THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Ноль фантазии
В Final Fantasy XIII Square Enix решила отказаться от многих инноваций потрясающей двенадцатой части сериала и загнать игрока в узкие коридоры. Посчитали, видимо, что так будет удобнее рассказывать Историю с большой буквы.

Паспорт

Платформы PS3 / X360

Жанр jRPG

Разработчик Square Enix

Издатель Square Enix

Дистрибьютор в Украине GameStop

Возраст 16+

О разработчике

Square Enix Самый, пожалуй, известный разработчик и издатель японских RPG. Компании принадлежат права на популярнейшие игры жанра - Final Fantasy и Dragon Quest, она постоянно выпускает их многочисленные продолжения и спин-оффы.

Игры серии Final Fantasy, Dragon Quest, Kingdom Hearts, Front Mission

Оценка

Идея Первая полноценная Final Fantasy на современных консолях

Графика Неплохая

Звук Ничего особенного

Игра До самого интересного дотянут немногие

Итог 3.5/5

По сюжету существуют два мира - Пульс (Pulse) и Кокон (Cocoon). Кокон - это огромная конструкция, которая парит в облаках над дикими равнинами Пульса. На благо ее жителей работают самые современные технологии, в то время как соседи снизу вынуждены довольствоваться жизнью попроще. Причем и те и другие в глаза друг друга никогда не видели. Потому все свято верят, что там, в ином мире, живут лишь кровожадные монстры, готовые расправиться с каждым, кто окажется на их территории.

Напряжения в местную геополитику добавляют огромные механические божества фал’Си (fal’Cie). Они есть в обоих мирах, причем фал’Си Пульса постоянно выбирают себе л’Си (l’Cie), людей-агентов, которым назначают цель (Focus) - задание, часто во вред Кокону. После чего судьба л’Си становится не самой завидной - исполнить свою миссию и превратиться в кристалл (такая вот награда) или провалить задание и стать монстром (Cie’th). В столь невыгодной ситуации оказалась и шестерка героев Final Fantasy XIII.

Возможно, авторы и старались, но с сюжетом у них не получилось. Прежде всего потому, что диалоги ни к черту не годятся, - сперва не понимаешь почти ничего, пытаясь выудить из безостановочного потока незнакомых терминов хоть какой-то смысл. Наконец через некоторое время начинаешь ориентироваться в происходящем, и иной раз даже покажется, что вот-вот проклюнется что-то интересное. Как бы не так! К огромному разочарованию, герои продолжают нести все ту же чепуху, и после первого десятка часов подобной болтовни ролики хочется просто пропускать.

Картонные и скучные персонажи привлекательности игре, конечно, не добавляют. Главная героиня по имени Лайтнинг (Lightning) - бывший солдат, она сдержанна, серьезна, тяжело переживает внутренние конфликты и поэтому иногда норовит заехать собеседнику в рожу. Сноу (Snow) - лихой, самоуверенный, но ответственный красавец. Раздражающий подросток Хоуп (Hope) первую половину игры ноет, вторую - строит из себя возмужавшего юношу. А девушка Ваниль (Vanille), по-видимому, страдает аутизмом. Ей вообще-то девятнадцать, однако ведет она себя как шестилетняя.

В принципе к примитивным характерам в видеоиграх все давно привыкли. Но для RPG подобный минимализм - это перебор. Мотивации здесь в основном ограничиваются необходимостью спасти кого-то. В такой компании эффектная бой-баба Фэнг (Fang) и Саж (Sazh), негр с цыпленком-чокобо в волосах, которые в другой игре не вызвали бы никакого интереса, в Final Fantasy XIII кажутся достойными романов Достоевского.

Главный же недостаток проекта - его невероятная линейность. Авторы постоянно рассказывали, как много сделано для того, чтобы лучше представить героев и подать их историю. В результате они 25 часов знакомят (только знакомят!) нас с этими говорящими куклами. Чтобы вытерпеть такое издевательство, нужна настоящая самурайская выдержка.

Эпический стиль Final Fantasy узнается с первого взгляда
Герои, как обычно, постоянно спешат по делам
Хороший мальчик! Нравится… Заверните!
Всех убью, одна останусь!
Героический прорыв!
В начале игры герои особенно тревожно глядят в будущее

Большую часть времени мы просто бежим по условному туннелю, меняются лишь декорации. Городов нет. Открытый для исследования мир, дополнительные квесты - все это появится, но только в самом-самом финале. В той же Final Fantasy VIII на игрока практически сразу вываливали ворох геймплейных особенностей, демонстрируя множество меню и пичкая подробностями. Возможно, кому-то было непросто, но, безусловно, интересно. В тринадцатой же части все наоборот - игра раскручивается мучительно долго. Доступ к системе прокачки персонажей открывают где-то на третьем часе, первый summon происходит примерно на десятом, полная кампания героев собирается только к восемнадцатому, а самому выбирать участников партии и назначать лидера можно будет аж после двадцати часов игры. Поразительно, как Square Enix не заметила, что подобная линейность лишь подчеркивает минусы проекта. Тут попросту не на что отвлечься, пафосные речи о л’Си и спасении мира быстро надоедают, и все сильнее начинают бесить любые шероховатости.

А вот новая боевая система сделана действительно неплохо. Слегка модифицированная Active Time Battle позволяет выстраивать очередь сразу из нескольких приемов, составляя эффективные комбинации. Теперь команды можно назначать в любое время и даже заранее - герой зарубит кого нужно, когда полоска действия наконец заполнится. Самая важная деталь - Stagger, особое состояние, в котором противник получает намного больший урон. Активируется Stagger, если монстра молотить довольно долго, так что стоит всегда концентрироваться на одном сопернике.

Великолепную систему гамбитов из Final Fantasy XII заменила Paradigm Shift. Теперь нельзя до мельчайших тонкостей настроить действия любого персонажа, вместо этого предлагают простой набор ролей: боец (commando), маг (ravager), защитник (sentinel), лекарь (medic), диверсант (saboteur) и синергетик (synergist). У каждого, естественно, свой комплект умений и особенностей. Классы героев разрешено переключать на лету посреди сражения. То есть можно сперва навалиться на гада всей толпой (включив комбинацию боец-боец-маг), а если дело запахнет жареным, перейти в оборону (защитник-лекарь-лекарь). В самых сложных битвах тактику, разумеется, придется менять по многу раз. При этом, как и в остальных частях серии, поддержку партии обеспечивают магические союзники (в данном случае eidolons). Огромные чудища, которых могут призывать герои. Правда, в Final Fantasy XIII они не так уж и могущественны, да и управление с помощью странного набора комбо поначалу сбивает с толку.

Все бы ничего, но сражения в первой половине игры невероятно легкие. Включаем автоматическую битву, и трупы врагов моментально окажутся у наших ног. И так примерно пятнадцать часов. Вдобавок руководить поначалу можно только двумя бойцами, а вдвоем никаких тактических хитростей не провернешь. В дальнейшем монстры становятся заметно сильнее, но это не означает, что сложность боев возрастет. Нет, мы все так же жмем кнопку Auto Battle, только поединки будут занимать намного больше времени.

Отмечу, что перед каждой битвой теперь предусмотрен чекпоинт, и заново перепроходить всю локацию из-за одной нелепой оплошности не придется. Да и обычных точек сохранения теперь гораздо больше. Удобно и то, что все противники отображаются на мини-карте, а после любого сражения здоровье полностью восстанавливается.

«Ну а графика?» - слышу вопрос некоторых. CG-ролики, как и положено, красивы, но в целом графика не очень. Нам почему-то постоянно норовят показать крупным планом угловатые пальцы героини или восьмиугольные браслеты на ее руках. Зачем, спрашивается, акцентировать на этом внимание?

У жанра jRPG на текущем поколении консолей судьба складывается не лучшим образом, ничего достойного не выходило уже пару лет. Final Fantasy XIII пророчили роль спасительницы жанра - увы, не получилось. Зачем нормальному человеку тратить 25 часов своего драгоценного времени на посредственную (подчеркиваю - весьма и весьма посредственную) игру? Вопрос риторический, вам не кажется?

Иное мнение

Сразу признаюсь, к самой популярной серии jRPG современности после выхода таких дорогих пустышек, как Final Fantasy VIII или XII, я отношусь, мягко говоря, скептически. С этим же настроем ожидал и тринадцатую часть, и оказалось, очень на ее счет ошибался. Проект, безусловно, спорный, но в то же время во многом весьма интересный.

Безумно красивая картинка (настоятельно рекомендую PS3-версию), где разница между CG и реальной графикой практически незаметна. Едва ли не лучший в серии мир (поверьте, местами он затыкает за пояс сеттинги Final Fantasy VI и VII) - дизайнерам и художникам этого апофеоза творческой мысли я бы с удовольствием пожал руку. Сюжет, который, несмотря на набивший оскомину «спасательский» девиз, держит вас у экрана. И, конечно, герои. При всей шаблонности они умудряются показать себя с весьма неожиданных сторон. Подача истории (не забывайте заглядывать во внутриигровую энциклопедию) вызывает только позитивные эмоции.

Что еще более удивило, так это звук. Если слабой озвучкой серия никогда не страдала (Yung Fei, я люблю тебя!), то музыка часто представляла собой твердолобую ремиксовку всех предыдущих частей. Как ни странно, смена композитора пошла на пользу - OST достоин покупки на отдельном диске.

Final Fantasy XIII - далеко не идеальная игра. Но вполне могла бы стать таковой, если бы не слабая боевка. Она, конечно, не так убога, как в Final Fantasy XII, но до совершенства боев десятой части сериала ей очень далеко. Другой серьезный недостаток - без преувеличения дичайшая линейность. Две трети игры больше напоминают приключение с ролевыми элементами, а не полноценную jRPG. И жаль, что насладиться открытым для исследования миром (ближе к финалу) просто не дают.

Но в любом случае, Final Fantasy XIII весьма и весьма неплоха. Это определенно шаг вперед для серии в целом. Если вы хардкорный фанат jRPG, то гарантированно получите дозу своего наркотика. Если же вы фанат одной лишь серии Final Fantasy - держитесь от тринадцатой части подальше. Новое творение Square Enix может разбить ваши нежные чувства.

P.S. Да, и очень хотелось бы попросить разработчиков прекратить попытки втиснуть элеметы MMOG в боевую систему. Эти глупые неуместные эксперименты не приводят ни к чему хорошему и уже начинают надоедать.

Олег Овсиенко
Gameplay

Предлагаем вашему вниманию, обзор самой ожидаемой JRPG за последние годы. Который был написан, нашими французскими коллегами, но мы убрали из него всё самое неинтересное.. БЕЗ СПОЙЛЕРОВ.

После демо версии и демонстрации игры на Tokyo Game Show 2009, я вставил диск с ФФ13 в PS3 полный оптимизма.


Первое на что обращает внимание игрок это графика, и тут FF13 не подвела. Это наверно самая красивая PS3 игра от японских разработчиков. Графика настолько крута, что можете затмить даже Uncharted 2.

Далее идут заставки, очень красивые и доказывают, что Square-Enix лучшие в своём деле. Даже учитывая огромную разницу между CG и in-game графикой, ролики всё равно отлично вписываются в игру и их всегда очень интересно смотреть.

Звук и музыку, как обычно очень сложно оценить, так как всё зависит от вкуса.

Самая большая потеря, это убранная победная мелодия Fanfare .

Это несомненно скандальное решение, как они могли такое сделать? Уже в ФФ12 мы её слышали не так часто, а тут её вовсе убрали!

Мелодия Chocobos (в ФФ13 присутствует её Jazz версия) была напрочь испорчена. Главная же мелодия, тоже не представляет из себя ничего выдающегося.

Что игроки всегда любили в ФФ это несомненно сценарий, но для меня главное это сама система игры, боевая система, прокачка, т.е игровой процесс самое главное. Его я и опишу.


Небольшая заметка про передвижение персонажа по карте. Вы управляете только лидером группы (остальные, которых максимум трое, следуют за вами). Радар показывает ваше местоположение, врагов и стрелку куда вам нужно идти.

Дизайн уровней в целом очень плох и представляет из себя узкие коридоры, практически без ответвлений! Очень редко можно увидеть множественные пути. В этой части нет такого огромного и открытого мира как в FF12. В результате его попросту не интересно исследовать.

Враги отображаются как красные точки на радаре, на них можно напасть, до того как они вас заметят. Для чего можно выбрать пункт "Превентивная Атака", и персонаж начнёт периодически нападать на всех врагов.

Главный "сюрприз" боевой системы, это то, что управлять можно ТОЛЬКО главным героем, остальные персонажи остаются независимыми даже во время боёв. Такое впервые в серии.

Всего же в вашей команде от 2 до 3 персонажей (в зависимости от сценария). Хоть ими и нельзя управлять в ручную, зато можно отдавать приказы - данная система называется Optima.

Система классов (тут их называют Ролями) персонажей включает:

Attacker (специализируется на физической атаке)

Blaster (специализируется на магической атаке)

Healer (специализируется на лечении)

Jammer (занят снижением защиты врагов)

Enhancer (поддерживает мемберов команды, повышая их защиту и нападая на обидчиков)

Defender (защищается, провоцирует врагов и восстанавливает свою жизненную энергию)


В начале игры, доступны кстати не все роли. Для каждого персонажа есть соответствующий сценарий, открывающий доступ к определённой роли. Во второй половине игры, каждому персонажу будет доступна любая роль.

Вернёмся к системе Optima. Она группирует уже настроенные действия для определённых ролей. Система обладает множеством опций, каждый сможет настроить автоматические действия мемберов команды под себя.

Поначалу невозможность напрямую управлять персонажами меня сильно бесила, но под конец игры я привык к Оптиме, не так уж она и плоха, бои получаются очень динамичными.

Видно, что Square-Enix хотела нам предложить оригинальный игровой процесс, не похожий на предыдущие части.

Если партия погибла, достаточно просто нажать Restart и вы вернётесь к последней битве, без всяких сейвов. Поначалу это не так важно, но чем дальше играете, тем чаще будете погибать. Почему? Причина очень проста, если главный герой гибнет - Game Over. В результате больше всего нужно заботиться именно о нём. Только вот, некоторые монстры всё равно могут вас убить с одного удара, от чего проигрыш становиться быстрым и неожиданным.


Система прокачки называется Crystalium и напоминает оную в FF10. В ней нет ни AP, ни XP, вместо этого есть CP (Crystal Point). CP даются после каждой битвы, даже если персонаж не участвовал в сражении. Но главная засада в том, что прокачка блокирована до определённых моментов сюжета. Так что, тупо мочить монстров и качаться безгранично вы не сможете, упрётесь в отсутствие определённого кристалла, который можно получить двигаясь дальше по сюжетной линии.

Боёвка, как вы уже знаете, полностью в реальном времени, поэтому у вас не будет времени копаться в меню, иначе враги вас вынесут.

Вызов существ омрачен тем, что только лидер может их вызывать, всего один раз за бой.


Что вы думаете обо всём этом?

FF13 сильно отличается от предыдущих серий. Перед вынесением вердикта, я должен ещё кое что сказать. Эта часть FF13 линейна как никогда ранее, никакой свободы в передвижении. За всё время игры нужно просто двигаться от одной точки к другой. Никакого исследования мира, никаких головоломок, никаких персонажей с которыми можно поговорить, нет денег и невозможна кустомизация персонажей.

Всё это вводит меня в замешательство, а действительно ли это Файнал Фэнтези?


После 26 часов игры, я наконец смог найти что-то действительно от Final Fantasy. Получив немного свободы, возможность (хоть и небольшую) выбирать куда идти, выполнять побочные миссии, а так же, начать прокачивать своё снаряжение.

Но на этом всё, не ищите ни города, ни персонажей с которыми можно поговорить, карту мира тоже можете не искать - ЭТОГО НЕТУ. Даже Чокобо, кроме одной единственной побочной миссии - их больше нигде не отыскать.

Денег фактически нету, приходится продавать своё снаряжение или какие-либо ненужные вещи. Первые 10 глав (из 13) проходятся без возможности что-либо сделать! Но это ещё что, тут даже нет возможности вернутся в предыдущие главы, если они были завершены!

В общем FF13 хорошая игра, но более походит на Action-RPG. По моему мнению, эта часть не должна называться Final Fantasy вовсе. Если бы не боевая система, я бы уже наверняка бросил в неё играть.


Персонажи в игре проработаны довольно хорошо, особенно по сравнению с FF12. Плюс FF13 сложнее 12-той части. В этом нет ничего странного, вы можете продраться 20 минут, начать доминировать и тут бах, монстр убивает главного героя с одного удара. Game Over.

Отыграв 40 часов я конечно расстроен, но удовольствие от игры всё равно получил.

Заключение: хороший сценарий, интересная боевая система, но это не Final Fantasy. И мой вам совет, если вам не понравилась ФФ10 за свою линейность, то к FF13 даже не подходите!

Моя оценка: 7/10.

Я был очень добр поставить такой балл, наверно потому что Vanille и Sera очень милые.

Заметка переводчика: Как я и опасался, эту игру разумнее назвать Fantasy May Cry . Как только выйдет английская версия, ждите Final Fantasy XIII: Объективный Обзор.

А кто-нибудь помнит, как давно это было? 1987 год, компания SquareSoft на грани разорения и Хиронобу Сакагучи работает над своим последним, по его мнению, проектом под названием Final Fantasy. Как не иронично бы это звучало, но название было дано как раз в пору на тот момент. Компанию в любой момент ждет закрытие. Казалось бы, песенка быстро угасающей Square спета. Да и на игровом рынке тоже идут баталии между представителями данной индустрии, и выживают сильнейшие.

Но после выхода первой игры серии Final Fantasy ситуация приняла неожиданный для Square оборот, а точнее, этот проект принес компании неожиданный для нее успех. После этого триумфа в свет пошли игры этой серии одна за другой. И вот уже 21 век, Сакагучи уже давно работает в другой компании, а Square объединилась с Enix – очень крупной компанией, выпускающей игры того же жанра. Сегодня мы знаем эту компанию как Square Enix. Эти две объединившиеся компании за многие годы приобрели огромный опыт в создании игр жанра JRPG. И совсем недавно на игровой рынок вышел очередной, самый важный для них проект – Final Fantasy XIII. В успешных продажах этой игры можно было даже не сомневаться, ведь это громкое название известно каждому поклоннику жанра JRPG, а их очень много. В день выхода проекта в Японии Final Fantasy XIII разошлась более чем миллионным тиражом, а ведь еще не стоит забывать про релиз в других странах мира. Игры серии Final Fantasy не связаны сюжетом.

В каждой части рассказывается новая история с другими персонажами, что придает уникальность каждой части. Именно этой традиции последовали разработчики и в тринадцатой части проекта. Но какой же может быть игра серии Final Fantasy без лавстори, чокобо, традиционных заклинаний, до боли знакомых саммонов и интриг? Все эти важные составляющие неизменно присутствуют и в Final Fantasy XIII. Несмотря на всю критику про линейность и прочее, вы не пожалеете о времени проведенном за этой игрой. Качество ее действительно высокое, очень хорошая графика, мир проработан красиво и часто есть желание остановиться и оглядеться вокруг. Сюжет тоже великолепен и затягивает с самого начала игры, и вплоть до ее финала, причем он очень обширный. Вот о нем как раз стоит немного поговорить...

Краткое описание.

Сюжет разворачивается в мире под названием Пульс. Еще задолго до зарождения человечества существовала древнейшая раса, носившая название фал’Си. Затем появились люди и некоторые из них были отмечены фал’Си. Зачем и для чего - поначалу непонятно, но на этом будет строиться основной сюжет. Людей, которые носят эти отметины, называют л’Си. Как в некоторых частях Final Fantasy здесь тоже существует кристалл. Примерно 13 веков назад до разворачивающихся в игре событий, кристалл приказал расе фал’Си создать «рай» для людей, после чего был возведен город, похожий на небольшой изолированный мирок под названием Кокон.

Построенный город парил в воздухе над миром Пульс. Позже в Коконе появился свой собственный кристалл, который обеспечивал людей высокими технологиями (прямо напоминает куб из трансформеров). Но со временем жители стали бояться, что Кокон может в любой момент упасть с неба, появилось недовольство со стороны некоторых людей. Правительство Кокона решило изолировать недовольных от тех, кто слепо предан им и их политике, что, как правило, приводит к ущемлению прав и бунтам. А здесь как раз и начинается сюжет!

Среди красивых бескрайних пейзажей мчится поезд с пассажирами, направляющимися в Кокон. Но это далеко не обычные пассажиры, что сразу видно по вооруженным охранникам, которые не спеша расхаживают из одного конца вагона в другой. Среди этих невольников, под капюшоном скрывается лицо молодой девушки, которая что-то замышляет, а рядом с ней сидит темнокожий парень и тоже что-то ей нашептывает. В момент, когда поезд минует барьер и его начинает трясти, неизвестная девушка и парень со «стильной прической из 80-х», да еще и с птенцом чокобо в волосах, начинают атаку. Воспользовавшись положением и силой гравитации, они устраивают в поезде настоящий погром.

В принципе, пункт назначения не изменился - поезд мчится в Кокон, но вот только военные силы уже осведомлены о том, что творится в поезде. Потому прием получился весьма негостеприимным. Все оцеплено военными, в воздух подняты истребители, вокруг телепортируют отборных монстров, которые служат чем-то вроде «служебных собак». Но в городе с другого фронта начинают действовать повстанцы, которыми руководит лидер в бандане по имени Сноу. Но, несмотря ни на что, поезд терпит крушение. Итак, перед нами город, напичканный высокими технологиями, но на вид весьма мрачный и неприветливый. Остановившийся поезд… а здесь в любую секунду из него должен выпрыгнуть Клауд с «шашкой наголо» - подумаете вы? Но нет, на сей раз из вагона выпрыгивает очаровательная девушка, которая называет себя Лайтинг – в свое время бывшая на военной службе. Но, так же как и известный герой из седьмой части, она во всеоружии и рвется в бой. За ней следом вылезает ее чернокожий попутчик по имени Саз, вооруженный двумя пистолетами, а у вагона их поджидает первый, довольно крупный противник.

Разобравшись с ним, они продолжают расчищать себе путь через толпы военных, с целью проникнуть в самое сердце Кокона. Далее сюжет переносит нас к повстанцам под командованием Сноу, который призывает к оружию всех желающих заключенных. Среди народа, пожелавшего взять в руки оружие и встать на сторону сопротивления, оказалась мать еще одного героя игры. Звать его Хоуп (в переводе с английского – Надежда). Этот парень у вас на глазах постепенно будет превращаться из трусливого подростка в мужественного юношу. А куда деваться, жизнь заставит! Там же появляется еще одна героиня - красивая девушка подросткового возраста и с вечно позитивным настроением по имени Ваниль.

Повстанцы, не без потерь, прорываются сквозь военное оцепление, но здесь случается беда. Мост рушится, и большая часть людей падают в бездну. Сноу удается зацепиться за край моста и другой рукой схватить мать Хоуп, получившую смертельное ранение. Она обращается к Сноу с последней просьбой. После этого она умирает и в тот момент ее рука выскальзывает из пальцев Сноу. Хоуп наблюдает эту страшную картину издалека. Теперь он считает Сноу врагом, убийцей своей матери, и в будущем мечтает поквитаться с ним. Подавленный лидер сопротивления возвращается к своим уцелевшим собратьям. Среди них теперь находятся Хоуп и Ваниль, которые видимо, затеяли самостоятельное вторжение в покои правительства Кокона. Сноу внезапно улетает, и подростки кидаются за ним в погоню, угнав летательный аппарат, напоминающий мотоцикл.

Но Лайтинг и Саз тоже уже пробираются к «парадному входу» Кокона. Какие цели преследуют герои игры, кто такая загадочная девушка, отмеченная фал’Си, по имени Сара, какая связь между Сноу и Лайтинг, вы обязательно узнаете лично, проходя одну главу за другой. Судьба не раз будет разлучать и вновь объединять персонажей, а сюжет настолько изобилен, что пересказать можно лишь жалкую его часть. Так что, всем советую на 40-60 часов отвлечься от реальности и окунуться в прекрасный и интересный мир Final Fantasy XIII.

Геймплей.

Как и ожидалось, в своем проекте создатели приготовили множество красивых роликов, но и графика в геймплее тоже не подкачала. Однако это касается консоли, под которую изначально создавалась игра, а именно Playstation 3. В версии для Xbox 360 нехило пожали ролики (хоть и не все) и разрешение в самой игре занижено, это хорошо заметно по волосам персонажей. В общем, если у вас есть возможность сыграть в сей шедевр на PS3, то советую воспользоваться этой консолью из страны восходящего солнца. Камеру в игре можно вращать. Учитывая, что локации сделаны очень красиво - это очень большой плюс. Система прокачки называется Crystarium. Она очень похожа на систему прокачки сфер в FFX, так что люди, игравшие в эту часть, быстро освоятся и здесь. Тем, кто пропустил юбилейный проект Final Fantasy X, тоже не нужно отчаиваться - здесь вполне легко будет понять, что к чему.

Если боевая система в Final Fantasy XII больше напоминала боевку из Vagrant Story или Parasite Eve, то в Final Fantasy XIII все же решили вернуться поближе к классическим битвам этой серии игр. Но и новшеств в ней достаточно много. Битвы пошаговые и присутствует полоса атаки, но напоминает звенья цепочки из нескольких атак. Противник может сократить количество заданных атак, вовремя проведя нападение. У врагов присутствует отдельная шкала, которая наполняется от проведенных против них ударов. После заполнения, защита у врагов падает на какое-то время и получается, своего рода, overdrive. В бою одновременно допускается до трех персонажей, но есть еще уникальная функция в боевой системе. Впервые появилась возможность использовать опцию Paradigm Shift. Она представляет собой быструю смену профессий персонажей, причем вариантов несколько на выбор, стоит лишь зажать левый шифт и выбрать нужный. Порядок и роли Paradigm Shift можно настраивать в главном меню.

Теперь, что касается саммонов, к ним разработчики подошли очень хорошо. Чтобы завоевать право призывать саммона, вам нужно с ним сразиться, но сразиться с умом. Дело в том, что у саммона есть полоса под названием Gestalt, которая должна заполниться, после чего требуется нажать на кнопку квадрат (или на X в версии для Xbox 360). Заполняется полоса от ваших действий, здесь нужно не только проводить атаки, но и уметь использовать различные способности для того, чтобы впечатлить саммона. Если вы решите слепо атаковать их в надежде, что это поможет, то это не самая лучшая идея. Полоса Gestalt будет копиться очень медленно, а на лидера группы в начале сражения накладывается заклинание Doom – это вроде смерти с отсрочкой на несколько минут. А в боевой системе Final Fantasy XIII есть правило - если лидер группы терпит поражение, бой считается проигранным, так что время на показ своих умений тоже ограничено. Традиционно, как и для многих частей Final Fantasy, саммон привязывается к своему хозяину, и призывать его может только он. Призыв выглядит весьма эффектно, идея с объединением саммона и его хозяина смотрится потрясающе!

Недостатки. Как бы хотелось, чтобы их здесь не было!

Из недостатков сильно бросается в глаза линейность первой половины игры, но это превосходно компенсируется захватывающим сюжетом. Точки сохранения иногда прям таки напичканы на каждом шагу. Такое ощущение, что в игре включился режим «Very Easy», которого, по сути, конечно нет. При проигрыше битвы можно восстановиться прямо перед врагом, который вас уделал. Какой смысл тогда так часто расставлять точки сохранения, спрашивается?

В остальном Final Fantasy XIII произвела на меня очень хорошее впечатление, и я очень рекомендую ее всем поклонникам жанра JRPG. Такой проект определенно не должен быть пропущен!

Как порадовать фанатов жанра jRPG, по воле судьбы играющих исключительно на ПК? Ну, надо подобрать одну из лучших частей какой-нибудь знаменитой серии, сдуть с нее пыль времени, кое-где подлатать, отшлифовать, позаботиться о хорошей адаптации для персональных компьютеров - и раздавать счастье за сущие копейки в любом популярном сервисе вроде Steam. Если пренебречь этим рецептом, то получится Final Fantasy XIII.

Для тех, кто не в курсе событий пятилетней давности, тринадцатая «финалка» - плохая игра. Что бы там ни говорили в ее пользу защитники, именно она стала темным пятном на репутации Square Enix и предвестником заката франчайза в целом. Возмущение все еще разносится эхом по фанатским сообществам, и, честно говоря, небезосновательно.

Добро пожаловать в Кокон. У нас тут проходит чистка, но NORA дает отпор Санктуму и развязывает конфликт, потому что лидер повстанцев не хочет разлучаться со своей возлюбленной, сестра которой хочет отвести ее к фал’си, чтобы избавить ее от судьбы л’си. Понятно? Как это «нет»? Но вот же Кокон, а вот - л’си. Только фал’си может выбирать себе л’си, значит, только они же могут снимать метки. Так вот, слушайте дальше…

Если вам каким-то чудом удалось разобраться в происходящем, считайте, крупно повезло. Final Fantasy XIII совершенно побоку, как ее история выглядит с нашей стороны экрана, поэтому повествование начинается без какого-либо предисловия. Игрок, конечно же, при этом чувствует себя так, словно серьезно опоздал на сеанс: герои уже знакомы между собой, куда-то целенаправленно бегут и комментируют ситуацию с полным знанием предмета. Все эти фал’си-бредни абзацем выше действительно имеют место быть, и без предварительного ознакомления с тематической статьей где-нибудь в Википедии на их понимание может уйти не один десяток часов. Тем более, оно того не стоит.

Когда завеса тайны и недопонимания приоткроется, окажется, что экранная драма - это большая картонная коробка пенопластовых персонажей, к которым не испытываешь абсолютно никаких эмоций. Их диалоги больно бьют по ушам обилием выдуманных терминов и напускным пафосом, моментально забываясь и едва ли заставляя прочувствовать что-либо, кроме ничего. Сами же они только аккумулируют в своих образах все возможные стереотипы: командир повстанцев Сноу импульсивен и бездумен, бывшая солдафонка Лайтнинг - тверда и замкнута, а писклявая Ваниль, кажется, здесь просто для раздражения. Нет смысла продолжать перечень, поскольку стоит только персонажу раскрыть рот - и уже можно сказать, где и когда он повздорит с командой и отделится, чтобы геймплей был поразнообразнее.

Но механику это не спасает, потому что лучшие умы Square Enix вдруг решили перекроить боевую систему серии. Несмотря на партийную основу, управляем мы только лидером. Лидер умирает - игра окончена, а соратники безучастно топчутся вокруг. Это выглядит до безумия дико первые пару часов, когда наше участие в сражениях ограничивается подтверждением автоматической атаки. После затянувшегося туториала однокнопочную мини-игру у нас отбирают, добавляя к веселью систему парадигм: на любом этапе боя партии можно задать одну из готовых моделей поведения, дабы товарищи вовремя лечились, в нужный момент атаковали или защищались.

Звучит это, откровенно говоря, гораздо лучше, чем есть на самом деле. Жонглирование парадигмами уже после третьей-четвертой стычки выливается в одну безотказную тактику: напали, полечились, снова напали. Не сработало - значит, сюда соваться еще рано.

Искусственным путем драки растягиваются за счет того, что каждый враг имеет особый индикатор, пополняющийся от наносимых ему ударов. Пока мобу не нахлестали по щекам сколько положено, серьезный урон он получать не будет, так что поддержание неприятелей в ослабленном состоянии становится вечной и рутинной заботой. Во многом благодаря этому случайных столкновений стараешься избегать, дабы не тратить драгоценное время и жить спокойно.

Любителям свернуть в сторонку от основного сюжета на этот раз тоже знатно подгадили. Нет отныне ни больших городов, ни просторных локаций с дополнительными квестами, ни чего-либо другого, что могло бы оживить виртуальный мир. Милости просим закупаться ненужным хламом на безликих точках сохранения и не отвлекаясь бежать по огромной сюжетной трубе, под мерный топот размышляя о судьбе некогда великой игры.

Пожалуй, однозначно похвалить можно только визуальную часть. Final Fantasy XIII выглядит шикарно даже спустя все эти годы. Детализация, может, и не поражает, но за нее это делают прекрасные виды, красивейший дизайн окружения и очень даже симпатичные спецэффекты. О роликах и говорить нечего - почти все сцены поставлены и вылизаны на подобающем для серии уровне, претензии тут излишни.

После тесного ознакомления уже не удивляешься, почему тринадцатая FF удостоилась таких потоков гнева. Гораздо больше вопросов вызывает тот факт, что игру не самого высшего разряда и почтенного возраста вдруг преподносят труженикам клавиатуры и мыши в самом поганом виде из всех возможных.

В том объеме, в каком ее получает среднестатистический пользователь, игра весит аж 50 Гб, что обусловлено, прежде всего, обязательной загрузкой тонн японской озвучки, так необходимой простому обывателю. Но даже владельцы безразмерных винчестеров и сверхскоростного подключения не выйдут из воды сухими - самое интересное только начинается.

Final Fantasy XIII, предваряемая наспех сделанным лаунчером, работает только в 720p и напрочь лишена любых настроек разрешения, графики и звука. При желании можно воспользоваться дополнительными программами и добиться честного FullHD с принудительным сглаживанием, но это не спасет вас от заеданий картинки и потолка в 30 FPS на процессорах AMD.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама