THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Чья добыча?

Отпросился солдат в отпуск на родину - с невестою повидаться, родителям поклониться. Идет мимо кладбища, а уже стемнело. Вдруг видит - над могилами упыри собрались и жрут чье-то мертвое тело. У солдата ноги к земле приросли, и в ту же минуту один упырь его увидал.

А вот и моя добыча! - кричит.

Тут у солдата столбняк прошел - дал он такого деру, что аж ветер завился. А упырь сзади - уже нагоняет, зубами чуть не затылок клацает. Видит солдат - впереди часовенка. Вбежал туда, а там гроб с покойником стоит, вокруг свечи горят. Солдат забился в угол, сидит ни жив ни мертв, а упырь влетает в часовню, тянет к нему синюю костлявую руку...

И вдруг покойник встал из гроба, глаза открыл.

Ты зачем сюда заявился? - грозно спрашивает упыря.

Солдата пригнал, съесть его хочу.

Как бы не так! Он ко мне прибежал - я его и съем.

  "Мать честная, - думает солдат, - вот попал, называется, из огня да в полымя. Неужто и этот - тоже упырь?!"

А те в это время спорить взялись:

Нет, я его съем!

Нет, я!

Слово за слово - дошло и до драки. Только прах от них полетел! Долго бы дрались, да петухи запели: оба упыря упали на пол замертво, а солдат на дрожащих ногах заковылял домой, приговаривая:

Слава те, Господи, что спас и оберёг!

А. Ремизов. Упырь

Не ведьма Дундучиха застилает на ночь стол скатертью, не ступой закостила набожная - кроет землю белый снег, летят - падают хлопья надранными лохмотьями, воет, вьется вьюга, выбухает вихорь, метет метель-поземелица, закуделила.

Третий день и грустна и печальна коротает дни в серебряном тереме царевна Чучелка.

Третий день, как печален и грустен уехал царевич Коструб за Лукорье.

За морем Лукорье, там реки текут сытовые, берега там кисельные, источники сахарные, а вырии-птицы не умолкают круглый год.

Полпути не проехал царевич, занемог в дороге и помер. В чужом краю его схоронили.

Вот среди ночи слышит царевна - под окном кто-то кличет:

Чучелка, Чучелка, отвори!

Вся зарделась царевна - узнала Коструба.

Думает царевна: "Это он, это жених, царевич вернулся с дороги!" Встала. Отворила.

Бери свои белые платья, жемчуг. Я в чужом краю завоевал себе землю, мой подземный дворец краше Лукорья.

Надела Чучелка белые платья, жемчуг. Спешит на крыльцо.

А он ее за руку и на коня.

Взвился конь, и помчались.

Мчатся. Мчатся царевич с царевной. Страх змеей наползает на сердце: видит царевна - под нею не конь, таких не бывает, а ветер.

Ветер-вихорь несет их сквозь темные леса, сквозь мхи и болотца - ржавы болотца в шары-бары - пустое место.

Поравнялись с церковью, повернули на кладбище.

Тут конь исчез.

И вдвоем остались они над могилой: царевич Коструб и царевна. А в могиле чернеет из-под снега дыра.

Вот мои земли, там мой дворец, там мы отпразднуем свадьбу: дни будут вечны и пир наш веселый без печали, без слез... полезай!

Нет, - отвечает царевна, - я дороги не знаю, ты наперед, я - за тобою.

Послушался царевич царевну, пропал в могиле.

И осталась царевна над черной дырой. Сняла с себя платья - да в могилу бросила.

На же, тяни за собою. Вот белые платья, вот жемчуга! - и, сбросив в могилу все до сафьянных сапожков, заткнула дыру, да бежать без дороги по снегу, сама не знала куда.

Летела царевна, летела - вдалеке огонек мелькает - прытче бежит. Добежала, смотрит: изба - одна-одинокая изба стоит среди поля. Бросилась к двери, вломилась в сени, да в горницу...

Мертвец на лавке лежит, больше нет никого, и светит свеча.

Царевна со страха на печку, забилась в угол, сидит тихонько.

А там на кладбище, а там на могиле обманутый вышел из гроба царевич. Созвал Коструб мертвецов и полетел с мертвецами вслед по царевну.

Прилетел до избы, кричит через окно:

Мертвец, отвори мертвецу! Будем с живым пир пировать!

Зашевелился мертвец: то ногой, то рукой поведет. А потом с лавки как встал и пошел, дверь отворил.

И нашло мертвецов полным-полна изба. Окружили печь, кличут царевну:

У меня нет рубашки и сафьяновых сапожков, принесите мне: там они, на могиле! - говорит мертвецам царевна.

Посылает царевич мертвеца на могилу.

И вернулся мертвец, принес и рубашку, и сапожки.

И опять кличут царевну.

А она им: то, говорит, рукавичек нет, то платка у нее нет, то пояса...

Но мертвецы ей все из могилы достали: все платья, весь жемчуг до последней крупинки.

Кличут царевну:

Вылезай, вылезай - будем пир пировать!

И надела царевна белые платья, жемчуг - вышла.

Вышла царевна. И в кругу мертвецов замерла.

А! Как обрадован мертвый живому!

Я тебе верен за гробом, - целовал царевну мертвый царевич, и с поцелуем живая кровь убывала - теплая кровка текла в его холодные синие жилы.

Третьи петухи пропели - мертвецы разлетелись по темным могилам, там, в могилах, облизывали красные губы.

Не вернулась царевна в свой серебряный терем. Нашли Чучелку утром - белая, как белый снег, без единой кровинки, далеко в чистом поле в мертвецкой избе.

Вьется вьюга и воет, валит и, опрокидывая, руша, сбивает с ног. Разворотила, нелегкая, дубья-колодья, замела дверь, засыпала окна - хоронит серебряный Чучелкин терем.

Холодна зима - белый снег.

А. Пушкин. Вурдалак

Трусоват был Ваня бедный:
Раз он позднею порой,
Весь в поту, от страха бледный,
Чрез кладбище шел домой.

Бедный Ваня еле дышит,
Спотыкаясь, чуть бредет
По могилам; вдруг он слышит, -
Кто-то кость, ворча, грызет.

Ваня стал; шагнуть не может.
"Боже! - думает бедняк. -
Это, верно, кости гложет
Красногубый вурдалак.

Горе! Малый я не сильный;
Съест упырь меня совсем,
Если сам земли могильной
Я с молитвою не съем".

Что же? Вместо вурдалака
(Вы представьте Вани злость!)
В темноте пред ним собака
На могиле гложет кость.

Упыри (вурдалаки) сродни вампирам, злобным покойникам, в которых через сорок дней после смерти вселяется нечистый дух. Древние славяне "клали требы", то есть приносили жертвы упырям еще прежде, чем начали поклоняться громовнику Перуну .

Считается, что упырем становится после смерти человек, рожденный от нечистой силы или испорченный ею (будущего упыря можно узнать по двойным рядам зубов); умерший, через гроб которого перескочил черт в образе черной кошки; заложный покойник (самоубийца, убитый и непохороненный) или колдун .

Ночами упыри встают из могил, обуреваемые желанием сосать кровь спящих людей.

Когда народ подозревает какого-то покойника в таких страшных ночных прогулках, его выкапывают из могилы и, увидев, что он вовсе не похож на мертвеца, а наоборот, свеж и розовощек, будто живой, вбивают ему в сердце осиновый кол, а потом сжигают труп. При этом следует остеречься струи черной крови, которая хлынет из злобного сердца, не то, если хоть капля на кого-то попадет, останутся на теле неизлечимые язвы. Ну а когда разгорится костер, поползут в разные стороны черные жабы, гадюки и черви, и надобно следить, чтобы ни одна из этих нечистей не сбежала, ибо с нею упырь может ускользнуть, чтобы потом возродиться - и вновь вершить свои ужасные дела.

Луна - солнце мертвых. На этом древнейшем веровании основано одно из самых страшных действ, предпринимаемых деревенскими колдунами. Чтобы навести порчу, такой колдун, ближе к полуночи, обязательно при полной луне, отправляется на кладбище, где похоронены заложные покойники: самоубийцы-удавленники и утопленники. За пазухой у колдуна круглое зеркало - медное или серебряное. Оно завернуто в смертный платок (такими платками чародеи для своих злокозненных целей покрывают лица усопших). Сдернув плат, колдун наводит лунное отражение на могилу - и медленно восстает мертвец - упырь или упырица. Неотрывно глядя в зеркало, он следует за своим отражением до того дома, где намечена жертва. В то мгновение, когда колдун наведет зеркало на раскрытое окно или распахнутую дверь, мертвец проникает в жилище - на пагубу его спящим обитателям. Вот почему издревле запирали на ночь все окна и двери.

Но беда и самому колдуну, ежели на пути от кладбища до деревни он споткнется, уронит зеркало у или луну закроет облако, или промелькнет в зеркале хотя бы тень летучей мыши. Разъяренный упырь вернется в могилу, однако в дальнейшем, когда на небе сияет полная луна - солнце мертвых, - мертвец станет навещать оплошавшего чародея, высасывая из него жизненные силы. Оттого круглые зеркала в "смертных платах" решались иметь лишь отъявленные колдуны.

В глухую полночь выходя из могил, где лежат они нетленными трупами, упыри принимают различные образы, летают по воздуху, рыщут на конях по окрестностям, подымают шум и гам и пугают путников или проникают в избы и высасывают кровь сонных людей, которые вслед за тем непременно умирают. Если сложенные накрест руки упыря окоченели и он не в состоянии их развести, то прибегает к помощи зубов. Прогрызая двери, он прежде всего бросается к зыбке, высасывая кровь ребенка, и потом уже нападает на взрослых. Предрассветный крик петуха заставляет упыря мгновенно исчезать или повергает его, окровавленного, наземь - в совершенном бесчувствии.

Родствен упырям зловредный дух умран. По ночам он встает из могилы, проникает в спальню к беременным женщинам и пугает их. Существует поверье: дабы отпугнуть умрана, надо последние три недели перед родами спать при свече.

Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"


Вурдалаки - демоны ночи. Они покидают свои укрытия, как только последний луч солнца скроется за горизонтом. Они - охотники, выискивающие человеческую жертву. Они - кровопийцы, живущие ради глотка крови. С этими существами связано множество мифов и легенд. В них верили и их боялись.

Так кто же они на самом деле: плод воображения или реальное зло?

Так кто же они?

Согласно древней мифологии, вурдалаки - это восставшие из могил "живые" мертвецы. Их цель - испить кровь человека. Сначала они нападают на родных и близких, а после истребляют случайных прохожих, чтобы утолить свою жажду. Особо ценится кровь юных дев, которые еще невинны.

Вурдалаки пробуждаются под покровом ночи. Солнечный свет для них губителен. Именно после захода солнца эти хищники выходят на охоту. Согласно древним поверьям, день эти существа проводят в гробах или склепах.

Вурдалаки - это олицетворение зла и нечистой силы. Они не идут на контакт, они возрождаются, чтобы убивать.

Альтернативные названия

Вурдалаков еще именуют вампирами, упырями. Все они имеют общее свойство - это восставшие мертвецы. Однако между ними присутствует определенная разница.

Упырь и вурдалак

Упыри - это чисто славянская нечисть. Это такой же "живой" покойник, но, в отличие от европейских вампиров, упыри пожирали еще и плоть жертвы. Было поверье, что если упырь выпил лишь кровь человека, то несчастная жертва обратится в такое же существо.

Понятие "упырь" существовало и до крещения Руси, но обозначение его было несколько иным: это был злой дух, встреча с которым сулила человеку верную смерть от неизвестного заболевания. Кроме того, упырь был признаком мора, засухи и голода.

После того как Русь была обращена в христианство, упырями стали называть воскресших покойников, чьи тела были погребены в землю без должного отпевания. К таковым относились:

  • самоубийцы;
  • грешники;
  • пьяницы и преступники;
  • уличенные в колдовстве люди.

Упырям свойственны внешние отличия от европейских собратьев - вампиров и вурдалаков. Если вурдалак имеет облик человека, то упырь способен перевоплощаться в любое существо. Но чаще ему приписывали вид мертвеца с металлическими зубами.

Согласно мифам, когда охотники на упырей раскапывали могилы с их захоронениями, то в земле они обнаруживали абсолютно целое тело, которое не гнило, но имело разорванную одежду, изгрызенные до костей руки и ноги.

Внешние признаки

Кто такие вурдалаки, а главное, как их распознать? Древние поверья описывают вурдалака как человекоподобное существо, кожа которого весит лохмотьями, руки испачканы кровью. Лицо обезображено глубокими морщинами, рот наполнен клыками, волосы взлохмачены, а зловещие глаза налиты кровью. Голос покойника остается таким же, каким был и при жизни, но приобретает угрожающий тембр.

Чего боятся вурдалаки?

Повстречать вурдалака - значит неминуемо лишиться жизни. Но, каким бы слабым ни был человек в сравнении с этим чудовищем, побороть страшного вурдалака все же возможно.

Эта нечисть не зря не покидает своей могилы в дневное время. Ведь солнечный свет - это мгновенный источник смерти для нее. Попав на тело вурдалака, свет испепелит его на месте.

Осиновый кол - еще один способ умертвить вурдалака. Охотники за вампирами применяли это средство в борьбе с нечистью. Они выискивали могилы вампиров, раскапывали их и вонзали кол в самое сердце кровососа. Именно поэтому при современных раскопках археологи находят могилы с покойниками, в чьи грудные клетки вбиты осиновые колья.

Поскольку вампиры - это погребенные, но не отпетые согласно религиозным канонам покойники, то все, что связано с церковью, ее правилами и атрибутикой, отпугивает нечисть. Не зря еще издавна новый дом помечали крестами возле дверей и окон. Крест - это надежный барьер, препятствующий проникновению чудовищ.

Спасали несчастных жертв и молитвы, заговоренные талисманы, собранные из специальных трав.

Вурдалаки - это вампиры или оборотни?

По одной из легенд, вурдалак - искаженное слово "волколак", которым называли оборотня-волка. Это существо изначально было рождено человеком, но после смерти становится кровопийцей, который во время полной луны оборачивается хищным зверем - волком.

Другая легенда гласит, что вурдалаки - это вампиры, которые питаются исключительно человеческой кровью. Их описывают как вечно молодых, невероятно красивых людей с бледной гладкой кожей. Своей красотой и темпераментом вампиры привлекают потенциальную жертву, обольщают ее и убивают. Но во многих преданиях говорится о том, что укус вампира перевоплощает жертву в подобное существо.

В самых первых упоминаниях о вампирах говорится о том, что эти монстры питаются исключительно кровью девственниц и никакую другую не приемлют.

Вурдалаки способны длительное время обходиться без крови, летать, превращаться в туман, а также передвигаться с невероятной скоростью.

Происхождение вурдалаков

И все-таки, пусть даже вампиры, упыри, вурдалаки - мифические существа, почему все же появились мифы и легенды о них?

Некоторые исследователи предполагают, что вампиры появились еще во времена язычества среди обычных, живых людей, которые пристрастились к животной крови. Их изгоняли из общины, и они были вынуждены существовать в одиночку, выбираясь на охоту лишь с наступлением ночи.

Такие внезапные пристрастия к употреблению крови исследователи связывают с мутацией, произошедшей у вампиров.

Но это всего лишь предположения. Однако факт существования вампиров известен практически каждому еще из истории. Какая историческая личность приходит на ум при упоминании слова "вампир"? Влад III Цепеш (Дракула) - румынский князь, прославившийся своей жестокостью и чудовищными деяниями. Говорится о том, что румынский владыка пил кровь младенцев, дабы продлить свою молодость и восполнить утраченную силу.

Вампиры упоминались и в Древнем Китае. Но, по их поверьям, вурдалаки - это существа, питающиеся не кровью, а высасывающие жизненную энергию, после чего человек погибал в считанные минуты.

Давние упоминания о вурдалаках отмечаются и в исторических архивах США. В 1800-х годах при раскопках были найдены большие "вампирские" захоронения. Опознать то, что в могилах покоились именно вурдалаки, смогли по характерной особенности тех лет: в челюстях покойных были зажаты кирпичи, символизирующие защиту людей от вампирских клыков. Но кем были те покойные, так установить и не удалось.

Заключение

Так кто такие вурдалаки: предмет больной фантазии или существующее зло? Каждый выберет свой вариант. Хотя в современном мире вампиры тоже существуют, только именуются энергетическими. Это обычные люди, общение с которыми приносит упадок сил, усталость и чувство того, что жизнь покидает тело.

Что же касается кровопийц, то они так и останутся красивой, но устрашающей легендой, окутанной завесой тайны.

Несмотря на окружающий нас прагматичный мир, в нём всё ещё остаётся место странным и мистическим событиям. Они отражаются в городских легендах, в литературе и кинематографе, ими полны компьютерные игры, и подчас сложно разобраться в названиях и определениях. Например, вурдалаки — это всё же вампиры или оборотни? Доступные нам источники противоречат друг другу, постоянно выясняются новые подробности, и вместо привычного мира вырисовывается более сложная и, пожалуй, мрачная картина.

Вурдалаки в легендах и преданиях

Во многих сказаниях практически всех народностей земли присутствуют таинственные существа, которые под покровом ночи стремятся причинить людям зло. Шире всего распространены мистические истории про поднимающихся из могилы мертвецов. Несмотря на страну, в которой происходят эти события, намерения у мертвецов удивительно схожи - выпить кровь живых, причём в рейтинге возможной добычи уверенно лидируют родственники и любимые покойного, а также случайные прохожие, особенно если они девственны.

Во всех приданиях вурдалаки - это злые существа, в которых нет ни капли добра. С ними невозможно договориться, привлечь на свою сторону, только обмануть, спастись бегством или убить. При этом обычным оружием от такого чудовища не избавиться, нужен особый клинок, осиновый кол, волшебные или освящённые предметы или снадобья.

Вампиры

В современном прочтении, вурдалаки - это именно вампиры, легендарные кровопийцы, наделённые вечной молодостью, красотой и темпераментом арктического ледника. Некоторые исследователи приписывают миграцию вурдалаков в клан вампиров Пушкину, именно он описал в одноимённом стихотворении вурдалака, наделив его типично вампирскими чертами. Однако в славянской другие существа, которые ближе к животному миру, чем к человеческому.

Оборотни

Есть мнение, что само по себе слово «вурдалак» это искажённая форма термина «волколак», то есть, волк-оборотень. Вурдалак, таким образом, это классический ликантроп, в полнолунье превращающийся в чудовищного хищного зверя. Разумеется, желания и устремления у зверя далеки от гуманизма.

Вервольф, как правило, рождается человеком, и лишь пару ночей в месяц становится чудовищем. Гораздо реже встречается обратная легенда о вулфверах — волков, которые в полнолунье или по собственному желанию становятся людьми. Пару они ищут себе среди людей, и избранник или избранница после брачной ночи тоже превращается в волка.

Совмещение мистических качеств в одном существе

Ещё одно направление легенд более демократично, ведь в этой версии вурдалаки - это непросто вампиры, они по собственному желанию могут оборачиваться дикими зверями, в том числе и волками. Страшной ночной нечисти приписывались удивительные свойства — умение летать, превращаться в туман, подолгу обходиться без человеческой крови, но всё равно при этом сохранять возможность перемещаться и вредить людям.

Можно сказать, что все эти мистические истории объединяют все или почти все пугающие явления, которые могут вселять страх или причинять вред. Даже обычная бледность от недоедания становилась признаком настойчивого преследования вампирами. Если же село терроризировал особо неуловимый волк, резавший скот, то неудачи охотников можно было списать на таинственного оборотня, которого пули не берут и простые капканы не ловят.

Разнообразие толкований и объяснений

Попытки привести всё это мистическое сообщество в некий порядок привели к тому, что среди кровопийц возникла некая иерархия. Отчасти мы обязаны этим бурной фантазии литераторов и прочих творческих людей. На верхушке социальной лестницы кровопийц стоят вампиры — элегантные, утончённые, хотя и демонические. Это истинные «дети ночи», ведущие свой род от самого Каина, первого убийцы рода человеческого. По другой версии вампиры ведут род от Лилит, первой жены Адама.

Ниже вампиров стоят упыри и вурдалаки, это укушенные вампирами люди, которые переродились и тоже стали испытывать непреодолимую тягу к человеческой крови. Иногда упырей называют низшими вампирами, которые воруют тела из могил.

С вурдалаками связывают всё неприятное и отталкивающее, тогда как вампиры последнее время излишне романтизированы. Вероятно, это можно было бы назвать дискриминацией, если бы вампиры на самом деле существовали.

Притягательная сила мистики

Потусторонние силы источник для вдохновения. О них пишут стихотворения и целые поэмы, снимают фильмы, пишут книги и посвящают песни. Например, группа Сектор Газа записала песню «Чёрный вурдалак», Наутилус — «Нежный вампир», сложно найти исполнителя, который не был замечен в творческих отношениях с Мистика страшит и одновременно притягивает, поэтому каждый день появляются новые теории, обосновывающие существование вурдалаков, оборотней и прочих нелюдей.

Вера людей в вампиров подтверждается историческими исследованиями. В Европе найдены захоронения, кости в которых находились в таком виде, что это явно выдаёт страх перед вампирами. Например, с вбитым в грудь отсечённой головой и даже с вбитым в рот кирпичом. По мнению людей прошлого, это должно было помешать кровопийце воспользоваться клыками.

По мнению медиков, обвинения в вампиризме получали люди, страдающие тяжёлым заболеваниями. Например, порфирия до такой степени меняет облик человека, что сложно не заподозрить в этом козни злых сил. Остаётся надеяться, что вурдалаков на самом деле не существует, иначе было бы слишком страшно прогуливаться по городу ночами.

Последнее время русские люди стали часто жаловаться на упырей. Но не всегда те, кого мы называем этим словом, относятся к этому редкому типу. Какие же на самом деле упыри?

Кто такой упырь?

Упырями в славянской мифологии называли мертвецов, которые в силу определенных обстоятельств восстали из могилы. Внешне упыри отличаются от человека только острыми зубами, красными глазами и ярким румянцем на лице. Считается, что после смерти в упырей превращаются колдуны, однако упырем может стать и живой человек, ставший жертвой проклятья или укушенный упырем. В книге «Мифы русского народа» говорится, что значение слова упырь неясно. Некоторые считают, что оно означает «раздутый» (от крови жертв), другие полагают, что древняя форма этого слова значит «не преданный огню».

Чем упырь отличается от вампира?

Напав на человека, упырь сначала выпивает всю его кровь, после чего съедает плоть. Вампир же ограничивается только кровью. Существует поверье, что если монстр оставит свою жертву обескровленной, но не съеденной, то она также превратится в упыря.

Где обитают упыри?

В славянских поверьях говорится, что днем упыри скрываются в темных, недоступных для солнечного света, местах: чаще всего это склепы и могилы. Считается, что упырь лежит в могиле лицом вниз или на боку и даже иногда курит трубку. По ночам существо вылезает из своего убежища и наведывается в свой дом, а также в дома соседей и знакомых. Бесчинствует упырь, как правило, в пределах родного села, в крайнем случае - нескольких окрестных, потому что на рассвете он должен возвращаться в могилу.

«Семейная жизнь» упырей

Нередко ходячие мертвецы вылезают из могилы и наведываются к своим бывшим женам. Самые опасные покойники - те, кто умер молодым в результате несчастного случая или насильственной смертью, так называемые заложные покойники. В восточно-славянских преданиях сказано, что по таким умершим нельзя плакать (особенно жене), потому что это беспокоит мертвеца на «том» свете и он может захотеть вернуться. От посещений мертвого мужа женщина чахнет, слабеет, заболевает и умирает, если вовремя не принять мер. В народе верили, что от мертвого мужа женщина может даже родить ребенка.

Какими способностями обладает?

Согласно преданиям, упырь обладает сверхчеловеческой физической силой и скоростью: он способен поднимать огромный вес и ударом руки пробивать бревенчатые стены. Бегущего упыря невозможно догнать даже на лошади. Еще одной отличительной способностью является поразительная живучесть упыря, он практически не чувствует боли и не восприимчив к колющим и режущим ударам. Из могилы упыри могут выходить не только в человеческом облике, но и в виде кошки, или летучей мыши, или каком-либо ином. Считалось, что упыри вызывают неурожаи и засухи, а также являяются причиной чумы, холеры и других страшных болезней.

Какие враги у упырей?

Врагами упырей являются многие животные, как дикие, так и домашние. Часто случаются стычки упырей с волками и медведями, которых запах упыря приводит в бешенство. В ярость от запаха мертвеца, восставшего из могилы, впадают и домашние животные.

Борьба с мужьями-упырями

Самостоятельно женщина не сможет избавиться от посещений «присохшего» к ней покойника. Она обязательно должна рассказать об этом любому постороннему человеку - матери, свекрови, священнику, соседке. Только посторонний человек способен правильно понять, что происходит, и дать женщине совет, как спастись. Для этого используется ряд приемов, построенных на одном принципе - удивить опасного пришельца чем-то необычным, из ряда вон выходящим, невозможным в нормальной человеческой жизни. Например, в одном из поверий говорится: « Одень своих детей в свадебные одежды и оденься в них сама. Когда ночью придет к тебе мертвый муж и спросит, что происходит, ты должна ему ответить: «Я собираюсь на свадьбу - брат женится на сестре». «Но разве может быть такое, чтобы брат женился на сестре?» - спросит покойник. А ты ему ответь: «А разве может быть такое, чтобы мертвый к живой ходил?».

Есть и другой способ: сесть на пороге, расчесывать волосы и одновременно жевать зерна конопли. Покойник спросит: «Что ты делаешь?» Надо ответить: «Вшей ем». Покойник на это скажет: «Разве можно вшей есть?» А женщина должна дать уже известный ответ: «А разве можно мертвому к живой ходить?» После этого ходячий мертвец навсегда оставит свою жену в покое.

Борьба с упырями

В стихотворении А.С Пушкина «Вурдалак» говорится: «Горе! малый я не сильный; Cъест упырь меня совсем,
Если сам земли могильной Я с молитвою не съем.»

Считалось, что спасти от упыря может только съеденный с молитвой кусок земли, взятой с могилы.

Еще один способ гласил, что трупу нужно завязывать глаза, забивать рот песком, подрезать под коленками жилы и подкладывать туда щетину - считалось, что тогда он не сможет выходить из могилы. Для этой же цели гроб с телом упыря трижды обносили вокруг села. Действенным средством против хождения покойников считается также обсыпать могилу диким маком или просом, либо сеять мак во время похорон по дороге от дома до кладбища - покойник не сможет вернуться, пока не соберет всех зерен.

Как убить упыря?

Согласно славянской мифологии, упыря очень сложно ликвидировать. Справится с ним в открытом противостоянии практически невозможно. Благодаря своей физической силе монстр легко побеждает десятерых человек. Наши далекие предки считали, что наиболее эффективное средство - вбить упырю в тело или в могилу осиновый кол. Или же раскопать могилу, отрубить умершему голову и положить ее между ног лицом вниз. Правда, желательно все-таки быть на сто процентов уверенным, что имеешь дело с упырем.

В субботу - последнюю перед Успением Пресвятой Богородицы - в православных церквах исстари читалась одна из последних семи Вселенских панихид. Эта панихида считалась самой действенной, особенно для тех, чьи родные и близкие "закончили свой земной путь раньше положенного срока": погибли при невыясненных обстоятельствах, были убиты либо покончили с собой. Поскольку согласно народным суевериям их неуспокоенные души могут искать способы остаться среди живых, то есть превратятся в упырей или вурдалаков, 23 августа их родне просто необходимо отслужить панихиду. Тем более что упыри - не забытые бабкины сказки, а суровая реальность: в Московской области их пруд пруди.

Где их можно встретить

Ныне упыри и вурдалаки "водятся" в тех районах Московской области, в которых в старину было замучено и погребено множество людей. В первую очередь это Балашихинский и Ногинский районы (коты-упыри). По их территории проходит печально знаменитый Владимирский тракт. Упыри, встречающиеся здесь, были известны еще в ХIХ веке и увековечены в русской литературе. Именно в "20 верстах по Владимирскому тракту" находилось имение "Березовая роща" госпожи Сугробиной, в котором происходило основное действие повести А. К. Толстого "Упырь". Прототипом этой дамы можно назвать хозяйку усадьбы "Кузьминки" Вассу Строганову. Эта дама согласно архивным документам умерла 16 марта 1723 года, а в 1724 году произведена Екатериной I в статс-дамы.

Зато в домах на окраинах Балашихи и в окрестных селениях близ Старой Купавны родственники и соседи нередко находили умерших пожилых женщин, на груди у которых сидели огромные коты, по свидетельству очевидцев - "домашние, сытые, ухоженные". Прогнать "этих тварей было чрезвычайно трудно".

Подольский и Наро-Фоминский районы (волки-оборотни). Трассы здесь проходят по местам бывших владений двух самых кровавых российских помещиц - Верхнего Теплого Стана (принадлежавшего Дарье Салтыковой (Салтычихе) и Коньково-Троицкого (принадлежало Авдотье Наумовне Зиновьевой (Наумихе), загубивших и похоронивших без должного христианского обряда десятки людей.

В селах Борисовка, Захарьино, Красная Пахра в 70-х годах ХХ века было отмечено несколько случаев нападения волков на 10 - 12-летних детей. Причем никто из пострадавших не выжил.

Сейчас волков можно встретить только в Наро-Фоминском и Серебряно-Прудском районах.

Талдомский и Сергиево-Посадский районы, Серпуховской район (летучие мыши). В давние времена по Ярославскому тракту ездили из Москвы в Александровскую слободу (ныне город Александров) к царю Ивану Грозному опричники и бояре, здесь же, по дороге, на скорую руку и расправу творили. А в Серпухове лютовала местная душегубка-помещица Мораева.

Летучих мышей (нетопырей) можно встретить в любых поселках этих регионов (в Серпуховском районе специалисты насчитывают 11 видов этих млекопитающих), но опасности они не представляют. Разве что выглядят страшновато.

Упыри, вурдалаки, вампиры - в чем разница?

Вампир, оборотень и упырь - суть одно и то же.

Упыри могут принимать практически любой облик, чаще - летучей мыши или кота. Притворившись безобидным представителем фауны, упыри пьют кровь и просто пугают людей, так как, по одной из легенд, могут "питаться энергией страха".

Вурдалак же, как правило, сохраняет свою человеческую оболочку или (крайне редко) превращается в волка. Если верить слухам, он не приносит большого вреда живым, потому что обитает вблизи кладбищ и питается мертвечиной*.

Зато прикинувшийся волком вурдалак смертельно опасен и для человека, и для домашних животных.

Как распознать

Издревле у каждого народа были свои методы определить, является ли покойник вампиром. Славяне считали, что потенциальными вампирами могут оказаться злые и жестокие люди, колдуны, самоубийцы, клятвопреступники, проклятые своими родителями, не отдающие свои долги и те, кто умер во время занятия сексом. Еще подозревали рыжих, появившихся на свет на Рождество и зачатых во время Поста, рано отнятых от материнской груди и рожденных в новолуние. Граждане с заячьей губой, деформацией черепа или конечностей, пятые сыновья в семьях, где одни мальчики, и дети, родившиеся с зубами, умершие в мороз в поле - все они были под подозрением.

В Греции считались вампирами люди с голубыми глазами. В Румынии к ним причисляли седьмых сыновей седьмого сына и тех, чья мать во время беременности ела мало соли. Но в одном мнении сходились все - и славяне, и китайцы: если через гроб, еще не преданный земле, перескочит кошка, собака или перелетит курица, то покойник превратится в вампира. В суеверной Древней Руси причисляли к упырям и тех, на чей гроб во время похорон упали капли дождя или град.

Как распознать

Наши предки носили ожерелья из цветков чеснока. В каждом доме обязательно было распятие из веток боярышника, терна или можжевельника. Также было заведено втыкать ножи в землю, под которой "покоились" предполагаемые вампиры, окуривать могилы серой и дымом от лимонного дерева. Мазали дверь дегтем, сыпали на пол соль и перец, разбрасывали колючки по полу спальни - предполагалось, что вампиры любят считать. Из тех же соображений в гроб клали просо, а дорогу от кладбища до дома посыпали маком - дабы занять вампира пересчитыванием зернышек.

В России делали заговоренное тесто - смешивали муку с кровью, вытекавшей из тела вампира. Съевший хлеб из этого теста навсегда освобождался от вампирских нападок.

Поскольку упыри бывают в образе летучих мышей и котов, их грешно убивать. Гораздо лучше их угостить. Молоком, например, или еще чем-нибудь вкусненьким. Древние славяне еще до принятия христианства именно таким образом ублажали упырей - приносили им в жертву еду.

Как уничтожить

Общеизвестно, что вампира надо проткнуть осиновым колом или застрелить серебряной пулей. Но не все так просто. В старину славяне набивали могилу соломой, отрезали упырю голову лопатой могильщика, а тело поджигали. Иногда голову отгораживали от остального тела земляным валиком.

Западные славяне в прямом смысле слова перемывали кости - тело расчленяли, вываривали в святой воде, затем в новой порции святой воды перемывали кости, припоминая заодно злые и добрые поступки покойного.

А русские просто отчитывали три ночи подряд перед похоронами Святое Писание (помните Хому Брута?).

* Это суеверие описано в одноименном стихотворении А. С. Пушкина - кстати, считается, что именно он придумал слово "вурдалак".

Cветлана Шайдакова, Галина Пилявская



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама