THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Наверное, каждый православный христианин хотел бы, чтобы его домашний любимец получил жизнь вечную. Появляется логичный вопрос: могут ли животные попасть в Царство Небесное? Для начала стоит изучить комментарии богословов по этому поводу и понять, есть ли душа у животных вообще.

Душа у животных и человека: в чем отличие

Не стоит забывать, что все живое в этом мире создано Господом Богом. Изначально человек был венцом творения и пребывал со Всевышним в гармонии и любви. Как известно, человек был создан по подобию Божьему.

Бог создал первых людей, Адама и Еву, по собственному образу и подобию

Пребывание человека в Раю было самым лучшим и благим временем. Из библейских рассказов и описаний можно понять, что и животные населяли Эдемский Сад. Они жили в гармонии с первыми людьми, Адамом и Евой. Сам Адам давал имена этим животным, а они были в его власти. Не существовало смерти и страданий, но все это закончилось, когда праотцы совершили грехопадение. Вместе с природой человека повредилась и природа животных. Теперь все живое было подвластно физической и духовной смерти.

Человек столкнулся с грехом, который ему предстояло побороть, чтобы вернуть утерянный Рай. В Писании говорится об обновленной природе человека после второго пришествия Спасителя и о Рае, населенном различными животными. Следовательно, животные тоже имеют душу. Вот только душа эта отличается от человеческой, так как она тленна . По Писанию, душа животного находится в его крови. А кровь - не что иное, как плоть. Плоти свойственна смерть, тление. Душа человека бессмертна, так как сам человек был создан по образу Божьему.

Тем не менее природа души животного не полностью раскрыта. Богословы пытались трактовать слова из Священного Писания по этому поводу, но однозначных мнений нет и по сегодня. Неизвестно, каким образом войдут обновленные животные в Царство Небесное. Некоторые богословы считали, что такими животными станут те, которые когда-то при земной жизни повстречали человека. Святитель Феофан Затворник считал, что для каждого животного и растения Господь создаст одну душу, будто один идеальный собирательный образ пса, кошки и т.д.

Важно! Иногда любовь к домашнему питомцу переходит все допустимые границы. Иисус Христос заповедал прежде любить Бога, а потом ближнего и все живое существо.

Например, если человеку его домашний любимец важнее собственных родственников или друзей, то можно смело говорить о неправильной духовной жизни такого человека.

Куда попадает душа животных после смерти

Как и было сказано раньше, душа животного смертна, так как изначально животные были созданы для службы человеку. Господь даже заповедал Ною употреблять животных и растения в пищу, приносить их в жертву, но запретил употреблять кровь, так как в ней душа животного.

Каждый человек должен относиться к животным с любовью

Христианские богословы так и не пришли к одной точке зрения насчет загробной жизни у животных:

  • одни ожидают встретить своих питомцев в раю;
  • другие настаивают на том, что встретят всего лишь обновленный образ животного.

Тем не менее только будущая жизнь приоткроет эту завесу неведения. Что же касается земной жизни, то здесь все немного яснее. Оказывается, что за домашних животных можно молиться. Не о прощении грехов или упокоении души, ведь животные по природе своей не согрешили, но были вынуждены последовать за человеком после его грехопадения. Да и душа животного умирает вместе с его телом.

Молитвенно можно обращаться к Богу тогда, когда животное заболело или потерялось. Есть святой покровитель кошек. В истории Церкви известны и другие святые, которые без всякого страха жили бок о бок с дикими животными и даже кормили их с рук. Каждый человек должен относиться к животным с любовью, ведь эти существа вынуждены страдать за грехопадение рода человеческого.

Интересно! Православным христианам и по сей день не рекомендуется употреблять кровь животных в пищу. В Средневековье употреблявших кровь животных отлучали от Причастия.

Что ждет животных после смерти?

Франциск папа в декабре подсунул нам интересный богословский изыск и размышления в связи с душой животных и посмертным их бытием в раю. Будут ли в раю с нами, наши любимцы животные? Христианская Церковь в своей догматике отказывает животным в праве на рай. В раю, в Новом Иерусалиме, улицы из золота и холодных сверкающих неестественным блеском драгоценных камней, только пение ангелов и созерцание Бога, без ничего животного, сметящего, сорящего нечистого, в общем, христианский рай - довольно таки неуютное для человека земного безжизненное место.

Папа Франциск, до чего же добрый человек сказал: животным в раю - быть!!

Папа Римский Франциск, выступая на площади Святого Петра в Ватикане, заявилил, что собаки, "как и все божьи создания”, попадают на небеса. Поводом к этому высказыванию стало желание Папы утешить мальчика, горюющего о своей умершей собаке, сообщает "Time" 16 декабря. “Однажды мы увидим наших питомцев снова, в Царстве Божьем. Рай открыт для всех созданий Божьих”, - сказал Понтифик.

Хотя, если вчитаться в Библию, Бог не отказывает животным в праве быть в раю, более того, как читаем мы в книге Бытие, при сотворении Бог создав Эдем поселил в нем совместно как человека, так и животных, более того еще и поручил человеку давать имена тварям земным!

Библия(Пятикнижие) говорит нам о душе живой, которая есть и у животных, в их крови. Одно дело - она в Библии не бессмертна, как у животных, так и у человека. Левит.17:11.«Душа всего живого в крови его». Тема бессмертия души в Библии проходит глухо. Это уже, когда иудейский мир познакомился с философией эллинизма и в частности с философией Платона «Триада», его размышлениями о «Душе». Вот только тогда и заговорили о бессмертии души(это уже довольно таки поздно в эпоху Хасмонеев(Маккавеев)). Итак… Тема для размышлений и дискуссий открыта…

БЛАГОРОДСТВО ДУШИ ЖИВОТНЫХ

С животными хоть и хлопот много, и сердце замирает, но все же теплей и уютней на этой холодной земле. В их глазах виден огонь жизни. И вы знаете, животным, как и людям, тоже присущь альтруизм и благородство.

У нас в Крюкове, возле церкви жил старый пёс Пират, и случилось такое: однажды в ноябрьскую стужу, уже было довольно таки холодно, сыро и дождливо, к нему в будку прибилась маленькая беременная собачонка и там разродилась. Пират не выгнал ее, из своей будки, но уступил место, а сам лежал на земле под дождем и ветром, на мокрой уже не земле, а грязи.

Люди, идя в храм, удивлялись, это всколыхнуло волну доброты в наших прихожанах, они то и дело приносили косточки, объедки и подкармливали и его и приблудившуюся роженицу. Из того я уразумел, что добро, как и зло, не являются прерогативой одного лишь человека, они универсальны во всех живых существах мира.

ПРИЧТА ЗАТРАГИВАЮЩАЯ БЛАГОРОДНЫЕ СТРУНЫ ДУШИ

Автокатастрофа…и тут же инобытие… по длинной, дикой, утомительной дороге шел человек с собакой. Шли они вдвоем в какой то сюрреалистической пустыне инобытия.
Шел он шел, очень устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним – райский оазис!
Прекрасные ворота, за оградой - музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.
- Что это такое? - спросил путешественник у привратника.
- Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть
по-настоящему.
- А есть там вода?
- Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны...
- А поесть дадут?
- Все, что захочешь.
- Но со мной собака.
- Сожалею, сэр, с собаками нельзя! Ее придется оставить здесь. Прогоните ее прочь, или убейте камнем!
Человек вздрогнул и задумался? Как можно бросить, прогнать преданность, любовь, верное пожизненное служение?! Нет, я не могу, не соглашусь!
И путешественник превозмогая усталость прошел с собакой мимо...
Через некоторое время дорога привела их
на ферму. У ворот тоже сидел привратник.
- Я хочу пить, - попросил путешественник.
- Заходи, во дворе есть колодец.
- А моя собака?
- Возле колодца увидишь поилку.
- А поесть?
- Могу угостить тебя ужином.
- А собаке?
- Найдется косточка.
- А что это за место?
- Это рай.
- Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай – там в оазисе.
- Врет он все. То только вывеска, а, там в действительности кромешний центральный ад.
- Как же вы, в раю, это терпите?
- Это нам очень полезно. До нас, до истинного Рая, доходят только те, кто не бросает, не прогоняет своих преданных друзей!!!

Первый муж Анны Ахматовой Николай Гумилев писал такие проникновенные строки:

Не по залам и по салонам, Темным платьям и пиджакам -
Я читаю стихи драконам, Водопадам и облакам.

И умру я не на постели, При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще,

Чтоб войти не во всем открытый, Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник, мытарь И блудница крикнут: вставай!

(Бердникова Наталья, 16 лет)
- Проходим, не толпимся! Новоприбывших прошу занимать очередь! Экспресс до рая уходит через 5 минут!

Я оглянулся вокруг.

Розовые облака простирались до горизонта, впереди виднелись золотые ворота. Я пошел к ним. Вокруг я видел множество часов - все они стояли.

Что это? - спросил я.

Это часы жизни. Где-то здесь есть и твои. Они останавливаются, когда приходит твое время, или ломаются, если ты умираешь раньше положенного срока, - пояснил медведь, идущий рядом.

Я пошел к воротам.

Все вокруг толпились, торопились занять очередь. Кто-то сзади крикнул: "Проходи, не задерживай очередь!". Я шагнул вперёд. Через некоторое время я стал первым в очереди. Передо мной стояла тумба, за ней сидел заяц, что-то строча в огромную в золотой обложке книгу.

Ставьте отпечаток! Вот сюда.

Я протянул лапу, плюхнул её в баночку с золотым порошком и поставил свой отпечаток.

Проходим! Проходим! - без умолку кричал кролик. - Занимаем места! Вот ваш билет, проходим, проходим!

Я взял золотой билетик и прошёл вперед. На билете были указаны номер моего вагона и место. Я прошёл к поезду. Он был весь белый. У каждого вагона стояли проводники. Я нашёл девятый вагон и подошёл к проводнику.

Как? Тебе не объяснили?

Ты умер! Это экспресс до рая, вот твой вагон. Садись.

Но как? Там остались мои дети, маленькие волчата. Они пищали от голода, когда я уходил на охоту…

Что поделать - все что-то оставляют в ТОМ мире, когда умирают. Заходи в вагон.

Я прошёл в вагон, занял свое место. Вскоре рядом сели еще животные.

Вы тоже умерли?

Да. Разве ты не видишь, мы сидим тут рядом с тобой, - ответила лиса.

Но как? Я не помню, что случилось. Помню только, как пошёл на охоту… И вот я уже здесь.

Это пройдет, скоро все вспомнишь, - проговорила лиса.

Послышался гудок, еще один - и поезд тронулся. Через некоторое время я почувствовал странную боль в груди. Я закрыл глаза и увидел двух мужчин - они смеялись, у них в руках были ружья. Затем я услышал только один звук выстрела. Как больно! Я не слышал звук поезда, а лишь хохот и выстрел.

Меня убили люди!

Вот ты и вспомнил. Это охотники.

Как же больно!.. Они смеялись! Но… разве люди охотятся? Я слышал, у них полно еды.

Люди охотятся не для того, чтобы добыть себе еду. Это их развлечение.

Развлечение?! Разве охота - это развлечение?

Для нас, животных, - нет. Для нас это необходимость, закон жизни. Именно поэтому все мы попадаем сюда, в рай… Но не все люди удостаиваются такой чести. Те из них, кто при жизни совершал плохие поступки, вновь возвращается на землю… Но уже в обличье того, кому они причинили боль. Так и те, кто убил тебя, когда-нибудь превратятся в волка, и они тоже пойдут на охоту, чтобы прокормить своих детей. И тогда… Неслучайно у людей есть выражение - "почувствовать на своей шкуре"… Придет момент - и они почувствуют все, что пережил ты.

Всю дорогу я не мог прийти в себя. "Почему?" - задавался я вопросом.

Мы прибыли, поезд остановился, все стали выходить из вагонов. Вокруг по-прежнему были облака. Дорога, выложенная из белых камней, вела куда-то вдаль. При выходе из вагонов каждому выдавались белое платье, нимб и пара золотых крылышек…

Вот так я попал в рай. Сижу на облаках, наблюдаю за вами. Здесь хорошо: ешь что захочешь и когда захочешь… Но одна мысль не дает мне покоя: что стало с моими малышами? Мне кажется, что я слышу их голодное поскуливание… А еще я думаю, что станет с людьми, если каждый из них выйдет на охоту…

На иконе Рождества Христова мы видим вола и осла, склонившихся над лежащим в яслях Богомладенцем. Некоторые святочные вертепы напоминают Ноев Ковчег: тут и овцы с пастухами, и караван верблюдов. О том, как относится Церковь к братьям нашим меньшим, "Правде.Ру" рассказал иеромонах Никанор (Лепешев), преподаватель Хабаровской духовной семинарии.

— Отец Никанор, у животных, согласно православному учению, есть душа?

— В Книге Бытия животные, рыбы и птицы названы "душой живой". Ее наличием они отличаются, например, от растений, небесных светил и т. д. Но также из Писания мы знаем, что "душа животных в крови их" и умирает вместе с телом. В этом — ее главное отличие от бессмертных человеческих душ, которые продолжают жить и после смерти тела. Таким образом, среди обитателей видимого мира выстраивается духовная иерархия, по признаку наличия или отсутствия души, а также ее бессмертия или смертности. И из всех творений Божиих только человек создан по образу и подобию своего Творца.

— Есть мнение, что в Царствие Небесное попадут все животные, которых любил кто-либо из попавших туда людей. Что говорили об это святые отцы?

— В момент Второго Пришествия Христа, как говорит апостол Павел, "последний враг истребится — смерть". То есть она отпустит все и всех, кого поглотила за время своего царствования в материальном мире. Ничто из сотворенного Господом не канет в полное небытие, Божие творение будет восстановлено во всей своей полноте. О том, что для животных тоже найдется место в обновленном мироздании, говорит пророк Исайя: "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе". А преподобный Нектарий Оптинский, очень любивший кошек, говорил, что из всех животных именно они первыми войдут в рай.

Но вот относительно того, будут ли с наступлением вечного Царствия Христова воскрешены все прежде умершие животные, у богословов существуют разные мнения. Одни думают, что да, будут. Другие же считают, что, если говорить о животных, то для Творца значение имеют не отдельно взятые особи, не индивиды того или иного вида, а лишь сами виды.

Лично я — большой любитель братьев наших меньших, и потому думаю, что в очах Божиих каждое Его творение неповторимо и ценно. И то, как относились к своим бессловесным друзьям святые, укрепляет меня в этом мнении. Вспомним и преп. Герасима Иорданского с его львом, и преп. Серафима Саровского с его медведем, преп. Брендана Мореплавателя с его китом, и многих других подвижников. Но настаивать на своей точке зрения я не могу, поскольку все это сфера частных богословских суждений, и то или иное мнение по данному вопросу никак не влияет на наше спасение. Так что истину все мы узнаем только после Страшного Суда.

— Слишком сильно привязываться к животным — это грех?

— Любить животных так же сильно, как людей или, тем более, сильнее людей — конечно же, грех. В подлинной любви существует своя иерархия: на первом месте — всегда Бог, на втором — наши ближние, то есть окружающие нас люди, созданные по образу и подобию Божию. И уже на третьем месте — бессловесные животные, братья наши меньшие. Любить животных, как прекрасные божии создания, жалеть их, заботиться о них — просто необходимо. А вот иметь к ним пристрастие, чрезмерную привязанность — это уже нарушение заповеди "не сотвори себе кумира". Так как в этом случае мы в своем сердце воздвигаем идола, который заслоняет от нас и Бога, и окружающих людей.

— Можно ли православным держать в доме собак? Правда ли, что собаки — нечистые животные?

— Деление животных на чистых и нечистых существовало только в Ветхом Завете. В Новом Завете, с отменой ритуальной стороны Закона Моисеева, эти нормы потеряли для нас всякое значение. Ни в Евангелии, ни в посланиях апостолов, ни в творениях святых отцов, ни в деяниях соборов, мы не найдем каких-либо указаний на то, что одни животные — чисты перед Богом, а другие — осквернены. Новый Завет знает лишь понятие нравственной скверны — то есть греха. Животные же по определению безгрешны. То есть с нравственной точки зрения нечисты вовсе не братья наши меньшие, а мы.

Поэтому собака ничуть не более осквернена, чем кошка, или мышка, или канарейка, или аквариумная рыбка, или летающий по комнате комар. В Книге Бытия сказано, что всякое творение Божие — "добро зело", то есть "хорошо весьма". Это, конечно, вполне относится и к таким замечательным друзьям человека, как собаки. И какие-то предубеждения против них есть не более чем отголоски или ветхозаветного законничества, или языческого суеверия.

Бытует поверие: если в храм забежит собака, его необходимо после этого заново освящать. Так вот, на самом деле никаких церковных канонов, говорящих об этом, просто не существует. В Книге Правил есть запрет вводить животных в храм, но там не уточняется, о ком именно идет речь. И согласно авторитетным толкователям, смысл этого канона вовсе не в том, что животное своим присутствием осквернит храм, а в том, чтобы не профанировать дом Божий, сохранять к нему благоговение и не использовать церковное здание не по назначению. А в Большом Требнике есть только один чин переосвящения храма, связанный с животными: он совершается в том случае, если животное умерло или родило в храме. И опять никаких особых указаний относительно собак.

У священномученика Киприана Карфагенского есть замечательные слова: "Обычай без истины есть всего лишь застарелое заблуждение". И их вполне можно отнести к странному мнению, будто собака — нечистое животное, которое даже нельзя держать в доме.

Иллюстрация: Адам дает имена животным. Фреска Феофана Критского, 1527 г.

На иконе Рождества Христова мы видим вола и осла, склонившихся над лежащим в яслях Богомладенцем. Некоторые святочные вертепы напоминают Ноев Ковчег: тут и овцы с пастухами, и караван верблюдов. О том, как относится Церковь к братьям нашим меньшим, "Правде.Ру" рассказал иеромонах Никанор (Лепешев), преподаватель Хабаровской духовной семинарии.

— Отец Никанор, у животных, согласно православному учению, есть душа?

— В Книге Бытия животные, рыбы и птицы названы "душой живой". Ее наличием они отличаются, например, от растений, небесных светил и т. д. Но также из Писания мы знаем, что "душа животных в крови их" и умирает вместе с телом. В этом — ее главное отличие от бессмертных человеческих душ, которые продолжают жить и после смерти тела. Таким образом, среди обитателей видимого мира выстраивается духовная иерархия, по признаку наличия или отсутствия души, а также ее бессмертия или смертности. И из всех творений Божиих только человек создан по образу и подобию своего Творца.

— Есть мнение, что в Царствие Небесное попадут все животные, которых любил кто-либо из попавших туда людей. Что говорили об это святые отцы?

— В момент Второго Пришествия Христа, как говорит апостол Павел, "последний враг истребится — смерть". То есть она отпустит все и всех, кого поглотила за время своего царствования в материальном мире. Ничто из сотворенного Господом не канет в полное небытие, Божие творение будет восстановлено во всей своей полноте. О том, что для животных тоже найдется место в обновленном мироздании, говорит пророк Исайя: "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе". А преподобный Нектарий Оптинский, очень любивший кошек, говорил, что из всех животных именно они первыми войдут в рай.

Но вот относительно того, будут ли с наступлением вечного Царствия Христова воскрешены все прежде умершие животные, у богословов существуют разные мнения. Одни думают, что да, будут. Другие же считают, что, если говорить о животных, то для Творца значение имеют не отдельно взятые особи, не индивиды того или иного вида, а лишь сами виды.

Лично я — большой любитель братьев наших меньших, и потому думаю, что в очах Божиих каждое Его творение неповторимо и ценно. И то, как относились к своим бессловесным друзьям святые, укрепляет меня в этом мнении. Вспомним и преп. Герасима Иорданского с его львом, и преп. Серафима Саровского с его медведем, преп. Брендана Мореплавателя с его китом, и многих других подвижников. Но настаивать на своей точке зрения я не могу, поскольку все это сфера частных богословских суждений, и то или иное мнение по данному вопросу никак не влияет на наше спасение. Так что истину все мы узнаем только после Страшного Суда.

— Слишком сильно привязываться к животным — это грех?

— Любить животных так же сильно, как людей или, тем более, сильнее людей — конечно же, грех. В подлинной любви существует своя иерархия: на первом месте — всегда Бог, на втором — наши ближние, то есть окружающие нас люди, созданные по образу и подобию Божию. И уже на третьем месте — бессловесные животные, братья наши меньшие. Любить животных, как прекрасные божии создания, жалеть их, заботиться о них — просто необходимо. А вот иметь к ним пристрастие, чрезмерную привязанность — это уже нарушение заповеди "не сотвори себе кумира". Так как в этом случае мы в своем сердце воздвигаем идола, который заслоняет от нас и Бога, и окружающих людей.

— Можно ли православным держать в доме собак? Правда ли, что собаки — нечистые животные?

— Деление животных на чистых и нечистых существовало только в Ветхом Завете. В Новом Завете, с отменой ритуальной стороны Закона Моисеева, эти нормы потеряли для нас всякое значение. Ни в Евангелии, ни в посланиях апостолов, ни в творениях святых отцов, ни в деяниях соборов, мы не найдем каких-либо указаний на то, что одни животные — чисты перед Богом, а другие — осквернены. Новый Завет знает лишь понятие нравственной скверны — то есть греха. Животные же по определению безгрешны. То есть с нравственной точки зрения нечисты вовсе не братья наши меньшие, а мы.

Поэтому собака ничуть не более осквернена, чем кошка, или мышка, или канарейка, или аквариумная рыбка, или летающий по комнате комар. В Книге Бытия сказано, что всякое творение Божие — "добро зело", то есть "хорошо весьма". Это, конечно, вполне относится и к таким замечательным друзьям человека, как собаки. И какие-то предубеждения против них есть не более чем отголоски или ветхозаветного законничества, или языческого суеверия.

Бытует поверие: если в храм забежит собака, его необходимо после этого заново освящать. Так вот, на самом деле никаких церковных канонов, говорящих об этом, просто не существует. В Книге Правил есть запрет вводить животных в храм, но там не уточняется, о ком именно идет речь. И согласно авторитетным толкователям, смысл этого канона вовсе не в том, что животное своим присутствием осквернит храм, а в том, чтобы не профанировать дом Божий, сохранять к нему благоговение и не использовать церковное здание не по назначению. А в Большом Требнике есть только один чин переосвящения храма, связанный с животными: он совершается в том случае, если животное умерло или родило в храме. И опять никаких особых указаний относительно собак.

У священномученика Киприана Карфагенского есть замечательные слова: "Обычай без истины есть всего лишь застарелое заблуждение". И их вполне можно отнести к странному мнению, будто собака — нечистое животное, которое даже нельзя держать в доме.

Иллюстрация: Адам дает имена животным. Фреска Феофана Критского, 1527 г.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама