьми. Доброе слово, дружеская поддержка и участие способствуют бодрости, хорошему настроению. И наоборот, грубость, резкий иди пренебрежительный тон могут стать психотравмой, особенно для мнительных, чувствительных людей.

    Дружный и сплочённый коллектив может создать благоприятный психологический климат. Люди, которые «всё принимают слишком близко к сердцу», придают незаслуженное внимание мелочам, не умеют тормозить отрицательные эмоции. Им следует воспитывать в себе правильное отношение к неизбежным в повседневной жизни трудностям. Для этого необходимо учиться правильно, оценить происходящее, управлять своими эмоциями, а когда нужно, и подавить их.

    Психогигиена семейной жизни. Семья представляет собой группу, в которой закладываются основы личности, происходит её начальное развитие. Характер взаимоотношений между членами семьи существенно влияет на судьбу человека и поэтому обладает огромной жизненной значимостью для каждой личности и для общества в целом.

    Благоприятная атмосфера в семье создается при наличии взаимного уважения, любви, дружбы, общности взглядов. Большое влияние на формирование отношений в семье оказывают эмоциональное общение, взаимопонимание, уступчивость. Такая обстановка способствует созданию счастливой семьи - непременному условию правильного воспитания детей.

    Психогигиена трудовой деятельности и обучения. Значительную часть времени человек посвящает трудовой деятельности, поэтому важное значение имеет эмоциональное отношение к труду. Выбор профессии- ответственный шаг в жизни каждого человека, поэтому необходимо, чтобы.выбранная профессия соответствовала интересам, способностям и подготовленности личности. Только при этом труд может приносить положительные эмоции: радость, моральное удовлетворение, а в конечном счете, и психическое здоровье.

    В психогигиене труда немаловажную, роль играет промышленная эстетика: современные формы машин; удобное рабочее место, хорошо оформленное помещение. Целесообразно оборудование на производстве комнат отдыха и кабинетов психологической разгрузки, уменьшающих утомление и улучшающих эмоциональное состояние работающих. Важное значение имеет психогигиена умственного труда. Умственная работа связана с высоким расходом нервной энергии. В процессе её происходит мобилизация внимания, памяти, мышления, творческого воображения. Люди школьного и студенческого возраста тесно связаны с обучением. Неправильная организация занятий может вызвать переутомление и даже нервный срыв, особенно часто наступающие в период экзаменов. Остановимся на этом подробнее. В охране здоровья подрастающего поколения ведущая роль отводится психогигиене учебных занятий в школе, поскольку почти все дети учатся на протяжении 10 лет, и учение составляет эти годы приходятся 2 опасных.кризиса (7-8 лет и пубертатный период -13-15 лет), когда растущий организм особенно реактивен и наиболее подвержен невротизирующим влияниям.

    Задачи психогигиены учебных занятий следующие;

    1) способствовать своевременному и гармоничному психическому развитию детей;

    2) стремиться к тому, чтобы учение приносило детям радость и протекало на фоне положительных эмоций, что в свою очередь, явится залогом психического здоровья;

    3) избегать чрезмерного умственного напряжения, приводящего к значительному утомлению детей;

    4) предотвращать психотравмирующие ситуации в школе.

    В проблеме сохранения психического здоровья детей очень часто существенен начальный период обучения. С поступлением в школу на ребёнка обрушивается масса новых впечатлений и требований:

    строгое соблюдение правил поведения;

    длительное пребывание в относительно неподвижной позе;

    интенсивная умственная деятельность;

    включение в многоликий коллектив сверстников;

    Так или иначе, процесс адаптации к новым условиям социального существования у многих детей протекает болезненно, ему сопутствует период неадекватных реакций. Такие дети часто отвлекаются на уроках, занимаются посторонними делами, на переменах нарушают нормы поведения, кричат, бегают или наоборот, замкнуты, пассивны. При контакте с педагогом они смущаются, при малейшем замечании плачут. У некоторых детей появляются признаки невроза, они теряют аппетит, плохо спят, капризничают. У большинства детей адаптация к школе полностью наступает лишь к середине первого года обучения. У некоторых она значительно затягивается. Здесь велика роль школы. Правильное поведение педагога - его терпение и доброжелательность, постепенное включение детей в учебную нагрузку с соблюдением гигиенических норм - облегчает период адаптации.

    Основной формой учебно-воспитательного процесса признан урок. Степень вызываемого утомления зависит от утомительности урока отождествлять трудность и утомительность нельзя, хотя они и тесно связаны. Трудность - это объективное свойства урока, утомительность же - это его «физиологическая стоимость», своеобразное отражение воздействия урока на организм ученика.

    Длительность и трудность урока - это объективные величины, не зависящие от учеников. Они действуют на всех, но не в равной степени вызывают (да и не у всех одинаковое) утомление. Это происходит потому, что на утомляющее воздействие урока наслаивается множество субъективных факторов: тип высшей нервной деятельности ученика, степень утомления, с которой он приступил к работе, психическое состояние от предшествующих факторов. Снижение утомительности урока в первую очередь зависит от его длительности и трудности изучаемого материала. Опыт показывает, что в последние 10 минут урока внимание и работоспособность учащихся падают, что этот период занятий неэффективен. Психогигиенической регламентации подлежит длительность отдельных учебных операций. Установлено, что продолжительность непрерывного чтения не должна превышать 15 минут, а в первом классе -10 минут. Переключение внимания после этого на другие виды деятельности дает хороший психогигиенический эффект. Одним из косвенных, но чрезвычайно эффективных средств защиты от утомительности урока служит его привлекательность для учащихся. Ей принадлежит ведущая роль в сохранении положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата в классе - чрезвычайно существенного элемента психогигиены. Положительное эмоциональное состояние учащихся важно в двух аспектах:

    * оно активизирует высшие отделы мозга, способствует высокой их возбудимости, улучшает память и тем самым повышает работоспособность;

    * способствует психическому здоровью.

    Обучение должно проходить на фоне хорошего настроения учащихся давать ощущение радости. Источником положительных эмоций может быть и сама учебная деятельность детей, когда решение трудной задачи, радость от преодоления препятствий показывает ученику его возможности и способности.

    Главным генератором положительных эмоций учащихся служит интерес к уроку. А значит, его надо каким-то образом пробудить. В формировании утомления интерес действует прямо противоположно трудности. Отсутствие интереса или, попросту говоря, скука - это мощный фактор утомительности даже тогда, когда истинные элементы трудности отсутствуют.

    Не следует, однако, это переоценивать. Интерес может иногда не уничтожать утомление, а лишь маскировать его. Некоторые педагоги считают, что эмоции могут отсрочить и замаскировать самое тяжёлое и истощающее утомление, которое резко проявится на последующих уроках.

    Отрицательные эмоции, в противоположность положительным, снижают уровень функционирования нервных структур и психической деятельности. С этой точки зрения в несколько непривычном освещении выступают школьные отметки. Учащиеся, получая отрицательные оценки, хуже выполняют другие задания того же типа, у них снижается работоспособность. Поэтому педагогам нужно быть очень осторожньми в оценке работ, не злоупотреблять и ставить плохие оценки только в тех случаях, когда ученик их действительно заслужил, и быть при этом предельно объективным. Плохой балл ранит гораздо сильнее, если ребёнок в глубине души считает, что он поставлен несправедливо. Для создания благоприятного эмоционального климата большое значение имеют сказанное учителем слово ободрения, заслуженная похвала, а излишние упрёки, особенно незаслуженные, приводят к угнетённому состоянию детей. Педагоги сами отмечают, что учащийся, при взаимодействии с которым учитель чаще всего бывает раздраженным и недовольным, испытывает определённый дискомфорт, подавленность и неуверенность в своих силах: В результате школьник хуже отвечает при опросе, чем вызывает ещё большее недовольство педагога. Создаётся порочный круг, следствием которого нередко бывает невротизация ребёнка.

    Предложен даже специальный диагноз для обозначения неврозов, вызванных неправильным поведением педагога - дидактогении. Поэтому отношение учителя к ученику должно строиться на трёх столпах: справедливость, доброжелательность и уважение. Уважение ученика к учителю считается само собой разумеющимся, об уважении же учителя к ученику приходится напоминать. С подростками следует быть особенно осторожными. Для них характерна потребность в самоутверждении, в признании их прав и возможностей со стороны взрослых. Хороню физически развитые, внешне почти взрослые, подростки склонны переоценивать своё социальное развитие и болезненно воспринимать его недооценку. В этом источник нередких конфликтов со старшими, в частности с педагогами. Школьник, даже самый младший, это уже личность и вправе ждать уважения к себе. Это не снизит авторитета учителя, не разрушит необходимой дистанции. Необходимо научиться сочетать требовательность к детям с любовью и уважением к ним.

    Психопрофилактика - отрасль медицины, занимающаяся разработкой мер, предупреждающих возникновение психических заболеваний или переход их в хроническое течение.

    Пользуясь данными психогигиены, психопрофилактика разрабатывает систему мероприятий, ведущих к снижению нервно-психической заболеваемости и способствующих внедрению их в жизнь и практику здравоохранения. Методы психопрофилактики включают изучение динамики нервно-психического состояния человека в процессе трудовой деятельности, а также в бытовых условиях. Психопрофилактику принято подразделять на индивидуальную и социальную, кроме того, на первичную, вторичную и третичную.

    Первичная профилактика включает сумму мероприятии, направленных на предупреждение самого факта возникновения болезни. Сюда входит широкая система законодательных мер, предусматривающих охрану здоровья населения. Вторичная профилактика- это максимальное выявление начальных проявлений психических заболеваний и их активное лечение, т.е. такой вид профилактики, который способствует более благоприятному течению болезни и приводит к более быстрому выздоровлению.

    Третичная профилактика заключается в предупреждении рецидивов, достигаемом проведением мероприятий, направленных на устранение факторов, препятствующих трудовой деятельности больного.

    Усилия врачей и педагогов объединяются с целью проведения соответствующей психогигиенической и психопрофилактической работы в отношении воспитания подрастающего поколения.

    Успешно служит делу психогигиены и психопрофилактики широкая сеть лесных школ, санаториев, пионерских лагерей, детских площадок.


    Возможность сохранять и поддерживать психическое здоровье является мощным профилактическим фактором возникновения противоречий в отношениях.

    Личная психогигиена - одна из форм самосовершенствования. В каждом человеке есть потребность и способность к изменению себя, к творчеству, раскрытию способностей. И то и другое не исчезает при неблагоприятных условиях развития, при многих нарушениях и де­фектах. Реализовать себя - значит открыть свои способности и при­ложить их к делу. Полнее проявить себя, самоутвердиться человек может, развивая свою личность, глубже познавая и осознавая себя.

    Человек, познай, сотвори и осуществи себя. Что познаешь, то и сотворишь, а что сотворишь, то и осуществишь (В.А.Ананьев, 2004).

    Недооценка самопознания, незнание своей индивидуально­сти делает человека более уязвимым для стресса, снижает его устой­чивость в преодолении жизненных кризисов , в том числе и межличностных конфликтов.

    Умения и навыки оздоровления психики, практика формирования и поддержания здорового образа жизни являются личной практической психогигиеной. Все это - неотъ­емлемая составная часть саногенного потенциала личности.

    Развитие и сохранение мотивации и целей, умений и навыков под­держания высокой работоспособности, развития личности, социаль­ной адаптации, духовного обогащения нельзя отнести только лишь к психогигиенической практике. Это также часть психологической и социальной компетентности личности. И все эти процессы личност­ной динамики - одна из важных сторон экзистенциального выбора: выбора формы самореализации, поиска и обретения смысла жизни, постановки главных жизненных целей.

    Основной стратегией психологической помощи и самопомощи в преодолении межличностных конфликтов является увеличение воз­можных способов преодоления путем стимулирования самостоятель­ности, укрепление установки на проявление активности в изменении жизненной ситуации и, если возможно, окружающей среды. Особую опасность представляет чувство беспомощности, которое мотивирует поведение риска.

    Самостоятельность (в англоязычной литературе self empowerment) - достижение личной автономии путем выработки и применения жиз­ненных навыков, имеющих отношение к здоровью. Самостоятель­ность - это процесс, направленный на восстановление способности к принятию решений и внушение людям веры в их автономность, а так­же овладение навыками для принятия решений, связанных с их соб­ственным здоровьем, здоровьем их семей. Самостоятельность являет­ся одним из важнейших ресурсов контроля здоровья.

    Согласно Л.В.Куликову (2004), в саногенном потенциале можно выделить три группы факторов.

    К первой группе относятся те, что формируются воспитанием, образованием, социальным окру­жением (широким и ближайшим), обусловлены условиями и образом жизни, профессией.

    Во вторую группу могут быть включены те особенности личности и тот опыт, знания и умения, которые возникают у субъекта вследствие совместной работы со специалистом: психологом, психо­терапевтом, врачом или педагогом. Эти качества приобретаются на сеансах психологического консультирования, в группах личностного развития, психокоррекционных группах, на тренингах повышения пси­хологической устойчивости, повышения коммуникативной компетентности, тренингах уверенности (другие названия: тренинг самоутверждения, тренинг ассертинности).

    В третью группу входят те протективные качества, ко­торые субъект развил в себе самостоятельно. Сюда же входят знания, умения и навыки, которые помогают формировать саногенное отно­шение к действительности - к обществу, событиям, людям и их по­ступкам, к себе, своим плюсам и минусам. Они позволяют выбирать оптимальные стратегии и тактики преодоления трудностей, регули­ровать уровень напряжения, сохранять свободу поведения, выбирать тот стиль жизни, который более всего соответствует индивидуально­сти, позволяет жить здоровой и благополучной жизнью. К предмету личной психогигиены относятся в большей степени составляющие этой третьей группы.

    К факторам, оказывающим саногенное влияние на личность относятся:

    ● уверенность, независимость в отно­шениях с другими людьми;

    ● отсутствие враждебности, доверие к дру­гим, открытое общение;

    ● чувство общности, чувство социальной принадлежности;

    ● удовлетворяющий статус в груп­пе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличност­ные роли;

    ● согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого.

    Негативное влияние на человека, его саногенный потенциал, в том числе и на отношения с другими людьми оказывают расстраивающие установки .

    Поэтому, избавление от негативных установок является необходимой работой по укреплению саногенного потенциала личности и профилактики возможных конфликтов в отношениях с людьми.

    Л.В.Куликов (2004), описывает следующиерасстраивающие установки:

    «Это из-за него (нее, них…) я так себя чувствую». В этой установке преувеличена возможность других людей управлять нашими чувства­ми. Какой бы силой, даром они ни обладали, наши чувства рождаются в нас и зависят прежде всего от нас.

    «Все (многое...) вокруг делается неправильно, на самом деле все долж­но быть иначе». Все правильно никогда не было и никогда не будет. Мир живет по своим законам, раздумывать о том - принимать их или нет - бессмысленно.

    «Необходимо изменить другого человека (этих людей...)». Человек имеет весьма ограниченные возможности для изменения другого че­ловека, даже близкого. Часто за искренним желанием «сделать друго­го человека лучше» скрыто другое стремление - сделать его более удобным для нас. Мы никого не можем изменить, кроме себя самих. Как указывал Э.Фромм, - вера в то, что другие могут измениться, - результат собственной возможности изменений.

    «Я должен стремиться к совершенству во всем - совершенству своей личности, отношений с окружающими, семейных отношений, ве­дения дел, своего жилища...». Данная установка связана с тем, что субъектом слабо осознается, насколько достижим идеал, к которому он стремится, какова, в конечном счете, будет цена. Для осознания этого следует перечислить все, чем придется заплатить за достижения идеала. Лучше выделить приоритеты и стараться достичь главных це­лей.

    «Окружающие плохо решают мои проблемы (мало помогают...)». Никто лучше нас не решит наши проблемы. Окружающие нас люди, близкими чужие, живут не для того, чтобы решать наши проблемы; у них есть и свои проблемы.

    «Я должен всем нравиться. Если окружающие не выражают своей симпатии, надо приложить все силы, чтобы добиться этого». Невоз­можно всем нравиться, и напрасно к этому стремиться. Окружающие могут не выражать симпатии, поскольку погружены в свои проблемы.

    «Я несчастлив». Счастье не является состоянием, возникающим под влиянием внешних обстоятельств. Ощущение счастья - часть от­ношения человека к действительности в целом. Чувствовать, замечать и понимать свое счастье - все это зависит от готовности человека ви­деть себя счастливым. Как писал Н.А.Бердяев, «слово «счастье» - самое бессодержательное и ничего незначащее из человеческих слов. Ни какого критерия и мерила счастья не существует, и никакого сравнения не может быть счастья одного человека, со счастьем другого .

    Одним из условий саногенного потенциала человека, как профилактического фактора конфликтности в отношениях выступает осмысленность бытия.

    В.А.Ананьев (1999) указывал на то, что путь здоровья заключается в гармонии смысла жизни и жизненных целей.

    Цель - это нечто принципиально достижимое в жизни.

    Смысл жизни - нечто постоянно настигаемое, но никогда принципиально не достижимое в жизни.

    Если человек ставит цели на пути к достижению смысла жизни, то и достигает их с меньшими усилиями, как бы органично самому процесу движения по жизни. Человек не жестко следует «предписанному» ему пути, а совершает блуждание по полю возможного и выходит в результате этих блужданий на один из этих путей. Случайности, малые флуктуации, стрессы могут сбить человека с истинного пути, отбросить на «обочину», привести к сложным блужданиям по полю путей развития. Выход на «обочину», возможно, тоже путь, но связанный с более сильным напряжением, которое организм может не выдержать, тогда за этот выбор надо будет платить здоровьем.

    В этом отношении приведем слова М.К.Мамардашвили, который писал следующее: «Мы разгадываем знаки судьбы, и в зависимости от успеха или неуспеха, и вообще от характера и объема этой интерпретации складывается линия нашей судьбы. Мы рискуем потерять свою жизнь задолго до того, как умрем. Неправильно расшифровав знаки, мы можем пройти мимо своей судьбы, что тоже является, конечно, судьбой, но уже с отрицательным знаком

    Мы не выбираем смысл нашего существования из «вообще существующих». Иногда мы его чувствуем непосредственно, не испытывая желания анализировать, что он собой представляет. Его можно понять умом после долгих раз­мышлений, можно обнаружить в любви к близкому человеку или соз­дать своим трудом. В любом случае, чтобы обрести смысл жизни, мы затрачиваем усилия.

    Никакие вещи не заменяют, не могут заменить смысл жизни. Они могут отвлечь от его поисков на какое-то время, иногда на целую жизнь. Но это состояние неустойчивое, чем оно и опасно. Что-то мо­жет измениться в жизни или в самой личности, и тогда вопрос о смыс­ле жизни может встать весьма остро. Если человек не имеет собствен­ного опыта поиска смысла жизни, то ситуация может стать тяжелой, кризисной. Попытка заменить внутреннее внешним в этом случае об­речена на неудачу.

    За деньги можно купить кровать, но не сон; еду, не аппетит; лекарство, но не здоровье; дом, но не домашний очаг; книги, но не ум; украшения, но не красоту; роскошь, но не культуру; развлечение, но не счастье; религию, но не спасение (П.Брэгг).

    Обязательное условие для осознания смысла жизни - это привязан­ность к чему-то большему, чем ты сам. Как писал Н.А.Бердяев, личность «исчезает в беспредельности самоутверждения, в нежелании знать другого и трансцендировать к высшему» .

    Чаще смысл жизни теряется, когда встают непреодолимые препят­ствия на пути к самореализации. Оценка препятствий всегда субъек­тивна. Трудности могут казаться непреодолимыми, как при слабости инстинктивного стремления к реализации себя, так и при объективно тяжелых обстоятельствах.

    На ощущение смысла жизни влияет также соотношение величины достижений личности и затрат на них, которое переживается как пси­хологическая цена усилий. Если она слишком высока, то мотивация снижается, размывается та часть смысла жизни, которая была связана с труднодостижимыми целями. Продвижение к целям должно подпитываться удовлетворением от достигнутого. Лишь немногие люди с сильными притязаниями способны с энергией продвигаться вперед к дальним целям, не теряя уверенности в себе. Легкие достижения (без стараний или риска) не дают полноты ощущения смысла жизни.

    Для повышения саногенного потенциала личности, как фактора снижающего риск возникновения конфликтов в межличностных отношениях, можно использовать целительную самонастройку, предложенную Л.В.Куликовым , ориентиры которой представлены ниже.

    1. Научиться находить время для само­развития, замечать каждый, даже небольшой, шаг в своем развитии. Ощущать чувство радости от каждого успешно сделанного шага и пе­реживать его.

    2. Уметь относиться к событиям философски, видеть различные ситуации и себя в них в более широкой перспективе, со стороны. Вот взгляд на современный образ жизни в определенном смысле «со сто­роны».

    3. Уметь воспринимать события с иронией, ценить и развивать чувство юмора.

    4. Сохранять ценнейшую способность ощущать удовольствие да­же от небольшой сегодняшней радости. Не следует застревать в воспоминаниях о прошлом. Работая на бу­дущее, не обязательно думать о нем постоянно. Не может быть будуще­го без настоящего. Способность оценивать удовольствие настоящего (времени) бесценна. Не умея отдать должное внимание небольшим приятным событиям, вы рискуете не заметить и большую радость.

    5. Сохранять оптимизм, позитивное восприятие событий. Мы укрепляем свои душевные силы, если сосредоточиваемся на чем-либо перспективном, на путях решения проблем, способах прео­доления трудностей, а не на тупиках. Позитивный настрой необходим и в межличностных отношениях. Необходимо стараться увидеть в людях достоинства и в большей сте­пени обращать внимание на них, а не на то негативное, что есть в каждом.

    6. Не стоит переживать по поводу тех неприятностей, которые еще не наступили, ведь они могут и вовсе не наступить.

    7. Прекрасным психотерапевтом является заслуженный успех. Мало желать успеха, надо научиться достигать его.

    Следующим фактором саногенного потенциала личности является самооценка.

    Самооценка – «это та оценка, которую дает себе личности; она включает понимание личностью себя и своих реальных возможностей и присущей этой личности качеств, достоинств и недостатков, а также понимание этой личностью исполняемых социальных ролей» .

    Самооценка – «ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом, и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценку составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей» .

    Достаточно высокая самооценка чрезвычайно важна для сохранения психологической устойчивости. Следует подчеркнуть, что речь идет об адекватной самооценке. Искажение образа себя, преувеличение своих достоинств, стремление обнаружить больше недостатков у ок­ружающих людей - пути, уводящие в сторону. Необходима способ­ность принимать себя со всеми своими плюсами и минусами, необхо­дима вера в себя, в свои способности и силы, убежденность в том, что в других людях больше положительного, чем отрицательного, что мир не враждебен по отношению к тебе, что в мире побеждает добро.

    В са­мооценке слиты различные аспекты отношения личности к себе. Про­цесс самореализации и самооценка тесно связаны и влияют друг на друга: ощущение, что не раскрыл себя, снижает самооценку, а зани­женная самооценка препятствует полноценной реализации себя. В этой взаимосвязи определенное «первенство» влияния принадлежит само­оценке. Нарушения самооценки ведут к потере душевного равновесия, неудовлетворенности жизнью.

    Для психологически устойчивого, успешно реализующегося чело­века со здравыми взглядами на жизнь и на себя характерно неболь­шое расхождение Я-реального и Я-желаемого, но не за счет того, что эти люди считают себя близкими к идеалу, а потому, что они прини­мают себя такими, какие они есть. Я-реальное - это представление человека о себе таком, каким он видит себя в настоящее время.

    Совокупность мыслей и образов, в которых эти желания отражены, складывается в Я-желаемое. Я-желаемое включает усвоенные требования и правила общества,нравственные образцы и эстетические идеалы. В Я-желаемоместь компоненты Я-реального (имеющегося уже сейчас). Их полное несходство означает такую степень неблагополучия личности, прикоторой работа над собой невозможна или крайне затруднена.

    И большое, и малое расхождение Я-реального и Я-желаемого ме­шает саморазвитию. При большом - возникает чувство неполноцен­ности, неуверенность в себе, снижается активность, энергичность; при малом - чувство успокоенности, любование собой. Это также мо­жет снижать активность, особенно направленную на изменение себя, самосовершенствование. Опасно оно и тем, что может вести к сниже­нию приспособляемости и вызывать напряжение в межличностных отношениях.

    Выстраивание своей жизни, поиск ее смысла происходят более успешно при достаточной уверенности в себе. Неуверенность, зани­женная самооценка являются частой исходной причиной неблагопо­лучия в межличностных отношениях, внутреннего дискомфорта, многих психических и телесных расстройств.

    Не будьте излишне критичны к людям ни в словах, ни в мыслях. Из­бавляясь от этой привычки, вы постепенно перестанете беспокоиться по поводу критики в свой адрес. Учитесь видеть в людях их плюсы и говорить им об их сильных сторонах - одобряя, благодаря, хваля, восхищаясь и т.п.

    Не зацикливайтесь на своих недостатках. Будьте уверены, что многие их или не замечают, или воспринимают просто как вашу индивидуальную особенность. Нет людей без недостатков или каких-либо, хотя бы маленьких, расстройств. Все имеет свою отрица­тельную сторону, даже известность.

    Чаще чувствуйте почву под ногами в прямом смысле этих слов. Вы забываете, что имеете твердую опору под ногами, а ваше положение принципиально противоположно положению тонущего человека.

    Следите за своей одеждой. Достаточно того, чтобы вы чувствовали себя «не хуже всех» и были спокойны, что она вас не подведет.

    Известный психотерапевт Мануэль Смит считает, что уверенность в себе прямо связана с умением отстаивать свое мнение. Это умение по­могает человеку устанавливать позитивные отношения с людьми - отношения доверия, сострадания, теплоты, близости, любви, позволяет быть независимым, настойчивым в достижении своих целей,

    М.Смит выделяет десять главных прав личности, о которых вы должны вспомнить, если чувствуете, что вами манипулируют, нарушают ваше неотъемлемое право быть самим собой.

    ● Вы имеете право судить о собственном поведении, мыслях, эмоци­ях и брать ответственность за их последствия на себя.

    ● Вы имеете право не оправдываться и не извиняться за свое пове­дение.

    ● Вы имеете право решать, должны ли вы брать на себя ответствен­ность за чужие проблемы (есть ли вам дело до чужих проблем).

    ● Вы имеете право передумать, изменить свое мнение.

    ● Вы имеете право делать ошибки и отвечать за них.

    ● Вы имеете право сказать: «Я не знаю».

    ● Вы имеете право не зависеть от того, как к вам относятся другие.

    ● Вы имеете право быть нелогичным в принятии решений,

    ● Вы имеете право сказать: «Я не понимаю».

    ● Вы имеете право сказать: «Мне наплевать...», «Меня не волнует...», «Меня не интересует...»

    Личная психогигиена способствует повышению устойчивости личности, как условия профилактики и разрешения конфликтов в межличностных отношений. Об этом речь пойдет ниже.



    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама