Че-ло-ве-ка и его пер-вого при-час-тия, конфирмация вы-де-ли-лась на хри-сти-ан-ском За-па-де в конце I - начала II тысячилетия.
В трак-тов-ке конфирмации как от-дель-но-го от кре-ще-ния та-ин-ст-ва ка-то-лическая док-три-на ис-хо-дит из свя-щен-но-ис-то-рических со-бы-тий Пя-ти-де-сят-ни-цы и ос-но-вы-ва-ет-ся на но-во-за-вет-ных сви-де-тель-ст-вах о воз-ло-же-нии апо-сто-ла-ми рук на но-во-кре-щё-ных с це-лью пре-по-да-ния им осо-бых да-ров Св. Ду-ха, а так-же на свя-зан-ном с эти-ми сви-де-тель-ст-ва-ми су-ще-ст-во-вав-шем в древ-ней Церк-ви об-ря-де по-слек-ре-щаль-но-го ми-ро-по-ма-за-ния и воз-ло-же-ния рук на но-во-кре-щё-но-го епи-ско-пом.
В сред-ние ве-ка и Но-вое вре-мя гос-под-ство-ва-ло по-ни-ма-ние конфирмации пре-имущественно как под-твер-жде-ния зре-ло-сти ре-лигиозной ве-ры кре-щё-но-го в мла-ден-че-ст-ве че-ло-ве-ка, а так-же как его ос-вя-ще-ния и ду-хов-но-го ук-ре-п-ле-ния. Бо-го-сло-вие и прак-ти-ка конфирмации бы-ли за-кре-п-ле-ны ве-ро-учи-тель-ны-ми до-ку-мен-та-ми Рим-ско-ка-то-лической церк-ви на Фер-ра-ро-Фло-рен-тий-ском со-бо-ре и Три-дент-ском со-бо-ре.
В ка-то-ли-циз-ме та-ин-ст-во конфирмации счи-та-ет-ся не-об-хо-ди-мым для спа-се-ния. Его со-вер-ша-ет епи-скоп над под-ро-ст-ка-ми, дос-тиг-ши-ми 12-16-лет-не-го воз-рас-та. В осо-бых слу-ча-ях (напр., при кре-ще-нии взрос-лых с по-сле-дую-щей не-по-сред-ст-вен-но за этим конфирмации или в об-стоя-тель-ст-вах смер-тель-ной опас-но-сти) до-пус-ка-ет-ся де-ле-ги-ро-ва-ние епи-скоп-ских пол-но-мо-чий свя-щен-ни-ку и со-вер-ше-ние конфирмации в лю-бом воз-рас-те.
Как и при кре-ще-нии, при-ни-маю-ще-му та-ин-ст-во конфирмации тре-бу-ют-ся вос-при-ем-ни-ки (pa-trini). Ма-те-ри-ей та-ин-ст-ва слу-жит ос-вя-щае-мое епар-хи-аль-ным епи-ско-пом в чет-верг Стра-ст-ной сед-ми-цы ми-ро (chrisma), ко-то-рое по-сле воз-ло-же-ния рук и мо-лит-вен-но-го при-зы-ва-ния Св. Ду-ха на-но-сит-ся в фор-ме кре-ста на лоб кон-фир-ми-руе-мо-го. Фор-мой та-ин-ст-ва яв-ля-ют-ся про-из-но-си-мые епи-ско-пом при по-ма-за-нии сло-ва: «Зна-ме-ную те-бя зна-ком Кре-ста и ук-ре-п-ляю (confirmo) ми-ром спа-се-ния во имя От-ца и Сы-на и Свя-то-го Ду-ха. Аминь». Пра-виль-но со-вер-шён-ная конфирмация за-пе-чат-ле-ва-ет ду-шу (как и в та-ин-ст-вах кре-ще-ния и свя-щен-ст-ва) осо-бым «не-из-гла-ди-мым зна-ком» (character indelebilis), вслед-ст-вие че-го это та-ин-ст-во не мо-жет быть по-вто-ре-но.
Пред-при-ня-тая Ва-ти-кан-ским II со-бо-ром ли-тур-гическая ре-фор-ма при-ве-ла к не-кото-рым из-ме-не-ни-ям в прак-ти-ке конфирмации, что долж-но бы-ло от-ра-зить экк-ле-зио-ло-гическое зна-че-ние та-ин-ст-ва как усо-вер-шен-ст-во-ва-ние для кре-щё-но-го свя-зи с Цер-ко-вью и во-зоб-но-вить идею трёх-сту-пен-ча-то-го един-ст-ва хри-сти-ан-ской ини-циа-ции (кре-ще-ние, конфирмация, Ев-ха-ри-стия).
В совремеом об-ря-де та-ин-ст-ва конфирмация, ко-то-рое ре-ко-мен-ду-ет-ся со-вер-шать во вре-мя мес-сы, кон-фир-ми-руе-мый в знак са-кра-мен-таль-ной свя-зи со сво-им кре-ще-ни-ем дол-жен ис-по-ве-до-вать Сим-вол ве-ры, про-из-не-сён-ный за не-го при кре-ще-нии вос-при-ем-ни-ка-ми. Конфирмация ста-ла пред-ше-ст-во-вать обя-за-тель-ная, как пра-ви-ло по-лу-го-до-вая, ка-те-хе-ти-че-ская под-го-тов-ка (см. Ка-те-хи-за-ция). Ино-гда пе-ред конфирмацией ре-ко-мен-ду-ет-ся со-вер-ше-ние ис-по-ве-ди.
Апо-столь-ской кон-сти-ту-ци-ей па-пы Рим-ско-го Пав-ла VI «Divinae consortium naturae» (1971 год) бы-ла ут-вер-жде-на но-вая, близ-кая ви-зант. чи-ну тай-но-со-вер-ши-тель-ная фор-му-ла: «При-ими пе-чать (signacu-lum) да-ра Ду-ха Свя-то-го» (ср.: Еф. 1:13, 4:30). За ка-то-ли-ка-ми восточных об-ря-дов (см. Уни-ат-ст-во) ка-но-ни-че-ски за-кре-п-ле-но со-вер-ше-ние конфирмации свя-щен-ни-ком сра-зу по-сле кре-ще-ния вне за-ви-си-мо-сти от воз-рас-та кон-фир-ми-руе-мо-го. Современое ка-то-лическое бо-го-сло-вие под-чёр-ки-ва-ет так-же лич-но-ст-ный ас-пект конфирмации, го-во-ря о пол-но-те об-ще-ния ве-рую-ще-го со Св. Ду-хом как Лич-но-стью и об об-ра-щён-ном к ве-рую-ще-му мис-сио-нер-ском при-зы-ве лич-но-го сви-де-тель-ст-ва о Хри-сте в ми-ре.
В сред-ние ве-ка ка-то-лическое уче-ние о конформации под-вер-га-лось кри-ти-ке со сто-ро-ны валь-ден-сов, ка-та-ров, по-сле-до-ва-те-лей Дж. Уик-ли-фа, гу-си-тов (см. Гу-сит-ское дви-же-ние). М. Лю-тер в по-ле-мическом сочинении «О ва-ви-лон-ском пле-не-нии Церк-ви» (1520 год) ка-те-го-ри-че-ски от-верг са-кра-мен-таль-ный ста-тус конфирмации на ос-но-ва-нии то-го, что она не бы-ла за-по-ве-да-на Хри-стом. Таким образом, он при-зна-вал конфирмацию не та-ин-ст-вом, а лишь цер-ков-ным обы-ча-ем или «це-ре-мо-ни-ей». Ж. Каль-вин так-же не ви-дел в воз-ло-же-нии апо-сто-ла-ми рук со-об-ще-ния ве-рую-ще-му бла-го-да-ти, а ми-ро-ос-вя-ще-ние и ми-ро-по-ма-за-ние счи-тал суе-ве-рия-ми. В по-ле-ми-ке с ана-бап-ти-ста-ми немецким ре-фор-ма-тор М. Бу-цер при-дал конфирмации смысл и об-раз ли-тур-гического за-вер-ше-ния пе-рио-да ка-те-хи-за-ции под-ро-ст-ков пе-ред их до-пус-ком к при-час-тию. Его идеи бы-ли ши-ро-ко вос-при-ня-ты в ре-фор-ма-тор-ских кру-гах. Позд-нее под влия-ни-ем пие-тиз-ма в тех про-тес-тант-ских де-но-ми-на-ци-ях, где со-хра-нил-ся об-ряд конфирмации, боль-шую роль в нём стал иг-рать мо-тив лич-но-го ис-по-ве-да-ния ве-ры. Конфирмация ста-ла по-ни-мать-ся как сво-его ро-да эк-за-мен на ре-лигиозную зре-лость юно-шей и де-ву-шек в воз-рас-те при-мер-но 14 лет по-сле ка-те-хе-ти-че-ской под-го-тов-ки (про-дол-жи-тель-но-стью до 2 лет) и как их ли-тур-гическое по-свя-ще-ние в пол-но-прав-ные чле-ны цер-ков-ной об-щи-ны.
Кон-фир-ми-руе-мые ис-по-ве-ду-ют Сим-вол ве-ры в знак соз-на-тель-но-го под-твер-жде-ния сво-его кре-ще-ния и при-над-леж-но-сти к Церк-ви, про-воз-гла-ша-ют обе-ты хри-сти-ан-ской мо-ра-ли и по-лу-ча-ют от пас-то-ра бла-го-сло-ве-ние че-рез воз-ло-же-ние рук. По-сле это-го они впер-вые при-сту-па-ют к при-час-тию. Толь-ко про-шед-шие конфирмацию по-лу-ча-ют пра-во го-ло-са в цер-ков-ной об-щи-не и мо-гут быть из-бран-ны-ми в цер-ков-ный со-вет или ис-пол-нять цер-ков-ные слу-же-ния.
Миропомазание - дополнение, завершение крещения, духовное обогащение силой Духа Святого. Оттого на Западе миропомазание ещё называют конфирмацией, т.е. укреплением. Это, своего рода, таинство христианской зрелости - крестить могли неразумного младенца, а миропомазание принимают в сознательном возрасте. Принимающий миропомазание обязуется быть солью земли и светом миру, верным Христу и свидетельствовать о Боге своими поступками и словами.
В читаем : "Миропомазание (Конфирмация) совершенствует благодать Крещения; это таинство, которое дает нам Святого Духа для того, чтобы мы укоренились глубже в божественном сыновстве, крепче соединились со Христом, чтобы наша связь с Церковью стала более прочной, чтобы мы больше участвовали в ее миссии, а также для помощи нам, чтобы мы свидетельствовали о христианской вере словом, сопровождаемым делами. Миропомазание, как и Крещение, налагает на душу христианина духовную печать, или неизгладимый «характер»; вот почему это таинство можно принимать только один раз в жизни . На Востоке это таинство совершается сразу после Крещения; за ним следует участие в Евхаристии, и эта традиция подчеркивает единство трех таинств христианского посвящения. В Латинской Церкви таинство Конфирмации дается по достижении сознательного возраста, и его служение сохраняется обычно за епископом, что знаменует укрепление связи с Церковью".
: " Как следует из самого обряда, результатом Миропомазания является особенное излияние Святого Духа, как прежде оно было даровано апостолам в день Пятидесятницы. Благодаря этому, Миропомазание дает возрастание и углубление благодати Крещения: оно глубже укореняет нас в сыновней связи с Богом, дающей нам возможность восклицать: «Авва, Отче!» (Рим 8, 15); оно крепче связывает нас со Христом; оно глубже укореняет нас в сыновней связи с Богом, дающей нам возможность восклицать: «Авва, Отче!» (Рим 8, 15); оно крепче связывает нас со Христом; оно умножает в нас дары Духа Святого; оно делает более совершенной нашу связь с Церковью; оно дает нам особую силу Духа Святого, чтобы словом и делом распространять и защищать веру, как подлинные свидетели Христовы, смело исповедовать имя Христово и никогда не стыдится Креста".
Теперь про совершение таинства: "Один обычай Римской Церкви облегчил развитие западной практики. Там существовало двукратное помазание святым миром после Крещения: первое совершал священник над крещаемым по выходе из крещальной купели, а завершал его епископ вторым помазанием на лбу каждого новокрещеного. Первое помазание миром - то, что совершает священник, - осталось связанным с обрядом Крещения; оно означает участие крещеного в священнической, пророческой и царской функциях Христа. Если Крещение принимает взрослый человек, то есть только одно помазание после Крещения: помазание Конфирмации". То есть помазания два? : "В латинском обряде обычным (ординарным) служителем Конфирмации является епископ. Хотя епископ может в случае необходимости передать священникам право служить таинство Конфирмации, подобает, учитывая суть этого таинства, чтобы сам епископ преподавал его, памятуя о том, что именно по этой причине совершение Конфирмации было отделено по времени от Крещения. Епископы - преемники апостолов, они получили всю полноту таинства священства. Совершение ими обряда таинства Конфирмации подчеркивает, что одним из последствий этого таинства является более тесное единение принимающих его с Церковью, с ее апостольским происхождением и с ее миссией свидетельства о Христе". И : "Помазание святым миром - благовонным маслом, освященным епископом, означает дар Святого Духа новокрещенному. Он стал христианином, то есть «помазанником» Духа Святого, воплощенным во Христа, помазанного как Священник, Пророк и Царь. В литургии Восточных Церквей помазание миром после Крещения является таинством Миропомазания (Конфирмации). В римской литургии оно предвещает второе помазание святым миром, которое будет совершено епископом: таинство Миропомазания, или Конфирмации, которое в своем роде «утверждает» и завершает помазание Крещения".
Словарь Ушакова
Конфирмация
конфирма ция , конфирмации, жен. (лат. confirmatio) (книж. ).
1. Утверждение высшей властью постановления (офиц. устар. ). Конфирмация приговора.
2. У протестантов - обряд принятия в число членов церкви, совершаемый над юношами и девушками, у католиков - т.н. таинство миропомазания (церк. ).
Архитектурный словарь
Конфирмация
Утверждение проекта верховной властью.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Педагогический терминологический словарь
Конфирмация
так называемое таинство миропомазания в католицизме, совешающееся над детьми 7-12 лет; у протестантов - обряд приобщения к церкви юношей и девушек, достигших 14-16 лет. Имеет огромное воспитательное значение.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 64)
Вестминстерский словарь теологических терминов
Конфирмация
♦ (ENG confirmation)
(лат. confïrmare - укрепление)
формальное подтверждение человеком взятых на себя во время крещения обетов веры. В римско-католической традиции (и в других) конфирмация - это таинство . В протестантизме конфирмация таинством не считается.
Энциклопедический словарь
Конфирмация
(от лат. confirmatio - утверждение), у католиков и протестантов (в разных формах) обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста.
Словарь Ожегова
КОНФИРМА ЦИЯ, и, ж.
1. У католиков: совершаемое епископом таинство миропомазания ребёнка 712 лет, приобщающее его к церкви.
2. У протестантов: обряд приобщения к церкви юношей и девушек 1416 лет, а также время их подготовки к такому обряду.
| прил. конфирмационный, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Конфирмация
- ж.
- :
- Утверждение постановления, судебного приговора и т.п. высшей государственной властью (в некоторых странах).
- Судебный приговор, утвержденный высшей государственной властью.
- Обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста (в католической и протестантской церкви).
- :
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Конфирмация
У католиков этим именем называется таинство миропомазания (см.), совершаемое у них обязательно епископом и не одновременно с крещением, как у православных, а в более поздние годы детства и отрочества (см. Католическая церковь). У протестантов, которые не признают таинства миропомазания, К. состоит из исповедания веры конфирмуемым, нравоучительной речи к нему пастора и молитвы о нем, прочитываемой пастором. Она служит актом торжественного, сознательного и свободного выражения личной веры конфирмуемого в И. Христа, как Бога и Спасителя, и вместе с тем актом испытания его в вере церковью и окончательного введения его в состав церковного общества. В позднейшее время некоторые протестантские богословы настаивают, чтобы К. была совершаема каждый раз суперинтендентом; в англиканской церкви многие требуют, чтобы она была совершаема самими епископами. Большинство восстает против таких требований, видя в них шаг к католицизму.
Католицизм
Таинство миропомазания или конфирмации совершается, в большинстве случаев, епископом; священник имеет право совершить таинство только в экстренных случаях или по особому поручению епископа. Если человек был крещён ребёнком, то конфирмация проводится в годы отрочества и юности, так как считается, что это таинство должно совершаться над человеком в сознательном возрасте.
Протестантизм
У протестантов (лютеран), которые не признают миропомазание таинством , конфирмация состоит из исповедания веры конфирмантом, нравоучительной речи к нему пастора и молитвы о нём, прочитываемой пастором. Она служит актом торжественного, сознательного и свободного выражения личной веры конфирмуемого в Иисуса Христа , как Бога и Спасителя, и вместе с тем актом испытания его в вере церковью и окончательного введения его в состав церковного общества. Поэтому конфирмацию проводят не раньше достижения сознательного возраста: 13-14 лет. В этот день конфирманты облачаются в праздничные одежды (иногда альбы). Конфирмация обычно проводится в начале службы по большим церковным праздникам.
В позднейшее время некоторые протестантские богословы настаивают, чтобы конфирмация была совершаема каждый раз суперинтендентом .
Англиканство
Реформистский иудаизм
В самом начале реформации иудаизма раввинские консистории приняли некоторые шаги для того, чтобы приблизить ритуал к современным нормам и, по всей вероятности, христианству. Так было предложено перенести субботний отдых на воскресенье, ввести орган в синагогальную службу и так далее. Церемония конфирмации была заимствована из протестантизма и не получила новой формы, оставаясь диалогом между ведущим (раввином), который задавал вопросы, и участником, который на них отвечал. Таким образом, сохранялась форма катехизиса, которая не была принята в традиционном иудаизме того времени .
Источники
Примечания
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Смотреть что такое "Конфирмация" в других словарях:
- (лат., от confirmare утверждать). 1) у протестантов обряд первого причащения. 2) утверждение судебного приговора. 3) у католиков таинство миропомазания. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНФИРМАЦИЯ… … Словарь иностранных слов русского языка
КОНФИРМАЦИЯ, конфирмации, жен. (лат. confirmatio) (книжн.). 1. Утверждение высшей властью постановления (офиц. устар.). Конфирмация приговора. 2. У протестантов обряд принятия в число членов церкви, совершаемый над юношами и девушками, у… … Толковый словарь Ушакова
Таинство, обряд, утверждение Словарь русских синонимов. конфирмация сущ., кол во синонимов: 4 миропомазание (6) … Словарь синонимов
- (от латинского confirmatio утверждение), у католиков и протестантов (в разных формах) обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста … Современная энциклопедия
- (от лат. confirmatio утверждение) у католиков и протестантов (в разных формах) обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста … Большой Энциклопедический словарь
КОНФИРМАЦИЯ, и, жен. 1. У католиков: совершаемое епископом таинство миропомазания ребёнка 712 лет, приобщающее его к церкви. 2. У протестантов: обряд приобщения к церкви юношей и девушек 1416 лет, а также время их подготовки к такому обряду. |… … Толковый словарь Ожегова
Конфирмация. У католиков этим именем назыв. таинство миропомазания,совершаемое у них обязательно епископом и не одновременно с крещением,как у православных, а в более поздние годы детства и отрочества. Упротестантов, которые не признают таинства… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
конфирмация - и, ж. confirmation f., нем. Konfirmation, пол. konfirmacya <, лат. confirmatio. 1. Подтверждение известия, сообщения. Сл. 18. Конечно, чают, по приезде вчерашнего курьера, Сант Омант и Мартнен от французов взяты, где есть великие магазеины… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Конфирмация - (от лат. confirmatio утверждение; англ. confirmation) утверждение высшей властью судебного приговора … Энциклопедия права
Конфирмация - (от латинского confirmatio утверждение), у католиков и протестантов (в разных формах) обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
КОНФИРМАЦИЯ - (англ. confirmation of offer) согласие принять все условия полученного предложения без каких либо изменений (оговорок). В торговле К. действительна только в письменном виде, включая сообщения по телеграфу и телетайпу. Договор считается… … Юридическая энциклопедия
Книги
- Католичество в третьем тысячелетии , Рауш Томас. Как и во что верят католики? Что такое индульгенция и конфирмация? Что ожидает церковь в третьем тысячелетии? Какие проблемы волнуют христианский мир сегодня? На эти и другие вопросы вы…
В ряде протестантских церквей - обряд сознательного исповедания веры.
Другое значение - утверждение принятого решения (судебного приговора и т. п.) верховной государственной властью; судебный приговор, утверждённый подобным образом.
Католицизм
Таинство миропомазания или конфирмации совершается, в большинстве случаев, епископом; священник имеет право совершить таинство только в экстренных случаях или по особому поручению епископа. Если человек был крещён ребёнком, то конфирмация проводится в годы отрочества и юности, так как считается, что это таинство должно совершаться над человеком в сознательном возрасте.
Протестантизм
У протестантов (лютеран), которые не признают миропомазание таинством , конфирмация состоит из исповедания веры конфирмантом, нравоучительной речи к нему пастора и молитвы о нём, прочитываемой пастором. Она служит актом торжественного, сознательного и свободного выражения личной веры конфирмуемого в Иисуса Христа , как Бога и Спасителя, и вместе с тем актом испытания его в вере церковью и окончательного введения его в состав церковного общества. Поэтому конфирмацию проводят не раньше достижения сознательного возраста: 13-14 лет. В этот день конфирманты облачаются в праздничные одежды (иногда альбы). Конфирмация обычно проводится в начале службы по большим церковным праздникам.
В позднейшее время некоторые протестантские богословы настаивают, чтобы конфирмация была совершаема каждый раз суперинтендентом .
Англиканство
Реформистский иудаизм
Источники
Напишите отзыв о статье "Конфирмация"
Примечания
Отрывок, характеризующий Конфирмация
– Non, Monseigneur, – сказал он, неожиданно вспомнив, что Даву был герцог. – Non, Monseigneur, vous n"avez pas pu me connaitre. Je suis un officier militionnaire et je n"ai pas quitte Moscou. [Нет, ваше высочество… Нет, ваше высочество, вы не могли меня знать. Я офицер милиции, и я не выезжал из Москвы.]– Votre nom? [Ваше имя?] – повторил Даву.
– Besouhof. [Безухов.]
– Qu"est ce qui me prouvera que vous ne mentez pas? [Кто мне докажет, что вы не лжете?]
– Monseigneur! [Ваше высочество!] – вскрикнул Пьер не обиженным, но умоляющим голосом.
Даву поднял глаза и пристально посмотрел на Пьера. Несколько секунд они смотрели друг на друга, и этот взгляд спас Пьера. В этом взгляде, помимо всех условий войны и суда, между этими двумя людьми установились человеческие отношения. Оба они в эту одну минуту смутно перечувствовали бесчисленное количество вещей и поняли, что они оба дети человечества, что они братья.
В первом взгляде для Даву, приподнявшего только голову от своего списка, где людские дела и жизнь назывались нумерами, Пьер был только обстоятельство; и, не взяв на совесть дурного поступка, Даву застрелил бы его; но теперь уже он видел в нем человека. Он задумался на мгновение.
– Comment me prouverez vous la verite de ce que vous me dites? [Чем вы докажете мне справедливость ваших слов?] – сказал Даву холодно.
Пьер вспомнил Рамбаля и назвал его полк, и фамилию, и улицу, на которой был дом.
– Vous n"etes pas ce que vous dites, [Вы не то, что вы говорите.] – опять сказал Даву.
Пьер дрожащим, прерывающимся голосом стал приводить доказательства справедливости своего показания.
Но в это время вошел адъютант и что то доложил Даву.
Даву вдруг просиял при известии, сообщенном адъютантом, и стал застегиваться. Он, видимо, совсем забыл о Пьере.
Когда адъютант напомнил ему о пленном, он, нахмурившись, кивнул в сторону Пьера и сказал, чтобы его вели. Но куда должны были его вести – Пьер не знал: назад в балаган или на приготовленное место казни, которое, проходя по Девичьему полю, ему показывали товарищи.
Он обернул голову и видел, что адъютант переспрашивал что то.
– Oui, sans doute! [Да, разумеется!] – сказал Даву, но что «да», Пьер не знал.
Пьер не помнил, как, долго ли он шел и куда. Он, в состоянии совершенного бессмыслия и отупления, ничего не видя вокруг себя, передвигал ногами вместе с другими до тех пор, пока все остановились, и он остановился. Одна мысль за все это время была в голове Пьера. Это была мысль о том: кто, кто же, наконец, приговорил его к казни. Это были не те люди, которые допрашивали его в комиссии: из них ни один не хотел и, очевидно, не мог этого сделать. Это был не Даву, который так человечески посмотрел на него. Еще бы одна минута, и Даву понял бы, что они делают дурно, но этой минуте помешал адъютант, который вошел. И адъютант этот, очевидно, не хотел ничего худого, но он мог бы не войти. Кто же это, наконец, казнил, убивал, лишал жизни его – Пьера со всеми его воспоминаниями, стремлениями, надеждами, мыслями? Кто делал это? И Пьер чувствовал, что это был никто.
Это был порядок, склад обстоятельств.