THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Сегодня, пожалуй, мало найдется таких семей или домов, где бы не обитала какая-нибудь домашняя зверушка. Любовь к животным часто приобретает необычные формы, превосходя пределы благоразумия и приравнивая данных «домочадцев» к членам семьи, что вовсе не является похвальным. Однако не только такая привязанность, но и обыденное любопытство заставляет задуматься о том, что же ожидает всех этих кошек и собачек после смерти. Суждено ли человеку встретиться с ними после всеобщего воскресения? Поразмышлять на эту тему мы и предлагаем вам далее.

Имеют ли звери душу?

Чтобы узнать, будут ли животные в раю, для начала нужно выяснить, наделены ли они душой. Священное Писание дает на это однозначный ответ: да, наделены. В Книге Бытия упоминается об этом неоднократно:

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. (Быт. 1:24)

Эта «душа живая», кстати сказать, и отличает всю фауну от растительного мира. Однако же из Писания мы узнаем и о том, что душа животных в крови их (Лев. 17:11). Это означает, что душа животных не наделена бессмертием, как у людей, она погибает вместе с телом.

Душа зверей является только набором психоэмоциональных свойств, благодаря чему животные обладают волей и памятью, зачатками интеллекта, а также умеют чувствовать. Но они не имеют образа и подобия Божия, у них нет тех духовных и личностных качеств, как у нас. Звери живут по биологическим законам, им чуждо понятие нравственности, различение добра и зла.


Посмертная участь зверей

В то же время это вовсе не означает, что жизнь наших домашних любимцев обязательно ограничится только их земным существованием. О том, что в раю будет место и для зверей, нам ясно возвещают пророческие картины из Книги пророка Исайи:

Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. (Ис. 11:6-7)

Апостол Павел также утверждал, что сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8:23).

Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. (1 Кор. 15:53-54)

Отсюда делается вывод: животные в раю будут наверняка. Вместе с преображенным человеком они тоже обретут некую бессмертную плоть, воскреснут. Однако как именно это произойдет, и главное — будет ли это личным воскресением каждого конкретного домашнего питомца — мы не знаем. На этот вопрос существуют только некоторые частные мнения богословов, но общего взгляда Церкви на него нет.

Например, есть мнение, согласно которому в вечность попадут только те звери, которые жили и общались с людьми, именно через соприкосновение с бессмертной душой своих хозяев они и смогут преодолеть тление. Согласно другому взгляду, весь тварный мир преобразится после Страшного Суда как вид. А вот Нектарий Оптинский, большой любитель котов, например, считал, что первыми в рай войдут именно кошки.

По мнению Феофана Затворника, души зверей сольются в некую одну «мировую душу». Но все это только предположения, и точного ответа мы знать не можем. Наверняка мы знаем только одно: «вся премудростию» сотворивший Господь, и в этом деле все решит премудро и несказанно, по глубокой любви к Своему творению. Мы же не должны интересоваться посмертной участью домашних любимцев больше, чем своей собственной.

Связь между людьми и животным миром

Из вышесказанного следует сделать вывод: место зверей в вечности напрямую зависит от человека. Нужно понимать, что и сегодня звери страдают и умирают по причине растления человеческой природы, а не по своей вине. Апостол Павел упоминает об этом в своих Посланиях:

Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее… Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. (Рим. 8:19-23)

Человек был поставлен хозяином над всем тварным миром. Подтверждением тому служит еще следующий факт: Бог дал повеление Адаму наречь имена всем животным. Это был своеобразный знак владычества над ними. Однако после грехопадения первых людей ситуация изменилась. Из гармоничных отношений она перешла в такую, когда звери стали даже нападать на своего хозяина.

Можно предположить, что между животными в раю и человеком возобновятся те же гармоничные взаимоотношения, какие были прежде грехопадения, о чем свидетельствует и пророк Исайя: И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа. (Ис. 11: 8-9)

Известно, что до Великого потопа не только люди не вкушали мяса, но и не существовало хищников — все были травоядными. Впоследствии Бог благословил человека использовать в качестве еды мясо некоторых зверей.

Мы знаем также о том, как многие святые проявляли ласку и любовь к животным, даже к хищникам, которую те очень хорошо чувствовали. Известен лев, который в благодарность за избавление от занозы всю жизнь дружил с преподобным Герасимом Иорданским и умер от горя рядом с ним в один день. Вместе они даже изображаются на иконах. Другой лев вырыл могилу для святой Марии Египетской.

Преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский кормили из рук медведей, других диких зверей. Из жития Германа Аляскинского мы узнаем также, как рядом с ним жили горностаи. Преподобному Брендану Мореплавателю всегда сопутствовал кит. Все это свидетельствует о том, что животные, по слову священника Константина Пархоменко, «чувствуют духовную атмосферу Рая», поэтому и посмертная участь их не может остаться без приобщения к вечности.

Как правильно относиться к домашним питомцам?

Любить своих домашних зверушек, как и вообще любую живность, безусловно, надо, независимо от того, будут животные в раю или нет. В этом проявляется любовь человека ко всему сотворенному Богом миру. С другой стороны, так можно воспитать в себе сострадательность ко всему живому, милосердие, ответственность и другие положительные качества.

Паисий Святогорец утверждал: для животных нет иного утешения, кроме нашей любви: Для животных человек — это Бог. Как мы просим помощи у Бога, так они просят помощи у человека. Однако же и в этом деле нужно проявлять элементарное благоразумие. Никогда не стоит забывать об установленной Богом иерархии. Из всего сотворенного (тварного) мира звери, безусловно, ближе всего находятся к человеку, но не они являются венцом творения.

Слишком частое, к сожалению, сегодня явление, когда люди проявляют невиданное милосердие к зверушкам — чаще всего они-то и интересуются их посмертной участью, — но при этом презрительно относятся к людям, своим ближним. Нежно сюсюкаясь с кошечками и собаками, они в то же время являются настоящими тиранами для своей семьи. Понятно, что ничего нормального в этом нет.

Еще более распространенная ошибка: когда из домашних любимцев создаются идолы или кумиры. Люди становятся настоящими кото- или собакоугодниками вместо того, чтобы быть их хозяевами. Это нарушение второй заповеди Декалога: не сотвори себе кумира. О тех же случаях, когда на кошках или собаках женятся или на них переписывается наследство, мы и вовсе говорить не будем. Все это противоречит не только христианским нормам, но и здравому уму. Одним словом, любовь к животным должна быть рассудительной, благоразумной и целомудренной.

Можно ли молиться о любимцах?

В то же время молиться о питомцах можно. Например, в случае их болезни (но не о посмертной участи). В этом тоже проявляется попечение человека о всей твари. Просить можно своими словами, не обязательно разыскивать какую-то особую молитву. Впрочем, в православии есть несколько святых, которым принято молиться о животных.

Георгий Победоносец, мученики Трифон, Власий, Флор и Лавр — в основном их просят о выздоровлении и сохранении сельскохозяйственного скота. В некоторых случаях даже можно покропить живность святой водой. А вот давать им внутрь такую воду, так же, как просфору или любую другую святыню, нельзя, так как этим оскверняется сама святыня.

Конечно, молиться можно только о здоровье питомцев, а не об их упокоении, независимо от того, будут ли животные в раю. И если это еще как-то можно допустить в детской молитве, по наивности, то для взрослого это окажется, как минимум, странным.

Является ли грехом убийство зверей?

Понятно, что убивать зверушек без необходимости или для развлечения — это признак жестокости и хладнокровия. Очевидно, за любое такое преступление каждый должен будет дать ответ на Страшном Суде. Убийство же определенных животных для употребления в пищу, мы помним, было разрешено Богом.

Более сложный вопрос: можно ли усыплять питомцев в случае неизлечимой болезни? Никаких канонических правил на этот счет не существует, так как данное средство было изобретено относительно недавно.

Большинство священников все же склоняется к мнению, что можно. Поскольку животные не очищаются через болезнь или страдания, душа зверей не склонна к покаянию. Все это оставляется на волю человека, он сам может решить, стоит ли усыплять питомца или нет, так как поставлен хозяином над ним.

На вопрос о кошках в раю отвечает протоиерей Андрей Ткачев:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Ас-Саляму алейкум!

Уважаемые знающие братья ответьте! Слышал что есть 10 животных, которые попадут в рай. Есть ли такой хадис? А на счет того, что животные друг перед другом ответят это правда? Точно не помню слова Аллаха или хадис, но говорится с примерным смыслом, что это день справедливости и даже безрогий баран будет бить рогатого, за то что тот ударил его при жизни имея преимущество в рогах.Есть животные которые попадут, это помоему баран котрого зарезал Ибрахим (мир ему) верблюдица Пророка,салляллаху алейхи ва салям. Правда ли это и есть ли такой хадис? И есть ли указание в шариате что животные будут в раю или в аду, или тоже будут воскрешены на судный день? Приведите пожалуйста доводы и слова ученых!

Ва алейкум салям ва рахматуллах!

Слышал что есть 10 животных которые попадут в рай- есть ли такой хадис?

Такого хадиса скорее всего нет. Об этом передается от Мукъатиля, который сказал, что десять животных будут в раю:
верблюдица Салиха, теленок Ибрахима, баран Исма’иля, корова Мусы, рыба Юнуса, осел Азиза, муравей Сулеймана, удод Балкъиса, собака обитателей пещеры и верблюдица Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует!
Во-первых, то, что при передаче этого сообщения использовано слово «передается», указывает на слабость данного сообщения.
Во-вторых — Мукъатиля обвиняли во лжи. Ибн Хиббан говорил о нем, что он брал от иудеев и христиан знания о Коране, которые совпадали с их книгами. Он уподоблял Господа своим творениям, и вместе с этим был лжецом. См. «аль-Маджрухин» 2/15. Похожие высказывания также приводятся в других книгах, например, «ат-Та’диль ва-т-таджрих» (1/197) аль-Баджи; «ад-Дуафаъ» (1/136) Ибн аль-Джаузи, и др.
Основываясь на этом нельзя доверять данному высказыванию.

А на счет того что животные друг перед другом ответят это правда? точно не помню слова Аллаха или хадис но говорится с примерным смыслом что это день справедливости и даже безрогий баран будет бить рогатого, за то что тот ударил его при жизни имея преимущество в рогах.

عن أبي هريرة أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال
لتؤدن الحقوق إلى أهلها يوم القيامة حتى يقاد للشاة الجلحاء من الشاة القرناء

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения обязательно будут соблюдены права имеющих право и даже к безрогому барану приведут рогатого» . Этот хадис передали Муслим 2582, ат-Тирмизи 2420.

И есть ли указание в шариате, что животные будут в раю или в аду, или тоже будут воскрешены на судный день?

От Абу Хурайры сообщается о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах рассудит между Своими творениями: джинами, людьми и животными. И, поистине, в тот день животное, у которого не было рог, возьмет возмездие от животного, у которого были рога. И когда уже не останется у одного из них права на другого, скажет Аллах: “Будьте прахом!” И тогда скажет неверующий: “О, если бы я был прахом!”» (сура Весть, 40)
Шейх аль-Албани после того как привел этот хадис в «Сильсиля ас-сахиха» (1966) сказал: «Его привел Ибн Джарир в своем «Тафсире» от Исма’иля ибн Рафи’и аль-Мадани от Язида ибн Зияда от Мухаммада ибн Ка’ба аль-Курази от человека из числа ансаров от Абу Хурайры от пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Я (аль-Албани) говорю: этот иснад слабый, об Исма’иле ибн Рафи’и аль-Мадани, хафиз (Ибн Хаджар) сказал о нем: «У него слабая память»…
Однако шейх аль-Албани привел после этого хадиса два асара, смысл которых подобен вышеупомянутому хадису, от Абу Хурайры и ‘Абдуллы ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, которые также приводятся в «Тафсире» Ибн Джарира ат-Табари, и сказал, что эти два асара возвышают степень, вышеприведенного хадиса до достоверного.
Эти асары: От Абу Хурайры сообщается, что он сказал: «Поистине, Аллах соберет все творения: всех животных, птиц и людей. И Он скажет животным и птицам: “Будьте прахом!” И тогда скажет неверующий: “О, если бы я был прахом!”»(Весть,40)
После этого асара шейх аль-Албани сказал: «И этот иснад достоверный, передатчики его заслуживают доверия, передатчики, которые встречаются у Муслима, кроме Ибн Саура, а он Мухаммад ас-Сан’ани. И хотя этот асар от сподвижника (Абу Хурайры), однако он является сильным подтверждением для того хадиса от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как такое не говорят от себя. Также его подтверждает, что есть также у Ибн Джарира от ‘Ауфа от Абуль-Мугъиры от ‘Абдуллы ибн ‘Амра, что он сказал: «Когда наступит Судный день, будет распростерта земля, и будут собраны животные. Потом будет возмездие между животными. Барану, у которого не было рог, будет возмещено от барана, у которого были рога за то, что он бодал его. И когда возмездие между животными закончится, Он скажет им: “Будьте прахом!” И тогда скажет неверующий: “О, если бы я был прахом!”» (Весть,40)
Есть еще вот такие хадисы:
Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все мухи будут в Огне, кроме пчёл». Этот хадис передали аль-Баззар, Абу Я’ля 4231 и ат-Табарани со слов Ибн ‘Умара (13467), а ат-Табарани со слов Ибн ‘Аббаса (11058) и Ибн Мас’уда (10487). Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 3442.
Аль-Хайсами в «аль-Маджма’» 10/390 сказал: «Его передал Абу Я’ля и его передатчики заслуживающие доверия». Хусайн Сулейм сказал: «Его иснад хороший». См. «Та’ликъ аля Муснад Абу Я’ля» 7/230.
Похожие хадисы с хорошими иснадами от Ибн ‘Аббаса (11058), Ибн ‘Умара (13467) и Ибн Мас’уда (10487) передал ат-Табарани. В совокупности с его путями этот хадис является достоверным.
Аль-Мунави сказал: «Все мухи будут в огне» — для того, чтобы ими подвергать мучениям обитателей Огня, а не для того, чтобы подвергать мучениям их (мух). Так это растолковал аль-Хаттаби.
«Кроме пчёл» — так как в них есть исцеление (или лечебное средство)». См. «Файдуль-Къадир» 3/569.
В «Мусаннафе» ‘Абду-р-Раззакъа (9415) передается от ас-Саури, который передал от Лейса, который передал от Муджахида, сообщившего от ‘Убайды ибн ‘Умайра или Ибн ‘Умара о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все мухи будут в Огне, кроме пчёл» , и он запрещал убивать их, а также сжигать еду.

Саубан (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды, когда он стоял рядом с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), подошел один из иудейских раввинов ….
Он спросил: «Кто будет первыми из людей, кому будет позволено (перейти мост ас-Сырат)?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Бедняки из числа мухаджиров». Иудей спросил: «А что им будет подарено, когда они войдут в Рай?»
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Самую лакомую часть печени кита». Он спросил: «А что будет их пищей после этого?» Он (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Для них будут зарезаны Райские буйволы (быки), которые паслись на его окраинах». Он спросил: «А что они будут пить?» Он (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Питье их будет из (Райского) источника, который называется “Сальсабиль”». Муслим 315 (часть длинного хадиса).

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вытирайте слизь с овец и очищайте их загон, молитесь рядом с их загоном, ибо поистине, они из числа животных рая» . Этот хадис передали аль-Байхакъи в «аль-Ма’рифа» со слов Абу Хурайры. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1385, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1128.
_______________________________________________
Если слово «ругъам» писать с фатхой – «рагъам», то у него будет такой смысл: «удаляйте пыль с овец». Имеется в виду, что овец следует содержать в чистоте и ухаживать за ними, как об этом говорил имам аль-Мунави в «Файдуль-Къадир». Аллах же знает об этом лучше всех!
ВаЛлаху а’лям!

На иконе Рождества Христова мы видим вола и осла, склонившихся над лежащим в яслях Богомладенцем. Некоторые святочные вертепы напоминают Ноев Ковчег: тут и овцы с пастухами, и караван верблюдов. О том, как относится Церковь к братьям нашим меньшим, "Правде.Ру" рассказал иеромонах Никанор (Лепешев), преподаватель Хабаровской духовной семинарии.

— Отец Никанор, у животных, согласно православному учению, есть душа?

— В Книге Бытия животные, рыбы и птицы названы "душой живой". Ее наличием они отличаются, например, от растений, небесных светил и т. д. Но также из Писания мы знаем, что "душа животных в крови их" и умирает вместе с телом. В этом — ее главное отличие от бессмертных человеческих душ, которые продолжают жить и после смерти тела. Таким образом, среди обитателей видимого мира выстраивается духовная иерархия, по признаку наличия или отсутствия души, а также ее бессмертия или смертности. И из всех творений Божиих только человек создан по образу и подобию своего Творца.

— Есть мнение, что в Царствие Небесное попадут все животные, которых любил кто-либо из попавших туда людей. Что говорили об это святые отцы?

— В момент Второго Пришествия Христа, как говорит апостол Павел, "последний враг истребится — смерть". То есть она отпустит все и всех, кого поглотила за время своего царствования в материальном мире. Ничто из сотворенного Господом не канет в полное небытие, Божие творение будет восстановлено во всей своей полноте. О том, что для животных тоже найдется место в обновленном мироздании, говорит пророк Исайя: "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе". А преподобный Нектарий Оптинский, очень любивший кошек, говорил, что из всех животных именно они первыми войдут в рай.

Но вот относительно того, будут ли с наступлением вечного Царствия Христова воскрешены все прежде умершие животные, у богословов существуют разные мнения. Одни думают, что да, будут. Другие же считают, что, если говорить о животных, то для Творца значение имеют не отдельно взятые особи, не индивиды того или иного вида, а лишь сами виды.

Лично я — большой любитель братьев наших меньших, и потому думаю, что в очах Божиих каждое Его творение неповторимо и ценно. И то, как относились к своим бессловесным друзьям святые, укрепляет меня в этом мнении. Вспомним и преп. Герасима Иорданского с его львом, и преп. Серафима Саровского с его медведем, преп. Брендана Мореплавателя с его китом, и многих других подвижников. Но настаивать на своей точке зрения я не могу, поскольку все это сфера частных богословских суждений, и то или иное мнение по данному вопросу никак не влияет на наше спасение. Так что истину все мы узнаем только после Страшного Суда.

— Слишком сильно привязываться к животным — это грех?

— Любить животных так же сильно, как людей или, тем более, сильнее людей — конечно же, грех. В подлинной любви существует своя иерархия: на первом месте — всегда Бог, на втором — наши ближние, то есть окружающие нас люди, созданные по образу и подобию Божию. И уже на третьем месте — бессловесные животные, братья наши меньшие. Любить животных, как прекрасные божии создания, жалеть их, заботиться о них — просто необходимо. А вот иметь к ним пристрастие, чрезмерную привязанность — это уже нарушение заповеди "не сотвори себе кумира". Так как в этом случае мы в своем сердце воздвигаем идола, который заслоняет от нас и Бога, и окружающих людей.

— Можно ли православным держать в доме собак? Правда ли, что собаки — нечистые животные?

— Деление животных на чистых и нечистых существовало только в Ветхом Завете. В Новом Завете, с отменой ритуальной стороны Закона Моисеева, эти нормы потеряли для нас всякое значение. Ни в Евангелии, ни в посланиях апостолов, ни в творениях святых отцов, ни в деяниях соборов, мы не найдем каких-либо указаний на то, что одни животные — чисты перед Богом, а другие — осквернены. Новый Завет знает лишь понятие нравственной скверны — то есть греха. Животные же по определению безгрешны. То есть с нравственной точки зрения нечисты вовсе не братья наши меньшие, а мы.

Поэтому собака ничуть не более осквернена, чем кошка, или мышка, или канарейка, или аквариумная рыбка, или летающий по комнате комар. В Книге Бытия сказано, что всякое творение Божие — "добро зело", то есть "хорошо весьма". Это, конечно, вполне относится и к таким замечательным друзьям человека, как собаки. И какие-то предубеждения против них есть не более чем отголоски или ветхозаветного законничества, или языческого суеверия.

Бытует поверие: если в храм забежит собака, его необходимо после этого заново освящать. Так вот, на самом деле никаких церковных канонов, говорящих об этом, просто не существует. В Книге Правил есть запрет вводить животных в храм, но там не уточняется, о ком именно идет речь. И согласно авторитетным толкователям, смысл этого канона вовсе не в том, что животное своим присутствием осквернит храм, а в том, чтобы не профанировать дом Божий, сохранять к нему благоговение и не использовать церковное здание не по назначению. А в Большом Требнике есть только один чин переосвящения храма, связанный с животными: он совершается в том случае, если животное умерло или родило в храме. И опять никаких особых указаний относительно собак.

У священномученика Киприана Карфагенского есть замечательные слова: "Обычай без истины есть всего лишь застарелое заблуждение". И их вполне можно отнести к странному мнению, будто собака — нечистое животное, которое даже нельзя держать в доме.

Иллюстрация: Адам дает имена животным. Фреска Феофана Критского, 1527 г.

На иконе Рождества Христова мы видим вола и осла, склонившихся над лежащим в яслях Богомладенцем. Некоторые святочные вертепы напоминают Ноев Ковчег: тут и овцы с пастухами, и караван верблюдов. О том, как относится Церковь к братьям нашим меньшим, "Правде.Ру" рассказал иеромонах Никанор (Лепешев), преподаватель Хабаровской духовной семинарии.

— Отец Никанор, у животных, согласно православному учению, есть душа?

— В Книге Бытия животные, рыбы и птицы названы "душой живой". Ее наличием они отличаются, например, от растений, небесных светил и т. д. Но также из Писания мы знаем, что "душа животных в крови их" и умирает вместе с телом. В этом — ее главное отличие от бессмертных человеческих душ, которые продолжают жить и после смерти тела. Таким образом, среди обитателей видимого мира выстраивается духовная иерархия, по признаку наличия или отсутствия души, а также ее бессмертия или смертности. И из всех творений Божиих только человек создан по образу и подобию своего Творца.

— Есть мнение, что в Царствие Небесное попадут все животные, которых любил кто-либо из попавших туда людей. Что говорили об это святые отцы?

— В момент Второго Пришествия Христа, как говорит апостол Павел, "последний враг истребится — смерть". То есть она отпустит все и всех, кого поглотила за время своего царствования в материальном мире. Ничто из сотворенного Господом не канет в полное небытие, Божие творение будет восстановлено во всей своей полноте. О том, что для животных тоже найдется место в обновленном мироздании, говорит пророк Исайя: "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе". А преподобный Нектарий Оптинский, очень любивший кошек, говорил, что из всех животных именно они первыми войдут в рай.

Но вот относительно того, будут ли с наступлением вечного Царствия Христова воскрешены все прежде умершие животные, у богословов существуют разные мнения. Одни думают, что да, будут. Другие же считают, что, если говорить о животных, то для Творца значение имеют не отдельно взятые особи, не индивиды того или иного вида, а лишь сами виды.

Лично я — большой любитель братьев наших меньших, и потому думаю, что в очах Божиих каждое Его творение неповторимо и ценно. И то, как относились к своим бессловесным друзьям святые, укрепляет меня в этом мнении. Вспомним и преп. Герасима Иорданского с его львом, и преп. Серафима Саровского с его медведем, преп. Брендана Мореплавателя с его китом, и многих других подвижников. Но настаивать на своей точке зрения я не могу, поскольку все это сфера частных богословских суждений, и то или иное мнение по данному вопросу никак не влияет на наше спасение. Так что истину все мы узнаем только после Страшного Суда.

— Слишком сильно привязываться к животным — это грех?

— Любить животных так же сильно, как людей или, тем более, сильнее людей — конечно же, грех. В подлинной любви существует своя иерархия: на первом месте — всегда Бог, на втором — наши ближние, то есть окружающие нас люди, созданные по образу и подобию Божию. И уже на третьем месте — бессловесные животные, братья наши меньшие. Любить животных, как прекрасные божии создания, жалеть их, заботиться о них — просто необходимо. А вот иметь к ним пристрастие, чрезмерную привязанность — это уже нарушение заповеди "не сотвори себе кумира". Так как в этом случае мы в своем сердце воздвигаем идола, который заслоняет от нас и Бога, и окружающих людей.

— Можно ли православным держать в доме собак? Правда ли, что собаки — нечистые животные?

— Деление животных на чистых и нечистых существовало только в Ветхом Завете. В Новом Завете, с отменой ритуальной стороны Закона Моисеева, эти нормы потеряли для нас всякое значение. Ни в Евангелии, ни в посланиях апостолов, ни в творениях святых отцов, ни в деяниях соборов, мы не найдем каких-либо указаний на то, что одни животные — чисты перед Богом, а другие — осквернены. Новый Завет знает лишь понятие нравственной скверны — то есть греха. Животные же по определению безгрешны. То есть с нравственной точки зрения нечисты вовсе не братья наши меньшие, а мы.

Поэтому собака ничуть не более осквернена, чем кошка, или мышка, или канарейка, или аквариумная рыбка, или летающий по комнате комар. В Книге Бытия сказано, что всякое творение Божие — "добро зело", то есть "хорошо весьма". Это, конечно, вполне относится и к таким замечательным друзьям человека, как собаки. И какие-то предубеждения против них есть не более чем отголоски или ветхозаветного законничества, или языческого суеверия.

Бытует поверие: если в храм забежит собака, его необходимо после этого заново освящать. Так вот, на самом деле никаких церковных канонов, говорящих об этом, просто не существует. В Книге Правил есть запрет вводить животных в храм, но там не уточняется, о ком именно идет речь. И согласно авторитетным толкователям, смысл этого канона вовсе не в том, что животное своим присутствием осквернит храм, а в том, чтобы не профанировать дом Божий, сохранять к нему благоговение и не использовать церковное здание не по назначению. А в Большом Требнике есть только один чин переосвящения храма, связанный с животными: он совершается в том случае, если животное умерло или родило в храме. И опять никаких особых указаний относительно собак.

У священномученика Киприана Карфагенского есть замечательные слова: "Обычай без истины есть всего лишь застарелое заблуждение". И их вполне можно отнести к странному мнению, будто собака — нечистое животное, которое даже нельзя держать в доме.

Иллюстрация: Адам дает имена животным. Фреска Феофана Критского, 1527 г.

В Священном Писании можно найти косвенные указания на продолжение существования животных в Царстве будущего века. Так, например, пророк Исайя, описывая Царство Мессии, говорит о восстановлении гармонии в отношениях всех живых существ, которая была в древнем Эдеме: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Ис. 11, 6-8).


Вспомним, что завет, заключенный между Всевышним и всем человечеством после потопа – завет радуги, - включает в себя наряду с человеком и всех зверей - не только домашних, но и диких.


Всевышний поднял на ковчег всех животных. Мы читаем: «И сказал Бог Ною и сынам его с ним так: Вот, Я устанавливаю союз мой с вами и с потомством вашим после вас, И со всяким живым существом, что с вами: из птиц, из скота и из всех зверей земных, которые у вас, из всех, вышедших из ковчега, из всех животных земных; И устанавливаю союз Мой с вами, и не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет более потопа на погубление земли. И сказал Бог: вот знак союза, который Я даю, между Мною и вами, и между всякою душою живою, которая с вами, – на вечные поколения. Радугу Мою дал Я в облаке, и будет она знаком союза между Мною и землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, и появится радуга в облаке, И Я вспомню союз Мой, который между Мною и вами, и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на погубление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, чтобы вспомнить союз вечный между Богом и всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Бог Ною: это знак союза, который Я поставил между Мною и всякою плотью, которая на земле» (Быт. 9, 8-17). Итак, мы видим, что завет с сынами Ноя был одновременно заветом со всем живым на земле. Не только человеческий, но и весь животный мир находится под опекой Бога, Он Царь и Бог не только людей, но также и животных.

С одной стороны они Его творения, которых Он любит и о которых печется, с другой стороны, животные любят Всевышнего и прославляют Его. С одной стороны сказано, что «Человеку и скоту помогаешь Ты, Господи» (Пс. 36,7), а с другой: «Хвалите Господа с земли, рыбы великие и все бездны…Звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые» (Пс. 148, 7-10).

О животных пишет Апостол Павел: ...тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне... (Рим. 8, 19-22).

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): ...Но только ли человек наследует бессмертие? Великое слово "Се, творю все новое" относится, конечно, не к одному человеку, а ко всему творению, ко всякой твари Мы говорили уже, что дух животных, хотя бы и самый малый начаток его, дух жизни, не может быть смертным, ибо и он от Духа Святого. И у животных дух связан с телом, как у человека, и поэтому есть полное основание ожидать, что и их тела будут существовать в новой природе, новом мироздании после гибели нынешнего мира. Об этом говорит и апостол Павел в 8 главе послания к Римлянам (8, 19 - 22): "Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, - потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне".

Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило всех судеб мира, и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил ее, подпала суете, нестроениям и страданиям. И для нее есть надежда, что в день прославления всех праведных, искупленных Христом от рабства тлению, она и сама будет освобождена от страданий и тления, то есть станет нетленной.

В новом Иерусалиме, новом мироздании и животным будет место; там не будет ничего нечистого, и новая тварь получит древнее оправдание и освящение Словом Божиим "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Быт. 1, 31)

Конечно, бессмертие не будет иметь для твари того значения, как для человека. Ее примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении новой светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять ее. Ему будет цельно и гармонично в будущем новом мироздании, и всякой твари найдется место в нем.
/Из книги: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М., 2005., с. 110./

Симеон Новый Богослов.

Но чтобы не подумал кто, что сказанное Апостолом относится к другой какой-либо твари - он прибавил: суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю на уповании (Рим. 8:20). Видишь, что тварь не хотела повиноваться и служить Адаму, после того как он преступил заповедь Божию, потому что видела, что он низпал от божественной славы? Для сего-то Бог, прежде сотворения мира, предопределил быть спасению человека через возрождение, какое имел он получить в силу воплощенного домостроительства Христова, и на сем основании подчинил ему тварь и покорил ее тлению, так как тленным сделался человек, для которого она создана, - чтоб она каждогодно доставляла ему тленную пищу, положив, когда обновит человека, и сделает его нетленным, безсмертным и духовным, тогда вместе с ним обновит и всю тварь и сделает ее вечною и нетленною.

Тварь не по своей воле сделалась тленною, дает плоды тленные, и произращает терния и волчцы; но покорилась повелению Бога, Который определил сие для нея на уповании, что опять обновит ее. Чтоб полнее удостоверить в этом, Апостол говорит наконец: яко и сама тварь свободится от работы устления в свободу славы чад Божиих (8:21). Видишь, что вся эта тварь в начале была нетленною и создана Богом в чине рая? Но после Богом подчинена тлению, и покорилась суете человеков.

А вот что пишет святитель Иоанн Златоуст: "Не ты один, но то, что ниже тебя, что не имеет ни разума, ни чувства, - и то будет с тобою участвовать в благах. "Свободится, - говорит Апостол, - от рабства истления", то есть, не будет уже тленною, но сделается соответственною благообразию твоего тела. Как тварь сделалась тленною, когда тело твое стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственною ему. Выражая это, Апостол прибавил: "в свободу славы чад Божиих", то есть посредством свободы. Как кормилица, воспитавшая царского сына, когда он получит отеческую власть, наслаждается вместе с ним благами, так и тварь, по словам Апостола. Видишь ли ты, что человек всегда бывает впереди, и что всё для него делается? Замечаешь ли, как Апостол утешает подвизающегося доказывает неизреченное Божие человеколюбие? Ты терпишь сам за себя, а тварь за тебя терпит. И не только утешает, но и доказывает достоверность сказанного им. Если надеется тварь, которая из-за тебя стала тем, что она теперь, тем более надейся ты, чрез которого тварь будет наслаждаться всеми теми благами. И люди обыкновенно одевают слуг в лучшее платье ради чести сына, когда ему нужно показаться во всем своем достоинстве. Так и Бог облекает тварь нетлением в свободу славы чад. "Вем бо, яко вся тварь совоздыхает и сболезует даже до ныне" (Рим. 8, 19-22).. " /Св. Иоанн Златоуст, "Беседы на Послание к римлянам", беседа XIV/

Информация с сайта
Спасо-Парголовский храм
Санкт-Петербургская Епархия РПЦ МП



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама