THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Существует довольно обобщенная трактовка, согласно которой представляют собой особое или измененное восприятие реальных объектов, а также определенных действий, явлений. Некоторые ученые называют это извращением восприятия, другие определяют данное состояние, как заблуждение воображения. Причем, страдают не только психически больные люди, как принято считать. Они возникают и у тех людей, которые ничем не больны, и у них отсутствуют проблемы со здоровьем. Иногда нечто подобное возникает лишь вследствие невнимания, в том числе, известно возникновение физиологических или физических ощущений в данной сфере.

Все виды имеют отличия по ощущению и восприятиям органами чувств. Также иллюзии имеют подразделение на физиологическое проявление, психическое проявление, и физическое проявление. Аффективные иллюзии могут себя проявлять в определенных окружениях. Это может быть недостаточность освещения, сумеречное время суток, ночь с грозой, когда сверкает молния, создавая преломление светового освещения. Притом, шевелящаяся на ветру штора может быть принята за спрятавшегося там злоумышленника, упавший на пол пояс воспринимается как змея, готовая к нападению, и прочее. Аффективные иллюзии возникают и в том случае, если помимо аффективного напряжения проявляется невнятность раздражающего признака – тихие звуки, неразборчивая речь.

Аффективная может проявиться у здорового человека, если он вдруг окажется в малознакомой обстановке, незнакомом для него месте, и к тому же в необычном эмоциональном настроении. Как пример, можно привести ночное посещение кладбища. Если человек длительное время находится в ожидании какого-либо нежелательного или неприятного для него события, то оно также находит отражение в аффективных иллюзиях. То есть, если кто-то боится собак, то находясь в незнакомой обстановке, он постоянно будет опасаться, что появится это животное, и нападет на него. В то же время, любое постороннее и непонятное движение будет им восприниматься крадущейся собакой, готовой к броску.

Причины аффективных иллюзий

По мнению врачей, основой подобного явления являются обычные законы физики, которые вполне объяснимы. Доказано, что если имеется граница различных прозрачных сред, то предметы кажутся преломленными. Как известный пример, во многих медицинских издания приводится ситуация с ложкой в стакане воды. Действительно, визуально она кажется преломленной. То же самое можно сказать и о не менее известных пустынных миражах, это также классический пример аффективной иллюзии. Физиологическая подоплека аффективных иллюзий имеет отношение к специфике функций анализаторов. При длительном смотрении на движущийся железнодорожный состав возникает ощущение, что поезд находится на месте, а смотрящий производит движение в противоположную сторону.

Если внезапно остановить крутящиеся качели, то сидящие в них любители аттракционов какое-то время ощущают вращение обстановки, находящейся вокруг них. Основой причин возникновения аффективной иллюзии являются болезненные ощущения человека, вызванные особыми признаками окружающей среды, индивидуальными особенностями организма, неуверенностью в своих силах, излишней впечатлительностью. Но иногда аффективные иллюзии возникают по причинам, независящим от человека. Например, это эффект неожиданности, сильного испуга. Если аффективная иллюзия имеет патологический или психический тип, то она обусловлена возможными нарушениями в области внимания, чувственного тона, нарушено отчетливое восприятие ассоциативного ряда.

Аффективные иллюзии у душевнобольных людей имеют патологическое происхождение. Данный вид иллюзий подразделяется на вербальные и аффективные состояния, а также на парейдолии. Установлено, что аффективные иллюзии возникают в ситуации аффекта, или во время напряженного длительного ожидания, подавленного тревожного состояния. Особенно часто аффективные иллюзии проявляются при болезненных изменениях в эмоциональной сфере человека. Возникновение аффективных иллюзий у больного человека объясняется различными болезненными состояниями, на разных стадиях. Им подвержены пациенты, страдающие тревожно-депрессивным синдромом, параноидным синдромом, парафренным синдромом. Характеризуются аффективными иллюзиями этапы развития делирия, они выражаются в различных обманных ощущениях, когда человек во все видит непосредственную угрозу.

Особенности аффективных иллюзий

В психопатологическом отношении аффективные иллюзии наделены весьма неоднородным характером. Часть из них относится к категории депрессий, некоторые просто отражают бред, и наделены постоянными ошибочными убеждениями. Аффективные иллюзии в основном связаны с появлением ведущего аффекта, и на первом месте здесь психопатологическая симптоматика. Аффективные иллюзии свойственны больным не только при простой депрессии, но в случае наличия у них тенденций к явлению депрессивного бредообразования. Пациент, пребывающий в состоянии активной депрессии, всегда ожидает наказания, осуждения окружающих, возмездия за определенные прегрешения. К тому же, необходимо отличать у здорового человека аффективные иллюзии от неправильного умозаключения, обусловленного определенным явлением физического плана.

Различают несколько этапов клинико-психологического исследования.

Первый - до знакомства с пациентом - этап формулирования клинической задачи . Беседа с людьми, окружающими ребенка: педагогами, родителями, друзьями, одноклассниками, врачами - по поводу особенностей его поведения и личности, возникающих проблем; определение характеристик систем межличностных отношений проблемного ребенка (социальные условия его жизни), оценка материальных и культурных обстоятельств его жизни; ознакомление с общим состоянием физического здоровья: нет ли сопутствующих соматических заболеваний, не получает ли ребенок психотропные вещества. Нежелательно проведение исследования после бессонной ночи, физического переутомления, натощак или сразу после еды. Повторные исследования лучше проводить в то же время, что и первичные. На этом этапе составляется предварительный план исследования: выбор методик, их очередность.

Второй этап - беседа с пациентом .

Беседу нужно начинать с расспроса паспортных данных, на основании чего составляется первое суждение о состоянии памяти. Затем уточняется состояние памяти (кратковременная и долговременная - даты собственной жизни, исторические события, недавние события), оценивается внимание, характеризуется состояние сознания: ориентировка во времени, месте и собственной личности. Вопросы необходимо задавать в непринужденной, естественной манере, как в обычной беседе. Также выясняется отношение пациента к своему заболеванию, проблеме, разъясняется цель ЭПИ. В дальнейшей беседе выясняются особенности личности (до заболевания и на настоящий момент), оценка происходящих изменений, оценка самочувствия, работоспособности, определяется культурно-образовательный уровень.

Третий этап - экспериментально-психологический .

Выполнению каждого задания должна предшествовать инструкция, которая должна определять ситуацию исследования и обеспечивать сотрудничество психолога и пациента. Небрежно поданная инструкция может привести к неадекватным результатам. Инструкцию необходимо предварительно испытать до начала ЭПИ. Она должна быть максимально лаконичной, соответствовать умственным способностям пациента, исключать возможность разноречивого понимания. Возможно использование предварительных примеров. Если пациент не справляется с заданием, важно совместно обсудить причины этого. Также важно оценить, принимается помощь со стороны психолога пациентом или отвергается им (негативизм, нарочитость = сопротивление). Необходима полная и точная запись обстоятельств проводимого эксперимента, высказываемых пациентом суждений.

Четвертый этап - составление заключения .

Заключение всегда должно быть ответом на вопрос, поставленный перед психологом. Единой формы заключения нет. Но заключение никогда не является простым повторением протокола исследования. Важна характеристика психического состояния на основании полученных данных, должны быть отмечены особенности поведения, отношение к исследованию, наличие установочного поведения, выделяются ведущие патопсихологические особенности (синдромы), указываются особенности протекания психических процессов (например, темп реакций, истощаемость, устойчивость), описываются сохранные стороны психической деятельности. Допускается приведение характерных ярких примеров. В конце делается резюме, отражающее наиболее важные данные (например, структуру патопсихологического синдрома). Заключение не должно быть категоричным по стилю утверждений.

ЛЕКЦИЯ № 4. НАРУШЕНИЯ ОЩУЩЕНИЙ.

Ощущение - это самый простой психический процесс отражения отдельных свойств и качеств среды при непосредственном воздействии на специфические рецепторы органов чувств физических, химических, механических и других раздражителей.

По виду рецепторов различают экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения .

Экстероцептивные ощущения дают общую информацию о состоянии внешней среды обитания человека.

Интероцептивные ощущения сообщают о событиях, происходящих внутри организма, о сигналах, исходящих от внутренних органов.

Проприоцептивные ощущения сигнализируют о позиции, местоположении и движении тела или его частей, они отвечают за пространственную ориентацию. Имеются две группы проприоцепторов: вестибулярные и кожно-кинестетические (т. е. находящиеся в коже, мышцах, сухожилиях и суставах). Кроме того, у человека имеются несколько специфических видов ощущения, которых нет у животных: времени, ускорения и вибрации.

В основе нарушений ощущений лежит изменение порога чувствительности : снижение или повышение уровня ощущений по отношению к норме.

Снижение порога - гиперстезия - представляет собой усиление восприимчивости, интенсификацию ощущения, что в крайних случаях может приводить к раздражению, несдержанности, гневу, дискомфорту.

Повышение порога может проявляться в виде гипостезии или анестезии. Гипостезия - снижение восприимчивости, понижение чувствительности. Анестезия - полная нечувствительность при анатамо-физиологической сохранности (психическая слепота, утрата вкусов, способности распознавать запахи, утрата чувства боли).

Сенестопатии - это проецирование каких-либо ощущений внутрь телесного «Я» (термические ощущения - жжет, печет, леденит; ощущение движения жидкостей - пульсация, переливание, закупоривание сосудов; ощущения передвижения, натяжения и т. д.). Соматические боли в отличие от сенестопатий всегда локализованы, имеют стереотипное содержание, связаны с анатомическими границами и расположением органов. Боли, возникающие при поражении нервов или сосудов (парестезии), в отличие от сенестопатий проецируются на поверхность кожи или появляются при определенных движениях.

С сенестопатическими нарушениями процесса ощущения в клинической психологии связана проблема интрацепции (восприятие внутреннего состояния организма).

Причиной перехода интрацептивных раздражителей в область ощущений служат патологические изменения во внутренней среде организма.

Представление человека о наличии у него заболевания, которое возникает вследствие сенестопатий (собственно болезненных ощущений) в клинической психологии называют ипохондрией .

На психологическом уровне расстройства ощущений ипохондрического типа оказываются связанными с нарушениями восприятия своего тела. Интрацептивные сигналы начинают оцениваться как источник угрозы для личности, что формирует соответствующий эмоциональный фон - повышенную тревожность.

В клинической психологии существует разделение ипохондрии на психогенную и органическую .

Психогенные ипохондрические расстройства возникают тогда, когда вследствие определенной психотравмирующей ситуации у человека оскудевают социальные связи, т. е. сокращается экстрацептивное общение с внешним миром. Человек страдает не столько от неприятных ощущений, сколько от уверенности в своей болезни, вытекающей из необычности ощущений.

Органические ипохондрические расстройства могут быть связаны с нарушением в деятельности нервной системы на периферическом, стволовом и кортикальном уровнях.

На периферическом уровне происходит изменение активности рецепторов вегетативной нервной системы, и раздражения, исходящие из внутренних органов, вызывают множество подпороговых суммирующихся импульсов, что приводит в возбуждение подкорковые узлы. Под влиянием перевозбуждения в таламусе и диэнцефальных системах происходит изменение самоощущения и восприятия тела. И затем в патологический процесс вовлекается кора.

На стволовом уровне первично поражаются стволовые механизмы передачи нейронных импульсов от рецепторов в кору. В связи с этим развиваются нарушения самочувствия, эмоций, восприятия интрацептивных импульсов. На первое место выходит повышенная тревожность, человека начинают беспокоить навязчивые нозоманические идеи.

На кортикальном уровне первично поражаются корковые системы (скорее всего - височно-базальные), что выражается в изменении субъективной оценки своего состояния (переоценка тяжести), развиваются парестезии.

ЛЕКЦИЯ № 5. НАРУШЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ.

Восприятие это осмысленный и опосредованный словом процесс отражения совокупности свойств и качеств, который зависит от цели жизнедеятельности. Восприятие характеризуется активностью, пристрастностью и мотивированностью. Совокупность ощущений в восприятии складывается в виде конструируемого сознанием целостного образа реальности на основе предоставляемой ощущениями информации.

Особенностью восприятия является то, что даже при ограниченной по объему или содержанию сенсорной информации в восприятии конструируется целостный образ предмета или явления.

Восприятие предполагает взаимодействие самых разных психических процессов: внимание, память, мотивационно-эмоциональные и т. п. Таким образом, нарушения на уровне восприятия могут косвенным образом приводить к изменению других психических функций.

В зависимости от того, какой орган чувств принимает преимущественное участие в восприятии, различаются зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое восприятие. Выделяют также сложные формы восприятия, такие, как восприятие пространства, движения и времени.

Содержание образа восприятия зависит от самого воспринимающего субъекта: в нем всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания, чувства. При восприятии какого-либо предмета активизируются следы прошлых восприятий. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта.

Образы предметов или явлений, существующие при отсутствии самих этих предметов или явлений, называют представлениями . Представления выполняют функцию замещения, символизации объектов реальности, поэтому они соотносятся как с несуществующими в реальности предметами и явлениями, так и с существующими в прошлом или будущем.

Не любое нарушение процесса ощущения и восприятия является признаком психического расстройства. Нарушения возможны при определенных условиях, таких, как временные функциональные нарушения деятельности ЦНС, например, переутомление, а также «зашумленность» внешнего фона восприятия. Патологическими признаются только те расстройства ощущений и восприятия, которые приводят к резкому нарушению познания окружающего мира и формированию психических расстройств.

Нарушения чувственного познания можно классифицировать по разным основаниям: по органам чувств или по уровню восприятия .

По органам чувств выделяют зрительные, слуховые, осязательные (тактильные), обонятельные и вкусовые расстройства.

К зрительным расстройствам относят:

Снижение или усиление остроты зрения;

Нарушения цветового восприятия;

Искажения пространственного восприятия;

Выпадение отдельных полей зрения;

Нарушения зрительного узнавания (агнозии);

Иллюзии и галлюцинации.

К нарушениям слуха относят:

Нарушения восприятия громкости, высоты, тембра или темпа (ритма) звуков;

Нарушения узнавания шумов и сигналов (слуховая агнозия);

Слуховые иллюзии и галлюцинации;

Интероцептивные шумы (ощущение шума в ушах в отсутствие внешнего раздражителя).

К тактильным нарушениям относят:

Расстройства способности локализации очага раздражения;

Расстройства ощущений давления, температуры, влажности, боли;

Нарушения различения внешних признаков объектов;

Иллюзорные ощущения и осязательные галлюцинации;

Нарушение восприятия схемы тела.

К нарушениям обоняния и вкуса относят:

Частичную или полную потерю обонятельных или вкусовых ощущений;

Потерю взаимосвязи между определенным запахом и вкусом и типичным для них объектом;

Инверсию привычных запахов и вкусов (приятные запахи или вкусы воспринимаются как отвратительные или наоборот).

По уровню восприятия выделяют следующие типы нарушений в сфере чувственного познания:

На уровне ощущений :

изменение порога чувствительности,

сенестопатии.

На уровне восприятия:

Психосенсорные расстройства, агнозии.

На уровне представлений:

иллюзии, галлюцинации.

В основе расстройств восприятия лежит нарушение процесса идентификации субъективного образа с воспринимаемым объектом (узнавание). В случае психосенсорных расстройств искажается процесс восприятия объекта или его признаков. В случае агнозий затрудняется процесс узнавания воспринимаемых объектов. В случае иллюзий возникающий субъективный образ не соответствует реальному объекту и полностью его замещает.

Психосенсорные расстройства возникают у людей, начиная с дошкольного возраста, и обнаруживаются в двух формах:

1. Искаженное восприятие объектов внешнего мира : их величины и размеров, формы, постоянства цветовой гаммы, пространственного положения и устойчивости, количества и целостности, ощущение замедления или ускорения течения времени.

Встречаются системные искажения восприятия объектов внешнего мира - дереализации . При дереализациях реальный мир представляется мертвым, нарисованным, неестественным, человек может отмечать необычное восприятие освещенности, цветовой раскраски. Мир кажется как бы во сне. Дереализации обычно возникают не раньше возраста 6-7 лет;

2. Искаженное восприятие собственного тела : нарушения схемы тела, положения его частей, веса, объема и т. д. Системные искажения восприятия собственного тела называются деперсонализацией . При деперсонализации человек убежден в том, что его физическое и психическое «Я» каким-то образом изменилось, но объяснить конкретно, как изменилось, он не может. При изменении восприятия телесного облика говорят о соматической деперсонализации . Она проявляется в чувстве измененности, отчужденности или отсутствия частей тела или внутренних органов, а также их функций. Если больной ощущает изменения своего психического «Я», говорят об аутопсихической деперсонализации. Она проявляется в виде недостаточной отчетливости восприятия больным процессов мышления, памяти, чувств и собственно восприятия. Чувство измененности восприятия при деперсонализации носит целостный характер и сопровождается обычно мучительным сопоставлением восприятия в данный момент с воспоминаниями о прежнем восприятии. Синдром соматической и аутопсихической деперсонализации длительно существует при психических расстройствах и редко встречается у детей младше 10-12 лет .

Возникают психосенсорные расстройства обычно эпизодически (от нескольких секунд до нескольких минут) и обычно сопровождаются чувством страха. Соматические и аутопсихические деперсонализации при психических расстройствах могут существовать длительно. Распад целостности образа восприятия может быть столь выраженным, что становится невозможным узнавание объектов. В этом случае говорят об агнозиях .

Агнозии - затруднения узнавания предметов и звуков - связаны с нарушениями процесса синтеза (обобщения) признаков в процессе конструирования целостного образа реальности. В целом агнозии связаны с изменениями смысловой стороны восприятия. Они развиваются вследствие поражений коры головного мозга и ближайших подкорковых структур (вторичных и третичных зон слухового, зрительного и тактильного анализаторов). Чувствительность сохраняется, а вот способность к анализу и синтезу информации утрачивается. Обычно агнозии имеют длительный затяжной характер (длятся от нескольких недель до нескольких лет).

По органам чувств выделяют зрительные, тактильные и слуховые агнозии .

Зрительные агнозии подразделяются на:

- тотальную агнозию (неузнавание предметов или их изображений);

- симультанную агнозию (узнавание предметов и их изображений, но неузнавание изображения ситуации, в которой участвуют эти предметы);

- агнозию цвета (цвета различает, но не узнает цвета предметов) и шрифтов (пишет, но не может прочитать);

- пространственную агнозию (нарушение ориентировки в пространственных признаках изображения);

- лицевую агнозию ;

- географическую агнозию (неузнавание маршрута или местности).

Тактильная агнозия выступает в виде:

- астереогнозии (предметы не воспринимаются на ощупь, не распознается материал, из которого они состоят, - агнозия текстуры, или агнозия пальцевая, когда не идентифицируются пальцы рук);

- соматогнозии (не узнается схема своего тела).

Слуховая агнозия связана с нарушением узнавания знакомых звуков (например, одна из разновидности слуховой агнозии - амузия - неузнавание музыкальных звуков).

Следует различать истинные агнозии и псевдоагнозии. Псевдоагнозии имеют дополнительный элемент, которого нет в агнозиях: диффузное, недифференцированное восприятие признаков. Псевдоагнозии возникают при серьезных интеллектуальных нарушениях - деменциях. Дело в том, что восприятие, освобожденное от организующей функции мышления, становится рассредоточенным: несущественные признаки предметов могут становиться в центре внимания, что и приводит к неправильному узнаванию (лошадь воспринимается как птица, потому что уши стоят торчком, а на то, что лошадь впряжена в телегу, внимание не обращается). При псевдоагнозиях также страдает ортоскопичность: перевернутые предметы уже не воспринимаются, тогда как показанные в прямой экспозиции - узнаются.

Иллюзии (от лат. illusio - ошибка, заблуждение) - это неадекватное отражение воспринимаемого объекта, несоответствие субъективного образа реальному предмету. Различают аффективные, вербальные, слуховые, тактильные, обонятельные и зрительные иллюзии (парейдолии и псевдопарейдолии). Чаще встречаются зрительные и слуховые иллюзии, а у детей по сравнению со взрослыми чаще встречаются зрительные иллюзии. У психически здоровых людей при определенных условиях также могут наблюдаться такие ошибки восприятия, как иллюзии. Это так называемые физиологические иллюзии . Примером их являются миражи в пустыне, голоса, слышимые в шуме ветра, и т. д. Известны также оптические иллюзии в восприятии величины, формы, удаленности предметов, основанные на законах физики.

Аффективные иллюзии - это иллюзии любых органов чувств, возникающие под влиянием сильных эмоций (страх, гнев) при наличии слабого специфического раздражителя (слабая освещенность, слышимость) и с признаками астении. Содержание такой иллюзии всегда связано с ведущим аффектом.

Вербальные иллюзии представляют собой искажения слухового восприятия, когда, например, вместо нейтральных звуков и шумов, обрывков речи человек «слышит» осмысленную, целостную речь (чаще всего брань, угрозы, осуждение, но не обязательно). Вербальные иллюзии можно перепутать с другим психическим расстройством - бредом, однако при бреде человек слышит и пересказывает реальные фразы, вкладывая в них иное содержание, иной контекст. Здесь же человек «слышит» то, чего на самом деле не говорят. Вербальные иллюзии связаны с тем, что отдельные слуховые раздражители «конструируются» сознанием в осмысленную речь - целостный слуховой образ, содержание которого целиком определяется актуальным состоянием человека.

Слуховые иллюзии связаны с искаженным восприятием силы звука (звук кажется более громким), расстояния до источника звука (источник звучания воспринимается ближе или дальше реального источника звука), ритма звучания.

Тактильные иллюзии связаны с неадекватным восприятием силы тактильного ощущения (при соответствующей психологической установке любое, даже нейтральное прикосновение вызывает боль). К тактильным иллюзиям относятся парестезии - восприятие нейтрального тактильного ощущения как щекотки, зуда, жжения или ощущения того, что по телу ползают насекомые или змеи (этот вид парестезии называют формикацией - от лат. formica - муравей). При тактильных иллюзиях также могут нарушаться восприятие размера, формы, положения конечности, движения тела. К тактильным иллюзиям относится и так называемый синдром «чужой руки», когда своя собственная часть тела воспринимается как чужая.

Обонятельные или вкусовые иллюзии проявляются в форме субъективного изменения (инверсии) качества ощущений (сладкое кажется кислым, благовоние ощущается как зловоние).

Зрительные иллюзии (или иначе - парейдолии ) представляют собой восприятие отдельных, не связанных между собой зрительных ощущений целостными, осмысленными образами. К зрительным иллюзиям также относится искаженное восприятие пространственных, цветовых, количественных (например, два или три вместо одного предмета) характеристик.

Парейдолические иллюзии обычно возникают при сниженном тонусе сознания на фоне различных интоксикаций и являются важным диагностическим признаком.

Наличие отдельных иллюзий в изолированном виде не является признаком психического заболевания, а лишь свидетельствует об аффективной напряженности или переутомлении. Только в сочетании с другими расстройствами психики они становятся симптомами определенных расстройств. Если иллюзорное восприятие является проявлением психического расстройства, говорят о патологических иллюзиях. Основным отличием физиологических иллюзий от патологических является коррегируемость и критичность больного к их содержанию. В таких случаях изменение условий восприятия (улучшение освещенности или изменение функционального состояния ЦНС), а также включение воспринимаемых образов в предметную деятельность приводят к тому, что человек обнаруживает свою ошибку и иллюзия разрушается. При патологических иллюзиях критичность больного к их содержанию, еще имеющаяся на начальных этапах развития болезни, снижается, иллюзии носят стойкий характер, их интенсивность снижается только по мере позитивного изменения болезненного состояниях в ходе лечения и ремиссии.

В детском возрасте иллюзии наблюдаются при инфекционных заболеваниях и интоксикациях. Возможно также появление их у детей, страдающих неврозами, психопатией, эпилепсией, шизофренией и др. Иллюзии могут регистрироваться даже в раннем возрасте, начиная с 1,5-2 лет у детей, способных к вербализации собственных переживаний. Иллюзии, как правило, связаны с различными эмоциональными реакциями, которые зависят от содержания иллюзорных образов, но чаще всего эти эмоции бывают отрицательными.

Галлюцинациями называют представления, воспринимаемые как реальные объекты (иными словами, это восприятие того, чего на самом деле нет в актуальной реальности как реально существующего или действующего). При галлюцинациях человек не может отделить свое представление (субъективный образ реальности) от восприятия реальности. Если иллюзии могут встречаться и у психически больных, и у здоровых людей, то наличие галлюцинаций всегда свидетельствует о тяжести психопатологической симптоматики. Галлюцинации относят к позитивной психопатологической симптоматике, которая встречается при психозах.

Галлюцинаторные образы могут быть единичными и множественными. Они могут быть сюжетно связаны друг с другом. Они могут быть также простыми и сложными. При простых, элементарных галлюцинациях больные видят отдельные вспышки света, слышат отдельные шумы, шорохи. Простые галлюцинации возникают в одном анализаторе. При сложных галлюцинациях (в их формировании участвуют два и более анализаторов) галлюцинаторные образы являются содержательными: больные видят различные одушевленные и неодушевленные предметы, фантастических существ, слышат связную содержательную речь, музыку и т. п.

Существуют истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации. При истинных галлюцинациях галлюцинаторный образ, как и при обычном восприятии, проецируется в окружающую среду и оценивается больным как объект действительности. Образы истинных галлюцинаций настолько ярко чувственно окрашены, что критика к ним полностью отсутствует, поэтому больные действуют в соответствии с их содержанием, вступают с ними в контакт.

При псевдогаллюцинациях человек в состоянии отделить свое субъективное представление от восприятия объективной реальности. Человек признает, что его образы имеют дереалистический характер, т. е. он осознает их как нечто аномальное, ненастоящее. Нередко псевдогаллюцинаторные образы воспринимаются как навязанные, чужие. Тогда у человека развивается чувство воздействия со стороны, навязывания образа (синдром Кандинского-Клерамбо). Псевдогаллюцинации характеризуются тем, что ложные ощущения проецируются в субъективное, а не во внешнее пространство (например, «голоса» внутри головы, которые воспринимаются как чужие, не свойственные самой личности).

Различают зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые галлюцинации. Чаще всего встречаются зрительные и слуховые галлюцинации (у детей преобладают зрительные галлюцинации, а у взрослых - слуховые).

Зрительные галлюцинации заключаются в ложном зрительном восприятии несуществующих (не видимых для других людей) объектов или сцен. При этом человек уверен в том, что эти объекты или сцены не есть только лишь продукт его сознания, поскольку они воспринимаются им как реально существующие.

Слуховые галлюцинации заключатся в том, что человек слышит несуществующие звуки. При простых слуховых галлюцинациях слышится бормотание, капающая вода, шепот, тиканье часов, шаги, хлопанье в ладоши. При сложных слуховых галлюцинациях человек слышит мелодии, музыку, голоса других людей.

При тактильных галлюцинациях отмечается феномен редупликации частей тела (ощущение фантомных частей тела, например удаленных после хирургического вмешательства) или всего тела (ощущение фантомного телесного «двойника», как своего собственного, так и других людей - например, ощущение, что кто-то лежит рядом или кто-то другой навалился сверху).

Галлюцинации обоняния и вкуса связаны с восприятием несуществующих запахов и вкусов.

Существуют возрастные особенности проявления галлюцинаций. У детей чаще возникают элементарные галлюцинации при измененном сознании, хотя возможно их появление и на фоне ясного сознания. В дошкольном возрасте чаще встречаются зрительные галлюцинации, персонажами которых выступают герои сказок, мультфильмов. При этом зрительные образы, как правило, фрагментарны (дети видят отдельные части фигуры - лицо, лапу и т. п.). Псевдогаллюцинации, особенно слуховые, редко появляются у детей младше 10-12 лет.

Более часто в детском возрасте встречаются галлюцинации воображения . Они возникают спонтанно на фоне образных представлений, фантазий и являются как бы продолжением этих актуальных для больных представлений. Распространенным вариантом галлюцинаций воображения является феномен «оживления» неодушевленных предметов - картин, игрушек и т. п.

Гипнагогические галлюцинации относят к незавершенным и встречаются у детей чаще, чем истинные галлюцинации. Под гипнагогическими галлюцинациями понимают спонтанно возникающие при засыпании преимущественно зрительные образы, которые проецируются в темное поле зрения закрытых глаз или во внешнее неосвещенное пространство при открытых глазах. Их содержание может воспроизводить отдельные впечатления и образы, воспринятые ребенком в течение дня. Подобные галлюцинации нередко наблюдаются у здоровых, особенно впечатлительных детей, детей с ярко выраженным эйдетизмом. Патологические гипнагогические галлюцинации не связаны с образами повседневных впечатлений, необычны, нередко фантастичны и сопровождаются аффектом страха.

В клинической психологии существуют различные теории, объясняющие возникновение галлюцинаций.

Исторически первая теория основывается на павловской интерпретации физиологии высшей нервной деятельности и рассматривает галлюцинации как результат интенсификации представлений (при усилении тормозных процессов представления как физиологически более слабый раздражитель начинают проецироваться вовне и приобретать черты восприятия).

Вторая концепция трактует галлюцинацию как следствие поражения локальных участков коры головного мозга.

Согласно третьей теории , галлюцинация - это продукт нарушения деятельности нейронных рецепторов.

В настоящее время достоверно установлено, что галлюцинации возникают как после структурных повреждений головного мозга (вторая теория), так и при нарушениях физиологических процессов в коре головного мозга (третья теория).

Сторонники четвертой концепции , выдвинутой С. Я. Рубинштейн, считают, что галлюцинации формируются в условиях затрудненного восприятия (мозг «достраивает» образ из слабоулавливаемых сигналов). Дело в том, что даже у здоровых людей в условиях затруднения психической деятельности возникают иллюзии и даже галлюцинации (в барокамерах, в изоляции, у слабовидящих и слабослышащих). Слабоулавливаемые сигналы вызывают усиленную ориентировочную деятельность анализаторов, при этом запускается процесс создания образа из этих сигналов.

Вообще же следует иметь в виду, что под влиянием сильного перенапряжения галлюцинации могут возникать на непродолжительное время и у здоровых людей, поэтому они не всегда имеют болезненный характер. Следовательно, далеко не в каждом случае галлюцинации следует причислять к разряду патологических феноменов.

ЛЕКЦИЯ № 6. НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ.

Главными функциями человеческой памяти являются целенаправленное запоминание , сохранение и произвольное воспроизведение информации.

Запоминание связано с нейрофизиологическим процессом консолидации - закрепления кода информации о каком-либо событии или факте. Если событие «узнано», то происходит «обновление» имеющегося кода и устанавливаются новые комплексные связи, в результате чего возникает новый код кратковременной памяти. Если событие «не узнано», то также создается комплексный код из различных компонентов воспринятой информации. Новые коды удерживаются в кратковременной памяти, пока они включены в определенную операцию, а затем либо исчезают, либо включаются в кодированном виде в какую-либо систему познавательных связей («консолидируются»), переходя из кратковременной памяти в долговременную.

Чем сложнее и сильнее будут связаны в процессе запоминания различные временные коды об одном и том же событии, чем сильнее эмоциональный фон запоминания, тем медленнее происходит забывание. Существенную роль в запоминании играет логическая организация материала.

Запоминание имеет не только произвольный, связанный с концентрацией внимания характер, но и непроизвольный, связанный с доминирующей мотивацией.

Сохранение информации - плохо изученный процесс. Известно, что хранение информации не предусматривает сохранения ее полноты и неизменности: информация претерпевает изменения в процессе хранения, связанные с влиянием мышления. Как следствие в процессе сохранения информация всегда трансформируется или деформируется.

Произвольное воспроизведение информации связано с выделением необходимых сведений из всего хранящегося в памяти материала под влиянием мотивирующего фактора (необходимости), когда человек активно выбирает из всего массива данных только нужные компоненты, «вытормаживая» побочные образы и факты. При воспроизведении информация также может деформироваться в результате сочетания с новыми впечатлениями.

При рассмотрении клинических нарушений памяти необходимо придерживаться разделения памяти как психической функции на два типа: декларативную и процедурную память .

Под декларативной (эксплицитной) памятью понимается произвольная память на события и объекты.

Под процедурной (имплицитной) памятью понимается память на действия и навыки, привычки, условные способы поведения. Такая память может протекать без участия сознания и воли. Она локализуется в соответствующих сенсорных и моторных отделах мозга.

Нарушения памяти практически всегда затрагивают декларативную, а не процедурную память. В обыденном смысле под памятью тоже понимается именно декларативная память.

Еще одним пунктом, необходимым для понимания клинических нарушений памяти, следует признать разделение памяти по характеру запоминаемой информации на семантическую и эпизодическую (автобиографическую).

Семантическая память - это память, в которой закодированы и сохранены только основные значения информации, особые характерные признаки события или объекта, позволяющие отличить его от других феноменов или включить его в общий класс по типу «часть - целое».

Эпизодическая память представляет собой форму памяти, в которой информация хранится со всеми сопутствующими ей случайными «метками» о том, где, когда и как была получена эта информация.

В норме запоминанию подвергается семантическая информация.

В случае нарушений памяти изменяется соотношение процессов консолидации семантической и эпизодической информации: эпизодическая доминирует или «мешает» воспроизведению основной информации.

В целом при нарушениях памяти речь идет о нарушениях сохранения, поиска и установления функциональных связей между различными кодами информации о событиях и объектах. Поскольку память тесно связана с речью, мышлением, восприятием, эмоциями и произвольными действиями, то ее нарушения бывают настолько характерными, что могут служить важнейшим диагностическим критерием в распознании некоторых острых и хронических психических заболеваний. Специфические нарушения памяти могут свидетельствовать о наличии процессуального психического заболевания, о различных вариантах слабоумия (деменции).

Выделяют следующие клинические типы нарушений памяти:

Дисмнезии : гипермнезии, гипомнезии, амнезии.

Парамнезии : псевдореминисценции, криптомнезии, эхомнезии.

Дисмнезиями называют формальные расстройства динамических процессов памяти.

Парамнезиями называют патологическую продукцию мнестических процессов.

Не всегда расстройства памяти (особенно формальные) являются признаком психического заболевания. Они могут встречаться и у психически здоровых людей при особых условиях (в состоянии переутомления, аффекта, астении, вызванной соматической болезнью, и т. п.). Но очень часто нарушения памяти входят в структуру психического дефекта при различных психических заболеваниях и аномалиях.

Гипермнезии - непроизвольное оживление памяти, которое проявляется в повышении способности воспроизведения давних, незначительных, малоактуальных событий прошлого. При этом ослабевает запоминание текущей информации и повышается способность воспроизводить давно забытые события прошлого, незначительные и малоактуальные для больного в настоящем. При этом особенно сильно страдают произвольное запоминание и воспроизведение. При гипермнезии отмечается усиление механической памяти при значительном ухудшении показателей логико-смысловой памяти. Данное нарушение памяти может встречаться при особых состояниях сознания, в гипнотическом сне, при приеме алкоголя и некоторых наркотиков, а также при различных психических заболеваниях (в отдельных случаях шизофрении, психопатии, при маниакальных и гипоманиакальных состояниях и пр.).

Гипомнезия - частичное выпадение из памяти информации. Нарушается способность запоминать, удерживать и воспроизводить отдельные события или их детали («прорешливая память», когда пациент вспоминает не все, что должен был вспомнить, только самое важное, яркое или часто повторяющееся). Слабо воспроизводятся даты, имена, термины, цифры.

Гипомнезии являются наиболее часто встречающимися клиническими расстройствами памяти. Гипомнезия может быть временной, эпизодической, но может иметь и стойкий, необратимый характер. Такие нарушения памяти могут касаться одной или нескольких модальностей (зрительной, слуховой и т. п.). Гипомнезия входит в структуру многих психопатологических синдромов (невротического, психоорганического и др., а также является симптомом врожденного или приобретенного слабоумия).

Амнезия - полное выпадение из памяти событий, имеющих место в определенный период. Амнезии являются основным объектом клинической психологии. Их можно классифицировать по разным основаниям. Различают амнезии по отношению к событиям, происходящим в разное время от начала расстройства, по нарушенной функции памяти и по динамике проявления расстройства памяти.

По отношению к событиям , происходящим в разное время от начала расстройства, выделяют следующие типы амнезий:

1) ретроградная - выпадение из памяти событий до начала (острого периода) болезни (расстройства); ретроградная амнезия может возникнуть, например, после черепно-мозговой травмы;

2) конградная - выпадение воспоминаний о событиях в острый период болезни (расстройства);

3) антероградная - утрата воспоминаний о событиях, происходящих после острого периода болезни (расстройства); антероградную амнезию можно наблюдать после повреждений в гиппокампе или хронических отравлений, а также при деменциях.

4) антероретроградная - выпадение событий, происходивших до, во время и после острого периода болезни (расстройства); скорее всего, возникает в результате временного недостатка кровообращения в гиппокампе.

По нарушенной функции памяти различают следующие типы амнезий:

1) фиксационная - на текущие и недавние события;

2) анэкфория - неспособность воспроизведения информации без подсказки;

3) прогрессирующая - сначала наступают трудности в воспоминании, затем наступает забывчивость на текущие и недавние события, потом забываются все более отдаленные события. Сначала страдает память времени совершения отдаленных событий, а затем страдает память содержания событий. Сначала - менее организованное знание (научное, языки). Затем - многократно случавшиеся события. Потом забываются факты с сохранением аффективной памяти. Затем идет распад праксической памяти - памяти навыков, и наступает апраксия.

По динамике проявления расстройства памяти выделяют следующие амнезии:

1) ретардированная - забывание наступает через некоторое время после ЭПИ; какое-то время хорошо помнит, но спустя короткое время - уже не может воспроизвести (например, короткий рассказ).

2) стационарная - стойкое нарушение памяти без видимых изменений (улучшений или ухудшений) во времени;

3) лабильная (прерывистая) - нарушения колеблются в течение времени - то возникают, то исчезают /12/;

4) регрессирующая - амнезия с частичным восстановлением памяти.

Нарушения динамики мнестических процессов служит не столько индикатором нарушения памяти в узком смысле, сколько признаком истощаемости психики, неустойчивой работоспособности (которая определяется отношением к окружающему и к себе, личностной позицией в ситуации, способностью регуляции поведения, целенаправленностью усилий). Нарушенная динамика успешно корректируется самими пациентами через дополнительные средства опосредования. Нарушения динамики могут быть связаны и с нарушениями аффективной сферы личности.

Амнезии могут быть обусловлены :

а) потерей сохраненной информации при переводе ее из кратковременной памяти в долговременную;

б) ошибками в процессе поиска ситуативно необходимой информации.

Первый тип нарушений памяти (потеря информации) получил название «нарушения памяти типа А» (дегенеративные амнезии). Он вызывается несчастным случаем, физической травмой, интоксикациями, болезнями головного мозга и сосудистыми изменениями в мозге. Дегенеративные процессы разрушают саму материальную основу мнестической функции психики.

Основным признаком нарушения типа А является потеря информации . Амнезии типа А получили название «истинных амнезий». Истинные амнезии в клиническом смысле включают в себя следующие признаки нарушений памяти:

а) сохранный уровень интеллекта;

б) не затронута кратковременная память;

в) преобладает антероградный аспект памяти.

Второй тип нарушений памяти (ошибки поиска) получил название «нарушения памяти типа В» (диссоциативные амнезии). При таком типе амнезий информация содержится в виде нейронного кода, однако, он не может быть актуализирован. Наиболее часто человек с амнезией типа В испытывает чувство, что «что-то вертится на языке, но сказать определенно - трудно».

Основным признаком нарушений типа В является диссоциация между содержаниями разных кодов информации . К амнезиям типа В относятся невротические забывания (диссоциации), постгипнотические забывания, феномен «уже виденного (пережитого)», а также феномен «двойного сознания».

Изменения памяти типа А («истинные амнезии») возникают при неврологических нарушениях, тогда как нарушения памяти типа В (парамнезии) возникают в рамках психических нарушений.

Наиболее типичными психопатологическими расстройствами содержательной стороны памяти (патологической продукцией памяти) являются парамнезии - обманы памяти.

Различают несколько видов парамнезий .

Псевдореминисценции - ошибочные воспоминания, иллюзии памяти. Действительные события вспоминаются в другом временном интервале (чаще перенос из прошлого в настоящее - замещаются провалы в памяти, возникшие вследствие фиксационной или прогрессирующей амнезии). Один из вариантов - жизнь в прошлом, когда прошлые события жизни начинают восприниматься как настоящие, начинают происходить ложные узнавания людей с адекватным этим узнаваниям поведением. Иногда такой вариант сопровождается симптомом неузнавания себя в зеркале.

Криптомнезии - искажения памяти, при которых происходит отчуждение или присвоение воспоминаний. Например, увиденное в кино, прочитанное в книге воспринимается как пережитое. Или наоборот - личные события воспринимаются как чужие.

Эхомнезии - обманы памяти, при которых новое событие воспринимается как сходное с тем, которое уже имело место. Другое название этого вида парамнезий - феномен «уже виденного (фр. - deja vu ), «уже слышанного (фр. - deja entendu ) или «уже обдуманного» (фр. - deja pense ). При таком расстройстве текущее восприятие события одновременно проецируется в настоящее и в прошлое. Феномен «уже виденного» характеризуется убежденностью человека в том, что он уже когда-то переживал подобное событие, но не может указать, где и когда оно происходило. При «дежа вю» событие воспринимается как полностью идентичное событию из прошлого. Кроме феномена «дежа вю» к эхомнезиям также относят парамнезии Пика - это такая разновидность воспоминания «уже пережитого», когда человек только отмечает некоторое сходство ситуации, но понимает, что оно не идентично прошлому событию.

Конфабуляции - вымыслы памяти - ложные воспоминания с убежденностью в их истинности. Фантастические конфабуляции - ложные воспоминания о невероятных событиях в прошлом, содержание стабильно, имеет признаки бреда величия, эротические компоненты.

Парамнезии встречаются при тяжелых нарушения деятельности мозга, при психозах, нарушениях сознания, иногда обманы памяти (криптомнезии) могут встречаться и у психически здоровых людей при значительном переутомлении, в состоянии соматически обусловленной астении.

Среди законов формирования мнестических расстройств наиболее известным в психопатологии считается закон Рибо , в соответствии с которым нарушения памяти происходят в определенном хронологическом порядке - вначале утрачивается память на наиболее сложные и недавние впечатления, затем - на старые. Восстановление памяти происходит в обратном порядке.

ЛЕКЦИЯ № 7. НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ.

Мышление - это психический процесс опосредованного и обобщенного отражения существенных сторон реальности, познание внутренних взаимосвязей предметов и явлений. Мышление является частью интеллекта. Интеллект - это общий термин, охватывающий все психические процессы, обеспечивающие познавательную активность (мышление, внимание, память, восприятие).

Как часть интеллекта, мышление есть процесс непосредственного оперирования образами, идеями, символами, представлениями, понятиями. Если интеллект - это ум, способность познавать реальность, то мышление - это обдумывание, один из способов познания реальности, который заключается в создании субъективной модели реальности. Модель - это обобщенный и опосредованный образ реальности. Соответственно, мышление - это обобщенное и опосредованное познание мира. У человека, в отличие от животных, главным, основным инструментом создания субъективных моделей является язык (система условных символов). Поэтому содержательную сторону мышления у человека выражает речь. Как отражение мышления она обладает логичностью, доказательностью, грамматическим строем, темпом, целенаправленностью, гибкостью и подвижностью, экономичностью, широтой, глубиной, критичностью, самостоятельностью, пытливостью, любознательностью, находчивостью, остроумием, оригинальностью, продуктивностью.

Логичность - умение выражать внутренние закономерности между явлениями и предметами. Доказательность - обоснование этой закономерности. Строй речи - соответствие законам построения высказываний. Темп речи - скорость протекания мыслительных процессов. Целенаправленность - сохранение в течение определенного времени подчиненности познавательного процесса определенной задаче. Гибкость - умение быстро менять принятые решения в зависимости от изменения ситуации. Экономичность - умение эффективно выполнять мыслительные операции с наименьшим числом действий. Широта - способность привлекать разнообразную информацию для решения познавательных задач. Глубина - способность проникать в суть явлений. Критичность - умение адекватно оценивать результаты.

Во время процесса мышления человек воспринимает информацию, перерабатывает ее, делает выводы и объединяет их в предположения относительно ситуации, в которой он находится. Для создания адекватных ситуации выводов и предположений нормальный (общепринятый) процесс мышления должен соответствовать нескольким условиям:

1) способы восприятия и переработки информации должны быть адекватны объективной ситуации;

2) выводы должны делаться в соответствии с законами формальной логики;

4) процесс мышления должен быть организован по принципу системной регуляции;

5) мышление должно быть сложно структурированным и отражать в развернутой системе понятий общепринятую структуру мира.

Нарушения способа восприятия и переработки информации (основные когнитивные расстройства) влияют на качество мышления. Например, при неустойчивом внимании, нарушенной памяти, плохом зрении человек получает неадекватные сведения о ситуации, в которой он находится, делая неправильные выводы и предположения. Так, при аутизме человек в большей мере отдает предпочтение внутренним импульсам, тогда как внешние источники информации о ситуации могут игнорироваться. В результате человек делает неправильные выводы и прогнозы относительно ситуации, в которой находится. Нарушения формы мышления возникают чаще всего при психозах. При этом человек перестает соблюдать базовые логические законы упорядочения информации, что приводит его к нереалистичным умозаключениям.

К формальным нарушениям относят бессвязность мыслей, их разорванность (связь между мыслями сохраняется в течение непродолжительного времени, а потом под действием случайных факторов мышление начинает протекать в другом направлении и на других основаниях), ассоциативность мыслительных процессов (отсутствие внутренней структуры, ориентация мысли только на внешние признаки ситуации, внешнее сходство).

Содержательные расстройства заключаются в том, что одна информация приобретает большую ценность по сравнению с другой, при этом в качестве критерия истинности утверждения берется произвольный субъективный конструкт. Здесь нарушается не сам процесс обработки информации, а объяснение событий. Причиной этого могут быть слабая селекция внешних раздражителей и восприятие нерелевантной информации (из-за слабости системы восприятия), придание преувеличенного значения событиям и содержанию памяти в ущерб актуальной информации и т. п.

Недостаточная системная регуляция (метакогниция) касается систематического обращения к предшествующему опыту и личностному опосредованию процесса мышления. Например, одновременная обработка нескольких аспектов проблемы, создание общего плана мышления, поиск подходящей информации из разных источников, координация мыслительных усилий, обращение к самому себе с вопросами с одновременным представлением себя как стороннего человека, не занятого сиюминутным решением проблемы (умение увидеть себя над проблемой, абстрагироваться от конкретных мешающих условий). Недостаточная системная регуляция может быть обусловлена травматическими и токсическими поражениями, опухолями, воспалительными процессами лобных долей мозга. Системная регуляция мыслительных процессов также нарушается под влиянием сильных эмоциональных перегрузок.

Степень когнитивной структурированности мышления определяет то, как человек воспринимает, категоризирует, помнит и использует в своих действиях и поступках информацию о внешнем мире. Понятия упорядочивают имеющийся у нас жизненный опыт и формируют субъективное пространство взаимодействия. Несовпадение содержания и значений субъективных понятий неизбежно приводит к рассогласованию действий и поступков людей. Именно поэтому к мышлению предъявляется требование оперировать общепринятыми понятиями.

Чем больше в мышлении понятий, структурирующих реальность, и чем более развернуто их содержание, тем большее основание имеется у каждых конкретных человеческих действий. Это основание и получило название когнитивной структурированности .

Когнитивная структурированность включает в себя три признака: 1) дифференцированность; 2) дискриминативность; 3) интегрированность.

Дифференцированность представляет собой совокупность характеристик, которыми человек наделяет окружающую реальность: чем больше характеристик, тем более насыщенным и разным воспринимается окружающий мир. Дискриминативность характеризует способность человека различать в многообразии конкретных предметов и явлений содержательные аспекты, относящиеся к одному и тому же параметру реальности. Интегрированность представляет собой переплетение разных характеристик и содержательных аспектов одного предмета или явления, восприятие их целостности, а не разорванности, на основе общего главного признака, составляющего ядро понятия о чем-либо.

Высокая степень когнитивной структурированности означает, что человек воспринимает окружающий мир в многообразии основных элементов, связывая их между собой по определенным правилам. Благодаря высокой когнитивной структурированности человек оказывается восприимчивым к новой информации, устойчивым к многозначности мира и субъективных переживаний и обладает выраженной поленезависимостью (т. е. полагается на самого себя, а не на мнение окружающих).

Низкая степень когнитивной структурированности выражается в однозначном, выборочном восприятии отдельных основных элементов мира, которые так же связываются между собой по определенным правилам. Однако выборочность восприятия мира делает его уязвимым перед новой информацией, поскольку она грозит разрушением целостности основных психических процессов. Для сохранения психической целостности и устойчивости когнитивно простые люди обращаются за поддержкой к мнению окружающих, т. е. имеют высокую полезависимость.

Низкая когнитивная структурированность сопровождает такие психические расстройства, как депрессии, аддиктивное и асоциальное поведение; поскольку у человека в этом случае формируется ущербное субъективное представление об окружающем мире и себе, он выбирает такие способы взаимодействия с миром, которые приводят к ошибкам и конфликтам с окружающими, и испытывает затруднения в изменении имеющихся дезадаптивных стратегий социальных отношений и взаимодействия.

В отечественной клинической психологии все нарушения мышления, вслед за Б. В. Зейгарник, объединяют в три вида:

1) нарушения операционной стороны мышления;

2) нарушения динамики мышления;

3) нарушения личностного компонента мышления /13/.

Иллюзия, т.е. ошибочные восприятия реальных вещей и явлений. Обязательное наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно, - главная особенность иллюзий, обычно разделяемые на аффективные, вербальные (словесные) и перейдолические.

Аффективные иллюзии (аффект – кратковременное сильное эмоциональное возбуждение) чаще всего обусловлены страхом и тревожным, подавленным настроением.

Возникновение аффективных иллюзий возможно в ситуациях аффекта или необычного для человека эмоционального состояния - при сильном страхе, чрезмерном желании, как правило, недосягаемом, напряжённом ожидании, подавленном и тревожном состоянии. Аффективные иллюзии возникают особенно часто в период болезненных изменений эмоционального состояния.

Возможно возникновение подобного явления в совершенно определённых условиях окружающей среды, например, при недостаточной освещённости, в сумерках, в ночное время при сверкании молний (в этот момент искажается и преломляется световое освещение). Шевелящаяся занавеска может восприниматься как притаившийся грабитель, пояс на кресле - как змея, готовая прыгнуть и пр.

Возникают аффективные иллюзии и в случаях, когда кроме аффективного напряжения, проявляется слабость (невнятность) раздражительного признака (удалённость объекта, тихие шуршащие звуки, невнятная неразборчивая речь) и признаки явной астении. У любого совершенно здорового психически человека может возникнуть явление аффективной иллюзии, если он находится в непривычной для него обстановке, незнакомом месте, в необычном эмоциональном состоянии (классическим примером является посещение ночью кладбища).

"Материализуются" в аффективные иллюзии у здорового человека и постоянное ожидание чего-либо ему неприятного (например, если человек очень боится собак, то в незнакомой обстановке при плохом освещении каждое постороннее движение будет ему казаться бросающейся на него собакой).

Возникновение аффективных иллюзий свойственно больному не только при состоянии простой депрессии, но и при явных тенденциях к депрессивному явлению бредообразования. Больной человек, находящийся в состоянии актированной депрессии бредового типа постоянно находится в ожидании наказания, казни, возмездия за прегрешения, осуждения окружающих.

При этом у здорового человека необходимо обязательно отличать от аффективных иллюзий ошибочность суждения или неправильное умозаключение, сделанное под влиянием какого-либо физического явления.

Так, например, можно легко принять блестящий предмет на земле за монету, или ярко освещённого солнцем осколка стекла за золото, это явление не считается иллюзией, то есть не обманом (ложным восприятием) чувственного определения чего-либо, а ошибочным неправильно истолкованным суждением.

Психологи и психиатры хорошо знают, что возникновение отдельных проявлений аффективных иллюзий (изолированное проявление) совершенно не считается психическим заболеванием или его признаком, а чаще всего, является свидетельством аффективной напряжённости (возникшей при переутомлении, внезапном испуге, страхе).

Основное отличие физиологических иллюзий от патологического проявления аффективных иллюзий считается врачами возможность коррекции состояния, а также, самокритичное отношение больного к собственному состоянию (осознание иллюзорности содержания происходящего).

Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что чужие речи содержат намеки на какие-то неблаговидные поступки, издевательства, скрытие угрозы по его адресу.

Данное явление основано на аффекте и страхе, в связи с этим услышанный больным человеком разговор всегда воспринимается как непосредственное обвинение в свой адрес, оскорбление, ругань, имеющие к нему самое прямое отношение. К примеру, вербальные иллюзии типичны для пациентов с бредом преследования, а также с манией ревности. Больной, страдающий алкоголизмом, может подслушивать беседу жены с посторонним человеком, и, имея внутренние опасения измены или наказания, именно это «слышит» в их разговоре. Но, следует отметить, что вербальные иллюзии проявляются не только при звуках разговоров, но и возникают на фоне неречевых обманов. Часто пациента сбивает с толку шум воды, гроза, звук прибоя, и прочее. Во всех этих случаях человек уверен, что "слышит" то, чего в реальности не было сказано. Эта его трактовка и есть вербальная иллюзия, которая напрямую связана с тем, что отдельные звуки, являющиеся слуховыми раздражителями, "конструируются" его сознанием в осмысленные слова, иногда в целую речь, что создаёт для человека целостный (ошибочно распознанный) слуховой образ, при этом, его содержание полностью зависит от конкретного состояния человека в эту минуту. Специалисты психиатры принимают за аксиому, что вербальные иллюзии, как правило, становятся основой для формирования настроенности больного бредового характера.



В одних случаях вербальных явлений это могут быть оклики, различимые в реально существующем шуме и звуке голосов (необходимо их отличать от окликов галлюцинаторного характера), а в других, они представляют собой непосредственно вербальные иллюзии, которые часто очень тяжело отличить от так называемых иллюзий бреда больного человека.

Интересный пример подобного явления приведён американским учёным Вильямом Джемсом в его книге "Психиатрия": "Однажды, поздно ночью я сидел и читал; вдруг из верхней части дома раздался страшный шум, прекратился и затем, через минуту, слова возобновился, Я вышел в зал, чтобы прислушаться к шуму, но он там не повторился. Как только я успел вернуться и себе в комнату и сесть за книгу, снова поднялся тревожный, сильный шум, точно перед началом бури. Он доносился отовсюду. Крайне встревоженный, я снова вышел в зал, и снова шум прекратился. Вернувшись во второй раз к себе в комнату, я вдруг открыл, что шум производила своим храпом маленькая собачка, спавшая полу. При этом любопытно то, что, раз обнаружив истинную причину шума, я уже не мог, несмотря на все усилия, возобновить прежнюю иллюзию".

То есть, своим наблюдением он подтвердил, что если сознание здорового человека почему-либо приняло за реальность, что источник звука расположен вдалеке, то он кажется значительно громче, но при установлении настоящего источника, иллюзия уходит.

Парейдолические иллюзии обычно вызываются снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью. Например, когда узоры на обоях, трещины на стенах и потолке, различные светотени воспринимаются как яркие картинки, сказочные герои, фантастические чудовища.

Парейдолическая иллюзия или парейдолия - это разновидность зрительных иллюзий. Заключается она в формировании иллюзорных образов, в качестве основы которых выступают детали реального объекта. Как пример – это фигуры людей и животных в облаках, изображение человека на поверхности Луны или Марса, «скрытые сообщения», слышимые при реверсировании аудио записей. Некоторые парейдолические иллюзии возникают при восприятии каких-либо общеизвестных изображений. В этом случае они могут наблюдаться одновременно у множества людей. Чернильная клякса. Облака.

По обобщённой трактовке различных врачей и специалистов иллюзии являются ошибочным, искажённым или изменённым восприятием реальных предметов или каких-либо явлений, по Ж. Эскироль - это "извращение восприятия", Ф. Пинель назвал это состояние "заблуждением воображения", а В. П. Сербский обозначил подобное явление "мнимоощущением".

Иллюзии могут возникать не только у психически больных людей, но и у совершенно здорового человека. У здоровых людей могут возникнуть подобные признаки вследствие невнимания, также известны и проявления физических или физиологических ощущений этого рода.

Врачи считают, что в основе подобных явлений лежат обычные законы физики. Так, преломление предметов на границе разных прозрачных сред воспринимается абсолютно по-другому, искажённо (например, ложка в прозрачном стакане с водой визуально "преломляется"). Ярким примером такого искажения может служить широко известная всем иллюзия - возникновение в пустынях миражей.

Физиологическая подоплёка иллюзий связана со спецификой функций анализаторов. Если долго смотреть на движущийся поезд, то возникает ощущение, что он стоит на месте, а смотрящий, наоборот, вроде бы двигается в противоположную сторону. Если резко и внезапно останавливаются крутящиеся качели, то сидящие в них люди ещё несколько мгновений сохраняют ощущение вращения окружающей их обстановки.

В основе причин искажения и преломления восприятия окружающего мира далеко не всегда лежат болезненные ощущения человека, это может быть вызвано особыми свойствами окружающей среды, физиологическими особенностями организма человека, излишней впечатлительностью и неуверенностью в себе, некоторые из них в определённых случаях являются обязательными для каждого (страх, неожиданность).

Все виды иллюзий отличаются по ощущениям и восприятиям органов чувств, в области которых они проявляются. По условиям их возникновения все иллюзии подразделяются на явления физического, физиологического и психического проявления.

Иллюзии психического или патологического типа обусловлены причинами психологического характера, и заключаются в различных нарушениях деятельности человека в области внимания, чувственного тона, памяти, отчётливого восприятия ассоциативного ряда. Психические иллюзии душевнобольных лежат в области особого патологического явления. Такой вид иллюзий подразделяют на аффективные и вербальные явления, а также, парэйдолии.

Возникновение аффективных иллюзий возможно в ситуациях аффекта или необычного для человека эмоционального состояния - при сильном страхе, чрезмерном желании, как правило, недосягаемом, напряжённом ожидании, подавленном и тревожном состоянии. Аффективные иллюзии возникают особенно часто в период болезненных изменений эмоционального состояния.

Возможно возникновение подобного явления в совершенно определённых условиях окружающей среды, например, при недостаточной освещённости, в сумерках, в ночное время при сверкании молний (в этот момент искажается и преломляется световое освещение). Шевелящаяся занавеска может восприниматься как притаившийся грабитель, пояс на кресле - как змея, готовая прыгнуть и пр.

Возникают аффективные иллюзии и в случаях, когда кроме аффективного напряжения, проявляется слабость (невнятность) раздражительного признака (удалённость объекта, тихие шуршащие звуки, невнятная неразборчивая речь) и признаки явной астении.

У любого совершенно здорового психически человека может возникнуть явление аффективной иллюзии, если он находится в непривычной для него обстановке, незнакомом месте, в необычном эмоциональном состоянии (классическим примером является посещение ночью кладбища).

"Материализуются" в аффективные иллюзии у здорового человека и постоянное ожидание чего-либо ему неприятного (например, если человек очень боится собак, то в незнакомой обстановке при плохом освещении каждое постороннее движение будет ему казаться бросающейся на него собакой).

Возникновение вербальных , или слуховых иллюзий тоже может происходить также на основе какого-либо аффектного состояния и выражаться в ошибочном искажённом восприятии смысла или звука разговора окружающих людей, при этом нейтральную обычную речь (её смысл) больной человек воспринимает (или трактует подсознательно) как угрозу своей жизни, оскорбления, ругань или обвинения.

Аффективные иллюзии у больных людей возникают при различных болезненных состояниях, на разных стадиях развития болезней, они проявляются при делирии, тревожно-депрессивном синдроме, парафренном синдроме, параноидном синдроме.

Начальные этапы, например, развития делирия, острые стадии парафренных и параноидных синдромов характеризуются возникновением аффективных иллюзий, выражающихся в ощущениях угрозы, при обманных ощущениях - звуки металлического типа воспринимаются, как оружейный звук, льющаяся из крана вода - как начинающийся потоп и др.

Аффективные или вербальные иллюзии в психопатологическом отношении имеют весьма неоднородный характер. Часть из них относятся к депрессиям, часть является отражением влияния состояния бреда, некоторые иллюзии выражены отчётливыми постоянными бредовыми (ошибочными) убеждениями. Как правило (в большинстве случаев) аффективные иллюзии связаны с возникновением ведущего аффекта и основой их являются психопатологическая симптоматика.

Возникновение аффективных иллюзий свойственно больному не только при состоянии простой депрессии, но и при явных тенденциях к депрессивному явлению бредообразования. Больной человек, находящийся в состоянии актированной депрессии бредового типа постоянно находится в ожидании наказания, казни, возмездия за прегрешения, осуждения окружающих.

При этом у здорового человека необходимо обязательно отличать от аффективных иллюзий ошибочность суждения или неправильное умозаключение, сделанное под влиянием какого-либо физического явления.

Так, например, можно легко принять блестящий предмет на земле за монету, или ярко освещённого солнцем осколка стекла за золото, это явление не считается иллюзией, то есть не обманом (ложным восприятием) чувственного определения чего-либо, а ошибочным неправильно истолкованным суждением.

Психологи и психиатры хорошо знают, что возникновение отдельных проявлений аффективных иллюзий (изолированное проявление) совершенно не считается психическим заболеванием или его признаком, а чаще всего, является свидетельством аффективной напряжённости (возникшей при переутомлении, внезапном испуге, страхе).

Основное отличие физиологических иллюзий от патологического проявления аффективных иллюзий считается врачами возможность коррекции состояния, а также, самокритичное отношение больного к собственному состоянию (осознание иллюзорности содержания происходящего).

В этих случаях при любом изменении условий, при которых создалось ошибочное восприятие (яркий свет или изменение состояния центральной нервной системы, другая обстановка и пр.), а также введение воспринимаемых ранее искажённо образов в предметную действительность приводят к "разоблачению" аффективных иллюзий. И человек выявляет собственную ошибку самостоятельно - что служит поводом для разрушения иллюзии.

При возникновении стойких аффективных иллюзий патологического характера критическое отношение к происходящему у больного снижается, иллюзии приобретают ещё более устойчивый характер, и их интенсивность может быть понижена только в ходе лечения, по мере позитивных изменений болезненного состояния во время ремиссии.

Иллюзии - это неадекватное отражение воспринимаемого объекта, несоответствие субъективного образа реальному предмету. Различают аффективные, вербальные, слуховые, тактильные, обонятельные и зрительные иллюзии.

Аффективные иллюзии - это иллюзии любых органов чувств, возникающие под влиянием сильных эмоций при наличии слабого специфического раздражителя и с признаками астении. Содержание такой иллюзии всегда связано с ведущим аффектом.

Вербальные иллюзии представляют собой искажения слухового восприятия, когда, например, вместо нейтральных звуков и шумов, обрывков речи человек «слышит» осмысленную, целостную речь. Вербальные иллюзии можно перепутать с другим психическим расстройством - бредом, однако при бреде человек слышит и пересказывает реальные фразы, вкладывая в них иное содержание, иной контекст.

Слуховые иллюзии связаны с искаженным восприятием силы звука (звук кажется более громким), расстояния до источника звука, ритма звучания.

Тактильные иллюзии связаны с неадекватным восприятием силы тактильного ощущения (при соответствующей психологической установке любое, даже нейтральное прикосновение вызывает боль). К тактильным иллюзиям относятся парестезии - восприятие нейтрального тактильного ощущения как щекотки, зуда, жжения или ощущения того, что по телу ползают насекомые или змеи. При тактильных иллюзиях также могут нарушаться восприятие размера, формы, положения конечности, движения тела.

Обонятельные или вкусовые иллюзии проявляются в форме субъективного изменения (инверсии) качества ощущений (сладкое кажется кислым, благовоние ощущается как зловоние).

Зрительные иллюзии представляют собой восприятие отдельных, не связанных между собой зрительных ощущений целостными, осмысленными образами. К зрительным иллюзиям также относится искаженное восприятие пространственных, цветовых, количественных характеристик. Следует отметить, что наличие отдельных иллюзий в изолированном виде не является признаком психического заболевания, а лишь свидетельствует об аффективной напряженности или переутомлении.

Иллюзорные расстройства восприятия в детском возрасте.

Физиологические особенности мозговых процессов у детей и психологические особенности их восприятия способствуют тому, что иллюзорные расстройства восприятия возникают у них довольно часто. В детском возрасте иллюзии наблюдаются при инфекционных заболеваниях и интоксикациях. Возможно также появление их у детей, страдающих неврозами, психопатией, эпилепсией, шизофренией и др. Иллюзии могут регистрироваться даже в раннем возрасте, начиная с 1,5-2 лет у детей, способных к вербализации собственных переживаний. Иллюзии, связаны с различными эмоциональными реакциями, которые зависят от содержания иллюзорных образов, но чаще всего эти эмоции бывают отрицательными.

Галлюцинации.

Галлюцинациями называют представления, воспринимаемые как реальные объекты (иными словами, это восприятие того, чего на самом деле нет в актуальной реальности как реально существующего или действующего).

Существуют истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации . При истинных галлюцинациях галлюцинаторный образ, как и при обычном восприятии, проецируется в окружающую среду и оценивается больным как объект действительности. Образы истинных галлюцинаций настолько ярко чувственно окрашены, что критика к ним полностью отсутствует, поэтому больные действуют в соответствии с их содержанием, вступают с ними в контакт.

При псевдогаллюцинациях человек в состоянии отделить свое субъективное представление от восприятия объективной реальности. Человек признает, что его образы имеют дереалистический характер, т. е. он осознает их как нечто аномальное, ненастоящее. Нередко псевдогаллюцинаторные образы воспринимаются как навязанные, чужие. Тогда у человека развивается чувство воздействия со стороны, навязывания образа. Псевдогаллюцинации также характеризуются тем, что ложные ощущения проецируются в субъективное, а не во внешнее пространство (например, «голоса» внутри головы).

Различают зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые галлюцинации. Чаще всего встречаются зрительные и слуховые галлюцинации (у детей преобладают зрительные галлюцинации, а у взрослых - слуховые).



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама