THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Секуляризм, Секулярный (светскии) гуманизм(Secularism, Secular Humanism).

Образ жизни и мысли, в кром нет места Богу и религии. Латинский кореньsaeculum означает "поколение", "век человеческий" или "столетие", "век". Поэтому слово "секулярный" стало означать "принадлежащий к этому веку", "мирской". Секуляризм утверждает имманентные реалии этого мира и отрицает трансцендентную, потустороннюю реальность. Это мировоззрение и образ жизни скорее ориентируются на профанное, чем на сакральное, и на естественное, а не сверхъестественное. Секуляризм - это нерелигиозный подход к личной и общественной жизни.

Исторически секуляризация прежде всего означала передачу церковной собственности государству или нецерковным властям. В этом институционном значении "секуляризация" попрежнему означает ограничение формальной религиозной власти (напр., в образовании). Секуляризация различных общественных институтов была вызвана крушением единого христианского мира после Реформации, с одной стороны, и ростом рационализма в обществе и культуре, начиная с Просвещения и кончая современным технократическим обществом, - с другой. Нек-рые ученые, говоря о секуляризации общества, т.е. о замене официальной церковной власти нецерковной, предпочитают слово "обмирщение".

Второе значение слова "секуляризация" связано с переменой в образе мысли и жизни и знаменует отпадение от Бога и обращенность к миру. Гуманизм эпохи Возрождения, рационализм Просвещения, рост могущества и влияния науки, крушение традиционных структур (семьи, Церкви, общины), технизация общества и соперничество со стороны национализма, эволюционизма и марксизма - все это привело к тому, что М. Вебер называл "расколдованием" современного мира.

Секуляризация общественных инстатутов и идеологическая секуляризация происходили одновременно в течение последних столетий, но причинноследственная связь между ними отнюдь не очевидна или необходима. Даже в средневековой империи Константина люди нередко руководствовались мирскими соображениями. Точно так же в секулярном (мирском) обществе отдельные люди и группы людей могут жить, мыслить и трудиться, руководствуясь религиозными соображениями и прислушиваясь к Богу.

Т.о., секуляризация - это исторический факт, в ней есть и положительные, и отрицательные стороны. Тем не менее секуляризм как всеобъемлющая философия жизни безусловно приветствует секуляризацию всех сфер жизни. Упрощенный и редукционистский взгляд на реальность, отрицающий и исключающий Бога и все сверхъестественное, а также близорукая сосредоточенность на имманентном и естественном - фатальный недостаток секуляризма. В современных дискуссиях секуляризм и гуманизм часто соединяют в единое направление- секулярный гуманизм. Это взгляд на жизнь и мысль, на человека и общество, к-рый возвеличивает тварь и отвергает Творца. В таком качестве секуляризм выступает как соперник христианства.

Христианские теологи и философы с разных сторон оценивали значение и влияние секуляризации. Ф. Шлейермахер был первым теологом, к-рый попытался заново сформулировать понятие "христианство", используя гуманистические и рационалистические ценности Возрождения и Просвещения. Хотя его блестящие работы оказали огромное влияние на развитие теологии, критики обвинили Шлейермахера в том, что он не столько отстаивал христианство, сколько предал важнейшие положения христианской веры, заново определяя религию в терминах присущего человеку чувства зависимости.

Ни одна серьезная дискуссия на тему христианства и секуляризма не обходится без упоминания Д. Бонхёффера и его "Писем и записок из тюрьмы". Прежде всего, поскольку эта работа не окончена, такие идеи Бонхёффера, как "приземленность христианства ", " повзросление мира" и необходимость "нерелигиозной интерпретации библейского языка ", стали предметом горячих споров, в к-рых большую роль играют Ф. Гогартен (" Реальность веры", 1959), П.ванБурен ("Секулярный смысл Евангелия", 1963), Г. Кокс ("Секулярный город", 1965), Р.Смит ("Секулярное христианство", 1966) и теология смерти Бога. Каждый из этих теологов шел по своему особому пути, определяя смысл христианства через понятия секулярного мира. К. Гамильтон ("Жизнь в преодолении" , 1968) считает, что так нельзя толковать Бонхёффера, и настаивает на том, что немецкий теолог никогда не колебался в своих основных ортодоксальных взглядах.

Дискуссии среди теологов 195060х гг. были направлены на то, чтобы приспособить христианскую теологию к секуляризации, а в 197080е гг. во многих местах возникло новое мощное сопротивление секуляризму. Ж. Эллюль("Новые демоны", 1975) вместе с нек-рыми другими теологами настаивал на том, что секуляризм - это форма религии, противостоящая и христианству, и истинному христианскому гуманизму. . А. Шеффер ("Как же нам теперь жить?", 1976) и другие фундаменталисты и консервативные христиане евангельского вероисповедания нападали на светский гуманизм, считая его великим современным врагом христианской веры.

С точки зрения библейской христианской теологии секуляризм виновен в том, что "заменил истину Божью ложью и поклонялся твари вместо Творца" (Рим 1:25). Перестав видеть в трансцендентном Боге абсолют и объект поклонения, секуляристское сознание неизбежно обожествляет и превращает в абсолют человека и природу. Говоря библейским языком, сверхъестественный Бог создал мир и поддерживает его существование. Этот мир (saeculum ) имеет ценность потому, что Бог его создал, искупил и продолжает хранить. Бог как Господь истории и вселенной не может отождествляться ни с тем, ни с другим (пантеизм). Люди наделены свободой и несут ответственность перед Богом и миром. Разумное служение и сотрудничество определяют отношение человека к Богу и к миру.

С приходом Христа сакральный, теократический характер Древнего Израиля меняется. После Христовой проповеди и подвига град и народ были секуляризованы (десакрализованы), а сакральную роль стала исполнять Церковь как храм Св. Духа. Отношение Церкви к обществу не сводится к единственной миссии - внести в мир сакральное начало, навязав ему церковную власть. Отношение это выражается в любовном служении и свидетельстве, проповеди и целительстве. В этом смысле секуляризация общества есть одно из христианских призваний. Нельзя обожествлять общество и придавать ему абсолютное значение, ибо оно существует в истории и носит относительный характер. Лишь Бог окончательно свят и абсолютен. Воестановление святости Бога тем не менее предполагает правильную перспективу и относительную ценность этого мира.

Разумеется, различие между сакральным и светским нельзя считать неустранимой брешью. Так же, как Бог говорит и действует в веке сем, христиане должны говорить и действовать, участвуя в созидании и искуплении мира. Это означает, что мир нельзя отдавать во власть секуляризма. Во всяком случае, христианскую жизнь в светском мире нужно подчинить Иисусу Христу, и она должна протекать в согласии с волей Божьей, а не волей мира. В таких странах, как США, где населению даны все права и оно может участвовать в общественной жизни, образовании, социальном обеспечении и т.д., христиане могут способствовать тому, чтобы Слово Божье было услышано и получило вес среди многих других голосов, к-рые составят разнородное целое. Навязывать Слово Божье всем без исключения- значит снова впасть в несвойственную Библии авторитарность. Но если мы не можем нести Слово Божье в мир, значит, мы принимаем тот секулярный путь, к-рый отвергает Творца и ведет к смерти.

Часть 4. Окончание обзора.

«Необходимо поддерживать меры, направленные на непосредственное улучшение здоровья и благосостояния беднейших слоев населения, особенно женщин и девушек. Сюда должны быть включены усилия по стабилизации, а в дальнейшем и снижению показателей роста населения.»
«международный контроль рождаемости и сдерживание роста народонаселения.»
«Организация Объединенных Наций должна заниматься решением проблем народонаселения, и если будет плохо справляться, то следует создать более мощный планетарный орган.»

Прежде чем объяснить эту идею гуманистов по сдерживанию темпов роста населения Земли и контролю рождаемости, необходимо объяснить возмущённым христианам, к какому результату райской жизни на Земле они бы пришли, если бы первые и последующие люди строго соблюдали совет Бога, не есть неспелый терновник с дерева познания неукротимой диареи, и соответственно, они бы не умерли от диареи в тот же день, когда объелись неспелым терновником (через 900 лет). Не согрешившие, таким образом, люди сохранили бы своё бессмертие в виде отсутствия старения организма и вечное пребывание на райской Земле в зрелом детородном возрасте, как и планировалось у Бога-Творца, который дал им самый утопический (в прямом и переносном смысле) совет: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте Землю!»

В результате постоянного выполнения такого Божьего совета мы бы получили следующую картину населения райского безгрешного мира:

Бессмертные и постоянно размножающиеся люди, стали бы вечно жить на ограниченной по размерам Земле, которая не резиновая и не растягивается пропорционально численности населения, а следовательно, при нулевой смертности и убыли населения и бесконечного размножения в геометрической прогрессии, рано или поздно, наступил бы такой момент в истории Земли, когда люди бы своими голыми телами заполнили всю твёрдую поверхность Земли с плотностью в 8 чел/кв. метр, когда уже тесно как в автобусе в час пик, но дышать ещё кое-как можно свежим райским воздухом … Самые ловкие залезли бы на второй слой и ходили бы по головам первого слоя людей и всё равно люди бы продолжали размножаться и ходить по головам друг друга, наслаждаясь раем…

Язык не повернётся назвать такую жизнь райской, но дальше то будет народу ещё больше и рай превратиться в самый жуткий ад. Но всякому здравомыслящему человеку ясно, что до такой забитости Земли людьми дело вообще ни когда не дойдёт даже в самом святом раю, по тому что ещё за долго до полного забивания Земли людьми, они уже сожрут всю растительность земли, вместе со стволами и корнями деревьев, сожрут всех животных до последней амёбы и даже сожрут вообще всю органику Земли вместе с чернозёмом, и смертельный голод начнётся задолго до заполнения людьми Земли, как в автобусе. Но т.к. безгрешные и бессмертные люди не умирают своей естественной смертью, то им придётся медленно и мучительно умирать от голода, или начать убивать и есть друг друга, по тому что инстинкт самосохранения ни кто не отменял, а смертельный голод сделает из любого святого человека - дикого зверя, которому очень не хочется умирать, к тому же бессмертным людям умирать невероятно и многократно обиднее, чем нам смертным. Когда люди начнут есть друг друга, то Божественный рай с безгрешными людьми превратиться в самый жуткий ад, хотя на самом деле, в ад он превратиться за долго до каннибализма, а уже тогда, когда природных ресурсов будет катастрофически не хватать людям и им придётся сперва делить еду и прочие блага всем поровну и понемногу, а потом просто начать войну за пищевые ресурсы, которых уже ни как не будет хватать при любом самом честном делении по 100гр хлеба в день… и Богу, рано или поздно, придётся как-то решать эту проблему перенаселения Земли, которую он сам и создал, не подумав заранее своим мега- умом, что на ограниченной территории нельзя вечно и бесконечно размножаться, ни когда не умирая.

Уже из этого ясно, что эта легенда про Адама и Еву и бесконечное размножение бессмертных людей на Земле - чистейший вымысел и откровенная мифология древних людей, совершенно не умеющих совершить элементарные арифметические действия, разобраться с конечностью Земли и бесконечностью размножений и понять, что их придуманный рай с людьми - это совершенно утопическая идея, приводящая к жуткому аду, если бы люди слушались Бога и не нажирались неспелого терновника с дерева познания неукротимой диареи. Божий рай на Земле, явно бы не удался в Библейском варианте развития событий по лучшему сценарию.

Немного математики и демографии:
Площадь суши на Земле 150 млн. км. кв. (где половина не пригодна для жизни). Сегодня на ней живут около 8 млрд. человек и на каждого жителя приходится 18 000 кв.м. суши. (но гуманисты уже говорят о перенаселении)

Если бы люди жили в раю и были бессмертными, и каждое поколение (в 25 лет) увеличивали бы свою численность в 2 раза (на самом деле значительно больше), то нынешнее количество людей в 8 млрд. чел., бессмертные потомки Адама достигли бы менее чем за 800 лет!
А вот если дать каждому бессмертному жителю по 1 кв. м. площади суши, лёжа на туристическом коврике, то народу будет уже 150 000 000 000 000 чел, и райскими методами размножения, это количество случится на Земле всего лишь менее чем через 1200 лет от сотворения Адама и Евы!!!

Но попробуем всё же представить, каким способом Бог стал бы «спасать» бессмертных людей в этом варианте лучшего сценария и дикого перенаселения Земли до 1 чел/ метр. кв. через 1200 лет от сотворения Адама. Вариантов тут выходит не очень много, и мы конечно, не вправе принимать за Бога решение, по основные варианты рассмотрим:

1 - Всех кастрировать для того что люди перестали размножаться. (можно ни чего не отрезать, а как обычно, по слову Божьему, все в одночасье станут бесплодными). Это остановит навсегда рост населения, но ни как не решит проблему живущих, которые продолжат мучительно умирать с голоду, а последнее бездетное поколение, к тому же самое многочисленное на Земле, будет очень недовольно такой кастрацией от того, что у всех дети есть, а у них нет и не будет, и это приведёт к жуткому дополнительному обострению человеческих взаимоотношений, что особенно не желательно в условиях жуткого голода.
Как более разумный вариант, кастрировать всех заблаговременно, когда численность населения ещё не достигла критического значения и ресурсов на всех ещё хватает. Но и в такой ситуации народ будет очень недоволен и разгневан.

2 - Ввести строгие ограничения на количество детей в семье, ввести планирование семьи и внедрить лучшие божественные методы контрацепции. Но и это ни как не решает проблему перенаселения, а лишь оттягивает её на некоторое время, при отсутствии естественной убыли населения.

3 - Организовать постоянную переправку лишних людей на другие планеты космоса. Это тоже проблему перенаселения решит лишь временно, и по мере заполнения всех пригодных для жизни планет людьми, проблема переселения будет лишь возрастать в такой же геометрической прогрессии и на других планетах, к тому же на них лететь нужно миллионы лет. В результате на нашей Земле все будут озабочены лишь одной проблемой - кому и куда лететь с Земли. Эти мероприятия необходимо совместить с предыдущими методами ограничения рождаемости.

4 - Не запрещать людям размножаться как им хочется, но придумать какие-нибудь новые смертельные законы за плохое поведение и при их нарушении убивать людей сразу же на месте преступления, даже самого незначительного. При этом появится убыль населения и если её довести до такой же прибыли населения от размножения, то получим стабильное количество людей на Земле, которые могут жить на ней вечно и наслаждаться Божественным раем в условиях невыносимого террора и жуткого Божественного фашизма, несравнимо более ужасного, чем Сталинские репрессии, по тому что ни кто не умрёт своей смертью, которой нет, а на каждого рождённого в семье, нужно будет найти виновного в чём-либо и тут же убить без суда и следствия. (например, на минуту опоздал на субботнее богослужение).
Этот вариант можно слегка смягчить тем, что добавить к нему ещё и жёсткие законы из предыдущего пункта по ограничению рождаемости, что немного уменьшит количество убитых и рождённых, но радости это людям не прибавит, и ад всё равно будет невыносимо тяжёлым.

5 - Ни чего не предпринимать вообще, а посмотреть, как люди сами из этой ситуации будут выкручиваться!
А народ будет, убивая друг друга, делать всё вышеперечисленное, но уже не с помощью Бога, а самостоятельно с помощью создания фашистского государства. К тому же будут постоянные смертоубийственные войны за ресурсы Земли и рано или поздно, в результате беспрерывных войн и сплошной резни людей, народ достигнет некоторого стабильного баланса количества людей, которому хватало бы кое-как ресурсов. Но при отсутствии естественной убыли от естественной смерти, пришлось бы напрочь запретить размножаться, что всё равно люди бы нарушали (всё таки сам Бог велел) и их постоянно приходилось бы убивать и создать для этого определённые законы, которые сделали бы жизнь людей самым жутким адом постоянного страха лишиться вечной жизни и этот вариант не лучше предыдущего с Божественным фашизмом.

6 - Постараться придумать для людей такую «подставу», совершив которую, люди станут смертными!!!
Похоже, что именно этот случай с деревом познания добра и зла, как раз и написан в Библии. Если жизнь людей будет конечной и они будут умирать от старости сами собой в обязательном порядке и если прирост их количества будет равен их естественной убыли от смерти, то количество людей на Земле будет неограниченное количество времени постоянной величиной, и тогда рай ни когда не прекратиться. Но если они будут слишком долго жить и слишком быстро размножаться, и прирост населения будет большим, чем убыль, то количество населения будет постоянно возрастать, пока не достигнет критического значения, когда начнутся бесконечные войны за ресурсы и территории, постоянный голод и сплошные проблемы и несчастья у людей, что в свою очередь будет уменьшать численность населения до критического значения и это сдерживание роста населения будет весьма болезненным и жестоким процессом для людей, живущих в крайней нищете.

7 - Совершить предыдущий пункт и ограничить продолжительность жизни людей определённым пределом лет в 100, но благодаря всевозможным болезням, огромной детской смертности, несчастным случаям и войнам, среднюю продолжительность жизни сделать раза в 3 короче, что приведёт к крайне медленному приросту населения при полном отсутствии контроля рождаемости, который будет не только не нужен, но и крайне вреден при такой короткой жизни. А затем, по мере увеличения продолжительности жизни до естественных 100 лет, благодаря лечению болезней, почти отсутствию детской смертности и достижения достаточного количества людей, когда природных ресурсов будет в достатке хватать всем, но дифицита ещё не возникнет, создать всевозможные законы по ограничению прироста населения методом эффективной контрацепции, планировании семьи и ограничений по количеству детей в каждой семье, с целью поддержания постоянной численности населения планеты и при этом, принимать эти законы в зависимости от страны проживания и плотности населения, и там где народу явно маловато, ни чем рост не ограничивать, а там где уже народ девать не куда и кормить нечем, принимать ограничительные законы пожёстче, чтобы те, которые уже живы, не умирали с голоду и могли прожить полноценную обеспеченную жизнь. Чем длиннее и счастливее будет жизнь у людей, тем быстрее они будут размножаться и тем более жёсткие законы ограничения роста населения нужно будет принимать для обеспечения счастливой жизни максимально возможного количества людей на земле.

Ну вот в этом последнем пункте как раз и представлена наша реальная действительность, из чего совершенно ясно, что даже сам Бог был бы вынужден принимать меры по регулированию роста численности населения. Так что не зачем ненавидеть современных гуманистов, которые заблаговременно стараются продлить людям жизнь, сделать их счастливее и само собой, принимать меры по ограничению темпов роста населения, что бы жизнь на Земле не превратилась в кромешный ад каннибалов. К тому же учтена плотность населения по странам и у нас в России нет необходимости ограничивать рост населения, но вот в сильно перенаселённых странах это просто жизненно необходимые меры, по тому что там уже сплошной голод и нищета. А т.к. рост населения в последнее столетие идёт в геометрической прогрессии, то меры по его сдерживанию уже давно необходимо принимать, а не ждать, когда люди начнут ходить по головам и жрать друг друга.

«Во многих областях мира население растет не за счет рождаемости, а за счет уменьшения смертности и увеличения продолжительности жизни, - это положительная тенденция.»

Цитата: Administrator

Их очень радует старение христианского мира.

Не старение их радует, а увеличение активной продолжительности жизни раза в 3, ликвидация глобальных эпидемий и уменьшение детской смертности в тысячи раз, что привело за последнее столетие к более счастливой жизни большинства людей, которые ещё ни когда в своей истории не жили такой обеспеченной и полноценной жизнью, и нужно быть невероятно ограниченным религиозным фанатиком, что бы не понимать этого и видеть сплошной нагатив даже в этом явном позитиве.

Это христиан очень радует невероятная бедность людей, которые бесконтрольно и постоянно разводят нищих, несчастных и голодных детей, большая часть из которых не доживёт и до совершеннолетия, постоянно умирая от всяких болезней и голода. Но зато можно плодиться и размножаться сколько угодно, как Бог велел, и даже не понимая, что Богу бы тоже пришлось ограничивать рост населения…

Христиан радуют те самые несчастные 30 лет продолжительности жизни, которые кое-как доживали люди на протяжении тысячелетий своей истории, беспрерывно рожая детей, и большую часть из которых, постоянно хороня от болезней.

Христиан радует тот факт, что бедное и больное население было вынуждено изо всех сил бороться за своё существование на протяжении тысячелетий, постоянно рабски работая, не имея даже возможности и времени на развитие науки и техники для облегчения своей жизни и борьбы с дикой и повальной смертностью от всевозможных эпидемий.

Христиан огорчает тот факт, что современные достижения науки, продлили людям жизнь в 3 раза, избавили мир от глобальных эпидемий, убивавших людей городами, свели детскую смертность почти к нулевой и теперь женщинам не нужно быть семейной рабыней (по Библии), постоянно беременной и рожающей по 10 детей за жизнь, что бы хоть двое смогли дожить до 20 лет и продолжить существование вида лысых обезьян на Земле.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Светский (секулярный) гуманизм (англ. Secular humanism) - одно из направлений современной философии гуманизма, мировоззрение, которое провозглашает человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей наивысшей ценностью. Гуманистическое мировоззрение противопоставляется религиозному, не признаёт существования сил, стоящих выше человека и природы. Светский гуманизм утверждает способность и обязанность вести этический образ жизни без привлечения гипотезы о существовании Бога. Светский гуманизм выделился из гуманистического движения в ответ на критику гуманизма религиозными фундаменталистами. От религиозного гуманизма отличается тем, что отвергает религиозную веру как принципиально иллюзорный способ ориентации человека в мире.

Принципы гуманизма

Светский гуманизм является одним из направлений гуманизма, и, соответственно, содержит его основные принципы. Главным признаком гуманизма является признание человека, его права на счастье высшей ценностью.

Принципы светского гуманизма

Вместе с тем, согласно «Декларации Светского Гуманизма», десятью базовыми принципами мировоззрения также являются:


  • 1. Свободное исследование. - Недопустимость любого вида цензуры, догматизма; свобода прессы и средств коммуникации.
  • 2. Отделение церкви от государства. - Во избежание нарушения принципа свободного исследования необходимо отделить церковь от государства.
  • 3. Идеал свободы. - Недопустимость любой формы тоталитаризма, идеал уважения прав меньшинства и власти закона.
  • 4. Этика, основанная на критическом мышлении. - Независимость этики от религии. Возможность и необходимость вывода моральных норм без религиозного откровения.
  • 5. Моральное образование. - Необходимость нравственного воспитания и образование детей. Недопустимость навязывания религии молодым людям, прежде, чем они будут способны дать на это добровольное и осмысленное согласие.
  • 6. Религиозный скептицизм. - скептическое отношение к претензиям сверхъестественного на реальность.
  • 7. Разум. - Использование рациональных методов исследования, логики и опыта в процессе накопления знания и установления критериев его истинности.
  • 8. Наука и техника. - Признание научного метода наиболее достоверным способом понимания мира.
  • 9. Эволюция. - Порицание попытки креационизма включать в учебники биологии религиозных доктрин, потому как «очевидность фактов настолько убедительно подтверждает само существование эволюции видов, что отрицать его слишком трудно».
  • 10. Образование. - «Образование должно быть неотъемлемой составляющей созидания гуманных, свободных и демократических обществ». Передача знания, поощрение морального роста, обучение профессиям, помощь в выборе жизненного пути, преподавание правил поведения в демократическом обществе, стремление развивать способность к критическому мышлению. Опасность СМИ, как средства навязывания догм.
В число важнейших методологических принципов светского гуманизма входит принцип свободного критического исследования, включающий идею приложения ресурсов разума и науки ко всем областям природы, общества и человеческого поведения. Это предполагает недопустимость каких-либо ограничений научного познания и экспериментальных исследований во всех областях, будь то этика, политика, религия, паранормальные явления или медицина. При этом такие исследования не должны противоречить закону и нарушать базовые этические и экологические стандарты, принятые в данном сообществе.

Современный светский гуманизм объединяет свободомыслящих - рационалистов, скептиков, агностиков, индифферентистов, атеистов, игтеистов, нон-теистов, - не поддерживающих теистические взгляды на природу человека и универсума и утверждающих, что ни разум, ни наука, ни сколько-нибудь достоверные экспериментальные исследования не обнаруживают реальности трансцендентного (сверхъестественного) ни в человеке, ни в окружающей его действительности. Вместе с тем, светские гуманисты защищают принципы уважения чувств верующих, свободы совести и отделения церкви от государства и школы. Они выступают против политизации и идеологизации как религиозного, так и гуманистического мировоззрения, поскольку считают ошибочным или даже порочным превращение этих мировоззрений в орудия и средства борьбы за политическую и/или духовную власть в обществе. Такая установка предопределяет наличие существенной правозащитной функции гуманизма как общественного движения и компоненты гражданского общества.

Секуляризм - это теоретическая и идеологическая концепция, которая становится все больше популярной в странах Западной Европы, особенно Франции и Великобритании. Эта довольно интересная философия с течением времени сильно политизировалась, а ее сторонники в определенной степени перегибают палку в своем неприятии религиозных взглядов. Это течение сложно оценить однозначно, оно имеет как плюсы, так и минусы, в зависимости от конкретной страны или региона, где оно обрело официальный статус.

Главной идеей данного течения является тезис о том, что ни государство, ни право не должно опираться на религиозные понятия. Правительству и судебным органам не следует руководствоваться источниками веры в своей деятельности. Все органы и институции должны быть четко отделены от церквей и религиозных общин, а также свободны от их влияния. Источник этого понятия лежит в исторически обоснованном страхе перед принуждением к вере, исходящим от государства и его силовых структур. Потому сторонники секуляризма делают все возможное, чтобы власти и социум нейтрально относились к религиозным вопросам. Любая политическая деятельность, с их точки зрения, не может опираться на чувства верующих или догматы церкви, она должна исходить из фактов и логики, а также интересов различных групп людей. Смычка же государства и религии в любой форме является неприемлемой.

Как появился секуляризм

Многие античные и средневековые философы стояли у истоков этого течения. В особенности большой вклад в его возникновение внесли мыслители эпохи Просвещения во Франции - Дидро, Гольбах, Ламетри) Однако само понятие секуляризма было сформулировано только в девятнадцатом веке, когда в результате революций была разрушена теория о сакральности власти и ее божественном происхождении. Затем оно трансформировалось в этическую доктрину, которая ставит благоденствие человека вне зависимости от принципов веры. Одним словом, теория секуляризма предлагает сконцентрироваться на проблемах этого мира, в то время как религиозное мышление занимается связью с сакральным и невидимым.

Секуляризм и атеизм

Эти два явления обычно путают, однако, несмотря на то, что между ними много общего, они все же не совпадают. Атеизм - это прежде всего мировоззренческое и философское учение, а в секуляризме очень сильна политическая составляющая. Кроме того, далеко не все сторонники отделения религии от власти не верят в Бога. Многие сторонники секуляризма полагают, что жесткое понятий отнимет у церкви и вернет ее в духовную область. Ведь именно ею должна заниматься религиозная община.

Секуляризм о месте церкви в обществе

Многие христианские теологи нашего времени нередко говорят, что секуляризм - это замаскированное безбожие. Однако это слишком упрощенный тезис. В борьбе между атеизмом и религией секуляризм не оправдывает какую-либо сторону. Да, его адепты полагают, что политика должна быть независима от веры. Но для них не характерно приравнивание религии к яду или чуме, чем славится радикальный атеизм. Это видно хотя бы из того, что секуляристы считают, что церковь должна занимать определенное место в обществе. Главное, чтобы она не имела власти указывать, что кому делать.

Отношение религиозных лидеров к секуляризму

В большинстве случаев представители христианских церквей очень подозрительно и даже негативно настроены по отношению к этому явлению. Они полагают, что секуляризм - это концепция, которая направлена на вытеснение религии из общественного бытия. Часто они мотивируют это тем, что в некоторых европейских странах запрещено публично демонстрировать свою принадлежность к той или иной системе вероисповедания. Религиозность принимает более личный и семейный характер. Таким образом, секулярность становится нормой, а вера - личной установкой индивидуума. Хорошо это или плохо? Сразу заметим, что все здесь зависит от конкретного случая. Например, во Франции существует множество перегибов в отношении запретов на ношение мусульманских одежд для женщин (хиджаб, купальный костюм «буркини»), что часто вызывает возмущение правозащиников.

Религия и секуляризм в исламском мире

Не только христианские, но и мусульманские религиозные деятели негативно настроены к светским ценностям и принципу четкого разделения общины верующих и социума. Большинство современных лидеров исламского мира полагают, что поскольку секуляризм - это идея построения отношений между людьми без вмешательства Бога и сакрального, то она противоречит Корану и посланию Пророка. Особенное неприятие вызывает у них идея построения законов общества не на основе шариата, а на фундаменте светских ценностей. Тем не менее в современном исламском мире идея замены теократии на секулярное государство тоже имеет множество сторонников. К таким странам относится, к примеру, Турция. Ее первый президент Кемаль Ататюрк даже заявлял, что его родина не должна быть краем шейхов и религиозных сект. Некоторые арабские государства тоже идут по этому пути. Хотя противостояние модернистов и исламистов, особенно в последние годы, практически раскололо все исламские общества.

Секуляризм в Европе в наши дни

Сторонники светскости не имеют единой идеологической позиции или модели. К примеру, французский секуляризм в наше время называется специфическим словом «лаисите». Такая модель отношения религиозных общин и государства характерна только для этой страны. Она связана с исторической неприязнью социума к Римско-католической церкви. Последняя в свое время имела слишком много власти и настроила против себя народ. Кроме того, эта религиозная община слишком явственно выступала против закона об отделении церкви от государства, поскольку лишалась влияния, к которому привыкла. В Германии или Великобритании французская модель не прижилась. Но в любом случае в европейских странах секуляризм - это не антирелигиозная философия, а практические меры, принятые государством для того, чтобы влияние общин верующих не превышало пределов, за которыми начинаются конфликты и преследования.

Секулярные ценности

Производным от этого философско-политического течения стала мировоззренческая аксиология. Это так называемые светские ценности или, как это принято сейчас говорить, секулярный гуманизм. Последний тоже не представляет собой какой-то единой идеологии. Иногда по своим высказываниям неотличимы от атеистов. Они говорят о том, что право человека на счастье противостоит вере в высшие силы, и что оба эти тезиса несовместимы. Другие представители этого течения ставят права людей приоритетнее, чем религиозные ценности. Они выступают прежде всего против цензуры и религиозных запретов в научных исследованиях, за независимость этики и морали от веры, рационализм как главный критерий при установлении истинности. Сторонники секулярного гуманизма, как правило, скептически относятся к претензиям религиозных откровений на реальность. Они также выступают против образования в этой области в детском возрасте, поскольку считают, что так навязывается идея, на которую нужно исключительно осмысленное согласие. Но в этом плане секулярные гуманисты тоже расходятся между собой, потому что некоторые из них полагают, что полное невежество молодых людей в религиозной области лишает их права на культурное наследие.

Секулярный фундаментализм

К сожалению, идеология светскости породила и такое явление. Оно существует наравне с религиозным фундаментализмом и вроде бы противостоит ему, но на самом деле имеет с ним общие корни и ценности. Его приверженцы не просто скептически относятся к религии, но желают вытеснить ее из жизни общества и даже уничтожить, полагая любое проявление религиозной мысли опасной для человеческой свободы. При этом они готовы ограничивать и попирать права верующих. Можно сказать, что и религиозный, и секулярный фундаментализм являются двумя версиями одного и того же явления, причина которого в непонимании человеческой природы и желании решать сложные проблемы простыми методами, невзирая на возможные последствия и жертвы.

Секулярный или светский гуманизм - это мировоззрение, в основе которого лежит атеистическое мышление, отрицающее какой бы то ни было высший смысл и какую бы то ни было духовную реальность. Секулярный гуманизм признает материальную природу и социальную природу человека, но отрицает духовную. От религиозного гуманизма отличается тем, что отменяет веру в Бога (для своих сторонников) как принцип иллюзорной ориентации человека в реальном мире. В сторонников светского гуманизма борьба с религией или религиозным мировоззрением не является главной задачей.

Но это мировоззрение в корне неверно, так как оно не отвечает на такие вопросы, откуда появилась душа, и как сформировалась любовь, которая живет в сердце каждого из человека.

Базовые принципы светского гуманизма

Согласно «Декларации секулярного гуманизма» этих принципов - десять:

  1. Свободное исследование . Неприпустимись широкой цензуры и догматизма. Независимость от них прессы и средств коммуникации. Признание опасности СМИ при распространении догм, в том числе религиозных.
  2. Отделение церкви от государства .
  3. Идеал свободы . Недопустимость различных форм тоталитаризма, идеал равенства прав меньшинств и большинства, равенство всех перед законом.
  4. Этика поведения, основанная на критическом мышлении . Независимость этики от религии и церкви. Необходимость вывода и выработка этики без вмешательств религии.
  5. Нравственность образования . Отделить детей и молодежь от нереформированной церкви на этапе, когда лицо еще формируется и не способен сам и сознательно выбрать мировоззрение - атеистическое или религиозное. Или признается необходимость нравственности образования.
  6. Религиозный скептицизм . Скептическое отношение к претенций церкви и ирреального, иррационального в реальность.
  7. Ум . Использование логики, рационального исследования и опыта в процессе накопления знаний и в проверках критериев его истинности.
  8. Наука и техника . Признание преимуществ научного опыта как наиболее действительного и плодотворного зособив познания мира.
  9. Эволюция . Признание преимуществ эволюции как научно обоснованного мировоззрения перед религиозным мировоззрением и вмешательством Бога.
  10. Образование . Научно обоснованная образование признается неотъемлемой составляющей построения гуманных, свободных и демократических обществ.


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама