THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Сретенская церковь и (справа от неё) часовенная церковь во имя иконы Божией Матери "Достойно есть". 1910-е гг.


В духовной истории нашего старинного города есть немало страниц, которые заставляют всех нас, живущих ныне, по иному взглянуть на жизнь и духовную деятельность наших предшественников. Трудами и стараниями этих людей и созидалась эта духовная история, как неотъемлемая часть общей истории нашего края и государства. Чем больше мы углубляемся в наше прошлое, тем яснее и отчётливее перед нами встают образы наших предков, имеющих живую, нелицемерную Веру, которая горела в их сердцах и согревала многих. Именно такая Вера давала нашему народу силы в годину тяжёлых испытаний, именно она несла свет и любовь в их души.
Год 1871 был тяжёлым и страшным для нашего города. И не только для него. По Тамбовщине пронеслась страшная моровая язва - холера, которая унесла многие тысячи жизни. (г. Борисоглебск в то время относился к Тамбовской губернии) 8 июня 1871 года эпидемия началась в Борисоглебске. В городе только что открылась летняя ярмарка. Один из приезжих купцов заболел и в скором времени скончался. С этого времени холера стала распространяться в городе с невероятной быстротой - в день умирало до двухсот человек.
Из воспоминаний жительницы города, учителя Марии Григорьевны Златоустовской (ныне покойной): «Я хорошо помню это страшное время. Около Успенской церкви и Нового Собора стояли ряды гробов. Люди умирали иногда целыми семьями, и некому было их хоронить. Из Городской Управы и полиции привозили гробы. Жертв было так много, что через несколько дней умерших перестали заносить в церкви, а отпевали прямо у кладбища.
Мне запомнился случай с одним из священников города, отцом Сергием Гурьевым. Батюшка, напутствуя умирающих или отпевая покойных, очень боялся заразиться, и каждый день, приходя домой, горько плакал, прося у Бога заступления и милости. Но, видимо, Господу Богу было так угодно - священник действительно заболел и умер 20 июля. С этих дней эпидемия в городе стала постепенно утихать.
Дни были жаркие, стоял удушливый зной. Улицы города были пустынны. Люди сидели в своих домах с закрытыми ставнями и воротами. Медицинских препаратов не было и для лечения использовалась перцовая водка. Заболевших секли крапивой. Но вряд ли всё это могло помочь. От Управы и Земства на улицах жгли смоляные бочки для обеззараживания воздуха.» Где же искать надежду на спасение в такую суровую и страшную годину?! В дни бедствий и скорбей православный христианин во все века и времена своей истории возлагал более надежду на помощь небес, чем на свои немощные человеческие силы. И Милостивый Господь, как любящий Отец - наказующий, но милующий, внимал слезам и мольбам страждущего народа по Слову Своему - «Просите и дастся вам...».
Жители города слёзно просили Господа и Его Пречистую Матерь, нашу Ходатаицу и Заступницу, о милости и помощи. Храмы города были постоянно открыты, здесь возносилась молитва о здравии живых и упокоении умерших.
Один из крупных купцов города, Стефан Тимофеевич Иванов, ещё в 60-х годах ХIХ века заказал для своей семьи особо почитаемую им икону Божией Матери, именуемую «Достойно Есть» или «Милующая». Купец хотел чтобы эта икона была написана на Святой Горе Афон, славящейся своей древней и особой традицией иконописания. Именно в Греции, на Святой Афонской Горе, в 335 году по Р.Х., прославилась эта святая икона. Пожелание купца было исполнено и с тех пор икона Божией Матери «Достойно Есть» пребывала в нашем городе в купеческом доме Ивановых.
Но вот настали тяжёлые времена и эта святыня была принесена на городскую площадь, где перед ней собором духовенства всех городских церквей был отслужен водосвятный молебен. Люди просили Божию Матерь о заступлении и ходатайстве у Престола Сына Своего. Страждущий народ взывал о помощи. И Святая Владычица услышала скорбный глас народа. После молебна и усердной молитвы жителей города моровая язва резко пошла на убыль. Последним заболевшим 1 августа был псаломщик Иван Никитович Марков. После этого холера совершенно прекратилась.
Как было не благодарить Пресвятую Богородицу, явившую такую великую милость нашему городу?! Благодарные жители в ознаменование этого великого чуда решили воздвигнуть на месте совершения молебна часовню в честь иконы Божией Матери «Достойно Есть».
Каменная часовня была построена попечением и стараниями купца Стефана Иванова. 19 ноября 1873 года состоялось торжественное освящение её престола при огромном стечении народа. Здание часовни, относительно небольшое по размеру, имело величественный и законченный в архитектурном плане вид, было достаточно высоким. (О точных размерах часовни в настоящее время судить невозможно, так как план первоначального строительства сгорел при пожаре 17 августа 1876 года. Здание часовни находилось у пересечения нынешних улиц Бланской и Третьяковской, частично на территории Котельно-механического завода). Часовня была приписана к Преображенскому Собору города, клир которого и совершал в ней богослужения.
Для поклонения верующих здесь был поставлен чудный афонский образ Богородицы «Достойно Есть», перед которым молились горожане и который купец Иванов, по велению своего сердца, пожертвовал церкви и городу. Перед этим образом жители города возносили непрестанные благодарственные молитвы Небесной Владычице.
Число людей, прибегающих под кров Божией Матери всё возрастало и к каменному зданию часовни была сделана более обширная деревянная пристройка. Часовня постепенно начала приобретать вид полноценного храма. Тамбовский епископ Виталий (Иосифов), посетивший г. Борисоглебск в середине 80-х годов XIX века, сделал замечание о тесноте помещения часовни и выразил пожелание ещё более расширить здание, так как приток молящихся был достаточно велик. Таким было и пожелание верующих. Необходимо отметить, что к этому времени у часовни уже сложился свой, достаточно многочисленный приход, насчитывающий в среднем до 1500 человек. В 1884 году часовня получила статус церкви и стала именоваться Часовенной, а в официальных документах Часовенной Богородичной церковью. С этого момента в храме велись метрические книги. Усадебной и пахотной земли церковь не имела.
15 августа 1884 года старостой и попечителем Часовенного храма стал Борисоглебский купец второй гильдии Михаил Алексеевич Гаврилов. В 1886 году он испросил у Владыки благословение на расширение и перестройку здания церкви. К работе был привлечён местный инженер-техник Леонид Васильевич Мизеровский, который стал автором проекта более обширной деревянной пристройки к каменному зданию. Выполненный в соответствии со всеми строительными требованиями того времени проект Л.В. Мизеровского, как нельзя лучше вписался в общий архитектурный ансамбль церкви. Из сравнительно небольшого здания часовня превратилась в достаточно обширный храм, деревянные стены которого с обеих сторон были оштукатурены толстым слоем по войлоку с применением алебастра. Здание отапливалось тремя печами, было прочным и надёжным во всех отношениях. Внутренние размеры помещения церкви составляли примерно 26 х 23 метра, высота трапезной - 5 метров.
Летом 1886 года под руководством инженера Мизеровского начались строительные работы по возведению пристройки. Подряд на строительство получил Яков Дмитриевич Шокин.
Строился храм преимущественно на средства старосты и попечителя часовни купца М.А. Гаврилова. Создание плана и надзор за работами осуществлялись инженером Л.В. Мизеровским безвозмездно, во Славу Божию.
Особое слово необходимо сказать о Михаиле Алексеевиче Гаврилове. Будучи много лет попечителем Часовенного храма, он ежегодно тратил значительные суммы из собственных средств на содержание, благолепие и благоукрашение этой церкви. Часовенный храм был полностью укомплектован дорогой церковной утварью и облачениями священнослужителей, имел прекрасный хор, на содержание которого Гаврилов тратил ежегодно до 3000 рублей.
Несмотря на свою основательность, строящаяся пристройка к церкви, имела статус временной, так как в это время на Ново-базарной площади города, в непосредственной близости от часовни шло возведение величественного храма Сретения Господня. Самое активное участие в обеспечении его строительства принимал М.А. Гаврилов. Существование деревянной пристройки планировалось до окончания строительства этого нового храма.
Но, вероятно, любое богоугодное дело, творимое человеком от души и сердца, движимого любовью к Богу, неизбежно наталкивается на множество препятствий и искушений, которые воздвигает враг рода человеческого. Не без препятствий со стороны светских властей шло и возведение пристройки к часовне. Чиновничьему аппарату той эпохи, к сожалению, были свойственны чрезмерная косность и администрирование в принятии решений, какой бы сферы они ни касались. Со стороны властей попечителю Часовенного храма М.А. Гаврилову и инженеру Л.В. Мизеровскому пришлось вынести немало испытаний. Они были обвинены в осуществлении незаконного строительства и инженерно-строительной некомпетентности. Гаврилову и Мизеровскому даже пришлось доказывать свою правоту в Мировом Суде. Тяжба длилась около 4-х лет, на время которых строительные работы были приостановлены (необходимо сказать, что строительство к этому времени уже находилось в стадии завершения). Но, помощью Божией, справедливость восторжествовала. Строительство было благополучно завершено и Часовенный храм предстал взору верующих в своём новом виде. Тёплое, просторное и светлое здание церкви встречало своих прихожан.
Духовные труды и старания старосты Часовенной церкви были оценены по достоинству. За расширение здания церкви и приобретение для неё церковной утвари купец М.А. Гаврилов 24 февраля 1895 года был награждён Высочайше пожалованной золотой медалью на Станиславской ленте для ношения на шее.
Строительство большого Сретенского храма было завершено в 1901 году. 12 декабря 1902 года состоялось его торжественное освящение. По решению епархиальных властей, местночтимая икона Божией Матери «Достойно Есть» была благоговейно перенесена в этот новый храм. Часовенная же церковь осталась в своём прежнем виде и была приходским храмом до самого своего закрытия в годы богоборческой власти.
Рассказывая об истории Часовенной Богородичной церкви, нельзя не упомянуть и об известных нам священнослужителях этого храма. Как уже говорилось выше, до 1884 года часовня была приписана к Преображенскому Собору города, духовенство которого и отправляло здесь службы. С 1884 года, когда она получила статус Часовенной церкви, по штату здесь полагался один священник, один диакон и один псаломщик. 26 января 1884 года настоятелем Часовенного храма г. Борисоглебска был назначен протоиерей Матфей Григорьевич Николаевский, переведённый сюда по благословению Владыки Палладия II из Архангельской церкви села Чигорак. Отец Матфей удостоился иерейской хиротонии из рук самого Владыки Феофана в 1860 году (Свт. Феофан Вышенский затворник. Память 23.01. и 29.06.). Должность настоятеля Часовенной церкви священник ревностно исполнял до 1896 года, совмещая её с должностью Благочинного 1-го церковного округа. С 1875 по 1891 год отец Матфей состоял миссионером по Борисоглебскому уезду, лично им было обращено в Православие большое количество сектантов и иноверцев. Это был прекрасный проповедник, писавший Слова и Беседы собственного сочинения. В 1888 году священник стал членом уездного отделения Епархиального Училищного Совета. По всеобщему выбору городского духовенства в июле 1893 года отец Матфей был утверждён духовником Благочиния. За многолетнюю безупречную службу ревностный пастырь был удостоен большого количества как церковных, так и государственных наград и поощрений.
В 1896 году настоятелем храма стал священник Митрофан Тимофеевич Тихомиров. Ещё диаконом отец Митрофан начал своё служение в Часовенной церкви, здесь же 1 февраля 1896 года был рукоположен во священники. Отец Митрофан возглавил созданное при храме «Общество трезвости», руководил работой Школы грамотности, за плодотворную деятельность которых не раз поощрялся епархиальным начальством. Пастырское служение отец Митрофан совмещал с активной преподавательской деятельностью, много лет будучи законоучителем мужской церковно-приходской школы при Успенской Старособорной церкви, первого Борисоглебского приходского училища, церковно-приходской школы при Сретенской церкви, преподавал Закон Божий нижним чинам 6-го запасного Кавалерийского полка.
14 октября 1900 года настоятелем Часовенной церкви был назначен священник Алексей Лукич Войнов. Отец Митрофан Тихомиров стал вторым священником этого храма. В 1902 году отец Алексий был назначен настоятелем Сретенского храма, одновременно являясь и настоятелем Часовенной церкви. Это был высокообразованный пастырь, окончивший в 1887 году Московскую Духовную Академию со степенью Кандидата Богословия. Был преподавателем еврейского языка в Тамбовской духовной семинарии, помощником редактора «Тамбовских епархиальных ведомостей». В 1903 году отец Алексий Войнов был избран духовно-судебным следователем Борисоглебского городского округа.
К Часовенному храму было приписано несколько бесприходных и заштатных священнослужителей. В частности бесприходный протоиерей Николай Иванович Смирнов и заштатный клирик епархии Тимофей Афанасьевич Цветков.
Диаконское служение здесь в разное время совершали: Дмитрий Матвеевич Николаевский, Сергей Петрович Магницкий, Николай Фёдорович Жданов. Псаломщиками храма были: Иван Васильевич Гурьев, Иван Сократович Любомудров, Дмитрий Стефанович Константинов, Григорий Никитович Архангельский, Илья Сергеевич Талинский, Иван Алексеевич Москалёв и Сергей Васильевич Красотин. Русские храмы - эти столпы Православия, рассеянные по всему лику нашего многострадального Отечества, вместе с нашим народом разделили тягостное бремя гонений, религиозных притеснений, поругания и осквернения всего того, что столетиями созидалось нашими предками ради спасения своей бессмертной Души. Вековые христианские святыни своего собственного народа стали ненужными более новой власти, принесшей идеологию разрушения. Среди 12 церквей г. Борисоглебска Часовенная Богородичная церковь стала одним из первых храмов, который был осквернён и уничтожен. Она была полностью разрушена в начале 20-х годов XX века. Замечательный памятник храмовой архитектуры конца XIX-начала ХХ века и краса города - Сретенская церковь - была разобрана на кирпич в 1934 году. Всё что являлось духовным сокровищем для предков, стало прахом в глазах потомков. Сегодня все мы платим дорогую цену за некогда осквернённые храмы наших душ.
Историческая память является необходимой ценностью для любого, уважающего себя государства и общества. Ещё более ценным является восстановление исторической правды и поиск духовной истины. Сегодня это необходимо всем нам для того, чтобы не погас в наших душах огонёк Веры, задуваемый буйными ветрами житейских бурь. Чтобы мы не стали Иванами, не помнящими своего родства и не повторили неприглядных страниц своей истории, от которых и ныне содрогается сердце.
Меняются времена и поколения, но остаётся вечной Правда Божия, являющаяся для каждого христианина мерилом поступков и устремлений всей его жизни. Сегодня, прося Господа о всепрощении, мы молим и Его Пречистую Матерь, некогда спасшую наш город от великой беды, о даровании нам вновь нашей святыни - иконы Божией Матери «Достойно Есть», утраченной в годы гонений. Мы верим, что по милости Небесной Заступницы, икона вновь будет обретена и вернётся к нам, как покров и защита сегодняшнему городу.

Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть» находится в столице Афона Карее на горнем месте алтаря соборной церкви.

Явилась она приблизительно в 980 году, а прославлена в 1864 году. Особо эта икона почитается благодаря такому случаю.

Поблизости от Афонской Карейской обители в конце Х века жил один старец-отшельник со своим послушником. Как-то раз старец отправился к всенощному бдению в церковь, а послушник остался в келье вычитывать молитвенное правило. Когда наступила ночь, он услышал стук в дверь. Открыв её, юноша увидел пред собою незнакомого монаха, попросившего разрешения войти. Послушник его впустил, и они начали вместе совершать молитвенные песнопения.

Так текла своим порядком их ночная служба, пока не пришло время величать Божию Матерь. Став пред Её иконою «Достойно есть Милующая», послушник стал петь общепринятую молитву: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим…», но гость остановил его и произнёс: «У нас не так величают Божию Матерь» – и запел иное начало: «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего». А потом уже к сему добавил «Честнейшую Херувим…»

Инок повелел послушнику всегда петь в этом месте богослужения только что услышанное песнопение в честь Богородицы. Не рассчитывая, что он запомнит столь дивные слова услышанной им молитвы, послушник попросил гостя их написать. Но в келье не нашлось ни чернил, ни бумаги, и тогда незнакомец начертал слова молитвы пальцем на камне, который внезапно стал мягким словно воск. Затем инок вдруг исчез, и послушник лишь и успел спросить у пришельца его имя, на что тот ответил: «Гавриил».

Когда старец вернулся из церкви, он был поражён, услышав от послушника слова новой молитвы. Выслушав же его рассказ о дивном госте и увидев начертанные чудесным образом письмена песни, старец постиг, что явившийся небожитель – это Архангел Гавриил.

Молва о чудесном посещении Архангела Гавриила стремительно распространилась по Афону и дошла до Константинополя. Афонские иноки отослали в столицу каменную плиту с начертанною на ней песнью Богородице как доказательство истинности передаваемого ими известия. С тех пор молитва «Достойно есть» стала неотделимой частью православных богослужений. А икона Божией Матери «Милующая» вместе со своим прежним названием стала именоваться и «Достойно есть».




Храм Протата в Карее. Афон.



Фото И. Суворова

В России сохранилась старинная церковь иконы Божией Матери «Достойно есть» в селе Порез Кировской обл. , называемая также по одному из престолов Богородицкой. Эта обширная кирпичная церковь в формах русско-византийского стиля, сооружённая в 1859-1878. Четырёхстолпный пятикупольный храм с трапезной и четырёхъярусной колокольней с луковичным куполом. Закрыта в конце 1930-х годов. В 1997 г. возвращена верующим, ремонтируется.
Адрес: Кировская обл., Унинский р-н, с. Порез.

Есть и современные церкви. Это


Фото О. Щёлоков

Церковь иконы Божией Матери «Достойно есть» , построенная в 1999-2001 годах в пос. им. Воровского Владимирской области .
Адрес: Владимирская обл., Судогодский р-н, пос. Воровского.



Фото А. Александров

Церковь иконы Божией Матери «Достойно есть» Успенского Свято-Георгиевского монастыря , возведенная в 2002-03 годах.
Адрес: республика Башкортостан, Благовещенский р-н, п/о с. Уса-Степановка, монастырь.

24 июня Православная Церковь совершает празднование в честь иконы Божией Матери «Достойно есть» («Милующая») (греч. «Аксион Эстин»), хранящуюся в Карее – столице Святой Горы Афон, в главном храме Протата.

История этого образа связана с чудесным событием, которое произошло в X веке.

Недалеко от столицы Афона Каре жил один старец со своим послушником. Свою уединенную келью, названную в честь Успения Пресвятой Богородицы, монахи оставляли редко и только по особенной необходимости. Случилось, что старец отправился однажды на воскресное всенощное бдение в Протатский храм Успения Пресвятой Богородицы; ученик же его остался стеречь келью, получив от старца наказ совершить службу дома. При наступлении ночи он услышал стук в дверь и, отворив, увидел незнакомого монаха, которого принял почтительно и приветливо. Когда наступило время всенощной службы, они оба начали молитвенные песнопения.

Когда пришла очередь гимна Богородицы, оба встали пред Ее иконою и начали петь: «Честнейшую Херувим...». По окончании молитвы гость сказал: «У нас не так величают Божию Матерь. Мы поем прежде: „Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего" - и после этой уже песни прибавляем: „Честнейшую херувим..."».

Молодой инок умилился до слез, внимая пению не слыханного им песнопения, и стал просить гостя написать его, чтоб и он научился таким же образом величать Богородицу. Но в келье не оказалось ни чернил, ни бумаги. Тогда гость сказал: «Так я напишу тебе для памяти эту песнь вот на этом камне, а ты заучи ее, и сам так пой, и всех христиан научи, чтобы так славословили Пресвятую Богородицу». Камень, как воск, умягчался под рукою дивного гостя. Начертав на нём эту песнь, он подал его послушнику и, назвав себя Гавриилом, мгновенно стал невидим.

Всю ночь провел послушник в славословии пред иконою Богородицы. Старец, возвратясь из Кареи, застал его поющим новую чудную песнь. Послушник показал ему каменную плиту и рассказал всё, как было. Старец объявил о том собору святогорцев, и все, едиными устами и единым сердцем, прославили Господа и Матерь Божию и воспели новую песнь.

С тех пор православные христиане ежедневно поют молитву «Достойно есть...» на церковных богослужениях, а икону, пред которою молился Архангел, перенесли в Протатский собор и стали почитать как великую святыню.

Плита с начертанною Архангелом песнью была доставлена в Константинополь в царствование Василия и Константина Порфирородных, в патриаршество св. Николая Хризоверха (983-996). Келья, где произошло чудо, и поныне известна на Афоне под именем «Достойно есть», а ту местность стали называть «Адин» (от греческого слова «петь») в память о явлении архангела Гавриила.

Каждый год на второй день Пасхи на Святой Горе совершается многочасовой крестный ход с чудотворным образом «Достойно есть». В шествии участвуют представители всех святогорских обителей и светские власти Афона.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» ()

Смотри также:

В главном соборе Афонского монастыря Ставроникита, освященного в честь святителя Николая, при колоне правого клироса, находится мозаичная чудотворная икона этого угодника Божия. Образ относится к XIII

Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» хранится на Святой Горе Афон в монастыре Дохиар, где впервые была явлена ее благодатная сила. В середине XVII века икона находилась в нише наружной ст

Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Согласно преданию, она была написана евангелистом Лукой, долгое время находилась в малоазийской Никее

Ватопедский монастырь является сокровищницей православных святынь, среди которых наиболее известны Пояс Пресвятой Богородицы и икона Ее, именуемая «Всецарица» («Пантанасса»), к которой верующие люди п

Особо почитаемая храмовая икона Божией Матери, именуемая "Достойно есть", афонского письма.

Привезена на Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 16 июня 1999 года со Святой Горы Афон, где и была написана изографами – насельниками афонского Никольского скита («Белозерки») как список чудотворной афонской Иконы, находящейся в соборном храме Протата, в Карее - столице Афона.

Первое всенощное бдение по афонскому уставу во славу Божией Матери и в честь Ее иконы "Достойно есть" было совершено в ночь с 23 на 24 июня 1999 года - день празднования этой иконе, и с тех пор совершается ежегодно.

С 982 года в алтаре Успенского храма на горнем месте пребывает чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть». Вместе с храмом она пережила многие невзгоды, но оставалась невредимою и вот уже второе тысячелетие озаряет весь православный мир.

Как явствует из самого ее названия, история этой иконы связана с православным песнопением «Достойно есть». В X столетии в пещере неподалеку от Кареи подвизались некий старец-священноинок с послушником. Однажды под воскресенье, 11 июня 982 года, старец отправился в монастырь на всенощное бдение, послушник же остался дома. Поздно ночью в келью постучался неизвестный инок. Послушник этому не удивился – обителей на Афоне много, многие отшельники живут и в горах, порою спускаясь к своим собратьям. Поклонился послушник незнакомцу, дал испить воды с дороги, предложил отдохнуть в келье. Вместе с гостем они стали петь псалмы и молитвы. Однако во время пения слов «Честнейшую Херувим» таинственный гость неожиданно заметил, что в их местах эту песнь поют по-иному? добавляя перед «Честнейшую» слова «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего». И когда инок начал петь эти слова, то икона Божией Матери «Милующая», стоявшая в келье, внезапно воссияла таинственным светом, а послушник ощутил вдруг особую радость и зарыдал от умиления. Он попросил гостя записать дивные слова, и тот начертал их перстом на каменной плите, умягчившейся под его рукой словно воск. После этого гость, назвавший себя смиренным Гавриилом, сделался невидимым, а икона еще некоторое время продолжала излучать чудесный свет. Потрясенный, послушник дождался старца, поведал ему о таинственном незнакомце и показал каменную плиту со словами молитвы. Духовно опытный старец сразу же понял, что приходил в келию Архангел Гавриил, посланный на землю, дабы возвестить христианам дивную песнь во имя Божьей Матери – еще одну в чреде тех, что люди узнавали от ангелов («Слава в Вышних Богу», «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», Трисвятое «Святый Божий, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас»).

С тех пор ангельская песнь «Достойно есть…» поется во время каждой Божественной литургии по всему миру - везде, где есть хотя бы один православный престол или живет хотя бы один православный христианин. Старец и послушник рассказали о случившемся проту. Тот благословил собрать Собор старцев, на котором было поведано о чудесном вестнике и его словах. Здесь же, на соборе, вознесли молитву Богородице «Достойно есть…», камень же с начертанными на нем словами отправили в Константинополь патриарху как свидетельство чуда. А икона, перед которой впервые наземле была воспета сия молитва, с тех пор и стала называться «Достойно есть». Вскоре икону с почетом перенесли в соборный храм Кареи, где она стоит и доныне.

Неподалеку от Кареи, на восточном скате Святой Горы близ Эгейского моря, расположен русский Андреевский скит, а близ него – и тот узкий овражек со стремительным потоком воды, возле которого стояла та келия, куда снизошел небесный вестник.

Более тысячи лет минуло с тех пор. За это время икона всего четыре раза покидала Афон, чтобы утешить, поддержать, вразумить тех православных, у которых нет возможности прийти к ней самим. Первый раз это произошло только в 1963 году, когда праздновалась тысячелетие Святой Горы и по случаю этого юбилея чудотворная икона посетила греческую столицу Афины; второй - в 1985 году, когда по случаю 2300-летия града Солуни (ныне Салоники) ее привозили туда; в третий раз - осенью 1987 года, когда святыня вновь навестила столицу Эллады, была с почетом встречена на пристани портового предместья Афин Пирея торжественным крестным ходом с хоругвями, свечами, венками из живых цветов и в течение восемнадцать дней пребывала в храме Благовещенья, днем, и ночью принимая чаявших к ней приложиться. Все это время у иконы неотступно находились иноки-святогорцы. Наконец, осенью 1994 года, дивная гостья посетила город Ларнака на острове Кипр. Промыслом Божиим именно тогда в порту Ларнаки стоял корабль с паломниками из России. Вечером, всего за час до отхода теплохода, паломники поспешили через весь город, чтобы приложиться к чудотворной, но увидели длинную, уходящую за горизонт очередь. Но толпа благочестивых греков вдруг расступилась, пропустив русских одноверцев к великой святыне.

Издавна изливала Пречистая Свою милость на русских христиан. Списки с чудотворного образа «Достойно есть» имелись в Петербурге, в Галерной гавани, где стоит выстроенный в честь Милующей Богоматери величественный псевдовизантийский храм. А 16 июня 1999 года на московское подворье Троице-Сергиевой Лавры со Святой Горы Афон был доставлен еще один список, сделанный теми же изографами – насельниками афонского Никольского скита («Белозерки»), что писали и образ Иверской иконы, подаренный святогорцами восстановленной Иверской часовне в Москве.

Тропарь, глас 4

П ритецем, вернии, со дерзновением/ к Милующей Царице Богородице/ и умильно воззовем к Ней:/ ниспосли на ны милости Твоя богатыя:/ Церковь нашу сохрани,/ люди во благоденствии соблюди,/ землю нашу избави от всякаго обстояния,/ мир даруй мирови// и спасение душам нашим.

Кондак, глас 4

П разднует днесь весь Афон,/ яко песнь прият от ангела чудно Тебе, Чистей Богоматери,// Юже вся тварь чтит, славящи.

Афон твердо встал между небом и землей, чтобы примирить род человеческий с Богом и задержать в отношении множества людей праведный суд Божий, возбуждаемый человеческим предательством.

Старец Иосиф Ватопедский

Есть места на земле, которые как одинокие свечи озаряют мрак нашей греховной жизни. Святые отцы, сподобившиеся видеть мир духовными очами, говорят, что связаны они с небесами некими световыми столпами. Таковым местом является и Святая Гора. Уже второе тысячелетие отмаливают нашу землю великие подвижники Афона. Сама Пречистая Дева взяла Святую Гору под Свое особенное покровительство.

Преподобный Петр Афонский

В 667 году благочестивый инок, преподобный Петр Афонский увидел в тонком сне Богородицу, которая изрекла: «Афонская гора есть жребий Мой, от Сына Моего и Бога данный Мне, чтобы удаляющиеся от мира и избравшие для себя подвижническую жизнь по своим силам, имя же Мое призывающие с верою и любовию от души, там проводили жизнь свою без печали и за свои богоугодные дела получили бы жизнь вечную. Весьма люблю то место и хочу на нем умножить иноческий чин. Милость же Сына Моего и Бога пребудет во веки к тем, кои будут там иночествовать, если они исполнят спасительные заповеди. И распространю их в Горе той на юг и север, и возобладают они ею от моря и до моря, и имя их прославлю по всей подсолнечной, и защищу тех, кои в постничестве и терпении будут там подвизаться». Прибыв на Афон по велению Владычицы, преподобный Петр провел там более полувека в пещере, не видя ни кого из людей и разговаривая лишь с Богом, морем и звездами.

На Афоне воссияли многие из чудотворных икон Богородицы: Иверская, Всецарица, Иерусалимская, Экономисса и иные. Наш рассказ об иконе Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»). Сей чудотворный образ пребывает в удивительном, единственном в мире городе – в административном центре Святой Горы, носящем имя Карея. Некогда именно здесь на месте языческого капища равноапостольный император Константин Великий воздвиг в 335 году первый на Святой Горе храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, доныне являющийся духовным центром Кареи. Вокруг него собирались первые афонские насельники. Возникшая позднее здесь Карейская лавра процветала, ее игумен стал первенствующим на Афоне и именовался «протом» — первым или старшим. При проте собирался Собор или Синод из почетных старцев. Общее собрание иноков Святой Горы традиционно проходило в Карее в ее престольный праздник, в день Успения Пречистой.

Так продолжалось вплоть до XVII века, когда турки обложили лавру столь непосильной данью, что обитель сия вынуждена была продавать отдельные участки своих земель другим монастырям, которые тем самым делались самостоятельными, лавра же как единое целое свое существование прекратила. Тогда Собором Святой Горы и было решено преобразовать Карею в город – центр духовного управления монашеской республикой. И доныне на Афоне общими делами всех обителей Святой Горы управляет Священное Собрание, или Киное, собирающееся в здании Протата. Духовным же центром Кареи остался Протатон – храм, посвященный Успению Богородицы, не раз разрушаемый и вновь возрождавшийся. Уже в 362 году он был сожжен по велению императора Юлиана Отступника. В Х веке, при императоре Никифоре II Фоке, храм был восстановлен; в XIV столетии сильно пострадал от рук латинян, затем вновь воссоздан тщанием болгарских царей. Внутри собора сохранились бесценные фрески работы знаменитого византийского изографа XIV века Мануила Пансенилоса.

Храм Успения Пресвятой Богородицы. Карея

С 982 года в алтаре Успенского храма на горнем месте пребывает чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть». Вместе с храмом она пережила многие невзгоды, но оставалась невредимою и вот уже второе тысячелетие озаряет весь православный мир.

Как явствует из самого ее названия, история этой иконы связана с православным песнопением «Достойно есть». В X столетии в пещере неподалеку от Кареи подвизались некий старец-священноинок с послушником. Однажды под воскресенье, 11 июня 982 года, старец отправился в монастырь на всенощное бдение, послушник же остался дома. Поздно ночью в келью постучался неизвестный инок. Послушник этому не удивился – обителей на Афоне много, многие отшельники живут и в горах, порою спускаясь к своим собратьям. Поклонился послушник незнакомцу, дал испить воды с дороги, предложил отдохнуть в келье. Вместе с гостем они стали петь псалмы и молитвы. Однако во время пения слов «Честнейшую Херувим» таинственный гость неожиданно заметил, что в их местах эту песнь поют по-иному, добавляя перед «Честнейшую» слова «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего».

Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть»

И когда инок начал петь эти слова, то икона Божией Матери «Милующая», стоявшая в келье, внезапно воссияла таинственным светом, а послушник ощутил вдруг особую радость и зарыдал от умиления. Он попросил гостя записать дивные слова, и тот начертал их перстом на каменной плите, умягчившейся под его рукой словно воск. После этого гость, назвавший себя смиренным Гавриилом, сделался невидимым, а икона еще некоторое время продолжала излучать чудесный свет. Потрясенный, послушник дождался старца, поведал ему о таинственном незнакомце и показал каменную плиту со словами молитвы. Духовно опытный старец сразу же понял, что приходил в келию Архангел Гавриил, посланный на землю, дабы возвестить христианам дивную песнь во имя Божьей Матери – еще одну в чреде тех, что люди узнавали от ангелов («Слава в Вышних Богу», «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», Трисвятое «Святый Божий, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас»).

С тех пор ангельская песнь «Достойно есть…» поется во время каждой Божественной литургии по всему миру — везде, где есть хотя бы один православный престол или живет хотя бы один православный христианин. Старец и послушник рассказали о случившемся проту. Тот благословил собрать Собор старцев, на котором было поведано о чудесном вестнике и его словах. Здесь же, на соборе, вознесли молитву Богородице «Достойно есть…», камень же с начертанными на нем словами отправили в Константинополь патриарху как свидетельство чуда. А икона, перед которой впервые на земле была воспета сия молитва, с тех пор и стала называться «Достойно есть». Вскоре икону с почетом перенесли в соборный храм Кареи, где она стоит и доныне.

Неподалеку от Кареи, на восточном скате Святой Горы близ Эгейского моря, расположен русский Андреевский скит, а близ него – и тот узкий овражек со стремительным потоком воды, возле которого стояла та келия, куда снизошел небесный вестник.

Более тысячи лет минуло с тех пор. За это время икона всего четыре раза покидала Афон, чтобы утешить, поддержать, вразумить тех православных, у которых нет возможности прийти к ней самим.

Первый раз это произошло только в 1963 году, когда праздновалась тысячелетие Святой Горы и по случаю этого юбилея чудотворная посетила греческую столицу Афины.

Второй, в 1985 году, когда по случаю 2300-летия града Солуни (ныне Салоники) ее привозили туда.

В третий раз — осенью 1987 года, когда святыня вновь навестила столицу Эллады, была с почетом встречена на пристани портового предместья Афин Пирея торжественным крестным ходом с хоругвями, свечами, венками из живых цветов и в течение восемнадцати дней пребывала в храме Благовещения, днем и ночью принимая чаявших к ней приложиться. Все это время у иконы неотступно находились иноки-святогорцы.

Наконец, осенью 1994 года, дивная гостья посетила город Ларнака на острове Кипр. Промыслом Божиим именно тогда в порту Ларнаки стоял корабль с паломниками из России. Вечером, всего за час до отхода теплохода, паломники поспешили через весь город, чтобы приложиться к чудотворной, но увидели длинную, уходящую за горизонт очередь. Но толпа благочестивых греков вдруг расступилась, пропустив русских православных паломников к великой святыне.

Крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Достойно есть» на Афоне. Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru

Издавна изливала Пречистая Свою милость на русских христиан. Списки с чудотворного образа «Достойно есть» имелись в Петербурге, в Галерной гавани, где стоит выстроенный в честь Милующей Богоматери величественный псевдовизантийский храм. А 16 июня 1999 года на московское подворье Троице-Сергиевой Лавры со Святой Горы Афон был доставлен еще один список, сделанный теми же изографами – насельниками афонского Никольского скита («Белозерки»), что писали и образ Иверской иконы, подаренный святогорцами восстановленной Иверской часовне в Москве.
По иконографии образ Божией Матери представляет собою поясное изображение Пречистой, на правой Ее руке восседает прильнувший к Ней Младенец со свитком в руке. Празднование этой чудотворной совершается (11 июня по ст.ст.) в тот самый день, когда посетил афонских иноков небесный гость:

Архангел Гавриил с небесе послан бысть от Тебе, Богородице,
к смиренному послушнику горы Афонския,
в пустынней келии воспевавшему Ти хвалебныя песни пред святою Твоею иконою,
да научит его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели в Сионе горнем.
Темже и мы дольнии, воспоминая таковое Твое о людех благопромышление,
со благодарением вопием Ти сице:
Радуйся, достойно восхваляемая от Архангел и Ангел;
Радуйся, ублажаемая от всех небесных сил.
Радуйся, Присноблаженная и Пренепорочная;
Радуйся, Матерь Бога нашего.
Радуйся, Честнейшая Херувим;
Радуйся, Славнейшая без сравнения Серафим.
Радуйся, без истления Бога Слова рождшая;
Радуйся, воистину сущая Богородице.

Надежда Дмитриева из книги «О Тебе радуется»



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама