THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Три отрока в пещи огненной (VI век до н.э.) – иудейские юноши по имени Анания, Азария и Мисаил (ивр. Хананья, Азарья, Мишаэль‎), дружившие с пророком Даниилом, были брошены в огонь по приказу царя Навуходоносора II за отказ поклониться идолу, но архангел Михаил сохранил их, и они вышли оттуда невредимыми.

В VI веке до н.э. Иерусалим был завоеван вавилонским царем Навуходоносором II. Соломонов храм был жестоко разрушен, христианская вера ассимилирована. Население Иерусалима царь взял в плен, принуждая к иноверию. В числе пленников находились четверо прекрасных юношей: Даниил, Азария, Анания и Мисаил. Им дали новые имена: Даниил стал Валтасаром, Азария – Авденаго, Анания – Седрахом, а Мисаил – Мисахом.

Юноши строго хранили заповеди своей веры, не преклоняя колен перед языческими идолами. За отказ повиновения Навуходоносор II приказал бросить троих отроков в «огненную пещь». Архангел Михаил остудил пламя и спас верных Богу пленников. Царь, став свидетелем «чуда в пещи», сохранил им жизнь и «обратился к Богу истинному».

На основе истории сложена поговорка: «Ввержен в пещь огненную, яко три отрока» .

По календарю православной церкви память отрокам вавилонским воспевают 30 декабря, или 17 декабря по старому стилю.

Библейская история

Речь о 3-х отроках ведется в «Книге пророка Даниила» (первые три главы), свидетеля излагаемых действий. Также описываемые эпизоды были пересказаны Иосифом Флавием в книге, озаглавленной «Иудейскими древностями».

Придворная карьера
Даниил, Анания, Азария и Мисаил принадлежали к знатному иудейскому роду. Это поспособствовало тому, что Навуходоносор II решил приблизить их к своему двору и обратить в язычество.

«И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому. И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя. Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария. И переименовал их начальник евнухов – Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго».
Дан. 1:3-8

Четверо юношей отказались осквернять собственные тела вавилонской едой. Их основной пищей так и остались овощи и вода. Асфеназ был обеспокоен: отроки отвергали дары царя, их пренебрежение было нескрываемым. Попытки найти им замену оказались тщетными – юноши были прекраснее всех тех, кто употреблял царскую пищу.

Прошло 3 года, и воспитанные отроки предстали пред царем. Навуходоносор II восхищался ими: тела прекрасны, умы несравненно глубоки. Он видел, что они «в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его» и оставил их при дворе.

В следующем году правитель увидел необычный сон и потребовал, чтоб тайноведцы предоставили ему толкование. Задача оказалась трудной: Навуходоносор отказался рассказывать сон и сослался на то, что мудрецы должны знать все его детали. В противном случае их ждет страшная казнь.

Казалось, что четверо юношей: Даниил, Анания, Азария и Мисаил – были обречены на погибель, но свершилось чудо. Бог просветил Даниила, и ему стала известна суть сна – это был сон про колосса о глиняных ногах. Правитель выслушал толкование Даниила и назначил его «над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими» . А Анания, Азария и Мисаил поставлены «над делами страны Вавилонской» (Дан. 2:49).

Чудо в пещи огненной
Третья глава «Книги пророка Даниила» посвящена эпизоду казни Анания, Азария и Мисаила. Все началось с того, что царь Навуходоносор II построил золотой идол, изображавший его самого, и требовал от всех коленопреклонения. Противников веры ожидала смерть от пламени. Как только слышались музыкальные ноты, народ сбегался к статуе и склонялся пред нею.

Недоброжелатели заметили, что трое отроков: Анания, Азария и Мисаила – не преподносят почтения золотому истукану – даже думать об этом им было противно. Слуги доложили об этом царю, и тот чрезвычайно разгневался. Призвав юношей к себе, он приказал им стать на колени перед идолом. От юношей последовал отказ: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит».

Навуходоносор приказал растопить печь и бросить в нее непокорных отроков. Некоторые исследователи предполагают, что огненную казнь Вавилонский царь совершал в Вечном пламени Баба-Гургур – нефтяном месторождении, которое пылает более 4000 лет.

«И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго. А сии три мужа, Седрах, Мисах и Авденаго, упали в раскаленную огнем печь связанные. И ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа. И став Азария молился и, открыв уста свои среди огня, возгласил: “Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки…” А между тем слуги царя, ввергшие их, не переставали разжигать печь нефтью, смолою, паклею и хворостом, и поднимался пламень над печью на сорок девять локтей и вырывался, и сожигал тех из Халдеев, которых достигал около печи. Но Ангел Господень сошел в печь вместе с Азариею и бывшими с ним и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их. Тогда сии трое, как бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога».
Дан. 3:22-51

С небес сошел архангел Михаил и защитил отроков от жара – окутал их своими крыльями и наполнил печь прохладным воздухом. Царь Вавилона изумился увиденному, воскликнув: «не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию» , и приказал немедленно прекратить казнь. Анания, Азария и Мисаил вышли из огня целыми и невредимыми. Навуходоносор понял, что Господь заботится и спасает верующих в Него, снова возвысил этих трех отроков.

Остаток жизни
Во времена правления царя Валтасара пророк Даниил истолковал загадочную надпись, появившуюся на стене зала во время пира. Надпись имела такой вид: «Мене, Текел, Перес» . Слова Даниила были суровы – Вавилонскому царству грядет скорая гибель. По «Книге пророка Даниила» (5:26-28) ответ был таковым: «Вот и значение слов: Мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам».

Во времена правления персидского царя Дарии пророк Даниил был брошен в логово голодных львов. Но те не тронули его.

Существует две версии дальнейшего развития событий. Если верить первой, то Даниил, Анания, Азария и Мисаил прожили до самой старости и умерли в плену. Во второй версии говорится, что Анания, Азария и Мисаила убил персидский властитель Камбиоз – отрубил им головы. Приверженцем этого варианта выступал святитель Кирилл Александрийский, который был свидетелем этого происшествия.

Герменевтика библейского текста

Исследователи заметили, что песнь отроков, которую они поют после появления ангела (Дан. 3:24-90), отсутствует в первичном варианте Ветхого Завета. Первое ее появление наблюдается лишь в Септуагинте.

Сюжет истории имеет сложный характер. Это проявляется в нескольких моментах. В первую очередь об этом свидетельствует ритуал изменения имени. По сей день считается, что замена старого имени означает приобретение новой судьбы. Поэтому в тексте усиленно подчеркивается тот факт, что вдали от всех отроки обращались друг к другу по иудейским именам. Они оставались преданными собственной вере, не желая менять судьбу на вавилонскую, языческую.

Также есть возможность провести параллели между иудейской и вавилонской мифологией. Возникают основания предполагать, что эти 2 народа позаимствовали друг у друга множество сюжетов. В основе этого лежит завоевание Иерусалима вавилонским царем.

Подобные мотивы встречаются и в мифах других народов. Достаточно вспомнить огненное закаливание Демофонта греческой богиней Деметрой; огненное закаливание Ахилла греческой богиней Фетидой и др. В Русских сказках таким примером выступает печь Бабы-Яги, которая насыщает силами Иванушку и других сказочных героев силами для побега.

Базисом для всех перечисленных выше мотивов считается ритуал инициации пламенем, который практиковался в древние времена. Инициация огнем – это процесс приобретения подростком качеств настоящего мужчины посредством закаливания, испытания.

Герменевтика богословская

Первые толкования «Трех отроков в пещи огненной» относятся к началу III века. Интерес раннехристианских исследователей к этой истории был вызван тогдашним положением православной церкви. Так, Киприан Карфагенский, автор множества работ о мученичестве, рассматривает юношей как позитивный пример, который стоит всем брать на заметку: «несмотря на свою молодость и стесненное положение в плену, силою веры победили царя в самом царстве его… Они верили, что могут избегнуть смерти по вере своей…»

Следующее сочинение на тему герменевтики данной истории принадлежит Иоанну Златоусту. Страницы его сочинения «Слово о трех отроках и о пещи вавилонской» наполнены истинной, которую искали в течение многих лет. Анания, Азария и Мисаил были брошены в печь без надежды на спасение. Они показали Богу чистоту своих побуждений готовностью умереть за христианскую веру. Юноши не боялись смерти, ибо душевная чистота стояла для них на первом месте.

Отсутствие Даниила в рядах казненных Иоанн Златоуст объясняет так: «После истолкования Даниилом царского сна, царь воздал ему поклонение как богу и почтил его именем Валтасара, производным от имени вавилонского бога. Так вот, чтобы не подумали, что этим именно божественным по их мнению именем Валтасара побеждается сила огня, Бог устроил так, что Даниил не присутствовал при этом, чтобы чудо благочестия не потерпело ущерба» .

Трех отроков упоминает и – им посвящена целая глава книги «Слово о святом духе». Рассматривая проблемы развития современной церкви, он восхвалял Азария, Анания и Мисаила за твердость духа. Будучи единственными служителями Бога в стране язычников, они сохраняли веру, отвергали дары Навуходоносора и не склонялись к иноверию. Даже в пещи огненной «они и среди пламени песнословили Бога, не рассуждая о множестве отметающих истину, но довольствуясь друг другом, когда их было трое» .

Назидатель священников, ставит трех юношей в пример: «Дерзновенно подойдя под иго Священства, право твори пути свои и право правь слово истины, со страхом и трепетом творя этим свое спасение. Ибо Бог наш есть Огонь поядающий, и если ты коснешься Его как золото или серебро, то не бойся сожжения, подобно вавилонским отрокам в печи. Если же ты из травы и тростника - из горючего вещества, как мудрствующий о земном, то бойся, чтобы не сжег тебя Небесный Огонь».

Церковные обряды

Песнь отроков
«Молитва святых трех отроков», или «Благодарственная песнь отроков», впервые была включена в состав христианской гимнографии в IV-V веках. На , по воспоминаниям Афанасия Александрийского (IV век), обычно исполняли песни Моисея из «Исхода» и «Отроков в пещи огненной». Сочинение «О девстве» в авторстве псевдо-Афанасия рассказывает об исполнении «Отроков…» во время утрени.

Сборник церковных песен, собранных в ранних византийских рукописях, рассматривают как дополнение к Псалтири. Псалтирь, опираясь на древнюю Константинопольскую практику, была разделена на 76 антифонов и 12 библейских песней. В их числе находилась «Благословенная песнь отроков», которую исполняли каждый день. Во времена Иерусалимской традиции (с начала VII века) количество библейских песен было изменено до 9; песнь, повествующая о жизни трех отроков, была оставлена и на сегодняшний момент числится под номером 7.

Современная церковная практика подразумевает использование библейских песен в виде прокименов. Расписание исполнения песни вавилонских отроков («Песнь отцев») имеет такой вид:

  • 1-ая неделя великого поста (Торжество Православия, воспоминание о победе над иконоборцами, память святых пророков);
  • 7-ая неделя по Пасхе (память отцов первого Вселенского Собора);
  • неделя после 11 октября (память отцов седьмого Вселенского Собора);
  • неделя после 16 июля (память отцов первых шести Вселенских Соборов);
  • неделя праотцев и отцов перед Рождеством Христовым.
  • Важно понимать, что во время богослужения исполняется песнь, отличающаяся от той, которая приведена в «Книге пророка Даниила». В современной практике используется вариант с включениями благодарственных молитв, расположенных в истории жизни Азария, Анания и Мисаила, их казни и чудесного спасения архангелом Михаилом.

    Также известно, что «Песня о трех отроках» выступает основой для ирмосов 7 и 8 песен канона утрени. Наиболее яркие примеры:

  • «Росодательную убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляюще веление Божие, мучителя увеща вопити: Благословен еси Боже отец наших», – (ирмос 7 песни воскресного канона шестого гласа);
  • «Из пламени росу преподобным источил еси, и праведного жертву водою попалил еси, вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки», – (ирмос 8 песни воскресного канона шестого гласа);
  • «Отроки от пещи избавивый, быв человек, страждет яко смертный, и страстью смертное в нетленное облачит благолепие, Един благословен отцев Бог и препрославлен», – (ирмос 7 песни пасхального канона);
  • «Телу златому премудрые дети не послужиша, и в пламень сами пойдоша, и боги их обругаша, и ороси я Ангел. Услышася бо уст ваших молитва», – (ирмос 7 песни покаянного канона ко Господу Иисусу Христу).
  • Полный текст песни о трех отроках можно услышать лишь в Великий пост, когда по правилам Триодьи церковные песни читаются полностью.

    «Молитва святых трех отроков» является заключительной (пятнадцатой) паремией на вечерне Великой субботы, исполняемой совместно с литургией Василия Великого. Бывают случаи, когда песнь читается хором, но в основном – одним чтецом.

    «Пещное действо»
    Во время Рождественских праздников легенда об отроках в пещи огненной исполняется в виде театральной постановки – «Пещное действо», который свершался в воскресную службу перед праздником Рождества Христова. Историки предполагают, что эта традиция была основана в Византии. По окончанию богослужения на середину храма выносили деревянную печь. Для этого заранее снимали паникадила, чтоб освободить место.

    В зале появляются ряженые мальчики. Халдеи выводили связанных отроков, допрашивали их и «бросали» в печь. Отроки заводили песню, воспевающую Господа Бога. Неожиданно появлялся ангел и освобождал отроков из «пещи огненной». Халдеи становились в стороне с поникшими головами, а архангел Михаил и юноши обходили 3 раза вокруг печи.

    Представление имело назидательно-развлекательный характер. Зимний карнавал начинался с этого действа. После представления ряженые поджигали святочные огни и плакун-траву.

    Симеон Полоцкий на основе библейской легенды написал литературное произведение, по которому и совершалась постановка.

    Приход к власти Петра I (XVIII век) повлек за собой реформы в Русской Православной Церкви. Постановка легенды была запрещена, но сумела возродиться в первой половине XX века. Этому поспособствовал известный композитор Александр Кастальский. Им была проделана большая работа по изучению крюковых нотных записей и их переводом на современный музыкальный язык.

    Сергей Эйзенштейн экранизировал постановку легенды о трех отроках в Успенском соборе в кинофильме «Иван Грозный».

    Народные обряды
    В ночь с 30 на 31 декабря празднуют день памяти пророка Даниила и святых отроков. В ранние периоды в северных районах жгли большие костры, бросали в огонь снеговых кукол и предсказывали по языкам пламени погоду.

    В Англиканской церкви
    Песня о трех отроках исполняется во время англиканской утрени (опираясь на Книгу общих молитв 1662 года). Имеет название «Benedicite», которое происходит от первого латинского слова. Песнь относится к апокрифической (опираясь на Статью 39) – имеет назидательный характер и не используется для формирования вероучения.

    В России

    Легенда о «трех отроках в пещи огненной» обладала в Руси значительной популярностью. Это объясняется несколькими факторами. Вот некоторые из них.

    Н. С. Борисов предположил, что любовь российского народа к легенде обуславливается ее сходством с историческими событиями – Татаро-Монгольским нападением и взятием московских князей в плен. «Поведение пророка Даниила и отроков Анании, Азарии и Мисаила в вавилонском плену стало образцом для русских правителей, оказавшихся в „ордынском плену“. Согласно Библии главными принципами этих святых мужей в чужеземном плену стали преданность вере - и добросовестное служение „поганому царю“ в качестве советников; мужество - и осторожная уклончивость, хитрость, дальновидность».

    Н. С. Борисов доказывает свое предположение на примере князя Ивана Калиты, который накануне смерти принял постриг и взял новое имя – Анания. В истории России это не единственный случай.

    «Сказание о Вавилоне» (XIV-XV века) указывает на некоторую связь Русского и Вавилонского народов. Легенда утверждает: в древности народ верил, что московский царь получает благословение на управление страной от самого Навуходоносора. Если верить легенде, атрибуты царской власти, в состав которых входит Шапка Мономаха, достались русским правителям от их предка Владимира Мономаха, а ему – от императора Константина Мономаха.

    После падения Навуходоносорова царства Вавилон запустел, сделался жилищем бесчисленных змей и снаружи был окружен одним огромным змеем, так что город стал недоступен. Тем не менее греческий царь Лев, «во св. крещении Василий», решил добыть сокровища, принадлежавшие некогда Навуходоносору. Собравши войско, Лев отправился к Вавилону и, не дошедши до него пятнадцать поприщ, остановился и послал в город трех благочестивых мужей – грека, обежанина (абхазца) и русина. Путь был очень трудный: вокруг города на шестнадцать верст поросла трава великая, как волчец; было множество всяких гадов, змей, жаб, которые кучами, как сенные копны, поднимались вверх от земли, – они свистели и шипели, а от иных несло стужею, как зимой. Послы прошли благополучно к великому змею, который спал, и к стене города.

    У стены была лестница с надписью на трех языках – греческом, грузинском и русском, – гласившая, что по этой лестнице можно благополучно пробраться в город. Исполнивши это, послы среди Вавилона увидали церковь и, войдя в нее, на гробнице трех святых отроков, Анании, Азарии и Мисаила, горевших некогда в пещи огненной, они нашли драгоценный кубок, наполненный миррой и Ливаном; они испили из кубка, стали веселы и на долгое время уснули; проснувшись, хотели взять кубок, но голос из гробницы запретил им это делать и велел идти в Навуходоносорову сокровищницу взять «знамение», то есть царские инсигнии.

    В сокровищнице они среди других драгоценностей нашли два царских венца, при которых была грамота, где говорилось, что венцы сделаны Навуходоносором, царем вавилонским и всея вселенныя, для него самого и для его царицы, а теперь должны быть носимы царем Львом и его царицей; кроме того послы нашли в вавилонской казне «крабицу сердоликовую», в которой была «царская багряница, сиречь порфира, и шапка Мономаха, и скипетр царский». Взявши вещи, послы вернулись в церковь, поклонились гробнице трех отроков, еще выпили из кубка и на другой день пошли в обратный путь.

    В. С.Соловьев . Византизм и Россия

    Историки приписывают этой легенде византийский генезис; греческий текст не обнаружен.

    Пожарные службы Греции по сей день относят святых трех отроков к своим покровителям. Ежегодно 17 декабря, в день памяти отроков, проводятся службы, на которых присутствует пожарные-новобранцы и городская администрация. Также этот день знаменателен тем, что организовываются торжественные приемы в пожарных корпусах каждой области.

    В своём Слове о Святом Духе в главе о современном ему состоянии церкви ставит вавилонским отрокам в заслугу, что они будучи одни среди иноверцев не рассуждали о своей малочисленности, но «они и среди пламени песнословили Бога, не рассуждая о множестве отметающих истину, но довольствуясь друг другом, когда их было трое».

    Григорий Богослов приводит отроков как образец должного состояния священников: «Дерзновенно подойдя под иго Священства, право твори пути свои и право правь слово истины, со страхом и трепетом творя этим свое спасение. Ибо Бог наш есть Огонь поядающий, и если ты коснешься Его как золото или серебро, то не бойся сожжения, подобно вавилонским отрокам в печи. Если же ты из травы и тростника - из горючего вещества, как мудрствующий о земном, то бойся, чтобы не сжег тебя Небесный Огонь».

    В церковных обрядах

    Пение отроков

    Благодарственная песнь отроков («Молитва святых трех отроков») вошла в состав христианской гимнографии уже с IV-V веков. Афанасий Александрийский (IV век) упоминает о пении на Пасху песней Моисея из Исхода и вавилонских отроков. Псевдо-Афанасий в сочинении «О девстве» (IV век) указывает на включение песни трёх отроков в состав утрени.

    Собрание библейских песен начиная с ранних византийских рукописей выступает как дополнение к Псалтири. По древней Константинопольской практике Псалтирь была разбита на 76 антифонов и 12 библейских песен (в них входила и песнь вавилонских отроков, которая пелась ежедневно), начиная с VII века (иерусалимская традиция) число библейских песен было сокращено до 9, но песнь вавилонских отроков в ней осталась и помещается под номером семь.

    В современной богослужебной практике библейские песни употребляются как прокимены. Прокимен из песни вавилонских отроков («Песнь отцев») поется:

    • в 1-ю неделю Великого поста (Торжество Православия, воспоминание победы над иконоборцами и память святых пророков);
    • в 7-ю неделю по Пасхе (память отцов 1-го Вселенского Собора);
    • в неделю после 11 октября (память отцов 7-го Вселенского Собора);
    • в неделю после 16 июля (память отцов первых шести Вселенских Соборов);
    • в недели праотцев и отцев перед Рождеством Христовым.

    Следует отметить, что текст песни, употребляемой в богослужении не идентичен, приведённой в книге пророка Даниила: песнь представляет собой краткий пересказ истории ввержения отроков в печь и их чудесного избавления от смерти с добавлением благодарственных молитв.

    Песня трёх отроков также является прообразом для ирмосов 7 и 8 песни канона утрени. Характерные примеры:

    • «Росодательную убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляюще веление Божие, мучителя увеща вопити: Благословен еси Боже отец наших» (ирмос 7 песни воскресного канона шестого гласа)
    • «Из пламени росу преподобным источил еси, и праведного жертву водою попалил еси, вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки» (ирмос 8 песни вокресного канона шестого гласа)
    • «Отроки от пещи избавивый, быв человек, страждет яко смертный, и страстью смертное в нетленное облачит благолепие, Един благословен отцев Бог и препрославлен» (ирмос 7 песни пасхального канона)
    • «Телу златому премудрые дети не послужиша, и в пламень сами пойдоша, и боги их обругаша, и ороси я Ангел. Услышася бо уст ваших молитва» (ирмос 7 песни покаянного канона ко Господу Иисусу Христу)

    В Великий пост, когда в соответствии с Триодью библейские песни читаются полностью, за богослужением можно услышать полный текст Песни трёх отроков.

    На вечерне Великой субботы, соединённой с литургией Василия Великого, история трёх отроков читается в качестве заключительной (пятнадцатой) паремии, а их песнь читается с припевами чтецом и молящимися (или хором от их лица).

    «Пещное действо»

    «Пещное действо» - название древнего церковного обряда (театрализованного представления) по этой легенде, который свершался в воскресную службу перед праздником Рождества Христова. Этот обычай пришёл на Русь из Византии. В храме снимались большие паникадила, чтобы освободить место для деревянной круглой печи. Три мальчика и двое взрослых изображали отроков и халдеев. Когда богослужение прерывалось, ряженые халдеи выводили из алтаря связанных отроков и учиняли им допрос, после чего ввергали их в печь. Под ней ставили горн с углями, а отроки в это время пели песнь, славящую Господа. В конце пения раздавались звуки грома, из-под сводов спускался ангел. Халдеи падали ниц, затем снимали свои наряды и стояли в молчании с поникшими головами, пока отроки же с ангелом трижды обходили печь.

    Летопись иудейского народа содержит такой важный фрагмент, как вавилонский плен. Его жертвами евреи стали после завоевания правителем одноименного региона Иерусалима . Случилось сие задолго до Рождества Христова , а именно – более, чем за пять столетий. Так вышло, что в число пленников попали святые люди: отроки Анания, Азария, Мисаил и пророк Даниил. Православная церковь вспоминает этих Божьих слуг каждый год на исходе первого зимнего месяца, точнее – 30 декабря.


    Жизнь в плену

    Даниил, Мисаил, Азария и Анания попали в плен, будучи еще совсем детьми. Все они принадлежали к знатным еврейским родам. Навуходоносор знал об этом и не собирался посягать на статус плененных им аристократов-иудеев. Он отдал своим приближенным распоряжения, согласно которым отроки должны были вести роскошную и богатую жизнь при дворе. Кроме того, по приказу вавилонского царя следовало продолжить образование юношей. Главным образом, делался упор на обучение святых халдейской мудрости.


    Однако Даниил, Азария. Мисаил и Анания, являясь строгими приверженцами иудейской веры, не пожелали воспользоваться выпавшей им чудесной возможностью существовать в плену безбедно и беззаботно. Их образ жизни отличался строгостью, вплоть до аскетизма. В частности, рацион питания благочестивых юношей составляли обычная вода и овощи. Начальник евнухов дал святым отрокам другие имена: отныне Анания назывался Седрахом, Азария – Авденаго, Даниила величали Валтасаром, а Мисаила – Мисахом. Бог, видя смирение отроков и их искреннюю любовь к себе, наградил кротких пленников небесными дарами. Каждого из юношей он наделил мудростью, а пророка Даниила – еще и даром прозорливости вкупе с умением толковать ночные видения. Последний, кстати, поразил своими знаниями самого царя Навуходоносора, потому как превзошел в этом самых выдающихся халдейских мудрецов. За свои способности Даниил оказался в числе приближенных правителя Вавилона.

    Толкование Даниилом царского видения

    Второй год царствования Навуходоносора был отмечен тем, что правителю вавилонян снились странные сны, не поддающиеся расшифровке. Как-то раз царь увидел и вовсе необычный сон, однако содержание его тотчас же «выветрилось» из памяти венценосной особы после пробуждения. Многие мудрецы из созванных Навуходоносором пытались проникнуть в эту тайну, но никому из них не удалось выяснить, применив свои таланты и способности, что же именно привиделось правителю Вавилона в ту ночь. Такое положение вещей привело царя в бешенство. Он повелел казнить всех имевшихся в царстве чародеев и гадателей. Преследованию подверглись и Даниил с тремя отроками, хотя никто из них не был в курсе дела. Приближенный правителя Ариох, коему Навуходоносор непосредственно поручил миссию уничтожения вавилонских мудрецов, на вопрос еврейского юноши о том, что происходит, рассказал историю с загадочным сном правителя. Тогда Даниил заверил его в возможности разрешения сей проблемы и просил передать царю о скором получении тем толкования ночного видения.

    Вернувшись к себе, юноша поделился информацией с друзьями Ананией, Азарией и Мисаилом. Никому из них не хотелось умирать, а потому стали отроки молить Бога об открытии тайны странного царского сна пророку Даниилу. Прошло совсем немного времени, и мудрому юноше было видение, в котором содержались смысл явившегося Навуходоносору откровения и его расшифровка. Возблагодарив Господа за оказанную милость, Даниил отправился к Ариоху. Юноша сообщил слуге царя, что хочет видеть Навуходоносора, поскольку может открыть венценосной особе тайну его странного ночного видения, и отметил ненадобность уничтожения вавилонских мудрецов.


    Царь принял молодого пророка и услышал следующее: оказывается, правителю Вавилонскому в ту злополучную ночь привиделся блестящий, устрашающего вида истукан с золотой головой, наполовину железными, наполовину глиняными ногами , серебряными грудью и руками , медными животом и бедрами. Вдруг откуда ни возьмись полетел камень в этого истукана, и конечности его разбил в прах. После весь он превратился в пыль, которую подхватил ветер и унес в неизвестном направлении. А камень стал горою и заполнил собой все видимое пространство. Расшифровал же пророк Даниил сие видение следующим образом: после царства Навуходоносора будет другое, а еще третье, которое возьмет власть над всей землей. Четвертое же царство окажется очень крепким, но разделенным, а потому и уязвимым. Однако части эти станут одним, как смешались в один прах во сне правителя разбитые глина и железо.

    Услышав все это, правитель Вавилона низко поклонился Даниилу и вознес ему благодарность, а затем принес богатые дары.

    Золотой истукан

    Прошло немного времени, и царь Навуходоносор приказал своим людям возвести на поле золотого истукана непомерных размеров. Когда повеление сие было выполнено, правитель вавилонский распорядился созвать на открытие скульптуры всех государственных деятелей, и придворных, и народ, дабы те поклонились истукану из чистого золота, как только заслышат сигнал – звуки многочисленных музыкальных инструментов. Тех же, кто ослушается царского желания, ждала мучительная смерть через сжигание в печи.


    И стеклись люди к месту, где поставлен был истукан. И пали ниц подданные царя вавилонского перед этой громадиной. Не явились только Мисаил, Азария и Анания – три еврейских отрока, о чем немедленно доложили Навуходоносору. Тот разъярился и отдал распоряжение привести к себе непокорных юношей. Когда отроки иудейские оказались пред лицом правителя Вавилона, тот сообщил им о своей воле и о том, что ждет их в случае отказа повиноваться приказу. Слуги Господни не испугались угроз царя и сначала даже не захотели отвечать на речи венценосной особы. Но потом сообщили примерно следующее: есть у нас один Бог, ему и служим, а поклоняться твоим богам, царь, не станем.

    Чудесное спасение

    Тогда Навуходоносор, пребывая в гневе, велел разжечь печь посильнее и бросить туда трех отроков, которых предварительно связали. Как только сие произошло, царь пришел в страшное удивление: глазам его открылось, что внутри печи ходят не три человека, а четыре, и нет никаких пут на ногах и руках их, а четвертый мужчина по виду Богу подобен. И велел тогда царь выйти из жерла горящего пленникам своим. Когда Анания, Азария и Мисаил оказались перед ним, Навуходоносор понял: огонь не имеет над отроками ни малейшей власти, потому как не нанес им никакого вреда. Это чудо заставило царя вознести хвалу Богу иудейскому и взять трех юношей святых под свою особую защиту.

    Вторая половина XVII века. Великий Устюг

    20,8 х 17,3 х 2,0. Дерево (липа), одна доска, одна врезная сквозная клинообразная шпонка, ковчег, лузга, паволока отсутствует (?), левкас, темпера.

    Происхождение не установлено. Приобретена для музея в 2005 г. в Рыбинске. Инв. № ЧМ-20.

    Раскрыта в 2006 г. Н. Б. Фоломешкиной (ВХНРЦ).

    Авторский красочный слой хорошей сохранности, местами потерт, особенно золото нимбов и орнамента на полях. Мелкие выкрошки левкаса до доски с точечными утратами по орнаменту, царапины, кракелюр. В местах утрат красочного слоя, особенно в центре нижнего поля, – вставки нового левкаса с живописью, сделанные во время реставрации.

    Надписи киноварью: «Агглъ Гднь»; остальные – черными чернилами: «Ананiй Михаiл Азарiй»; «Црь, идолъ, мучители».
    На обороте заметна выцветшая и плохо читаемая надпись, сделанная черными чернилами:
    «С(о)дму(?) седмицею / пещь халдейск(ия)».

    Сюжет иконы основан на ветхозаветном тексте Книги пророка Даниила и иллюстрирует его рассказ о чудесном спасении трех плененных иудейских отроков: Анании, Азарии и Мисаила. Товарищи Даниила, во время вавилонского плена отобранные для службы «в чертогах царских» (Дан. 1, 4) получили халдейские имена: Седрах, Мисах, Авденаго. После того как Даниил истолковал вещий сон Навуходоносора, царь по его просьбе возвысил отроков над другими иудеями и поставил их «над делами страны Вавилонской» (Дан. 2, 49). Однако за отказ поклониться золотому истукану, торжественно установленному царем «на поле Деире, в области Вавилонской», юноши были связаны и брошены в раскаленную печь (Дан. 3, и особенно ст. 20–27), однако чудесным образом остались невредимы. В то время как языки пламени поражали разжигавших печь халдеев, Азария посреди огня возносил исполненную покаяния молитву Господу, закончившуюся прошением принять их духовную жертву. Царь Навуходоносор с изумлением видел, как освободившиеся от уз отроки «ходили среди огня и жар не касался их», а сошедший в печь ангел Господень охлаждал около них пламя. Видя чудесное спасение трех отроков, величие Бога вынужден был признать и сам Навуходоносор, после этого чуда еще более возвысивший отроков в стране Вавилонской.

    Три отрока в пещи огненной» – один из древнейших сюжетов в христианском искусстве, который встречается уже среди ранних росписей катакомб и сохраняется неизменным вплоть до позднего Средневековья. Однако изображение на рассматриваемой иконе отличается от древней лаконичной схемы и подробно иллюстрирует ветхозаветный текст. Раскаленная пещь с вылетающими из топки языками пламени и помещенными в нее юношами занимает лишь правую часть композиции. Здесь же возвышается крупная фигура архангела Михаила, распростершего крылья и возложившего руку на охраняемых им и спасенных Господом отроков, а у подножия огненной печи представлены убитые пламенем халдеи. В центре на столпе установлен тот золотой истукан, которому отказались поклониться Анания, Азария и Мисаил, а на фоне богатых чертогов в окружении слуг восседает Навуходоносор. Такой подробный вариант иконографии известен на Руси с конца XV в. – к этому времени относится таблетка из серии святцев Софии Новгородской, хотя сформировалась такая иконография, вероятно, еще в византийском искусстве. На ее создание не могла не повлиять церковная служба, с особой торжественностью проходившая в Софийском соборе Константинполя 17 декабря – в день памяти пророка Даниила и трех отроков вавилонских. Во время литургии в этот день читался отрывок из «Послания к евреям», где два события – спасение Даниила из рва львиного и отроков от огня – ставятся в прямую связь с Воскресением Христа: «заставили умолкнуть львов, погасили яростный огонь» (Евр. 11, 33–34). День памяти пророка Даниила и трех отроков приходится на предрождественскую Неделю праотец, и они прославляются как ветхозаветные прообразы Христа.

    В русском искусстве первой половины XVI в. сцена встречается достаточно часто и известна по фрескам (например, в алтаре Успенского собора Московского Кремля), миниатюрам и по иконам-минеям. Характерна она и для убранства боковых северных дверей XVI–XVII вв., ведущих в жертвенник храма, где чаще всего соединяется с сюжетом «Даниил во рву львином» (см.инв. № ЧМ-440). Живые подробности этой сцены могли быть навеяны чином пещного действа, который получил распространение на Руси в эпоху позднего Средневековья. Яркий по своей драматургии чин, в основу которого было положено ветхозаветное повествование о трех отроках, разыгрывался в кафедральных храмах 17 декабря, накануне Рождества Христова, что подчеркивало идею чудесного спасения людей Божественным заступничеством и будущего воскресения праведных. Таким образом, сюжет «Три отрока в пещи огненной» не только служил иллюстрацией ветхозаветного текста, но и напоминал о важнейших христианских идеалах: духовной стойкости и неприступной вере в Господа, праведности и чистоте, горячей молитве и покаянии.

    Камерные размеры иконы, явно предназначенной для личного поклонения, и миниатюрность сцены напоминают таблетку, выкладываемую на аналое в день соответствующего праздника, и композицию лицевых миней, приходящуюся на 17 декабря. Восходящие к ним пядничные образы получили распространение в конце XVI – первой трети XVII столетия в искусстве строгановских мастеров, примером чего служит икона Емельяна Москвитина (ГРМ). Публикуемый образ продолжает эту традицию. Его заказной характер подтверждается и надписью на обороте, сообщающей о написании или принесении в храм образа «Пещь халдейская» на «седьмую седмицу» (Неделя Святых Отец по Пасхе), когда в читаемых поучениях особенно остро звучит мысль о необходимости горячей молитвы к Богу. Наиболее близка к этой иконе по времени и композиции еще одна пядничная икона второй трети (?) XVII в. из частного собрания, также восходящая к листу Строгановского иконописного подлинника, соответствующего дню 17 декабря.

    К особенностям иконографии рассматриваемого памятника следует отнести поясное изображение отроков (обычно они показаны в рост или поколенно), жест поднятой и указывающей вверх руки архангела (традиционно он возлагает обе руки на головы юношей); необычные позы поверженных халдеев; фигуру пророка Даниила (?) в характерной шапочке рядом с Навуходоносором (как правило, изображаемого лишь в окружении воинов). Неизвестное другим композициям древо, размещенное за архангелом, и белый фон, возможно, напоминают о райском блаженстве праведных. Своеобразная композиция отличается как от новгородского, так и от московского варианта иконографии.

    Миниатюрное письмо пядничного образа и усложненная композиция, подробно иллюстрирующая библейский текст, позволяют думать об ориентации художника на произведения строгановских мастеров. Однако стиль живописи свидетельствует о принадлежности более поздней эпохе. Упрощенная манера письма сказывается в почти плоскостной приближенности к первому плану, сближенности колорита, варьирующего всего несколько цветов, в основном красно-розовых, охристых и глубокого синего пигмента. Скорописное личнóе письмо по светло-коричневой основе моделировано путем активного высветления белилами. Широкие розовые и киноварные описи лишь имитируют послойное охрение и подрумянку. Одежды, за исключением красных, почти лишены драпировок, исполнены заливкой по просвечивающему рисунку. Приземистость фигур и их укороченные пропорции, сдержанность поз и жестов, неторопливость повествования, повторяемость колорита свидетельствуют об определенной архаизации художественного языка. Особое своеобразие придает иконе затейливое убранство полей, ковровый растительный орнамент которых напоминает заставки рукописей, а техника работы, имитирующая чернение по серебру, – изделия усольских мастеров. Подобные декоративные рамки известны в иконописи Великого Устюга, с которой, вероятно, и надо связывать этот памятник. Но не исключено, что его необычный стиль отражает работу мастеров Нижнего Поволжья – места последнего бытования иконы.



    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама