THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

>> Русский язык: Особенности употребления отдельных предлогов в русском языке (в сопоставлении с украинским)

Предлог как служебная частьречи

Служебные части речи (предлоги, союзы, частицы), в отличие от самостоятельных, не называют предметов и явлений, их количество, свойства, качества и действия, не бывают членами предложения и не изменяются. Они нужны для связи слов и предложений, а также для передачи дополнительных значений.

Предлог (по-укр.: прийменник) - служебная частьречи , которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетаниях и предложениях: вернуться из-за непогоды, к двум прибавить три, приготовить для нас.
Предлоги не являются членами предложения, но входят в состав членов предложения: Солние влияет на погоду.
В русском языке обычно предлоги безударные, но в некоторых случаях ударение может переходить на предлог.

Обратите внимание!
надеть на руку, на ногу сделать за ночь, за день
остаться на год, на ночь, на день выехать за город повернуться на бок

спрятать за спину
идти по лесу, по полю выйти из дому, из лесу
Ударить по носу, по уху взять под руки

Предлог как служебная часть речи

По-русски
возле, у, около, близ вместо

По-украински біля
.-
Приведите из текста примеры самостоятельных и служебных частей речи и запишите их.
Ни одно явление природы так тесно и непосредственно не связано с жизнью человека, как погода и климат. Каждый из нас, проснувшись утром, смотрит в окно, чтобы узнать, какая сегодня погода. Людям свойственно интересоваться погодой, но у одних это вызвано просто любопытством, а у других - более серьёзными причинами.
(По С. Гончаренко)

Спишите, вставляя нужные буквы и объясняя орфограммы. Выделите предлоги и определите, с какими словами они связаны, а также какой частью речи являются эти слова.
Почему в Якутии нет пустыни?
В Якутии выпадает очень мало осадков, пр(е/и)бл(е/и)-зительно столько, сколько и в пустын(и/е) Каракумы. Так почему же в Якутии не появляет(ь?)ся пустыня? Просто там в почве зал(и/е)гает м(и/е)рзлота. Посте-пе(н/нн)о оттаивая, она р(о/а)вномерно снабжает влагой траву, кустарники и дерев(ь?)я. Не будь её, в Якутии вместо лесов была бы пустыня.
(По А. Смирнову)

Вместо пропусков вставьте уместные по значению предлоги.
Для чего служат предлоги в предложении?
Мы осторожно пробрались... чащу и... зарослей вереска увидели гнилой сосновый пень. ... него тянуло грибами и йодом.

Пня, спиной... нам, стоял барсук. Он расковырял день и засУнУл - середину пня, ... мокрую и холодную руху, обожжённый нос. Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос.
... его ног бегал и фыркал другой, маленький барсучок.
Он волновался и толкал нашего барсука носом... живот.
Наш барсук рычал... него и лягался задними пушистыми
лапами.

(К Паустовский)
Для справок: от, около, в, среди, на, у, к.

Прочитайте вслух стихотворные строки, найдите предлоги, определите, какие из них под ударением.
1. Летят пушинки чистые за луг, за сад, за лес и к нам парашютистами спускаются с небес (Вс. Рождественский). 2. Всё темней, темней и тише... Смолкли к ночи птицы; только на небе сверкают дальние зарницы (И. Суриков). 3. Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел. Был сильный мороз (Н. Некрасов). 4. А уж от неба до земли, качаясь, движется завеса, и будто в золотой пыли стоит за ней опушка леса (А. Фет). 5. Стужа злее на ночь... Заворочался в санях Михайло Иваныч (Н. Некрасов). 6. Пчела за данью полевой летит из кельи восковой (А. Пушкин). 7. Но меж тем уж село солнышко давно; под-нялася вьюга, на небе темно (И. Суриков). 8. Вот из лесу вышли - навстречу как раз синеющей лентой, извилистой, длинной, река луговая (Н. Некрасов). 9. Сон и зной уже царили надо мной. Но вдруг я стоны услыхал, и взор мой на берег упал (Н. Некрасов). 10. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

(А. Пушкин).

Переведите текст на русский язык. Выпишите парами украинские и соответствующие им русские предлоги.
Там на Україні, де долина, тихо тече Рось, там між горами, між дубовими та липовими лісами стоїть велике містечко Богу слав.
Висока гора обривалася над Россю рівними, як стіни, скелями. Глибоке провалля повиставляло проти сонця свої жовті глинясті боки. Понад самісінькою Россю, попід глинястими стінами, поміж купами каміння в"ється дорога.
(За І. Нечуєм-Левицьким)

Н.Ф.Баландина, К.В. Дегтярева, С.А.Лебеденко, Русский язык 7 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Полный перечень тем по Русскомы языку для 7 класа, календарный план по всем предметам согласно школьной программы, курсы и задания поРусскому языку для 7 класа

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

354. Прочитайте. Укажите предлоги и слова, к которым они относятся; затем укажите, с каким падежом употреблён каждый предлог. Выделите производные предлоги, образовавшиеся: а) из наречий, б) из существительных, в) из глаголов (деепричастий).

1) В ночь погода зашумела. (П.) 2) Для берегов отчизны дальной ты покидала край чужой. (П.) 3) У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том. (П.) 4) Ветер дул навстречу. (П.) 5) Дым багровый клубами всходит к небесам навстречу утренним лучам. (П.) 6) Река разлилась, и пришлось ехать кружным путём. 7) Задача решается путём приведения к единице. 8) Благодаря хозяйку, мы стали с ней прощаться. 9) Я узнал много нового благодаря вам.

§ 58. Особенности употребления некоторых предлогов

1. Предлог между (меж) употребляется с двумя падежами: родительным и творительным, например: 1) Меж высоких хлебов затерялося небогатое наше село. (Н.); 2) Паузы между выстрелами были тягостнее самих выстрелов. (М. Г.) В современном русском литературном языке предлог между чаще употребляется с творительным падежом.

2. При глаголах чувства (тужить, плакать, горевать, тосковать, скучать, соскучиться и т. п.) предлог по употребляется с дательным падежом, например: тужить по сыну, плакать по отцу, горевать по мужу, тосковать по родному селу, скучать по Михайловскому. Но личные местоимения 1-го и 2-го лица при указанных глаголах чаще ставятся в предложном падеже, например: плачет по вас, горюет по нас.

Ошибочным является употребление после отмеченных глаголов предлога за с творительным падежом, например: «Он скучает за вами», «Она тоскует за тобой».

После глаголов движения (ходить, гулять, бежать, двигаться, взбираться, бродить и т. п.) предлог по употребляется с дательным падежом: ходил по лугу (по лугам), гулял по лесу (по лесам), бежал по берегу (по берегам), бродил по полю (по полям) и т. п.

Предлог по с предложным падежом употребляется со значением «после чего-нибудь», например: по истечении срока, по прибытии на место, по окончании школы, по приезде в город.

После предлога по местоимения сколько и несколько ставятся в дательном падеже, например: По скольку тетрадей дали каждому ученику? По нескольку суток не бывал дома.

Предлог по при числительных, обозначающих количество, которое приходится каждому, или обозначающих цену каждого и т. д., употребляется со следующими падежами: 1) с винительным падежом при числительных два, две, три, четыре, двести, триста, четыреста (выдали по два, по три, по четыре карандаша; выдали по двести, по триста, по четыреста рублей); 2) с дательным падежом при остальных числительных: один, ..., пять,..., десять, ..., двадцать,..., сорок, ..., пятьдесят, ..., девяносто, ..., сто (выдали по одному, по пяти, по десяти, по сорока, по пятидесяти...);

3) особо сочетаются числительные пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот, полтора, полторы (по пятисот, по шестисот и т. п., по полтора, по полторы).

Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом, например: благодаря вашему совету, согласно вашему желанию, вопреки вашему предсказанию.

Значение предлога благодаря обусловливает сочетание его только с существительными, имеющими положительное значение, указывающими на то, за что можно принести благодарность: благодаря вашему совету, благодаря солнечной погоде и т. п. Поэтому, например, предложение вроде «Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника» неправильно.

С дательным падежом употребляется ещё три наречных предлога: навстречу, подобно, наперекор, например: 1) Я бросился навстречу брату. 2) Подобно грохотанию дальнего грома за лесом раздавался глухой шум водопада. 3) Он всё делал наперекор желанию родных.

355. Спишите данные словосочетания, ставя заключённые в скобки слова в нужном падеже.

Скучать по (родной город), бродить по (парк и роща), взбираться по (лестница), приехать по (окончание института), возвратиться по (завершение строительства), справиться по (прибытие в столицу), рассказать по (возвращение из командировки), отчитаться по (окончание экспедиции), заплатить по (триста восемь рублей), купить по (двадцать три) тетради, поступить наперекор (желание), действовать вопреки (совет), уезжать согласно (предписание), добиться хорошего урожая благодаря (правильная обработка полей), выйти навстречу (участники пробега), петь подобно (соловей).

356. Спишите, ставя слова, заключённые в скобки, в нужном падеже. Предлоги, относящиеся к словам в скобках, подчеркните.

1) Она меж (дело и досуг) открыла тайну, как супругом самодержавно управлять. (П.) 2) Меж (горцы) пленник наблюдал их веру, нравы, воспитанье. (П.) 3) Всегда я рад заметить разность между (Онегин) и (я). (П.) 4) Не тужи по (сны прелестные). (Держ.) 5) Он соскучился по (свой дядя). (Т.) 6) По (небо) крадётся луна. (П.) 7) Где-то вьётся прихотливым извивом просёлок, и бойко проскачет по (он) телега. (С.-Щ.) 8) По (окончание) университета он уехал работать в деревню. 9) По (прибытие) на место мы направились к коменданту. 10) По (истечение) срока отпуска он возвратился на завод. 11) Все дома были построены одинаково: фасад выходил на юг, на каждом фасаде было по (десять) окон, на каждой западной стене по (шесть) окон, на восточной тоже по (шесть), а сзади, на северной стороне, по (четыре) окна. 12) Согласно (указание штаба армии) отряд должен был перебраться на Двину. (Н. Ник.) 13) В сутки проезжали по (пятьсот), а иногда и по (шестьсот) километров. 14) Они будут видеться, будут каждый день просиживать по (несколько) часов вместе. (Гарш.) 15) В Петербурге, вопреки (его собственные ожидания), ему повезло. (Т.) 16) Благодаря (масса новых впечатлений), день для Каш-танки прошёл незаметно. (Ч.)

357. Спишите, употребляя предлоги благодаря, ввиду или вследствие и ставя существительные в нужном падеже.

1) ... (ожидаемые заморозки) пальмы убрали в оранжерею. 2) ... (ремонт железнодорожного полотна) поезд пришёл с опозданием. 3) ... (мужество и самообладание) машиниста авария была предотвращена. 4) Часть набережной была затоплена... (быстрый подъём воды) в реке. 5) ... (предстоящий турнир) шахматисты усиленно тренировались. 6) ... (правильное лечение и внимательный уход) больной скоро поправился.

Разделы: Русский язык

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Метод проекта всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей изучаемых в школе наук.

Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашена. Применяя метод проектов на уроках русского языка и литературы, я стремлюсь повысить практическую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.

Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

Например:

  • сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам,
  • сделать подборку фразеологизмов на определенную тему составить словарик фразеологизмов,
  • сделать подборку примеров на определенную тему из художественной или учебной литературы,
  • изготовление учебных пособий (схем, опор, таблиц), составление кроссвордов по теме и др.

Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.

В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты: написать сочинение, сочинить сказку по теме и др.

Научить обрабатывать, обобщать информацию, полученную из учебной, научно-популярной литературы. Выработать умение формулировать проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся), решать проблемы на основании выдвинутых гипотез.

развитие лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей учащихся; формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности, навыков работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.

1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами): Учитель объявляет тему урока и задает проблемный вопрос.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Ученики высказывают свои предположения)

Учитель обобщает: при употреблении ПРЕДЛОГОВ возникает ряд вопросов, связанных с их значением, стилистической окраской. И сегодня мы попытаемся их разрешить. Для этого мы вместе соберем информацию о предлогах, обработаем ее с точки зрения языковой нормы и проведем исследование. А результатом будет мини-проект “Речь в защиту предлога ИЗ

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

I. Запишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. (Запись на доске.)

Встретиться по возвращени(и, ю) из командировки; принять решение по выяснени(и, ю) обстоятельств; по здравому рассуждени(и, ю); получить права по достижени(и, ю) совершеннолетия; получить посылку по предъявлени(и, ю) паспорта; поздравим лично по приезд(е, у).

Понаблюдайте,в каком значении употребляется в них предлог "ПО"?

(В значении ПОСЛЕ. Употребление предлога ПОСЛЕ носит нейтральный характер; ПО - книжный характер.)

II. Продолжаем собирать информацию о предлогах, выберите предлоги (речевая разминка).

  • Можно ли прийти домой с улицы?
  • Можно ли прийти домой со школы?
  • Можно ли принести с магазина мясо?
  • Можно ли принести со двора ведро?

(Предлоги В, НА - синонимы, им соответствуют антонимичные пары ИЗ, С; говорим: на улицу - значит - с улицы.

Значение предлогов В, НА - внутрь чего-либо, пространственные.)

Правильно ли "в этой связи"?

Какие части речи путают говорящие таким образом?

(Надо "в связи с…", то есть с тем, что было только что сказано…)

Можно ли так сказать:

"Благодаря снежным заносам движение прервано", "Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника"?

(Предлог БЛАГОДАРЯ не потерял еще своего первичного значения по связи с глаголом БЛАГОДАРИТЬ .)

Как же лучше сказать?

(Движение прервано из-за /ВСЛЕДСТВИЕ, ПО ПРИЧИНЕ/ заносов).

В городском транспорте можно услышать: "оплатить за проезд", "уплатить за проезд".

Сопоставьте, какой вариант предпочтительнее с точки языковой нормы?

(В литературном языке принята беспредложная конструкция "оплатить что? проезд" и предложная конструкция "уплатить за проезд").

III. Это была речевая разминка перед более сложной работой, исследовательской работой. Всмотритесь в текст, что заметили?

1. Иду я со школы и вижу очередь возле книжной лавки, которая была большая и заинтересовавшая меня. 2. Я подошел более ближе, спросил, кто крайний, и выяснил, что дают. 3. Оказалось, что нужно заиметь лотерейный билет и с ним, если выиграешь, приобрести книгу или произведение. 4. Но настроение было у меня очень замечательное, я был уверен в то, что достанется повесть Бакланова "Альпийская баллада". 5. Получив билет, мне вручили желающую книгу.

(Текст требует правки, поскольку каждое предложение таит в себе несколько ошибок. Попробуем вместе откорректировать текст. Можно работать в группах или индивидуально).

В первом предложении три ошибки:

1 - иду из школы;
2 - придаточное определительное может быть отнесено и к очереди и к лавке, значит нужно переделать так, чтобы недоразумения не было;
3 - союз "и" связывает глагол и причастие.

Три ошибки и во втором предложении:

1 - или "более близко" или "ближе", т.е. или простая или составная форма сравнительной степени;
2 - спросил, кто последний;
3 - выяснил, что продают .

В третьем предложении четыре ошибки:

1 - нужно приобрести билет;
2 - вместо "с ним" написать "по нему",
3 - заменить слово “приобрести”, т.к. оно уже есть у нас;
4 - убрать слово "произведение".

В четвертом предложении фактическая ошибка: "Альпийскую балладу" написал Василь Быков. Убрать союз "но", убрать слово "очень", заменить указательное местоимение "то" на "том" (уверен в том).

В пятом предложении две ошибки:

1 - добавочное действие и основное должны относиться к одному предмету, следовательно, здесь деепричастный оборот нужно заменить придаточным предложением;
2 - заменить действительное причастие страдательным.

Как же грамотно должен звучать текст? (читает ученик).

Иду я из школы и возле книжной лавки вижу большую, заинтересовавшую меня очередь. Я подошел ближе, выяснил, что продают, и спросил, кто последний. Оказалось, что нужно приобрести литературный билет и по нему, если выиграешь, купишь книгу. Настроение у меня было замечательное, я был уверен в том, что мне достанется повесть Василя Быкова "Альпийская баллада". Когда я получил билет, мне вручили желаемую книгу.

В этом тексте не так много предлогов. И все же сможете вы их распознать? (Анализ исследования).

IV. Продолжим наблюдение. Укажите случаи ошибочного употребления падежных форм имени существительного с предлогом (Доска).

Наперекор - родителям, старших, судьбе.

согласно - приказа, распоряжению, данных..

благодаря - заботой, внимания, старанию.

Что вы скажете о предлогах СОГЛАСНО, НАПЕРЕКОР, БЛАГОДАРЯ с точки зрения происхождения?

(Это производные предлоги: СОГЛАСНО, НАПЕРЕКОР образовались из наречий, а БЛАГОДАРЯ - из деепричастия).

V. Предлагаю выборочную работу: один ученик записывает сочетания с производными предлогами; другой - с омонимичными частями речи. Класс работает в тетрадях в двух колонках.

в течение года; договориться насчет похода; задача на подобие треугольников; остаться, несмотря на уговоры; средства переведены на счет; в течении реки; мчался, не смотря под ноги; задача наподобие предыдущей; впоследствии вернуться обратно; быть дома вследствие дождя.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

В начале урока звучали примеры ошибочного употребления предлога С

"прийти со школы, с магазина, вернуться с Москвы." В ходе исследования мы пришли к выводу: грамотный человек будет говорить: "из школы, из магазина, из Москвы".

Попробуйте написать мини-проект Речь в защиту предлога ИЗ. Или сочинение-миниатюру о предлоге в любом жанре: сказки, интервью. Те, у кого сейчас нетворческое настроение, вспомните производные предлоги, которые пишутся раздельно, слитно, и составьте с ними предложения.

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

Работы учеников.

Речь в защиту предлога “ИЗ”
ученицы 7 класса
ЦИРКУНОВОЙ Ксении

Я считаю, что предлог "ИЗ " помогает нам правильно употреблять в своей речи словосочетания. Порой мы даже не замечаем услышанные нами грубые речевые ошибки как в речи детей, так и взрослых. Например, говорят "с магазина", хотя нужно "из магазина", т. к. мы пришли из здания, а не спустились с него. Всегда нужно стараться не допускать таких ошибок и говорить правильно.

Речь в защиту предлога " ИЗ " и "С "
ученика 7 класса
ТРОФИМОВА Вадима

В русском языке существуют предлоги "ИЗ" и "С", которые постоянно путают между собой. Некоторые ученики говорят: "Я пришел со школы". Это неправильно, так как получается, что ученик слез со школы. А правильно говорят: "Я пришел из школы". У этих предлогов есть синонимы и антонимы. Предлогу "ИЗ" синоним "С", а антоним "В" и "НА". Для того чтобы не путать предлоги, надо воспользоваться простым правилом: "Если в предложении указано точное место, то пиши предлог "ИЗ", а если нет - то "С". Например: "Он приехал с севера. Но приехал из Москвы".

Речь в защиту предлога "ИЗ "
ученицы 7 класса
СОЛОДЧУК Александры

Для чего нужен предлог "ИЗ"?

Во-первых, предлог "из" нужен для того, чтобы правильно говорить, чтобы не путать его с предлогом "с". Например: пришел из школы, вышел из дома. А не "пришел со школы, вышел с дома".

Во-вторых, предлог "из" нужен для того, чтобы в мире не сократилось разнообразие предлогов. Так, например, исчезнет предлог "из" и за ним исчезнут предлоги тесно связанные с ним: "с", "на", "в".

Говорите правильно, размышляйте, и тогда вы поймете, зачем же нужен предлог "из".

Д.З. - Закончить творческую работу дома.

Литература:

  1. Розенталь Д., Голуб И., Кохтев Н. Русский язык для школьников пятых-девятых классов. Путешествие в страну слов. – М: Издательский дом “Дрофа”, 1995. – с.168.
  2. Хазанова А. С., Цвайг Л.В. Русский язык. Практическое руководство в двух частях. – М: Владос, 1995. - Ч. 2. – с. 23.
  3. Сочинение. Практическое пособие. – М: “Московский лицей”, 1996. – с.16.

Вызывают затруднения особенности употребления некоторых предлогов. Приведем несколько примеров.

Предлоги в и на . Как правило, предлог на обозначает нахождение на поверхности, предлог в – движение внутрь чего-либо: находиться на крыше, войти в здание. При указании на средство передвижения употребляют на (прилететь на самолете, приехать на автобусе ), но если подчёркивается нахождение внутри средства передвижения, используется предлог в (ехать в вагоне, в поезде, в метро, в троллейбусе и т. п.). Важна и семантика имени существительного: если оно называет территорию с определенными службами или место деятельности без представления о помещении (завод, фабрика, вокзал, почта, кафедра, выставка, курорт и под.), различного рода трудовые процессы, занятия (спектакль, состязания, работа и под.), употребляется предлог на , в остальных случаях – в (аудитория, цех). Предлог в употребляется в сочетании с географическими названиями: материков, стран, областей, регионов, районов, городов, деревень – при обозначении места действия: в Америке, Африке, России, Симферополе, Ялте . В последние десятилетия стали распространёнными сочетания с предлогом на : на Брянщине , на Орловщине . Сочетание на Украине в последние годы изменилось на в Украине.

С названиями горных местностей для обозначения `среди гор, в горах` используется предлог в (в Карпатах, в Альпах, в Гималаях ), со значением `на поверхности гор ` – на (на Урале, на Памире, на Карпатах , на Балканах и т. д.)

С названиями улиц используется предлог на , переулков – в : на Бабушкинской , н а Гоголя, но в переулке Героев Аджимушкая, Ростовском и т. д.

При указании на конечный пункт движения используется предлог в : в город, в деревню, в театр , в клуб , в кухню и т. д., при обычной характеристике места может быть употреблён предлог на : на хутор, на речку, на кухню и т. д.

  1. 6. Иммиграционный потенциал предлогов

Количество предлогов точно не определено, и причиной этого является, во-первых, активность процесса перехода в предлоги слов из других частей речи в результате диахронного процесса препозиционализации и, во-вторых, спорность отдельных случаев отнесения предложных сочетаний к предлогам (типа во главе с и др.).

1. В предлоги перешло большое количество наречий: вблизи, вдоль, взамен, внутри, внутрь, возле, вокруг, вопреки, впереди, касательно, кругом, между, мимо, наверх, наверху, навстречу, накануне, наперекор, наперёд, напротив, насквозь, ниже, около, относительно, поверх, подобно, позади, поперёк, после, посредине, прежде, против, раньше, сбоку, свыше, сзади, снаружи, согласно, соответственно, через и др. Примеры: На поляне вблизи сквера стояла скамейка, сколоченная из березовых жердей (К.П.). Мимо окон трамвая неслись, шумя листвой, свежие бульвары… (К.П.). В начале июня в саду около дачи зацвела сирень (К.П.). Переход этот тянется около километра (К.П.). Лет ему около шестидесяти (В.Сол.). Посреди поляны толстой бабой сидел стог сена (В.Аст.). Сзади них, стуча сапогами, поднимались по лестнице Петя, повар с тортом (К.С.). Согласно этому описанию можно изготовить макет, декорацию, план, картину (Д.Гр.). Относительно записи «доброта» можно сказать очень много (К.П.).

Переход наречий в предлоги объясняется целым рядом причин, в числе которых – наличие у исходной формы и трансформанта «семантического мостика», то есть способности передавать одни и те же отношения: временные, пространственные и др. Например: наречие накануне обозначает время: встретились накануне ; предлог накануне передаёт временное значение вместе со следующим за ним именем существительным: встретились накануне праздника .

2. Переход имен существительных в предлоги – один из продуктивных, интересных, но малоисследованных и дискуссионных процессов. По мнению Е.Т. Черкасовой, в разряд предлогов переходят лишь те существительные, которые в своем лексическом значении содержат оттенок релятивности или в значении которых при определенных условиях такой оттенок развивается [Черкасова Е.Т. К изучению образования русских отымённых предлогов // Исследования по грамматике русского литературного языка. – М., 1955. – С. 76]. Имена существительные, обладающие такими особенностями, по мнению автора, можно разделить на две группы: а) имена существительные, лексическое значение которых соотносительно со значениями, выражаемыми первичными предлогами, например, имена существительные причина, повод , соотносительные с предлогами из-за, по, с, из ; имя существительное цель , соотносительное с предлогами для, ради и т. д; б) отвлечённые существительные, в одном из значений которых развивается релятивность: линия, сторона. Перечислим некоторые из отымённых предлогов: во время, вследствие, по причине, по случаю, по поводу, в течение, в продолжение, на протяжении, по мере, по степени, с целью, на предмет, в интересах, посредством, наподобие, вроде, со стороны, в лице, по части, в области, в деле, в смысле, за исключением, в направлении, в сторону, в силу, ввиду, в соответствии, в отношении, насчёт и др.

Именные предлоги наиболее лексичны, потому что причинные, целевые, временные, пространственные и другие отношения подчёркнуты лексическим значением именной основы. Препозиционализация имен существительных характерна прежде всего для научной, публицистической и деловой речи. Примеры: Он вежливо, но твердо ответил, что, к сожалению, не получил никаких указаний насчет журналистов (К.П.). Следует отметить, что конкурсы на получение прав недропользования в целях разработки руд проводятся только для государственных предприятий (Из газ). Он приказал в течение часа выпустить из ремонта те несколько танков, которые были уже почти готовы (К.С.). По мере продвижения отряда огонь стихает (К.С.). Мины шли по направлению к Школенко и пролетали дальше (К.С.).

Союз

    Понятие о союзе.

    Характеристика союзов по значению и передаваемым с их по мощью синтаксическим отношениям.

    Характеристика союзов по структуре, занимаемым позициям и употреблению.

    Иммиграционный потенциал союзов.

«Союзами называются служебные слова, связывающие предложения или члены предложения» [Грамматика–1960, т. 1, с. 665].

«Союз – это служебная часть речи, при помощи которой оформляется связь между частями сложного предложения, между отдельными предложениями в тексте, а также (это относится лишь к некоторым союзам) связь между словоформами в составе простого предложения» [Русская грамматика–1980, т. 1, с. 713].

Употребление предлогов может вызывать целый ряд проблем, так как существуют случаи, когда другие слова с предлогами звучат так же, как предлоги, а пишутся по-разному. Написание предлогов может вызвать затруднения только в том случае, если не знать несколько простых правил, которые помогут понять, что именно перед вами: существительное с предлогом или отдельный предлог.

Итак, существует три способа написания предлогов: слитно, через дефис и раздельно.

Слитное написание предлогов.

Слитное написание будет правильным в случае со следующими производными предлогами: внутри, позади, посредством, несмотря, наперекор, навстречу, вслед, вроде, наподобие и другие. Наибольшие затруднения возникают при непонимании того, какая часть речи перед нами - предлог или существительное с предлогом? Давайте рассмотрим предлоги и примеры .

Ввиду или в виду?

  • Ввиду - предлог, если слово выражает причинно-следственное отношение между словами: Ввиду отсутствия улик, подозреваемого освободили из-под ареста. Ввиду обострения симптомов мы решили вызвать скорую . В обоих этих примерах предлог «ввиду» можно заменить предлогом «из-за» , который также имеет причинно-следственное значение.
  • В виду - существительное с предлогом, которое обозначает доступность для обозрения. Можно заменить за синонимическое словосочетание «в поле зрения», «в поле видимости» : Девочка весело резвилась в виду матери . Примечание . Устойчивое выражение иметь в виду пишется также раздельно!

Насчёт или на счёт?

  • Насчёт - предлог, который можно заменить предлогом о (об): Василий позвонил, чтобы договориться насчёт встречи. Я подошёл к начальнику, чтобы поговорить насчёт оплаты работы.
  • На счёт - существительное с предлогом: На счёт в банке поступила крупная сумма, о чём меня сразу известило оповещение . В этом словосочетании можно поставить ещё одно слово: на мой счёт, на указанный счёт и т.д.

Несмотря или не смотря?

  • Несмотря - предлог, который пишется слитно и является синонимичным предлогу вопреки: Несмотря на надвигающийся дождь, мы отправились в дорогу. Он встал и ушёл, несмотря на сильное желание остаться.
  • Не смотря - деепричастие, которое означает конкретное созерцательное действие, и частица: Не смотря под ноги, можно упасть и расшибиться. Он мчался вдаль, не смотря по сторонам.

Раздельное написание предлогов.

Раздельно пишутся следующие производные предлоги: в течение, в отношении, в продолжение, в отличие, по причине, за исключением, за счёт, по поводу, в меру, в области, в виду и другие.

В течение или в течении? В продолжение или в продолжении?

Словосочетания в течение и в продолжение также провоцируют много ошибок при написании. Ошибки эти допускаются из-за незнания всего одного правила: если это предлог - то на конце пишется , если существительное с предлогом - то -и.

Рассмотрим конкретные примеры:

В течение двух лет у него не получалось найти высокооплачиваемую работу. В течение недели лил дождь. Он подождал ещё в течение получаса, и только после этого ушёл домой. В этом случае предлог имеет временное значение.

В течении реки наблюдались изменения. В течении подводных рек всегда можно наблюдать некоторую закономерность. В этом случае имеется в виду конкретное течение - реки, океана, ручья и т.д.

Это же правило можно применить для предлога и словосочетания в продолжение - в продолжении, в отличие - в отличии и др.

Внимание . Слово впоследствии всегда пишется с буквой на конце, но является наречием, и не может выступать в роли предлога ни при каких условиях.

Написание предлогов через дефис.

Через дефис пишутся непроизводные предлоги-сращения: из-за, из-под и другие, в том числе и просторечные: Из-за болезни я не смогла вовремя выйти из отпуска. Из-под пола смешно торчал блестящий нос щенка.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама