THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Екатерина Шумило суббота, 26 мая 2018, 13:46

В воскресенье, 27 мая, православные и греко-католики празднуют День Святой Троицы . Протоиерей АНДРЕЙ ДУДЧЕНКО рассказал "Апострофу", что значит этот праздник, какие традиции принято соблюдать на него и что нужно делать в этот день.

Поздравляю всех читателей "Апострофа" с великим праздником Пятидесятницы, Сошествия Святого Духа и днем Святой Троицы! Этот праздник имеет несколько названий в нашей традиции. Большинство людей знают день Святой Троицы - это вторичное название. Первоначальное название праздника - Пятидесятница, Сошествие Святого Духа.

Почему Пятидесятница?

Это пятидесятый день после Пасхи. Праздник Пятидесятницы берет свое начало еще из Ветхого Завета. У людей, которые жили по законам Ветхого Завета, был праздник Пятидесятницы, установленный Моисеем после исхода из Египта. На пятидесятый день в пустыне у горы Синай народ получил закон. Бог дал Моисею заповеди. Этот день получения закона, пятидесятый день после исхода из Египта, праздновали как Пятидесятницу.

В Новом Завете на этот день приходится событие, ставшее днем рождения христианской Церкви. Это Сошествие Духа Святого. После Вознесения Иисус завещал своим ученикам не отлучаться из Иерусалима, но ждать, пока исполнится то, что Он обещал от Отца Небесного - послать им Святого Духа Утешителя.

И вот через 10 дней после Вознесения приходит праздник Пятидесятницы, когда много людей, исполняя закон Ветхого Завета, приходили в Иерусалим на праздник. Потому что каждый верующий иудей имел обязанность прийти в Иерусалим на такие большие праздники, как Пасха, Пятидесятница и Праздник Кущей (который празднуют осенью).

И часть еврейской диаспоры, которая была очень большой во всей Римской империи, не каждый год, но хотя бы раз в какое-то время совершала паломничество на праздник в Иерусалим.

И вот в этот день в Иерусалиме на Пятидесятницу апостолы приняли Святого Духа. Что это значит? Как описывает книга Деяний апостольских, на них сошел Святой Дух в виде языков пламени. То есть они услышали как бы шум с неба, а благодать Духа Святого сошла на них в виде пламени. И результатом этого было то, что они получили дар проповедовать на иных языках. Это было нужно для того, чтобы люди, пришедшие отовсюду, услышали, как апостолы проповедуют на их языке. Ведь многие из них уже не понимали того языка, на котором читали святые книги, на котором разговаривали в Иерусалиме.

На Пятидесятницу апостол Петр выходит перед большой толпой людей и проповедует. И уже смело, безбоязненно говорит о том, что Иисус воскрес, что Иисус и есть тот обещанный Мессия, тот Царь, которого послал Господь, он воскрес и воцарился над миром. И призывает людей к обращению. И в тот день к первому сообществу христианской Церкви, к апостолам присоединились уже несколько тысяч людей. Потому этот день является днем рождения Церкви.

Фото: lavra.ua

Почему день Святой Троицы?

В библейской истории мы видим взаимоотношения Бога и человечества. До этого момента мы видели действие Бога Отца, который открывался через пророков, через Моисея, который вывел народ израильский, и так далее, заповеди давал через Моисея, через пророков давал определенные наставления. Затем он прислал своего Сына Иисуса Христа, который проповедовал, который умер и воскрес за нас. И вот этот третий момент, когда третье лицо Святой Троицы - Дух Святой - приходит к людям, к Церкви. И здесь это откровение для человека - это откровение уже третьего лица Святой Троицы, Бога как Троицы.

Поэтому этот праздник в народе более известен как день Святой Троицы. Ибо мы знали Отца, знали Сына, теперь узнали и Духа Святого. Три лица: единое Божество, единая слава, единое царство. И мы празднуем день рождения Церкви, день нашей радости. Потому что каждый христианин - это тот человек, у которого есть общность со Святым Духом. И наша личная Пятидесятница, наше личное принятие Святого Духа - это тогда, когда после крещения человек, становясь христианином, принимает помазание святым миром, что является таинством передачи принятия Святого Духа. Когда человек помазан миром после крещения, то говорится: "Печать дара Духа Святого". То есть человек принимает Святого Духа.

Традиции на Святую Троицу

Пятидесятница заканчивает собой большой праздничный период. Собственно главный праздничный период года: 50 дней от Воскресения Христова до Пятидесятницы - это сплошной праздник. До Пасхи был период поста, Великого поста. Это были 7 недель особой подготовки. Перед Пятидесятницей, перед Троицей нет поста, но, во-первых, есть особый день - это суббота перед Троицей, родительская поминальная суббота Троицкая, когда люди поминают усопших, когда проходят особые заупокойные богослужения, где вспоминаются все, кто умер. Иногда люди именно в день Троицкой поминальной субботы приходят помянуть и тех, кого в церкви не поминают. То есть бывает приходят и спрашивают, можно ли самоубийц в этот день поминать, или возникают другие вопросы.

Фото: lavra.ua

Кстати, нет у церкви какого-то особенного дня, когда можно поминать самоубийц. И если человек, будучи в сознании, действительно отверг дар жизни по своей собственной воле, собственному выбору, то таким людям отказывается в церковном погребении, в особом молитвенном сопровождении. Собственно, думаю, больше с педагогической целью. Для того, чтобы это была определенная преграда для других. Не потому, что человек лишен милости Божией, потому что ни один человек не лишен милости Божией. Вопрос в том, готов ли человек сам принять этот Божий дар искупления и прощения. Нуждается ли он в этом? Просит ли он этого? И это такая тайна дальнейшей судьбы человека, куда мы не можем проникнуть своим разумом, понять это. Поэтому отдаем это уже как бы в руки Божьи.

Но есть поминальная суббота - вот такой особый день. И когда люди готовятся к Пасхе, то известно, что многие во время Великого поста приходят на исповедь, причастие. Некоторые идут причаститься раз в год именно в эти дни. И было бы очень хорошо, чтобы мы не забывали, что Пятидесятница - это также большой праздник. Конечно, Пасха, Воскресение - это самое главное событие. Но и Пятидесятница - это тоже один из величайших праздников в церковном календаре. Потому что празднуется очень серьезное, уникальное событие - Сошествие Духа Святого. И очень хорошо было бы, чтобы и в эти дни люди также готовились к исповеди и святому причастию. Исповедоваться можно не обязательно в этот день. Можно исповедоваться в субботу или за несколько дней до этого. А уже в этот день прийти для того, чтобы причаститься Святых Тайн.

Центром каждого церковного празднования является Божественная литургия. Служба, которая воспроизводит то, что сделал Господь на тайной вечере, центром которой является причастие Тела и Крови Господних. Это и есть кульминация любого празднования церковного. Например, не освящение пасок на Пасху, не освящение верб в Вербное воскресенье, а именно совместная трапеза Тела и Крови Господних - это кульминация. А остальное - это уже дополнение, это определенные черты, которые характерны именно для того ли иного праздника. Но главный момент, вершина или сердцевина всего - это когда выносится чаша с Телом и Кровью Господними, и каждый верующий призван прийти к этой трапезе. Господь приглашает нас всех. Поэтому самым лучшим празднованием было бы, если бы мы все шли в эти дни к причастию Святых Тайн. Так было бы по-христиански.

Фото: lavra.ua

Что можно и нельзя делать на Троицу

Можно делать добро. Знаете, в Евангелии мы встречаем много примеров, когда Иисус Христос в субботу исцеляет людей. А по еврейскому закону, который является Божьим законом, нельзя работать в субботу, потому что это особый день, когда нельзя ничего делать. И Иисусу этим упрекают. Потому что он делает это как бы нарочно, демонстративно. Иногда он не просто исцеляет словом, а берет, например, слюну и смешивает ее с землей. И такой смесью помажет глаза слепому, например. И это было провокацией для тех, кто соблюдал закон.

Почему именно этот поступок был? До исхода иудеев из Египта они были в рабстве. Их работой было замешивать глину и готовить кирпич. Они видели в том, что Иисус сделал эту смесь земли со слюной, подобное смешиванию глины, потому что это рабский труд. Как будто нарочно он делал то, что нельзя делать в субботу. Но Господь это делает, чтобы исцелить человека. Он говорит: суббота для человека, а не человек для субботы. Поэтому в этот день можно делать добро.

Есть люди, которые работают на таких работах, где им нельзя отказаться от работы. Некоторые работают по графику, и рабочий день приходится на субботу. Что им, не работать? Или они грешат, когда работают? Они не грешат. Потому что это их обязанность. В этот день, например, кто-то должен водить транспорт, следить за безопасностью, обеспечивать свет, воду и так далее.

Конечно, есть такие вещи, которые нельзя отложить, а домашнюю работу, например, можно сделать в другой день. Смысл празднования состоит не в том, чтобы что-то не делать, а чтобы посвятить этот день Богу. И каждый человек может посвятить этот день Богу определенным образом. Это же не значит, что нужно весь день проводить в молитвах, в чтении Слова Божия, сосредоточении и созерцании каких-то духовных вещей. Еще очень важен момент помощи ближнему. Дела милосердия по отношению к другим - это тоже Божье дело, даже больше, чем какое-то жертвоприношение, пожертвования на церковь или количество молитв, которые человек читает.

Ведь именно через отношение к ближнему проверяется любовь к Богу. Поэтому можно делать добро другим людям. Можно, скажем, быть волонтером, помогать в больнице, что-то делать для бедных.

Когда человек, например, в селе, он работает на земле шесть дней в неделю. А этот день он должен посвятить Богу, отдохнуть от работы. Оторваться от обыденности и сделать это праздником. Провести этот день с семьей, детьми. Уделить внимание родителям, у кого они живы. Это будет хорошим празднованием. И не делать всего того, что можно отложить. Если что-то нельзя отложить - это не будет грехом, если эта работа направлена на добро!

Екатерина Шумило

Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter


Сообщение протоиерея Владимира Воробьева , ректора Свято-Тихоновского университета, настоятеля храма свт. Николая в Кузнецкой слободе, на круглом столе « » 27 декабря 2006 года:

Евхаристическая община

Дорогие отцы, братья и сестры, я думаю, что поднятый вопрос является одним из основных для нашей церковной жизни. Потому что она устраивается не только авторитетными постановлениями или решением важных церковно-политических вопросов, но и духовной жизнью мирян, которая немыслима без евхаристической жизни.

Евхаристическая жизнь Церкви в церковной традиции всегда связывается с понятием церковной, евхаристической, общины. Есть, конечно, другая форма – приход, если приход не является общиной. Она появляется в истории церкви с охлаждением евхаристической жизни. Поэтому нашей целью, мне кажется, должно быть возрождение евхаристической общины. О проблемах прихода и церковной общины много говорилось на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917 года.

Для евхаристической общины характерно, что у нее есть глава, предстоятель, духовный руководитель, у нас он называется духовником, который должен близко знать все проблемы духовной жизни членов общины. Если удается такую общину создать, то для нее часто не годятся те подходы и нормы, которые сложились в истории для совершенно другой жизни. Например, правило, которое мы сегодня обсуждаем: о долгом говении, о вычитывании длинных предварительных последований к причащению, обязательной подробной исповеди перед причастием и т.д. – это все возникло в позднее время, когда евхаристическая община в основном ушла из церковной жизни и Церковь как всегда ориентировалась на существующую реальность, на значительное охлаждение к евхаристии. Тогда надо было принять какие-то «охранительные» меры, для того чтобы не получалось так, что Святые Тайны – Тело и Кровь Христовы остались бы без внимания и отдавались людям не готовым, не живущим настоящей церковной жизнью.

Виной всему наши просторы

В России это связано еще с тем, что она слишком велика. Этот фактор никогда нельзя забывать, ведь все восточные традиции сложились в маленьких странах. Например, сейчас в Греции живет 9,5 млн человек, у них более 1000 монастырей, огромное количество приходов, 70 епископов – это нормальная жизнь православной церкви на Востоке. А у нас, как вы знаете, до сих пор, скажем, один епископ на всю Якутию, на Архангельскую епархию и т. д. Это с точки зрения традиций древнего православия абсолютная бессмыслица. Это обусловливает отрыв епископа от церковного народа. Недаром до революции епископы не могли объехать свою епархию, и большинство русских людей епископа вообще никогда не видели.

Вот эту русскую реальность мы забываем, когда говорим о наших традициях. Наши традиции в значительной степени были вызваны этими совершенно новыми для Византийской Церкви обстоятельствами. Ведь даже чин венчания вошел в народную жизнь в России очень поздно. Венчание очень долго оставалось привилегией высшего общества, потому что не хватало священников, которые могли бы венчать всех желающих вступить в брак. Если вникнуть в церковную историю, найдется много таких важных подробностей – они объяснят нам возникновение сегодняшней, доставшейся нам по наследству, практики.

Время поиска

Но сейчас все очень резко изменилось. И не нужно ставить возрождение евхаристической жизни в связь только с проповедями святого праведного Иоанна Кронштадтского. Нужно рассматривать все в комплексе: ХХ век, патриарх Тихон, Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917 года, страшное гонение, когда все смешалось в Русской церкви. Все основы были потрясены. И сейчас нужен собор, который привел бы в порядок нашу жизнь в соответствии с потребностями дня. К сожалению, такого Собора у нас пока не может быть еще и потому, что мы все не готовы к нему. Как следствие – каждому духовнику нужно самому выстрадать решение, искать свой ответ, основываясь на духовных авторитетах, привлекая собственный опыт. Поэтому плюрализм неизбежен. Нужно допустить этот плюрализм, не должно быть в этой области строгих запретов («только так и больше никак»).

Сейчас время поиска, время, когда наша Церковь ищет решение, поэтому обязательно должна существовать какая-то свобода. И недопустимо, чтобы все, кто решает эти вопросы несколько иначе, оказывались под подозрением. Это только помешает принять здравое решение.

В нашем приходе

Практика нашего прихода храма свт. Николая в Кузнецах в основном восходит по преемству к протоиерею Всеволоду Шпиллеру, долгое время бывшему настоятелем нашего храма. В 1950-м году отец Всеволод вернулся в Россию из Болгарии – он был хорошо знаком с практикой Восточной и Западной Церкви. Поэтому мог широко посмотреть на то, что происходит в России. Он старался вернуть евхаристическую жизнь в приход, возродить евхаристическое общение. В те времена это было почти невозможно. Но все-таки он, будучи очень традиционным священником, научил нас смотреть на эти вопросы шире, чем принято в «школьных учебниках».

Сегодня наша община живет такой жизнью: мы знаем, что церковному человеку естественно часто причащаться. В древних Апостольских правилах говорится, что если человек не причащается более трех недель без особой причины, он считается отпавшим от Церкви. Мы, конечно, никого не отлучаем. Но говорим, что если человек хочет быть членом Церкви, то конечно, он будет часто причащаться. Потому что причастие соединяет нас со Христом! Потому что это самое великое таинство Церкви. И если человек остается равнодушным к нему, «теплохладным», то вопрос о его церковности встает очень остро. Если человек живет церковной жизнью: соблюдает евангельские заповеди, если в его сердце утверждена христианская нравственность, если он соблюдает посты и постные дни, праздники, если молится Богу, стремится постоянно открывать душу духовнику, то мы не видим препятствий, чтобы часто допускать его к Святой Чаше. В нашем приходе многие причащаются раз в две недели, раз в десять дней. На великие праздники мы считаем, что обязательно нужно причащаться. Какой же праздник без причастия Святых Христовых Таин!

Как готовиться к причастию

Я помню, когда я начинал служить, слышал много разных мнений от священников. Мне говорили, что Пасха для радости, а для Причастия – пост. А когда я спросил у батюшки: «Зачем же вы причащаетесь на Пасху? Радуйтесь!» Он на это ответил, что «мы священники». Соответственно считалось, что ни в коем случае в Пасхальную седмицу нельзя причащаться: «Все же разговелись!». Но батюшка вчера на моих глазах поросеночка кушал, ему-то можно? И снова: «Но мы же священники!». Мне казалось это очень странным. Поэтому в нашей общине практикуется облегченный способ подготовки к святому причастию. Для тех, кто живет глубокой христианской жизнью, молится Богу, регулярно ходит в храм, соблюдает постные дни и годичные посты, для того, чтобы причащаться в воскресенье нужно поститься в среду и пятницу, а в субботу не вкушать мясо, нужно прочитать последование ко святому причащению. Чтения всех канонов мы не требуем.

Что делать многодетным

В нашей общине очень давно принято, что семья должна жить естественной жизнью: в семье должно быть столько детей, сколько Бог даст. Никаких мер по ограничению рождаемости мы не благословляем. У нас в приходе очень много многодетных семей: в воскресные дни причащаются порядка 400 детей; у нас много семей, где по семь-восемь детей; есть семьи, где девять детей, даже двенадцать. Родители в таких семьях живут подвижнической жизнью. Требовать, чтобы многодетная мама, всю жизнь отдающая своему подвигу, вычитывала все каноны и акафисты, а если нет, то ее до причастия не допускать… Мне кажется, тут нужен индивидуальный подход, посильное правило.

Если человек живет ревностной жизнью, хочет причащаться чаще, душа его требует быть со Христом, в Церкви, то нередко разрешаем причащаться каждую неделю. Сказано в Писании: «Духа не угашайте!» (Фес. 5: 19). Зачем же мы будем его угашать?

Чтобы все было можно

С другой стороны в приходе есть, конечно, очень серьезная проблема с людьми, которые пришли в Церковь недавно, которые не освободились от своих страстей и греховных навыков, мало что знают. Они, может быть, и хотят устроить жизнь по-христиански, но так, чтобы при этом все было можно. Духовник должен знать таких людей, и к таким нужно проявлять определенную строгость, осторожность. Потому что для них очень частое причащение делается формальным, они теряют благоговение. Это не любовь ко Христу, а просто легкий способ новой жизни. Или они относятся к причастию как к лекарству: «Вот я себя плохо чувствую, а причащусь – и мне будет легче». Это магический подход. И священник должен все это понимать, чувствовать, знать и ограничивать таких людей.

Ведь причастие может быть и в осуждение. Кроме того, приходилось видеть, и не раз, что молодые священники допускают новоначального причащаться чуть ли не каждый день, а проходит некоторое время – и этот человек не только перестает ходить в храм, но и делается врагом Церкви. Нельзя к нему относиться безответственно, легкомысленно. И если священник не пропускает все через свое сердце, не ощущает своей ответственности, то его советы, его руководство не внушает доверия. Здесь не может быть формального подхода.

Исповедь – пообщаться с батюшкой?

По поводу исповеди. У нас в приходе каждое воскресенье совершается три литургии. В будние дни – две литургии. На Пасху в первый день мы совершаем четыре или пять служб. В первый день Пасхи у нас причащается около двух тысяч человек. В обычное воскресенье человек шестьсот причащается. Вы понимаете, что исповедовать каждый раз всех невозможно. Хотя у нас выходит на исповедь десять – двенадцать священников, все равно шестьсот человек поисповедывать непросто. Но не только в этом дело.

Среди людей, которые приходят на исповедь, многие хотят просто поговорить со священником, пообщаться с ним. То есть они подменяют таинство покаяния разговором с батюшкой. А это разные вещи! Общение со священником тоже нужно, но нельзя его путать с таинством покаяния. Однако требовать от человека, чтобы он каждую неделю проходил таинство покаяния, тоже неправильно. За две тысячи лет христианской истории часто таинство покаяния в его настоящем понимании никогда и нигде не совершалось. В первые века таинство покаяния вообще совершалось один раз в жизни, как второе крещение. Потом стало совершаться неоднократно, но только в случае смертных грехов, отпадения от Церкви. Именно в России, когда наступила «эпоха» редкого причащения, таинство исповеди постепенно присоединяется к причастию, устанавливается обязательная связь. Но при этом причастие делается очень редким – раз в год. Теперь, когда возрождается евхаристическая жизнь в нашей Церкви, и люди стремятся часто причащаться, неестественно, нелогично, неканонично и с точки зрения церковного учения о таинстве покаяния бессмысленно требовать от человека, чтобы он проходил таинство покаяния еженедельно. В ответ на требование священника: «Кайся, кайся», – человек начинает подменять таинство покаяния неизвестно чем. Это вовсе не отменяет покаянного настроя души. Христианин всегда должен пребывать в покаянии – это не нужно путать с таинством покаяния.

Великое таинство

Таинство покаяния – это великое таинство. Я думаю, каждый священник такое переживал: к исповеди подходит человек первый раз в жизни, и происходит его возрождение в таинстве покаяния, как во втором крещении – священник чувствует, как благодать проходит через него и человек уходит от исповеди другим. Но по своему опыту я могу сказать, что это бывает совсем не часто. А обычно «прощаю и разрешаю» – и ничего не чувствуется особенного, потому что «кающийся» ничего серьезного на исповедь не принес. Какой отсюда вывод? Думаю, что вопрос об обязательной исповеди перед причастием должен быть пересмотрен. Тем более, что фактически в тех храмах, где часто причащаются, таинство покаяния полноценно не совершается для всех причастников.

Свой путь

Однако я также уверен в том, что пойти по пути Восточной или Западной Церкви и допускать к Чаше всех, кто желает, без всякого контроля, в России было бы гибельно. Во-первых, мы не имеем право делать такие крутые повороты, все-таки у нас сложилась уже какая-то практика, и народ знает, что так нельзя, – и это очень хорошо, что знает. Во-вторых, это невозможно в силу нашей малограмотности из-за периода гонений, когда людей отлучили от Церкви. Если мы сейчас так сделаем, то прямо с вокзала пойдет толпа к Чаше – неизвестно, кто, как, с какими грехами? Это будет кощунственно. Должно обязательно сохранить благословение на причастие. И наш народ знает, что без благословения на причастие причащаться нельзя.

Священник, если у него есть община, знает, кого он может допустить к причастию, а кого нет. К такой практике мы должны вернуться. Священник несет ответственность за своих духовных детей, и если у него есть община, то он ее научил, что со смертными грехами, без поста, без подготовки причащаться нельзя, и благословение на причастие таким «наученным» духовным чадам занимает две минуты – это не проблема. В древности перед литургией, или во время литургии перед причастием предстоятель читал молитву для тех, кто собирался причащаться Святых Христовых Тайн. Эта молитва имела покаянный характер и содержала прошение о том, чтобы причастие не было бы в осуждение.

Так, например, вторая молитва из чинопоследования таинства покаяния впервые встречается в древней рукописи в составе одной из сирийских литургий. Можно было бы и теперь перед началом Божественной литургии читать несколько молитв – сокращенное последование перед исповедью и разрешительную молитву – благословение на причастие тем, кого священник хорошо знает и считает возможным причастить. Но зато людям, которые приходят совершенно неготовыми, невоцерковленными, с тяжелыми грехами, нужно указать на необходимость пройти полноценное таинство покаяния. Его не нужно совмещать с Литургией, необходимо выделить отдельное время и, не торопясь, поговорить. Это, мне кажется, очень важный момент. К этому мы стремимся и так пытаемся устроить нашу общинную жизнь.

Альфа и Омега, № 49, 2007

Фото Юлии Маковейчук

Во времена гонений христиане жили в постоянном духовном напряжении и всегда были готовы встретиться со Христом. Когда гонения прекращались, ослабевало духовное напряжение христиан, и они уже нуждались в более-менее длительной подготовке к принятию Таинств Церковных, будь то Крещение или Причащение Святых Христовых Таин .

В нашей Русской Православной Церкви на протяжении уже нескольких веков сложилась благочестивая традиция говения перед Причащением. Но далеко не все знают о том, что то первоапостольское святоотеческое ощущение необходимости частого причащения Святых Христовых Таин возродилось у нас в России только в конце XIX века, благодаря благочестивым пастырям, зовущим людей объединиться у Чаши Христовой.

На протяжении нескольких веков в нашем обществе сложилась довольно плачевная традиция редкого Причащения. Многие из наших предков считали своим христианским долгом один раз в году причаститься Святых Христовых Таин. Даже возникло такое отношение к Причащению, как исполнению христианского долга. В такой ситуации вполне естественна многодневная подготовка к Причащению. Человек за неделю старался посещать церковные богослужения, готовиться к исповеди, накануне шел в баню, омываясь телесно, в день Причастия одевал свою лучшую праздничную одежду, и таким образом шел в храм причащаться.

Редкое Причащение - не норма для жизни христианина. Человек-христианин опытно понимает и осознает необходимость как можно чаще подходить к Чаше Христовой, черпая те духовные и телесные силы, которые необходимы в борьбе с греховными устремлениями нашей падшей природы. Относительно подготовки к Причащению, я могу предложить Вам ту практику, которую я воспринял и руководствуюсь ей в своей пастырской деятельности. Готовясь причащаться Святых Христовых Таин, несомненно, христианин должен соблюдать молитвенное правило, стремиться к тому, чтобы прочитать молитвы ко Святому Причащению. Если человек достаточно уже церковный и не первый год живет жизнью православного христианина, необходимо стремиться к чтению канонов, предписанных Церковным Уставом. Разумеется, накануне Причастия следует воздержаться от супружеского общения. И самое основное, первая на что следует обратить внимание перед Причастием, - прощение обид и внутреннее незлобие. Если же этого нет, то Причащаться мы можем лишь во осуждение.

Относительно же телесного поста в питании я думаю, что можно поступить таким образом. Если человек - православный христианин, не первый год ходящий в церковь, - соблюдает все четыре поста , предписанных Церковным Уставом, старается соблюдать постные дни (среду и пятницу), то в таком случае в сплошные недели на Светлой седмице, на Святках, а также в сплошные седмицы других церковных периодов, можно причащаться без телесного поста не ограничивая себя в пище, соответственно соблюдая Евхаристический пост - невкушение чего-либо после 12 часов ночи.

Причащение – это великое Таинство церкви православной. Насколько важен этот обряд христианства? Как к нему подготовиться? И как часто можно причащаться? Ответы на эти вопросы и на многие другие вы узнаете из данной статьи.

Что являет собой причащение?

Евхаристия - это причащение, иными словами, важнейший обряд христианства, благодаря которому хлеб и вино освящаются и подаются как Тело и Кровь Господа. Благодаря причащению православный соединяется с Богом. Необходимость данного Таинства в жизни верующего трудно переоценить. Оно занимает самое главное, если не сказать центральное место в Церкви. В этом Таинстве завершается и заключается все: молитвы, церковные песнопения, обряды, поклоны, проповедь Слова Божьего.

Предыстория Таинства

Если обратиться к предыстории, то Таинство причастия было установлено Иисусом на Тайной Вечере перед крестной смертью. Он, собравшись с учениками, благословил хлеб и, преломив его, раздал апостолам со словами, что это Его Тело. После этого взял чашу с вином и подал им, говоря, что это Его Кровь. Спаситель заповедал ученикам всегда совершать таинство причащения в Его воспоминание. И Православная Церковь следует заповеди Господа. На центральном богослужении Литургии ежедневно совершается Таинство Святого Причастия.

Церкви известна история, подтверждающая важность причащения. В одной из пустынь Египта, в древнем городе Диолке проживало множество монахов. Пресвитер Аммон, который выделялся среди всех выдающейся святостью, во время одного из богослужений увидел ангела, который что-то записывал возле жертвенной чаши. Как оказалось, ангел записывал имена монахов, присутствующих на службе, а имена тех, которые отсутствовали за Евхаристией, вычеркивал. Через три дня все те, кого вычеркнул ангел, скончались. Так ли неправдива эта история? Возможно, множество людей умирают раньше времени именно по причине своего нежелания совершать причащение? Ведь даже Апостол Павел говорил, что многие люди больны, немощны по причине недостойного причащения.

Необходимость Святого Причастия

Причащение - это необходимый обряд для верующего. Христианин, пренебрегающий Причастием, добровольно отворачивается от Иисуса. И тем самым лишает себя возможности вечной жизни. Регулярно причащающийся же, наоборот, соединяется с Богом, укрепляется в вере, становится причастником вечной жизни. Отсюда можно сделать вывод, что для воцерковленного человека причащение – это, несомненно, важное событие в жизни.

Порой после принятия Святых Христовых Тайн отступают даже серьезные заболевания, возрастает сила воли, укрепляется дух. Верующему становится легче бороться со своими страстями. Но стоит отступить от причастия на долгое время, как в жизни все начинает идти наперекосяк. Возвращаются недомогания, душу начинают терзать, казалось, отступившие страсти, появляется раздражительность. И это далеко не полный список. Отсюда следует, что человек верующий, воцерковленный старается причащаться минимум раз в месяц.

Подготовка к Святому Причастию

К Таинству Святого Причастия следует должным образом подготовиться, а именно:

  • Молитвой. Перед причащением молиться необходимо больше и усерднее. Не пропускать несколько дней молитвенное правило. К нему, кстати, добавляется правило ко Святому Причастию. Также существует благочестивая традиция читать канон ко причащению: канон покаянный к Господу, канон молебный ко Пресвятой Богородицу, канон к Ангелу Хранителю. Накануне Причащения посетить вечернее богослужение.
  • Постом. Он должен быть не только плотским, но и духовным. Нужно примириться со всеми, с кем были в соре, больше молиться, читать Слово Божие, воздержаться от просмотра развлекательных программ и прослушивания светской музыки. Супругам нужно отказаться от телесных ласк. Строгий пост начинается накануне Причащения, с 12 часов ночи нельзя ни есть, ни пить. Однако духовник (священник) может установить дополнительный пост 3-7 дней. Такой пост обычно предписывается новоначальным и тем, кто не соблюдал однодневные и многодневные посты.
  • Исповедью. Необходимо исповедаться в своих грехах священнослужителю.
  • Покаяние (исповедь)

    Исповедь и Причащение играют важную роль в свершении Таинства. Непременным условием Причащения является признание своей абсолютной греховности. Следует уразуметь свой грех и искренне раскаяться в нем с твердым убеждением никогда больше его не совершать. Верующий должен осознать, что грех несовместим с Христом. Совершая грех, человек как бы говорит Иисусу, что Его смерть была напрасной. Безусловно, это возможно только благодаря вере. Потому как именно вера в Святого Бога освещает темные пятна грехов. Перед покаянием следует примириться с обидчиками и обиженными, прочитать канон покаянный к Господу, молиться усерднее, если необходимо, то взять пост. Грехи для собственного удобства лучше выписать на бумагу, чтобы во время исповеди ничего не забыть. Об особо тяжелых грехах, которые мучают совесть, нужно сказать священнику особо. Также верующему необходимо помнить, что открывая свои грехи священнослужителю, он, в первую очередь, открывает их Богу, так как Бог незримо присутствует на исповеди. Поэтому ни в коем случае нельзя утаивать какие-либо прегрешения. Батюшка же свято хранит тайну исповеди. Вообще, как исповедь, так и причащение - это отдельные таинства. Однако они тесно связаны между собой, поскольку, не получив прощения своих грехов, христианин не может приступать к Святой Чаше.

    Бывают случаи, когда тяжелобольной искренне кается в своих грехах, дает обещание регулярно ходить в церковь, лишь бы произошло исцеление. Священнослужитель отпускает грехи, позволяет причаститься. Господь дарует исцеление. Но человек впоследствии так и не выполняет своего обещания. Почему так происходит? Возможно, человеческая слабость душевная не дает переступить через себя, через свою гордость. Ведь лежа на смертном одре можно наобещать чего угодно. Но ни в коем случае нельзя забывать об обещаниях, данных самому Господу.

    Причащение. Правила

    В Русской Православной Церкви существуют правила, которые следует выполнять перед подходом к Святой Чаше. Во-первых, нужно прийти в храм к началу богослужения, не опаздывая. Перед Чашей делается земной поклон. Если много желающих причаститься, то можно поклониться заранее. Когда врата откроются, то следует осенить себя крестным знамением: руки положить на груди крестом, правую сверху левой. Таким образом причаститься, отходить, не убирая рук. Подходить с правой стороны, а левую оставить свободной. Служители алтаря должны причаститься первыми, потом монахи, после них дети, затем уже все остальные. Нужно соблюдать вежливость друг с другом, пропускать вперед людей пожилых и немощных. Женщинам нельзя приступать к причастию с накрашенными губами. Голова должна быть покрыта платком. Не шапкой, повязкой, а именно платком. Вообще, одеваться в храм Божий следует всегда чинно, не вызывающе и не вульгарно, чтобы не привлекать внимания и не отвлекать других верующих.

    Подходя к Чаше, необходимо назвать громко и четко свое имя, принять разжевать и сразу же проглотить Святые Дары. Приложиться к нижнему краю Чаши. Запрещено прикасаться к Чаше. Также нельзя совершать крестное знамение около Чаши. У столика с запивкой, нужно съесть антидор и выпить теплоту. Только затем можно разговаривать и целовать иконы. Нельзя причащаться два раза в день.

    Причащение больных

    На Первом Вселенском Соборе было определено, чтобы тяжелобольной человек не лишался причащения. Если человек не в состоянии принять причащение в церкви, это легко решается, ведь церковь позволяет причащать больных на дому.
    Священнослужитель готов в любое время прийти к больному, кроме времени от Херувимской песни до конца литургии. В любое другое богослужение священник обязан остановить службу ради страждущего и поспешить к нему. В церкви в это время читают псалмы для назидания верующих.

    Больных разрешено допускать к принятию Святых Тайн без какой либо подготовки, молитвы, поста. Но исповедаться в грехах им все равно необходимо. Также тяжелобольных разрешено причащать после принятия пищи.

    Часто случаются чудеса, когда, казалось бы, неизлечимые люди после причащения вставали на ноги. Священнослужители часто ходят в больнице поддержать тяжелобольных, принять исповедание, причастить их. Но многие отказываются. Одни по причине брезгливости, другие не хотят накликать беду в палату. Однако тем, кто не поддался всяким сомнениям и суевериям, может быть даровано чудодейственное исцеление.

    Причащение детей

    Когда ребенок встречается с Богом – это очень важное событие как в жизни самого чада, так и его родителей. Причащение с раннего возраста рекомендовано еще и потому, что малыш привыкает к Церкви. Нужно обязательно причащать ребенка. С верой. Регулярно. Это играет важнейшую роль в его духовном развитии, а Святые Дары благотворно влияют на самочувствие и здоровье. И порой даже серьезные заболевания отступают. Так как же следует причащать детей? Дети до семи лет перед Евхаристией особым образом не подготавливаются и не исповедуются, ведь они не могут осознать последование ко Причащению.

    Также они причащаются только Кровью (вином), так как младенцы не могут есть твердую пищу. Если ребенок способен есть твердую пищу, то он может причаститься также и Телом (хлебом). Дети, которых окрестили, принимают Святые Дары в тот же день либо в ближайший следующий день.

    После принятия Святых Даров

    День, когда свершается Таинство Причащения - это, безусловно, знаменательное время для каждого верующего. И провести его нужно особо, как великий праздник души и духа. Во время Таинства причастившийся получает Благодать Божию, которую следует хранить с трепетом и стараться не грешить. Если возможно, то лучше воздержаться от мирских дел и провести день в тишине, покое и молитве. Уделить внимание духовной стороне своей жизни, помолиться, почитать Слово Божие. Эти молитвы после причащения имеют большое значение – они радостны и энергичны. Они также способны помножить благодарность Господу, зарождают в молившемся желание причащаться чаще. Не принято после того как произошло причащение в церкви вставать на колени. Исключения составляют преклонения пред Плащаницей и коленопреклоненные молитвы в день Св. Троицы. Есть необоснованное рассуждение, что, якобы, после Причастия запрещено прикладываться к иконам и целоваться. Однако сами священнослужители после принятия Святых Тайн благословляются у архиерея, целуя руку.

    Как часто можно причащаться?

    Каждого верующего интересует вопрос о том, как часто можно совершать причащение в церкви. И единого ответа на данный вопрос не существует. Кто-то считает, что злоупотреблять причащением не стоит, другие же, наоборот, рекомендуют приступать к принятию Святых Даров как можно чаще, но не более одного раза в день. Что же говорят святые отцы церкви на это? Иоанн Кронштадтский призывал вспомнить практику первых христиан, у которых было принято отлучать от Церкви тех, кто не причащался более трех недель. Серафим Саровский завещал сестрам из Дивеево причащаться как можно чаще. А тем, кто считает себя недостойным Причащения, но имеет раскаяние в сердце, ни в коем случае не отказываться от принятия Святых Тайн Христовых. Потому как, причащаясь, очищается и светлеет, и чем чаще будет причащаться, тем больше вероятность на спасение.

    Очень благоприятно причащаться в именины и дни рождения, супругам в их годовщину.

    В то же время, как объяснить вечные споры о том, как часто можно причащаться? Бытует мнение, что как монахам, так и обычным мирянам нельзя причащаться чаще одного раза в месяц. Раз в неделю – это уже грех, так называемая «прелесть», исходящая от лукавого. Правда ли это? Священник Даниил Сысоев в своей книге дал подробное объяснение этому. Он утверждает, что количество людей, причащающихся больше одного раза в месяц, ничтожно мало, это воцерковленные личности, или те, которые имеют духовного наставника над собой. Многие священнослужители сходятся во мнении, что если человек в глубине души готов к этому, то может причащаться хоть каждый день, ничего плохого в этом нет. Весь грех состоит в том, если человек без должного покаяния подходит к чаше, не подготовившись к этому должным образом, не простив всех своих обидчиков.

    Конечно же, каждый решает для себя сам со своим духовником, как часто ему приступать к Святой Чаше. Это зависит в первую очередь от подготовленности души, любви к Господу и силы покаяния. В любом случае, для воцерковленной, праведной жизни стоит причащаться как минимум раз в месяц. Кого-то из христиан батюшки благословляют на причащение и чаще.

    Вместо послесловия

    Существует немало книг, пособий и просто советов, как принять причащение, правила подготовки души и тела. Эта информация может в чем-то отличаться, в ней могут быть определены различные подходы к частоте причащения и строгости в приготовлении, но такая информация существует. И она многочисленна. Однако вы не найдете литературы, которая научит человека как вести себя после принятия Святых Тайн, как сохранить этот дар и как им воспользоваться. Как житейский, так и духовный опыт говорит о том, что принять гораздо легче, чем удержать. И это действительно правда. Андрей Ткачев, протоиерей православной церкви, говорит, что неумелое пользование Святыми Дарами может превратиться в проклятие для человека, принявшего их. Он ставит в пример историю Израиля. С одной стороны выступает огромное количество свершающихся чудес, прекрасные отношения Бога с народом, Его покровительство. Другой же стороной медали выступают тяжелые наказания и даже казни людей, которые ведут себя недостойно после причащения. Да и апостолами говорилось о болезнях причастников, ведущих себя неподобающим образом. Поэтому соблюдение правил после Святого Причастия является чрезвычайно важным для человека.

    Все возникающие у вас вопросы, касающиеся церковных Таинств, смысла и значения молитв и священнодействий, Вы также можете задать священнику.

      Главным Таинством Церкви является Евхаристия - Причащение, под видом хлеба и вина, Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную. Установлено это Таинство было Самим Спасителем. Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26. 26-28).

      Претворение (преложение) вина и хлеба в Тело и Кровь Христовы совершается за Божественной литургией, которая есть повторение, продолжение Тайной вечери, предшествовавшей страданиям и смерти Спасителя на Голгофе. «Не человек претворяет предложенное в Тело и Кровь Христа, но Сам распятый за нас Христос. Представляя Его образ, стоит священник, произносящий те слова, а действует сила и благодать Божия», — писал о Евхаристии святитель Иоанн Златоуст. «Кто сотворил их на той вечери, и ныне совершает их, — отмечает он в другом своем труде. — Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары Сам Христос».

      Причащаясь Святых Таин - Тела и Крови Христовых, христианин таинственно соединяется с Господом. Причащение Святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6. 53-54)», — говорит Спаситель.

      К Таинству Причащения могут приступать только члены Церкви — православные христиане.

      Как следует готовиться к принятию Тела и Крови Христовых? Нет человека, который был бы достоин этого, но нужно помнить: в Священной Евхаристии верующим подается священное «лекарство бессмертия», «противоядие, чтобы не умирать», как говорил священномученик Игнатий Богоносец. И потому, несмотря на наше недостоинство, не следует уклоняться от Причастия. Однако по мере сил нужно достойно подготовиться к нему, прежде всего, очистив душу покаянием.

      Все возникающие у вас вопросы, касающиеся церковных Таинств, смысла и значения молитв и священнодействий, вы можете задать священнику.

      К Таинству Причащения приступают натощак, поэтому принято уже с полуночи не принимать пищи и питья. Это правило не применяется к маленьким детям, которым в силу возраста и состояния здоровья нельзя придерживаться строгих ограничений.

      Молитвенная подготовка к Причащению Тела и Крови Христовых по традиции включает пост (воздержание от скоромной пищи - мяса, молока, при строгом посте — рыбы) и чтение трех канонов - Покаянного, молебного ко Пресвятой Богорогдице и канона Ангелу-хранителю, которые обычно печатаются в любом молитвослове. Вопрос об объеме молитвенного правила и приемлемой мере поста перед Причастием можно задать священнику на исповеди или во время беседы.

      Накануне Причащения либо утром перед Литургией по прочтении обычного молитвенного правила читаются молитвы ко Святому Причащению. Эти молитвы, называемые также «Последование ко Святому Причащению», можно найти в любом молитвослове.

      В храм нужно прийти к началу службы. В конце Божественной литургии через открытые царские врата священник выносит Чашу со Святыми Дарами и произносит молитву, которую верующие повторяют вслед за ним:

      «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедший в мир грешныя спасти, от них же первый семь аз. Еще верую, яко сие самое есть пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную».

      И еще одну:

      «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя. Господи, во Царствии Твоем. Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь».

      По прочтении священником молитвы причащающиеся по очереди подходят к Чаше, сложив руки на груди крестообразно, правую поверх левой. Перед причащением каждый отчетливо называет свое имя. Священник произносит слова: «Причащается раб Божий (имя) честного и святого Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную».

      Приняв в себя Тело и Кровь Спасителя, причастник целует край Чаши. После этого он принимает немного теплоты и кусочек просфоры, которые подготовлены в некотором отдалении, на отдельном столике.



    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама