THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Туркмения - одна из самых закрытых республик бывшего СССР. Туркмены в отличие от своих среднеазиатских соседей не ездят на заработки в Россию, да и сюда попасть не просто. Все-таки страна визовая. Наклейка в паспорте стоит минимум 35 долларов. В общем, про туркменский газ слышали многие, но мало кому удалось посмотреть, как в бывшей союзной республике распоряжаются богатством, полученным от продажи углеводородов. А посмотреть есть на что. На границе пустыни Каракум вырос без преувеличения футуристический с восточным колоритом город из белого мрамора, который часто вызывает ассоциацию с оазисом.




В наше время Туркмения живет в Эпоху могущества и счастья. Во всяком случае, это провозгласил президент Гурбангулы Бердымухамедов. Время правления первого президента именовалось Золотым веком.


Ашхабад - город молодой и без исторического центра. К тому же в середине прошлого века тогда столица советской республики практически вся ушла под землю в результате стихийного бедствия. Город отстроили заново.


В годы независимости Туркмении в Ашхабаде развернулась не менее грандиозная стройка. Повсюду такие необычные сооружения. На фото отель "Йылдыз"


А это наша гостиница "Ашхабад"


Перед отелем позолоченная статуя действующего президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова. Официальное название памятника — «Аркадаг бинасы» (Монумент Аркадаг). Аркадаг переводится с туркменского как «покровитель», «опора». Глава государства изображен в традиционной туркменской одежде на гарцующем ахалтекинском коне с высоко поднятой правой рукой.


В праздничный день (12 декабря в Туркмении отмечали день Нейтралитета) на улицах практически нет местных жителей, зато много делегаций со всего мира. Из-за приезда политиков весь центр перекрыли


Дворец бракосочетания или Счастья. В основе конструкции восьмиконечная звезда Огузхана (прародителя тюркских племен). Символ очень популярный в Ашхабаде. Внутри глобус Туркмении


Столицу пытаются превратить в цветущий сад, но это, как видим, не просто - чаще всего саженцы не приживаются


Парк развлечений. Колесо обозрения, говорят, самое большое в мире - даже в книгу Гинесса внесли. Но народа и здесь нет.


Для орошения используют специальную поливочную систему, разработаную в Израиле


Фонарь украшен звездами Огузхана


На колесе обозрения также восьмиконечная звезда


Облепиха


Школа имени Пушкина. Единственная в Туркмении, где обучают по российской программе

«А где люди?» – этот вопрос люди чаще всего задают, когда видят фотографии беломраморной столицы Туркменистана. И действительно, в новом Ашхабаде нет людей. Огромные новые дома, облицованные мрамором, широкие проспекты, парки, сады, фонтаны есть, а людей нет. Ашхабад делится на две части – старый и и новый город. Город живых и город мертвых. Сегодня я расскажу вам про новый Ашхабад.

Сразу хочу сказать, что я не критикую и не высмеиваю, я не восхищаюсь и не завидую. Я показываю вам совершенно другой мир, а выводы делайте сами в комментариях.

Новый Ашхабад заложил великий Туркменбаши в начале 2000-х. Именно он приказал строить все дома из белого мрамора. «Мы строим только белым мрамором, – говорил Сапармурат Ниязов. – Люди жадные этого не понимают, стараются из чего-то другого строить, приходится приказывать». В 2013 году Ашхабад попал в книгу рекордов Гиннеса как город с самым большим количеством строений, отделанных белым мрамором. На тот момент общая площадь покрытой мрамором поверхности в Ашхабаде составляла 4,514 миллиона кв. метров.

Новый президент и отец туркменского народа, Бердымухамедов, продолжил славные традиции.

Из официальных СМИ:

Белый мрамор не только придает зданиям нарядный вид, но и отражает солнечные лучи, что снижает нагрев стен в летний период, а зимой в пасмурную погоду создает более «солнечное» настроение.

Туркменские власти как-то заявляли о том, что они привозят мрамор для облицовки прямо из Италии. Но оппозиционные СМИ рассказывают, что это мрамор не всегда соответствующего качества, что на нем через пару лет появляются темные пятна и разводы и что мраморные плитки имеют обыкновение отваливаться от фасадов домов, пугая прохожих.

Город отстраивается фактически заново, денег вбухано немерено. Ни один город на постсоветском пространстве не поливали деньгами так, как Ашхабад. Единственная проблема всего этого беломраморного великолепия – то, что его проектируют и строят по советским учебникам середины прошлого века. Если бы Сталин жил в наше время, он бы строил Ашхабад... Постойте... Туркменбаши, Сталин...

Все эти широкие проспекты, гигантские площади, огромные здания – всё это мы уже видели в Москве 50-х и в других городах. Немасштабная застройка, огромные расстояния, которые сложно преодолевать человеку. Архитектура на службе режима должна подавлять личность, показывать всю ничтожность человека, попавшего в эти декорации. Пропаганда идеологии через искусство, уместная 70 лет назад, в современном мире смотрится странно.

01. Выглядываю с утра из окна отеля, а на улице пусто! Никто не гуляет, никто не спешит на работу. Вообще никого нет.

02. Ашхабад строится какими-то немыслимыми темпами. Гигантские парки и площади, дома на большом расстоянии друг от друга. Все это пустует. Кто пойдет гулять в этот парк?

03. Днем в центре города нет ни одного прохожего...

04. Вечером в центре города нет ни одного прохожего...

05. Ночью в центре города нет ни одного прохожего...

06. Днем парки и площади безлюдны.

07. Ночью парки и площади безлюдны.

08. Центральная часть вообще закрыта для людей. Это президентский дворец с золотыми куполами. К нему нельзя подходить, его строго запрещено снимать.

Ещё бы, ведь вот что обещал Бердымухамедов:

Здесь будут приниматься конструктивные решения, нацеленные на обеспечение мирной, благополучной и счастливой жизни граждан нашей страны, будет дан импульс масштабным свершениям с целью успешной реализации нашего главного лозунга „Государство - для человека“


09. Узнаете стиль? Это же переосмысленный Туркменбаши сталинский ампир.

10. Мир пережил период тоталитарной эстетики в середине прошлого века. Всю эту гигантоманию, превращение простого человека в часть серой массы на фоне роскошных дворцов мы уже видели в Китае, в гитлеровской Германии, в сталинской Москве. Теперь эстафету принял Туркменистан. Город для парадов, а не для людей.

11. Город мертвых.

12. Даже в центре города, около памятника Ашхабаду, никого нет. Когда я спрашивал местных, где все люди, мне отвечали, что на работе. Но после работы на улицах никто не появлялся. Мне говорили – дома уже. Но и в выходные дни площади и улицы пусты.

13. В центре можно проехать только на машине. Человек не должен отбрасывать свою никчемную тень на великие дворцы.

14. Площадь около президентского дворца. Это не закрытая зона, это что-то вроде нашей Красной площади, но людей тут нет. Никто не фотографирует, никто не продает сувениры. Увидев меня, солдаты руками посоветовали быстрее скрыться. Но почему?

Здесь нельзя ходить! – кричит раскрасневшийся мент в зеленой форме
- Почему нельзя? Это запретная зона?
- Нет, это центр города!
- А в центре у вас нельзя ходить?
- Люди обычно не ходя!
- А что они делают? Почему не ходят?
- Люди делами занимаются, а не ходят!

15. Мент вообще не понимал, как это кто-то решил прогуляться по улице.

16. Полностью вымерший город

17. Только одинокие золотые статуи, редкие дворники и менты с солдатами, которые следят, чтобы никто не появился на улице.

18. Театр...

19. Памятник в центре

20. Новые улицы

21. На всех зданиях в городе одинаковые вывески. Обычно пишут просто «Магазин» или «Кафе», или «Деловой центр». Индивидуализм не пройдет.

22. Все вывески четырех цветов – красный, зеленый, желтый и синий. На весь город несколько шрифтов. Все строго.

Всё везде одинаковое.

23. Никаких витрин, никаких отступлений от строгих правил. Зеркальные окна, за которыми ничего нет.

24. На одной из улиц разрешили повесить логотипы известных брендов. Видимо, чтобы создать видимость жизни в городе мертвых.

25. Подземный переход как признак тоталитарного режима.

26. Подземные переходы пустые.

27. Редкий народ переходит пустые улицы по верху.

28. Город как большая декорация счастливой жизни. Никто не паркуется, никто не идет в магазин.

29. При ближайшем рассмотрении оказывается, что все вывески магазинов и кафе – это тоже декорация. Ничего нет. За окнами иногда горит свет, но и это лишь декорация.

30. Иногда можно встретить оазисы жизни.

31. Между зданиями магазины. Чтобы было понятно, что за магазин, его украшают неоновые пиктограммы. Вот на первом плане салон мебели.

32. А это кафе. Скорее всего, никакого кафе там нет, но это неважно.

33. Это якобы магазин.

34. Теплый туркменский вечер... Жилой район, но улицы пусты.

35. Эти дома считаются элитными, строят их для чиновников и номенклатуры. Там высокие потолки, подземные парковки и центральное кондиционирование.

36. На заднем фасаде люди сушат ковры.

37. Двор безлюдный, несколько припаркованных машин и всё.

38. На детских площадках нет детей.

39. Садовники

40. Новый Ашхабад выглядит так.

41. И так.

42. И так... Это не прохожий, это мент патрулирует улицу.

43. И так.

44. Зона отдыха

45.

46. Парк

47. Город, который должен хорошо смотреться на открытках, город для парадов и доказательства силы и процветания Туркменистана. Город для чего угодно, но не для людей.

48. Все здания подсвечиваются. Электричество же бесплатное)

49.

50. Библиотека

51. Проспекты

52. Обратите внимание на фонари. Они разные на всех улицах, по фонарям можно узнать, где ты находишься. Днем тут пусто.

53. Вечером тоже пусто.

54. Три полосы в одну сторону, три в другую. Это подъезд к отелю. Машина тут проезжает раз в 30 минут.

55.

56. Ашхабад строит монорельс. Самый бесполезный и неэффективный вид общественного транспорта.

57. Парк

58. Очень большой парк. Посчитайте людей в нем.

59. Здесь будет лес.

60. Последняя ашхабадская мода – светодиодные экраны вместо указателей.

61. Завтра расскажу вам про город живых.

Ашгабат (Ашхабад) - столица Туркмении
История Ашхабада. Памятники и фото Ашхабада. Погода в Ашхабаде

Ашгабат (Ашхабад) - столица Туркмении. Город лежит под 38-й параллелью, на широте Афин, Сеула и Сан-Франциско; это самый крупный город Туркмении.

Численность населения - 600,1 тыс. человек (2006 г.). Ашхабад - индустриальный город республики, дающий более 17% ее промышленной продукции; крупный культурный центр, в котором находятся республиканская Академия наук, более 30 научно-исследовательских и более 100 медицинских учреждений, 4 высших учебных заведения, в том числе Туркменский государственный университет, 10 техникумов, более 40 общеобразовательных школ, 4 театра, Государственная филармония. Ашхабад является географическим центром Туркмении. Он находится всего в нескольких десятках километров от иранской государственной границы.

Столица вместе с тем отстоит примерно на равных расстояниях и от самого западного города республики - Туркменбаши, до которого 550 км, и от самого восточного ее города - Чарджоу, до которого 587 км, от самого северного - Ташауза - 530 км и от самого южного - Кушки - около 500 км.

Город основан как военное укрепление в январе 1881 г., после того как царские войска заняли весь Ахал-Текинский оазис, и в частности расположенный на его востоке аул Асхабад. Это небольшое текинское поселение, давшее имя будущей столице, до недавнего времени располагалось за ее пределами, и лишь в последние пятнадцать лет было полностью поглощено быстро растущим городом. Вся подлинная история туркменской стоицы, весь вековой период ее жизни были густо насыщены важными событиями, значительными переменами. За это время она четыре раза меняла свое название и, по существу, дважды рождалась. Две главные причины послужили тому, что заурядная крепость за земляным валом, с гарнизоном, расквартированным в глинобитных бараках, очень быстро преобразилась в оживленный город, в резиденцию высших властей Закаспийской области, в ее главный административно-политический и торгово-транзитный центр. Первая из этих причин - положение на перекрестке давно проторенных караванами торговых путей: на юг - по Кучанской дороге (сейчас Гауданское шоссе), через копетдагские ущелья до границы с Персией - важным тогда торговым партнером России на Востоке. На север - через Каракумы в Хиву; на восток - через Тедженский и Мургабский оазисы, через переправы на Амударье - в Бухару. Но значение этой первой причины еще во сто крат возросло после 1885 г., когда к Асхабаду подошел рельсовый путь, который через год дотянулся уже до Чарджоу, а еще через 10 лет до Кушки - границы с. Афганистаном. Недаром в первоначальном проекте герба Асхабада предполагалось на щите под царской короной изобразить верблюжий караван и железнодорожный поезд как символы «отличительной черты и главного характера жизнедеятельности города».

Вторая причина стремительного подъема Асхабада - достаток на первых этапах хорошей пресной воды и строительных материалов - дерева на недалеких горах, галечника и глины в пригородах. Едва наладилось движение по железной дороге, как в Асхабад хлынул из разных мест России, особенно с Кавказа, пестрый людской поток: добирался сюда бедняк-ремесленник и мелкий торговец в надежде на твердый заработок, на ежедневный кусок хлеба; спешил предприимчивый промышленник и оборотистый купец в расчете на жирный барыш в новой колонии. Оставались жить в городе рабочие, закончившие строительство железной дороги, солдаты, отслужившие срок повинности, отставные офицеры; оседали переселенцы из Персии, торговцы, ремесленники, земледельцы. В главном городе края легко было найти подходящее занятие; бежали сюда персы-бехаисты, гонимые на своей родине религиозной нетерпимостью. Когда Асхабаду исполнилось 10 лет, в нем уже насчитывалось около 13 тыс. жителей. За последующее пятнадцатилетие население города более чем утроилось, а к 1911 г. превысило 45 тыс. человек.

При этом населяли Асхабад представители пятнадцати различных национальностей, среди которых на туркмен приходилось лишь менее 1,5%: царское правительство и русский капитализм ничего не делали для того, чтобы приобщить коренных обитателей страны к городской жизни. Наоборот, как истинные колонизаторы, государственные чиновники и крупные предприниматели были заинтересованы в сохранении социальной и экономической отсталости туркменского народа, чтобы с наибольшей выгодой эксплуатировать его силы и вековые навыки в орошаемом земледелии и пастбищном скотоводстве. Вместе с тем капиталистические отношения проникали и в сельское хозяйство Туркмении: оно теряло свой замкнутый натуральный характер, а его продукты поступали на открываемые во множестве асхабадские полукустарные предприятия - хлопкоочистительные, маслобойные, кожевенные, мыловаренные, винодельческие, мукомольные. Перед первой мировой войной в городе работало 51 такое производство, на которых было занято 210 рабочих, то есть в среднем по 4 человека на каждом «заводе» и на каждой «фабрике».

С ростом населения рос и сам город. Он вытягивался более всего на северо-запад параллельно железной дороге и Копетдагу, подступая вплотную к невысоким предгорьям - Кешининбаирской гряде, или к «холмам», как ее называют горожане.

Облик города. Асхабад, рожденный и построенный в баснословно короткий срок, на «одном дыхании», в отличие от многих других центров Средней Азии, таких, как Ташкент или Самарканд, никогда не имел «старого» и «нового» города, «европейских» и «азиатских» кварталов. Но все же в нем уже в первое десятилетие сложились три части с достаточно выраженными различиями. Начинался город от высокого насыпного холма, увенчанного земляным валом крепости. Перед холмом оставили незастроенной обширную эспланаду. На ней проводили парады и смотры, молебствия и ежедневный развод караулов. Вблизи этой центральной площади располагались здания административных и военных учреждений, жилые дома офицеров и чиновников. А когда мимо Асхабада пролегла железная дорога, ее станция стала вторым ядром роста города: вблизи ее разместилось представительное здание Управления железной дороги, и протянулись жилые кварталы железнодорожных служащих и рабочих. К западу же от крепости, от военно-чиновничьей аристократической части, обосновалась целая слободка русских переселенцев, дошедших сюда за войском. Их дома и лавчонки положили начало третьему, торгово-ремесленному району города. Вскоре здесь во множестве и в тесноте расположились русские и армянские, хивинские и азербайджанские, текинские и украинские мастерские, магазины, лабазы, гостиницы, караван-сараи и базары. Уже к концу 80-х годов эти три части города - военно-административная, железнодорожная и торгово-ремесленная, вначале обособленные, разделенные необжитыми пустырями, слились в единой, сплошной застройке многолюдного и оживленного, молодого и быстро растущего Асхабада.

При этом с самого начала его застройку отличала на редкость четкая и рациональная, «санкт-петербургская», структура городского плана, в своей главной схеме дошедшая до наших дней. Естественным центром Асхабада стало его историческое ядро - околокрепостная часть с холмом посередине. От центральной эспланады, которая и в наши дни осталась главной площадью города, улицы пробивались, как лучи, радиально на юг, юго-запад и запад. А в северной широкой полосе они шли параллельно одна другой и железнодорожному полотну. Однако во всех частях города - в старых и новых, в центре и на. окраинах - улицы прокладывались преимущественно прямо и пересекались, как правило, под прямым углом. И как бы в дальнейшем не рос Асхабад, в нем уже сохранилось это двуединство радиально-кольцевой и шахматно-прямоугольной планировки. В аристократическом центре города, а также отчасти в его железнодорожном районе здания государственных и частных учреждений, жилые дома и особняки военной и чиновной знати, богатых заводчиков и финансистов строились преимущественно из обожженного кирпича. Между крепостью и вокзалом был разбит лучший в городе сад Офицерского собрания, а на улицах высажены тесные шпалеры деревьев, которые сейчас своей мощью и высотой свидетельствуют о старшинстве таких городских магистралей. Весь остальной город сплошь составляли дома обычного для Центральной Азии типа - из сырцового кирпича с плоской земляной крышей.

Дома ежегодно белили, и под ярким солнцем Асхабад резким белым пятном светился на фоне желто-бурых летом и светло-зеленых весной близлежащих холмов - баиров и фиолетовой громады горного хребта в отдалении. Наиболее оживленными и колоритными были торгово-ремесленные кварталы, располагавшиеся по радиальной магистрали, что выходит на Фирюзинскую дорогу, а также на смежных с ней проездах. В этой же части города находились и базары, которые по общей среднеазиатской традиции были важными центрами городской жизни. На них и вокруг них с утра и до захода солнца не затихал разноязыкий говор. Здесь сновали всадники, ослы тянули скрипучие арбы с поклажей, как бы нехотя проходили надменные верблюды под вьюками, а случалось, сюда заворачивал и лакированный экипаж, в котором офицерская или чиновничья супруга в сопровождении прислуги спешила в «галантерейную торговлю». Из многочисленных трактиров, ресторанов и духанов доносился звон посуды, неистребимый запах горелого бараньего сала, жареного лука и каких-то трав. У всегда открытых дверей тесных и полутемных мастерских в чаду и металлическом звоне работали кузнецы и оружейники. На глазах заказчиков и праздных зевак рождались искусные изделия позументщиков и сребреников; кислый запах кожи раньше вывески сообщал о производстве обувщиков и шорников; по развешанным, как белье на веревке, тонко раскатанным листам лаваша издали была заметна пекарня. Прямо под открытым небом работали цирюльники: зажав между колен намыленную голову присевшего на корточки клиента, они решительно действовали бритвой, одновременно сообщая последние городские новости.

И тут же, на улице, в тени пыльных дувалов, уличные писцы горбились над своими ящичками, которые служили и конторками и хранилищем орудий производства - чернил и бумаги. Впрочем, торговые заведения, мастерские, кустарные фабрики, склады, трактиры и харчевни открывались и в других частях растущего и строящегося города. И чем больше, чем населеннее он делался, тем острее становилась в нем водная проблема. Уже не хватало поивших его поначалу горных речек - Ашхабадки, Кешинки, Карасу и нескольких других, еще меньших. Во многих дворах копали водоемы - хаузы и колодцы, но они были малы, да к тому же в большинстве своем загрязнены сточными водами. Из-за недостатка влаги зелень на окраинах имелась только во дворах, а голые пыльные улицы выглядели пустырями.

В 1907 г. сенатор и гофмейстер граф К. Пален ревизовал «по высочайшему повелению» туркестанские владения, уже около трех десятилетий присоединенные к Российской империи. В своем отчете касательно Асхабада он отмечал: «...главный недостаток - отсутствие достаточного количества воды... В городе нет канализации, водопровода, удовлетворительного освещения, гигиенично оборудованных базаров и скотобойни». Но для остро необходимого строительства средств в казне не находилось. В связи с этим весьма интересен официальный документ, относящийся примерно к тому же времени: «Смета расходов по городу Асхабаду на 1900 год». Никакого, ни малого, ни большого, нового строительства эта смета вообще не предусматривала, а на содержание существующей ирригационной сети отводила лишь 10% годового бюджета, немногим более уделялось для всей медицинской, ветеринарной и санитарной части, зато почти половина - 46,7 % - сметных расходов ассигновывалась на содержание городской полиции. И надо сказать,что многочисленные «слуги престола» - асхабадские полицейские получали государево жалованье не зря: они старательно выискивали и жестоко подавляли всякое свободомыслие. Но, тем не менее, уже в конце XIX - начале XX в. Асхабад, к тому времени признанный центр экономической и духовной жизни Закаспийской области, становится одним из крупнейших ее центров национального движения.

Этому движению способствовали тесные связи с Бакинской и Тифлисской социал-демократическими организациями. А также и то, что «в сии места отдаленные» ссылались из центральных губерний политически «неблагонадежные», среди которых были и большевики. Доходили сюда и отдельные номера ленинской «Искры». Сорок лет спустя после Великого Октября, бросая ретроспективный взгляд на исторические судьбы своей страны, ашхабадские ученые-историки писали: «...туркменский народ, находясь в составе Российской империи, обрел себе верного друга и учителя в лице самого передового и революционного в мире русского рабочего класса...». В 1903 г. в городе начал действовать первый социал-демократический кружок, а через два года уже существовала социал-демократическая организация во главе с учителем местной гимназии Л. Л. Стабровским и бакинским большевиком рабочим-печатником А. Хачиевым.

В 1905- 1907 гг. в Асхабаде деятельно работала подпольная типография, проходили организованные политические выступления и вооруженные столкновения с царской администрацией, в которых главную роль играли рабочие-железнодорожники и солдаты. И хотя первая русская революция потерпела поражение и в центре и на окраинах империи, в том числе и в Асхабаде, все же она дала народу опыт и политическую закалку. И то и другое очень пригодились через десятилетие в сложный и трудный период первой в истории человечества социалистической революции. Советская власть в Асхабаде была установлена в декабре 1917 г. Но вскоре против большевистских Советов поднялись черные силы контрреволюции. В июле 1918 г. меньшевики и правые эсеры, поддержанные националистическими бандами, подняли в Асхабаде мятеж. Они ворвались в здание Совета. Охранявшие его красноармейцы, в том числе и туркменский отряд, которым командовал Овезберды Кулиев, были уничтожены. В разгоревшихся на улицах кровопролитных боях погибло тогда много большевиков и советских работников. Контрреволюции удалось одержать временные победы и в других районах Туркменистана. В Мерве в эти дни мятежниками был схвачен бывший рабочий-железнодорожник народный комиссар труда Павел Герасимович Полторацкий. В тюрьме перед казнью он написал письмо - документ необычайный, потрясающий и сегодня, по прошествии многих лет: «Я приговорен военным штабом к расстрелу. Через несколько часов меня не станет... Товарищи рабочие! Погибая от руки белой банды, я верю, что на смену мне придут новые товарищи, более сильные, более крепкие духом, которые станут и будут вести начатое дело борьбы за полное раскрепощение рабочего люда от ига капитала». А заключительные строки этого удивительного письма проникнуты таким гордым самообладанием, такой естественной отвагой, на какие способен только человек исключительно высокого духа, беспредельной преданности своей идее: «Ну, товарищи, кажется, все, что нужно сказать, сказал вам. Надеюсь на вас. Я спокоен и навсегда ухожу от вас, да не сам, а меня уводят.

Приговоренный к расстрелу П. Полторацкий. 21 июля 1918 г., в 12 часов ночи». Через день контрреволюционеры совершили еще одно злодеяние, расстреляв девять асхабадских комиссаров и командиров Красной Армии. В начале августа на территорию Туркменистана по сговору с контрреволюционной верхушкой вступили английские интервенты. При их вооруженной помощи белогвардейскому «Закаспийскому правительству» удалось продержаться около 12 месяцев, но 9 июля 1919 г. в результате героических действий Красной Армии, поддержанной рабочими и дайханами, Асхабад вновь стал советским и был наименован Полторацком в память о замечательном революционере. Начался новый этап в истории города. В феврале 1925 г. первый съезд Советов Туркменской ССР провозгласил Полторацк столицей только что образованной республики. А в апреле 1927 г. следующий, второй республиканский съезд Советов, утвердивший первую конституцию Советского Туркменистана, возвратил его столице ее историческое и национальное название - Ашхабад.

Вторую букву в нем изменили, чтобы приблизить звучание слова к туркменскому произношению. Темпами, все более стремительными, с размахом, все более широким, Ашхабад уверенно овладевал многообразными функциями столицы, становясь крупным административным, культурным и экономическим центром страны. Буквально одно за другим вступают в строй в разных частях города новые технически оснащенные предприятия, обрабатывающие сельскохозяйственное и строительное сырье, а так же занимающиеся металлообработкой, создаются новые учреждения и организации, развивающие национальную по форме и социалистическую по содержанию культуру туркменского народа. По переписи 1939 г., в городе жило более 126 тыс. человек, среди которых туркмены составляли уже 12%. За годы, прошедшие с переписи 1926 г., прослойка их увеличилась в 5 раз, и рост этот продолжался все с большей интенсивностью, отражая важные социальные и культурные сдвиги в республике.

В конце Великой Отечественной войны в Ашхабаде работало 65 крупных и 200 мелких промышленных предприятий, 3 института, Туркменский филиал Академии, наук СССР, 3 театра и киностудия, музей изобразительных искусств, филармония, творческие союзы, объединяющие писателей, художников, архитекторов и композиторов Туркмении. Город рос, вытягиваясь главным образом на запад и на восток. Он перешагнул через железную дорогу на ceвеp и поднимал уже новый промышленный район на юго-востоке. И все-таки рост Ашхабада в предвоенные и первые послевоенные годы не всегда и не во всем поспевал за стремительным подъемом промышленности, науки и искусства. Ашхабад напоминал в ту пору сердце подростка, которое, случается, вдруг отстаёт в развитии от всего организма. В городе уже настоятельно требовалось рациональнее разместить разбросанные по нему индустриальные предприятия, уже необходимо было улучшить благоустройство жилых кварталов, состоящих на 90% из одноэтажных домов из сырцового кирпича, и, наконец, следовало усовершенствовать архитектурное оформление города.

Мало соответствовавшее его столичному рангу. Но такая реконструкция невозможна была без сноса многих существующих построек, а в ту пору, когда только что отошла война, было это; казалось, еще не по силам. И город совершенствовался, не меняя планировки, внутри своей старой структуры, «на ходу» внося по мере возможности различные улучшения в жилищное и коммунальное строительство, а также в озеленение и водоснабжение, которые в природных условиях Ашхабада имели первостепенное значение. Первый послевоенный план (1946- 1950 гг.) предусматривал и расширение старых предприятий, и строительство новых, закрепляющих специализацию Ашхабада на текстильной, пищевой, строительной и металлообрабатывающей отраслях. Намечал он немалые работы по благоустройству города и дальнейшему улучшению его водоснабжения. И план этот уже претворялся, когда в ночь на 6 октября 1948 г. страшное землетрясение, какого до тех пор еще не регистрировала ни одна сейсмическая станция Советского Союза, практически уничтожило город, смело его с лица земли. В 1 час 17 минут по местному времени внезапный 9-балльный толчок, сопровождаемый сильным подземным гулом, мгновенно погасил огни спящего города и превратил его в пылящую груду развалин. Выбравшийся из под обломков, израненный московский бортмеханик и радист Юрий Дроздов добрался до пассажирского самолёта ИЛ-12 и с бортовой рации послал в эфир весть о страшном бедствии. И тотчас отозвалась вся страна. Первая помощь пришла из других городов Туркменистана и республик-соседей - Узбекистана, Азербайджана, а также из Армении и Грузии. Самолет за самолетом, а когда восстановили движение на разрушенной железной дороге, то и состав за составом вывозили из Ашхабада раненых и детей, потерявших родителей, и доставляли на место катастрофы врачей, медикаменты, продовольствие... И с первых же дней началась трудовая эпопея восстановления, а по существу строительства заново Ашхабада. Он весь рождался из руин на расчищенных от них площадках - сносились даже частично уцелевшие дома, требовавшие капитального ремонта. Асфальт, древесные насаждения, городские коммуникации, как правило, везде сохранились, поэтому строить Ашхабад решили по его старой планировочной схеме, тем более что она, как мы знаем, отличалась многими достоинствами.

Вместе с тем из руин должен был подняться новый город - столица современной Туркмении, соответствующая его высоким достижениям во всех областях культурной и хозяйственной жизни. Поэтому в старую планировочную структуру вносились исправления, во многом ее принципиально менявшие облик города. В результате родился сегодняшний Ашхабад, в котором улицы прямее, шире, чем были раньше, площади оформлены в единых ансамблях и везде десятки гектаров отведены под новые бульвары, скверы, сады, парки, цветники. Теперь все промышленные предприятия собраны группами, «производственными гнездами», в местах, наиболее удобных для специализации и кооперирования, для доставки сырья и вывоза продукции. В центральных частях города ансамблями располагаются республиканские и местные учреждения, университет и академический комплекс, республиканские театры, а далее на запад и юго-запад - больничные и вузовские городки. Наибольшую часть городской территории занимают, разумеется, жилые кварталы. Они собраны, как того и требует современный планировочный принцип, в микрорайоны, которых в столице уже около 15.

В районе, к которому он подходит своим западным концом, расположены прядильно-ткацкая, шелкомотальная, мебельная фабрики, машиностроительный завод. Завод выпускает известные по всей стране тестомесильные машины, на нем были построены и уже упоминавшиеся нами первые машины для сбора мирабилита на Кара-Богаз-Голе. Такие машины начал выпускает завод «Ашнефтемаш». «Ашнефтемаш» выпускает и трехлопастные крыльчатки семиметрового размаха. Вращаемые мощными электромоторами, они способны прогонять за час более миллиона кубических метров воздуха. Они работают в системе охлаждающих блоков на большинстве нефтеперерабатывающих и химических предприятий страны, на нефтехимических заводах и на тепловых электростанциях Болгарии и Афганистана, Индии, и Объединенной Арабской Республики. Недавно вошел в строй на заводе совсем новый цех насосов для подъема воды из скважин; такие насосы в Туркмении - предметы, так сказать, первой необходимости. Начинает завод выпускать и новое оборудование, механизирующее операции, связанные с транспортировкой нефти. В полуторах километрах к северу от «Ашнефтемаша» на берегах Каракумского канала сложился новый курортный пригород Ашхабада. В мае 1962 г. пионерная траншея третьей очереди привела первую, еще небольшую струю амударьинской воды, а сейчас здесь уже тянутся благоустроенные пляжи с зонтиками и лежаками, водные станции с лодками и катерами, а в Ашхабаде бойко торгует магазин рыболовных принадлежностей. На берегах большого водохранилища, на северо-востоке столицы, вырастет курортный городок с пансионатами, домами отдыха, лагерями, который среди жителей Ашхабада и его промышленного спутника Безмеина. Здесь же, на востоке, но уже южнее железной дороги, то есть в пределах старой городской черты, расположен славящийся разносторонней и совершенной механизацией всех трудовых процессов,- стекольный комбинат.

Он выпускает главным образом отличное оконное стекло. Ашхабад всегда славился своими коврами. Знаменитая Ашхабадская ковровая фабрика - флагман туркменского ковроткачества известна во всём мире. Ковры - гордость и слава Туркменистана, недаром гёль - стилизованный цветок, характерный элемент коврового орнамента, вошел в государственный герб республики. Туркменскими коврами любовался и любуется весь мир. Они выставлялись более чем в 50 странах Европы и Азии, Америки и Австралии и получали золотые медали и дипломы первой степени в Париже, Брюсселе, Лейпциге. Туркменский государственный музей изобразительных искусств известен своими экспонатами. В нем среди различных произведений искусства разных времен и разных народов хранится имеющая особую ценность коллекция туркменских ковров. Есть и еще одна важная ашхабадская достопримечательность города - Туркменский государственный академический ордена Трудового Красного Знамени театр драмы. Он успешно ставит национальные драмы, такие, как «Кеймир-Кёр», «Махтумкули», «Семья Аллана», «Судьба», «Восьмой клад», пьесы русской и зарубежной классики - «Ревизор», «Отелло», а также произведения туркменских, русских и других авторов, посвященные современности. Этот театр широко посещают и зрители, не владеющие туркменским языком, так как с помощью специального радиооборудования они могут слушать синхронный перевод речи актеров на русский язык. Туркменский государственный университета имени – центр науки республики.

Города-побратимы Ашхабада:

  • Альбукерке, США
  • Афины, Греция
  • Анкара, Турция

1. Как правило, я готовлюсь к путешествию и кое-что читаю о стране и достопримечательностях. Эта поездка не была исключением - я отправился в путешествие с понимаем того, что меня ждет встреча со Сказочным Солнечным городом. Но действительность все равно произвела контрольный выстрел в голову. Туркмения сейчас одно из самых быстро развивающихся государств мира. Строятся города, автобаны, уездные дороги, новые деревни, новые курорты, высокоскоростные железнодорожные магистрали, аэропорты… Если приехать в Туркмению через год-два, вы можете ничего не узнать - все будет другим. Скорость строительства потрясает воображение: несколько лет назад они начали строить мегакурорт на Каспии, сейчас построено 24 гостиницы от 3 до 5 звезд (всего должно быть более 60 гостиниц, десятки торговых и развлекательных центров), заканчивают 640-километровый автобан из Ашхабада, по которому можно будет долететь до моря чуть ли не за 4 часа. Я проехал два десятка километров по этой трассе. В Москве такого не будет никогда - дорога имени Вечной Русской Мечты.

2. Ашхабад, по мнению туркменского руководства, должен стать беломраморной столицей. Сейчас около 550 зданий покрыты белым мрамором. Причем добывают мрамор не в туркменских горах, а завозят из Италии, Вьетнама и Турции. Говорят, что если строительная компания не может сразу представить нужное количество мрамора, то им не дают разрешение на начало строительства. Строят в основном французы, иранцы и турки. Больше всего нареканий к туркам. Говорят, что они строят быстрее всех, но явно халтурно, подворовывая стройматериалы. Ведь нужно строить не просто высотные здания, а сейсмоустойчивые здания - Ашхабад трясет ежедневно, четыре балла может быть несколько раз в год. Доверия к туркам меньше всего. Центр города уже полностью белоснежный и местами обильно покрыт золотом. Трудно поверить, что еще семь-восемь лет назад всей этой неземной красоты не было.

3. Обратите внимание на дорожное полотно, которое не плавится при +55. Фонари покрыты золотом. Почти все остальные фонари в городе, равно как и мусорные баки, перила - хромированные. Справа - министерство обороны. Туркмения - независимое государство, подчеркивающее свой нейтралитет. Но военных в городе очень много. Всего в армии служит 26 тысяч человек (население около 5 млн). Даже есть свой военно-морской флот на Каспии. Зачем такая армия - не знаю. Равно как и количество полиции. А еще невероятно раздутые штаты министерств и ведомств. В том числе экзотических. Например, есть министерство (ведомство) туркменского ковра или ахалтекинской породы лошадей. Скажем, в министерстве культуры и СМИ работает 800 человек! Понятное дело, что в министерстве работать престижнее, чем хлопок собирать или пасти верблюдов.

4. В стране активно борются с культом личности Сапармурата Ниязова Туркменбаши Великого: убрали с улиц десятки тысяч его портретов (сейчас повсюду портреты только нового президента, но его не называют Туркменбаши) и перенесли из центра в новый район главную 14-метровую вращающуюся за солнцем, стоимостью в 10 млн долларов скульптуру великого вождя всех туркмен. Все остальные 14 тысяч памятников, скульптур и бюстов, включая многочисленные позолоченные статуи Туркменбаши, стоят на своих местах. Фотографировать их категорически запрещено. Снимал тайно, но все равно засекли и посвистели в спину. Хорошо, что хоть не потребовали стереть. Причину запрета на съемку никто не объясняет.

5. Также категорически запрещено снимать дворец президента (на фото) и ВСЕ государственные здания (министерства и ведомства). Полиции кругом невероятное количество, следят очень строго и даже ночью с другой стороны улицы снимать не дают - свист звучит постоянно. Несколько раз порывались меня повоспитывать, но, слава богу, все обошлось. Спасал вид приличного человека, иностранца, да еще и из России, которую они уважают. Но запрет действует всегда и на всех. Также категорически запрещено выходить на площадь перед дворцом, проходить и проезжать вдоль президентского забора - можно только посмотреть, и то недолго.

6. Предыдущий снимок я сделал очень быстро, когда уговаривал этих девушек мне попозировать. Но и то засекли, и один полицейский уже побежал в мою сторону, но я помахал ему рукой, развернулся и пошел назад. Полицейский был крайне недоволен, но так как я покинул зону его ответственности, то решил меня не преследовать.

Вообще весь город в цветах и фонтанах. Все это нуждается в постоянном уходе не только для того, чтобы было красиво и ровно, но еще потому, что летом тут часто бывает +55 - растения нуждаются в постоянном поливе. И вы не поверите - весь город не просто в зелени, он весь в трубочках для капельного орошения. Ладно, столица. Мы видели ДЕСЯТКИ километров лесов, посаженных в пустыне, и к каждому дереву идет трубка с водой! Представляете, тысяча квадратных километров нового леса с поливом каждого дерева!!! Через 10-20 лет Туркмения будет страной лесов.

7. Как жить в таком климате, спросите вы? А вот так: все общественные здания и новые жилые дома строятся только с системой центрального кондиционирования. Нигде не встретится кондиционер на стене дома - всё внутри. На фото обычный жилой дом туркменской столицы. Это дом не для элиты. Тут живут самые разные люди, даже дворники. Строение на переднем плане - обычная остановка общественного транспорта. Она также с кондиционером внутри, огромной плазменной панелью, электронным табло расписания автобуса и цветами в горшках. Обратите внимание на хромированную мусорку справа. Кстати, весь гортранспорт в Туркмении бесплатен! Сел на автобус и хоть целый день катайся.

8. Совсем новая остановка, еще не работает киоск.

9. За остановкой одно из чудес Туркмении - самое большое в мире крытое колесо обозрения - 95 м. Почему крытое? Опять-таки, чтобы внутри было свежо и не жарко.

10. Два факта, чтобы был понятен масштаб колеса: 24 кабинки (они видны) рассчитаны на 6 человека каждая, а высота маленького шпиля вверху - 17 метров.

12. За последние годы построены невероятной красоты музеи, а по всему городу установлены сотни скульптур великих людей туркменского народа. Многие скульптуры покрыты золотом хотя бы частично. Только в этом месте 27 скульптурных групп и одна огромная, полностью позолоченная статуя Великого Туркменбаши Ниязова. Кстати, сзади на фото музей Ниязова, в котором собрано все о жизни великого первого секретаря компартии Туркменской ССР и подарки, которые он получал. А за моей спиной 118-метровый монумент Независимости Туркменистана. Он также частично покрыт золотом, а под самим монументом устроен музей, рассказывающий о становлении независимости великой Туркмении. Что забавно: государство действительно невероятно древнее, может быть, даже самое древнее в мире, но власть в нем менялась чуть ли не каждое столетие. От кого и когда они стали независимы, сказать трудно. Сейчас от России, а что будет через 50-100 лет, посмотрим. Пока все официальные делегации должны посетить монумент и возложить к его подножию цветы.

13. Чиновники и местное духовенство. Кстати сказать, бороды носят только религиозные деятели и старики. Туркменбаши запрещал чиновникам и молодежи носить усы и бороды. Да, еще золотым зубам была объявлена война. Судя по всему, правило действует до сих пор. Даже маленьких бородок или усов ни у чиновников, ни у молодых людей я не видел. За зубами не следил, но золотые коронки (так популярные в прошлом) ни разу не попались.

14. Сейчас сотни людей круглосуточно строят новую площадь перед новым президентским дворцом. Я так понимаю, что ахалтекинские кони также будут позолочены.

15. Вот такая она красавица. Снимал из гостиницы через стекло. Так что простите за качество.

16. Зданий с интересной архитектурой очень много, хотя они поставлены без всякой логики. Вот три здания вдоль одного проспекта. Ну никак они не сочетаются между собой. Явно не хватает комплексного подхода к строительству и разработки общего генерального плана. В этом отношении Астана намного меньше, но решена интереснее. Если мне не изменяет память, то в Астане какое-то японское архитектурного бюро разрабатывало генеральный план строительства города. К японскому дизайну можно придраться, но он хоть какой-то. В Ашхабаде нет никакого. По крайней мере у меня сложилось такое впечатление. Все дороги безупречно чистые, их моют несколько раз в день. Обратите внимание, что между встречными полосами работают фонтаны. Таких фонтанов в центре очень много. Напоминаю, что рядом с городом огромная пустыня Каракум.

17. Самое интересное для нас - это туркменское решение жилищного вопроса.

Квадратный метр жилья в Ашхабаде стоит 1,8 тыс. долларов. В эту стоимость входит вся встроенная техника, сантехника, проложенные интернет- и ТВ-линии, система центрального кондиционирования воздуха. Коммунальные платежи составляют В ГОД - 10-20 долларов!!! Вы не ошиблись. Именно за год. Норма жилья - 60 метров на человека. Во всех новых зданиях потолки не ниже 4 (четырех) метров. Уважаемым людям, многодетным и очень бедным жилье выдается бесплатно. Остальным можно купить или получить по очереди. Если человек проработал на предприятии более семи лет, то государство может оплатить 50% стоимости квартиры, а оставшиеся 50% человек получает по ипотеке на 30 лет под 1%.

18. Прошу прощения за качество снимка. Это обычный жилой дом. Для обычных людей, не для чиновников или миллионеров. Как вам вход в подъезд? В данном случае правильнее говорить «парадную» 🙂

19. В Ашхабаде еще много хрущевок, но их стабильно сносят и людей переселяют в новые красивые дома. Возможно, лет через десять от советского периода не останется ничего. Любуясь красотами нового Ашхабада, я задавал вопрос: а как в глубинке? Мы же знаем, что не по столице нужно судить о благосостоянии страны. Перед вами новая туркменская деревня. Строительство еще не закончено, до благоустройства тоже далеко, но уже сейчас видно, что крестьяне будут жить очень неплохо. Дом тянется на километр, и таких комплексов я видел несколько. В других деревнях строят отдельные коттеджи. Повторюсь, что беднота, уважаемые труженики и многодетные семьи получают жилье бесплатно, а деревенских просто переселяют, а их домики сносят. Только не спрашивайте, что с теми, кто не желает переселяться, - не знаю.

20. Какие же зарплаты в Туркмении? Средняя - 300 долларов, но никто не ограничивает получать хоть десятки тысяч. Учителя получают 600-700 долларов в месяц (правда, мне говорили, что это при двух ставках). Образование (в том числе высшее) бесплатно. Более того, студенты получают такие же 200-300 долларов в месяц в качестве стипендии. Если овощи стоят 20-30 рублей за кило (на наши деньги), а мясо около 100, квартплаты почти нет, а гортранспорт бесплатен, то жить можно очень неплохо. Да, раньше 800 литров бензина выдавали каждому бесплатно. Сейчас бензин платный - около 7 рублей за литр.

21. Вот эти пять бумажек я получил в обмен на купюру в 5000 рублей. Курс 13,5 рубля за манат. Рубли обменять можно только в банке, их нигде не принимают. Долларами можно расплатиться почти всюду, даже в обычном гастрономе. Правда, там курс будет довольно грабительский. Доллары в народе уважают, и, как правило, сбережения копят именно в долларах или евро. В долг также дают в иностранной валюте. Чем это вызвано, я не могу понять. Дело в том, что курс у них фиксированный и не менялся уже более 5 лет. Вообще не менялся. Ни на копейку.

Поговорил с одним туркменом моих лет в очереди в обменник.

Почему вы покупаете доллары?
- У меня дочка в России учится в институте. Вот ей помогаю.
- А многие отправляют учиться в Россию или за границу?
- Да. У нас качество образования ниже.
- Но здесь свой дом, своя культура. Опять-таки стипендию хорошую платят.
- У нас, чтобы в институт поступить, надо такую взятку дать, ох.

Как я ни пытал его и его приятеля, сколько стоит поступить в вуз, они мне так и не сказали. Сразу замолчали и начали уверять, что не знают даже порядок. Многие говорят, что коррупция в стране страшная.

Раньше на купюрах был портрет Туркменбаши, теперь великие люди Туркмении.

22. Люди, кстати сказать, очень хорошие, приветливые и открытые. В Ашхабаде почти все говорят по-русски, многие туркмены говорят на чистом русском, даже без признаков акцента. В глубинке русскоговорящих намного меньше, а в селах почти нет. Почти все женщины носят национальные платья. В европейских платьях женщин меньшинство.

23. Есть правило: школьницы носят зеленые платья, учащиеся колледжа - синие, а студентки - красные. Правило обязательно для всех. Без исключений. Короткие юбки и джинсы под запретом. Как и мужские шорты. Только дома. Мальчики в европейском - черные брюки, белая рубашка. И обязательная тюбетейка для всех. Интернет еще недавно был запрещен полностью. Сейчас блокированы только американские соцсети. Видеоигры запрещены. А вот казино работают. Курение в общественных местах категорически запрещено, есть ограничения на ввоз сигарет, ведется жесткая война с наркоманией. Думаю, что через несколько лет там не будет ни одного наркомана. Вино и водка изготавливаются и продаются свободно.

26. Школьники.

27. Пожилой туркмен. По-русски говорит очень хорошо, знает название многих русских современных издательств.

28. Работницы садово-паркового хозяйства. Если вы, прочитав про туркменские чудеса, уже собрались на ПМЖ в Туркмению, то учтите, что для иностранцев, желающих жениться на туркменках, установлен государственный калым в 50 тысяч долларов. Есть второй вариант получения гражданства - создание нового предприятия с обязательным набором какого-то количества туркмен на работу. Через несколько лет успешной деятельности предприятия можно получить вид на жительство и далее гражданство. Нетуркмену в стране ничего хорошего не светит. Равно как невозможно занять хоть какой-то значимый пост в руководстве страны, города и проч.

29. Балет, опера и цирк в Туркмении запрещены. Туркменбаши Великий как-то сказал: «Я не понимаю балет. Зачем он мне? …Нельзя привить туркменам любовь к балету, если у них в крови его нет». «Я как-то ходил с женой в Ленинграде на оперу «Князь Игорь» и ничего не понял». После обретения независимости руки у него были полностью развязаны, и опера с балетом ушли под запрет. А вот писателей почитают и уважают. Эта аллея в центре города украшена бюстами самых уважаемых туркменских писателей ХХ века. Книжных магазинов очень мало, все они маленькие, половина книг приходит сейчас из России. Иностранные газеты и журналы до сих пор под запретом, а вот местные журналы выходят огромными тиражами даже по нашим меркам. Например, один женский журнал (название не спросил) выходит тиражом более 100 тысяч экз.

30. Вот такой он, современный Ашхабад.

Название города произошло от персидского - населённый, благоустроенный.

С момента основания в 1881 году и до 1919 года город назывался Асхабад, в 1919-1927 годах - Полторацк в честь революционного деятеля П. Г. Полторацкого, с 1927 года - Ашхабад.

После провозглашения независимости Туркменистаном 27 октября 1991 года, был переименован ряд названий населённых пунктов. В связи с этим в русскоязычных СМИ Туркмении, в том числе электронных, город именовался Ашгабат, так как именно эта форма более всего соответствует оригинальному туркменскому названию.

В настоящее время в законодательных актах Туркменистана (в их текстах на русском языке), в официальных средствах массовой информации, на официальных сайтах столица Туркменистана именуется Ашхабад.

Население

Туркмены составляют более 3/4 населения (77 %). В городе также проживают русские, узбеки, азербайджанцы, турки, армяне, персы, украинцы, казахи, татары, всего более 100 национальностей.
История
Город Асхабад был основан на месте туркменского поселения в 1881 году как приграничное военное укрепление и административный центр Закаспийской области, управлялся военной администрацией. Состоял из множества глиняных домиков с фруктовыми садами, расположенных на прямых спроектированных улицах. Долгое время был одноэтажным, так как после нескольких землетрясений запретили строить выше. Население города в начале века было невелико, так в 1901 году оно составляло 36,5 тысяч человек, из них 11,2 тысяч персов, 10,7 тысяч русских, 14,6 тысяч армян, азербайджанцев и прочих национальностей. Туркмены обитали вне города в своих кочевьях.
С 1881 по 1918 год город являлся административным центром Закаспийской области, с 1918 по 1925 гг. административный центр Туркменской области.

В феврале 1925 года Ашхабад (в это время носивший название Полторацк в честь большевика Полторацкого) получил официальный статус столицы Туркменской ССР.

6 октября 1948 года в Ашхабаде произошло катастрофическое землетрясение, которое считается одним из самых разрушительных землетрясений - сила в эпицентральной области составила 9-10 баллов, магнитуда землетрясения М = 7,3. В результате землетрясения в Ашхабаде было разрушено 90-98 % всех строений. По разным оценкам погибло от 1/2 до 2/3 населения города (то есть от 60 до 110 тысяч человек, так как сведения о числе жителей неточны). В настоящее время в Туркменистане считают, что землетрясение унесло жизни 176 тысяч туркмен. Большое количество жертв было связано со временем землетрясения и особенностями архитектуры (большое количество зданий с плоскими крышами). Для борьбы с последствиями землетрясения, осуществления поисково-спасательных работ и похорон жертв в город были переведены 4 дивизии.

В 1962 году Каракумский канал был доведён до Ашхабада, что позволило решить проблему хронического недостатка воды в городе.

В 2008 году в Ашхабаде было вооруженное выступление боевиков, вошедшее в историю, как Ашхабадский мятеж. Вооруженное выступление в городе, происходило 10 - 14 сентября 2008 года. По официальным сведениям, боевики были связаны с незаконным оборотом наркотиков]. Для подавления мятежников, засевших в столичном районе Хитровка, власти применили тяжелую бронетехнику. Со стороны правоохранительных органов погибло не менее девяти человек.

Административно-территориальное деление

Ашхабад делится на 5 этрапов: Азатлыкский, Копетдагский, имени Президента С. А. Ниязова, Чандыбильский и Арчабильский. В состав Арчабильского этрапа также входит посёлок Арчабиль (бывшая Фирюза) без образования собственных органов самоуправления.

География

Ашхабад расположен на юге Туркмении, в 25 км к северу от границы с Ираном на Туранской низменности.

Город находится в Ахалском оазисе на Прикопетдагской предгорной равнине. С юга - горы Копетдаг, с севера - пустыня Каракумы. Высота над уровнем моря - 214-240 м. В 1962 году к городу подведён Каракумский канал.

Климат Ашхабада субтропический внутриконтинентальный, с мягкой, но для такой широты относительно холодной зимой и исключительно жарким летом. Ашхабад - один из самых жарких городов мира, летом возможна температура выше +45 °C. Осадков выпадает 199 мм в год, летом осадков практически не бывает. Зима непродолжительная, но при сильных вторжениях арктического воздуха с севера иногда бывают морозы ниже −10 °C. Постоянный снежный покров образуется только в суровые зимы.
Период Российской империи

Во времена Российской империи Ашхабад был городом с прямоугольной сетью улиц в сочетании с радиальной, в нём преобладали сырцовые дома с плоскими крышами.
Экономика
Экономика Ашхабада главным образом представлена промышленностью, финансовыми структурами и широкой торговой сетью. Суммарный внутренний валовый продукт Ашхабада в 2008 году, по некоторым оценкам, составил около 9 млрд долларов США.

В 5 км к северу от Ашхабада расположен знаменитый восточный базар «Джыгыллык» (Толкучка). Особой популярностью пользуется Торговый Центр Ýimpaş (Йимпаш).
Сотовая связь

В городе работает один оператор сотовой связи: Алтын Асыр - национальная компания, начавшая работать c 2007 года. С 2010 года имеется сеть «третьего поколения» (3G) с поддержкой технологии HSPA , на момент запуска сеть 3G охватывает центральные районы города Ашхабада, а также Международный аэропорт столицы. С 21 декабря 2010 года сотовая связь российского мобильного оператора компании МТС Туркменистан отключена на неопределённый период времени.

Транспорт
Общественный городской транспорт в настоящее время представлен троллейбусами и автобусами. Троллейбусное движение в городе открыто 19 октября 1964 года. В начале XX века эксплуатировалась узкоколейная железная дорога на паровой тяге, связывающая город с пригоро""дом Фирюза (39 км к северо-востоку от центра города).

В 2008 году началось строительство кольцевой автомагистрали вокруг Ашхабада, целью которой является разгрузить транспортные потоки столицы и обеспечить новый, более удобный маршрут для транзитного транспорта.
Арчабильское шоссе
Проспект Нейтралитета

Ашхабадский Метрополитен

В 2008 году было заявлено о предстоящем строительстве метрополитена.

Аэропорты

На севере города расположен Международный аэропорт имени Сапармурата Туркменбаши, связывающий Ашхабад воздушным сообщением с крупными городами республики, странами СНГ и Европы. На территории бывшего старого аэропорта расположен автовокзал, откуда выполняются автобусные маршруты в города и районы страны.

Через город проходит железная дорога Туркменбаши (Красноводск) - Мары - Туркменабад (Чарджоу). В мае 2009 года закончена реконструкция железнодорожного вокзала.














THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама