THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Что было на Дальнем Востоке в первой половине 20-го века?

Москвичи этого сразу не поймут. У них мозги на других настройках и на своих орбитах.

А жителям Урала объяснять не нужно, что к западу от Урала жителей, дорог, городов и заводов - на порядок меньше чем к востоку от Урала . Доходит до смешного: чтобы попасть из Перми на юг, куда-нибудь в район Уфы - требуется два раза пересечь хребет . Окружная дорога оказывается в три раза длинней, чем прямая. Потому что за Уралом дороги с севера на юг - есть, а перед Уралом - их, оказывается, совсем немного... Не потому что на западе более крутые горы и более широкие реки... Как раз наоборот.

Когда объясняешь жителям других регионов, что Урал заселялся с востока , у него другой "не московский" путь, просто в Гражданскую здесь происходило "кровавое месилово", отчего регион перезаселили заново - они зависают.

Рассказываешь про среднеазиатского верблюда на гербах Челябинска и Челябинской области . Показываешь карты: вот - степь, вот леса, реки, дороги. Тогда деваться некуда - соглашаются.

Однако это удивительный парадокс, когда история региона переписана настолько, что нормальный человек - уверенно спорит с тем, что через пару минут находит очевидным.

Но здесь не об этом. Есть в истории и географии Урала несколько удивительных вопросов, которые будут интересны не только жителям Урала - но и далеко за его пределами.

В истории Урала есть эпизоды, чтобы понять которые нужно "присоединить" в уме Казахстан , вспомнить забытую историю Туркестана. И даже связать историю этого края со Средней Азией и даже с... Китаем.

Урал – это край русской культурной ойкумены, соприкасающийся с инонациональными мирами – финским и азиатским. Здесь пересекаются и смешиваются грани востока и запада. Ландшафты Прикамья Пастернак воспринимает как «полуазиатские», его изображение Урала включает мотивы татарского и китайского населения , но здесь же среди персонажей мы встречаем французов, англичан и бельгийцев (в «Детстве Люверс», например).

После Второй мировой войны на Дальнем Востоке прекратили существование несколько независимых государств. Обстоятельства прекращения их истории - странные. Несколько независимых государств (Восточный Туркестан, Манчжурия, Внутренняя Монголия, ПОрт-Артур - Сталин практически даром отдал Китаю.

Западный Туркестан (ака-Казакстан) раздербанили так, что его прежняя столица (Оренбург ) оказалась в России. Новая столица - Алма-ата оказалась на совсем другом конце бывшей страны. Больше 95% территории поделили между всеми пятью государствами региона. И чтобы скрыть эту историю кочевых киргизов срочно переименовали в казахов. И изменение названия с казаК стана - на КазаХ стан - прошло в истории почти без комментариев.

Попутно расказачили другие области страны. Через голод, через репрессии, полностью обновили государственную элиту и новые национальные элиты стран региона - собирали уже с нуля.

В 1949 году при странных обстоятельствах при перелете из Алма-Аты - в Пекин (через Иркутск) погибло все руководство Восточного Туркестана. И некогда сильное независимое государство, владевшее всем Китаем - вошло в состав Китая, как завоеванная провинция.

За полгода до того 14 февраля 1950 был заключён Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР, предусматривающий передачу КВЖД (Китайской Восточной железной дороги, построенной Россией и ею же обслуживавшейся) после вступления в силу мирного договора Китая с Японией (заключённого КНР только в 1978 году), но не позднее 1952 года.

31 декабря 1952 было подписано соглашение о безвозмездной передаче КВЖД Китаю. В 1953 году процесс передачи дороги КНР был завершён.

Тогда же осенью 1950-го года свободный порт, формально арендованный СССР Порт Артур и Далянь - были безвозмездно переданы правительством СССР Китаю. Территории с уникальным климатом и ценнейшими полезными ископаемыми.

Тогда же в конце 1949 территория Маньчжоу-го вошла в состав КНР .

Зачем, для каких целей советское правительство "усиливало" молодое Китайское государство? Или тогда распределение сил в мире (и в Истории) было другим, чем сегодня? И тогдашние лидеры СССР, Китая (и мира) знали и понимали больше нас?

КНР было создано, чтобы стереть из памяти и политики - другие силы, в том числе, те, которые работали в рамках "дальневосточной республики", независимой республики "Манжу Го" и государства Менцзян, внутренней Монголии . "Золотого государства". остатков "золотой орды" - на Дальнем Востоке...

Более того, СССР прикрывал экспансию Китая - еще и в Тибете, права на который СССР фактически так же полностью передал Китаю. То есть, вместо собственных территориальных приобретений, СССР занимался созданием Китая и приращением Китайских территорий.

Обстоятельства Корейской войны - крайне любопытны и тоже не освещаются. В частности, сами корейцы (САМИ + НЕКТО) практически объединили свою страну в 1950-м году, и если бы не внешнее вмешательство "войск ООН" - не пришлось бы вступать в дело СССР и Китаю. И тот режим и строй, который существует в Северной Корее до сих пор несет тот странный "дух" сплочения народа , который мы сегодня свысока называем "феодальным", но который привел совсем небольшую страну - к самостоятельной ядерной программе, и почти самодостаточной для современного мира экономике...

При этом, игнорируется факт того, что долгое время на Дальнем востоке существовал любопытный субъект международного права - Дальневосточная республика . Смысл которого совершенно не ясен. С территории которой в 1920-м году японские войска ушли - ... то ли сами, то ли под воздействием США, то ли под воздействием некоего третьего фактора...

О чем идет речь?

О существовании Единого ("иезуитского") государства от Урала - через степь - до Дальнего Востока .

Из кино каждый человек знает, что именно иезуиты - фактически управляли Китаем, именно иезуитские миссии в Японии - определяли (внешнюю и внутреннюю) политику этой страны.

Следы иезуитов - теряются в начале 20-го века. Но теряются так странно, с большим числом умолчаний, недомолвок, ссылок на опий и деградацию - что это вызывает большое число вопросов.

Наконец, личности некоторых деятелей Гражданской войны - выходят далеко за смысл событий этой войны - в частности, барон Унгерн, атаман Семенов, Блюхер (не переводится-!!)

Продолжу с географии.

Любой человек, знакомый с китайским и японским - обратит внимание, что название Токио - это "восточная столица",

Пекина - северная,

Нанкина - южная столица.

И тут возникнут три вопроса:

1) что же ТАКОЕ их - эти разные страны так тесно объединяло - ? То есть, была относительно недавняя общая традиция - ?

2) где находится "западная столица" - ?

3) существует ли главная// центральная столица - ?

Есть два важных "бывших русских города" - Порт Артур и Дальний . Которые имеют очень странные смыслы на тех же восточных языках, но смысл и название их - почему-то не анализируется: "Порт Ординский" и "Большой Путь".

По сути, эти два города, завоеванные в ходе русско-японской войны - имеют столичные названия, столичные функции и выгодно отличающий их от окрестностей климат ...

Отступление.

На дороге через туру, которая при перемещении топонимов в Европу станет читаться как "тверь".

В истории Екатеринбурга - основное место принадлежит его основателю и первому губернатору, известнейшему русскому историку, промышленнику, экономисту и политику Василию Татищеву . Однако реальная информация о нем - практически зачищена . Настолько, что никто не отдает себя отчета - в том, что подлинных документов Василия Никитича - не осталось совсем. историки упоминают "Истории" Ломоносова, Миллера , не обращая внимания на то, что Первая русская история - от Татищева - бесследно пропала .

А Екатеринбург основан на семи холмах. Московский тракт из него идет не в Москву, а на юг, через Челябинск. Да и речка "семипалатинка" - говорит о том, что часть истории этого города - могла "перекочевать" в другие места.

В истории небольшого года Пермского края Кунгура - до сих пор сохранился прелюбопытный эпизод с названием этого города "чайной" столицей России . Историки выдумывают теории о том, что здесь купцы тупо фасовали чай. А многочисленные огромные храмы Кунгура - были или разрушены - или переведены под многочисленные конц-лагеря, расположенные исторически именно в Кунгуре.

Хотя в кунгуре до сих пор уникальный микроклимат. Благодаря которому в этом города на 60 солнечных дней в году больше, чем вокруг него. Собственно потому вокруг города до сих пор можно встретить дикую коноплю. "Чай" кочевых народов. Отвар которой давал характерный зеленый цвет, туманил мозг. И куда логичней мог называться "зеленый змий ".

В годы гражданской войны - есть многочисленные упоминания о неких китайских революционерах. Многочисленных, дисциплинированных, крайне жестоких. Имена этих уральских рабочих: "воткинских", лысьвенских, тагильских - остались среди имен партийных большевистских руководителей - во всей России. Кстати, Воткинск и Вятка - что тоже способ читать "китай " - наоборот. А "Лысьва" - это форма произношения арабских слов "Азиатский" и "Иезуитский". НЕ в значении современных "арабов", а в значении "арабов - кочевников", которые были местным населением до середины 19-го века.

Огромная мощная империя - ушла на Восток, перешла в фазу олигархии, аристократии, прошла стадию полного вырождения, развалилась, и не смотря на то, что последний император существовал, он нес чисто церемониальный смысл.

Именно последний император Пу И "объединил" страну в 1950-е годы, название "Китай" всплыло на окраине некогда мировой Империи.

И то, что теперь китайские историки "вспоминают" про китайский флот и китайские корабли... хорошо, что хотя бы вспоминают. Это не часть истории нынешних китайцев, которые были в своей массе простыми крестьянами. Это часть истории завоевателей, который Китай перевел на свой язык, вставил в национальные декорации - и приватизировал.

Правильные семена, принесенные на плодородную почву - дают хороший урожай. Жаль, что не на настоящей родине "Китая".

Великая Тартария – Империя Русов

Лучше понять исторические процессы первой половины 20 века можно, просматривая картины художников того времени и читая интереснейшие литературные произведения их современников. Отправимся же в небольшой экскурс.

Культура и искусство первой половины 20 века: краткое содержание

На рубеже веков в европейской культуре царил декаданс - было огромное количество различных противоречивых течений, не имеющих между собой общих черт. Культура и искусство первой половины 20 века имеет два основных направления:

  • Модерн (франц. - Ар-нуво, нем. - Югендстиль).
  • Модернизм.

Первый зародился в последней декаде 19 века и постепенно завершил свое существование с началом Первой Мировой войны (в 1914 году).

Модернизм - это интереснейшее направление конца 19 - первой половины 20 века. Настолько богат шедеврами живописи и графики, что делится на отдельные течения по характерным признакам.

Модерн: природа - источник неиссякаемого вдохновения

Название направления произошло от французского слова "moderne", что означает "современный". Это течение в американском, европейском и русском искусстве на рубеже 19-20 веков. Часто модерн путают с модернизмом, хотя это принципиально разные вещи, имеющие мало общего между собой. Перечислим отличительные черты данного направления в искусстве:

  • поиск вдохновения в природе и в окружающем мире;
  • отказ от резких линий;
  • блеклые, приглушенные тона;
  • декоративность, воздушность;
  • наличие на картинах элементов природы: деревьев, трав, кустарников.

Понять, что такое модерн, проще всего, созерцая архитектуру европейских городов в этом стиле. А именно - зданий и соборов Гауди в Барселоне. Столица Каталонии привлекает такое количество туристов именно за счет своей уникальной архитектуры. Декор зданий отличается возвышенностью, асимметрией и воздушностью. Святого Семейства) - это наиболее яркий проект великого Антонио Гауди.

Модернизм

Почему же это направление смогло зародиться, завоевать любовь зрителей и дать старт для развития таких интересных течений, как сюрреализм и футуризм?

Потому, что модернизм являлся революцией в искусстве. Возник как протест против устаревших традиций реализма.

Творческие люди искали новые способы самовыражения и отображения действительности. У модернизма есть свои характерные признаки, свойственные только ему:

  • высокая роль внутреннего мира человека;
  • поиск новых оригинальных идей;
  • огромное значение уделяется творческой интуиции;
  • литература способствует одухотворению человека;
  • появление мифотворчества.

Культура и искусство первой половины 20 века: картинки различных художниках изучим в двух следующих разделах.

Какие они? Удивительные: над ними можно размышлять и постоянно открывать для себя что-то новое. Культура и искусство первой половины 20 века кратко будут описаны далее.

Не будем томить и подадим информацию в наиболее сжатой форме - в виде таблицы. Слева будет значиться название художественного течения, справа - его характеристика.

Культура и искусство первой половины 20 века: таблица

Оригинальные течения модернизма
Название течения Характеристика
Сюрреализм

Апофеоз человеческой фантазии. Отличается парадоксальным сочетанием форм.

Импрессионизм

Зародился во Франции, а потом распространился по всему миру. Импрессионисты передавали окружающий мир в его изменчивости.

Экспрессионизм Художники стремились выразить в картинах свое эмоциональное состояние, от страха до эйфории.
Футуризм Первые идеи возникли в России и в Италии. Футуристы на своих картинах мастерски передавали движение, энергию и скорость.
Кубизм Картины состоят из причудливых геометрических фигур, находящихся в определенной композиции.

Культура и искусство первой половины 20 века (таблица, 9 класс) отражает базовые знания по теме.

Более подробно рассмотрим импрессионизм и сюрреализм как течения, привнесшие в искусство принципиально новые идеи.

Сюрреализм: творчество душевнобольных или гениев?

Являлся одним из течений модернизма, возник в 1920 году во Франции.

Изучая творчество сюрреалистов, обычный человек часто задается вопросом про их психическое здоровье. В большинстве своем художники этого направления были вполне

Тогда как же им удавалось рисовать настолько необычные картины? Все дело в молодости и в желании изменить стандартное мышление. Искусство для сюрреалистов было способом освобождения от общепринятых правил. Сюрреалистические картины совмещали сон с реальностью. Художники руководствовались тремя правилами:

  1. расслаблением сознания;
  2. принятием образов из подсознания;
  3. если первые два пункта удалось выполнить, они брались за кисть.

Понять, как они рисовали такие многозначные картины, довольно сложно. Одно из предположений говорит о том, что сюрреалисты увлекались идеями Фрейда о сновидениях. Второе - об употреблении определенных веществ, изменяющих сознание. Где тут правда - неясно. Давайте просто наслаждаться искусством, вне зависимости от обстоятельств. Ниже картина «Часы» легендарного Сальвадора Дали.

Импрессионизм в живописи

Импрессионизм - еще одно направление модернизма, родина - Франция...

Картины этого стиля отличаются бликами, игрой света и яркими красками. Художники стремились запечатлеть на холсте реальный мир в его изменчивости и подвижности. От картин импрессионистов у обычного человека улучшается настроение, настолько они жизненные и светлые.

Художники этого направления не поднимали никаких философских проблем - они просто рисовали то, что видели. При этом делали это виртуозно, используя различные техники и яркую палитру красок.

Литература: от классицизма к экзистенциализму

Культура и искусство первой половины 20 века - это новые направления в литературе, изменившие сознание людей. Ситуация схожа с живописью: классицизм уходит в прошлое, уступая новым веяниям модернизма.

Он способствовал таким интересным «открытиям» в литературе, как:

  • внутренний монолог;
  • поток сознания;
  • далекие ассоциации;
  • способность автора смотреть на себя со стороны (способность говорить о себе в третьем лице);
  • ирреализм.

Ирланский писатель Джеймс Джойс первый стал использовать такие литературные приемы, как внутренний монолог и пародии.

Франц Кафка - это выдающийся австрийский писатель, основатель течения экзистенциализма в литературе. Несмотря на то что при жизни его произведения не вызвали бурного восторга читателей, признан одним из лучших прозаиков 20 века.

На его творчество повлияли трагические события Первой Мировой войны. Он писал очень глубокие и тяжелые произведения, показывающие бессилие человека при столкновении с абсурдом окружающей действительности. При этом автор не обделен чувством юмора, правда, он у него весьма специфический и черный.

Мы предупреждаем, что осмысленнное чтение Кафки может способствовать снижению настроения. Читать автора лучше всего в хорошем настроении и немного абстрагируясь от его мрачных размышлений. В конце концов, он описывает всего лишь свое видение действительности. Наиболее известное произведение Кафки - "Процесс".

Кинематограф

Забавные немые фильмы - это тоже культура и искусство первой половины 20 века, сообщение о них читайте далее.

Нет другого вида искусства, развивающегося так стремительно, как кинематограф. Технология создания фильмов появилась в конце 19 века: буквально за 50 лет она смогла сильно измениться и завоевать сердца миллионов людей.

Первые фильмы создавались в передовых странах, в том числе и в России.

Изначально кино было черно-белым и без звука. Смысл немого кино заключался в передаче информации через движение и мимику актеров.

Впервые кино с говорящими актерами появляется в 1927 году. Американская фирма «Уорнер Бразерс» решается выпустить фильм «Певец джаза», а это уже полноценный фильм со звуком.

В тоже не стоял на месте. Первым успешным проектом стал фильм «Донские казаки». Правда, цензура в российских фильмах также имела место быть: под запретом были съемки церковных обрядов и членов царской семьи.

Особый этап развития отечественного кино начался после прихода к власти большевиков. Эти товарищи быстро поняли, что кино может быть не просто развлечением, но и серьезным оружием пропаганды.

Самым известным советским режиссером 30-х годов стал Такие работы, как «Броненосец Потемкин» и «Александр Невский», давно стали классикой. Киевский режиссер Александр Довженко также достиг высот в кинематографе. Самая яркая работа - фильм «Земля».

Интереснейшая тема для разговора среди взрослых людей - это культура и искусство первой половины 20 века. 9 класс дает усеченную информацию, которая быстро выветривается из головы. Восполнить такой пробел можно постоянным самообразованием.

В первой половине 20-го века немецкий философ Карл Ясперс заговорил о неустойчивости существования. Как бы сложно это ни звучало, означает оно весьма простую вещь, которая очевидна, но эта очевидность её и скрывает. Недавно проскакивала новость, как 16-ти летняя девушка разбилась на машине. Нагуглив её профиль в вк, я увидел типичную тупую швабру, коих в интернете пруд пруди, но это навело меня на некоторые размышления. Она, девушка со, скажем, стремлением пойти на вписку в следующую пятницу, с кучей парней и довольно выёбистая, вмиг потеряла огонёк жизни. Чтобы прочувствовать это, я приведу несколько другой пример: некий парень нашел себе девушку, которая согласна с ним погулять и даже проявляет признаки симпатии. Ему, конечно, это ужасно нравится, и вот он уже одетый идёт на встречу. Радость, счастье, эйфория прерываются неожиданным ДТП, в котором парень погибает. Другая девушка хотела поступить в МЕД, но её счастье от первый пары прерывается изнасилованием по дороге в ВУЗ и скорой смертью. Неустойчивость существования означает неустойчивую ситуацию в мире. Существуют аспекты, которые вне зависимости от нашей воли (что после будет уточнено) способны прервать наше существование как таковое вне зависимости от наших иллюзий бессмертия. Это - один из наиболее ярких примеров экзистенциального анализа. Сегодня я хочу показать вам это учение не со стороны "Сартр" и "Хайдеггер", а с его основ. Поскольку изложение получится большим, я разобью его на две части сообразно классификации конечных экзистенциальных данностей (самых фундаментальных атрибутов существования человека), коих четыре: смерть, одиночество, свобода и бессмысленность.

Я не просто так начал с темы неустойчивого существования. Если рассмотреть её поближе, то там легко обнаруживается тема смерти. Всем очевидно, что мы умрём, но в какой мере? Прежде всего экзистенциализм по отношению к осознанию человека выделяет два вида смерти: мою-смерть и смерть-другого. Различие совсем просто увидеть, если вспомнить свои критические для жизни ситуации и восприятие критических ситуаций других. Если я иду по улице и вижу, как около парня с пробитой головой стоит реанимация, в лучшем случае мной испытывается отвращение и некое подобие страха; если меня сбила машина, но я чудом остался жив и только поцарапался, то это совсем другие ощущения. Всё различие между моей-смертью и смертью-другого в отношении к моим переживаниям. Это как смотреть на игру друга и играть самому. В той мере, в какой мы живём, смерть нам кажется неким далёким. "Я умру, да, но потом". Даже если не оговаривается "Потом", сущность остаётся одна: смерть не воспринимается как серьёзное событие. Когда же человек попадает в критическую ситуацию, он серьёзно меняет своё мнение хотя бы на время. Чтобы ощутить тревогу смерти, проделайте следующее упражнение:

Возьмите белый лист бумаги и ручку. Начертите отрезок, внутри которого отметьте точку. Итак, отрезок - вся ваша жизнь, точка - вы сейчас, две граничные точки - рождение и смерть. 5 минут подумайте над получившимся.

Мы уже ввели новое понятие - "тревога смерти". Следует отличать тревогу от страха: тревога не имеет объекта, нам просто жутко, а страх имеет. Я боюсь вот эту вот собаку, но мне вообще жутко от чего-то, когда я помышляю о смерти. Смерть не может выступать объектом, т.к. она не обозначает ничего. Это весьма смутное состояние, мыслимое как Ничто. Поэтому экзистенциализм выделяет страх Нечто и страх Ничто (тревогу). Более того, утверждается фундаментальность этой тревоги: она присуща всем и составляет саму основу нашего существования. "Но ведь я не боюсь смерти", - возразят многие. Я лишь замечу, что эксперименты с КГР показывают нарастание тревоги смерти у испытуемых при углублении в бессознательное. Оказывается, она имеется даже у глубоко верующих. Отсюда, к слову, может быть ясна функция религии: она оберегает от сознательной (!) тревоги смерти. Если представить, что за умиранием будет Нечто, а не Ничто, то, быть может, удастся убедить себя в отсутствии смерти (в скобках замечу, что из этого не следует отсутствие Бога).

В статье "Что такое метафизика?" М. Хайдеггер показывает положительную функцию смерти. "Ужасом приоткрывается Ничто" - вот основа положительной функции смерти (ужас = тревога). В моменты ясного ужаса весь мир как бы утопает в чём-то, мы как бы остаёмся сами с собой. В результате может происходить так называемое трансцендентирование, то есть выход за себя. Это означает изменение всех ценностей в сторону аутентичного бытия, к рассмотрению которого мы сейчас и должны перейти.

Помните эволюцию Болконского из "Войны и мира"? Сначала он желает утвердиться в социуме как герой, а после, когда его сильно ранят, он произносит прекрасные слова:

"Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими..."

Европейская теоретическая социология создавалась и развивалась в 19 - начале 20 вв. благодаря личной инициативе и энтузиазму отдельных ученых, не получавших от этого занятия никаких доходов и зарабатывавших на жизнь другим занятием или имевших наследственный доход. Так, О. Конт был секретарем графа А.де Сен-Симона, а потом домашним учителем в аристократической семье. Г. Спенсер - железнодорожный служащий, занимавшийся науками в свободное от службы время и только получение наследства позволило ему целиком отдаться любимому делу - науке. К. Маркс разрабатывал свои теории при финансовой поддержке своего друга Ф. Энгельса, сына крупного фабриканта. Список ученых-любителей можно продолжить. Только М. Вебер занимался наукой профессионально, но при этом большая часть времени уходила на преподавательскую работу. Он был университетским профессором, но не социологии, а экономики, т.е. и для него социология побочный, любительский продукт.

С начала 20-го века начинает проявляться специфика национальных школ социологии, связанная с особенностями их формирования: влияние историко-философской традиции во Франции, философско-экономической в Германии, политической - в Италии, влияния управленческого начала в Великобритании. Наиболее плодотворно социология с начала 20 века развивалась в Соединенных Штатах Америки. Главной причиной, обусловившей переход приоритета в социологических исследованиях к американцам - практическая потребность в обществоведческой информации в быстро и сложно развивавшемся молодом государстве.

Разумеется, американская социология начинала не на пустом месте. Она испытала большое влияние социологии европейской, в том числе и в том, что большинство американских социологов получили образование в Европе, и заметное пополнение кадрового состава американских социологов тоже было из Европы (Ф. Знанецкий, П. Сорокин - из наиболее крупных). Но исследования американцев, в отличие от индивидуализма европейцев, были коллективными, хорошо организованными и профинансированными, являясь составной частью университетского образования с его прикладным характером. Широкое использование математики и статистики, методов моделирования и эксперимента сделали социологию в США точной наукой. Важно отметить, что главные усилия американских ученых фокусировались на решении практических задач:

  • - каковы мотивы поведения людей;
  • - как лучше осуществлять социальный контроль и управление;

Как преодолевать конфликты и поддерживать стабильность общества;

Как организовать сотрудничество людей в производстве и рост производительности труда и т.д.

Таким образом, с самого начала американская социология развивалась как прикладная и эмпирическая наука. Уже в начале 20 века проводились тысячи исследований каждый год. Эмпирическая социология стала своеобразной альтернативой теоретическому обобщению социальной жизни, которое часто расходилось с социальной действительностью.

Эмпирическое направление в американской социологии связано с именами таких исследователей, как Л. Уорд и А. Смол, обосновавших целесообразность прагматизма в социологии. Их многие последователи, реализовавшие установки эмпирической социологии на практике, группировались в Чикагском университете, который стал центром формирования эмпирической американской социологии, известной в научном мире как «чикагская школа социологии». Основателем и центральной фигурой этой школы стал Роберт Парк (1864 -1944). Его работы посвящены проблемам расовых отношений, социльной эволюции (конкуренция - конфликт - приспособление - ассимиляция), выходу рас и народов из различных видов изоляции, культурным процессам и культурной адаптации и др. Другой крупнейший представитель чикагской школы Эрнст Берджесс (1886-1966) придал общеметодическим идеям Р. Парка конкретную форму, разработал оригинальный прикладной вариант социально-экономической теории для исследования города, сделал глубокий анализ процессов формирования семьи и личности в ней и др.

Среди наиболее важных и широко известных практических и теоретических разработок первой половины века отметим выделяется система Тейлора (тейлоризм). Тщательно проанализировав производство, американский инженер Фредерик Тейлор (1856-1915) пришел к выводу, что оно может быть эффективнее, если учесть недостатки в организации производства и рационализировать управление. Разработанная им система научной организации труда (НОТ) и рационального управления производством (менеджмент) произвели буквально революцию в промышленности. Система НОТ, в частности предусматривала подробный анализ трудовых операций, устранение лишних и неловких движений, определение оптимальных приемов труда и отработку их до автоматизма, строгую регламентацию всего рабочего цикла, чередование элементов труда и отдыха и т.д. Все это сделало возможным решение такой чисто практической задачи как внедрение конвейерного производства с взаимозависимостью и взаимозаменяемостью работников и резким ростом производительности труда.

Дополняющая систему НОТ программа рационализации управления предусматривала осуществление на предприятии жесткой дисциплины и контроля, правильный подбор и расстановку кадров, систему повышения квалификации и служебного продвижения работников, использование принципа их материальной заинтересованности в производстве на основе дифференциации зарплаты по результатам труда и др.

В системе управления производством, считал Тейлор, не должно быть никакой филантропии. Необходимо, чтобы каждый человек сам отвечал за собственное благополучие. Процесс труда должен быть предельно рациональным, а нормы выработки - высокими. Оплата труда работника должна точно соответствовать его личному вкладу в производство. А кто не справляется с нормами, получает меньше других.

Критики Ф. Тейлора упрекали его в чрезмерной жесткости и преувеличении роли физических и материальных факторов в производстве (сила, ловкость, способность отдельного рабочего выполнять высокие нормы и оплата строго по результатам труда). Для решения той же задачи они предложили иные пути повышения эффективности производства.

В 20-е годы группа ученых под руководством социолога и психолога Элтона Мэйо (1880-1949) провела многочисленные эксперименты и разработала - теорию человеческих отношений. В центре внимания теории человек-работник, с которым следует обращаться как с «социально-психологическим существом», а не как с «биологической машиной».

Для повышения хозяйственной эффективности важны не только материальные стимулы. Огромное значение для работника имеют и психосоциальные факторы, в качестве которых авторы теории называли:

  • - сплоченность группы, в которой работает индивид;
  • - благоприятный моральный климат в коллективе;
  • - хорошие взаимоотношения с руководством;
  • - учет интересов работника;
  • - удовлетворенность его своим трудом и т.п.

Отсюда, управляя производством, необходимо:

  • - проявлять заботу о людях;
  • - создавать атмосферу гармонии в отношениях индивидов и групп; - дополнять индивидуальное вознаграждение за труд коллективным;
  • - развивать демократический стиль руководства, основанный на гласности и информированности людей, их взаимном доверии, сотрудничестве, совместных решениях и т.д.

Теория иерархии потребностей американского психолога и социолога Абрахама Маслоу (1908-1970) рисует еще более хитрый механизм воздействия на поведение людей через их осознанные и бессознательные запросы и потребности. Согласно этой теории, многообразные человеческие потребности объединяются в группы и располагаются шаг за шагом по степени их насущности и очередности влияния на поведение людей. Существует несколько вариантов этой концепции, в самом известном из которых выделяется шесть уровней потребностей:

  • 1 - физиологические - наиболее насущные потребности жизнеобеспечивающего характера - в дыхании, сне, отдыхе, движении, здоровье, продолжении рода, в пище, воде, жилье, одежде и т.д.
  • 2 - экзистенциальные - потребности в самосохранении и личной безопасности, в обеспечении стабильности своего существования, в гарантиях занятости и уверенности в завтрашнем дне и т.д.
  • 3 - социальные - потребности в любви, дружбе, общении и сотрудничестве с другими людьми, в принадлежности к определенному кругу людей, своему обществу, стране, мировому сообществу и т.п.
  • 4 - престижные - потребность в личном и семейном достатке и процветании, в хорошем образовании, надежной работе и служебном росте, в признании и уважении со стороны других людей и т.д.
  • 5 - личностные - потребности в самовыражении, в самореализации, т.е. в деятельном проявлении себя как самостоятельной, оригинальной и творческой личности.
  • 6 - духовные - потребности в новых знаниях об окружающем мире, в самопознании, приобщении к философии, наукам, искусству и т.д.

Главная идея здесь в том, что потребности каждого более высокого уровня становятся насущными для людей и могут определять их поведение лишь после того, как удовлетворены потребности нижних уровней. И действительно, как говорится «голодное брюхо к ученью глухо», человеку «не до театра», если он голоден, не имеет крыши над головой и т.д. Вместе с тем, по мере удовлетворения низших, первичных потребностей запросы и поведение людей становятся все более тонкими, «возвышенными и благородными».

Понятно, что подобное раскладывание потребностей по иерархическим полочкам весьма относительно и условно, носит во многом теоретический характер. Однако идеи А. Маслоу стали классическими для социологии и психологии и имеют практическое применение в сферах воспитания, стиля управления, разработке программ социального развития.

На основе идей А. Маслоу в 50-е годы 20 века Дэвидом Макгрегором была разработана теория о стилях управления, согласно которой выделяются:

  • - авторитарный стиль - жесткий контроль, принуждение к труду, применение негативных санкций и акцент на материальном стимулировании;
  • - демократический стиль - использование творческих способностей подчиненных, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, участие работников в управлении, акцент на моральные стимулы к труду и т.п.;
  • - смешанный стиль - чередование элементов первого и второго стилей.

Для выбора определенного стиля управления, по мнению Макгрегора, необходимо сначала провести диагностическое исследование и определить ряд факторов:

  • - уровень доверительности между подчиненными и руководством; - состояние трудовой дисциплины;
  • - уровень профессионализма работников и другие социально-психологические аспекты.

Большое распространение в исследовании малых групп получило направление, называемое социометрией. Его автор

Джекоб Морено (1892-1979) поставил перед собой задачу создания «сквозной» науки, которая могла бы охватывать не только малые группы, но и все уровни социальной жизни и включала бы как изучение социальных проблем, так и способы их разрешения. Основное внимание сосредоточено на количественном анализе внутригрупповых процессов, где центральным вопросом является характер межличностных отношений. Изменить в желательном направлении социальную организацию трудового коллектива позволяет графическое изображение структуры социально-психологических отношений, сделанное на основе опроса членов группы. Типовые вопросы: как они относятся к своим товарищам, кто им нравится или не нравится, с кем бы они хотели или не хотели работать и т.д.

При социометрическом анализе используются социометрические тесты, социоматрица и различные социограммы. Социометрический тест - это один из методов опроса в малых группах, в ходе которого получают коллективное самовыражение опрашиваемых, благодаря количественному измерению характеристики межличностных отношений. Социоматрица, или социограмма - это таблица или схема, в которых при помощи графических или числовых обозначений заносятся данные, характеризующие взаимные отношения людей в изучаемой группе. Кроме того, в социометрии используются разнообразные индексы и коэффициенты, позволяющие количественно выразить характеристику изучаемого процесса. Исследования подобного рода позволили Морено и его последователям сделать вывод, что социальная напряженность и разного рода конфликты внутри трудового коллектива могут быть ликвидированы или предупреждены путем перегруппировки людей таким образом, чтобы в одной группе оказывались люди, симпатизирующие друг другу.

Бихевиоризм (производное от behavioиr - поведение) одно из ведущих направлений в американской психологии и социологии, созданное в конце 19в. психологами Джоном Уотсоном (1978-1958) и Эдуардом Торндайком (1874-1949). Теория ставила целью создать научно обоснованную «технологию поведения» человека.

В исходном варианте теории использовались аналогии с животными и понятие поведения сводилось к простейшей формуле: «стимул - реакция», т.е. на стимулы (побудительные воздействия) всегда есть реакция (ответное действие). Начавшийся дождь заставляет искать убежище, или раскрыть зонт (переносное убежище). Некоторые схемы поведения даются животным и человеку от рождения - дыхание, глотание, откашливание; другим реакциям можно научить, а соответствующие упражнения помогут довести их до автоматизма. Тем самым открывается возможность регулировать поведение людей и создать гармонию в обществе.

Однако у теории бихевиоризма с самого начала было много критиков и одно из направлений критики - обвинение сторонников теории в неправомерном отождествлении жизни животных и социального бытия людей, чрезмерное упрощение человека и его поведения. Из формулы «стимул - реакция», в частности, выпадают фактор сознания человека и влияние на него общества, окружающих людей. В самом деле, в одной и той же ситуации поведение разных людей может быть весьма различным - не все люди приходят на помощь тем, кто помощи просит, не все дают и берут взятки, не все способны пожертвовать своей жизнью ради спасения других.

Подобные «нестыковки» в значительной степени подорвали популярность бихевиоризма и в 30-е годы 20 века он преобразовался в необихевиоризм, сохранивший главные достоинства теории, такие как научность, строгость и точность исследований; широкая опора на математику и статистику; новые методы эксперимента и т.д. Сохранившийся от начального этапа недостаток, ограничивающий сферу применения этой теории, - абсолютизация бихевиоризмом эмпирических методов исследования. С точки зрения этой теории, смысл социологического исследования состоит не в объяснении, а в описании поведения и главные усилия исследователя должны быть сосредоточены на собирании фактов и их описании. Всякая попытка объяснения может привести только к искажению, затмению фактов, к идеологическим спекуляциям. Исходя из этой установки, бихевиористы рассматривают наблюдение и эксперимент как основные методы исследования.

Положительным в методологии бихевиоризма является стремление к строгости и точности социологических исследований. Однако абсолютизация поведенческого аспекта, внешних форм исследования и количественных методов анализа ведет к упрощенному взгляду на общественную жизнь в целом и на личностное взаимодействие, в частности, так как наблюдаемые объекты по многим показателям не могут быть измерены. Для проведения глубоких социологических исследований необходимо создание предварительных рациональных конструкций в виде научных гипотез, понятийного аппарата и т.д. Важное значение имеет также разработка методологии проникновения во внутренний мир личности, познание её ценностных, психологических и иных мотиваций. Поиски таких методологий - это следующий шаг в развитии американской социологии, который привел к разработке теорий функционализма, структурно-функционального анализа и других теорий.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама