THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Когда дашь Богу обет, не опоздай с его исполнением, ибо не благоволит Он грешникам. То, что обещал – исполни .

Как это работает? Сила обета – это когда ты вступаешь с Богом в прямые взаимоотношения. Если человек осознанно берет обет (недер) перед Богом, то он включает личный договор.

Обычно люди живут в какой-то системе «мировоззрения» без Бога. Но когда человек сам лично вступает в договорные отношения с Всевышним, то и со стороны Бога идет другое отношение. Человек что-то просит у Бога и что-то ему обещает. А если не выполнил – тогда уже другой спрос.

Мы знаем, что, например, у Ханы не было детей. И она взяла обет – и появился у нее ребенок – пророк Шмуэль. Она в 2 года должна была его отдать в Храм, чтобы он служил Богу. В Трактате Брахот в Талмуде об этом можно прочесть более детально.

Рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника, рассказывал, что он жил в Ташкенте, и в 70-е годы не отпускали евреев в Израиль. И он говорит, что было там два верующих еврея: один – бреславский хасид, а другой – бухарский еврей (сфаради).

Они были очень верующие. И оба осознанно взяли обет, что если Бог сделает то, что они просят, то они выполнят определенные действия. Один пообещал, что поедет на могилу Раби Нахмана. А второй пообещал, что поедет на могилу какого-то праведника, даст цдаку.

Что Богу важно?

Чтобы были выполнены заповеди (мицвот). И они пообещали выполнить это, если Он даст им разрешение на выезд.

Проходит какое-то время. Оба вдруг неожиданно получают разрешения на выезд. И тут в дело вступает «злое начало». Сила, которую Бог создал для того, чтобы сохранялась свобода выбора. Сила, которая мешает двигаться к Богу и создает препятствия, за преодоление которых и положена награда - вечная жизнь, полная наслаждением от общения с Богом.

У обоих евреев случился инфаркт, а дается только 30 дней, чтобы выехать. Они обет не могут выполнить, потому что не могут поехать - у них инфаркт. Причем очень интересно получается, что инфаркт освободил бы их от обета (спасение жизни важнее всех заповедей), но после инфаркта еще оставалось несколько дней, когда ты уже здоров. Но ехать они не могли из-за сборов и приготовлений. Был месяц всего на выезд из СССР: если проходит этот месяц, они уже не могут выехать.

Рассказывал Рав Ицхак Зильбер, что собрались тогда раввины и мудрецы Ташкента, снимать обет. Да, обет можно снимать! Но, чтобы снять обет, нужно, чтобы собралось 1 или 3 или 10 раввинов, в зависимости от ситуации.

Например, если обет был произнесен во сне, нужно 10 раввинов. Как обет – это сила слова, так и раввины создают специальные условия, чтобы с помощью силы слова этот обет снять и освободить человека.

Поэтому нужно понимать, что это очень серьезное дело – брать обеты. Есть в этом огромная опасность, потому что сразу включаешь на себя огромную помощь, но и включаешь против себя огромное противодействие сил зла.

Ты входишь в опасные договорные отношения с Хозяином мира, которые обязательно нужно выполнить.

Лучше обета не давать, чем дать и не исполнить.

Если человек изначально не готов что-либо обещать, нужно сказать: «Бли недер» (перевод: Без обета)

Хотя обеты помогают. У меня, например, в жизни были такие ситуации, когда я брал обет и мне Бог очень помог. Можно сказать, сделал для меня чудо. И уже много лет я чувствую, как попадаю в ситуации, когда могу своё обещание нарушить. Но пока, Слава Богу, не нарушал. Хотя я на всякий случай перед каждым Рош-Ашана, снимаю через раввинский суд из трех раввинов все обеты.

Кстати, интересно, и Рав Зильбер, благословенна память о праведнике, брал обет. Это было еще при Сталине, в 53 году. Это было ужасное время, и он не знал, что с ним дальше будет. Вокруг люди, которые погибают на каждом шагу.

И он взял обет, что, если он выйдет из тюрьмы, Бог ему поможет остаться в живых, соблюдать Тору и не споткнуться, то он будет по Шаббатам учить, насколько я помню, какой-то Мидраш.

И его дочка, рабанит Хава Куперман, рассказывала, что все его болезни, все его инфаркты были именно в то время, когда он выполнял обязательство, выполнял свой обет. В разные годы, но именно это время стало для него очень тяжелым.

Поэтому еще раз хочу подчеркнуть. Когда человек берет обет, прямым текстом вступает в осознанные взаимоотношения с Богом, то Бог поворачивается к человеку и как будто бы "протягивает руку". Потому что для Бога нет невозможного. Но также потом за это идет спрос.

Поэтому и говорит Царь Соломон, что «Лучше обет не давать, чем дать и не исполнить».

Архимандрит Рафаил (Карелин)

ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ

ОБ ОБЕТАХ

Несколько лет тому назад дала обет перед иконой Богородицы, просила от всего моего сердца о милости одной, обещала держать обет! Не могу, не хватает силы воли, дело, о котором просила, вроде продвигается, но вот не до конца, вот чуть-чуть не хватает. Вижу взаимосвязь! Скажите, батюшка, может, это изначально было неправильно или мне Господь еще верит и ждет исполнения обета?

Прежде чем давать обет, нужно посоветоваться об этом со священником, у которого Вы исповедуетесь. В Библий написано, что обеты надо не скоро давать, но, давши, – держать. В случае неисполнимости обета можно обратиться к священнику, чтобы он снял обет и заменил его другим, по своему усмотрению. Но если обет исполним, то нарушен или отказ могут повлечь за собой непредвиденные скорби.

Вы посоветовали обратиться к священнику. Еще Вы посоветовали изменить обет на другой, посильный мне. Батюшка, простите за назойливость, но растолкуйте еще раз – обязательно ли брать другой обет? Нельзя ли обойтись без этого? Просто я теперь понимаю, насколько это ответственный шаг. Если это обязательно, то посоветуйте, подойдет ли такой обет – в вечернем правиле ежедневно читать молитву об усопшем отце, так как неисполненный обет был связан с ним?

Прочитать молитву о снятии обета надо попросить священника Вашего храма, у которого Вы исповедуетесь. Вопрос о том, какой новый обет может заменить неисполненный обет, должен решить сам священнослужитель, учитывая обстоятельства Вашей жизни. В принципе, священник может не наложить другого обета, но я боюсь, что в этом случае вместо замены обета будет послана Вам неожиданная скорбь. Об отце надо молиться без всякого обета и епитимий.

Молившись о разрешении своих проблем, я давал обеты, более всего святому Николаю Чудотворцу, и получал помощь свыше, но большинство обетов остались неисполненными, а сейчас желаю исполнить, но не могу все их вспомнить. Посоветуйте, как мне быть.

Постарайтесь исполнить обеты, которые Вы помните и которые по Вашим силам; а что касается остальных, то попросите священника, у которого Вы исповедуетесь, чтобы он заменил их по своему усмотрению другими обетами, которые найдет целесообразными и полезными для Вас.

Можно ли не исполнять благословения (не испрашиваемого), принятого от священника с его крестным знамением благословляемому? Или его надо обязательно исполнить, относясь к нему как к обету?

Благословение должно быть исполнено, если священник ваш духовный отец, у которого Вы находитесь в послушании, или же если это благословение является епитимией при Таинстве Исповеди. В других случаях следует учесть благословение, но принять его как совет и благопожелание.

Что означает дать обет Богу, для чего это делается и как дать обет Богу?

Слово: «обет» – значит «обещание». Обеты Богу могут иметь различный характер, например: паломничество к святым местам, милостыня нуждающимся, уход за больным украшение храма, молитвенное правило, которое надо обязательно исправлять, и так далее. Обеты следует давать с благословения или совета духовного отца. Нарушение обетов по собственному нерадению подобно проклятию самого себя. Обет может быть снят священнослужителем по следующим причинам: 1) если он физически неисполним; 2) если он вреден для человека, например обет строгого поста при определенных заболеваниях. И даже в таких случаях обеты должны быть заменены другими, более соответствующими состоянию человека. Обычно обет дается в затруднительных обстоятельствах, когда нужна особая помощь Божия. Обеты могут быть даны также без видимой причины: по любви к Богу и чувству благодарности к Нему. Особое место занимает монашеский обет, который определяет всю дальнейшую жизнь человека.

Попробуйте провести эксперимент. Произнесите в самой что ни на есть православной, благочестивой среде слова «обет трезвости» - и тут же поднимется шум, завяжется спор… Что такое? Быть может, дело в том, что мы не так много знаем об этом явлении?

Что и зачем?

Сто лет назад, в конце августа 1912 года, состоялся I Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с пьянством. На нем говорилось об учреждении дня трезвости - в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Сегодня этот праздник, тогда не успевший - в силу исторических причин - укорениться, рождается заново. По новой традиции 11 сентября во многих храмах дают обеты трезвости.

А что это такое - обет трезвости? Все просто: обещание. Человек обещает Богу, что не будет пить ничего, что содержит алкоголь. Обещает после особого молебна, перед Крестом и Евангелием, иконой или мощами святых. Но отчего нельзя сделать это наедине с Богом - дома, у икон? «Отчего же, можно, - считает протоиерей Илия Шугаев, председатель общества трезвости при Михаило-Архангельском храме города Талдом. - Случается, конечно, что дается такое обещание на эмоциях, так что после оно должно быть подтверждено в церкви, на особом чинопоследовании. Ведь и исповедуемся мы Богу - через священника, всякий раз обещая не повторять грехов. Обет не является таинством. Но когда ты произносишь слова обетной молитвы, да еще и перед свидетелями, это и психологически важно, это держит».

Но чем обет отличается от клятвы, давать которую нам, христианам, запрещено? Иерей Игорь Бачинин, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» , объясняет так: «Когда человек клянется, он старается доказать свою правоту и призывает Бога в свидетели. А принимая обет, он признает свою немощь и просит у Бога помощи. Кстати, я всегда предупреждаю: данное Богу слово вы сами, без Его помощи выполнить не сможете. У вас просто нет на это сил».

Стопка серной кислоты

Обет дают не только люди пьющие (об этом - ниже), но именно для них так важна его помощь, для них он порой жизненно важен. «Смотрю на тех, кто просто решил не пить, - говорит Татьяна, давшая обет трезвости на всю жизнь десять лет назад, - они словно ношу какую-то на себе тянут, а мы, наоборот, ее с себя скинули». Дмитрий (9 лет обету) выражается иначе: «суровые благодатные цепи». Олег (12 лет) сравнивает себя с «судном, не заходящим в иностранные порты»: винные отделы в магазинах просто перестали существовать для него, будто и нет их. Как же это происходит? Как действует обет?

Отец Игорь Бачинин приводит свою аналогию: «Я не буду пить серную кислоту - ни при каких условиях, тут даже размышлять не о чем. То же и с человеком, который дал обет трезвости. Если даже и возникают помыслы об алкоголе, он с ними не собеседует, благодать Божия покрывает его. А без обета те одолевают, человек все время пребывает в сомнениях, в борьбе».

Можно ли отказаться от пьянства без обета? Разумеется. Едва ли не на каждом приходе можно найти живые тому примеры. Обет не цель, а просто помощь.

Страхи и сроки

Часто люди не дают обет трезвости из-за боязни нарушить его, боязни наказания. По мнению большинства священников, практикующих принятие обетов трезвости, страх не может удержать человека. У тех, кто боится, обычно уже заготовлен сценарий будущего отступления: поминки тети, свадьба сына, полет на самолете, посещение родной деревни, корпоратив на новом месте работы… Отец Игорь называет это отговорками и убежден, что причина одна: отсутствие решимости. «Но если человек боится последствий, - советует он, - лучше не давать обета. Или дать сначала совсем на небольшой срок, чтобы обрести опыт трезвости и уверенность, что Господь тебе помогает, а после продлить».

Минимальный срок обета трезвости - Великий пост, хотя чаще обет дают сразу на год. Потом обычно продлевают. Некоторые решаются отказаться от спиртного сразу на всю жизнь. Но более распространенной является «ступенчатая» практика. Можно проверить свои силы; попробовать на вкус абсолютную трезвость - так ли пресна она, как кажется; примерить перья «белой вороны»; понять, всегда ли трезвое веселье, как принято думать, натужно или можно радоваться и без спиртного.

Если все же упал

Но срывы, конечно, бывают, несмотря ни на что. И нередко. По дореволюционной статистике, держали данное Богу слово не пить 56 процентов обетников. Как обстоит дело сегодня в целом по России, сказать невозможно. Свидетельствовать могу лишь о том, что знаю доподлинно сама. Из 45 человек, давших обеты за семь лет в общине трезвости при Никольском храме села Ромашково, их нарушили 16 человек. Случилось ли с кем-то из них что-то страшное? По-разному складывалась жизнь. Кто-то возвращался на «своя блевотины» - финалы бывали и самые печальные. Скончался в реанимации Сережа, всеобщий любимец, музыкант и балагур. Постыдной смертью окончил жизнь Василий. При том образе жизни, который вели они после срывов, трудно было предполагать иной финал. Но чаще человек вставал и, пусть спотыкаясь, продолжал снова идти. «Все так же, как и в других ситуациях, когда совершен грех, - говорит иерей Игорь Бачинин. - Ничего экстраординарного тут нет. Человек кается, исповедуется, на него накладывают епитимию». Поводов для срывов - масса, а причина, по словам наших собеседников-священников, - «нарушение внутренней религиозной жизни». Когда на занятиях группы в Ромашкове мы подробно разбирали срыв кого-то из членов общины, пытаясь разобраться, что привело к нему, непременно в конце концов выяснялось, что человек начинал манкировать утренним и вечерним правилом, пропускать службы в храме, встречи группы.

Будь готов!

Последнее может показаться чужеродным в этом высоком ряду, но это не менее важно. Для того чтобы стать другим, алкоголику необходим новый круг общения, новая «эталонная группа». «Если человек даст обет, а потом опять погрузится в старую среду, где приобрел свою болезнь, ему там будет нелегко. Он снова останется один на один со своими проблемами, - говорит протоиерей Илия Шугаев. – Важно, чтобы он общался с людьми, которые уже прошли его путь, живут трезво, чтобы заражался их образом жизни, образом мыслей»

А может ли человек невоцерковленный, а то и неверующий дать обет трезвости? Отец Игорь Бачинин таким говорит: «Хочешь начать жить трезво - живи. Можешь дать обещание на какой-то срок - мне, а то и… самому себе. А к обету Богу надо готовиться - прежде всего, жить церковной жизнью». Подготовка к обету в разных обществах трезвости - разная. В братстве «Трезвение», например, обет дают люди, которые прошли двухнедельный цикл занятий. «Есть разные мнения относительно подготовки к обету, - говорит отец Илия. - Одни считают, что давать его нужно сразу, как появилось решение, на небольшой срок - чтобы момента не упустить. А потом уже осознанно продлевать. Другие - что к обету нужно готовиться. Трудно все свести к одной формуле. Судьбы у всех разные, и пастыри разные».

Руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности Валерий Доронкин рассказывает о случае, когда некто «на коленках приполз к священнику. Батюшка помолился, подумал - и принял у него обет. До сих пор не пьет!». Всякое бывает.

Часто дают обет трезвости люди и так непьющие. Один из вдохновителей трезвенного движения в России конца XIХ века С. А. Рачинский считал, что обет, данный человеком непьющим, имеет огромную нравственную силу. «Пьяница дает его вынужденно, - объясняет протоиерей Илия Шугаев. - А он - по любви к немощному. Его пример гораздо более заразителен, ибо он решил не пить, не имея в этом жизненной необходимости». Говоря об этом, всегда вспоминают слова апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого , отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21).

Куда иголка, туда и нитка

Есть, конечно, так называемые идейные трезвенники, берущие на себя подвиг воздержания ради спасения всех страждущих - ближних и дальних. Но сдается мне, что если познакомиться ближе с историей жизни их сами и их семьи… «От хорошей жизни обет трезвости не дают, - уверен Валерий Доронкин, который по долгу службы присутствовал, наверное, на нескольких десятках принятий обетов. - На это толкает личное переживание. Человек сталкивается со страданием, болью, смертью... Он видит, что для тех, кого он любит, алкоголь стал страшным злом, и пытается что-то сделать».

Очень часто обет приносят жены, матери алкоголиков, надеясь, что это поможет. Игумен Серафим (Николин) руководитель православного общества трезвости города Егорьевска, называет такой обет «молчаливой проповедью» и уверен, что он не может не иметь результата - пусть даже первоначальная реакция будет совершенно противоположной: «Ведь семья - это единое тело, и действие одного духовно влияет на другого».

Случается, что супруги дают обет трезвости вместе - и это, наверное, самое логичное. Елена, дававшая обет вместе с мужем 12 лет назад, объясняет свой поступок просто: «А как иначе: куда иголка, туда и нитка». В доме, где живет человек, давший обет, не выставляют вино на праздничный стол, не держат спиртного, стараются избавляться (или, по крайней мере, прятать в дальний угол) от рюмок-графинов и прочей питейной посуды - чтобы не было лишнего соблазна.

Порой руководители обществ трезвости налагают запрет на квас, лекарства на основе спирта, безалкогольное пиво. Протоиерей Илия Шугаев считает: «Все индивидуально. Если навевает тот же квас какие-то ассоциации или дает легкий “кайф” - не стоит, конечно. Почти всегда можно найти бесспиртовые аналоги лекарственных препаратов. Что до безалкогольного пива, самый его вкус - прямой провокатор: человек подсознательно ждет, когда захмелеет».

Обету - нет!

Бывая в паломничестве в монастыре, упоминаешь, что давала обет трезвости, и нередко натыкаешься на отпор: мол, не мирское это дело, а сугубо монашеское. Игумен Серафим (Николин) не согласен: «Это же библейская традиция - давать обеты пред Господом! Скажем, обеты назорейства проносили не только члены колена Ааронова, которые становились священниками, а все, кто духовно для этого созрел». Немало противников обета и среди белого духовенства. Отец Игорь Бачинин и Валерий Доронкин объясняют это незнанием истории, утратой традиции и тем, что люди просто не разобрались в сущности вопроса. «Никаких богословских оснований отвергать обет не существует, - говорит отец Игорь, - а люди есть люди, они могут и спорить, и заблуждаться».

А как же праздник?

Но все же, возвращаясь к началу, - отчего становится так шумно, стоит произнести два слова «обет трезвости»? Непременно кто-то, скромный самый, юбка в пол, ахнет: «Как?! Совсем? Даже шампанское на Новый год?» И некто с окладистой бородой ужаснется: «А архиерейские приемы?» Как теперь ему, действительно, на тех трапезах?

Трезвость не просто перестала считаться добродетелью. Даже в самом благонравном обществе она дискредитирована стилистически. Слова «Трезвость - норма жизни», ставшие мемом, ничего, кроме усмешки и сведения скул, не вызывают. В. Доронкин говорит: «Когда речь идет об обете, люди подсознательно боятся: у них отнимут праздник, введут разнарядку - и отнимут! На мой взгляд, это - отголоски горбачевского “сухого закона”, когда сверху спустили хорошую идею. Но народ-то не подготовили, не объяснили, зачем это нужно, как можно радоваться и без спиртного. Не сказали: вы спиваетесь, вы гибнете, деградируете».

Возможно, причина неоднозначной реакции на слова «обет трезвости» лежит в недостатке информации о нем?

Молитва обета трезвости

Владыко Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Аз, недостойный раб Твой (имя), познав всю пагубу страстей обуревающих мя, и грехов, от них исходящих, пред пречистым образом Владычицы Нашея Богородицы сим изъявляю твердое намерение и даю крепкое обещание не пить вина и ничего хмельного, а также не соблазнять к тому других сроком от сего дня и (указать срок).

О Премилосердый и Всещедрый Иисусе Христе! Благослови благое намерение мое сие и помози ми, слабому и немощному рабу Твоему, силою честнаго и животворящаго Креста, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и всех святых Твоих, благополучно совершити его к славе Твоей и во спасение души моей! Аминь.

Екатерина САВОСТЬЯНОВА

Бог милостив ко всем людям, даже к дуракам. Мне было уже двадцать лет, когда я начал курить. Выкуривал по две пачки в день. И всего лишь за три года умудрился до такой степени посадить свое здоровье, что начал задыхаться при ходьбе. Чтобы продолжить путь, приходилось останавливаться и делать несколько глубоких вдохов.

Я понимал, что убиваю себя. Но также понимал, что силы воли бросить эту пагубную привычку у меня не хватит. И тогда я решил прибегнуть к военной хитрости. Примерно в тот же период я только-только пришел в Церковь. И прочитал в письмах у преподобного Амвросия, как он корит свою духовную дочь за то, что та дала обет Богу. Писал он ей примерно так: обеты давать не нужно, есть заповеди - их и соблюдай, сверх заповедей Бог ни с кого не требует. Но уж если дерзнула дать обет - смотри, исполняй. Иначе, быть беде.

Прочитал я это, и придумал такой, немножко лукавый способ борьбы с собственным курением. Утром я просыпался, с наслаждением выкуривал свою первую сигарету. Потом становился перед иконой и говорил: «Господи, обещаю, что сегодня я больше курить не буду».

Логика у меня была примерно следующая: совсем бросить курить я не способен. Да и на неделю завязать с этим делом не могу. И на три дня тоже. И даже на два. Но хотя бы один-то день я ведь могу потерпеть без этой отравы? Не совсем же я безвольное существо в конце-то концов! Однако даже для такого небольшого усилия мне был нужен дополнительный стимул, пошатнувшегося здоровья оказалось недостаточно. И я решил каждое утро давать обет Богу в том, что не буду курить до окончания дня, ну то есть - до 24.00.

Сейчас это выглядит смешно, и даже глупо. Но тогда мне было вовсе не до смеха.

Учебный день пролетел незаметно. А вечером начался мой маленький персональный кошмар. Я вдруг тихо возненавидел всех курящих. Чувствовал запах сигаретного дыма чуть ли не с соседнего этажа. Рычал на всех, кто пытался закурить рядом, и дырявил взглядом циферблат наручных часов. Но вот наступила полночь. В радиоприемнике заиграли куранты. Под их перезвон, ломая спички дрожащими пальцами, я прикурил, сделал долгожданную затяжку, и… Вместо ожидаемого наслаждения получил очень странный эффект. Нет, с точки зрения физиологии все происходило как обычно - по телу бежала обычная волна никотинового прихода. Но в этот раз я почему-то не воспринимал ее как удовольствие. Что-то чувствовалось, какие-то ощущения были, да. Но я как бы наблюдал за ними со стороны, не участвуя в процессе. И в голове вертелась лишь одна мысль: «И что? Ради вот этого ты весь вечер метался, теряя человеческий облик?»

На следующий день все повторилось в точности: я выкурил утреннюю сигарету, пообещал Богу, что больше сегодня курить не буду, и до двенадцати часов ночи терпел, наматывая нервы на кулак. Потом, под бой курантов, ломая спички, закуривал. И опять чувствовал, что вожделенный никотиновый кайф идет как бы «мимо» меня. И та же мысль звучала в бестолковой голове: «Что? Ради этих вот мурашек по коже ты так страдал?»

На третий день, промаявшись до полуночи, я схватил спички, достал сигарету,и … И - не стал ее прикуривать. Покрутил в руках, удивленно разглядывая, отложил в сторону. И ни разу не закурил больше за все прошедшие с той поры двадцать три года. Если бы мне кто-то сказал в ту пору, что я вот так - смогу навсегда бросить курить за три дня, я бы даже смеяться не стал над такой дичью.

Глупый способ, конечно, что говорить… Но благодаря ему я убедился тогда, что Бог ко всем людям милостив. Даже к таким бестолковым, как я.

Александр КОПЫТЮК

«Мы живем в 21-м веке» – с гордостью утверждает житель этого «самого уникального» века. Да, за окном действительно 21-й век. Однако числительное «21-й» неопровержимо свидетельствует о том, что был век 20-й, 19-й… Многим из нас довелось жить в предыдущем веке. Вопрос: а что собственно изменилось в обществе после векового барьера, кроме увеличения… тревоги за будущее? Идеализация настоящего формирует в современнике неприкрытое презрение ко всему прошлому. А это, в сущности, является отрицанием стабильного, вечного. Но возможна ли сама по себе жизнь без постоянного? Не «лихорадка» ли это нашего 21-го века? Анализируя реакцию жителя последнего «супервека» на вечные божественные ценности, невольно соглашаешься с диагнозом: «лихорадка последней стадии».

Свидетельством этого критического состояния служит гордо произносимая, в ответ на предложение обратиться к вечным библейским ценностям, фраза «а что в них есть такого?». Для реальных сторонников божественных истин понятна такая реакция: «обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим.3:13). И здесь же дается мудрая рекомендация о поведении в данной ситуации: «а ты пребывай в том, чему научен» (ст.14). Что конкретное на сегодня предлагает неизменное и вечное Писание для формирования стабильного характера? Среди целого ряда живых советов можно выделить обет Богу.

Несколько раз мне довелось бывать в Армении и посещать со студентами-христианами многочисленные храмы. Вспоминается один из них, полностью высеченный в скале. Верующие проводники рассказывали о тех, кто долгие томительные годы отдал себя тому, чтобы появился этот шедевр искусства. Без личного посвящения на такой вид служения, практически, невозможно достичь результатов. В моем сознании после этого случая прочно закрепилось обличение, направленное против самого себя: где твоя выдержка и постоянство? Способен ли ты долгие мучительные годы совершать то, что, возможно, только после твоей жизни на земле принесет добрый плод? Невозможно отрицать факт, что благодаря таким самоотверженным христианам, жившим во всех веках, духовные ценности дошли до нас. А что получит от нас будущее поколение, кроме жизни в свое удовольствие с бесконечным набором «оправдательных аргументов» в пользу наслаждения?

Наши рассуждения вплотную приближают нас к актуальному в настоящее время вопросу: как же себя настроить на стабильность? Несомненно, безотказную помощь в этом оказывает обет.

Итак, обет Богу. Что это такое? По словарю это слово означает – «обещание, клятва». Много десятков раз встречается эта мысль в Ветхом Завете и лишь несколько раз в Новом Завете (Деян.18:18, 21:23). Обратим внимание на прямую связь обета с тем, что сегодня так редко встречается и среди верующих христиан – личным посвящением на служение Господу: «…если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен…» (Чис.6).

Обет можно определитть как «желание обещать, быть», посвятить себя исполнению обещания.

Еще одна архиважная причина говорить об обете – это поражающее воображение современное «посвящение» другому источнику: «Я просто люблю вкусно поесть, отдохнуть, послушать и посмотреть то, что мне нравится…» Стоп! Не является ли это тоже посвящением, но уже не Богу? Посвящение себя чему-либо вырабатывает в нас зависимость от того, чему мы себя посвящаем. А зависимость базируется на ненасытности, у которой всего две дочери с одинаковым именем «Давай, Давай» (Пр.30:15), и ни одна из них не скажет: «Довольно, остановись». Интересно, заставляет ли нас кто-то жить в свое удовольствие? Не вызывает ли сам вопрос, как минимум, легкую улыбку? Так значит, мы добровольно выбираем зависимость от удовольствия, не знающего границ? Выходит так! Почему же свое право свободного выбора не направить в обратную сторону? А внутри сразу звучит «ну, ведь себя же ущемляешь». Ну, а может все-таки рискнуть?

Уникальна особенность подхода Писания к обету. Он не предписан как нечто обязательное, а является актом доброй воли, а следовательно не вызывает мгновенного сопротивления (распространенная реакция современного человека на библейские заповеди). Творец прекрасно знает свое создание, знает, что всегда были и будут люди, готовые на особый шаг доверия и посвящения себя Ему, потому и предлагает возможность для желающих дать обет. Почему? Даже в нашем искреннем желании могут проявляться глубочайшие ошибки. Яркая иллюстрация тому – обет Иеффая (Суд. 11:30-39). Каждый должен все взвесить и, исходя из своих возможностей, давать обет.

Лучше не обещать, чем обещать и не исполнить (Еккл. 5:1-4) – предостерегает нас Писание. Согласно ветхозаветной традиции, при даче обета обычно призывалось во свидетельство имя Бога. Ввиду этого нарушение обета расценивалось как преступление против третьей заповеди (Вт. 22:31). Посему следует все тщательно взвешивать. Легкомысленное обещание дружит с ложью и нарушением данного Богу слова. Эта строгость не отталкивает, а возводит обет на высшую ступень ответственности и серьезности.

Обет имеет ряд существенных преимуществ.

1. Это прежде всего подлинный и бесспорный показатель нашего посвящения Богу.

2. Существенная и доминирующая особенность обета – содействие реальному осознанию зависимости от Бога: «Вкусите и увидите, как благ Господь!» (Пс. 33:9). Можно ли, не попробовав, ощутить вкус пищи? Теорией благость Божью не постичь!

3. Обет содействует улучшению памяти: ведь следует всегда помнить об обещании, данном в присутствии Божием, в противном случае – нарушение ранее упомянутой заповеди.

4. Он помогает вырабатывать дефицитное, на сегодня, качество — постоянство.

5. Учит постоянно трудиться с радостью для «Бога радости и веселия моего» (Пс. 42:4).

В чем на сегодня могут выражаться обеты? Их можно разделить на две группы: общие, касающиеся, практически, всех, и индивидуальные.

К общим относится прежде всего наше водное крещение. Его традиционно называют «обещанием Богу служить в доброй совести» (1Пет. 3:21, текст нуждается в фундаментальном экзегетическом анализе). На какой период времени он дается? Готов ли я засвидетельствовать, что храню в радости свое обещание? Далее, молодые при вступлении в совместную жизнь опять-таки обещают любить и хранить верность до конца дней семейной жизни. Может, в этом случае есть мужество похвалиться?

Достаточно часто в критической ситуации мы вопием к Богу: «Если Ты избавишь меня, я буду делать то и то». Это также слова обета! Насколько на деле нас хватает? Одним из важных моментов индивидуальных обетов является его конфиденциальность, то есть дается обещание не в обществе, а в личном присутствии Бога.

Коснемся лишь некоторых.

1. До завершения какого-либо служения дается обет не вступать в брак. Иногда принимается решение вообще не жениться. Это здравое явление, но к нему следует осознанно подойти после искреннего предстояния перед Богом, заручившись от Него подтверждением правильности данного решения для себя лично.

2. Христианин посвящает себя на какой-то труд — срок посвящения произносится перед лицом Божьим.

3. Посвящается имущество (дом, машина, земля и т. д.). Встречаются случаи, когда верующие хранят плодоносящие деревья для Господа. Плоды этих деревьев не принадлежат их земному хозяину.

Однажды произошел интересный случай с одним из студентов-христиан на юге Украины. У него была неплохая автомашина, которая всегда посвящалась для помощи другим. Во время ночной молитвы злоумышленники угнали ее. Хозяин при встрече был спокоен, говоря: «Это не моя машина, а Божья. Если она Ему еще нужна, Он ее возвратит мне». Вскоре ему позвонили и сообщили: «Хочешь получить обратно свое авто, готовь такую-то сумму». Многие его убеждали: «Отдай деньги, милиция не поможет. Не забывай, где ты живешь». Брат был спокоен: это уже было не его дело, а занимался им настоящий Хозяин. Через время ему позвонили из милицейского участка: «Приезжайте за своей машиной». Была раскрыта преступная группа по угону машин, угнавшая и заработавшая немалые деньги на абсолютно всех авто, за исключением… принадлежащей нашему брату. Когда наш «пострадавший» встретился с одним из угонщиков, то искренно сказал ему: «Друг, я не имею зла на тебя. Дарю тебе Евангелие: у тебя теперь будет много времени читать его».

4. Для преодоления дурных привычек, разного рода зависимости, страстей также дается обет не делать более их. Ранее мы рассматривали нашу добровольность в делании наших прихотей. Почему же нельзя также добровольно отказаться от них? Этому решению обычно предшествует осознание греховной опасности моего положения, искреннее исповедание. Лишь после этого перед лицом Господа дается обет не совершать более того, что исповедовал. Для помощи в исполнении слов призывается сам Бог. Автор этих строк неоднократно использовал этот успешный метод.

Проанализируем рассмотренное. Трудно сегодня похвалиться стабильностью в духовной жизни. Безусловно, мы не соглашаемся «то уходить далеко, то льнуть к Нему опять». Можно наблюдать самообман, в который довольно часто мы попадаем, стремясь дать новые обещания Богу в надежде, что это поможет: буду читать Библию, ежедневно молиться, брошу употреблять наркотики, алкоголь, не буду увлекаться «стучащей музыкой», порнографией, умопомрачающими и зомбирующими играми в любом варианте и т.д., – при этом не исповедовав грех нарушения ранее данных, пусть даже тех же самых. Хватит заниматься самообольщением! Не ждите успешной жизни со страшным грузом сознательного обмана Бога.

Что делать? – С молитвой — на колени! Когда? Сейчас и только сейчас!

Так как же ты относишься к обету Богу в наш прогрессивный век?



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама