THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
/p>

Св. мученик Гавриил родился 22 марта 1684 года в православной семье в селе Зверках близ города Заблудовка. Родители его, Петр и Анастасия Говдел, держались веры предков в нелегкие для православных времена, когда было очень сильно влияние Брестской унии. Младенца крестили в Заблудовском Успенском монастыре с именем Гавриил в честь архангела Гавриила.

11 апреля 1690 года Гавриил был похищен евреем-арендатором из того же села Шуткой и умучен им. В самый день Пасхи Христовой (20 апреля/3 мая) мальчик был исколот для истечения из него всей крови. Мучитель выбросил его тело в поле, где через девять дней он и был найден родителями. Тело мученика осталось нетленным, при этом собаки все это время охраняли тело от птиц. Тело младенца было погребено в православном Заблудовском монастыре.

В 1720 г. началась эпидемия. Младенцев, умерших от нее, хоронили в близи гроба мученика Гавриила, и однажды во время копания могилы были обнаружены его нетленные мощи. После обретения мощи были перенесены и поставлены в церковный склеп в Зверковской церкви.

В 1746 году в храме вспыхнул пожар. Церковь выгорела до основания, но огонь не коснулся тела невинного страдальца. Тело его лишь приняло от дыма коричневый оттенок.

В 1755 году мощи св. мученика Гавриила были перенесены в Свято-Троицкий монастырь в г. Слуцке Минской губернии. Мощи младенца-мученика лежали в раке совершенно открытыми. У раки висела доска, а на ней на церковно-славянском и польском языках было выгравирована следующая надпись: «Младенца Гавриила Гавделюченко из села Зверков графства Заблудовского, рожденного 1684 года марта 22 дня, а умученного от жидов в Беломстоку в 1690 году апреля 20 дня. О сем кто хочет пространнее ведати, отсылается до книг правных Магдебургии Заблудовския. Мощи его святии принесены из Заблудова до Архимандрии Слуцкой 1755 года мая 9 дня, за благополучным княжением сиятельнейшего князя Иеронима».

20 апреля 1912 года в Свято-Троицком монастыре перед мощами св. муч. Гавриила прошло народное торжество. Была отслужена литургия и совершен крестный ход с мощами мученика, во время которого на глазах народа, архиепископа Антония и предводителя дворянства Рыбакова шестилетний крестьянский мальчик с парализованными ногами получил исцеление. Паломников в те дни в Слуцке было около 35 тысяч человек. Получены сотни приветственных телеграмм от членов Государственного Совета, Думы, братств и императора Николая II.

В 1910 - 1912 гг. по благословению епископа белостоцкого Владимира (Тихоницкого) мощи святого были перенесены в кафедральный собор в Белостоке, а за тем в Супрасльский монастырь. Во время Первой мировой войны мощи св. муч. Гавриила были перевезены из оккупационной зоны. Снова мощи возвращаются в Слуцк. В тридцатые годы XX века Cлуцкую обитель закрывают, а мощи переносят в один из минских музеев; позднее они падают в Гродненскую Преображенскую церковь.

/center>


В 1944 г. мощи переносят в Гродненский Покровский храм, где они находились до 21 сентября 1992 г.

С 21 по 22 сентября 1992 г. с благословения архиепископа Белостоцкого и Гданьского Саввы, ныне Митрополит Варшавский и всея Польши, и Гродненского и Волковысского Валентина мощи торжественно были перенесены в кафедральный собор Белостока.

СВЯТЫЙ МУЧЕНИК ГАВРИИЛ ЗАБЛУДОВСКО-СЛУЦКИЙ, УРОЖДЕНЕЦ ЗВЕРКОВСКИЙ, деревни Зверков, Заблудовского прихода, Белостокский страстотерпец — замученный в г. Белостоке, Заблудовский Божий угодник, коего святые мощи благочестно пребывали в храме Заблудовского монастыря — в м. Заблудове, Белостокского уезда - до переведения его в гор. Слуцк, — Святый Гродненской губернии.

В Белостокском уезде, Гродненской губернии, между городом Белостоком и местечком Заблудовым, по большой дороге прямолинейно расположено селение Зверки, Заблудовского прихода, в 5 верстах от Заблудова, подлежавшее и в давние времена к "Ключу Заблудовскому"(Жития святых, чтимых Православною церковию — Филарета, архиепископа Черниговского, 1835 г., апрель: 146).
В сих Зверках, во второй половине 17 века жили Православные, благочестивые поселяне Петр Гавдел и супруга его Анастасия, — при всех невзгодах жизни от вторжения злосчастной унии и от напоров латинства с еврейством и несмотря на все невзгоды того тяжелого вообще в тех местах времени, сохранившие свято и блюдшие твердо свое Православное исповедание Веры Спасителя Христа, как наследовали ее от благочестивых предков своих. У сих благочестивых Петра и Анастасии Гавделей 20 марта (Жит. святых. - Филар: 146. А у описателя «древне-рус. гор. Слуцка и его святынь, 1896 г. означается день рождения 22 марта: 26, Тоже и в "Русск. Паломн." 1891 года, № 27: 418).
1684 года родился сын, наименованный во святом таинстве крещения Гавриилом, которого благочестивые родители и воспитывали во святом своем благочестии по святой Православной своей Bере. Произошло, когда мальчику сему Гавриилу было шесть лет, мать его отлучилась на значительное время из дома, понесши обед мужу, пахавшему в поле землю, оставив сына дома. В это время Зверковский арендатор еврей Шутко, заманив мальчика, увлек его в свой дом и увез в Белосток, 11 апреля 1690 года. Там сшедшиеся иудеи мучили сего малютку Гавриила без всякого милосердия, ужасно: внеся его в темное подвальное место, прежде всего понемногу из боков пускали кровь, а потом, распяв на кресте и уставив оный в большом корыте, разными инструментами коля истощали кровяные токи из всех мест нежного тела, пока не источили всей крови из юного страдальца. Из Береста прибывшие иудеи выжимали и последние остатки священной крови мученика. Когда же совершенно истощили тело уже умершее, в конец истекшее кровью, ставшее бескровным, не раздробляя его, вывезли в поле и выбросили там в жито на пашню, покрытую ржаною зеленью, вблизи того же родного для мученика селения Зверков, на Зверковское житное—ржаное—поле.
Вот относительно сего старинные Польские стихи — Михаила Козачинского:
Gdie sie zydzi wnet insi pozbegali,
Ktorzy bez miloserdzia tam mnie mordowalie.
Narzod do zbyt ciemnego lochu mnie wniesiono.
I wycignowscy krzyrzem krew z bocn pocziono,
Potym instrumentami roznemi dreczyli.
A z poki do ostatka krwie nie wysgcyli.
(Жития свят. — Филар. 1885 г., апр.: 238).
Само собою, к лежащему трупу слетелись птицы хищные, плотоядные, готовые терзать тело. Но сряду сбежались и голодные псы, чуя и для себя готовый корм. Между тем ни те, ни другие не трогали мученического тела: собаки лаем отгоняли птиц даже близко тела садиться, а и сами, отвлекаемые от тела стремящимися к нему птицами, постоянно кружились около оного. И так продолжалось трое суток. По лаю псов сошлись наконец Заблудовские жители и сами родители мученика прибыли. По ране в боку и другим знакам на теле было очевидно, что все это дело изуверства евреев и таковая страдальческая кончина страстотерпца Христова тогда же занесена была в книгу Заблудовского правления актуально, — совершившие вопиющее злодеяние расследованием уличены в преступлении и получили достойное возмездие, — о чем „кто хочет ведати пространнее, отсылаем до книг правных Заблудовской магдебургии", говорит старинная записка.
Жит. святых — Филарета, 1885 г., апр.: 147. — Вообще, в это время была в Заблудовско-Зверковской местности безмерно великая сила жидовства — царство еврейское, царящее над местным христианским населением. Вот, между прочим, 1681 — 1688 г.г. супилика жителей местечка Заблудова, поданная княжне Людвике-Каролине Радивил, маркграфине Бранденбургской: «Жители Заблудова — бурмистры, рада и все поспольство — жалуются на усиление жидов в их городе, которые забрали в свои руки все ремесла и торговлю, но и вытеснили их со всех главных улиц. Они не довольствовались Суражскою улицей, предоставленною им для поселения, а завладели большею половиною Хворовской улицы, начиная от рынка по обе стороны. Теперь уже начинают завладевать третьей улицей — Бельской (жид Шандер и другой П(?Н)ин(?п)кас селятся, строясь под самым домом Божиим, т. е. церковью); а между тем эта улица была у князей Радивилов в особом уважении, так как во время пребывания их в Заблудове на ней жили придворные. Они просят воспретить это жидам, потому что они: 1)должны уступать место жидам и, ютясь на закоулках из-за жидов, не имеют никаких средств к жизни; 2) между тем подати они платят наравне с жидами, а теперь жидов уже больше, чем христиан. Кроме того от солодовен, пивоварен и винокурен жидов грозит городу постоянная опасность пожаров". Вил. Археогр. сборник, т. VII, № 125: 157—158. — 17 апреля 1659 года письмо Слуцкого протопопа Иоанна Бакачича к Литовскому конюшему князю Богуславу Радзивилу. Доносит, что между евреями Слуцкими, чем далее, тем более неожиданные факты объявляются. «И то христианское дитя в Докторовичах - десять лет тому назад — ими убитое и еще до сих пор остается без погребения". Вил. Арх. сборн., т. VII, № 85: 112.


Страдальческое тело св. мученика, невредно сохранившееся и от псов, и от птиц, и от воздушных влияний, и от внутреннего своего естественного бы разложения, было перенесено на церковный погост и благочестно погребено близ „благочестивой" — Православной церкви, стоявшей у леса в версте расстояния от селения Зверков, влево от дороги, идущей из Белостока в Зверки и Заблудово, в полуверсте расстояния от оной.
В 1720 году, т. е. чрез 30 лет после смерти и погребения сего тела, случилось погребать там же некоего тоже младенца при самой могилке Гаврииловой и тут открылось, что тело мученика Гавриила есть нетленно и святые мощи так обретенные изнесли из земли и поставили в храмовом склепе.
В 1746 году св. мощи перенесены в Заблудовскую обитель и помещены в трапезной монастырской церкви у св. алтаря. Поводом к сему было то, что церковь, где находились св. мощи, сгорела, причем святое тело св. мученика ни мало не повредилось: „Милость Божия и в огне его сохранила, когда место и церковь горели", как сообщается в стихах знаменитого Михаила Козачинского, написанных в 1755 году (Жит. св. — Филар. 1885 г., апр.: 147).
В 1755 году, мая 9 дня, нетленные святые мощи св. Гавриила перенесены в Слуцкий или по древнему именованию Случеский монастырь Всесвятыя Троицы, при настоятеле сего монастыря архимандрите Михаиле Козачинском, с благословения Киевского митрополита Тимофея Щербацкого(Древне-русск. гор. Слуцк и его святыни - Ф. Ф. Серно-Соловьевича, Вильна, 1896 г.: 15. Рус. Паломн., 1891 г., № 22: 313).
Белостокская область графства Заблудова принадлежала в то время Слуцкому или Случецкому княжеству (Там же). Слуцк — „единственный из городов Северо-западного края, в продолжение двух столетий многотерпеливо выдержал весь гнет латинства и непоступно был сильною твердынею Православия, сохранив целость, чистоту и неприкосновенность оного, благодаря многим своим монастырям и церквам, ведшим свое происхождение от ближайших потомков первого просветителя Русской земли — князей Православных, русских»(Историко-статистич. описание церквей и приходов Минск. епарх. — архим. Николая, 1879 г., т. III. Древне-рус. гор. Слуцк и его святыни — Ф. Соловьевича: 4. В 1748 году в г. Слуцке было 15 Православных церквей. Там же: 7).
От начала своего основания, которое восходит к 10 веку (Древне-рус. г. Слуцк — Ф. Солов.: 3. 10), он во все время крепко и высоко держал. знамя Православия. Ни один езуит не осмеливался показаться туда для своей проповеди и между населением ни один из Случан не изменил своей Православной Вере, не перешел в унию или в латинство (Там же. Рус. Паломник, 1891 г., № 7: 107).
Там, в 1610 году, когда на Северо-западной русской окраине появились миссионеры новой, неведомой религии унитской, в которую совращались Православные, основывается при Спасо-Преображенском монастыре Православное братство, чтобы во чтобы то ни стало твердо отстаивать святую свою Веру. Этому братству от Польского короля дается грамота, воспрещавшая „благочестивых", т. е. Православных, „принуждать к унии» (Др.-рус. г. сл. - Ф. Солов: 5. Дана по настоянию Православной княгини Софии Олелько, муж которой князь Иоанн Радзивилл и исходатайствовал у короли эту грамоту, хотя сам был латинянин), а Иерусалимским патриархом Оеофаном, благословившим монастырь братский крестом, дана, в 1620 году, грамота, освобождающая его от подчинения местной иерархии и ставившая его в зависимость от одного только патриарха Константинопольского (Там же: 7), — грамота, воспрещавшая введение унии в княжестве Слуцком, вместе и Копыльском, дана была также и Слуцкою княжною Людвигою-Каролиною Радивил в 1690 году (Там же: 14. В грамоте этой прямо говорится, что «церкви Греко-Российского исповедания фундованы и еригованы — основаны и воздвигнуты - суть от века и время непамятного»).
Это братство нарочито приглашало к себе из Киева для проповеди Слова Божия знаменитого иеромонаха Димитрия — впоследствии святого митрополита Ростовского, который и жил там, более года — с 6 декабря 1677 по 29 января 1679 года (Там же. Здесь св. Димитрий писал, между прочим, свои «Четьи-Минеи». На погосте тамошнего Свято-Троицкого монастыря он вырыл колодезь и на верхней доске сруба вырезал стих: "Почто нам в Самарию за водою ходити, Егда и зде в Случеске, лепо ее пити», — этот стих сохраняется на одной из св. икон этого монастыря. Там же: 5—6).
В 1709 году Слуцкое духовенство подведено под ведение Киевского митрополита - Иоасафа Кроковского, с подтверждения, в 1718 году, Польского короля Августа II (Там же, 14) . В 1751 г. архимандрит Троицкого Слуцкого монастыря Михаил Козачинский исходатайствовал у князя своего Иеронима Радзивилла запрещение христианкам служить у евреев, так как они забывают чрез службу в еврейских домах свои христианские обязанности и привыкают к обрядам еврейского закона (Там же: 15). Вот этот-то радетель Православия, печальник о бедных Православных и озаботился в наибольшее подкрепление своей почтенной деятельности перенесением священных мощей св. великомученика Гавриила, замученного злобными иудеями, из Заблудова в свой Слуцкий Свято-Троицкий монастырь, охраняя сим оные и от латин, в Белостокском повете сильных, изымая и от опасности оказаться им в принадлежности униатам, перенес благочестно в свой крепко и стойко Православный, твердо и ревностно благочестивый Слуцк, поместив их в большом соборном храме своего монастыря (Там же: 15. Архимандрит сей Михаил Козачинский (1748-1755 г.г.) был особенно знатный, известный по выдающейся в разных отношениях деятельности: ему, во уважение доблестей, в 1752 г., Сибирский митрополит Сильвестр Гловацкий прислал в дар архимандричий посох из слоновой кости, состоящий ныне в ризнице Минского Свято-Духова монастыря).

Этому, само собою, пособствовало обнищание Заблудовского храма после пожара и при оном самого Заблудовского монастыря, непоступно пребывавшего в Православии во все время унии (См. изложенное при Заблудовской церкви под 15 августа, здесь В 1793 году монастырь Заблудовский оставлен за штатом, служа приходскому положению для окружающей его местности, а в 1824 году окончательно упразднен, причем церковь его обращена в исключительно приходскую), и при трудности боевого своего положения среди иноверия и инославия, со всех сторон неприязненно напиравших на него, само собою, бедствовавшего с опасностью и падения от сего бедствования. Перенесение это состоялось собственно по ходатайству князя Иеронима Радзивилла с разрешения Польского короля и Константинопольского патриарха, с тем, чтобы сии св. мощи положены были в храме этого Свято-Троицкого монастыря при гробнице почиющей там блаженной княгини Софии Юрьевны Радзивилл-Олелько, князь так и ходатайствовал об этом пред королем и патриархом, когда Православные храмы в Заблудове от поджога погорели, а св. мощи св. мученика чудесно сохранились невредно, — графство же Заблудовское, входившее в район прежней Белостокской области, стало принадлежать Слуцким владетельным князьям и резиденциею князя Слуцкого был г. Слуцк с его древним Троицким монастырем, наиболее других обителей и храмов города видным (Др.-рус. г. Слуцк и его святыни — Ф.Ф. С.-Соловьевича, 1896 г.: 28. Княгиня София Олелько считается блаженною, — в народе она признается покровительницей больных женщин, — женщины тамошнего - Слуцкого околотка — обыкновенно ежегодно делают общую складчину и на собранные пожертвования приготовляют шелковое или атласное платье для блаженной княгини, в которое сами — в лице избранных, признаваемых особенно добродетельными и усердными по святыне женщин — переодевают ее, при обязательном неприсутствовании при этом ни настоятеля монастыря, ни кого бы то ни было из мужчин. Мощи ее в деревянном гробе, вставленном в металлический — цинковый, окрытый футляром из дубового дерева, — они всегда закрыты, открываются только для лиц особенных. Тело замечательно сохранилось: цвета светло-желтого воска, палевого, — губы, зубы, глаза, волосы, брови, ресницы совершенно целы, даже глазные яблоки выпукло не повреждены тлением. Преставление ее 17 марта 1612 года. Там же: 31—33. Рус. Паломник 1891 г., № 28: 138—439).

Святые мощи святого великомученика Гавриила почивают в деревянной раке—гробике, открыто, в Слуцком Свято-Троицком монастыре, — с праздника Светлого Воскресения Христова до 22 октября они помещаются на особом катафалке под сенью у левого клироса главного монастырского соборного храма, а на зиму переносятся в теплую домовую церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы, состоящую в каменном двухэтажном здании для общежития монастырской братии. Особенно торжественное церковнослужение святому совершается на месте в праздник Сошествия Святаго Духа, — святые мощи в этот день обносятся вокруг храма и потом ставятся среди церкви для всеобщего поклонения и лобызания, — особенно много на этот день стекается крестьян из окрестных уездов — святой Гавриил признается покровителем малолетних болящих детей. — Обе ручки его обхватывают небольшой металлический напрестольный крест, — пальцы все исколоты и между мякотью видны рваные раны, ногти целы, — голова отделена от туловища. Он канонизован (Рус. Паломн. 1891 г., № 27: 418. Древне-рус. гор. Слуцк и его святыни — Ф. Ф. Соловьевича, 1896 г.: 25—26).
Изображение его и раки святых мощей его — в «Русском Паломнике» 1891 года (№ 22: 337 и № 27: 417) и в книге «Древне-русский город Слуцк и его святыни» — Ф. Ф. Серно-Соловьевича, 1896 года (25 и 37) . В книге „Жития святых, чтимых Православной церковью" — преосвящ. Филарета (Гумилевского), архиепископа Черниговского, 1885 года, с изображениями святых академика Ф. Г. Соли(?н)цева, под 20 апреля (147) он представлен распятым на четыреконечном толстом кресте, прибитым ко кресту четырьмя гвоздями раздельно в ногах, — крест утвержден в корыте, в которое каплет струйками кровь из ран гвоздинных в руках и ногах и из прободенного бока, а также и из тела, иссеченного ранами, — все тело — в кровавых пятнах, — рубашка - ниже пояса до колен спущена, — корыто — на глухой подставке, на полу изображены молоток, клещи, два ножа, из них один с острым концом, — лик — милый, в нимбе. Вообще изображается святой в стоячем виде, со сложенными накрест при груди руками, подпоясанным веревкой, без обуви, как это и на св. иконе в сиянии над гробницей его святых мощей.
Над ракой его святых мощей в Слуцком храме, за стеклом, означена такая биография его: «Надгробок
Младенца Гавриила Говделючелка из села Зверков, графства Заблудовского, рожденного 1684 года, месяца марта 22 дня, а умученного от жидов в Белом Стоке 1690 года, апреля 11 дня. О сем, кто хощет пространнее ведати, отсылается до книг Магдебургии Заблудовской правных. Мощи его святые перенесены из Заблудова до архимандрии Слуцкой 1775 года, мая 9 дня, за благополучным княжением сиятельнейшего князя Гиеронима Радзивилла.
Аще кто мя вопрошает:
Кто есмь и откуда —
Прочитай и узнаешь
Истину отсюда.
Греко-Российския веры
Родители быша
В ню же мя крещением
Святым окрестиша.
В тысяща шесть сотний рок
Осемьдесят четвертый
Гавриилом назван:
Грех отеческий стертый.
Тысяча ж шестьсот прииде
Рок девять десятый
Отец мой Петро Говдель
Изыде орати.
Мати Анастасия,
Мене шестилетняя
Оставивши в дому,
Несла обед бедна.
Аредарь— жид из Зверков,
Выбравши годину,
Апреля одинадцатого
Схватил мя детину
На свой воз и завезли
До Белаго Стоку,
Где первее кровь мою
Пущали из боку;
А потом мя вкинувши
До темнаго лиоху
Пуцадлами стощали
Кровь с мене потроху.
Жид арендарь из Зверков,
Шутко прозывался.
Мучили поки с Бресця
Весь кагал собрался.
Собравшися шайками
Везде мя ранили
Аж даже конечнее
Кровь с мене стащили.
Умертвивши, на части
Недробили тело,
Но на ниву у жито
Выкинули цело,
Иде же слетешася
Птицы плотоядны,
Но абие прибегли
И псы зело гладны.
Натуру свою песью
Вскоре пременили,
От птича терзания
Мне стражею были.
Знашедшаж родители,
Мя презентовали
В Заблудовской Магдебургии
В книги записали,
Что жиды умучили
Мя отрока суща,
Шесть лет от роду
Больше не имуща;
По такой презентации
На цвинтарь тело внесено
Близ церкви благочестивой
Чинно погребено;
Идеже и под спудом
Лежал час не малый,
Аж в тридцать лет другого
Там же погребали.
Узнавши мя цела,
В склеп церкви вложили,
Дондеже в Заблудове
Церкви погорели.
Тысяща ж семьсотого"
Сорок шестого года
Только сия на монастырь
Сталася пригода,
Взяща мя из склепу,
До трапезной церкви
И вложили в алтарь
При бескровной жертве;
Тысяща ж седмьсотого
Пятьдесят пятого
Из Заблудова до Слуцка
С телом трупа взята.
Храняй младенца спуд,
Хранит мя и ныне:
Буди честь и слава
Его благостыне» .
(Рус. Палом. 1891 г., № 27: 418—419. Древне-рус. г. Слуцк и его святыни — Серно-Соловьев. 1896 г: 26—27. Лит. Епарх. Вед.1885 г., № 35: 346. Имеются еще и Польские стихи, приписываемые архимандриту Михаилу Козачинскому, приведенные выше на стр. 716 в примечании. — Что злодеяние, учиненное над св. мучеником — Гавриилом далеко вообще неединичное со стороны евреев см. между прочим "Свет" 1899 года, №№ 249: 3 и 250: 1. «Новое Время" 1899 г. № 8465).

У святых мощей св. икона св. Гавриила — список, в увеличенном виде, с св. иконы его, имеющейся в иконостасе Виленского Свято-Духова монастырского храма с давнего времени (Приношение общника И. П. Трутнева, заведующего Виленской рисовальной школой, в 1891 году) .
Место происхождения и жительства святого Гавриила — в памяти местных жителей, — в последнее время, в Зверках и именно где был дом поселян Гавделей сооружена особым довольно значительным по величине зданием с куполом и красивого рисунка часовня - деревянная, собранными пожертвованием суммами, во имя святого, с большою его иконою среди многих в ней других икон там. — Вот наше обращение к Высокопреосвященнейшему Архиепископу Литовскому и Виленскому Донату от 19 мая 1892 года за № 454, вызвавшее устройство этой часовни: „С Архипастырского благословения Вашего Высокопреосвященства от 2 сего мая отправясь на день святых Кирилла и Мефодия в селы Пухлы и Тростяницу ради церковнослужения в храмовой праздник одной из тамошних церквей 11 мая, я 10 числа проезжал чрез селение Зверки, Заблудовского прихода, Белостокского благочиния, где родился, жил и взят был на мучение святой мученик Гавриил в 1690 году, коего святые мощи ныне в Слуцком монастыре, благочестно перенесенные туда из Заблудова в 1755 году после пожара в 1746 году. В этом селении - Зверках жители его — старые и малые, мужчины и женщины — встретили нас благочестно. В беседе с ними я узнал, что память священная о св. мученике Гаврииле сохраняется у них, указывали и место жительства Православных, благочестивых родителей святого — поселян Петра и Анастасии Гавделей, — сообщали, что там, где повергнуто было тело святого страдальца, оставшееся непричастным тлению и повреждению от псов, птиц и огня, было у них кладбище, ныне закрытое. Между тем ни в селении сем, ни на кладбище нет знака соответственного священной памяти святого. На Зверковском кладбище помнят крест на месте могилы, — теперь все это кладбищное место пусто, поросло сосенником и можжевельником, так что могил и не заметить, лишь ходя по этому густо поросшему месту только ногами можно признать могильные неровности и верность сообщения, что там священное место. Не может, полагаю, не быть желательным, чтобы в селении Зверках была часовня с видною св. иконой св. Гавриила Заблудовского, ныне Слуцкого, также — по меньшей мере — видный и прочный крест на священном месте бывшего тамошнего кладбища, находящегося в лесу. Священнику Заблудовской церкви, в посещение мною этого храма в тоже число при проезде мимо, мною рекомендовано устройство сего. Приглашение же его или и прихожан его к устроению чего-либо там большего и более надежное и действительное к осуществлению желаемого и нужного зависит уже от Архипастырского благоусмотрения Вашего Высокопреосвященства". — Впоследствие сего, священником Заблудовской церкви о. Петром Четыркиным на средства прихожан в селении Зверках и устроена названная часовня, торжественно освященная 19 апреля 1891 года. Часовня и торжество освящения ее так описаны очевидцем в местных Губернских Ведомостях (Гродн. Губ. Ведом.11894 г., № 41: 1-2): «Часовня деревянная, на каменном фундаменте, имеет вид квадрата, сторона которого равна 6 аршинам, с куполообразною крышей, увенчанной крестом. Окрыта железом, — в стенах обита досками и вся окрашена в светло зеленый цвет, — внутри вся выклеена обоями. У входа в часовню под небольшим навесом — крыльцо. Часовня обнесена деревянною решетчатою оградой. В день освящения часовни за обедней Заблудовская церковь была наполнена молящимися из местных прихожан и жителей соседних приходов. После обедни священником было объявлено, что в 5 часов вечера последует крестный ход в Зверки. В 4 часа ударили в большой колокол и народ толпами хлынул в церковь. В 5 часов начался молебен св. мученику Гавриилу. Затем, при пении кондака, при звоне колоколов с пением „Христос Воскресе", крестный ход медленно направился через базарную площадь в Зверки. Вся Белостокская улица была занята народом разного возраста и пола. Впереди шли девочки и бросали по пути из корзинок зелень. За ними несли крест, а по сторонам его иконы св. мученика Гавриила и других святых; за иконами следовали хоругви и братство со свечами в руках, певцы и священник, а за ними свыше 2000-ная масса народа. Пройдя местечко, священное шествие остановилось; здесь священником прочитано евангелие, с окроплением св. водой при крестоосенении на все четыре стороны, — после чего крестный ход тронулся далее при непрерывном, несмолкаемом пении пасхальных песнопений (То был вторник Светлой недели). День был солнечный, жаркий. Поднявшаяся облаком пыль осыпала всех и каждого с ног до головы, но это нисколько не уменьшало числа участвовавших в шествии. В половине седьмого часа вечера крестный ход приближался уже к Зверкам: Здесь на встречу шла новая масса богомольцев, сошедшихся заблаговременно в Зверки и присоединилась к общему песненному шествию, — матери с детьми на руках ползли на коленах на встречу св. образу Божия угодника и крестному ходу, который, наконец, остановился пред убранной зеленью часовней. Пред часовней уже стояли: аналогий, подсвечники и прочие необходимые при церковнослужении принадлежности. По совершении водоосвящения, последовало освящение часовни и установка в ней двух св. икон св. мученика Гавриила: одна из них, большая, помещена внутри часовни, а меньшая — над дверью, под навесом; — затем, началось пасхальное всенощное бдение при ярких лучах заходящего солнца. После всенощной, кончившейся уже в глубокие сумерки, священник на крыльце часовни прочитал народу о страдании св. мученика Гавриила и судьбе его святых мощей, присоединив и свое прочувствованное слово. В заключение торжества розданы предстоявшим образки св. мученика Гавриила. С великим стремлением, с сильным духовным подъемом двинулась вся эта народная масса к высокому крыльцу часовни, с которой священник вручал сии образки, благоговейно осеняя ими каждого получающего, жаждавшего получить святыню себе, чтобы поместить ее у себя в доме. — На следующий день, 20 апреля, в день памяти св. мученика Гавриила, в Заблудовской церкви, имевшей особенно праздничный вид, при множестве вплотную наполнявших ее людей, была совершена литургия с молебном св. мученику Гавриилу. Таким образом, заключает хроникер, торжество из торжеств христианской церкви усугубилось в Заблудовском приходе чествованием местного святого, благотворно отразившись на всем местном крестьянском населении, которое особенно сочувственно и благоговейно отнеслось к памяти св. мученика, вышедшего из его среды» (Древне-рус. г. Слуцк и его святыни — Ф. Ф. Соловьевича, 1896 г.: 29— 30). — С этого времени и ежегодно в 20 число апреля таковой же крестный ход из Заблудовской церкви в Зверковскую Гаврииловскую часовню совершается с подобным же торжеством, при массе участвующего в нем народа.
Св. иконы св. мученика Гавриила имеются вообще во всех церквах губернии, как это циркулярным распоряжением Литовского Епархиального Начальства предложено в 1893 году, — особенно удачно исполненными можно видеть иконы его в Афанасиевской церкви Гродненского Борисо-Глебского монастыря, а также в крестовой церкви Гродненского архиерейского дома, на последней иконе святой Гавриил изображен вместе с св. преподобно-мучеником Афанасием Берестским. — Во имя св. мученика Гавриила храм — в м. Друскениках, Гродненского уезда, устроенный особым зданием вновь, торжественно освященный архиерейским служением 11 июля 1895 года (Гродн. Губ. Вед. 1895 г., № 58: 1-2. Лит. Епарх. Ведом., № 32: 300—302).

Тропарь св. мученику Гавриилу, глас 4-й:
Мученик Твой, Господи, Гавриил, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего, терпением мучителей низложи и смирением немощны сотвори их дерзости, — Того молитвами спаси души наша".
К о н д а к:
„Святе младенче Гаврииле, Ты за Прободеннаго нас ради от иудей люте от тех же в ребра прободен был еси и за Истощившаго кровь свою о нас все тело Твое на истощание крове в лютыя язвы предал еси. Ныне же во славе вечней с Ним веселишися. Тем же поминай тамо и нас, молим, зде чтущих Тя, прося нам здравие телесем и спасение душам нашим» (Жит.святых, чт. Правосл. ц. — архиеп. Филарета, апр. Сиб. 1885 г.: 147).

Оригинал взят у

В православном календаре среди мучеников всех времен имеется немало детей. Начиная со времен мучеников Маккавейских и 14 тысяч младенцев, истребленных Иродом в Вифлееме, православное благочестие с особой любовью относится именно к детям, ставшим жертвами внезапной насильственной смерти. В их случае жертвенная смерть соединялась с чистотою их невинности. Тем самым еще не совсем зрелые в физическом смысле отроки и младенцы становились истинной «солью земли» и «светом мира» (Мф.5,13-14).

Отсюда причисление многих младенцев и отроков, замученных за веру от язычников в первые века христианства, а также в дальнейшем пострадавших от иноверных, инославных и атеистов, к лику святых. Отсюда и народное почитание и в дальнейшем причисление к лику святых мученика младенца Гавриила, названного Белостокским, Заблудовским и Слуцким.

Гавриил родился 22 марта (2 апреля) 1684 года в селе Зверки, близ городка Заблудова Белостокского уезда Гродненской губернии в семье православных крестьян Петра и Анастасии Гавдель. Младенец Гавриил отличался от других детей необычными для его возраста качествами души. Он рос ребенком кротким и незлобивым. В нем была заметна склонность к молитве и уединению, чем к детским увеселениям и играм.

Его родители, несмотря на притеснения, которым подвергались тогда православные Речи Посполитой, не желавшие принимать Брестскую унию, свято хранили православную веру. Большое влияние на святого младенца Гавриила оказывала близость монастыря, в котором во время богослужений он духовно созрел, учился молитве и познавал Бога.

В 1690 году семью Говдель постигло великое горе. Невинный мальчик стал жертвой изуверства. 11 апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался арендатор деревни — Шутко. Он приласкал дитя, и тайно увез его в Белосток, где младенца предали мучениям. Сначала его посадили в подвал, где при помощи острых орудий проткнули ему бок для выпускания крови. После этого мученик был распят на кресте, установленном в корыте и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови. На девятый день ребёнок скончался.

Палачи тайно вывезли бездыханное тело в поле, и бросили у опушки леса вблизи села Зверки. Приближался праздник святой Пасхи. К телу прибегали голодные собаки, над ним кружились хищные птицы, но собаки не только не растерзали его, но даже охраняли тело от птиц. На доносившийся лай сошлись жители села и обнаружили жертву изуверства. Изуверы были найдены и наказаны, а в мемуарах городского Заблудовского правления оставлена соответствующая запись.

При стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, тело замученного младенца Гавриила было предано земле близ кладбищенского храма в Зверках, где и пробыло около 30 лет.

В 1720 г., во время эпидемии, местные жители старались хоронить умерших младенцев вблизи могилы мученика, чувствуя благодатность этого места.

Однажды случайно задели гроб Гавриила и обнаружили его нетленные мощи. Их перенесли в крипту зверковской церкви. В 1746 г. храм сгорел, но мощи Гавриила остались невредимыми и были перенесены в Заблудовский монастырь.

В 1755 г. в связи с ухудшением материального положения монастыря, из-за «его обветшалости и из-за опасений нападок со стороны иноверцев» , с разрешения Константинопольского патриарха и по благословению Киевского митрополита архимандрит Михаил (Козачинский) перенес мощи Гавриила в слуцкий Свято-Троицкий монастырь.

Мощи святого младенца мученика Гавриила

Гавриил Белостокский был канонизирован Русской православной церковью в 1820 году и почитается как покровитель детей, его память совершается 20 апреля (3 мая) и 9 (22) мая. Церковь сообщает о многочисленных случаях исцеления от святых мощей. Постепенно почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской империи.

Вме­сте с зем­ной му­че­ни­че­ской кон­чи­ной мла­ден­ца Гав­ри­и­ла и од­новре­мен­ным его рож­де­ни­ем для но­вой, луч­шей жиз­ни мы по­лу­чи­ли осо­бен­но­го хо­да­тая за нас, греш­ных, пе­ред пре­сто­лом Все­выш­не­го.

В 1930-х годах Троицкий Слуцкий монастырь, где хранились мощи, был закрыт, а святые мощи Гавриила перенесены в Музей атеизма в Минске. В 1944 году святые мощи были перенесены из Минска в церковь Покрова Божией Матери в Гродно, где они находились до 21 сентября 1992 года. В 1992 году по благословению архиепископа Саввы (ставшего в 1998 году предстоятелем Польской Православной Церкви) мощи были торжественно перенесены в Свято-Никольский собор Белостока, где находятся и поныне, являясь объектом паломничества.

В деревне Зверки сегодня действует женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где сооружен храм в честь святого Гавриила Белостокского. Это место также является местом православного паломничества, как для Русской, так и для Польской Православных Церквей.

Молитва святому мученику младенцу Гавриилу Заблудовскому, Белостокскому чудотворцу

Младенческаго незлобия хранителю, мученическаго мужества носителю, Гаврииле блаженне, земли нашея адаманте драгоценный, нечестия обличителю, к тебе мы, грешнии, молитвенно прибегаем и о гресех своих сокрушающеся, малодушия же своего стыдящеся, любовию зовем ти: скверн наших не возгнушайся, чистоты сый сокровище, нашего малодушия не омерзи, долготерпения учителю, но паче сих немощи наша от небес видя, тех исцеление нам твоею подаждь молитвою, и твоея Христу верности подражатели нас быти научи.

Аще ли безропотно Крест искушений и злостраданий понести невозможем, обаче и тогда милостивыя твоея помощи не лиши нас, угодниче Божий, но свободу и ослабу нам у Господа испроси, таже и молящыяся о чадех своих матери услыши, здравию и спасению младенцем от Господа податися умоляй.

Несть таковаго жесткаго сердца, еже слышанием о муках твоих святый младенче, не умилися и аще кроме умиленнаго воздыхания никоего же благаго деяния принести возможем, но и таковым умиленным помыслом наша умы и сердца, блаженне, просветив на исправление жития нашего, благодатию Божиею нас настави.

Всели в нас ревность неустанную о спасении душы и о Славе Божией, и о часе смертнем память неусыпную хранити помози нам; наипаче же в смертнем успении нашем терзания демонская и помыслы отчаяния от душ нашых предстательством твоим отжени и сия упованием Божественнаго прощения исполни, во еже непрестанно славити нам милосердие Отца и Сына и Святаго Духа, и твое крепкое заступление во веки веков. Аминь.

Акафист святому мученику младенцу Гавриилу Заблудовскому, Белостокскому чудототворцу, PDF »

Мученику младенцу Гавриилу Белостокскому

Тропарь, глас 5:

Святый младенче Гаврииле, ты за Прободеннаго нас ради от иудей, люте от онехже в ребра прободен был еси и за Истощившаго кровь Свою за нас все тело твое на истощение крове в лютыя язвы предал еси, ныне же во славе вечней с Ним вселился еси. Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою, прося нам здравие телеси и спасение душам нашым.

Кондак, глас 6:

Отечество твое Зверки бысть, мучениче Христов Гаврииле, идеже от истых зверей-иудеев восхищен: абие родителей лишен еси, таже вся поряду люте претерпев, в отечество Небесное преселился еси. Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей и умоли, молим тя, улучити вечное наследие твое.

Величание

Величаем тя, страстотерпче святый младенче Гаврииле, и чтем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Вконтакте

КРАТКОЕ ЖИТИЕ МУЧЕНИКА МЛАДЕНЦА ГАВРИИЛА БЕЛОСТОКСКОГО, СЛУЦКОГО Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский, Слуцкий) родился 22 марта 1684 года в селе Зверки Заблудовского прихода Белостокского уезда Гродненской губернии (территория нынешней Польши). Был он сыном благочестивых крестьян Петра и Анастасии Говдель. Крестили его с именем святого Архангела Гавриила в храме тогдашнего Свято-Успенского Заблудовского монастыря, одной из немногих обителей в этой части Речи Посполитой, сохранившей в то время верность православию. Младенец Гавриил отличался от других детей необычными для его возраста качествами души. Он рос ребенком кротким и незлобивым. В нем была заметна склонность к молитве и уединению, чем к детским увеселениям и играм. Его родители, несмотря на притеснения, которым подвергались тогда православные Речи Посполитой, не желавшие принимать Брестскую унию, свято хранили православную веру. Большое влияние на святого младенца Гавриила оказывала близость монастыря, в котором во время богослужений он духовно созрел, учился молитве и познавал Бога. В 1690 году семью Говдель постигло великое горе. Невинный мальчик стал жертвой изуверства. 11 апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался арендатор-еврей, приласкал дитя и тайно увез его в г. Белосток, где младенца предали мучениям: распяли, прокололи бока, постепенно испуская кровь. На девятый день ребенок скончался, его бросили в поле у опушки леса близ деревни Зверки. Голодные собаки, нашедшие тело, не только не растерзали его, но охраняли даже от хищных птиц. На доносившийся лай собак пришли жители деревни, нашли тело мученика и признали, что младенец погиб в результате ритуального убийства. При стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, тело замученного младенца Гавриила было предано земле близ кладбищенского храма в Зверках, где и пробыло около 30 лет. В начале 18 века по всей территории Белостокского уезда прошел мор. Людей едва успевали хоронить. В селе Зверки умерших детей старались хоронить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды в 1720 году во время погребения случайно задели гроб мученика. К величайшему удивлению, его тело обнаружили нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась среди православно верующего народа, усиливая почитание мученика. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого, и окончание эпидемии, что послужило поводом для почитания мученика. Обретенные мощи благоговейно перенесли в крипту под храмом в селе Зверки. В 1746 году сгорела сельская церковь в Зверках, но мощи остались неповрежденными. Частично обгорела только ручка, да и то, несомненно, произошло согласно Божию промыслу, ради укрепления веры и благочестия в православном народе. Когда святые мощи были перенесены в Заблудовский монастырь, ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей. Св. Гавриил считается целителем детей. Святые мощи его несколько раз меняли место своего пребывания. С 1944 по 1992 гг. они хранились в Гродненской Покровской церкви, откуда торжественно были перенесены в Свято-Никольский собор г. Белостока. День памяти - 3 мая

Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский, Слуцкий) родился 22 марта 1684 года в селе Зверки близ города Заблудова (Речь Посполитая; сейчас в Восточной Польше). Был он сыном благочестивых крестьян Петра и Анастасии Говдель. Крестили его с именем в честь святого Архангела Божия Гавриила в храме тогдашнего Успенского Заблудовского монастыря, одной из немногих обителей, сохранивших в то время верность Православию.

Младенец Гавриил отличался от других детей необычными для его возраста качествами души. Он рос ребенком кротким и незлобивым. В нем была заметна склонность к молитве и уединению. Его родители, несмотря на притеснения, которым подвергались тогда православные Речи Посполитой, не желавшие принимать Брестскую унию, свято хранили православную веру. Большое влияние на святого младенца Гавриила оказывала близость монастыря, в котором во время богослужений он духовно созрел, учился молитве и познавал Бога.

В 1690 году семью Говдель постигло великое горе. Невинный мальчик стал жертвой сектантов-изуверов. 11 апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался арендатор Шутко. Он приласкал дитя и тайно увез его в Белосток, где младенца предали мучениям. Сначала его посадили в подвал, где острыми орудиями проткнули ему бок для выпускания крови. После этого мученик был распят на кресте, установленном в корыте. На девятый день ребенок скончался.

Палачи тайно вывезли бездыханное тело в поле и бросили у опушки леса вблизи села Зверки. Приближался праздник Святой Пасхи. К телу прибегали голодные собаки, над ним кружились хищные птицы, но собаки не только не растерзали его, но даже охраняли тело от птиц. На доносившийся лай сошлись жители села и обнаружили жертву изуверства.

При стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, тело замученного младенца Гавриила было предано земле рядом с кладбищенским храмом в Зверках, где и пробыло около 30 лет.

В начале XVIII века по окрестностям Белостока прошел мор. Людей едва успевали хоронить. В селе Зверки умерших детей старались хоронить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды в 1720 году во время погребения случайно задели гроб мученика. К величайшему удивлению, его тело обнаружили нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась среди православного народа, усиливая почитание мученика. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого, и окончание эпидемии, что послужило поводом для почитания мученика. Обретенные мощи благоговейно перенесли в крипту под храмом в селе Зверки.

В 1746 году сгорела сельская церковь в Зверках, но мощи остались неповрежденными. Частично обгорела только ручка, да и то, несомненно, произошло согласно Божию Промыслу, ради укрепления веры и благочестия в православном народе. Когда святые мощи были перенесены в Заблудовский монастырь, ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей.

С 1752 года активное участие в прославлении честного имени мученика младенца Гавриила Белостокского принимают и православные христиане Слуцкого края. Архимандрит Слуцкого монастыря Досифей (Голяховский), наместник Киевского митрополита, составил тропарь и кондак святому младенцу. 9 мая 1755 года ввиду напряженной обстановки, вызванной внешними обстоятельствами и недоброжелательностью инославного населения, по благословению Киевского митрополита архимандрит Михаил (Козачинский) перенес мощи святого мученика младенца Гавриила в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь и составил стихотворную повесть о младенце мученике Гаврииле. Крестный ход со святыми мощами, которые в раке несли на руках, величественно прошествовал более 300 км. Мощи младенца мученика Гавриила лежали в раке совершенно открытыми. Обе ручки младенца держали маленький наперсный крест. Было видно, что пальцы святого исколоты, на теле рваные раны.

Вместе с возрастающей славой младенца мученика Гавриила и расширяющимся его почитанием православные христиане старались особым образом украсить раку с его святыми мощами. В 1897 году на добровольные пожертвования была изготовлена новая серебряная рака.

В 1908 году в типографии Успенской Почаевской лавры была напечатана служба святому мученику младенцу Гавриилу, составленная архиепископом Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким).

В том же году епископ Гродненский и Брестский Михаил вместе с епископом Белостокским Владимиром приняли решение перенести часть мощей святого мученика Гавриила из Слуцка в Белосток. Перенесение началось 31 мая. Святыня была доставлена из Слуцка в Успенский Жировичский монастырь. С 1 по 12 июня через деревни Ялувка, Новая Воля, Полота, Заблудов, Зверки и Дойлиды частица мощей мученика была перенесена из Жировичского монастыря в Белосток.

Частица святых мощей мученика младенца Гавриила находилась в Никольском кафедральном соборе города Белостока до 1912 года, пока не была перенесена в Благовещенский монастырь в Супрасле.

В Слуцке, где оставались мощи, находилась специальная книга, в которой записывались известные духовным и государственным властям чудесные случаи, связанные с находящимися там мощами святого мученика младенца Гавриила. Всенародное почитание святого Гавриила установилось по всей Российской империи. В день памяти святого к месту его упокоения со всей страны собирались тысячи паломников.

В 1930-х годах Свято-Троицкий Слуцкий монастырь, где до сих пор хранились мощи, был закрыт, а святые мощи мученика перенесены в музей атеизма в Минске.

Справедливым будет полагать, что Слуцк, где в течение 175 лет пребывали мощи мученика, стал основным центром, откуда слава подвига святого младенца Гавриила распространилась по всей Российской империи.

Во время Второй мировой войны репрессии стали слабеть, и в 1942 году в хаосе военной неразберихи православным жителям Минска удалось поместить святые мощи мученика младенца Гавриила в деревянную раку в кафедральном соборе Преображения Господня в Минске, настоятелем которого был митрополит Пантелеимон (Рожновский).

9-10 июля 1944 года святые мощи были перенесены из Минска в Гродно, в церковь Покрова Божией Матери, где они и находились до 21 сентября 1992 года.

21-22 сентября 1992 года по благословению архиепископов Гродненского и Волковысского Валентина и Белостокского и Гданьского Саввы (ныне митрополита Варшавского и всея Польши) святые мощи были перенесены первым, начиная с 1944 года, крестным ходом из гродненской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где они хранились, в Николаевский собор Белостока.

С 1993 года ежегодно 2-3 мая по новому стилю мощи младенца Гавриила переносятся из Белостока в Заблудов, где при открытой раке верующие проводят всю ночь на богослужении. Мощи привозят на автомобиле до окраины Заблудова, и оттуда на руках верующие несут их в заблудовский храм. По случаю праздника 2 мая из Белостока выходит паломнический крестный ход в Заблудов.

Слутчина помнит об оказанной ей чести быть домом для мощей святого мученика Гавриила на протяжении 175 лет. Православные жители Слуцкого края глубоко чтят святого младенца и молитвенно обращаются к нему за помощью.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама