THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Две точки зрения на происхождение языка:

1) язык не от человека и 2) язык от человека

Внечеловеческое происхождение языка первоначально объяснялось как божественный дар. Возникла формула: Бог дал человеку дар речи, но не открыл названия предметов.

Со времен античности сложилось много теорий происхождения языка :

1. Теория звукоподражания идет от стоиков, и получила поддержку в 19-20 веках. Суть теории в том, что безъязычный человек, слыша звуки природы, старался подражать этим звукам речевым аппаратом. В любом языке есть некоторое количество звукоподражательных слов (ку-ку, куковать, кукушка). Но, во-первых, таких слов очень мало, во-вторых, звукоподражать можно только звучащему, безгласное так называть нельзя.

2. Теория междометий идет от эпикурийцев, противников стоиков, и заключается в том, что первобытные люди инстинктивные животные вопли превратили в междометия, откуда якобы произошли все слова. Междометия входят в состав любого языка, но таких слов очень немного. Кроме того, причина возникновения языка сводится к экспрессивной функции, но в языке есть много слов, не связанных с эспрессией. К тому же, данная теория предполагает наличие человека без языка, который пришел к языку через страсти и эмоции.

3. Теория трудовых выкриков возникла в 19 веке в трудах вульгарных материалистов и сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но эти выкрики - только средство ритмизации труда, они ничего не выражают, даже эмоций, а являются только внешним средством при работе. Ни одной функции, характеризующей язык, в этих выкриках обнаружить нельзя, т.к. они не коммуникативны, не номинативны, не экпрессивны.

4. Теория социального договора появилась в середине 18 веке и опиралась на некоторые мнения античности и во многом отвечала рационализму самого 18 в. В этих рассуждениях зерно истины состоит в том, что в позднейшие эпохи развития языков возможно договориться о тех или иных словах, особенно в области терминологии. Но для объяснения первобытного языка нужно уже иметь язык, кроме того, данная теория предполагает сознательность у человека до становления этой сознательности, развивающейся вместе с языком.

Беда всех этих теорий состоит в том, что вопрос о возникновении языка берется изолированно, вне связи с происхождением самого человека и образованием первичных человеческих коллективов. Нет языка вне общества и нет общества вне языка.

Теории, объясняющие происхождение языка из жестов ничего не объясняют и являются несостоятельными. Жесты всегда выступают как нечто вторичное для людей, имеющих звуковой язык. Среди жестов нет слов, и жесты не связаны с понятиями. Жесты не могут выражать понятия, а лишь сопровождают язык слов, обладающий этими функциями. Так же неправильно выводить происхождение языка из аналогии с брачными песнями птиц или пения человеческого или забавы. Подобные теории игнорируют язык как общественное явление.

Энгельс: формировавшиеся люди пришли к тому, что у них явилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неклонно преобразовалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы тра постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим.

Таким образом, потребность в разумном сообщении, где осуществляются сразу и коммуникативная, и семасиологическая, и номинативная функции языка вызвала появление языка. И язык мог возникнуть только как коллективное достояние, необходимое для взаимопонимания, но не как индивидуальное свойство той или иной особи. Общий процесс развития человека Энгельс представляет как взаимодействие труда, сознания и языка. Энгельс: благодаря совместной деятельности руки, органов речи и мозга не только у каждого в отдельности, но также и в обществе, люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели и достигать их.

Главные положения, вытекающие из учения Энгельса:

1) нельзя рассматривать вопрос о происхождении языка вне происхождения человека.

2) происхождение человека научно нельзя доказать, а можно только построить гипотезы.

3) одни лингвисты не могу решить этот вопрос, он подлежит решению многих наук (языковедения, этнографии, антропологии, археологии, палеотологии и общей истории)

4) если язык родился вместе с человеком, то не могло быть безъязычного человека.

5) язык появился как одна из первых примет человека. Без языка человек не мог быть человеком.

6) если язык есть важнейшее средство человеческого общения, то он и появился тогда, когда возникла потребность человеческого общения.

7) язык призван выражать понятия, которых нет у животного, но именно наличие понятий наряду с языком и отличает человека от животных.

8) факты языка в разной мере с самого начала должны обладать всеми функциями настоящего языка: язык должен сообщать, называть вещи и явления действительности, выражать понятия, выражать чувства и желания, без этого язык не язык.

16. Синонимия и антонимия. Типы синонимов и антонимов

Синонимия отмечена во всех языках мира. Уже в санскрите слон назывался разными словами.

Аристотель сделал вывод, что синонимы – разные слова, обозначающие одно и то же. Однако не всегда одна и та же вещь обозначается разными словами. Но, тем не менее, такое понимание сохранилось и до наших дней. Другие исследователи полагают, что синонимами являются слова, обозначающие не одно и то же, но обозначают близкие понятия. Сходство понятий обуславливает и сходство значений. Например, хороший – недурственные – неплохой и т.д.

Итак, современное определение синонимов. Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение.

Синонимы образуют синонимичный ряд, при этом разные ряды устроены неодинаково и в связи с этим выделяют различные типы синонимов:

· Смысловые (идеографические) – синонимы, отличающиеся оттенком значения. Например, красный-алый-пунцовый.

· Стилистические – синонимы, которые имеют разную сферу употребления или различную стилистическую окраску, отличаются разным отношением к обозначаемому предмету, но означают одно и то же явление действительности. Например, лоб – чело, продавец – торгаш, юноша – юнец. Это так называемые эмоционально-экспрессивные синонимы.

· Абсолютные значения слов полностью совпадают. Часто встречаются в терминологии. Например, лингвистика - языкознание; бегемот - гиппопотам.

· Контекстуальные сближение по значение происходит лишь в пределах определенного контекста.

Слово, стоящее в начале синонимичного ряда называется доминантой.

Значение доминанты, как правило, более абстрактно и входит в смысл всех остальных синонимов.

Антонимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, обозначающие противоположные, но соответствующие понятия.

Они также могут быть однокоренными и могут не быть. Разные значения многозначных слов имеют свои антонимы (свежий хлеб - черствый хлеб; свежие огурцы – соленые огурцы).

Виды антонимии:

· Дополнительная. Когда антонимы покрывают всё родовое понятие. В это случае третьего понятия не дано или не может быть, и отрицание первого ведет к автоматическому утверждения второго, или наоборот. Например, вредный - безвредный.

· Градуальная. Антонимы не покрывают родовое понятие, то есть между ними возможны другие слова. Например, (отличный) хороший – плохой (ужасный).

· Конверсная. Антонимы обозначают одну и ту же ситуацию с разных сторон. Например, продать – купить, давать - брать.

· Контекстуальная. Происходит лишь в пределах какого-либо контекста.

Омонимы и их виды

Омонимы -слова, не имеющие ничего общего по значению, но одинаковые по звучанию или написанию.

Типы омонимов:

· Омофоны – совпадают по звучанию – код - кот.

· Омоформы – совпадают слова, принадлежащие к разным частям речи, в одной или нескольких грамматических формах. – три(глаг. Повелит. Накл.) – три (числит.).

· Омографы - совпадают по написанию, но различаются по произношению - зАмок - замОк.

Полная омонимия.

· Подлинные омонимы – слова, звучат и пишутся одинаково, но имеют разное происхождение из двух ранее не совпадавших по звучанию слов. Например – лук (растение)- лук(оружие),град(город)- град(дождь).

· Те случаи, когда от тех же корней или основ, независимо друг от друга, образованы «такие же слова», т.е. в той же части речи и тех же совпадениях по словоизменению, например – голубец (кушание)- голубец (голубая краска). Но случаи, как лайка (собака) – лайка (сорт мягкой кожи) – уже полисемия.

· Наконец, могут быть и такие случаи, когда одно и то же слово заимствуется в разное время , с разным значением и, очевидно, из не вполне тожественного источника, например: из итальянского banda – банда – «сборище бандитов» и более позднее, из жаргона итальянских музыкантов, banda – банда – «духовой оркестр, играющий в опере на сцене» (участники которого отнюдь не бандиты, а бандисты).

· Особый вид омонимии представляют собой случаи так называемой конверсии , когда данное слово переходит в другую часть речи без изменения своего морфологического и фонетического состава, например: зло – краткое прилагательное среднего рода и зло – наречие, также существительное зло. Все три слова: зло – существительное, зло – прилагательное и зло – наречие – являются омонимами, так как это разные части речи с разным лексическим значением, хотя вещественное значение корня у них и совпадает.

· Самый трудный случай – это те омонимы, где нет ни совпадения разных слов, ни параллельного образования от того же корня , ни конверсии, ни параллельного или последовательного заимствования. Это те случаи, когда полисемия настолько расходится, что становится омонимией. Например, настоять – «добиться исполнения чего-нибудь » и настоять – «приготовить какую-нибудь настойку» («настоять водку на лимонной корочке»).

Ономасиология и этимология

С семантической точки зрения, слово включает в себя разные аспекты, которые изучаются разными науками. Так разделяют науку семасиологию и ономасиологию.

Семасиология занимается изучением современных значений слов. Берется формальная единица и рассматриваются все ее значения. Но для науки важно понять, почему именно это фонетическое слово несет такой смысл. Ответ дает этимология (учение о происхождении слов) , которая помогает восстановить древние значения слов. Например, абитуриент-(совр.)Поступающий в ВУЗ или СУЗ. Abiturient (нем.)- выпускник; (лат)-abire-уходить, покидать.

Ономасиология в отличие от семасиологии, идет не от формы слова к его значениям, а наоборот, изучает все принципы, по которым называются одни и те же вещи в разных языках, устанавливая, таким образом, общечеловеческие пути. . В отличие от семасиологии, отражающей направление от средства выражения к выражаемому значению, О. основывается на движении от обозначаемого предмета к средствам его обозначения, шире - от содержания к форме. При ответе на вопрос, почему мы называем что-либо именно так, ученые обратились к внутренней форме слова. Например, стол-от глаг. «стлать», рушник(укр.-полотенце) от «руки» и т.п.

Существует ряд теорий и гипотез о происхождении языка, но ни одна из них не может быть подтверждена фактами в силу огромной отдаленности события по времени.

Звукоподражательная гипотеза

Принципы звукоподражательной теории попытался обосновать в конце XVII - начале XVIII века Готфрид Вильгельм фон Лейбниц (1646-1716). Великий немецкий мыслитель указывал, что существуют языки производные, поздние, и существует язык первичный, «корневой», из которого образовывались все последующие производные языки. По мысли Лейбница, звукоподражание имело место, прежде всего, в корневом языке и лишь в той мере, в какой «производные языки» развивали дальше основы корневого языка, они развивали вместе с тем и принципы звукоподражания. В той же мере, в какой производные языки отходили от корневого языка, их словопроизводство оказывалось все менее «естественно звукоподражательным» и всё более символическим.

Принимая звукоподражание как принцип происхождения языка, как принцип, на основании которого возник «дар речи» у человека, Лейбниц отвергает значение этого принципа для последующего развития языка. Недостатком звукоподражательной теории можно назвать то, что сторонники этой теории рассматривают язык не как общественное, а как естественное (природное) явление.

Гипотеза эмоционального происхождения языка (гипотеза междометий)

Важнейшим ее представителем был Жан-Жак Руссо (1712-1778). В трактате о происхождении языков Руссо писал, что «страсти вызвали первые звуки голоса». Цивилизация испортила человека, и язык, по мысли Руссо, испортился из более богатого, эмоционального, непосредственного сделался сухим рассудочным и методическим.

Шарль де Бросс (1709-1777), французский писатель-энциклопедист, наблюдая за поведением детей, обнаружил, как первоначально лишенные смысла детские восклицания, переходят в междометия, и решил, что первобытный человек прошел ту же стадию. Его вывод: первые слова человека - это междометия.

Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780), французский философ, полагал, что язык возник из потребности взаимопомощи людей. Его создал ребенок, так как ему нужно сказать матери больше, чем мать должна сказать ему. Кондильяк выделял три вида знаков: а) случайные, б) естественные (природные крики для выражения радости, страха и т.д.), в) избранные самими людьми. Крики сопровождались жестом. Затем люди стали использовать слова, которые первоначально были только существительными. При этом первоначально одно слово выражало целое предложение.

Английский натуралист Чарльз Дарвин (1809-1882) считал, что звукоподражательная и междометная теории - это два основных источника происхождения языка. Он обратил внимание на большие способности к подражанию у обезьян, наших ближайших родственников. Он также полагал, что у первобытного человека во время ухаживаний возникали «музыкальные кадансы», выражающие различные эмоции - любовь, ревность, вызов сопернику.

Эмоциональная теория получила своеобразное развитие в XIX - XX веке и стала называться теорией междометий.

Один из защитников этой теории русский лингвист Дмитрий Николаевич Кудрявский (1867-1920) считал, что междометия были своеобразными первыми словами человека. По мнению Кудрявского, в междометиях звук и значения ещё были соединены неразрывно. Впоследствии, по мере превращения междометий в слова, звук и значения разошлись, причем этот переход междометий в слова и был связан с возникновением членораздельной речи.

Гипотеза жестов

Выдвигали эту теорию Этьен Кондильяк, Жан Жак Руссо и немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920), который полагал, что язык образуется произвольно и бессознательно. Но сначала у человека преобладали физические действия (пантомима). Причем эти «мимические движения» были трех видов: рефлекторные, указательные и изобразительные. Рефлекторным движениям, выражающим чувства, позже соответствовали междометия. Указательным и изобразительным, выражающим соответственно представления о предметах и их очертания, соответствовали корни будущих слов. Первые суждения были только сказуемыми без подлежащих, то есть слова-предложения: «светит», «звучит» и т.д.

Ж.-Ж. Руссо подчеркивал, что с появлением членораздельного языка жесты отпали как основное средство общения - у языка жестов немало недостатков: трудно пользоваться во время работы, общаться на расстоянии, в темноте, в густом лесу и т.д. Поэтому язык жестов был заменен звуковым языком, но полностью не вытеснен.

Жесты как вспомогательное средство общения продолжают использоваться современным человеком. Невербальные (несловесные) средства общения, в том числе жесты, изучает паралингвистика как отдельная дисциплина языкознания.

Гипотеза социального договора

Эту гипотезу поддерживал английский философ Томас Гоббс (1588-1679): разобщенность людей - их естественное состояние. Семьи жили сами по себе, мало общаясь с другими семьями, и добывали пищу в тяжелой борьбе, в которой люди «вели войну всех против всех». Но чтобы выжить, им пришлось объединиться в государство, заключив между собой договор. Для этого потребовалось изобрести язык, который возник по установлению.

Ж.- Ж. Руссо полагал, что если эмоциональные выкрики - от природы человека, звукоподражания - от природы вещей, то голосовые артикуляции - чистая условность. Они не могли возникнуть без общего согласия людей. Позднее по договоренности (по общественному договору) люди договорились об используемых словах. Причем чем более ограниченными были знания людей, тем обширнее был их словарный запас. Сначала каждый предмет, каждое дерево имели свое собственное имя, и лишь позже появились общие имена.

Трудовая теория Ф. Энгельса

В связи с трудовой теорией происхождения языка следует назвать работу Ф. Энгельса (1820-1895) «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Энгельс разъясняет условия появления языка: «Когда после тысячелетней борьбы рука, наконец, дифференцировалась от ноги и установилась прямая походка, то человек отделился от обезьяны, и была заложена основа для развития членораздельной речи…».

Вертикальная походка была в развитии человека предпосылкой возникновения речи, и предпосылкой расширения и развитии сознания. Революция, которую человек вносит в природу, состоит, прежде всего, в том, что труд человека иной, чем у животных, - это труд с применением орудий труда, и притом изготовляемых теми, кто ими должен владеть, а тем самым труд прогрессирующий и общественный.

Люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. В результате сформировался специфический орган: «неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляций для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим».

Таким образом, язык мог возникнуть только как коллективное достояние, необходимое для взаимопонимания. Но не как индивидуальное свойство той или иной вочеловечившейся особи. Энгельс пишет: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг человека постепенно превратился в человеческий мозг».

Теория спонтанного скачка

По этой гипотезе язык возник скачком, сразу же с богатым словарем и языковой системой. Высказывал гипотезу немецкий лингвист Вильгельм Гумбольдт (1767-1835): «Язык не может возникнуть иначе как сразу и вдруг, или, точнее говоря, языку в каждый момент его бытия должно быть свойственно все, благодаря чему он становится единым целым… Язык невозможно было бы придумать, если бы его тип не был уже заложен в человеческом рассудке. Чтобы человек мог постичь хотя бы одно слово не просто как чувственное побуждение, а как членораздельный звук, обозначающий понятие, весь язык полностью и во всех своих взаимосвязях уже должен быть заложен в нем. В языке нет ничего единичного, каждый отдельный элемент проявляет себя лишь как часть целого. Каким бы естественным ни казалось предположение о постепенном образовании языков, они могли возникнуть лишь сразу. Человек является человеком только благодаря языку, а для того, чтобы создать язык, он уже должен быть человеком. Первое слово уже предполагает существование всего языка».

В пользу этой гипотезы также говорят скачки в возникновении биологических видов.

О возникновении человеческого языка как средства общения существует большое количество теорий. При этом ни одна из них не может быть доказана со стопроцентной уверенностью - ведь процесс зарождения языка, или глоттогонии, происходил тысячелетия назад. Эти предположения остаются в статусе гипотез, поскольку их невозможно ни доказать, ни проверить экспериментальным путем.

Споры о происхождении языка

Первые представления о том, как развивался язык, относятся к временам Древней Греции. Здесь господствовали два основных направления - школа Фюсей и школа Тесей. Эти взгляды, которые будут рассмотрены позже, существовали вплоть до начала XIX века. Они заложили основы современных теорий происхождения языка. Большим прогрессом в языкознании стала гипотеза Л. Нуаре. Согласно этой теории, язык был необходим для коммуникации первобытных людей в процессе деятельности. Взгляды Нуаре получили свое развитие в теории Бюхера (он полагал, что язык берет свое начало от выкриков первобытных людей во время труда), а также Энгельса. Сейчас основные теории происхождения языка обсуждаются не только в лингвистике, но и в смежных науках - когнитивистике, истории, психологии. Полемика относительно происхождения человеческой речи была запрещена Парижским лингвистическим сообществом. Запрет был наложен, чтобы прекратить бесчисленные споры. Ведь ни одна из теорий не может быть доказана. Основные гипотезы происхождения языка - это логисическая, жестовая, гипотезы школ Фюсей и Тесей, гипотеза социального договора, ономатоэмпатическая, междометная, теории общественного происхождения языка, теория «внезапного скачка».

Религиозные теории

Одними из самых первых предположений о том, как возник человеческий язык, являются попытки приписать его происхождение богу или высшим силам. В индийских религиозных текстах говорится о том, что бог-владыка дал другим богам имена. В свою очередь, святыми мудрецами были даны названия всем вещам на земле. Религиозная теория происхождения языка отражается в Ветхом Завете, а также в Коране.

Жестокие античные эксперименты

О том, откуда появился человеческий язык, хотели узнать еще мудрецы Древнего Египта. Историк Геродот в своих записях описывает первые лингвистические эксперименты, отличающиеся жестокостью. Например, в одном из них царь Псаметтих захотел узнать, какое слово первым скажут младенцы, если воспитывать их среди коз. Также Псаметтих отдавал приказание вырезать язык некоторым женщинам, чтобы затем отдать им на воспитание младенцев. Квинтилиан, учитель из Древнего Рима, также делал первые заключения относительно генезиса языка. По его свидетельству, «дети, которых отдали на воспитание немым кормилицам, могли произносить отдельные слова, однако к связной речи способны не были».

Фюсей и Тесей - античные теории происхождения языка

Ученые Древней Эллады заложили современное понимание происхождения языка. По своим теориям они разделились на два лагеря - это были научные школы под названиями Фюсей и Тесей. Сторонником школы Фюсей был ученый Гераклит Эфесский. Фюсей - это теория, которая постулирует: названия предметов даны им изначально от природы. Задача человека - это правильно их выявить. Если человек не может этого сделать, то он произносит пустой, ничего не значащий звук. Первые звуки, которые учились произносить люди, отражали свойства предметов.

Приверженцы школы Тесей, напротив, считали, что названия вещей появляются в процессе деятельности - имена нарекаются людьми, а не существуют изначально. Одним из видных представителей школы Тесей был Демокрит из города Абдер. Сторонники этой теории указывали на то, что слова могут быть многозначными, а также не всегда в них отображены свойства вещей. Последователи этой школы считали, что названия вещам давались произвольно. Чтобы подтвердить эту теорию, древнегреческий философ Дион Крон стал называть своих рабов предлогами и союзами (к примеру, «но» или «ведь»).

Взгляды стоиков на происхождение языка

Философы стоической школы, например Хриссип из Соли, также придерживались мнения школы Фюсей. В отличие от ее последователей, они считали, что имена даются не от природы, а от рождения. Стоики были убеждены, что первые имена вещей носили звукоподражательный характер, а звучание некоторых слов было похоже на их чувственное воздействие. Например, слово «мед» (mel) имеет приятное звучание, а слово «крест» (crux) звучит жестоко, так как на нем происходило распятие. Латинские примеры этих слов дошли до наших времен благодаря трудам богослова Августина.

Междометная теория

Среди гипотез нового времени также есть те, которые можно отнести к этим двум античным школам. Например, междометная теория происхождения языка относится к школе Фюсей. Согласно этой теории, слова происходят от звуков, которые возникают из-за переживания боли, радости, страха и так далее. Альтернативно-ироничное название этого взгляда - теория «тьфу-тьфу». Первым ее сторонником был французский писатель Шарль де Брюсс. Он обратил внимание на то, что изначально бессмысленные выкрики детей постепенно превращаются в междометия (отсюда название - «междометная теория происхождения языка»), а затем и в слоги. Брюсс сделал заключение, что речь у первобытных людей развилась таким же образом.

Еще один сторонник данной теории - французский философ Бонно де Кондильяк. Он был уверен, что язык возник как следствие потребности в помощи. Кондильяк полагал, что язык создается ребенком, так как изначально у него больше потребностей, и ему есть что сказать матери.

Жан-Жак Руссо также полагал, что возникновение языка обусловлено человеческими потребностями. Отчуждение людей друг от друга толкало их на то, чтобы заселять новые территории. Оно было следствием стремления сохранить свою жизнь. При этом страсти являются теми движущими силами, которые, напротив, способствуют сближению людей. Руссо утверждал: голод и жажда не являются обоснованием для того, чтобы создать теорию происхождения языка. Ведь плоды деревьев не убегают от собирателей. А охотник, знающий, что ему необходимо пропитание, преследует молча свою добычу. Но для того, чтобы растопить сердце понравившейся девушки или вступиться в ситуации несправедливости, нужно средство общения.

Ономатоэмпатическая теория

Ономатоэмпатическая, или звукоподражательная теория происхождения языка, утверждает: язык появился как следствие подражания естественным звукам. Эта гипотеза также имеет ироничное альтернативное название: теория «гав-гав». Ономатоэмпатическая теория была возрождена немецким ученым Лейбницем. Философ разделял звуки на мягкие («л», «н») и шумные («р», «ж»). Лейбниц считал, что слова появились вследствие подражания человека тем впечатлениям, которые оставляли предметы окружающего мира (к примеру, «рык», «ласка»). Однако современные слова далеко отошли от своих первоначальных значений. К примеру, немецкое слово Loewe («лев»), утверждал Лейбниц, на самом деле произошло от слова lauf, («бежать»). Слово «лев» в немецком языке имеет мягкое звучание, так как оно произошло под воздействием впечатления от быстрого львиного бега.

Гипотеза социального договора

Следующая теория происхождения языка опирается на взгляды Томаса Гоббса. Гоббс считал, что разобщение людей является их естественным состоянием. Человечество всегда вело так называемую борьбу всех против всех. Люди добывали жизненно необходимые ресурсы семьями, и лишь необходимость заставила их объединиться в новую структуру - государство. Между людьми возникла необходимость заключить между собой надежный договор - а, стало быть, появилась нужда и в языке. Названия вещей возникли вследствие договоренности людей.

Жестовая теория

К гипотезам, произошедшим от школы Тесей, относят практически все социальные теории. Происхождение языка, согласно взглядам основателя первой психологической лаборатории В. Вундта, было связано с преобладанием физических движений, или пантомимы. Движения мимики, как полагал Вундт, были трех типов: рефлекторные, указательные и изобразительные.

Корректное название божественной теории

Теория возникновения языка, которая постулирует речь как божий дар, называется логосической (от древнегреческого слова «логос»). Таким образом, словосочетание «логистическая теория происхождения языка» является бессмыслицей. Логосическая гипотеза существует в традициях различных религий - это христианство, индуизм, конфуцианство. Уже в Х веке до н. э. индийские и азиатские народы считали речь даром свыше, который человечество получило от некоего космического разума - «бога», «дао», «логоса». Так как «логистическая теория происхождения языка» - это неверное выражение, запомнить взаимосвязь названия божественной гипотезы можно, опираясь на слово «логос». Именно оно использовалось в начале Евангелия от Иоанна в строке «в начале было слово».

Теория «внезапного скачка»

Эта гипотеза впервые была выдвинута философом Вильгельмом фон Гумбольдтом - прусским политическим деятелем и одним из крупнейших ученых в области языкознания. Серьезное влияние Гумбольдт оказал на Венский конгресс, где обсуждалось развитие европейских государств после поражения Наполеона. Также Гумбольдт основал существующий поныне университет в Берлине. Кроме этого, он интересовался эстетикой, литературой и юриспруденцией. Работы Гумбольдта по теории происхождения языка и языкознанию невелики, однако в историю он вошел как лингвист.

Лингвистической наукой В. фон Гумбольдт занимался лишь в последние пятнадцать лет своей жизни. Это было время, когда он смог отойти от государственных дел и заняться разработкой своих гипотез. Теория происхождения языка и речи Гумбольдта вначале называлась стадиальной. Ученый исследовал большое количество известных на то время примитивных языков. В процессе изучения он пришел к выводу, что ни один, даже наименее развитый язык, не может обходиться без базовых грамматических форм.

Гумбольдт предполагал, что язык не может возникнуть без каких-либо предпосылок. Процесс возникновения нового языка ученый разделял на три этапа. Первый из них - предварительный. В это время происходит «первичное» образование языка, который, однако, грамматически уже полностью сформирован. Согласно гипотезе Гумбольдта, переход от одной стадии к другой совершается скачкообразно. На втором этапе происходит дальнейшее формирование языков, а на третьем - их последующее развитие. Изучив доступные на то время языки примитивных народов, Гумбольдт пришел к выводу, что эта схема справедлива для процесса становления всех языков мира. Отличаются от них китайский и древнеегипетский, которые, по мнению ученого, являются исключением. Гумбольдт считал эти два языка феноменами в мире лингвистики, поскольку они не имеют грамматических форм, используют только знаки.

История происхождения русского языка

Русский язык является одним из самых распространенных на всем земном шаре. По численности его носителей он занимает пятое место после китайского, английского, испанского и хинди. Он относится к славянской ветви индоевропейского языкового древа и является самым распространенным среди славянских языков. Распад языкового единства ученые-лингвисты относят к III-II тысячелетию до н. э. Считается, что в это же время происходило образование праславянского языка. Согласно теории происхождения русского языка, предком современных восточнославянских языков (русского, украинского и белорусского) является древнерусский язык. С древних времен он претерпел большое количество изменений. Наиболее влиятельный период становления русского языка приходится на XVII-XVIII века. К этому времени относится и правление Петра I, который внес немалый вклад в становление современного русского языка.

Русский язык: дальнейшее развитие

Большую роль в развитии современного русского языка также сыграл и великий ученый М. В. Ломоносов. Им была написана первая «Российская грамматика». Ломоносов в предисловии к своему труду писал о незаслуженно пренебрежительном отношении к отечественной грамматике со стороны как русских, так и иностранцев. Также благодаря трудам Ломоносова современный русский язык обогатился такими терминами, как «электричество», «градус», «материя», «возгорание». В 1771 году впервые в Москве было учреждено Вольное российское собрание. Его главной задачей было создание всеохватывающего словаря русского языка. В этом процессе принял участие и Н. М. Карамзин. Государственный деятель считал, что ориентироваться необходимо на европейские языки. Карамзиным были введены в обиход такие слова, как «промышленность», «достижимый», «влюбленность». А создателем самой современной формы русского языка по праву считают великого поэта А. С. Пушкина.

Вклад Пушкина

Вкратце дело Пушкина состояло в том, что он сумел отменить все лишнее в русском языке, произвести синтез господствовавших тогда стихий - церковнославянского языка; лексических единиц, пришедших с территории Европы; простонародной русской речи. Великий поэт считал, что «высшее общество» не должно бояться простого русского языка, призывал отказаться от «щегольства» в выражениях. Поэт стремился к тому, чтобы создать живой язык, который должен был синтезировать в себе литературные особенности дворянства и простонародной речи. Весь процесс создания современного русского языка был завершен Пушкиным. Длился он с XV века и до времен Ломоносова и Карамзина. В течение этой эпохи происходило постепенное сближение книжного русского языка с устной речью.

В советское время проблема происхождения языка носила не столько исследовательский, сколько политический характер. Единственной верной гипотезой признавалась трудовая теория происхождения языка Энгельса. Основные теории были изложены в труде под названием "Диалектика природы". Согласно этой теории, возникновение языка происходило в несколько этапов. В своих трудах Энгельс пользовался сравнительно-историческим методом. Однако он не считал, что при помощи этого научного метода можно полностью изучить все детали становления человеческой речи. Его взгляды в языкознании связывают развитие языка с эволюцией человека. Первый из этапов связан с прямохождением. Второй - со специализацией верхних конечностей для труда.

Затем следует этап познавательной активности, исследования окружающего мира. Согласно Энгельсу, на третьем этапе (в отличие от других социальных теорий происхождения языка) язык был нужен для сплочения людей. На четвертом происходит развитие и анатомическое усовершенствование гортани. Следующая ступень связана с развитием мозга, затем главным фактором является появление общества как нового элемента. Последний этап - изобретение огня и одомашнивание животных.

Лекция 2

ГИПОТЕЗЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА

План

1. Проблема происхождения языка

2. Теории происхождения языка

2.1. Логосическая теория

2.3. Звукоподражательная теория

2.4. Междометная теория

2.5. Теория «трудовых команд»

2.6. Эволюционная теория

2.7. Социальная теория

Проблема происхождения языка

Вопрос о происхождении языка является одним из наиболее сложных и до конца не решенных в языкознании, ибо он тесно связан с происхождением самого человека. Современные языки находятся уже на достаточно высоком уровне развития, тогда как происхождение языка относится к эпохе с архаичными формами взаимоотношения людей. Считается, что формирование языка происходит тогда, когда человек по внешнему виду и уровню интеллекта приближается к современному человеку, когда человек стал способен организовывать коллективные формы трудовой деятельности, строить жилища, изготовлять орудия труда, оружие, одежду и т.п. Однако все теории происхождения языка являются гипотетичными.

В существующих теориях происхождения языка можно выделить два подхода к решению этой проблемы: 1) язык был создан искусственно некоей активной созидающей силой; 1) язык появился естественным путем.

Первая точка зрения, которую называют креационной теорией языка (от лат. creo «творю, создаю»), долгое время была преобладающей, расхождения наблюдались лишь в вопросе о том, кто создал язык и из какого материала. В античном языкознании этот вопрос формулировался следующим образом: создан ли язык «по установлению» (теория «тесей») или «по природе вещей» (теория «фюсей»)? Если язык создан по установлению, то кто его установил (Бог, человек или общество)? Если язык создавался по природе, то как соответствуют друг другу слова и свойства вещей, в том числе и свойства самого человека?

Теории происхождения языка

2.1. Согласно логосической теории происхождения языка (от лат. logos ‘слово, язык’) в основе зарождения мира лежало духовное начало – Бог, Дух, Слово, которое воздействовало на материю, находящуюся в хаотическом состоянии, и творило мир. Конечным актом этого творения явился человек.

В традициях многих религий Слово существует до появления человека, упорядочивает формы материи, находящейся в хаотическом состоянии, создавая в конечном итоге самого человека. В египетском Мемфисском богословском трактате за много веков до христианства высказывалась мысль о Логосе-Слове, созидающем мир. В священных книгах Тота, египетского бога мудрости и письма, утверждалось, что «Мысль есть Бог-Отец, Слово – его Сын, они неразрывны и связаны в вечности, и их единение есть жизнь. Мысль и Слово создают действие всемогущества». Аналогичная космологическая идея встречается у многих народов мира: например, аборигены Маршалловых островов считают, что в акте творения основную роль играли магические заклинания бога Лоа – небо, земля и люди порождаются его словом. Космологические представления африканского племени догонов основаны на том, что мир создан богом Амма не просто словом, а из его имени.

Идея Слова как творящего начала, первичности всего духовного в мире характерна и для библейской традиции: « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», – говорится в Евангелии от Иоанна. По Библии носителем слова был Бог, каждый день творения мира освящался словом Бога. Сотворение мира происходило путем высказывания желаний, и акт говорения совпадает с актом творения. Мир был создан за шесть дней, и каждый этап миросозидания начинался примерно так: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет…». Таким же образом Он создал растения, животных и человека, который был сотворен по образу и подобию Его. Кроме созидающей силы, Бог обладает способностью устанавливать имена. Эту способность Он передал Своему образу и подобию – Адаму. Согласно тексту Библии, установление имен происходило в два этапа: сначала Бог создал слова «день», «ночь», «небо», «земля», «море», а затем Адам поименовал все остальное – животных и птиц.

Эту божественную теорию происхождения языка разделяли такие крупнейшие мыслители, как Платон (IV в. до н.э.), немецкие просветители XVIII в. И. Гердер, Г. Лессинг и др.

2.2. Наибольшее число гипотез породил второй вопрос – кто создал язык, какова природа тех сил и причин, которые вызвали к жизни язык? Вопрос же о материале, из которого строился язык, особых разногласий не вызывал: это звуки, рождаемые природой или людьми.

Развитие науки, прежде всего астрономии, физики, биологии, привело к появлению новых знаний о мире. Творящая функция божественного слова – Логоса – не соответствовала новым воззрениям человека. С точки зрения этики новой философии человек как существо мыслящее сам творил и преобразовывал мир. В этом контексте язык стал рассматриваться как продукт деятельности человека. Эти взгляды выразились в доктрине общественного (социального) договора , которая появилась в середине XVIII в. Адам Смит провозгласил ее первой возможностью образования языка. У Руссо было иное толкование в связи с его теорией двух периодов в жизни человечества: первого – «природного», когда люди были частью природы и язык «происходил» от страстей и чувств (passions), и второго – «цивилизованного», когда язык мог быть продуктом «социальной договоренности».

В этих рассуждениях зерно истины состоит в том, что в позднейшие эпохи развития языков возможно «договориться» о тех или иных словах, особенно в области терминологии; например, система международной химической номенклатуры была выработана на международном съезде химиков разных стран в Женеве в 1892 г. Но совершенно ясно и то, что для объяснения происхождения языка это теория ничего не дает, так как для того, чтобы «договориться» о языке, надо уже иметь язык, на котором «договариваются».

2.3. В соответствии со звукоподражательной теорией (которую отстаивали, в частности, древнегреческий философ-материалист Демокрит, немецкий философ и ученый Г. Лейбниц, американский лингвист У. Уитни и др.) первые слова языка были подражанием звукам природы и крикам животных (например, ку-ку, гав-гав, хрю-хрю, апчхи, ха-ха-ха ) и производные от них (куковать, гавкать, хрюкать, чихать, хохотать ). Но, во-первых, таких слов очень немного, и во-вторых, «звукоподражать» можно только «звучащему», а как же тогда назвать «безгласные» предметы – камни, дома, треугольники и многое другое (река, даль, берег)?

Отрицать звукоподражательные слова в языке нельзя, но думать, что таким механическим и пассивным образом возник язык, было бы совершенно неправильно. Язык возникает и развивается у человека совместно с мышлением, а при звукоподражании мышление сводится к фотографии. Наблюдение над языками показывает, что звукоподражательных слов больше в новых, развитых языках, чем в языках более примитивных народов.

2.4. Междометная теория (которую развивали немецкие ученые Я. Гримм, Г. Штейнталь, французский философ и просветитель Ж.-Ж. Руссо и др.) объясняла появление первых слов из непроизвольных выкриков (междометий), провоцируемых чувственным восприятием мира. Первоисточниками слов были чувства, внутренние ощущения, которые побудили человека использовать свои языковые способности. Таким образом, сторонники этой теории главную причину возникновения слов видели в чувственном восприятии мира, одинаковом у всех людей, что само по себе является дискуссионным. Конечно, междометия и их производные входят в словарный состав любого языка, но этих слов очень немного, даже меньше, чем звукоподражательных. Кроме того, причина возникновения языка сводится сторонниками этой теории к экспрессивной функции. Не отрицая наличия этой функции, следует сказать, что в языке есть очень многое, не связанное с экспрессией, и эти стороны языка являются самыми важными, ради чего и мог возникнуть язык, а не только ради эмоций и желаний, чего не лишены и животные, однако языком они не обладают.

2.5. Теория трудовых команд и трудовых выкриков, выдвинутая в XIX немецкими историками Л. Нуаре и К. Бюхером, сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Согласно этой теории, междометный выкрик стимулировался не чувствами, а мускульными усилиями человека и совместной трудовой деятельностью. Л. Нуаре утверждал, что мышление и действие были первоначально неразрывны, так как, прежде чем люди научились изготовлять орудия труда, они в течение продолжительного времени испробовали на различных объектах действия различных естественных предметов. При совместной работе выкрики и возгласы облегчают и организуют трудовую деятельность. Эти выкрики, которые вначале были непроизвольными, постепенно превратились в символы трудовых процессов.

Но эти «трудовые выкрики», справедливо подчеркивает А.А. Реформатский, только средство ритмизации труда, они ничего не выражают, даже эмоций, а являются только внешним, техническим средством при работе. Ни одной функции, характеризующей язык, в этих «трудовых выкриках» обнаружить нельзя, так как они и не коммуникативны, и не номинативны, и не экспрессивны.

2.6. Эволюционная теория происхождения языка, выдвинутая немецкими учеными В. Гумбольдтом, А. Шлейхером, В. Вундтом, связывала зарождение языка с развитием мышления первобытного человека, с потребностью конкретизации выражения его мысли: благодаря мышлению человек начал говорить, благодаря языку он научился мыслить. Таким образом, появление языка произошло в результате развития чувств и разума человека. Наиболее яркое выражение эта точка зрения нашла в трудах В. Гумбольдта. Согласно его теории, рождение языка было обусловлено внутренней потребностью человечества. Язык не только средство общения людей, он заложен в самой их природе и необходим для духовного развития человека. С точки зрения В. Гумбольдта, язык следует рассматривать не как мертвый продукт, а как созидающий процесс, как беспрерывную деятельность духа. Происхождение и развитие языка, по Гумбольдту, предопределяется, таким образом, необходимостью развития общественных отношений и духовного потенциала человека. Рассматривая язык как нечно непосредственно заложенное в человеке, как своеобразный дар человечеству от его внутренней природы, эта теория, однако, не отвечала на вопрос о внутренних механизмах перехода от доязыкового к языковому состоянию людей, хотя некоторые ее положения получили развитие в социальной теории происхождения языка.

2.7. Социальная теория происхождения языка была изложена Ф. Энгельсом в его труде «Диалектика природы» в главе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Возникновение языка Энгельс связывал с развитием общества: творцом исторического прогресса возникновения и развития является общество. Согласно этой теории возникновению человека предшествовал длительный процесс умственного развития животных, а появление человеческого общества коренным образом изменило развитие живых существ. Человек как общественное существо представляет собой высшую ступень развития живых организмов на земле; сознание, членораздельная речь и общественность являются существенными признаками человека. Ведущим фактором признается производительная деятельность, которая может быть только в обществе. Основой мыслительной и речевой деятельности является высокоразвитое строение нервно-мышечного аппарата человека. Предпосылкой расширения и развития сознания считается вертикальная походка человека. Как утверждает Ф. Энгельс, у людей появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим.

Таким образом, не передразнивание природы (теория звукоподражания), не аффективное выражение экспрессии (теория междометий), не бессмысленное «уханье» за работой (теория «трудовых выкриков»), а потребность в разумном сообщении (отнюдь не в «общественном договоре»), где осуществляется сразу и коммуникативная, и семасиологическая, и номинативная (а притом и экспрессивная) функция языка – главные функции, без которых язык не может быть языком, - вызвала появление языка.

Тем не менее, по последним данным биологических исследований мозга, вопрос о том, какие же именно мозговые структуры, позволяющие усваивать язык и пользоваться им, отличают человека от его ближайших эволюционных «родственников», человекообразных обезьян, остается открытым. Можно лишь утверждать, что становление соответствующих механизмов не было результатом эволюции – постепенного развития структур, позволяющих животным обмениваться простыми звуковыми сигналами (сигналами опасности, призыва самки или самца, выражения удовлетворения/неудовольствия, угрозы и т.п.). Как показали экспериментальные данные, искусственная стимуляция зон мозга обезьяны, анатомически соответствующих «зоне говорения» человека, не вызывает никаких звуковых реакций, что противоречит социальной теории происхождения языка.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему вопрос о происхождении языка является одним из наиболее сложных и дискуссионных в языкознании?

2. Какие теории происхождения языка вы знаете?

3. В чем сущность логосической теории происхождения языка?

4. Что такое доктрина общественного договора и в чем ее несостоятельность?

5. В чем сходство и различие междометной теории и теории «трудовых выкриков»?

6. В чем сущность эволюционной теории происхождения языка?

7. Изложите основные положения социальной (или трудовой) теории происхождения языка.


Похожая информация.


Проблема происхождения языка является одной из наиболее загадочных проблем как для лингвистики, так и для целого ряда биологических и социальных наук. Прямого ответа на этот вопрос современная наука дать не в состоянии. Поэтому проблема глоттогенеза (греч. γλώσσα язык, γήνεσις происхождение), как и антропогенеза (греч.άνθροπος человек) в целом, решается, в основном, с помощью гипотез. Перечислим основные из них.

Одной из первых появилась звукоподражательная или ономатопоэтическая гипотеза (ономатопея: греч. όνομα имя, ποείν творить). Одними из первых ее высказали Демокрит и Платон. В той или иной форме она содержится и в бытовых представлениях о языке, и в некоторых концепциях более поздних эпох. В соответствии с гипотезой о звукоподражательном характере первых слов человеческого

языка, человек в ранние периоды своего развития подражал звукам окружающего мира: крикам птиц, зверей, шуму воды, грома и т.п. Эта, справедливая в отношении некоторых (весьма немногих) слов, гипотеза, все же в ‘сильном’ своем варианте должна быть расценена как весьма наивная. Действительно, ономатопоэтических слов не так много (ку-ку кукушка, гав-гав, бах, трах и т.п.). При этом как в языках первобытных народов, так и в языках современных развитых социумов, их приблизительно одинаковое количество, хотя данная теория должна была бы предсказать их бульшее количество в языках примитивных социумов.

Полностью разрушается эта теория, если сопоставлять звукоподражания различных языков: англ. bow-wow, to bark вовсе не схоже с рус. гав-гав, гавкать, и уж тем более лаять. Последовательный сторонник этой теории должен был бы признать, что английские и русские собаки принадлежат к разным породам. А как же быть с русскими собаками, которые не гавкают, а тявкают, говорят тяф-тяф ? Наконец, а что же делать с остальными словами, которые не проявляют ономатопоэтических свойств, ведь их гораздо больше, а любая теория верифицируется (проверяется), в частности и путем оценки ее объяснительной силы (насколько она может объяснить факты, в том числе все новые и новые). Тем, кто продолжает упорствовать можно предложить провести фонетический, акустический, спектральный и любой другой анализ звучания, например, кошки и человека, говорящего мяу (это звукоподражание наиболее сходно в английском и русском). Но даже сопоставляя сами звукоподражания рус. мяу и англ. miaou , мы обнаружим единицы звуковой системы того или иного языка (фонемы), которые уже в нем имеются, а не взяты взаймы у кошки. Англичанин, может быть и поймет Вас, если Вы скажете ему мяу (меньшая вероятность понимания, если Вашей фразой будет гав-гав ), и уж точно Вас не поймет кошка. Таким образом, ономатопоэтическая гипотеза как теория происхождения языка не может считаться состоятельной.

Вторая теория, близкая к звукоподражательной – междометная . Сторонниками этой гипотезы были древнегреческий философ Эпикур и биолог Чарльз Дарвин, языковеды Вильгельм фон Гумбольдт и А.А.Потебня. Первотолчком к созданию слов в данном случае считался не внешний мир, а внутренние эмоциональные состояния человека. При этом эмоциональные состояния человек выражал не только с помощью звуков, но и с помощью жестов. Вильгельм Вундт (лингвист и психолог, XIX век) считал, что звуки (междометия) выражали чувства, жесты же – представления о предметах. Он выделял три вида жестов: указательные (пальцем), изобразительные (круговое движение рукой), символические (палец у губ). В ходе эволюции звуковой язык совершенствовался, а язык жестов играл более вспомогательную роль. Как и звукоподражательная, междометная теория не объясняет многого в языке, хотя роль жеста в речевом поведении человека весьма существенна. Ономатопоэтическую теорию за ее ограниченность в шутку прозвали ‘теория гав-гав’, а междометную – ‘теория тьфу-тьфу’.

Одним из недостатков вышеупомянутых теорий явилось преувеличение сугубо биологического аспекта происхождения языка. Собственно, ими изучалось происхождение механизма говорения и ассоциации внешних впечатлений и внутренних переживаний с языковыми знаками. Еще одна теория – теория инстинктивных трудовых выкриков добавила, с одной стороны, деятельностный аспект (мышление и действие были первоначально неразрывны), а с другой – аспект социальный (трудовые выкрики во время совместной работы становились символами трудовых процессов, протоязык был набором глагольных корней).

Социальный аспект преобладал и даже перевешивал в теории социального договора, которая рассматривала язык как сознательное изобретение и творение людей, утверждаемое договором между ними. Эта теория получила особую популярность в рационалистическом XVIII веке (Этьенн Бонно де Кондильяк, Адам Смит, Жан Жак Руссо). Руссо делил жизнь человечества на два периода: природный и цивилизованный. В первый период человек был частью природы и язык происходил от чувств: ‘страсти вызывали первые звуки голоса’, которые становились затем символами предметов, действующих на слух; предметы, действующие на зрение, обозначались жестами. С появлением собственности и государства язык стал менее эмоциональным, более ‘сухим, рассудочным и методическим’, что означало для Руссо его регресс. Рациональное поведение людей вызывало, якобы, появление социальных договоренностей в отношении языка.

Развитие языка в процессе общественной производственной деятельности подчеркивались и немецким философом, одним из основателей марксизма, Фридрихом Энгельсом: труд и затем членораздельная речь превратили постепенно мозг обезьяны в мозг человека. Труд, язык и сознание (мышление) развивались одновременно, во взаимодействии. Осознание пользы совместной деятельности для каждого отдельного члена общества способствовало более тесному сплочению первобытного трудового коллектива, появлению потребности что-то сказать друг другу.

“Органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим”, пишет Энгельс. Это оказало, по мнению философа, и влияние на развитие самих органов речи, превращению их в человеческие.

С 20-х годов XX века начали формироваться взгляды советской психологической школы. Проблемы познавательного развития человека, глоттогенеза и развития культуры являются основными для школы Л.С.Выготского и его соратников: А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьева и других. В рамках развитой ими культурно-исторической психологии было показано, каким образом внешние знаки для управления социальным поведением и памятью становятся и ‘знаками для себя’.

“Язык примитивного человека, в сущности говоря, есть двойной язык: с одной стороны, язык слов, с другой – язык жестов”, считают Выготский и Лурия. Один язык объясняет другой, один язык влияет на другой. Такой сдвоенный знак проходит три стадии развития:

Имя собственное, указывающее на индивидуальный предмет;

Родовое имя комплекса или группы предметов;

Абстрактное имя понятия.

Весьма интересен и анализ этапов развития письменности, проведенный Выготским и Лурия. Именно на этом примере ярко видно превращение внешнего знака во внутренний (интериоризация), преобразование элементов культурной среды в мир личности. Мнемотехника (например, узелок на память, подобно индейскому узловому письму) и пиктограмма (подобно пиктографическому письму некоторых индейских племен) употребляются в коммуникации и современными людьми. Этот анализ интересен и для понимания особенностей невербальной, в частности, визуальной коммуникации, столь характерной для современности (реклама, выставки и презентации, язык городских указателей, дорожные знаки, телевидение, политическая и государственная символика и т.п.)

Есть еще много различных теорий происхождения языка. Как видим, преувеличение роли либо биологического, либо социального аспекта не дает полной картины глоттогенеза. Следует признать, что глоттогенез – явление многофакторное. В появлении языка играли роль как биологические предпосылки, так и социальные факторы. Не следует забывать и о фактах чисто лингвистических (многие языки современных индейцев, первобытных племен Африки и Океании, развитие детской речи дают богатейший материал для размышления).

Разумеется, исследование проблемы происхождения языка представляет не только чисто научный интерес. В подходах к решению этой проблемы отразились существеннейшие концепции самой сущности языка, значимые как для современной лингвистики, так и для отношения к языку наивного пользователя. Важнейшей и труднейшей проблемой для языкознания является сущность языка и языковых единиц: как получается (и как получилось в ходе эволюции), что с помощью материальных носителей (звуков и письмен) люди могут обмениваться нематериальными сообщениями? Этот вопрос пытается решить и звукоподражательная, и междометная, и деятельностная теории: связь звука со значением через подражание обозначаемому, через выражение вызываемого впечатления, через объединение действия и мысли.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама