THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Че-ло-ве-ка и его пер-вого при-час-тия, конфирмация вы-де-ли-лась на хри-сти-ан-ском За-па-де в конце I - начала II тысячилетия.

В трак-тов-ке конфирмации как от-дель-но-го от кре-ще-ния та-ин-ст-ва ка-то-лическая док-три-на ис-хо-дит из свя-щен-но-ис-то-рических со-бы-тий Пя-ти-де-сят-ни-цы и ос-но-вы-ва-ет-ся на но-во-за-вет-ных сви-де-тель-ст-вах о воз-ло-же-нии апо-сто-ла-ми рук на но-во-кре-щё-ных с це-лью пре-по-да-ния им осо-бых да-ров Св. Ду-ха, а так-же на свя-зан-ном с эти-ми сви-де-тель-ст-ва-ми су-ще-ст-во-вав-шем в древ-ней Церк-ви об-ря-де по-слек-ре-щаль-но-го ми-ро-по-ма-за-ния и воз-ло-же-ния рук на но-во-кре-щё-но-го епи-ско-пом.

В сред-ние ве-ка и Но-вое вре-мя гос-под-ство-ва-ло по-ни-ма-ние конфирмации пре-имущественно как под-твер-жде-ния зре-ло-сти ре-лигиозной ве-ры кре-щё-но-го в мла-ден-че-ст-ве че-ло-ве-ка, а так-же как его ос-вя-ще-ния и ду-хов-но-го ук-ре-п-ле-ния. Бо-го-сло-вие и прак-ти-ка конфирмации бы-ли за-кре-п-ле-ны ве-ро-учи-тель-ны-ми до-ку-мен-та-ми Рим-ско-ка-то-лической церк-ви на Фер-ра-ро-Фло-рен-тий-ском со-бо-ре и Три-дент-ском со-бо-ре.

В ка-то-ли-циз-ме та-ин-ст-во конфирмации счи-та-ет-ся не-об-хо-ди-мым для спа-се-ния. Его со-вер-ша-ет епи-скоп над под-ро-ст-ка-ми, дос-тиг-ши-ми 12-16-лет-не-го воз-рас-та. В осо-бых слу-ча-ях (напр., при кре-ще-нии взрос-лых с по-сле-дую-щей не-по-сред-ст-вен-но за этим конфирмации или в об-стоя-тель-ст-вах смер-тель-ной опас-но-сти) до-пус-ка-ет-ся де-ле-ги-ро-ва-ние епи-скоп-ских пол-но-мо-чий свя-щен-ни-ку и со-вер-ше-ние конфирмации в лю-бом воз-рас-те.

Как и при кре-ще-нии, при-ни-маю-ще-му та-ин-ст-во конфирмации тре-бу-ют-ся вос-при-ем-ни-ки (pa-trini). Ма-те-ри-ей та-ин-ст-ва слу-жит ос-вя-щае-мое епар-хи-аль-ным епи-ско-пом в чет-верг Стра-ст-ной сед-ми-цы ми-ро (chrisma), ко-то-рое по-сле воз-ло-же-ния рук и мо-лит-вен-но-го при-зы-ва-ния Св. Ду-ха на-но-сит-ся в фор-ме кре-ста на лоб кон-фир-ми-руе-мо-го. Фор-мой та-ин-ст-ва яв-ля-ют-ся про-из-но-си-мые епи-ско-пом при по-ма-за-нии сло-ва: «Зна-ме-ную те-бя зна-ком Кре-ста и ук-ре-п-ляю (confirmo) ми-ром спа-се-ния во имя От-ца и Сы-на и Свя-то-го Ду-ха. Аминь». Пра-виль-но со-вер-шён-ная конфирмация за-пе-чат-ле-ва-ет ду-шу (как и в та-ин-ст-вах кре-ще-ния и свя-щен-ст-ва) осо-бым «не-из-гла-ди-мым зна-ком» (character indelebilis), вслед-ст-вие че-го это та-ин-ст-во не мо-жет быть по-вто-ре-но.

Пред-при-ня-тая Ва-ти-кан-ским II со-бо-ром ли-тур-гическая ре-фор-ма при-ве-ла к не-кото-рым из-ме-не-ни-ям в прак-ти-ке конфирмации, что долж-но бы-ло от-ра-зить экк-ле-зио-ло-гическое зна-че-ние та-ин-ст-ва как усо-вер-шен-ст-во-ва-ние для кре-щё-но-го свя-зи с Цер-ко-вью и во-зоб-но-вить идею трёх-сту-пен-ча-то-го един-ст-ва хри-сти-ан-ской ини-циа-ции (кре-ще-ние, конфирмация, Ев-ха-ри-стия).

В совремеом об-ря-де та-ин-ст-ва конфирмация, ко-то-рое ре-ко-мен-ду-ет-ся со-вер-шать во вре-мя мес-сы, кон-фир-ми-руе-мый в знак са-кра-мен-таль-ной свя-зи со сво-им кре-ще-ни-ем дол-жен ис-по-ве-до-вать Сим-вол ве-ры, про-из-не-сён-ный за не-го при кре-ще-нии вос-при-ем-ни-ка-ми. Конфирмация ста-ла пред-ше-ст-во-вать обя-за-тель-ная, как пра-ви-ло по-лу-го-до-вая, ка-те-хе-ти-че-ская под-го-тов-ка (см. Ка-те-хи-за-ция). Ино-гда пе-ред конфирмацией ре-ко-мен-ду-ет-ся со-вер-ше-ние ис-по-ве-ди.

Апо-столь-ской кон-сти-ту-ци-ей па-пы Рим-ско-го Пав-ла VI «Divinae consortium naturae» (1971 год) бы-ла ут-вер-жде-на но-вая, близ-кая ви-зант. чи-ну тай-но-со-вер-ши-тель-ная фор-му-ла: «При-ими пе-чать (signacu-lum) да-ра Ду-ха Свя-то-го» (ср.: Еф. 1:13, 4:30). За ка-то-ли-ка-ми восточных об-ря-дов (см. Уни-ат-ст-во) ка-но-ни-че-ски за-кре-п-ле-но со-вер-ше-ние конфирмации свя-щен-ни-ком сра-зу по-сле кре-ще-ния вне за-ви-си-мо-сти от воз-рас-та кон-фир-ми-руе-мо-го. Современое ка-то-лическое бо-го-сло-вие под-чёр-ки-ва-ет так-же лич-но-ст-ный ас-пект конфирмации, го-во-ря о пол-но-те об-ще-ния ве-рую-ще-го со Св. Ду-хом как Лич-но-стью и об об-ра-щён-ном к ве-рую-ще-му мис-сио-нер-ском при-зы-ве лич-но-го сви-де-тель-ст-ва о Хри-сте в ми-ре.

В сред-ние ве-ка ка-то-лическое уче-ние о конформации под-вер-га-лось кри-ти-ке со сто-ро-ны валь-ден-сов, ка-та-ров, по-сле-до-ва-те-лей Дж. Уик-ли-фа, гу-си-тов (см. Гу-сит-ское дви-же-ние). М. Лю-тер в по-ле-мическом сочинении «О ва-ви-лон-ском пле-не-нии Церк-ви» (1520 год) ка-те-го-ри-че-ски от-верг са-кра-мен-таль-ный ста-тус конфирмации на ос-но-ва-нии то-го, что она не бы-ла за-по-ве-да-на Хри-стом. Таким образом, он при-зна-вал конфирмацию не та-ин-ст-вом, а лишь цер-ков-ным обы-ча-ем или «це-ре-мо-ни-ей». Ж. Каль-вин так-же не ви-дел в воз-ло-же-нии апо-сто-ла-ми рук со-об-ще-ния ве-рую-ще-му бла-го-да-ти, а ми-ро-ос-вя-ще-ние и ми-ро-по-ма-за-ние счи-тал суе-ве-рия-ми. В по-ле-ми-ке с ана-бап-ти-ста-ми немецким ре-фор-ма-тор М. Бу-цер при-дал конфирмации смысл и об-раз ли-тур-гического за-вер-ше-ния пе-рио-да ка-те-хи-за-ции под-ро-ст-ков пе-ред их до-пус-ком к при-час-тию. Его идеи бы-ли ши-ро-ко вос-при-ня-ты в ре-фор-ма-тор-ских кру-гах. Позд-нее под влия-ни-ем пие-тиз-ма в тех про-тес-тант-ских де-но-ми-на-ци-ях, где со-хра-нил-ся об-ряд конфирмации, боль-шую роль в нём стал иг-рать мо-тив лич-но-го ис-по-ве-да-ния ве-ры. Конфирмация ста-ла по-ни-мать-ся как сво-его ро-да эк-за-мен на ре-лигиозную зре-лость юно-шей и де-ву-шек в воз-рас-те при-мер-но 14 лет по-сле ка-те-хе-ти-че-ской под-го-тов-ки (про-дол-жи-тель-но-стью до 2 лет) и как их ли-тур-гическое по-свя-ще-ние в пол-но-прав-ные чле-ны цер-ков-ной об-щи-ны.

Кон-фир-ми-руе-мые ис-по-ве-ду-ют Сим-вол ве-ры в знак соз-на-тель-но-го под-твер-жде-ния сво-его кре-ще-ния и при-над-леж-но-сти к Церк-ви, про-воз-гла-ша-ют обе-ты хри-сти-ан-ской мо-ра-ли и по-лу-ча-ют от пас-то-ра бла-го-сло-ве-ние че-рез воз-ло-же-ние рук. По-сле это-го они впер-вые при-сту-па-ют к при-час-тию. Толь-ко про-шед-шие конфирмацию по-лу-ча-ют пра-во го-ло-са в цер-ков-ной об-щи-не и мо-гут быть из-бран-ны-ми в цер-ков-ный со-вет или ис-пол-нять цер-ков-ные слу-же-ния.

Миропомазание - дополнение, завершение крещения, духовное обогащение силой Духа Святого. Оттого на Западе миропомазание ещё называют конфирмацией, т.е. укреплением. Это, своего рода, таинство христианской зрелости - крестить могли неразумного младенца, а миропомазание принимают в сознательном возрасте. Принимающий миропомазание обязуется быть солью земли и светом миру, верным Христу и свидетельствовать о Боге своими поступками и словами.

В читаем : "Миропомазание (Конфирмация) совершенствует благодать Крещения; это таинство, которое дает нам Святого Духа для того, чтобы мы укоренились глубже в божественном сыновстве, крепче соединились со Христом, чтобы наша связь с Церковью стала более прочной, чтобы мы больше участвовали в ее миссии, а также для помощи нам, чтобы мы свидетельствовали о христианской вере словом, сопровождаемым делами. Миропомазание, как и Крещение, налагает на душу христианина духовную печать, или неизгладимый «характер»; вот почему это таинство можно принимать только один раз в жизни . На Востоке это таинство совершается сразу после Крещения; за ним следует участие в Евхаристии, и эта традиция подчеркивает единство трех таинств христианского посвящения. В Латинской Церкви таинство Конфирмации дается по достижении сознательного возраста, и его служение сохраняется обычно за епископом, что знаменует укрепление связи с Церковью".

: " Как следует из самого обряда, результатом Миропомазания является особенное излияние Святого Духа, как прежде оно было даровано апостолам в день Пятидесятницы. Благодаря этому, Миропомазание дает возрастание и углубление благодати Крещения: оно глубже укореняет нас в сыновней связи с Богом, дающей нам возможность восклицать: «Авва, Отче!» (Рим 8, 15); оно крепче связывает нас со Христом; оно глубже укореняет нас в сыновней связи с Богом, дающей нам возможность восклицать: «Авва, Отче!» (Рим 8, 15); оно крепче связывает нас со Христом; оно умножает в нас дары Духа Святого; оно делает более совершенной нашу связь с Церковью; оно дает нам особую силу Духа Святого, чтобы словом и делом распространять и защищать веру, как подлинные свидетели Христовы, смело исповедовать имя Христово и никогда не стыдится Креста".

Теперь про совершение таинства: "Один обычай Римской Церкви облегчил развитие западной практики. Там существовало двукратное помазание святым миром после Крещения: первое совершал священник над крещаемым по выходе из крещальной купели, а завершал его епископ вторым помазанием на лбу каждого новокрещеного. Первое помазание миром - то, что совершает священник, - осталось связанным с обрядом Крещения; оно означает участие крещеного в священнической, пророческой и царской функциях Христа. Если Крещение принимает взрослый человек, то есть только одно помазание после Крещения: помазание Конфирмации". То есть помазания два? : "В латинском обряде обычным (ординарным) служителем Конфирмации является епископ. Хотя епископ может в случае необходимости передать священникам право служить таинство Конфирмации, подобает, учитывая суть этого таинства, чтобы сам епископ преподавал его, памятуя о том, что именно по этой причине совершение Конфирмации было отделено по времени от Крещения. Епископы - преемники апостолов, они получили всю полноту таинства священства. Совершение ими обряда таинства Конфирмации подчеркивает, что одним из последствий этого таинства является более тесное единение принимающих его с Церковью, с ее апостольским происхождением и с ее миссией свидетельства о Христе". И : "Помазание святым миром - благовонным маслом, освященным епископом, означает дар Святого Духа новокрещенному. Он стал христианином, то есть «помазанником» Духа Святого, воплощенным во Христа, помазанного как Священник, Пророк и Царь. В литургии Восточных Церквей помазание миром после Крещения является таинством Миропомазания (Конфирмации). В римской литургии оно предвещает второе помазание святым миром, которое будет совершено епископом: таинство Миропомазания, или Конфирмации, которое в своем роде «утверждает» и завершает помазание Крещения".

Словарь Ушакова

Конфирмация

конфирма ция , конфирмации, жен. (лат. confirmatio) (книж. ).

1. Утверждение высшей властью постановления (офиц. устар. ). Конфирмация приговора.

2. У протестантов - обряд принятия в число членов церкви, совершаемый над юношами и девушками, у католиков - т.н. таинство миропомазания (церк. ).

Архитектурный словарь

Конфирмация

Утверждение проекта верховной властью.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Педагогический терминологический словарь

Конфирмация

так называемое таинство миропомазания в католицизме, совешающееся над детьми 7-12 лет; у протестантов - обряд приобщения к церкви юношей и девушек, достигших 14-16 лет. Имеет огромное воспитательное значение.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 64)

Вестминстерский словарь теологических терминов

Конфирмация

♦ (ENG confirmation)

(лат. confïrmare - укрепление)

формальное подтверждение человеком взятых на себя во время крещения обетов веры. В римско-католической традиции (и в других) конфирмация - это таинство . В протестантизме конфирмация таинством не считается.

Энциклопедический словарь

Конфирмация

(от лат. confirmatio - утверждение), у католиков и протестантов (в разных формах) обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста.

Словарь Ожегова

КОНФИРМА ЦИЯ, и, ж.

1. У католиков: совершаемое епископом таинство миропомазания ребёнка 712 лет, приобщающее его к церкви.

2. У протестантов: обряд приобщения к церкви юношей и девушек 1416 лет, а также время их подготовки к такому обряду.

| прил. конфирмационный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Конфирмация

  1. ж.
    1. :
      1. Утверждение постановления, судебного приговора и т.п. высшей государственной властью (в некоторых странах).
      2. Судебный приговор, утвержденный высшей государственной властью.
    2. Обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста (в католической и протестантской церкви).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Конфирмация

У католиков этим именем называется таинство миропомазания (см.), совершаемое у них обязательно епископом и не одновременно с крещением, как у православных, а в более поздние годы детства и отрочества (см. Католическая церковь). У протестантов, которые не признают таинства миропомазания, К. состоит из исповедания веры конфирмуемым, нравоучительной речи к нему пастора и молитвы о нем, прочитываемой пастором. Она служит актом торжественного, сознательного и свободного выражения личной веры конфирмуемого в И. Христа, как Бога и Спасителя, и вместе с тем актом испытания его в вере церковью и окончательного введения его в состав церковного общества. В позднейшее время некоторые протестантские богословы настаивают, чтобы К. была совершаема каждый раз суперинтендентом; в англиканской церкви многие требуют, чтобы она была совершаема самими епископами. Большинство восстает против таких требований, видя в них шаг к католицизму.

Католицизм

Таинство миропомазания или конфирмации совершается, в большинстве случаев, епископом; священник имеет право совершить таинство только в экстренных случаях или по особому поручению епископа. Если человек был крещён ребёнком, то конфирмация проводится в годы отрочества и юности, так как считается, что это таинство должно совершаться над человеком в сознательном возрасте.

Протестантизм

У протестантов (лютеран), которые не признают миропомазание таинством , конфирмация состоит из исповедания веры конфирмантом, нравоучительной речи к нему пастора и молитвы о нём, прочитываемой пастором. Она служит актом торжественного, сознательного и свободного выражения личной веры конфирмуемого в Иисуса Христа , как Бога и Спасителя, и вместе с тем актом испытания его в вере церковью и окончательного введения его в состав церковного общества. Поэтому конфирмацию проводят не раньше достижения сознательного возраста: 13-14 лет. В этот день конфирманты облачаются в праздничные одежды (иногда альбы). Конфирмация обычно проводится в начале службы по большим церковным праздникам.

В позднейшее время некоторые протестантские богословы настаивают, чтобы конфирмация была совершаема каждый раз суперинтендентом .

Англиканство

Реформистский иудаизм

В самом начале реформации иудаизма раввинские консистории приняли некоторые шаги для того, чтобы приблизить ритуал к современным нормам и, по всей вероятности, христианству. Так было предложено перенести субботний отдых на воскресенье, ввести орган в синагогальную службу и так далее. Церемония конфирмации была заимствована из протестантизма и не получила новой формы, оставаясь диалогом между ведущим (раввином), который задавал вопросы, и участником, который на них отвечал. Таким образом, сохранялась форма катехизиса, которая не была принята в традиционном иудаизме того времени .

Источники

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Конфирмация" в других словарях:

    - (лат., от confirmare утверждать). 1) у протестантов обряд первого причащения. 2) утверждение судебного приговора. 3) у католиков таинство миропомазания. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНФИРМАЦИЯ… … Словарь иностранных слов русского языка

    КОНФИРМАЦИЯ, конфирмации, жен. (лат. confirmatio) (книжн.). 1. Утверждение высшей властью постановления (офиц. устар.). Конфирмация приговора. 2. У протестантов обряд принятия в число членов церкви, совершаемый над юношами и девушками, у… … Толковый словарь Ушакова

    Таинство, обряд, утверждение Словарь русских синонимов. конфирмация сущ., кол во синонимов: 4 миропомазание (6) … Словарь синонимов

    - (от латинского confirmatio утверждение), у католиков и протестантов (в разных формах) обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста … Современная энциклопедия

    - (от лат. confirmatio утверждение) у католиков и протестантов (в разных формах) обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста … Большой Энциклопедический словарь

    КОНФИРМАЦИЯ, и, жен. 1. У католиков: совершаемое епископом таинство миропомазания ребёнка 712 лет, приобщающее его к церкви. 2. У протестантов: обряд приобщения к церкви юношей и девушек 1416 лет, а также время их подготовки к такому обряду. |… … Толковый словарь Ожегова

    Конфирмация. У католиков этим именем назыв. таинство миропомазания,совершаемое у них обязательно епископом и не одновременно с крещением,как у православных, а в более поздние годы детства и отрочества. Упротестантов, которые не признают таинства… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    конфирмация - и, ж. confirmation f., нем. Konfirmation, пол. konfirmacya <, лат. confirmatio. 1. Подтверждение известия, сообщения. Сл. 18. Конечно, чают, по приезде вчерашнего курьера, Сант Омант и Мартнен от французов взяты, где есть великие магазеины… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Конфирмация - (от лат. confirmatio утверждение; англ. confirmation) утверждение высшей властью судебного приговора … Энциклопедия права

    Конфирмация - (от латинского confirmatio утверждение), у католиков и протестантов (в разных формах) обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    КОНФИРМАЦИЯ - (англ. confirmation of offer) согласие принять все условия полученного предложения без каких либо изменений (оговорок). В торговле К. действительна только в письменном виде, включая сообщения по телеграфу и телетайпу. Договор считается… … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Католичество в третьем тысячелетии , Рауш Томас. Как и во что верят католики? Что такое индульгенция и конфирмация? Что ожидает церковь в третьем тысячелетии? Какие проблемы волнуют христианский мир сегодня? На эти и другие вопросы вы…

В ряде протестантских церквей - обряд сознательного исповедания веры.

Другое значение - утверждение принятого решения (судебного приговора и т. п.) верховной государственной властью; судебный приговор, утверждённый подобным образом.

Католицизм

Таинство миропомазания или конфирмации совершается, в большинстве случаев, епископом; священник имеет право совершить таинство только в экстренных случаях или по особому поручению епископа. Если человек был крещён ребёнком, то конфирмация проводится в годы отрочества и юности, так как считается, что это таинство должно совершаться над человеком в сознательном возрасте.

Протестантизм

У протестантов (лютеран), которые не признают миропомазание таинством , конфирмация состоит из исповедания веры конфирмантом, нравоучительной речи к нему пастора и молитвы о нём, прочитываемой пастором. Она служит актом торжественного, сознательного и свободного выражения личной веры конфирмуемого в Иисуса Христа , как Бога и Спасителя, и вместе с тем актом испытания его в вере церковью и окончательного введения его в состав церковного общества. Поэтому конфирмацию проводят не раньше достижения сознательного возраста: 13-14 лет. В этот день конфирманты облачаются в праздничные одежды (иногда альбы). Конфирмация обычно проводится в начале службы по большим церковным праздникам.

В позднейшее время некоторые протестантские богословы настаивают, чтобы конфирмация была совершаема каждый раз суперинтендентом .

Англиканство

Реформистский иудаизм

Источники

Напишите отзыв о статье "Конфирмация"

Примечания

Отрывок, характеризующий Конфирмация

– Non, Monseigneur, – сказал он, неожиданно вспомнив, что Даву был герцог. – Non, Monseigneur, vous n"avez pas pu me connaitre. Je suis un officier militionnaire et je n"ai pas quitte Moscou. [Нет, ваше высочество… Нет, ваше высочество, вы не могли меня знать. Я офицер милиции, и я не выезжал из Москвы.]
– Votre nom? [Ваше имя?] – повторил Даву.
– Besouhof. [Безухов.]
– Qu"est ce qui me prouvera que vous ne mentez pas? [Кто мне докажет, что вы не лжете?]
– Monseigneur! [Ваше высочество!] – вскрикнул Пьер не обиженным, но умоляющим голосом.
Даву поднял глаза и пристально посмотрел на Пьера. Несколько секунд они смотрели друг на друга, и этот взгляд спас Пьера. В этом взгляде, помимо всех условий войны и суда, между этими двумя людьми установились человеческие отношения. Оба они в эту одну минуту смутно перечувствовали бесчисленное количество вещей и поняли, что они оба дети человечества, что они братья.
В первом взгляде для Даву, приподнявшего только голову от своего списка, где людские дела и жизнь назывались нумерами, Пьер был только обстоятельство; и, не взяв на совесть дурного поступка, Даву застрелил бы его; но теперь уже он видел в нем человека. Он задумался на мгновение.
– Comment me prouverez vous la verite de ce que vous me dites? [Чем вы докажете мне справедливость ваших слов?] – сказал Даву холодно.
Пьер вспомнил Рамбаля и назвал его полк, и фамилию, и улицу, на которой был дом.
– Vous n"etes pas ce que vous dites, [Вы не то, что вы говорите.] – опять сказал Даву.
Пьер дрожащим, прерывающимся голосом стал приводить доказательства справедливости своего показания.
Но в это время вошел адъютант и что то доложил Даву.
Даву вдруг просиял при известии, сообщенном адъютантом, и стал застегиваться. Он, видимо, совсем забыл о Пьере.
Когда адъютант напомнил ему о пленном, он, нахмурившись, кивнул в сторону Пьера и сказал, чтобы его вели. Но куда должны были его вести – Пьер не знал: назад в балаган или на приготовленное место казни, которое, проходя по Девичьему полю, ему показывали товарищи.
Он обернул голову и видел, что адъютант переспрашивал что то.
– Oui, sans doute! [Да, разумеется!] – сказал Даву, но что «да», Пьер не знал.
Пьер не помнил, как, долго ли он шел и куда. Он, в состоянии совершенного бессмыслия и отупления, ничего не видя вокруг себя, передвигал ногами вместе с другими до тех пор, пока все остановились, и он остановился. Одна мысль за все это время была в голове Пьера. Это была мысль о том: кто, кто же, наконец, приговорил его к казни. Это были не те люди, которые допрашивали его в комиссии: из них ни один не хотел и, очевидно, не мог этого сделать. Это был не Даву, который так человечески посмотрел на него. Еще бы одна минута, и Даву понял бы, что они делают дурно, но этой минуте помешал адъютант, который вошел. И адъютант этот, очевидно, не хотел ничего худого, но он мог бы не войти. Кто же это, наконец, казнил, убивал, лишал жизни его – Пьера со всеми его воспоминаниями, стремлениями, надеждами, мыслями? Кто делал это? И Пьер чувствовал, что это был никто.
Это был порядок, склад обстоятельств.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама