THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В _________________________________ суд

Адрес: _______________________________

Заявитель:____________________________

(фамилия, имя, отчество)

Адрес:_______________________________

Контактный телефон: __________________


по ____________________________ области»

Адрес: _________________________________

Заинтересованное лицо: Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы
по _____________________________ _____области

в лице Филиала № 2 Главного бюро медико-социальной экспертизы

по _______________________ ________ области

Адрес: __________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

о признании незаконным решения об отказе в признании инвалидом и обязании признать инвалидом

4 марта 2010 года Филиалом № 2 Главного бюро медико-социальной экспертизы по ___________________________ области (фамилия, имя, отчество заявителя) было отказано в установлении инвалидности.

Не согласившись с решением указанного бюро, гражданин С. (фамилия, имя, отчество заявителя) 24 марта 2010 года обжаловал его в Федеральном государственном учреждении «Главное бюро медико-социальной экспертизы по _____________________ области» (ФГУ ГБ МСЭ по ___________________ области).

Согласно справке ФГУ ГБ МСЭ по ___________________ области от 24 марта 2010 года, выданной С. после проведения 23 марта 2010 года очной медико-социальной экспертизы специалистами второго экспертного состава главного бюро МСЭ, у С. выявлены незначительные нарушения функции обмена веществ и энергии, внутренней секреции и центральной нервной систем, которые не приводят к ограничению жизнедеятельности, социальной недостаточности и не являются основанием для определения группы инвалидности.

С. считает указанное решение незаконным и необоснованным, а также нарушающим его права.

Обстоятельства дела.

В возрасте 1,5 года С. была диагностирована врожденная дисфункция коры надпочечников, в результате чего он был признан «ребенком-инвалидом». С указанного возраста С. постоянно принимал преднизолон по 0,5 табл/сутки, с возрастом дозировка была увеличена. Около 6-7 лет принимал преднизолон по 1 таблетке 3 раза вдень. Признан инвалидом II группы. В 2004 году в Московском научном эндокринологическом центре данный диагноз был подтвержден. С. прошел детальное обследование в 2009 году, в результате которого был подтвержден уровень 17-альфа-оксипрогестерона более 20 нг/мл при норме 0,5-2,1, подтверждающий указанное заболевание. В период с 14 января 2010 года по 4 февраля 2010 года находился на стационарном лечении в эндокринологическом отделении ГУЗ УОКБ.

Согласно выписке из истории болезни № 1211 С. был подтвержден диагноз: врожденная дисфункция коры надпочечников, вирильная форма. При этом было указано на наличие у С. неврологической симптоматики, на плохое перенесение физических нагрузок, поэтому ему был противопоказан тяжелый физический труд, рекомендовано оформить документы на МСЭК для определения степени утраты трудоспособности. Также сообщалось, что в результате лечения особого улучшения не отмечено, С. был выписан домой для дальнейшего лечения и наблюдения у терапевта, эндокринолога, невролога по месту жительства.

24 марта 2010 года ФГУ ГБ МСЭ по _________________ области решение Филиала № 2 от 4 марта 2010 года о неопределении группы инвалидности подтвердило.

В то же время согласно статье 1 Федерального закона «» «инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». При этом согласно указанной статье «ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».

Пунктом 5 , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации «», определены условия признания гражданина инвалидом, к которым отнесено:

«а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучатся или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию».

У гражданина С. имеются все условия признания его инвалидом, установленные названным постановлением Правительства Российской Федерации, что подтверждается в том числе медицинскими документами С.

Несмотря на это, гражданину С. было отказано в установлении инвалидности.

В то же время согласно пункту 7 «в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».

Согласно представленной выписке из истории болезни в отношении С. было рекомендовано направить документы на МСЭК для определения степени утраты трудоспособности. С. противопоказан тяжелый физический труд. При этом для поддержания жизнедеятельности предписан пожизненный прием преднизолона.

Более того, С. постоянно испытывает головокружение, головные боли, боли в коленных суставах, онемение нижних конечностей, судороги нижних конечностей, ощущение сердцебиения, периодическое повышение артериального давления, периодически возникающие боли в сердце и одышку при физической нагрузке.

Однако несмотря на это, а также на тот факт, что С. является инвалидом с детства, ему была присвоена II группа инвалидности, пожизненно предписан прием лекарств, МСЭК С. было отказано в переосвидетельствовании в установлении инвалидности, что, по его мнению, является незаконным.

Согласно пункту 46 «решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином... в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

На основании изложенного прошу суд:

1. Признать незаконным решение медико-социальной экспертизы Филиала № 2 Главного бюро медико-социальной экспертизы по _____________________ области об отказе (фамилия, имя, отчество заявителя) в установлении инвалидности от 4 марта 2010 года.

2. Признать незаконным решение медико-социальной экспертизы Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы» по _______________ области от 23 марта 2010 года.

3. Обязать признать (фамилия, имя, отчество заявителя) инвалидом.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1. Документ об оплате государственной пошлины.

2. Копия настоящего заявления заинтересованным лицам.

3. Копии документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в настоящем заявлении, на ____ листах в 2 экземплярах.

4. Копия паспорта заявителя.

Нововведение Минтруда России, утвердившее новые классификации и критерии, в первую очередь должно успокоить пациентов бюро МСЭ - людей с ограниченными возможностями. Некоторые из них нередко высказывали недовольство и жаловались по поводу неправильности присвоенных им групп инвалидности, объясняя это субъективностью специалистов.

Ведь инвалидность вообще и ее группа, в частности, для наших людей имеют важное значение, так как дают определенные социальные гарантии государственной поддержки: , которые человек с ограниченными возможностями получает вместо отмененных десять лет назад натуральных льгот, а также возможность пользоваться , проездом и так далее.

Степени инвалидности определяют в процентах

До недавних пор специалисты при проведении медико-социальной экспертизы руководствовались разрозненными рекомендациями и инструкциями. Что в какой-то мере способствовало «разночтению» по поводу присвоения или отказа в установлении инвалидности, «занижения» группы и так далее. Чтобы исключить это, в конце прошлого года Министерство труда России разработало четкие, единые для всех регионов количественные показатели оценки степени выраженности нарушений функций организма человека (дыхания, кровообращения, пищеварения и так далее) . Это дало возможность устранить субъективизм экспертов при освидетельствовании.

При этом нужно отметить, что существенной разницы в подходах при установлении инвалидности тогда и сегодня нет. Как и в предыдущем документе, в новом за основу берется степень выраженности нарушения функции вследствие заболевания, травмы или дефекта. Но только теперь уже - в процентах.

Выделяются 4 степени стойких нарушений функций организма:

I степень - дается при незначительных нарушениях функций организма в диапазоне от 10 до 30%;

II степень - при стойких умеренных нарушениях функций организма в диапазоне от 40 до 60%;

III степень - при выраженных нарушениях функций организма в диапазоне от 70 до 80%;

IV степень - при стойких значительно выраженных нарушениях функций организма в диапазоне от 90 до 100%.

Для того, чтобы опять же избежать субъективизма специалистов при определении количественной оценки в процентах, был издан соответствующий документ (приложение к классификации). В нем в процентах изложены клинико-функциональные характеристики стойких нарушений функций организма человека.

Еще несколько основных положений

Даже если в приложении не окажется какой-то определенной болезни, эксперты будут рассматривать общий подход к классу болезней.

При наличии нескольких стойких нарушений функций организма каждое из них оценят отдельно. А затем выберут максимально выраженное в процентах нарушение.

В случае, если будет установлен факт влияния других нарушений на утяжеление максимально выраженного в процентах нарушения функции организма, тогда его могут увеличить, но не более, чем на 10%.

Третья группа инвалидности назначается по-новому

Бюро МСЭ обратило также внимание на то, что для установления групп инвалидности классификации основных категорий жизнедеятельности и критерии остались прежними, кроме III группы. Если раньше можно было получить III группу инвалидности, имея только одно ограничение жизнедеятельности первой степени, то теперь необходимы - два и более.

После определения одной из групп инвалидности медико-реабилитационная экспертная комиссия устанавливает ее причину.

При определении причины инвалидности МРЭК исходят из клинических данных, из медицинской и другой документации. МРЭК устанавливает следующие юридические причины инвалидности:

    общее заболевание,

    профессиональное заболевание,

    трудовое увечье,

    инвалидность с детства,

    инвалидность с детства, вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период ВОВ (либо с последствиями военных действий),

    инвалидность с детства, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС,

    военная травма,

    заболевания получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС (при аварийных ситуациях на других атомных объектах, при испытаниях ядерного оружия),

    заболевание получено в период военной службы,

    заболевание (увечье), вызванное катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Определение группы инвалидности

Инвалидность – социальная недостаточность, обусловленная нарушением здоровья (заболеванием, травмой, анатомическим дефектом) со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Жизнедеятельность – повседневная деятельность, способность организма осуществлять деятельность способом и в рамках обычных для человека.

Ограничение жизнедеятельности – невозможность выполнять повседневную деятельность способом и в объеме, обычном для человека, что воздвигает барьеры в среде его обитания и ставит в невыгодное положение по сравнению со здоровыми и приводит к социальной недостаточности.

Категории (критерии) жизнедеятельности – это способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю своего поведения, общению, обучению, выполнению трудовой деятельности:

1. способность к передвижению – способность эффективно передвигаться в своем окружении (ходить, бегать, преодолевать препятствия, пользоваться личным и общественным транспортом).

Параметры оценки – характер походки, темп передвижения, расстояние, преодолеваемое больным, способность самостоятельно использовать транспорт, нуждаемость в помощи других лиц при передвижении.

2. способность к самообслуживанию – способность эффективно выполнять повседневную бытовую деятельность и удовлетворять потребности без помощи других лиц.

Параметры оценки – временные интервалы, через которые возникает нуждаемость в помощи: эпизодическая помощь (реже 1 раза в месяц), регулярная (несколько раз в месяц), постоянная помощь (несколько раз в неделю - регулируемая или несколько раз в день – нерегулируемая помощь).

3. способность к ориентации – способность самостоятельно ориентироваться в пространстве и времени, иметь осведомленность об окружающих предметах. Основными системами ориентации являются зрение и слух. Способность к ориентации здесь оценивается при условии нормального состояния психической деятельности и речи.

4. способность к общению (коммуникативная способность) – способность устанавливать контакты с другими людьми и поддерживать привычные общественные взаимоотношения (нарушения общения, связанные с расстройством психической деятельности, здесь не рассматриваются).

Основным средствам коммуникации является устная речь, вспомогательным – чтение, письмо, невербальная речь (жестовая, знаковая).

Параметры оценки – характеристика круга лиц, с которыми возможно поддержание контактов, а также нуждаемость в помощи других лиц в процессе обучения и трудовой деятельности.

5. способность контролировать свое поведение – способность вести себя в соответствии с морально-этическими и правовыми нормами среды обитания.

6. способность к обучению – способность воспринимать, усваивать и накапливать знания, формировать навыки и умения (бытовые, культурные, профессиональные и другие) в целенаправленном процессе обучения: способность к профессиональному обучению – способность к овладению теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями конкретной профессии.

Параметры оценки – возможность обучения в обычных или специально созданных условиях (специальное учебной заведение или группа, обучение на дому и другое); объем программы, сроки и режим обучения; возможность освоения профессий различного квалификационного уровня или только отдельных видов работ; необходимость использования специальных средств обучения и привлечения помощи других (кроме руководителя) лиц.

7. способность к трудовой деятельности – совокупность физических и духовных возможностей человека, определяемая состоянием здоровья, позволяющая ему заниматься различного рода трудовой деятельностью. Профессиональная трудоспособность - способность человека качественно выполнять работу, предусмотренную конкретной профессией, которая позволяет реализовать трудовую занятость в определенной сфере производства в соответствии с требованиями к содержанию и объему производственной нагрузки, установленному режиму работы и условиям производственной среды.

8. нарушение профессиональной трудоспособности – самая частая причина социальной недостаточности, может возникать первично, когда другие категории жизнедеятельности не нарушены или вторично, на основе ограничения жизнедеятельности. Способность к труду в конкретной профессии у инвалидов с ограничением других сторон жизнедеятельности может быть сохранена полностью или частично, либо восстановлена мерами профессиональной реабилитации, и они могут работать в обычных или специально созданных условиях с полной или неполной продолжительностью рабочего времени.

02 февраля 2016 года вступил в юридическую силу Приказ Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н (далее - Приказ Минтруда № 1024н), утвердивший новые классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Также напомним, что в июле 2016 года на основании Приказа Минтруда России от 05.07.2016 № 346н были внесены изменения в Приказ № 1024н.

При этом, в связи с изданием Приказа Минтруда № 1024н утратили силу классификации и критерии, которые были утверждены Приказом Минтруда России от 29.09.2014 № 664н (далее - Приказ Минтруда № 664н) и применялись всего чуть более года (с 23.12.2014 по 01.02.2016). А еще ранее, классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, были установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1013н (далее - Приказ Минздравсоцразвития № 1013н), который был признан недействительным на основании Приказа Минтруда № 664н.

Сегодняшняя публикация Факультета Медицинского Права посвящена анализу изменений, которым подверглись классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан с 2009 года и по настоящее время.

Медико-социальная экспертиза представляет собой процедуру по признанию лица инвалидом и определению в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 181-ФЗ)).

Инвалидом, в соответствии со ст. 1 ФЗ № 181-ФЗ признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (порядок и условия признания лица инвалидом установлены Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее - Постановление Правительства № 95)).

Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Медико-социальная экспертиза проводится с целью установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

Согласно абз. 2 ст. 7 ФЗ № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (в настоящее время, названные классификации и критерии утверждены Приказом Минтруда № 1024н).

В соответствии со ст. 8 ФЗ № 181-ФЗ субъектами, осуществляющими медико-социальную экспертизу и устанавливающим гражданину инвалидность, могут являться исключительно федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, включающие в себя:

  • Федеральное бюро медико-социальной экспертизы;
  • Главное бюро медико-социальной экспертизы;
  • Бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (являются филиалами главных бюро).

Обращаем внимание на то, что согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 медико - социальная экспертиза является лицензируемым видом деятельности.

Направление на медико-социальную экспертизу может быть выдано следующими субъектами (п. 15 Постановления Правительства № 95):

  • Медицинской организацией (независимо от ее организационно-правовой формы)
    Направление выдается по форме № 088/у-06, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 № 77;
  • Органом, осуществляющим пенсионное обеспечение
  • Органом социальной защиты населения
    Направление выдается по форме, утвержденной Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.12.2006 № 874;

Медицинская организация, в частности, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. В направлении на медико-социальную экспертизу указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий. В случае отказа гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, медицинская организация обязана выдать ему справку, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах самостоятельно.

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя) в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы РФ), а в случае обжалования гражданином решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования - в главном бюро медико-социальной экспертизы. Федеральным же бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования. Кроме того, установлено, что медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро (п. 20-24 Постановления Правительства № 95).

В соответствии с п. 25 Постановления Правительства № 95 медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (так же в проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля).

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы (п. 28 Постановления Правительства № 95).

Обязательным является ведение протокола при проведении медико-социальной экспертизы гражданина, а по результатам медико-социальной экспертизы должен быть составлен акт (по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 13.04.2015 № 228н), который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью (п. 26 и 29 Постановления Правительства № 95).

Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро, а выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.

Так же гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации, а гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, необходимы для определения основных видов стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

Критерии же, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).

В настоящее время, согласно Приказу Минтруда № 1024н классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, включают в себя следующие разделы:

  • Критерий для установления инвалидности;

Отметим, что классификации и критерии, утвержденные и Приказом Минздравсоцразвития № 1013н и Приказом Минтруда № 664н, состояли из тех же разделов, за исключением одного - критерий для установления инвалидности в названных актах отсутствовал .

Обращаем внимание на то, что введение критерия для установления инвалидности стало одним из важнейших изменений, вступивших в силу на основании Приказа Минтруда № 1024н.

Следует учитывать, что в п. 8 Приказа Минтруда № 1024н с 09 августа 2016 года критерий для установления инвалидности принят в зависимости от возраста.

Так, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка.

Ниже будут представлены различия в остальных разделах классификаций и критериев, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, которые действуют сейчас и действовали ранее (на основании Приказа Минздравсоцразвития № 1013н и Приказа Минтруда № 664н).

В данном разделе представлены 2 классификации:

  1. Виды стойких расстройств функций организма человека
  2. Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека

Отметим, что действующие классификации основных видов стойких расстройств функций организма человека практически идентичны тем, которые были утверждены Приказом Минтруда № 664н, однако имеют некоторые различия с классификациями, установленными Приказом Минздравсоцразвития № 1013н. Информация об этом представлена в .

Действующие нормы, связанные с определением степени выраженности стойких расстройств функций организма человека так же совпадают с нормами Приказа Минтруда № 664н и при этом, значительно отличаются от норм Приказа Минздравсоцразвития № 1013н.

Это связано с тем, что в соответствии с Приказами Минтруда № 1024н и № 664н степень выраженности стойких нарушений функций организма человека оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 % в соответствии с количественной системой оценки (действующая количественная система оценки установлена в Приложении к Приказу Минтруда № 1024н), в то время как по Приказу Минздравсоцразвития № 1013н степень выраженности нарушений функций организма определялась лишь при комплексной оценке различных показателей без установления определенного диапазона, соответствующего количественной системе оценки (поскольку впервые количественная система оценки была введена лишь Приказом Минтруда № 664н). Информация и степени выраженности стойких нарушений функций организма человека представлена в .

Отметим, что в Приказах Минтруда № 1024н и № 664н установлено, что при наличии нескольких стойких нарушений функций организма человека, отдельно оценивается и устанавливается степень выраженности каждого из таких нарушений в процентах. Сначала устанавливается максимально выраженное в процентах нарушение той или иной функции организма человека, после чего определяется наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функции организма человека. При наличии указанного влияния суммарная оценка степени нарушения функции организма в процентном выражении может быть выше максимально выраженного нарушения функций организма, но не более чем на 10 процентов.

Подобное положение отсутствовало в Приказе Минздравсоцразвития № 1013н.

При этом, обращаем внимание на то, что Приказом Минтруда № 1024н введена новая норма о том, что если Приложением к Приказу № 1024н не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека, то степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении устанавливается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с абзацами 3-6 п. 4 Приказа № 1024н , исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов, обусловивших вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса.

Основные категории жизнедеятельности совпадают как в Приказах Минтруда № 1024н и № 664н, так и в Приказе Минздравсоцразвития № 1013н и являются следующими:

  • Способность к самообслуживанию;
  • Способность к самостоятельному передвижению;
  • Способность к ориентации;
  • Способность к общению;
  • Способность контролировать свое поведение;
  • Способность к обучению;
  • Способность к трудовой деятельности.

В отношении каждой из названных категорий выделяются 3 степени выраженности ограничений, которые так же практически полностью совпадают во всех трех названных приказах (за исключением категории по способности к обучению, отличающейся в Приказе Минздравсоцразвития № 1013н).

Отметим, что степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека .

Существенным изменениям подверглись нормы о критериях для установления групп инвалидности . При этом, отметим, что действующие критерии отличаются от критериев установления групп инвалидности, которые были определены как Приказом Минтруда № 664н, так и Приказом Минздравсоцразвития № 1013н.

Так, в настоящее время, в связи с введением в Приказ Минтруда № 1024н критерия для установления инвалидности, критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с п. 8 Приказа Минтруда № 1024н.

Кроме того, согласно Приказу № 1024н при установлении группы инвалидности степень выраженности стойких нарушений функций организма должна учитываться в процентных значениях (в определенном диапазоне). Сравнительная информация по критериям установления групп инвалидности представлена в .

На основании количественной системы оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами (далее - Количественная система оценки), установленной в Приложении к Приказу Минтруда № 1024н, определяется степень выраженности стойких нарушений функций организма человека.

В соответствии с Приложением к Приказу Минтруда № 1024н Количественна система оценки представляет собой таблицу, в которой установлена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных теми или иными болезнями с учетом клинико-функциональной характеристики стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Таблица по количественной системе оценки включает в себя такие подразделы, как:

  • Классы болезней (по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра (далее -МКБ-10));
  • Блоки болезней (по МКБ-10);
  • Наименования болезней, травм или дефектов и их последствия;
  • Рубрика МКБ-10 (код);
  • Клинико-функциональная характеристика стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
  • Количественная оценка (%).

Напомним, что впервые Количественная система оценки была установлена Приказом Минтруда № 664н (в качестве Приложения), однако в настоящее время применению подлежит Количественная система оценки, утвержденная Приказом Минтруда № 1024н.

Следует обратить внимание на то, что некоторые положения новой Количественной системы оценки отличаются от предыдущей, установленной Приказом Минтруда № 664н.

В частности, Приложение к Приказу Минтруда № 1024н было дополнено такими заболеваниями и дефектами, встречающимися у детей, как инсулинзавизимый сахарный диабет, протекающий в детском возрасте, расщелина губы и нёба (заячья губа и волчья пасть), фенилкетонурия, бронхиальная астма, протекающая в детском возрасте. Также более подробно изложены нарушения функций, обусловленные такими заболеваниями, встречающимися у детей как муковисцидоз, врожденные пороки развития, в том числе пороки сердца, костно-мышечной системы (врождённый вывих бедра, косолапость и т.д), ЦНС (в том числе и гидроцефалия), хроническая почечная недостаточность.

Подводя итог проведенного в настоящей статье правового исследования считаем необходимым выделить следующие основные изменения, произошедшие с классификациями и критериями , используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы на основании применяемого в настоящее время Приказа Минтруда № 1024н :

  • впервые введены критерии установления инвалидности (отдельно установлен критерий для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше и отдельно - в возрасте до 18 лет);
  • введена норма о том, что если Приложением к Приказу Минтруда № 1024н не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека, то степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении устанавливается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы самостоятельно (в соответствии с абз. 3-6 п. 4 Приказа Минтруда № 1024н, исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов, обусловивших вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса);
  • изменены критерии для установления групп инвалидности (новые критерии применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с п. 8 Приказа Минтруда № 1024н и предусматривают необходимость учета степени выраженности стойких нарушений функций организма в процентных значениях (в определенном диапазоне) при определении группы инвалидности);
  • количественна система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами скорректирована и дополнена заболеваниями, отсутствующими в Приказе Минтруда № 664н.

При этом, как и в предыдущих нормативных правовых актах, Приказом Минтруда № 1024н сохранено 6 основных групп видов стойких расстройств функций организма человека. Также сохранены 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека и алгоритм оценивания степени выраженности таких нарушений в процентах (в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10%).

В заключение полагаем важным также сообщить о том, что по мнению некоторых экспертов необходимость утверждения новых классификаций и критериев , используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, возникла в связи с тем, что предыдущие критерии , применяемые на основании Приказа Минтруда № 664н вызывали на практике многочисленные жалобы и проблемы . Оказалось, что многие тяжелобольные люди, в первую очередь - дети (например, больные сахарным диабетом), не могли быть признаны инвалидами, и не получали соответствующих возможностей лечения и реабилитации. Также производились массовые «снятия» граждан с инвалидности.

В частности, А. Кушаков и Линь Нгуен (сотрудники Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива») сообщают следующее: «В свое время приказ Минтруда России от 29.09.2014 № 664н внес изменения в концепцию установления инвалидности, обозначив переход от медико-социальной модели установления инвалидности к исключительно медицинской. Этот подход имел свои положительные и отрицательные стороны. Так проведение медико-социальной экспертизы, например, у детей было осложнено серьезным отличием заболеваний у взрослых и детей. Надо понимать, что некоторые заболевания легче переносятся взрослыми, но всерьез влияют на нормальное развитие ребенка, а часть из них вообще у взрослых не встречается. Выяснилось также, что в документе не учтены некоторые виды заболеваний (сахарный диабет, муковисцидоз). К тому же изменение подхода в определении инвалидности привело к тому, что в ходе переосвидетельствования не все люди с инвалидностью остались в этом статусе. Это часто вызывало недовольство.».

Отметим, что мнения относительно того, на сколько новый Приказ Минтруда № 1024 исправил недостатки, существующие в предыдущих нормативных правовых актов, и упростил процедуру получения гражданином инвалидности разнятся.

Так, по мнению М. Топилина (Министра труда и социальной защиты РФ) Приказом Минтруда № 1024н «конкретизированы подходы к оценке степени выраженности нарушенных функций организма и критерии установления инвалидности, в том числе детям, уточнены формулировки, что позволит исключить их неодинаковое толкование в различных регионах».

В пользу позиция о том, что новый приказ Минтруда позволит исключить субъективный фактор при проведении медико-социальной экспертизы и установлении инвалидности и решит проблемы, существовавшие при действии Приказа Минтруда № 664н приводятся также доводы о том, что в Приказ Минтруда № 1024н включено множество отсутствовавших ранее заболеваний (а некоторые заболевания уточнены), а также сделана детальная проработка формулировок клинико-функциональной характеристики стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Однако, несмотря на то, что Приказ Минтруда № 1024 действительно устранил некоторые проблемы, возникшие в период действия Приказа Минтруда № 664н, в профессиональном сообществе существуют опасения, что новый приказ Минтруда будет, к сожалению, способствовать внедрению субъективного подхода при осуществлении медико-социальной экспертизы.

Такие опасения связаны с тем , в первую очередь, что по болезням, травмам или дефектам и их последствиям, в отношении которых не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении должна устанавливаться сотрудником службы медико-социальной экспертизы.

Кроме того, существуют и иные проблемы, связанные с получением инвалидности в соответствии с классификациями и критериями, утвержденными Приказом Минтруда № 1024.

К одной из таких проблем относится то, что в связи с введением общего критерия для установления инвалидности (согласно которому критерием для установления инвалидности лицам в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты) инвалидность не может быть установлена вообще (независимо от болезни), если, например, ограничена одна способность 1 степени .

Таким образом, на основании изложенного выше, полагаем, что введение в действие Приказа Минтруда № 1024н является положительным шагом к развитию нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы, связанные с институтом признания лица инвалидом, но, при этом, новые классификации и критерии используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, содержат ряд недостатков (как и предыдущие), которые приводят к увеличению риска «субъективизма» при решении вопроса о признании лица инвалидом, а также к усложнению процедуры такого признания.

Это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама