THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

ЦЕЛИ: уточнение артикуляции звука «Ш» , закрепление правильного произношения звука «Ш» в слогах, словах, предложениях; выделение слов со звуком «Ш» из ряда других; определение места звука в слове; закрепление навыка образования приставочных глаголов; развитие внимания, памяти.

ОБОРУДОВАНИЕ: игровые упражнения в виде презентации в программе Power Point «Поможем Маше» , интерактивная доска, проектор, ноутбук.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Орг. момент.
  2. Повторение пройденного.

Вспомните названия предметов летней одежды (зимней, демисезонной) .

3. Сообщение темы.

Знакомство с темой по итогам игры «Отгадай загадки»

(презентация – слайд №2)

На экране появляется текст загадки, логопед читает загадку.

Детям предлагается отгадать загадку. На экране появляется картинка-отгадка.

Картинки-отгадки: шапка, шуба, ландыш, шишка.

Назовите все отгадки. Какой общий звук в этих словах? (Ш)

Сегодня познакомимся со звуком «Ш» .

4. Уточнение артикуляции звука «Ш» .

В гости «приходит» Маша (презентация – слайд №3)

Поможем Маше научиться правильно произносить звук «Ш» .

Губы чуть вытянуты вперед, язык поднимаем за верхние зубы: Ш-Ш-Ш…

(Дети перед зеркалами произносят звук «Ш» ) .

Подуем вместе с Машей на воздушные шарики: Ш-Ш-Ш… (Слайд №4)

Шарики улетели.

Дается характеристика звука «Ш» - согласный, глухой.

Дети запоминают, что звук «Ш» всегда твердый.

5. Развитие фонематического слуха.

А) Используется презентация «Поможем Маше» (слайд №5)

Логопед называет картинки, изображенные на слайде. Дети должны хлопнуть в ладоши, услышав слово со звуком «Ш» .

Правильность выполнения задания проверяется нажатием «мышки» на картинку на экране. (Звучат аплодисменты) .

6. Закрепление правильного произношения звука «Ш» в слогах, словах.

а) Д/и «Договори словечко» (презентация - слайд №9-11)

Логопед начинает слово, дети с помощью картинки заканчивают слогом со звуком «Ш» :

МЫ-… (ШИ) МА - … (ША) МИ-… (ШКА)

ГАЛО - … (ШИ) КА - … (ША) ПУ-… (ШКА)

КАМЫ - … (ШИ) ПА- … (ША) КО- … (ШКА)

ШИ-… (ШКА)

Б) - Вспомните, какие слова со звуком «Ш» вы поймали?

(Шапка, мишка, шляпа, душ, машина) .

Давайте поможем Маше определить место звука «Ш» .

Определяется место звука «Ш» (начало, середина, конец слова)

(Правильность проверяется с помощью слайдов №6-10 нажатием «мышки» на

1-е, 2-е или 3-е окошко под картинкой – соответственно начало, середину или конец слова).

7. Физминутка.

Дети образуют маленький круг, держась за руки. Логопед говорит, что это маленький шарик. На слова «шарик большой» дети образуют большой круг, отходя маленькими шагами назад. На слова «шарик лопнул» дети опускают руки, садятся на корточки и говорят: «Ш-ш-ш» .

Игра повторяется два-три раза.

8. Закрепление правильного произношения звука «Ш» в предложениях.

Д/и «Ателье» .

Детям предлагается отправиться в ателье.

На доске плакат с изображением ателье.

Что делают в ателье? (В ателье шьют) .

Кто шьет одежду? (В ателье шьет одежду швея) .

Нашу швею зовут Маша.

Какие предметы со звуком «Ш» в названии вы видите в ателье? (Шкаф, швейная машинка, катушки, вешалки…)

У Маши сегодня много заказов, но она в первую очередь будет шить только ту одежду, в названии которой есть звук «Ш» .

На доске картинки: шуба, валенки, рубашка, штаны, платье, шапка, пальтишко, кофта, плащ, майка, свитер, шорты, колготки, вареж (ш) ки, шарф…

Какую одежду будет шить Маша? (Дети отвечают полным предложением. Образец ответа: «Маша будет шить шубу» .)

9. Образование слов с помощью приставок.

Вернемся в ателье и поможем Маше шить. Сейчас Маша будет шить шубу.

Итак, шубу надо … (СШИТЬ) .

Для этого рукава в шубу надо … (ВШИТЬ) .

Подол на шубе надо … (ПОДШИТЬ) .

Пуговицы к шубе надо … (ПРИШИТЬ) .

Узор на шубе надо … (ВЫШИТЬ) .

Если шуба велика, ее надо … (УШИТЬ) .

Если шуба не понравится, ее можно … (ПЕРЕШИТЬ) .

Если вдруг шуба порвется, ее можно … (ЗАШИТЬ) .

С каким звуком знакомились на занятии? Какой это звук?

Вспомните слова со звуком «Ш» , которые мы произносили на занятии.

Ишмухаметова Лия Зуфаровна

учитель–логопед

МАДОУ ЦРР д/с № 254

Цель: уточнение и автоматизация звука Ш в речи. Знакомство с буквой Ш.

Коррекционно-образовательные: – обучение акустико-артикуляционной характеристики звука Ш с опорой на различные виды контроля; – закрепление понятий: “согласный звук”, “слог”, “слово”; – закреплять умение определять звук Ш в слогах, словах;

Коррекционно-развивающие: – автоматизация произношения звука Ш изолированно, в слогах, словах; – развитие фонематического слуха и восприятия; – улучшение мелкой и общей моторики и координации движений; – развитие дыхания и голоса; – развитие основных психических процессов: внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные: – воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: Картинки со звуком Ш, Изображение героя – Нюши; Картинки « На что похожа бука Ш»; Наборное полотно с буквами; схема — характеристики звука. Сундучок с предметными картинками; конверты на каждого ребенка: конверт № 1 «Отыщи буку Ш»; конверт № 2 буква Ш, слоги ША, ШУ из разрезной азбуки; конверт № 3конструктор буквы; конверт №4 с трафаретом заглавной и строчной буквы.

Ход занятия:

1.Оргмомент. Сядет тот, в чьем имени есть звук Н, К, М, А. 2.Сообщение темы занятия. (К нам на занятие сегодня пришла гостья и принесла картинки. Назовите картинки и определите общий звук в словах. Правильно. Сегодня на занятии мы вспомним звук Ш, и познакомимся с буквой Ш; Что делают наши губы, зубы и язык, когда мы произносим звук Ш?)

Артикуляция звука (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос) - губки свободны;

Губки бубликом.

Широкий язычок наверху образует “чашечку”.

Теплая воздушная струя идет по центру язычка.

Горлышко “молчит”.

3.Характеристика звука по акустическим признакам. (Ребята, а что мы можем рассказать об этом звуке?) Звук [Ш] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим цветом. 4. Игра “Поймай звук ” (–Нюша хочет посмотреть к, какие вы внимательные. Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [Ш], хлопните.)

р, б, ж, ш,р, с,з, ш…; ра, жа, шу, ры, со, ши..; ар, ош, ам, ур…; рак, мороз, кошка, ежик, шуба, игры, камыши, топор, чемодан. (Молодцы! Вы очень внимательные!)

5.Определение места звука в слове. (Нюша приготовила для вас сундучок с заданием, достаньте картинку и найдите место звука Ш в слове.Молодцы, с заданием справились.)

6. Знакомство с буквой Ш. (Звук Ш обозначается буквой Ш Вспомните правило о звуках и буквах. (Выставляется карточка с изображением буквы «Ш»). Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим. Посмотрите на букву и попробуйте придумать, на что она похожа.

Нюша тоже любит играть с буквами, вот что у нее получилось!)

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

Ах, табуретка хороша!

Перевернул, и буква Ш.

Буква «Ш» совсем простая,
Как забор стоит, прямая,
Но Шипит, Шумит, ШурШит,
Шепеляво говорит,
Будто выпало два зуба,
Как её учить я буду?

7. « Найди букву».

(Нюша собирается пойти погулять вместе с букой Ш, на улице холодно, а у буквы нет шапки, давайте подарим букве Ш настоящую шапку. Достаем конверт под номером … находим букву Ш и рисуем ей шапочку. Теперь буква Ш может смело идти гулять.)

8.Физминутка. « У жирафа пятна»

9.Выкладывание буквы “Ш” из элементов букв. (Помогите Нюше запомнить как выглядит буква Ш. Скажите, из каких элементов состоит буква Ш? Как они расположены? Три палочки расположены вертикально, а четвертая горизонтально. Выложите ее. Превратите букву Ш в букву М, что для этого нужно сделать? а теперь снова превратите в букву Ш, Нюше понравилось как вы умеете превращать буквы.)

10.Чтение слогов и слов. Давайте вставим букву Ш в кассы букв. Буква Ш подружилась с буквами А, У. Достаем из конверта букву Ш и слоги и поселим в домик. А теперь давайте прочитаем их для Нюши.

ША УМ МАМА МАША

ШУ АМ МАРА ШУМ

АШ МА МУРА ШУРА

УШ МУ РАМА УРА

11.Обведение и штриховка буквы в тетрадях.

(Нюша предлагает обвести букву Ш в тетради. Открываем тетради, Нужно отступить две клетки сверху, две клетки слева, в этот уголок приставляем заглавную букву Ш, левой рукой крепко прижимаем букву к тетради, она

должна быть неподвижной. Берем карандаш и аккуратно обводим букву. Линии проводим 1 раз, обводим. От заглавной буквы отступаем две клеточки вправо, прикладываем Маленькую букву ш, выравниваем по нижней линии и обводим ее. После обводки буквы будем штриховать вертикальными линиями. Посмотрите на доску: ставим карандаш в верхний левый угол и ведем вдоль клеточки вниз, проводим вертикальные линии. Штрихуем. Кто заштриховал, убираем тетради на край стола).

12. Подведение итогов занятия.

Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии?

Какие задания мы выполняли?

Тарасова Елена Геннадьевна

Должность:

учитель-логопед

Учреждение:

ГОКУ СКШ № 3 г. Тулуна Иркутской области

Логопедическое занятие

Аннотация: В работе предлагается логопедическое занятие по автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях на материале игр и упражнений, способствующих коррекции и развитию психических процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Класс: 1

Речевое заключение: Системное недоразвитие речи легкой степени тяжести с нарушением звукопроизношения по типу дислалии (шипящий сигматизм) при умственной отсталости.

Тема: Звук и буква [Ш]

Цель:

Автоматизация звука [Ш] на материале игр и упражнений на развитие психических процессов.

Задачи:

Закреплять четкое произношение звука [Ш] в словах и предложениях.

Корригировать и развивать произвольное внимание через упражнения в нахождении общих и отличительных признаков предметов.

Воспитывать положительную мотивацию к занятиям через игровые формы его проведения.

Оборудование: кукла Золушка, мягкие игрушки (петушок, кошка, мышка, лягушка, мишка), плакат "Чудо дерево", карета, предметные картинки, схемы «место звука [Ш] в слове», компьютер, мультфильм Уолта Диснея "Золушка", карточки для развития зрительного восприятия, мяч.

Ход занятия:

I . Орг. момент

Ребята, сегодня к нам в гости пришла героиня сказки (появляется кукла в рваном платье, без туфель, бус, короны), прочитайте её имя

Золушка

Назовите пятую букву в её имени?

II . Разбор артикуляции

(губы трубочкой, зубы вместе, язычок поднимается вверх, но к зубам не прижимается, воздушная струя тёплая)

III . Характеристика звука

Дайте характеристику звуку (согласный, шипящий, твёрдый, глухой)

VI . Артикуляционная гимнастика

1. «Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

2. «Лопаточка»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

3. «Чашечка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

4. «Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.

5. «Согрей – заморозь ладошку»

Произносим длительно звук [C] (при этом воздушная струя направлена на ладонь) – ладошка замёрзла, а теперь согреем её - произносим длительно звук [Ш].

V . Основная часть

Послушайте историю Золушки (включается фрагмент мультфильма, где мачеха и сестры уезжают на бал, а Золушка, заплакав, убегает).

В своей комнате Золушка долго плакала, а потом решила попросить помощи.

Давайте отправимся вместе с ней и поможем Золушке собраться на бал. Вам нужно будет запомнить всех, у кого она побывала.

1. «Съедобное – не съедобное» (игра с мячом)

А вы хотели бы помочь ей?

Для этого нам нужно правильно произносить звук [Ш], красиво говорить и быстро выполнять все задания.

Отгадайте загадку и узнаете, к кому первому пришла Золушка

В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка,

Кто же это? (мышка)

Я буду кидать Вам мяч и называю разные предметы, Вы ловите его, повторяете его название. Если названный предмет можно употреблять в пищу, вы говорите «съедобный», если нет - «несъедобный»

Слова: шишка, шар, шоколадка, шарф, шуруп, каша, шкатулка, шуба, шашлык, ватрушка, картошка, кувшин, груша, плюшка (После выполнения у Золушки появляется новое платье).

2. Упражнение в классификации

Отгадайте загадку и узнаете, к кому второму пришла Золушка

Мордочка усатая, шубка полосатая

Молоком питается. Как называется? …кошка (появляется игрушка).

Кошка предлагает Вам группы картинок. Назовите картинки (выдаются каждому ребёнку:

1. Неваляшка, кукла, шары, машинка, робот, самолёт, матрёшка.

2. Шуба, рубашка, юбка, платье, шорты, штаны.

3.Лошадка, мышка, тигр, кошка, жираф, собака.)

Как эти предметы можно назвать одним словом? (Игрушки, одежда, животные)

Выберете только те предметы, в названии которых встречается звук [Ш].

Определите место звука [Ш] в словах, подберите нужную схему.

(после выполнения задания у Золушки появляются туфли).

3. Упражнение "Чудо дерево"

Отгадайте загадку и узнаете, к кому третьему пришла Золушка.

Добрый он, большой, лохматый.

Его знаете ребята.

Он в берлоге спит зимой под высокою сосной.

Он не слон и не мартышка.

Это косолапый … мишка (появляется игрушка)

Мишка рад помочь Золушке, но для этого нужно выполнить задание: на волшебном дереве выросли картинки.

Назовите их одним словом.

Посмотрите внимательно, найдите одинаковые и снимите их.

В благодарность за то, что вы выполнили задание, Мишка дарит Золушке корону.

4. Динамическая пауза

Прежде, чем отправиться в дальнейший путь, выполним упражнение «Горошек растёт» (с музыкальным сопровождением).

Сейчас я превращу вас в горошинки. Посадили горошинки в землю (присаживаемся). Солнышко светит и согревает вас, вы начинаете расти (поднимаем руки вверх и начинаем приподниматься). Растём! Растём! Растём! Выросли! (поднимаемся на носочки и тянем вверх руки). Превращайтесь в детей и возвращайтесь на свои места.

5. Упражнение на развитие внимания "Посмотри внимательно"

Отгадайте загадку и узнаете, к кому четвертому пришла Золушка и для кого мы вырастили горошек.

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок

Кто же это? … петушок (появляется игрушка)

Петушок приготовил для Золушки задание:

Посмотрите внимательно,

Поразмыслите не спеша,

И отыщете обязательно

Шесть вещей со звуком [Ш].

А теперь сравните мальчиков: предъявляется две картинки, отличающиеся несколькими признаками.

Посмотрите на карточку и посчитайте: сколько здесь шарфов, шапок и шуб.

Сколько ребят мы сможем одеть для зимней прогулки, так чтобы у каждого ребёнка была шапка, шуба и шарф?

Петушок благодарит Вас за правильно выполненные задания и дарит Золушке бусы.

Физ. минутка

Пока Петушок нёс подарок, все бусинки перемешались, давайте поможем перебрать их по цвету (ученики перебирают бусинки под музыку).

6. Дидактическая игра "Подбери по форме"

Посмотрите на нашу Золушку, готова ли она к балу.

Мы помогли Золушке собраться на бал, но дворец находится очень далеко. Как же ей добраться до него? Отгадайте загадку и узнаете, кто ей поможет:

На полянке и опушке

Нас всегда везде найдете

Мы зеленые квакушки

Лупоглазые … лягушки (появляется игрушка)

Что подарила Лягушка Золушке вы узнаете, если соберете слово, поставив цифры в той последовательности, какой они идут при счете.

Прочитайте слово КАРЕТА

Карета непростая, а волшебная. Какие геометрические фигуры вы видите в её окошечках. Вы должны найти картинки, похожие на треугольник, квадрат и прямоугольник. Среди выбранных Вами картинок найдите те, в названии которых встречается звук [Ш], и пометить их в окошки. Только после этого карета сможет поехать.

6. Упражнение на развитие долговременной памяти

Пока Золушка едет на бал, давайте вспомним всех, кто помог ей собраться. Кто был первый, второй, третий, четвертый, пятый? (по мере называния игрушки выставляются на столе).

VI . Итог

Включается фрагмент мультфильма, где Золушка танцует на балу.

Ребята, Вы помогли Золушке?

Что Вы для этого делали?

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте: «Звук [Ш] и буква «Ш»»

Пояснительная записка

Все дети с нарушениями речи, обучающиеся в коррекционных школах VIII вида, имеют логопедический психолого-педагогический диагноз - системное недоразвитие речи. Освоение грамоты для таких детей процесс очень сложный. Поэтому, для более прочного усвоения воспитанниками программы, в практике используется метод, когда учитель-логопед проводит фронтальные занятия посвящённые знакомству учащихся с новой буквой и занятия по дифференциации букв, а дальнейшую работу осуществляет учитель начальных классов.

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте.

Системное недоразвитие речи, III уровень. 1 класс. 35 минут

Темы: образовательная: «Звук [Ш] и буква „Ш“»;

лексическая: «Домашние животные».

Цели: I. Коррекционно - образовательные:

1. Формирование представлений об артикулеме звука [ш].

2. Формирование представлений о букве «Ш».

3. Формирование связи между акустико-артикуляционным образом звука [ш] и зрительным, графомоторным образами буквы «Ш».

4. Формирование навыка звукового анализа и синтеза слогов, слов со звуком [ш].

5. Обогащение словаря по теме «Домашние животные».

II. Коррекционно- развивающие:

1. Развитие фонематического слуха на материале слогов, слов со звуком [ш].

2. Развитие артикуляторной, ручной и общей моторик.

4. Совершенствование грамматического строя речи (образование слов - антонимов).

5. Развитие зрительного внимания и восприятия.

III. Коррекционно - воспитательные:

1. Воспитание гуманного отношения к животным.

2. Воспитание бережного отношения к оборудованию.

3. Развитие речевого навыка внимания к собственной речи и речи собеседника.

Оборудование: 1) схема «Гласный звук»; 2) схема «Согласный звук»; 3) профиль артикуляции фонемы [ш]; 4) схема артикуляции фонемы [ш]; 5) схема характеристики фонемы [ш]; 6) карточка «Буква „Ш“»; 7) игра «Идём по ориентирам»; 8) демонстрационные буквы разрезной азбуки «Ш», «А», «Х», «О», «У», «У», «М»; 9) картинки «Буквоград» № 1, № 2; 10) иллюстрация к стиху «Тили-бом, тили-бом…»; 11) карточка с изображением наложенных друг на друга контуров домашних животных (по количеству детей); 12) полоски бумаги (по количеству детей); 13) счётные палочки; 14) фишки красного цвета по 2 на каждого ребёнка; 15) фишки синего цвета по 2 на каждого ребёнка; 16) конверты (по количеству детей); 17) мяч; 18) картинка «Найди букву «Ша» (по количеству детей); 19) карточка «Лесенка гласных звуков»; 20) буквы разрезной азбуки «М», «а», «ш», «а» по комплекту на каждого ребёнка; 21) картинка для рефлексии «Дерево и птички»; 22) индивидуальные зеркала по количеству детей; 23) картинки с изображением домашних животных или игрушки для выполнения артикуляционной гимнастики (козлёнок, котёнок, щенок).

Предварительная работа : выучить с детьми стих «Долгожданный дан звонок…», поместить в индивидуальные конверты для учащихся одну полоску бумаги, 2 фишки красного цвета, 2 фишки синего цвета, буквы разрезной азбуки: прописная М, строчные а, а, ш. Разложить на парты карточки (оборудование 11) изображением вниз и подготовленные конверты.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети приветствуют учителя-логопеда стоя, рассказывая стих:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Сядем прямо не согнёмся,

За работу мы возьмёмся.

Учитель-логопед: Здравствуйте. Садитесь. Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по стране знаний и городу Буквограду.

2. Активизация знаний

Учитель-логопед: Давайте вспомним, какие буквы мы с вами уже заселили в свои домики (Учитель-логопед демонстрирует картинку, либо слайд: оборудование 9, № 1).

Дети: А,О, У, эС, Ха, эМ.

Учитель-логопед: А какие звуки обозначают эти буквы?

Дети: А, О, У, С, Сь, Х, Хь, М, Мь.

Учитель-логопед: Мы их заселили в разные домики: почему?

Дети: Потому что звуки А,О,У - гласные и обозначаются красным цветом, звуки М,С,Х - твёрдые согласные и обозначаются синим цветом, а звуки Мь, Сь, Хь - мягкие согласные и обозначаются зелёным цветом.

Учитель-логопед: А как мы определили, что это гласные звуки, а это согласные?

(Учитель-логопед демонстрирует картинку, либо слайд: оборудование 1, 2).

схема «Гласный звук» схема «Согласный звук»

Дети: Когда произносим гласные звуки, то воздушная струя проходит через ротовую полость (рот) свободно и не встречает препятствия (преграды), а когда произносим согласный звук - воздушная струя встречает преграду.

Учитель-логопед: Молодцы. Всё верно.

Учитель-логопед: Слышите, из красного домика доносится песенка. Давайте споём песенку гласных звуков АОУОА.

(Обор. 19, во время пропевания (тихо-громче-громко-потише-тихо) рукой рисуем в воздухе лесенку, идущую сначала вверх, затем вниз, подчёркивая изменение голоса).

Дети: АОУОА, АОУОА, АОУОА.

4. Специальная артикуляционная гимнастика

Учитель-логопед: В Буквограде, как и в любом другом городе живут животные: кошки, собаки и другие. Вот козлёнок тянет губки.

(Оборудование 22, 23. Сначала учитель-логопед осуществляет показ картинки или игрушки, затем демонстрирует выполнение упражнения, после чего дети выполняют упражнения перед зеркалом. Упражнения для губ : «Хоботок», «Трубочка», «Рупор» под счёт до 7 каждое).

Упражнения для нижней челюсти :

Учитель-логопед: Покажем козлёнку, как мы умеем открывать и закрывать рот. Сначала немного приоткроем рот и удержим в таком положении - один, два, три, четыре, пять. Теперь широко откроем рот и удержим - один, два, три, четыре, пять. Теперь немного прикроем рот - один, два, три, четыре, пять. А теперь закроем. И всё снова. (Упражнение выполняется 3 раза).

Упражнения для языка :

Учитель-логопед: Вот уставшая собачка, посмотрите на её язычок. Давайте покажем собаке, как язычок умеет отдыхать (упражнение «Лопаточка» под счёт до 7 три раза). А вот котёнок загнул края языка вверх, и получилась чашечка (упражнение «Чашечка» под счёт до 7 три раза). А этот котёнок лакает молоко. Повторим за ним (упражнение выполняется 3-5 раз).

Упражнение на формирование продолжительной воздушной струи :

Учитель-логопед: А вот муха прилетела и села щенку на нос. Нужно её сдуть. Достаньте из ваших конвертов полоску бумаги. Возьмите её за один конец, а второй приложите к носу, как я. Из языка сделаем «чашечку» и подуем. Воздух по языку поднимется вверх и сдует с носа муху, а бумага нам - покажет, правильно мы выполняем упражнение или нет.

(Упражнение выполняется три раза. Учитель-логопед следит за правильностью выполнения детьми всех упражнений).

5. Объявление темы

Учитель-логопед: Сдули муху. Полетела муха над Буквоградом. Летит, летит и слышит такие слова. И вы послушайте, а потом скажите, какой звук вы слышите чаще остальных? У нашшш ей лошшш адки шшш ёрстка цвета шшш околадки.

Дети: Звук [ш].

Учитель-логопед: Правильно, теперь подумайте и скажите (сформулируйте) тему нашего занятия, о каком звуке сегодня пойдёт речь?

Дети: Сегодня мы будем говорить о звуке [ш].

Учитель-логопед: Да. Сегодня мы с вами разберём звук [ш] и познакомимся с буквой, которая обозначает звук [ш].

6. Изолированное произношение звука

Учитель-логопед: Давайте все вместе пошипим, как гусь. Ш-Ш-Ш.

(Учитель-логопед правой рукой изображает гуся открывающего и закрывающего клюв). Учитель-логопед: Ш-Ш-Ш.

(Учитель-логопед левой рукой изображает гуся открывающего и закрывающего клюв. Дети выполняют всё совместно с учителем-логопедом).

7. Анализ артикуляции звука

Учитель-логопед: А как у нас получается звук [ш], как мы его произносим? Произнесите звук [ш] перед зеркалом, обратите внимание на свои губы, зубы. Разберём артикуляцию звука [ш].

(Учитель-логопед демонстрирует картинку, либо слайд: оборудование 3, и по ходу объяснения соотносит информацию с изображением).

Профиль артикуляции фонемы[ш]

Учитель-логопед: Когда произносим звук [ш], наши губы Зубы сближены, но не сомкнуты. Язык широкий, в виде чашечки поднят вверх.

(Для дополнительной демонстрации используем ручную модель, т. е. кистью руки изображаем чашечку).

Учитель-логопед: Кончик языка находится за верхними зубами и чуть оттянуть назад. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Голосовые складки открыты, нет вибрации.

(Используем тактильный контроль: тыльную сторону ладони прижимаем к горлу). Учитель-логопед: Воздушная струя широкая, продолжительная. Ш-Ш-Ш, Ш-Ш-Ш, Ш-Ш-Ш. (Оборудование 4)

Схема артикуляции фонемы [ш]

8. Характеристика звука

Учитель-логопед: А скажите, пожалуйста, когда мы произносим звук [ш], создаём мы преграду для воздушной струи?

Дети: Да, мы сближаем зубы, поднимаем язык.

Учитель-логопед: А если есть преграда, значит звук по характеристике……..

Дети: согласный.

Учитель-логопед: И обозначается……..

Дети: синим цветом.

Учитель-логопед: Правильно. Звук [ш] по характеристике согласный, всегда твёрдый, звук [ш] глухой, так как голосовые складки открыты, поэтому мы не почувствовали вибрацию в горле. Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.

(Учитель-логопед демонстрирует картинку: оборудование 5)

Схема характеристики фонемы [ш]

Дети: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.

9. Связь звука с буквой

Учитель-логопед: Мы с вами разобрали звук [ш]. А как же выглядит буква, которая обозначает звук [ш]? Посмотрите.

(Оборудование 6).

Учитель-логопед: Она называется буква [ша]. Все вместе…

Дети: Буква [ша].

Учитель-логопед: Из каких элементов состоит буква [ша]?

Дети: Из палочек.

Учитель-логопед: А сколько палочек и как расположены эти палочки? Посмотрите: один, два, три - три палочки расположены сверху вниз, вертикально, а одна расположена горизонтально, слева направо. Давайте, пропишем букву «Ш» в воздухе.

Учитель-логопед: А теперь достаньте счётные палочки и постройте на парте букву [ша]. (Дети выкладывают букву «Ш». Учитель-логопед следит за правильностью выполнения задания детьми).

Учитель-логопед: Какую букву вы выложили?

Дети: Букву [ша].

Учитель-логопед: А какая по характеристике буква [ша]?

Дети: Буква [ша] согласная, твёрдая и обозначается синим цветом.

Учитель-логопед: Всё правильно. Молодцы.

10. Развитие зрительно-пространственной ориентировки (мелкой моторики). Уточнение словаря

Учитель-логопед: На просторах города Буквограда живут различные животные, и каждое животное подаёт голос по-своему. (Учитель-логопед по тексту изображает каждое животное кистью руки, а дети повторяют).

Учитель-логопед: Кошка мяукает: «Мяу, мяу». Что кошка делает?

Дети: Кошка мяукает.

Учитель-логопед: Собака лает: «Гав, гав». Что собака делает?

Дети: Собака лает.

Учитель-логопед: Корова мычит: «Му-у-у». Что корова делает?

Дети: Корова мычит.

Учитель-логопед: Гусь гогочет: «Га-га-га». Что гусь делает?

Дети: Гусь гогочет.

Учитель-логопед: Лошадь ржёт: «И-го-го». Что лошадь делает?

Дети: Лошадь ржёт.

Учитель-логопед: Коза блеет: «Ме-э-э». Что коза делает?

Дети: Коза блеет.

Учитель-логопед: Курица кудахчет: «Ко-ко-ко». Что курица делает?

Дети: Курица кудахчет.

Учитель-логопед: А всех этих животных вместе мы как называем?

Дети: Домашние животные.

Учитель-логопед: Правильно.

11. Развитие фонематического слуха

Учитель-логопед: Достаньте каждый из своего конверта синюю фишку. Я буду называть звуки, слоги, слова, а вы если услышите звук [ш], то поднимите синюю фишку.

А, О, Ш, М, Н, Ш, Т, Р, Ш

ТА, МА, АМ, АШ, ША, ОК, ОШ

РОТ КОТ ШАР МАК ШУМ

РОГА ТРАВА ЛАНДЫШ.

(Обучающиеся выполняют задание).

12. Работа над слоговой структурой. Звуковой анализ слога

Учитель-логопед: Представьте: в шланге скопился воздух, и теперь он выходит и шумит Ш-Ш-Ш. В слове шшшшланг первый звук…..

Дети: Ш-Ш-Ш.

Учитель-логопед: Давайте построим из пальцев букву [ша], которая обозначает звук [ш].

(Учитель-логопед, повернувшись спиной к воспитанникам, демонстрирует ручную модель буквы «Ш». Из сжатого кулака левой руки, повёрнутого тыльной стороной к лицу, выпрямляем три пальца вверх: указательный, средний и безымянный. Из сжатого кулака правой руки выпрямляем влево указательный палец. Накладываем указательный палец правой руки на основания пальцев левой руки. Воспитанники повторяют все действия за учителем-логопедом).

Учитель-логопед: Посмотрите на получившуюся у вас букву. Назовём её.

Дети: Буква «Ш».

Учитель-логопед: А теперь достаньте из своих конвертов фишки красного и синего цветов (Оборудование 14, 15).

Учитель-логопед: Обозначим фишками слог ША. Послушайте, какой звук в этом слоге первый? Ш-Ш-Ш-А.

Дети: Первый звук [ш].

Учитель-логопед: Какой фишкой мы его обозначим?

Дети: Синей фишкой.

Учитель-логопед: Почему?

Дети: Потому что он согласный.

Учитель-логопед: Правильно. Послушайте, какой звук второй? Ш-А-А-А.

Дети: Второй звук [а].

Учитель-логопед: Какой фишкой мы его обозначим и почему?

Дети: Красной фишкой, потому что он гласный.

Учитель-логопед: Есть ещё звуки в этом слоге?

Дети: Нет. В слоге ША два звука.

13. Динамическая пауза

(Оборудование 10). Логопед просит обучающихся подняться со своих мест.

Учитель-логопед:

Тили-тили-тили-бом! (Изображаем руками, поднятыми вверх, как бьём в колокола).

Загорелся кошкин дом. (Выпрямленные ладони сводим над головой, соединяя кончики пальцев и изображая крышу дома ).

Кошка выскочила, (Прыжок на месте ).

Глаза выпучила. (Сжатые кулаки тыльной стороной ладони подносим к глазам. Затем, от глаз выбрасываем кулаки вперёд, выпрямляя руки перед собой и раскрывая кулак, то есть выпрямляя пальцы ).

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом, (Руки отводим в стороны, изображая коромысло, и перепрыгиваем с ноги на ногу на месте ).

А лошадка с фонарём, (Шагаем на месте, руки вытянуты вперёд, как будто в руках держим воображаемый фонарь ).

А собачка с помелом, (Наклон вперёд. Руки опущены вниз, махи руками вправо-влево ).

Серый заюшка с листом. (Выпрямились. Руки перед собой на уровне груди. Складываем ладони рук вместе - лист ).

Раз! Раз! Раз! Раз! (Руки опущены вдоль тела. Махи прямыми руками перед собой: вниз, вверх, вниз, вверх ).

И огонь погас. (Медленно приседаем, изображая угасающий огонь ).

(Учитель-логопед просит учащихся занять свои места).

14. Классификация предметов

Учитель-логопед: Рассмотрите картинку.

(Оборудование 10).

Учитель-логопед: На картинке изображены кошка, курица, собака, лошадь и заяц? Как вы думаете, кто лишний и почему?

Дети: Лишний заяц, потому что он относится к диким животным, а остальные животные домашние.

Учитель-логопед: Правильно.

15. Звукослоговой анализ слова с графической записью

Учитель-логопед: В Буквограде живёт одна девочка, и зовут её Маша. Разберём слово МАША.

(Учитель-логопед на доске выполняет графическую запись слова I_____).

Учитель-логопед: Маша - это имя девочки, пишется всегда с прописной, большой буквы. Сосчитаем сколько слогов в слове «Маша». Ма-ша.

(Дети отхлопывают слоги).

Дети: Два слога.

Учитель-логопед: Назовите первый слог.

Дети: Первый слог МА.

Учитель-логопед: Назовите второй слог.

Дети: Второй слог ША.

(Логопед на доске обозначает количество слогов. Графическая запись осуществляется с проговариванием).

(Дети выкладывают схему слова на парте с помощью счётных палочек).

Учитель-логопед: В слове «Маша» два слога. Первый - МА, второй ША.

Разберём первый слог. М-М-М-А. Первый звук….

Дети: Первый звук [м], согласный, обозначается синей фишкой.

(Учитель-логопед на доске под чёрточкой, обозначающей первый слог, рисует синий круг (вместо рисования круга можно использовать магнит синего цвета). Обучающиеся, соответственно на парте располагают синюю фишку).

Учитель-логопед: М-А-А-А. Второй звук…

Дети: Второй звук [а], гласный, обозначается красной фишкой.

(Учитель-логопед на доске под чёрточкой, обозначающей первый слог, рядом с синим кругом рисует красный. Обучающиеся на парте рядом с синей фишкой кладут красную).

Учитель-логопед: Сколько звуков в первом слоге?

Дети: Два звука: первый [м], второй [а].

Учитель-логопед: Назовите второй слог в слове «Ма-ша».

Дети: В слове «Маша» второй слог ША.

Учитель-логопед: Разберём второй слог. (Аналогично разбирается второй слог).

Учитель-логопед: Мы с вами уже знаем буквы, которые обозначают все эти звуки, и можем напечатать слово «Маша». Достаньте из конвертов буквы разрезной азбуки и составьте слово «Маша» (обор. 20). Помните, что имена пишутся с прописной, большой буквы.

(Дети выкладывают слово из букв разрезной азбуки. Учитель-логопед контролирует правильность выполнения задания).

Учитель-логопед: Прочитаем хором: Маша.

(Учитель-логопед просит учеников убрать фишки, буквы разрезной азбуки в конверт, сложить и убрать счётные палочки).

16. Графический анализ предложения с записью

Учитель-логопед: Наша Маша очень любит животных. Она заботиться о них, ухаживает за ними. А что это значит? Что она делает?

Дети: (Ответы детей. Например, кормит, выгуливает, пасёт, купает, моет, расчёсывает, лечит, играети др.)

Учитель-логопед: Маша кормит кошку. Это ПРЕДЛОЖЕНИЕ! Составим схему этого предложения в тетради.

(Учитель-логопед просит учеников открыть тетради для печатания, взять карандаш, отсчитать необходимое количество клеточек и поставить точку, от которой учащиеся начнут запись в тетради).

Учитель-логопед: Сосчитаем, сколько слов в предложении: «Маша кормит кошку».

Дети: В этом предложении три слова.

Учитель-логопед: Первое слово….

Дети: Первое слово «Маша».

Учитель-логопед: Пишется с …..

Дети: Пишется с прописной (заглавной, большой) буквы.

(Учитель-логопед на доске выполняет графическую запись, а обучающиеся в тетрадиI____)

Учитель-логопед: Второе слово…..

Дети: Второе слово «кормит».

Учитель-логопед: Помним, что слова пишутся друг от друга отдельно.

I____ _____)

Учитель-логопед: Третье слово…..

Дети: Третье слово «кошку».

(Учитель-логопед на доске дополняет графическую запись, а обучающиеся в тетради I____ _____ ­­_____)

Учитель-логопед: Закончилось наше предложение?

Дети: Да. Нужно поставить точку.

(Учитель-логопед на доске дополняет графическую запись, а обучающиеся в тетради I____ _____ ­­_____ .)

Учитель-логопед: Мы начертили СХЕМУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Учитель-логопед: В каких словах предложения «Маша кормит кошку» есть звук [ш]?

Дети: Маша, кошку.

Учитель-логопед: На каком месте по счёту стоит слово «Маша»?

Дети: На первом месте.

Учитель-логопед: Отметим его флажком.

(Учитель-логопед на доске дополняет графическую запись, а обучающиеся в тетради I __ F _ _ ____ ____.)

Учитель-логопед: А где в слове «Маша» находится звук [ш]? В каком по счёту слоге?

Дети: Во втором слоге.

Учитель-логопед: На каком месте в этом слоге?

Дети: На первом.

(Учитель-логопед на доске дополняет графическую запись, а дети в тетради

I ___ F ____ _______ ______.)

Учитель-логопед: «Маша кормит кошку«.На каком месте по счёту стоит слово «кошку»?

Дети: На третьем месте.

Учитель-логопед: Отметим его флажком.

(Учитель-логопед на доске дополняет графическую запись, а обучающиеся в тетради

I ___ F ____ _______ __F _ ___.)

(Учитель-логопед просит учеников убрать тетради и карандаши).

17. Развитие высших психических функций (внимания, мышления)

(Оборудование 7).

Учитель-логопед: Посмотрите. Шла наша Маша, шла и пришла к распутью. Что такое «распутье»? Это когда сначала шла одна дорога, а потом разделилась на несколько (показываем на картинке), например, как на картинке на три, а может быть и две и четыре. Скажем вместе: РАСПУТЬЕ. Пройдём с Машей по дорожкам и прочитаем слова. Найдите дорогу по этим ориентирам (вверху выставляются карточки - ориентиры маршрута, дети по ориентирам выбирают дорогу и читают слово).

(Маршрут: куст, дерево, дом. Учитель-логопед вызывает ученика к картинке, предлагает взять указку, ведя указкой по дороге прочитать слово и объяснить свой выбор. Затем логопед просит ученика пройти на своё место и объясняет значение слова, например, шоу - это яркое эстрадное представление или развлекательная программа, это представление очень красочное и интересное, например, представление в цирке. Учитель-логопед меняет карточки, обозначающие маршрут: куст, гриб, дом. Дорога со словом «ШУМ». Проводится аналогичная работа. Учитель-логопед меняет маршрут: куст, дом, дерево. Дорога со словом «ШАХ». Проводится аналогичная работа).

(Пример пояснения значения слов: ШАХ - богатый, почитаемый вельможа в восточных странах, властелин. Действие в игре «Шахматы», когда нападением какой-нибудь фигурой соперника создаётся угроза королю; ШУМ - звуки, слившиеся в нестройное, обычно громкое звучание: от движения, например, шум поезда; от голосов - крики, ссоры обсуждения).

18.Развитие зрительного внимания и восприятия

Учитель-логопед: Молодцы все дорожки прошли. А теперь возьмите карточки, которые лежат у вас на парте, переверните их и внимательно рассмотрите изображение (обор. 11). Добралась Маша до своего дома. Решила накормить животных. Она проявляет заботу о них. И все люди должны заботиться о животных, быть ответственными за тех, кого взяли к себе жить в дом. Если ты завёл какое-нибудь животное, то заботишься о нём всю его жизнь. А теперь найдите на картинке маму щенка. Это….

Дети: собака.

Учитель-логопед: Обведите её. (Дети маленькой указкой или пальцем обводят контур изображения животного). А теперь найдите маму ягнёнка. Это….

Дети: овца.

Учитель-логопед: Обведите её. А теперь найдите маму телёнка. Это….

Дети: корова.

Учитель-логопед: Обведите её.

Дети: Лошадь.

Учитель-логопед: Обведите её. А как зовут детёныша лошади?

Дети: Жеребёнок.

Учитель-логопед: Каких ещё животных вы видите на картинке?

Дети: Козу.

Учитель-логопед: Обведите её. А как зовут детёныша козы?

Дети: Козлёнок.

Учитель-логопед: Каких ещё животных вы видите на картинке?

Дети: Кошку.

Учитель-логопед: Обведите её. А как зовут детёныша кошки?

Дети: Котёнок.

Учитель-логопед: На нашей картинке осталось ещё одно животное.

Дети: Это свинья.

Учитель-логопед: Обведите её. А как зовут детёныша свиньи?

Дети: Поросёнок.

Учитель-логопед: Все эти животные относятся к одной группе. Назовите эту группу.

Дети: Это группа домашних животных.

19. Совершенствование грамматического строя речи

Учитель-логопед: Правильно. Молодцы. А теперь поиграем в игру «Наоборот».

(Оборудование 17. Логопед по очереди подходит к обучающимся, задаёт вопрос и бросает мяч. Ученик отвечает на заданный вопрос и бросает мяч обратно логопеду. Логопед бросает мяч следующему и т. д.)

Учитель-логопед: У кошки шерсть длинная, а у коровы… (бросаем мяч ученику).

Ребёнок, которому бросили мяч: короткая (бросает мяч логопеду).

Учитель-логопед: Конь большой, а кот …. (маленький). Бык сильный, а телёнок…. (слабый). Лошадь высокая, а собака…. (низкая). У козы волоски шерсти прямые, а у овцы ….(кудрявые). Ягнёнок худой, а свинья ….(толстая). У коровы шёрстка короткая, а у кошки… (длинная). У овечки шёрсть мягкая, а у свиньи щетинка … (жёсткая). У кошки когти острые, а у собаки… (тупые). У котёнка подушечки на лапках мягкие, а у жеребёнка копыта … (твёрдые).

20. Домашнее задание

Учитель-логопед: Послушайте задание на дом. Придумайте слова, которые начинаются со звука [ш], или в которых есть звук [ш] в середине или в конце слова. Найдите все буквы «ш», которые спрятались на картинке среди предметов. (Оборудование 18).

21. Итог занятия

Учитель-логопед: Сегодня мы с вами познакомились с буквой «Ш». Сложим её из пальцев. (Обучающиеся совместно с учителем-логопедом выполняют задание)

Учитель-логопед: Давайте, пропишем букву «Ш» в воздухе.

(Письмо в воздухе с проговариванием).

Учитель-логопед: Какой звук обозначает буква «Ша»?

Дети: звук [ш].

Учитель-логопед: вспомним артикуляцию звука [ш]. (Разбор артикуляции совместно с детьми с опорой на схему артикуляции). Когда произносим звук [ш], наши губы округлены и чуть выдвинуты вперёд. Зубы сближены, но не сомкнуты. Язык широкий, поднят вверх. Кончик языка находится за верхними зубами и чуть оттянут назад. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Голосовые складки открыты, нет вибрации (тактильный контроль). Воздушная струя широкая, продолжительная. Ш-Ш-Ш.

Учитель-логопед: Охарактеризуйте звук [ш].

Дети: Звук [ш] согласный, твёрдый и глухой.

Учитель-логопед: и обозначается……..

Дети: синим цветом. (Обор. 5)

Учитель-логопед: Правильно. Звук [ш] по характеристике согласный, глухой, голосовые складки открыты, нет вибрации, и всегда твёрдый. И буква «Ш» согласная, твёрдая. Заселим букву «Ш» в свой домик (обор. 9 № 2).

22. Рефлексия

Учитель-логопед: В Буквограде растёт одно дерево, к которому слетаются птицы. (Оборудование 21).

Учитель-логопед: Послушайте внимательно: кому на занятии всё было НЕ ПОНЯТНО, посадит на дерево снегиря с красной грудкой. Кто на занятии что-то понял, что-то не понял, посадит на дерево синицу с жёлтой грудкой. А кому на занятии всё было ПОНЯТНО, посадит на дерево воробья с зелёной веточкой.

(Дети подходят, выбирают птиц и сажают птиц на дерево).

Учитель-логопед : Вот сколько птиц прилетело к нам на дерево (Подсчитывается количество снегирей, синиц, воробьёв).

23. Оценка работы детей на занятии

Учитель-логопед оценивает работу детей на занятии. Например: - Мне очень понравилось, как сегодня на занятии работали (называет детей). А ……… могли работать лучше. Я думаю, что к следующему занятию вы подтянетесь,и все будут работать на пять. Наше с вами занятие закончено. Теперь вы с … (называется имя отчество учителя) потренируетесь в чтении буквы «Ш».

Учитель-логопед уходит, а классный руководитель проводит с учениками динамическую паузу и закрепляет навык чтения слов с буквой «Ш» по букварю.

Недостаток произношения всех шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) называется сигматизмом, который аналогичен сигматизму свистящих (С, 3, Ц). Это объясняется тем, что у шипящих и свистящих общий способ образования, при котором направленная струя воздуха проходит через щель, по желобку, расположенному вдоль, по середине языка.

Виды сигматизма те же, что и у свистящих.

Межзубно-боковой сигматизм — кончик языка попадает между передними зубами, а один край языка (правый или левый) отрывается от коренных зубов, отчего весь язык разворачивается набок.

Боковой сигматизм — оба края языка (или один) отрываются от коренных зубов, отчего образуется щель между краем (краями) языка и коренными зубами. В образовавшуюся щель устремляется воздух, а кончик языка упирается в нёбо, отчего получается неприятный хлюпающий звук.

Губно-зубной сигматизм — губы сильно выпячиваются вперед. Верхние резцы прижимаются к нижней губе, образуя с ней щель, куда устремляется ток воздуха. Язык в образовании звука участия не принимает, слышится звук близкий к Ф.

Щёчный сигматизм — язык пассивно лежит на дне рта. Воздух раздувает обе щеки.

Смягчённый звук Ш — как правило, смягчённое произношение звука Ш бывает при нижней его артикуляции или в результате слишком близкого положения кончика языка к передним зубам.

Носовой сигматизм (или частичная гнусавость) — дефект возникает, если во время произнесения Ш мягкое нёбо опускается и воздух попадает в носовую по-лость.

Замещение звука Ш другими звуками (например, С, Т и др. как правильно, так и неправильно артикулируемыми) называется парасигматизмом и относится к специфическому дефекту.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ш

Если ребёнок имеет правильную артикуляцию звука С или овладел его произношением, постановка звука Ш не представляет трудности.

1. Лучше всего звук Ш ставить от звука С. Для этого предложите обучающимся произнести С (долгий звук с-с) или слог СА и в момент произнесения приподнимите его кончик языка с помощью шпателя, зонда или пальца за верхние зубы, на альвеолы. Вместо С или СА слышится Ш или ША. Сосредоточив внимание ребёнка на верхнем положении кончика языка (следите, чтобы он не втыкал язык в нёбо!), предложите послушать, что получилось: «ГоворилСА, а получилось что?»

2. Звук Ш легко поставить от звука Р, затормозив вибрацию кончика языка с механической помощью (зондом). Можно остановить «раскаты» звука Р, например, словом «стоп!», предложить удержать артикуляцию и запомнить место за верхними резцами, где произносился звук Р. На «этом месте», за верхними зубами, сказать «са» и послушать, что получилось. Звук Ш может быть также поставлен от шепотного звука Р.

3. В исключительных случаях можно поставить нижний звук Ш, отодвинув шпателем кончик языка назад в момент произнесения длительного звука С — с-с. Поставленный звук закрепляется в слогах, словах и автоматизируется в отдельных фразах, предложениях и текстах.

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «Ш».

  • Кончик языка в форме «чашечки» поднят к передней части нёба (у альвеол);
  • Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;
  • Мышцы языка не слишком напряжены;
  • Губы округлены и выдвинуты вперёд в форме «рупора»;
  • Между зубами маленькая щелочка;
  • Воздух выдыхается равномерно посередине языка;
  • На ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая струя воздуха.
  • Голосовой моторчик не работает.

Подготовительные упражнения для звука «Ш».

Упражнения для губ . Сомкнуть зубы. Округлить губы и вытянуть вперёд, как при произнесении звука «О». Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Примечание. Губы слишком вытянуты вперёд (как при произнесении звука «У»). При этом углы губ соприкасаются и, следовательно, вовлекаются в работу, тогда как они должны быть неподвижны. Кроме того, создаётся дополнительное препятствие для выходящего воздуха.

Упражнение для развития выдоха . Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки - ощущается тёплая струя. На положение языка не обращать внимания. Многократным упражнением добиться у ребёнка необходимой силы воздуха.

Упражнение для языка . Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки (плоского конца чайной ложки), подложенной под язык. Кончик языка поднять к нёбу. Зубы разомкнуть на ширину полутора пальцев. Губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении некоторое время. Повторить упражнение много раз.

Повторить упражнение без использования палочки. При этом язык должен свободно подниматься и удерживаться у нёба.

Упражнение . Произнесение длительного звука «Ш». Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки. Не вынимая палочки, сомкнуть зубы. Округлить и вытянуть вперёд губы, углы губ при этом не должны соприкасаться. Равномерно, с силой, выдыхать воздух, контролируя струю ладонью руки. Слышится длительный звук «Ш - Ш - Ш».



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама